Школьный гид. Учебно-методический материал на тему: Система развивающего обучения Д.Б

Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее призвание.

С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения.

Созданная отечественными учеными, она вошла в практику школ России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Латвии. Система вызывает огромный интерес у французских, немецких, голландских, канадских, норвежских и японских педагогов. В Норвегии, например, развивающее обучение активно внедряется не только в начальном (как в основном сложилось в России), но и в среднем, старшем звене школы, в колледжах и университетах.

Об основателях системы - Д.Б. Эльконине и В.В. Давыдове

Даниил Борисович Эльконин (1904 - 1984 гг.) с гордостью говорил о том, что он является учеником выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского.

Развивая идеи школы Выготского, Д. Б. Эльконин создал собственное научное направление в детской и педагогической психологии.

Ему принадлежат теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению.

Родился Д. Б. Эльконин в Полтавской губернии, учился в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена.

С 1937 года и до начала Великой Отечественной войны он был учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В этот период Д. Б. Эльконин защитил кандидатскую диссертацию, посвященную развитию речи школьников (1940 г.).

Всю Великую Отечественную войну Д. Б. Эльконин находился в действующей армии, был награжден боевыми орденами и медалями.

Демобилизовавшись из армии в 1953 г. в звании подполковника, Д. Б. Эльконин стал сотрудником Института психологии.

В 1962 году он защитил докторскую диссертацию, в 1968 году был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии Московского университета.

Василий Васильевич Давыдов (1930 - 1998 гг.) - выдающийся отечественный педагог и психолог, последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина.

Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). Академик и вице-президент Российской академии образования (1992). Почетный член Национальной академии образования США (1982). Член редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал».

Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития.

На основе его теории различных типов мышления человека были созданы и внедрены конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам.

В своих трудах В. В. Давыдов неоднократно довольно смело высказывался по поводу официальных педагогических догм. «Последней каплей» стала A.C. Арсеньева, Э.В. Бесчеревных, В.В. Давыдова и др.,. После выхода книги «Философско-психологические проблемы развития образования», вышедшей в 1981 году под редакцией В.В. Давыдова, он был исключен из партии, снят с должности директора Института общей и педагогической психологии АПН СССР. Однако уже через несколько лет, в 1986 году, награжден премией им. К.Д. Ушинского за достижения в педагогике, а позднее восстановлен в партии и в 1989 году вновь назначен директором этого же института.

История системы РО Эльконина-Давыдова

Образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, имеет уже более 40-летнию историю своего существования:

  • в 1959 году на базе школы № 91 г. Москвы была открыта лаборатория Д.Б. Эльконина «Психология младшего школьника»
  • в 1991 году образовательная система Эльконина-Давыдова вошла в массовую педагогическую практику
  • в 1994 году по инициативе и непосредственном участие В.В.Давыдова была создана Международная Ассоциация «Развивающее обучение», которая объединила вокруг общих идей учителей, руководителей школ, специалистов и ученых развивающего обучения
  • в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В. Занкова
  • в 1998 году сотрудники лаборатории Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова за вклад в развитие отечественного образования получили Премию Президента РФ
  • в 1999 году авторы курса «Литература как предмет эстетического цикла» для начальной школы и учителя школы № 91 г. Москвы получили Правительственную премию в области образования
  • в 2000 году был создан Открытый институт «Развивающее образование» на базе которого осуществляется переподготовка и повышение квалификации работников образования.

Общая характеристика системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Концептуальные положения системы Эльконина-Давыдова

В основу этой системы развивающего обучения легли результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями. Ее главные особенности:

  • Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий
  • Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления
  • Главная задача - освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени
  • Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний
  • Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.

На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.

Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Особенностью урока этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов

Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии

Отметок детям в начальной школе не ставят , учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта

Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках

Дети не переутомляются , их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями

В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения , учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.

Система РО Эльконина-Давыдова в начальной школе

Обучение в школе по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности.

Школа развивающего обучения Эльконина-Давыдова уже в младшем школьном возрасте:

  • формирует у ребенка новый тип мышления - теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;
  • воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;
  • способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;
  • развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.

Педагогическая система РО Эльконина-Давыдова дает

учащимся:

  • дети, обучающиеся по этой системе, составляют наибольший процент среди участников и победителей олимпиад
  • уровень развития интеллекта учащихся по этой системе существенно выше, чем у школьников с традиционной формой обучения
  • развитие у детей способностей к анализу, умению аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения
  • развитие способности нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения
  • активная форма обучения развивает самооценку учащихся и снижает фактор закомплексованности
  • все это позволяют детям, прошедшим обучение по этой системе, достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей жизни.

учителям:

  • учителя, преподающие по данной системе, при переаттестации получают высшую категорию
  • учитель, работающий в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, не носитель истины, а помощник в увлекательном процессе познания.

родителям:

  • умного, самостоятельно мыслящего ребенка.

Недостатки системы

Общий недостаток системы РО Эльконина - Давыдова: она не имеет достойного продолжения в основной школе. И если вы отдадите ей предпочтение, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.


кандидат филологических наук

ЭЛЬКОНИН ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ.

Даниил Борисович Эльконин родился 16 февраля 1904 г. в Полтавской губернии. В 1914 г. он поступил в полтавскую гимназию, из которой был вынужден уйти через 6 лет в связи с недостатком денег в семье. Несколько следующих лет он работал делопроизводителем Военно-политических курсов, воспитателем в колонии малолетних правонарушителей. В 1924 г. Эльконин был направлен на учебу в Ленинградский институт социального воспитания. Вскоре этот институт был присоединен к ЛГПИ им. Герцена. В 1927 г. он окончил педагогический факультет этого института, а затем 2 года проработал педагогом-педологом детской профамбулатории Октябрьской железной дороги. В 1929 г. начал преподавать на кафедре педологии ЛГПИ им. Герцена.

С 1931 г. он работал с Л.С. Выготским, разрабатывая проблемы детской игры. По его мнению, особенно в традиционных обществах игра является важным элементом в жизни ребенка. С помощью игрушек, представляющих уменьшенные орудия труда, он приобретает различные навыки. Также игрушки могут давать наглядную информацию об окружающем мире (модели реально существующих объектов и куклы в костюмах), способствовать физическому развитию ребенка.

В 1932 г. Д.Б. Эльконин стал заместителем директора Ленинградского научно-практического института. В последующие несколько лет вышло множество его статей, посвященных изучению различных видов детской активности: игр, учебы, общения и т.д. Эльконин считал, что через деятельность в обществе ребенок познает основы человеческой культуры, таким образом постепенно развивается его психика.

После выхода в 1936 г. известного постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» он был снят со всех постов. С большим трудом ему удалось устроиться учителем начальных классов в ту школу, где учились его дочери.

Работа в школе была для Д.Б. Эльконина очень важной. Не имея шансов работать в другом месте, он всю свою энергию отдал школе и в 1938-1940 гг. написал букварь и учебник по русскому языку, предназначенный для школ народов Крайнего Севера. В то же время он во второй раз получил звание кандидата наук (первого звания он был лишен в 1936 г.).

