Требования к автошколе. Требования к автошколам Новые требования к автошколам с года

Уважаемые коллеги!

До вступления в действие Административного регламента МВД осталось 1,5 месяца.

Что изменится и как перестроить учебный процесс для успешного перехода к новым экзаменационным требованиям?

Теоретический экзамен

Будет приниматься по новой методике (+5) и по новым экзаменационным билетам. Новые билеты начнут действовать с 1 сентября. Те учебные группы, которые сейчас приступили к занятиям, необходимо готовить по-новому.

  • Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов по ПДД на право управления транспортными средствами категории "А" и "В" и подкатегории "А1" и "В1"
  • Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов по ПДД на право управления транспортными средствами категории "C" и "D" и подкатегории "C1" и "D1"
  • Тематические экзаменационные задачи для подготовки к сдаче теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий "А", "В", "М" и подкатегорий "А1", "В1" с комментариями

Экзамен на площадке

Количество упражнений увеличилось, изменились размеры упражнений.

На плакатах (стендах) "Практические экзамены на право управления транспортными средствами" смоделированы в масштабе все экзаменационные упражнения по всем категориям и подкатегориям транспортных средств в соответствии с новыми требованиями:

  • Практические экзамены на право управления транспортными средствами. Комплект плакатов
  • Практические экзамены на право управления транспортными средствами. Комплект стендов

Брошюра "Специальный цикл. Развернутые тематические планы по учебному предмету «Вождение транспортных средств категории «B» (с механической трансмиссией / с автоматической трансмиссией)»" окажет методическую помощь мастерам производственного обучения в повседневной педагогической деятельности в автошколе и поможет разобраться в новых требованиях, предъявляемых к сдаче экзаменов в ГИБДД.

  • Специальный цикл. Развернутые тематические планы по учебному предмету «Вождение транспортных средств категории «B» (с механической трансмиссией / с автоматической трансмиссией)»


Оборудование площадок и автодромов по новым требованиям

Границы упражнений в соответствии с Административным регламентом обозначаются линиями дорожной разметки и разметочными конусами (стойками). Расстояние между разметочными конусами (стойками) должно быть не более двух метров.

Для расстановки упражнений на категории A, M и подкатегорию A1 потребуются:

  • Упражнение № 1 «Маневрирование в ограниченном пространстве, торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренную остановку»:
    • «Габаритная восьмерка» - 28 конусов.
    • «Скоростное маневрирование» - 135 конусов.
  • «Габаритный коридор» - 12 стоек, 4 конуса.
  • Упражнение № 2 «Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места» - 9 конусов.
  • Упражнение № 3 «Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров» - 20 конусов.

Для расстановки упражнений на категории B, C, D и подкатегории B1, C1, D1 потребуются:

  • Упражнение № 4 «Остановка и начало движения на подъеме» - 21 конус, 1 стойка.
  • Упражнение № 5 «Маневрирование в ограниченном пространстве». «Повороты на 90 градусов» - 32 конуса.
  • «Разворот в ограниченном пространстве» - 26 конусов.
  • Упражнение № 6 «Движение и маневрирование задним ходом, въезд в бокс задним ходом» - 27 конусов.
  • Упражнение № 7 «Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места, парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе), остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров» - 22 конуса.

Для расстановки упражнений на категории BE, CE, DE и подкатегории C1E, D1E потребуются:

  • Упражнение № 9 «Сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом». «Сцепление прицепа с тягачом» - 24 конуса.
  • Упражнение № 10 «Маневрирование в ограниченном пространстве, остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров» - 42 конуса.
  • Упражнение № 11 «Движение и маневрирование задним ходом, въезд в бокс задним ходом» - 48 конусов.
  • Упражнение № 12 «Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места, парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе)» - 45 конусов.
  • В самое ближайшее время провести методические совещания в своих образовательных организациях, ознакомить преподавателей и мастеров производственного вождения с новой методикой приема экзаменов, составить план работы по приведению образовательного процесса в соответствие с новыми требованиями приема экзаменов в ГИБДД и приступить к его реализации.

