Каталогизация продукции. Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд Центр каталогизации по закрепленным группам однородной продукции

В настоящее время каталогизация продукции , то есть внесение ее в федеральный каталог и получение ФНН (федерального номенклатурного номера), является одним из основных признаков качества продукции, ее соответствия современным стандартам. Начало процессу было положено еще во времена СССР, однако серьезный толчок к его развитию дало не слишком давнее Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором были сформулированы основные положения создания федеральной системы каталогизации. Постановление Правительства Российской Федерации № 436 от 02.06.2001 г. «О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд» определило группы каталогизируемой продукции и соответствующие федеральные органы. Список последних включает ряд министерств и ведомств, начиная от Министерств обороны и внутренних дел и заканчивая Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии. Соответственно, и каталогизация предметов снабжения для федеральных нужд затрагивает разнообразные обширные группы продукции - от подшипников и лекарств до вооружения и боеприпасов.

Само слово «каталогизация» означает создание и обеспечение функционирования каталога любых предметов. Ранее оно применялось, в основном, при формировании каталогов библиотек. Каталогизация продукции имеет аналогичный смысл и выполняется сходным образом. Однако есть и существенное отличие - для того, чтобы то или иное изделие попало в федеральный каталог, его производитель должен доказать необходимый уровень качества своей продукции. Большое значение также имеет стандартизация продукции и ее описаний, то есть - единообразное представление документации.

Предусматривает создание их каталожного описания в стандартном формате, создаваемого в соответствии с нормативными документами по каталогизации. Каталогизация продукции использует специально разработанные информационные технологии сбора, идентификации, представления, классификации, регистрации, кодирования, хранения, обработки и распределения данных о продукции.

Каталогизация предметов снабжения и продукции производится в соответствии с утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти перечнями. Каталогизация продукции происходит также согласно планам каталогизации или в рамках опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.

Каталогизация предметов снабжения имеет целью решение следующих важных задач:

  • учет существующей продукции, точное определение потребностей в новой продукции;
  • фиксирование взаимозаменяемых предметов снабжения и комплектующих;
  • выявление морально устаревшей продукции и ее замена;
  • создание единых, удобных и понятных идентификаторов и описаний продукции.

Поэтому каталогизация продукции и создание федерального каталога - процесс кропотливый, требующий определенных навыков в подготовке документов.

Федеральные органы исполнительной власти являются заказчиками продукции для федеральных государственных нужд, или государственными заказчиками. По их решению каталогизация предметов снабжения сопровождается включением в федеральный каталог образцов техники, комплексов и систем. В первую очередь каталогизация продукции затрагивает изделия для нужд обороны страны и ее внутренней безопасности.

Каталогизация продукции в РФ соответствует принципам, принятым в аналогичной мировой практике. Каждому изделию или предмету снабжения присваивается определенный номенклатурный номер, состоящий из 13 разрядов. Существует распределенный автоматизированный банк данных, позволяющий получать многоуровневый доступ к информации. Доступ регламентируется государственными заказчиками, а система каталогизации является федеральным информационным ресурсом.

Каталогизация предметов снабжения выполняется в соответствии с правовыми актами по защите государственной тайны. Государственные заказчики используют федеральный каталог при размещении заказов на поставки предметов снабжения на конкурсной основе.

Сегодня ни один поставщик продукции для федеральных государственных нужд не может нормально взаимодействовать с заказчиком, если у него не выполнена каталогизация продукции. Поэтому данная работа очень важна и ответственна.

Мы располагаем штатом аттестованных специалистов высокой квалификации, сферой работы которых является каталогизация продукции и предметов снабжения для федеральных государственных нужд. Среди наших клиентов - производители материальных средств и техники для Вооруженных сил России.

Мы оказываем следующие основные услуги в этом направлении:

  • составление номенклатурных перечней комплектующих изделий, составных частей и материалов, подлежащих каталогизации;
  • разработка КО - каталожных описаний продукции различных отраслей промышленности;
  • юридическое сопровождение КО при их утверждении и согласовании в соответствии с положениями федеральной системы каталогизации;
  • юридическое сопровождение документов в процессе включения продукции в тот или иной раздел федерального каталога с присвоением ФНН.