2 июля 1941 г. Д.Б. Эльконин записался в народное ополчение. Он участвовал в обороне и освобождении Ленинграда, окончил войну майором. Ему пришлось пережить тяжелый удар: на Кавказе погибли его жена и дочери, эвакуированные туда из Ленинграда. Он не был демобилизован, вместо этого его назначили на преподавательскую работу в Московский военно-педагогический институт Советской армии. Там Эльконин преподавал психологию, а также занимался научной работой: разрабатывал принципы построения курса советской военной психологии.

Работа ученого не устраивала его руководство. 5 марта 1953 г. должно было состояться заседание комиссии «по разбору и осуждению допускаемых полковником Элькониным ошибок космополитического характера», которое, однако, было перенесено, а затем, когда Д.Б. Эльконин уволился в запас, и вовсе отменено.

Помимо разработок в области военной психологии, Д.Б. Эльконин продолжал развивать свои взгляды на детскую психологию. От конкретных проблем он перешел к построению стройной теории психического развития ребенка. По его мнению, ребенок с самого момента рождения является социальным существом, все виды его деятельности по своему происхождению общественны. В своем познании человеческой культуры ребенок активен, он не просто воспринимает все окружающее, а активно воспроизводит способности других людей.

Эльконин считал, что формирование детской психики происходит не во взаимодействии ребенка с окружающими предметами, а во взаимодействии его с элементами общества: предметами и взрослыми как членами общества. Источником процесса формирования психики выступает, по Эльконину, окружающая среда. Она содержит идеалы (потребности, принципы, эмоции), служащие целью действий ребенка. В качестве движущей силы этого развития выступает противоречие, существующее между общественно-мотивационной и предметно-операционной сторонами действия.

В сентябре 1953 г. он стал штатным сотрудником Института психологии АПН РСФСР. Работая в институте, он организовал различные лаборатории: психологии младшего школьника, психологии подростка, диагностики психического развития школьников. Налаживая регулярную работу каждой лаборатории, он передавал руководство своим ученикам, а сам начинал заниматься другим делом. Параллельно с исследовательской работой Д.Б. Эльконин читал лекции по детской психологии в Московском университете.

Продолжая развивать свои взгляды, Д.Б. Эльконин создал теорию периодизации психического развития детей. Он исходил из того, что возраст и возрастные особенности - это относительные понятия, и можно выделять только наиболее общие возрастные особенности. Возрастное развитие ребенка ученый рассматривал как общее изменение личности, сопровождаемое изменением жизненной позиции и принципа взаимоотношений с окружающими, формирование на каждом этапе новых ценностей и мотивов поведения.

Психическое развитие ребенка происходит неравномерно: существуют эволюционные, «плавные» периоды и «скачки», или критические периоды. Во время эволюционного периода изменения психики накапливаются постепенно, затем происходит скачок, во время которого ребенок переходит на новый этап возрастного развития. Во время критического периода происходят ярко выраженные психологические изменения, ребенок становится трудновоспитуем.

В своей теории Д.Б. Эльконин основывался на социально-исторических условиях развития ребенка. Каждый период истории, каждая культура формирует свои собственные законы развития детской психики в зависимости от требований, предъявляемых обществом. Он также отмечал, что в последнее время психологические особенности детей одинакового возраста изменяются в течение уже нескольких десятилетий. Современный ребенок получает и усваивает значительно больше информации, чем его сверстник 50 лет назад. Поэтому он в своей теории периодизации учитывал не особенности психики каждого в отдельности ребенка, но закономерности ее развития.

Обосновывая невозможность изучения детства с какой-либо одной точки зрения, Д.Б. Эльконин представлял каждый возрастной период как своеобразный период жизни ребенка, определяемый типом ведущей деятельности и возникающими в связи с ним психологическими особенностями. На основании этого он понимал психическую жизнь ребенка как процесс смены характерных видов деятельности во времени.

В построении своей концепции Д.Б. Эльконин опирался на исследования многих других психологов и на собственный эмпирический материал. Особенное влияние на его теорию оказало творчество Ж Пиаже, А. Валлона и Л.С. Выготского.

В итоге Д Б Эльконин выделил три основные «эпохи» психического развития ребенка, раннее детство, детство и подростковый возраст. Каждая эпоха состоит из двух периодов: первый отличается преимущественным усвоением мотивов и задач деятельности, то есть формируется общественно-мотивационная сфера, а на втором идет развитие предметно-операционной стороны действия.

В 1984 г. Д.Б. Эльконин подготовил записку в ЦК КПСС, посвященную проблемам школьного образования, где предложил некоторые варианты изменения действующей системы Он считал, что в будущем должна сложиться система воспитания, затрагивающая все периоды жизни ребенка, основанная на особенностях каждого возраста Необходимо изменить систему школьного образования, применяя методы, основанные на деятельностном подходе. Неотъемлемой частью образования должна быть совместная трудовая активность детей и взрослых, а также внешкольная жизнь детей, затрагивающая развлечения и клубы «по интересам».

Даниил Борисович Эльконин умер 4 октября 1984 г. По свидетельству друзей, он был ярким, активным, эмоциональным человеком. Пережив в жизни немало тяжелых ударов, он тем не менее всегда находил в себе силы для научной работы, для общения со студентами и детьми. В своей теории периодизации психического развития он обобщает выводы многих известных детских психологов, строя на их основе свою концепцию. Д.Б. Эльконин приложил немало сил по улучшению образовательной системы в нашей стране. Его знают во всем мире как талантливого психолога и педагога.

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

ДАНИИЛ ГАЛИЦКИЙ (ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ ГАЛИЦКИЙ) 1201-1264 Князь галицко-волынский. Полководец Древней Руси.Сын князя волынского и галицкого Романа Мстиславича, правнук великого князя киевского Владимира Мономаха. В раннем детстве после смерти отца едва не погиб в удельных

Из книги Психология в лицах автора Степанов Сергей Сергеевич

Из книги Белый фронт генерала Юденича. Биографии чинов Северо-Западной армии автора Рутыч Николай Николаевич

Ветренко Даниил Родионович

Из книги Каменный пояс, 1978 автора Бердников Сергей

ДАНИИЛ НАЗАРОВ КРАЙ УРАЛЬСКИЙ Я из края, где ветры косыеКолобродят по стылым снегам,Где высокое солнце РоссииСтелет звон родниковый к ногам.Край суровый романтикой дышит,Необъятностью хлебных полей,Где орел поднебесье колышет,Самоцветы сокрыты в скале.Этих мест

Из книги Путешествие с Даниилом Андреевым. Книга о поэте-вестнике автора Романов Борис Николаевич

ДАНИИЛ АНДРЕЕВ В ночных провалах тишины Владимирской тюрьмы летел в сияющие сны, в хитросплетенья тьмы, горел в пылающих мирах, свободой ослеплён. А нас хранил великий страх обыденных времён. Кому же истина верна? Кто всех разумней был - злых наваждений времена безумно

Из книги Сцены из жизни Максима Грека автора Александропулос Мицос

ДАНИИЛ Архимандрит Иона опять пригласил к себе Максима.Жил он в настоятельских покоях, на нижнем этаже, в палате с цветными стеклами в окнах и восточными коврами на стенах. Лепной крест, виноградные лозы и грозди украшали потолок. Вся восточная стена была увешана иконами.