Постановление Правительства РФ от 24 октября 2014 г. N 1097
"О допуске к управлению транспортными средствами"

С изменениями и дополнениями от:

В случае если кандидаты в водители успешно сдали квалификационные экзамены по проверке теоретических знаний и первоначальных навыков управления транспортными средствами категорий "B" , "С" , "D" , "ВЕ" , "СЕ" и "DЕ" и подкатегорий "С1" , "D1" , "С1Е" и "D1Е" в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность), проводится только экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения при условии, что:

квалификационные экзамены проведены с учетом требований, предусмотренных пунктами 12 , и настоящих Правил, при этом проверка первоначальных навыков управления транспортными средствами проведена на автоматизированном автодроме;

квалификационные экзамены проведены в присутствии экзаменатора. При этом решение о направлении экзаменатора в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, принимается по итогам проводимой подразделением Госавтоинспекции 6-месячной оценки результатов сдачи квалификационных экзаменов в организации, осуществляющей образовательную деятельность, начиная со дня поступления соответствующей заявки организации, осуществляющей образовательную деятельность. Экзаменатор направляется в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в случае если по итогам проведенной оценки количество кандидатов в водители, сдавших с первого раза квалификационный экзамен по проверке теоретических знаний, составляет более 80 процентов общего количества лиц, сдававших экзамен, а количество кандидатов в водители, сдавших с первого раза квалификационный экзамен по первоначальным навыкам управления транспортными средствами, - более 70 процентов общего количества лиц, сдававших экзамен.

11. Кандидат в водители, не сдавший один из предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил экзаменов, к следующему экзамену не допускается, повторный экзамен назначается не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущего.

Для кандидатов в водители, не сдавших один из экзаменов с третьей и последующих попыток, повторный экзамен назначается не ранее чем через 30 дней.

Кандидат в водители, сдавший теоретический экзамен, допускается к сдаче практических экзаменов - экзамену по первоначальным навыкам управления транспортным средством и экзамену по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения в течение последующих 6 месяцев.

12. Теоретический экзамен принимается с использованием автоматизированной системы (аппаратно-программного комплекса) на основе комплекта экзаменационных задач, сформированных в экзаменационные билеты.

При проведении теоретического экзамена проверяются знания кандидатом в водители:

15. Практические экзамены проводятся на транспортных средствах, отвечающих требованиям к транспортным средствам, используемым для проведения практических экзаменов, согласно приложению N 3 .

В случае наличия у кандидата в водители медицинских ограничений и (или) медицинских показаний к управлению транспортными средствами, подтвержденных соответствующим медицинским заключением о наличии (об отсутствии) у водителей (кандидатов в водители) транспортных средств медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (далее - медицинское заключение), практические экзамены проводятся на транспортных средствах, оборудованных специальными приспособлениями либо имеющих определенные конструктивные характеристики в соответствии с имеющимся медицинским заключением.

По желанию кандидата в водители с нарушениями функции слуха проведение экзаменов может осуществляться в присутствии сурдопереводчика.

16. При наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, условий для проведения теоретического экзамена и (или) экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, соответствующих настоящим Правилам, допускается их проведение с использованием учебно-материальной базы организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Для целей настоящего пункта категории и входящие в них подкатегории транспортных средств являются высшими по отношению к следующим категориям и входящим в них подкатегориям транспортных средств:

39. Для обмена иностранного национального водительского удостоверения представляются следующие документы:

а) заявление;

б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

в) медицинское заключение;

г) иностранное национальное водительское удостоверение.

40. Обмен иностранных национальных водительских удостоверений сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации и членам их семей, сотрудникам международных организаций и их представительств, аккредитованных при Министерстве иностранных дел Российской Федерации, и членам их семей, имеющим дипломатические, консульские, служебные карточки или удостоверения, выданные указанным Министерством, производится без проведения экзаменов и без предъявления медицинского заключения.