Мы работаем компетентно, оперативно и до получения результата! Наши услуги по каталогизации подтвердят, что Ваша продукция достойна занять место в федеральном каталоге!

Компания Регул-Сервис по праву считается признанным лидером на рынке оказания услуг по каталогизации предметов снабжения!

ГОСТ Р 51725.18-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд

НОМЕНКЛАТУРНЫЕ ПЕРЕЧНИ

Требования и порядок разработки

Catalogization of products for federal state needs. Nomenclature list. Requirements and the procedure of working out


ОКС 45.240.30

Дата введения 2015-07-01

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным бюджетным учреждением "Федеральный центр каталогизации" (ФБУ "ФЦК")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 430 "Каталогизация продукции"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 ноября 2014 г. N 1671-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к номенклатурным перечням предметов снабжения для федеральных государственных нужд и порядок их разработки.

Положения стандарта применяют при проведении работ по каталогизации продукции, поставляемой для федеральных государственных нужд.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51725.0 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Комплекс нормативных документов по каталогизации. Общие положения

ГОСТ Р 51725.1 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Федеральная система каталогизации продукции для федеральных государственных нужд. Основные положения

ГОСТ Р 51725.2 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Термины и определения

ГОСТ Р 51725.3 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Правила идентификации и классификации продукции. Общие положения

ГОСТ Р 51725.4 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Стандартные форматы описания предметов снабжения. Правила разработки, утверждения, ведения и применения

ГОСТ Р 51725.10 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Порядок каталогизации продукции по требованиям контрактов и договоров на поставку (закупку) продукции

ГОСТ Р 51725.12 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Порядок регистрации разработчиков, изготовителей и поставщиков продукции для федеральных государственных нужд

ГОСТ Р 51725.19 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Формирование и обслуживание данных федерального каталога продукции. Общие положения

ГОСТ Р 51725.20.1 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Перечень утвержденных наименований предметов снабжения. Том 1

ГОСТ Р 51725.21 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Порядок проведения работ по каталогизации продукции

ГОСТ 2.201 Единая система конструкторской документации. Обозначение изделий и конструкторских документов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины и соответствующие им определения по ГОСТ Р 51725.2 .

3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

ГЗ - государственный заказчик;

ЗИП - запасные части, инструменты и принадлежности;

КО - каталожное описание ПС;

НП - номенклатурный перечень ПС;

ОКР - опытно-конструкторская работа;

ПС - предмет снабжения;

СФО - стандартный формат описания ПС;

ТЗ - техническое задание;

ТУ - технические условия;

ФКП - Федеральный каталог продукции;

ФНН - федеральный номенклатурный номер ПС;

ФСКП - Федеральная система каталогизации продукции для федеральных государственных нужд;

ФЦК - Федеральный центр каталогизации;

ЦК - центр каталогизации государственного заказчика.

4 Общие положения

4.1 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд осуществляется в соответствии с НП.

4.2 НП является документом ФСКП, содержащим сведения о номенклатуре ПС, подлежащих включению в ФКП.

4.3 НП разрабатывают в целях каталогизации продукции при ее создании, производстве или эксплуатации.

4.4 НП разрабатывает головной исполнитель ОКР по созданию (модернизации) продукции и/или изготовитель (поставщик) продукции.

К разработке НП по решению головного исполнителя ОКР по созданию (модернизации) продукции или изготовителя (поставщика) продукции могут быть привлечены другие заинтересованные организации. Участие других организаций в работах по разработке НП должно осуществляться на основе договоров, заключаемых с головным исполнителем ОКР по созданию (модернизации) продукции или с изготовителем (поставщиком) продукции.

