О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи. Правовая защита Постановление верховного совета рсфср 01.11 1990

Вопрос-ответ

Сотрудник имеет дисциплинарное взыскание - выговор, сейчас к нему опять применяется дисциплинарное, существует ли иерархия применения дисциплинарных взысканий по степени значимости? Увольнять работника руководитель не хочет!

Статьей 192 Трудового кодекса РФ дан перечень дисциплинарных взысканий - замечание, выговор, увольнение. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания (ч. 5 ст. 189 ТК РФ). При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Других критериев трудовое законодательство не содержит.

Должен ли работник оплачивать работодателю бланк оформляемой впервые трудовой книжки или вкладыша к ней?

Да, должен. В соответствии с пунктом 47 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 года № 225 при выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша работодатель взимает с него плату, размер которой определяется размером расходов на приобретение бланка. Бухгалтерия требует взимать с работников плату потому, что покупка и реализация трудовых книжек должна быть отражена в данных бухгалтерского учета как увеличение и уменьшение дебиторской задолженности организации согласно Письма Казначейства РФ от 18 мая 2005 года № 42-2.2-06/63 «Об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с приобретением трудовых книжек». Однако сотрудник не всегда должен возмещать организации стоимость трудовой книжки. Если книжка утрачена в результате стихийного бедствия или если при первичном заполнении кадровик испортил бланк, новый бланк оплачивает работодатель (п. 34, 48 Правил).

Может ли работодатель оформить работникам отпуска без сохранения заработной платы в связи с уменьшением объема работ и недостатком средств на оплату труда?

Нет, не может. В соответствии со статьей 128 Трудового кодекса отпуск без сохранения заработной платы предоставляется работнику по его желанию по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам. Отпуск за свой счет по инициативе работодателя законом не предусмотрен. Такие обстоятельства, как изменение объема работ, недостаток средств на оплату труда, отсутствие помещения для работы, приостановка производства, неисправность станков или приборов и т.п., не могут служить основанием для предоставления отпуска без сохранения зарплаты. Ситуация, сложившаяся у вас на предприятии, может привести к простою по вине работодателя. Чтобы его предотвратить, в случае производственной необходимости возможен временный перевод работников на другую работу сроком не более 1 месяца в течение календарного года в соответствии со ст. 74 ТК РФ. Если же простоя избежать не удалось - он оплачивается по правилам статьи 157 ТК РФ, то есть в размере 2/3 средней зарплаты работника.

Какими документами регулируются сроки выплаты заработной платы и в каком размере может быть установлен аванс?

Статьей 136 Трудового кодекса РФ установлена обязанность работодателя выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором. При этом конкретные сроки выплаты заработной платы, а также размеры аванса Трудовой кодекс РФ не регулирует. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 23.05.57 № 566 "О порядке выплаты заработной платы рабочим за первую половину месяца", действующему в части, не противоречащей ТК РФ, размер аванса в счет заработной платы рабочих за первую половину месяца определяется соглашением администрации предприятия (организации) с профсоюзной организацией при заключении коллективного договора, однако минимальный размер указанного аванса должен быть не ниже тарифной ставки рабочего за отработанное время. Таким образом, кроме выполнения требований статьи 136 ТК РФ о выплате работодателем заработной платы не реже 2 раз в месяц в сроки, установленные правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором, при определении размера аванса следует учитывать фактически отработанное работником время (фактически выполненную работу).

Предусмотрена ли для женщин, осуществляющих трудовую деятельность на селе сокращенная продолжительность рабочего времени?

Рабочее время - период, в течение которого работник обязан исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды, определенные законами и иными нормативными правовыми актами.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Режим рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка (или графиками сменности) и распространяется на всех работников.

Сокращенная продолжительность рабочего времени может быть предусмотрена для отдельных категорий работников в целях охраны их здоровья. Она устанавливается в размере:

не более 24 часов в неделю - для работников в возрасте до шестнадцати лет;

не более 35 часов в неделю - для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет;

не более 35 часов в неделю - для инвалидов I или II группы;

не более 36 часов в неделю - для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» установлена 36-часовая рабочая неделя для женщин, работающих в сельской местности, если законодательными актами для них не предусмотрена меньшая продолжительность рабочей недели. Право на сокращенное рабочее время имеют все женщины, работающие в организациях, расположенных в сельской местности, а не только те, кто занят в сельскохозяйственном производстве /письмо Госкомэкономики РСФСР от 12.12.1990 г. № 19-117/. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы. Порядок сохранения заработной платы при сокращенной продолжительности рабочей недели регламентируется постановлением президиума Верховного Совета от 25.01.1991 года № 522/1 «О порядке применения постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 года № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе»:

При повременной оплате труда женщин начисление заработной платы за 36-часовую рабочую неделю, а также доплата за сокращенное рабочее время производится в соответствии с тарифными ставками или должностными окладами, предусмотренными по данной работе (должности) при нормальной продолжительности рабочего времени, с учетом установленных постоянных надбавок, доплат и премий, не носящих единовременного характера;

При сдельной оплате труда женщин начисление заработной платы за 36-часовую рабочую неделю производится исходя из действующих сдельных расценок, доплат и премий, не носящих единовременного характера, с доплатой за сокращенное рабочее время, исходя из фактического часового среднего заработка последних двух календарных месяцев.

При решении вопроса о том, относится ли данная территория к сельской местности, следует исходить из административно-территориального устройства.

Президиум Верховного Совета РСФСР

Постановление

О порядке применения

"О неотложных мерах по улучшению положения женщин,

семьи, охраны материнства и детства на селе"

В целях обеспечения выполнения Постановления Верховного Совета РСФСР "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:

1. При решении вопроса в соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета РСФСР об отнесении территории к сельской местности следует руководствоваться Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР".

2. Предоставление дополнительного выходного дня согласно п. 1.2 Постановления производится на основании заявления женщины.

3. В соответствии с п. 1.3 Постановления установить следующий порядок сохранения заработной платы при сокращенной продолжительности рабочей недели.

При повременной оплате труда женщин начисление заработной платы за 36-часовую рабочую неделю, а также доплата за сокращенное рабочее время производится в соответствии с тарифными ставками или должностными окладами, предусмотренными по данной работе (должности) при нормальной продолжительности рабочего времени, с учетом установленных постоянных надбавок, доплат и премий, не носящих единовременного характера.

При сдельной оплате труда женщин начисление заработной платы за 36-часовую рабочую неделю производится исходя из действующих сдельных расценок, доплат и премий, не носящих единовременного характера, с доплатой за сокращенное рабочее время, исходя из фактического часового среднего заработка последних двух календарных месяцев.

