Приоритет прав и свобод граждан как высшей социальной ценности. Приоритет прав человека по отношению к В чем заключается принцип приоритета прав человека

Политике

Права человека - это универсальная ценность, позволя­ющая "измерять" все важнейшие явления и события, проис­ходящие в обществе и в мире. Перед человечеством в конце XX в. стоят важные проблемы - сохранение мира и устой­чивого развития, здоровой окружающей среды для ныпсшис-го и грядущих поколений, сохранение культурного наследия человечества, борьба с голодом и нищетой, с преступностью и терроризмом, противостояние ядерной угрозе и т. д. Все эти проблемы в конечном счете выходят на права человека, по­скольку их решение - необходимое условие нормальной жизни личности, народа, нации, человечества в целом. Поэто­му внутренняя и внешняя политика государства неразрывно связана с правами человека; они (нрава) являются приори­тетом, в соответствии с которым должны осуществляться все политические преобразования, программы, акции. Государствен­ная власть и политика в современном мире получают "гума­нитарное измерение", ограничивающее чрезмерные притязания власти, умеряющее противоборство, противостояние, напряжен­ность в обществе.

Право и его важнейшая составляющая - права человека призваны определять границы свободы политики, политиков и государственной власти. Любые политические меры, которые порождают нарушения нрав человека, - это посягательство на свободу индивида. Они являются антинравовымн и амо­ральными, поскольку права человека - это не только отраже­ние правового опыта развития человечества, но и кристаллиза­ция его нравственных начал, связанных с уважением свободы и автономии индивида, недопустимостью их нарушения, с ориен­тацией на категории добра и общего блага.

Такой подход к соотношению прав человека и политики возник не сразу; он вырабатывался вековым поиском опгнмаль-иых форм взаимодействия человека и власти.

Политика, реализуемая государственной властью, всегда выражала политическое сознание правящего класса, привиле-



§ 1 Приоритет нрав человека по отношению к политике

гировашюй элиты. В политическом сознании вырабатывались те общие принципы, ценностные ориентиры, нормы, которые лежат в основе деятельности того или иного государства, слу­жат обоснованием правомерности власти, институализации по­литической системы. Эти принципы, ориентиры, нормы явля­лись прежде всего осознанием и выражением классового инте­реса. Политическое сознание общества неоднородно по своей природе, поскольку различны интересы классов, занимающих различные позиции по отношению к власти (господство - подчинение).

Политическая ценностно-нормативная система наиболее концентрированно выражает классовый интерес, поскольку она непосредственно регулирует отношения, связанные с государ­ственной властью. Эти отношения определяют характер вза­имодействия классов, социальных групп, индивидов во всех иных сферах жизнедеятельности людей в классовом обще­стве.

Вокруг политической власти сталкиваются противоборст­вующие силы антагонистических классов, различные классовые системы ценностно-нормативной ориентации. По мерс своего развития политические нормы становятся наиболее активным выразителем интересов и потребностей классов. Это определя­ет их доминирующую роль в социальной регуляции поведения людей, их стремление подчинить себе все иные формы воздей­ствия на общественные отношения - право, нравственность, искусство.

Сама возможность участвовать в осуществлении полити­ческой власти становится привилегией, открывающей доступ к иным благам, прежде всего имущественным. Поэтому в зави­симости от конкретно-исторических условий вырабатываются наиболее приемлемые с точки зрения господствующего класса способы организации политической власти. Так, политические организации рабовладельческого общества были весьма разно­образны. Это и древнейшие государства ряда стран Азии и Африки, которые отличались особыми способами регламента­ции отношений не только между рабовладельцами и рабами, но и между различными группировками господствующего клас­са (военными, религиозными, бюрократическими). В них су­ществовали и республиканские формы правления, и деспотии. Это и античный мир с полисной формой политического уст-



Глава IX. Права человека, политика, мораль

роиства, выступающей в виде демократии, тирании, аристокра­тии. Каждая из этих форм государства выдвигала свое идео­логическое обоснование законности власти, свою систему по­литических норм, которая становилась опорой существующего режима.

В этих условиях право оказывается как бы отодвинутым (особенно в условиях деспотических режимов); власть выхо­дит за пределы нрава, на передний план выступает государ­ственное насилие, которому даже чисто внешне не пытаются давать правовое обоснование. Политика становится доминан­той по отношению к праву (исключение составляют древние полнтии (Афины, Абдеры), где были сильны идеи права и за­кона.

Политическое насилие нередко подменяло и нивелировало действие законов и обычаев феодального общества. В докапи­талистических обществах политические нормы, утверждавшие господство определенных классов, становились доминирующи­ми, оказывали решающее воздействие на формы законодатель­ного регулирования, закреплявшие свободу экономически гос­подствующих классов, произвол и насилие но отношению к классам, лишенным собственности.

В процессе исторического развития по мере культурного прогресса общества, расширения сферы демократии и свободы происходит высвобождение различных видов социальных норм из-под пресса политических установлений.

Соотношение между правовыми и политическими норма­ми меняется в период буржуазно-демократических революций, выдвинувших идеи права, равенства, прав человека, правового государства. Принцип приоритета прав человека по отноше­нию к государству, ограничения всевластия государства права­ми человека - величайшая общечеловеческая ценность, сфор­мированная в процессе борьбы за свободу и характерная для всех цивилизованных государств.

Данный принцип приобретает особое значение в связи с возрастанием роли политических партий, которые борются за политическую власть, формулируют свои программы, принци­пы деятельности. Право призвано сдерживать экстремистские действия партий, стремящихся к захвату власти путем револю­ций, разрушения существующей системы, попрания прав чело­века. Опыт России показывает гибельность вненравовых, на-


§ 1. Приоритет прав человека но отношению к политике 237

сильственных переворотов, неизбежно влекущих за собой мас­совые нарушения прав человека, отказ от правовых начал, без которых в обществе воцаряются хаос и произвол (доминирую­щая роль политики в обществе, в частности по отношению к праву, утвердилась в марксистско-ленинской доктрине как ак­сиома).