Из книги Моя жизнь со Старцем Иосифом автора Филофейский Ефрем

Старец Даниил Исихаст Недалеко от границ земли Великой Лавры, на оконечности Афонского полуострова, находится место, называемое Криа Нэра (Холодные Воды). Здесь святой Иоанн Кукузель пас козлов, которые, когда он пел, становились на задние ноги. Чуть далее, в известной

Из книги Каменный пояс, 1976 автора Гагарин Станислав Семенович

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

НОВОМИРСКИЙ ДАНИИЛ Настоящее имя – Кирилловский Янкель Ицков(род. в 1882 г. – ум. в 1937 г. (?)) Знаменитый анархист, создатель и теоретик анархо-синдикалистского революционного движения в Российской империи, организатор подпольных профсоюзов и террористических

Из книги БП. Между прошлым и будущим. Книга 2 автора Половец Александр Борисович

…Из кладовых памяти Даниил Шиндарев Стихли аплодисменты… Гости, оставив стулья, собрались вокруг стола с угощениями, а правильнее сказать, столпились - потому что нас было за сотню, ну, может, чуть меньше. А мы с ним отошли в сторону. Он, аккуратно уложив скрипку в футляр,

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

СУЛИМОВ Даниил Егорович (10.02.1890 - 27.11.1937). Член Оргбюро ЦК ВКП(б) с 16.04.1927 г. по 26.06.1930 г. Член ЦК РКП(б) - ВКП(б) в 1923 - 1937 гг. Кандидат в члены ЦК РКП(б) в 1921 - 1923 гг. Член партии с 1905 г.Родился в поселке Миньярского металлургического завода (ныне г. Миньяр Челябинской области) в

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Д.Б. Эльконин (1904–1984) В одном популярном кинофильме герой Евгения Леонова – заведующий детским садом – демонстрирует пример редкого психологического чутья, побуждая капризных воспитанников съесть на завтрак не любимую ими кашу. Молодые коллеги, наблюдая за этим

Из книги Рюриковичи автора Володихин Дмитрий

ДАНИИЛ ГАЛИЦКИЙ Русский король Королевский титул совсем не характерен для средневековой Руси, однако иногда русские князья принимали его. Владел им, например, полоцкий князь Андрей Ольгердович, крупный властитель XIV века. Но самый известный пример - коронование

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ДАНИИЛ МОСКОВСКИЙ Хозяин города В 2003 году исполнилось 700 лет со дня смерти святого благоверного князя Даниила Александровича, основателя Московского княжеского дома. Тихий, мало кем замеченный юбилей. Этот человек не слишком известен в наши времена. Но для истории

Из книги Мне нравится, что Вы больны не мной… [сборник] автора Цветаева Марина

РАТГАУЗ Даниил Максимович 25.1(6.2).1868 – 6.6.1937Поэт. Стихотворные сборники «Стихотворения» (Киев, 1893), «Собрание стихотворений (1893–1900)» (СПб., 1900), «Песни любви и печали» (СПб., 1902), «Песни сердца» (М., 1903), «Тоска бытия. Стихотворения» (СПб., 1910), «Избранные стихотворения» (Киев, 1909),

Из книги автора

Даниил 1 Села я на подоконник, ноги свесив. Он тогда спросил тихонечко: Кто здесь? – Это я пришла. – Зачем? – Сама не знаю. – Время позднее, дитя, а ты не спишь. Я луну увидела на небе, Я луну увидела и луч. Упирался он в твое окошко, – Оттого, должно быть,

обучение экспериментальный занков эльконин

Другой системой, ставшей популярной, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Система Эльконина-Давыдова наиболее адаптированная методика раннего развития для современных детских садов и школ. Она с успехом используется как самостоятельно, так и в качестве одного из элементов многих учебных программ.

Данная система раннего развития существенно отличается от традиционной методики. Программы, разработанные основоположниками методики, применяются при обучении различным предметам: математике, родным и иностранным языкам, изобразительному искусству и даже музыке.

Главная идея системы Эльконина-Давыдова заключается в том, что для усвоения материала необходимо отойти от традиционного подхода в обучении, помочь ребенку не напрямую достигать поставленной цели, а скорее находить способы достижения цели, анализировать альтернативы, аргументировано отстаивать свое мнение и таким способом приходить к решению.

Система не предполагает заучивания фактов, классификаций и установленных правил. Она направлена на выявление системности в подходе к решению той или иной задачи, выявлению главного и второстепенного в этой системности.

Концепция предполагает развитие мышления у ребенка. Занятия не проводятся в игровой форме, скорее перед детьми ставятся цели, после чего дети объясняют (желательно вслух) свою логику решения задания. Особенностью системы Эльконина-Давыдова являются активные дискуссии, которые развиваются в детских группах. В ходе дискуссии, дети открывают для себя преподаваемый предмет с различных сторон и точек зрения.

Так же следует отметить, что оценок в начальной школе детям не ставят, а домашние задания практически отсутствуют. Все проверки знаний и закрепление материала проходят во время занятий. Суть проверки заключается в том, что для решения новой задачи, ребенку необходимо использовать уже пройденный материал.

Поскольку во время уроков дети активно общаются и имеют полную свободу в рассуждениях, поэтому занятия проходят в легкой и приятной форме, у них не происходит переутомления, что помогает избежать нежелания учиться, а наоборот рождает желание вновь возвращаться к урокам.

Система Эльконина-Давыдова постоянна таким образом, что обучение будет более эффективным если ребенок не станет воспринимать на веру уже доказанные правила, а постарается сам их вывести, прикладывая к этому свои умения, опыт и знания.

Принципы системы Эльконина-Давыдова

Одним из важнейших принципов системы Эльконина-Давыдова является утверждение, что процессы воспитания и обучения являются единым целым. Это значит что, воспитывая ребенка, Вы его обучаете, а в ходе обучения невозможно избежать собственно воспитательного процесса.

Также следует отметить, что система Эльконина-Давыдова предполагает различные подходы к обучению у разных возрастных групп детей. Так, например, в дошкольных учреждениях следует делать больший акцент на возможностях воображения у ребенка и стараться через него пропускать информацию.

В младшем школьном возрасте у детей начинается период активного обучения. Ребенок легко и глубоко воспринимает новую информацию, а значит, благодаря искреннему интересу может воспринять большие объемы информации.

В подростковом возрасте система Эльконина-Давыдова предлагает делать акцент на общении. Именно посредством общения воспринимается большая часть информации, а с ней и знания. Качество и глубина общения достигается участием детей в различных группах, например, спортивных, музыкальных или любых других тематических по интересам.