41. Иностранные национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.

42. Выдача российских национальных и международных водительских удостоверений взамен утраченных (похищенных) иностранных национальных и международных водительских удостоверений, выданных в других государствах, не производится.

43. Иностранное национальное водительское удостоверение, на основании которого выдано российское национальное водительское удостоверение, возвращается его владельцу.

Допускается уменьшение нормативного расстояния от дорожных знаков и разметки до объекта с установкой соответствующей таблички по ГОСТ Р 52289-2004 .

7. Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими обеспечивать взаимодействие с транспортными средствами, используемыми для проведения экзаменов, и осуществлять в автоматизированном режиме контроль, оценку и хранение результатов выполнения кандидатами в водители каждого испытательного упражнения и экзамена в целом.

8. Размеры автоматизированного автодрома должны обеспечивать возможность размещения на нем всех зон испытательных упражнений с учетом габаритных параметров и радиусов поворота используемых для проведения экзаменов транспортных средств, размеров предстартовой и послефинишной зон, зон выполнения испытательных упражнений и участков движения между ними, а также технологических зон для размещения диспетчерского пункта, элементов автоматизированной системы, технических средств организации дорожного движения и установок наружного освещения.

Требования к автоматизированной системе (аппаратно-программному комплексу) для проведения теоретического экзамена

9. Автоматизированная система (аппаратно-программный комплекс) для проведения теоретического экзамена должна (должен) обеспечивать:

а) проведение в автоматизированном режиме теоретического экзамена на основе комплекта экзаменационных задач, сформированных в экзаменационные билеты;

б) обработку результатов экзамена с выставлением оценки кандидату в водители и их оформление без участия экзаменатора;

в) хронометраж времени проведения экзамена;

г) формирование и хранение результатов экзамена каждого кандидата в водители;

д) защиту от несанкционированного доступа к установленному программному обеспечению.

10. В состав автоматизированной системы (аппаратно-программного комплекса) должны входить рабочие места экзаменатора и кандидатов в водители, сетевое оборудование, системное и прикладное программное обеспечение с базой данных комплекта экзаменационных задач.

Требования к средствам аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов

11. Средства аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов устанавливаются на транспортных средствах, используемых для проведения практических экзаменов.

12. Средства аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов должны обеспечивать в режиме реального времени:

а) видеозапись дорожной обстановки спереди и сзади транспортного средства;

б) видеозапись воздействий кандидата в водители и лица, находящегося за дублирующими органами управления транспортным средством, на органы управления транспортным средством;

в) видеозапись показаний контрольно-измерительных приборов (спидометр, контрольные лампы включения стояночного тормоза и указателей поворота);

г) аудиозапись команд и заданий экзаменатора;

д) сохранение аудио- и видеоинформации при проведении экзамена на электронный носитель, обеспечивающий ее целостность при отключении питания;

е) защиту от несанкционированного доступа к записанной информации.

Требования к автоматизированной системе контроля и оценки навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители

13. Автоматизированная система контроля и оценки навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители применяется при проведении экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством.

14. Автоматизированная система контроля и оценки навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители должна обеспечивать:

абзац семнадцатый дополнить предложением следующего содержания: "К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.";

абзац восемнадцатый изложить в следующей редакции:

"Мотоцикл" - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.";

Заменить текстом следующего содержания:

"22.1. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории "С" или подкатегории "С1" в течение 3 и более лет.

В случае перевозки людей в кузове грузового автомобиля в количестве более 8, но не более 16 человек, включая пассажиров в кабине, требуется также наличие в водительском удостоверении разрешающей отметки, подтверждающей наличие права управления транспортным средством категории "D" или подкатегории "D1", в случае перевозки более 16 человек, включая пассажиров в кабине, - категории "D".";

и) в абзаце двадцать пятом раздела 3 приложения 1 к указанным Правилам слова "без коляски" заменить словами "без бокового прицепа".