Приоритет права над политикой, политической властью - непреложный принцип современной культуры. "Существова­ние нормы права, возвышающейся над правителями и управ­ляемыми и обязательной для них, - писал Л. Дюги, - есть необходимый постулат. Подобно тому как вся геометрия по­коится на эвклидовом постулате, точно так же и вся жизнь современных народов покоится на этом постулате нормы пра­ва. Право не есть политика силы, как учил Иеринг, оно не есть дело государства, оно предшествует ему и возвышается над ним: оно является границей государственной силы и госу­дарство есть не что иное, как сила, отданная па служение пра­ву" 1 .

Исторический опыт показывает, что приоритет нрава и прав человека по отношению к политике существует только в условиях демократических режимов, когда правовые нормы основаны па универсальном принципе формального равенства. Однако у прав человека есть еще одно важнейшее качество - их тесное взаимодействие с моралью, которое дает возможность не только правовой, но и нравственной оценки политики и госу­дарственной власти, ориентирующей их па осуществление "об­щего блага".

Первенство же политических норм перед правовыми создает почву тоталитарным режимам. Тоталитаризм неизбежно возникает там, где политика, политические нормы не имеют пра­вовой опоры, где права человека не являются ограничителем политической власти, не выступают в качестве средства контро­ля за ее" осуществлением.

Поэтому проблема соотношения прав человека и полити­ки - это вопрос о характере политического режима, сущность которого определяется тем, признает или не признает он гос­подство в обществе правовых начал, прав человека.

" Дю/и Л. Социальное право, индивидуальное право н преобразование государства. Предисловие. С. V.


Их непосредственное юридическое значение. Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц - это уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное. В ст. 2 Конституции РФ говорится: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

В ст. 18 Конституции РФ подчеркивается: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".

Принцип верховенства закона

Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативными правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характер. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом, в его развитие, конкретизацию. Данное положение - непременное условие подлинной, а не декларируемой законности, элемент политико-правовой культуры общества. Никому не дано возвышаться над законом, уходить из-под его воздействия.

Верховенство закона объясняется тем, что он является прямым выражением воли народа - единственного источника власти, имеет высшую юридическую силу, принимается в особом порядке и только законодательными (представительными) органами. Ни один монарх, царь, король, президент не вправе издавать законы. Особое место среди законов занимает Конституция как основной закон государства. Строгое следование этому основополагающему акту составляет конституционную законность.

Нарушение принципа верховенства закона, иерархии нормативных правовых актов, игнорирование конституционных положений - одна из острых проблем, требующих безотлагательного решения. Без этого условия формирование правового государства в России может быть замедлено.

Принцип взаимосвязи законности и культурности

Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же законов, их нарушение, правовой нигилизм - это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелости государства.

Поэтому упрочение законности выступает важнейшим средством поднятия культурного уровня населения и отдельной личности, формирования их правосознания. И напротив, повышение культуры общества, всех граждан благотворно сказывается на состоянии законности, способствует воспитанию индивида в духе соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Чем выше культура, чем более она развита, тем прочнее, стабильнее законность, тем больше порядка в обществе.

Принцип единства

Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Она не может быть разной для разных зон - "калужской" или "казанской", а только единой всероссийской. Проблема единства законности особенно обострялась в связи с ростом в России в 1990-х гг. регионального сепаратизма, противостояния, одностороннего понимания самостоятельности, настроений неподчиненности центру. Для преодоления этих негативных тенденций как раз и нужна была твердая общефедеральная законность, способная обеспечить единое правовое пространство, равную защиту прав и свобод человека, соблюдение Конституции РФ, целостность государства. И сейчас недопустимо, чтобы каждый регион, город, а тем более каждое предприятие имели "свою" (областную, заводскую, республиканскую) законность.

В то же время единство законности не должно вести к ранжированию и шаблонизации в правотворческой и правоприменительной деятельности, к бюрократическому централизму, сковывать инициативу мест. Но это возможно только в рамках закона.

Важно иметь в виду, что Конституция признает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности именно для государства, подчеркивая, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2) и что эти права определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Закрепление этого принципа в Основном законе страны было призвано преодолеть характерную для России общинную системоцентристскую идеологию и переломить многовековую традицию доминирования общего (коллективного, общественного, государственного) интереса над личным, которая на практике всегда означала подавление частного, личного начала интересами власти и властвующих субъектов. В рамках прежней российской концепции приоритета государства над личностью населению фактически отводилась роль бесправного средства в руках бесконтрольной власти для укрепления ею своего могущества, расширения и удержания территории своего государства. Социализм существенно усилил эту тенденцию к превалированию так называемого общественного интереса, выразителем которого выступала КПСС, полностью подчинив ему интересы личности.

Такое понимание проблемы соотношения личного и общественного блага с большим трудом преодолевается в нашей современной политической и правовой практике. Даже в теории права и в конституционном правоведении принцип приоритета прав человека до сих пор оспаривается рядом авторов как якобы «общественно опасный тезис», «антиобщественная позиция».

В связи с этим уместно вспомнить слова выдающегося русского юриста П. И. Новгородцева. В своей работе с актуальным для нашего времени названием «Демократия на распутье» он говорил, отстаивая ценность права в дискуссии со своими оппонентами, что «самое дорогое и ценное для всей юридической науки - это доверие к идее права». Именно доверия к самой идее права, которое в конечном счете всегда есть право человека, не хватает тем, кто оспаривает конституционное положение о правах человека как высшей ценности.

В основе такого оспаривания лежит представление о некоем «особенном», «самобытном» российском праве, не укладывающемся в рамки западноевропейской доктрины прав человека. Эту самобытность обычно связывают с особым подходом к вопросу о соотношении прав человека с ценностями нравственного, религиозного, идеологического и иного порядка.