Сдельная заработная плата может также начисляться по сдельным расценкам, рассчитанным по тарифным ставкам, нормам выработки (производства), пересмотренным с учетом сокращенного рабочего времени.

На непрерывно действующих предприятиях и производствах, а также на предприятиях и производствах, работающих в сменном режиме, где по условиям производства не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, по желанию работницы допускается по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия введение суммированного учета рабочего времени.

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 24.08.1995 N 152-ФЗ.

5. Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 24.08.1995 N 152-ФЗ.

Остальные расходы предприятия и организации, расположенные в сельской местности, должны производить:

рентабельные - за счет прибыли, остающейся в их распоряжении;

низкорентабельные - за счет средств внебюджетного фонда стабилизации экономики в соответствии со ст. 22 Закона РСФСР "О государственной бюджетной системе РСФСР в 1991 году".

6. Совету Министров РСФСР определить порядок финансирования мероприятий, необходимых для реализации настоящего Постановления.

Председатель

Верховного Совета РСФСР

Б. Н. Ельцин

Государственный Комитет РСФСР по экономике

Письмо

К постановлению Верховного Совета РСФСР

ОТ 01.11.1990 N 298/3-1

По поручению Совета Министров РСФСР Государственный комитет РСФСР по экономике сообщает:

Постановление Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" распространяется на женщин, работающих в сельской местности, независимо от места их проживания;

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу отнесения населенных пунктов к сельским населенным пунктам см. также Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

к сельским населенным пунктам относятся все населенные пункты, кроме городов республиканского (РСФСР и АССР), краевого, областного, окружного и районного подчинения, рабочих, курортных и дачных поселков, в соответствии с Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г. "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР".

Заместитель Председателя

Н. Ф. Самсонов

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР

Постановление

О неотложных мерах по улучшению положения женщин,

семьи, охраны материнства и детства на селе

(в ред. Федерального закона от 24.08.1995 N 152-ФЗ)

Верховный Совет РСФСР, придавая важное значение решению проблем семьи, охраны материнства и детства, учитывая особую кризисную демографическую ситуацию в сельской местности, и во исполнение решений I Съезда народных депутатов РСФСР в качестве первого этапа комплексной программы по охране материнства и детства в Республике постановляет:

1.1. Продолжительность ежегодного основного отпуска не менее 28 календарных дней.

КонсультантПлюс: примечание.

О дополнительных выходных днях женщинам, работающим в сельской местности см. также ст. 262 Трудового кодекса РФ.

1.2. Один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.

1.3. 36-часовую рабочую неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (41 час).

1.4 - 1.5. Утратили силу. - Федеральный закон от 24.08.1995 N 152-ФЗ.

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком см. также статьи 13 - 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

1.6. Пособие по месту работы матери, отца или опекуна по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет ежемесячно в размере минимальной заработной платы на первого ребенка с увеличением пособия на 50 процентов на каждого последующего.

Для лиц, проживающих в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с применением коэффициентов. Если в данном районе действуют разные коэффициенты к заработной плате, то применяются коэффициенты, установленные к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей народного хозяйства.

1.7. Повышенную на 30 процентов оплату труда женщин на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более 2-х часов).

1.8. Утратил силу. - Федеральный закон от 24.08.1995 N 152-ФЗ.

1.9. Беременным женщинам и кормящим матерям бесплатную выдачу продуктов питания, производимых хозяйством. Нормы выдачи устанавливаются трудовым коллективом.

2.1. С 1 января 1992 года привлечение женщин в возрасте до 35 лет к выполнению операций в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве и звероводстве с применением ядохимикатов, пестицидов и дезинфицирующих средств. До 1 января 1992 года к выполнению названных видов работ привлекать женщин только с их согласия.

2.2. С 1 января 1991 года применение труда беременных женщин в растениеводстве и животноводстве с момента выявления беременности. Сохранить за ними средний заработок по новому месту работы на весь период беременности. С целью использования труда беременных женщин создать специализированные участки при предприятиях. Шире использовать надомный труд.

2.3. С 1 января 1991 года обучение и с 1 января 1992 года прием на работу женщин трактористами - машинистами, водителями грузовых автомашин.

3. Возмещать за счет средств хозяйств кредит, выданный молодым семьям на строительство собственного жилого дома, не менее 2 тысяч рублей при рождении первого, не менее 3 тысяч рублей - второго и не менее 5 тысяч рублей - третьего ребенка.

4. Поручить Совету Министров РСФСР совместно с Федерацией независимых профсоюзов России и республиканскими отраслевыми комитетами профсоюзов в срок до 1 марта 1991 года подготовить:

4.1. Систему приоритетной диспансеризации и оздоровления женщин и детей.

4.2. Перечень предельно допустимых нормативов нагрузок для женщин с учетом их возраста и подростков при подъеме и перемещении тяжестей вручную.

4.3. Перечень производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями, на которых запрещается применение труда женщин детородного возраста.

4.4. Предложения по экономическому стимулированию предприятий по выпуску тары для расфасовки товаров по предельно допустимым нагрузкам для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную.

4.5. Дополнительные льготы для птичниц, женщин - овощеводов, работающих с закрытым грунтом, работниц рыбных промыслов и рыбопереработки.

4.6. Меры по экономической ответственности хозяйств, дисциплинарной и материальной ответственности их руководителей за состояние здоровья работниц и беременных женщин с учетом показателей планирования семьи, невынашивания беременности, детской смертности, временной и стойкой профессиональной нетрудоспособности и других медико-биологических показателей.

5. Совету Министров РСФСР в срок до 1 июня 1991 года решить вопрос разработки и внедрения в производство отвечающих современным требованиям специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты женщин.

6. Совету Министров РСФСР, согласовав с Федерацией независимых профсоюзов России и республиканскими отраслевыми комитетами профсоюзов, предусмотреть в 1991 году за счет средств государственного социального страхования расходы, связанные с увеличением продолжительности отпуска по беременности и родам.

Остальные расходы, необходимые для выполнения данного Постановления, осуществлять за счет хозяйственной деятельности предприятий, организаций, кооперативов и лиц, независимо от формы собственности.

7. Поручить Совету Министров РСФСР представить до 1 января 1991 года в Верховный Совет РСФСР предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего Постановления.

8. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Комитеты Верховного Совета РСФСР по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства и социальному развитию села, аграрным вопросам и продовольствию.

