Схема отражающая основные полномочия органов местного самоуправления. Собственные полномочия органов местного самоуправления

В статье 130 Конституции РФ раскрывается смысл местного самоуправления, его назначение. В ней нет определения понятия местного самоуправления, вместе с тем она называет главные его признаки.

Самостоятельное решение населением вопросов местного значения - вот суть местного самоуправления. Никто, никакой орган не вправе вмешиваться в решение этих вопросов субъектами местного самоуправления, утверждать, отменять или приостанавливать их решение, если они приняты в рамках закона. Естественно, это относится к проблемам, которые имеют местное значение. Их перечень определяется федеральными законами, законами и другими нормативными актами субъектов Федерации.

Конституция связывает самостоятельное решение населением вопросов местного значения с самостоятельным владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью. И это оправданно, поскольку никакая самостоятельность действий и решений невозможна без имущественной базы.

В сущности, важнейшую содержательную сторону решений, связанных с обеспечением интересов жителей городов и сел, составляют именно отношения собственности. Реальность местного самоуправления обеспечивается, во-первых, наличием в руках субъектов самоуправления собственности, во-вторых, эффективным участием органов самоуправления в определении ее пообъектного состава и, в-третьих, обеспечением правового статуса этой собственности как таковой Кириллов Л, Челак И. Внимание к управлению муниципальной собственностью // Проблемы теории и практики управления, 2005, № 4, с.74-75.

На основании действующих законов Российской Федерации органы местного самоуправления вправе передавать находящиеся в муниципальной собственности объекты во временное или постоянное владение и пользование, сдавать их в аренду, продавать, отчуждать в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и актами органов местного самоуправления, изданными в пределах их компетенции, передавать право распоряжения отдельными объектами муниципальной собственности другим органам местного самоуправления. В подготавливаемых новых федеральных актах и актах субъектов Федерации о местном самоуправлении институт муниципальной собственности получит дальнейшее развитие.

Выборные и другие органы местного самоуправления, о которых идет речь в данной статье, могут быть разными по своему назначению. На выборной основе формируются представительные органы самоуправления - думы, муниципальные комитеты, советы, собрания и т. д.

Избираться также могут главы местной администрации, мэры, старосты и другие должностные лица. Кроме того, представительные органы и главы администраций назначают руководителей создаваемых ими муниципальных служб. Формирование всех органов самоуправления - «внутреннее» дело местного населения: все они прямо или в конечном счете подконтрольны и подотчетны этому населению и никому больше Сергеев А.А Территориальное общественное самоуправление как форма муниципальной демократии // Правоведение, 2003, № 6, с.82.

В ч. 1 статьи 132 Конституции РФ дается перечень важнейших вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления. Сопоставляя содержащиеся здесь нормы с нормами ст. 130, где говорится о возможности решения подведомственных местному самоуправлению дел непосредственно населением, можно сделать однозначный вывод, что основной объем этих дел приходится все же на долю структур, специально для этого создаваемых.

Приведенный в данной статье перечень,- открытый, т. е. кроме указанных в нем вопросов управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка предполагается решение органами местного самоуправления «иных вопросов местного значения».

Причем названные вопросы главным образом связаны с материально-финансовым обеспечением местного самоуправления. Если исключить из этого перечня охрану общественного порядка, конкретные направления деятельности органов местного самоуправления представить трудно. Предполагается, что они будут установлены федеральными законами и нормативными актами субъектов Федерации.

Из действующего законодательства можно понять, что к предметам ведения органов местного самоуправления, кроме названных, относятся муниципальный жилой фонд, муниципальные дороги, местные системы энерго-, водо и теплоснабжения, планирование и застройка населенных пунктов, благоустройство и санитарное благополучие, системы местных коммуникаций, коммунальное хозяйство, муниципальный транспорт и др. Местное значение этих вопросов относительно. Хотя в оптимальном решении их заинтересовано прежде всего местное население, для государства в целом оно тоже небезразлично, поскольку вся политика государства согласно Конституции направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Тем не менее Конституция различает полномочия местного самоуправления, имеющие локальный характер, и государственные полномочия. В соответствии с ч. 2 ст. 132 органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Эта норма, с одной стороны, отражает уже сложившееся положение, когда действующие органы местного самоуправления, унаследовавшие в известной степени функции местных Советов, решают вопросы государственного значения, а с другой - определяет возможность увеличения их государственных обязанностей в новых условиях Мокрый В. Ключевая роль местного самоуправления в укреплении государственности // Проблемы теории и практики управления, 2005, № 5, с.78.

К вопросам государственного значения, в решении которых в соответствии с действующим законодательством принимают участие органы местного самоуправления, относятся охрана природной среды, организация здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, развитие культуры, физкультуры и спорта.