Между тем конституционный тезис о приоритете прав человека вовсе не означает, что общество в системе своих ценностных ориентаций должно ставить правовые ценности выше нравственных, религиозных и т. д. Речь идет лишь о том, что права человека - это высшая ценность для государства, которое обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Поэтому права и свободы, как того требует Конституция, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Принцип приоритета прав личности для государства перед другими социальными ценностями обозначает, таким образом, гуманистический, человекоцентристский характер идеологии, положенной в основу российской Конституции. Эти идеи были заложены еще в ст. 2 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., которая гласит: «Цель каждого политического союза составляет обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека». Потому что только в сфере действия права человек может реализовать свою свободу, т. е. выразить свою сущность как разумного носителя свободной воли.

В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17) в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Тем самым фиксируется то обстоятельство, что в России права и свободы трактуются в русле того подхода, который сложился в международном сообществе, и соответствуют международным стандартам прав человека. При этом согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, являются составной частью ее правовой системы и имеют приоритет в системе законов Российской Федерации. В этих формулировках конституционного текста нашло свою нормативную конкретизацию положение преамбулы Конституции о том, что многонациональный российский народ сознает себя частью мирового сообщества.

Указанные конституционные положения имеют особое значение в контексте правового смысла нормы ч. 2 ст. 17 Конституции, согласно которой основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это новая для России естественноправовая конструкция, которая подчеркивает безусловный и первичный характер прав человека.

Еще одно важнейшее положение, раскрывающее базовую суть правовой концепции Конституции, содержится в ч. 3 ст. 17, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Данное положение восходит к так называемой негативной формулировке фундаментального «золотого правила» нормативной регуляции: «Не поступайте по отношению к людям так, как вы не хотели бы, чтобы люди поступали по отношению к вам». В плоскости правового подхода эта формула означает, что человек в обществе свободен до тех пор, пока он не вторгается в сферу свободы другого человека.

При этом трактовка сущности права как формального равенства означает, что система прирожденных и неотчуждаемых прав, основанная на общепризнанных международным сообществом принципах и нормах, за которыми по договоренности признается правовой характер, не является безусловным эталоном. Таким эталоном служат не исторически изменчивые по своему набору и конкретному содержанию естественные права человека, а лежащий в их основе принцип формального равенства.

Кроме ч. 3 ст. 17 Конституции, где правовой принцип формального равенства получил свое содержательное выражение, этот принцип закреплен также в ч. 1 ст. 19 (все равны перед законом и судом), ч. 2 ст. 19 (равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка и других обстоятельств), ч. 4 ст. 13 (общественные объединения равны перед законом), ч. 2 ст. 14 (религиозные объединения равны перед законом) и др.

Важное место в системе норм, конкретизирующих конституционно-правовой принцип приоритета прав человека, занимают положения ст. 55 и 56 Конституции РФ, определяющие критерии ограничения данных прав. Особую нагрузку при этом несет положение Конституции, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Если рассматривать эту норму в отрыве от конституционных положений, содержащихся в ст. 2, 17, 18 и др., то можно прийти к выводу, что права человека могут быть ограничены федеральным законом для защиты ценностей общего блага без каких-либо существенных оговорок и что степень этих ограничений задана лишь мерой необходимости защиты указанных конституционных ценностей.

Специалисты (теоретики и практики), которые именно так трактуют данную норму, обычно ссылаются на содержащиеся в международно-правовых документах положения о возможности ограничения прав человека для защиты ценностей общего блага. Между тем подобные ссылки не вполне корректны, поскольку в рамках западноевропейской философско-правовой традиции, положенной в основу этих документов, общее благо трактуется не как нечто стоящее над благом отдельного человека, а как общее условие возможности блага каждого отдельного человека.

Конституционный Суд, учитывая то обстоятельство, что российская традиция подчинения индивидуального начала коллективному в сочетании с общими положениями Конституции об условиях ограничения прав и свобод на практике таит опасность их неоправданно широкого толкования и установления чрезмерных ограничений, выработал ряд правовых позиций, касающихся допустимого ограничения прав и свобод человека и гражданина. При этом Суд опирался на системное толкование конституционного текста, опыт собственной практики, а также практики Европейского Суда по правам человека и европейского конституционного правосудия в целом.

В соответствии с выработанными Конституционным Судом правовыми позициями ограничение законом основных прав человека возможно лишь при соблюдении таких критериев, как соразмерность ограничений конституционно признаваемым целям и сохранение существа и реального содержания права. Конституционными основаниями для такой трактовки критериев ограничения прав человека послужили положения ч. 3 ст. 55 Конституции о том, что права человека могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционных ценностей, а также ч. 2 ст. 55, содержащей запрет на умаление прав и свобод человека и гражданина, т. е. запрет затрагивать основное содержание данного права, посягать на само его существо.

Особое место в рамках рассматриваемой конституционно-правовой проблематики занимают вопросы, связанные с содержательной интерпретацией права человека на достоинство. В Конституции это право получило закрепление в ч. 1 ст. 21, которая гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Вопрос о соотношении права на достоинство и права государства на вторжение в сферу основных прав и свобод гражданина является одним из основных в доктрине и практике верховенства права.

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по конституционному праву России. Пособие составлено на основе новейшего конституционного законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Конституционное право». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении конституционного права России, подготовке к сдаче экзаменов.

13. Принцип приоритета прав и свобод человека

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью , а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Законодательство РФ и в первую очередь Конституция РФ защищают права и свободы человека и гражданина. Эти права, кроме того, являются непосредственно действующими .

Субъективное право – это действительная возможность личности поступать по собственному усмотрению, осуществлять самостоятельно выбор юридически значимого поведения. Диспозитивность конституционных норм выражается в предоставлении человеку права самому решать, как использовать свои права или вовсе их не использовать.

Субъективное право имеет следующие признаки :

1) оно предусмотрено нормой права;

2) оно гарантировано государством;

3) оно является мерой возможного поведения лица.

