Старший пионервожатый. Николаевский районный суд ульяновской области в составе Пионервожатый в школе

Должностная инструкция старшего вожатого

Общие положения

1.1.Старшая вожатая назначается и освобождается от занимаемой должности директором Школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности старшего вожатого его обязанности могут быть возложены на любого педагога. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора Школы, изданного с соблюдением требований законодательством о труде.
1.2.Старший вожатый должен иметь высшее, незаконченное высшее, среднее специальное образование, а также склонности к занятиям с детьми.
1.3.Старший вожатый непосредственно подчиняется заместителю директора по воспитательной работе.
1.4.В своей деятельности старший вожатый руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», положениями, указами органов управления образования всех уровней.

Функции

Основными направлениями деятельности старшего вожатого являются:
2.1.Организует деятельность детских общественных организаций и объединений.
2.2.Управление коллективом детей на основе взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, тесного творческого сотрудничества.

Должностные обязанности

Старший вожатый по своей должности выполняет следующие обязанности:
3.1.Организует досуг детей, подростков, учеников старшего возраста, создает необходимые условия для раскрытия способностей школьников.
3.2.Стимулирует активность, самодеятельность и инициативу школьников.
3.3.Принимает меры к обеспечению безопасности и охране жизни и здоровья вверенных ему детей.
3.4.Готовит и проводит массовые мероприятия.
3.5.Поддерживает тесные связи с педагогами Школы и другими общественными организациями.
3.6.Организует наглядное оформление школы по какой-то определенной тематике.
3.7.Совершенствует свои профессиональные знания, повышает квалификацию и кругозор, изучает передовой опыт работы с детьми и подростками.
3.8.Принимает меры к развитию и сохранение материальной базы детских организаций и объединений.
3.9.Ведет ежедневный почасовой план, рабочий дневник вожатого, иную установленную школой документацию.
3.10.Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.
3.11.Осуществляет выпуск общешкольной газеты.

Права

Старший вожатый в пределах своей компетенции имеет права:
4.1.Самостоятельно выбирать формы и методы работы с детьми и подростками и планировать её исходя из педагогической целесообразности.
4.2.Участвовать в решение важнейших вопросов деятельности школы, в работе Педагогического совета школы.
4.3.Вносить предложения по вопросам деятельности школы администрации, которые подлежат обязательному рассмотрению.
4.4.Пользоваться в свободное от занятий время помещениям школы (за исключением кабинетов), спортивным и актовым залами, в том числе в выходные и праздничные дни.

Ответственность

5.1.Старший вожатый несет дисциплинарную ответственность за не исполнение без уважительных причин служебных обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей Инструкции, а также за нарушение Правил внутреннего трудового распорядка школы.
5.2.Дисциплинарное взыскание в указанных случаях налагается приказом директора школы после не соблюдением сроков, установленных законодательством о труде. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения с работы применяется не иначе как с учетом мнения профсоюзного органа школы.
5.3.В случае совершения старшим вожатым аморального проступка, несовместимого с выполнением воспитательных функций, трудовой договор с ним расторгается в соответствии с КЗоТ РФ.


Взаимоотношения. Связи по должности

Старший вожатый:
6.1.Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному из 36 часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.
6.2.Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается директором Школы.
6.3.В конце учебного года предоставляет письменный отчет о проделанной работе заместителю директора школы по воспитательной работе.
6.4.Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера.
6.5.Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию с педагогическим работниками и заместителями директора.
6.6.Передает заместителю директору по воспитательной работе информацию, полученную на совещаниях, семинарах, методических учебах, непосредственно после её получения.


Характеристика

старшей вожатой МКОУ «Сухочевская основная общеобразовательная школа» Фатежского района Курской области

Валивахиной Надежды Викторовны

Валивахина Надежда Викторовна в 1991 году окончила Курское педагогическое училище и получила специальность учитель начальных классов, старший пионервожатый. В данной школе работает 22 года, в должности старшей вожатой – 10 лет. За время работы проявила себя как ответственный, творчески работающий вожатый.