5 Требования к номенклатурным перечням предметов снабжения

5.1 В НП включают продукцию, не имеющую ФНН, отвечающую следующим признакам:

- изделие (финальное изделие) является объектом разработки в выполняемой ОКР, создается по отдельному ТЗ или ТУ, имеет обозначение (индекс ГЗ, децимальный номер и т.п.) и документ, по которому осуществляется ее изготовление;

- изделие отличается конструктивной сложностью и содержит несколько сборочных единиц, имеет самостоятельное эксплуатационное (функциональное) назначение, перспективу применения в других изделиях и на него оформлен отдельный комплект документации;

- изделие (его составные части, запасные части, инструменты, принадлежности, в том числе части, входящие в состав ЗИП, горюче-смазочные и другие материалы, необходимые для применения, обслуживания, хранения и ремонта финального изделия) является функционально законченным устройством (материалом);

- изделие является продукцией, на которую имеются стандарты или которая включена в ограничительные перечни, согласованные с ГЗ;

- изделие включено в другие каталоги;

- изделие подлежит каталогизации по требованию ГЗ.

5.2 НП должен содержать сведения обо всех включенных в него ПС.

Одинаковые (идентичные) ПС включают в НП один раз.

5.3 В состав сведений о ПС включают:







- обозначение составной части (изделия), в которой применяется ПС (входимость);

- сведения о разработчике, изготовителе и поставщике;

- код утвержденного наименования ПС;

- код класса по ЕКПС , к которому отнесен ПС;

- код СФО, по которому описывается ПС;

- рекомендуемый метод описания ПС по ГОСТ Р 51725.3 .

5.4 НП должен иметь следующую структуру:

- титульный лист;

- перечень ПС, подлежащих каталогизации;

- приложение (при необходимости).

5.5 На титульном листе НП размещают подписи должностных лиц от организаций, осуществляющих разработку и согласование НП, а также при необходимости подпись должностного лица со стороны ГЗ, утверждающего НП.

Допускается применять НП без утверждающей подписи должностного лица со стороны ГЗ, если работы по каталогизации продукции предусмотрены контрактом на разработку (поставку) продукции для федеральных государственных нужд, а также в иных случаях по решению ГЗ.

Форма титульного листа НП приведена в приложении А.

5.6 НП при необходимости разбивают на части в соответствии с установленным в закреплением групп продукции за федеральными органами исполнительной власти применительно к каждому ГЗ.

Каждая часть НП при необходимости может быть разделена на подразделы, содержащие разрабатываемые или существующие ПС.

5.7 В приложении к НП при необходимости приводят дополнительные данные (сведения) о ПС, в том числе материалы по его согласованию.

6 Порядок разработки номенклатурных перечней предметов снабжения

6.1 НП разрабатывают при выполнении работ по каталогизации продукции в соответствии с ГОСТ Р 51725.21 или ГОСТ Р 51725.10 .

6.2 Для установления порядка разработки НП должны быть заданы состав выполняемых работ, состав исполнителей работ и их функции.

6.3 Типовой состав работ по формированию НП включает:

- сбор и подготовку исходных данных о ПС;

- идентификацию ПС, т.е. выделение каждого ПС из их множества по правилам, установленным в ФСКП;

- классификацию ПС, т.е. отнесение каждого ПС к классу Единого кодификатора предметов снабжения;

- экспертизу НП.

6.4 В типовой состав исполнителей работ по формированию НП входят:

- разработчик (изготовитель, поставщик) ПС;

- центр каталогизации государственного заказчика;

- Федеральный центр каталогизации.

6.5 В состав исходных данных для разработки НП включают предварительный перечень ПС, планируемых для каталогизации в соответствии с 5.1, сведения о каждом ПС, сведения о разработчике (изготовителе, поставщике) каждого ПС и данные сопоставительного анализа этого перечня и сводной части ФКП.

6.6 В предварительный перечень ПС, планируемых для каталогизации, включают:

- наименование ПС, присвоенное разработчиком или изготовителем в конструкторской документации;

- обозначение ПС по конструкторской документации;

- нормативный документ, регламентирующий обозначение ПС;



- наименование организации-разработчика, изготовителя и поставщика ПС.

К указанному перечню ПС могут быть приложены дополнительные данные:

- назначение ПС (если оно может быть непонятно из его наименования и обозначения);

- иллюстрации (фотографии, чертежи, рисунки, схемы и др. материалы).

