Психолог в армии. Вашему сыну скоро в армию

ПОДСКАЗКИ НАЧИНАЮЩЕМУ ВОЕННОМУ ПСИХОЛОГУ

В условиях обновления состава психологов в Вооружённых Силах надеемся, что наши рекомендации, подсказки облегчат вхождение в профессию. При этом мнение, разработки являются авторскими и не претендуют на истину в последней инстанции.

1. С ЧЕГО НАЧАТЬ
С изучения руководящих документов – это аксиома. Основной документ для штудирования – Руководство по психологической работе в ВС РФ. Права и обязанности психолога части, рекомендуемые нормативы диагностической и коррекционной деятельности, этический кодекс психолога.

Пометка: при осуществлении профессиональной деятельности психолога в армии остро стоит вопрос о сохранении конфиденциальности получаемых сведений.

Предположу, что каждый психолог, работающий в ВС, встречался или встретится с такими «ножницами» – с одной стороны, существует необходимость неразглашения содержания полученной психологической информации, с другой, – объективная необходимость довести информацию до командования для предотвращения беды.

Вопрос в том, в какой содержательной форме сообщать результаты обследования, чтобы обеспечить психологическую безопасность обследуемых (особенно если дело касается военнослужащих по призыву).

ВЫХОД:принять как факт, что с учетом специфики отношений в закрытой системе обеспечить стопроцентную конфиденциальность информации не удастся ;

при сообщении результатов желательно принимать во внимание характеристики, особенности того командира, кому они передаются. Это касается не только его образовательного уровня и знаний по психологии, но и его ожидаемой эмоциональной реакции на информацию;

на начальном этапе психологических мероприятий честно и четко обозначать и командованию, и клиентам те явления, о которых вы обязаны и безукоснительно будете докладывать вышестоящему начальству.

Это все, что связано:
а) с противоправными действиями;
б) с употреблением наркотических средств, алкоголя.
в) с суицидальными намерениями.

Комментарий: Здесь может возникнуть страх, что тогда вы чего-то не узнаете. Но вашей задачей не является добывание информации или использование своих профессиональных приемов ведения беседы для допроса. В каждой части есть дознаватели и т.д.

Узнать, какой видит работу психолога командир части, заместитель командира части по работе с личным составом, детально обговорить свои должностные обязанности. Позже, когда вы ознакомитесь со спецификой работы, предложите, на каком виде деятельности вам хотелось бы сделать акцент, (в моем случае это работа с караулом, проблемы НУВ).

Пометка: возьмите под крыло основные этапы прохождения военной службы призывниками.
1 этап (1-3 месяца после прихода в часть) – период адаптации к условиям службы: работа с тревожностью, отчаянием, фрустрацией.

2 этап (4-8 месяцев с начала службы) – период устойчивой адаптации, стадия накопления неотреагированных эмоций: работа с агрессией, гневом, раздражением.

3 этап (перед демобилизацией) – период подготовки психики к реадаптации: работа с тревожностью, фрустрацией.

Обговорить с командованием части временные рамки ВАШЕГО адаптационного периода – обычно он составляет 2-3 месяца.

Дайте себе это время для первичного погружения в профессию, налаживания контактов, профессиональных знакомств. Это нужно хотя бы даже элементарно для того, чтобы научиться различать звания, разобраться, из каких подразделений состоит часть, и.т д. (Из личного опыта: для того, чтобы запомнить и выучить аббревиатуры, принятые в полку, у меня ушло 2 мес.)

Придя в часть, будьте готовы встретиться с рядом типичных проблем адаптации на новом месте: Дезорганизующее чувство беспомощности. Выход: дайте себе право на первые ошибки и для начала возьмитесь за то, что получается лучше всего (как правило, это диагностика).

Полное погружение в работу в ущерб личному времени. Выход: часто новый специалист бросается в работу, отдавая ей все силы и время. Такое рвение приятно командованию (и оно быстро к нему привыкает), но опасно для психолога перегрузками и стрессами. Следите за нарушениями баланса между работой и личной жизнью.

Критическое отношение к возрасту, наличию опыта психологической деятельности, наличию опыта работы в военной структуре со стороны военнослужащих. Выход: уважительное, тактичное отношение и чувство юмора.

Уточнить детально с заместителем командира части по работе с личным составом, с вышестоящими психологами округа, армии сроки и формы текущей отчетности.

