Баскаческая организация на руси. Кто такие баскаки

Глагол bas- имеет значения: 1. давить; 2. ставить (печать); 3. подавлять, преодолевать; 4. нападать + аффикс действующего лица -qaq . По И. Н. Берёзину , и баскак и даруга имеют одно и то же значение - давитель (на печать) . Аналогичного мнения придерживался П. Пеллио : баскак - калька с монгольского, означает «чиновник, ставивший печать на документы» . А. А. Семёнов на основе сообщения Джувейни о баскаках Бухары считал, что значение термина - «охранитель», «опекун», «ханский наместник», и предполагал появление баскаков в домонгольское время.

Баскачество на Руси

На Кавказе

Монгольского наместника в Иране и на Кавказе Аргун-ака армянский летописец Степанос Орбелян называет «баскаком и везирем » .

Напишите отзыв о статье "Баскак"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Вернадский Г. В. Глава III. Золотая Орда // = The Mongols and Russia / Пер с англ. Е. П. Беренштейна, Б. Л. Губмана, О. В. Строгановой. - Тверь, М.: ЛЕАН, АГРАФ, 1997. - 480 с. - 7000 экз. - ISBN 5-85929-004-6 .
  • Греков Б. Д. , Якубовский А. Ю. . - М., Л.: Издательство АН СССР , 1950.
  • Насонов А. Н. Монголы и Русь (История татарской политики на Руси) / Отв. редактор Ю. В. Готье. - М., Л.: Издательство АН СССР, 1940.
  • Фёдоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. - М .: Издательство Московского университета, 1973. - С. 30-31.