Надежда Викторовна способствует развитию и деятельности детского общественного объединения «Факел». Помогает детям и подросткам в программировании деятельности их объединения, осуществляет календарное и перспективное планирование. Самостоятельно разработала и реализует долгосрочную программу развития детского общественного объединения, целью которой является саморазвитие личности ребёнка на основе общечеловеческих ценностей с учётом индивидуальных особенностей каждого, основной идеей программы является воспитание гражданина России. Деятельность детского объединения «Факел» направлена на реализацию основных направлений: развитие творческих способностей учащихся, организация досуга молодёжи, развитие самоуправления, совершенствование лидерских качеств, гражданско-патриотическое воспитание, пропаганда здорового образа жизни.

Учитывая возрастные особенности и интересы детей, Надежда Викторовна создаёт благоприятные условия, позволяющие проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, с пользой проводить свободное время. Для этого организует массовую внеурочную деятельность, каникулярный отдых детей. Все мероприятия построены с учётом здоровьесбережения детей и подростков.

Валивахина Надежда Викторовна работает над методической проблемой «Технология и проведение праздников». Использует технологии коллективного творческого воспитания, игровые технологии, формы диагностической работы с детьми, владеет методикой анализа организационно-методической деятельности.

Как руководитель детского объединения Надежда Викторовна активно вовлекает своих воспитанников в дела общие для села, района, области, страны. Ребята детского объединения «Факел» ежегодно участвуют в мероприятиях Управления образования администрации Фатежского района, в районных слётах детских объединений, в конкурсной программе районного и областного фестивалей «Детство без границ», в акциях Курского областного эколого-биологического центра, в мероприятиях Фатежского Дома пионеров и школьников. Часто занимают призовые места. В 2011 году детскому объединению Факел» МКОУ «Сухочевская ООШ» Комитетом по делам молодёжи и туризму Курской области была выражена благодарность за вклад в развитие детского добровольческого движения Курской области за активное участие в акции «Доброе дело». В 2012 году в честь знаменательной даты – 90-летия пионерской организации ребята детского объединения «Факел» активно участвовали в акции «Салют, Пионерия!» и с достоинством выполнили Пионерское задание. Координационный комитет акции оценил работу ребят на «отлично». Дети с большим уважением относятся к своей старшей вожатой.

Декан одного из факультетов Академии госслужбы Владимир Киселёв знает об этом не понаслышке. Когда-то он сам был отрядным вожатым.

- Владимир Николаевич, пожалуйста, расскажите какую-нибудь историю про макулатуру из собственного вожатского опыта!

Однажды, чтобы сделать сбор макулатуры привлекательным для ребят, мы придумали целую историю. Тогда многие увлекались творчеством ленинградского писателя Вольта Суслова. Мы с друзьями обратились к нему. Пригласили к себе в дружину, и он честно рассказал - мол, задумал новое произведение, работаю над ним сейчас. Чтобы книжка в результате получилась иллюстративной, на хорошей бумаге, нужно собрать определённый объём макулатуры. Собрав названное количество - счёт шёл на тонны! - пионеры отрапортовали Вольту Суслову. Книга вышла, и писатель сразу пришёл с ней в школу, подарил экземпляр с автографом и пожеланиями нашей библиотеке. Понятно, что не обошлось без хитрости со стороны взрослых. Зато сбор был мотивированным. Кое-где, конечно, занимались «орнитологией» - работали ради «галочки» или «птички». Райком комсомола скрупулёзно подсчитывал килограммы и тонны - какая пионерская дружина больше собрала, та и победила. На следующий год мы, вожатые, придумали игру по станциям. Дети изучали, сколько нужно потратить деревьев на изготовление бумаги определённого сорта, решали иные задачки. Ответы подводили ребят к пониманию, что это - важное государственное дело.

Позже вы долгое время работали в Ленинградском Дворце пионеров, стали последним его директором. Тогда в бывшем Аничковом дворце была сосредоточена методическая работа всей городской пионерской организации. Ключевыми людьми в ней являлись пионервожатые. В чём заключались их задачи?