6.7 Сопоставительный анализ предварительного перечня ПС, планируемых для каталогизации, и сводной части ФКП проводят для установления факта наличия (отсутствия) регистрации каждого ПС в ФКП на более ранних стадиях жизненного цикла ПС.

Данные сопоставительного анализа предварительного перечня ПС, планируемых для каталогизации, и сводной части ФКП содержат сведения о регистрации каждого ПС в ФКП, включающие:

- ФНН ПС;

- наименование ПС, присвоенное разработчиком или изготовителем;

- обозначение ПС по конструкторской документации;

- нормативный документ, регламентирующий обозначение ПС;

- обозначение составной части образца продукции, в которой применяется ПС (входимость);

- наименование организации-разработчика (изготовителя, поставщика);

- утвержденное наименование ПС, присвоенное при каталогизации в ФСКП;

- код СФО, в соответствии с которым ПС был описан в ФКП.

6.8 На основании полученных данных сопоставительного анализа формируют перечень ПС, подлежащих каталогизации, путем исключения ПС, по которым выявлено наличие регистрации в ФКП, из предварительного перечня ПС, планируемых для каталогизации.
_______________
Если при анализе предварительного перечня ПС выявлено, что отдельные ПС уже каталогизированы (имеют ФНН), но другими изготовителями (поставщиками), то эти ПС из предварительного перечня не исключают. В примечании к ним указывают действующие ФНН и предложения по изменению (дополнению) данных о разработчике, изготовителях и поставщиках по ГОСТ Р 51725.12 .


Примечание - В случае выявления в процессе сопоставительного анализа сводной части ФКП ошибок или неточностей в ФКП в части описания ПС или данных о разработчике (изготовителе, поставщике) в адрес ЦК, ответственного за его каталогизацию, направляют заявку по ГОСТ Р 51725.19 .

6.9 К ПС, вошедшим в перечень ПС, подлежащих каталогизации, применяют процедуру идентификации. Каждому ПС присваивают утвержденное наименование по ГОСТ Р 51725.20 и выбирают соответствующий СФО, который применяют при подготовке КО.

Метод описания ПС (ссылочный, ссылочно-описательный, описательный) устанавливают по ГОСТ Р 51725.3 с учетом требований ГЗ в контрактном документе на разработку (поставку) продукции.

6.10 Каждому ПС в перечне ПС, подлежащих каталогизации, присваивают код класса по ЕКПС .

6.11 Для каждого ПС в перечне ПС, подлежащих каталогизации, приводят наименование разработчика, изготовителя и поставщика по ГОСТ Р 51725.12 .

6.12 Подготовленный НП (или его составные части) направляют вместе с необходимыми дополнительными данными на рассмотрение и согласование в ЦК соответствующего ГЗ.

Часть НП, содержащую ПС, отнесенные к группам продукции, не закрепленным в за федеральными органами исполнительной власти, направляют на рассмотрение и согласование в ФЦК.

Форма НП приведена в приложении Б.

6.13 Работы по 6.5-6.12 выполняет разработчик НП.

6.14 ЦК/ФЦК рассматривает соответствующую часть НП и при отсутствии замечаний согласовывает ее. Представленный на согласование НП должен быть рассмотрен не позднее, чем через месяц со дня его поступления.

6.15 ЦК/ФЦК при рассмотрении НП проверяет:

- наличие регистрации ПС в сводной части и в разделах ФКП;

- правильность выбора утвержденных наименований ПС по ГОСТ Р 51725.20 ;

- правильность классификации ПС по ЕКПС ;

- правильность определения конкретных СФО;

- наличие сведений о разработчике, изготовителе и поставщике ПС;

- целесообразность присвоения ФНН ПС.

6.16 Результаты рассмотрения НП ЦК/ФЦК оформляет в виде заключения, которое направляет разработчику НП.

6.17 Разработчик НП дорабатывает его в соответствии с полученным заключением и повторно направляет на согласование в ЦК/ФЦК.

Согласованный НП разработчик НП при необходимости направляет на утверждение ГЗ.

