«Кадротрясение». Почему Путин меняет губернаторов? Отставки губернаторов продолжатся

За неделю в отставку ушли главы пяти регионов. Почему они расхотели работать и «кто на новенького» - на эти вопросы «Фонтанке» отвечает политолог Николай Петров.

Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ

В среду, 15 февраля, стало известно имя очередного губернатора, который недосидит до конца срок в должности. В отставку попросился глава Карелии Александр Худилайнен. Президент сразу прошение подписал и очень быстро назначил преемника – экс-главу Федеральной службы судебных приставов Артура Парфёнчикова. Днём раньше добровольно подал прошение об отставке глава Рязанской области Олег Ковалёв. В понедельник то же самое сделал глава Новгородской области Сергей Митин.

Предыдущая рабочая неделя ознаменовалась отставками губернатора Пермского края Виктора Басаргина, который будет начальником Ространснадзора, и главы Бурятии Вячеслава Наговицына. Что случилось с губернаторским корпусом – объясняет профессор кафедры сравнительной политологии Высшей школы экономики, руководитель Центра политико-географических исследований Николай Петров.

- Николай Владимирович, кто из губернаторов следующий «на вылет»?

– У десяти глав регионов истекает срок полномочий, из них Кремль собирался пять-шесть поменять, остальных – переназначить. Среди тех, кого называли кандидатами «на вылет», остался ещё Куйвашев в Свердловской области.

- По каким критериям их выбирают для отставок?

– В рейтинге выживаемости, который в последний раз публиковался в декабре, все эти губернаторы как раз получали самые низкие оценки. Например, в их регионах происходили открытые и публичные конфликты, а губернатор был не в состоянии консолидировать региональную элиту и контролировать ситуацию. Как, например, Басаргин в Пермском крае. В преддверье президентских выборов такое отсутствие контроля опасно. Кроме того, Кремль меняет поколение. Уходят губернаторы рождения конца 1940-х – начала 1950-х годов и приходят им на смену новые врио 1970-х годов рождения. И ещё те, кого уже сменили, входят в десятку губернаторов, чьи полномочия истекают в этом году. С одной стороны, это элемент ротации, с другой – демонстрация принципиально нового подхода.

- Подход уже не очень новый, омоложение началось ещё в прошлом году.

– Сегодня это молодые технократы, подчёркнуто гражданские, с опытом работы в федеральном правительстве. А в прошлые разы это были в основном ФСО и военные. Парфёнчикова, назначенного в Карелии, тоже не назовёшь человеком в погонах. Он в первую очередь юрист. Как мы знаем, он – однокурсник Дмитрия Медведева.

В десятке губернаторов с истекающим сроком полномочий есть, например, глава Мордовии Волков. Вдобавок ему 60 лет, это уже два фактора. Зато на последних выборах в Мордовии была явка 83 процента, и 84 процента у «Единой России». Или Белгород: губернатору Савченко 66 лет, зато – 62 процента явки и почти 55 процентов у партии власти. Такие заслуги учитываются?

– Да, конечно. Белгородская область как раз хороший пример того, что однозначных критериев нет. Если губернатор хорошо контролирует ситуацию в регионе, то Кремль предпочитает в преддверье серьёзных федеральных выборов не ворошить ничего и не брать на себя риск дестабилизации. В этом смысле и в Мордовии Волков, который унаследовал почти кладбищенские спокойствие и тишину, имеет неплохие шансы на переназначение.

Губернатору Саратовской области Радаеву всего 55 лет, и у него великолепнее результаты выборов в Думу. Но его регион был среди рекордсменов по официально зарегистрированным жалобам на нарушения во время выборов. Что перевесит?

– В этом смысле Радаев имеет определённую слабость. Но тут важно другое. Скажем, бывший пермский губернатор Басаргин считался человеком Собянина. Его сменил человек команды Собянина же, то есть сохранён баланс сил в регионе. Радаев в Саратове – человек команды Володина. И его судьба – это вопрос о том, насколько сильны позиции Володина. Перемены должны не просто означать некие изменения в регионе, но и отражать, и даже провоцировать изменения в федеральном центре. Поэтому Радаева эксперты существенно реже называют кандидатом на вылет.

- Это, стало быть, ещё один фактор: «чьих будет» губернатор…

– Условная «федеральная крыша» – самый важный фактор. И мы в последнее время видели, как три губернатора не просто ушли, а сели. Их объединяло то, что серьёзной федеральной крыши у всех не было.

- Ещё остались такие несчастные – без «крыши»?

– Вопрос не просто в её отсутствии. Например, экс-губернатор Карелии Худилайнен был связан с Нарышкиным. Пока Нарышкин был главой администрации и спикером Госдумы, его влияние на такие вещи было существенно выше, чем сегодня.

- У каких губернаторов сегодня «крыша» достаточно надёжная?