Эти органы могут быть дополнительно наделены, например, полномочием по участию в определении режима деятельности предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, в том числе государственной, правом контроля за осуществлением некоторых конкретных норм законодательства всеми предприятиями, учреждениями и организациями на их территории, некоторыми правоохранительными полномочиями и др.

Наделение полномочиями может осуществляться в форме их передачи или делегирования. Передача представляет собой способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов самоуправления.

Делегирование - это предоставление государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно. Наделение полномочиями может распространяться на всю систему органов местного самоуправления, на органы одного вида, уровня или региона, в границах одной административно-территориальной единицы.

Согласно Конституции органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями законом.

Поскольку определение правового статуса местного самоуправления составляет сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также самостоятельного ведения субъектов Российской Федерации, передача или делегирование полномочий могут осуществляться законом Российской Федерации, законами или актами субъектов Российской Федерации, обладающими соответствующей юридической силой Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. СПб.: Питер, 2003 - С.141-142.

Это одно из новых условий наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями. Другое состоит в том, что объем передаваемых или делегируемых полномочий не может быть слишком велик.

Во всяком случае, эти полномочия не должны превалировать над полномочиями, связанными с решением вопросов местного значения и определяющими функциональное назначение органов самоуправления как таковых. Не случайно в Конституции говорится о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В этой связи можно предположить, что по своему характеру они должны быть связаны с непосредственными интересами местного населения. Их значение не может быть для населения как субъекта самоуправления чем-то абстрактным, начисто оторванным от его нужд и потребностей.

Наделение полномочиями должно, как это прямо предусмотрено Конституцией, сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Это чрезвычайно важное, новое для практики условие, гарантирующее, во-первых, само выполнение полномочий, а во-вторых - продолжение осуществления местным самоуправлением присущих ему главных функций.

Еще одно условие, связанное с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, заключается в возможности контроля со стороны государства за их реализацией.

Такой контроль, по общему правилу, означает возможность соответствующих государственных органов давать указания органам местного самоуправления по поводу реализации переданных полномочий, оценивать принимаемые ими решения не только с точки зрения законности, но и целесообразности, а также отменять при необходимости такие решения или приостанавливать их.

Передавая органам местного самоуправления государственные полномочия, соответствующий орган государственной власти может установить порядок отмены решений органов местного самоуправления Конституция Российской Федерации: комментарий / под общей редакцией Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. М.: Юридическая литература, 2004 - С.538.

В ст. 132 Конституции РФ установлено правило, в соответствии с которым наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями должно сопровождаться передачей необходимых для их осуществления средств.

Однако возможна ситуация, когда и без передачи полномочий органы государственной власти (федеральные или субъектов Федерации) принимают решения, не обязательно адресованные органам местного самоуправления, но вынуждающие последних производить дополнительные затраты помимо запланированных в бюджете или в связи с выполнением переданных им полномочий.

Например, если по решению федеральных органов закрывается предприятие, составляющее объект федеральной государственной собственности, возникает проблема безработицы для жителей данного города, к решению которой должен подключиться орган местного самоуправления. Он затрачивает определенные средства на социальную защиту затрагиваемой этим решением категории членов территориального сообщества (создает новые рабочие места, выплачивает дополнительные пособия наименее обеспеченным, берет на свое содержание учреждения соцкультбыта ликвидированного предприятия и т. д.). Согласно данной статье эти затраты органа местного самоуправления должны быть ему компенсированы.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы, принимаемые в рамках предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов, содержат важнейшие нормы, регламентирующие статус самоуправления, и тем самым обозначают «потолок» правового регулирования местного самоуправления, выше которого не могут подниматься нормативные акты других государственных органов.

Публичная власть территориального коллектива находит свое выражение в регулировании его жизнедеятельности. Эта жизнедеятельность разнообразна. Она включает вопросы экономики (управление муниципальной собственностью и др.), политики (муниципальные выборы), область социальных отношений (общественные работы), образования (начальное образование), культуры.

Направления и сферы деятельности, по которым и в пределах которых (эти пределы установлены законом) население и созданные им органы вправе осуществлять свое регулирование, составляют предметы ведения местного самоуправления. Они дают представление о том, в каких областях общественной жизни может осуществляться местное самоуправление. Конституция РФ перечисляет лишь предметы ведения федераций и совместные предметы ведения федерации и субъектов. Исключительные предметы ведения субъектов не названы, равно как и предметы ведения местного самоуправления.

В отношении последнего употребляется формулировка «вопросы местного значения». Поэтому принято характеризовать предметы ведения местного самоуправления не в объектном, а в формализованном плане: в зависимости от соотношения этих предметов ведения с предметами ведения Федерации и ее субъектов Административное право /под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ - С.154.