Директором Ленинградского дворца пионеров имени Жданова я стал в 1990 году, в самый переломный период. Уже через год бывший Аничков стал Санкт-Петербургским городским дворцом творчества юных. Но смысл его деятельности не изменился - служить интересам детей, организуя их досуг на благо здоровью и творческому развитию. Семь лет до назначения директором я был замдиректора по учебной работе, ведал творческими коллективами, к организации пионерской работы имел только касательное отношение. Но задачи вожатых, конечно, знаю. Вожатый должен был научить пионеров многим практическим навыкам: как одной спичкой разжечь костёр в походе, правильно установить палатку и не промокнуть в ней, если пойдёт дождь, сварить вкусную еду на костре. Вожатые обязаны были заниматься спортом сами и уметь организовывать соревнования по пионерболу и «взрослым» видам спорта. При активном участии вожатых был придуман хоккейный турнир «Золотая шайба». В то же время вожатые создавали театральные студии или клубы любителей поэзии, музыкальные коллективы. Пробудив в талантливых детях интерес к какой-либо творческой или научной сфере, грамотные вожатые направляли их в районный Дом пионеров или городской Дворец имени Жданова к профессиональным преподавателям в этой области.


Командующий парадом на Дворцовой площади председатель Городского пионерского штаба Максим Соколов отдаёт рапорт председателю Ленинградского Совета пионерской организации Олегу Кузину в присутствии первого секретаря обкома ВЛКСМ Валентины Матвиенко

В каждой советской школе был старший пионервожатый, являвшийся членом педагогического коллектива. Значит, были и рядовые пионервожатые?

В советское время должность старшего пионерского вожатого числилась в штатном расписании каждой общеобразовательной школы. Работа старшим пионервожатым засчитывалась в педагогический стаж наравне с учительской. На старшего вожатого учили в педучилищах и некоторых педагогических вузах нашей страны. Самый серьёзный из них, Костромской педагогический институт, занимался и подготовкой вожатых, и методическим её обеспечением - в общем, разрабатывал эту профессию на научной основе. В Санкт-Петербургском университете имени Герцена пионерским движением занимались на кафедре педагогики. В тарифно-квалификационном справочнике с должностными обязанностями 2010 года, нормативы которого утверждены Министерством труда, можно найти формализованную должностную инструкцию старшего вожатого, в которой перечислены все его функции и квалификационные требования. Должность существует по-прежнему, только называется не «пионерский вожатый», а «старший вожатый» или «вожатый в детских лагерях». В школе вожатые появились в 1922 году, сразу с образованием Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Старшие вожатые были назначены чуть позже - сначала работа шла на уровне отрядов. В каждом классе школы действовал пионерский отряд, причем одноклассников принимали в него не одновременно - сначала лучших из лучших, а постепенно и всех остальных. В результате класс полностью становился пионерским. В качестве отрядных пионервожатых, как правило, выступали старшеклассники, а к октябрятским классам в начальной школе иногда «приставляли» шефов из числа пионеров-семиклассников.

В первые годы существования пионерии в СССР отрядными вожатыми часто становились пролетарии. Точнее, работающая молодёжь с предприятий, из молодёжных организаций, вузов, а также из театров и других творческих коллективов. Постепенно на опыте общественной работы возникла «освобождённая» должность старшего пионерского вожатого, получавшего зарплату. Старший пионервожатый отвечал за организацию всей внешкольной работы и систему воспитательной работы в школе. А отрядные вожатые были добровольными помощниками старшего.

То есть старший вожатый координировал работу отрядных. Если школа была большая, в ней иногда трудились двое старших вожатых. Директор школы определял их взаимодействие, соподчинённость и так далее. Когда в начале 1970-х годов была создана должность замдиректора школы по воспитательной работе, вожатые стали его подчинёнными. Замечу, что опытные педагоги ценили вожатого как коллегу, являвшегося полезным и хорошим помощником - тут и энергия через край, и здоровые амбиции, и мощный творческий потенциал. Вожатый, как правило, был немногим старше самих пионеров - возрастная дистанция составляла три-четыре года. Поэтому подопечные испытывали к нему особое доверие, как к своему и в то же время - кумиру.

Знаете ли вы примеры, когда педагог старшего возраста задерживался в должности пионервожатого - например, когда ему переваливало за сорок лет?

Старшими пионервожатыми, в основном, работали выпускники педагогических вузов или даже студенты вечерних и заочных отделений. Были примеры, когда люди оставались в этой «молодёжной» должности чуть ли не до пенсии. Но вообще-то, вожатый - это профессия с быстрым «выгоранием». Три-пять лет, и надо уступать дорогу молодым. Глаза уже не горят как прежде, становится неинтересно самому, и эту фальшь очень быстро чувствуют пионеры. Многим успешным сейчас людям вожатская работа вспоминается как удачный старт.

