Абу-Симбел – скала, вмещающая храм. Памятники древней нубии от абу-симбел до фил, достопримечательность египта

Абу-Симбел – относительно недавно появившееся название древнеегипетского храмового комплекса, удаленного от устья Нила на юг, к границам Египта и Судана. В картах прошлых веков храмовые сооружения, хорошо видные с реки, обозначались как «крепость Рамзесополис»; сами же египтяне пользовались словами «священная гора» - и обходили храмы стороной… Отчасти потому, что интерес к сооружению, подвергшемуся в прошлом неоднократному разграблению, был невелик. Отчасти по причине занесения комплекса песками.

Необоримое наступление пустыни на храмы началось вскоре после завершения строительства. Шесть столетий понадобилось ветру, чтобы засыпать величественные статуи Рамзеса до колен – об этом свидетельствуют надписи греческих солдат, воевавших по найму у фараона Псамметиха II.

Всего двести лет назад над песком едва возвышались несколько рельефных изображений верхнего фриза, обрамляющего вход. Большую часть трех тысячелетий, прошедших с момента постройки Абу-Симбела, святилище пробыло погребенным под толщей песчаных наносов – что и спасло его от разрушения.

Открытие Абу-Симбела

Молодой швейцарец, в Европе носивший имя Иоганна Людвига Буркхардта, а на Востоке известный как Ибрагим ибн Абдалла, в начале ХIХ века предпринял несколько путешествий по Сирии и Египту. Поднаторев в языке и основательно изучив ислам, он выдавал себя за небогатого торговца, скупающего диковинные товары, и беспрепятственно перемещался по арабскому миру.

Именно Буркхардт обратил внимание на статуи Священной горы – но откопать подножие строения и попасть в храм исследователю не удалось. Утратив надежду проникнуть внутрь, путешественник записал в дневнике: «Я увидел изваяния, высеченные в каменном монолите утеса. Песок, нанесенный пустынными ветрами, закрывал их более чем наполовину. У одного из храмов высятся статуи Рамзеса. Лик Нефертари, любимой жены фараона, запечатлен на изваяниях другого святилища».


Случилось это в 1813-м году. После посещения Абу-Симбела Буркхарт направился далее на восток, где вскоре заболел и умер, и честь полноценного открытия досталась другому.

Бельцони впускает в Абу-Симбел солнце

Через четыре года после Буркхарта к статуям Абу-Симбела прибыл Джованни Бельцони, неугомонный итальянский авантюрист, кладоискатель и невольный зачинатель египтологии. Бельцони удалось освободить от песка фасады храмов Абу-Симбела.

Самолично простучав все стены храма, Бельцони остался недоволен: кладов не нашлось, все драгоценности, если таковые когда-то имелись, были унесены грабителями древних времен. Об открытии сам Бельцони писал так: «Мы попали в большой и отлично выделанный склеп. Это самое красивое произведение древних египтян из тех, что мне довелось встретить в Нубии. Почтение внушала и величина храма, и обилие его скульптурных и расписных украшений».


Раскопки, начатые Бельцони, продлились несколько лет. Вскоре стало ясно: высеченный в скале храм – не просто святилище, но место единения фараона и Солнца…

Два храма Абу-Симбела

Прижившееся в арабском (да и всем остальном) мире наименование храмового комплекса – Абу-Симбел, «отец хлеба» – не имеет ничего общего с назначением строений. Абу-Симбелом скалу песчаника назвали нильские судоводители, усмотревшие в одной из статуй божественного покровителя хлебных злаков.

Вырубленный в скале храмовый комплекс увековечивает память о фараоне Рамзесе II, которому посвящено большее сооружение, и его жене Нефертари – «хозяйке» меньшего храма. Рамзес II – весьма популярный персонаж древнеегипетской истории. Он вел победоносные войны, в промежутках между сражениями придерживался прогрессивной внешней политики, много строил, мудро управлял государством – чем еще при жизни завоевал право именоваться Великим.

Грандиозная затея древнеегипетских зодчих удалась как нельзя лучше. Стометровая скала песчаника вместила храмы. Помещения Большого храма углублены в массив камня на 60 метров. Высота залов достигает восьми метров. Полтора десятка помещений наполнены изваяниями и рельефными картинами, повествующими о славной жизни фараона.

Принято считать, что день рождения Рамзеса Великого приходится на 22-е февраля. В этот день солнечный луч проникает в глубины храма и освещает божественные воплощения фараона. Дату коронации Рамзеса египтологи соотносят с моментом осеннего озарения внутренних храмовых статуй: 20-го октября солнце освещает корону египетского правителя, изваянного из песчаника. По свидетельству очевидцев, освещенный солнцем лик фараона улыбается…


Второй, меньший храм Абу-Симбела, посвящен Нефертари-Меренмут, первой из законных жен правителя. На стене святилища начертано: «Рамзес возвел храм в вечной горе Нубии во имя великой своей супруги, возлюбленной фараоном Нефертари Мут. Нефертари угодна богам, для нее светит солнце».