Государство характеризует ряд прав и свобод как неотчуждаемые, естественные и присущие с рождения.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина заключается в том, что права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов , деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, т. е. силой государственного принуждения.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина является обязательным в правовом государстве.

Положения Конституции РФ, касающиеся прав и свобод, сходны с соответствующими положениями международных документов, таких как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Устав ООН и т. д.

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Перечень основных прав и свобод , закрепленный в Конституции РФ, составляет основы правового статуса личности в РФ. Следует иметь в виду, что этот перечень не является исчерпывающим. Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы граждан.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Однако и в этом случае не подлежат ограничению такие права и свободы, как право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, право на судебную защиту, право на получение квалифицированной юридической помощи, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, презумпция невиновности, право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Поскольку правовой статус личности имеет для законодателя первостепенное значение и должен быть стабильным, изменения положений главы 2 Конституции РФ возможны только в особом порядке .

Каждому праву соответствует определенная обязанность . Свои права граждане вправе использовать в такой мере, в какой это не нарушает права других граждан. Злоупотребление правами запрещается.

Гарантом прав и свобод граждан РФ является Президент РФ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Введение 2
  • Правовое государство и его роль в обеспечении прав человека. 6
  • Понятие и система основных прав человека в правовом государстве. 9
  • I. Личные (гражданские) права и свободы. 11
  • II .Политические права и свободы. 15
  • III Экономические права и свободы. 17
  • IV. Социальные права 17
  • V. Культурные права и свободы. 19
  • VI. Права человека в международном праве. 19
  • Заключение. 22
    • Список использованных источников и литературы: 23

Введение

История развития концепции правового государства и вместе с ним прав личности получила богатую разработку на протяжении истории человеческого общества.

Данная тема интересна еще и тем, что правовая государственность вместе с этим, признание и гарантия прав человека - неотъемлемая принадлежность западного политического строя, а с недавнего времени и нашей страны, и их закрепление на конституционном уровне.

Цель данной работы - рассмотреть правовое государство с позиций справедливого по отношению к человеку государственного устройства, обеспечения и гарантии его прав и свобод.

П равовое государство и его роль в обеспечении прав человека

Впервые термин «правовое государство» (или «государство права») употребил немецкий ученый К.Т. Велькер в своей книге «Конечное основание права, государства и наказания», вышедшей в 1813 г., а действительно сама идея такого государства справедливого по отношению к человеку полно была развита И. Кантом, но теория правового государства имеет свою более древнюю историю развития:

Разработка отдельных фрагментарных положений теории правового государства были предприняты ещё в Древней Греции и Древнем Риме - Сократом, Платоном, Аристотелем, Цицероном, а в средние века - Мартином Лютером.

Но подлинный рассвет данной теории начинается именно в новое время, в период буржуазных революций и смены традиционных государств - государствами конституционными. Таким образом, правовое государство - это продукт нового времени. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа И.Канта, Дж.Локка, Ш.-Л.Монтескье, В.Ф.Гегеля и других просветителей XVII - XVIII в.в.

Они полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) должно придти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной области, обладающей неотьемлимыми правами. Взаимоотношения личности и государства, власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели при абсолютизме.

Полное же становление теории правового государства утвердилось в немецкой литературе в первой половине XIX в. в трудах Г.Т.Велькера, Р.Фон Мана, Ф.Ю.Шталя, Р.Гнойста.

Сами же права человека, их генезис, социальные корни, назначение - так же одна из вечных проблем не только правовой и политической, но и религиозной, этической, культурной позиций государства. Процесс исторического творчества человека, в значительной мере зависят от объема прав и свобод, определения его социальной возможности и блага, определяющий характер жизнедеятельности, систему связей. Взаимодействия отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладание правами и расширение прав человека. История показывает, что каждому поколению нужно вновь защищать права, что человечеству еще не знакома ситуация, при которой не требуются усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека.

Вообще права человека, как определенные требования необходимого минимума условий нормальной жизнедеятельности возникли ещё при первобытном строе. Эти притязания опирались на выработанные практикой обычаем, ритуалом ставили своей целью обеспечение взаимодействия членов первобытного общества.

В классовом обществе, например в полисе - выдвигалась идея равноправия его членов (Перикл, Демосфен), но ей же предпочитались именно политические права. Феодальное общество средних веков старалось подчинить индивидуальность, регламентировать жизнь человека ни о каких правах не могло идти и речи.

«Первопроходцами» в борьбе за естественные права человека были буржуа, требовавшие монарха подписать Великую Хартию Вольностей (1215г.), тем самым ограничив абсолютизм и расширив права буржуазии.

Буржуазное учение о естественном праве отражало новый взгляд на человека, как на индивида, наделенного определенными врожденными неотьемлимыми правами. По их мнению, права человека предшествовали не только государству, но и обществу. Это предопределило разграничение прав человека и прав гражданина в буржуазных государствах еще задолго до того, как оно получило обращение в соответствующих конституционных и иных законодательных актах. Права человека как бы исключались из сферы государственной власти и объявлялись догосударственным явлением.

Буржуазные революции оставили человечеству великие законодательные акты, впервые в истории закрепившие равенство, свободу, право на счастье «Декларация независимости» (1776), «Декларация прав человека и гражданина « (1789 Франция).

В настоящее время в современном мире действуют международно - правовые договоры, документы, устанавливающие общепризнанные стандарты прав человека, определяющие планку, ниже которой государства не могут опускаться. Права и свободы перестали быть только внутренними делами государства, теперь это объект внимания всего международного сообщества. Козлова Е.И. , Кутарин О.Е. Конституционное право России. М.: Юрист 1995 с. 107.

Правовое государство и его роль в обеспечении прав человека.

Существует несколько понятий правового государства, однако при различных конкретных структурных элементов, включенных в эти понятия неизменным выступает свобода личности, в системе её неотъемлемых прав.

Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно возникает на путях поиска свободы и в свою очередь стремится стать гарантом этой свободы. Правовое государство в современных условиях высшая ступень развития свободы и её выражения в определенных государственно - правовых категориях.

Таким образом, правовое государство - есть форма ограничения власти правами и свободами человека. Права и свободы индивида важнейший противовес государственной власти. Поэтому приоритет прав человека по отношению к государству является первичным, определяющим, системообразующим признаком правового государства.

Таким образом, правовое государство - это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Фундаментальное требование правового государства - это приоритет интересов личности в деятельности государства, а также соблюдение и охрана прав и свобод человека. Права человека. Ред. Лукашевой Е.А. М.: Норма - Инфра - М, 1999. 560 с. с. 182

Теория правового государства не возникает сразу в законченном виде. Она видоизменяется и трансформируется, дополняется новыми качествами. С появлением в ней принципа неотъемлимых естественных прав человека она обретает своё основное ценностное качество. Для обеспечения этого принципа необходимого разделения властей, их уравновешивание.

Однако приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод.

Правовое государство для выполнения своей основной функции - защиты и охраны прав и свобод граждан - должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих защиту прав человека. Обширная и разнообразная система органов и процедур, защищавших права человека создаёт механизм, без которого не может функционировать правовое государство. Например Конституционный Cуд (Германия, Испания, Италия, Россия), Конституционный совет (Франция), Верховный Суд (США).

В соответствии с Конституцией (ст. 1) Россия провозглашается правовым государством. Любая Конституция не только фиксирует достигнутый общественный уровень государственного и правового развития но и определяет его цели, формирует ценностные идеалы. В конституции любой страны, претендующей на заметную роль в цивилизации, где господствует идеология, естественных прав человека, не может обойтись без провозглашения правового государства.

В данный момент в России существуют некоторые противоречия между конституционными идеалами и реальностью и поэтому, в полной мере, Россия не может быть названа правовым государством. Конституция РФ. Проблемный комментарий /под. Ред. Четверкина В. А. М.: 1997 С. 41.

Но вместе с тем в современной России легализирована частная собственность, Конституция содержит некоторые необходимые формально - юридические гарантии прав и свобод человека. Правовое государство, по своей сути, - это либеральное государство, главная задача которого заключается в максимальном обеспечении равной для всех свободы, всеобщего формального (правового) равенства. Объем и содержание неотъемлемой правовой свободы описываются совокупностью прав человека.

Таким образом, Права человека - это необходимый, неотъемлемый и неизбежный компонент всякого права, определяющий аспект выражения бытия человека и осуществления формы свободы и равенства людей.

Господство права как важнейший аспект правовой государственности достигается с признанием прав человека высшей ценностью в обществе и государстве с приданием им общерегулятивного значения. Поэтому господство права в «материальном смысле» включает в себя:

Верховенство Конституции, гарантирующей надлежащий набор прав человека, закрепляющий общий естественно - правовой статус человека.

Всеобщую обязательность соблюдения прав человека.

Конституционное требование правового характера законов. В контексте признания прав человека высшей ценностью это требование означает ограничение законодательной власти обязанностью признавать, соблюдать и защищать права человека и предполагает, что целью, смыслом и содержанием законодательства должна быть конкретизация прав человека. Конституция РФ. Проблемный комментарий /под. Ред. Четверкина В. А. М.: 1997 С. 43.

Таким образом, правовое государство мыслится как инструмент для эффективной реализации интересов личности. Цель правовой государственности - служение потребностям личности. Отсюда - приоритет личности в отношениях между личностью и государством.

Однако, нужно отметить, что смысл существования правового не сводится только к защите человека от государственных притязаний. Принцип правового государства преследует двойную цель - в равной мере ограничивать и обеспечивать деятельность государства, чтобы таким образом гарантировать права и свободы человека.

В результате правовое государство предстает как совокупность субъективных прав гражданина и объективного порядка государственной деятельности.

По существу, первыми сознательными положениями конституции РФ является статья 2, провозглашающая человека, его права и свободы высшей ценностью государства, и устанавливающей его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Права человека признаются и гарантируются в РФ согласно общепризнанным принципам международного права. Хотя в РФ и существует довольно эффективная защита человека, граждане РФ не всегда безболезненно и в короткие сроки могут восстановить свои нарушенные права. Построение в России правового государства потребует еще много усилий и времени.

Понятие и система основных прав человека в правовом государстве.

Как известно Конституцией РФ Россия провозглашается правовым государством (ст. 2)

Конституционные права - это юридически признанные возможности человека избирать меру и вид своего поведения, которые могут быть реализованы путем использования, соответствующей юридической обязанности со стороны государства в лице государственных органов, должностных лиц и других субъектов права.

Конституционные свободы - это такие правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и субъектами права.

Права человека подразделяются на основные и иные. Основные права являются субъективными, фундаментальными (они отражены в ряде международных правовых актах).

Основные права - права содержащиеся в конституции государства и международно - правовых документах по правам человека в частности в «Международном Биле о правах человека», в «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, 1950г.», «Европейской социальной хартии 1996 г».

Любое основное право человека должно быть признано каждым государством - участником, независимо от его конституционного закрепления.

Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Он закреплен конституцией РФ.

Выделение категории основных прав человека, отнюдь не означает отнесение «иных» прав к второсортным, менее значимым. Основные права и свободы составляют стержень правового статуса индивида, в них коренятся возможности для нормальной жизнедеятельности человека. Эти права очень важны для индивида его взаимодействия с другими людьми. Основным правом, например, является ст. 21 «Всеобщей декларации прав человека» - говорят, что каждый может принимать участие в управлении своей страной. Это основное право порождает иные права (на участие в самоуправлении, право выдвигать свою кандидатуру, своего кандидата во время избирательной компании). Поэтому основные, фундаментальные права зафиксированы в конституции государства, международно - правовых актах по правам человека, являющихся правовой базой для производственных, но не менее важных прав.