Отрывок, характеризующий Баскак

– Ну, как же не дура! – крикнул князь, оттолкнув тетрадь и быстро отвернувшись, но тотчас же встал, прошелся, дотронулся руками до волос княжны и снова сел.
Он придвинулся и продолжал толкование.
– Нельзя, княжна, нельзя, – сказал он, когда княжна, взяв и закрыв тетрадь с заданными уроками, уже готовилась уходить, – математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу. Стерпится слюбится. – Он потрепал ее рукой по щеке. – Дурь из головы выскочит.
Она хотела выйти, он остановил ее жестом и достал с высокого стола новую неразрезанную книгу.
– Вот еще какой то Ключ таинства тебе твоя Элоиза посылает. Религиозная. А я ни в чью веру не вмешиваюсь… Просмотрел. Возьми. Ну, ступай, ступай!
Он потрепал ее по плечу и сам запер за нею дверь.
Княжна Марья возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым, села за свой письменный стол, уставленный миниатюрными портретами и заваленный тетрадями и книгами. Княжна была столь же беспорядочная, как отец ее порядочен. Она положила тетрадь геометрии и нетерпеливо распечатала письмо. Письмо было от ближайшего с детства друга княжны; друг этот была та самая Жюли Карагина, которая была на именинах у Ростовых:
Жюли писала:
«Chere et excellente amie, quelle chose terrible et effrayante que l"absence! J"ai beau me dire que la moitie de mon existence et de mon bonheur est en vous, que malgre la distance qui nous separe, nos coeurs sont unis par des liens indissolubles; le mien se revolte contre la destinee, et je ne puis, malgre les plaisirs et les distractions qui m"entourent, vaincre une certaine tristesse cachee que je ressens au fond du coeur depuis notre separation. Pourquoi ne sommes nous pas reunies, comme cet ete dans votre grand cabinet sur le canape bleu, le canape a confidences? Pourquoi ne puis je, comme il y a trois mois, puiser de nouvelles forces morales dans votre regard si doux, si calme et si penetrant, regard que j"aimais tant et que je crois voir devant moi, quand je vous ecris».
[Милый и бесценный друг, какая страшная и ужасная вещь разлука! Сколько ни твержу себе, что половина моего существования и моего счастия в вас, что, несмотря на расстояние, которое нас разлучает, сердца наши соединены неразрывными узами, мое сердце возмущается против судьбы, и, несмотря на удовольствия и рассеяния, которые меня окружают, я не могу подавить некоторую скрытую грусть, которую испытываю в глубине сердца со времени нашей разлуки. Отчего мы не вместе, как в прошлое лето, в вашем большом кабинете, на голубом диване, на диване «признаний»? Отчего я не могу, как три месяца тому назад, почерпать новые нравственные силы в вашем взгляде, кротком, спокойном и проницательном, который я так любила и который я вижу перед собой в ту минуту, как пишу вам?]
Прочтя до этого места, княжна Марья вздохнула и оглянулась в трюмо, которое стояло направо от нее. Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало. «Она мне льстит», подумала княжна, отвернулась и продолжала читать. Жюли, однако, не льстила своему другу: действительно, и глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. Но княжна никогда не видала хорошего выражения своих глаз, того выражения, которое они принимали в те минуты, когда она не думала о себе. Как и у всех людей, лицо ее принимало натянуто неестественное, дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало. Она продолжала читать: 211
«Tout Moscou ne parle que guerre. L"un de mes deux freres est deja a l"etranger, l"autre est avec la garde, qui se met en Marieche vers la frontiere. Notre cher еmpereur a quitte Petersbourg et, a ce qu"on pretend, compte lui meme exposer sa precieuse existence aux chances de la guerre. Du veuille que le monstre corsicain, qui detruit le repos de l"Europe, soit terrasse par l"ange que le Tout Рuissant, dans Sa misericorde, nous a donnee pour souverain. Sans parler de mes freres, cette guerre m"a privee d"une relation des plus cheres a mon coeur. Je parle du jeune Nicolas Rostoff, qui avec son enthousiasme n"a pu supporter l"inaction et a quitte l"universite pour aller s"enroler dans l"armee. Eh bien, chere Marieie, je vous avouerai, que, malgre son extreme jeunesse, son depart pour l"armee a ete un grand chagrin pour moi. Le jeune homme, dont je vous parlais cet ete, a tant de noblesse, de veritable jeunesse qu"on rencontre si rarement dans le siecle оu nous vivons parmi nos villards de vingt ans. Il a surtout tant de franchise et de coeur. Il est tellement pur et poetique, que mes relations avec lui, quelque passageres qu"elles fussent, ont ete l"une des plus douees jouissances de mon pauvre coeur, qui a deja tant souffert. Je vous raconterai un jour nos adieux et tout ce qui s"est dit en partant. Tout cela est encore trop frais. Ah! chere amie, vous etes heureuse de ne pas connaitre ces jouissances et ces peines si poignantes. Vous etes heureuse, puisque les derienieres sont ordinairement les plus fortes! Je sais fort bien, que le comte Nicolas est trop jeune pour pouvoir jamais devenir pour moi quelque chose de plus qu"un ami, mais cette douee amitie, ces relations si poetiques et si pures ont ete un besoin pour mon coeur. Mais n"en parlons plus. La grande nouvelle du jour qui occupe tout Moscou est la mort du vieux comte Безухой et son heritage. Figurez vous que les trois princesses n"ont recu que tres peu de chose, le prince Basile rien, est que c"est M. Pierre qui a tout herite, et qui par dessus le Marieche a ete reconnu pour fils legitime, par consequent comte Безухой est possesseur de la plus belle fortune de la Russie. On pretend que le prince Basile a joue un tres vilain role dans toute cette histoire et qu"il est reparti tout penaud pour Petersbourg.

Феномен Золотой Орды до сих пор вызывает серьезные споры среди историков: одни считают ее мощным средневековым государством, по мнению других она была частью русских земель, а для третьих ее вообще не существовало.

Почему Орда Золотая?

В русских источниках термин «Золотая Орда» появляется только в 1556 году в «Казанской истории», хотя у тюркских народов это словосочетание встречается гораздо раньше.

Однако историк Г. В. Вернадский утверждает, что в русских летописях термином «Золотая Орда» первоначально назывался шатер хана Гуюка. Об этом же писал арабский путешественник Ибн-Баттута, отмечая, что шатры ордынских ханов были покрыты пластинами из позолоченного серебра.
Но есть еще одна версия, по которой термин «золотая» является синонимом словам «центральная» или «серединная». Именно такое положение занимала Золотая Орда после распада Монгольского государства.

Что касается слова «орда», то в персидских источниках оно означало передвижной лагерь или ставку, позднее его употребляли по отношению к целому государству. В Древней Руси ордой обычно называли войско.

Границы

Золотая Орда – осколок некогда могущественной империи Чингисхана. Великий хан к 1224 году разделил свои огромные владения между сыновьями: один из самых крупных улусов с центром в Нижнем Поволжье достался старшему сыну – Джучи.

