Введение. О молоканах и нашем путешествии

Это продолжение.

В первой части я рассказал о том, как мы с Рубиком Мангасаряном решили сделать совместную статью о молоканах, и как у нас ничего не вышло. Сейчас же, видимо, пришло время рассказать, кто такие молокане и как они оказались на Кавказе, в том числе, в Армении.

(Лермонтовский сапожник. Фото Рубена Мангасаряна)

Немного истории

В процессе подготовки первой статьи о молоканах, я позвонил консулу России в Армении, чтобы поговорить о молоканах. Мы договорились о встрече, и когда я пришел, оказалось, что у него сидит Иван Яковлевич Семенов. Молоканин, бывший министр, а в то время - председатель Фонда помощи и содействия российским соотечественникам Республики Армения.

Эта наша встреча стала началом очень теплых взаимоотношений, которые продолжаются по сей день. Иван Яковлевич знает, кажется, всех армянских молокан. Ну, даже если он и кого-то не знает или забыл по давности лет, то уж все они его знают - это точно. Я проверял много раз.

Прошло немного времени после нашей первой встречи, и Иван Яковлевич принес мне рукопись своей будущей книги «История закавказских молокан и духоборов». Не помню, чтобы я принял большое участие в ее редактировании, но когда она вышла в свет, мне было очень лестно увидеть благодарность от автора «за полезные советы».

Но, полагаю, главным в нашем сотрудничестве было то, что в книгу вошло более десятка прекрасных фотографий Рубика.

Так вот, из рукописи и из рассказов Ивана Яковлевича я узнал очень многое об истории молокан. Это подкрепилось информацией из других источников, и сейчас я попробую описать ее, буквально, в двух словах.

Итак, в России примерно к XVI веку (некоторые исследователи думают, что раньше), недовольство официальной церковью и особенно церковной иерархией возросло настолько, что постепенно оформилось, как тогда говорили, в ересь, а сейчас сказали бы «в секту». Собственно, это было направление «духовного христианства», вскоре разделившееся на две части - духоборчество и молоканство.

Главная идея состояла в том, что для общения с Богом не нужна церковь, не нужны священники в качестве посредников между человеком и Богом. Духовные христиане не признают церковных таинств, не поклоняются иконам. Собственно, духоборы, в отличие от молокан, не признают и Библии. Все исследователи отмечают схожесть этого течения с протестантизмом, но возникшим на русской почве.

К XVII веку духовных христиан становится все больше. Они селятся в центральных губерниях России, занимаются крестьянским трудом, причем по всем источникам получается, что они были замечательными крестьянами, так как у них религиозные общины играли также роль хозяйственных организаций, а по тому времени это было очень передовым способом организации труда.

А XVIII молокан и духоборов становится столько, что это начинает беспокоить власти. И в самом начале века XIX их собирают отовсюду и выселяют в Таврическую губернию, на берега реки Молочная. Но проходит примерно тридцать пять лет, и их снова переселяют - на этот раз на Кавказ - в современные Азербайджан, Армению и Грузию. Были молоканские и духоборские деревни и в Карской области, но они опустели еще до Первой мировой войны.

Приехав на Кавказ в середине позапрошлого века, молокане селятся, в том числе, на севере современной Армении. Так, например, город Севан был молоканской Еленовкой, Раздан - Ахтой, Цахкадзор - Константиновкой, Ташир (Калинино) - Румянцевым, Дилижан сейчас находится на месте молоканских деревень Головино и Слободка (потом Папанино), знаменитый Севанский перевал когда-то назывался Семеновским, в честь молоканской деревни Семеновка, находившейся на самом верху головокружительной горной дороги и так далее.

Иван Яковлевич Семенов рассказывал мне, что еще в советское время в Армении было больше тридцати молоканских деревень. Сейчас осталась одна - Фиолетово, с населением чуть больше тысячи человек. Название свое деревня получила в честь одного из 26 бакинских комиссаров. Настоящее ее название было Никитино. Рядом находится Лермонтово (бывшая Воскресенка), отделенное от Фиолетова армянской Маргаовит (бывшая Амзачиман).

Но Лермонтово уже наполовину не молоканское. Там сейчас живут и армяне, и курды.

Деревни эти находятся в 15-20 километрах от Ванадзора (бывший Кировакан), третьего по величине города Армении. Это - всего в двух часах пути от Еревана.

Семенов говорил, что в стране сейчас осталось меньше пяти тысяч молокан, причем больше тысячи из них живут в Фиолетово. А в конце восьмидесятых годов прошлого века молокан в Армении было около пятидесяти тысяч.

Молокане живут в Армении уже 170 лет, не смешиваясь с местным населением и не теряя своего языка. Им удалось в новых условиях построить свою маленькую Россию и жить в ней обособленно, но не одиноко.

А условия не были благоприятными - молоканам пришлось селиться в высокогорных деревнях, часть которых находится на высоте свыше 2.000 метров над уровнем моря, в местах с тяжелым климатом, неблагоприятных для сельского хозяйства. Но молокане выдержали это испытание, и огромную роль в этом сыграла религия.

А почему, собственно, «молокане»?

Название «молокане» трактуется по-разному. Есть версия, по которой это название пошло оттого, что молокане не придерживались постов, принятых православной церковью, ели в постные дне скоромное, главным образом, молочные продукты. Кстати, молокане действительно не признают православных постов.

По другой версии источником названия может быть река Молочная в Мелитопольском уезде Таврической губернии, где молокане прожили в ссылке несколько десятков лет, до того, как их выселили на Кавказ.