Обсудить с начальником график вашей работы. Соотношение рабочего времени с должностными обязанностями, особенно во время приема молодого пополнения, или задействования по выходным дням. Для РВСН – проверка психологического состояния механиков-водителей перед совершением марша, в том числе в ночное время.

Заверить подписью заместителя командира части по РЛС ваши планы и должностные обязанности.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Коснусь трех направлений, два из которых традиционно самые важные, а потому энергоемкие.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Иногда мне кажется, что 90% работы психолога в армии занимает именно диагностика. К сожалению, здесь может возникнуть иллюзия, что знания нескольких тестов достаточно, чтобы быть военным психологом, а потому профессионально развиваться, учиться консультировать, иметь часы личной терапии необязательно.

Работая 10 лет в ВС, я перед диагностикой научилась задавать себе три вопроса: «Зачем?» «Что я получу в результате» и «Что я с этим результатом буду делать?» Рекомендую диагностические минимумы (знаменитые «Прогноз, МЛО-АМ, НПН-А, СР). Ведь диагностика, обработка результатов, интерпретация (даже при наличии АРМ ВП) занимает много времени. Чаще наблюдайте и беседуйте с военнослужащими, общайтесь с командирами.

Конечно, проведение диагностики при приеме нового пополнения, при допуске к оружию, по требованию руководящих документов обязательно. Результаты психодиагностики в рамках дозволенного обсуждаются с командирами, медицинской службой, намечаются пути, которые будут более эффективны при решении выявленных проблем.

Пометка: бывают диагностические мероприятия, результат которых не убеждает, и делает их проведение заранее бесполезным , но необходимым в плане собственной профессиональной безопасности: расчет биоритмов (РВСН), проведение социометрии и анонимных анкет при высоком недоверии опрашиваемых, тестирование на предмет выявления зависимости от алкоголя, наркотиков, азартных игр – при том, что стандартизованных опросников, выявляющих данные явления окончательно и твердо, не существует в природе.

Тем более ставить диагноз «Зависимость» – сфера ответственности врачей.
Выход: проводить и докладывать, осознавая цену результата.

КОНСУЛЬТАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Не ждите, что к вам сразу пойдут с вопросами, проблемами. Позаботьтесь о своей самопрезентация. Идите сами. Провели диагностику – обсудите (в рамках дозволенного, помня принцип «не навреди»). Даете рекомендации – обсудите с командирами реальность их выполнения.

Если в подразделении нужны коррекционные занятия, предложите свою помощь. График вашей работы с вашими контактными данными , когда и в какое время ведете консультации для военнослужащих по призыву, военнослужащих по контракту, офицерского состава, должен висеть на двери вашего кабинета и в каждом подразделении.


ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Важное, но мало используемое направление работы, включающее вашу самопрезентацию, популяризацию и разъяснение психологических знаний, начиная с элементарных пояснений, зачем нужен психолог в армии и заканчивая обзором новых мировых психологических исследований.

Реализовать данное направление, как правило, легче всего в системе общественно-государственной подготовки и в процессе повседневной деятельности: в ходе бесед, лекций, тренингов. Организация выставки, подборки литературы, тематических стендов. Эффективной формой просветительской работы являются различного рода тренинги (психофизические и социально-психологические).

Из личного опыта. В нашей части усилиями командования создана радиоточка. Мы еженедельно записываем рубрику «Психологическая радиоминутка» продолжительностью 2 минуты - с наиболее интересными и актуальными темами, рассказанными в доступной форме: «Кто такой психолог», «Психология нецензурной брани», «От чего зависит наше настроение» и т.д.


3. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Психолог и командование части
Трудности могут возникнуть из-за того, что психолога нагружают работой, не входящей в его должностные обязанности.
- Привлечение в качестве дознавателя.

Пометка: при происшествии в части командиры испытывают большой соблазн привлечь психолога в качестве дознавателя, справедливо полагая, что последний действительно владеет специальными навыками ведения беседы и может узнать какую- то тайну, особенно если специализируется на консультировании.

Выход: предложите помощь в границах своей профессии: прояснение психологического состояния участников происшествия, прогноз риска повторных происшествий, суицидального поступка. Информируйте командиров об этических требованиях, предъявляемых к вам руководящими документами. Доверие, которое вы зарабатываете, может рассыпаться в один момент, к тому же в частях есть дознаватели, которые тоже владеют специальными навыками беседы.

