В какой стране родился джон локк. Социальная философия джона локка

, Рингтон , Сомерсет , Англия - 28 октября , Эссекс , Англия) - британский педагог и философ , представитель эмпиризма и либерализма . Способствовал распространению сенсуализма . Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо , многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.

Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Давид Юм и Иммануил Кант . Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть, вопреки декартовской философии, Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

Биография

Итак, Локк расходится с Декартом лишь в том, что признает вместо прирожденных потенций отдельных идей общие законы, приводящие разум к открытию достоверных истин, и затем не видит резкого различия между отвлечёнными и конкретными идеями. Если Декарт и Локк говорят о знании, по-видимому, различным языком, то причина этого заключается не в различии их воззрений, а в различии целей . Локк желал обратить внимание людей на опыт , а Декарта занимал более априорный элемент в человеческом знании .

Заметное, хотя и менее значительное влияние на воззрения Локка оказала психология Гоббса , у которого заимствован, например, порядок изложения «Опыта». Описывая процессы сравнения, Локк следует за Гоббсом; вместе с ним он утверждает, что отношения не принадлежат вещам, а составляют результат сравнения, что отношений бесчисленное множество, что более важные отношения суть тождество и различие, равенство и неравенство, сходство и несходство, смежность по пространству и времени, причина и действие. В трактате о языке, то есть в третьей книге «Опыта», Локк развивает мысли Гоббса. В учении о воле Локк находится в сильнейшей зависимости от Гоббса; вместе с последним он учит, что стремление к удовольствию есть единственное проходящее через всю нашу психическую жизнь и что понятие о добре и зле у различных людей совершенно различно. В учении о свободе воли Локк вместе с Гоббсом утверждает, что воля склоняется в сторону сильнейшего желания и что свобода есть сила, принадлежащая душе, а не воле .

Наконец, следует признать ещё и третье влияние на Локка, а именно влияние Ньютона . Итак, в Локке нельзя видеть самостоятельного и оригинального мыслителя; при всех крупных достоинствах его книги в ней есть некоторая двойственность и незаконченность, происходящая от того, что он находился под влиянием столь различных мыслителей; оттого-то и критика Локка во многих случаях (например, критика идеи субстанции и причинности) останавливается на полпути .

Общие принципы мировоззрения Локка сводились к следующему. Вечный, бесконечный, премудрый и благой Бог создал ограниченный по пространству и времени мир; мир отражает в себе бесконечные свойства Бога и представляет собой бесконечное разнообразие. В природе отдельных предметов и индивидуумов замечается величайшая постепенность; от самых несовершенных они переходят незаметным образом к наисовершеннейшему существу. Все эти существа находятся в взаимодействии; мир есть стройный космос, в котором каждое существо действует согласно своей природе и имеет свое определенное назначение. Назначение человека - познание и прославление Бога и благодаря этому - блаженство в этом и в ином мире .

Большая часть «Опыта» имеет теперь только историческое значение, хотя влияние Локка на позднейшую психологию несомненно. Хотя Локку как политическому писателю часто приходилось касаться вопросов нравственности , но специального трактата об этой отрасли философии у него нет. Мысли его о нравственности отличаются теми же свойствами, как и его психологические и гносеологические размышления: много здравого смысла, но нет истинной оригинальности и высоты. В письме к Молинэ (1696 год) Локк называет Евангелие таким превосходным трактатом морали , что можно извинить человеческий разум, если он не занимается исследованиями этого рода. «Добродетель » , говорит Локк, «рассматриваемая как обязанность, есть не что иное как воля Бога, найденная естественным разумом ; поэтому она имеет силу закона ; что касается её содержания, то оно исключительно состоит в требовании делать добро себе и другим; напротив того, порок не представляет ничего иного, как стремление вредить себе и другим. Величайший порок - тот, который влечет за собой наиболее пагубные последствия; поэтому всякие преступления против общества гораздо более важны, чем преступления против частного лица. Многие действия, которые были бы вполне невинными в состоянии одиночества, естественно оказываются порочными в общественном строе» . В другом месте Локк говорит, что «человеку свойственно искать счастья и избегать страданий» . Счастье состоит во всем том, что нравится и удовлетворяет дух, страдание - во всем том, что обеспокоивает, расстраивает и мучит дух. Предпочитать преходящее наслаждение наслаждению продолжительному, постоянному, значит быть врагом своего собственного счастья .

Педагогические идеи

Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской » и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт - рефлексию.

«Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию». Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания - воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире») .

Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы - утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни. Локк не отделяет обучения от воспитания нравственного и физического. Воспитание должно состоять в том, чтобы у воспитываемого слагались привычки физические и нравственные, привычки разума и воли. Цель физического воспитания состоит в том, чтобы из тела образовать орудие насколько возможно послушное духу; цель духовного воспитания и обучения состоит в том, чтобы создать дух прямой, который поступал бы во всех случаях сообразно с достоинством разумного существа. Локк настаивает на том, чтобы дети приучали себя к самонаблюдению, к самовоздержанию и к победе над собой .

Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):

  • Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.
  • Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.
  • Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу как высшему существу.
  • Нравственное воспитание - воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения.
  • Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности.

Основной дидактический принцип - в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями. Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

Содержание обучения: чтение, письмо, рисование, география , этика, история, хронология, бухгалтерия, родной язык, французский язык , латинский язык , арифметика , геометрия , астрономия , фехтование, верховая езда, танцы, нравственность , главнейшие части гражданского права , риторика , логика , натурфилософия, физика - вот что должен знать образованный человек. К этому следует присоединить знание какого-либо ремесла .

Философские, социально-политические и педагогические идеи Джона Локка составили целую эпоху в становлении педагогической науки. Его мысли были развиты и обогащены передовыми мыслителями Франции XVIII века, нашли продолжение в педагогической деятельности Иоганна Генриха Песталоцци и русских просветителей XVIII века, которые устами М. В. Ломоносова называли его в числе «премудрых человечества учителей» .

Локк указывал на недостатки современной ему педагогической системы: например, он восставал против латинских речей и стихов, которые должны были сочинять ученики. Обучение должно быть наглядным, вещным, ясным, без школьной терминологии. Но Локк - не враг классических языков; он только противник системы их преподавания, практиковавшейся в его время. Вследствие некоторой сухости, свойственной Локку вообще, он не уделяет поэзии большого места в рекомендуемой им системе воспитания .

Некоторые воззрения Локка из «Мыслей о воспитании» заимствовал Руссо и в своем «Эмиле» довел до крайних выводов .

Политические идеи

  • Естественное состояние - состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность.
  • Естественное право - право на частную собственность; право на свободу передвижения, на свободный труд и на его результаты.
  • Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора.
  • Локк - теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закону).
  • Первым предложил принцип разделения властей : на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях.
  • Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы.
  • Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.

Наиболее известен разработкой принципов демократической революции. «Право народа на восстание против тирании» наиболее последовательно развито Локком в работе «Размышления о славной революции 1688 года », которое написано с открыто высказанным намерением «утвердить престол великого восстановителя английской свободы, короля Вильгельма, вывести его права из воли народа и защитить пред светом английский народ за его новую революцию».

