Влияние миграции рабочей силы на экономическое развитие страны. Выгоды и ущерб для стран от трудовой миграции Выгоды и издержки от трудовой миграции

Фото: Depositphotos.com/salamissvverve

Однако в принимающих странах иммиграция - это болезненная тема: правительства стараются ввести нормы, которые позволили бы экономике пожинать выгоды миграции, но при этом избегать сопутствующих ей издержек.

Особенно в Европе и США иммиграция стала первостепенной темой политических дебатов. Но даже в Японии, где границы для мигрантов в целом закрыты, необходимость поиска путей решения проблемы быстро стареющего населения в последнее время привела к оживлению дискуссии по данному вопросу.

Во всех этих странах миграционные дебаты, как правило, можно свести к трём основным позициям. Первую позицию разделяет незначительное меньшинство, у неё нет серьёзной политической поддержки: иммиграция фундаментально выгодна развитым странам, потому что приезжие помогают смягчить демографические проблемы и способствуют расширению профессиональной базы экономики.

Вторая позиция - полная противоположность первой: иммиграцию надо предотвращать любыми доступными способами. Защитники этих взглядов обычно рассуждают о том, что мигранты негативно влияют на уровень зарплат, особенно в нижней части пирамиды распределения доходов, и понижают качество жизни местных жителей. Они также говорят, что мигранты разрушают культуру и традиции страны, а экономисты нередко недооценивают значение подобных утверждений с эмоциональной окраской.

Третья позиция находится где-то посередине между этими двумя крайностями. Её сторонники отчасти признают потенциальные выгоды иммиграции, но призывают к проведению строгих профессиональных проверок, гарантирующих, что только мигранты, способные восполнить нехватку квалифицированных кадров в стране, могут в неё въехать. Благодаря таким действиям, иммиграция будет способствовать повышению качества предложения на рынке труда и конкурентоспособности компаний, не создавая культурных проблем.

Данный подход, конечно, выглядит совершенно иначе с точки зрения родной страны мигрантов, которая теряет не только ценные квалифицированные кадры, но и все ресурсы, затраченные на их подготовку, например, через систему образования. Хотя такой стране, в принципе, могут быть полезны денежные переводы мигрантов на родину, все выгоды от переезда мигрантов достаются только им самим.

Так или иначе, когда развитые страны решают принимать лишь небольшое число квалифицированных мигрантов, это означает, что они ничего не делают для смягчения проблем, являющихся причиной возникновения этих миграционных потоков. А эти потоки в основном состоят из людей, у которых нет навыков, нужных их новой стране. И это миграционное давление является очень мощным, о чём свидетельствует трагическая ситуация в Средиземном море, где на опасном пути из Африки в Европу только за первые четыре месяца этого года погибли более тысячи беженцев.

Если ничего не делать для смягчения этого давления, многие мигранты, так или иначе, найдут свой путь в страны развитого мира. Иммиграционные либералы правы, утверждая, что мигранты помогают смягчить демографические проблемы в принимающих странах, но и сторонники запретов правы в том, что приезжие создают серьёзный культурный стресс в новом для себя обществе, особенно в Европе.

Именно поэтому любые решения проблем миграции должны фокусироваться на стимулировании развития на родине мигрантов. Внимание Европы должно сосредоточиться на Африке, главном источнике миграционных потоков. Ускорение экономического роста в Африке со временем приведёт к значительному снижению миграционного давления, с которым сейчас столкнулась Европа. С точки зрения долгосрочного развития, Африке, конечно, требуется повышение политической стабильности и мир; но уже сейчас есть меры, которые могла бы предпринять Европа, чтобы подстегнуть темпы роста африканской экономики.

У Африки есть множество природных ресурсов, но ей не хватает капитала и знаний, необходимых для существенного ускорения темпов экономического роста. Государственных ресурсов просто не хватает, чтобы предоставить основную часть требуемых капиталов. В последнее время появилось понимание, что инвестиции должен обеспечивать частный сектор, равно как и критически важные профессиональные навыки, а также доступ к рынкам более развитых стран. Но для привлечения частных инвестиций нужно, чтобы госсектор предпринял несколько побудительных шагов (вместе с благотворительным сектором, который также способен помочь значительными ресурсами).

Это не означает, что государственные инвестиции и средства благотворительности должны неизбежно направляться на субсидирование убыточных проектов. Наоборот, в долгосрочной перспективе такая политика всем вредна. Целью должно стать выявление таких проектов, которые, несмотря на свою экономическую прибыльность, не привлекают инвесторов из-за институциональных и иных барьеров. После выявления подобных препятствий необходимо будет начать работу над их устранением.

Одним из ключевых барьеров на пути частных инвестиций в Африку является риск. Когда инвестиционный климат считается нестабильным (а так обстоят дела в большинстве развивающихся стран), инвесторы требуют премию за риск практически в любых проектах, даже в тех, где имеется потенциально высокий уровень отдачи от вложений. В таких условиях становится очень сложно измерить риски конкретного проекта.

Госсектор может помочь мерами по объединению рисков в общий пул, например, беря на себя некоторые транши рисков или предоставляя страховые гарантии. Такое объединение рисков, сопровождающееся строительством институтов во всех секторах экономики (а не только в здравоохранении и образовании), могло бы серьёзно помочь стимулированию роста экономики и развития в Африке и других регионах мира.

Позитивное влияние такого подхода будет весьма далекоидущим (начиная со снижения миграционного давления). Но его эффект усилится, если новые инвестиции будут направляться в зоны, на которые приходится наибольшее число перемещённых лиц и лиц, готовящихся к миграции. Именно такой подход предлагается новой «Комиссией по вынужденным перемещениям».

Рост экономики, опирающийся на инвестиции, не может стать заменой урегулированию конфликтов и политической стабилизации; напротив, первое не может быть устойчивым без прогресса во втором. Но повышение темпов экономического роста могло бы стать важным источником столь необходимой надежды, запуская цикл позитивных изменений, ведущих к миру и процветанию.

EPA/GEORGI LICOVSKI

Международные эксперты прогнозируют, какими последствиями для ЕС чревато пребывание в сообществе сотен тысяч представителей других культурно-этнических и религиозных общностей

ЖЕНЕВА/ ЛОНДОН/ БЕРЛИН/ООН, 31 мая. /ТАСС/. Миграционный кризис, обострившийся в 2015 году, стал одной из глобальных проблем Европейского союза. И хотя тенденции последних недель указывают на то, что поток арабских и африканских мигрантов, приезжающих в Европу, несколько уменьшается, международные аналитики и эксперты пытаются проанализировать все аспекты нынешнего миграционного бума и спрогнозировать, какими последствиями для Евросоюза чревато прибытие и пребывание в сообществе сотен тысяч представителей других культурно-этнических и религиозных общностей.

"Миграция в современном мире: возможности для экономики или стихийное бедствие?" - эта тема заявлена на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), который пройдет 16-18 июня.

Экономика прежде всего

Чаще всего миграционный кризис рассматривается в экономическом плане - какую выгоду или, напротив, ущерб может получить стареющее европейское общество от более чем миллиона беженцев, прибывших на континент из охваченных войнами, разрухой и религиозными конфликтами Ближнего Востока и Северной Африки.