– Эта ситуация тоже не статичная. Наверное, собянинская «крыша» неплохая. Мы видели это и на примере Басаргина: мало того, что его сменил другой человек из команды Собянина, так ещё и Басаргин – пока единственный из уволенных, кто получил взамен федеральный пост.

- Кто, кроме Собянина, считается надёжной «крышей»?

– Их достаточно много. Володин – не просто влиятельный федеральный политик, он – политик, который именно расставлял губернаторов. Таких регионов, где он этим занимался непосредственно, – штук двадцать. Собянинские губернаторы – это, естественно, Тюменская область, где он, уезжая, оставлял своего человека, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. Дальше есть проблема корпоративных «крыш»: Чемезов с «Ростехом», Сечин с «Роснефтью». Здесь вопрос принадлежности губернатора к тому или иному клану – это вопрос вхождения региона в зону интересов корпорации.

- Кому, а главное – зачем, нужны нынешние перемены в губернаторском корпусе?

– Ротация происходит постоянно, и отчасти она имеет под собой объективные причины: губернатор стареет, перестаёт быть, с точки зрения федерального центра, эффективным, и его меняют. Это может быть результатом конкурентной борьбы между корпорациями. Наконец, есть подспудная идея: если человек слишком долго сидит на какой-то корпорации, а Кремль в этом смысле тоже корпорация, он слишком врастает в какие-то внутрикорпоративные интересы. Там выстраиваются слишком жёсткие связи, становится труднее контролировать ситуацию. В последние два-три года мы видим интенсивные замены руководства на уровне федеральных корпораций точно так же, как на уровне регионов. То есть общая идея – чисто управленческая: время от времени надо перемешивать кадры. В том числе – для того, чтобы люди активнее демонстрировали свою эффективность, чтобы у них не было ощущения, что они навечно сели на свой регион или свою, скажем, железную дорогу.

- Неужели всё это ради блага избирателей?

– Ну, в данном случае элиты исходят из своего интереса. Но в чём-то их интересы могут совпадать с интересами рядовых граждан. Что происходит, когда глава таможенной службы долго сидит на посту? Сложилась и закрепилась прочная цепочка связей, в том числе – коррупционных, и значительная часть средств, на которые государство хотело бы в ситуации кризиса рассчитывать, уходит куда-то внутрь корпорации, родным, близким, знакомым и так далее. Государству важно такие коррупционные утечки устранить.

- Почему нельзя делать это в плановом режиме? Просто в нужный срок переизбрать губернаторов?

– Ни для кого не секрет, что тот губернатор, которого сегодня назначил Путин, завтра…

- ...будет избран всенародно.

– Будет избран всенародно.

- Тем более – зачем эти срочные перестановки?

– Кремлю так проще. Это проще, чем в условиях конкуренции, пусть даже относительной, приводить к власти удобного человека или налаживать отношения с человеком, победившим на выборах. Но даже при нынешней системе всё можно делать более... Более взвешенно. Выискивая человека из тех, кто имеет опыт работы в регионе. Как, скажем, Решетников в Перми. Это было первое назначение в серии, и оно вселяло надежду, что Кремль будет искать лояльных, но при этом хороших, эффективных людей, имеющих отношение к региону.

- Вселяло – вы говорите в прошедшем времени? Уже не вселяет?

– Мы уже видим, что это совсем не обязательно. Три следующих назначения – это люди активные и эффективные, но у них нет никаких связей с регионами, куда их назначили. Они никогда не жили в этих регионах. И, думаю, не собираются там жить в будущем.

- Вы хотите сказать, что это временщики?

– Они временщики. Их задача – за те 4 – 5 лет, что им отведены, выкачать из региона, из своего поста максимум. Поэтому они считают на очень короткую перспективу. В более долгой перспективе это опасно, и в первую очередь – для федерального центра.

- Центр это понимает?

– Думаю, что понимает, там умные люди сидят.

- Значит, они делают это сознательно?

– Просто у них у самих очень короткий горизонт планирования и, соответственно, принятия решения. Назначая губернатора, они каждый раз вынуждены выбирать между лояльностью и эффективностью. В одном человеке это редко сочетается. Когда в регион назначают постороннего, понятно, что он лоялен тем, кто его назначил.

- Нельзя ли найти кого-то в регионе, назначить его, он будет благодарен – но и к месту привязан?

– Когда вы выискиваете кого-то в регионе, у него есть свои внутренние связи, обязательства, лояльности и так далее. Такой глава совсем не обязательно будет лоялен. Он будет противоречить федеральному центру, иногда даже публично. Пример – Шаймиев в Татарстане, который был эффективным главой.

Вместо Худилайнена в Карелию назначен экс-глава Службы судебных приставов Парфёнчиков, а он – выходец из Карелии. Это уже второй случай связи с регионом.

