Дополнительная площадь жилого помещения военнослужащим. Право на дополнительную площадь жилого помещения военнослужащим Сотрудники ОВД, налоговой полиции и юстиции

О ПРАВЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПЛОЩАДЬ

ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ КАК

ОСНОВАНИИ НУЖДАЕМОСТИ

В ЕЕ ПОЛУЧЕНИИ

До начала непосредственных рассуждений по ука­занной теме представляется необходимым дать пояс­нение относительно применяемой в статье термино­логии, когда выражения «право на дополнительную жилую площадь» и «право на дополнительную пло­щадь жилого помещения» используются как синони­мы. Юридическое различие в этих словосочетаниях означает лишь различие в подходах нормирования жилищного обеспечения: в первом случае речь идет о праве на определенный размер жилой площади, во втором - о праве на размер общей площади жилого помещения. Объяснение таково. Если ранее законода­тель прибегал к нормированию, главным образом, жилой площади помещений (посредством учета пло­щади жилых комнат без вспомогательных помещений), то в настоящее время правовое значение им придается общей площади жилых помещений (путем учета об­щей площади и комнат, и вспомогательных помеще­ний). Но, по сути, речь идет об одном и том же праве на дополнительную площадь. Поэтому указанным тер­минологическим различиям в данном случае можно не придавать значения.

Что же касается вопроса, затрагиваемого в предла­гаемой публикации, то он напрямую касается закон­ных интересов значительной части военнослужащих, так как согласно нормам п. 1 и п. 8 ст. 15 Федерально­го закона «О статусе военнослужащих» (далее - Закон о статусе) отдельные категории граждан, перечислен­ные в нем, приобретают особое право быть обеспечен­ными служебным или постоянным жильем сверх обыч­ных норм общей площади жилых помещений в разме­ре от 15 до 25 квадратных метров.

Даже беглое ознакомление с перечислением юриди­чески значимых «регалий» таких граждан (военнослу­жащие, имеющие воинское звание полковника и выше, командиры воинских частей, военнослужащие, имею­щие почетные звания Российской Федерации, препо­даватели военных вузов, научные работники, имею­щие ученые степени и (или) ученые звания) позволяет утверждать, что речь идет о лицах, добившихся наи­более высоких результатов в военно-служебной дея­тельности, что невозможно без многолетнего напря­женного ратного труда, самоорганизации и высокой дисциплины. Государство, следовательно, признает за такими военнослужащими особое право на более бла­гоприятные жилищные условия, необходимые им как для «домашнего» труда во внеслужебное время, так и для отдыха, тем самым дополнительно материально стимулируя их служебные заслуги.

В то же время, несмотря на прямое закрепление в законе, анализируемое право до сих пор не рассмат­ривается как полноценное субъективное право указан­ных военнослужащих. Согласно сложившейся право­применительной практике и ее поддержке в теорети­ческом плане оно не применяется как самостоятель­ное основание признания нуждаемости в получении жилья для улучшения жилищных условий ".

Данную ситуацию весьма точно обрисовал А.В. Ку-дашкин: «По сложившейся практике дополнительная жилая площадь предоставляется гражданам (военно­служащим) при переселении (выделено нами), если они фактически ее имели, а также право на эту площадь учитывается при выделении жилого помещения в по­рядке улучшения жилищных условий (выделено нами)» 2 . Развивая эту мысль, нетрудно довести ее до логического завершения: при возникновении соответ­ствующих юридических оснований (получение воин­ского звания полковника и выше, преподавание в во­енном вузе, получение почетного звания Российской Федерации, ученой степени или ученого звания) ана­лизируемое право так и не обеспечивает получения реального жилого помещения с большим метражом в дополнение или взамен имеющегося, если нет иных юридически более «веских» оснований получения (пра­ва на переселение, права на улучшение жилищных ус­ловий).

В подтверждение приведем как один из примеров извлечение из конкретного определения Военной кол­легии Верховного Суда Российской Федерации № 5н-358/99.

«В судебном заседании установлено, что Ю. в 1993 г. была выделена трехкомнатная квартира в г. Рос­тове-на-Дону жилой площадью 40,3 кв. м, общей пло­щадью 69,1 кв. м.

После расторжения брака в 1997 г. Ю. в апреле 1998 г. заключил новый брак.

Жилищной комиссией Ю. отказано в постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных усло­вий. По приказу министра обороны Российской Фе­дерации в 1998 г. он уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста.

Из материалов дела усматривается, что в 1987 г. Ю. на семью была предоставлена трехкомнатная кварти­ра в г. Волгограде.

Эту квартиру при переводе по службе и получении трехкомнатной квартиры в г. Ростове-на-Дону в 1993 г. Ю. не сдал, оставив дочери и родителям супруги,.

В соответствии с положением «О порядке постанов­ки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жи­лищных условий, и предоставления жилья в г. Росто­ве-на-Дону» нуждающимися в улучшении жилищных

условий признаются граждане, занимающие общую площадь менее 10 кв. м.

Согласно имеющимся данным, на момент рассмот­рения дела обеспеченность общей площадью Ю., его бывшей супруги и ее отца в квартире с тремя изолиро­ванными комнатами составляет по 23 кв. м на каждо­го проживающего.

В соответствии с п. 11 Правил учета военнослужа­щих, подлежащих увольнению с военной службы, нуж­дающихся в улучшении жилищных условий, право военнослужащих и граждан, уволенных со службы, на дополнительную жилую площадь, предусмотренную Федеральным законом «О статусе военнослужащих», не является основанием для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищ­ных условий.

Кроме того, как видно из материалов дела, двух­комнатная квартира, в которой зарегистрирована су­пруга Ю., ее дочь, двое родителей и сестра (всего пять человек), имеет общую площадь 51,7 кв. м, т. е. на каж­дого проживающего приходится также более 10 кв. м.

Не является основанием для признания нуждающи­мися в улучшении жилищных условий и то, что Ю. с супругой вынуждены проживать на условиях поднай­ма, поскольку они имеют другую жилую площадь.

Невозможность совместного проживания Ю. и его супруги на жилой площади каждого из них также не может быть признана основанием для постановки на учет, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

Решения судов не препятствуют Ю. в размене, в том числе принудительном, трехкомнатной квартиры, на­нимателем которой он является.

Таким образом, на момент увольнения Ю. с воен­ной службы оснований для признания его и его супру­ги нуждающимися в улучшении жилищных условий не имелось.

С учетом этих обстоятельств увольнение заявителя следует признать законным, а его требования о вос­становлении на службе и предоставлении жилья - не подлежащими удовлетворению.

Военная коллегия, рассмотрев дело в порядке над­зора, согласилась с доводами протеста, отменила со­стоявшиеся судебные решения и приняла новое - об отказе в удовлетворении жалобы» 3 .