Но самую точную (как мне кажется) версию дал цахкадзорский молоканин Александр Тикунов. В морозное зимнее воскресенье 2001 года мы, вместо того, чтобы кататься на горных лыжах, пили чай у него дома, и он, наизусть цитируя Библию, говорил, что название «молокане» надо толковать аллегорически.

В Первом Соборном Послании святого апостола Петра есть такая фраза: «…как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко». Тикунов говорил: «Слово Священного Писания, в зависимости от духовного уровня человека, производит различное действие. Когда человек в духовном понятии мал, то слово Божие ему как молоко. Духовное молоко. Отсюда и наше название - молокане».

Молокане считают, что каждый верующий должен удовлетворять свои духовные потребности, усовершенствовать свое поведение и свои чувства. Важное место в их веровании занимает теория о переселении души Иисуса Христа от Отца к Сыну. Молокане отвергают поклонение изображениям - иконам, кресту.

«Мы считаемся духовными христианами, - говорит Тикунов, - мы толкуем Библию аллегорически, иначе говоря, воспринимаем ее духовно».

Мои знания о молоканах и их философии довольно неожиданно дополнились рассказом
английского путешественника и члена Географического общества Х.Ф.Б. Линча. В конце XIX века он побывал в Армении и написал два толстых тома: «Русская Армения» и «Турецкая Армения». В томе «Русской Армении» он прекрасно описывает молокан, и духоборов. Вот маленькая выдержка из описания молокан:

«Бог обитает в живых объектах своей любви… Я говорил с одним стариком, пленившим меня своим симпатичным голосом и манерами, о религиозных верованиях молокан. Они почитают Моисея и пророков и Св. Евангелие, но исповедуют свою религию по-своему. Пение псалмов, по-видимому, служит главным внешним выражением их религиозных чувств. Детей не крестят, но приносят их в молельню, читают главу из Евангелия в присутствии ребенка и публично объявляют его имя. Подобной же церемонией освящается брачный союз».

Молокане живут замкнутой общиной. Члены ее стремятся к осуществлению на деле своих социальных идеалов: ненасилия, братства, равенства, хозяйственной кооперации, духовного совершенства. Духовным лидером общины является пресвитер. Он толкует Библию и является авторитетом в религиозных делах и общинных, светских делах. Но на деле многие нет-нет да и нарушат строгие запреты пресвитера.

Но, думаю, о религии и истории пока достаточно. Пора вернуться к тому, как был встречен наш с Рубиком первый опыт написания статьи о молоканах, и что из этого вышло.

Но это уже завтра.

Все мои предки - молокане родом из Азербайджана. А я - любитель истории и путешествий, решивший обратиться к истокам и поехать в село пращуров, а также в другие молоканские села Закавказья с целью составления небольшого очерка о современной их жизни.
Но прежде чем, начать рассказать о путешествии, попытаюсь в общих чертах описать молоканство и молокан.

Кто такие молокане?

Молокане - русская христианская секта, сущность которой заключается в отвержении всей внешней христианской обрядовости и символики и почитании Священного писания, как единственного источника вероучения. Молокане отвергают православие, церковную иерархию и священство, почитание икон и мощей. Считают, что отцы церкви исказили учение Христа, и потому стремятся обустроить свою церковь подобно первым христианам. Так, молокане собираются для богослужения в простых домах - собраниях, а их обрядом руководит пресвитер - выборный старец, наиболее сведущий в вопросах веры.

В.В. Верещагин "Молоканский пресвитер"

"Название молоканства усвоено секте еще в 1765 г. тамбовской консисторией на том основании, что сектанты в пост едят молоко. Сами сектанты называют себя "духовными христианами", а усвоенное им название молокане объясняют тем, что содержимое ими учение есть то "словесное млеко", о котором говорится в Св. Писании (Кор. III, 2; Евр. V, 12; I Петр. II, 2 и др.)" см. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . 1890-1907гг.

Происхождение молоканства

Принято считать, что молоканство основано во второй половине XVIIIв. крестьянином Тамбовской губернии Семеном Матвеевичем Уклеиным (1727-1809), который, будучи близок к духоборам, откололся от них и решил создать новое учение. Активная проповедническая деятельность С.М. Уклеина привела к распространению молоканства от Воронежа и Тамбова до предгорий Кавказа. В XVIII веке именно эти территории были местами вольницы, куда не дотягивалась рука государства и церкви.
Не смотря на общепринятую позицию, считать Семена Уклеина основоположником молоканства не совсем верно, так как корни молоканства уходят глубже XVIII века. Русский историк Николай Иванович Костомаров в "Воспоминании о молоканах":
"О происхождении учения молокан я слышал от них самих следующее: вера наша (говорили мне) пошла на Руси от Матвея Семеновича; он жил давно, назад тому лет триста, при царе Иване Грозном, и был замучен: его живого сожгли. От многих гонений вера наша после того умалилась и ослабела, а тому назад лет пятьдесят или поболее подкрепил ее и подновил Семей Уклеин. Впрочем, прибавляют они, с тех пор как христианство стоит на земле, все истинные поклонники Божества так верили и до конца мира будут верить, как мы. Упоминаемый ими Матвей Семенович должен быть, по-видимому, не иной кто, как Башкин, осужденный в 1555 году в Москве."