– Он в регионе родился и работал – и это уже здорово. Конечно, его связи в Карелии не те, что были десять лет назад. Да и десять лет назад он был представителем не региональной элиты, а федеральной структуры. Тем не менее ощущение от региона у него, конечно, будет не такое, какое было бы у «варяга».

Губернатор Петербурга за год-два оказался в центре нескольких скандалов, последний связан с передачей РПЦ Исаакиевского собора. Как это повлияет на судьбу Георгия Полтавченко?

– Сложно прогнозировать. Петербург – особый регион, здесь президенту не надо читать газеты, чтобы понять, что происходит. И Полтавченко в этом смысле – особый человек. В Кремле наверняка не видят настолько прекрасной замены Полтавченко, чтобы погасить конфликты в Петербурге. На Полтавченко работает и то, что он полуофициально занимается связями с церковью. И когда Путин едет куда-то в глубинку на службу, он едет вместе с Полтавченко. То есть здесь есть какие-то связи, помимо тех, что на поверхности. Но я думаю, что и это до известного предела. Когда Кремль видит, что какой-то губернатор не столько помогает, сколько сам требует помощи, принимается решение о замене.

В Орловской области Потомский стал посмешищем из-за рассказа о путешествии Ивана Грозного в Петербург. Во Владимире очень не любят губернатора Орлову. Такого рода истории влияют на судьбу главы региона?

– Кремлю важно, чтобы скандал не выливался в публичную сферу и не принимал резких форм. Когда над губернатором начинают потешаться, когда он становится «петрушкой» – это Кремлю не нужно. А когда просто не любят – так и пусть не любят. Тем он будет лояльнее по отношению к центру. Кремлю не нужно, чтобы губернатора любили слишком сильно, но и не нужно, чтобы слишком ненавидели.

- А как узнать, что уже «слишком»?

– Здесь на помощь приходят соцопросы. Но если федеральная власть, несмотря ни на что, получает нужные результаты, губернатор остаётся. Возьмите пример Меркушкина в Самарской области: кто-то потешается, кто-то очень сильно не любит, но на выборах Самара показывает результат, как в Мордовии. И все слухи о том, что Меркушкина вот-вот поменяют, оказываются преувеличенными. Кремлю есть чем заняться и без регионов. Кстати, поэтому в подвешенном и более проблематичном состоянии оказываются именно те губернаторы, у которых заканчивается срок полномочий.

- На них внимание в этот момент фокусируется?

– У Кремля 85 регионов. Заниматься проблемами каждого не получается. А вот когда и так приходит срок замены губернатора, когда всё равно надо решать, оставить его или заменить, случается «страшный суд». А так у Кремля есть более важные проблемы. И более важные регионы, чем Орловская или Белгородская области.

- Как они делят регионы на «важные» и «не важные»?

– Есть регионы, которые играют какую-то символическую роль. Москва и Петербург – это столицы. Крым – это фокус внимания и внутри страны, и за её пределами. Пермь и Свердловск важны потому, что это огромные регионы, где и избирателей много, и любой политический скандал приобретает особое значение. А есть регионы, вроде Забайкалья или Амурской области, которые так далеко лежат от фокуса общественного интереса, что происходящее там просто не важно. Есть и ещё один фактор – наличие людей, которыми можно заменить губернатора. Если регион важен с точки зрения бизнеса, если за него борются серьёзные кланы – это одна ситуация.

- Тут замена всегда наготове?

– Да. А есть регионы вроде Курской области. В Кремле, может быть, и недовольны губернатором. Но искать ему специально замену и создавать себе проблему, когда нет двух-трёх серьёзных бизнес-групп, предлагающих кандидатов, Кремль тоже не хочет.

- А сам, без «шефствующих» бизнес-групп, Кремль не может найти кандидатов?

– Такие бизнес-группы облегчают управление людьми, поставленными во главе регионов. Так проще, чем решать проблему каждого региона индивидуально.

- Я-то думала, что для этого были придуманы полпреды.

– Посмотрите, кого полпредами назначают, – и поймёте, какого рода задачи они должны решать. Было время, когда на посты полпредов приходили губернаторы. Из этого можно было делать вывод, что Кремль хотел видеть людей, способных понимать и решать сложные задачи в регионах, способствовать экономическому развитию, устранять конфликты и так далее. Когда-то это были генералы. Из этого следовало, что они должны были передавать приказы из Москвы и контролировать исполнение. Сегодня мы видим на постах полпредов отставных и вышедших в тираж чиновников. Для чего они нужны сегодня – неизвестно.

Если всё равно нужны неформальные «крыши», почему бы не сделать их официальными? Почему бы не вернуть институту полпредства его прежнее значение?

– Полпреды – надсмотрщики. Но у них нет финансового ресурса. Это важно. Если бы вы разделили страну на семь кусков и дали бюджет каждому полпреду, тот стал бы маленьким наместником царя. Глядишь – и сам захотел бы стать царём. А так у них нет финансовых ресурсов, их задача – следить, контролировать, наушничать, давать какие-то свои заключения, но не более того.