В храме царицы Нефертари пять помещений. Среди скульптурных изображений – Рамзес в нескольких божественных ипостасях, богиня Хатхор, сама Нефертари в образе Изиды.

Новая жизнь храмов Абу-Симбела

Храмы, высеченные в нубийских в ХIII столетии до нашей эры, вновь увидели свет в первой половине ХIХ века. Относительный покой памятников старины продлился всего полтораста лет: египетские правители середины ХХ столетия решили перегородить Нил плотиной. По плану храмы скалы Абу-Симбел уходили под воду…


Мировое сообщество не могло позволить жемчужине древнего зодчества погибнуть в пучинах местечковых амбиций. Почти одновременно с началом строительных работ началась и кампания по переносу храмового комплекса за пределы зоны затопления.

Мнения организаторов разделились. Одни эксперты предлагали храмовый комплекс перенести. Другие – оставить на месте, защитив от затопления стеной. Третьи говорили о толстом стеклянном куполе, способном укрыть и строение, и туристов от воды.

Наиболее интересным признавалось предложение итальянских специалистов. Они предлагали подсечь основание скалы, подвести под массив домкраты и поднять гору на безопасную высоту. Однако стоимость выполнения этого плана оказалась запредельной…


В конечном итоге победил шведский проект, предусматривавший распиловку сооружения на 1036 блоков весом от 5-ти до 40-ка тонн каждый, перевозку полученных деталей и сборку строения заново на новом месте.

Площадку для возведения восстановленного храма удалили от старого места на 65 метров вверх и на 210 метров в сторону от прежнего русла Нила. В процессе работ исследователи подивились уровню осведомленности древнеегипетских мастеров. Место первоначального сооружения храмов было выбрано, во-первых, с учетом направления трещин в скальной породе; во-вторых, с пониманием роли , и других окислов железа, загрязняющей песчаник.


Египетские скульпторы и архитекторы – история сохранила их имена, это Панефер; Пиай, сын Ха-Нефера; и Хеви из города Фивы – знали о разнообразии теплых окрасок железосодержащего песчаника, и об увеличении прочности камня, пропитанного раствором окиси железа.

Грандиозный проект нового Абу-Симбела

Согласования, утряски и проектирование отняли немало времени. К разборке храмов приступили в 1964-м, с существенным отставанием от темпов строительства плотины. В результате пришлось возводить вокруг стройплощадки стену водозащитной дамбы: уровень Нила, заполняющего водохранилище, рос, а распиловка и перевозка храмов еще продолжалась. К моменту завершения разборки уровень воды превышал отметку храмового пола на 12 метров.

Против опасений, обошлось без аварий. Верхнюю часть скалы удалили, лишив храмовые помещения потолков и обеспечив доступ подъемных кранов к древним святыням.

Песчаник хорошо поддавался распиловке тонкими твердосплавными пилами, применяемыми при добыче , а закачанный в толщу камня раствор быстротвердеющих полимеров скрепил трещиноватые участки. Пронумерованные блоки – разные по размеру и массе – бережно поднимали, перевозили, сгружали и собирали воедино на новом месте возведения храма.

Над полученным строением возвели железобетонный купол, а сверху насыпали грунтовый холм. Работы заняли три года и завершились в 1968-м году – хотя доработка ландшафта вокруг нового храма продлилась до 1972-го года. Всего же на проектирование и осуществление проекта переноса храмового комплекса Абу-Симбел ушло 13 лет.


При перемещении храмового комплекса удалось сохранить важнейшую особенность древней святыни. Ныне, как и три тысячи лет назад, солнце проникает в дальний зал Большого храма два раза в год, ненадолго озаряя статуи фараона.

Хотите увидеть дополнительные фото переноса Абу-Симбел?! Жмите сюда .

Абу-Симбел популярней пирамид?

Каждый день храмовый комплекс Абу-Симбел посещает несколько тысяч туристов. По мнению большинства, здесь интересней, чем у . Умения древних мастеров, уровень знаний инженеров прошлого представляет современному зрителю невероятным.

(араб. أبو سمبل; англ. Abu Simbel temples)

Объект ЮНЕСКО

Часы работы: ежедневно с 6.00 до 17.00.

Как добраться: до Абу-Симбел, проще всего, добраться из Асуана, надо сесть на автобус (ехать около 3-ёх часов). Чтобы попасть на этот автобус (он ежедневно совершает по этому рейсу около 5 поездок), нужно доехать до автовокзала в Асуане, на севере города.