Таким образом, по ходу рассуждений мы обнару­живаем факт наличия права, хотя и не предусматри­вающего прямых нормативных ограничений его реа­лизации непосредственно в законе, но, тем не менее, очевидно ограниченного в его осуществлении на под­законном уровне и в правоприменительной практике. Это обстоятельство позволяет нам предпринять по­пытку научного осмысления данного феномена в це­лях обнаружения подлинной сущности правового ин­ститута права на дополнительную площадь жилого помещения посредством анализа теории и практики его правового регулирования.

Однако прежде чем приступить к рассмотрению соответствующей системы норм и их деталей, позво­лим себе вкратце охарактеризовать общую картину современных юридических взглядов на исследуемый вопрос.

Напомним, что до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) право на до­полнительную жилую площадь было прямо норматив­но закреплено в Жилищном кодексе РСФСР 1983 г. (далее - ЖК РСФСР), в ряде специальных федераль­ных законов, а также в приравненном к закону специ­альном Постановлении Всероссийского центрально­го исполнительного комитета и Совета народных ко­миссаров РСФСР «О праве пользования дополнитель­ной жилой площадью» от 28 февраля 1930 г. 4 (далее -Постановление ВЦИК и СНК РСФСР), до сих пор применяемом для регулирования жилищных отноше­ний данного вида. По этой причине во всех юридиче­ских источниках данное право характеризовалось в качестве особого жилищного права, принадлежащего лицам, указанным в законе 5 . В то же время и тогда оно рассматривалось как право достаточно относительное, не совсем гарантированное в его реализации.

Например, В.Н. Лейба указывал, что данное право имеет реальное значение лишь тогда, когда военнослу­жащий уже пользуется данным правом, но сам факт приобретения данного права еще не обеспечивает его реализации (выделено нами), так как по сложившейся практике жилищные органы только вправе, но не обя­заны предоставлять военнослужащему другую квар­тиру большего размера с учетом указанного права (вы­делено нами) 6 .

А.М. Эрделевский, С.П. Гришаев, Е.В. Трушин ана­логичным образом констатировали факт, что право на дополнительную жилую площадь, согласно ст. 39 ЖК РСФСР, подлежало реализации только при опре­делении платы за жилье, а также при предоставлении других благоустроенных жилых помещений в связи с выселением, если наниматель или члены его семьи имели право на дополнительную жилую площадь и фактически пользовались ею. Одно лишь отсутствие дополнительной площади не являлось основанием для признания нуждающимся в улучшении жилищных ус­ловий. Оно не подлежало обязательному учету и при предоставлении квартиры, когда подходила очередь на ее получение (выделено нами). Это право учитыва­лось лишь в случаях, прямо указанных в законе, в частности право инвалидов 7 .

Достаточно детально осветили состояние правово­го регулирования исследуемого вопроса Л.М. Пчелин-цева и С. В. Пчелинцев. Авторы указали не только на те же самые проблемные моменты, но и на некоторые иные, а именно:

Право на дополнительную площадь нередко ого­варивается иными условиями, зачастую произвольно решается соответствующим компетентным органом в зависимости от тех или иных обстоятельств по своему усмотрению;

Общее право, согласно ЖК РСФСР, по-разному регламентировано в специальном законодательстве (установлены разные нормативы).

В качестве вывода Л.М. Пчелинцева и С.В. Пчелин­цев дали общую негативную оценку сложившемуся правовому регулированию исследуемого права. «К сожалению, - писали они, - такой недостаточно аргу­ментированный в правовом отношении подход к реа­лизации права на дополнительную жилую площадь часто признавался и признается обоснованным не только в советской, но даже в современной юридичес­кой литературе (выделено нами)» 8 .

Аморфность правового регулирования исследуемо­го права на федеральном уровне дополнительно «уг­лублялась» в аналогичных нормах на уровне субъек­тов Российской Федерации. Например, согласно ст. 10 Закона г. Москвы «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы» от 15 января 2003 г. № 22 (утратил силу) в порядке обеспечения граждан жилы­ми помещениями, гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, иным категориям граждан, предусмотренным федеральным

1 Решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2003 года ВКПИ 03-5 // Белов В.К., Фатеев К.В. Судебная практи­ка по применению законодательства о воинской обязанности, военной службе, статусе военнослужащих и об участии военных организаций в гражданских правоотношениях. М., 2004. С. 210 - 212.

2 Кудашкин А.В. Жилищное право: учеб. М., 2005. С. 159.

законодательством, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 квадратных метров общей площади, если иное не ус­тановлено федеральным законодательством. При этом, не подлежат удовлетворению требования указан­ных граждан о предоставлении дополнительной пло­щади, если они обеспечены изолированным жилым помещением в отдельной квартире в соответствии с нормой предоставления (выделено нами).

Близкие к приведенному выше подходу нормы со­держало и законодательство Московской области. Со­гласно п. 15 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жи­лых помещений в Московской области 9 право граждан на дополнительную жилую площадь не является осно­ванием для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условии, за исключением случаев, пре­дусмотренных федеральным законодательством (выде­лено нами). В п. 58.2 этих же Правил устанавливалось, что не подлежит обязательному удовлетворению тре­бование о предоставлении жилого помещения больше­го по размерам, чем предусмотрено Правилами, в ча­стности, требование о предоставлении дополнительной жилой площади лицам, пользующимся правом на до­полнительную жилую площадь, но фактически ее не имеющим, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством (выделено нами).

Обзор мог бы быть расширен, но и приведенного выше вполне достаточно. При этом, следует напом­нить о том, что с момента принятия Закона о статусе в 1993 г. и до сего времени нормам регионального зако­нодательства придается значение источника права и для жилищного обеспечения военнослужащих, если нет специальных правовых норм в федеральном за­конодательстве. Иными словами, все дополнительные ограничения на региональном уровне означали и оз­начают прямое нормативное ограничение исследуе­мых жилищных прав военнослужащих. Выводы о пра­вовых последствиях подобных «гарантий» напраши­ваются сами по себе.

Как видно из приведенных ранее обзоров, многие юристы вполне обоснованно видели в такой ситуации очевидную проблему правового регулирования, тре­бующую разрешения. В частности, А.П. Седугин под­черкивал, что причиной такого положения стало от­сутствие четких норм о данном праве, и выражал на­дежду, что «по мере расширения жилищного

" Обзор судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 1999 год (извлечение) // Военное право: электронное периодическое издание. 2007. Вып. 6.

4 Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР от 28 февра­ля 1930 года «О праве пользования дополнительной жилой площадью» (в ред. постановлений ВЦИК и СНК РСФСР от 20.08.30, от 10.11.30, от 01.04.34, от 01.11.34, Указа Президиума ВС РСФСР от 24.06.48, постановлений Совмина РСФСР от 27.11.56, от 02.07.81 № 364) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 Советское гражданское право: учеб.: В 2 т. Т. 2 / под. ред. О.А. Красавчикова. М., 1985. С. 138 - 139.

6 Советское гражданское право: учеб, пособие / отв. ред. В.Н. Лейба. М., 1985. С. 103.