В чём секрет непотопляемости псковского губернатора Турчака? Уж, казалось бы, какого масштаба был скандал, даже с уголовным душком…

– Отчасти и это муссируется в печати, сам по себе слух, что центр снимает того или иного чиновника, может служить ему чуть ли не защитой. В том смысле, что Кремль не хочет принимать решения, которые будут выглядеть как вынужденные.

- Так ведь время уже прошло, никто не заподозрит Кремль в том, что с Турчаком поддались давлению.

– Я бы здесь видел возможной причиной ещё и то, что Псковская область мало кого интересует с точки зрения бизнес-привлекательности. И то, что Турчак-старший и вся эта система неформальных связей и институтов достаточно крепка. В этом смысле Андрей Турчак оказался в безопасности. Мы же видим скандалы с несколькими детьми кремлевской элиты. Но до сих пор серьёзных оргмер я не видел. Тому есть рациональное объяснение. В частности, в этом есть некий механизм заложничества: если ваш сын работает на высоком посту, вы подумаете, делать ли резкие заявления и предпринимать ли радикальные шаги.

А в чём секрет выживаемости Амана Тулеева в Кемерово? Он на посту 19 лет, до окончания срока полномочий ещё 4 года, это уже будет длиннее, чем президентство Путина.

– Тулеев выстроил мощную политическую машину, он всецело контролирует ситуацию в регионе на всех уровнях. Сам регион находится достаточно далеко от Москвы, при этом он может рассматриваться как взрывоопасный. Несколько лет назад там была крупная авария, и Тулеев как представитель уже почти исчезнувшего поколения публичных политиков вышел к людям и сумел взять ситуацию под контроль. Любой, даже самый эффективный, чиновник на его месте не смог бы так себя повести. Тут как в экономике: всё время надо взвешивать издержки и выгоды.

Вот вы говорите всё это – и такое ощущение, что если в регионе никто не шумит, не бузит, не погибает в авариях и так далее, так там как будто и не живёт никто. Жители регионов вообще интересуют кого-то в Кремле?

– Обратной связи между регионами и Кремлём нет. Она существует либо в виде скандалов, привлекающих к региону повышенное внимание, либо за счёт серьёзных лоббистов, способных донести до Кремля народные чаяния, совпадающие с их, лоббистов, интересами. Если не происходит ни того, ни другого, если регион недостаточно привлекателен для бизнес-групп и если он не создаёт для Кремля проблем, это самый омут. Такой регион – самый безопасный для губернатора, который будет сидеть, не высовываясь.

Беседовала Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»

© krskstate.ru. Виктор Толоконский (с цветами)

25 Сен 2017, 14:00

Надежды рассеиваются, эйфория проходит. А так как губернатор - неместный, начинается фронда элит и противостояние с заксобранием (в случае с Новосибирском - к гадалке не ходи). И с точки зрения администрации президента - сменили шило на мыло. Поэтому если уж и идти на такой радикальный шаг, то «медовый месяц» должен прийтись аккурат на президентские выборы.

В СМИ и интернете обострилось обсуждение предстоящих (а то уже якобы и произошедших) отставок губернаторов. С наибольшей настойчивостью в отставку отправляют губернатора Красноярского края Виктора Толоконского, который якобы уже летал « на ковер» в Кремль (администрация края отрицает). И даже пошел слух, что он написал « по собственному» . Слух прожил часа четыре, после чего администрация края его опровергла.

Аналогичные истории - в Барнауле и в Омске.

Что же все это означает? Почему волна слухов (в которую включились даже уважаемые федеральные издания) поднялась именно сейчас?

Долгие годы работы в Тайге.инфо приучили меня очень сдержанно реагировать на слухи об отставке губернатора, из какого бы источника они не исходили. 10 лет такие слухи ходили про Толоконского, когда он был губернатором Новосибирской области. И да, в итоге они подтвердились. Года три аналогичные слухи ходили про Василия Юрченко. И он тоже оказался в отставке (причем по недоверию). Владимира Городецкого « снимают» тоже чуть ли не с момента избрания, но безуспешно.

Рано или поздно слухи об отставке губернатора подтверждаются - за исключением того случая, когда он проиграл выборы. А такой случай за последние десять лет на всю Россию был один единственный раз. Но с практической точки зрения эти слухи - « белый шум» , не несущий информации. Впрочем, как и опровержения - мы помним много случаев, когда чиновник с утра опровергает слух о своей отставке, а вечером уже пишет заявление « по собственному» .

Тем не менее, нынешние слухи не просто так появились. Наша политика, как ни странно для развитого авторитаризма, подчинена электоральным циклам. И речь, конечно, не о выборах губернаторов, а о главных и единственных, которые в России имеют значение. Формально они называются « выборы президента РФ» , а фактически это - референдум о доверии Владимиру Владимировичу Путину.