Предметы ведения местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. (вступил в силу с 1 января 2006 г.) включают три категории: 1) вопросы местного значения; 2) отдельные полномочия государственных органов, которыми могут наделяться органы местного самоуправления; 3) полномочия, переданные другими органами местного самоуправления.

К вопросам местного значения относятся:

  • а) в экономической и финансовой сфере -- управление муниципальным имуществом, в том числе муниципальной собственностью, муниципальным жилищным фондом и нежилыми помещениями; установление местных налогов и сборов; управление местными финансами и др.;
  • б) в сфере социальных отношений и культуры -- управление учреждениями образования и здравоохранения, дорожное строительство, транспортное обслуживание населения, благоустройство и озеленение территории, обеспечение жителей услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, создание условий для деятельности учреждений культуры, развития физической культуры и спорта, организации ритуальных услуг, содержание мест захоронения и др.;
  • в) в сфере охраны общественного порядка -- организация и содержание органов охраны общественного порядка, контроль за их деятельностью, обеспечение противопожарной безопасности, организация муниципальной пожарной службы и др.;
  • г) в сфере правовой деятельности -- принятие и изменение устава муниципального образования, контроль за его соблюдением, принятие нормативных актов в пределах компетенции муниципального образования, защита законных прав и интересов муниципального образования в правоохранительных органах и др. Чиркин В.Е. Муниципальное право М.: Проспект, 2005 - С.131

Субъекты Федерации в своих законах могут данный перечень развивать и конкретизировать, в том числе передавая законом муниципальным образованиям некоторые функции государственных органов субъекта. В рамках, установленных федеральным законом, муниципальные образования вправе решать другие вопросы, которые отнесены законами субъектов Федерации к категории вопросов местного значения, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению органов государственной власти или других муниципальных образований (например, вышестоящего звена).

В некоторых законах о местном самоуправлении, принятых субъектами Федерации, к вопросам местного значения дополнительно отнесены участие в проведении государственной политики по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, транспортные местные коммуникации и др. Конкретный перечень вопросов местного значения, относящихся к ведению каждого муниципального образования, закреплен в его уставе.

В рамках общих принципов, установленных федеральным законом, субъекты РФ своими законами могут устанавливать неодинаковый конкретный перечень вопросов для разных звеньев муниципальных образований (например, для муниципального образования района и расположенного на территории района муниципального образования - поселка).

Вторая группа вопросов, которые могут относиться к предметам ведения муниципального образования, это -- отдельные полномочия государственных органов, переданные органам местного самоуправления органами государственной власти. Эта группа вопросов может входить, а может не входить в состав предметов ведения муниципальных образований (не входит, если переданных полномочий нет). В настоящее время еще не принят федеральный закон о порядке передачи отдельных полномочий органов государства органам местного самоуправления. До его принятия такая передача может осуществляться со ссылкой на ст. 132 Конституции РФ (в ней говорится о возможности передачи полномочий с одновременной передачей материальных и финансовых ресурсов для осуществления переданных полномочий), а также на ст. 6 Федерального закона об общих принципах местного самоуправления.

В некоторых субъектах РФ приняты специальные законы, регулирующие порядок передачи указанных полномочий, и законы о порядке передачи материальных средств при передаче полномочий. Административное право /под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ - С.159-160

Государственные органы субъекта Федерации осуществляют контроль за использованием переданных полномочий. Такой контроль возлагается на какой-либо один орган субъекта РФ или несколько органов в соответствии с профилем переданных полномочий.

Наряду с передачей полномочий были переданы материальные и финансовые средства. Это может быть осуществлено путем заключения договоров между органами государственной власти субъекта Федерации и органами муниципальных образований. Финансовые и материальные средства передавались безвозмездно.

Если переданные полномочия не обеспечены материальными и финансовыми средствами (как это установлено договором), органы местного самоуправления не несут ответственности за осуществление этих полномочий. В порядке контроля обычно орган местного самоуправления представляет ежегодный отчет органу субъекта РФ об использовании переданных средств. Контроль предполагает также право контролирующих органов давать указания по вопросам переданных полномочий, оценивать решения органов муниципального образования по этим вопросам как с точки зрения законности, так и целесообразности, наконец, право приостанавливать или отменять отдельные решения органов местного самоуправления по кругу переданных полномочий.

Третьей составной частью предметов ведения местного самоуправления могут быть полномочия, переданные другими органами местного самоуправления на договорной основе. Как известно, подчиненность одного муниципального образования (в том числе мелкого более крупному) другому не допускается. Поэтому они могут строить свои взаимоотношения, в том числе и по вопросу о полномочиях, только на договорной основе.