Первый заместитель Председателя

Верховного Совета РСФСР

2000 год

К заседанию Комиссии по вопросам
улучшения положения женщин
по 2 вопросу Повестки дня

О соблюдении законодательства о труде и охране труда женщин
на предприятиях и в организациях Российской Федерации
(информационно-справочный материал)

Постановка проблемы. Одним из основных направлений государственной политики в социальной сфере в ходе социально-зкономических преобразований в стране является улучшение положения женщин. В постановлениях Правительства Российской Федерации от 08.01.96г. № 6 “О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации”, от 29.08.96г. № 1031 “Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года”, от 26.02.97г. № 222 “О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов” выработана концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации, сформулированы цели и поставлены соответствующие задачи перед федеральными органами исполнительной власти, из которых важнейшими являются оказание содействия соблюдению прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека и обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин (в т.ч. в трудовой деятельности), а также обеспечение охраны здоровья женщин и создания необходимых условий для выполнения ими материнской (репродуктивной) функции. При этом в целях успешного решения поставленных задач правительством было предложено усилить государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах и гарантиях работающих женщин.

Справочно: Результаты надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекции труда показывают, что несмотря на принимаемые меры, количество и тяжесть допускаемых работодателями нарушений трудовых прав и законных интересов женщин продолжают оставаться значительными, и в целом проблема соблюдения трудовых прав женщин остается острой. Несмотря на то, что Кодексом законов о труде Российской Федерации (глава ХI ст.ст. 160-172, ст.ст. 45, 129 и 139) и Федеральным законом Российской Федерации “Об основах охраны труда в Российской Федерации” от 17.07.99г. № 181-ФЗ предусмотрены определенные права и гарантии для работающих женщин, а также обязанности работодателей (администрации) по соблюдению законодательства о труде, правил охраны труда и обеспечению здоровых и безопасных условий труда, многие руководители предприятий и организаций и другие ответственные лица часто допускают нарушения трудовых прав женщин и не обеспечивают им условия труда, отвечающие установленным требованиям безопасности и гигиены. Наиболее характерными нарушениями трудовых прав женщин являются следующие.

На многих предприятиях и в организациях сельской местности, а также районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для женщин не устанавливается 36-часовая рабочая неделя с сохранением заработка в том же размере, что и при полной рабочей неделе. Часто незаконно по инициативе администрации предприятий и организаций увольняются беременные женщины, а также женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет либо являющиеся одинокими матерями, имеющими ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида до шестнадцати лет. Повсеместно задерживаются или вовсе не выплачиваются государственные пособия женщинам, имеющим детей (по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ежемесячное пособие на ребенка), а также компенсационные выплаты (в размере 50 процентов минимального размера оплаты труда), установленные Указом Президента Российской Федерации от 30.05.94г. № 1110 “О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан”. Женщины привлекаются к сверхурочным работам и работам в выходные дни, при этом часто без дополнительной оплаты, предусмотренной законодательством о труде. Администрациями предприятий и организаций допускается привлечение женщин (в т. ч. беременных либо имеющих детей в возрасте до трех лет) к работам в ночное время. Часто в нарушение ст.160 КЗоТ РФ (“Работы, на которых запрещается применение труда женщин”) работодатели применяют труд женщин на работах, связанных с нагрузками при подъеме и перемещении тяжестей вручную, превышающими предельно допустимые нормы, а также на работах с вредными условиями труда. На многих предприятиях и в организациях с широким применением женского труда в нарушение ст. 172 КЗоТ РФ ("Обслуживание женщин на предприятиях, в организациях с широким применением женского труда") и СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания" отсутствуют или находятся в нерабочем состоянии раздевалки, душевые, умывальные комнаты, комнаты отдыха и приема пищи, а также комнаты личной гигиены женщин. На многих предприятиях ликвидированы медицинские пункты. По оценкам специалистов, до 30 % работников (в т.ч. женщины) не проходят обязательные медицинские осмотры. Кроме того, в отношении женщин работодателями нарушаются также общие нормы законодательства о труде и охране труда, которые регулируют трудовые отношения всех работников независимо от их пола и возраста. Например, трудовые права женщин-работниц нарушаются работодателями в результате повсеместных задержек выплаты им заработной платы, а также возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.Работницы не обеспечиваются или обеспечиваются с нарушением установленных сроков специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, им часто не выдаются или выдаются с нарушением норм и сроков мыло, смывающие и обезвреживающие средства, молоко и лечебно-профилактическое питание. Нередко в нарушение правил по охране труда женщины допускаются к работе без обучения безопасным приемам труда, без инструктажа и проверки знаний по охране труда и технике безопасности. При приеме женщин на работу, носящую постоянный характер, в нарушение ч.2 ст.17 КЗоТ РФ (“Срок трудового договора (контракта) с ними нередко заключаются срочные трудовые договора либо они работают вообще без какого-либо оформления.

Проверки федеральной инспекции труда по вопросам соблюдения соблюдения требований охраны труда показывают, что несмотря на принимаемые меры, состояние условий и охраны труда на многих предприятиях и в организациях продолжает оставаться неудовлетворительным. При этом, в силу физиологических и иных особенностей, в первую очередь в связи с указанными обстоятельствами страдают женщины. Например, в Курской области 71 610 женщин (в основном работницы предприятий промышленности и сельского хозяйства) работают в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, а именно: с повышенным уровнем шума, повышенной запыленностью и загазованностью воздуха. На предприятиях Саратовской области в условиях воздействия вредных производственных факторов, нарушения допустимых показателей микроклимата и тяжелых физических нагрузок всего работают около 150 тыс. человек, из которых третью часть составляют женщины. При этом наиболее высокий удельный вес профессиональных заболеваний женщин отмечается на предприятиях и в организациях сельского хозяйства, промстройматериалов, авиационной промышленности и здравоохранения. В Читинской области на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи занято 18 739 женщин, из которых 771 работает в неблагоприятных условиях труда. В сельском хозяйстве и на транспорте Читинской области в неблагоприятных условиях труда работает каждая третья женщина от всех занятых, в строительстве - каждая четвертая, в здравоохранении - 4/5 (или 80%). Высока доля женщин, работающих во вредных условиях труда на предприятиях электроэнергетики, черной металлургии, полиграфии и мукомольно-крупяной промышленности. Численность женщин, занятых в условиях не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в Республике Татарстан составляет около 25 тыс. человек (почти 12% от их среднесписочной численности). Наиболее неблагополучное положение с условиями и охраной труда женщин и, как следствие, их травматизмом сложилось на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса.