2. Абзац третий пункта 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных указанным постановлением , после слова "категории" дополнить словами "или подкатегории".

Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами являются обязательной частью требований к их учебно-материальной базе.
Требования к учебно-материальной базе образовательных учреждений включают в себя требования к:

  • наличию учебно-программной и методической документации;
  • оснащенности учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, учебной литературой;
  • информационным материалам;
  • технической оснащенности образовательных учреждений.
  • В образовательном учреждении должна быть в наличии следующая учебно-программная и методическая документация:
  • примерные программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, утвержденные в установленном порядке;
  • примерные программы переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, утвержденные в установленном порядке;
  • рабочие программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств различных категорий, утвержденные руководителем образовательного учреждения;
  • методические рекомендации, утвержденные заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
  • методические рекомендации по организации образовательного процесса, утвержденные руководителем образовательного учреждения;
  • материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденные руководителем образовательного учреждения.

Перечень требований к оснащенности учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями и информационным материалам представлен в Примерных программах подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий.
Перечень учебной литературы самостоятельно определяется образовательным учреждением.
Техническая оснащенность образовательного учреждения включает в себя следующие компоненты:

  • технические средства обучения (далее – TCO);
  • аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств (далее - АПК);
  • тренажеры первоначального обучения навыкам вождения (далее - тренажеры)2;
  • учебные транспортные средства;
  • закрытые площадки для первоначального обучения вождению (автодромы, в т.ч. автоматизированные).

В образовательном учреждении должны быть в наличии следующие ТСО: компьютер, средства отображения информации (проектор, экран, монитор, ТВ и т.д.), с соответствующим программным обеспечением.

Требования к АПК

Аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств водителя должны обеспечивать оценку и повышать уровень психофизиологических качеств необходимых для безопасного управления транспортным средством (профессионально важных качеств), а также формировать навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством. Оценка уровня развития профессионально важных качеств производится при помощи компьютерных психодиагностических методик, реализованных на базе АПК с целью повышения достоверности и снижения субъективности в процессе тестирования.
AПK должны обеспечивать тестирование следующих профессионально важных качеств водителя:

  • психофизиологических (восприятие пространственных отношений и времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, психомоторику, эмоциональную устойчивость, динамику работоспособности);
  • свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность, монотоноустойчивость).

АПК для формирования у водителей навыков саморегуляции психоэмоционального состояния должны предоставлять возможности для обучения саморегуляции при наиболее часто встречающихся состояниях: эмоциональной напряженности, монотонии, утомлении, стрессе.
Технические требования к аппаратно-программным комплексам развития психофизиологических качеств водителя утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.

Требования к тренажерам

Тренажеры используемые в учебном процессе, должны обеспечивать:

  • первоначальное обучение навыкам вождения;
  • отработку правильной посадки водителя в транспортном средстве;
  • ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами;
  • отработку приёмов управления транспортным средством.

Требования к учебным транспортным средствам различных категории

Требования к оборудованию учебного транспортного средства категорий «В», «С», «D», «ВЕ», «СЕ», «DE».
Учебное транспортное средство должно быть оборудовано:

  • дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза;
  • зеркалом заднего вида для обучающего;
  • опознавательными знаками «Учебное транспортное средство»;
  • аппаратно-программным комплексом, обеспечивающим аудио-видеонаблюдение за проезжей частью, контрольно-измерительными приборами, основными и дополнительными органами управления автомобилем, действиями кандидата в водители и мастера производственного обучения (экзаменатора), а также регистрацию и хранение полученной информации.

Технические требования к оборудованию учебных транспортных средств аппаратно-программными комплексами утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.