Николай Иванович Костомаров

Идеолог молоканства Н.Ф. Кудинов о происхождении секты:"...казалось бы странным утверждать, что молокане произошли от Уклеина: как нельзя полагать, что лютеранство произошло от Лютера. Лютеранство было прежде Лютера, как религиозный критицизм в пытливых умах, в виде протеста против церковной неурядицы и несоответствующих духу христианства явлений в церковном мире. У нас, в России, не представлялось возможности, и не было такого лица, которое приняло на себя смелость объединить рационалистическое движение умов в форме всеобщего народного отпадания от православной церкви, и потому роль эта распределена между мелкими учителями по разным губерниям и местам России. К числу таких частных проповедников рационализма, давно жившаго в России, принадлежал и Уклеин в Тамбовской губернии. Единовременно и даже прежде Уклеина молоканство было уже в других губерниях, хотя молокане тогда не назывались молоканами, а духовными христианами. Заслуга Уклеина состоит в том, что он объединил существующее молоканство и дал ему более определенную форму" см. Кудинов Н.Ф. Столетие молоканства в России 1805-1905. Баку, 1905

Таким образом, молоканство уходит корнями в XVI век и является частью общеевропейского процесса реформации, то есть реформирования христианства в соответствии с Библией. Однако в России в XVIв. "религиозный критицизм в пытливых умах" был надолго задавлен опричниной, и отголосок его проявился только в XVIII веке в южных землях империи.

Как молокане оказались в Закавказье?

Гонимые в эпоху Екатерины II, при императоре Александре I молокане получают религиозную свободу в 1805 г. Это событие становится ключевым в истории молоканства. Однако после смерти Александра в 1825 году либеральная политика в отношении сектантства прекращается. Новая формула правления Николая I "православие-самодержавие-народность" не допускает распространение молоканства. Возникает необходимость изолировать секту от православных, так как бороться напрямую с многочисленными молоканами трудно. Для переселения отлично подходят новые земли Закавказья, перешедшие Российской империи в ходе русско-турецких и русско-персидских войн 1804-1828гг. Переселить сектантов в Закавказье, значит убить двух зайцев: ликвидировать дурное влияние молокан на православных и закрепить русское присутствие на новых южных границах.
20 октября 1830 года Государственный Совет издает акт о заселении Закавказья русскими переселенцами. И в 1830-е годы начинается долгое и тяжелое переселение молокан в Закавказье.

Молокане-переселенцы

Власти, преследуя не только стратегические, но и экономические цели, поселяли молокан вдоль важных дорог, связывающих закавказские губернии с Россией. Таких дороги было три:

1) Дербент- Хачмас - Килязи - Алты-Агач - Хильмилли - Шемаха
2) Тифлис - Елизаветполь (Гянджа) - Казах - Дилижан - Еленовка (Севан) - Ахта
3) Тифлис - Александрполь (Гюмри) - Карс

Как сейчас живут молокане?

За два века история раскидала молокан по всему миру. В российской империи они ссылались не только в Закавказье и в Сибирь, но и на Дальний Восток. Из Закавказья в первые годы советской власти многие переехали в Америку (США, Мексика), а оттуда в Австралию.

The John Paul S. Babshoff & William Paul Babishoff Families

В 90-е с развалом Союза притесняемое русскоязычное население советских республик стало возвращаться в Россию, молокане не исключение. Вот только в отличии от русских они не возвращались домой, а покидали свою Родину. Ведь почти за два века молокане сформировались в отдельную субэтническую общность, идентифицирующую себя не как русские, а как молокане. И их родина была в Закавказье.

1991 год, СССР, Армянская ССР, Цахкадзор, пресвитеры ДХМ

Сейчас молоканство представляет из себя разрозненные независимые общины в России, Украине, Закавказье, США, Мексике и Австралии.

Молоканское собрание.

Наше путешествие.

Из-за разрозненности молокане мало знают об общинах в других регионах и странах. Например, мои бабушки только лишь слышали о молоканах в Армении, жители же Армении почти ничего не знали о молоканских селах Азербайджана. Этот момент заинтересовал меня, и так возникла идея проехать по всему региону Закавказья, чтобы посмотреть, как и где живут молокане.


Все путешествие заняло месяц. Две недели ушло на молоканские села, и две недели мы знакомились с культурой стран Закавказья.

Весь этот путь мы проехали вместе с моей подругой Женей. Проделать подобное
этнографическое путешествие в одиночку было бы непросто.

Кризис средневекового мировоззрения наступил в России в XVII веке и вылился в раскол, породивший феномен старообрядчества. Важным катализатором этих изменений стали петровские реформы, усугубившие кризис традиционной ре-лигиозности. Петр I вдохновлялся опытом протестантских стран: целью было не только создание института церкви, но и религиозное просвещение.

«Я давно побуждал… сделать книгу, где бы изъяснить, что непременный Закон Божий, и что советы, и что предания отеческие, и что вещи средние, что толь-ко для чину и обряду сделано и что непременное… <…> понеже Понеже — потому что. всю надежду кладут на пение церковное, пост и поклоны и прочее тому подобное…» — писал в 1724 году император в созданный им высший орган церковного управления Святейший синод. Так впервые за долгое время был объявлен приоритет Писа-ния над церковной традицией, а догматов — над обрядом.

Разрешив самостоятельное чтение Библии, что в православной традиции не поощрялось, Петр I и его единомышленники не подозревали о последствиях. Как остроумно заметил английский историк Кристофер Хилл: «Библия могла иметь различный смысл для разных людей в разные времена и при разных обстоятельствах. Она была огромным сундуком, из которого можно было вынуть все что угодно».

Читая или слушая Библию, простые люди увидели массу несоответствий меж-ду библейскими заповедями и церковной реальностью. Так возникли новые религиозные группы, чьи принципы явно напоминают основные идеи европей-ской Реформации: отказ от института священства, поклонения иконам, почи-тания святых и совершения таинств. Впрочем, появление новых сект связано не только (и не столько) с чтением Библии, но и с разочарованием в традици-онных религиозных институтах.

