Опрос населения о мотивах миграции. Отношение к трудовым мигрантам

Отчет

«Социологическое исследование проблем легальной и нелегальной миграции в Новгородском регионе»

Великий Новгород

Оглавление 2Введение 4I. Программа исследования 41.Проблема исследования: 42.Цели и задачи исследования 53.Объект и предмет и исследования: 64.Гипотезы исследования 65.Методы исследования 76.Основные понятия. 77.Описание характеристик всей выборочной совокупности в исследовании 98.Опрос населения: описание выборочной совокупности 99. Опрос экспертов: описание выборочной совокупности 11II. Опрос населения и экспертов. 121. Необходимость трудовых мигрантов с точки зрения населения и экспертов. 122. Мнение населения Новгородской области и экспертов о влиянии мигрантов на социально-экономическую ситуацию в новгородском регионе. 133. Отношение населения новгородского региона к мигрантам 23III.Опрос экспертов: миграционная ситуация в новгородской области 271.Мнение экспертов о необходимости ИРС в разных сферах деятельности 272. Основные проблемы трудовых мигрантов в Новгородской области 293.Проблема нелегальной миграции в Новгородском регионе 321.Сложности опроса. 322.Мнение об актуальности нелегальной миграции в Новгородском регионе и тенденциях ее развития в будущем. 353.Оценка масштабов нелегальной миграции в Новгородском регионе. 364.Оценка криминальности среди мигрантов 435.Отношения трудовых мигрантов с УФМС 46IV. Опрос иностранных рабочих. 481. Выборка и метод сбора данных. 482. Социально-демографические данные респондентов 493. Цель приезда на территорию Российской Федерации. 53 4.Сфера деятельности опрошенных мигрантов 545. Проблемы и трудности, с которыми сталкиваются иностранные граждане 596.Мнение иностранных граждан об отношении к ним местного населения 617. Конфликты местного населения и иностранных граждан 618. Изменение положения иностранных граждан на территории РФ в целом и в Новгородской области глазами мигрантов 629. Отношение иностранных граждан к Миграционной службе Новгородской области. 6210. Мнения иностранных граждан о том, почему работодатели принимают их на работу. 6411. Досуг иностранных граждан. 6512. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ: 66V. Диаспоры Новгородской области 671. Армянская община 682. Азербайджанская община 70VI. Отражение темы миграции в новгородских СМИ 751.Частота и тональность публикаций на тему миграции 752.Контент-анализ газеты «Новгород» на тему миграции 76VII. Основные выводы по исследованию 80Заключение 83VIII. Используемая литература 85

Введение

Актуальность выполненного исследования вызвана усилением миграционных процессов в России и активизировавшейся миграционной политикой РФ. Несмотря на явные улучшения и принимаемые меры в миграционной политике, многие проблемы, например, не ясность картины нелегальной миграции, коррупционные составляющие регистрационных процессов мигрантов, не достаточная информированность как трудовых мигрантов, так и работодателей, проблемы социальной защищенности трудовых мигрантов и т.д., до конца не решены. Исследование проведено независимыми исследователями под руководством доцента кафедры социологии и билингвального образования НовГУ канд. психол. наук Луковицкой Елены Геннадьевны. Работа наша проходила в тесном сотрудничестве с экспертами - представителями УФМС по Новгородской области, которым авторы выражают глубокую признательность за ценные советы и комментарии, значительно улучшившие само исследование – это, прежде всего, Оппер Владимир Владимирович, в самом начале исследования терпеливо вводивший нас в курс миграционных процессов, а также Корчев Сергей Юрьевич, Костенков Игорь Викторович, Григорьев Игорь Михайлович, Иванов Денис Владимирович, Власова Елена Викторовна. Большое спасибо моим коллегам – Башкировой Юлии Викторовне (отчет по иностранным рабочим) и Артамоновой Ольге Евгеньевне, Луковицкому Александру Сергеевичу за значительную техническую поддержку нашего исследования, а также всем моим студентам из НовГУ очного и заочного обучения – Тимуру Байрамову и Анне Поповой (анализ прессы), Евгении Савельевой (ИСХ), Анне Новиковой, Любови Голубевой, Надежде Баевой, Екатерине Савиной, Алисе Королевой (Факультет архитектуры и строительства, опрос иностранных рабочих), и всем нашим респондентам, участвовавшим в данном исследовании!

I. Программа исследования

  1. Проблема исследования:

нелегальная миграция - довольно устойчивое современное российское явление, оказывающее влияние на социально-экономические процессы в обществе. Не является исключением и Новгородская область, принимающая 1)трудовых мигрантов, 2)мигрантов, приезжающих на ПМЖ, 3)мигрантов, приезжающих учиться и иногда остающихся работать и жить, 4) иностранных специалистов, необходимых для ряда предприятий региона. Определенное количество мигрантов из-за рубежа по разным причинам оказывается в теневом секторе экономики (без выплаты налогов государству). Неуправляемость этого процесса может негативно сказываться на рынке труда, приводить к массовым нарушениям прав мигрантов.
  1. Цели и задачи исследования

Цель исследования – анализ специфики ситуации с легальной и нелегальной миграцией в новгородской области, определение объемов нелегальной миграции. Задачи исследования :
    Выявление мнений экспертов о количестве нелегальных мигрантов по районам области. Анализ научной литературы по методам выявления нелегальных мигрантов. Выявление преобладающих социально-демографических характеристик нелегальных мигрантов – пол, возраст, семейное положение, образование, страна прибытия. Анализ целей пребывания нелегальных мигрантов в регионе – заработки, проживание или переезд далее в другую страну. Выявление мнений экспертов о способах проникновения мигрантов на территорию России. Выявление степени актуальности проблемы нелегальной миграции для районов НО. Выявление сферы преобладания трудовых нелегальных мигрантов – строительство, рынки, сельское хозяйство и т.д. Выявление мнений экспертов о негативных и положительных следствиях работы мигрантов в области Анализ мнений экспертов о стабильности миграционной политики в районах НО:
    криминогенность среди мигрантов, типы преступлений нелегальных мигрантов Степень толерантности населения к мигрантам. Конфликтность с местным населением прохождение адаптации мигрантов к нашей культуре наличие угроз стабильности общества.
    Выявление отношения мигрантов к миграционной службе:
    опасаются ли мигранты контроля со стороны миграционной службы
Предпочитают ли мигранты заплатить штраф или скрываться от МС?
    к кому они предпочитают обращаться за помощью – к миграционной службе или к знакомым? способы легализации мигрантов по истечении 90 суток способы приобретения миграционных карт возможные препоны для легализации нелегальных мигрантов
    Какие существуют диаспоры в Новгороде? Каков настрой публикаций СМИ в НО в отношении мигрантов? Сосредоточенность мигрантов в значимых структурах – бизнес, чиновники, депутаты, общественные деятели
  1. Объект и предмет и исследования:

Объект исследования:
    Население новгородской области Иностранные граждане, приезжающие работать и жить в новгородской области. Основные диаспоры Великого Новгорода – армянская и азербайджанская Эксперты – работники УФМС районов области и г. Великого Новгорода, государственные служащие – работники ряда районных Администраций области и города (Чудовский, Батецкий, Пестовский), предприниматели, берущие на работу мигрантов. СМИ Великого Новгорода – газета «Новгород», еженедельно и бесплатно доставляемая каждому жителю города.
Предмет исследования: 1. Мнение население Великого Новгорода и Новгородской области о мигрантах и их отношение к ним 2. Социально-демографические характеристики мигрантов, их основные проблемы, отношение мигрантов к миграционной службе. 3. Активность и специфика функционирования основных диаспор в регионе 4. Мнение экспертов об объемах и специфике нелегальной миграции в регионе, о необходимости легальной трудовой миграции 5. Частота и тональность публикаций в СМИ материалов о миграции.
  1. Гипотезы исследования

    Население негативно относится к трудовым мигрантам, более нейтрально – к иностранцам, приезжающим к нам учиться и позитивно – к иностранным специалистам. Население и эксперты признают необходимость трудовых мигрантов в определенных сферах деятельности, в основном - в строительстве. Основные причины, поддерживающие нелегальную миграцию – 1)низкая оплата труда мигрантов, 2)несовершенство законодательства.
  1. Методы исследования

В связи с наличием в исследовании разных объектов исследования и, причем, достаточно сложных , мы подбирали разные методы социологического исследования, как количественные, так и качественные:
    Качественные методы: не формализованное интервью с последующим транскриптом (опрос экспертов на начальном этапе исследования, опрос лидеров диаспор, опрос мигранта на начальной стадии исследования) Количественный метод: Анкетирование (мигранты, население) Количественный метод: Формализованное интервью (часть экспертов) Контент-анализ СМИ – метод количественно-качественного анализа документов.
Всего в рамках исследования было разработано три основных отдельных формализованных анкеты для:
    опроса мигрантов, опроса населения, опроса экспертов (самая объемная) (+ анкета для районов, + дополнительные вопросы для предпринимателей)
  1. Основные понятия.

    Нелегальная миграция иностранных граждан определяется как въезд, пребывание или осуществление ими трудовой деятельности на территории страны с нарушением действующего законодательства и установленного порядка, т.е. без оформления соответствующих документов и разрешений, определенных российским правопорядком, а также с использованием недействительных, т.е. поддельных, фиктивных (чужих) или документов, утративших юридическую силу в связи с истечением сроков их действия. Диаспора - устойчивая совокупность людей единого этнического или национального происхождения, живущая за пределами своей исторической родины и имеющая социальные институты (зарегистрированные организации) для поддержания и развития своей общности

Рисунок 1. Основные типы нелегальной миграции.

    1 тип- легальный въезд + легальное пребывание + нелегальная занятость

    2 тип – нелегальный въезд + легальное пребывание + нелегальная занятость

    3 тип – легальный въезд + нелегальное пребывание + нелегальная занятость

    4 тип – нелегальный въезд + нелегальное пребывание + нелегальная занятость

    Расизм (упоминается нашими респондентами как причина конфликта с мигрантами ) - совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру. Существует и несколько более широкое определение расизма. Так, в энциклопедии Britannica указывается, что расистским является убеждение в том, что расовые признаки имеют решающее влияние на способности, интеллект, нравственность, поведенческие особенности и черты характера отдельной человеческой личности, а не общества или общественной группы . Расизм обязательно включает в себя идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми. (Википедия) Национали́зм (фр.nationalisme ) (упоминается нашими респондентами как причина конфликта с мигрантами) - идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу . Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью. (Википедия) Ксенофо́бия (от греч. , «чужой» + «страх»)- нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутое в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления.
Используемые в тексте сокращения : ИРС – иностранная рабочая сила ИР – иностранный рабочий Мигрант – от иммигрант ПМЖ – постоянное место жительства ЛБГ – лица без гражданства
  1. Описание характеристик всей выборочной совокупности в исследовании

Таблица 1. Характеристика всей выборочной совокупности.

Эксперты госслужащие

Эксперты-предприниматели

Эксперты-лидеры диаспор

Мигранты

Население

Эксперты отделов УФМС

Проведено интервью и/или получено анкет
Из них транскрибировано (полностью записан текст интервью)
Итого
*(2- в Новгородском УФМС и 1-в Парфинском УФМС) Итого по теме миграции в совокупности нами опрошено 328 человек, проживающих на данный момент в новгородском регионе.
  1. Опрос населения: описание выборочной совокупности

Всего в опросе населения приняло участие 220 человек. Данная выборочная совокупность отражает реально существующее распределение населения новгородской области по полу – 43% (44%) мужчин и 57% (56%) женщин. По возрастным квотам мы в большей степени ориентировались на молодежь – 18-25 лет, поскольку согласно социологическим исследованиям и мнениям экспертов наиболее часто конфликты с иностранцами происходят именно в молодежной среде и нам важно было проследить настроения именно в этой части населения. Именно поэтому молодежь составляет больший процент в нашей выборочной совокупности:

Таблица 2 Выборка для опроса населения в Новгородской области

185 опрошенных респондентов проживает в городах новгородского региона (Великий Новгород, Боровичи, Окуловка, Пестово, Хвойная, Старая Русса) и 35 человек – в сельской местности.

Таблица 3. Семейное положение респондентов.

Ваше семейное положение:

Абс. чсл.

1. Женат (замужем)

2. Живем вместе, но брак не зарегистрирован

3. Живем раздельно, но оф. не разведены

4. В разводе

5. Вдовец (вдова)

6. Никогда не был (а. женат (замужем.

По семейному положению 34% опрошенных являются женатыми/замужними людьми, 13% живут в гражданском браке и 48% опрошенных еще никогда не были женаты/замужем. Таким образом, выборка представлена практически поровну семейными и не семейными респондентами.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

Гродненский государственный медицинский университет

Кафедра гуманитарных наук

Социологическое исследование

На тему: Отношение студенческой молодежи к миграции за рубеж

Студенты лечебного факультета 1 курса, 10 группы:

Еременко О.Г., Скороль А.В.

Куранов Н.А., Лисовская Э.С.

Преподаватель: Ю. С. Севенко

Гродно 2012

1. Понятие миграции

Причины миграции

Классификация миграционного движения

Проблема миграции

Проблема миграции для Республики Беларусь

Выдвигаемые гипотезы

Цель исследования

Объект исследования

Предмет исследования

Задачи исследования

Анкета исследования

Метод сбора первичных данных

Выборка

Обработка результатов

Полученные данные

Список использованных источников

Приложения

1. Понятие миграции

Миграция населения (лат. migratio - переселение) - перемещение людей из одного региона (страны) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. Российская учёная О.Д. Воробьева в своих работах пишет, что миграция населения - это "любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих.

. Причины миграции

Причинами внутренних миграций являются поиск работы, улучшение жилищных условий, повышение уровня и изменение образа жизни и т. д. Внутренние миграции особенно распространены в странах с обширной территорией, разнообразными природно-климатическими и экономическими условиями. В странах с обширной территорией значительное место занимают сезонные миграции рабочей силы - временные перемещения рабочей силы в сельскую местность для выполнения сезонных и сельскохозяйственных работ, и из сельской местности временное сезонное перемещение в город - отходничество.