Приложение А (обязательное). Форма титульного листа номенклатурного перечня предметов снабжения

Приложение А
(обязательное)

Федеральная система каталогизации продукции для федеральных государственных нужд

УТВЕРЖДАЮ*

СОГЛАСОВАНО

должность, государственный заказчик

должность, ЦК

подпись, инициалы, фамилия

подпись, инициалы, фамилия

НОМЕНКЛАТУРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДМЕТОВ СНАБЖЕНИЯ,

подлежащих включению в Федеральный каталог продукции при выполнении

наименование работы и реквизиты контракта на ее выполнение

Часть N

должность, организация - головной разработчик НП

подпись, инициалы, фамилия

_______________
* Оформляют в случаях, указанных в 5.5 настоящего стандарта.

** Указывают, если НП состоит из двух и более частей.

Приложение Б (рекомендуемое). Форма номенклатурного перечня предметов снабжения, подлежащих каталогизации

(пример представления перечня продукции, классифицированной по классам ЕКПС)

Наиме-
нование ПС

Обозначение по конструкторской документации (ТУ, ГОСТ, ОСТ и т.п.)

Нормативный документ, регламен-
тирующий обозначение ПС (ТУ, ГОСТ, ОСТ и т.п.)

Обозначение составной части изделия, в которой применяется ПС (входимость)

Разработчик ПС

Изготовитель ПС

Поставщик ПС

Код утвержденного наименования ПС

Код класса по ЕКПС

Рекомен-
дуемый метод описания ПС

Примечание

Фильтр масляный

ОАО "КАМАЗ"

ОАО "КАМАЗ"

Насос топливный

Требуется разработать

Генератор

ОАО "КАМАЗ"

ОАО "КАМАЗ"

ОАО "КАМАЗ"

ОАО "ЗИЛ"

Примечания

1 Принятые обозначения: ОН - отраслевая нормаль; СО - ссылочно-описательный метод описания ПС; С - ссылочный метод описания ПС.

2 При заполнении таблицы указывают:

В графе "Наименование ПС" - полное фактическое (заводское) наименование ПС, взятое из основного конструкторского документа.

Полное фактическое (заводское) наименование ПС должно быть указано на русском языке.

Не допускается использовать в наименовании ПС сокращенное написание отдельных слов, а также символы (буквы) национальных алфавитов, кроме русского и латинского;

В графе "Обозначение ПС по конструкторской документации" - условное обозначение ПС (марка, модель, тип, исполнение, артикул и др.), взятое из основного конструкторского документа (чертежа или спецификации), либо из технических условий (стандарта), на основе данных которых заполняется КО ПС.

Обозначение ПС может быть также взято из эксплуатационной документации (формуляр, паспорт, этикетка, руководство по эксплуатации, каталог деталей и сборочных единиц).

Обозначение ПС должно соответствовать требованиям ГОСТ 2.201 .

В обозначении ПС не должно содержаться слов из наименования изделия, аббревиатур наименования и ссылочных документов (например, Болт M6-6g*14.36.019 (S10) ГОСТ 7798-88). Вместе с тем указание ссылочного документа обязательно для стандартизованных изделий.

Во всех обозначениях знак умножения следует указывать символом * (звездочка). Сокращения не допускаются;

В графе "Нормативный документ, регламентирующий обозначение ПС" - полное условное обозначение нормативного или конструкторского документа, содержащего требования к ПС, на основе которого заполняется КО.

ТУ 4311-182-38576434-92*

Чертеж АВГБ.061341.021

ФАЯВ 560.000.003ТО;

В графе "Обозначение составной части (изделия), в которой применяется ПС (входимость)" - полное заводское наименование изделия (узла, агрегата), в состав которого непосредственно входит (применяется) ПС;

В графе "Разработчик ПС" - сокращенное наименование организации - разработчика ПС, присвоенное ей в Уставе организации;

В графе "Изготовитель ПС" - сокращенное наименование организации - изготовителя ПС, присвоенное ей в Уставе организации. В случае если изготовитель одновременно является разработчиком ПС, - повторно указывают сокращенное наименование организации-разработчика;

В графе "Поставщик ПС" - сокращенное наименование организации - поставщика ПС, присвоенное ей в Уставе организации. В случае если поставщиком ПС является разработчик или изготовитель ПС, - повторно указывают сокращенное наименование организации-разработчика или организации-изготовителя;