В связи с необеспечением безопасных условий труда на производстве женщины получают большое количество травм (в т.ч. со смертельным исходом). В 1996г. на производстве в результате несчастных случаев пострадало 44,1 тыс. женщин, в 1997г. - 41 тыс., в 1998 - 35,7 тыс. По оперативным данным федеральной инспекции труда за 11 месяцев 1999г. в результате несчастных случаев на производстве погибло 304 женщины. Несмотря на значительный спад производства, травматизм со смертельным исходом среди работающих женщин снижается незначительно, а его доля в общем производственном травматизме со смертельным исходом имеет даже тенденцию к росту (1996г. - 5,9%, 1997г. - 6,3%, 1998г. - 6,9%.). В 1999г. несчастные случаи на производстве среди женщин со смертельным исходом имели место в 74 субъектах Российской Федерации. Так, в январе 1999 г. из-за затопления подземного газохода и нахождения приточной вентиляции в нерабочем состоянии в котельной акционерного общества “Калужский завод силикатного кирпича” (Калужская область) погибли от отравления окисью углерода операторы котельной Карасева Л.Н. и Палаткина Л.Г. В мае 1999 г. из-за допуска к работе без инструктажа и надлежащей спецодежды, а также отсутствия контроля со стороны мастера производственного обучения во время прохождения производственной практики (при работе на токарном станке) в учебно-производственных мастерских Нижне-Тагильского машиностроительного училища (Свердловская область) погибла 16-летняя учащаяся первого курса Савицкая Наталья. В последние годы участились случаи преднамеренных убийств на рабочих местах. Так, в январе 1999г. при совершении ограбления АОЗТ “Каменнобалковское” (Ставропольский край) преступниками была убита птичница Едапина О.И., оставленная одна во время дежурства в ночное время на отдаленном от села птичнике. В сфере торговли и народного образования преднамеренные убийства составили 30 % от всех несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.

Законодательное регулирование. Конституцией Российской Федерации, Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека установлено, что права и свободы человека являются высшей ценностью и принадлежат ему от рождения. Каждый человек должен обладать всеми общепризнанными правами и свободами без какого бы то ни было различия, в том числе и в отношении пола. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (ст.2 Конституции РФ). В соответствии с п. 2 ст. 1 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22.11.91г., общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан России. Примат общепризнанных принципов и норм международного права над национальным законодательством закреплен в части 4 ст.15 Конституции РФ. ООН в Венской декларации (1993г.) признала, что “человеческие права женщин и детей женского пола являются неотчуждаемой, неотъемлемой и нераздельной частью всеобщих прав человека”. Дискриминация женщин не позволяет им полноправно участвовать в экономической, политической и гражданской жизни общества и государства, подрывает общепризнанный международным сообществом принцип соблюдения и защиты прав человека. Всеобщей декларацией прав человека, Международными пактами об экономических, социальных и культурных правах, а также о гражданских и политических правах, Конвенцией об исключении всех форм дискриминации в отношении женщин и другими соответствующим международными документами дискриминация по признаку пола запрещена.

Согласно ст.244 КЗоТ РФ и Указам Президента Российской Федерации от 04.05.94г. № 850 и от 20.07.94г. № 1504, постановления Правительства Российской Федерации от 9.09.99г. № 1035 “О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства о труде и охране труда” государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда (в т.ч. в отношении женщин) на предприятиях и в организациях осуществляет федеральная инспекция труда. В соответствии со ст.ст. 41 и 210 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях нарушение должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда влечет наложение штрафа госинспектором труда в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда, а руководителем госинспекции труда в субъекте Российской Федерации - в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Справочно: Основными документами, регулирующими указанный вопрос, кроме названных, являются:

  • Конвенции МОТ: Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (№ 156) и Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (№ 111).
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г. № 6 “О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации”.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 1996 г. № 1032 “ Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года”.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. № 222 “О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов”.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1997 г. № 1409 “О Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы”.
  • Кодекс законов о труде Российской Федерации (глава ХI ст.ст. 160-172, ст.ст. 45, 129 и 139).
  • Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.
  • Постановление Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. № 298/3-1 “О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе”.
  • Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4521-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”.
  • Постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. № 105 “О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную”.
  • Список производств, профессий, работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применения труда женщин”, утвержденный Госкомтрудом СССР и ВЦСПС от 25.07.78г. № 240/П10-3 (действующий с дальнейшими изменениями и дополнениями).
  • Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, ”, утвержденный Госкомтрудом СССР и ВЦСПС от 25.10.74г. № 369/П-16 (действующий с дальнейшими изменениями и дополнениями).
  • Санитарные правила и нормы СанПин 2.2.055-96 “Гигиенические требования к условиям труда женщин”.
  • Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.12.98г. № 51 “Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты”.

Основные причины нарушения трудовых прав граждан (в т.ч. женщин), производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Основными причинами нарушений трудовых прав граждан (в т.ч. женщин), производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются:

  • отсутствие эффективных экономических, организационных и правовых механизмов, которые бы стимулировали стремление работодателей (администрации предприятий и организаций) к соблюдению законности в сфере трудовых отношений;
  • отставание правового регулирования трудовых отношений от преобразований в экономической и социальной сферах;
  • значительный износ основных производственных фондов и невысокий уровень используемых технологий;
  • неудовлетворительная организация производства и работ;
  • недостаточная обеспеченность работников средствами коллективной и индивидуальной защиты;
  • невысокий уровень профессиональной подготовки подавляющей части работников;
  • допуск работников к работе без обучения безопасным приемам труда, без инструктажа и проверки знаний по охране труда и технике безопасности;
  • отсутствие служб охраны труда на многих предприятиях (особенно в малом и среднем бизнесе);
  • повсеместное сокращение финансирования и материально-технического обеспечения мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • массовые нарушения производственной и трудовой дисциплины, а также правил по охране труда.

Меры, принимаемые федеральной инспекцией труда в ходе осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда женщин.

В ходе проведенных в 1999 году федеральной инспекцией труда 5,5 тыс. целевых проверок соблюдения законодательства о труде и охране труда женщин на предприятиях и в организациях различных форм собственности было выявлено и устранено около 35 тыс. нарушений. За грубые нарушения законодательства о труде и охране труда (в т.ч. женщин) государственными инспекторами труда подвергнуто штрафу свыше 28 тыс. руководителей и других ответственных работников организаций на сумму более 20 млн. рублей, привлечено к дисциплинарной ответственности около 23 тыс. должностных лиц предприятий, в том числе отстранено от должности либо уволено около 1,5 тыс.

В связи с необеспечением безопасных условий труда за указанный период времени федеральной инспекцией труда приостановлена работа 110 предприятий, 6,5 тыс. производственных подразделений и около 100 тыс. единиц оборудования. Не принято в эксплуатацию из-за допущенных нарушений норм по охране труда 794 объекта производственного назначения.

Отстранено от работы свыше 47,7 тыс. работников, не прошедших инструктаж и проверку знаний по охране труда,

Принятые федеральной инспекцией труда меры позволили обеспечить защиту и восстановление трудовых прав многих тысяч женщин. В установленном порядке осуществление федеральной инспекцией труда государственного контроля за соблюдением на предприятиях и в организациях Российской Федерации законодательства о труде и охране труда женщин продолжается.