Правительство опасалось миссионерской активности сектантов и стремилось изолировать их от православных, ссылая в Сибирь, на Северный Кавказ и в Закавказье. Возможность открыто исповедовать свою веру религиозные меньшинства получили лишь после царского манифеста от 17 октября 1905 года, провозгласившего свободу совести. Однако после установления советской власти религиозная свобода стала фикцией. Борьба государства с любыми формами религии привела к тому, что число русских сектантов сильно сократилось, а некоторые группы и вовсе ушли в небытие.

Хлысты

Семья хлыстов в деревне Селиванихе. Начало XX века University of Alberta Libraries

Первые упоминания о хлыстах относятся к концу XVII — началу XVIII века. Существуют разные версии о происхождении названия секты: оно либо связано с практикой самобичевания, либо произошло в результате искажения слова «христы» — так называли хлыстовских наставников. До сих пор идут споры о том, как возникло это движение, зато известно точно, что основал его ко-стромской крестьянин Даниил Филиппович. В отличие от других сек-тантов, хлысты формально не порывали с православием: они продолжали посещать церковь, но одновременно участвовали в особых собраниях — радениях. По-следние представляли собой особую экстатическую практику: члены общины, имевшие статус пророков и пророчиц, до изнеможения кружились, выкри-кивая свои пророчества. Остальные внимали им, кланяясь в ноги и рыдая. Хлыстовские радения проходили тайно, и посторонние на них не допуска-лись: так возникло множество безосновательных слухов о происходившем там свальном грехе и кровавых жертвоприношениях.

Страшилки о хлыстовских практиках приводятся в книге русского писателя XIX века Мельникова-Печерского, который служил чиновником осо-бых пору-чений Министерства внутренних дел и по долгу службы изучал и преследовал раскольников: «Мне самому приходилось слышать от лиц, хорошо знавших хлыстовские корабли Кораблями назывались хлыстовские общины. , рассказ о гнусном людоедстве, равно как и о заклании младенцев мужского пола». Вопреки этим расхожим стерео-типам Подобные обвинения довольно распростра-нены: в первые века нашей эры им подверга-лись христиане, а сегодня — представители современных новых религиозных движений. , хлысты проповедовали аскетизм и безбрачие. «Хмельного не пейте, плот-ского греха не творите, не женитесь, а кто женат, живите с женой как с се-строй; нежени-мые не женитесь, женимые разженитесь», — эти заповеди хлы-сты приписы-вали Даниилу Филипповичу.

Свое «экстравагантное» богослужение хлысты оправдывали, апеллируя к Биб-лии: «Надобно молиться по старине, как молился царь Давид для спасения душ», а Давид, как известно, молясь, «скакал из всей силы перед Господом» (2 Цар. 6:14).


Корабельное радение хлыстов. Иллюстрация из книги Владимира Даля «Исследование о скопче-ской ереси». 1844 год Wikimedia Commons

Хлыстовские общины назывались кораблями, а их лидеры — кормщиками и христами. В некоторых случаях лидерами были женщины — кормщицы и богородицы. В христианской традиции корабль — по аналогии с Ноевым ковчегом — символ спасения. Лидеры общин были окружены особым почита-нием: перед ними ставили свечи, на них крестились, а те, в свою очередь, ода-ривали всех водой или квасом, хлебом и изюмом.

В XIX веке на волне увлечения мистицизмом интерес к хлыстовству проявляли представители высших слоев общества; по некоторым свидетельствам, с хлы-стами был связан Григорий Распутин. В конце XIX — начале ХХ века хлысты и хлыстовские практики описывались в ряде художественных произведений, например в «Жизни Клима Самгина» Максима Горького, «Серебряном го-лубе» Андрея Белого, в поэзии Николая Клюева.

В советский период, несмотря на преследования властей, хлыстовские общины некоторое время продолжали существовать и прекратили свое существование в 50-60-х годах ХХ века.

Скопцы


Община скопцов в Якутии. Начало XX века yakutskhistory.net

Скопчество, возникшее во второй половине XVIII века, подходило к борьбе с человеческими грехами еще радикальнее, чем хлыстовство. Скопцы практи-ковали «огненное крещение» — оскопление — и ставили таким образом неру-шимую преграду между человеком и грехом. Среди скопцов была распро-странена легенда о том, что Иисус Христос, будучи евреем, был не просто обрезан, а оскоплен. Таким образом, кастрируя, или, как говорили сектанты, «убеляя» себя, они подражали Спасителю. Кроме того, оправдание своей практики эти радикальные аскеты находили в Библии: «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12). Основным ритуалом скопцов, как и хлыстов, были радения.

Основателем скопчества был крестьянин Кондратий Селиванов, выходец из хлыстовских кругов. Впоследствии он объявил себя спасшимся императором Петром III и, по легенде, даже встречался с Павлом I, призвав и его к «огнен-но-му крещению». В результате своей активной деятельности, приведшей к оско-плению нескольких нижних гвардейских чинов, а также вовлечению в скоп-ческий корабль родственников высокопоставленных чиновников, Кондратий Селиванов был арестован в 1820 году и сослан в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где жил до смерти в 1832 году. Его могила стала объектом палом-ничества — в ней проделывали ямки, куда опускали сухари, чтобы тем самым их освятить.

Кондратий Селиванов.

Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год «Дом антикварной книги в Никитском»

Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год «Дом антикварной книги в Никитском»

К концу XIX века количество скопцов составляло десятки тысяч человек. Пра-вительство активно боролось с сектантами, отдавая их в солдаты, ссылая в За-кавказье и Восточную Сибирь, где они создавали свои поселения и успешно хо-зяйствовали, всячески процветая.