Хотя мероприятия по размещению беженцев и упорядочению миграции изначально требуют больших расходов от принимающих государств, тем не менее в перспективе и беженцы, и мигранты, несомненно, являются положительным фактором для экономического развития. Такого мнения придерживаются эксперты Международной организации по миграции (МОМ), Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), департамента по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ).

Как заявила корр. ТАСС представитель департамента по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ) Даун Холланд, прибытие большего числа людей "означает, что они будут расходовать личные деньги или средства, выделяемые местными службами (социальной) поддержки, что в конечном счете положительно повлияет на национальную экономику", - сказала она. "Большинство макроэкономических исследований показывают позитивный эффект", - добавила Холланд.

По ее мнению, об этом свидетельствует опыт Швеции, правительство которой связывает наблюдающийся в стране сильный экономический рост в том числе с большим притоком мигрантов. "Это доказано показателями ВВП, которые мы наблюдаем", - отметила Холланд. При этом она подчеркнула, что подход других европейских стран, которые возводят заграждения на границах, "потенциально может повлиять на свободное перемещение людей и торговлю", что "может иметь негативный эффект".

Тот факт, что странам Европы в прошлом году пришлось принять более миллиона мигрантов и беженцев, многие из которых не имеют образования или профессиональной подготовки, чтобы быстро интегрироваться в экономическую жизнь в Европейском союзе, в МОМ не считают нерешаемой проблемой. "Думаю, что эта ситуация вполне поддается регулированию, - сказал корр. ТАСС официальный представитель МОМ Джоэл Миллман. - Согласно недавно опубликованным статистическим данным, рост ВВП Германии превзошел показатели других стран еврозоны, а безработица там сейчас чуть ли не самая низкая за последние 20 лет. Ясно, что германская экономика способна справиться с ситуацией".

Помощь, которую Германия оказывает мигрантам, это своего рода стимул для местной экономики, ведь через мигрантов она возвращается германским поставщикам услуг - в жилищный сектор, производителям продуктов, одежды. "А ведь известно, что экономика как раз нуждается в том, чтобы сохранялся определенный уровень потребления. Ей нужны имеющие заработок налогоплательщики, способные поддержать социальные гарантии, которые дало правительство, в частности, пожилым людям", - пояснил далее Миллман.

По его мнению, значительная часть мигрантов необязательно останется в Европе навсегда. Он напомнил в этой связи об опыте США, где трудовые мигранты из Мексики, Филиппин и других стран были основными сборщиками урожая, а затем возвращались в свои страны, чтобы вновь вернуться на следующий год.

Но сельскохозяйственный сектор - не единственный, где миграция может оказать положительное влияние. Миллман вновь привел в пример США, где в здравоохранении широко заняты мигранты. "Не знаю, что делала бы Америка, если бы у нее не было иммигрантов, которые обходятся недорого, работая на этих очень трудных и, прямо скажем, порой не очень приятных работах, - сказал он. - Это труд 24 часа в сутки. Больницы никогда не закрываются".

Как позитивный можно рассматривать и опыт Швейцарии, где женщины-мигрантки привлекаются для работы в домах престарелых. Причем, если в прошлые десятилетия этой работой занимались в основном итальянки, то затем произошел "сдвиг" в сторону работниц из Южной Америки и Восточной Европы. "Расстояния больше не являются преградой для организованной миграции", - заключил Джоэл Миллман.

В целом положительное влияние миграции на экономику стран, принявших значительные группы беженцев, прогнозирует и ряд германских экспертов. Так, в частности, президент Немецкого института экономических исследований Марсель Фратчер напоминает, что в ходе дискуссий о влиянии миграции на будущее страны обсуждение "часто касается только краткосрочных расходов, которые в ближайшие годы, без сомнений, будут огромными". Но "если интеграция на рынке труда удастся, то первоначальные траты станут своего рода инвестицией в будущее: даже если многие беженцы имеют более плохие перспективы на рынке труда из-за отсутствия необходимой квалификации, а те, кто все же находит работу, зачастую демонстрирует производительность ниже среднего уровня, в долгосрочной перспективе позитивные экономические импульсы для Германии перекроют расходы", - убежден он. Главный вопрос, по мнению Фратчера, "заключается не в том, принесут ли мигранты экономическую выгоду Германии, но исключительно в том, как скоро это произойдет".

"Даже если интеграция будет происходить медленнее, чем предполагалось, в долгосрочной перспективе беженцы внесут свой вклад в развитие экономики. Более того, уже нынешнее поколение граждан Германии ощутит это в виде более высокого дохода на душу населения", - считает эксперт.

Раз мигранты - значит проблемы?

Противоположной точки зрения придерживается известный в Германии экономист, бывший глава Института экономических исследований (ИФО-институт) Ханс-Вернер Зинн, скептически настроенный в отношении каких бы то ни было плюсов от наплыва беженцев для экономики ФРГ. "Беженцы станут огромной нагрузкой для социальной системы. Мигранты из регионов, где идет война, хуже образованы, а потому обойдутся еще дороже для государства, чем прибывавшие ранее. Экономика, правда, извлекает выгоду от наличия дешевой рабочей силы, однако потери тех граждан Германии, кто конкурирует с беженцами за рабочие места, столь же велики, как и эта выгода. Неравенство будет становится все больше, а социальная система соответственно все дороже", - считает он.

"Еще важнее образование, - продолжал Зинн. - Кто плохо образован, тот мало зарабатывает и платит недостаточно налогов и взносов, чтобы покрыть то множество государственных услуг, которые он получает. Проблема стареющего государства лишь усилится из-за низкой квалификации мигрантов". "Настоящая интеграция, в том смысле, что мигрант будет получать среднестатистический для Германии доход, и его проживание (в Германии) не будет больше стоить государству ничего, произойдет, по моим оценкам, не раньше третьего поколения", - прогнозирует он.

Нынешний глава ИФО-института Клеменс Фюст указывает на то, что "миграционный кризис вынуждает больше тратить, в связи с чем приходится экономить на других областях". "Власть вводит население в заблуждение: мы не сможем уравновесить нагрузку от потока беженцев, влезая в новые долги. В связи с миграционным кризисом денег станет меньше, чем раньше, это факт", - подчеркнул он.

"Сегодня каждую трату принято называть инвестицией в будущее, это заблуждение, в том числе и в том, что касается беженцев, - считает Фюст. - Все не так просто. Если мы не интегрируем этих людей и не обеспечим их работой, нам это дорого обойдется. Мы должны вложить много средств, чтобы, например, сделать доступным образование. Прибыль из этого мы, вероятно, никогда не сможем извлечь, так как в среднем мигранты остаются потребителями государственных услуг. Мы хотим и должны помогать людям, которые прибывают к нам. Но это не бизнес, и мы должны будем за это платить".

Экономист Томас Штраубхаар, бывший директор Гамбургского института мировой экономики не считает, что беженцы смогут ликвидировать нехватку специалистов в Германии. По его словам, "технологический прогресс делает человеческий труд неактуальным". "В этой связи непонятно, почему некоторые эксперты приходят к выводу, что вскоре Германия столкнется с дефицитом рабочей силы. Все утверждения, что именно поэтому и необходима миграция, неверны уже потому, что они отрицают или, как минимум, недооценивают трудосберегающий прогресс, а также потому, что незадействованными остаются еще много имеющихся мощностей", - отмечает Штраубхаар.