Так же к основополагающим принципам концепции можно отнести:

1. разнообразие групп (считается, что каждый предмет необходимо изучать в новой группе, чтобы развивать логическое мышление, а не шаблонно реагировать на привычных оппонентов и их реакции);

2. развитие образного и логического мышления;

3. изменение способов обучения в зависимости от возраста ребенка;

4. исключение неправильного ответа, с акцентом на пути к правильному ответу http://www.kengyru.ru Сластёнин В.А. педагогика. Учебное пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003. 334с..

В настоящее время в начальной школе существует несколько параллельных образовательных систем. Чем образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова отличается от других систем?

В системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:

  1. Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
  2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением — информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в "чистом виде".
  3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения — формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления.

Чем вызван в последнее время такой интерес к образовательной системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, ведь основы этой системы были разработаны еще в 60-70-е годы ХХ века?

Особый интерес в настоящее время к данной системе связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования — формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности. Для достижения этой цели в школьном образовании необходимо было:

  • уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях;
  • изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться школьникам решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени, тем самым экономиться время для решение личностно значимых задач подростка часто не связанных в прямую с учебой в школе;
  • перейти на другой тип отношений между учителем и классом, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Этот тип отношений можно назвать кооперационным, когда образовательный процесс строится в коллективно-распределенной деятельности между учителем и учащимися.

Именно эти изменения и были положены в образовательную систему Эльконина-Давыдова, что позволило формировать "мыслящего, думающего" молодого человека так необходимого для современной жизни.

Чем результат обучения в образовательной системе Эльконина-Давыдова отличается от результата других образовательных систем?

Мы хотим на выходе из школы иметь развитую, свободную личность. Другое дело — что называть личностью. Сейчас по некоторым наблюдениям в мире существует около 80-ти пониманий личности. В.В.Давыдов, один из основателей данной системы, в своей последней книге "Теория развивающего обучения" характеризует личность — как человека со значительным творческим потенциалом. Но с этой точки зрения почти все люди личности, но не все абсолютно. Потому что в молодости творческий потенциал имеется почти у всех людей, живущих в достаточно цивилизованных условиях. Но с годами, особенно при жестком вхождении в большинство профессий, этот творческий потенциал теряется, и к средним годам, особенно к старости, многие люди, будучи хорошими специалистами, теряют творческий подход к любым делам, даже в семейном обиходе. Это уже не личности.

Кого мы хотим выпускать из начальной школы, согласно нашей системы?

Прежде всего школьников с развитым творческим потенциалом, а это значит с развитым воображением. Ряд оппонентов данной системы считают, что система Эльконина-Давыдова направлена исключительно только на развитие теоретического мышления. Это серьезное заблуждение. В основе творчества лежит воображение — это означает, что в пределах школы нельзя ущемлять художественной деятельности. Для решение этой задачи в нашей системе существует ряд специальных учебных курсов: курс Ю.А.Полуянова "Изобразительное искусство и художественный труд" (3-4 часа в неделю вместо 1 часа по традиционным программам); курс Л.В.Виноградова "Элементарное музицирование"; курс З.Н.Новлянской, Г.Н. Кудиной "Литература как предмет эстетического цикла". В общем учебном плане образовательной области "Искусство" отводится до 35% учебного времени.

Согласно последним психологическим данным, лишь искусство, приобщение человека к миру искусства, дает ему воображение, как базу творческих проявлений во всех сферах жизни. Занятие науками может быть успешным при развитом воображении.

Кроме этого, мы хотим, чтобы у выпускников начальной школы были сформированы способности к рефлексии как основы теоретического мышления, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:

  • знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
  • умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
  • умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия "со стороны", не считая свою точку зрения единственно возможной;
  • умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.

Способность к рефлексии — есть важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Вторая составляющая умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации, экспериментируя, которая является предметом особой заботы в основной школе.

Способности к содержательному анализу и содержательному планированию также относятся к основам теоретического мышления и должны быть в основном сформированы к концу начальной школы. Сформированность этих способностей обнаруживаются если:

  • учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);
  • учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.

Как понимается мышление в образовательной системе Эльконина-Давыдова? Какие факты свидетельствуют о том, что мышление у детей развивается, а какие - что не развивается?

Человеческое мышление — это особая психическая способность, связанная с возможностью человека решать мыслительные задачи. Своеобразие мыслительной задачи состоит в том, что человек должен лишь найти средство решения этой задачи. Любая мыслительная задача двухходовая (имея в виду цель задачи, человек отходит от ее решения, находит средства, и лишь тогда приступает к решению).

Итак, мышление начинается тогда, когда человек отказывается от прямого достижения цели, а ищет средства достижения цели. Для педагога важно расчленение мышления на рассудочно-эмпирическое и разумно-теоретическое. Философы всех времен и народов четко расчленяли у человека два типа мышления — рассудок и разум. Рассудок — это возможность человека классифицировать и группировать все окружающие предметы и на основе решения классификационно группирующих задач создавать правила, сообразные правилам действия. Разумное мышление направлено на выявление в группе предметов некоторых систем (как эта группа предметов взаимосвязана) и на то, чтобы в этой системе найти главное, основополагающее, начиная с чего можно развязать всю эту систему предметов. Разумное мышление — это не группировка, не классификация объектов, а поиск в объектах некоторой системности, в внутри этой системности — главного и второстепенного.

Существует достаточно много методик, позволяющих демонстрировать развитие теоретического (разумного) мышления, но, к сожалению, все эти методики исследовательского характера, они предназначены для психологов-исследователей.

Задача сегодняшнего дня — методики психодиагностического характера превратить в портативные. Однако главное условие — учитель не должен диагностировать своих учеников. Диагностика должна проводиться со стороны. В школьных условиях, либо другим учителем, либо завучем, либо школьным психологом.

Как учителю определять, развивается ли мышление теоретического порядка?

Мышление теоретического уровня развивается у школьника при решении им учебных задач. Самый главный показатель разумно-теоретического мышления — это способности ребенка проводить рассмотрение оснований своих предметно-умственных действий. Рассмотрение оснований своих действий — это рефлексия. Вот когда ребенок, сделав неверное решение, вдруг останавливается и рассуждает (и желательно вслух по просьбе учителя), почему у него получается неверно, это уже начало рефлексии. Или когда учитель замечает, что даже в случае правильного решения задач (это самый лучший ход) школьник ищет другой способ решения этой задачи, хотя найденный способ справедлив. Чтобы искать другой способ решения задачи, обязательно нужно обладать микрорефлексией. И вот, прослеживая сложности рефлексии у школьника, можно от класса к классу видеть, как развивается мышление учащегося.

Второй показатель — как дети планируют свои действия?. Это также прослеживается в рефлексии. Учитель может наблюдать какой сложности задачи могут решать учащиеся. Одни школьники могут усмотреть свои действия через два, три шага, некоторые через десять шагов. Здесь лучше всего выявить (если школьники умеют играть в шахматы), насколько шагов веред они могут просматривать ситуацию решения задачи.

Есть еще действие мыслительного анализа: что главное, что неглавное.

Итак, от уровня развитости рефлексии, планирования и анализа можно судить о развитии мышления у школьников.

Как понимается "воспитание" в образовательной системе Эльконина-Давыдова?