Моё детство, с 1996-го до 2005-го, прошло в пионерских лагерях, то есть в детских оздоровительных центрах. У нас в отрядах тоже работали вожатые как помощники воспитателей. Можно ли считать их «наследниками» пионервожатых советского времени?

Разумеется! В советское время точно так же в отряде работали вожатый и воспитатель, у которого было больше организационных функций - он отвечал за весь режим дня. Вожатые занимались подготовкой конкретных творческих дел и приучали ребёнка к выполнению элементарных бытовых обязанностей, ведь дома за него всё делали родители.

Сейчас просто исчезла политическая составляющая работы вожатого, при том, что она не была главной и в советское время. Даже если вожатые проводили политинформации, они были интересны для детей. Я и сам вёл занятия в Городском пионерском штабе по текущей политике, учил своих слушателей самостоятельно оценивать и анализировать события. Ведь «Пионерская правда» и «Ленинские искры» давали штампованные, скучные комментарии. В узком кругу можно было себе позволить относительно искренние разговоры с ребятами, которые ценили доверие старшего товарища.

У Дворца пионеров был свой лагерь «Зеркальный», он и сейчас действует, называясь загородным центром детско-юношеского творчества. Туда я приезжал ещё школьником. Утро в «Зеркальном» всегда начиналось с зарядки, заканчивался день «Светланой», мелодией из фильма «Гусарская баллада», которая по-прежнему там звучит - с самого открытия лагеря в 1969 году:

Лунные поляны, ночь, как день, светла...

Спи, моя Светлана, спи как я спала

В уголок подушки носиком уткнись

Звезды, как веснушки, мирно светят вниз.

Зазвучала «Светлана» - значит, отбой, все в постелях. Утром раздаются позывные, которые тоже сохранились в «Зеркальном».


Пионеры сдают макулатуру у дверей школы. Архивная фотография

- Значение вожатых было выше в школах или в пионерских лагерях?

Безусловно, в лагерях. Но вожатый в лагере - ещё более «выгораемая» работа, чем в школе. Два года подряд - это уже серьёзный стаж. Ведь там они вместе с детьми круглые сутки. Поэтому в лагере и отрядные вожатые, и старшие вожатые всегда получали и получают зарплату. Кстати, вожатым, как и в советское время, помогает наш петербургский детский журнал «Костёр», который до сих пор выходит в Петербурге. Был и профессиональный журнал «Вожатый», там печаталось много инструктивно-методических материалов из опыта работы. Во Дворце пионеров каждый год выходили материалы - методические рекомендации, как можно построить жизнь пионерских дружин в этом учебном году. В том «Зеркальном» ежегодно проходила школа вожатского мастерства, проводились семинары, были и лекции, но чаще - практические занятия. Газета «Ленинские искры» устраивала всевозможные общегородские акции. Движение «Красных следопытов», по сути, было рождено этой газетой. Когда я был пионером, мы с вожатыми занимались поисками в Тосненском районе - там в болоте обнаружили детали самолёта, извлекли оттуда вещи лётчика - в планшете сохранились полуистлевшие документы. Впоследствии по этим документам нам удалось узнать его имя - Алексей Рычин. До того он числился пропавшим без вести. Мы два года искали его родственников, месяцами ждали ответа из архивов, отправляли новые запросы. И всё-таки нашли в Перми сестру и других родственников пилота. Они приехали в посёлок, где я тогда учился. Состоялось торжественное захоронение останков героя, погибшего, защищая Родину. Я вспоминаю, как мы встречали их и ходили на эту могилу. Сейчас я приезжаю туда очень редко, но всегда хожу на улицу Алексея Рычина. Ведь она появилась на карте благодаря тому, что было сделано мальчишками и девчонками нашего класса во главе с вожатым в далёком уже 1965 году.

Да, вожатские будни действительно впечатляют! Но случались ведь в деятельности пионерской организации и праздники? Была красивая парадная форма, значки, галстуки - вожатые их носили?