Необходимость в передаче полномочий одного муниципального образования другому может возникнуть, если одно муниципальное образование находится на территории другого, более крупного (например, внутригородской район в городе или крупный поселок в сельском районе), если необходимо сосредоточить усилия нескольких соседних муниципальных образований на осуществлении крупного проекта (например, строительство сельской гидроэлектростанции для соседних районов). Могут быть и другие случаи, связанные с целесообразностью объединения усилий.

Полномочия местного самоуправления – это закрепляемые нормами муниципального права за населением муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Полномочия местного самоуправления можно подразделить на три основные группы:

1) полномочия, закрепленные Конституцией РФ и законами;

2) «собственные», т.е. полномочия, которые устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований;

3) отдельные государственные полномочия, которыми федеральным законом или законами субъектов Российской Федерации могут наделяться органы местного самоуправления.

Значительная часть полномочий местного самоуправления реализуется непосредственно населением муниципальных образований. Формы реализации полномочий непосредственно населением были рассмотрены в предыдущей главе. Поэтому содержимое данной главы будет посвящено полномочиям, реализуемым органами и должностными лицами местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления закрепляются в настоящее время в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ в уставах муниципальных образований, других нормативных правовых актах муниципальных образований, определяющих статус органов местного самоуправления (положениях, регламентах и т.д.).

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения выделены в отдельную статью Закона «Об общих принципах…» - ст.17. Полномочия являются общими для всех типов муниципальных образований и включают в себя:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ;


7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

9) иными полномочиями в соответствии с уставом муниципальных образований.

Классификация полномочий органов местного самоуправления может осуществляться по различным критериям. Основным из них является направленность деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Так, сфера управления муниципальным хозяйством включает следующие полномочия органов местного самоуправления: полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью; жилищно-коммунального хозяйства; землепользования; охраны окружающей среды; строительства; транспорта и связи. Социально-культурная область деятельности органов местного самоуправления включает в себя вопросы образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения.

Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью. Правовую основу деятельности органов местного самоуправления в данной области составляют Гражданский кодекс РФ от 10 ноября 1994г., Закон «Об общих принципах…», Федеральный закон от 21 декабря 2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» и другие нормативные правовые акты.

В соответствии со ст. 8 Конституции РФ муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с государственной, частной и иными формами собственности.

Основным федеральным нормативным актом, регулирующим вопросы собственности, является Гражданский кодекс РФ. Согласно ст.215 Гражданского кодекса РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Право собственника в отношении муниципальной собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Собственником в муниципальном образовании от имени населения выступает представительный орган местного самоуправления, а вот оперативное управление и распоряжение объектами муниципальной собственности в соответствии с уставом муниципального образования и действующим законодательством осуществляет уже исполнительный орган местного самоуправления (местная администрация).

Одним из направлений деятельности по управлению муниципальным имуществом является приватизация. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Приватизации должны подвергаться те объекты, которые не целесообразно содержать в составе муниципальной собственности. Порядок и условия приватизации муниципального имущества согласно п.2 ст.51 Закона «Об общих принципах…» определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Доходы от приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства. Правовую основу деятельности органов местного самоуправления в данной сфере составляют Жилищный Кодекс РФ от 29 декабря 2004 г., от 4 июля 1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Федеральный закон от 15 июня 1996г. «О товариществах собственников жилья», др.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ органы местного самоуправления предоставляют жилище малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, бесплатно или за доступную плату из муниципального жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами. В связи с этим они ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Полномочия органов местного самоуправления в области землепользования. Данные полномочия регулируются Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001г., Федеральным законом от 17 июля 2001г. «О разграничении государственной собственности на землю», Законом РФ «О недрах» и другими законодательными актами.

Конституция РФ, признавая и защищая равным образом муниципальную и иные формы собственности, закрепляет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности.

К полномочиям органов местного самоуправления в области землепользования в, частности, относятся: 1) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; 2) установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований.

Органами местного самоуправления осуществляется, прежде всего, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с российским законодательством органы местного самоуправления, управляя земельными ресурсами, осуществляют планирование использования земель. Данная функция реализуется посредством утверждения территориальных схем градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки частей территорий городских и сельских поселений.

По инициативе органов местного самоуправления может проводиться землеустройство на территории муниципального образования.