Скопцы, как и другие сектанты, с энтузиазмом отнеслись к революции, ожидая для себя перемен к лучшему. Однако этим надеждам не суждено было сбыться: советская власть довольно быстро начала преследовать скопцов. По-видимому, скопческое движение окончательно сошло на нет в 1940-50-х годах — хотя время от времени появляются сообщения о современных скопческих общинах, их трудно счесть достоверными.

Молокане

Происхождение молоканства обычно связывают с деятельностью крестьянина Семена Уклеина, жившего во второй половине XVIII века в Тамбовской губер-нии. В почитаемой у молокан книге «Дух и жизнь» он воспевается как герои-ческий воин, единственным оружием которого была Библия: «Неустра-шимо всякого дьявольского за ним преследования, ревностно вышел со святою Биб-лией прямо на ратное поле и открыл войну против всей духовной демон-ской власти».

Название «молокане», вероятно, связано с употреблением последователями этого движения молока во время православных постов. Правда, сами молокане возводят его к одному из новозаветных текстов — Первому посланию апостола Петра: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2:2).

Молокане на Кавказе. 1870-е годы New York Public Library

Молоканская деревня. 1870-е годы New York Public Library

Молокане, приехавшие в Лос-Анджелес с Кавказа. 1905 год New York Public Library

Молокане в Лос-Анджелесе. Начало XX века Library of Congress

Молокане отвергли водное крещение и причастие, а также, следуя ветхоза-ветным запретам, отказались от почитания икон и употребления в пищу сви-нины: «Икона — не Бог, свинина — не мясо; поклоняться изображению не по-добает, а есть свинину нелепо и нечисто» «Дух и жизнь», 1975 год. .

Молоканское богослужение, совершаемое под руководством пресвитера, вклю-чает чтение и толкование Библии, пение псалмов и духовных пе-сен. Молокан-ство делится на два основных направления: это постоянные молокане и духов-ные (или прыгуны). Последние практикуют экстатические формы богослуже-ния (пророчество, глоссолалия Глоссолалия (с греч. «говорение на язы-ках») — практика говорения на несуществую-щем ангельском языке в ходе богослужения. Восходит к раннехристианским временам, неоднократно упоминается в Новом Завете. Сегодня встречается в ряде христианских конфессий. , прыжки и т. п.) и почитают сочинения одно-го из своих лидеров — Максима Рудомёткина, в середине XIX века объявившего себя воплощением Святого Духа.

К концу XVIII века движение насчитывало уже несколько тысяч человек. В 1805 году Александр I издал указ, согласно которому молоканам было разрешено открыто исповедовать свою веру. Однако при его младшем брате, императоре Николае I, молокан начали преследовать и ссылать в Закавказье, которое стало главным местом их расселения. В XIX — начале ХХ века эми-гри-ровавшие из России общины молокан появились в Турции, США (штаты Кали-форния и Аризона) и в других странах. В начале 1920‑х в СССР был создан Союз духовных христиан-молокан, просуществовавший до 1930‑х и возобнови-вший свою деятельность в 1991 году. В начале XXI века общая численность молокан, живших в России, США, Австралии, Мексике, Армении, Азер-байджане и Тур-ции, по некоторым данным, составляла около 300 тысяч человек.

Духоборы

Духоборы на крыльце дома. Начало XX века

Три девушки-духоборки. Канада, начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Духоборы. Начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Собрание духоборов. Канада, Йорктон, 1915 год British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Мужчина и мальчик - духоборы. Канада, начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Муж и жена - духоборы. Канада, начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Духоборы из Йорктона отправляются в паломничество. Канада, 1902 год British Library / Picturing Canada / Wikimedia Commons

Духоборы получили свое имя благодаря оппонентам: в конце XVIII века те пы-тались представить новое движение борцами против Святого Духа, однако са-ми сектанты поняли это название иначе (духоборы — «поборники Духа») и ста-ли охотно употреблять.

Как и другие сектанты, духоборы отвергали православную обрядность, но, в от-личие от молокан, не считали Библию непререкаемым авторитетом. Ее место в традиции занимает так называемая «Животная книга» — в основе лежат тексты, созданные духовными лидерами общины, главным образом псалмы.

Духоборы — принципиальные пацифисты. В конце XIX века в духоборских по-селениях в Грузии (духоборов, как и других сектантов, при Николае I сослали в Закавказье) собрали и сожгли оружие, а ранее служившие в армии сдали при-бывшей полиции военные билеты. После обрушившихся на духоборов прави-тельственных репрессий за них вступился Лев Толстой. Он призвал Нобелев-ский комитет вручить духоборам премию мира и пожертвовал им часть гоно-рара за роман «Воскресение». Благодаря этой помощи более семи тысяч духо-боров в самом начале ХХ века перебрались в Канаду, где их потомки живут до сих пор.

Часть духоборов осталась в Грузии, однако после распада Советского Союза многие предпочли переехать в Россию. Таким образом в 90-х годах ХХ века в Тульской, Брянской и других областях появились духоборческие поселения.

Субботники

Субботник. Начало XX века Альманах «Еврейская старина», 1913 год

Члены еще одного религиозного дви-жения, возникшего в XVIII веке, так называемые русские иудействующие, настолько радикально прочитали Биб-лию, что отвергли не только православ-ную церковь, но и само христианство, предпочтя Ветхий Завет и иудаизм.