Форма, конечно, была - и парадная, и повседневная. Пионерский галстук, значок, шевроны: у звеньевого один, у председателя Совета отряда - два, у председателя Совета дружины - три. Старший пионервожатый, естественно, уже член Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи (ВЛКСМ), носил на груди комсомольский значок. Каждый год 19 мая, в день рождения Пионерской организации, в Ленинграде обязательно проводился парад на Дворцовой площади. Право выйти на него предоставлялось только правофланговым дружинам. Многие из них носили имена известных учёных, полководцев или героев войны. С трибуны парадом командовал председатель Городского пионерского штаба. В каждом классе был председатель Совета отряда, в школе - председатель Совета дружины, в районе действовали пионерские штабы, состоявшие из представителей дружин всех школ района, и главный штаб - городской. Он находился во Дворце пионеров. Одно время председателем Городского пионерского штаба был нынешний министр транспорта России Максим Соколов. У меня в личном архиве есть фотография, где он мальчишкой-старшеклассником командует парадом и отдаёт рапорт Олегу Кузину, тогда - председателю Ленинградского Совета пионерской организации, будущему главному редактору «Ленправды» и «СПб Ведомостей». Рапорт отдаётся в присутствии Валентины Матвиенко, в те времена - первого секретаря обкома комсомола, а теперь - председателя Совета Федерации России.


С пионеров в общественно полезных делах, таких как сбор макулатуры, брали пример их более юные товарищи - октябрята. Архивная фотография

À PROPOS

Владимир Николаевич Киселёв - заслуженный работник культуры России, состоит в Правлении Всемирного клуба петербуржцев

Обложка публикации: Владимир Николаевич Киселёв. Фотография из личного архива

Младшую сестру и дочь Надежды Степановны Сухоруковой ее бывшие коллеги и знакомые всегда спрашивают: «Как там, наша мать родная?». Надежда Степановна отметила 85-летний юбилей, но в памяти многих до сих пор осталась старшей пионервожатой, молодой учительницей, обязательным и исполнительным секретарём райисполкома.

Надя родилась в 1931 году в деревне Сухоруково в начале осени. Отец Степан Андреевич был учителем, поэтому семья часто переезжала из села в село — была всеобщая ликвидация безграмотности. Жили в Калачёво, Копытово, в Селезяне, где родилась вторая дочь Сталина. Когда девочки подросли, семья переехала в Еткуль, здесь родилась Светлана. Всех дочерей Степан Андреевич назвал не просто так: идейный советский гражданин, коммунист выбрал им имена в честь Надежды Крупской, Иосифа Сталина и его дочери Светланы. Девочки росли в любви и ласке и до сих пор очень дружат между собой.

Старшая дочь, старшая сестра — на Надежде всегда лежала большая ответственность. В войну она была труженицей тыла — помогала собирать картошку на полях Еткульского совхоза. Отец умен рано, погиб, когда Наде было всего 14 лет. В это же время девушка вступила в ряды комсомола, до сих пор сохранились и наградной знак ЦК ВЛКСМ, и комсомольский билет. А в 15 — в трудовой книжке уже появилась первая запись: «Принята на работу в Еткульскую среднюю школу старшей пионервожатой». В Еткуле тогда была пионерская дружина имени Ульяны Громовой. Проходили торжественные линейки, общешкольные пионерские сборы. Председатели советов отрядов сдавали председателю совета дружины рапорты, тот, в свою очередь, сдавал их старшей пионервожатой, а она — директору школы. Было что-то в этой системе особенное, от чего до сих пор у старшего поколения мурашки по коже, их выдержка, дисциплинированность, ответственность — всё тоже оттуда. У каждого отряда были свой флажок, пионерская атрибутика. Старшая пионервожатая занималась организацией всей пионерской работы в школе. Пропаганда, советская идеология — всё входило в её обязанности. Пионерия и комсомол были очень тесно связаны, Надежда поддерживала связь с райкомом комсомола. Сталина и Светлана, как и старшая сестра, тоже прошли через комсомол. Спортсменки, комсомолки, красавицы — ну, точно про этих девушек. Вспоминают они, как готовились к вступлению, как серьёзно к этому относились. «Вступить в ряды ВЛКСМ было не так-то просто, учитывались и успеваемость, и дисциплина, и общественная работа, — вспоминает Светлана Степановна Леонова. — На общешкольном комсомольском собрании принимаемый в комсомол стоял на сцене перед всеми, а ему задавали вопросы, в основном о политике. Затем выносили решение о принятии, будущего комсомольца утверждали на бюро райкома ВЛКСМ и только тогда вручали комсомольский билет».