Вы когда-нибудь бывали на приеме у психолога? Наверняка большинство из вас ответит «нет». До 6 ноября я тоже не был. А тут с группой журналистов оказался в святая святых сержантского состава войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) — в 282-м учебном центре под Ногинском. Проще говоря — в учебке. Там и познакомился с психологом войсковой части 19889 — Ириной Александровной Серяковой.

Молодая и очень симпатичная женщина любезно согласилась побеседовать со мной. Для беседы мы расположились в комнате досуга одной из учебных рот:

— Как вам здесь работается?
— Сегодня солнечная погода, позитивный настрой, я вижу людей вокруг меня и вижу, что им хорошо. Жизнь прекрасна! На самом деле жизнь практикующего психолога в современной армии не так солнечна, как сегодняшняя погода. Работать тяжело. На одного специалиста приходится 450 военнослужащих. Ясно, что охватить все мы не можем, но стараемся. Вот сейчас сделали так, чтобы караульные перед заступлением на посты обязательно посещали психолога. На мой взгляд, это совершенно правильно. Ответственность, готовое к применению боевое оружие, психологическое напряжение — необходимо, чтобы на пост заступали люди психически уравновешенные. Еще есть группа динамического наблюдения. Это те ребята, у которых были замечены хоть и не критичные, но все-таки психические отклонения, достигающие пределов нормы. Разумеется, они не больные люди, вполне нормальные, только им иногда надо помогать, как бы, обрести уверенность в себе, обрести психологическую поддержку. Не забываем про офицерский состав, который попадает под психологическое сопровождение. Им тоже стараюсь помочь. А дальше — бумажки, бумажная работа. Отчеты, методики, планы. Без них никуда. Все это регулярно проверяется и оценивается.

— Солдаты к вам относятся как к маме, как к сестре или как к доктору?
— Сложно сказать. Когда они меня видят за работой каждый день — на тестированиях, в расположении части или на полигоне, — они понимают, что эта женщина каким-то образом участвует в их жизни. И вот, чем больше уделяешь им времени, тем лучше они к тебе относятся. Например, недавно разговаривали с мальчиком, так он определил мою роль — знаток человеческих душ. То есть я тот человек, который в состоянии направить мысли собеседника в правильном направлении, помогает локализовать возникшую проблему и найти свои, индивидуальные, выходы из нее.

— Какая самая частая проблема у ребят, с чем вам приходится «воевать»?
— Это адаптация военнослужащих к условиями службы, к новым людям, к новому месту. Ребята все разные по социальному статусу, по социальным характеристикам, из мегаполисов, из деревень. И когда они собираются в один коллектив, им тяжело друг к другу приспособиться. Также — проблема современности — в свете развития электронных технологий, ребята привыкли больше общаться между собой в виртуальном пространстве, а здесь все живое, люди живые, и им уже приходится трудно.


-Телефоны на руках у солдат-срочников есть?
— Телефоны есть, но выдаются они только на выходные дни. В будние дни телефоны и вообще все гаджеты сдаются командиру роты в обмен на специальную карточку. Мы же должны уравновешивать статус всех солдат. Телефоны-то у всех разные, у кого-то дорогие, у кого-то дешевенькие. И что бы пресечь воровство, лучше сразу организовать порядок и выдавать только по выходным.

— Дайте пару советов мамам призывников. Как подготовить сыновей к армии?
— Конечно, все изначально идет из семьи. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, прививаются индивидуальные качества. Правильное воспитание помогает быстрее адаптироваться к армии. Чем больше молодой человек вживую общается на гражданке, тем больше он раскрепощается здесь, тем проще ему служить этот год. Ведь большинство из них идут служить и боятся, загодя представляя себе службу негативно. В первую очередь боятся неуставных отношений, потом — серьезной физической нагрузки и плохого питания. В течение первого месяца службы эти плохие ожидания развеиваются, и они понимают, что здесь не так уж и плохо и даже, может быть, интересно. Например, некоторые ребята увлечены местным КВН, кто-то занимается художественной самодеятельностью, поют, играют, сочиняют. Это их вторая жизнь помимо служебных обязанностей. Так и время проходит быстрее, и будет чего вспомнить потом на гражданке.