До Абу-Симбел можно добраться и на круизном кораблике по Нилу, самостоятельно или в составе экскурсий. Также, экскурсионные туры по Нилу проводятся из Луксора и Каира (занимают несколько дней).

Из Луксора можно добраться по железной дороге до Асуана (ежедневно ходят поезда со спальными вагонами), а далее из Асуана до Абу-Симбел на автобусе. Можно до Абу-Симбел добраться и из Хургады на автобусе. Но, дорога длинная и утомительная, придётся провести в пути не менее 13-ти часов в одну сторону.

Вариант с арендой автомобиля до Абу-Симбел – невозможен. С появлением правил о конвоях в Египте, иностранцы могут передвигаться по этой дороге, исключительно, в составе конвоя. Кроме того, иностранца на автомобиле не пропустят через блок-посты.

Абу-Симбел – это скала на западном берегу Нила, примерно, в 300 км от Асуана, в сердце нубийской территории, почти, на границе с Суданом. Именно здесь находится самая красивая и грандиозная постройка величайшего египетского фараона – два удивительных храмовых комплекса, вырезанных прямо в скале.

Храмы Абу-Симбел были посвящены трём египетским богам – Амону-Ра, Хармакису и Птаху. Но, на самом деле версий постройки этих храмов великое множество. Одни предполагают, что эти храмы были воздвигнуты, исключительно, для прославления в веках его строителя – фараона Рамсеса II Великого. Другие утверждают, что храмы были построены в честь победы фараона над хеттами и его необыкновенной любви к своей единственной жене – красавице Нефертари.


Версий много, но суть одна – Храмы Абу-Симбел претворяют в жизнь самые смелые фантазии архитекторов. Они уступают Египетским пирамидам по древности, но по красоте и интересу со стороны туристов, скорее превосходят. Это самые знаменитые и масштабные нубийские храмы.


Храмы вырублены в скале из мелкозернистого песчаника. Один из храмов, большой, воздвигнутый в честь самого царя Рамсеса II, другой, малый, был воздвигнут в честь его жены, царицы Нефертари. Оба храма гармонично вписываются в окружающий ландшафт и смотрятся, как единый архитектурный ансамбль.


Большой Храм Абу-Симбел производит самое сильно впечатление. Колоннами фасаду служат четыре исполинских статуи фараона, изображённого сидящим на троне. Высота этих статуй около 20 метров (!!!), а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Громадные статуи Рамсеса II издалека видны всем плывущим по Нилу. Над фасадом высечен орнамент в виде обезьян, которых насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра (!).


Вход в Большой Храм Абу-Симбел ориентирован на восток. Войдя в храм, посетители оказываются погружёнными во тьму зала, который предшествует святилищу. В первом помещении храма посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят по четыре с каждой стороны. Примечательно, что лица статуй богов копируют изображения лиц царственной семьи.


В Большом Храме Абу-Симбел хорошо сохранились исторические изображения и надписи, на которых изображён фараон, поклоняющийся самому себе, как божественный образ, которому поклоняется фараон-человек. Интересен сюжет рельефа, в котором фараон Рамсес II повергает толпы пленников – белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев, и безжалостно убивает их перед богами. Композиция подчинена сложной ритуальной символике.


Весь год помещения храма погружены в полумрак, но два раза в год (22 февраля – в день рождения фараона и 22 октября – в день его коронации), на рассвете, лучи солнца разрезают тьму храмов и освещают статую самого Рамсеса II. Солнечный луч на несколько минут задерживается на его лице, и в эти минуты каменное лицо фараона словно озаряет улыбка…


В эти дни в Большом Храме Абу-Симбел собирается до несколько тысяч (!) человек, чтобы собственными глазами увидеть удивительный оптический эффект, полученный в результате точнейших расчётов древнеегипетских звездочётов и жрецов, спроектировавших храм 33 века тому назад (!!!) так, что луч солнца светит точно на лицо фараона Рамсеса II.


Интересен и тот факт, что статуя Птаха никогда не освещается солнечными лучами. И, действительно, Птах, это – Бог Тьмы, поэтому, он всегда в тени.


Рамсес II, яро заботившийся о собственном прославлении, приказал построить рядом со своим храмом, другой храм, гораздо меньших размеров (длиной не более 10 метров), посвящённый своей супруге Нефертари. Надо сказать, что ранее в Египте, ни одна супруга фараона никогда не была изображена на фасаде храма, и только жена Рамсеса II удостоилась этой чести.