7 Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный коммент. / под. ред. П.В. Крашенинникова. М., 2005. С. 141 - 142.

8 Пчелинцева Л.М., Пчелинцев С.В. Жилищные права и льготы граждан в России. 2001. С. 114 - 122.

9 Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Московской области: постановление Правительства Московской области от 5 февраля 2004 г. № 51/46 // Ежедневные новости. Подмосковье. 2004. 18 февр.

фонда социального использования будут создаваться и усло­вия для более полной реализации... права на допол­нительную жилую площадь» 10 .

Утверждение об отсутствии четких правовых норм основывалось на том, что хотя в ЖК РСФСР, дейст­вовавшем с 1983 г. по февраль 2005 г., относительно исследуемого права содержалась ссылка на порядок, установленный законом, за указанный 20-летний пе­риод такой закон так и не появился. В то же время на­чиная с 90-х гг. XX в. во многих специальных феде­ральных законах, предоставляющих дополнительные социальные гарантии некоторым категориям граждан (в том числе и военнослужащим), исследуемое право было прописано, но опять-таки без соответствующе­го вразумительного механизма его реализации.

В сложившейся ситуации правовой неконкретности юридическая общественность большие надежды возла­гала на ЖК РФ, который должен был бы устранить указанные выше и иные подобные пробелы в правовом регулировании. Недаром один из ведущих разработчи­ков ЖК РФ П.В. Крашенинников еще накануне приня-

Государство находится в долгу у общества за от­сутствие четкой, понятной, прозрачной и непротиво­речивой системы жилищного законодательства;

Действующее законодательство сегодня характе­ризуется бессистемностью, неупорядоченностью, не­определенностью в осуществлении гражданами своих жилищных прав;

Такое положение создает почву для многочислен­ных злоупотреблений".

Между тем выдвигаемые предложения ученых-юристов на деле так и остались не востребованными законодателем. Принятие ЖК РФ не только не раз­решило рассматриваемую проблему, но и еще более «завуалировало» ее. Если в ст. 39 ЖК РСФСР все-таки содержась прямая норма об исследуемом праве (пусть и неконкретно прописанная в механизме ее реализа­ции), то в ЖК РФ о праве на дополнительную пло­щадь как таковом вообще не упоминается. Лишь в ч. 2 ст. 58 ЖК РФ предусмотрена некоторая возмож­ность увеличения нормы предоставления, но не бо­лее чем в два раза на одного человека. При этом, как вытекает из буквального толкования, данная норма применима только в отношении прав одиноких на­нимателей или жильца, страдающего тяжелыми хро­ническими заболеваниями, указанными в перечне, утвержденном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом испол­нительной власти.

Необходимо обратить внимание на два весьма важ­ных с юридической точки зрения обстоятельства. Во-первых, законодатель сформулировал указанную нор­му в виде правового дозволения, опирающегося на усмотрение довольствующего органа, применив -вторых, законода­тель как бы забыл о других законах, действующих на­ряду с ЖК РФ, не удосужившись расширить примене­ние такого дозволения на иные случаи, установленные законом. Понятно, что при подобном подходе право­вое регулирование осуществления права на дополни­тельную площадь жилого помещения оказалось не просто не конкретизировано, но еще и более «ослаб­лено».

Отражением сложившегося положения стало то, что многие комментаторы ЖК РФ вообще не вспомина­ют о рассматриваемом праве. Так, например, не со­чли необходимым рассматривать «забытое» законо­дателем право на дополнительную площадь А.В. Афо­нина, Е.В. Гурьева, Л.П. Герасимова 12 , Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Н.Б. Косарева 13 , В.Н. Литов-кин 14 и некоторые иные юристы.

Другие правоведы, например, А.Ю. Бушев 15 , М.Ю. Тихомиров 16 , А.М. Эрделевский, С.П. Гришаев, тия данного Кодекса откровенно писал о том, что

10 Седугин А.П. Жилищное право: учеб, для вузов. М., 1997. С. 112.

11 Крашенинников П.В. Жилищное право. 3-е изд.. М., 2004. С. 5.

12 Афонина А.В., Гурьева Е.В., Герасимова Л.П. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. М., 2006.

" Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / под. ред. П.В. Крашенинникова. 2-е изд. М., 2006.

14 Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. М., 2006.

15 Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Бушев А.Ю. [и др.]; под ред. О.А. Городова. М., 2007.

16 Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2007.

Е.В. Трушин" 7 , А.Н. Гуев 18 , упоминают лишь о праве тяжело больных хроническими заболеваниями (что в ЖК РФ прямо признается основанием нуждаемости в жилых помещениях и возможного увеличения предо­ставляемой жилплощади, о чем говорилось ранее), не упоминая при этом иные категории граждан, в том числе военнослужащих, обладающих правом на допол­нительную площадь жилого помещения согласно спе­циальному законодательству.

Лишь незначительная часть юристов пытается все-таки обозначить данное право как по-прежнему дей­ствующее, но с немалыми оговорками. Им приходит­ся, мягко говоря, «выкручиваться». Чего стоит, напри­мер, встречающиеся в литературе утверждение о том, что «...дополнительная жилая площадь предоставля­ется гражданам в исключительных случаях... а право­вой основой такого предоставления является ЖК Рос­сийской Федерации» (выделено нами) с последующим перечислением почти двух десятков категорий таких граждан". Кстати говоря, в 1999 г. согласно перечню, приведенному в письме Правительства г. Москвы, на­считывалось 22 категории лиц, имевших право на по­лучение дополнительной жилой площади 20 . В нем под № 3 со ссылкой на Закон о статусе значились и офице­ры в воинском звании полковника, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с воен­ной службы по достижении предельного возраста пре­бывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с проведенными организационно-штатными мероприятиями. Остальные категории военнослужа­щих, обладающие таким же правом, в перечне не зна­чились.

Однако продолжим размышления по поводу нор­мативных основ исследуемого права. Нет сомнений в том, что ссылка на норму ст. 39 ЖК РСФСР для всех указанных выше категорий была бы вполне уместной до принятия ЖК РФ. Иное дело наличие такой ссыл­ки на ЖК РФ после февраля 2005 г.. Мы же воочию убедились в том, что единственно «близкая» по сути этому праву правовая норма (ч. 2 ст. 58 ЖК РФ) мо­жет быть условно «притянута» к праву на дополни­тельную площадь лишь для одной группы граждан -лиц, страдающих определенными хроническими забо­леваниями. К аналогичным правам иных категорий жильцов эта норма не относится ввиду «закрытости» условий ее применения, установленных в самой же норме..»

Недаром заслуженный юрист Российской Федера­ции Г.Ф. Шешко весьма откровенно указала, что по­добное «упразднение» института права на дополни­тельную жилую площадь для многих категорий граж­дан страны означает умаление их прав, не совмести­мое с требованиями конституционных гарантий госу-

дарства о недопустимости издания законов, отменяю­щих и умаляющих права граждан 21 .