Права человека и гражданина (естественные и неотчуждаемые) - это право в материальном смысле слова. Официальные акты (конституцию, законы) следует считать правовыми постольку, поскольку в них реализуются и конкретизируются права человека или же они не нарушают прав человека.

Конституция признает права человека действующими непосредственно и определяющими правовое содержание официальных актов.

Положения ст. 2 и ст. 18 Конституции РФ в позитивной форме содержат требование правового закона «Конституция косвенно закрепляет законодательное ограничение прав человека, но мотивом, не предусмотренным в части 3 ст. 55, запрещает предусматривать в Федеральном конституционном законе о чрезвычайном положении ограничения возможности пользоваться правами и свободами, перечисленными в ч. 3 ст. 56, что означает специальный запрет правонарушающего закона даже применительно к условиям чрезвычайного положения. Наконец, законы или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ - нарушающими права человека и, поэтому неконституционными утрачивают силу. (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ)

То, что права человека являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ), предполагает право каждого обращаться за защитой своих прав и свобод в конкретный суд. Конституция РФ. Проблемный комментарий /под. Ред. Четверкина В. А. М.: 1997 С. 45. Суд обязан не применять закон, который по его мнению нарушает права человека.

В развитии положения ст. 18 Президент РФ как глава государства объявляется гарантом не просто Конституции, но и прав и свобод человека. (ч. 2 ст. 80)

Теперь целесообразно будет перейти к классификации прав человека.

I. Личные (гражданские) права и свободы.

Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ)

Образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае человека, это фундаментальное право допустимо рассматривать в 2 аспектах: во - первых, как право личности, на свободу от любых незаконных посягательств на её жизнь как со стороны государства, так и со стороны частных лиц; во вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью. По - сути дела, все остальные права так или иначе объединяются вокруг этого стержневого права. Например, такие права - как право на социальное обеспечение, на охрану здоровья, на благосостояние окружающей среды. Права человека /ред. Лукошева Е.А. М. 1999 с. 144

У нас в стране в Конституции 1993 г. оно закреплено впервые. В настоящее время очень остро стоит вопрос о смертной казни, она легализуется нашей Конституцией, но возможности её резко сужаются; только за особо тяжкие преступления.

Право на достоинство.

Является основной целью всех остальных прав человека. В этом смысле - достоинство человека - источник его прав и свобод. Разделы о правах и свободах человека во многих современных Конституциях открываются понятием «достоинство человека». Достоинство - это признание обществом социальной ценности уникальности конкретного человека. В конституции РФ это ст. 21. Достоинство может быть нравственным, интеллектуальным. Никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому обращению, или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским и научным и другим опытам.

Право на неприкосновенность личности.(ст.22 Конституции РФ)

Лицо вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, и при этом оно не должно подвергаться ограничением. Человек имеет право на физическую и духовную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу допускается только по судебному решению, а без него не более 48 часов.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Каждый человек имеет право знать какая информация о нём и его жизни имеется в органах государства и контролировать эту информацию. Для сбора информации о частной жизни лица нужно его согласие, так как вполне возможно злоупотребление владения данной информацией. Это правило распространяется на всех. Каждый человек так же вправе выбирать себе круг знакомых, определить характер и меру общения с ними, граждане имеют право на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений на учреждения возлагается обязанность хранить эту тайну. Ограничения этого права допускается только по решению суда. Для защиты доброго имени установлен судебный порядок, включая право на возмещение морального вреда.

Право на неприкосновенность жилища (ст. 25)

Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан, поскольку каждый человек имеет право на уединение в занимаемом им помещении. Кроме того, там могут находится личные бумаги, вещи,то что может быть связано с оглаской частной жизни человека. Лицо полагающее, что должностные лица, или государственные органы, или юридические лица, или граждане нарушили его право на неприкосновенность жилища, вправе обжаловать их действия. При этом пострадавший может требовать возмещение ущерба, причиненного жизни незаконными действиями.

Есть ограничение этого права, допускающие вход в помещение.

I) если имеется санкция прокурора или постановление суда о разрешении провести оперативно - следственные действия.

II) налоговой полиции, если помещение используется для предпринимательской деятельности.

III) работникам милиции при наличии достаточных оснований полагать, что там совершаются или совершено преступление или произошел несчастный случай.

IV) судебному исполнителю для наложения ареста на имущество или для выселения проживающих в силу судебного решения.

Право свободно передвигаться, выбирать местопребывания и местожительства (ст. 27)

Свобода касается возможности передвижения лица как внутри страны, так и его права покидать свою страну и возвращаться прибыв на новое место жительство, гражданин в течении 7 дней должен милиции зарегистрироваться, предъявив паспорт и документ, являющийся основанием для вселения (ордер, договор). Выезд за рубеж осуществляется по заграничным паспортам. Ограничение его на выдачу установлены законом и в частности, отказ может быть получен по причине владения человеком сведениями, составляющими государственную тайну.

7) Свобода совести, вероисповедания (ст. 28)

Означает, что каждый может свободно действовать в соответствии со своими убеждениями. Он вправе выступать в существующие религиозные и иные убеждения, действовать в соответствии с ними, наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.

8.) Свобода мысли и слова (ст. 29)

Статья провозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу - свободу идей, мнений, убеждений. Мысли человека, его убеждения, мнения относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Инакомыслие, т.е. мысли и мнения, идущие в разрез с господствующей идеологией, не наказывается. Цензура запрещена.

9) Право на информацию. (ст. 29)

Предполагает обязанность органов власти и местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободу, если иное не предусмотрено законом (государственная тайна).

II .Политические права и свободы.