Малый Храм Абу-Симбел находится, всего, в 100 метрах к северу от Большого Храма и посвящён он богине Неба – Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II – Нефертари. Он значительно проще и скромнее Большого храма, и состоит из колонного зала и святилища с тремя нишами.


Фасад Малого храма украшают шесть статуй, высеченных горельефом. С каждой стороны расположены по два изображения царя и по одному – царицы. Скульптуры стоят в глубоких затенённых нишах, из-за чего, в лучах солнца создаётся игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур.


На одной из колонн Малого Храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал этой божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари». Внутри Малого храма, в центральной нише, стояла статуя богини Хатор, в образе священной коровы.


Храмы Абу-Симбел пережили много за свои долгие века. В 1960 году власти Египта начали строительство плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление.

Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника. В результате решили разобрать храмы по частям и перенести их на более высокое место. Процесс переноса храмов занял 4 года – с 1964 по 1968 год.


Храмы были распилены на 1 036 блоков, каждый весом от 5 до 20 тонн, пронумерованы, перевезены и собраны на новом месте, в 200 метрах дальше от реки. Также, сюда привезли 1 112 блоков, вырезанных из скал, которые окружали храмы. В просверленные, в блоках, отверстия, закачали смолистый состав для укрепления структуры камня. Храмы были воспроизведены с точностью до малейших деталей на новом месте.


Исследователи, тщательно изучавшие Храмы Абу-Симбел, в процессе распиливания и их переноса, заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте, а самые твёрдые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй.


Спасённые усилиями всего человечества от затопления, Храмы Абу-Симбел одновременно являются и памятником тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из пятидесяти стран. Президент Египта Анвар Садат сказал по этому поводу: «Народы способны творить чудеса, когда они объединяются с добрыми намерениями». Спасение Абу-Симбел – это самый дорогой проект ЮНЕСКО за всё время существования организации.

Храмы Абу-Симбел – чудо древнеегипетского искусства, один из самых красивых архитектурных шедевров своего времени. Мастерство и грация, хрупкость форм и мощь объёмов – это поистине шедевр пустыни и место паломничества туристов со всего мира. Увидеть Абу-Симбел должен каждый, хотя бы раз в жизни….

Туры в Египет спецпредложения дня

Большой храм Абу Симбел был построен в честь царя Рамзеса Великого, малый – в честь его первой супруги, царицы Нефертари. Оба сооружения великолепно сохранились. Первый храм венчает вход с четырьмя высеченными в скале колоссами, изображающими сидящего царя. Высота каждого – примерно 20 метров. Второй храм украшен шестью высеченными горельефом статуями в виде царя и царицы.
Филэ – остров на реке Нил, «священная земля» в древние времена. По преданиям, здесь был погребен Осирис, и жить на такой земле могли только жрецы. При Нектанебе I на острове был возведен храм, посвященный богине Хатхор. При Юстиниане, уничтожавшем все языческие памятники, это святилище не тронули – его считали построенным в честь Изиды, которую в поздние античные времена приближали к Богородице. Тогда его переосвятили в Богородичную церковь – это сохранило внешний облик, но часть фресок и рельефов была полностью уничтожена церковниками.
Строительство Асуанской плотины поставило под угрозу существование этих уникальных сооружений – поднимающиеся воды Нила могли уничтожить их, т.к. группа скал Абу Симбел расположена на его побережье, а остров Филэ мог быть полностью затоплен. Благодаря кампании, начатой ЮНЕСКО в 1959 году, памятники спасли, переместив их на новое место. Для этого пришлось разрезать храмы в Абу Симбел на блоки средним весом 20 тонн, переместить их в безопасную зону и собрать заново. Святилище Изиды перенесли по каменным блокам из Филэ на остров Агилика, где его восстановили по фотографиям.
Все эти объекты были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 году.
Абу-Симбел - скала на западном берегу Нила, именно в ней были высечены два знаменитых древнеегипетских храма примерно в XIII веке до нашей эры.
Один из них, большой, был воздвигнут в честь самого царя Рамсеса II, а второй, меньший, - в честь его первой жены, царицы Нефертари. Рамсес II приказал построить большой храм в честь его победы над хеттами. В первом храме, отличающемся хорошо сохранившимися важными историческими изображениями и надписями, изображён царь, поклоняющийся самому себе, т. е. его божественный образ, которому поклоняется царь-человек. Окружённый другими божествами, он выделяется в виде громадной фигуры, обращённой спиной к скале. Поскольку войскам царя покровительствовали
три бога Амон, Ра и Птах, Рамсес велел изобразить их, а заодно и себя в фасадных статуях, причем придать богам собственный облик. Статуи достигают 20 м в высоту. В 60-х годах была проведена уникальная операция - храмы Абу-Симбеле были аккуратно распилены перенесены на новое, более высокое, место - сейчас они стоят на 64 м. выше и на 180 м. дальше от берега, - ибо иначе их поглотило бы водохранилище им. Насера, созданное с возведением Асуанской плотины. 22 сентября 1968 года храмы в Абу-Симбеле вновь были открыты для всеобщего обозрения.
Данный храм был включен в список Всемирного культурного наследия не только как произведение древнего искусства, но и как представление инженерной мысли того времени.
Таким образом, храм Рамсеса II, также остальные памятники Древней Нубии, представляют собой грандиозный комплекс сооружений, представляющих культуру того времени. По данному комплексу можно составлять суждения о культуре, религии древних египтян, о влиятельности и могуществе Древнего Египта, в том числе и его царей.
Объекты ЮНЕСКО в Древней Нубии в целом несут колоссальное значение для мировой культуры человечества.