Границы улуса Джучи, позднее Золотой Орды, окончательно сформировались после Западного похода (1236-1242), в котором участвовал его сын Бату (в русских источниках Батый). На востоке Золотая Орда включала Аральское озеро, на Западе – Крымский полуостров, на юге она соседствовала с Ираном, а на севере упиралась в Уральские горы.

Устройство

Суждение о монголах, исключительно как о кочевниках и скотоводах, наверное, должно уйти в прошлое. Обширные территории Золотой Орды требовали разумного управления. После окончательного обособления от Каракорума, центра Монгольской империи, Золотая Орда разделяется на два крыла – западное и восточное, и в каждом возникает своя столица – в первом Сарай, во втором Орда-Базар. Всего же, по мнению археологов, число городов в Золотой Орде доходило до 150.

После 1254 года политический и экономический центр государства полностью переходит в Сарай (располагался возле современной Астрахани), население которого в пору расцвета достигало 75 тысяч человек – по средневековым меркам довольно крупный город. Здесь налаживается чеканка монет, развивается гончарное, ювелирное, стеклодувное ремесло, а также выплавка и обработка металла. В городе были проведены канализация и водоснабжение.

Сарай был многонациональным городом – здесь мирно уживались монголы, русские, татары, аланы, булгары, византийцы и другие народы. Орда, будучи исламским государством, терпимо относилась к другим вероисповеданиям. В 1261 году в Сарае появляется епархия Русской Православной Церкви, а позднее и католическое епископство.

Города Золотой Орды постепенно превращаются в крупные центры караванной торговли. Здесь можно найти все – от шелка и пряностей, до оружия и драгоценных камней. Государство активно развивает и зону своей торговли: караванные пути из ордынских городов ведут как в Европу и Русь, так в Индию и Китай.

Орда и Русь

В отечественной историографии долгое время основным понятием, характеризующим отношения Руси и Золотой Орды, было «иго». Нам рисовали страшные картины монгольской колонизации русских земель, когда дикие орды кочевников уничтожали на своем пути всех и вся, а оставшихся в живых обращали в рабство.

Однако в русских летописях термина «иго» не было. Впервые он появляется у польского историка Яна Длугоша во второй половине XV века. Более того, русские князья и монгольские ханы, по мнению исследователей, предпочитали договариваться нежели подвергать земли разорению.

Л. Н. Гумилев, к слову, считал взаимоотношения Руси и Орды выгодным военно-политическим союзом, а Н. М. Карамзин отмечал важнейшую роль Орды в возвышении Московского княжества.

Известно, что Александр Невский, заручившись поддержкой монголов и застраховав свои тылы, смог выдворить с северо-западной Руси шведов и немцев. А в 1269 году, когда крестоносцы осаждала стены Новгорода, монгольский отряд помог русским отбить их нападение. Орда встала на сторону Невского в его конфликте с русской знатью, а тот в свою очередь помогал решать ей междинастические споры.
Безусловно, значительная часть русских земель монголами была завоевана и обложена данью, однако масштабы разорения вероятно сильно преувеличены.

Князья, желавшие сотрудничать, получали от ханов так называемые «ярлыки», становясь, по сути, ордынскими наместниками. Бремя повинности для подконтрольных князьям земель существенно снижалось. Какой бы унизительной ни была вассальная зависимость, она все-таки сохраняла автономию русских княжеств и предотвращала кровопролитные войны.

Церковь и вовсе была освобождена Ордой от выплаты дани. Первый ярлык был выдан именно духовенству – митрополиту Кириллу ханом Менгу-Темиром. История нам сохранила слова хана: «Мы жаловали, попов и чернецов и всех богадельных людей, да правым сердцем молят за нас Бога, и за наше племя без печали, благословляют нас, да не клянут нас». Ярлык обеспечивал свободу вероисповедания и неприкосновенность церковного имущества.

Г. В. Носовский и А. Т. Фоменко в «Новой хронологии» выдвигают весьма смелую гипотезу: Русь и Орда одно и то же государство. Батыя они легко превращают в Ярослава Мудрого, Тохтамыша в Дмитрия Донского, а столицу Орды Сарай переносят в Великий Новгород. Впрочем, официальная история к такой версии настроена более чем категорично.