Референдум должен быть честным (в смысле подсчета голосов) и легитимным (те же источники называли планку в 70% явки и 70% « за» Владимира Путина).

Как известно, все хорошее в нашем государстве - от Владимира Путина, а все плохое - от плохих бояр (сиречь губернаторов и мэров). Но если губернатор слишком плох, то его антирейтинг может запятнать и солнце нашей политической системы, а это совершенно недопустимо. Иногда проблемы антирейтинга губернатора решаются просто его отстранением от кампании - назначается какой-нибудь региональный штаб, во главе ставят уважаемого спортсмена (врача, учителя, актера, академика) и ведут агитацию от его имени.

На фоне прежнего надоевшего начальника губернатор выглядит свежо, встречается с общественностью, обнимает депутатов и разносит чиновников. Народ и элита полны надежд и впадают в эйфорию

Но если региональная повестка дня слишком разогрета, то люди с этой повесткой сначала попрут в региональный штаб, а потом начнут прорываться и на предвыборные мероприятия.

И вот тогда лекарством может стать отставка губернатора. И сейчас для таких « предвыборных» отставок самое время. Объясню, почему.

Когда в регион назначается новый губернатор, первое время можно отнести к « медовому месяцу» . На фоне прежнего надоевшего начальника он выглядит свежо, встречается с общественностью, обнимает депутатов и разносит чиновников предыдущей администрации. Народ и региональная элита полны надежд и находятся в эйфории.

Но потом, но потом…

Потом элита обнаруживает, что новый начальник не слишком-то умен (а откуда умные то в системе, где главное - держать и не пущать?). И что он ставит не на местных перспективных кадров (а у местных преувеличенное представление о своей перспективности), а тащит какое-то жулье (на самом деле таких же, как и местные) с прежней работы.

Народ вдруг обнаруживает, что старые проблемы не решаются, а старые и всем известные коррупционные схемы живут и при новом губернаторе. Народ-то по наивности думал, что нового губернатора поставили, чтоб эти схемы пресечь, не понимая простого факта, что его назначили из того самого места, откуда они растут.

Надежды рассеиваются, эйфория проходит. А так как губернатор - неместный, начинается еще фронда элит и противостояние с заксобранием (в случае с Новосибирском - к гадалке не ходи). И с точки зрения администрации президента - сменили шило на мыло.

Поэтому если уж и идти на такой радикальный шаг, как смена губернатора в сложных регионах (а зачем менять в простых?), то « медовый месяц» должен прийтись аккурат на президентские выборы. Ну и губернаторы ведь тоже должны идти на выборы. И если они совпадут с президентскими, это повысит явку. А при выхолощенности президентских выборов - именно явка является основной проблемой. И вот же сюрприз - именно в проблемных регионах она самая низкая. Так что все кости выпадают на октябрь или ноябрь.

Самое увлекательное во всем этом, что судьбу губернаторов решают какие-то социологические выкладки и расчеты. Ничего личного, просто технологии.

Алексей Мазур

Происходит традиционная перетасовка губернаторских мест. Возможно ли предсказать путь орла в небе, змеи на скале или политика в Российской Федерации? Политологи из «Минченко консалтинг» взялись за решение этой нетривиальной задачи и провели масштабное исследование, пытаясь определить, какие губернаторы недолго продержатся на вершине политического Олимпа, а какие останутся на нем еще на неопределенный срок.

Деятельность чиновников, вошедших в список устойчивости российских губернаторов, была проанализирована с с января по август 2017 года и оценена по девяти критериям.

  • Главный из них – поддержка губернатора так называемым «Политбюро 2.0», то есть ближайшим кругом окружения президента.
  • Другой критерий – ведет ли в данный момент губернатор какой-нибудь крупный проект.
  • Далее идет степень экономического развития региона.
  • Следующий критерий — время окончания срока губернаторских полномочий. Понятно, что если губернатора только что избрали, вряд ли его соберутся менять в ближайшем будущем.
  • Важна и степень индивидуальности губернатора (чем более он отличается от остальных чиновников, тем лучше),
  • Учитывается также качество политического менеджмента.
  • Исследователи придавали значение наличию ссор губернаторов с власть имущими на федеральном уровне.
  • Восьмой критерий — наличие ссор губернатора с региональными чиновниками.
  • И, наконец, девятым пунктом идет степень заинтересованности в губернаторе (или его команде) силовых структур и угроза заведения уголовных дел и арестов в губернаторском окружении.

Чем большему количеству положительных критериев соответствует карьера губернатора, тем более прочно он утвердился на своем губернаторском кресле. А вот те, под кем оно уже опасно зашаталось, перечислены ниже.