Монументальные храмы Абу-Симбела - яркое свидетельство того, насколько искусными строителями были древние египтяне и какими колоссальными знаниями в области архитектуры и астрономии они обладали. Расположенные на западном берегу озера Насера, эти архитектурные памятники являются одной из визитных карточек Египта.


Небольшая деревня

Эта небольшая деревня расположилась на границе Египта с Суданом. Здесь не найти множества развлекательных заведений, но это не мешает тысячам туристов ежедневно посещать Абу-Симбел. Именно на его территории расположились два уникальных, высеченных в скале храма первой половины XII века, построенных Рамзесом II; один - в честь своей победы над хеттами, другой - в знак нежных чувств к своей жене Нефертари. Они называются, соответственно, «Большой» и «Малый».

Этот уникальный комплекс не менее популярен среди туристов, чем знаменитые пирамиды Гизы и Луксор.



Где находится

Памятник архитектуры расположен вблизи границы Египта и Судана, в исторической области Нубии, в 285 южнее административного центра мухафазы (провинции) Асуан.

Карта Абу-Симбела

Как добраться

Существует несколько способов увидеть эту достопримечательность:

  1. Самолетом . Для этого предназначены ежедневные очень ранние рейсы ЕgyptAir из Каира и Асуана.
  2. Автобусом. На него или на маршрутку можно сесть в Асуане. Длительность поездки не менее четырех часов, поэтому проверить исправность кондиционера в транспорте будет не лишним.
  3. Речной транспорт. Из Асуана курсирует круизный кораблик, на котором по Нилу можно добраться до места назначения.


Египет открыт для туристов круглый год. А для поездки в Абу-Симбел оптимально подходят все сезоны, кроме летнего. В сорокаградусную жару знакомство с этими великолепными сооружениями может превратиться в настоящую муку.

Когда лучше ехать: о погоде

Пик интереса к храмам со стороны туристов приходится на март и сентябрь. Это не случайно. Фараон родился 20 октября, а коронован был 20 февраля. Именно в эти дни без двух минут шесть луч восходящего солнца творит со статуями настоящие чудеса. Он проникает сквозь все комнаты храма и на несколько минут задерживается на лице фараона в последнем зале, создавая впечатление, будто бы Рамзес II улыбается.

Лучшие достопримечательности и экскурсии

Ежедневно, чтобы увидеть этот величественный памятник могуществу Рамзеса II, сюда приезжают сотни туристов. Множество турфирм предлагают однодневные экскурсии в этом направлении или более продолжительные туры по достопримечательностям Египта с обязательным посещением Абу-Симбела.



В 1960-е годы уникальные сооружения на берегу Нила могли быть подвержены затоплению из-за строительства второй плотины вблизи Асуана. Международные организации не могли допустить разрушения всемирного культурного наследия. В период с 1965 по 1968 год они были распилены на отдельные блоки и перенесены на новое, возвышенное место дальше от реки. Специалисты, работающие над этим масштабным проектом, позаботились о том, чтобы новое расположение архитектурного памятника в точности повторяло старое. Таким образом, увидеть уникальный солнечный феномен можно все так же дважды в год.

Этот храм называется Большим. Возводя это масштабное строение, Рамзес II посвятил его не только собственной персоне, но и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Но, несмотря на это, центральная фигура всего сооружения - сам фараон. Все, начиная с фасада храма, где восседают четыре двадцатиметровых фигуры Рамзеса II, и заканчивая самым дальним помещением, где также размещена его статуя, свидетельствует о его могуществе и величии.



Стены всех четырех залов храма покрыты рельефами, изображающими сцены победоносных сражений Рамзеса II, и исписаны текстами, восхваляющими фараона. Потолок поддерживают ряды величественных колонн, образуя так называемый гипостиль, типичный для древнеегипетской архитектуры.