Мероприятия, которые необходимо осуществить в целях улучшения положения женщин на производстве.

Принять меры, направленные на ускорение рассмотрения и принятия в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта Трудового кодекса Российской Федерации, внесенного Правительством Российской Федерации.

Разработать и ввести систему экономических и организационных мер, направленных на поощрение работодателей за обеспечение занятости граждан с семейными обязанностями, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику и на дому, и определенных гарантий для работающих женщин.

Принять и ввести в действие Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых не допускается использование труда женщин, в том числе детородного возраста и беременных.

Принять и ввести в действие Порядок трудоустройства женщин детородного возраста при их выводе с тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда.

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН, ОХРАНЕ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА, УКРЕПЛЕНИЮ СЕМЬИ

Верховный Совет СССР, придавая важное значение решению в короткие сроки наиболее острых проблем семьи, материнства и детства, повышению социальной защищенности наименее обеспеченных семей с детьми и во исполнение решений первого Съезда народных депутатов СССР, п+о+с+т+а+н+о+в+л+я+е+т:

1. Фрагмент утратил силу

разработать единую систему государственных пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, ее дохода и индекса стоимости жизни;

определить порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности лиц, занятых уходом за детьми раннего возраста (до 3 лет), детьми - инвалидами, в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком.

3. Предоставить право Советам Министров союзных и автономных республик, краевым, областным, окружным, районным и городским Советам народных депутатов устанавливать в пределах имеющихся у них средств доплаты ко всем видам пособий, предусмотренных действующим законодательством Союза ССР для семей с детьми, вводить дополнительные виды пособий и льгот, направленных на более полное удовлетворение потребностей семей с детьми, в первую очередь многодетных, неполных и молодых, семей, воспитывающих детей - инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Распространить на всех детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся или воспитывающихся в учебно - воспитательных учреждениях, независимо от их типа и ведомственной подчиненности, льготы, установленные действующим законодательством для данной категории детей, находящихся в детских домах и школах - интернатах.

5. Установить, что средства, взыскиваемые с родителей на содержание детей, находящихся в государственных детских учреждениях, а также назначенные им государственные пенсии и пособия переводятся на личные счета воспитанников в сберегательном банке.

6. В целях повышения эффективности диспансеризации беременных женщин, охраны их здоровья и здоровья новорожденных детей установить, что отпуск по беременности и родам продолжительностью пятьдесят шесть календарных дней до родов (с 1 декабря 1990 года - семьдесят календарных дней) и пятьдесят шесть (в случаях осложненных родов или рождения двух или более детей - семьдесят) календарных дней после родов исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью, независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

7. Для создания благоприятных условий по уходу за новорожденными и малолетними детьми:

1) установить, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста предоставляется полностью или по частям матери ребенка либо по усмотрению семьи его отцу, бабушке, деду или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком;

2) предоставлять работающим мужчинам, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, ежегодный отпуск по их желанию в период отпуска жены.

8. В целях создания родителям благоприятных условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей:

1) устанавливать по просьбе женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет (в том числе находящихся на их попечении), неполный рабочий день или неполную рабочую неделю;

2) сохранять женщинам непрерывный трудовой стаж для исчисления пособий по временной нетрудоспособности в случае расторжения трудового договора в связи с уходом за ребенком в возрасте до 14 лет (в том числе находящимся на их попечении) или ребенком - инвалидом в возрасте до 16 лет при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста;

3) распространить льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством (ограничение труда на ночных, сверхурочных работах, привлечения к работам в выходные дни и направления в командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие льготы, установленные действующим законодательством), на отцов, воспитывающих детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях), а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних;

4) установить одному из родителей (опекуну или попечителю), воспитывающему ребенка - инвалида:

выдачу листка по временной нетрудоспособности на весь период санаторного лечения (с учетом времени на проезд) ребенка - инвалида в возрасте до 16 лет при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ребенком;

один дополнительный выходной день в месяц с оплатой его в размере дневного заработка за счет средств социального страхования.

9. В целях дальнейшего улучшения условий труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет:

1) признать необходимым создать реальные условия для применения их труда преимущественно на работах, соответствующих их психофизиологическим и возрастным особенностям, а также для совершенствования их профессионального мастерства, продвижения по работе и активного участия во всех сферах жизнедеятельности общества;

2) Совету Министров СССР совместно с ВЦСПС обеспечить в 1990 - 1991 годах:

разработку мер по повышению заинтересованности объединений, предприятий, организаций в рациональном использовании труда женщин, лиц моложе восемнадцати лет и лиц с ограниченной трудоспособностью;

разработку новых норм предельно допустимых нагрузок для женщин и несовершеннолетних при подъеме и перемещении тяжестей вручную в соответствии с научно обоснованными нормативами;

пересмотр списков производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин и подростков, дополнив их видами работ, к которым не должны привлекаться женщины детородного возраста;

определение отраслей народного хозяйства, производств и работ, где ночной труд женщин не вызывается особой необходимостью, и соответственно установление конкретных сроков и порядка освобождения женщин от ночных смен, предусмотрев первоочередное освобождение от ночного труда женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет или детей - инвалидов в возрасте до 16 лет;

разработку критериев для классификации рабочих мест с учетом психофизиологических, возрастных и других особенностей работников и примерного перечня работ и профессий для преимущественного замещения их женщинами, несовершеннолетними и лицами с ограниченной трудоспособностью;

введение форм статистической отчетности по труду с выделением отдельной строкой женщин и лиц моложе восемнадцати лет в показателях занятости, категорий работников, форм организации и условий труда, заболеваемости, травматизма и их причин.

10. В целях предупреждения вредного воздействия на здоровье женщин и детей работ по возделыванию табака и хлопка считать необходимым поручить Советам Министров союзных республик обеспечить разработку и внедрение безвредных технологий по сбору и первичной переработке табака и хлопка, соответствующих форм организации и условий труда.

11. Для обеспечения своевременного перевода беременных женщин на другую, более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов:

1) руководителям объединений, предприятий, организаций совместно с профсоюзными комитетами, органами санитарного надзора и с участием женских общественных организаций в соответствии с медицинскими требованиями устанавливать рабочие места и определять виды работ, на которые могут переводиться беременные женщины либо которые могут выполняться ими на дому, а также создавать специальные цеха (участки) для применения их труда или создавать в этих целях производства и цеха на долевых началах;

2) установить, что до решения вопроса о рациональном трудоустройстве беременной женщины в соответствии с медицинским заключением она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств предприятия, учреждения, организации.