С данным выводом согласился и доктор юридиче­ских наук, профессор В.М. Жуйков. Он выразил убеж­дение в том, что ЖК РФ по сравнению с ЖК РСФСР значительно ухудшил многие жилищные права граж­дан, а поэтому во многом не отвечает требованиям ст. 7 и ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федера­ции 22 .

Подверг критике новшества ЖК РФ и доктор юри­дических наук, профессор А.П. Сергеев, который под­черкнул: «...Из ЖК и принятых в развитие его поло­жений подзаконных нормативных актов исчезли лю- бые упоминания о праве на дополнительную жилую площадь (выделено нами)... Указанное решение пред­ставляется весьма спорным и ущемляет жилищные права значительного числа граждан» 23 .

Еще более образно высказался по рассматриваемо­му вопросу доктор юридических наук, профессор Ю.К. Толстой. Вот некоторые цитаты из его рукопи­си: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о праве на дополнительную жилую площадь, которое, наподобие шагреневой кожи, постепенно ущемлялось, а возможно и приказало долго жить (выделено нами). Таков, во всяком случае, неутешительный прогноз ком­ментаторов новейшего жилищного законодательства». «Представляется, что какой-то суррогат права на до­полнительную площадь все же сохранен (выделено нами) в п. 4 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 58 ЖК... Кроме того, лица, которые имели право (выделено нами) на допол­нительную площадь и успели реализовать его (фор­мально это право никто не прекращал) (выделено нами), могут требовать, чтобы при выселении их с пре­доставлением другого благоустроенного жилого по­мещения оно было равнозначным... ранее занимаемо­му... (ср. ч. 1 ст. 89 ЖК)». «При ином подходе мы до­пустили бы явный поворот к худшему в отношении лиц, которые по состоянию здоровья, специфики их труда, наличию особых заслуг перед обществом и го­сударством нуждаются в повышенной социальной за­щите» 24 .

Конечно, в данном случае все приведенные выска­зывания представляют собой частные мнения, но, вы­шедшие из-под пера столь опытных юристов, они го­ворят о многих огрехах, допущенных при принятии ЖК РФ, в том числе в отношении исследуемого во­проса.

Если и ранее право на дополнительную площадь жилого помещения было трудно излагаемым ввиду его неопределенности, о чем говорилось ранее, то вслед­ствие новой «забывчивости» законодателя оно стало неким правом-миражом. Поэтому юристы, ведущие научные исследования жилищных вопросов, попросту стараются избегать указанной проблематики. На­пример, в новейших диссертационных исследованиях Э.В. Горбуновой, Т.А. Семиной и других авторов дан­ные аспекты жилищного обеспечения старательно об­ходятся стороной 25 . И во многих текущих научных публикациях, посвященных праву военнослужащих на получение жилья, наблюдается приблизительно та же картина. В частности, А.В. Давыдов, исследуя вопро­сы обеспечения жилыми помещениями специализиро­ванного жилищного фонда военнослужащих, прохо­дящих службу по контракту, проблему обеспечения дополнительной жилой площадью вообще не подни­мает 26 . Аналогичным образом данному праву не уде­ляют внимания и не рассматривают его как одну из современных проблем жилищного обеспечения неко­торые иные правоведы (А.А. Алексеев 27 , К.В. Домнин, А.А. Кондаков 28 , А.А. Абрамов 29 , Д.Ю. Гайдин^идр.).

И такому положению своеобразной научной апа­тии есть объяснение. Как, скажите, исследовать то, чего более нет в законе, и кроме того, в той или иной степе­ни просто игнорируется на практике? Недаром В.А. Ба­ранов, констатируя факт, что ЖК РФ не закрепляет более право на дополнительную площадь, как это было в ст. 39 ЖК РСФСР, дает свое заключение: от­дельные категории граждан не могут претендовать на нее, хотя нормативные правовые акты, предусматри­вающие такое право, действуют (выделено нами)... 31 Подобный вывод хотя и страдает безапелляционной крайностью, но в целом не противоречит преоблада­ющему мнению, сложившемуся в новых условиях пра­вового регулирования жилищных отношений.

На этом, пожалуй, следовало бы поставить точку: проблема есть и она требует решения. Варианты мо­гут быть разными. Поэтому можно и пофантазировать на заданную тему. Однако предлагаем не ограничить­ся констатацией сложившегося положения, а все-таки попытаться глубже проникнуть в сущность данного права применительно к интересам военнослужащих с тем, чтобы ответить на главный вопрос: насколько установленное право должно быть гарантировано в его реализации и что для этого необходимо. Ответ, по-видимому, необходимо искать в истоках самого пра­ва на дополнительную жилую площадь, что может быть осуществлено посредством обращения к его пер­воисточнику и тем общественным условиям, которые его породили.

17 Эрделевский А.М., Гришаев С.П., Трушин Е.Ф. Указ. соч.

18 Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. М., 2005.

" Жилищное право: учеб. / Алексий П.В. [я др.] под ред. проф. И.А. Еремичева, проф. П.В. Алексия. М., 2007. С. 78.

20 Приложение №1 к письму Управления городского заказа Правительства Москвы от 27.05.1999г. № 83-123/9 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».


ЖК РСФСР (ст. 38) устанавливал норму жилой площади в размере 12 кв. м на одного человека. Эта цифра являлась предельным размером предоставляемой жилой площади. В настоящее время нормы предоставления жилой площади изменились. На практике жилое помещение предоставляется гражданам в России в размере от 9 до 12 кв. м жилой площади на человека.
Норма жилой площади имеет важное практическое значение и учитывается, в частности, при исчислении платы за жилое помещение, при предоставлении нанимателю жилого помещения в связи с капитальым ремонтом жилого дома или при выселении нанимателя, разделе жилой площади, сдаче помещения в поднайм или вселении временных жильцов, решении вопроса о предоставлении дополнительной жилой площади.
Современное законодательство предусматривает следующие виды жилищных норм:
Its” норма предоставления (норма предоставления жилой площади по договору социального найма);
Its” учетная норма (норма для принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий); pis’ социальная норма (стандарт социальной нормы для расчета компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг).
Под нормой предоставления площади жилого помещения понимают минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимо-
сти от достигнутого уровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов.
Под социальной нормой площади жилья подразумевают размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг. Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья на сегодняшний день составляет 18 кв. м обшей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м - на семью из двух человек, 33 кв. м - на одиноко проживающих граждан. До 2010 г. пересмотр этого стандарта не предполагается.
Размер общей площади квартиры определяется исходя из совокупности суммы площадей всех помещений квартиры, включая площадь комнат и мест общего пользования в квартире. Местами общего пользования в квартире называют вспомогательные нежилые помещения, которые предназначены для обслуживания только этой квартиры. К ним относится кухня, внутриквартирный коридор, иные подобные помещения.
Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливается законодательством РФ.
В настоящее время не существует конкретного единого нормативного документа, устанавливающего категории граждан, имеющих право на получение дополнительной площади; такие категории указываются в разных нормативных актах.
Дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 кв.м общей площади предоставляется гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, и иным категориям граждан, если иное не установлено законом.
При определении размера предоставляемого жилого помещения учитываются жилые помещения (доли в праве на жилые помещения), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (долями в праве на жилые помещения). Что касается военнослужащих, то согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, командиры воинских частей и некоторые другие категории военнослужащих имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения не менее 15 кв. м и не более 25 кв. м.