В графе "Код утвержденного наименования ПС" - пятиразрядный цифровой код утвержденного наименования, к которому отнесен описываемый ПС при идентификации в соответствии с документом "Перечень утвержденных наименований предметов снабжения" по ГОСТ Р 51725.20 ;

В графе "Код класса по ЕКПС" - четырехразрядный цифровой код класса ЕКПС, к которому отнесен ПС по ;

В графе "Код СФО" - обозначение стандартного формата описания (четырехразрядный буквенно-цифровой код), к области распространения которого отнесен ПС. При необходимости - записывают предложение разработать СФО;

В графе "Рекомендуемый метод описания ПС" - метод описания, установленный в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51725.3 или контрактными документами;

В графе "Примечание" - дополнительные сведения о ПС, разработчике (изготовителе, поставщике) ПС и иные необходимые сведения для каталогизации ПС.

________________
* ТУ не приводятся. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке . - Примечание изготовителя базы данных.

Библиография

УДК 025.3:001.4:006.354

ОКС 45.240.30

Ключевые слова: Федеральная система каталогизации продукции для федеральных государственных нужд, Федеральный каталог продукции, каталогизация, идентификация, классификация, кодирование, регистрация



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2018

Сокращение необоснованных государственных затрат на приобретение продукции и ее обслуживание в процессе эксплуатации чрезвычайно важная и актуальная государственная задача. Одним из эффективных путей ее решения является каталогизация продукции на основе создания единого автоматизированного банка данных о технических характеристиках изделий, условиях эксплуатации, производителях, цене и других необходимых сведениях.

Каталогизация закупаемой и эксплуатируемой продукции обеспечивает осуществление эффективной государственной технической и ценовой политики в области принятия решений по оптимизации системы заказов, материально-технического обеспечения, эксплуатации и ремонта техники. Кроме того, она позволяет: исключить закупку различными государственными заказчиками дублирующей продукции и необоснованное завышение цен, резко сократить время доставки запасных частей в эксплуатирующие организации и значительно сократить затраты на их хранение.

Как показывает зарубежный опыт, стремление поставщика к включению в каталог продукции, допущенной для государственных поставок, мощное средство развития конкуренции в среде производителей и поставщиков.

Известно, что мировая практика торговли вооружением и военной техникой (ВВТ) предполагает широкое использование принципов каталогизации при подготовке и передаче покупателю документации на проданное изделие. Международная система каталогизации продукции охватывает более 50 стран мира. В этой связи отечественные субъекты международного военно-технического сотрудничества сталкиваются в практической деятельности с существенными затруднениями, связанными с отсутствием на предприятиях промышленности информации о международных правилах кодирования экспортируемой оборонной продукции, а также с нерешенностью правовых вопросов использования Россией документов международной системы каталогизации. Это приводит к значительным валютным потерям для нашей страны. Участие России в международном сотрудничестве в области каталогизации облегчит проведение единой государственной политики в сфере военно-технического сотрудничества с зарубежными странами и повысит эффективность продажи отечественных вооружения и военной техники на мировом рынке оружия.

В настоящее время в стране различными ведомствами проводятся работы по созданию локальных систем каталогизации продукции. Так, Минобороны России совместно с оборонными отраслями промышленности формирует первую очередь системы каталогизации предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации. Аналогичные работы проводятся в МВД России, а Госстандарт России создает на основе системы каталогизации народнохозяйственной продукции автоматизированный банк данных Продукция России. По требованиям инозаказчиков ГК Росвооружение организует работы по каталогизации совместно с предприятиями экспортерами ВВТ.

До настоящего времени указанные работы были недостаточно скоординированы между собой. Это снижало потенциальные возможности каталогизации как перспективного средства государственного управления номенклатурой и качеством продукции в рыночных условиях, затрудняло использование мировой теории и практики каталогизации.

Эти обстоятельства послужили основанием для обращения Госстандарта России, Минобороны России, МВД России и ГК Росвооружение в Правительство Российской Федерации с предложением о необходимости координации деятельности по каталогизации продукции для федеральных государственных нужд.