Основы правового государства

Как политический писатель, Локк является основателем школы, стремящейся построить государство на начале личной свободы. Роберт Фильмер в своем «Патриархе» проповедовал неограниченность королевской власти, выводя её из патриархального начала; Локк восстает против этого взгляда и основывает происхождение государства на предположении обоюдного договора, заключенного с согласия всех граждан, причем они, отказываясь от права лично защищать свое достояние и наказывать нарушителей закона, предоставляют это государству. Правительство состоит из людей, избранных с общего согласия для наблюдения за точным соблюдением законов, установленных для сохранения общей свободы и благосостояния. При своем вступлении в государство человек подчиняется только этим законам, а не произволу и капризу неограниченной власти. Состояние деспотизма хуже, чем естественное состояние, потому что в последнем каждый может защищать своё право, а перед деспотом он не имеет этой свободы. Нарушение договора уполномочивает народ требовать обратно свое верховное право. Из этих основных положений последовательно выводится внутренняя форма государственного устройства. Государство получает власть:

Всё это, однако, даётся государству единственно для охранения достояния граждан. Законодательную власть Локк считает верховною, ибо она повелевает остальным. Она священна и неприкосновенна в руках тех лиц, кому вручена обществом, но не безгранична:

Исполнение, напротив, не может останавливаться; поэтому оно вручается постоянным органам. Последним большею частью предоставляется и союзная власть («federative power» , то есть право войны и мира); хотя она существенно отличается от исполнительной, но так как обе действуют посредством одних и тех же общественных сил, то было бы неудобно установить для них разные органы. Король есть глава исполнительной и союзной власти. Он имеет известные прерогативы только для того, чтобы в непредвиденных законодательством случаях способствовать благу общества .

Локк считается основателем теории конституционализма, насколько она обусловливается различием и разделением властей законодательной и исполнительной .

Государство и религия

В «Letters on toleration» и в «Reasonableness of Christianity, as delivered in the scriptures» Локк пламенно проповедует идею терпимости. Он полагает, что сущность христианства заключается в вере в Мессию, которую апостолы ставят на первый план, с одинаковою ревностью требуя её от христиан из иудеев и из язычников. Отсюда Локк делает вывод, что не следует давать исключительное преимущество какой-нибудь одной церкви, потому что в вере в Мессию сходятся все христианские исповедания. Мусульмане, иудеи, язычники могут быть безукоризненно нравственными людьми, хотя эта нравственность и должна стоить им большего труда, чем верующим христианам. Самым решительным образом Локк настаивает на отделении церкви от государства . Государство, по мнению Локка, только тогда имеет право суда над совестью и верой своих подданных, когда религиозная община ведет к безнравственным и преступным деяниям .

В проекте, написанном в 1688 году, Локк представил свой идеал истинной христианской общины, не смущаемой никакими мирскими отношениями и спорами об исповеданиях. И здесь он также принимает за основание религии откровение, но ставит непременной обязанностью терпимость ко всякому отступающему мнению. Способ богослужения предоставляется на выбор каждого. Исключение из изложенных взглядов Локк делает для католиков и атеистов . Католиков он не терпел за то, что они имеют своего главу в Риме и потому, как государство в государстве, опасны для общественного спокойствия и свободы. С атеистами он не мог примириться потому, что твердо держался понятия об откровении, отрицаемого теми, кто отрицает Бога .

Библиография

  • Те же «Мысли о воспитании» с испр. замеченных опечаток и работающими сносками
  • Исследование мнения отца Мальбранша…1694. Замечания к книгам Норриса… 1693.
  • Опыт о человеческом разумении. (1689) (перевод: А. Н. Савина)

Важнейшие сочинения

  • Письма о веротерпимости (A Letter Concerning Toleration) ().
  • Опыт о человеческом разумении (Essay Concerning Human Understanding) ().
  • Второй трактат о гражданском правлении (The Second Treatise of Civil Government) ().
  • Некоторые мысли о воспитании (Some Thoughts Concerning Education) ().
  • Локк стал одним из основателей «Договорной» теории происхождения государства.
  • Локк первым сформулировал принцип «Разделения властей» на законодательную, исполнительную и судебную.
  • Именем Джона Локка назван один из ключевых персонажей известного телесериала «Остаться в живых ».
  • Также фамилию Локк в качестве псевдонима взял один из героев цикла фантастических романов Орсона Скотта Карда «Игра Эндера ». В русском переводе англоязычное имя «Locke » неверно передано как «Локи ».
  • Также фамилию Локк носит главный герой в фильме Микеланджело Антониони «Профессия: репортер» 1975 года.

Литература

  • Заиченко Г. А. Объективность чувственного знания: Локк, Беркли и проблема «вторичных» качеств // Философские науки. - 1985. - № 4. - С. 98-109.

Примечания

Ссылки

  • Страница Джона Локка в библиотеке «Философия и атеизм»
  • Локк, Джон в Электронной библиотеке по философии
  • Джон Локк «Второй трактат о правлении» (Опыт об истинном происхождении, области действия и цели гражданского правления)
  • Соловьёв Э. Феномен Локка

Джон Локк - английский философ, выдающийся мыслитель эпохи Просвещения, педагог, теоретик либерализма, представитель эмпиризма, человек, чьи идеи в значительной степени повлияли на развитие политической философии, эпистемологии, оказали определенное воздействие на формирование взглядов Руссо , Вольтера и других философов, американских революционеров.

Локк родился в западной Англии, неподалеку от Бристоля, в маленьком городке Рингтон 29 августа 1632 г., в семье чиновника-юриста. Родители-пуритане воспитывали сына в атмосфере строгого соблюдения религиозных правил. Рекомендация влиятельного знакомого его отца помогла Локку в 1646 г. попасть в Вестминстерскую школу – самую престижную школу страны на то время, где он входил в число самых лучших учеников. В 1652 г. Джон продолжает образование в Крайст-Черч-колледже Оксфордского университета, где получает в 1656 г. степень бакалавра, а спустя еще три года – магистерскую степень. Его талант и усердие были вознаграждены предложением остаться в учебном заведении и преподавать философию, древнегреческий язык. В эти годы его более аристотелевской философии заинтересовала медицина, изучению которой он отдал немало сил. Тем не менее желанную степень доктора медицины ему получить не удалось.

Джону Локку было 34 года, когда судьба свела его с человеком, в огромной степени повлиявшим на всю его дальнейшую биографию, - лордом Эшли, впоследствии графом Шефтсбери. Сначала Локк в 1667 г. находился при нем в качестве домашнего врача и воспитателя его сына, позднее служил секретарем, и это сподвигло его самого заняться политикой. Шефтсбери оказал ему огромную поддержку, введя его в политические и экономические круги, предоставив возможность самому принять участие в госуправлении. В 1668 г. Локк становится членом Лондонского Королевского общества, в следующем году входит в его Совет. Не забывает он и о других видах деятельности: так, в 1671 г. у него возникает замысел работы, которой он посвятит 16 лет и которая станет главным в его философском наследии - «Опыт о человеческом разумении», посвященный изучению познавательного потенциала человека.