Сами русские иудействующие назы-вают себя «субботники», «геры», очень редко — «евреи»: «Мы сами не знаем, кто мы… Евреи бывшие?» Правитель-ство Российской империи наклеило на них ярлык «жидовствующие» в указе 1825 года «О мерах к отвращению рас-пространения жидовской секты под названием субботников». Там же пред-писывалось высылать из регионов рас-пространения секты всех евреев без ис-ключения, возлагая на последних от-ветственность за «совращение» православных в иудаизм Однако иудаизм не миссионерская религия, и обратившиеся в иудаизм русские крестьяне сами инициировали контакты с новыми еди-новерцами. Бывали и случаи, когда столкно-вение с живым, а не книжным иудаизмом разочаровывало неофита и приводило к его возвращению в православие. .

Субботники, как следует из названия, еженедельным праздничным днем счи-тают субботу, а не воскресенье, а также соблюдают некоторые другие — пищевые ограничения, обрезание и другие обряды жизненного цикла, а также иудейские праздники. Субботники давали детям еврейские име-на, а в советское время иногда считались евреями и по паспорту Так, субботники — жители села Ильинка в Воронежской области благодаря этому обстоятельству в 70-х годах ХХ века эмигри-ровали в Израиль. .

В постсоветское время судьбы субботников складывались по разному: часть эмигрировала в Израиль, часть переехала из традиционных мест проживания в Закавказье и в Россию. Их отношения с еврейскими религиозными органи-зациями в России порой складываются непросто: в некоторых городах суббот-ники активно участвуют в возрождении еврейских религиозных общин, в дру-гих — местные раввины ограничивают их участие в общинной жизни.

  • Энгельштейн Л. Скопцы и Царство Небесное: Скопческий путь к искуплению.
  • Ок. 20 000
    Мексика
    Армения - не менее 5000
    Россия
    Украина
    Австралия
    Грузия
    Азербайджан

    Язык Религия Входит в

    Молока́не - разновидность духовного христианства , а также особая этнографическая группа русских . В Российской империи были отнесены к «особенно вредным ересям » и преследовались вплоть до указов Александра I, относящихся к 1803 году, которые дали молоканам и духоборам некоторую свободу. У молокан утвердилась уверенность о существовании царского указа «О свободе вероисповедания молокан и духоборцев» от 22 июля 1805 года . Основанием этой уверенности послужила хранящаяся у одного из молокан записка о походе к царю поверенных от молокан Журавцова, Мотылёва и Лосева, государственном совете, который Александр I созвал для рассмотрения их прошения, и последующем царском указе. Эта записка послужила поводом для проведения молоканами юбилейного съезда в июле 1905 года в селе Воронцовка Тифлисской губ. Молокане представляют собой не единую церковь, а скорее религиозное движение с единым корнем, но с большими различиями во взглядах, песнопениях, учении, соблюдаемых праздниках. Среди таких направлений в молоканстве заметно выделяются «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), дух-и-жизники (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле , считая её третьей частью Библии) и другие .

    Основы веры

    Молокане отличаются символическим и аллегорическим толкованием текстов Библии. Они:

    История и происхождение названия

    Молоканские старейшины

    Впервые термин «молокане» был использован в конце XVIII века в отношении людей, отвергших православный культ. По-видимому, «молокане» - это прозвище, которое дали им православные. Есть несколько теорий происхождения названия «молокане». Согласно одной из них, молокане пили молоко в постные дни, когда приём «скоромной» пищи запрещён православными канонами, за что их и прозвали молоканами. Некоторые связывают название «молокане» с рекой Молочной в Мелитопольском уезде , куда ссылали молокан. Имеет некоторое распространение версия, связанная с предпочтением есть молочную пищу в тюрьмах и армии, поскольку эта пища не могла быть приготовлена с использованием свинины , которую молокане не едят. Сами молокане предпочитают ссылаться на упомянутую в Библии метафору «духовного молока» (1 Петра 2:2) .

    Основатели молоканства остались неизвестны. Распространителем молоканства стал Семён Уклеин, бывший духобор и муж дочери лидера духоборов, Иллариона Побирохина , из Тамбовской губернии . Оттуда молоканство быстро распространилось в Саратовскую , Воронежскую , Астраханскую и другие губернии.

    Ниже приведена выписка, выполненная Е. И. Финогеновым, ИЗ АКТОВ, собранных Кавказской Археографической комиссией (архив ГУ Наместника Кавказского, том X, изд. под ред. пред. комиссии дейст. стат. советника Ад. Берже). Тифлис, тип. Канцелярии Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, 1885 г.

    ШЕМАХИНСКАЯ ГУБЕРНИЯ. Записка о русских переселенцах-раскольниках в Каспийской области стр. 281, 293.

    1. Историческое изложение. Первое поселение раскольников в Каспийской области началось в Карабахской провинции, на урочище Кызыл-Кишлака в 1830 году сосланными по суду казаками земли Войска Донского , содержавшими духоборческую секту. Но распоряжение правительства по сему предмету сделано было ещё в 1829 году.

    Распоряжений правительства о переселении из России в Закавказский край раскольников из дел Каспийской палаты государственных имуществ не видно, кроме нижеследующего: 1830 года, октября 20-го, высочайше утвержденное мнение государственного Собрания о духоборцах-молоканах, иконоборцах, молоканах, иудействующих и других, признанных особенно вредными ересях. Государственный совет… положил: для руководства о духоборцах, иконоборцах, молоканах, иудействующих и других, признанных особенно вредными, ересей постановить следующее…

    2. Различие расколов. В каспийской области поселены раскольники: старообрядцы, молокане, духоборцы, скопцы, иудействующие, или субботники. Молокане: веруют в Христа, но отвергают все наружные обряды и церковные таинства.

