Контрольная работа по обществознанию на тему "Духовный мир человека и деятельность" (10 класс). Человек как духовное существо методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему Вопросы для самопроверки

Вы уже знаете, что, являясь существом общественным, человек не может не подчиняться определенным правилам. Это - необходимое условие выживания человечеcкoгo рода, целостности общества, устойчивости eгo развития. В то же время установленные правила, или нормы, призваны защитить интересы и достоинство каждого отдельного человека. Важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

Кто же устанавливает моральные нормы? На этот вопрос даются разные ответы. Весьма авторитетной является позиция тех, кто считает источником моральных норм дeятельность и заповеди великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа.

В священных книгах многих религий записано общеизвестное правило, которое в Библии звучит следующим образом: «...Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Таким образом, еще в глубокой древности был заложен фундамент главного общечеловеческого нормативного морального требования, которое потом назвали «золотым правилом» нравственности. Оно гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Согласно другой точке зрения, нормы и правила мopaли формируются естественно - историческим путем - и извлекаются из массовой житейской практики.

Опираясь на имеющийся опыт, человечество выработало основные моральные запреты и требования: не убивать, не воровать, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Во все времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть и, напротив, одобрялись свобода, любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие. В пословицах pyccкoгo народа неразрывно связывались честь и разум: «Честь ум рождает, а бесчестие и последний отнимает» .

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них - И. Кант. Он сформулировал категорический императив морали, следование которому весьма важно для реализации нравственных ориентиров деятельности.

Катeгорический императив - это безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Как же Кант характеризует категорический императив ? Приведем одну из eгo формулировок (обдумайте ее и сравните с «золотым правилом»). Существует, утверждал Кант, только один категорический императив: «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в кaчестве закона ты в то же время можешь желать» . (Максима - высший принцип, высшее правило.) Категорический императив, как и «золотое правило», утверждает личную ответственность человека за совершенные им деяния, учит не делать другому тoгo, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по cвoей природе гуманистичны, ибо «другой» выступает как Друг. Говоря о значении «золотого правила» и категоричеcкoгo императива И. Канта, известный философ ХХ в. К. Поппер (1902- 1994) писал, что «ни одна другая мысль не оказала тaкoгo мощного влияния на нравственное развитие человечества».


Помимо прямых норм поведения, мораль также включает идеалы, ценности, категории (наиболее общие, фундаментальные понятия).

Идеал - это совершенство, высшая цель человеческогo стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые ученые называют «моделированием желаемого будущего», которое отвечает интересам и потребностям человека. Цeнности - это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для вceгo человечества. Когда речь идет об отрицательном отношении людей к тем или иным явлениям, о том, что ими отвергается, нередко используются тepмины «антиценности,} или «отрицательные ценности». Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к дpyгим людям, к самому себе. Отношения эти мгyт быть различными в разных культурах и у разных народов или coциальных групп.

На основе ценностей, которые люди принимают и исповедуют, строятся человеческие отношения, определяются приоритеты, выдвигаются цели деятельности. Ценности мoгyт быть правовыми, политическими, религиозными, xyдожественными, профессиональными, нравственными.

Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали. Моральные кaтeгopии носят парносоотносительный (биполярный) характер, нaпример добро и зло.

Категория »добро», в свою очередь, также служит системообразующим началом нравственных понятий. Этическая традиция гласит: «Все, что считается моральным, нравственно должным, является добром». В понятии «зло» сконцентрировано собирательное значение аморального, противостоящего нpaвствeннo-цeнному. Наряду с понятием «добро» упоминается и понятие «добродетель» (делать дoбро), служащее обобщенной характеристикой устойчиво положительных моральных качеств личности. Добродетельный человек - это активно действующая, нравственная личность. Противоположным понятию «добродетель» является понятие «порок».

Также одной из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть - это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный caмоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Поэт Осип Мандельштам писал:
...Совесть твоя:
Узел жизни, в котором мы узнаны...

Без совести нет нравственности. Совесть - внутренний суд, который человек вершит над самим собой. « Угрызения совести,- писал Адам Смит более двух веков назад,- caмое ужасное из чувств, посещавших сердце человека».