"Заблуждение полагать, что среди беженцев мы найдем тех умных и динамичных работников, в которых нуждаемся. Разница между немецким и сирийским инженером огромна", - указал экономист. По его словам, "миграция не остановит и процесс старения населения". "Неверным также является мнение, что в страну приезжают исключительно "подходящие" по возрастному принципу люди. Беженцы не являются ни источником наших проблем, ни универсальным средством излечения от всего, что нас мучает", - считает бывший директор Гамбургского института мировой экономики.

С мнением германского экономиста о профессиональном уровне мигрантов не согласен представитель МОМ Джоэл Миллман. По его мнению, эта проблема не нова. В частности, 40 лет назад "точно такой же вопрос вставал в связи с прибытием мигрантов-итальянцев в Германию". Они в итоге интегрировались и смогли дать хорошее образование своим детям. Это относится и к ирландцам-иммигрантам. Значит и с сирийцами это будет возможно, уверен Миллман. "Ясно, что это возможно, вопрос только в желании этого добиться", - резюмировал он.

Не каждый мигрант является беженцем

Главный экономист регионального подразделения Всемирного банка (по Европе и Центральной Азии) Ханс Тиммер указал на принципиальные различия между мигрантами и беженцами. По его словам, спровоцированный конфликтами массовый исход жителей Сирии и других стран "существенно отличается от экономической миграции, характерной для глобализации".

"Отличается конечная цель этих двух процессов, следовательно, по-разному измеряется и их успех. Экономическую миграцию можно считать успешной, если повышается благосостояние самого мигранта, а также наблюдается рост уровня доходов на душу населения в принимающей стране и стране его происхождения. В случае с беженцами стоит задача спасти жизни и обеспечить безопасность людей", - сказал он.

Тиммер отметил, что экономическая миграция "преследует цель более эффективного распределения ресурсов, точно так же, как и открытие границ для торговли". В ООН неоднократно указывали на пользу осуществляемых мигрантами денежных переводов на родину, совокупный объем которых превышает размер помощи, выделяемой международным сообществом на развитие стран с низким уровнем дохода.

Эксперт ВБ напомнил, что беженцы, в отличие от мигрантов, после регистрации сразу не получают разрешение на работу, содержатся в специальных лагерях или центрах, а также зачастую не связаны со своей диаспорой в принимающих странах.

"Однако эти различия не означают, что в долгосрочной перспективе успешная интеграция беженцев в общество не будет иметь эффект, характерный для экономической миграции, - подчеркнул Тиммер. - Беженцы также могут оказать положительное воздействие на экономику принимающей страны".

Особая позиция

Особую позицию в отношении миграции занимают британские эксперты, поскольку вся миграция в Соединенное Королевство идет с континента, из других стран ЕС, будь то гражданин одного из государств Европейского союза или беженец с Ближнего Востока, сумевший "просочиться" через все выставленные кордоны. Британский политолог и издатель журнала Politics First Маркос Пападопулос считает, что для Великобритании вопрос миграции из Евросоюза "играет одновременно как политическую, так и экономическую роль".

"Премьер-министр Дэвид Кэмерон перед проведением в прошлом году парламентских выборов пообещал существенно сократить показатель чистой миграции. Но, на самом деле, данную проблему стоит рассматривать, исходя из реалий рынка труда. В Соединенном Королевстве существует множество рабочих мест, которые британцы занять не стремятся, как правило это низкоквалифицированный и низкооплачиваемый труд, поэтому эту нишу заполняют мигранты из стран ЕС. Это, в свою очередь, приносит пользу экономике", - отметил он.

К серьезным минусам иммиграции Пападопулос отнес "перегрузку системы здравоохранения, поскольку прибывающие в страну мигранты получают автоматическое право на медицинское обслуживание". "При нехватке кадров в итоге система перегревается и начинает выдавать сбои", - добавил эксперт.

По его мнению, "давление также осуществляется на школы, где должны обучаться дети мигрантов", в результате "переполненные учениками классы снижают качество образования, для открытия новых, опять же, необходимы кадры и технические условия".

"Иммиграция самыми разными путями оказывает воздействие на Соединенное Королевство, и ее эффект не может ограничиваться одной лишь статистикой, - заметила директор Центра мониторинга за миграцией Оксфордского университета Мадлен Сампшн. - Если брать ситуацию в целом, то практика показывает, что влияние миграции из ЕС на основные экономические показатели, такие как, скажем, состояние рынка труда, государственное финансирование или оказание услуг общего пользования, сравнительно невелико. Однако различные группы людей почувствуют на себе негативные последствия, и, конечно же, экономика не один лишь фактор, который заботит избирателей".

Согласно последним данным Национальной статистической службы Великобритании, число граждан других стран ЕС, проживающих в Соединенном Королевстве, увеличилось в 2015 году на 184 тысячи человек. Этот показатель на 10 тысяч превышает данные предыдущего года. Общий же миграционный прирост, с учетом и тех, кто прибыл в страну из других частей света, составил в прошлом году 333 тысячи человек, то есть ровно треть миллиона. При этом покинули страну 297 тысяч, а прибыли в нее 630 тысяч, из числа которых 308 тысяч иммигрировали с целью добиться лучших условий работы.

Общая численность населения Великобритании приближается сейчас к 65 миллионам. Служба спрогнозировала, что в течение следующих 10 лет население Великобритании увеличится на 4 млн человек, а ныне 8,5-миллионный Лондон преодолеет 10-миллионную отметку. Причем половину прироста населения столицы обеспечит именно иммиграция.

В связи с неизбежностью значительного увеличения численности мигрантов в Великобритании Маркос Пападопулос предупреждает, что "потенциальной опасностью для Великобритании является вариант, при котором из Европы будут мигрировать люди с радикальными взглядами. А учитывая то, что Соединенное Королевство является мультикультурным сообществом, это может быть весьма опасно. Если страна сможет выйти из ЕС по итогам референдума (23 июня этого года) то, конечно же, власти смогут сократить уровень миграции".

Миграция все меняет

Опасность политической радикализации в странах, принимающих в массовом масштабе мигрантов и беженцев, видят и в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). "Теперь множество людей прибывает к нам извне. Мы видим последствия этого для наших обществ, видим риск политической радикализации. Мы должны работать над тем, как люди воспринимают миграцию", - сказал корр.ТАСС генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Занньер. "Мы стремимся все больше смотреть на миграцию как на фактор, в корне меняющий положение дел в плане безопасности обществ, которые становятся все более разнообразными", - сказал он. По словам Занньера, в ОБСЕ в будущем ожидают "значительный приток мигрантов и беженцев", в результате чего целые общества будут "меняться и развиваться". "Мы видим, что строительство стен не работает. Те, кто прибегает к такой практике, должны понять это", - сказал он.

Между тем в Управлении верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) считают, что "в мировом масштабе тенденция такова, что беженцы приносят выгоду принимающей стране". Как сообщил корр. ТАСС представитель этого ведомства Эдриан Эдвардс, миграция приводит к тому, что "увеличивается объем рабочей силы и в определенном смысле растут профессиональные навыки. Происходит интеграция. Это приносит экономические выгоды".

Как подчеркнул недавно генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, "беженцы и мигранты отнюдь не представляют угрозы, а напротив, вносят вклад в развитие принимающих их государств, а также своих стран происхождения". Он призвал противостоять дискриминации и нетерпимости, давать отпор политикам, которые стремятся "завоевать голоса избирателей, создавая атмосферу запугивания и раскола". "Настало время для наведения мостов между народами и людьми", - считает генсек.