— Вот, кстати, как вы думаете, есть ли отличия в работе психолога на гражданке и в армии?
— У меня не было практической работы на гражданке, но я считаю, что работа в армии для психолога интересней. Здесь больше возможностей применения психологических тестов и методик.

— Как часто вы бываете в полях, на полигонах?
— Очень часто. Совсем недавно я присутствовала практических занятиях по метанию боевой гранаты. У многих ребят есть мандраж при обращении с боевым оружием, особенно с гранатами. Есть отказники, те, кто не может преодолеть свой страх. И я с ними работаю.

— Вы работаете в войсках уже 6 лет. Количество морально неустойчивых ребят — солдат по призыву — увеличивается или уменьшается?
— Все меняется из года в год. Однозначно сказать нельзя. Но ведь и проблемы на гражданке уже другие. Все больше становится призывников, которые пробовали дома наркотики или злоупотребляли алкоголем. Таким ребятам приходится уделять больше внимания, так как именно на этом фоне и появляются психические нарушения.

— А вы можете самостоятельно выбраковывать таких солдатиков?
— Нет, у меня нет таких прав. Но я могу рекомендовать обследовать их у врача психиатра. Вот если врачебная комиссия выносит вердикт психического заболевания, то тогда да, тогда выбраковка. Сейчас все чаще приходят ребята, недобросовестно обследованные призывной медкомиссией. Они уже приходят в армию, и только во время службы в части вдруг выявляются какие-то заболевания. Не поверите — у нас с пулей в ноге приходили ребята, с сердечными заболеваниями. Это как? Три дня служит, проходит медицинское обследование — и в госпиталь. А уже из госпиталя его комиссуют. Этот бич нашей системы необходимо устранять!


— Какие у вас, скажем так, творческие планы?
— До 2020 года должна произойти автоматизация рабочих мест армейского психолога, то есть нам должны установить служебный телефон, поставить компьютер с выходом в интернет. В 2016 году планируется повышение денежного довольствия, которое будет зависеть от нас. Если мы повышаем свой уровень развития, то и зарплата тоже будет повышаться.

— А сколько у вас в части психологов?
— Изначально я говорила, что на одного психолога приходится 450 служащих. В нашей части должно быть два психолога. Действующих — я одна. Второй психолог в декрете. Раньше нас было трое, но после распоряжения про 450 человек на одного психолога, произошло сокращение. Правда перспективы у нас многообещающие: в частях, где будет группа психологов, будет руководитель группы — военный психолог. Вроде, как и у нас тоже будут погоны и военная форма. Как дочь военного, я всегда мечтала поступить в военное училище, и надеть военную форму. Надеюсь, моя мечта сбудется, и я стану настоящим военным психологом! В форме!

Слава войскам радиационной, биологической и химической защиты!

Ура всем психологам страны!



Командиры частей, рот и подразделений- люди, которые месяцами и годами в напряжении работают над созданием настоящих военнослужащих, которые смогут выполнить любую поставленную задачу.


Изо дня в день преодолевая сопротивление молодых призывников, командиры становятся более проницательными и мудрыми.


Они лучше чем любой другой знают все тонкости души и характер своих подопечных. Командир знает когда и что надо сказать солдату.




Для того чтобы владеть обстановкой в коллективе, грамотный командир всегда интересуется личной жизнью подчиненных. Ведь на нем лежит груз ответственности за их жизнь.


Большинство случаев, которые происходят в части, командиры сами с успехом решают, в том числе и те практические вопросы, которые мы относим к психологической сфере. Причем делают это лучше любого дипломированного психолога.




Чаще всего бывает так, что командиры и понятия не имеют о том, что такое психотравма, панические атаки, самооценка и т.п., но при этом командир знает главное, ЧТО ДЕЛАТЬ и КАК ПОМОЧЬ военнослужащему, в каждой конкретной ситуации. Он действует интуитивно.




Сама армия при этом представляется, как завод по производству оружия: заготовка- новичок, попадая в умелые руки вооруженного передовой методикой командира, превращается со временем в высококлассного бойца. Следовательно для успеха на поле боя необходима совершенная организация подготовки во всех направлениях.






Но к сожалению ЛИЧНОСТЬ самого военнослужащего остается при этом за кулисами.