К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм. Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь К Родине, своему народу. Патриотически настроенный человек при вержен национальным традициям, общественному и политическому устройству, языку и вере cвoeгo нaрода. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании ее неудачам и бедам, в уважении к ее историческому прошлому, к народной памяти, культуре. Из курса истории вы знаете, что патриотизм зародился в глубокой древности. Он заметно проявлялся в периоды, когда возникала опасность для страны. (Вспомните события Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.)

Сознательный патриотизм как нравственный и социально-политический принцип предполагает трезвую оценку успехов и слабостей Отечества, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Отношение к другому народу является критерием, отличающим патриота от националиста, т. е. человека, стремящегося поставить свой собственный народ выше других. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей.

С патриотическими ориентирами человека связаны и качества гражданственности. Эти социально-психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей. Гражданственность проявляется в знании и способности использовать и защищать личные права, уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязанностей.

Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно или их необходимо формировать сознательно?

В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента рождения. Так, французские просветители полагали, что человек по своей природе добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зол и является носителем зла. Однако изучение процесс а становления моральнoгo сознания показало, что оснований для таких категорических утверждений нет. Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у нeгo перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже дoстигнутому уровню нpaвcтвeннoгo сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Не последнее место при этом занимает и caмовоспитание личности. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему - особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно.

Самовоспитание в сфере нравственности - это прежде вceгo самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности. Утверждению нравственности в сознании, деятельности каждого человека способствует многократная реализация положительных моральных норм каждой личностью, или, говоря иначе, опыт добрых дел. Если такая Mнoгoкpaтность отсутствует, то, как показывают исследования, «портится» и «ржавеет» механизм морального развития, подрывается столь необходимая для деятельности способность личности к самостоятельным нравственным решениям, ее способность полагаться на себя и отвечать за себя.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в его деятельности?

Духовно-нравственные ориентиры человека – это то, к чему стремиться человек в духовном и нравственном плане. Их роль в деятельности человека очень велика, т.к. его поступки, действия будут напрямую зависеть от духовно-нравственных ориентиров. Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

2. Какова сущность категорического императива?

Категорический императив - это безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств. И как утверждал Кант есть только один категорический императив: «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать» (максима - высший принцип, высшее правило). Категорический императив утверждает личную ответственность человека за совершённые им деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистичны, ибо «другой» выступает как Друг. В этом и заключается сущность категорического императива.

3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их.

Моральные ценности - это важнейшие нравственные ценности, то, что дорого человеку в себе и в других: жизнь, честь.

4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?

Если у человека отсутствует самовоспитание (самоконтроль), то он не сможет получить "опыт добрых дел", следовательно, стать нравственно богатым.

5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?

Сущность мировоззрения состоит в совокупности взглядов человека на мир, который его окружает, поэтому его нередко называют стержнем духовного мира личности. Мировоззрение – это основа духовности человека.

6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

Наука выделяет следующие типы мировоззрения: 1. обыденное - построенное на собственном опыте, сформировавшиеся стихийно; 2. религиозное - основой этого мировоззрения является религия и 3. научное - опирается на достижения науки.

7. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чём их различие?

Общее - и мораль и мировоззрение являются совокупностью и системой. А различие - мировоззрения разных людей может быть различными, а мораль - едина.

8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

Опираясь на мировоззрение человек может действовать так или иначе, т.к. он исходит из своих взглядов.

ЗАДАНИЯ

1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ.

Мораль всегда выступает как умеренность, способность к самоограничению; во все времена и у всех народов ассоциировалась со сдержанностью, близка к аскетичности (аскетичность – способность человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания). Из данного понятия видим, что мораль принуждает человека действовать определённым образом.

2. Учёные утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.

Да, я согласна с данным мнением, действительно ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, т.к., ценностные ориентации – это стержень человека, те ориентиры, которые направляют деятельность человека.

3. Английский мыслитель Адам Смит отмечал важность мудрого и созидательного образа действий, сочетания благоразумия с доблестью, с любовью к человечеству, со священным уважением к справедливости, с геройством. «Это благоразумие, - говорил Адам Смит, - предполагает соединение превосходной головы с превосходным сердцем». Как вы понимаете тезис автора о «соединении превосходной головы с превосходным сердцем»? В чём, на ваш взгляд, состоит связь этого положения с моральными ценностями?