Практическое обучение вождению транспортных средств категории «А» осуществляется только на закрытых от движения площадках и автодромах, требования к дополнительному оборудованию данной категории транспортных средств не предъявляются.
Транспортные средства, используемые для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим предусмотренным для таких лиц управлением.
Учебные транспортные средства регистрируются в установленном порядке.

Требования к закрытым площадкам (в том числе автоматизированным) для первоначального обучения вождению транспортных средств

Закрытая площадка (автодром, в том числе автоматизированный) для первоначального обучения вождению транспортных средств должна иметь ровное и однородное асфальтобетонное покрытие.

Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8 - 16 % включительно, использование колейной эстакады не допускается.

Коэффициент сцепления колеса с покрытием автодрома (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4. / г
В случае проведения обучения в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 лк.

Размеры закрытой площадки и её обустройство должны обеспечивать выполнение каждого из учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий.

В целях имитации реальных условий движения на автодроме оборудуются перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, устанавливаются дорожные знаки, светофор и иные технические средства организации дорожного движения, а также наносится разметка в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения.

Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Применяются также конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые.
Если размеры закрытой площадки не позволяют разместить на её территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также, Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий, необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, лента оградительная, разметка временная.
Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.
Технические требования к оборудованию автодромов утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.

Требования к квалификации педагогических кадров Требования к квалификации преподавателей по предметам: «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы организации перевозок», «Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок» и «Основы безопасного управления транспортным средством»

Преподаватель по предметам: «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы организации перевозок», «Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок» и «Основы безопасного управления транспортным средством» должен иметь:

  • высшее или среднее профессиональное образование;
  • действительное водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.

Требования к квалификации преподавателей по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств»

Преподаватель по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование технического профиля.

Требования к квалификации преподавателей по предмету «Оказание медицинской помощи»

Преподаватель по предмету «Оказание медицинской помощи» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование медицинского профиля.

Требования к квалификации мастера производственного обучения

Должностные обязанности. Проводит практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным) обучением. Участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий. Подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения. Обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства. Организует выполнение практических работ, а также работ по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению. Принимает участие в заключении договоров с организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением. Готовит обучающихся, воспитанников к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; учебные программы по производственному обучению; технологию производства по профилю обучения; правила технической эксплуатации производственного оборудования; основы педагогики, психологии; методики профессионального обучения и воспитания обучающихся; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

    «Союз Автошкол» представляет полный список изменений, которые вносит в процесс обучения «Новый административный регламент»

В 2014 году началась реформа системы образования в автошколах, в рамках которой произошло введение новых стандартов обучения и ужесточение требований к автошколам .

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.12.2013 №1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий» вступил в действие 11 августа 2014 года. Примерные программы включают организационно-педагогическую, кадровую, информационно-методическую и материально-техническую базу. Они предусматривают ряд новых требований к автошколам, условиям обучения и преподавателям .

Чтобы продолжить свою деятельность, автошколы должны пройти проверку и получить заключение от ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям. Основные требования к автошколам изменились . Это касается как оборудования для изучения теоретической части, так и закрытой площадки (автодрома). Основное требование для площадки указывает на то, что размер территории, предназначенной для практических занятий, должен составлять не менее 0,24 гектара. Транспортные средства для практического экзамена должны быть оснащены средствами аудио- и видеозаписи .