В УВКБ внимательно "на ежедневной основе" следят за тем, как претворяется в жизнь мартовское соглашение Анкары и Брюсселя по беженцам, сообщил Эдвардс. Тот факт, что оно привело к резкому сокращению потока мигрантов и беженцев в Европу, в УВКБ расценивают позитивно "в том смысле, что меньше стало людей, рискующих своей жизнью" во время опасных путешествий по морю в Европу. Как подчеркнул Эдвардс, важно, чтобы "управление ситуацией на границах осуществлялось одновременно с управлением в сфере предоставления убежища". "В широком смысле слова процесс идет, но есть еще задержки в Греции, и нужно предпринять еще много улучшений на материковой части Греции в системе рассмотрения просьб об убежище, а также в расселении (беженцев в других странах)", - сказал собеседник.

Альтернативой ужесточению миграционных законов, призванных сократить количество беженцев, направляющихся в благополучные страны Евросоюза, по мнению УВКБ, может служить гуманитарная помощь тем государствам, откуда мигранты в массовом порядке направляются в Европу.

"Инъекция гуманитарной помощи во многих странах может представлять собой существенную поддержку экономике, как это было в Афганистане, - пояснил Эдвардс. - В то же время, в краткосрочной перспективе в отдельных странах приток беженцев может создавать сложности для местных общин. Невозможно помогать беженцам, если одновременно не помогаешь принимающей их общине, поскольку это может привести к большим политическим затруднениям". Поэтому в УВКБ считают, что очень важно помогать странам, граничащим с Сирией. В этой связи Эдвардс напомнил о нехватке средств: программы поддержки государств региона, принявших сирийских беженцев, профинансированы донорами только наполовину. Есть и другие проблемы. Во многих странах правительствам "по внутриполитическим причинам может не нравиться идея, чтобы беженцы рассматривались как часть рабочей силы", то есть им не предоставляют право работать.

"Если же дать им возможность стать частью рабочей силы, то они могут принести пользу стране и содержать себя, - сказал Эдвардс. - В противном случае, если их просто помещать в лагеря, это потребует денег, продовольствия и так далее".

Как скажется нынешняя волна миграции в Европу на ее экономическом развитии в отделенной перспективе? Какого эффекта следует ожидать лет через 20-30? "Абсолютно положительного!" - уверен представитель МОМ Джоэл Миллман. Ключевой фактор, по его мнению, заключается в том, что этот процесс является управляемым. Кроме того, следует помнить, что в качестве принимающей стороны выступают европейские государства, в которых существует "хорошее трудовое законодательство".

Над материалом работали Константин Прибытков (Женева), Илья Дмитрячев, Игорь Броварник, Максим Рыжков (Лондон), Вячеслав Филиппов (Берлин), Олег Зеленин (ООН).

Выгоды и издержки трудовой миграции

Самыми значимыми позитивными эффектами выездной работы, по мнению опрошенных трудовых мигрантов, оказались не только материальные достижения («улучшилось материальное положение»; «семья стала покупать более качественные продукты, одежду, товары длительного пользования»), но и определенные социальные эффекты, которые трудно измерить количественно («расширился круг общения», «удалось расширить кругозор», «повысился профессиональный уровень») (табл. 9). В то же время, с точки зрения улучшения жилищных условий, возможности путешествовать, оплачивать образование детей эффективность трудовой миграции оказалась намного меньшей. Примерно половине респондентов удалось в результате выездной работы обеспечить платные медицинские услуги себе или членам семьи и материально помогать родственникам.

Таблица 9. Доля согласных со следующим утверждением: в результате работы на выезде…, %

Скорее согласен

Повысился мой профессиональный уровень

Удалось расширить кругозор

Расширился круг общения

Улучшилось материальное положение

Улучшились жилищные условия в своем городе

Наша семья стала покупать более качественные продукты, одежду, товары длительного пользования

Появилась возможность путешествовать, ездить отдыхать

Удалось обеспечить платные медицинские услуги себе или членам семьи

Удалось оплачивать полностью или частично образование своих детей

Стал(а) помогать родственникам материально

Эффективность работы на выезде оценивалась опрошенными жителями всех городов примерно одинаково, хотя есть и некоторые особенности. Так, среди мигрантов из Камня-на-Оби половина согласились с тем, что смогли улучшить жилищные условия в своем городе; работники из Вязников чаще видели эффект выездной работы в возможности путешествовать и отдыхать; респонденты из Камня-на-Оби и Ртищево чаще других отмечали возможность оплачивать образование своих детей; жителям Вязников и Ртищево чаще других удавалось с помощью мигрантских заработков оплачивать платные медицинские услуги себе или членам семьи.

Данные исследования начала 2000-х годов позволяют сравнить изменение некоторых оценок эффективности выездной работы в г. Вязники за прошедшие полтора десятка лет (Вязники – единственный город, в котором исследование проводилось и в 2001 , и в 2015 году) (рис. 2).

Рисунок 2. Что удалось сделать в результате выездной работы?, доля ответов в %,
г. Вязники, 2001 и 2015 годы

За прошедшие годы по большинству позиций эффективность выездной работы стала оцениваться респондентами выше (бо льший процент респондентов смогли решить определенные проблемы, как свои, так и домохозяйства). В 2001 году работа на выезде фактически позволяла домохозяйствам мигрантов выживать, а в 2015 году – стала выгодным «проектом», возможностью обеспечить другой, более высокий уровень жизни. Единственное исключение – улучшение жилищных условий. Видимо, цены на жилье за прошедшие годы, даже в малых городах, настолько выросли, что мигрантские заработки оказались недостаточны.

Наряду с позитивными эффектами трудовой миграции существуют и негативные. И хотя примерно половина опрошенных не видит никаких отрицательных последствий выездной работы для себя и своей семьи (табл. 10), каждый пятый заявил о нехватке времени для воспитания детей, 13% – об ухудшении здоровья, каждый десятый – об ухудшении семейных отношений.

Таблица 10. Какие отрицательные последствия имела для Вас/ Вашей семьи работа на выезде? (%)

Город опроса

Все города

Вязники

Сатка

Камень-
на-Оби

Ртищево

Ухудшились семейные отношения

Распалась семья

Не стало хватать времени на воспитание детей

Ухудшилось здоровье

Стал заниматься менее квалифицированной работой

Никакого отрицательного влияния

Другое (напишите)

- Невостребованных, будем так говорить, рабочих рук здесь достаточно. Поэтому люди, конечно, те, у кого есть голова на плечах, не теряют надежду, они в поисках работы уезжают. Но, если честно, вот отсюда, наверное, возникает ряд проблем, которые... Ну, если уезжает папа, потом… Сегодня у нас одна из проблем, когда семьи разрушаются, распадаются. Потому что папа уехал, нашел себе вторую половину там. Сказал здесь семье: до свидания. Я знаю… Здесь приходила недавно женщина, которая просила о помощи, потому что муж уехал, ребенок маленький на руках, год еще не работает, надо устроить ребенка в детский сад, потому что нет возможности воспитывать… Вот такие проблемы да, возникают. Таких много (Управление образования в г. Камень-на-Оби)

- Понимаете, они живут отдельно от семьи. Он уезжает, каждые 2 месяца его нет, на месяц приехал, опять на 2 месяца уехал. Считай, семья видится 4 месяца в году. Это же ненормально по этическим, моральным соображениям (Филиал ВУЗа в г. Камень-на-Оби)

- Соседка у меня в Москву ездит, работает. Дочь бросила бабушке, зато сама ездит каким-то продавцом работает. Но, по крайней мере, может содержать бабушку и дочь… Полгода ее нет, а потом она приезжает (Руководитель службы занятости г. Камень-на-Оби)

Отрицательные эффекты не связаны ни с гендером (мужчины и женщины мало отличаются в оценках), ни с уровнем образования (единственное исключение – потеря квалификации: этот пункт назвали значимым 15% респондентов с высшим образованием при 8% в среднем).