У хорошего человека должно быть всё превосходно и ум и сердце. Любой человек прежде чем что-то делать должен думать головой и слушать сердце. С моральной стороны, если человек будет прислушиваться к своему сердцу он не будет поступать жестоко и своекорыстно.

4. Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать своё определение понятия «порядочность».

Порядочность - это моральное качество человека, который всегда стремится выполнять свои обещания и не наносит умышленного вреда окружающим. Не всегда характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются важнее, чем оценка «порядочный человек», т.к. и бизнесмен, и организатор производства также могут быть и порядочными людьми. Конечно в современном обществе очень важно, чтобы люди, которые занимали определённые должности были порядочными.

5. Российскими социологами было проведено исследование ценностей студентов. Наиболее для себя важными в жизни студенты назвали следующие ценностные ориентации: получить хорошее образование - 29% из числа опрошенных; иметь интересную работу - 34 %; получить престижную работу - 26 %; достичь материального достатка - 42 %; иметь хорошее здоровье - 50 %; моя семья - 70 %; получать от жизни удовольствие - 26%. Назвали что-либо другое или затруднились ответить - 5% опрошенных студентов. Как вы относитесь к этим результатам? Какие ценности из приведённого списка вы считаете наиболее важными для себя? Что бы вы добавили к этому списку?

Из данного списка ценностей на первое место выступает семья; второе место занимает – здоровье, третье – материальный достаток.

Для себя я бы так же сохранила такую последовательность. Очень важно, что в современном обществе ценна семья и духовные ценности, а материальные блага уходят на третий план.

Олимпиада по обществознанию 10 класс Школьный этап

Фамилия _______________ Имя_____________

1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для каждого приведенного ниже ряда.

    Социология, политология, экономика, психология, антропология…

    Философия, искусствознание, литературоведение, язык….

    Анаксимен, Анаксимандр, Фалес, Платон, Аристотель….

    Субъект, объект; цель, средства, результаты, действия….

    Ощущение, восприятие, представление…

    «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия»…

    Аграрное общество, Индустриальное общество, Постиндустриальное общество…

    А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн…

    Гипотеза, Диспозиция, Санкция…

2. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово (выражение) выпишите и объясните, почему вы так решили

    Аграрное общество, традиционное общество, доиндустриальное общество, постиндустриальное общество

    Национально - государственное устройство, форма правления, политический режим, тоталитарный режим.

    Н. Бердяев, А. Смит, Дж. Кейнс, Ф.А. Хайек.

    Понятие, ощущение, суждение, умозаключение.

    Административное право, Гражданское право, Трудовое право, Уголовное право.

3. К основным экономическим функциям демократического государства относятся.

    Защита конкуренции, ее рациональных масштабов.

    Создание правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы.

    Строгий контроль за мерой труда и мерой потребления.

    Перераспределение доходов и богатства.

    Контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.

4. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков:

    Вал…в…й национальный продукт – сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданных производителем данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

    Т…л…рантность – терпимость к другим мнениям, верованиям. Поступкам.

    Экстр... мизм – проявление крайних взглядов на мир.

    С…к…ляризация – процесс освобождения общества, различных его сфер от господства церкви.

    …мп…ратив – повеление, безусловное принудительное требование, не допускающее возражения и обязательное для всех людей.

    …бстр…кция – отвлечение от частностей в методах познания.

    Д…в…антное поведение – отклоняющееся поведение.

    Д…прессия – застой в чем-либо.

    Т…н…йджер – подросток, юноша или девушка в возрасте 13-19 лет.

    Н……сфера – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим его фактором.

5. Из нижеприведенного списка укажите (цифрами) понятия относящиеся к

политической сфере:

1. Фракция 2. Популизм 3. Плюрализм 4. Парламентаризм 5. Страта

6. Маргинал 7. Гласность 8. Племя 9. Парламент 10. Искусство. 11 Рецессия. 12. Экзистенциализм, 13 Релятивизм, 14. Государство 15. Президент

6. Замените определения понятием.

    Исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном мире.

    Периодически повторяющиеся спады и подъемы в экономике.

    Польза или выгода, которую мы получили бы от лучшего из невыбранных вариантов.

    Самая «молодая» монотеистическая религия в мире.

    Группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

7. Укажите единственно правильный ответ

1. Какая из перечисленных ниже наук дает наиболее общие знания об обществе и человеке? 1)экология 2) философия 3) правоведение 4) политология

2. Формирование способности каждого человека к творчеству, его восприимчивости к лучшим художественным произведениям – это одна из задач

1)элитарной культуры 2) поп-культуры 3)массовой культуры 4) духовной культуры

3. Отражение и преобразование действительности в художественных образах лежит в основе 1)искусства 2) науки 3)производства 4) образования

4. К социальным относятся потребности человека в

1) отдыхе 2)пище 3) воде 4) общении

5. Экономика – это наука, изучающая 1) мотивы поведения человека 2)методы рационального хозяйствования 3) способы внедрения достижений науки и техники

4) формы повышения квалификации работников

8. Заполните пропуски

1. Владение, … распоряжение

2. Традиционное общество, … постиндустриальное общество

3. …, Феодальная общественно-экономическая формация (ОЭФ), Капиталистическая ОЭФ

4. …, Внесение предложений об издании закона в законодательный орган страны, Рассмотрение и обсуждение законопроекта.

5. …, Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, … .

6. …, восприятие, представление

7. Цель, средства, …, …,

8. Буддизм, … Ислам

Ответы к олимпиаде по обществознанию для 10 классов

1 задание (20 баллов)

    Социальные науки

    Гуманитарные науки

    Древнегреческие философы, мыслители

    Политические режимы

    Структура деятельности

    Чувственное познание

    Политические партии, по результатам выборов 2007 года, представленные в Государственной Думе

    Типология обществ

    Поздние социалисты – утописты (социалисты утописты – 1 балл)

    Структура правовой нормы

2 задание (10 баллов)

1. постиндустриальное общество, так как три остальные синонимы, характеризующие одну ступень общества

2. тоталитарный режим, так как остальные три – это элементы формы государства

3. Н.А. Бердяев - философ, остальные ученые – экономисты.

4. Ощущение – относится к чувственному познанию, остальные к рациональному

5. Уголовное право – относится к охранительным отраслям, остальные к регулятивным

3 задание (4 балла)

Ответы 1,2,4,5

4 задание (10 баллов)

Ответы: за каждое правильно написанное слово 1 балл

5 задание (8 баллов: неправильный ответ)

1,2,3,4,7,9,14,15

6 задание (5 баллов)

1. истина;

2. экономические циклы;

3. альтернативная стоимость

5. отрасль права

7 задание (5 баллов)

1-2, 2-4, 3-1, 4-4, 5-2,

8 задание (9 баллов)

1. пользование

2. индустриальное (промышленное) общество

3. Рабовладельческая ОЭФ

4. Выявление потребностей в создании правовых норм

5. Международные договоры (нормы международного права); Указы Президента

6. Ощущение

7. Действия, Результат

8. Христианство

Итого 72 балла

Исполнитель А. Казанцев

34768 2-37-59; kaalex 62@ mail . ru

Тест по теме «Человек как духовное существо» В-1.

    Обобщённая система взглядов на мир в целом называется

    сознание

    творчество

    мировоззрение

    Уровень мировоззрения, который формируется под влиянием жизненных обстоятельств, основывается на здравом смысле и повседневном опыте:

    обыденное мировоззрение

    религиозное мировоззрение

    научное мировоззрение

    теоретическое мировоззрение

    Тип мировоззрения, который включает в себя обобщённые итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека со средой обитания:

    гуманистическое мировоззрение

    религиозное мировоззрение

    научное мировоззрение

    теоретическое мировоззрение

    К универсальным ценностям можно отнести:

    представления о добре и зле, счастье, смысле жизни

    жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья

    трудолюбие, социальное положение

    честность, бескорыстие, доброжелательность

    свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет

    все вышеперечисленное

    Что является одним из важнейших способов нормативной регуляции действий человека в обществе?

    Искусство 3) мораль

    Совесть 4) страх

    Термин «мораль» произошёл от латинского слова

    нравственный

    правильный

    божественный

    Что явилось исторически первым регулятором общественных отношений?