В 1672 и 1679 г. Локк служит в высших правительственных учреждениях на престижных должностях, но в то же время его продвижение в мире политики находилось в прямой зависимости от того, какие успехи делал его покровитель. Проблемы со здоровьем заставили Дж. Локка провести во Франции период с конца 1675 г. до середины 1679 г. В 1683 г. он, следуя за графом Шефтсбери и опасаясь политического преследования, переезжает в Голландию. Там у него завязываются приятельские отношения с Вильгельмом Оранским; Локк оказывает на него заметное идейное влияние и становится участником подготовки переворота, в результате которого Вильгельм становится королем Англии.

Перемены позволяют Локку вернуться в 1689 г. в Англию. С 1691 г. его местом жительства становится Отс, поместье Мешэм, принадлежавшее его знакомой, супруге члена парламента: он принял ее приглашение поселиться в загородном доме, т.к. много лет страдал от астмы. В эти годы Локк не только находится на правительственной службе, но и принимает участие в воспитании сына леди Мешэм, много сил отдает литературе и науке, заканчивает «Опыт о человеческом разуме», подготавливает к публикации задуманные ранее работы, среди которых «Два трактата о правлении», «Мысли о воспитании», «Разумность христианства». В 1700 г. Локк принимает решение уйти со всех занимаемых должностей; 28 октября 1704 г. его не стало.

Джон Локк – выдающийся английский философ и педагог.

Философское учение Локка воплотило в себе основные черты философии Нового времени: противостояние схоластике, ориентированность знания на связь с практикой. Целью его философии является человек и его практическая жизнь, что нашло своё выражение в локковских концепциях воспитания и социального устройства общества. Назначение философии он видел в выработке средств для достижения человеком счастья. Локк разработал основанный на чувственных восприятиях метод познания и систематизировал эмпиризм Нового времени.

Основные философские труды Джона Локка

  • «Опыт о человеческом разумении»
  • «Два трактата о правлении»
  • «Опыты о законе природы»
  • «Письма о веротерпимости»
  • «Мысли о воспитании»

Философия познания

Главным орудием познания Локк считает разум, который «ставит человека выше остальных чувствующих существ». Предмет философии английский мыслитель видит прежде всего в исследовании закономерностей человеческого разумения. Определить возможности человеческого разума, и, соответственно, определить те области, которые выступают в качестве естественных пределов человеческого познания в силу самой его структуры, значит направить усилия человека на решение реальных проблем, связанных с практикой.

В своём фундаментальном философском труде «Опыт о человеческом разумении» Локк исследует вопрос о том, как далеко может простираться познавательная способность человека и каковы её реальные границы. Он ставит проблему происхождения идей и понятий, посредством которых человек приходит к познанию вещей.

Задача заключается в установлении основы достоверности познания. С этой целью Локк анализирует основные источники человеческих представлений, к которым относит чувственные восприятия и мышление. Для него важно установить, как разумные начала познания соотносятся с чувственными началами.

Единственным объектом человеческого мышления является идея. В отличие от Декарта, стоявшего на позиции «врождённости идей», Локк утверждает, что все без исключения идеи, понятия и принципы (как частные, так и общие), которые находим в человеческом уме, берут своё начало в опыте, а в качестве одного из важнейших источников их служат чувственные впечатления. Такая познавательная установка получила название сенсуализма, хотя, сразу отметим, что в отношении философии Локка этот термин может применяться лишь до известных пределов. Дело в том, что Локк не приписывает чувственному восприятию, как таковому, непосредственную истинность; также он не склонен выводить всё человеческое знание только из чувственных восприятий: наряду с внешним опытом в качестве равноправного в познании им признаётся и внутренний опыт.

Практически вся долокковская философия считала для себя очевидным то, что общие идеи и понятия (такие как: Бог, человек, материальное тело, движение и пр.), равно как и общие теоретические суждения (напр., закон причинности) и практические принципы (напр., заповедь любви к Богу) суть первоначальные сочетания представлений, которые являются непосредственной принадлежностью души, на том основании, по которому общее никогда не может быть предметом опыта. Локк отвергает эту точку зрения, считая общее знание не первичным, а, напротив, производным, логически выводимым из частных утверждений путём размышления.

Фундаментальная для всей эмпирической философии мысль о том, что опыт суть неотделимый предел всякого возможного познания, закрепляется Локком в следующих положениях:

  • не существует врождённых уму идей, знаний или принципов; человеческая душа (ум) есть «tabula rasa» («чистая доска»); только опыт посредством единичных восприятий записывает на ней какое-либо содержание
  • ни один человеческий разум не способен создать простых идей, равно как он не способен уничтожить уже существующие идеи; они доставляются нашему разуму чувственными восприятиями и размышлением
  • опыт является источником и неотделимым пределом истинного познания. «На опыте основывается всё наше знание, от него, в конце концов, оно происходит»

Давая ответ на вопрос о том, почему в уме человека нет врождённых идей, Локк критикует концепцию «всеобщего согласия», служившею отправной точкой для сторонников мнения о «присутствии в разуме предшествующего [опыту] знания от момента его существования». Основные аргументы, выдвигаемые Локком, здесь такие: 1) в действительности мнимого «всеобщего согласия» не существует (это видно на примере маленьких детей, умственно отсталых взрослых людей и культурно отсталых народов); 2) «всеобщее согласие» людей по определённым идеям и принципам (если его всё же допустить) не обязательно проистекает из фактора «врождённости», его можно объяснить, показав, что существует другой, практический способ добиться этого.

Итак, наше познание может простираться так далеко, насколько это позволяет нам опыт.

Как уже было сказано, Локк не отождествляет опыт целиком с чувственным восприятием, но трактует данное понятие гораздо шире. В соответствии с его концепцией, к опыту относится всё то, из чего человеческий разум, изначально подобный «неисписанному листу бумаги», черпает всё своё содержание. Опыт состоит из внешнего и внутреннего: 1) мы чувствуем материальные объекты или же 2) воспринимаем деятельность нашего ума, движение наших мыслей.

От способности человека воспринимать внешние объекты посредством органов чувств происходят ощущения – первый источник большинства наших идей (протяжённости, плотности, движения, цвета, вкуса, звука и пр.). Восприятие деятельности нашего разума порождает второй источник наших идей – внутренне чувство, или рефлексию. Рефлексией Локк называет то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы её проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности. Внутренний опыт разума над самим собой возможен лишь в том случае, если разум извне побуждается к ряду действий, которые сами собой образуют первое содержание его знания. Признавая факт разнородности физического и психического опыта, Локк утверждает первичность функции способности ощущений, дающей толчок ко всякой разумной деятельности.