Нефертари - единственная жена фараона, которой выпала честь быть изображенной на фасаде храма. В Древнем Египте это был уникальный случай.

В ста метрах севернее от Большого храма построен символ любви фараона к своей прекрасной жене Нефертари - Малый храм. Также это сооружение призвано возвеличивать Богиню Неба Хатор, изображавшуюся в виде женщины с головой коровы.



На фасаде здания расположены шесть скульптур жены фараона. Ее фигура расположена по центру в каждой тройке.

Малый храм также выполнен в гипостильном виде. В его глубине расположено святилище со статуей Богини Неба. Все скульптурные сооружения храма Нефертари вдвое меньше, чем скульптуры Большого Храма.

Как насчет ночной жизни и развлечений

Главное развлечение в этой небольшой деревне связано с его основной достопримечательностью - храмами Рамзеса и Нефертари. С 2000 года здесь проводится невероятное представление под названием «Звук и свет». Шоу сопровождается не только световыми эффектами, но и текстом. Туристы получают в аренду наушники и, выбирая понятный им язык, наслаждаются шоу.



Где жить и что поесть

Абу-Симбел - небольшая деревня, на территории которой расположена всего одна, хоть и такая значимая, достопримечательность. Именно поэтому здесь не встретишь большого разнообразия отелей и ресторанов.

Если вы планируете увидеть светозвуковое шоу, вам придется позаботиться о ночлеге в Абу-Симбеле. Представление начинается поздно вечером, так что в рамках однодневной экскурсии посетить его не удастся.

Отели

Чтобы туристы могли остановиться на ночь рядом с храмами, есть два отеля разной ценовой категории. Nefertari Hotel Abu Simbleотносится к классу 4 звезды и расположен почти в четырех километрах от центра населенного пункта. Здесь можно снять номер для некурящих и заказать трансфер от/до аэропорта.

Также туристы могут пользоваться услугами ресторана и парковки. На территории комплекса есть возможность арендовать конференц-зал. Отдыхающим предоставлен безлимитный интернет. Стоимость номера в сутки составляет около 100 у. е.


Tuya hotel предлагает апартаменты на порядок дешевле, ночь в отеле обойдется туристу в 60 у. е. За эти деньги отель предлагает следующие услуги: свободный интернет, стоянка, ресторан, аренда конференц-зала, возможность заказать трансфер до/из аэропорта, вечерняя развлекательная программа.


Рестораны и кафе

Кроме ресторанов в отелях, желающие вкусно поесть могут посетить ресторан Eskaleh Eco Lodge. Это заведение предлагает меню из традиционных блюд африканской кухни по привлекательным ценам.

Вкусная еда и уютная атмосфера ждут туристов в Alaa al-Rahman Restaurant, а поклонники изысканной кухни найдут для себя много интересных блюд в меню ресторана Ramsis.

Flower Nubia Cafe - единственное кафе в деревушке. Здесь туристам предложат огромный выбор всевозможных сортов чая, кофе и вкусную еду. Также это место славится своим отменным кальяном.


Перенос Абу-Симбела остается самым дорогостоящим проектом ЮНЕСКО.

Несмотря на то что добраться до Абу-Симбела непросто, это место вполне заслуживает затраченных усилий и времени. Уникальные скальные храмы Нубии не могут не очаровать путешественника своим величием. Они призваны не только напомнить людям о могуществе фараона и о его любви к своей жене. Храмы - живое свидетельство того, какими грандиозными знаниями и умениями обладали люди того времени.

В 280 километрах к югу от Асуана на границе с Суданом находится храм Абу-Симбел. Вплоть до XIX века было распространено искаженное название «Ибсамбул». Это архитектурное чудо Нижней Нубии высечено в скале Рамсесом II и утверждает его величие.

Строительство храмов в скале Абу-Симбела было начато при Рамсесе II. Величайший из фараонов XIX династии (1314 - 1200 гг. до н.э.) правил долиной Нила в течение семидесяти семи лет. Его называют завоевателем и просветителем, за время его правления были возведены многие грандиозные архитектурные сооружения Древнего . Главным его шедевром по праву считается Абу-Симбел, строительство которого Рамсес II задумал в самом начале своего правления.

Открытие храма Абу-Симбел
Абу-Симбел находится на левом берегу Нила примерно в 850 километрах от Каира, близ Второго порога и границы с суданской Нубией.