12. В интересах охраны и укрепления здоровья женщин и детей:

1) Госплану СССР и Министерству финансов СССР предусмотреть выделение в 1991 - 1992 годах дополнительных валютных ассигнований на строительство и оснащение новых типов детских и родовспомогательных лечебно - профилактических учреждений; закупку по импорту технологического оборудования для расширения производства биопрепаратов, вакцин, продуктов детского питания, лекарственных форм для детей; закупку продуктов детского питания, в том числе лечебного, противозачаточных средств до полного удовлетворения потребности населения с учетом выпуска отечественной продукции;

2) Совету Министров СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить льготные условия создания совместных предприятий с иностранными фирмами и организациями по производству лечебно - диагностической аппаратуры и инструментария для родовспомогательных и детских учреждений, средств реабилитации и протезирования для детей - инвалидов;

3) Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам разработать к началу тринадцатой пятилетки механизм усиления экономической заинтересованности предприятий сельского хозяйства в выращивании экологически безвредной сельскохозяйственной продукции, в первую очередь для детей раннего возраста и беременных женщин.

13. Поручить Совету Министров СССР представить в 6-месячный срок в Верховный Совет СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего Постановления.

14. Статьи 1, 4, 5 и пункт 4 статьи 8 настоящего Постановления ввести в действие с 1 января 1991 года.

15. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Комитет Верховного Совета СССР по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства, Комитет Верховного Совета СССР по науке, народному образованию, культуре и воспитанию и Комитет Верховного Совета СССР по охране здоровья народа.

Председатель Верховного Совета СССР

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН,
ОХРАНЕ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА, УКРЕПЛЕНИЮ СЕМЬИ

Верховный Совет СССР, придавая важное значение решению в короткие сроки наиболее острых проблем семьи, материнства и детства, повышению социальной защищенности наименее обеспеченных семей с детьми и во исполнение решений первого Съезда народных депутатов СССР, постановляет:

1. Отменен. - Федеральный закон от 24.08.95 N 152-ФЗ.

разработать единую систему государственных пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, ее дохода и индекса стоимости жизни;

определить порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности лиц, занятых уходом за детьми раннего возраста (до 3 лет), детьми - инвалидами, в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком.

3. Предоставить право Советам Министров союзных и автономных республик, краевым, областным, окружным, районным и городским Советам народных депутатов устанавливать в пределах имеющихся у них средств доплаты ко всем видам пособий, предусмотренных действующим законодательством Союза ССР для семей с детьми, вводить дополнительные виды пособий и льгот, направленных на более полное удовлетворение потребностей семей с детьми, в первую очередь многодетных, неполных и молодых, семей, воспитывающих детей - инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Распространить на всех детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся или воспитывающихся в учебно - воспитательных учреждениях, независимо от их типа и ведомственной подчиненности, льготы, установленные действующим законодательством для данной категории детей, находящихся в детских домах и школах - интернатах.

5. Установить, что средства, взыскиваемые с родителей на содержание детей, находящихся в государственных детских учреждениях, а также назначенные им государственные пенсии и пособия переводятся на личные счета воспитанников в сберегательном банке.

6. В целях повышения эффективности диспансеризации беременных женщин, охраны их здоровья и здоровья новорожденных детей установить, что отпуск по беременности и родам продолжительностью пятьдесят шесть календарных дней до родов (с 1 декабря 1990 года - семьдесят календарных дней) и пятьдесят шесть (в случаях осложненных родов или рождения двух или более детей - семьдесят) календарных дней после родов исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью, независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

7. Для создания благоприятных условий по уходу за новорожденными и малолетними детьми:

1) установить, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста предоставляется полностью или по частям матери ребенка либо по усмотрению семьи его отцу, бабушке, деду или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком;

2) предоставлять работающим мужчинам, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, ежегодный отпуск по их желанию в период отпуска жены.

8. В целях создания родителям благоприятных условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей:

1) устанавливать по просьбе женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет (в том числе находящихся на их попечении), неполный рабочий день или неполную рабочую неделю;

2) сохранять женщинам непрерывный трудовой стаж для исчисления пособий по временной нетрудоспособности в случае расторжения трудового договора в связи с уходом за ребенком в возрасте до 14 лет (в том числе находящимся на их попечении) или ребенком - инвалидом в возрасте до 16 лет при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста;

3) распространить льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством (ограничение труда на ночных, сверхурочных работах, привлечения к работам в выходные дни и направления в командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие льготы, установленные действующим законодательством), на отцов, воспитывающих детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях), а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних;

4) установить одному из родителей (опекуну или попечителю), воспитывающему ребенка - инвалида:

выдачу листка по временной нетрудоспособности на весь период санаторного лечения (с учетом времени на проезд) ребенка - инвалида в возрасте до 16 лет при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ребенком;

один дополнительный выходной день в месяц с оплатой его в размере дневного заработка за счет средств социального страхования.

9. В целях дальнейшего улучшения условий труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет:

1) признать необходимым создать реальные условия для применения их труда преимущественно на работах, соответствующих их психофизиологическим и возрастным особенностям, а также для совершенствования их профессионального мастерства, продвижения по работе и активного участия во всех сферах жизнедеятельности общества;

2) Совету Министров СССР совместно с ВЦСПС обеспечить в 1990 - 1991 годах:

разработку мер по повышению заинтересованности объединений, предприятий, организаций в рациональном использовании труда женщин, лиц моложе восемнадцати лет и лиц с ограниченной трудоспособностью;

разработку новых норм предельно допустимых нагрузок для женщин и несовершеннолетних при подъеме и перемещении тяжестей вручную в соответствии с научно обоснованными нормативами;

пересмотр списков производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин и подростков, дополнив их видами работ, к которым не должны привлекаться женщины детородного возраста;

определение отраслей народного хозяйства, производств и работ, где ночной труд женщин не вызывается особой необходимостью, и соответственно установление конкретных сроков и порядка освобождения женщин от ночных смен, предусмотрев первоочередное освобождение от ночного труда женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет или детей - инвалидов в возрасте до 16 лет;

разработку критериев для классификации рабочих мест с учетом психофизиологических, возрастных и других особенностей работников и примерного перечня работ и профессий для преимущественного замещения их женщинами, несовершеннолетними и лицами с ограниченной трудоспособностью;

введение форм статистической отчетности по труду с выделением отдельной строкой женщин и лиц моложе восемнадцати лет в показателях занятости, категорий работников, форм организации и условий труда, заболеваемости, травматизма и их причин.

10. В целях предупреждения вредного воздействия на здоровье женщин и детей работ по возделыванию табака и хлопка считать необходимым поручить Советам Министров союзных республик обеспечить разработку и внедрение безвредных технологий по сбору и первичной переработке табака и хлопка, соответствующих форм организации и условий труда.