В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования. Задачей контроля является обеспечение соблюдения всеми физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды. Основные полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды установлены Федеральным законом от 10 января 2002г. «Об охране окружающей среды». В указанном законе используются основные понятия, подразумевающие под охраной окружающей среды, в том числе, деятельность органов местного самоуправления, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

К ведению органов местного самоуправления в данной сфере относятся:

1) определение основных направлений охраны окружающей природной среды города, разработка экологических программ;

2) учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов подведомственной территории;

3) учет и оценка объемов отходов производства на объектах, расположенных на подведомственной территории, независимо от формы собственности и подчинения;

4) планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий;

5) координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от их форм собственности и подчинения;

6) организация экологической экспертизы проектов, государственного экологического контроля за состоянием окружающей природной среды;

7) выдача разрешений на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение токсичных отходов и другие полномочия, установленные законом.

Одно из основных направлений деятельности органов местного самоуправления – это контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль). Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления в области строительства. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в данной сфере осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003г. «Об общих принципах…», Градостроительным кодексом РФ от 7 мая 1998г., Федеральным законом от 17 ноября 1995г. «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов РФ. По вопросам градостроительной деятельности принимаются также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Градостроительным кодексом РФ установлены основные полномочия органов местного самоуправления, касающиеся деятельности этих органов в области разработки и реализации правил застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований, нормативности правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих использование и изменения объектов недвижимости посредством введения градостроительных регламентов.

В ведении муниципальных образований в области градостроительства, в частности, находятся:

1) принятие и изменение правил застройки, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства;

2) утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке;

3) иные полномочия, установленные Законом «Об общих принципах…».

Полномочия органов местного самоуправления в области транспорта. Правовую основу полномочий органов местного самоуправления в области транспорта составляют Закон «Об общих принципах…», Федеральный закон от 25 августа 1995г. «О федеральном железнодорожном транспорте», Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и другие нормативные правовые акты.

Органы местного самоуправления в данной области осуществляют следующие полномочия:

Руководят транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;

Осуществляют контроль за работой транспортных предприятий и организаций иных форм собственности, обслуживающих население муниципального образования;

Утверждают маршруты и графики движения местного транспорта;

Обеспечивают учет автомобилей и других видов механических транспортных средств;

Контролируют обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах;

Организуют работу предприятий связи и дорожного хозяйства;

Организуют транспортное обслуживание населения и муниципальных учреждений.

К их ведению относится муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения. Федеральным законом от 25 августа 1995г. «О федеральном железнодорожном транспорте» установлено, что земли железнодорожного транспорта должны соответствовать градостроительным и экологическим требованиям, устанавливаемым, в том числе, органами местного самоуправления. Однако органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность железнодорожного транспорта, связанную с перевозочным процессом, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Полномочия органов местного самоуправления в области связи. В данной сфере полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 7 июля 2003г. «О связи», Федеральным законом от 17 июля 1999г. «О почтовой связи».

В соответствии со ст.6 Федерального закона «О связи» органы местного самоуправления содействуют организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995г. «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации» органы местного самоуправления оказывают содействие предприятиям, учреждениям и организациям, в ведении которых находятся линии и сооружения связи, в предупреждении повреждений этих линий и сооружений.

Разновидностью связи является почтовая связь. В статье 8 Федерального закона «О почтовой связи» обозначены предметы ведения органов местного самоуправления в области почтовой связи:

Оказывают содействие организациям почтовой связи в размещении на территории муниципального образования объектов почтовой связи;

Способствуют оснащению объектов почтовой связи средствами механизации, автоматизации и информатизации.

Устанавливают режим работы объектов почтовой связи, находящихся в муниципальной собственности;

Рассматривают вопросы развития, финансирования и технического обеспечения объектов почтовой связи и др.

Полномочия органов местного самоуправления в области образования. В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 1992г. «Об образовании» к исключительной компетенции органов местного самоуправления относятся:

Планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

Формирование местных бюджетов в части расходов на образование;

Обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

Иные полномочия, установленные данным законом.

Следует отметить, что закон об образовании не разграничивает полномочия представительных и исполнительных органов местного самоуправления в области образования. Такое разграничение регулируется на уровне устава муниципального образования.

Полномочия органов местного самоуправления в области культуры. В соответствии со статьей 40 Основ законодательства Российской Федерации «О культуре» от 9 октября 1992г. к ведению органов местного самоуправления в области культуры относятся:

Осуществление государственной политики в области культуры на своей территории;

Формирование местных бюджетов и фондов развития культуры;

Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры;

Создание и ликвидация местных органов управления в области культуры, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей местных органов управления в области культуры т.д.

Органы местного самоуправления обязаны содействовать развитию культуры посредством предоставления налоговых льгот. Они предоставляют творческим работникам, коллективам творческих работников в пользование или аренду помещения для студий, мастерских, лабораторий и иных рабочих мест, необходимых для творческой деятельности, с установлением арендной платы в размере, не превышающем стоимости оплаты коммунальных услуг.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения. Полномочия органов местного самоуправления в данной сфере определяются Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993г., Федеральным законом от 30 марта 1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 22 июня 1998г. «О лекарственных средствах», Законом РФ от 2 июля 1992г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и другими нормативными правовыми актами.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан устанавливают, что к ведению органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относятся: а) контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан; б) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья; в) формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения; г) развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; д) формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение и др.