Комиссия Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам, рассмотрев данную проблему, согласилась с предложением Госстандарта России, а также признала целесообразным создание в установленном порядке Федерального центра каталогизации.

На образованное в системе Госстандарта России государственное учреждение Федеральный центр каталогизации были возложены работы по реализации указанного решения и дальнейшие организационно-методические работы по созданию, развитию и обеспечению функционирования ФСКП.

Первым результатом деятельности центра стала разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации о создании ФСКП, который был согласован в установленном порядке с 17-ю заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и 7-ю крупнейшими отечественными экспортерами ВВТ. После принятия постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. 26 работы по каталогизации приобрели федеральный статус и далее будут развиваться в направлении гармонизации с международными и региональными системами каталогизации продукции.

ФСКП представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов (федерального каталога продукции, единого кодификатора предметов снабжения для федеральных государственных нужд, стандартных форматов описания продукции, каталожных описаний продукции, нормативных документов по каталогизации, утверждаемых Госстандартом России и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции) и информационных технологий представления, сбора, классификации, идентификации, кодирования, регистрации, обработки, хранения и распределения информации о продукции.

Основными задачами ФСКП определены: создание Федерального каталога продукции (далее Федеральный каталог); учет существующей продукции и потребностей в новой продукции; выявление взаимозаменяемой продукции и подготовка предложений о замене дублирующей и морально устаревшей продукции; обеспечение единства описания и идентификации продукции; обновление Федерального каталога путем включения новой, более совершенной и перспективной продукции, исключения дублирующей и морально устаревшей продукции.

Принципы классификации, идентификации и кодирования информации о продукции в ФСКП гармонизируются с принципами, принятыми в международной практике каталогизации продукции (схема 1). Работы по каталогизации продукции проводятся в тесной взаимосвязи с работами по стандартизации и сертификации этой продукции.

Постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. N 26
"О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд"

С изменениями и дополнениями от:

В целях формирования номенклатуры продукции для федеральных государственных нужд, повышения ее качества и конкурентоспособности на мировом рынке Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Принять предложение Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, согласованное с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством торговли Российской Федерации и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, о создании федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд и одобрить основные положения ее создания (прилагаются).

2. Возложить на Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии координацию работ по созданию федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд и организационно-методическое руководство указанными работами.

4. Поручить Государственному комитету Российской Федерации по стандартизации и метрологии представлять в установленном порядке интересы Российской Федерации в международных и региональных организациях по каталогизации.

5. Государственному комитету Российской Федерации по стандартизации и метрологии внести в III квартале 2000 г. в Правительство Российской Федерации согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения об утверждении единого кодификатора предметов снабжения для федеральных государственных нужд и о порядке введения в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд.

6. Финансирование работ по созданию, обеспечению функционирования и развитию федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд, выполняемых Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, осуществлять за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственную поддержку стандартизации, метрологии и сертификации.

Основные положения
создания федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд
(Одобрены постановлением

I. Общие положения II. Функции федеральных органов исполнительной власти и организаций при выполнении работ по каталогизации

I. Общие положения

1. Под каталогизацией продукции понимаются работы по единообразному представлению, сбору, классификации, идентификации, кодированию, регистрации, обработке, хранению и распределению информации о комплектующих изделиях и материалах, поставляемых (заказываемых) для федеральных государственных нужд (далее именуется - продукция).

Работы по каталогизации продукции выполняются в рамках федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд (далее именуется - система каталогизации).

Система каталогизации представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов (федерального каталога продукции, единого кодификатора предметов снабжения для федеральных государственных нужд, стандартных форматов описания продукции, каталожных описаний продукции, нормативных документов по каталогизации, утверждаемых Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции) и информационных технологий представления, сбора, классификации, идентификации, кодирования, регистрации, обработки, хранения и распределения информации о продукции.