Будучи старшей пионервожатой, Надежда заочно училась в Челябинском педучилище. Вышла замуж, родилась дочь Нина. Окончив учебу, Надежда Степановна стала работать учителем начальных классов. К ученикам была всегда доброй, до сих пор они вспоминают её. Так получилось, что в классе Надежды Степановны училась и её самая младшая сестренка Люся, (она появилась, когда мама Евдокия Васильевна вышла замуж во второй раз), отношение к ней не было особенным, требования - наравне со всеми. Люси не станет всего в 23 года, она умрет, будучи студенткой последнего курса мединститута, и это станет большой потерей для сестёр.

Довелось Надежде Степановне поработать и завучем в детском доме, к тому времени в семье уже было двое детей — родился сын Александр. Очень тепло вспоминают бывшие ученики Еткульской средней школы и мужа Надежды Степановны Григория Александровича Едига. «Математик от бога» — так о нем говорили. Спокойный, мудрый — именно с супругом советовалась Надежда Степановна, когда предложили ей ответственную должность секретаря райисполкома. Много лет проработает она на этом месте, в трудовой книжке останется не одна благодарность. Строгая, но справедливая, так вспоминают её те, с кем довелось работать. На этой должности нужно было готовить все заседания, сессии, держать связь с сельскими советами — председателями и секретарями. Ответственно? Очень. Уважали? Да. До сих пор добрым словом вспоминают Надежду Сухорукову секретари и председатели сельских советов: Г.П. Тряскина, Н.С. Гуцелюк, М.А. Воторопина, Е.М. Турукина и многие другие.

Большим сюрпризом на 85-летии стало неожиданное появление Марии Алексеевны и Нины Семёновны: с гитарой они приехали поздравлять именинницу. Пели, вспоминали…

Во время работы секретарём райисполкома Надежда Степановна заочно получила высшее образование, окончила Московский юридический институт по специальности «Советское строительство», на сессии ездила в Куйбышевский филиал, на госы — в Москву.

К работе она всегда относилась очень серьёзно, но семья никогда не была на втором плане. Здесь особые отношения к родным прививались с самого детства. По характеру волевая, сдержанная, дома она была любящей и доброй. До сих пор сестры дружат семьями, хотя давно стали прабабушками. Несколько раз в неделю созваниваются, все праздники, семейные даты глубо чтят, часто встречаются. Тепло относятся к Надежде Степановне её дети, внуки. Для них в доме часто устраивались новогодние ёлки, были сюрпризы, подарки. Сегодня у Надежды Степановны уже семь правнуков. Она живёт одна, но все родные всегда рядом.

19 мая 1922 года - была образована Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина. В результате в Советском Союзе появилась такая профессия - пионервожатый. Советского Союза нет, пионерия ушла в прошлое, а профессия странным образом осталась. Потому что те, кто успел в 70-е, 80-е, 90-е поработать пионервожатым, уверены: вожатых бывших не бывает. О том, чем так хорошо было быть пионервожатым, вспоминают люди, ими в душе и оставшиеся.

К то в вожатые пошел

Пионервожатым в СССР можно было работать в пионерском лагере и в школе (в школах была такая штатная единица - старший пионервожатый). Там вожатый подчинялся завучу по внеклассной работе, тот в свою очередь - директору школы.

Зарплата у старшего пионервожатого была 70 - 80 рублей в месяц. Вожатыми, как правило, работали студенты, совмещая работу с учебой, чаще всего в педагогическом вузе (но - не обязательно).

Я сама с пионерами проработала пять лет, два года вожатой и три - зам. директора школы по воспитательной работе. Муж любит вспоминать, как в первые годы нашей совместной жизни я, практически не просыпаясь, садилась ночью на кровати и очень убедительно его просила: «Посиди с моими пионерами».

Летом дети разъезжались в пионерские лагеря (впрочем, после 8-го или 9-го класса школьники еще ездили работать в ЛТО - лагерь труда и отдыха, а с ними отправлялись и воспитатели). Пионерские лагеря были разными.

Главным лагерем страны считался «Артек» - официальный, пафосный, фасадный, всесоюзный. Совсем другое дело - всероссийский лагерь «Орленок» под Туапсе. В «Орленок» и «Артек» должны были попадать лучшие дети - пионерские и комсомольские активисты, победители всяческих олимпиад и соревнований, творческих конкурсов и фестивалей. Смены в этих лагерях, как правило, были тематическими. Путевки распределялись через горкомы и райкомы комсомола, можно сказать, по разнарядке.