Основной причиной международной миграции является экономическая: разница в уровне заработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Нехватка специалистов той или иной профессии в определенном регионе повышает заработную плату для этой профессии и, соответственно, стимулируют приток мигрантов. Для внешних миграций рабочей силы характерным является увеличивающийся удельный вес в её составе высококвалифицированных специалистов. Начало данной форме миграции было положено в 30-х годах XX века, когда США получили возможность отбора ученых-беженцев из нацистской Германии. На современном этапе главные направления миграции высококвалифицированных специалистов - из стран Восточной Европы в США, Канаду, ряд стран Западной Европы.

Отчасти миграция обусловлена такими причинами как войны (эмиграция из Ирака и Боснии в США и Великобританию), политические конфликты (эмиграция из Зимбабве в США) и природные катастрофы (миграция из Монтсеррата в Великобританию из-за извержения вулкана).

Вынужденная миграция может служить средством социального контроля авторитарных режимов, тогда как добровольная миграция является средством социальной адаптации и причиной роста городского населения.

. Классификация миграционного движения

Различные типы миграции включают:

·сезонную миграцию туристов и сельскохозяйственных рабочих;

·миграцию из сельской местности в города, происходящую в развивающихся странах в процессе индустриализации (урбанизация);

·миграцию из городов в сельскую местность, более распространенную в развитых странах (рурализация);

·кочевничество и паломничество

·временную и долгосрочную

·маятниковую

·приграничную или транзитную

Классификация по формам:

·общественно организованное

·неорганизованное

Классификация по причинам:

·экономическая

·социальная

·культурная

·политическая

·военная

Классификация по стадиям:

·принятие решений

·территориальное перемещение

·адаптация.

В данной работе мы будем рассматривать следующие виды миграций: временные и долгосрочные, приграничные и транзитные, неорганизованные, экономические, социальные, культурные, политические миграции на стадии принятия решений.

4. Проблема миграции

Миграция является одной из важнейших проблем народонаселения и рассматривается не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни.

Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др. В частности, социальному работнику приходится ориентироваться в социологических вопросах миграции.

Современное рассмотрение проблемы миграции актуально по следующим обстоятельствам. Общественные перемены за последние два десятилетия кардинально изменили политическую и социальную ситуацию на постсоветском пространстве, и миллионы людей стали вынужденными мигрантами. В отличие от развитых стран, переживших миграционный бум и не связанных с постоянной иммиграцией, Россия столкнулась с интенсивными миграционными потоками в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии.

В течение XX века наблюдалось интенсивное расширение миграционных потоков, а к концу века феномен миграции стал составляющим фактором всех глобальных проблем. И это потребовало новых подходов к миграционной политике, способствующей достижению и поддержанию баланса интересов международных акторов, участвующих в регулировании миграционных процессов.

. Проблема миграции для Республики Беларусь

Приобретая в последние годы ярко выраженный этносоциальный и этнополитический характер, миграция вносит коррективы в жизнь местных социумов, влияет на проводимую суверенными государствами политику, а главное - изменяет личностные характеристики тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках спокойной жизни и лучшего будущего.

Актуальность исследования миграции на общемировом уровне обусловлена обстоятельствами, к числу которых можно отнести:

·расширение правового поля и акцентирование внимания международной общественности на проблематике прав человека, к которым, безусловно, относится право свободного передвижения;

·изменение социальных и политических параметров развития политических новообразований, принятие и претворение в жизнь законов, ущемляющих права иноэтнического населения;

·необходимость научного осмысления и понимания социально-политической направленности отношений между самими мигрантами, а также между мигрантами и местным населением.

Исторически территория Беларуси всегда отличалась высокой миграционной подвижностью населения, которое за свою многовековую историю узнало и добровольные и вынужденные перемещения во всех видах и формах. Миграция вызывалась политическими, экономическими, этническими причинами, чему способствовало экономико-географическое положение страны в центре Европы на пересечении основных дорог, сложная, полная драматизма, история страны, особенности его этнического состава.

В настоящий момент целый ряд ученых отмечают, что Европа стоит перед лицом демографической проблемы вызванной снижением рождаемости и старением населения, что значительно может сократить объем рабочей силы. При сохранении нынешних тенденций до 2050 года население Италии, например, сократится на 22%, Эстонии на 52% и Латвии на 44%. Низкий уровень рождаемости и повышение продолжительности жизни означает, что общая доля населения старше 65 лет в Европе увеличится с 15 до 28%, а в Японии с 17 до 36%.

По данным Министерства Здравоохранения Республики Беларусь число родившихся (абсолютное число) по состоянию на 2007 год, составило 103626 человека, а умерших 132993 (абсолютное число), при этих показателях ожидаемая продолжительность жизни составила: мужчины 64,54; женщины 76,16. Ожидаемая продолжительность жизни составила 70, 28 .

Руководствуясь статьей 5 Закона Республики Беларусь 4 января 2002 г. №80-З «О демографической безопасности Республики Беларусь», приведенные статистические данные свидетельствуют о демографической угрозе .

Общеизвестно, что ведущими государствами в сфере трудовой иммиграции являются США, Канада, Италия, Германия, Австралия. К настоящему моменту указанные государства имеют огромный опыт по привлечению трудящихся-мигрантов. В Австралии и Канаде одним из элементов по урегулированию процесса иммиграции является введение системы баллов для иммигрантов, при этом делается упор на два направления: дипломированные или квалифицированные специалисты; бизнесмены с опытом предпринимательства и с определенными финансовыми средствами. В то же время необходимо отметить, что некоторые профессии имеют режим наименьшего благоприятствования для иммиграции.

По-нашему мнению, настало время посмотреть на проблемы трудовой миграции с учетом социально-экономического, демографического состояния страны и не ограничиваться проблемами борьбы с незаконной миграцией.

В 2006 году Советом Министров Республики Беларусь было введено понятие «миграционная карта» с целью контроля над временным пребыванием или временным проживанием в Республике Беларусь иностранцев. Но, если в иностранных государствах получение карты подразумевает механизм её приобретения, квоты и прочие условия, то по смыслу отечественного законодательства «миграционная карта» - это административный документ, который фиксирует сам факт нахождения трудящегося-мигранта на территории Республики Беларусь.

Целесообразность разработки условий и критерий действия миграционной карты заключается в том, что с одной стороны, иммигранту автоматически предоставляется определенный статус в государстве, а с другой стороны, контролируется и производится жесткий отбор среди трудящихся-мигрантов путем введения иммиграционных квот в соответствии с потребностями государства. Впервые Закон о квотах был принят Соединенными Штатами Америки в 1920 году, установивший ежегодные квоты иммиграции по национальному признаку.

Доказательством отсутствия в республике четкого механизма регулирования трудовой миграции, может послужить официально регистрируемая численность трудящихся-мигрантов, прибывших на работу в Республику Беларусь: максимальное количество прибывших наблюдалось в 1998 году (2969 человек). В последние годы их численность сократилась: в 2003 году составила 1252 человека, а в 2004 году - 530. Прибывают трудовые мигранты более чем из 30 стран мира, но наиболее значителен поток из стран Содружества Независимых Государств - 431 человек (81,3 процента), в том числе из Украины - 306 (57,7 процента), России - 94 (17,7 процента), Азербайджана - 11 (2,1 процента), Грузии - 6 (1,1 процента), Армении - 5 (0,9 процента). Из таких государств, как Китай, Турция, Болгария, Великобритания, Германия, Польша, а также других стран Европы в 2004 году в Республике Беларусь работало 97 человек. Трудящиеся-мигранты, работавшие в Республике Беларусь в 2004 году, в большинстве своем (68,3 процента) были заняты на работах с применением преимущественно физического труда, из них на сельскохозяйственных работах - 207, строительных - 8, в качестве рабочих в торговле и общественном питании - 14. На должностях, связанных с применением преимущественно умственного труда, работало 167 человек. Из них 25 человек - руководители предприятий и организаций, как правило, совместных, с участием капитала из своих стран .