Войны

Без сомнения лучше всего у монголов получалось воевать. Правда, брали они большей частью не умением, а числом. Завоевать пространство от Японского моря до Дуная армиям Чингисхана и его потомков помогали покоренные народы – половцы, татары, ногайцы, булгары, китайцы и даже русские. Золотая Орда не смогла сохранить империю в прежних пределах, однако в воинственности ей не откажешь. Маневренная конница числом в сотни тысяч всадников заставляла капитулировать многих.

До поры до времени удавалось поддерживать хрупкий баланс в отношениях между Русью и Ордой. Но когда не на шутку разыгрались аппетиты темника Мамая, противоречия между сторонами вылились в ставшее легендарным сражение на Куликовом поле (1380). Его итогом было поражение монгольского войска и ослабление Орды. Это событие завершает период «Великой замятни», когда Золотую Орду лихорадило от междоусобиц и династических передряг.
Прекратилась смута и укрепилась власть с восшествием на престол Тохтамыша. В 1382 году он снова идет на Москву и возобновляет выплату дани. Однако изнурительные войны с более боеспособной армией Тамерлана, в конце концов, подорвали былую мощь Орды и надолго отбили желание совершать завоевательные походы.

В последующее столетие Золотая Орда постепенно стала «рассыпаться» на части. Так одно за другим в ее границах появись Сибирское, Узбекское, Астраханское, Крымское, Казанское ханства и Ногайская Орда. Ослабевающие попытки Золотой Орды осуществлять карательные акции пресек Иван III. Знаменитое «Стояние на Угре» (1480) не переросло в масштабное сражение, однако окончательно сломило последнего ордынского хана Ахмата. С этого времени Золотая Орда формально перестала существовать.

История - это наука, которая основывается на достоверных фактах. Но порой этих фактов не хватает, тогда пробелы заполняются гипотезами, мнениями, домыслами. Разные ученые выдвигают свои версии, однако, как известно, истина где-то посередине. Многие тайны покрыты пылью веков, которая скрывает от нас суть явления, вопроса или события. Сегодня одной из темных сторон, которая не имеет однозначной оценки, можно считать период монгольского владычества на Руси. Тяжелое для русского народа время надолго остановило развитие страны и даже отбросило ее назад. Ученые до сих пор не могут сойтись во мнении о том, какие функции выполняли и вообще, кто такие баскаки. Картина вроде бы ясна: хана на покоренных территориях. Но все не так уж и просто.

Летописание было хорошо развито и широко распространено в Киевской Руси. Однако первые летописи рассказывали о Рюриковичах: их приходе на берега Днепра, их расселении и основании новых городов, борьбе с неспокойными соседями, кочевниками и оседлыми племенами. Начиная со второй половины тринадцатого века они кардинально изменяются: у авторов появляется грусть, поскольку русские земли попали в зависимость от поэтому народу приходится очень тяжело. А еще в них начинают встречаться новые термины, например, "баскак". Это слово обозначает золотоордынского чиновника, который обязательно присутствовал в каждом покоренном стольном граде. Со временем правители улуса Джучи, который превратился в отдельное государство - Золотую Орду, отозвали их. Причиной стали частые волнения местных жителей и их недовольство присутствием чужаков.

Какие функции выполняли баскаки на Руси? Одни историки считают, что главной (и единственной) их обязанностью было командование большими отрядами, обеспечивающими своевременный сбор дани и покорность. Другие ученые утверждают, что баскак - это уполномоченный ханом чиновник, который контролировал политику русских князей. Третьи придерживаются мнения, что баскаки не имели собственных войск, однако имели право при необходимости вызвать карательный отряд из Орды. Вызывалось военное подкрепление в случаях неповиновения, отказа уплатить налоги и так далее.

В одном сходятся практически все ученые, хотя и не находят тому подтверждения: баскак - это человек, который имел отношение к сбору дани. Скорее всего, он выполнял несколько функций и представлял интересы верховного хана. Но достоверно известно, что дань собирали отдельные люди, откупщики, которых назначали в Каракоруме, столице империи. В то же время истории неизвестны факты восстаний против баскаков, а вот против откупщиков дани народ собирался воевать неоднократно.

Можно сделать выводы, что баскак - это значимая фигура в истории русских земель, которая, однако, оскорбляла местных жителей, поскольку напоминала им об иге. И сам факт удаления этих чиновников из городов был оценен как положительный. Он свидетельствовал о том, что влияние Золотой Орды на Русь ослабело, а потом и вовсе сошло на нет. Но поставить точку в давнем споре многих ученых сможет лишь время и новые исследования.