11. Для обеспечения своевременного перевода беременных женщин на другую, более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов:

1) руководителям объединений, предприятий, организаций совместно с профсоюзными комитетами, органами санитарного надзора и с участием женских общественных организаций в соответствии с медицинскими требованиями устанавливать рабочие места и определять виды работ, на которые могут переводиться беременные женщины либо которые могут выполняться ими на дому, а также создавать специальные цеха (участки) для применения их труда или создавать в этих целях производства и цеха на долевых началах;

2) установить, что до решения вопроса о рациональном трудоустройстве беременной женщины в соответствии с медицинским заключением она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств предприятия, учреждения, организации.

12. В интересах охраны и укрепления здоровья женщин и детей:

1) Госплану СССР и Министерству финансов СССР предусмотреть выделение в 1991 - 1992 годах дополнительных валютных ассигнований на строительство и оснащение новых типов детских и родовспомогательных лечебно - профилактических учреждений; закупку по импорту технологического оборудования для расширения производства биопрепаратов, вакцин, продуктов детского питания, лекарственных форм для детей; закупку продуктов детского питания, в том числе лечебного, противозачаточных средств до полного удовлетворения потребности населения с учетом выпуска отечественной продукции;

2) Совету Министров СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить льготные условия создания совместных предприятий с иностранными фирмами и организациями по производству лечебно - диагностической аппаратуры и инструментария для родовспомогательных и детских учреждений, средств реабилитации и протезирования для детей - инвалидов;

3) Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам разработать к началу тринадцатой пятилетки механизм усиления экономической заинтересованности предприятий сельского хозяйства в выращивании экологически безвредной сельскохозяйственной продукции, в первую очередь для детей раннего возраста и беременных женщин.

13. Поручить Совету Министров СССР представить в 6-месячный срок в Верховный Совет СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего Постановления.

14. Статьи 1, 4, 5 и пункт 4 статьи 8 настоящего Постановления ввести в действие с 1 января 1991 года.

15. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Комитет Верховного Совета СССР по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства, Комитет Верховного Совета СССР по науке, народному образованию, культуре и воспитанию и Комитет Верховного Совета СССР по охране здоровья народа.

Председатель
Верховного Совета СССР
А.ЛУКЬЯНОВ

Обсудив материалы проведенного совместно с Прокуратурой Российской Федерации изучения судебной практики по трудовым делам женщин, Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что суды уделяют необходимое внимание рассмотрению дел данной категории и в основном обеспечивают их правильное разрешение.

Однако еще имеют место отдельные недостатки, связанные с ошибками при применении закона и с несвоевременным рассмотрением таких споров. Кроме того, у судов возникли вопросы в связи с применением нового трудового законодательства, существенно расширившего дополнительные льготы для других лиц, которые фактически осуществляют уход за детьми.

В целях обеспечения единообразия судебной практики Пленум Верховного Суда Российской Федерации

постановляет:

1. При рассмотрении трудовых споров женщин, и в частности работающих матерей, а также других лиц, фактически осуществляющих уход за детьми, судам необходимо руководствоваться не только общими, но и специальными нормами трудового законодательства, регулирующими труд указанных работников, а также положениями коллективного договора данного предприятия, учреждения, организации и индивидуального соглашения между администрацией и работником, если они не снижают гарантий, предоставленных законом этим лицам.

2. Судам, в частности, подведомственны требования:

А) матери (отца) либо бабушки (деда) или другого родственника, фактически осуществляющего уход за ребенком, не достигшим возраста трех лет, о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;

Б) матери (отца) или другого родственника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, не достигшим трехлетнего возраста, об установлении неполного рабочего времени или режима работы на дому;

В) рабочих и служащих, находившихся в отпуске по уходу за ребенком и возвратившихся на работу до истечения указанного отпуска, о предоставлении прежней работы, а также требования названных лиц о предоставлении неиспользованной части указанного отпуска до достижения ребенком возраста трех лет, поскольку такие работники вправе использовать этот отпуск по своему усмотрению полностью либо по частям;

Г) о предоставлении в соответствии с медицинским заключением беременной женщине более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы с сохранением среднего заработка по прежней работе;

Д) беременной женщины, а также женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида - до 16 лет), в том числе находящегося на ее попечении, женщины, осуществляющей в соответствии с медицинским заключением уход за больным членом семьи, об установлении неполного рабочего времени;

Е) женщины, имеющей ребенка в возрасте до полутора лет, о предоставлении другой работы с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком полутора лет в случае невозможности выполнения в этот период времени прежней работы;

Ж) мужчины, жена которого находится в отпуске по беременности и родам, о предоставлении ежегодного отпуска в период отпуска жены;

З) одного из родителей (опекуна или попечителя), воспитывающего ребенка-инвалида, о предоставлении четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц;

И) женщины, работающей в сельской местности, о предоставлении одного дополнительного выходного дня в месяц без сохранения заработной платы;

К) женщины, работающей в сельской местности на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более двух часов), о взыскании повышенной на 30 процентов оплаты труда;

Л) женщины, работающей в сельской местности, об уменьшении продолжительности рабочей недели до 36 часов (если законодательством не предусмотрена меньшая продолжительность рабочей недели) с выплатой заработной платы в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (40 часов);

М) беременной женщины или кормящей матери, работающей в сельской местности, об обеспечении бесплатной выдачи продуктов питания, производимых хозяйством, по нормам, установленным трудовым коллективом.

Н) беременной женщины о взыскании среднего заработка за период прохождения обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях.

3. При разрешении трудовых споров женщин и других лиц, осуществляющих уход за детьми, необходимо учитывать, что установленные для них законодательством дополнительные льготы подлежат предоставлению независимо от того, на основе какой формы собственности используется их труд (частной, государственной, муниципальной, а также собственности общественных объединений или организаций).

4. При рассмотрении иска беременной женщины о предоставлении в соответствии с медицинским заключением более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы или о снятии дисциплинарного взыскания, примененного к ней в связи с отказом от продолжения работы, обусловленной трудовым договором, суду следует иметь в виду, что до решения вопроса о предоставлении беременной женщине более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы, администрация обязана освободить женщину от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные в следствие этого рабочие дни.

5. Если при рассмотрении иска беременной женщины о предоставлении в соответствии с медицинским заключением более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы либо иска женщины, имеющей ребенка в возрасте до полутора лет, о предоставлении другой работы в связи с невозможностью выполнения прежней суд признает заявленные требования обоснованными, он вправе вынести решение о переводе истицы на другую работу с указанием срока, на который изменяются условия трудового договора.