На наш взгляд, Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» должен быть расширен и состоять условно из общей и особенной части регламентирующей не только принципы, задачи, цели, но и содержать: расширительное толкование трудящихся-мигрантов (от цели прибытия); понятие «иммиграционной карты трудящегося» и механизм её получения; сроки действия «карты» в зависимости от цели пребывания трудящегося-мигранта; условия отказа в выдаче «карты»; порядок действия квот; ответственность сторон; компетентные органы, порядок обращения в них с целью восстановления нарушенных прав и т.д. Только в таком направлении можно сформировать в государстве Концепцию трудовой миграции, и вместе с ней иммиграционное право.

Однако, следует заметить, что каждому человеку свойствен эгоизм. И исходя пирамиды потребностей Маслоу (см. приложение 1), следует, что при неудовлетворении, или проблемном удовлетворении первичных потребностей индивида (физиологические потребности, потребность в безопасности и социальные потребности), являются мотивирующими факторами к миграции. Объективным фактором, затрудняющим должное выполнение первичных потребностей индивида, является наступление валютно-экономического кризиса в Республике Беларусь. В марте 2011 года в Белоруссии начался валютно-финансовый кризис. В результате кризиса девальвация белорусского рубля по отношению к доллару с начала года составила 189%, инфляция за январь-октябрь достигла 88,7% (в том числе цены на продовольственные товары выросли на 103,6%), заработная плата снизилась с $527 до $220-260.

. Выдвигаемые гипотезы

ØПреобладающее большинство респондентов проявит заинтересованность в миграции за рубеж;

ØНаиболее предпочтительными будут страны с высоким уровнем развития и в адекватной географической доступности;

ØОсновными мотивами, побуждающими к миграции за рубеж, будут экономическая заинтересованность и этнонациональный фактор.

7. Цель исследования

Целью нашего исследования является оценка количества молодых людей желающих мигрировать за рубеж, выявление мотивов к миграции и определение наиболее предпочтительных стран к миграции.

. Объект исследования

Объектом исследования является отношение молодежи к миграции за рубеж и их мотивы.

. Предмет исследования

Предметом исследования являются люди юношеского и раннего юношеского возрастов.

. Задачи исследования

изучить количество молодежи, желающей мигрировать за рубеж;

выявить наиболее предпочтительные страны к миграции;

выявить основные цели, побуждающие к миграции;

узнать осведомленность респондентов о способах миграции;

узнать уровень владения языком выбранной страны респондентом.

. Анкета исследования

Анкета (см. приложение 2) включает в себя несколько блоков вопросов: «Мнение респондента», «Потенциально мигрирующие респонденты», «Контроль качества», «Паспортичка», «Блок интервьюера» (Блок Q (включает в себя блок О), блок Y, блок B и блок «Паспортичка» соответственно). В первом блоке анкеты располагаются вопросы, ответ на которые позволяет узнать о том, насколько респондент интересовался темой миграции. Также в нем располагается вопрос-фильтр (Q 1.1), функция которого - не допустить логического парадокса при заполнении анкеты. Также в конце данного блока располагается вопрос О 2.0, при помощи которого составляется рейтинг стран привлекательных для молодежи в отношении миграции. Во избежание многократного перепечатывания в каждой анкете списка стран, были дополнительно предусмотрены раздаточные материалы (см. приложение 3). Второй блок анкеты («Потенциально мигрирующие респонденты») заполняется теми респондентами, которые ответили на вопрос Q 1.1 вариантами 1,2 или 3. При помощи данного блока вопросов мы получаем информацию о том, с какой целью, на какой промежуток времени хотят мигрировать респонденты. Выявляем главенствующие мотивы, побуждающие к рассмотрению миграции за рубеж, узнаем уровень владения языком выбранной страны. В блоке В происходит контроль качества заполнения анкеты респондентом, на его внимательность, адекватное восприятие информации.

. Метод сбора первичных данных

Методом сбора первичных данных было выбрано анкетирование, по причине возможности одновременного опроса большого числа респондентов и малых затрат времени на проведение опроса.

. Выборка

Выборку составили студенты первого курса гродненского государственного медицинского университета в возрасте от 17 до 19 лет.

14. Обработка результатов

Обработка первичных данных проводилась математическим путем. Ввиду небольшого количества респондентов, а также отсутствия необходимости в корреляции нескольких величин, уровень статистически значимой корреляции не устанавливался и не проверялся.

. Полученные данные

В ходе исследования было выявлено, что:

v82,5% респондентов проявляют заинтересованность к миграции за рубеж (см. приложение 4), из них:

oОколо 69,7% желают мигрировать с целью заработка;

o15,2% опрошенных, признались в желании мигрировать с целью женитьбы или замужества;

oТакже 15,2% респондентов хотели бы мигрировать для получения гражданства (см. приложение 5).

vОднако следует заметить, что из числа респондентов выразивших желание мигрировать 27,3% выразили возможность возвращения на Родину, лишь в случае, если она станет отвечать их запросам. Также 24,2% опрошенных признали, что вернуться домой в том случае, если у них не получится остаться за границей. 18,2% людей признались в том, что скорее всего вернуться назад, но точно в этом не уверены, 24,2% также выразили неуверенность, касательно этого вопроса.

vНаибольшим интересом, в качестве страны для миграции, пользуется США (36), за ней следует Германия (18), далее Великобритания (12), Польша и Франция (9). Среди иных стран следует выделить Австралию и Бельгию (6). Остальные страны, набравшие наименьшее количество баллов, вы сможете увидеть на графике в приложении 6 (см. приложение 6).

vТакже, следует обратить особое внимание на те факты, что лишь 47,5% опрошенных фактически узнавали способы получения виз, и лишь 21,2% определили свой уровень владения языком выбранной страны как выше среднего, а средним - 48,5% (см. приложение 7).

трудовой миграция мотив

Вывод

Как мы видим, в нашей стране сложились такие обстоятельства, которые не то чтобы привлекают к нам мигрантов из других стран, а наоборот - в Беларуси возникла демографическая угроза. Также приведенные выше цифры доказывают выдвигаемые нами гипотезы: исходя из полученных значений, совершенно точно можно сказать о том, что преобладающее большинство респондентов думает о миграции за рубеж, а также практически половина опрошенных фактически предприняли первые шаги в этом направлении; исходя из тех же данных, можно сделать заключение о том, что предпочтительными для миграции странами являются страны с высоким уровнем развития и заработной платой; также мы привели исчерпывающие данные подтвержденные цифрами, которые свидетельствуют о преимущественной важности экономического фактора.