Да и опыт, и интуиция командира не всемогущи. К тому же, не каждый командир может похвастаться ими.

Судя по сообщениям СМИ в российской армии, ещё есть подразделения, где отдельные военнослужащие допускают неуставные отношения, угрожают суицидом, самовольно оставляют воинские части.



По моему мнению это происходит в том числе из-за неумения командования воинской части, подразделения наблюдать, понимать и чувствовать подчинённого военнослужащего, из-за неумения сплотить коллектив.

Ведь успех командира зависит и от его личных качеств.



И конечно каждый командир учиться на своих ошибках.

Которых можно избежать с помощью знаний и опыта психолога.

Но психология с трудом проникает в военную структуру.

Все начинается с того, что не командир приходит на прием к психологу, а психолог сам приходит в часть. Поддавшись влиянию командира, он встречается с личным составом. Военнослужащий, как правило не обращается за помощью- его приводят. Он не видит дефектов в своей психике- их видит командир. Он не искал встречи с психологом- этого хотели командир и психолог. И по тому то, что начинается после этого, можно назвать эксперементом над психикой, принудительным "лечением", но никак не психотерапией. Командир хочет видеть личный состав послушным, ответственным, и четко и быстро выполняющим задачи. Но очень редко он хочет измениться сам.

Увидит ли, например, командир свою задачу в том, чтобы установить утерянный контакт с личным составом? НЕТ , скорее он пожелает преодолеть замкнутый характер своих подопечных. А для пользы дела было бы лучше, если бы командир начал критику с себя и сам стремился бы к личностному росту.

Парадоксальность ситуации в том, что изменений хочет командир, но не в себе, а в личном составе; что изменится должны подчиненные, но они этого не хотят; что психолог работает не с тем, кто к нему обратился.

Но психологи в воинских частях творят чудеса!

Грамотный специалист, работая в тандеме с командиром, создают сплоченный коллектив. При этом командир, прошедший соответствующую подготовку, никогда не позволит себе во второй раз повторить указание, которое в первый раз было оставлено без внимания. А ведь многие командиры, далекие от психологии повторяют эту ошибку изо дня в день.

Как правило, они даже не знают о существовании целой системы специальных приемов, позволяющей осуществить действенное руководство коллективом, возбуждая у каждого интерес к исполнению общего дела. Очевидное соображение (чтобы подчиненный сделал требуемое, нужно чтобы он этого захотел) иногда игнорируется командирами.

Нередко приходится быть свидетелем повторяющейся из месяца в месяц стандартной последовательности сцен возмущения и затаенной обиды, бесплодных горячих обвинений. Часто участники этих напряженных отношений сами желают избавится от затянувшегося конфликта, но с удивлением обнаруживают, что обычно срабатывающие способы примирения оказываются бесполезными. Они не знают, что подобные "игры" можно остановит, что этим занимается специальный раздел практической психологии- анализ взаимоотношений.

Следует так относиться к людям, как мы желали бы, чтобы они относились к нам

Аристотель

Определение психологической работы

  • Психологическая служба
  • Задачи и особенности деятельности военного психолога
  • Психологическая помощь военнослужащим
  • Психологическое изучение личного состава
  • Психопрофилактика и психогигиена
  • Психологическое обучение и просвещение военнослужащих
  • Деятельность психолога в боевой обстановке
  • Задачи психолога на различных этапах боя
  • Профессионально-этические нормы
  • Обязанности субъектов психологической работы в полку
  • Взаимодействие психолога и военного руководителя

Психологическая работа в Вооруженных силах. Содержание и методы деятельности психологов воинских частей в мирное время

Сущность психологической работы в Вооруженных силах Российской Федерации

Психологическая работа - это деятельность, проводимая в мирное и военное время командирами, офицерами органов воспитательных структур, психологами и специально создаваемыми структурами (подразделениями), направленная на изучение, формирование и развитие у военнослужащих психологических качеств и поддержание психических состояний, необходимых для успешного ведения боевых действий, выполнения служебных и учебно-боевых задач, а также на сохранение их психического здоровья . Научно-теоретической основой организации и проведения психологической работы является военная психология.