Изменились и требования к преподавателям автошкол. Теперь преподаватели автошкол должны иметь высшее профессиональное образование либо среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и к тому же дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Преподаватели и автоинструкторы должны знать психологию и оперировать методами убеждения учеников . Сейчас на согласовании находится профстандарт для автоинструкторов, поэтому могут появиться и новые требования. Таким образом, обычные автолюбители не смогут теперь стать инструкторами автошкол.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.10.2014 №1097 изменен порядок получения водительских прав. Теперь экзамен можно сдавать в любом экзаменационном отделении ГИБДД России в независимости от места жительства и прописки. Получить водительское удостоверение можно также в любом подразделении Госавтоинспекции. Подготовиться к экзамену экстерном нельзя, к сдаче экзамена допускают только после окончания обучения в автошколе . После обучения в автошколе следует сдача внутренних экзаменов, являющаяся промежуточной аттестацией ученика. Без успешной сдачи внутренних экзаменов свидетельство об окончании автошколы не выдается. После этого следуют экзамены в ГИБДД. Те, кто сдал теоретический и практический экзамен на автодроме в ГИБДД, получают заполненный экзаменационный лист. С ним можно сдавать практическую часть в условиях реального дорожного движения – «город» . А затем и получить водительские права.

Пересдача теоретического или практического экзамена на площадке может быть проведена не раньше, чем через одну неделю после последней попытки . Количество попыток неограниченно. Практический экзамен в условиях реального города можно сдать не более трех раз с тем же промежутком в одну неделю. Те, кто не смог сдать экзамен трижды, будут допущены к экзамену не раньше, чем через 30 дней. Каждая следующая попытка допускается также через 30 дней после предыдущей. Теоретический экзамен действителен 6 месяцев, в этот период времени нужно уложиться сдать практический экзамен . Если практика не будет сдана в течение 6 месяцев, то теорию придется пересдавать снова. Ранее результаты теоретического экзамена были действительны три месяца.

Новые программы обучения в автошколах составлены по модульному принципу. Это базовый, специальный и профессиональный модули. Тем, кто получает право управления ТС впервые, нужно будет пройти все три этапа обучения. Тем же, кто хочет получить новую водительскую категорию, базовый уровень вновь проходить не нужно . Количество часов обучения на самую распространенную категорию «В» увеличилось со 156 до 190. Из них 130 часов отводится на теорию, 56 – на практику и 4 – на экзамен. В программе обучения появились новые предметы. Например, психологические практикумы по предотвращению и решению конфликтных ситуаций на дороге и оказанию первой медицинской помощи.

Экспертное обсуждение новых стандартов обучения состоялось на , который прошел в Общественной палате РФ в декабре 2015 года . Мероприятие проводилось Комиссией ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК совместно с «Союзом Автошкол» Москвы. Эксперты обсудили актуальные вопросы системы подготовки и допуска водителей к управлению автомобилями, обеспечение общественного контроля в сфере работы автошкол и порядок их аккредитации, профессиональные стандарты преподавателей и многие другие острые вопросы.

Участники конгресса вместе с представителями МВД РФ также обсудили ход выполнения поручений Президента РФ по обеспечению безопасности дорожного движения и реализации плана мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с приемом экзаменов на права. В рамках отдельной сессии рассматривались проблемы дополнительного профессионального обучения водителей, работающих на коммерческом автотранспорте .

В итоге конгресса был выработан ряд предложений по совершенствованию системы подготовки и допуска водителей к управлению автомобилями.

Финальным этапом реформы образования водителей в России стал Административный регламент министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений. Административный регламент утвержден приказом МВД № 995 от 20 октября 2015 года. Он вступает в силу 1 сентября 2016 года .

Этого регламента ждали давно – в России изменились программы подготовки водителей, изменился порядок обучения водителей, к новому порядку добавились новые требования . Однако прием экзаменов в ГИБДД оставался на прежнем уровне, экзамены принимались на основании прежних действующих приказов МВД, которые не совсем подходили под новые стандарты подготовки водителей.

Регламентом изменены формы, методы и порядок проведения экзаменов на право управления транспортными средствами. Новшества основаны на международном опыте и направлены на повышение объективности оценки профессиональных качеств кандидата в водители .