Для нас учебно-воспитательный процесс един. Если мы кого-то воспитываем, то значит, в этом воспитании мы чему-то и обучаем. Если мы обучаем, то значит, мы в чем-то и воспитываем. Отдельные возрастные периоды обладают соответствующими ведущими деятельностями. Для дошколят ведущей деятельностью является игра. Но если к игре подстраивается художественная деятельность в дошкольном возрасте, то у ребенка развивается воображение. Основным психологическим образованием в дошкольном возрасте является воображение. Но дошкольник очень многому учится и в жизни, и просматривая книжки, и мультики по телевизору, учится от родителей. Но преимущественно в дошкольном возрасте ребенок воспитывается, потому что в игре и в художественной деятельности ребенка можно воспитать. Обучение отодвигается на задний план.

В младшем школьном возрасте на первый план выступает учение. Почему? Потому что младшему школьнику важно овладеть основами учебной деятельности и основами теоретического сознания, мышления прежде всего. Учитель должен стремиться, чтобы к концу младшего школьного возраста у своих учащихся сформировать, развить рефлексию. Здесь на первый план выступает учение.

В подростковом возрасте другая ведущая деятельность. Она носит по преимуществу воспитывающий характер. У подростка внутренняя потребность к общению. И главная задача школьного образования в подростковом возрасте — организовать самые разнообразные виды общения подростков. А в общении подростки воспитываются. В каких видах деятельности? Это совокупность разных деятельностей. Всю эту целостную совокупную деятельность В.В.Давыдов назвал общественно значимой. Сюда входит деятельность художественная, спортивная, общественно-организационная (это скауты, и все, что связано с общественными организациями) и учебная. В подростковом возрасте учебная деятельность является лишь одним из видов деятельности, входящих в общественно значимую. И современная подростковая школа будет очень хромать в развитии подростков, если, как и сейчас, будет трубить — учись, учись, учись. Подростки хотят заниматься всем многообразием культурной деятельности: спорт, художественная, трудовая деятельность, особенно художественная трудовая деятельность и учение в частности. Но почему именно младшая школа должна ставить акцент на учебную деятельность? Так как подросток имеет другую ведущую деятельность, а усваивать знания по разным не нужным ему предметам он все-таки вынужден, то он должен к началу подростковой школы владеть учебной деятельностью, чтобы за минимум времени овладевать этими учебными предметами.

Но это не главное. Общение в разных коллективах, в разных видах деятельности (учебной — учебный коллектив, спортивной — спортивный коллектив, художественной — художественный коллектив) воспитывает у подростков практическое сознание и практическое мышление.

Что такое практическое сознание и практическое мышление? Это все то, что в старой философии называлось нравственным, моральным сознанием. Моралью обладает тот человек, который свое индивидуальное действие, даже эгоистическое действие всегда производит с учетом возможностей, интересов и потребностей окружающих людей.

Мораль — это действие с учетом интересов и возможностей других людей. Так вот, практическое сознание людей воспитывается в разнообразных видах общения. Вот это — подростковый возраст, где на первый план выдвигается через общественно значимую деятельность воспитание, и прежде всего общения, а в этих общениях, особенно мальчиков и девочек, развивается практическое сознание.

Кстати, многие взрослые, не пройдя настоящей подростковой школы, имеют главный дефицит в своей жизни — неумение общаться. Общение тоже искусство. Поэтому развивающее образование связывает воедино развивающее обучение и развивающее воспитание. Развивающее воспитание в пределах школы — это подростковая школа. У старшеклассников уже несколько другие жизненные вопросы.

Почему авторы и специалисты образовательной системы Эльконина-Давыдова настаивают на том, что одним из условий эффективной работы системы в начальной школе является использование "безотметочной системы оценивания" младших школьников?

Мы исходим из позиции: в учебной деятельности бессмысленно ставить отметки. Если ученик дискуссирует и вместе с другими приходит к какому-то правильному выводу, то отметка никакого значения не имеет. А вот развернутая, качественная оценка того, что делает ребенок, крайне желательна. Но в баллах ее не оформишь.

В последнее время широко обсуждается проблема, связанная с безотметочной системой оценивания в школьной практике, в том числе и на начальном этапе образования. Аргументы в пользу отказа от пятибалльной системы оценивания строятся либо вокруг отрицательных эффектах отметки (отметка как травмирующий элемент в обучении ребенка), либо связывается с тем, что пятибалльная шкала оценивания не может эффективно оценивать качество знаний учащихся (фактически речь идет о том, что в школе реально работает трехбалльная шкала).

В системе Эльконина-Давыдова проблема оценивания рассматривается в более широком аспекте, в аспекте изменения всей контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе, затрагивающей интересы всех субъектов этого процесса.

Изменения в контрольно-оценочной деятельности рассматривается в данной системе как "запускной" механизм в изменении всей системы функционирования школы на всех трех ступенях образования. Не эффективно обсуждать эту проблему в узких рамках только начальной школы, не имея представления о том, как все это будет работать на последующих этапах обучения. Другими словами, изменения в системе контроля и оценки в рамках образовательного процесса необходимо рассматривать через призму всех ступеней образования, а также все рассуждения об изменениях в контрольно-оценочной деятельности бессмысленна вне рассмотрения их в контексте системных изменений по всем направлениям модернизации образования.

При рассмотрении подходов к изменению контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе важно развести два проблемных поля: педагогическое, связанное с субъектами образовательного процесса (учитель, ученик, родитель) и управленческое, связанное с нормативным оцениванием результатов обученности школьников на этапе итоговой аттестации. Другими словами, есть промежуточная аттестация школьников, а это согласно ст.15 п.3 Закона "Об образовании" фактически промежуток с 1 по 9 класс, которая передана в руки Школе, и есть итоговая аттестация, которая проводятся в 9 и 11-м классе, система оценивания которой задается государством в лице Министерства образования. Ведя разговор о "безотметочной системе оценивания" надо развести текущее и итоговое оценивание.

Изменения в контрольно-оценочной деятельности на начальном этапе образования должны быть связаны прежде всего в направлении формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как необходимого условия для формирования учебной самостоятельности подростка (основная школа) и организации собственного учения старшеклассников (старшая школа) по индивидуальным образовательным программам как разновидность профильного обучения в 10-11 классе. В связи с этим, и содержание, организация образовательного процесса в начальной школе необходимо поворачивать в эту сторону, следовательно, отказ от отметки на нужен прежде всего не для того, чтобы сохранить здоровье детей, и не для того, что перейти к другой многобалльной шкале оценивания, а для того, что постепенно передать контрольно-оценочные действия в руки детей. Для чего? Для того, чтобы на следующих этапах обучения они использовали эти действия для собственной учебной самостоятельности.

Для того, чтобы сформировать у детей действия самоконтроля и самооценки школе необходимо:

  • соблюдать этапы и технологически обеспечить становление контрольно-оценочной деятельности младших школьников;
  • использовать разнообразные способы и организационные формы формирования действий контроля и оценки у учащихся;
  • иметь систему проверочных, диагностических работ для отслеживания становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и динамики формирования способов их деятельности;
  • использовать эффективные и рациональные способы фиксации контрольно-оценочных действий учащихся;
  • "иметь нормативно-правовую базу для применения безотметочной системы оценивания, т.е. выработать относительно единую "оценочную политику" на уровне школы.