(Глухов Е. А.) («Право в Вооруженных Силах», 2013, N 10)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ОБЩУЮ ПЛОЩАДЬ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Е. А. ГЛУХОВ

Глухов Е. А., преподаватель СПВИ ВВ МВД России, кандидат юридических наук, подполковник юстиции.

В статье комментируется законоположение о предоставлении некоторым категориям военнослужащих права на дополнительную общую площадь жилого помещения. Анализируются вопросы несвоевременного предоставления жилья военнослужащим и взаимосвязь права на дополнительную жилую площадь с освобождением от воинской должности военнослужащего.

Ключевые слова: военнослужащий, дополнительная площадь жилья, льготы в жилищной сфере военнослужащим, освобождение от воинской должности, срок реализации права на жилище.

The implementation of the right to an additional total area the dwelling of some categories of military E. A. Glukhov

The article commented statute granting rights to certain categories of military personnel to more general area of the dwelling. The issues delayed the provision of housing for servicemen and the relationship of the right to an additional living area with exemption from military post serviceman.

Key words: soldier, an additional area of housing benefits in the field of housing to servicemen, exemption from military position, the term of the right to housing.

Статья 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» начинается так: «Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Важным здесь является то, что государство не просто гарантирует определенной категории своих граждан — военнослужащим предоставление жилья, но и то, что такое предоставление осуществляется в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке. Данный порядок включает в себя различные формы жилищного обеспечения, регулируется множеством нормативных правовых актов и во многом противоречив. В настоящей статье мы рассмотрим некоторые противоречия и пробелы в такой форме жилищного обеспечения военнослужащих <1>, как предоставление им дополнительной жилой площади в соответствии с п. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее также — комментируемая норма Закона). ——————————— <1> Далее под военнослужащими будем иметь в виду лишь военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту.

Напомним, что в соответствии с указанной нормой следующие категории граждан имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров: 1) офицеры в воинских званиях от полковника и выше (капитаны 1 ранга, генералы, адмиралы); 2) командиры воинских частей; 3) военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации; 4) военнослужащие — преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования; 5) военнослужащие — научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания. Причем дословное толкование п. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» позволяет утверждать, что лишь граждане первой из приведенных выше категорий (офицеры в воинских званиях от полковника и выше) имеют право на предоставление жилья с учетом дополнительной площади как в период прохождения военной службы, так и после увольнения с нее, но только по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Именно такая формулировка содержится в комментируемой норме Закона. Про остальные четыре категории лиц, перечисленных в комментируемой норме Закона, можно сказать, что это именно военнослужащие, т. е. лица, не утратившие данный статус. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (п. 23 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы <2>). ——————————— <2> Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы».

Так, например, интересным в ракурсе настоящей статьи представляется дело офицера Поликарпова, приведенное в обзорной справке о судебной работе гарнизонных военных судов по рассмотрению гражданских дел в 2011 г. Поликарпов, имея ученую степень «кандидат военных наук», проходил военную службу в должности преподавателя кафедры тактики, оперативного использования и инженерно-технического обеспечения внутренних войск Военно-инженерного университета. Приказом главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 11 марта 2000 г. он был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с оставлением в списках очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На его обращение к главнокомандующему внутренними войсками МВД России с просьбой разъяснить, имеет ли он право на дополнительную жилую площадь, был дан ответ, в котором указано, что Поликарпов состоит в списках для улучшения жилищных условий, а права на дополнительную жилую площадь не имеет, так как в связи с увольнением с военной службы он соответствующей должности преподавателя не занимает. Полагая свои права нарушенными, Поликарпов обратился в Московский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия главнокомандующего внутренними войсками МВД России, связанные с отказом в признании за ним права на дополнительную жилую площадь. Гарнизонный военный суд заявление Поликарпова удовлетворил. Рассмотрев дело в кассационном порядке, Московский окружной военный суд решение гарнизонного военного суда отменил и в удовлетворении заявления Поликарпову отказал по следующим основаниям. Поскольку после увольнения с военной службы Поликарпов военнослужащим-преподавателем либо научным работником быть перестал, а право на дополнительную жилую площадь реализуется при предоставлении жилого помещения, вывод суда первой инстанции о неправомерности действий главнокомандующего внутренними войсками МВД России, связанных с указанием в ответе заявителю об отсутствии у него права на дополнительную жилую площадь, является неправильным. Конституционный Суд Российской Федерации также в нескольких своих определениях указывал, что право на получение дополнительной жилой площади по своему характеру является льготой, предоставляемой тем или иным категориям граждан с учетом их особого правового статуса (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2007 г. N 446-О-О, от 21 февраля 2008 г. N 100-О-О и от 24 июня 2008 г. N 559-О-О). Следовательно, прекращение необходимого правового статуса предполагает и утрату права на данную льготу, что само по себе не нарушает конституционные права соответствующей категории лиц <3>. ——————————— <3> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 1021-О-О // URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=ARB;n=223099.

Кроме того, многие военнослужащие для реализации своего права на дополнительную площадь жилого помещения должны занимать определенные должности (командиров воинских частей, преподавателей, научных работников). Лишь военнослужащим в воинских званиях от полковника и выше, а также имеющим почетные звания Российской Федерации, комментируемой нормой Закона предоставлено право на получение жилья с учетом дополнительной площади вне зависимости от занятия какой-либо должности. Иные категории военнослужащих, перечисленные в п. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», могут реализовать право на дополнительную жилую площадь только в период прохождения ими военной службы на соответствующих должностях. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации описан спор о праве на дополнительную жилую площадь офицера, который находился в распоряжении командира воинской части и одновременно занимался преподавательской деятельностью в военном училище согласно трудовому договору; на воинскую должность преподавателя военного образовательного учреждения он не назначался. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации оспариваемое заявителем положение п. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющее гарантии в жилищной сфере для определенной категории военнослужащих, неразрывно связанные с особенностями их военной службы на должностях преподавателей образовательных учреждений, не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, осуществляющего преподавательскую деятельность на основании трудового договора <4>. ——————————— <4> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 1198-О // URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=ARB;n=285306.