Рейтинг губернаторов-неудачников, которым грозит отставка

10. Георгий Полтавченко (Санкт-Петербург)

Число баллов: 8

Небольшой процент проголосовавших за «Единую Россию», низкая явка на выборы и скандал с Исаакиевским собором – вот три кита, на которых держатся слухи о возможной отставке Полтавченко с поста мэра Санкт-Петербурга. Однако подобные разговоры ходят уже давно, еще в 2014 году многие в Смольном ожидали, что Полтавченко в начале лета сложит свои полномочия. А в итоге он получил мандат на пять лет работы.

9. Вячеслав Битаров (Северная Осетия)

Число баллов: 8

Пресс-служба Битарова утверждает, что слухи об его отставке не соответствуют действительности. А наводящая опасения в длительности его губернаторствования поездка в Москву может обернуться лишь рядовым участием в заседании.

8. Павел Коньков (Ивановская область)

Число баллов: 8

На восьмой строчке в топ-11 губернаторов, которым может грозить отставка в 2017 году, находится глава Ивановской области. Это экономически слабый регион, кроме того, за последние несколько лет в нем прогремело несколько коррупционных скандалов в связи с арестом областных чиновников.

7. Александр Бердников (Алтай)

Число баллов: 8

Губернаторство Бердникова подточили как подозрения в экономических махинациях, так и любовь к выпивке и неосторожные высказывания. Этим летом глава Алтая нецензурно выразился по поводу алтайцев и угрожал местному блогеру уголовным преследованием. Что поделаешь, не тот народ достался многим губернаторам.

6. Светлана Орлова (Владимирская область)

Число баллов: 8

Сама Орлова хотела бы вернуться в Москву, вот только места для нее не нашлось, да и несколько влиятельных людей не готовы ее там видеть. Возможно, придется ей остаться на посту владимирского губернатора еще годик-другой.

Основная претензия к ее администрации – это чрезмерно затянувшееся строительство школы во владимирском микрорайоне 8-ЮЗ. Несмотря на то, что чиновники получили из областного бюджета 582 миллиона рублей на «школьные нужды», первый подрядчик «Главпромстрой» сорвал все графики стройки, в итоге она была законсервирована. Сейчас у половине школьных корпусов не хватает стен. Однако в беседе с президентом РФ Владимиром Путиным Светлана Юрьевна пообещала, что объект будет сдан в срок.

5. Владимир Миклушевский (Приморский край)

Число баллов: 7

Возможно, в скором времени Миклушевский последует за своим коллегой Владимиром Шанцевым из Нижегородской области, Эксперты «Минченко консалтинг» предрекли ему скорую отставку и на момент публикации доклада их прогноз подтвердился – 26 сентября Шанцев был отправлен в отставку. А вот губернатору Приморского края пока остается «сидеть на чемоданах». То ли «куртка за 500 000 рублей» так испортила ему имидж, то ли вранье о встрече Нового года во Владивостоке, а не в Дубае, то ли ужасающая ситуация на рынке труда, ведь Приморский край «собрал» 15% всех долгов по зарплате в России. А возможно, свою роль сыграл тот факт, что двое из пяти его заместителей находятся под следствием.

4. Марина Ковтун (Мурманская область)

Число баллов: 6.

Прочность позиций Ковтун вызывает у экспертов сомнения. Она, возможно, окажется замешана в деле об отмывании денег под покровом благотворительности, да и Ирине Яровой тоже хочется погубернаторствовать. По неподтвержденной информации Мурманскому губернатору уже объявили об отставке, хотя сама Ковтун эти домыслы опровергает.

3. Александр Карлин (Алтайский край), Виктор Назаров (Омская область)

Число баллов: 6.

В администрации губернатора и правительства Алтайского края вовсю идут обыски. А на аппетитный кусок пирога в виде губернаторства Омской области уже есть претенденты: кроме «газпромовцев», это «силовики», «ростеховцы» и (неожиданно) РЖД. Какая из этих сил победит — неизвестно.

А Назаров, выполнив свою задачу, то есть передав все газораспределительные потоки области в руки «Газпрома», просто стал не нужен. В последнее время он просто пассивно наблюдает за ситуацией со стороны.

2. Владимир Городецкий (Новосибирская область)

Число баллов: 5.

На второй строчке в рейтинге российских губернаторов, получивших «красную карточку», находится глава Новосибирского края. Как и его коллега Виктор Толоконский (Красноярский край), Городецкий оказался недостаточно близок к «Политбюро 2.0». И если глава Красноярского края 27 сентября уже сделал заявление об отставке, то глава Новосибирской еще держится. Но надолго ли? Пока что он занимается своими губернаторскими делами – общается с журналистами, решает вопрос «мусорной концессии», а «комментировать сплетни» (как он сам выразился) не собирается. Кстати, слухи об его отставке ходили еще в апреле 2017 года, но не оправдались.