Оценки отрицательных эффектов почти не изменились за последние 15 лет, прошедшие с предыдущего исследования (рис. 3).

Рисунок 3. Отрицательные последствия выездной работы, %, 2001 и 2015 гг.

Исключение составляет здоровье – о его ухудшении в 2001 году говорили почти в три раза чаще, чем сейчас. Возможно, причина такой позитивной тенденции – в меньшем распространении среди трудовых мигрантов физически тяжелого труда. Кроме того, респонденты в 2015 году в полтора раза реже стали говорить о нехватке времени на воспитание детей. Возможная гипотеза – за много лет в обществе стали терпимее относиться к такому образу жизни, и придают этому фактору меньшее значение.

Импорт рабочей силы может иметь как позитивные, так и негативные последствия для экономики принимающего государства. Автор статьи рассматривает эти последствия, отмечая, в частности, важный вклад мигрантов в экономическое развитие стран-реципиентов.

Современную социальную реальность невозможно представить без миграции населения. Государства-лидеры мирового развития, применяя селективный подход и четко определяя приоритеты, стремятся использовать международную миграцию в качестве весомого фактора развития национального человеческого капитала, экономики и всей социальной сферы. Ярким примером являются США, где с помощью иммигрантов высокой квалификации развиваются наука, сфера высоких технологий, медицина и т.д., а низкоквалифицированная рабочая сила из-за рубежа обеспечивает дешевыми рабочими руками малый и средний бизнес. Не остаются в стороне и такие страны, как Канада, Австралия, Новая Зеландия, Израиль, Англия, Германия.

Однако миграцию нельзя рассматривать как процесс, имеющий только положительные эффекты. По сути, миграция является своеобразным социальным «катализатором». При наличии у государства системных проблем в управлении, антикоррупционной деятельности возникает рост межэтнической напряженности, преступности, теневой экономики, нелегальной занятости, наркотрафика и т.д.

С ростом масштабов трудовой миграции иностранные трудовые ресурсы стали в большей степени влиять на социально-экономическое и политическое развитие принимающих государств, в том числе на развитие рынка труда, отдельных отраслей, сглаживание демографических дисбалансов.

К сожалению, оценка воздействия трудовой иммиграции на экономическое развитие осложняется целым рядом факторов: широким распространением нелегальной занятости, недостатками системы статистического учета миграции, зависимостью эффекта воздействия от масштаба и продолжительности использования иностранной рабочей силы. Также следует отметить, что последствия привлечения высококвалифицированной рабочей силы отличаются, в некоторых случаях кардинально, от иммиграции низкоквалифицированных работников. Тем не менее, анализ наиболее значимых российских и зарубежных научных исследований позволил сформировать типологию позитивных и негативных последствий использования иностранных трудовых ресурсов для экономики принимающих мигрантов стран (Tаблица 1).

Таблица 1. Последствия использования иностранных трудовых ресурсов для страны въезда трудовых мигрантов

Позитивные последствия

Негативные последствия

Последствия для рынка труда

Смягчение проблемы дефицита рабочей силы.

Демпинг на рынке труда, приводящий к снижению заработной платы местных работников.

Занятость мигрантов в домашнем хозяйстве содействует занятости женщин.

Рост безработицы среди местного населения и маргинализация менее квалифицированных работников.

Повышение занятости в малом бизнесе и предпринимательстве.

Криминализация отдельных секторов рынка труда.

Обеспечение занятости на неквалифицированных работах.

Занятость мигрантов в «непрестижных» сферах экономики содействует вертикальной мобильности местных работников.

Последствия для развития человеческого капитала

Повышение качества рабочей силы путем отбора молодых и квалифицированных работников (в сегменте высококвалифицированной рабочей силы).

При условии превалирования низкоквалифицированной рабочей силы и наличия замещающих тенденций снижается общий уровень национального человеческого капитала.

Увеличение бедности (в случае деклассации мигранта по причине потери работы).

Последствия для экономического роста,

для сферы производства товаров и услуг

Появление ресурса для региональных сдвигов в экономике за счет возможностей расселения мигрантов в определенных регионах.

Блокирование возможности внедрения трудосберегающих технологий.

Снижение стоимости рабочей силы и общих издержек с этим связанных.

Снижение эффективности и производительности труда из-за вызванных использованием более дешевой рабочей силы проблем с внедрением нового оборудования и технологий.

Стимулирование дополнительной занятости, образование дополнительных рабочих мест и развитие инфраструктуры, вызванное спросом иностранных рабочих на товары и услуги.

Концентрация трудовых мигрантов не в отраслях и регионах, испытывающих нужду в дополнительной рабочей силе, а там, где можно рассчитывать на быстрый заработок.

В случае иммиграции высококвалифицированной рабочей силы возможен рост инновационной активности, увеличение производительности труда.

Рост конкурентоспособности местных товаров и услуг за счет снижения издержек.

Рост прямых инвестиций (в т.ч. иностранных), обусловленный наличием дешевой рабочей силы.

Развитие транспортной сферы, как государственных, так и частных перевозок.

Последствия для финансовой сферы и формирования

бюджета государства

Увеличение сбора налогов от заработной платы мигрантов, поступлений обязательных платежей (госпошлины, авансовые платежи и т.д.) и отчислений в социальные фонды.

Увеличение расходов на социальную помощь безработным мигрантам.

Увеличение платежей за пользование мигрантами жильем и коммунальными услугами.

Рост государственных расходов на миграционную политику.

Экономия на расходах на образование.

Дополнительное воздействие мигрантов на социальную сферу и инфраструктуру.

Замедление инфляции за счет более высокой склонности к сбережениям у иностранных работников.

Потери капитала, связанные с перечислением части заработной платы мигрантами за рубеж.

Дополнительное негативное давление на курс национальной валюты.

Последствия для внешнеэкономической деятельности

Рост количества совместных предприятий с экономическими субъектами страны-импортера трудовых ресурсов.

Увеличение товарооборота между страной-экспортером и страной-импортером трудовых ресурсов.

Остановимся более подробно на представленных в таблице блоках.

1. Последствия для развития рынка труда

Трудовая иммиграция в первую очередь оказывает воздействие на рынок труда принимающего государства. Как уже отмечалось, это воздействие имеет как положительные, так и отрицательные последствия.

Во-первых, импорт трудовых ресурсов способствует смягчению проблемы дефицита рабочей силы. Большинство развитых стран в настоящее время вошли в период сокращения общего количества трудоспособного населения, вызванного снижением рождаемости. Решить данную проблему можно, по большому счету, только двумя способами: резким повышением производительности труда и стимулированием трудовой иммиграции. Первый вариант наиболее благоприятный, но требующий времени и технологического развития. Второй вариант предлагает оперативное удовлетворение возникшего дефицита, в особенности для малого и среднего бизнеса.