Мы считаем, что в нашей стране следует разработать мощную правовую, экономическую, политическую базы, и лишь затем проводить различные мероприятия, связанные с привлечением мигрантов в страну. Несмотря на положительное миграционное сальдо для Беларуси, актуальным остается вопрос об этническом и национальном возрождении. Ведь, тем не менее, большое число наших соотечественников ежегодно покидают нашу страну и остаются жить в ближнем и дальнем зарубежье, а взамен прибывают мигрировавшие из т.н. «стран третьего мира». Все это в недалеком будущем может привести к ситуации: «Беларусь - есть, а белорусов - нет!».

Список использованных источников

1.#"justify">. #"justify">. Загорец И.В. Миграции населения и миграционная политика. / И.В. Загорец. - Мн.: ЗАО Лучи Софии, 2000. - 85с.

Международная конференция труда, 92-я сессия 2004 г. За справедливый подход к трудящимся мигрантам в глобальной экономике. Международное бюро труда. - Женева. - 214 с.

Здравоохранение в Республике Беларусь: офиц. стат. сб. за 2007 г. - Мн.: ГУ РНМБ, 2008. - 300 с.

О демографической безопасности Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь 4 января 2002 г. №80-З. Принят Палатой представителей 11 декабря 2001 года. Одобрен Советом Республики 20 декабря 2001 года // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 9 января 2002 г. №2/829.

О государственной миграционной программе на 2006-2010 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 8 декабря 2005 г. №1403//Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 20 декабря 2005 г. №5/16955.;

.#"justify">Приложение 1

Рис 1. Пирамида потребностей по Маслоу

Приложение 2

Анкета социологического опроса на тему: «Отношение студенческой молодежи к миграции за рубеж»

Здравствуйте! Я провожу исследование на тему «Отношение студенческой молодежи к миграции за рубеж». Анкета анонимная. Информация, полученная в ходе интервью, будет использована только в обобщенном виде. Ваше мнение очень важно для нас!

Блок О 1 «Мнение респондента»

№п\пВопросОтветQ 1.1Желаете ли вы мигрировать?1.Да2.Скорее да3.Не думал (-а) об этом4.Скорее нет5.НетQ 1.2Что является причиной вашего желания мигрировать?1.Многие мои знакомые живут за рубежом.2.Не существует особых проблем для моего трудоустройства заграницей (по специальности).3.Не существует особых проблем для моего трудоустройства заграницей (не по специальности).4.Уровень жизни в других странах выше.5.Мои родственники желают, чтобы я поменял ПМЖ.6. Я без проблем переучусь заграницей (на ту же специальность).Q 1.3Узнавали ли вы когда-нибудь способы получения визы и наилучшие пути миграции в другую страну?1. Да2.НетQ 1.4Насколько вы согласны с тем, что большая часть молодежи желает уехать из страны?1. Полностью согласен2. Скорее согласен3. Скорее не согласен4. Не согласен

О 2.0 Назовите 3 страны, которые на ваш взгляд более привлекательные (выберите из списка)

№Номер страны из списка123

Блок Y 1 «Потенциально эмигрирующие респонденты»

№п\пВопросОтветY 1.1Что привлекает вас в стране/странах, которую/которые вы выбрали для иммиграции? (выберите один наиболее важный вариант ответа)1. Уровень жизни2. Уровень экономического развития3. Культура4. Климат5. Язык общения6. Менталитет7. Отсутствие проблем с трудоустройством8. Наличие там ваших родственников9. Политический строй10. Законодательство11. Ваш вариант 1Y 1.2На какой период вы хотели бы мигрировать?1. З\О2. Пожизненно3. 20-25 лет4. 5-20 лет5. <5 летY 1.3С какой целью вы хотели бы мигрировать?1. Для работы2. Для женитьбы/замужества3. Для получения гражданства4. ИноеY 1.4Возможно ли ваше возвращение на Родину после эмиграции? (один вариант ответа)1. Да, если она станет отвечать моим пожеланиям.2. Да, если не смогу остаться там.3. Скорее всего, да.4. Возможно да, возможно нет.5.Скорее всего, нет.6. Нет.Y 1.5Каков уровень экономического развития, выбранной/выбранных вами страны/стран для иммиграции? (выберите один наиболее важный вариант ответа)1. Очень высокий. (США, ЕС, Великобритания)2. Высокий. (Австралия, Канада, Новая Зеландия)3.Средний. (Чехия)4. Развивающаяся страна, но более развитая, чем страны Африки. (Россия, Венесуэла, Беларусь)5. Развивающиеся страны (Страны Африки)Y 1.6Каков климат, выбранной/выбранных вами страны/стран? (возможно несколько вариантов ответа)1. Тропический2. Субтропический3. Антарктический4. Субантарктический5. Умеренный6. Другое (вписать)Y 1.7Как вы планируете трудоустроиться в новой стране? (выберите один наиболее важный вариант ответа)1. Найду работодателя через Интернет/Посольство/Агентство, а потом перееду (по специальности)2. Перееду, а дальше найду работу по специальности3. Сразу после приезда устроюсь не по специальности, но позже, после того как освоюсь, устроюсь по специальности4. Сразу после приезда устроюсь не по специальности, но позже, после того как освоюсь и переучусь, устроюсь по специальности5.. Найду работодателя через Интернет/Посольство/Агентство, а потом перееду (не по специальности)6. Сразу же после приезда устроюсь не по специальности, и в дальнейшем не планирую к ней возвращатьсяY 1.8Насколько хорошо вы владеете языком выбранной/выбранных страны/стран? (один вариант ответа)1. Свободно владею (уровень носителя языка)2. Высокий уровень знания языка (уровень носителя языка, с меньшим словарем)3. Выше среднего (понимание беглой речи, почти свободное изъяснение, чтение литературы)4. Средний. (изъяснение и понимание с затруднениями, нехватка словарного запаса)5.Ниже среднего (знание ключевых грамматических аспектов, ключевых слов и выражений, практич. полное непонимание речи)6. Нулевой. (отсутствующее, либо незначительное знание языка)Y 1.9Как вы оцениваете свои шансы на получение визы? (один вариант ответа для каждого типа виз)1. Высокие (для трудовой визы)2.Высокие (для нетрудовой визы)3. Средние (для трудовой визы)4. Средние (для нетрудовой визы)5. Низкие (для трудовой визы)6. Низкие (для нетрудовой визы)99.1 Затрудняюсь ответить (не зачитывать)

Блок B 1 «Контроль качества»

№п\пВопросОтвет№п\пВопросОтветB 1.1Нравится ли вам учеба в медицинском университете?1. ДаB 1.2Хотели бы вы поступить в не медицинский университет?1. Да2. Скорее да2. Скорее да3. Не знаю3. Не знаю4. Скорее нет4. Скорее нет5. Нет5. Нет

№п\пПолучаемая информацияВарианты ответаС 0.1Пол респондента (отмечает интервьюер)1. М2. ЖС 0.2Сколько вам полных лет?1. 172. 183. 194. <17 или >19

Заполняется интервьюером

Отметка о контроле качества:

Пройден успешно

Анкета забракована

Отметка об обработке данных анкеты:

Приложение 3

1.Австралия

2.Австрия

.Азербайджан

.Албания

.Алжир

.Ангола

.Андорра

.Антигуа и Барбуда

.Аргентина

10.Армения

11.Афганистан

.Багамы

.Бангладеш

.Барбадос

.Бахрейн

.Белиз

.Бельгия

.Бенин

.Болгария

.Боливия

.Босния и Герцеговина

.Ботсвана

.Бразилия

.Бруней

.Буркина Фасо

.Бурунди

.Бутан

.Вануату

.Великобритания

.Венгрия

.Венесуэла

.Восточный Тимор

.Вьетнам

.Габон

.Гаити

.Гайана

.Гамбия

.Гана

.Гватемала

.Гвинея

.Гвинея-Бисау

.Германия

.Гондурас

.Гренада

.Греция

.Грузия

.Дания

.Джибути

.Доминика

.Доминиканская Республика

.Египет

.Замбия

.Зимбабве

.Израиль

.Индия

.Индонезия

.Иордания

.Ирак

.Иран

.Ирландия

.Исландия

.Испания

.Италия

.Кабо-Верде

.Казахстан

.Камбоджа

.Камерун

.Канада

.Катар

.Кения

.Кипр

.Киргизия

.Кирибати

.КНР

.Коморы

.Республика Конго

.ДР Конго

.Колумбия

.КНДР

.Республика Корея

.Коста-Рика

.Кот-дИвуар

.Куба

.Кувейт

.Лаос

.Латвия

.Лесото

Либерия

В целом 72% опрошенных относятся к трудовым мигрантам настороженно. В чем причина этого? Как россияне оценивают влияние приезжих на экономику России? И стоит ли правительству нашей страны, по их мнению, ужесточить миграционную политику? Читайте в новом исследовании «Института Общественного Мнения Анкетолог».

Результаты исследования

За последние 5 лет количество мигрантов в вашем населённом пункте увеличилось или уменьшилось?

Центральный ФО

Северо-Западный ФО

Северо-Кавказский ФО

Приволжский ФО

Уральский ФО

Сибирский ФО

Дальневосточный ФО

Увеличилось

Осталось без изменений

Уменьшилось

Как показали результаты нашего исследования, 74% опрошенных отмечают в своих населенных пунктах множество приезжих из других стран . Причем большинство респондентов (70%) уверены, что за последние 5 лет мигрантов стало больше.

В разных федеральных округах нашей страны этот показатель варьируется. Так, сразу 81% жителей Дальневосточного ФО отмечают увеличение числа мигрантов в своем населенном пункте, тогда как в Приволжском ФО таких людей значительно меньше -66%.

В целом 13% опрошенных оценивают ситуацию с мигрантами в нашей стране положительно. Тогда как плохой или очень плохой ее видят почти втрое больше респондентов - 34%.

Отношение коренного населения к приезжим

Лишь 28% коренного населения относится к мигрантам доброжелательно, тогда как остальные 72% - настороженно . По результатам исследования можно наблюдать следующую тенденцию: чем крупнее город, тем менее терпимо к приезжим его население. Так, лишь 21% жителей городов-миллионников доброжелательно относятся к трудовым мигрантам, в то же время в городах с населением менее 20 тысяч человек этот показатель выше почти вдвое и составляет 40%.

Наиболее тепло россияне принимают приезжих из Белоруссии - 83% опрошенных признались, что относятся к ним положительно. Также спокойно большинство респондентов относятся к мигрантам из Украины, Молдавии (по 59%) и Казахстана (54%).

Напротив, негативная реакция преобладает в отношении приезжих из стран Закавказья и Северокавказских республик - 60 и 59% опрошенных соответственно признались, что относятся к ним отрицательно . Также больше половины респондентов (56%) отрицательно относятся к мигрантам из Средней Азии.

Почти треть опрошенных (31%) отмечают, что конфликты между коренным населением и приезжими в их населенном пункте возникают как минимум время от времени. Еще 22% признались, что конфликты случаются, но достаточно редко. И 47% говорят, что конфликтов нет или что они не слышали о таковых.

Взгляды россиян на миграционную политику

Подавляющее большинство опрошенных (77%) выступают за ужесточение миграционной политики нашего государства. Еще 20% желали бы оставить ее без изменений, и лишь 3% - смягчить.

В целом большинство россиян (63%) считают, что миграция жителей других государств в Россию сказывается на нашей экономике скорее отрицательно. Положительное влияние этого процесса на экономику отметили 28%.

Большинство россиян не хотели бы, чтобы мигранты работали в правоохранительных и муниципальных органах: отрицательно относятся к работе мигрантов в этих сферах 67 и 64% опрошенных соответственно . Гораздо более терпимо опрошенные относятся к работе приезжих в сфере строительства и ремонта (39% относятся к этому положительно, 26% - отрицательно) и сфере услуг (29% за и 29% против).

Выборка исследования

С 23 по 29 августа было опрошено 4920 человек, из них: 33% - мужчины, 67% - женщины. Возраст: младше 18 лет - 3%, 18–30 лет - 31%, 31–45 лет - 46%, 46–55 лет - 14%, старше 55 лет - 6%.

Опрос проведен 17 – 20 февраля 2017 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 48 регионов страны. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.

Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:

3,4% для показателей, близких к 50%

2,9% для показателей, близких к 25% / 75%

2,0% для показателей, близких к 10% / 90%

1,5% для показателей, близких к 5% / 95%

НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ СКАЗАТЬ, КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ТРУДОВЫМ МИГРАНТАМ ИЗ УКРАИНЫ?

НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ СКАЗАТЬ, КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ТРУДОВЫМ МИГРАНТАМ ИЗ БЕЛАРУСИ?

НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ СКАЗАТЬ, КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ТРУДОВЫМ МИГРАНТАМ ИЗ СТРАН ЗАКАВКАЗЬЯ (АРМЕНИИ, ГРУЗИИ, АЗЕРБАЙДЖАНА)?

НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ СКАЗАТЬ, КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ТРУДОВЫМ МИГРАНТАМ ИЗ РЕСПУБЛИК СРЕДНЕЙ АЗИИ (ТАДЖИКИСТАНА, УЗБЕКИСТАНА, КИРГИЗИИ)?

НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ СКАЗАТЬ, КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ТРУДОВЫМ МИГРАНТАМ ИЗ РЕСПУБЛИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (ДАГЕСТАНА, ЧЕЧНИ, ИНГУШЕТИИ)?

НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ СКАЗАТЬ, КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ТРУДОВЫМ МИГРАНТАМ ИЗ ДРУГИХ РЕГИОНОВ С ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РУССКИМ НАСЕЛЕНИЕМ?

КАКИЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ КАЧЕСТВ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫ, ДЛЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ? (респонденту предлагалась карточка; множественный выбор; ранжировано по февралю 2017 года)

июл.07 фев.17
Это, как правило, малообразованные люди, способные только на неквалифицированный труд 28 32
Это, как правило, несчастные люди, которым приходится терпеть много трудностей и лишений 27 28
Это, как правило, трудолюбивые люди, готовые много работать 30 26
Это, как правило, кормильцы, заботящиеся о благополучии своей семьи 38 25
Это, как правило, среди них много мошенников, правонарушителей и т.п. 21 21
Это, как правило, активные, предприимчивые люди, которые хотят улучшить свою жизнь 20 16
Это, как правило, люди из социально неблагополучных слоев населения -* 15
Это, как правило, неудачники, не способные реализовать себя в своей стране 16 11
Другое 2 1
Затруднились ответить <1 10

-* Позиция отсутствовала в предлагаемом списке.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ ДОЛЖНО ПЫТАТЬСЯ ОГРАНИЧИТЬ ПРИТОК ПРИЕЗЖИХ, ИЛИ НЕ СТАВИТЬ НА ЕГО ПУТИ НИКАКИХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ И ПЫТАТЬСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕГО НА БЛАГО РОССИИ?