Таким образом, все идеи происходят от ощущения или рефлексии. Внешние вещи доставляют уму идеи чувственных качеств, которые все суть вызываемые в нас вещами различные восприятия, а ум снабжает нас идеями своей собственной деятельности, связанной с мышлением, рассуждениями, желаниями и т.п.

Сами идеи как содержания мышления человека («то, чем может быть занята душа во время мышления») разделяются Локком на два вида: на идеи простые и идеи сложные.

Всякая простая идея содержит в себе только одно единообразное представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные другие идеи. Простые идеи служат материалом всего нашего знания; они образуются посредством ощущений и размышлений. От соединения ощущения с рефлексией возникают простые идеи чувственной рефлексии, например, удовольствия, боли, силы и др.

Чувства сначала дают толчок к рождению единичных идей, и, по мере того, как разум осваивается с ними, они помещаются в памяти. Всякая находящаяся в разуме идея является или наличным восприятием, или вызываемая памятью она может вновь им стать. Идея, которая никогда не была воспринята разумом посредством ощущений и размышлений, не может быть обнаружена в нём.

Соответственно, сложные идеи возникают, когда простые идеи обретают более высокий уровень за счёт действий человеческого разума. Действия, в которых ум проявляет свои способности, это: 1) соединение нескольких простых идей в одну сложную; 2) сведение вместе двух идей (простых или сложных) и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну; 3) абстрагирование, т.е. обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в реальной действительности и получать общие идеи.

Локковская теория абстракции продолжает традиции, сложившиеся до него в средневековом номинализме и английском эмпиризме. Наши представления сохраняются при помощи памяти, но далее абстрагирующее мышление образует из них понятия, которые не имеют непосредственно соответствующего им предмета и представляют собой отвлечённые представления, образованные при помощи словесного знака. Общий характер этих представлений, идей или понятий заключается в том, что они могут быть применимы к многообразию единичных вещей. Такой общей идей будет, например, идея «человек», которая применима к множеству единичных людей. Таким образом, абстракция, или общее понятие – это, по Локку, сумма общих, присущих разным предметам и объектам свойств.

Локк обращает внимание на то, что в языке, по причине особой его сущности, лежит не только источник понятий и представлений, но и источник наших заблуждений. Поэтому Локк считает главной задачей философской науки о языке отделение логического элемента языка, речи от психологического и исторического. Он рекомендует прежде всего освободить содержание каждого понятия от побочных мыслей, прикрепившихся к нему в силу общих и личных обстоятельств. Это по его мысли должно в конечном итоге привести к созданию нового философского языка.

Локк задаётся вопросом: в каких отношениях чувственные восприятия адекватно представляют характер вещей? Отвечая на него, он разрабатывает теорию первичных и вторичных качеств вещей.

Первичные качества – это свойства самих вещей и их пространственно-временные характеристики: плотность, протяжённость, форма, движение, покой и др. Эти качества объективны в том смысле, что соответствующие им идеи разума, по мнению Локка, отображают реальность предметов, существующих вне нас.

Вторичные качества, представляющие собой комбинации первичных качеств, например, вкус, цвет, запах и пр., имеют субъективный характер. Они не отражают объективных свойств самих вещей, они лишь возникают на их основе.

Локк показывает, как субъективное с неизбежностью привносится в познание и в сам человеческий разум через чувственные восприятия (ощущения).

Наше познание, говорит Локк, реально лишь постольку, поскольку наши идеи сообразны с действительностью вещей. Получая простые идеи, душа пассивна. Однако, имея их, она получает возможность совершать над ними различные действия: комбинировать их друг с другом, отделять некоторые идеи от остальных, образовывать сложные идеи и прочее, т.е. всё то, что представляет собой существо человеческого познания. Соответственно, познание понимается Локком как восприятие связи и соответствия либо, напротив, несоответствия и несовместимости любых наших идей. Где есть это восприятие, там есть и познание.

Локк выделяет различные виды познания – интуитивное, демонстративное и чувственное (сенситивное). Интуиция открывает нас истину в актах, когда ум воспринимает отношения двух идей непосредственно через них самих без вмешательства других идей. В случае с демонстративным познанием ум воспринимает соответствие или несоответствие идей при посредстве других идей, которые сами являются очевидными, т.е. интуитивными, в рассуждении. Демонстративное познание зависит от доказательств. Чувственное познание даёт познание существования единичных вещей. Так как чувственное познание не простирается дальше существования вещей, данных нашим чувствам в каждый момент, то оно намного ограниченнее предыдущих. Для каждой ступени познания (интуитивное, демонстративное и чувственное) существуют особые степени и критерии очевидности и достоверности знания. Интуитивное познание выступает как главный вид познания.

Все свои идеи и положения, к которым разум приходит в процессе познания, он выражает в словах и высказываниях. У Локка находим представление об истине, которое можно определить как имманентное: для человека истина заключается в согласии представлений не с вещами, но друг с другом. Истина не что иное, как правильное сочетание представлений. В этом смысле она не связана напрямую с каким-либо единичным представлением, но возникает лишь там, где человек подводит под определённые законы содержания первичных представлений и ставит их в связь друг с другом.

К числу основных воззрений Локка принадлежит его убеждение, что наше мышление даже в самых неоспоримых своих выводах не обладает никаким ручательством за их тождественность с действительностью. Всеобъемлющая полнота познания – эта цель, всегда вожделенная для человека, является для него изначально недостижимой в силу его собственной сущности. Скептицизм Локка выражается в следующем виде: мы, вследствие психологической законосообразности, должны представлять себе мир так, как мы это делаем, даже в том случае, если бы он был совершенно иным. Поэтому для него является очевидным, что истиной трудно обладать, и что разумный человек будет придерживаться своих взглядов, сохраняя некоторую долю сомнения.

Говоря о пределах человеческого познания, Локк выделяет объективные и субъективные факторы, ограничивающие его возможности. К субъективным факторам можно отнести ограниченность наших органов чувств и, следовательно, предполагаемую на этой основе неполноту наших восприятий, а в соответствии с его структурой (роль первичных и вторичных качеств) и до некоторой степени неточность наших представлений. К объективным факторам он относит устройство мира, где находим бесконечность макро и микро миров, недоступных для наших чувственных восприятий. Однако, несмотря на несовершенство человеческого познания в силу самой его структуры, человеку доступны те знания, которые, при правильном подходе к процессу познания, тем не менее, постоянно совершенствуются и вполне оправдывают себя практически, принося ему несомненную пользу в его жизни. «У нас не будет причин жаловаться на ограниченность сил своего разума, если мы воспользуемся ими для того, что может принести нам пользу, ибо к этому они весьма способны… Свеча, которая зажжена в нас, горит достаточно ярко для всех наших целей. Открытия, которые мы можем сделать при её свете, должны удовлетворять нас».

Социальная философия Джона Локка

Свои взгляды на развитие общества Локк излагает в основном в «Двух трактатах о правлении». Основу его социальной концепции составляют теории «естественного права» и «общественного договора», ставшие идейной основой политической доктрины буржуазного либерализма.