Во-вторых, занятость трудовых мигрантов в домашнем хозяйстве содействует занятости женщин. Трудовые ниши сиделок, нянь, домработниц за короткое время в развитых странах превратились в мигрантские. Однако возможность использовать дешевую наемную иностранную рабочую силу для многих женщин является фактором, стимулирующим их выход на работу.

В-третьих, повышается занятость в малом бизнесе и предпринимательстве. Данный эффект наблюдается как при привлечении низкоквалифицированной рабочей силы, так и высококвалифицированной.

Как правило, малый бизнес остро зависим от величины издержек, в особенности на этапе создания и становления. Иностранные трудовые ресурсы позволяют получить необходимые рабочие руки в случае их дефицита, а также и снизить их стоимость. Данный эффект также наблюдается и при использовании нелегальных мигрантов, особенно в странах с высокими социальными гарантиями на рынке труда.

Снижение издержек является причиной распространения нелегальной занятости и в России, т.к. приносит несравнимо большую выгоду работодателям, по сравнению с легальным наймом. Проведенное исследование показало, что при найме одного нелегального мигранта экономический эффект составляет не менее 220 тыс. руб. экономии в год (Таблица 2).

Таблица 2. Расчет затрат работодателя на заработную плату при легальном и нелегальном найме сотрудников

Приведенные расчеты объясняют основную причину распространения нелегальной занятости, особенно в среде малого, а также так называемого «мигрантского» или «диаспорального» бизнеса. Нужно учесть, что нелегальная миграция приводит к целому ряду негативных социально-экономических и политических проблем и может привести к возникновению различных рисков. В этой связи с позиции государственного управления трудовой иммиграцией необходима глубокая оценка всех возможных последствий для выработки стратегии в отношении масштабов привлечения дешевой рабочей силы из-за рубежа.

В–четвертых, трудовая миграция обеспечивает занятость на неквалифицированных работах. Значительные изменения в социальной структуре развитых стран оказали серьезное воздействие на рынок труда. Для растущего среднего класса рабочие места с неквалифицированным трудом являются непрестижными как по экономическим, так и социально-психологическим аспектам. В этой связи приток низкоквалифицированных мигрантов обеспечивает непрестижные сферы искомыми рабочими руками, хотя, как уже отмечалось, несет в себе ряд социальных и политических рисков.

В-пятых, занятость мигрантов в «непрестижных» сферах экономики содействует вертикальной мобильности местных работников, побуждая их к повышению квалификации и поиску более престижных и высокооплачиваемых рабочих мест. В ситуации, когда местные работники не имеют возможности или желания повышать свою квалификацию и трудоустраиваться на более высокооплачиваемые рабочие места, весьма высока вероятность безработицы или их переезда из этого региона.

Трудовая миграция имеет и ряд негативных последствий для рынка труда стран-реципиентов. В первую очередь это касается безработицы и уровня заработной платы. С позиции государственного управления миграционными процессами необходимо проведение постоянного мониторинга динамики безработицы и уровня оплаты труда для оперативного реагирования на негативные тенденции, которые могут обостриться при увеличении миграционных потоков.

Еще одним негативным эффектом для принимающего государства является криминализация отдельных секторов рынка труда. Помимо уклонения от уплаты налогов криминализация, как правило, снижает общий уровень конкуренции в сегменте/отрасли, что приводит к замедлению темпов роста, технологического развития. Нельзя забывать и о комплексе возможных негативных социально-политических последствиях подобного явления.

2. Последствия для развития человеческого капитала

Трудовыемигранты, входя в новое общество, становятся частью совокупного национального человеческого капитала принимающего государства. В зависимости от уровня квалификации и образования, возраста и здоровья входящий трудовой поток может как повысить уровень развития национального капитала, так и снизить его.

В постиндустриальной экономике, основанной на знаниях и технологиях 5-го и 6-го укладов, человеческий капитал становится стратегическим ресурсом, критически важным для устойчивого развития, национальной конкурентоспособности, роста благосостояния населения. Развитые страны Запада, являясь привлекательными для трудовых мигрантов, пытаются повышать качество рабочей силы путем отбора молодых и квалифицированных работников. В настоящее время наблюдается глобальная конкуренция на внутриотраслевом, межотраслевом, межрегиональном и межстрановом уровнях. Например, США используют не только трудовой, но и учебный каналы для насыщения точек роста высококвалифицированными кадрами. Сфера IT ежегодно наполняется лучшими специалистами из Индии, Китая, Южной Кореи, России и т.д.

При условии превалирования низкоквалифицированной рабочей силы снижается общий уровень национального человеческого капитала. В качестве негативной необходимо рассматривать ситуацию, когда наряду с въездом работников низкой квалификации происходит значительный выезд из страны высококвалифицированных кадров. При этой тенденции замещения снижение уровня человеческого капитала наиболее существенное.

Также следует отметить, что невысокая оплата труда в сегменте дешевой рабочей силы может приводить к еще большему снижению человеческого капитала мигрантов, ввиду бедности последних. Иностранному работнику в таких случаях приходится экономить на питании, медицинском обслуживании, повышении квалификации и т.д. Постепенная эрозия человеческого капитала трудовых мигрантов приводит не только к углублению бедности, но и к снижению их вклада в экономику, как через трудовую деятельность, так и через потребление товаров и услуг.

3. Последствия для экономического роста, для сферы производства товаров и услуг

Увеличение масштабов внешней трудовой иммиграции приводит к росту вклада мигрантов в валовый внутренний продукт принимающих стран. Мигранты увеличивают общую численность населения трудоспособного возраста, прибывают с определенными уровнем образования, навыками и компетенциями, вносят свою лепту в развитие человеческого капитала стран-реципиентов.

В то же время в случае иммиграции высококвалифицированной рабочей силы возможен рост инновационной активности, что приводит к увеличению производительности труда. Например, миграция высококвалифицированной рабочей силы в США способствует повышению количества исследований и инноваций, а также росту технического прогресса.

Еще одним позитивным эффектом трудовой эмиграции является возможность использовать ее ресурс для региональных сдвигов в экономике за счет расселения мигрантов. Государству, посредством косвенного управления на основе создания точек роста, необходимо направлять поток в те регионы, где есть потребность в рабочей силе. К сожалению, данный эффект очень сложно использовать в случае низкоквалифицированной рабочей силы.

Важным позитивным эффектом привлечения иностранных работников является снижение стоимости рабочей силы и общих издержек, связанных с ее использованием. Как уже отмечалось, этот эффект наблюдается как при использовании легальной, так и нелегальной миграции. Снижение издержек приводит, во-первых, к росту прибыльности организации. Во-вторых, стимулируется рост прямых инвестиций (в том числе иностранных), обусловленный наличием дешевой рабочей силы. Опыт Китая показывает, что дешевый рабочий труд в совокупности с прозрачными условиями ведения бизнеса и гарантиями частной собственности обеспечивает устойчивый приток иностранных денег в производства и, как следствие, рост ВВП. В-третьих, в условиях внутренней и внешней рыночной конкуренции более дешевый труд повышает конкурентоспособность организации, облегчает выход товаров и услуг на новые рынки.