При сдаче теоретического экзамена кандидатам в водители, допустившим одну ошибку либо допустившим две ошибки в разных тематических блоках комплекта экзаменационных задач, предоставляется возможность ответа на дополнительные вопросы. Теперь в случае одного неправильного ответа кандидат получит еще пять дополнительных вопросов из того же раздела комплекта билетов, ответить на которые будет нужно в течение 5 минут. В случае двух ошибок в двух разных тематических блоках кандидату в водители будет предоставлена возможность ответа на 10 дополнительных вопросов по пять из каждого блока в течение 10 дополнительных минут. Причем права на ошибку у него уже не будет .

При сдаче экзамена на площадке кандидату в водители нужно будет подтвердить приобретенные навыки управления транспортным средством, выполнив пять упражнений. При этом он находится в машине один, а экзаменатор контролирует ход выполнения упражнения, подает ему команды и фиксирует время выполнения упражнения секундомером. При спорных ситуациях время может быть проверено по записям регистраторов, которые установлены в экзаменационной машине. На автоматизированных автодромах время фиксируется автоматически. Упражнения адаптированы к сдаче экзаменов на автомобилях как с механической, так и с автоматической коробками передач .

Кандидатам в водители добавляется еще одно, шестое упражнение – проезд регулируемого перекрестка. Задание было добавлено по просьбе представителей автошкол, осуществляющих обучение на автоматизированных автодромах в связи с технологическими особенностями.

«Союз Автошкол» организовал пробные заезды по новому административному регламенту . На площадке одной из автошкол Союза все желающие могли попробовать сдать практический экзамен на площадке по обновленным правилам. Таким образом, изменения в порядке сдачи экзамена были проверены на практике.

В рамках круглого стола на тему «Анализ нового Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденные приказом МВД РФ от 20 октября 2015 года. Общественное обсуждение его влияния на безопасность дорожного движения». Круглый стол проводился Комиссией по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ, Комиссией по безопасности Московской городской Думы, «Союзом Автошкол», Научно-методическим центром подготовки водителей при поддержке профильных министерств и ведомств.

«Союз Автошкол» дал экспертное заключение по новому административному регламенту . Председатель правления «Союза Автошкол» Москвы Александр Ачкасов считает, что новый регламент изменит систему приема экзаменов в лучшую сторону.

«Мы считаем новый регламент абсолютно правильным и своевременным. Такие нововведения, как ограничение времени на выполнение упражнений, позволят допустить к участию в дорожном движении только полностью подготовленных водителей. Также проведение экзаменов с использованием учебно-материальной базы автошкол поможет снизить нагрузку на экзаменационные подразделения ГИБДД и сократит очереди на сдачу экзаменов. Надеемся, что новый регламент положительно скажется на качестве подготовки водителей в стране и приблизит российскую систему автообразования к эталону», – подытожил он.

Основанные на многолетнем опыте изменения в системе допуска к управлению транспортными средствами требуют высокого уровня обучения в автошколе и ответственного подхода к процессу вождения со стороны водителя. Таким образом, реформы, проводимые за последние три года, должны значительно повысить уровень подготовки начинающих водителей, а значит повысить уровень безопасности дорожного движения в стране.


Совсем недавно, буквально с августа 2014 года, действуют абсолютно новые требования к автошколам. В них включены новые требования к автошколам, а также правилам обучения водителей различных категорий.

Какие требования выдвигаются к технической оснащенности автошкол?

Оборудование автошколы состоит из ТСО, Аппаратно-программный комплекс (АПК), тренажеров и транспортных средств, на которых будет происходить обучение водителей и которые должны полностью соответствовать новым требованиям и обучаемым категориям.

Технические средства подразумевают наличие компьютера, интерактивную доску, проектор и т.д.

Аппаратно-программные комплексы (АПК) включают в себя рабочие места для всех кандидатов обучения, соответствующее оборудование и программное обеспечение.

Тренажеры учат первичным навыкам управления транспортным средством, а также следят за верной посадкой водителя и систематизируют навыки вождения. Помимо этого, в автошколе должны иметь специальные тренажеры для обучения оказания первой помощи.