Сможет ли ученик, прошедший обучение по экспериментальным программам системы Эльконина-Давыдова в основной школе, сдать успешно выпускные экзамены за курс основной школы?

  1. Учащийся может в новых условиях (нестандартных) использовать известные ему способы действия.
  2. Учащийся может видеть ограниченность известных ему способов в заданных условиях и на основе этого поставить перед собой новую задачу.
  3. Учащийся может оценить свои возможности (прогностическую оценку) по решению конкретной задачи и при возникновении затруднений и ошибок самостоятельно проводить коррекцию своих действий, ликвидировать возникшие затруднения.
  4. Учащийся может самостоятельно подбирать необходимые средства для решения поставленной задачи.
  5. Учащийся видит недостаточность условий для решения поставленной задачи.
  6. Учащийся использует для решения новой задачи модельные средства
  7. Может на основе знаний общих способов решать большой круг частных задач.

(Публикуется с сокращениями)

Обсуждение

Мой сын год отучился по этой методике в первом классе. ребенку очень сложно помогать, совершенно непонятно как. Если ребенок не успел в классе то дома очень сложно объяснить материал. Эта методика не подходит детям с неразвитым абстрактным мышлением. Им очень сложно.Хотя мой сын в 7 лет научился решать примеры с простейшими дробями, справляется с задачами на умножение и деление не зная таблицы умножения. Научился довольно четко выражать свои мысли. А вот читает очень плохо, даже не выполняет нормативы первого класса. Результат мог бы быть значительно лучше, но к сожалению мой ребенок не попал в пятерку учеников с которыми работает учитель. Совет родителям - выбирайте не методику, выбирайте педагога.
Украина. Херсон.

26.08.2008 17:06:55, Татьяна

Да, характерная особенность последователей школы ЭД - неумение выражать мысли ясно и простыми словами:)).
Мои дети учатся у Воронцова уже три года. Мне нравится, детям тоже.
Отдавая детей в эту школу нужно чётко понимать, зачем Вам это нужно:) - собственно, это первый вопрос на собеседовании:). Плюсов много, минусов тоже достаточно, и они существенны.

Закончили 1 класс. Ребенок рад что без оценок (наверно, не хочет показать когда не знает и будет оценка ниже других), родителям сложно понять уровень знаний ребенка в школе. Именно в школе, а то дома они все самые-самые... а кто какой в школе, перед всеми. Сколько бы не придумывали, все это хорошо забытое старое. Но мне ближе и понятнее системы обучения советских школ, через которые сами прошли и нормально. Уверена - учеба это труд, а не игра.

Где такие школы есть?

Комментировать статью " Система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова"

Я очень люблю во всем профессионализм, мне нравятся система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова и программа Л.А. Венгера, как бы не в последнюю очередь, за то, что их разрабатывали профессиональные психологи...

Обсуждение

Здравствуйте, Евгения!
Подскажите, пожалуйста, сколько стоит программа "Развитие", хотя бы примерно. Это доступный вариант?

22.01.2013 19:59:26, Татьяна Ф.

Женя, я с удовольствие размещу информацию по методике Вегнера на моей страничке по раннему развитию - а точнее выделю в отдельную страничку, на ней будет и информация о центре.
Я готова сделать все это бесплатно, но при одном условии- что вся информация будет мне предоставлена в виде документов Ворд.
Правда, я в этом деле Любитель, и дизайнер я не слишком великий.
Если все подходит - пишите на mail
[email protected]
С моей страничкой можете познакомиться по адресу:
Страничка
"Раннее развитие детей от Веселой" расположена по адресу

http://calflove.narod.ru/baby-ed.htm
,
а ее зеркало на

http://www.angelfire.com/ma/Calflove/baby-ed.htm

Хотите, чтобы Ваш малыш был энциклопедически образованным
и рано научился читать, был любознательным и веселым.
Тогда посетите эту страничку.
На ней - постоянно обновляющая подборка аннотированных ссылок
на материалы, посвященные раннему развитию детей.
Методики М.Монтессори, Г.Домана, Никитиных, Зайцева,
рекомендации Л.Даниловой для воспитания любознательных малышей.

11.08.2000 13:37:31

"Элевит Пронаталь" – комплекс витаминов, минералов и микроэлементов, предназначенный для женщин на этапе планирования беременности, во время беременности и после родов в период грудного вскармливания. На сегодняшний день «Элевит Пронаталь» является единственным витаминно-минеральным комплексом (ВМК), эффективность которого в отношении профилактики врождённых пороков развития была клинически доказана 1 . В одной таблетке «Элевит Пронаталь» (что составляет суточную дозу) содержится 800...

Этой зимой ожидается выпуск бальзама от «Курносиков» для ухода за кожей лица и тела с максимально допустимым содержанием Д-пантенола в косметическом средстве. Обогащенная формула разработана специально для ежедневного ухода за кожей склонной к сухости и раздражению. Новый бальзам «Пантенол ZD» поможет защитить нежную кожу от вредного воздействия солнца, ветра и мороза. «Пантенол ZD» подходит как детям, так и взрослым для ежедневного применения. Он, как и другая детская косметика торговой...

В музее «БИОЭКСПЕРИМЕНТАНИУМ/ ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ» читает бесплатные лекции Дарвиновский музей. 24 октября, 16:30-17:30 «Путешествие в мир клетки» Эта лекция ответит на сотню детских вопросов, ежедневно задаваемых мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Из чего состоят животные и растения? Почему листья на деревьях зеленые? Кто живет в капле воды? Какие туфельки носят инфузории? И, самое главное участникам лекции предстоит познакомиться с Её Величеством Клеткой - основной "деталью" всех живых...

Маша, мое мнение за все эти годы не изменилось: брать "Букварь" Д. Б. Эльконина и заниматься с ребенком в 4,5 года по нему, вовсе не значит "обучаться по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова ".

Для нас система сложновата, но выбора не было - все нормальные школы города работают только на Занкове:(, а у сына аутизм, нужен индивидуальный подход. Программа Эльконина - Давыдова 29.12.2003 15:26:17, Дыбра.

Обсуждение

Мы прошли первый американский класс и сейчас занимаемся по программе второго (если наши занятия вообще можно привязать к классу). Язык: буквы, начало чтения (слова и короткие фразы), курсив и каллиграфия вообще, основы стихосложения, части речи, виды метафор и т.п. на английском и русском все. Математика - по моей программе, сейчас занимаемся пространственной симметрией. География и история отстает, мы там занимаемся по темам и они очень странные и с программой слабо связаны. Ну, сейчас изучаем альтернативные движения 60х-80х.