1. Алексей Орлов (Калмыкия)

Число баллов: 4

На первом месте в списках губернаторов из группы риска находится руководитель Калмыкии. Это один из самых неблагополучных с финансово-экономической точки зрения регионов Российской Федерации, а постоянные расхищения бюджета только ухудшают ситуацию. Только в прошлом году было открыто уголовное дело в отношении бывшей вице-премьера республики, Ларисы Васильевой. А слухи об отставке Орлова циркулируют уже который год.

Самые эффективные губернаторы, версия «Минченко консалтинг»

Что касается губернаторов-тяжеловесов, которые вряд ли в ближайшее время покинут свой пост, то к ним аналитики «Минченко консалтинг» относят , Анатолия Артамонова, Алексея Дюмина и Евгения Савченко, а из более молодых политиков – Андрея Воробьева и Дмитрия Кобылкина. Собянин, Кобылкин и Дюмин набрали по 19 баллов «устойчивости», Савченко и Воробьев — 16, а Артамонов — 15.

Бывшие главы регионов получают от Кремля на выбор три варианта по возможному трудоустройству. Но есть два условия: первое - к уволенному нет претензий у правоохранительных органов, второе - нет негативного «шлейфа» по итогам управления регионом. Об этом сообщает уральский портал «URA.RU»

Материалы по теме

Такая система начала работать с февраля прошлого года, когда прошла первая волна массовых отставок губернаторов. «Нам сказали, что это личное поручение Владимира Путина, которое будет исполнять руководитель администрации президента Антон Вайно», - на условиях анонимности рассказал изданию один из уволенных в феврале этого года губернаторов. Сейчас он работает в системе российской власти, но не хочет давать публичные комментарии: «Мне кажется, это сейчас лишнее. Не хочу привлекать к себе дополнительное внимание. Мне дали возможность остаться нужным системе, и это хороший знак».

Источник, близкий к Кремлю, рассказывает, что отправленным в отставку на прошлой неделе бывшим губернаторам Нижегородской области Валерию Шанцеву и НАО Игорю Кошину также представлены возможные варианты трудоустройства. «Их обычно несколько. В последнее время получалось три, в зависимости от конкретных навыков могут предлагаться места в корпорациях, на госслужбе - в министерствах и полпредствах и в Совете Федерации», - говорит собеседник агентства. При этом под вопросом находится трудоустройство Виктора Толоконского, который объявил о своем уходе раньше появления указа президента.

Как сообщает издание, с бывшим главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым до его преждевременного заявления об увольнении обсуждалась возможность возвращения в Госдуму, предлагались также позиции зама в полпредстве СКФО и «Корпорации развития Северного Кавказа». После критики Абдулатиповым неназванных московских чиновников переговоры осложнились.

Но в качестве возможного варианта, по-прежнему, рассматривается Госдума - особенно с учетом того, что вице-спикер Госдумы Владимир Васильев назначен врио главы Дагестана.

Бывший глава Самарской области Николай Меркушкин, который стал спецпредставителем президента по взаимодействию со Всемирным конгрессом финно-угорских народов, сам придумал себе должность. Об этом «URA.RU» рассказали в окружении Меркушкина: на этапе согласования отставки бывший губернатор якобы обратился к руководству АП и предложил возможный фронт своей работы - ему пошли на встречу.

Еще один бывший губернатор, который также был отправлен в отставку в феврале, рассказал изданию, что ему был важен сам факт разговора с кремлевским чиновником по поводу дальнейшего трудоустройства: «У меня не было проблемы найти работу. Но, если бы не предложили, я бы начал думать, что у меня проблемы». По его словам, ему и его коллегам по губернаторскому корпусу в качестве одного из вариантов предлагали работу на госслужбе на Северном Кавказе и на Дальнем Востоке. Но почти все «отставники» февраля выбрали другие варианты.

Сейчас до сих пор не трудоустроен пока только бывший губернатор Новгородской области Сергей Митин, которому прочили пост сенатора. По информации издания, у Митина проблемы со здоровьем, поэтому трудоустройство затянулось.

Бывший губернатор Карелии Александр Худилайнен нашел место в составе совета директоров АО «Усть-Луга Ойл». Главной его просьбой было остаться в Северо-Западном федеральном округе. Бывший губернатор Пермского края Виктор Басаргин после своего увольнения стал главой Ространснадзора. Источник издания в Минтрансе говорит, что Басаргин сразу обозначил сферу своих интересов - транспорт.

Два отставленных в феврале губернатора стали сенаторами: бывший глава Рязанской области Николай Любимов и бывший глава Бурятии Вячеслав Наговицын: они также выбирали из трех предложенных вариантов.