Многие, наверное, видели особый знак, наклеенный на машине у ученика автошкол. Он обозначает «Учебное» транспортное средство (ТС). Помимо этого автомобиль должен быть снаряжен всем необходимым: всеми тремя педалями (пятью, с учетом экзаменатора), дублирующим зеркалом заднего вида для просмотра назад и контроля ситуации.

Помимо этого необходимо дополнить, что водителям, которые обучаются на категорию «А» , выделяется специальное закрытое место. Для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) транспортное средство обязательно должно быть подстроено именно для них.

Помимо этого, автошколам необходимо закупить все необходимые принадлежности: методические пособия, плакаты, карты, схемы, расписание, учебные планы, книга жалоб и иные копии официальных документов и актов.

Кроме этого, автошкола обязана иметь свой сайт, где будет размещаться основная информация, документы и прочая документация.

Новые требования к автодрому

Территория, предназначенная для обучения, должна быть минимум 0,24 гектара. Помимо этого, она должна быть ровной, без каких-либо изъянов на асфальте, то есть кочек, трещин, ям и прочих дефектов. Обязательным моментом является и наличие светофоров, дорожных знаков, разметок и направляющих устройств, эмитирующих дорожные условия. Помимо этого на территории необходимо поставить ограждение, чтобы никто не смог на нее заехать или зайти, тем самым препятствуя вождению обучаемого.

Новые требования к автошколам подразумевают наклон территории, где будет проходить обучение, должен быть от восьми до шестнадцати процентов. А коэффициент сцепления колеса с автодромом – 0,4% и выше.

Для того, чтобы площадка максимально была приближена к реальной, по требованиям к автодрому, необходимо разместить пешеходный переход, светофор, железнодорожные переезд, различные дорожные знаки, а также перекресток и дорожную разметку. Кроме этого необходимо наличие ограничителей.

Видеофиксация практической части

Все ТС, предназначенные для практического экзамена, должны включать в себя аудио- и видеозаписями, которое ведутся для контроля обстановки на дороге, водителя, экзаменатора и панели приборов.

Новые требования к преподавателям автошкол

Для того, чтобы работать в автошколе, по новым требованиям к преподавателю автошколы, он должен иметь высшее образование, именно по профессии. Преподавателям необходимо знать психологию и конвенцию о правах ребенка.

Именно поэтому в настоящее время простые водители-любители не могут быть преподавателями, для этого нужно специальное высшее образование. Новые требования к автошколам, а в частности, к экзаменаторам, также поменялись. Ими, к примеру, не могут быть рядовые инспекторы ГИБДД.

Таким образом, новые требования ГИБДД к автошколам только ужесточились. Все изменения в сфере автошкол, направлены на увеличение качества предоставленных услуг и повышение качества выпускаемых водителей. Предполагается, что новые правила позволят кардинально увеличить подготовку водителей.

Как открыть автошколу по новым правилам?

Какие правила открытия автошколы существуют на конец 2016-го и начало 2017 года?

Выбрать организационную форму
Получить лицензию автошколы, предъявив пакет необходимых документов:

1) Заявление.
2) Абсолютно все документы, перечень которых вам дадут в центре статистики.
3) Копии свидетельства юр.лица.
4) Трудовые договоры.
5) Договор найма помещения или свидетельство о собственности.
6) Квитанцию об оплате пошлины.

К тому, чтобы получить лицензию автошколы, нужно подходить серьезно, поскольку без нее открытие невозможно, а учеников не допустят к сдаче экзамена в ГИБДД.

Закупить все необходимое для обучения, согласно новым требованиям к автошколам.
Преподавателей выбрать только со специальным высшим образованием.

Открыть автошколу в 2016 году непросто, но возможно, если внимательно ознакомиться со всеми новыми требованиями и правилами, следовательно, получив лицензию, вы без проблем сможете обучать водителей и получать хорошую прибыль.

Похожие публикации