Величественные статуи Рамсеса II, охраняющие вход в храм Абу-Симбел, были обнаружены совершенно случайно. В 1813 году швейцарский востоковед и первопроходец Иоганн Людвиг Буркхардт наткнулся на это место, прогуливаясь по спускающейся вниз ложбине, засыпанной песком. «По счастливому случаю я продвинулся на несколько шагов дальше к югу, и моим глазам предстало то, что осталось от огромных статуй, высеченных в скале и расположенных в каких-то 200 метрах друг от друга. Они находились в глубине ниши, но, к сожалению, были практически полностью покрыты песком, который в этих местах сходит, подобно лавине». 22 марта 1813 года Бурк-хардт добавит к своему рассказу: «Мы даже не можем сказать, в какой позе находятся статуи, сидят они или стоят». Второй храм, посвященный богине Хатор и царице Нефертари, был построен неподалеку отсюда. В октябре 1815 года английский путешественник и антиквар Уильям Джон Бэнкс посетил Абу-Симбел и проник в Малый храм, в то время как Большой практически исчез под песками, и на поверхности виднелась лишь одна из четырех огромных статуй, украшающих фасад. В марте 1816 пьемонтский консул Дроветти побывал на этом месте, однако ему не удалось нанять достаточно работников для расчистки монумента, о которой так мечтал Бэнкс.

В следующем 1817 году исследователь и археолог Джованни Бельцони, действующий по поручению британского консула в Египте, предпринял попытку расчистить фасад Большого храма в Абу-Симбеле. Он сумел проникнуть внутрь храма через верхнюю часть портала. За 1818 и 1819 годы другая экспедиция вызволила из песка южного колосса и отчасти его соседа. Тогда археологи смогли наконец констатировать, что статуи Рамсеса сидят, а не стоят. К концу XIX века о красоте памятников Абу-Симбела заговорил весь мир. Многие знаменитые путешественники отправлялись в Египет, чтобы увидеть этот храм. Среди них были Жан-Франсуа Шампольон, Карл Рихард Лепсиус, Гюстав Флобер... Но лишь в 1910 году архитектор Алессандро Барсанти, работавший в Службе древностей Египта, воспользовался строительством Асуанской плотины и подъемом уровня воды, расчистил территорию храма вместе с северным святилищем, освободив украшающие его статуи, и, таким образом, завершил работы по спасению комплекса от песка.

Гиганты храма

На протяжении долгих тысячелетий песок и жар пустыни защищали уникальные скальные храмы Абу-Симбела и их гигантские статуи. Высеченные в скалах Ливийских гор между долиной Нила и бескрайней пустыней, статуи Рамсеса II, стерегущие вход в храмы, во все времена очаровывали археологов, рисовальщиков и живописцев. Четыре гиганта из монолитного песчаника, будто опирающиеся спиной на фасад храма, возвышаются над землей на 21 метр.

Это величественное обрамление входа в храм. Каждый колосс изображает восседающего на троне Рамсеса, увенчанного двойной короной пшент, надетой поверх немеса. У их ног находятся менее крупные статуи, изображающие царскую семью: царицу Нефертари, а также некоторых принцев и принцесс царской крови. Фараон представлен как верховный вождь Египта и настоящий земной бог. Лица статуй поражают неожиданной простотой. Высота лба составляет 59 сантиметров, длина носа — 98 сантиметров, рта — 1 метр 10 сантиметров, и наконец, ширина лица от одного уха до другого равняется 4 метрам 17 сантиметрам. Торс колоссов полностью обнажен, руки лежат на бедрах, а ноги стоят на земле. Такой позой Рамсес словно бы желает внушить народам Нубии страх и уважение. Тем не менее сами колоссы совершенно спокойны. Действительно, их лица выражают отрешение. Но в то же время за этим покоем чувствуется безжалостная сила, кроющаяся в них. Кажется, в любой момент они готовы обрушить свой гнев на непокорных или встать на защиту империи.

Внешний вид храма

Составляющий около 30 метров в высоту и 35 метров в ширину фасад храма высечен прямо в скале. Большой храм с четырьмя изображающими фараона колоссами при входе некогда был посвящен богу Амону-Ра. Он уходит на 60 метров вглубь скалы. Рядом с ним находится более скромный храм, посвященный богине Хатор и царице Нефертари. В этом малом храме находятся шесть двадцатиметровых статуй, изображающих Нефертари и самого фараона. Центральная лестница по обеим сторонам обрамлена террасой. С каждого края она украшена пятью статуями правителя, перемежающимися пятью статуями сокола Гора, символа фараона. Большая часть из этих двадцати статуй в настоящее время исчезла. Некоторые были перенесены, другие — разбиты на куски или раздавлены каменными блоками, упавшими со стен. Кроме того, в результате землетрясения, случившегося на 31 год правления Рамсеса II, южный колосс портала раздробил менее крупные статуи, расположенные у его ног. Круглый лепной орнамент тянется по северному и южному краю скалы. Он обрамляет длинную иероглифическую запись. Это краткая история правления фараона, которая повторяется и по обеим сторонам от центральной оси. Сверху выстраиваются в бесконечную цепочку картуши Рамсеса. Словом, над всем ансамблем довлеет образ фараона, и кажется, что изображения богов отсутствуют.