июл.

авг.

окт.

авг.

авг.

окт.

ноя.

янв.

авг.

окт.

фев.

июл.

авг.

мар.

авг.

фев.

17

Пытаться ограничить
приток приезжих
45 54 59 52 57 52 61 68 70 78 72 76 68 80 66 67
Не ставить на пути притока
приезжих административных барьеров и пытаться использовать его на благо России
44 38 36 39 32 35 30 24 20 14 19 16 23 10 23 19
Затруднились ответить 10 7 6 9 10 13 9 8 10 8 8 8 9 10 11 13

Практически у каждого второго россиянина отмечается нетерпимое отношение к той или иной категории трудовых мигрантов, приезжающих в Россию. Другая половина опрошенных, напротив, демонстрирует хорошее и толерантное отношение к иммиграции. Более того, чем шире набор нетерпимости у респондента, т.е. когда он называет не одну, а две и более категории трудовых мигрантов, к которым он относится «плохо», тем жестче у него антииммиграционные установки и ксенофобнее образ мигранта в целом.

Самое нетерпимое отношение у россиян фиксируется к трудовым мигрантам из Северного Кавказа и Средней Азии. За период, прошедший между замерами 2007 и 2017-х годов, значимо выросла неприязнь к трудовым мигрантам из Украины и, напротив, несколько улучшилось отношение к мигрантам из стран Закавказья. Изменение отношения к данным категориям мигрантов в целом коррелирует , являющимся странами-исхода этих мигрантов. Эта «мигрантофобия» вызвана в том числе политическими факторами, т.е. растет негативизм восприятия россиянами Украины и растет неприятие трудовых мигрантов из этих стран. Напротив, увеличивается доля россиян, положительно относящихся к Грузии, и, соответственно, растет терпимость к трудовым мигрантам из Закавказья.

Однако, несмотря на колебания в общественном мнении, в целом сохраняется тенденция, демонстрирующая нежелание россиян принимать мигрантов в стране. В настоящий момент две трети опрошенных поддерживают рестриктивные меры правительства России, направленные на ограничение притока приезжих. Опрос проводился до того, как произошел теракт в Санкт-Петербурге, который мог повлиять на усиление изоляционистских установок россиян в отношении мигрантов, как это было в прошлом году после терактов в Европе и кризиса с беженцами (см. график).

Карина Пипия, социолог Левада-Центра

АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, .

Мигрантов стало меньше, но они чаще работают легально и реже жалуются на неприязнь местных жителей. Однако это еще не значит, что отношения российских граждан с мигрантами стали лучше: возможно, эти отношения просто перестают существовать - каждый живет в своей вселенной.


НАДЕЖДА ПЕТРОВА


Закон и порядок


Хотите, чтобы люди соблюдали законы,- сделайте так, чтобы их просто было соблюдать. Жителям РФ, правда, этот принцип может показаться атрибутом какого-то фантастического мира - того, где обитают маленькие принцы, или того, где боги запрещают верующим есть брокколи,- но, судя по данным обследований мигрантов, принцип этот иногда реализуется даже в российской практике.

Социологический опрос мигрантов из стран СНГ и Грузии, проведенный в феврале-марте 2017 года Центром этнополитических и региональных исследований для НИУ ВШЭ (выборка 8,7 тыс. человек, включая как временных трудовых мигрантов, так и иностранцев с разрешением на временное проживание или видом на жительство), показал, что

более 70% работающих в РФ мигрантов делают это на законных основаниях.

Напрямую сравнивать эти данные с данными предыдущего обследования, проводившегося в 2011 году, не рекомендуется - заместитель директора Института демографии ВШЭ Михаил Денисенко отмечает, что в этих двух обследованиях формулировки вопросов о легальности отличались и это могло повлиять на результат. Но разница все-таки существенная: раньше о своей легальности заявляли около 60% респондентов. И, кроме того, позитивный тренд подтверждается официальными данными.

«На 1 июня 2017 года на руках у трудовых мигрантов находилось 1,7 млн действительных разрешительных документов для работы (разрешений на работу или патентов), еще почти 1 млн имели право работать без таких документов (граждане стран ЕАЭС)», таким образом, возможность работать легально имели 64% мигрантов, въехавших в РФ с этой целью, указывали в совместной статье сотрудники Института демографии ВШЭ Никита Мкртчян и Юлия Флоринская (см. «Мониторинг экономической ситуации в России» №12, 2017 год, ИЭП имени Гайдара, РАНХиГС, ВАВТ). Тогда как шесть лет назад, по словам Денисенко, ФМС оценивала долю легальной занятости примерно вполовину. И даже год назад ситуация была чуть хуже - на 3 п. п.

«В целом стремление трудовых мигрантов легализоваться на рынке труда России в 2017 году проявилось отчетливо,- полагают Мкртчян и Флоринская.- По-видимому, мигранты понемногу адаптируются и к новым миграционным правилам, введенным в 2015 году (в частности, речь идет о замене разрешений на работу патентами для мигрантов из безвизовых стран), и к новой экономической реальности. Чего нельзя сказать о российских работодателях, которые, напротив, не торопятся оформлять мигрантов: число присланных ими уведомлений о заключении договоров с иностранными работниками снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».

Но чаще всего игнорируют закон совершенно обычные граждане РФ: обследование показало, что наибольшая доля нелегальной занятости наблюдается среди трудовых мигрантов, работающих в домашних хозяйствах: 50% - это существенно больше, чем в торговле или строительстве (примерно по 30%).

Трудовые доходы


Наличие легального статуса в принципе связано с более высокими доходами, но, как отмечает Михаил Денисенко, «разница между заработками легальных и нелегальных мигрантов в целом оказалась небольшой». Имеющиеся различия связаны, по его мнению, «главным образом со сферами деятельности, в которых заняты мигранты, и сроками, в течение которых они осуществляют эту деятельность». На основании данных можно предположить, например, что «украинцы с этой точки зрения, вероятно, находятся в более выгодном положении, чем азербайджанцы, которые приезжают на короткие сроки и многие из которых заняты преимущественно в сфере торговли, вероятно на предприятиях своих земляков. Предприниматель не видит большой разницы при найме украинцев с разными миграционными статусами (законных и незаконных)».

Средняя заработная плата трудовых мигрантов в России в 2017 году
(тыс. руб.)

Страна происхождения Правовой статус Средняя зарплата
Азербайджан Легальный 35,9
Нелегальный 29, 9
Армения Легальный 31,1
Нелегальный 28,1
Белоруссия Легальный 41,1
Нелегальный -
Грузия Легальный 35,9
Нелегальный 33,5
Казахстан Легальный 31 6
Нелегальный 27,3
Киргизия Легальный 29,3
Нелегальный 27,2
Молдавия Легальный 35,3
Нелегальный 33,2
Таджикистан Легальный 27,9
Нелегальный 25,1
Узбекистан Легальный 29, 0
Нелегальный 27, 2
Украина Легальный 30,8
Нелегальный 30, 2
Все страны Все мигранты 30,1

Источник: НИУ ВШЭ.