уполномоченные представители монгольских ханов в завоеванных землях. В русских княжествах во 2-й половине XIII – начале XIV в. занимались сбором дани («выхода») и контролировали местные власти (были в каждом княжестве). Б. были непосредственными начальниками военных ордынских отрядов, размещенных по важнейшим русским городам с целью обеспечения безопасности сборщиков дани и других ханских чиновников, посылаемых в Россию. Центральной резиденцией ханского наместника – великого Б. – был Владимир-на-Клязьме. Аппарат управления, возглавляемый Б., состоял из данщиков, т. е. собственно сборщиков дани по распоряжению дару г и при помощи Б.; писцов, производивших перепись народа и оценку капиталов и по учиненной переписи раскладывавших подати, следовавшие в казну ханскую (численники); таможенников, т. е. сборщиков пошлин таможенных или рыночных, собираемых на рынке при продаже товаров; заставщиков и заказников (сборщиков мытных, или проездных, пошлин по дорогам и мостам). В обязанности Б. входили: перепись жителей, набор войска, устройство почтовых сообщений, сбор и доставка ко двору дани. Б. являлся исполнительным и контролирующим лицом, доставлял необходимые сведения в центр. Однако почти всегда рядом с ним находились представители местной власти. Древнее угличское сказание сообщает, что в 1238 г. Батый «оставил в нем (Угличе) своих чиновников», вместе с которыми правил и угличский князь Владимир Константинович. В 1257 г. были проведены перепись и обложение данью населения Руси. В сборе дани использовалась десятичная система, существовавшая на Руси с древнейших времен. С конца XIII–XIV вв. сбор дани становится прерогативой русских князей (после восстания 1290 г.) (см. Выход ордынский).

Продолжаем находить первоначальный смысл некоторых знакомых нас слов.


Судя по датам жизни автора и упоминанию, что это девятое издание, тут мы видим как понимали те или иные иностранные слова во второй половине 18 века.

Опа, оказывается баскак это просто гонец.А ведь сегодня это слово имеет совсем другое толкование. . И чиновник и сборщик налогов и наместник Золотой орды и бог знает кто еще.Особенно доставляет предполагаемая этимология этого слова:
Глагол bas- имеет значения: 1. давить; 2. ставить (печать); 3. подавлять, преодолевать; 4. нападать + аффикс действующего лица -qaq . По И. Н. Берёзину, и баскак и даруга имеют одно и то же значение — давитель (на печать). Аналогичного мнения придерживался П. Пеллио: баскак — калька с монгольского, означает «чиновник, ставивший печать на документы». А. А. Семёнов на основе сообщения Джувейни о баскаках Бухары считал, что значение термина — «охранитель», «опекун», «ханский наместник», и предполагал появление баскаков в домонгольское время .

Хотя в той же статье есть и такие строчки - Термин «баскак» в ярлыках золотоордынских ханов не употреблялся (единственный случай — ярлык Менгу-Тимура от 1267 г.), чиновника с его функциями называли «даруга» («дорога» в ярлыках Тюляка, Тайдулы) .
Видите, тут прямо написано, что его функция- дорога. И конечно о нем не пишут в ярлыка. Зачем писать про какого то гонца? Это для русских княжеств он был важен как вестник приносящий письма или указания о дани.Понятно, что гонцов-баскаков не любили и норовили убить. Кому же хочется платить дань?
Тут еще вот какой момент. Т.е. если простого гонца у нас принимали как большого человека из Орды, то получается, что наместников в Русских княжеств просто не было.И все хорошее и все плохое, в том числе и угрозы о нападении, приходило только в письмах. Естественно гонец в таких случаях становился важным человеком.Уверен перед ним угодничали все, кто только можно. Ведь он символ власти.Не дай боже, что плохое скажет там в Орде про Русские княжества, можно и нападения дождаться.
Думаю в Орде среди гонцов была нешуточная борьба из-за того, кто поедет с очередным посланием в Москву или иной русский город.Можно и денег поиметь, хорошие подарки получить да и по женской части получить удовольствие.Хотя с другой стороны раз на раз не приходился. Могли и попросту убить.Ну а что делать, время было такое, не спокойное.
Вот так просто и банально, оказывается, объясняется термин, знакомый нам с детства.

Похожие публикации