Учимся по "Гармонии" - начали третью пропись. Дети пишут короткие диктанты, по русскому - два-три простых предложения. По математике - диктанты на слух на состав числа (типа "9 - это 5 и?" - нужно записать только ответ). Буквы вроде все прошли, или почти все... не помню. Еще у них много логических задач (имхо, не самых простых), и всякие карточки - "слоги слияния", "схемы предложений" и т.п. Касса букв и слогов вроде бы в январе уже не понадобится.
А кроме математики и русского Вам не интересно?:) Большой объем информации идет по "Окружающему миру" - и насчет природы, живой-неживой, и время, и дорожные знаки, и стихи длиннючие по временам года, да и не упомнить всего...
По английскому до декабря только устно все было, вторая половина декабря - начали писать, немножко совсем, несколько букв...
Правда, усложненной программой "Гармонию" я бы не назвала. Достаточно комфортная для детей программа, и слава Богу! :))

02.01.2004 00:44:02, Ма

Так, дорогие мои, что мне делать? Язык мой – враг мой!!! Уже на сто раз покаялась, что написала эту фразу «для системы Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, обученный ребенок до школы - это плохо».

Обсуждение

Еще по поводу одного момента, который я, лично, считаю очень существенным, хочу сказать. Топик "О государственных школах" очень разросся, я поэтому здесь пишу.

О РАБОТЕ В ГРУППЕ.
Цитата:
>>… Я тоже такая отсталая. я вообще не понимаю с какой стати ребенок ДОЛЖЕН работать в группе? У нас в школе такого нет и надеюсь не будет. В группе можно работать уже в старшей школе, а так, кто в этой группе организовывает работу? Ответственная девочка, которая страшно переживает за то, что мальчик тот про дачу рассказывает, и их группа первая не будет?
У моей в саду устроили такое соревнование командное, мало того, что все дети переругались, так еще половина!! детей устроила грандиозные истерики, я свою 3 дня успокаивала, а это была новая разработка из роно прислали как новое достижение - работа в сотрудничестве. 28.7.2003 20:57:11, Акорса>>

А ГДЕ ребенок будет учиться работать в команде? В старшей школе, я считаю, поздновато будет. С детского сада как раз начинать надо (там даже в млаших группах требуется взаимодействие детей). Та же подготовка к школе - не только "чтение, письмо, счёт", не только развитие внимания и мышления, еще - это умение взаимодействовать, умение уметь слышать и действительно услышать другого; имея свои аргументы или свой путь решения определенных задач (необязательно математических), уметь прислушаться к другим участникам, взвесить их аргументы. Умение вовремя признать правоту другого тоже важно, точно также, как и умение отстаивать свое мнение. Т.е. не только для учебных дел, но и для жизненных работа в группе, сотрудничество никак не может быть лишним. Правильное решение всегда лучше осознается, когда есть с чем его сравнить. А умело организовывает, направляет такую работу, конечно, педагог.

К сожалению, этому мало уделяют внимания и сами родители, и педагоги дошкольных учреждений.

По поводу истерики и ругани при проведении соревнования. Воспитатели, стало быть неграмотно подошли к этому виду деятельности, дети были совсем неподготовлены. :(((Сочувствую. Так бывает, когда разумные предложения того же РОНО начинают выполнять без подготовки, формально. А соревнование – это вообще особый "жанр" в педагогике. :)

Я высказываю своё мнение. Опять же, хорошо, что мы здесь всё это обсуждаем. Если кому-то из родителей кажется, что для их детей такие формы работы не подходят, значит, они не выберут программу и педагогическую систему, практически целиком основанную поисковой работе, на работе в группах, на сотрудничестве, совместных обуждениях во время урока (что, естественно, диктует особые формы дисциплины) и т.п.

Красно Солнышко
Маша, методики Эльконина как СИСТЕМЫ в дошкольной педагогике действительно не существует, Евгения права.
Целостная методическая система Э-Д с ведущей ролью теоретического мышления не рассчитана (и совершенно обоснованно) на возраст дошкольников.
Ее элементы – обучение чтению (или подготовка к обучению чтению) существуют для дошкольников в разработке Бугрименко, Цукерман ("Чтение без принуждения"), в Букваре Эльконина для 6-леток.

Evgenia

У нас с вами давно сложившиеся взгляды и нет смысла переубеждать друг друга:), но позицию вашу я понимаю и уважаю.

Спасибо за внятное профессиональное объяснение сути системы. Для интересующихся это важная информация.
С интересом прочла ваши сообщения в этом и соседнем топике ("По поводу государственных школ").
Идеальных систем нет. Идеальность=безликость. (имхо)
Нет плохих систем, есть те, которые подходят или не подходят конкретному ребенку.
Родители сейчас, слава Богу, все же могут искать, подбирать ту систему, которая подходит именно им, как каждый педагог ищет и находит ту педагогическую систему, которая ему близка и не противоречит его убеждениям, ту, которую в его интерпретации принимают дети и которая дает результат.

В системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова прежде чем учить детей частным способам решения отдельных классов орфографических задач, их учат общему способу постановки любой орфографической задачи.

Обсуждение

А можно назвать номера этих "брендовых" школ:-)

30.07.2003 17:00:05, МашенькаЛ.