Нельзя забывать и о стимулировании дополнительной занятости, образовании дополнительных рабочих мест и развитии инфраструктуры, вызванных спросом иностранных рабочих на товары и услуги. В этом контексте рост доли заработной платы мигрантов, которую те используют для потребления внутри страны, является крайне позитивным эффектом. Также благоприятным эффектом будет являться накопление денежных средств мигрантов на счетах в банках, т.к. инструмент банковского депозита позволяет инвестировать эти средства в экономику принимающего государства.

Рост масштабов трудовой иммиграции приводит к росту спроса на услуги транспортной системы, в том числе развитию государственных и частных перевозок. Появляется дополнительный импульс к открытию новых транспортных маршрутов, увеличению количества рейсов, транспортного парка. Все это приводит к повышению прибыльности транспортных компаний за счет «эффекта масштаба».

Для стран-реципиентов трудовых мигрантов имеются и несколько негативных последствий для экономического роста и развития производства и сферы услуг. В первую очередь необходимо отметить отрицательное влияние на внедрение трудосберегающих технологий. Причиной этому является тот факт, что у предпринимателей и предприятий в условиях притока большого количества дешевой рабочей силы теряются стимулы к разработке и вводу в эксплуатацию ресурсосберегающего оборудования.

Этот негативный эффект приводит к появлению другого: снижается производительность труда из-за вызванных использованием более дешевой рабочей силы проблем с внедрением нового оборудования. Отсутствие роста производительности труда приводит к «замораживанию» уровня заработной платы. Происходит остановка роста уровня благосостояния как мигранта, так и местного работника. Это сказывается на процессах потребления и накопления денежных средств этими социальными группами.

Также следует отметить, что получаемый эффект от дешевой рабочей силы позволяет повысить конкурентоспособность организации, однако он может иметь место только в краткосрочной динамике. В дальнейшем откладывание модернизации приведет к резкому отставанию от конкурентов, которые будут перевооружаться.

Следующим важным негативным эффектом, который отчетливо виден на примере России, является концентрация трудовых мигрантов не в отраслях и регионах, испытывающих нужду в дополнительной рабочей силе, а там, где можно рассчитывать на быстрый и не всегда легальный заработок. Зарубежная практика управления миграционными потоками показывает, что миграцией можно и нужно управлять. Такие страны, как Китай, Израиль, Швеция, Греция и т.д., используют управление миграционными потоками (не ограничиваясь сугубо трудовым) для стимулирования регионального развития.

Для современной России развитие регионов является не только вопросом экономики, но и важным фактором геополитической безопасности и политической стабильности. Негативные тенденции воспроизводства населения в Сибири и на Дальнем Востоке, осложненные «западным дрейфом» в миграции населения, грозят обезлюживанием огромных территорий. Колоссальная внутрироссийская дифференциация в уровне жизни приводит к миграции, в том числе и высококвалифицированных работников из субъектов РФ, в московский регион. Это подрывает экономический, демографический, научный, управленческий потенциал российских территорий.

Направления миграционных потоков, их локализация являются производными экономической и региональной политики. В этой связи неоспорим тот факт, что деятельность государства по развитию регионов не приносит искомого результата. Миграция становится одной из причин стабилизации территориального расслоения, практически не влияя на развитие отстающих российских регионов.

4. Последствия для финансовой сферы и бюджета государства

Трудовые мигранты оказывают воздействие как на бюджет принимающего государства, так и на всю финансовую сферу. Попадая на рынок труда, иностранный работник становится объектом налогообложения. Также определенные налоги и сборы, как правило, платит и работодатель, использующий труд мигранта. С увеличением миграционного потока увеличиваются сбор налогов от заработной платы мигрантов, поступления обязательных платежей (госпошлины, авансовые платежи и т.д.) и отчисления в социальные фонды. При этом чем выше квалификация мигрантов, тем выше денежные поступления в бюджет принимающего государства. Естественно, в данном контексте необходимо говорить только о легальном компоненте.

Факторы, влияющие на финансовые эффекты от трудовой миграции, прежде всего зависят от определенных характеристик самих иммигрантов, таких как возраст и причины миграции. Исследование ОЭСР показало, что молодые неквалифицированные трудовые мигранты начинают платить налогов и сборов больше, чем государство тратит на них, только после достижения возраста 40–45 лет.

Еще одним позитивным последствием является увеличение платежей за пользование мигрантами жильем и коммунальными услугами. Этот эффект зависит от величины потока и развитости инфраструктуры и рынка арендного жилья. Как правило, возрастающий поток трудовых мигрантов стимулирует строительство общежитий, доходных домов. В то же время компактное размещение мигрантов, формирование этнических гетто может снизить стоимость недвижимости в этих районах, что сократит поступления в казну от налога на недвижимость, если он рассчитывается от ее фактической стоимости.

Важным позитивным эффектом является скрытая экономия государственного бюджета принимающего государства на расходах, связанных с получением образования, медицинской помощи, а также поддержки в рамках социальных программ.

Еще одним позитивным последствием является замедление инфляции за счет более высокой склонности к сбережениям у иностранных работников и денежных переводов за рубеж. По сути, как накопления, так и денежные переводы из страны позволяют сократить денежную массу в обороте, что должно позитивно отразиться на уровне инфляции.

Немного другая ситуация с курсом национальной валюты в стране пребывания трудового мигранта. Если он совершает денежный перевод на родину в валюте страны нахождения, то тем самым курс национальной валюты должен укрепляться. Эффект тем больше, чем большая денежная масса переводится за рубеж. Обратная ситуация может наблюдаться, если мигрант переводит деньги в валюте третьих стран. Например, работая в России и получая заработную плату в рублях, иностранный работник покупает доллары США и совершает перевод. Тем самым возрастает спрос на иностранную валюту, что может оказать определенное давление на курс российского рубля.

Наряду с позитивными последствиями использования иностранной рабочей силы на финансовую систему принимающего государства, существует и ряд издержек.

Во-первых, необходимо отметить дополнительное воздействие мигрантов на социальную сферу и инфраструктуру. Особенно остро эта проблема стоит в условиях кризиса и снижения спроса на рабочую силу. В такой период увеличиваются расходы на социальную помощь безработным мигрантам, на помощь в возвращении. Как уже отмечалось, относительно невысокая стоимость иностранной рабочей силы обеспечена в том числе и практически полным отсутствием социальных гарантий для трудовых мигрантов как со стороны работодателя, так и со стороны государства. Подобная экономия на микроуровне может обернуться повышением затрат на социальные нужды на макроуровне, которые придется включать в расходную часть государственного бюджета.

Во-вторых, увеличение иммиграционных потоков ведет к росту государственных расходов на миграционную политику. В первую очередь расходы связаны с созданием инфраструктуры легализации и адаптации мигрантов. Разрешительные и контролирующие функции органов государственной власти будут требовать увеличения расходов, вслед за увеличением количества иностранных работников.

В-третьих, хотя большинство экспертов считают, что трудовой мигрант в стоимостном выражении вносит больший вклад в экономику принимающего государства, чем отправляет денежных переводов, в чистом виде «ремиттанс» являются утечкой капиталов за рубеж. Влиять на общий объем переводов практически невозможно, так как они являются одной из основных целей трудовой миграции, а дополнительное обложение этого финансового потока налогами может привести только к появлению серых схем перетока денежных средств.

5. Последствия для внешнеэкономической деятельности

Наличие тесных миграционных связей между государством-донором и государством-реципиентом не может ни сказаться на внешнеэкономическом взаимодействии двух стран. В первую очередь речь должна идти об увеличении объемов взаимной торговли и росте количества совместных торговых предприятий.