    МЕСТА ПОСЕЛЕНИЯ. В 1834 году были поселены на урочище Алты-Агач выходцы из России по добровольному желанию, а в 1840 году из переселившихся из села Алты-Агач, в числе 315 душ мужского пола, основано новое село на урочище Хильмилли. Оба села состоят и в настоящее время в Кушинском участке, из населения молокан преимущественно. В 1843 году на урочище Чухур-Юрт поселились переселенцы из Карабахского уезда Варащинского участка села Кызыл-Кишлака, в числе 57 душ мужского пола и 46 женского пола молоканской секты и переселенцы из России. Также в 1843 году поселены при станции Маразы Кобринского участка, тоже молокане из России, а в настоящее время, в 1844 году, основано новое поселение на урочище Джабаны Кущинского участка. Прибывали в Хельмилли: в 1840-352; 1841 - 12; в 1842 - 3; в 1843 - 14; в 1844 - 17 человек.

    БЛАГОУСТРОЙСТВО. В каспийской области все поселения русских раскольников устроены по образцу деревень и сел внутренних губерний в России. В Ширванском уезде в селе Хильмилли и Чухур-Юрт отбиты по одной улице, на коих указано строить дома. Раскольники тех селений не соблюдают строго правил даже в том, чтобы улицы были прямы. Лучшего устройства дома находятся в Ширванском уезде, в селениях Алты-Агач, Топчи и Хильмилли.

    УПРАВЛЕНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, С/ХОЗЯЙСТВО. Сельское управление в раскольничьих селениях состоит из старосты, десятских и писаря. В Шиваском уезде писари получают: в селе Хильмилли 100 руб. с канцелярскими припасами; в Алты-Агаче - 90 руб.; в Топчи - 120 руб. без канцелярских припасов. Школ в раскольничьих селениях нет.

    Сельское Хозяйство у переселенцев ведётся по принятым правилам их праотцами с тою только разницей, что плодородие земли поселяет между ними ещё большую беспечность, чем прежде в России, ибо дает достаточные урожаи без употребления тщательной обработки и удобрения полей. Кроме того, закостенелость в старинных обычаях, непредприимчивость и отвращение от всякого рода нововведений овладели ими до невероятной степени.

    НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ. Раскольники, поселенные в Каспийской области, ведут себя вообще трезво, скромно, миролюбиво между собою, а главы семейств заботятся о благосостоянии своих жён и детей. Пьянство между раскольниками весьма редко.

    Раскольники между собою очень доверчивы, но к другим жителям не только не доверчивы, но даже весьма скрытны, что увеличивается тем более, чем ближе известное обстоятельство к их пользе касается, и вообще они делаются пред теми скрытными, которые составляют их начальство или имеют какое-либо влияние.

    Обширный район в южной части Владикавказа до сих пор в народе называют Молока́нкой по названию Молоканской слободы , многие строения которой сохранились до наших дней. В этом районе продолжает функционировать молоканский дом собраний, на собраниях бывают около 150 человек. Один из центральных городских садов Баку носил ранее наименование «Молоканский садик» (до Революции - Мариинский сквер, ныне официально - Сад им. Хагани); это название популярно среди бакинцев по сей день.

    Тысячи молокан Закавказья были вынуждены искать себе новое место жительства в результате войн начала XX века и после передачи Турции территории Карсской области. Советское правительство выделило переселенцам целинные земли в Сальской степи на юге России, ныне входящие в состав Целинского района Ростовской области . Там и в настоящее время есть активные молоканские организации .

    Остававшиеся в Турции молокане были репатриированы в Россию (в разные районы Ставропольского края) в 1961 году .

    Молокане в Америке

    В начале 1900-х годов несколько тысяч молокан эмигрировало в США (западное побережье) и Мексику (северо-запад).

    По пути на Русскую горку , где живут сан-францискские молокане, наш проводник рассказывал историю их переселения. Когда-то, давным-давно, молокане жили на Волге. Их притесняло царское правительство, подсылало к ним попов и миссионеров. Молокане не поддавались. Тогда их переселили на Кавказ, куда-то в район Карса. Они и там, в новых местах, принялись делать то, что делали веками, - сеять хлеб. Но жить становилось все труднее, преследования делались ожесточеннее, и молокане решили покинуть родную страну, оборотившуюся к ним мачехой. Куда ехать? Люди едут в Америку. Поехали в Америку и они - пятьсот семейств. Было это в тысяча девятьсот втором году . Как они попали в Сан-Франциско? Да так как-то. Люди ехали в Сан-Франциско. Поехали в Сан-Франциско и они. … В Америке молокане хотели по-прежнему заняться хлебопашеством, но на покупку земли не было денег. И они пошли работать в порт. С тех пор сан-францискские молокане - грузчики. В городе молокане поселились отдельно на горке, постепенно настроили домиков, выстроили небольшую молельню, которую торжественно называют «Молокан-черч», устроили русскую школу, и горка стала называться «Русской горкой».

    На сегодня в Соединённых Штатах около 20 тысяч человек «этнически идентифицируют себя как молокане», в том числе около 2 тысяч регулярно посещают молоканские служения .

    В Краснодарском крае Отрадненском районе был хутор Новый Ардоган, куда переселяли из Карса; с 1900 по 1978 жили молокане, осталось кладбище.

    Существующие населённые пункты

    В селе Павлодаровка, Горьковский района Омской области есть молоканское кладбище, где похоронены переселенцы-молокане из Тамбовской губернии. В хуторе Новосальском Дубовского района Ростовской области есть молоканское кладбище.

    В селе Вязовка Волгоградской области сохранилось молоканское кладбище. Оно находится неподалёку от той части села, которую местные жители до сих пор называют Молокановкой.