Однако из данного правила о непременном занятии воинской должности из перечня комментируемой нормы Закона, по мнению автора, есть исключение. Как указано в Справке о рассмотрении военными судами гражданских дел, связанных с жилищным обеспечением военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, «при зачислении военнослужащего — преподавателя военного образовательного учреждения профессионального образования в распоряжение командира (начальника) по причине освобождения от воинской должности в связи с проведением организационно-штатных мероприятий за ним сохраняется право, установленное п. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В качестве примера в указанной Справке приведено гражданское дело по заявлению подполковника П., проходившего военную службу по контракту в воинской должности преподавателя кафедры организации связи Кемеровского высшего военного командного училища связи (военного института). С ноября 1999 г. по указанному месту службы П. состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решением жилищной комиссии от 1 июля 2010 г. П. на семью из трех человек с его согласия была выделена трехкомнатная квартира в г. Томске общей площадью 76,8 квадратного метра, при этом учтено наличие у заявителя права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного п. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» для военнослужащих — преподавателей военных образовательных учреждений профессионального образования. Начальник КЭУ отказал в согласовании списка распределения указанного жилого помещения, аргументировав свой отказ сокращением в 2009 г. и неисполнением заявителем на август 2010 г. воинской должности преподавателя военного образовательного учреждения профессионального образования. Кемеровский гарнизонный военный суд оставил без удовлетворения заявление П. об оспаривании указанного решения воинского должностного лица. В кассационном порядке окружной военный суд отменил обжалованное заявителем судебное постановление и обязал начальника КЭУ согласовать список распределения П. упомянутого жилого помещения по следующим основаниям. В силу п. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие — преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров. Следовательно, военнослужащий — преподаватель военного образовательного учреждения профессионального образования вправе претендовать на получение от государства постоянного жилья на состав семьи из трех человек размером от 69 (18 x 3 + 15) до 88 (18 x 3 + 25 + 9) квадратных метров. Как видно из материалов дела, на момент замещения воинской должности преподавателя военно-учебного заведения заявитель отвечал перечисленным требованиям, а поэтому до зачисления в распоряжение начальника связи мог рассчитывать на обеспечение вышеупомянутой квартирой, что не ставится под сомнение. Согласно ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы в их взаимосвязи прохождение военной службы не на воинской должности в порядке зачисления в распоряжение командира (начальника) является исключением из общего правила и обусловливается обстоятельствами, не зависящими от военнослужащего. Такое изменение служебно-должностного положения предопределяется необходимостью разрешения вопросов дальнейшего прохождения военнослужащим военной службы и ограничивается конкретными сроками. В соответствии с представленными материалами во время прохождения военной службы по контракту в воинской должности преподавателя военно-учебного заведения с апреля 2009 г. в отношении П. государством в лице Минобороны России не был исполнен Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в части обеспечения жилым помещением по договору социального найма с учетом дополнительной общей площади жилого помещения. Освобождение названного лица от указанной должности в августе 2009 г. вызывалось объективным фактором — проведением организационно-штатных мероприятий и не зависело от воли заявителя, чье служебное предназначение в установленный вышеназванным Положением шестимесячный срок так и не было определено. В приказе, которым П. зачислили в распоряжение начальника связи, имеется ссылка на необеспечение этого военнослужащего жилым помещением по нормам жилищного законодательства. В связи с изложенным кассационная инстанция нашла заявление П. обоснованным и констатировала нарушение его жилищных прав начальником КЭУ при осуществлении полномочий. В том случае, когда военнослужащий уже уволен с военной службы, утратил статус военнослужащего (за исключением офицеров в воинских званиях от полковника и выше), он не подлежит обеспечению дополнительным жильем. Подтверждением такому выводу служат материалы судебной практики как военных судов, так и Конституционного Суда Российской Федерации. Из приведенных выше примеров судебной практики можно сделать следующие выводы: право гражданина на дополнительную жилую площадь, предусмотренное п. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», было мотивировано тремя обстоятельствами: а) наличием у него статуса военнослужащего; б) первичным невыполнением государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего жильем в установленные законом сроки с учетом его права на дополнительную жилую площадь; в) отсутствием виновных и даже инициативных действий заявителя в процессе освобождения его от воинской должности, дающей право на получение жилья с учетом дополнительной жилой площади. Рассмотрим указанные условия более подробно на примере увольняемого по «льготному» основанию офицера — преподавателя военного вуза, имеющего более 10 лет выслуги на военной службе и являющегося нуждающимся в жилых помещениях. Выше мы довольно подробно проиллюстрировали необходимость наличия у лица статуса военнослужащего для реализации им права на жилье с учетом дополнительных метров. В дополнение к сказанному следует отметить, что военнослужащий, находящийся в распоряжении командира (начальника), по-прежнему обладает соответствующим статусом, даже при наличии в отношении его состоявшегося приказа об увольнении. Далее рассмотрим вопрос о невыполнении государством в лице военного ведомства своих обязанностей по своевременному обеспечению военнослужащих жилыми помещениями в период, когда они имеют право на такое обеспечение с учетом дополнительной площади. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь. Фактически здесь указана не просто гарантия государства по предоставлению жилья военнослужащим, но и более сжатые по сравнению с другими категориями граждан сроки ее осуществления. Анализ вышеприведенного пункта Закона позволяет говорить, что он распространяется не на всех военнослужащих, а лишь на тех, которые имеют право на обеспечение служебными жилыми помещениями, так как в приведенном законоположении идет речь только о них. Из положений п. п. 1 и 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в их взаимосвязи следует, что право на обеспечение служебными жилыми помещениями имеют военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., а также заключившие его и до указанной даты, но прибывшие после нее к новому месту военной службы или проходящие военную службу в закрытых военных городках (при условии отсутствия у них по месту прохождения военной службы права на иные жилые помещения). Соответственно права этих категорий военнослужащих чаще всего нарушаются непредоставлением им жилья в период прохождения военной службы в воинских должностях, дающих право на дополнительную площадь жилого помещения. Реализация права на получение постоянного жилья военнослужащим не должна длиться годами и десятилетиями. Тем более в абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» говорится, что обеспечение постоянным жильем некоторых категорий военнослужащих производится именно при увольнении их с военной службы, а само увольнение в идеале также не должно длиться годами. Не секрет, что в военных ведомствах существуют многотысячные очереди на получение жилья, в некоторых населенных пунктах военнослужащие ждут получения заветных квартир десятилетиями. Так, например, по данным средств массовой информации, только в Вооруженных Силах Российской Федерации на начало 2010 г. было 90,3 тыс. военнослужащих, нуждающихся в получении жилья <5>, а в октябре 2010 г. — 97 тыс. <6>. Официальная статистика оперирует большими цифрами: 129782 человека, нуждающихся в жилых помещениях, по состоянию на 1 января 2009 г. <7> и 56 тыс. бесквартирных офицеров по состоянию на февраль 2013 г. <8>. Естественно, такая ситуация свидетельствует о массовом нарушении государством продекларированной им же своей обязанности по трехмесячному сроку обеспечения их жильем. ——————————— <5> Мухин В. Г. Выполнение жилищных программ для военнослужащих вновь обрастает проблемами // Независимая газ. 2010. 22 апр. <6> Рос. газ. 2010. 29 окт. <7> Отчет Счетной палаты Российской Федерации о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования государственных средств, выделенных в 2008 — 2009 годах на обеспечение жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» // Бюлл. Счетной палаты Рос. Федерации. 2010. N 9. <8> Моск. комсомолец. 2013. 19 февр.