В Российской Федерации существует государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, а также медицинские образовательные учреждения.

Полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты населения. Правовую основу полномочий органов местного самоуправления в области социальной защиты населения составляют федеральные законы от 10 декабря 1995г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 2 августа 1995г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 12 января 1995г. «О ветеранах», а также рядом других законодательных актов.

Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» установлено, что к муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. Управление муниципальной системой социальных служб осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Реализуя полномочия в сфере социальной защиты населения, органы местного самоуправления создают следующие муниципальные учреждения социального обслуживания населения: специальные дома для одиноких престарелых; геронтологические центры; территориальные центры социальной помощи семье и детям; социальные приюты для детей и подростков; другие учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Органы местного самоуправления предоставляют муниципальным учреждениям социального обслуживания помещения для организации социального обслуживания. Они осуществляют строительство, содержание и организацию работы предприятий и учреждений социального обслуживания населения. Органы местного самоуправления входят в государственную службу реабилитации инвалидов.

Органы местного самоуправления участвуют также в социальной поддержке семьи, материнства и детства, которые находятся под охраной и защитой государства. Так, они решают вопросы опеки и попечительства в рамках муниципального образования; отвечают за развитие на территории муниципального образования сети дошкольных учреждений, учреждений социального обслуживания и т.д.

Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка. В соответствии со ст.132 Конституции РФ и п.8 ст.6 Закона «Об общих принципах…» охрана общественного порядка является одной из функций органов местного самоуправления. Закон «Об общих принципах…» сохраняет данную функцию за органами местного самоуправления, но относит организацию охраны общественного порядка только к компетенции муниципального района и городского округа (п.8 ст.15, п.9 ст.16).

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Статья 132 Конституции РФ предусматривает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным Законом «Об общих принципах…» к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ – законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Среди собственных полномочий органов местного самоуправления наиболее важное место занимают полномочия по решению вопросов местного значения. Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Закон о местном самоуправлении 2003 г., в отличие от аналогичного Закона 1995 г., который устанавливал единый перечень вопросов местного значения для всех муниципальных образований, предусматривает необходимость решения поселениями (городскими и сельскими), муниципальными районами и городскими округами различных вопросов местного значения.

При этом можно выделить вопросы местного значения, решение которых предусмотрено для всех указанных видов му

Рис. 1.

ниципальных образований. Например, и поселения, и районы, и округа решают такие вопросы, как формирование, утверждение, исполнение своего бюджета, контроль за его исполнением; установление, изменение и отмена соответствующих местных налогов и сборов; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Однако большая часть вопросов местного значения у поселений и районов разграничивается. Например, к вопросам местного значения поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а к вопросам местного значения районов - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района. Только поселения решают такие вопросы, как: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда; создание условий для жилищного строительства; присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов; в то время как только районы занимаются организацией охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией; организацией предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; выравниванием уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района и т.д. Такое разграничение вполне естественно, так как с учетом двухуровневой организации местного самоуправления муниципальные власти разных уровней на одной и той же территории не должны решать одинаковые вопросы.

В то же время, поскольку городские округа представляют собой одноуровневые муниципальные образования, то они решают все вопросы местного значения поселений и муниципальных районов.

Установленный Законом о местном самоуправлении 2003 г. перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Закон.

Отдельно также следует сказать о вопросах местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Они не определены Законом о местном самоуправлении 2003 г., а устанавливаются законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

Компетенцию органов местного самоуправления, как отмечалось выше, составляют не сами вопросы местного значения, а полномочия по их осуществлению (вопросы местного значения являются элементами предметов ведения муниципальных образований). Вопросы же местного значения не являются основанием для осуществления органами местного самоуправления деятельности в каких бы то ни было сферах общественной жизни, их назначение иное - очертить тс сферы, в которых у муниципальных образований могут иметься полномочия.

Перечень наиболее общих полномочий, необходимых для решения вопросов местного значения, содержится в ст. 17 Закона о местном самоуправлении 2003 г. К ним, в частности, относятся:

  • - принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
  • - создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;
  • - установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
  • - организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
  • - осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами и др.

Более детально собственные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в различных сферах общественной жизни регламентированы различными кодексами, законами и подзаконными актами, относящимися к конкретным отраслям управления.