    Молокане в искусстве

    • В 1997 году Е. И. Финогенов написал стихотворение о жизни и обычаях молокан села Хильмилли (Азербайджан) с царских до перестроечных времен:
    • В романе В.Пикуля «Баязет» один из главных героев в течение нескольких дней живёт у местных молокан. Описываются их быт, жизнь, традиции. Так же говорится, что у молокан было спрятано несколько мешков с фальшивыми монетами Российской Империи и станок-пресс для их производства.
    • В повести И.Ильфа и Е.Петрова «Одноэтажная Америка» описывается встреча авторов с молоканами, проживающими в Сан-Франциско. Перебравшиеся в Америку в 1902 году пятьсот семей поселились обособленно, на горе, образовав в городе так называемую «Русскую горку».

    Примечания

    1. Molokane. Short Description and History
    2. (англ.) Pryguny and Molokane in Baja California, Mexico . Архивировано из первоисточника 17 августа 2012. Проверено 14 августа 2012.
    3. Taxonomy of Molokane, Pryguny and Dukh-i-zhizniki - songs, holidays, prophets, communion and books (англ.)
    4. Молокане
    5. ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ ЦЕЛИНСКОГО РАЙОНА РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
    6. Самарина О. И. Общины молокан на Кавказе: история, культура, быт, хозяйственная деятельность. - Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. - Ставрополь, 2004.
    7. Нитобург Э. А. Молокане в Америке // «США - ЭПИ» . - М ., 1997. - № 10.
    8. Molokan Center, Kochubeevskoe, Stavropol’skii krai, Russian Federation - 1997
    9. Село на Кавказе названо в честь Саратова . - Риэлт МЕГ, 17 августа 2009 года.
    10. В азербайджанском селе будет открыт Музей русской культуры и быта . - ИА REGNUM, 28 апреля 2006 года.
    11. …большая часть поселилась в Восточной Грузии, а именно в районах Сигнахи и Сагареджо, где в деревнях Красногорск и Ульяновка молокане насчитывали 1365 человек.

    Жизнь молокан в селе Лермонтово

    Название «молокане» было дано духовным христианам в 1765 году тамбовской консисторией за то, что они в пост употребляли молоко. Сами же молокане говорят, что название происходит от «словесного млека», о котором говорится в Первом послании Петра 2:2: «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение».

    Основателем учения считается портной Семен Уклеин. Он женился на дочери духобора Иллариона Побирохина и сам стал духобором. Однако потом между Семеном и Илларионом началось непонимание: Уклеин был не согласен с Побирохиным в том, что богопознание происходит только путем духовного озарения. В результате он сблизился с протестантами рационалистического толка, а затем окончательно отделился от духоборов, создав свою общину.

    Духовные христиане считают, что нужно поклоняться Богу в «духе и истине», как говорил Христос. Это означает, что важнее всего, с какими чувствами и верой человек поклоняется Богу. Т.к. «Бог есть Дух», его невозможно описать, и он стоит над всем материальным. Именно эта заповедь стала центральной в учении духовных христиан. Остальные же постановления, причислялись к загрязнению веры.

    Наиболее влиятельными и многочисленными стали два направления: постоянные молокане и прыгуны. В некоторых областях они соседствовали, но в основном были разделены расстоянием. Существует мнение, что прыгуны попали под влияние христоверов (хлыстов) и отделились от постоянных молокан. В их богослужениях использовались танцы, глоссолалия и пророчествования. У прыгунов особенно сильно были распространены эсхатологические ожидания.

    Молокане отвергают Священное Предание, почитание икон, православную литургию и посещение храмов, все таинства церкви, в том числе венчание, крещение и евхаристию, а также православные молитвы и крестное знамение. Молокане собираются в молельных домах в комнатах, именуемых «горницами», поют псалмы, читают Евангелие и обсуждают духовные вопросы с пресвитером и старейшинами.

    Самым важным для молокан является знание Библии всеми членами общины. Истина заключается в том, что «Бог есть Дух, а человек – Храм Божий. Дух обитает в каждом человеке, и все заповеди содержатся в одной: люби Бога как Отца нашего и человека, ближнего своего, ибо он есть Сын Божиий». Причащение же заключается во вкушении слова Божия через Писание.

    Благодаря своему отношению к труду молокане были одними из наиболее зажиточных и влиятельных людей. Их образованность позволяла использовать новые технологии. Именно из-за отношения к труду, близкого к баптистскому, молокан называют русскими протестантами.

    Молокане в течение всей своей истории преследовались властями, и даже признавались особо опасной изуверской сектой. Однако властям не удавалось уничтожить их, а запреты лишь укрепляли молокан в своей вере. В моменты послабления со стороны властей (правление Екатерины II и Александра I) молоканство распространялось особенно интенсивно, чем вызывало сильное недовольство православной церкви.

    Дети армянских молокан

    Т.к. применяемые запреты на распространение молоканства почти не работали, власти приняли решение о выселении их в дальние регионы. Наиболее крупная резервация была создана на Кавказе. В 1900 году молокане начали свое переселение в Новый Свет, но точное количество определить невозможно, т.к. они отказываются от переписи. На данный момент общины молокан распространены в США, Мексике, Уругвае, в России (в Ставропольском крае, на Кавказе), а молокане воспринимают себя не только как религиозную общину, но и как национальность.

    Молокане в Армении

    Основной проблемой молоканства является уменьшение количества верующих. Религия и традиции молокан постепенно исчезают под воздействием глобализации и политического давления. Однако пресвитеры общин стараются спасти свое учение. Собираются детские лагеря, кроме того публикуется и распространяется информация на тематических сайтах и форумах.

    Похожие публикации