Локк говорит о двух последовательно переживаемых обществами состояниях – естественном и политическом, или, как он его ещё называет, гражданском. «Естественное состояние имеет закон природы, которым оно управляется и который обязателен для каждого; и разум, который является этим законом, учит всех людей, что поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого».

В гражданском обществе, в которое люди объединяются на основе соглашения создать «одно политическое тело», на смену естественной свободе, когда человек не починён ни какой стоящей выше его власти, но руководствуется только законом природы, приходит «свобода людей в условиях существования системы правления». «Это свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределённой, неизвестной самовластной воли другого человека». Жизнь этого общества регулируется уже не естественными правами каждого человека (самосохранения, свободы, собственности) и стремлением самолично их защищать, но постоянным законом, общим для каждого в обществе и установленным законодательной властью, созданной в нём. Целью государства является сохранение общества, обеспечение мирного и безопасного сосуществования всех его членов, на основе всеобщего законодательства.

В государстве Локк выделяет три основные ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Законодательная власть, функция которой заключается в выработке и утверждении законов, – это верховная власть в обществе. Она учреждается народом и осуществляется посредством высшего выборного органа. Исполнительная власть следит за неукоснительностью и непрерывностью исполнения законов, «которые созданы и остаются в силе». Федеративная власть «включает в себя руководство внешними безопасностью и интересами общества». Власть законна в той мере, в какой она поддерживается народом, её действия ограничены общим благом.

Локк выступает против всяких форм насилия в обществе и гражданских войн. Его социальные взгляды характеризуются идеями умеренности и рационального устройства жизни. Как и в случае с теорией познания, в вопросах образования и функций государства он занимает эмпирические позиции, отрицая любые представления о врождённости идей общественной жизни и законов её регулирующих. Формы общественной жизни определяются реальными интересами и практическими потребностями людей, они «могут осуществляться ни для какой иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа».

Этическая философия Джона Локка

Характер и наклонности человека, считает Локк, зависят от воспитания. Воспитание создаёт большие различия между людьми. Незначительные или почти незаметные впечатления, производимые на душу в детстве, имеют очень важные и длительные последствия. «Я думаю, что детскую душу так же легко направить по тому или иному пути, как и речную воду…». Поэтому всё, что должен получить человек от воспитания и что должно повлиять на его жизнь, необходимо своевременно вложить в его душу.

При воспитании личности следует в первую очередь обращать внимание на внутренний мир человека, заботится о развитии его интеллекта. С точки зрения Локка, основу «честного человека» и духовно развитой личности составляют четыре качества, «внедрённые» в человека воспитанием и впоследствии проявляющие в нём своё действие с силой природных качеств: добродетель, мудрость, благовоспитанность и знание.

Основу добродетели и всякого достоинства Локк видит в способности человека отказываться от удовлетворения своих желаний, поступать вопреки своим наклонностям и «следовать исключительно тому, что указывает разум как самое лучшее, хотя бы непосредственное желание влекло его в другую сторону». Эту способность необходимо приобретать и совершенствовать с ранних лет.

Мудрость Локк понимает «как умелое и предусмотрительное ведение своих дел в этом мире». Она является продуктом сочетания хорошего природного характера, деятельного ума и опыта.

Благовоспитанность подразумевает неукоснительное соблюдение человеком правила любви и доброго отношения к другим людям и к самому себе как представителю человеческого рода.

Таким образом, нравственные качества и моральные не врожденны человеку. Они вырабатываются людьми в результате общения и совместной жизни и прививаются детям в процессе воспитания. Подводя кратки итог, можно сказать, что одним из главных моментов философии Локка является непринятие им одностороннего рационализма. Основу достоверного знания он ищет не во врождённых идеях, а в опытных началах познания. В своих рассуждениях, касающихся не только вопросов познания, но также и вопросов человеческого поведения, воспитания и развития культуры, Локк становится на позиции достаточно жёсткого эмпиризма. С этим он входит в педагогику и культурологию. И хотя сама его сенсуалистская концепция была во многих отношениях противоречива, однако она дала толчок для дальнейшего развития философского знания.

Воспитания, права и государственности, которые были актуальными в середине 17 века. Он является основоположником нового политико-правового учения, которое позже стало известно как «доктрина раннебуржуазного либерализма».

Биография

Родился Локк в 1632 году в пуританской семье. Образование получил в Вестминстерской школе и в колледже Крайст-Черч. В колледже он и начал свою научную деятельность в качестве преподавателя греческого и риторики. В это период завязывается знакомство с известным естествоиспытателем Робертом Бойлем. Совместно с ним Локк проводил метрологические наблюдения, глубоко изучал химию. Впоследствии Джон Локк серьезно изучал медицину и в 1668 году стал членом Лондонского королевского общества.

В 1667 году Джон Локк познакомился с лордом Эшли Купером. Этот неординарный человек находился в оппозиции к королевскому двору и критиковал существующую власть. Джон Локк оставляет преподавательскую деятельность и селится в имении лорда Купера в качестве его друга, компаньона и личного врача.

Политические интриги и неудавшаяся попытка заставляют лорда Эшли спешно покинуть родные берега. Вслед за ним эмигрирует в Голландию и Джон Локк. Основные идеи, которые принесли известность ученому, были сформированы именно в эмиграции. Года, проведенные в чужой стране, оказались наиболее плодотворными в карьере Локка.

Перемены, которые произошли в Англии в конце 17 века, позволили Локку вернуться на родину. Философ охотно работает с новым правительством и в течение некоторого времени занимает важные должности при новой администрации. Пост ответственного по делам торговли и колоний становится последним в карьере ученого. Болезнь легких заставляет его выйти в отставку, и остаток жизни он проводит в местечке Отс, в имении своих близких друзей.

След в философии

Основное философское сочинение как «Опыт о человеческом разумении». В трактате раскрывается система эмпирической (опытной) философии. Основой для выводов служат не логические умозаключения, а фактический опыт. Так утверждает Джон Локк. Философия такого плана находилась в противоречии с существующей системой мировоззрения. В этом труде ученый утверждает, что базисом для изучения окружающего мира является чувственный опыт, и только с помощью наблюдения можно получать достоверные, реальные и очевидные знания.

След в религии

Научные произведения философа касаются и обустройства религиозных институтов, которые существовали в то время в Англии. Известны рукописи «Защита нонконформизма» и «Опыт о веротерпимости», автором которых является Джон Локк. Основные идеи были очерчены именно в этих неизданных трактатах, а полностью система устройства церкви, проблема свободы совести и вероисповедания была представлена в «Послании о веротерпимости».

В этом труд закрепляет за каждым человеком право на Ученый призывает государственные институты признать выбор религии неотъемлемым правом каждого гражданина. Истинная церковь в своей деятельности, по утверждению учёного, должна быть милосердной и сострадательной к инакомыслящим; власть церкви и учение церкви должны пресекать насилие в любой форме. Однако терпимость верующих не должна распространяться на тех, кто не признает юридические законы государства, отрицает общества и самое существование Господа, считает Джон Локк. Основные идеи «Послания о веротерпимости» - равенство прав всех религиозных общин и отделение государственной власти от церкви.