Психологическая работа, проводимая в Вооруженных силах РФ и других силовых ведомствах, является важнейшим элементом в системе всестороннего обеспечения жизнедеятельности военнослужащих. Ее организационное оформление происходило постепенно, отражая достигнутый уровень развития психологической науки и изменения в практике военного дела (появление регулярных массовых армий, новых военных профессий, усложнение оружия и боевой техники и т.п.).

С 1991 г. кардинально переработана нормативно-правовая база воспитательной работы в Вооруженных силах РФ, определен курс на создание полноценной психологической службы. Психологическая служба представляет собой сеть специализированных органов, подразделений и должностных лиц, объединенных в единую организационную структуру, содержание деятельности которых определяется понятием «психологическая работа». Современный этап ее становления характеризуется развертыванием в войсках штатных должностей психологов, а также центров и пунктов психологической помощи и реабилитации, подразделений профессионального психологического отбора, научно-исследовательских подразделений и центров, разрабатывающих проблемы наиболее эффективного применения потенциала психологии в армии и на флоте.

Общее организационно-методическое руководство психологической работой в Вооруженных силах осуществляет Главное управление воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации (ГУ BP ВС РФ). Оно занимается общим планированием, организацией и обобщением результатов психологической работы в войсках, организацией ее научно-методического обеспечения, а также подготовкой и расстановкой кадров психологов.

Психологическая служба ВС РФ - достаточно сложная и многочисленная организационная структура. Вместе с тем основной объем непосредственной психологической работы осуществляется в воинских частях и подразделениях. Именно здесь находят индивидуализированное выражение и решаются психологические проблемы конкретных военнослужащих. На этом уровне в большей степени востребованы и практические навыки, умения, способности психологов к профессиональному взаимодействию с другими субъектами.

В каждой области человеческой деятельности, где речь идет об отдельных людях или даже целых коллективах, нередко может понадобиться совет психолога. Специалист подобного рода всегда занимает важное и ответственное место в любой организации или структуре. Не исключение - Вооруженные Силы Республики Беларусь . Только быть военным психологом - непросто. Об особенностях этой профессии мы узнали у практикующего военного психолога, старшего помощника начальника отделения идеологической работы 61-й истребительной авиабазы Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны Вооруженных Сил Беларуси Валерия Сапожникова .

Для знакомства. Валерий Сапожников - военный в четвертом поколении. Окончил военный факультет БГУ. По специализации - военный психолог. Со 2 курса более узко занимается авиационной психологией. Не одна курсовая и, конечно же, диплом были посвящены именно этой тематике. В 2009 году Валерий Сапожников занимает первое место среди психологов Северо-Западного оперативно-тактического командования. В прошлом году за научную работу «Использование методики "Ключ" в преодолении синдрома эмоционального выгорания у военных » стал лучшим и среди военных психологов войск Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны Вооруженных Сил страны.

- Валерий Олегович, на конкурсе такого уровня побеждают только те, кто предлагает некоторые нововведения. В чем суть вашей работы?

Летная деятельность, особенно истребительная авиация, требует очень больших перегрузок. Как физических, так и эмоциональных. В истребительной авиации основная форма подготовки - сложный пилотаж , который выполняется во всех диапазонах высот. Бывает, что летчик совершает до трех вылетов в один полетный день. В результате интенсивной подготовки у него начинают проявляться симптомы утомления, переутомления и, как следствие, боязнь совершить ошибку. Поэтому, чтобы избавить летчика от этого состояния, снять напряженность и повысить работоспособность, я предложил целый комплекс упражнений, которые можно выполнять в процессе подготовки к полетам, между ними или во время отдыха.

- А есть ли необходимость выделять авиационную психологию в отдельную профессиональную сферу военных?

Необходимость очень большая. И так думаю не только я. Это особый род деятельности, отличающийся большими нагрузками, высоким риском авиационного инцидента и ответственностью не только за себя, а и за других. Еще в Советском Союзе были целые институты по родам авиации, которые занимались конкретно вертолетчиками, истребителями, дальней авиацией, бомбардировщиками...Сегодня развивать авиационную психологию нам приходится в условиях независимого государства - Республики Беларусь. Думаю, что настанет время, когда в каждой авиационной базе появится должность психолога, который будет работать непосредственно с летным составом.

- Предположу, что на нее претендуете и вы?