Влияние миграции на двустороннюю торговлю объясняется, прежде всего, тремя причинами. Во-первых, иммигранты хорошо осведомлены о традициях, законах, владеют языком, знакомы с бизнес-практиками как страны-донора рабочей силы, так и страны-реципиента. Соответственно, их присутствие помогает преодолеть информационный разрыв между продавцами и покупателями с обеих сторон, тем самым содействуя реализации торговых возможностей и установлению прочных связей, основанных на доверии. Во-вторых, иммигрантские сети могут обеспечить исполнения контрактов посредством определенных неформальных санкций, которые используются в случае слабых институциональных правил и снижают торговые издержки. И в-третьих, иммигранты прямо или косвенно продвигают товары своей родины, формируют на них спрос и распространение.

Рассмотренные позитивные и негативные последствия воздействия импорта рабочей силы на экономику принимающего государства, главным образом, свидетельствуют о системности трудовой миграции, ее сложности для научного анализа. Определенные позитивные эффекты в краткосрочной перспективе могут дать толчок негативным тенденциям в долгосрочной, что диктует необходимость государственного управления миграционными процессами, задачей которого будет являться максимизация позитивных эффектов и минимизация издержек. Особенностями подобной миграционной политики является, во-первых, сложность и своевременность получения достоверной статистической информации. Во-вторых, необходимость создания системы показателей для всестороннего мониторинга воздействия иностранной рабочей силы на различные аспекты экономического и социального развития государства.

Эта статья основана на статье «Экономические последствия воздействия трудовой миграции для стран-реципиентов рабочей силы», подготовленной в рамках проекта РНФ № 17-78-10168.

Александр Александрович Гребенюк к.э.н., заместитель директора по научной работе Высшей школы современных социальных наук (факультета) МГУ имени М.В. Ломоносова

Источники :

Hunt, J. (2010), “Skilled Immigrants’ Contribution to Innovation and Entrepreneurship in the US”, Open for Business: Migrant Entrepreneurship in OECD Countries, OECD Publishing, Paris, http://dx.doi.org/10.1787/9789264095830-en .

Колосницына М. Г., Суворова И. К. Международная трудовая миграция: теоретические основы и политика регулирования // Экономический журнал ВШЭ. – 2005. – № 4. – С. 543–565.

Коновалов В.К. Международная трудовая миграция и экономический рост / В.К. Коновалов // Человек и труд. № 12, 2010.

Эргешбаев У. Ж. Миграция населения Киргизской Республики в Россию: социально-экономические последствия // Регион: экономика и социология. – 2009. – № 2. – С. 156–165.

Artal-Tur A. et al. (eds.), The Socio-Economic Impact of Migration Flows, 3 Population Economics, Springer International Publishing Switzerland, 2014, p. 4.

Borjas, George J. (2003), “The labor demand curve is downward sloping”, The Quarterly Journal of Economics, Vol. 118, No. 4 (Nov), pp. 1335-1374.

R. de Arce, R. Mahıa
. A Dynamic Input–Output Scheme
for the Estimation of Labour Migration Impact on GDP and Employment
in Receiving Countries with an Application for Spain. A. Artal-Tur et al. (eds.), The Socio-Economic Impact of Migration Flows, 145 Population Economics
, 2014, p. 154.

Для подписки на электронную рассылку «Мостов» заполните эту форму .

Использование иностранной рабочей силы приносит следующие выгоды странам иммиграции:

· занятость вакансий, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. Например, в 1990-е годы трудящиеся-иммигранты составляли от общей численности трудовых ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии - 10,2%, в Германии - 7,4%, во Франции - 6,2%;

· расширение внутреннего рынка страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими. К тому же деньги на их счетах используются в экономике;

· снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население;

· при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку. Например, США только в сфере образования и науки сэкономили с 1965 г по 1990 г примерно 15 млрд. долл. К тому же, иностранным рабочим меньше платят, соответственно у фирмы снижаются издержки;

· иммигранты омолаживают структуру трудовых ресурсов развитых стран, имеющих тенденцию к старению.

Наряду с положительными сторонами иммиграции есть и отрицательные - в стране может расти уровень социальной и национальной напряженности, увеличивается преступность, наблюдается перенаселенность, могут вырасти расходы государства.

Страны-доноры тоже получают выгоду от оттока рабочей силы:

· снижается безработица;

· растет уровень заработной платы и благосостояния, сокращаются расходы государства на социальную поддержку;

· увеличиваются валютные поступления за счет переводов из-за границы.

В ряде случаев валютные поступления от экспорта рабочей силы могут превышать выручку от экспорта товаров (например, в Пакистане - в 5 раз, в Йемене - в 30 раз). Для основных мировых экспортеров рабочей силы денежные переводы эмигрантов являются весьма значительным источником поступления валюты в страну и составляют значительную часть платежного баланса страны, в котором имеется специальная статья «Денежные переводы работников из-за рубежа». Так, валютные переводы эмигрантов составляют в Египте, Пакистане порядка 12-13% ВВП, а в Таджикистане - 34% ВВП. В некоторых случаях дефицит торгового баланса страны превращается в избыток платежного баланса благодаря валютным поступлениям от эмигрантов. Кроме того, возвращаясь на родину, эмигранты, по оценкам специалистов, привозят с собой сбережений еще на такую же сумму, что они перевели в страну.

После возвращения на родину эмигранты нередко обладают достаточно высокой квалификацией и могут быть организаторами трудового процесса, передавать приобретенные за границей профессиональные навыки другим. Возвращаясь на родину с определенными накоплениями, мигранты формируют средний класс, страна получает как бы «обогащенные» трудовые ресурсы. Необходимо лишь создать возвращающимся благоприятные экономические и социальные условия для реализации их потенциала.

В целом, выгоду от экспорта рабочей силы получает не только государственный бюджет страны, но и вся экономика.

Негативные последствия для страны-донора:

· потеря трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате происходит старение трудовых ресурсов;

· теряются затраты на образование и профессиональную подготовку кадров;

· происходит «утечка умов».

«Утечка умов» является характерной особенностью современных процессов трудовой миграции. Поток таких мигрантов направлен, главным образом, в промышленно развитые страны, которые получают за счет приезда таких работников значительный экономический эффект. Страна, не затрачивая средств на подготовку такого специалиста, сразу получает отдачу от его высокоэффективного труда. По имеющимся оценкам, прибыль, получаемая в результате эксплуатации «чужих умов», превышает объем помощи, оказываемой развивающимся странам, в Канаде - в 7 раз, а в Великобритании - в 3 раза.

Баланс соотношения выигрыша и потерь на практике чаще всего складывается в пользу принимающей страны, а общественное мнение об убыточности приема иммигрантов оказывается неверным. Однако миграция рабочей силы нередко порождает отрицательные внешние эффекты, принимающие форму издержек, которые невозможно оценить в деньгах. Например, неравномерная иммиграция может создать излишнюю плотность населения в отдельных регионах, что вызывает социальную напряженность в обществе, межнациональную неприязнь. «Утечка умов» приводит к нежелательным структурным сдвигам в экономике, падению престижа отечественной науки, старению научных кадров.

К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как правило, относят следующие:

· рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не хотят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране;

· рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции.

Похожие публикации