«Разумность христианства, каким оно представлено в Священном Писании» позднее сочинение философа, в котором он утверждает единство Бога. Христианство, прежде всего - свод нравственных норм, которых должен придерживаться каждый человек, считает Джон Локк. Труды философа в области религии обогатили религиозные учения двумя новым направлениями - английским деизмом и латитудинаризмом - учением о веротерпимости.

След в теории государства и права

Свое видение устройства справедливого общества Дж. Локк изложил в труде «Два трактата о государственном правлении». Основой для сочинения являлась доктрина о возникновении государства из «естественного» общества людей. По мнению ученого, в начале существования человечество не знало войн, все были равны и «никто не имел больше другого». Однако в таком обществе отсутствовали контролирующие органы, которые бы устраняли разногласия, решали имущественные споры, вершили справедливый суд. В целях обеспечения образовали политическое сообщество - государство. Мирное образование государственных институтов, основанное на согласии всех людей - основа для создания государственного строя. Так утверждает Джон Локк.

Основные идеи государственного преобразования общества заключались в образовании политических и судебных органов, которые бы защищали права всех людей. За государством остается право на применение силы для собственной защиты от постороннего вторжения, а также для контроля над соблюдением внутренних законов. Теория Джона Локка, изложенная в этом сочинении, утверждает право за гражданами убрать правительство, которое не выполняет свои функции или злоупотребляет властью.

След в педагогике

«Мысли о воспитании» - сочинение Дж. Локка, в котором он утверждает, что на ребенка решающее влияние оказывает окружающая среда. В начале своего развития ребенок находится под влиянием родителей и воспитателей, который являются для него нравственным образцом. По мере взросления ребенок получает свободу. Уделял внимание философ и физическому воспитанию детей. Обучение, как было сказано в сочинении, должно основываться на использовании практических знаний, необходимых для жизни в буржуазном обществе, а не на изучении схоластических наук, не имеющих практической пользы. Данный труд был раскритикован епископом Вустерским, с которым Локк неоднократно вступал в полемику, отстаивая свои взгляды.

След в истории

Философ, правовед, религиозный деятель, педагог и публицист - все это Джон Локк. Философия его трактатов отвечала практическим и теоретическим запросам нового столетия - столетия Просвещения, открытий, новых наук и новых государственных образований.

Введение

    1 Жизнь 2 Теория государства 3 Религия 4 Теория познания 5 Образовательно-педагогические идеи 6 Экономические учения
      6.1 О теории цен 6.2 Мысли о деньгах
    7 Политические взгляды 8 Произведения 9 Интересные факты

Источники

Введение

Джон Локк (англ. John Locke , 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия - 1704, Эссекс, Англия) - английский философ, один из основных представителей английского эмпиризма и Просвещения. Родился в Англии в семье адвоката. Начальное образование получил дома. Окончил Вестминстерский грамматическую школу, Оксфордский университет. Самостоятельно выучил новую философию (Бекона, Декарта и др.)., естествознание, медицину. Работал преподавателем греческого языка и литературы в университете, позже был воспитателем сына, а затем внука известного политического деятеля графа Шефстбери, много путешествовал, долго жил во Франции, где познакомился с идеями Монтеня. Во время разгула абсолютистской реакции (1683) Джон Лок эмигрировал вместе со своим патроном, графом Шефтсбери в Голландию, вернулся в Англию после революцией 1688 года.

1. Жизнь

Джон Локк родился 1632 в Рингтоне, Англия. 1647 направлен в престижную Вестминстерский школу в Лондоне, получив стипендию политика Александра Пофам, члена Британского парламента. Впоследствии поступил в аристократического колледжа Крайст-Черч в Оксфорде. Несмотря на то, что был способным учеником, с отвращением относился к учебной программы и считал труды современных ему философов, таких как Рене Декарт, интереснее, чем материал, который преподавался в университете. Ричард Ловер, товарищ Локка со времен учебы в Вестминстерской школе, отмечал, что тот был знаком с медициной и экспериментальной философией, которые преследовались другими университетами Великобритании и в том числе Лондонским королевским обществом, членом которого Джон Локк все-таки стал.

Степень магистра Джон Локк получил 1658 года, а кроме того получил степень бакалавра медицины 1674 года. Между тем 1658 году он стал преподавателем и профессором греческой риторики. Позже он вернулся в Оксфорда и изучал медицину. В то время сотрудничал с ведущими мыслителями и учеными, таких как Роберт Бойль, Томас Уиллис и Роберт Гук. 1666 Джон Локк познакомился с Энтони Эшли Купером, 1-м графом Шефстбери, когда тот прибыл в Оксорда поисках лекарств от инфекции печени. На Купера Локк произвел большое впечатление, и тот предложил ему войти в его почту. Таким образом 1667 Локк переехал в дом в Лондоне, работавший личным врачом графа Шефстбери. Он также продолжал изучать медицину под руководством выдающегося врача-практиканта Томаса Сайденгама. Его влияние сказалось на натурфилософских взглядах Локка, выражением которых стал труд Разведка о о человеческом разумении (англ. An Essay Concerning Human Understanding ).

1672 года граф Шефтсбери стал Лорд-канцлером Англии, после чего Локк был вовлечен в политику, что в свою очередь отразилось на его политическом мышлении. Однако 1675 граф Шефтсбери попал в опалу. Поскольку карьера Локка напрямую зависела от взлетов и падений Шефтсбери, до 1679 года он много путешествовал Францией. 1683 года Локк был вынужден бежать в Нидерландов.

В 1годах наступила развязка, которая положила конец скитаниям Локка. Состоялась Славная революция, Вильгельм III Оранский провозглашен королем Англии. Локк участвовал в подготовке переворота 1688 года, находился в тесном контакте с Вильгельмом Оранским и совершил на него значительное идейное влияние. В начале 1689 года он вернулся на родину. В 1690-х годах вместе с правительственной службой Локк развернул широкую научную и литературную деятельность. 1690 опубликованы "Разведка о человеческом разумении", "Два трактата о правлении", 1693 года - "Мысли о воспитании", 1695 года - "Разумность христианства".

2. Теория государства

Считал лучшей формой конституционную монархию, для чего необходимо разделение ветвей власти на парламентскую, исполнительную и федеральную. В своей теории общественного контракта исходит из естественного состояния человечества, в котором, в отличие от Гоббса, для которого человек является эгоистичной существом, люди имеют право на жизни, равенство, свободу и частную собственность. В естественных условиях, ущемление кем-то чьих-то прав может закончиться (преувеличенной) местью, а вследствие мести за месть может возникнуть война. Во избежание этого нужна государство в качестве арбитра. Для этого граждане передают государству часть своих суверенных прав, владельцем которых они остаются и в дальнейшем. Государство должно обеспечивать их на лучшем уровне, чем это могут же люди в естественном состоянии. Если права людей массово нарушаются, тогда они имеют право сбросить власть. Локк впервые также доказал право человека на стремление к счастье, а не только на самосохранение. Ограничение свободы в форме рабства возможно, например, в войне. Другие права человека могут быть в нее отобранными, если человек их не заслуживает, например, через убийство. Локк говорил либеральную государство, но не самый идеал манчестерского либерализма. Государство имеет право вмешиваться в частную собственность, например, накладывать налоги на несамостоятельного труд. Имел сильное влияние на декларацию независимости, конституцию США и революционной Франции.