6. Поскольку труд беременных женщин, работающих в сельской местности, в растениеводстве и животноводстве запрещен с момента выявления беременности, администрация обязана освободить женщину от такой работы (с сохранением среднего заработка по новому месту работы) на основании справки о наличии беременности. Специального медицинского заключения о необходимости предоставления более легкой работы в указанном случае не требуется (ст.2.2 постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе").

7. Учитывая, что привлечение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, к работам в ночное время, к сверхурочным работам, к работам в выходные дни и направление в командировки не допускаются, отказ ее от такой работы не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины, независимо от характера трудовых обязанностей (например, выполнение трудовых функций вне места постоянной работы и т.п.).

Принимая во внимание, что закон не связывает запрещение ночных работ для беременной женщины и женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, с выполнением этих работ в течение всего рабочего дня, отказ от работы в ночное время не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и в том случае, когда на ночное время приходится только часть рабочей смены.

8. Имея в виду, что привлечение к сверхурочным работам и направление в командировку женщины, имеющей детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов - до 16 лет) допустимы только с ее согласия, отказ такой женщины от выполнения указанных работ либо от выезда в командировку является правомерным и не влечет за собой возможность наложения дисциплинарного взыскания.

9. Поскольку привлечение женщин в возрасте до 35 лет, работающих в сельской местности, к выполнению операций в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве и звероводстве с применением ядохимикатов, пестицидов и дезинфицирующих средств до 1 января 1992 года допустимо только с согласия женщины, а после 1 января 1992 года полностью запрещено, отказ женщины в возрасте до 35 лет от выполнения указанных видов работ нельзя рассматривать в качестве дисциплинарного проступка (ст.2.1 постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе").

10. При рассмотрении дел о восстановлении на работе лиц, уволенных за нарушение трудовой дисциплины, о снятии дисциплинарных взысканий либо о взыскании оплаты за сверхурочную работу необходимо иметь в виду, что работа женщин в сельской местности свыше 36-часовой рабочей недели (если законодательством не предусмотрена ее меньшая продолжительность) является сверхурочной, привлечение к которой допустимо лишь в исключительных случаях, предусмотренных в ст.55 КЗоТ РФ с разрешения профсоюзного комитета с оплатой по правилам, предусмотренным ст.88 КЗоТ РФ.

Учитывая это, отказ женщины, работающей в сельской местности, от работы сверх 36-часовой рабочей недели (если законодательством не предусмотрена ее меньшая продолжительность), к которой она была привлечена администрацией без соблюдения требований ст.ст.54-56 КЗоТ РФ, является правомерным и не может служить основанием для применения к ней дисциплинарного взыскания (ст.1.3 постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе").

11. Разрешая спор, возникший между администрацией и отцом либо дедом (бабушкой) или другим родственником малолетнего ребенка, о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, суду необходимо проверять, является ли истец родственником ребенка и действительно ли он фактически осуществляет уход за этим ребенком. При этом следует иметь в виду, что закон не связывает возможность предоставления такого отпуска со степенью родства и совместным проживанием родственника ребенка с его родителями (родителем).

12. При рассмотрении спора об установлении неполного рабочего времени или режима работы на дому, возникшего между администрацией и работником, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, следует учитывать, что нахождение работника в указанном отпуске не является препятствием для работы по его желанию на условиях неполного рабочего времени или на дому.

13. Принимая во внимание, что не допускается увольнение по инициативе администрации беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (одиноких матерей - при наличии у них ребенка до 14 лет или ребенка-инвалида до 16 лет) следует иметь в виду, что это правило относится не только к случаям расторжения трудового договора по ст.33 КЗоТ РФ (за исключением полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством), но и к увольнению по иным основаниям, если инициатива увольнения исходит от администрации (например, по пп.1, 2 и 3 ст.254 КЗоТ РФ.) Обязанность по трудоустройству указанных выше работников возлагается на администрацию и в случае их увольнения по окончании срочного трудового договора (ст.170 КЗоТ РФ).

14. При разрешении споров об увольнении или переводе в связи с высвобождением работника, вызванным прекращением деятельности предприятий, учреждений, организаций либо сокращением численности или штатов работников, суду необходимо тщательно проверить обоснованность доводов истицы, о том, что действительной причиной увольнения (перевода) явилась незаинтересованность или нежелание администрации предоставлять женщине определенные льготы по труду.

Суду следует также выяснять, обеспечивала ли предоставляемая в порядке трудоустройства работа возможность сочетать труд с материнством, предлагалось ли истице пройти переобучение новым профессиям (специальностям) и имелась ли возможность такого переобучения с предоставлением соответствующей работы.

15. Рассматривая требование о восстановлении на работе женщины, трудовой договор с которой был расторгнут по инициативе администрации в период нахождения ее в состоянии беременности, суду надлежит удовлетворить иск независимо от того, было ли администрации при увольнении известно о беременности и сохранилась ли она на время рассмотрения дела.

16. Необходимо иметь в виду, что желание женщины уволиться в период беременности либо до достижения ребенком, в том числе находящимся на попечении, возраста 14 лет (ребенком-инвалидом - 16 лет) является уважительной причиной для расторжения срочного трудового (контракта).

17. Для возмещения материального ущерба предприятию, учреждению, организации в связи с незаконным увольнением или переводом на другую работу и с целью предупреждения нарушения трудовых прав женщин судам следует строго выполнять требования ст.214 КЗоТ РФ и возлагать материальную ответственность на должностных лиц, виновных в увольнении или переводе женщин с явным нарушением закона для чего необходимо в соответствии со ст.39 ГПК РСФСР привлекать этих лиц к участию в деле в качестве третьего лица на сторону ответчика.

18. При разрешении трудовых споров лиц, занимающихся воспитанием детей без матери, необходимо учитывать, что в силу действующего трудового законодательства на отцов, воспитывающих детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях), а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних распространяются льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством (ограничение труда на ночных, сверхурочных работах, привлечения к работам в выходные дни и направления в командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие льготы, установленные действующим законодательством).

При этом следует иметь в виду, что предоставление льгот по труду лицам, занимающимся воспитанием детей без матери, в указанных выше случаях является обязанностью администрации и не зависит от ее усмотрения.

19. Рекомендовать судам обсуждать вопрос о необходимости вынесения частных определений в случаях, когда при рассмотрении дел данной категории будут установлены факты нарушения должностными лицами прав женщин и других лиц, осуществляющих уход за ребенком, гарантированных им трудовым законодательством; систематически обобщать и анализировать практику применения законодательства, регулирующего труд указанной категории работников, используя результаты изучения для устранения имеющихся недостатков.

20. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 17 сентября 1975 года N 6 "О применении судами норм КЗоТ РСФСР, регулирующих труд женщин " с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 20 декабря 1983 года N 11 и от 23 августа 1988 года N 8.

Похожие публикации