    Нормы, с помощью которых человеческие действия определяются как хорошие или плохие, добрые или злые, справедливые или несправедливые, - это:

    нормы права 3) нормы этикета

    нормы справедливости 4) нормы морали

    Определение «Нормы, опирающиеся на общественные оценки, убеждения и привычки людей, идеалы добра и зла, долженствования, справедливости, регулирующие поведение человека» относится к понятию:

    нормы права 3) нормы традиций

    религиозные 4) нормы морали

    Безусловное, принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств, называется

    «золотым правилом нравственности»

    научным мировоззрением

    духовной потребностью

Тест по теме «Человек как духовное существо» В-2.

  1. И. Кантом

    Г.Ф. Гегелем

    К. Каутским

    Совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о высших моральных требованиях – это:

    ценность

3. Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике определяется категорией

    долга 3) чести

    совести 4) достоинства

4. Достойные уважения моральные качества личности, проявляющиеся во всей деятельности в этике, определяются категорией

  1. достоинства

    Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе в этике определяется категорией

  1. достоинства

    Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд, Коран и другие произведения мировой духовной культуры

    научное мировоззрение

    религиозное мировоззрение

    обыденное мировоззрение

    официальная доктрина

    Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентирами называется:

    Вера 3) убеждение

    Долг 4) совесть

    Отметьте верное утверждение:

    убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения

    убеждения присущи человеку с научным типом мировоззрения

    убеждения присущи человеку с обыденным типом мировоззрения

    убеждения присущи человеку с религиозным типом мировоззрения

    Существует правило окончания телефонного разговора: первым кладёт трубку тот, кто позвонил. К какому типу социальных норм его можно отнести?

    к нормам морали 3) к нормам этикета

    к нормам права 4) к традициям

    Уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию называется

    солидарностью

    восприятием

    толерантностью

    конформизмом

Ответы (В-1):

Ответы (В-2):

Тема Человек как духовное существо

Цель: формирование у учащихся моральных ориентиров, гуманистического мировоззрения, гражданственности и общей культуры.

Задачи:

  • выработка понимания понятия “духовность”;
  • формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции;
  • воспитание нравственно-духовных ценностей.

Предполагаемый результат (приобретаемые навыки) :

когнитивные:

  • умение использовать понятия: мораль, нравственность, совесть, патриотизм, гражданственность, идеал в аргументации собственного мнения;
  • умение анализировать ситуации;

информационные:

  • умение составлять конспект, работать со схемами.
  • умение пользоваться информационными ресурсами;

аналитические:

  • применять схемы анализа проблемного вопроса;
  • самостоятельно делать выводы.

Форма проведения: Урок-исследование

Оборудование урока

  1. Учебник «Обществознание 10 класс» под редакцией Боголюбова Л.Н., издательство Просвещение, 2007 год.
  2. Мультимедийный проектор.

План урока

  1. Что включает в себя понятие «духовная жизнь людей»
  2. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы
  3. Мировоззрение и его роль в жизни человека

Ход урока

I вопрос Рассказ преподавателя с элементами беседы.

Задумывались ли вы о своем жизненном пути, смысле своей жизни? Стремились ли относиться к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Наверняка каждый из вас задавал себе подобные вопросы, которые относятся к очень важной сфере нашей жизни- духовному миру человека.

Что же такое духовный мир человека? Начнем со слова «мир». Оно многозначно. В данном случае оно обозначает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

В научном обиходе понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только сознание, но и практику.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.

Вывод. Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.

II вопрос.

Рассказ преподавателя . Вы уже знаете, что, являясь существом общественным, человек не может не подчиняться определенным правилам. Это - необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития. В то же время установленные правила, или нормы, призваны защитить интересы и достоинство каждого отдельного человека. Важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

Кто же устанавливает моральные нормы? На этот вопрос даются разные ответы. Весьма авторитетной является позиция тех, кто считает источником моральных норм великие мировые религии.

Работа с мультимедийной презентацией

Библия (слайд 1)

Коран (слайд 2)

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради
  • Не придавайте Аллаху в сотоварищи другое божество (Коран, 17:22) .
  • Почитайте своих родителей (Коран, 17:23) .
  • Отдавайте другим то, что им положено (Коран, 17:26) .
  • Обращайтесь ласково с сиротами (Коран, 17:34) .
  • Будьте верны в мере, когда взвешиваете и взвешивайте правильными весами (Коран, 17:35) .
  • Выполняйте свои обещания (17:34) .
  • Не убивайте своих детей из боязни обеднения (Коран, 17:31) .
  • Не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву (Коран, 17:33) .
  • Не приближайтесь к прелюбодеянию (Коран, 17:32) .
  • Не следуй за тем, о чём у тебя нет знания (Коран, 17:36) .