3. Религия

По религии Локк стремился создать для различных христианских конфессий платформу с минимальным общей базой, которую можно объяснить с помощью ума (в духе Просвещения). Он одновременно не отрицает, что в христианской религии есть также места, которые на первый взгляд кажутся нелогичным, но их просто невозможно обосновать с помощью разума. Правом на свободу религии не увлекались атеисты и католики (последние, за то, что признают Папу главой государства). Считал, что государство переступала бы свои полномочия, если бы из силой требовала людей верить во что-то.

4. Теория познания

Локк также хотел создать для науки общую платформу, не вмешиваюсь в ее отдельные отрасли. Он признает частично Декартовский рационализм: для него мышление начинается от субъекту, однако отрицает, что реальность состоит из отдельных реальностей субъектов. Он не верит в врожденные знания. При этом исходит из наивных форм таких идей (не как в Декарта), предполагая, что врожденные идеи должны осознавать всем людям в любое время. Однако, ни дети, ни невежественные люди не знают основных философских понятий. Кроме этого, врожденные идеи делают ум ненужным. Например, идея Бога не является врожденной, поскольку существует много народов, где не существует веры в Бога. Он считает, что человек рождается как "Табула Раса" (от лат. чистая доска). В уме не находится ничего, что бы не было воспринято органами чувств. Локк является эмпириком. Материалом познания есть простые идеи, они все происходят из опыта. Идеей является в самом общем смысле любая воображение, элемент сознания как понятийно-рационального как и чувственного типа.

    Простые идеи:
      сенсации (внешние): чувственные впечатления вещественных тел, цвет, запах, вкус, размер, движение и т. д. (уже здесь он различает первостепенные и второстепенные качества; см.. ниже). рефлексии (внутренние): собственные действия, состояние, переживания, например, идеи из рефлексии желание, стремление, воображения, мышления и т. д.. состоит из двух одинаково: радость, боль, сила, последовательность во времени.
    Сложные идеи: составляющие с простых через их сравнение, сочетание, абстрагирования, они являются в первую очередь понятиями / Первый качествами (номинализм), поскольку о реальной сущность вещей не можем ничего сказать.
      Субстанции: вещи, состоящие из постоянной связи между простыми идеями; не может знать, они в действительности являются, однако, считает, что Бог, ангел являются субстанциями.
        Первостепенные качества (свойства, которые непосредственно содержатся в вещах, напр.., объем, твердость или форма). Второстепенные качества (свойства, которые не содержатся в вещах, но добавляются к идее субстанции через наше восприятия, например, сладость, теплота). Только о субстанции первоначальные качества мы можем что-то сказать объективно, поскольку можно измерить количественно, а не качественно.
      Соотношение (различных идей друг к другу; идентичность и не-идентичность, время и пространство), при этом, каузальность становится субъективной. моде (идеи, которые не отражают реальность, а есть умственными конструкциями, напр., государство, треугольник и т. п.), понятие морали относит сюда - для развития нужен ум.

Основным свойством ума он считает возможность проверять идеи на качество. Однако, в отличие от Канта, для Л. не существует идей априори , а только возможность восприятия, проработки в образы сложных идей и понятий. Для Л. реально существуют только простые идеи, а сложные - нет. Кроме этого, существует реальная субстанция, о которой мы ничего не можем сказать. Таким образом он указывает на границы познания. Познание для Локка есть восприятие соответствия или несоответствия идей. Абстракция у Л. - это отбрасывание определенных свойств в определенных вещей для лучшей классификации.

Он различает три элемента познания (уверенность в знании высокая в первом, самая низкая - в последнем):

    интуитивное: Человек узнает по сравнению соответствие или противоположность идей. Интуитивная правда возникает тогда, когда идеи не подвергаются дальнейшему анализа, круг они очевидны; демонстративное: в рамках аргументации каждый шаг должен подтверждается интуитивным познанием (ср. в Декарта); cенситивне: можно наблюдать только внешние телесные вещи, поскольку у нас отсутствуют адекватные идеи.

Поскольку наши знания ограничены, Бог наделил нас возможностью провидения. То, что Бог нам открыл, является безусловным правдой. Между знаниями и верой, умом и провидением не может существовать противоположностей. Что является божественным провидением - это должен видеть ум.

5. Образовательно-педагогические идеи

Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врожденных идей. Он рождается будучи "чистой доской" и готовым воспринимать окружающий мир с помощью своих чувств через внутренний опыт - рефлексию. "Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию". Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирования. Цель воспитания - воспитание джентльмена, который умеет вести свои дела толково и предусмотрительно, делового человека, утонченной в общении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле ("вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире"). Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы утилитаризм - каждый предмет должен готовить к жизни.

Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):

    Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры. Умственное воспитание должно подчиняться развития характера, формирования образованного делового человека. Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучение детей к обрядам, а на формирование любви и уважения к Богу, как высшему существу. Нравственное воспитание - воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения. Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможности вредного безделья.

Основной дидактический принцип - в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются: пример и среду. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и мягкими внушениями . Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкой и систематической неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

Содержание обучения: чтение, письмо, рисования, география, этика, история, натурфилософия, хронология, бухгалтерия , родной язык, Французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия , фехтования, верховая езда, танцы.

По факту все это означало бы профессионализацию подготовки отдельных учащихся. Должны быть профессионально подготовленные частные преподаватели, которые бы занимались индивидуально. Основными компонентами образования является повышение физического, морального и интеллектуального.

    Физическое воспитание - акцент на кондиционирование, гигиену, правильное питание, должны носить свободную одежду - осуждает лифы, у детей должно быть много физических упражнений и свежего воздуха Нравственное воспитание - важность дисциплины, дисциплина и самоконтроль является важным примером для подражания взрослых, осуждает телесные наказания - только в некоторых случаях, вопреки, плохие манеры на работе, лень Интеллектуальной образование - высшее образование не считается важным, один должен быть в состоянии заботиться главным образом о своих делах

Каждый, по его словам, должен научиться некоторым основам торговли. Локк воспринимает физический труд, как дополнение к умственной деятельности. Он считал, что мальчики даже из бедных семей должны посещать школу где им бы излагалась религия, мораль, и ручной труд. Образование для девочек не рассматривались Локком, как возможна в принципе.

6. Экономические учения

Его теория работы состоит в том, что человек имеет право забрать что-то из природы, если смешала ее с своим трудом (земля сама имеет стоимости, только работа на ней). Человек не имеет права брать больше, чем ей нужно. Нельзя брать из природы то, а затем дать ему испортиться. Однако, можно поменять что-то другое, несколько меньше портится. Однако, денег можно иметь бесконечно, потому что они не портятся. Пропагандировал свободную международную торговлю . Ввел также понятие о скорости обращения денег.