Например, смена пионерского актива, нужно отправить председателя совета пионерской дружины, желательно девочку (мальчика) определенного возраста… Или спортивная смена - детей ищут в спортшколах и клубах и т.п. Эти лагеря работали круглогодично, там не только отдыхали, но и учились. Считалось, что каждый советский пионер мечтал там побывать.

Путевки в пионерлагеря были как бесплатными, так и платными, или частично платными. В Ленинградской области своеобразным аналогом «Орленка» был «Зеркальный». В 1990-е годы стало возможным просто купить туда путевку для своего ребенка. Из таких детей создавался отдельный отряд (об этом см. в рассказе Игоря Павловского).

Остальные лагеря были в основном от различных производственных объединений, заводов и фабрик. Чем богаче предприятие, тем лучше лагерь.

Пионерская жизнь во многом зависела от директора лагеря и старшего пионервожатого. Но людей, которым совсем не нравилось в пионерском лагере, я лично знаю немного - как правило, это те, у кого аллергия на дисциплину и коллективный образ жизни. Для большинства - это, прежде всего, романтика: костры, песни, походы, первая любовь, концерты, спектакли и т.д.

Часто директор пионерского лагеря формировал отряд вожатых и воспитателей, собирая людей по вузам и школам. Но в основном туда ездили студенты, работали иногда за деньги, иногда в рамках студенческого вожатского отряда, иногда бесплатно. Так Алла Репина работала в «Орленке» в качестве волонтера.

Кем был юный барабанщик?

Все, что я сама больше всего любила в пионерской работе, - орлятский круг, вечерние посиделки «расскажи мне обо мне» и творческое отношение к любому делу - пришло к нам из «Орленка». С 1976 по 1980 год вожатой в «Орленке» работала Алла Репина, сейчас редактор отдела газеты «Вечерний Петербург», а тогда студентка факультета журналистики ЛГУ. Дух 60-х (лагерь задумывался в 1957-м, а начал свою работу в 1960-м), новые идеи, творческая атмосфера - все это тянуло Репину в «Орленок», где она и проводила свои летние студенческие каникулы.

Раз в год в лагере устраивалась международная смена. В «Орленок» приезжали «наши иностранцы»: дисциплинированные чехи и еще более дисциплинированные немцы из ГДР, веселые греки и кубинцы. Последние мерзли и не могли понять, зачем их привезли к этому холодному морю, а еще - почему мальчикам и девочкам нельзя спать в одной спальне? Алла Репина помнит, как почетным гостем лагеря была Алейда Гевара Марч - дочь команданте Эрнесто Че Гевары. Но настоящим культурным шоком для нее стал приезд палестинцев.

Это был отряд юных палестинских партизан, - вспоминает Алла. - Неуправляемых мальчишек 10 - 12 лет. В пионерской дружине «Стремительная», где я работала, так же, как и во всем лагере, отряды были профильными. Кто пел, кто танцевал. Это очень подходило, например, кубинцам. Но чем занять этих палестинских детей? Нужно было как-то их дисциплинировать, предложить что-то армейского плана. Решили создать из них отряд юных барабанщиков.

И вожатая Алла Репина изо дня в день, к удовольствию палестинцев, разучивала с ними на барабане всем известный пионерский марш «Кем был, кем был, юный барабанщик? Чем был, чем был старый барабан?».

И вот смотрю я как-то новости по телевизору, - продолжает Алла. - В секторе Газа идет демонстрация палестинцев, во главе - солидные 40-летние арабские дядьки, идут и играют практически на пионерских барабанах. Сердце екнуло: не те ли это барабанщики? Я даже стала интересоваться у специалистов по Ближнему Востоку, часто ли палестинцы ходят на демонстрации с барабанами?

Взрослые игры

Идеология в работе вожатого, конечно, присутствовала. Но количество этой идеологии зависело от тех, кто с детьми работал. Умные использовали ее как инструмент. Или - как пример нравственного идеала.

19 мая, а я училась в школе в Ивангороде, мы уходили в поход, обязательно с ночевкой. Ставили лагерь на Нарове, - рассказывает Наталия Савощик, редактор Радио России, пионервожатая «призыва» 1982 - 1985 гг. Может быть, поэтому, получив диплом Ленинградского института культуры по специальности «Режиссура массовых праздников», Савощик стала членом Межвузовского воспитательного отряда и не одно лето работала в пионерском лагере вожатой. Особенно памятным оказалось лето 85-го, проведенное в поселке Анино, в трудовом лагере, которым руководил психолог и педагог Анатолий Осницкий.