В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому от рождения, политические права связаны с обладанием гражданством, т.е. политико - правовой связью человека с определенным государством, в частности с Россией. Они в принципе не отчуждаемы (правда, имеются исключения) и естественны так же, как естественно право народа и, следовательно, каждого гражданина в демократическом обществе, быть носителем суверенитета. Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности. Наиболее важным из этих прав являются следующие:

Право на участие в управлении делами государства (ст. 32)

Осуществление этого права может выражаться в различных формах: непосредственно или через своих представителей.

В этой же статье перечислен ряд прав, конкретизирующих указанное выше. К ним относятся: право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти и право быть избранным в эти органы, право участвовать в референдуме. Право избирать заключает в себе возможность принимать решение по формированию указанных органов, должностных лиц и граждан. Отдавая предпочтение программе той или иной партии, независимому кандидату, избиратели определяют направленности высших должностных лиц право быть избранным означает возможность осуществлять политическую деятельность в составе органов государственной власти. Оно связано с обладанием личностью кандидата определенными профессиональными и моральными достоинствами признанными избирателями. Каждый гражданин имеет право равного доступа к государственной службе без каких - либо ограничений. Важны лишь способности и профессиональная подготовка. Граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия (быть судьёй, присяжным заседателем, и, наконец, конституционно закреплено право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления).

Право на объединение (ст. 30)

Речь идет о создании и участии в профсоюзах, политических партиях и других общественных организациях. Это право дает гражданам возможность объединять усилия для организованной общественной деятельности. Общественные объединения позволяют выразить интересы общественных слоев и довести их до сведения органов власти, а так же позволяют удовлетворить различные потребности. Вступление в общественное объединение - дело добровольное, но вступив в него, гражданин обладает всеми правами и несет обязанности, предусмотренные в уставе этого объединения, можно быть участником, нескольких объединений. Козлова Е.И. Кутарин О.Е. Конституционное право России. 1995 с. 125. Общественными объединениями обеспечиваются возможности участия в выработке решений органов власти, они могут выступать с инициативами защищать интересы своих членов. Наиболее значимой формой влияния общественных объединений является их участие в избирательных кампаниях.

Право на митинги, демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31)

Мирные публичные мероприятия и встречи позволяют публично выразить требования и интересы граждан, воспользоваться свободой мысли и слова. Использование этого права не подлежит никаким ограничениям, помимо тех, которые устанавливаются законом в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц. Собираться можно, лишь уведомив предварительно соответствующие органы исполнительной власти. Проводить мероприятия можно только без оружия. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны.

III Экономические права и свободы.

Они в своей основе связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения товаров и услуг.

Право на предпринимательскую деятельность (ст. 34)

В конституции 1993 г. это право закреплено впервые. Переход к рынку невозможен без развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности.

2) Право на частную собственность (ст. 35)

Для всех цивилизованных стран это право является естественным с XVII - XVIII в.в. для нас это новое право.

Ранее за гражданином признавалось лишь право на личную собственность (трудовые доходы, дом, подсобное домашнее хозяйство и т.д.). Право частной собственности лежит в основе предпринимательской деятельности и предполагает право индивида самому создавать хозяйственные предприятия. Частной собственностью являются и предприятия, созданные группой лиц, получившей статус юридического лица, каждый может иметь на праве частной собственности любое имущество движимое и недвижимое относящееся к средствам производства и предметам потребления. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда.

3) Право частной собственности на землю (ст. 36)

В конституции РФ, не устанавливается каких - либо предварительных условий приобретения права частной собственности на землю. Теперь нельзя возникновение этого права ставить в зависимость от того, приобретается ли земля для сельскохозяйственных нужд или нет.

IV. Социальные права

Они сформировались позже других - в течение XX в., и затрагивают область наёмного труда. К ним можно отнести такие, как

Право на труд (с. 37)

Это довольно многогранное право, включающее в себя следующие элементы:

право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, принудительный труд запрещен.

Право трудится в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Право на защиту от безработицы.

Право на вознаграждение за труд не ниже минимального размера оплаты труда.

Право на отдых (п. 6 ст. 37)

Право на материнство и детство (с. 38)

Обеспечивается это право развитой системой гарантий предусмотренных в федеральном законодательстве: пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами, воспитанием детей и т.д.

Право на социальное обеспечение (ст. 39)

Оно возникает в случае достижения определенного возраста в случае болезни, инвалидности, потери кормильца.

Право на жилище (ст. 40)

Это одно из других фундаментальных прав. Данное право может быть сведено к 3 юридическими возможностям:

стабильно постоянное пользование жилым помещением.

улучшение жилищных условий.

обеспечение здоровой жилой среды.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. (ст. 41).

Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, медицинского, санитарно - гигиенического характера.

Медицинская помощь включает: профилактическую, лечебную, диагностическую, реабилитационную, зубопротезную помощь.

Помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно.

Право на образование (ст. 43)

Под которым понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.

Оно общедоступное бесплатное (дошкольное, школьное, среднее профессиональное), бесплатное на конкурсной основе - высшее. В России действует единый государственный образовательный стандарт.

V. Культурные права и свободы.

Они связаны со свободой доступа к материальным и духовным ценностям, созданных человеческим обществом включает в себя:

Свободу литературного, художественного, технического и др. видов творчества и преподавания (ст. 44)

Право на участие в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Статья 17 Конституции РФ гласит, что вышеперечисленные права признаются и гарантируются РФ согласно общепризнанным принципом и нормам индивидуального права. Они являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения.

VI. Права человека в международном праве.

Гуманитарная область международного сотрудничества охватывает широкий круг вопросов.

Права человека с позиций международного права это права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе различные государства имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но в принципе для государств характерно определенное совпадение взглядов на то, какие права предоставлены индивидам и закреплены в национальных законах. Реальное обеспечение этих прав правда может быть различным. Оно основывается на уровне развития данного общества, на него оказывают влияние национальные, религиозные и другие особенности.