Не ошибаетесь! Меня давно интересует психология людей авиации. Помню, как впервые приехал на авиабазу в Мачулищах. Моя задача была - провести психологическое тестирование среди летчиков. Правда, прежде меня провезли на вертолете, чтобы я почувствовал то, что каждый раз испытывают они. Была ночь, мы на некоторое время «зависли» над окраиной Минска. Честно говоря, все это мне сказало больше, чем тестирование. Почувствовал даже какую-то романтику.

- Еще более романтичным было бы быть летчиком?

Непосредственно летная деятельность меня лично не прельщает. Меня интересует именно специальность, выбранная мной.

- Полагаю, что немаловажна роль военного психолога в определении психологических критериев отбора личного состава для определенного рода войск?

Действительно. Каждый раз вместе с представителями части я принимаю участие в призывной кампании, когда мы отбираем пополнение для нашей авиационной базы. Изучаем личные дела, беседуем с призывниками и, исходя из наших руководящих документов, делаем выводы. У нас есть утвержденный перечень критериев, по которым можно призывнику отказать или отправить его на углубленное изучение.

- И на этом взаимоотношения между психологом и военным заканчиваются?

Не со всеми. Среди военнослужащих срочной службы есть круг людей, так называемая группа динамического наблюдения , которая находится под моим контролем. Бывает и группа риска , куда обычно входят с психологическими проблемами. К счастью, у нас таких нет. Что свидетельствует о хорошей работе в военкоматах: чем лучше отработаешь там, тем проще тебе будет потом. А вот в группу динамического наблюдения входят военные в зависимости от этапа службы в армии. Например, те, кто только пришел и кому тяжело адаптироваться в замкнутом коллективе: или он очень домашний, или, например, его воспитывала только мать. С таким человеком я чаще общаюсь, интересуюсь, с кем он наладил контакты, как он приспосабливается к армейской жизни. Если все налаживается, такой военнослужащий из этой группы исключается. Правда, периодически я все равно за ним наблюдаю, общаюсь в неформальной обстановке, тогда он может мне больше сказать, чем в кабинетном формате.

- Получается, что остальные военнослужащие вниманием психолога обделены...

Не совсем так. Еще в начале службы я с солдатами срочной службы провожу тренинги на сплочение коллектива . Кроме того, любой желающий может посетить меня и индивидуально. Обычно военных интересуют приемы снятия эмоционального напряжения или личные проблемы, с которыми они самостоятельно не могут справиться. Бывает, что юноши делятся со мной самым сокровенным. Поэтому моя задача - оказать им психологическую поддержку.

- А может, иногда и предупредить многие негативные проявления в отношениях между военнослужащими?

Действительно. Среди военнослужащих постоянно провожу анкетирование . Использую ряд методик на выявление лидерских качеств. Наблюдаю за ребятами в повседневной деятельности: как они идут в строю, застегнутыми или нет, кто где стоит и как разговаривает с товарищами. Затем делаю определенные выводы: уже по этим характеристикам можно выявить потенциального лидера или нарушителя дисциплины. Поэтому, если вовремя это заметил, на такого военнослужащего можно повлиять и даже заранее предотвратить его действия.

- Наверное, можете повлиять и на то, поднимется тот или иной летчик сегодня в небо или нет?

Только повлиять. Не более того! Перед полетами беседую с летчиками, пока они готовятся к конкретным упражнениям, и врач определяет: годен он сегодня к полету или нет. Я их почти всех знаю, знаком с их поведением. Поэтому, если замечаю какие-то отклонения на психологическом уровне, подхожу к замполиту и предупреждаю его. Я не имею возможности отстранить этого летчика от полета, что имеет право сделать врач. Могу только рекомендовать, ссылаясь на причину.

- История ведения войн показывает, что великие полководцы, правильно учитывая психологические возможности войск, одерживали победу над более многочисленным врагом, вооруженным сравнительно современным оружием. Македонский, Наполеон, Петр I, Суворов, Кутузов... Получается, что они сумели воспользоваться невидимой, но могучей силой - психикой бойцов.

Психологическое «оружие» превращается в самостоятельное, эффективное и сравнительно дешевое средство современной и будущей войны. И от того, насколько готовы будут войска противоборствующих сторон действовать в условиях применения современных боевых психотехнологий, в значительной степени будет зависеть ход и исход сражений, судьбы народов и государств, будущее планеты.

- Этим самым вы подчеркиваете значение и роль военной психологии в подготовке военнослужащих к защите Отечества?