Таким образом, именно государство в лице органов военного управления чаще всего первым нарушает условия заключенного с военнослужащим контракта о прохождении военной службы в части своевременного обеспечения его жилым помещением, в том числе с учетом права на дополнительную жилую площадь. И в идеале при выполнении государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих в установленные сроки не было бы и многочисленной судебной практики по вопросу обеспечения их дополнительной жилой площадью; данный вопрос решался бы в период исполнения ими обязанностей на соответствующих должностях. Невыполнение военным ведомством в отношении военнослужащего в период прохождения им военной службы требований закона в части обеспечения его надлежащим жильем не освобождает государство от взятых на себя обязательств. Иное толкование закона противоречит действующему жилищному законодательству и закрепленному в ст. 19 Конституции Российской Федерации принципу равенства, поскольку, не реализовав своевременно свое право на жилье по установленным нормам в период военной службы, военнослужащий не может быть лишен права на его получение с учетом дополнительной площади на том основании, что он освобожден от воинской должности в связи с организационно-штатными мероприятиями. Что касается виновных либо хотя бы инициативных действий военнослужащего в процессе освобождения его от воинской должности, дающей право на получение жилья с учетом дополнительной жилой площади, то такие действия связаны либо с переводом военнослужащего на иную воинскую должность, увольнением, либо с зачислением его в распоряжение командира (начальника). Указанные действия могут как производиться по инициативе командования (например, перевод военнослужащего в порядке плановой замены), по инициативе военнослужащего (например, перевод его на иную воинскую должность по семейным обстоятельствам), так и не зависеть от воли сторон (например, освобождение военнослужащего от воинской должности, которую он не может исполнять по состоянию здоровья). И если освобождение военнослужащего от воинской должности, дающей право на получение жилья с учетом дополнительных метров, производится по инициативе военнослужащего, то сам военнослужащий и должен предусмотреть последствия таких действий и отвечать за них. К примеру, если преподаватель военного вуза (в воинском звании ниже полковника и не имеющий почетных званий) написал рапорт с просьбой назначить его на любую воинскую должность, кроме преподавателя, научного работника, командира воинской части, то тем самым он как бы соглашается на обеспечение его в период службы в такой должности жильем без дополнительной площади (если ему на указанной должности не будет присвоено воинское звание полковника или капитана первого ранга). В иных же случаях, когда освобождение военнослужащего от воинской должности преподавателя, научного работника или командира воинской части производится не по его инициативе, он должен иметь возможность воспользоваться непредоставленной ему ранее государством льготой. Иначе любого такого военнослужащего, не обеспеченного своевременно жильем, можно перед предоставлением жилья освободить от такой «льготной» должности, а потом просто «простить» ему право на дополнительную жилую площадь. В итоге на каждом таком военнослужащем государство в лице военного ведомства может сэкономить немалые деньги. Особенно актуальным данный вопрос становится в период увольнения военнослужащего и в последней попытке реализации им своего права на получение жилья от военного ведомства. Не секрет, что в период изменения облика Вооруженных Сил Российской Федерации были сокращены и реорганизованы сотни воинских частей, десятки военных вузов, лишились своих воинских должностей тысячи военнослужащих, имеющих в начале реформы право на обеспечение дополнительной жилой площадью. Проблема заключается в том, что многие из указанных военнослужащих согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» при выслуге более 10 лет и обладании статусом нуждающихся в улучшении жилищных условий без их согласия не могли быть уволены с военной службы по «льготным» основаниям без предоставления им жилых помещений. Поскольку их должности были сокращены, а уволены без жилья они не могли быть, то такие военнослужащие массово зачислялись в распоряжение командиров (начальников) именно до обеспечения их жилыми помещениями. Причем освобождение от воинских должностей и зачисление в распоряжение командиров (начальников) здесь допускалось без желания самих военнослужащих. Право на жилище у них осталось и после зачисления в распоряжение командиров (начальников), но вот право на его получение с учетом дополнительной площади уже ставилось под сомнение квартирными органами, так как на момент распределения жилья такие военнослужащие не занимают должностей, перечисленных в п. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Ведь с точки зрения формальной логики на момент обеспечения их жильем они не обладают необходимым статусом для получения жилья с учетом дополнительной площади. Вот так, без каких-либо не то что своих виновных, но даже волевых действий, военнослужащий может потерять от 15 до 25 квадратных метров жилой площади, положенной ему ранее от государства. В данном случае гарантия законодателя о запрете увольнения некоторых категорий военнослужащих без жилья, в том числе с учетом дополнительной жилой площади, трансформировалась в гарантию по обеспечению их жильем хоть и в период военной службы, но уже без дополнительной общей площади жилого помещения. Такое положение дел является по меньшей мере несправедливым. Во-первых, Россия провозгласила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации). Более того, в ст. 2 Конституции Российской Федерации продекларировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Поэтому вряд ли соответствует названным статьям Конституции Российской Федерации правоприменительная деятельность по отказу в предоставлении военнослужащим, ранее имевшим все основания для получения дополнительной жилой площади, в ее предоставлении после зачисления их в распоряжение командования по независящим от них причинам. Во-вторых, нарушенное первоначально именно государством право военнослужащего на жилище подлежит защите и восстановлению судами в полном объеме, в каждой из составляющих: и как право на обеспечение жильем от военного ведомства в установленные сроки, и как право на получение жилья с учетом неполученной ранее из-за нарушения условий контракта со стороны государства <9> дополнительной жилой площади. Недаром Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации предписывает судам, признав заявление обоснованным, принимать решения об обязанности соответствующего органа государственной власти, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. ——————————— <9> Так, например, в Определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 3 марта 2009 г. N 6н-425/08 описан случай, когда длительное непредоставление военнослужащему О. О. Андрееву служебного жилого помещения послужило признанием нарушения в отношении его условий заключенного им контракта о прохождении военной службы.

——————————————————————

Правительство Москвы
УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО ЗАКАЗА


Документ с изменениями, внесенными:
письмом Правительства Москвы от 19 января 2000 года N 64-40/0 .

______________________________________________________________


Во исполнение п.10 постановления Правительства Москвы от 27 апреля 1999 года N 360 "О ходе выполнения Программы реформы жилищно-коммунального хозяйства в г.Москве" Управление городского заказа направляет для сведения и руководства в работе Перечень категорий граждан, имеющих право на дополнительную площадь (приложение 1), список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью (приложение 2), Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты (приложение 3).

При начислении платежей за жилищные услуги следует иметь в виду:

- на каждую семью независимо от числа членов, имеющих право на дополнительную площадь, предоставляется сверх основной нормы не более одной отдельной дополнительной комнаты или дополнительной площади в размере, полагающемся по закону двум лицам;

- за лицами, пользующимися дополнительной площадью на основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 28.02.30 "О праве пользования дополнительной площадью" (пп.1, 6, 7, 8, 10 Перечня категорий граждан, имеющих право на дополнительную жилую площадь), в случае утраты оснований, дающих право на пользование дополнительной площадью, право на дополнительную площадь сохраняется в течение трех месяцев.