Глава АПЭК Дмитрий Орлов говорит, что отставленные губернаторы рассматриваются федеральным центром в качестве кадрового резерва второго порядка: «Есть общая логика сохранения бывших губернаторов в системе власти. Наиболее очевидное решение - это, конечно, отправление в Совет Федерации. Но есть и другие варианты - например, министерства, в которых компетенция губернатора, связанная с региональной тематикой, может быть востребована. Но даже когда они не получают формальных назначений, то все равно, в некотором смысле, находятся в зоне притяжения».

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов считает, что бывших губернаторов пытаются оставить в системе: «Конечно, если у него нет своих планов. Это что-то вроде новой номенклатуры. Система управления в регионах достаточно выстроена, и команду бывшего губернатора можно достаточно быстро сменить, чтобы исключить или свести к минимуму его влияние на регион».

Представитель ЭИСИ Андрей Колядин говорит, что практика трудоустройства бывших губернаторов существовала всегда: «На определенном этапе было очень распространено отправление в Совет Федерации, в Думу уходили. Но сейчас это не так широко практикуется. Если человек уходит по-доброму, то его спрашивают, чего бы он хотел. При этом он не говорит: «Давайте прогоним кого-то, и я пойду на его место».

Бывший губернатор может указать на сферу интересов или сказать, что знает, например, что в Кремле ищут советников». При этом, если губернатор отказывается от дальнейшего трудоустройства, у этого могут быть последствия.

«Если он кочевряжится, тогда его отовсюду могут убрать, а бывает, что он говорит: «Нет, спасибо, я сам». Или: «Я хочу отдохнуть, буду писать книги». Тогда его спокойно отпускают», - поясняет политолог.

С февраля прошлого года в отставку были отправлены 12 губернаторов, двое из них: бывший губернатор Марий ЭЛ Леонид Маркелов и бывший глава Удмуртии Александр Соловьев - находятся под следствием по подозрению в коррупции.

Шестого февраля губернатор Пермского края Виктор Басаргин досрочно сложил полномочия, 7 февраля то же самое сделал глава Республики Бурятия Вячеслав Наговицын. Перед выборами в сентябре 2017 года свои посты могут покинуть еще несколько первых лиц регионов страны. В большинстве случаев заявления пишутся по указанию Кремля. Рассказываем, в чем они провинились перед администрацией президента и кто в очереди на отставку.

Кто из губернаторов ушел в отставку в последние месяцы?

Виктор Басаргин занимал губернаторское кресло с 2012 года, до конца срока его полномочий оставалось меньше четырех месяцев. Он выражал амбиции пойти на новый срок, но при этом имел низкие позиции в кремлевских рейтингах из-за непростой социально-экономической ситуации в регионе и конфликтов местных элит.

На новый срок якобы собирался и Наговицын. Но, объявляя об отставке, заявил, что на выборы не пойдет. В регионе также была непростая экономическая и политическая ситуация. О его отставке в последний год говорили очень много.

С лета прошлого года и до февраля этого года было затишье. Но чтобы новый глава региона успел подготовиться к выборам, проводить ротацию будут уже сейчас. Хотя не в каждом случае это делается в надежде на высокие результаты региона.

Кто принимает решение?

В большинстве случаев губернаторы уходят не по собственной воле. Тут два основных варианта: заявление о досрочном сложении полномочий по собственному желанию или отрешение от должности президентом. В Кремле несколько политических групп влияния, и многие губернаторы поддержаны той или иной группой. Но решение по конкретному губернатору президент Путин всегда принимает лично.

"Перед тем, как он (президент - прим. ред. ) принимает решение об отставке, ему готовят аналитические записки, мониторинги, учитывается мнение элитных групп. Далее начинается поиск преемников, и, когда согласования заканчиваются, кто-то из руководства администрации встречается с уходящим губернатором и договаривается о написании заявления об уходе по собственному желанию и дате опубликования этой информации. На такой последней встрече можно что-то попросить и решить вопрос с будущим трудоустройством. Обычно уходящему губернатору идут навстречу", - рассказал неназванный собеседник Znak.com .

Как правило, отставка - событие не неожиданное. До сих пор ее предвестниками являлись прокремлевские рейтинги, на которые опиралась администрация президента. Теперь же федеральные СМИ пишут о новой системе оценки Кремля работы губернаторов.

"Константин Ильковский поступил абсолютно правильно: не стал цепляться за место. Увидев, что не получается, он написал заявление о сложении полномочий. Это было честно".

В 2014 году в отставку по собственному желанию ушел губернатор Красноярского края Лев Кузнецов . Его позиции перед федеральным центром также были слабыми.

Кто еще из российских губернаторов может уйти в отставку?

Прокремлевские рейтинги, повторимся, теперь не играют ведущую роль, однако значение имеют. Например, ежемесячный рейтинг фонда "Петербургская политика". В рейтинге за январь 2017 года его составители прогнозируют возможную досрочную отставку десяти губернаторов. Причем двое из них – Виктор Басаргин и Вячеслав Наговицын - свои посты уже потеряли.

Похожие публикации