Абсолютно верно! Если в панике, эмоционально не подготовлен, он не выполнит поставленную задачу. А если он точно знает, за что борется, в его подсознании возникает уверенность в своем оружии. И оно может быть даже не самым лучшим! Все зависит от психологической установки.

- А если эти установки действуют не на всех?

Тогда психолог должен определить людей эмоционально слабых, которые могут сломаться во время боя. Если получится, с ними поработать. Конечно, не все зависит от психолога. В первую очередь, родители должны воспитывать будущего защитника в духе патриотизма. Немалое значение имеет и та эпоха, когда он вырос. Мы можем выявить недостатки, с ними поработать, но не в наших силах перевоспитать личность.

- Наверное, на психолога нередко возлагается обязанность по отбору и классификации персонала?

Еще как нередко! Подбор персонала для контрактной службы, подготовка заключений и рекомендаций для тех, кто хочет учиться на прапорщика, написание характеристик на каждого солдата срочной службы... Если к нам приходит человек невоенный, который хочет работать на офицерской должности, моя задача определить его мотивацию и понять его устремления, а затем решить, подходит он нам или нет.

- В идеале, каким типом темперамента должен обладать летчик?

Как нет эталона психического здоровья, так не бывает и идеальных летчиков. Тем более что тип темперамента зависит от рода авиации. Если это вертолетчики, где экипаж - три человека, желательно, чтобы один из них был флегматиком, а второй - холериком: если один ошибется, то второй поправит. И наоборот, если холерик сделал что-то быстро, но неправильно, флегматик подумает и сделает так, как надо. Например, среди тех же летчиков-истребителей я встречал людей с абсолютно разными типами темперамента и чертами характера. И все они прекрасно справлялись с поставленными задачами.

- Зато психологам должна быть присуща такая черта характера, как неучастие. Сколько людей к вам приходит со своими проблемами... Думаю, не обделены вашим вниманием и родные летчиков?

Действительно, ко мне приходят и они. Однако, честно говоря, я до сих пор так и не научился от всего этого абстрагироваться. Хотя нас учили: закрылась за ним дверь, ты должен обо всем забыть. Только у меня так не получается: так проникаюсь той или иной историей, что, бывает, долгое время не могу отойти. Хотя и понимаю, что многим, наоборот, после того, как они поделятся своей проблемой, становится легче.

- А просто за советом солдаты срочной службы, наверное, идти к вам не спешат... Не потому ли, что обычно в таком возрасте психолог воспринимается как психиатр, а его клиент - как псих?

Не могу с вами не согласиться. К сожалению, это заблуждение очень распространено среди молодежи. Как и то, что отношение к психологу часто зависит от самого специалиста. Можно быть очень хорошим психологом или никаким специалистом, в равной степени к тебе не придут. А все дело в стереотипах. Если еще младшее поколение военных ко мне идет, то старшее никак не разграничивает понятия «психолог» и «психиатр». А чем старше человек, тем больше у него предрассудков .

- Существует мнение, что после армии психика юношей меняется не в лучшую сторону. Вы с этим согласны?

Не согласен! Тут дело в другом. Сейчас существует такая проблема, как инфантилизация молодежи . В чем ее суть? Приведу пример. Когда однажды мне на глаза попала фотография моей прабабушки, на меня смотрела взрослая женщина, как мне показалось, лет 26. Как оказалось, на момент фотографирования ей тогда исполнилось только 17. Я к тому, что в начале прошлого века люди быстрее взрослели. Сегодня ситуация иная. Наше общество, наша система образования построена так, что современная молодежь максимально несамостоятельная как можно больше времени. Неслучайно психологическое созревание происходит гораздо позже. Получается, что в таком психологически юном возрасте он попадает в армию и, соответственно, сталкивается со многими трудностями. Один попадает в благоприятные условия, где легко находит взаимопонимание с командиром, сослуживцами. А второй - в жесткий коллектив, где совсем другие требования и ценности, к которым он должен приспосабливаться. Вот и получается, что формирование юноши приходится как раз на армию. У одних после службы характер меняется не в лучшую сторону, другим, наоборот, служба помогает стать более взрослым и самостоятельным. Что касается меня, то, благодаря армии, я стал взрослым мужчиной!

Похожие публикации