Все права человека неделимы, взаимозависимы, взаимосвязаны. Они одинаково равны и составляют единый комплекс недопустимо противопоставление какого - либо одного права или свободы другим. Но так или иначе, на первое место всегда выдвигается - жизнь, как важнейшее право, без обеспечения, которых становится бессмысленной постановка вопроса о соблюдении остальных прав и свобод.

Принципы уважения прав человека как один из основных принципов современного международного права не противостоит другим его принципам права и свободы человека должны использоваться в качестве повода для посягательств на мир и безопасность, на независимость и равноправие государств.

Тем не менее, государство самостоятельно регулирует свои взаимоотношения с собственным населением, но это отнюдь не право на произвол.

Согласно принятой в международных документах классификации, права человека подразделяются на гражданские, политические, экономические и социальные, культурные, приблизительно с конца 70 - х годов в международной практике получила распространение концепция «Трех поколений» прав человека.

Такой хронологический подход мотивируется тем, что в начале под правами человека имели ввиду только гражданские и политические права (первое поколение). Это была концепция, идея, порожденная Великой Французской революцией.

Далее в понятие прав человека стали включаться и социально - экономические и культурные права, начиная со Всеобщей декларации прав человека (второе поколение) и наконец, предполагается как вклад развивающихся стран рассматривать право на мир, право на разоружение, право на развитие право на здоровую окружающую среду (3 -е поколение, или права солидарности)

Права первого и второго поколения существенно отличаются по своей природе, в правах первого поколения речь идет о защите индивидуальной свободы: слова, совести, религии и т.д.

Иная природа у социальных прав. Для их осуществления недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Только постоянная солидарная деятельность государства способна гарантировать провозглашенные социально - экономические, культурные права.

Нужно сказать о соотношении коллективных и индивидуальных прав. Индивидуальное право - это естественное право присущее ему от рождения, коллективные права (права народа, нации, общности, ассоциации) не является естественным их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав. Если коллективные права ведут к ущемлению прав одной личности, значит цели, объединения такой общности - антигуманны, противоправны.

Нельзя отделять права человека от прав народа. Международное право /ред. Колосов Ю.М, Кузнецов М. 1998 с. 409

Заключение.

Резюмируя все вышесказанное, нужно отметить, что права человека - это целостный ориентир, позволяющий применять «человеческое измерение» к государству, праву, этике, морали. Права и свободы человека являются определенными нормативным измерением его социально культурной деятельности. Более того, они выступают как одна из величайших культурных ценностей.

При изучении теории прав человека неизбежно её пересечение со многими дисциплинами: историей и теорией государства и права, всеми отраслевыми и процессуальными юридическими науками.

Таким образом, опираясь на международное гуманитарное право, можно отметить, что:

Права человека - высшая ценность, их уважения и соблюдение - обязанность государства.

Обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому - либо принципу.

Осуществление прав и свободы человека не должно нарушать права и свободы других лиц.

Основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства.

Личные, экономические, политические, социальные, культурные права равноценны, в единой системе этих прав нет иерархии.

Коллективные права неотъемлемы от прав индивида, они не должны противоречить индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности

Права человека могут быть ограничены законом только в том случае, если есть прямая угроза государственной и общественной безопасности, здоровью и нравственности населения, права и законы других лиц.

Список использованных источников и литературы:

Конституция РФ 1993 г.

Конституция РФ. Проблемный комментарий /под ред. Четвернина В.А. М.1997

Козлова Е.И., Кутарин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ 1995

Мюпперсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М.: 1991

Международное право / Ред. Колосов Ю.М. Кузнецов В.И., М.: Издательство

Права человека. Учебник для вузов /ред. Лукашевой Е.А. М.: «Норма-Инфра-М» 1999. 560 с.

Теория государства и права /ред. Манов Г.П. М.: изд - во БЕК. 1996. 336 с.

Подобные документы

    Правовое государство и его роль в обеспечении прав человека. Система основных прав человека в правовом государстве. Личные, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Права человека в международном праве.

    реферат , добавлен 24.08.2013

    Права и свободы граждан как важнейший социальный и политико-юридический институт. Классификация прав и свобод личности. Личные права и свободы человека и гражданина. Политические права и свободы. Характеристика социально-экономических прав личности.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2010

    Понятие и развитие прав. Личные (гражданские) права, их сущность. Реализация политических прав и свобод. Экономические, социальные и культурные права. Конституционные нормы, закрепляющие положение человека и гражданина в российском обществе и государстве.

    реферат , добавлен 01.03.2010

    Понятие гражданства. Принципы правового статуса человека и гражданина в РФ. Конституционные права и свободы человека и гражданина. Личные права и свободы. Политические права и свободы. Социально-экономические права и свободы. Основные обязанности.

    реферат , добавлен 11.09.2005

    Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации. Социально-экономические и политические права и свободы в системе конституционного права: их понятие, содержание, значение в современном государстве, направления регулирования.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2012

    Право человека - это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять. Основные права гражданина. Личные права и свободы человека. Политические права и свободы. Социально-экономические права и свободы.

    курсовая работа , добавлен 29.02.2008

    Личные права и свободы человека их суть и понятие. Описание категорий права и свободы человека. Содержание личных прав и свобод. Правовая регламентация прав и свобод. Развитие концепции прав и свобод. Проблемы правовой регламентации прав и свобод.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2008

    История формирования основных прав и свобод человека, их отражение в юридических документах (нормативно-правовых актах). Личные, социальные, экономические и культурные, политические права и свободы. Гарантии реализации и юридические механизмы прав.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2014

    Понятие, ценностная основа прав человека. Личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права человека. Защита прав человека и гражданина. Нарушение прав человека, дискриминация. Международные документы о правах человека.

    презентация , добавлен 28.03.2014

    Общая характеристика Конституции Российской Федерации. Система прав, свобод человека и гражданина. Личные, политические, социальные, экономические, культурные права и свободы. Конституционно-правовой статус лица как гражданина государства, члена общества.

Похожие публикации