Хорошо, постараюсь конкретно. Что отличает эту систему от других (частично использую отрывки из статей авторов системы):
В 60-е годы Д.Б. Эльконин сформулировал гипотезу о том, что уровень интеллектуальных достижений (ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ, А НЕ ЗНАНИЙ), который при существовавшей тогда (и преобладающей по сей день) системе начального обучения демонстрируют лишь одаренные дети 6-12 лет, становится доступным большинству младших школьников при обучении иного типа. Речь шла о способности одаренных детей после первых попыток решения новой задачи выделять ее наиболее существенные условия и дальше, ориентируясь на них, решать все задачи того же класса «с места», практически без ошибок. Уж это-то Вам должно быть знакомо, если Вы заканчивали физмат и играли в шахматы, что кто-то при одной и той же структуре задачи, решив задачу «про картошку», «про огурцы» решает как новую. И такому ребенку раз 80 надо решить подобные задачи, чтобы он увидел в них общую структуру и начал решать эти задачи как подобные. Детей, которые умели это делать «с ходу», как правило, в советские годы, отбирали в матклассы, они считались способными и одаренными. Всем остальным, считалось, это не доступно. Эльконин сказал о том, что если по-другому построить содержание образования, то каждый ребенок сможет изначально видеть в задаче существенное.
То же самое на примере русского языка: в русской орфографии существует следующий общий закон: есть звуки, которые можно обозначать буквами по слуху (действовать по правилу «что слышу, то и пишу» - кот, пар), а есть звуки, за которые «спорят» несколько букв и которые на слух писать рискованно (молоко или малоко или малако или молако). Эти звуки образуют орфограммы, и выбор буквы при написании орфограммы представляет орфографическую задачу. Таких классов орфографических задач несколько десятков, частным способам их решения детей учат в течение 6-8 лет; и к этому сводится традиционное обучение орфографии в русском школе. Упражнения и диктанты подбираются так, чтобы в них не было неизученных детьми орфограмм.
В системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова прежде чем учить детей частным способам решения отдельных классов орфографических задач, их учат общему способу постановки любой орфографической задачи. В 1 классе, ещё до изучения конкретных типов орфограмм, дети открывают само существование орфограммы как проблемы выбора буквы и приучаются спрашивать (взрослого, словарь, справочник) о каждой неизвестной им орфограмме. Если удается научить ребенка систематическому «орфографическому сомнению», в основе которого лежит умение отделять известное и неизвестные орфограммы, то можно обеспечить безошибочное письмо задолго до знания всех конкретных правил. Специальная проверка показала, что в конце 3 класса 92 % учеников, обучавшихся по системе Эльконина – Давыдова, смогли написать чрезвычайно сложный диктант без ошибок именно потому, что смогли задать все необходимые вопросы. Лишь 24% учеников, обучавшихся по традиционной системе, справились с этой задачей.
Такая разница в способности детей самостоятельно ставить новые орфографические задачи определяется прежде всего способом обучения. Одни дети владели общим понятием «орфограмма», на основе которого можно распознать любую, даже впервые встречающуюся орфограмму, задуматься о выборе буквы, запросить у взрослого недостающую информацию и не ошибиться, другие дети владели лишь частными способами решения отдельных классов орфографических задач, а в неизвестных случаях действовали наугад, не подозревая о возможности ошибиться.
А теперь проведем мысленный эксперимент. Предложим всем этим детям совершенствовать свою грамотность самостоятельно, снабдив их отличными справочниками, самоучителями и расписанием работы учителей – консультантов. Какая группа детей окажется в более выгодном положении? Разумеется та, которая умеет самостоятельно определять, чего они ещё не знают, о чем надо спрашивать консультанта, что искать в справочниках, т.е. умеют ставить новые учебные цели. Иными словами, обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова формирует у школьников умение учить себя самостоятельно. Умение отделять известное от неизвестного и высказывать предположение о содержании неизвестного (но еще не умение самостоятельно искать способы проверки высказанных гипотез – это на уровне группы) – вот тот уровень учебной самостоятельности, который доступен большинству 10-11 летних школьников, обучавшихся в начальной школе по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
В этом и заключается качественное отличие этой системы от всех других систем. В системе Занкова, например, развивающий эффект достигается за счет организации обучения, за счет повышения уровня сложности, но при этом содержание пособий остается на уровне старой схемы «от решения частных задач – к общему способу".

Только при этих условиях можно утверждать, что Ваш ребенок учится по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова: 1)Учитель прошел переподготовку в одном из центров Ассоциации развивающего образования 2)Обучение ведется по следующим программам: математика – С...

Обсуждение

В магазине методической литературы при школе 91 (м. Арбатская, ул. Поварская, 14,напротив церкви на Новом Арбате).

Мой вам совет,бегите от этой системы как от огня.Сначала будете искать учебники,потом прописи.Потом поймете,что ребенку надо помогать,начнете искать методички.Учебники еще найдете,а вот прописи и методички,мы так и не нашли за весь год обучения по этой системе.Так нас и "развивали"весь год,без прописей по русскому и тетрадей по математике.Русский язык по Репкину,это путь в неграмотность.Никаких правил русского языка,фонетика весь год,с разбором транскрипции русских слов.Все это развивающее обучение,это фикция,эксперимент на детях.Академических знаний эта система не дает,якобы ребенок должен сам додуматься,а если не додумался,они тут не причем.Итог,таков мы купили учебник традиционного русского языка и проходим все правила на каникулах.

29.05.2003 23:10:22, Истина где-то рядом

В начальной школе учат считать, читать и писать. Это обучение нацелено на формирование навыков грамоты. Традиционно начальная школа - четырехлетка, - и была школой грамоты. Но при введении общего среднего образования цели стали меняться. Начальная школа должна заложить фундамент, базу для освоения учебных предметов в средних классах и основ наук - в старших. Простые навыки не являются достаточным фундаментом. Кроме того, работы отечественных психологов, прежде всего Л.С.Выготского и его школы, открыли перед педагогикой качественно новые возможности: не только обучать узкопредметным знаниям, умениям и навыкам, но целенаправленно формировать и развивать общеинтеллектуальные способности детей.

Сегодня множество учителей начальных классов экспериментируют и разрабатывают авторские курсы. Это сложная работа многих специалистов - философов, психологов, методистов, учителей-экспериментаторов. Все эти специалисты просто необходимы для того, чтобы построить действительно новую педагогику - педагогику формирования и развития способностей. Такая работа и велась в нашей стране с 60-х годов под руководством Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. Сопоставлялись фундаментальные направления в психологии - Ж..Пиаже и Л.С.Выготского, подходы А.Леонтьева и С.Рубинштейна, свою методику выстраивал П.Я.Гальперин. В философии - острая дискуссия между традиционными советскими философами и молодым авангардом - Э.В.Ильенковым, А.А.Зиновьевым, Г.П.Щедровицким. Новые подходы опробуются Э.В.Ильенковым в интернате для слепоглухонемых. Результат потрясающий - даже при отсутствии основных чувственных каналов восприятия можно научить ребенка мыслить! И не просто, а теоретически - моделировать, употреблять категории и понятия.

Тут необходимо сразу определиться. Сегодня говорят: "Зачем специальный термин "развивающее обучение"? При всяком обучении ребенок развивается".

Но разве традиционно в школе ставят задачу "сформировать такую-то способность"? В программах записано: должны знать и уметь. Этого учитель и добивается. А какие есть способности, как они устроены, как их диагностировать и как с ними работать - с этим традиционный учитель дела не имеет. Он даже считает, что способности - это что-то врожденное, и вообще сомневается, что их можно формировать .

Подход Эльконина-Давыдова специально строится как педагогика способностей. Для подчеркивания мысли можно было бы даже сказать: РО нацелено на формирование способностей мышления в первую очередь, а на обучение математике и русскому языку - во вторую. Именно поэтому "развивающее обучение" - не метафора, а точный термин. И строго этот термин применим только и именно к обучению Эльконина-Давыдова.

Основные идеи развивающего обучения

1) Идея учебной деятельности.

Эта идея Д.Б.Эльконина фундаментальна. Она позволяет понять, чем учение отличается от всего другого, что делает человек. Во всякой деятельности человек меняет, преобразует какой-то предмет , чтобы получить результат. Например, он преобразует условия задачи, чтобы получить ответ. Или преобразует, меняет форму слова, чтобы определить букву в орфограмме. Это все -предметные действия . А вот учебная деятельность особая - в ней человекпреобразует самого себя . Делает себя из "я-не умею" в " я-умею", из "я-не знаю" в "я-знаю". Этим учебная деятельность в корне отличается от школярской учебной работы. В последней ученик выполняет множество заданий, но при этом не тренируется осознанно в каком-либо способе. Для него вообще способы действия не являются главным. А в учебной деятельности ученик нацелен именно на способы -перенять новый эффективный способ, понять его, овладеть им, оттренировать его - вот специфически учебная задача .

Учебная деятельность - это высокая культура самообучения с помощью взрослых и товарищей. Дети такой культурой не владеют. Требуется прививать ее ученикам.

Значит первая главная задача РО - научить детей учиться.

Похожие публикации