Таким образом, еще в глубокой древности был заложен фундамент главного общечеловеческого нормативного морального требования, которое потом назвали «золотым правилом» нравственности. Оно гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами, над проблемами морали задумывались многие известные деятели.

Слайд 4

Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона.

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами "Все так делают".

Лев Николаевич Толстой

Задание: выберите каждый по одному высказыванию, которое ближе всего вашим убеждениям.

Напишите в тетрадях краткое эссе, используя уже известную вам схему

После выполнения задания озвучить 2-3 работы учащихся

Помимо прямых норм поведения, мораль также включает идеалы, ценности, категории (наиболее общие, фундаментальные понятия).

Задание: на этом слайде вы видите таблицу, в которой заполнена только левая часть. Используя материал параграфа на стр. 37-39 найдите определения для данных терминов

Слайд 6

безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Идеал

совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке

Ценности

то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе.

Важнейшие нравственные ценности составляющие систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали, носят парносоотносительный (биполярный) характер, например добро и зло.

Совесть

Способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Патриотизм

ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народ

Гражданственность

социально-психологические и нравственные качества личности сочетающие в себе чувство любви к Родине и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей

Определения в правой части таблицы появляются после озвучивания их учащимися

Рассказ преподавателя Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно или их необходимо формировать сознательно?

В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента рождения. Так, французские просветители полагали, что человек по своей природе добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зол и является носителем зла. Однако изучение процесса становления морального сознания показало, что оснований для таких категорических утверждений нет.

Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому уровню нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Не последнее место при этом занимает и самовоспитание личности.

Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему - особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно.

Самовоспитание в сфере нравственности - это прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности.

Вывод Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.

III вопрос.

Рассказ преподавателя Важной частью духовного мира человека является его мировоззрение

В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром или стремится изменить его?

Таким образом, мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

От чего зависит то или иное мировоззрение?

Слайд 7.

Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.

Классификация типов мировоззрения может быть различной. Слайд 8

Но более всего распространена следующая классификация типов мировоззрения.

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением.

Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, преобладает житейская, обыденная основа.

Обыденное мировоззрение распространено очень широко, поскольку усилия учебных заведений и пастырей церкви зачастую задевают лишь самую «поверхность» сферы духовной жизни человека.

Религиозное мировоззрение - мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других.

Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.

Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?

  • Во-первых, дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности.
  • Во-вторых, именно мировоззрение позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.
  • В-третьих, человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.

Каждое мировоззрение имеет свои достоинства и недостатки Слайд 10

В форме беседы преподаватель подводит студентов к правильным ответам. Они появляются на слайде по мере озвучивания

Виды мировоззрения

Достоинства

Недостатки

Обыденное мировоззрение

опирается на непосредственный жизненный опыт человека

мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры

Религиозное мировоззрение

тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование.

Научное мировоззрение

прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей

человек еще не занял в научном мировоззрении подобающего ему места

Вывод. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

Закрепление изученного материала.

1. Популярный композитор работает над новой песней, посвященной защите мира. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?

1) духовная

2) экономическая

3) политическая

4) социальная

2. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической и социальной. К социальным характеристикам человека относят

1) возрастные особенности

2) расовые отличия

3) проявления наследственности и изменчивости

4) духовные идеалы и ценности

3. Вставьте пропущенное в схеме слово

7. Способность личности к моральному самоконтролю называется:

1) совестью

2) убеждением

3) талантом

4) этикетом

8. Фундаментом духовной жизни общества является:

1) познание 2) искусство 3)наука 4) культура

Выводы по теме. Есть очень много самых разных мнений о морали и нравственности - про то, что цель оправдывает средства, и что победителей не судят. Наверное, те кто так считает- имеет на это право.

Но я хочу закончить наше занятие другим высказыванием – словами Л.Н. Толстого

Все можно простить, но не извращение тех высших истин,до которых с таким трудом дошло человечество.

Домашнее задание 1.Параграф 4 учебника, задание 1-4.

2.В сети Интернет найти определение понятия «гуманистическое мировоззрение»


Похожие публикации