Помимо полномочий по решению вопросов местного значения, к собственным полномочиям органов местного самоуправления относится также официально предоставленное право на обеспечение деятельности самих органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. Это право не связано с решением вопросов местного значения напрямую, а носят организационный, вспомогательный характер. Таковыми являются, например, полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления; организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений и др.

Основы правовой регламентации полномочий органов местного самоуправления установлены Конституцией РФ (ст. 132), которая определила две группы таких полномочий:

  • - собственные полномочия органов местного самоуправления по самостоятельному решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 132);
  • - государственные полномочия, которыми могут в соответствии с законом наделяться органы местного самоуправления (так называемые делегированные полномочия) (ч. 2. ст. 132).

Более детально круг полномочий органов местного самоуправления очерчен в ст. 14 Закон об организации местного самоуправления.

Собственные полномочия органов местного самоуправления можно разделить на ряд групп в соответствии с основными сферами их деятельности.

  • 1. В сфере финансов и бюджета:
    • - формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов (налога на имущество физических лиц, земельного налога и др.);
    • - определение размеров обязательных платежей в виде отчислений от прибыли предприятий муниципального подчинения и других организаций, действующих на территориях, подконтрольных местному самоуправлению.
  • 2. В сфере управления муниципальной собственностью:
    • - решение всех вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. К такой собственности относятся: муниципальные земли и другие природные ресурсы; муниципальные предприятия; имущество органов местного самоуправления; муниципальный жилищный фонд; муниципальные бюджетные и внебюджетные средства и т.п.;
    • - контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
    • - регулирование использования водных объектов и иных ресурсов местного значения.
  • 3. В сфере социального и культурного развития муниципального образования:
    • - обеспечение комплексного социально-экономического развития соответствующей территории;
    • - организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, равно как и соответствующих учреждений здравоохранения и санитарного благополучия населения;
    • - организация транспортного обслуживания населения, обеспечение населения услугами связи, а также решение многих подобных вопросов в интересах местных жителей.

Важнейшей задачей органов местного самоуправления является организация охраны общественного порядка на подведомственных территориях. Она может быть организована в виде муниципальной милиции, а в рамках более мелких административно-территориальных единиц и территорий - общественных пунктов охраны порядка, добровольных дружин (отрядов) по охране порядка.

Что касается наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, то в соответствии с Закон об организации местного самоуправления (ст. 15) этот процесс должен сопровождаться передачей им необходимых материальных и финансовых средств. Государственные органы, делегировавшие органам местного самоуправления часть своих полномочий, вправе контролировать их реализацию. Если государственные полномочия не обеспечены соответствующими средствами, органы местного самоуправления могут отказаться от их выполнения и не несут ответственности за наступившие негативные последствия. Безусловно, эффективному осуществлению органами местного самоуправления своих прав и обязанностей способствует установление в законодательстве определенных их гарантий.

Органы местного самоуправления носят представительный характер, так как избираются непосредственно населением путем выборов. Порядок их проведения установлен Законом об основных гарантиях избирательных прав, а также Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

К органам местного самоуправления относятся выборные органы, которые образуются в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ. Их наименование, численный состав и полномочия определяются уставом муниципального образования. В их исключительном ведении находятся: принятие общеобязательных на муниципальной территории решений; утверждение местного бюджета и отчетов о его исполнении; принятие планов и программ развития; установление местных налогов и сборов; определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц. Все решения принимаются коллегиально.

Глава муниципального образования (администрации) - это выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность местного самоуправления, избираемое непосредственно населением либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. Глава муниципального образования непосредственно или через образуемые им органы руководит муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности, разрабатывает местный бюджет и т.д. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления подотчетны населению и представительному органу местного самоуправления.

В уставах муниципальных образований могут предусматриваться и другие органы местного самоуправления (советы или комитеты микрорайонов, поселков, улиц, кварталов, жилых комплексов и т.д.).

В уставных документах муниципальных образований установлены права и обязанности депутатов местного самоуправления. В основе их статуса лежат положения Закон об организации местного самоуправления, ст. 40 которого устанавливает, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

Органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования коллегиальные или единоличные органы, наделенные собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления наделены объемом собственных полномочий, которые очерчены рамками права.

Свои полномочия они осуществляют самостоятельно, по своему усмотрению в пределах полномочий, установленных законом. Собственные полномочия – это их собственная политическая ответственность перед избирателями, перед гражданами.

Субъекты Федерации самостоятельно решают вопросы о способах формирования органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления избираются всем населением непосредственно или же формируются за счет выборных должностных лиц малых городов и поселков, которые входят в состав района.

Органы местного самоуправления имеют особую природу. Согласно Конституции РФ они не входят в систему государственных органов. Взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления основываются на правовых принципах, закрепленных Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации о местном самоуправлении.