6.1. О теории цен

Общая теория стоимости, цены и спроса Локка была изложена в письме к членам парламента в 1691 году, под названием "Некоторые соображения о последствиях снижения процента и повышении стоимости денег ". С работы следовал ряд тезисов. "Цена любого товара поднимается или падает на определенный процент в зависимости от количества продавцов и покупателей". И "то, что регулирует цену... [Товаров] есть не что иное, как их количество пропорционально их предложения". Количественная теория денег форм частный случай этой общей теории. Его идея основана на тезисе, что "деньги ответе за все вещи" (Экклезиаст) или "аренда деньги всегда достаточно, или более чем достаточно", и "меняется очень слабо..." Независимо от того, что спрос на деньги не ограничен или постоянной, Локк делает вывод, что спрос на деньги регулируется их количеством. Он также исследует детерминанты спроса и предложения. Для питания, товары в целом считаются ценными, поскольку они могут быть обменены, потребляются, и они должны быть ограничены. Товар пользуется спросом, поскольку они дают поток доходов. Локк развивает теорию ранней капитализации, таких как земля, которая имеет значение, потому что "производство товарной продукции приносит определенный годовой доход". Спрос на деньги почти такой же, как спрос на товары или землю, это зависит от того деньги нужны как средство обмена, или как кредитных ресурсов. Для средства обмена "деньги способны к обмену закупать необходимую нам или удобства жизни. "Для кредитных средств", речь идет о владении ту же природу с землей, путем выделения определенного годового дохода... или интереса. "

6.2. Мысли о деньгах

Локк выделяет две функции денег, как "мерило" для стоимости, и в качестве "залога", чтобы претендовать на товары. Он считает, что серебро и золото, в отличие от бумажных денег, является валютой для международных соглашений. Серебро и золото, говорит он, имеют равную ценность для всего человечества и поэтому может рассматриваться как залог любым товарам, в то время как стоимость бумажных денег действительна только при правительстве, который его выдает.

Локк утверждает, что страна должна искать благоприятный торговый баланс , чтобы не зависеть от других стран и нести убытки в торговле. Так как деньги мирового фонда постоянно растут, страна должна постоянно стремиться увеличить свои запасы. Локк развивает свою теорию иностранных бирж. В дополнение к товарного движения, также движения в стране денежной массы , и движение капитала определяет обменный курс . Последний является менее значительным и менее изменчивым, чем товарные движения. Как для страны денежной массы, если это большие по сравнению с другими странами, то это вызовет страны обмен подняться выше номинальной, а экспорт баланс будет делать.

Он также готовит оценки денежных требований в отношении различных экономических групп (землевладельцев, рабочих и брокеров). В каждой группе денежные требования тесно связаны с длиной периода оплаты. Он утверждает, брокеры - посредники - чья деятельность увеличить денежные схемы и чей доход является в доходы рабочих и землевладельцев, оказали негативное влияние на личное и народное хозяйство, хотя они якобы способствовали развитию экономики.

7. Политические взгляды

    Естественное состояние - состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность. Естественное право - право на частную собственность, право на действия, на свой труд и на его результаты. Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора. Локк - теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закона). Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях. Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), она не должна посягать на эти права, должна быть организована так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягает на естественные права и свободу народа.

Наиболее известен разработкой принципов демократической революции. "Право народа на восстание против тирании" наиболее последовательно развито Локком в работе? Размышления о славной революции 1688 года".

8. Произведения

Самые известные произведения - "Два трактата о правлении", "Письма о терпимости", а также "Разведка о человеческом разумении" (украинский перевод Натальи Бордуков вышел в харьковском издательстве "Акта").

    Локк стал одним из основателей договорной теории происхождения государства. Локк первым сформулировал принцип "разделения властей" на законодательную, исполнительную и федеральную. Именем Джона Локка назван один из ключевых персонажей известного телесериала "Затерянные". Фамилия Локк качестве псевдонима взял один из героев цикла фантастических романов Орсона Скотта Карда о Эндер Виггине. В русском переводе англоязычное имя "Locke" неверно передано как "Локи". Фамилия Локк носит главный герой в фильме Микеланджело Антониони "Профессия: репортер" 1975 года В честь Джона Локка назван один из астероидов 7010 Локк.

Источники

    Ashcraft, Richard, 1986. Revolutionary Politics & Locke"s Two Treatises of Government. Princeton: Princeton University Press. (Discusses the relationship between Locke"s philosophy and his political activities). Ayers, Michael R., 1991. Locke. Epistemology & Ontology Routledge (The standard work on Locke"s Essay Concerning Human Understanding). Bailyn, Bernard, 1The Ideological Origins of the American Revolution. Harvard Uni. Press. (Discusses the influence of Locke and other thinkers upon the American Revolution and on subsequent American political thought). GA Cohen, 1995. "Marx and Locke on Land and Labour ", in his Self-Ownership, Freedom and Equality, Oxford University Press. Cox, Richard, Locke on War and Peace, Oxford: Oxford University Press, 1960. (A discussion of Locke"s theory of international relations). Chappell, Vere, ed., 19nn. The Cambridge Companion to Locke. Cambridge Uni. Press. Dunn, John, 1984. Locke. Oxford Uni. Press. (A succinct introduction.), 1969. The Political Thought of John Locke: An Historical Account of the Argument of the "Two Treatises of Government". Cambridge Uni. Press. (Introduced the interpretation which emphasises the theological element in Locke"s political thought). Macpherson. CB The Political Theory of Possessive Individualism: Hobbes to Locke (Oxford: Oxford University Press, 1962). (Establishes the deep affinity from Hobbes to Harrington, the Levellers, and Locke through to nineteenth-century utilitarianism). Pangle, Thomas, The Spirit of Modern Republicanism: The Moral Vision of the American Founders and the Philosophy of Locke (Chicago: University of Chicago Press, 1988; paperback ed., 1990), 334 pages. (Challenges Dunn"s, Tully"s, Yolton"s, and other conventional readings.) Strauss, Leo, Natural Right and History, chap. 5B (Chicago: University of Chicago Press, 1953). (Argues from a non-Marxist point of view for a deep affinity between Hobbes and Locke). Strauss, Leo, "Locke"s Doctrine of Natural law," American Political Science Review01. (A critique of W. von Leyden"s edition of Locke"s unpublished writings on natural law). Tully, James, 1980. "A Discourse on Property: John Locke and his Adversaries" Cambridge Uni. Press Waldron, Jeremy, 2002. God, Locke and Equality. Cambridge Uni. Press. Yolton, JW, ed., 1969. John Locke: Problems and Perspectives. Cambridge Uni. Press. Zuckert, Michael, Launching Liberalism: On Lockean Political Philosophy. Lawrence, KS: University Press of Kansas. Locke Studies, appearing annually, publishes scholarly work on John Locke.
Похожие публикации