Первый заместитель
начальника Управления
Е.М.Медведева

Приложение 1. Перечень категорий граждан, имеющих право на дополнительную жилую площадь

Правовое обоснование

Размер доп. площади

Документ, дающий право на льготу

Лица, страдающие болезнями, перечисленными в особом перечне

Ежегодно обновляемая справка лечебного учреждения

Инвалиды в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ

Отдельная комната

Справка ВТЭК о причине инвалидности с указанием срока

Офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно -штатными мероприятиями

Дополнительная общая площадь не менее 15 и не более 25 кв.метров

Удостоверение офицера и ; пенсионное удостоверение

Сотрудники органов внутренних дел в звании полковника милиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции и выше, а также уволенные со службы в этом звании

Отдельная комната или дополнительная площадь в размере 10 кв.метров

Служебное удостоверение и ежегодно обновляемая справка с места работы; пенсионное удостоверение

Сотрудники налоговой полиции в звании полковника налоговой полиции и выше, а также сотрудники, уволенные со службы в этом звании

(с последующими изменениями и дополнениями)

Отдельная комната или дополнительная площадь в размере 10 кв.метров

Документ о присвоении звания

Народные и заслуженные артисты Республики

(с последующими изменениями и дополнениями)

Отдельная комната или дополнительная площадь в размере 10 кв.метров

Документ о присвоении звания

Члены общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев и общества старых большевиков

(с последующими изменениями и дополнениями)

Отдельная комната или дополнительная площадь в размере 10 кв.метров

Удостоверение о членстве в обществе

Изобретатели

Отдельная комната или дополнительная площадь в размере 10 кв.метров

Специальное удостоверение

Работники изобразительных искусств высокой квалификации

(с последующими изменениями и дополнениями)

Отдельная комната или дополнительная площадь в размере 10 кв.метров

Специальное удостоверение (членские книжки)

Научные работники, являющиеся членами секций научных работников, и аспиранты при высших учебных и научно-исследовательских учреждениях

Специальное удостоверение (либо справка), выдаваемое секциями научных работников; документ (справка), выдаваемый высшим учебным или научно-исследовательским учреждением

Писатели, являющиеся членами Союза советских писателей

Отдельная комната или дополнительная площадь не менее 20 кв.метров

Удостоверение Союза писателей или членская книжка (либо справка), выдаваемая Союзом писателей

Композиторы, являющиеся членами республиканских, краевых и областных союзов советских композиторов

Отдельная комната или дополнительная площадь не менее 20 кв.метров

Удостоверение Союза кинематографистов или членская книжка (либо справка), выдаваемая Союзом кинематографистов

Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, и инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы

Отдельная комната

Удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Семьи граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьи умерших инвалидов, на которых распространялись льготы, указанные в статье 14 указанного Закона

Отдельная комната

Справка Управления социальной защиты населения

Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы

Дополнительная жилая площадь в размере до 15 кв.метров

Документ о присвоении звания

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы

Дополнительная жилая площадь до 20 кв.метров

Документ о присвоении звания

Ежегодно обновляемая справка с места работы

Судьи Конституционного Суда

Дополнительная жилая площадь не менее 20 кв.м или в виде отдельной комнаты

Ежегодно обновляемая справка с места работы

Прокуроры и следователи

Дополнительная жилая площадь не менее 20 кв.м или в виде отдельной комнаты

Ежегодно обновляемая справка с места работы

Приложение 2. Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью

А. Болезни, дающие право лицам, страдающим ими,
пользования дополнительной (отдельной) комнатой

I. Болезни, угрожающие заражением окружающим:

1. Активные формы туберкулеза легких и прочих органов с выделением туберкулезной палочки, устанавливаемой путем повторного лабораторного контроля.

2. Проказа.

II. Болезни, при которых совместное жительство со страдающими ими невозможно для окружающих:

1. Душевные болезни.

2. Тяжелые формы психоневрозов: эпилепсия, травматический психоневроз, психостения и истерия, сопровождающиеся потерей сознания и резко выраженными припадками.

III. Болезни, не поддающиеся лечению, при которых, вследствие вызываемой ими неопрятности, совместное сожительство со страдающими ими невозможно:

1. Каловый и мочевой свищи, а также недержание мочи и кала.

2. Злокачественные опухоли, сопровождающиеся обильными выделениями.

3. Множественные поражения кожи с обильными выделениями.

4. Гангрена и абсцесс легких.

5. Гангрена конечностей.

Б. Болезни, дающие право лицам, страдающим
ими, пользования дополнительной жилой площадью

1. Туберкулез легких и прочих органов в активной форме.

2. Тяжелое расстройство дыхания вследствие эмфиземы легких и астмы.

3. Хронические тяжелые органические расстройства сердечной деятельности (эндокардит, миокардит, грудная жаба и т.п.).

4. Беременность за два месяца до родов и до ее окончания.

Приложение 3

Приводится Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты (утв. постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 года N 214).


Текст документа в редакции сверен по:
рассылка

Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Учетной нормой площади жилого помещения (учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления. Этот норматив используется исключительно в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Муниципальным органам предоставлены широкие полномочия в сфере определения размера нормы представления и учетной нормы, что предполагает ответственность за принятые решения низовых звеньев «управленческой вертикали». Некоторые аналитики, например, М.Ю. Тихомиров, склонны считать, что не закрепление размера нормы представления на одного человека на федеральном уровне (как это планировалось изначально, в размере не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения) не способствует улучшению жилищный условий ряда регионов России.

ЖК РФ прямо не предусматривает право на дополнительную жилую площадь (в то время как ст. 39 ЖК 1983 г. устанавливала, что сверх нормы жилой площади отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная жилая площадь в виде комнаты или в размере 10 кв. м.). Подробнее в «Комментарии к Жилищному кодексу Российской Федерации» под ред. М.Ю. Тихомирова (М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005).

Отдельным категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях, могут устанавливаться иные нормы предоставления (п. 3 ст. 50 ЖК РФ). Примером может служить Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.), в соответствии с которым Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» был утвержден такой перечень.

Правом на дополнительную жилую площадь (не менее 15 кв. метров и не более 25 кв. метров) пользуются также определенные законом категории военнослужащих (Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с посл. изм. и доп.):

Офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше;

Командиры воинских частей;

Военнослужащие – граждане, имеющие почетные звания Российской Федерации;

Военнослужащие – граждане преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

Военнослужащие – граждане научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания.

Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.) предполагает определение еще одного норматива – федерального стандарта социальной нормы площади жилья: 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 кв. метра на семью из двух человек; 33 кв. метра на одиноко проживающих граждан.

Похожие публикации