По-моему, Анатолий Викторович пытался адаптировать систему Макаренко к современным условиям, - рассказывает Савощик. - У нас не было отрядов, были разновозрастные экипажи. Все ребята были матросами, вожатые - младшими офицерами. Мы носили форму, желтые морские рубашки с погонами капитан-лейтенантов. Уборка, дежурство на кухне - дисциплина соблюдалась легко, все проходило в игровой форме.
Благодаря Осницкому я первый раз поняла, что любая игра - это отражение жизни.

Помню, как 22 июня в четыре утра в лагере раздался тревожный вой сирен, за ним прозвучали взрывы снарядов, - мы с вожатыми решили не просто отметить день начала войны, а погрузить ребят в атмосферу того времени. По тревоге в лагере прошло срочное построение, за ним последовал 8-километровый марш-бросок на Воронью гору, это Пулковские высоты. После уборки возложили цветы к мемориалу, а на рассвете провели Вахту памяти. По-моему, это из разряда того, что нас формирует и остается с нами навсегда. Форма лагеря была игровой, а отношения между людьми самыми настоящими.

За жизнь и здоровье

Самым трудным для пионервожатого в лагере было не только понять, что в этот момент ты «за жизнь и здоровье детей отвечаешь» (мы все подписывались под этой фразой в приказах о назначении на должность пионервожатым, об организации школьного турслета, о выезде старшеклассников на каникулы и т.п.), но и реально отвечать за жизнь и здоровье двадцати - тридцати детей, которые младше тебя всего на несколько лет.

Именно профессия вожатого научила Игоря Павловского, сейчас зам. главного редактора агентства Regnum, работать с большими сложными коллективами. Вожатым Павловский, тогда студент исторического факультета Педагогического института, работал летом 1991 - 1993 гг. И он совершенно четко помнит момент, когда впервые почувствовал себя взрослым. Пионерский лагерь «Зеркальный». Лето 92-го. Игоря, который приехал на смену в качестве помощника, ставят вожатым на самый сложный старший сводный отряд.

Если в других отрядах отдыхали творческие коллективы Дворца пионеров, пионерские и комсомольские активисты, то в старшем сводном - раздолбаи (определение Павловского), которым состоятельные родители купили путевки в лучший лагерь Ленинградской области. Встретил Игорь свой отряд на железнодорожной платформе, довел до жилого корпуса, построил. Стоят 20 человек, все на него смотрят и ждут, что он скажет. Вот тут-то Павловский и понял, что теперь он здесь крайний. «Вчера еще ты студент 18 лет, а сегодня - «за жизнь и здоровье отвечаю» - уточняет на тот момент свое состояние Игорь Павловский.

Следующим летом Павловский в «Зеркальном» был вожатым у клуба «Дерзание» Дворца пионеров. Вместе придумали символику отряда: герб, флаг - голубое полотно, в центре фолиант с пером и золотые звезды по кругу, как сейчас у Евросоюза. Но он здесь ни при чем - так на пионерскую жизнь влияло пристрастие Игоря к «Золоту на голубом» Гребенщикова. Игорь до сих пор общается с некоторыми из своих воспитанников, например, с Елизаветой Агамалян, пресс-секретарем спикера ЗакСа. А в помощниках у пионервожатого Павловского был известный ныне Денис Клявер из группы «Чай вдвоем».

Я помню, - рассказывает Игорь, - что в лагере спали мы 2 -3 часа, не более. Целый день с детьми возишься, а после отбоя жизнь вожатская начинается. У нас, например, часть вожатского отряда уходила ночью на лодках на остров, мы там пели, жгли костры и варили «гамми-ягод-сок» - на три литра сливового компота один литр спирта «Рояль» и перемешать…

Сейчас в школе никаких вожатых нет, остался только завуч по воспитательной работе. В летних лагерях что-то похожее на пионервожатых есть, хотя они и по-другому называются. Впрочем, по сути это все те же молодые люди, которых влечет все та же романтика. И песни до сих пор поют у костра под гитару, и в походы ходят… С идеалами только посложнее, не очень понятно, кого детям в качестве этих идеалов предлагать.

Похожие публикации