Никуда не делась и привычка предпринимателей к сверхэксплуатации иностранных работников. Отношение их средней зарплаты к средней зарплате граждан России с 2011 года, правда, выросло довольно заметно - с 72,8% до 84% (в 2011 году мигранты получали в среднем 17,7 тыс. руб., россияне - 24,3 тыс., в 2017-м - 30,1 тыс. и 35,8 тыс. руб. соответственно),- но нагрузка осталась несоизмеримо выше. По данным опросов,

средняя продолжительность рабочей недели у иностранных работников составляет сейчас 59 часов (в 2011 году - 59,6) против 39,6 у граждан России (в 2011-м - 39,9).

Нанимателями иностранцев чаще всего являются малые и средние предприятия (в 2017 году 40,3% респондентов были заняты на предприятиях с численностью работников до 10 человек, еще 35,7% - на предприятиях с количеством занятых от 10 до 49). Работа, которую мигрантам доверяют, остается неквалифицированной, вне зависимости от их реальных навыков: 60% указывают, что у себя на родине работали по более высокой квалификации, и почти две трети всех мигрантов работают здесь неквалифицированными рабочими или в торговле.

Экономический кризис последних лет на отраслевом распределении сказался не очень заметно. Доля занятых в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспорта и бытовых изделий - главной сфере деятельности мигрантов символически сократилась (с 35% в выборке 2011 года до 33,6% в 2017-м), в коммунальных, социальных и персональных услугах - еще более символически выросла (с 13,1% в 2011-м до 13,9% в 2017-м).

Существенными можно, пожалуй, назвать изменения только в двух секторах. В строительстве, которое в целом чувствует себя неважно (падение доли с 23,1% в 2011-м до 16,4% в 2017-м). И в секторе домашних хозяйств, который по привлечению мигрантов (рост с 4,4% в 2011-м до 8% в 2017 году) вдруг обогнал гостиницы и рестораны (рост с 6,2% до 7,1%), а также транспорт и связь (падение с 8,4% до 7%). Последний факт, впрочем, вряд ли связан с каким-то особенным процветанием домашних хозяйств - скорее можно предположить, что среди мигрантов стало несколько больше женщин и больше людей старшего возраста (в том числе старше 50 лет), которые могут искать места нянечек, сиделок и т. п. А для нанимателя в таких случаях обычно рекомендации (да еще, возможно, «славянская внешность») важнее гражданства.

Точный ответ об изменении демографических характеристик трудовой миграции по данным обследований не дашь, но Денисенко допускает, что «сдвиг в пользу старших возрастов, вероятно, произошел в действительности: этому способствовали сокращение спроса на труд мигрантов и большой приток мигрантов разных возрастов, в том числе старших, с Украины». Кроме того, по его словам, «данные обследования, как и другие источники информации, показывают устойчивый рост доли женщин среди трудовых мигрантов. Меняется половая структура потока в первую очередь из Центральной Азии, а также из Закавказья (из других стран СНГ половая структура потоков была сбалансированной)».

Иногда они возвращаются


Эти перемены могут оказаться временными. Мкртчян и Флоринская отмечают уменьшение роли Украины в миграции в Россию. Выходцы из Украины по-прежнему составляют заметную часть «иностранного контингента» в РФ, однако

в последние два года их численность, резко выросшая после начала военного конфликта, постепенно снижается (на 2 июня 2014 года - 1,6 млн человек, на 1 июня 2015-го - 2,6 млн, на 1 июня 2017-го - 2,2 млн).

«Часть получает российское гражданство, часть возвращается домой или переориентируется на другие направления трудовой миграции».

Также меньше по сравнению с 2016 годом стало иностранцев из Молдавии (430 тыс. против 497 тыс.), Белоруссии (676 тыс. против 711 тыс.), Казахстана (552 тыс. против 555 тыс.) и Армении (507 тыс. против 508 тыс.). И в то же время данные МВД демонстрируют «более ранний и статистически выраженный, по сравнению с предыдущими годами», сезонный рост числа иностранцев в России, обеспеченный главным образом трудовой миграцией: к началу лета в стране находилось 4,2 млн мигрантов, указавших при въезде цель «работа по найму», «что на 300 тыс. больше, чем годом ранее (3,9 млн на 1 июня 2016 года)». И это, предполагают демографы, может говорить «о сохранении, даже, возможно, частичном восстановлении привлекательности России как принимающей мигрантов страны».

По крайней мере, как страны, принимающей выходцев из стран Средней Азии и Азербайджана,- хотя объемы миграции из большинства этих стран пока не достигли уровня 2014 года. Исключение - Киргизия: количество ее граждан, находящихся в РФ, выросло с 545 тыс. до 622 тыс.


Доля выходцев из стран Средней Азии среди мигрантов, скорее всего, и дальше будет расти. «Миграция рассматривается как некая альтернатива, которая может смягчить проблему сильного сокращения в России численности населения в рабочих возрастах. Но миграционные потоки сами ослабли и могут ослабнуть в будущем, а если не ослабнут - их структура изменится,- рассуждает Денисенко.- Потоки с Украины, из Белоруссии, если в этих странах не будет никаких войн и кризисов, уменьшатся, потому что

там идут те же самые процессы, что и в России,- население в рабочих возрастах сокращается, а на Украине - еще и уезжает в дальнее зарубежье. Оттуда просто некому приезжать в Россию, чтобы работать и жить.

Похожая ситуация на Кавказе. Остается Центральная Азия. Центральноазиатская миграция уже сейчас является преобладающей, но в будущем ее доля, возможно, увеличится еще сильнее».

Однако есть проблема: в Центральной Азии плохо знают русский язык, что сводит практически к нулю шансы мигрантов на интеграцию в российское общество, даже если у них возникнет такое желание. К тому же сопоставление данных обследований за 2011 и 2017 годы заставляет предположить, что такое желание вряд ли возникнет: использование русского языка на работе и в кругу друзей снизилось практически во всех группах мигрантов, кроме разве что выходцев из Казахстана и Украины.

В наименьшей степени используют русский мигранты из Таджикистана и Узбекистана: даже на работе он является основным лишь для 53% из них.

Использование мигрантами русского языка как основного языка общения (%)

Страна происхождения На работе Дома С друзьями
2011 2017 2017 2011 2017
Азербайджан 69,5 64,8 22 25,1 21,8
Армения 74,1 72,8 16,8 35,6 24,9
Белоруссия 100 94,6 77,3 100 84,3
Грузия 92,3 65,2 23,1 53,3 34,6
Казахстан 88,6 90,8 74,9 78,9 80,4
Киргизия 74,1 59,5 9,7 19,8 13
Молдавия 90,9 83 39,1 44,5 45,2
Таджикистан 62,6 53,8 8,5 17,4 12,9
Узбекистан 54,5 53,1 11,4 14,7 13,6
Украина 96,2 96,3 82 80,4 86,7
Похожие публикации