Хотя органы местного самоуправления и не входят в систему государственных органов, но они находятся в системе государственно-властных отношений. Будучи организационно отделенными от государственной власти, органы местного самоуправления функционально связаны с ней. Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Государство устанавливает общие правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, разграничив предметы ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

К полномочиям федеральных органов государственной власти относится определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Перечень вопросов по совместному ведению – это те вопросы, которые требуют единства правового регулирования на всей территории страны.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти могут делегировать определенные вопросы (часть своих полномочий) органам местного самоуправления. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления строятся следующим образом:

Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в строго установленных законом пределах их компетенции;

контроль за законностью решений органов местного самоуправления осуществляется органами судебной власти и органами прокуратуры;

в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

Деятельность органов местного самоуправления по реализации делегированных им государственных полномочий подконтрольна органам государственной власти, которые в этом случае осуществляют прямой контроль за целесообразностью принимаемых решений.

Вопрос об ответственности за выполнение соответствующих делегированных функций решается в каждом конкретном случае отдельно.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. К органам местного самоуправления относятся:

выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований;

другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях является обязательным. В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами и законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления.

К органам местного самоуправления относятся: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие), избирательная комиссия муниципального образования, иные коллегиальные и единоличные органы местного самоуправления, избираемые населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Представительные органы местного самоуправления формируются населением муниципального образования путем выборов. Наименование представительного органа местного самоуправления определяется в уставах

муниципальных образований. Наименования представительных органов местного самоуправления отличаются большим разнообразием. Наиболее распространенными наименованиями являются: городской совет, городская дума, муниципальный совет, собрание депутатов, собрание представителей, поселковый совет и т. д. Численный состав представительных органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

Организация работы представительного органа местного самоуправления предусматривает различные формы. Основной формой его работы является сессия, которая представляет собой одно или несколько заседаний депутатов представительного органа с одной повесткой дня. Периодичность сессий различная – от 1 раза в месяц в небольших муниципальных образованиях, до 3–4 раз в год в крупных. Представительный орган на своих сессиях может образовывать из числа депутатов постоянные и временные комитеты и комиссии.

В соответствии со статьей 15 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

Статус депутата представительного органа местного самоуправления определяется в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении. Депутаты могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе или на общественных началах. Депутат осуществляет свою деятельность в различных формах:

участвуя в сессии представительного органа местного самоуправления;

работая в комитетах или комиссиях, образуемых представительным органом;

Работая в избирательном округе, от которого он избран. Осуществляя свою деятельность в избирательном округе, депутаты

рассматривают обращения и заявления граждан по тем или иным вопросам.

Одним из важных составных элементов статуса депутата является депутатский иммунитет. Это означает, что на территории муниципального образования он не может быть задержан (за исключением случаев

задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Досрочное прекращение депутатом своих полномочий возможно в случаях:

утраты гражданства Российской Федерации;

признания недееспособным по решению суда;

отзыва избирателями;

выезда на постоянное место жительства за пределы территории субъекта Российской Федерации;

вступления в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда;

упразднения муниципального образования;

объявления депутата безвестно отсутствующим или умершим по решению суда.

Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

установление местных налогов и сборов;

установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

Наименования главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом местного самоуправления, наделяется уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Конкретный срок полномочий и наименований главы муниципального образования закрепляется в уставах муниципальных образованиях. В этих уставах установлены самые различные наименования главы муниципального образования: в городах – мэр или глава города; в районах – глава района, глава местного самоуправления; в сельских поселениях – глава поселка, глава сельсовета, староста.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено два варианта порядка выборов главы муниципального образования:

непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования;

представительным органом местного самоуправления из своего состава.

Компетенция главы муниципального образования устанавливается в законах субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований. Это прежде всего:

Представление муниципального образования в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государственной

власти, юридическими и физическими лицами, а также подписания с ними договоров от имени муниципального образования;

внесение проектов решений в представительный орган местного самоуправления;

организация выполнения решений представительного органа местного самоуправления; организация приема граждан, рассмотрение заявлений, предложений и жалоб граждан;

являясь одновременно главой местной администрации, глава может отклонять акты представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.

В уставе муниципального образования, помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.

Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией РФ, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают муниципальные нормативные правовые акты по вопросам местного значения. Система муниципальных правовых актов включает в себя:

устав муниципального образования;

решения, оформленные в виде актов, принятые на местном референдуме; решения, принятые на сходе граждан; решения представительного органа муниципального образования;

распоряжения и приказы главы муниципального образования, распоряжения и приказы главы местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде актов решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации

юридических лиц». Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.

Похожие публикации