Тем не менее в небольшом углублении над порталом храма виднеется голова сокола, держащего диск Ра-Хорахти, бога восходящего солнца. Слева от него мы можем увидеть жезл с головой пса Усера, а справа — то, что осталось от статуэтки богини Маат. Если мы соединим слова Усер, Маат и Ра, то получим имя Рамсеса II. Таким образом, под видом изображения богов еще раз упоминается имя правителя. Это своего рода древний ребус. На стене справа и слева от фигуры Ра-Хорахти изображен Рамсес, приносящий в дар богу статуэтку Маат. Он так похож на бога солнца, что можно подумать, будто он совершает подношение самому себе. Именно Рамсес — настоящий бог, которому посвящен этот храм.

Внутри храма

Войдя в храм через довольно низкий портал, мы попадаем в пронаос, первое помещение площадью 18 на 16,69 метров. Отсюда можно пройти в восемь боковых залов, которые служили складами для предметов культа и жертвенных подношений.

Восемь статуй высотой 7 метров стоят в два ряда, четыре на севере и четыре на юге, лицом к лицу, напротив столбов с квадратным основанием. Рамсес изображён здесь с атрибутами Осириса — жезлом и плетью нехех. Несмотря на многообразие изображений религиозной тематики и картин приношения даров, именно военные сюжеты привлекают внимание в первую очередь.

Так, к примеру, на северной стене храма проиллюстрирована официальная версия битвы при Кадеше, основного эпизода войны Рамсеса с хеттскими завоевателями. Фараона сопровождают в сражении трое его сыновей, также стоящие на боевых колесницах. Перед ним располагается крепость, в которой отчаявшиеся люди умоляют фараона проявить милосердие.

На центральной сцене Рамсес изображен в момент убийства ливийского вождя. Фараон сражается, как простой пехотинец. Он замахивается копьём, которое сжимает в правой руке, а левой крепко держит руку противника, молящего о пощаде. Правой ногой владыка попирает другого умирающего ливийца, поверженного на землю. На последней створке красуется сцена триумфального возвращения фараона, величественно стоящего на своей колеснице. И наконец, на внутренней восточной стене, под двумя картинами жертвоприношений, с южной стороны расположены статуи восьми сыновей фараона, а с северной — девяти из его дочерей.

Как можно догадаться, отпрыски фараона присутствуют в зале трофеев неспроста. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть жизненную силу правителя и его плодовитость.

Потолок центрального нефа украшен царской символикой, в том числе, процессией больших грифов с распростертыми крыльями; они ведут нас в зал с четырьмя квадратными колоннами. На стенах гипостильного зала изображены сцены, на которых правитель предстает перед нами в сопровождении царицы Нефертари в момент отправления культа, в частности, поклоняющимся божественной ладье.

Вопреки традициям, в этом святилище отсутствует наос, предназначавшийся для хранения образа бога. Боги представлены в виде скульптур и располагаются в следующем порядке слева направо: Птах, Амон-Ра, Рамсес II и Ра-Гор. Таким образом, фараон изображен среди главных богов империи, он равен им. Зал ведёт в небольшое помещение, из которого три двери открывают путь к алтарю. Здесь в углублении стоят четыре статуи богов: Птаха из Мемфиса, Амона-Ра из Фив, Ра-Хорахти из Гелиополя и статуя самого фараона. Два раза в год, 20 февраля и 20 октября, солнечные лучи проникают сюда через анфиладу залов и заливают светом статуи святая святых храма.

Интересные факты о храме Абу-Симбел

Спасенный от вод

Храмы Абу-Симбела находятся примерно в 70 километрах от Второй асуанской плотины. Изначально располагавшийся на священных холмах Меха и Ибшек, нубийский шедевр Рамсеса был полностью разобран и перенесен на искусственную возвышенность для защиты от вод водохранилища Насер после возведения плотины в Асуане. Под эгидой ЮНЕСКО в период с 1963 по 1972 годы храмы были разделены на тысячи блоков (вес некоторых доходил до 30 тонн) и отстроены заново на площадке на 69 метров выше изначального места. Образовавшееся в 1964 году, после возведения Второй асуанской плотины, и занимающее 5000 квадратных километров водохранилище Насер стало причиной утраты части нубийского наследия.

Первооткрыватели храма

Только Джованни Баттисте Бельцони и его двум помощникам из военно-морского флота

Похожие публикации