Каталогизация осуществляется в соответствии с перечнями продукции, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти, являющимися государственными заказчиками продукции для федеральных государственных нужд (далее именуются - государственные заказчики), и планами каталогизации, а также в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

2. Каталогизация направлена на решение следующих основных задач:

1) создание федерального каталога продукции (далее именуется - федеральный каталог);

2) учет существующей продукции и потребностей в новой продукции;

3) выявление взаимозаменяемой продукции и подготовка предложений о замене дублирующей и морально устаревшей продукции;

4) обеспечение единства описания и идентификации продукции;

5) обновление федерального каталога путем включения новой, более совершенной и перспективной продукции, исключения дублирующей и морально устаревшей продукции.

Принципы классификации, идентификации и кодирования информации о продукции в системе каталогизации гармонизируются с принципами, принятыми в международной практике каталогизации продукции.

3. Каталогизации подлежит продукция, являющаяся предметом поставки (заказа) для федеральных государственных нужд. Образцы техники (системы, комплексы) включаются в федеральный каталог по решению государственных заказчиков.

Каталогизации в первую очередь подлежит продукция для нужд обороны и безопасности страны.

4. Продукция регистрируется в федеральном каталоге путем присвоения ей тринадцатиразрядного номенклатурного номера (далее именуется - федеральный номенклатурный номер) в соответствии с единым кодификатором предметов снабжения для федеральных государственных нужд (далее именуется - кодификатор), устанавливающим группы и классы однородной продукции и определяющим государственных заказчиков, ответственных за разработку и ведение разделов федерального каталога.

5. Для информационного обеспечения работ по каталогизации участниками системы каталогизации создается распределенный автоматизированный банк данных системы каталогизации с обеспечением многоуровневого доступа к информации, регламентируемого государственными заказчиками.

Система каталогизации и указанный банк данных являются федеральными информационными ресурсами.

6. Работы по каталогизации проводятся в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области защиты государственной тайны.

II. Функции федеральных органов исполнительной власти и организаций при выполнении работ по каталогизации

7. В работах по каталогизации продукции участвуют:

1) Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии;

2) Федеральный центр каталогизации Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии;

3) государственные заказчики;

4) федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, осуществляющие поставки продукции;

5) организации, определяемые государственными заказчиками головными по каталогизации закрепленных за ними групп и классов продукции по кодификатору (далее именуются - центры каталогизации государственных заказчиков);

6) организации, определяемые указанными в подпункте 4 настоящего пункта федеральными органами исполнительной власти ответственными за проведение работ по каталогизации изготавливаемой и поставляемой продукции (далее именуются - головные отраслевые организации промышленности по каталогизации);

7) поставщики продукции.

8. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии осуществляет координацию работ по созданию системы каталогизации и организационно-методическое руководство работами по формированию и ведению федерального каталога, в том числе координацию работ по каталогизации продукции с Министерством экономики Российской Федерации как уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за конкурсным размещением заказов на поставки продукции и координацию соответствующих работ, а также представляет интересы Российской Федерации в международных и региональных организациях по каталогизации.

9. Федеральный центр каталогизации Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии осуществляет разработку и внедрение научно-методических основ проведения работ по каталогизации и распределяет массивы федеральных номенклатурных номеров по разделам федерального каталога.

10. Государственные заказчики обеспечивают соответствие заказываемой и поставляемой продукции федеральному каталогу, осуществляют разработку перечней продукции, подлежащей каталогизации, организуют ведение закрепленных за ними разделов федерального каталога, в том числе принимают по согласованию с другими заинтересованными государственными заказчиками решения о включении (исключении) продукции в федеральный каталог, определяют из числа подведомственных им организаций центры каталогизации государственных заказчиков.

11. Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, осуществляющие поставки продукции, обеспечивают проведение работ по каталогизации в подведомственных организациях, осуществляют для государственных заказчиков подготовку предложений о включении (исключении) продукции в федеральный каталог, определяют из числа подведомственных им организаций головные отраслевые организации промышленности по каталогизации.

12. Поставщики продукции составляют каталожные описания предлагаемой для каталогизации продукции, готовят перечни разрабатываемой и поставляемой продукции, подлежащей каталогизации.

13. Центры каталогизации государственных заказчиков осуществляют формирование и ведение разделов федерального каталога на основе присвоения продукции федеральных номенклатурных номеров, готовят для государственных заказчиков предложения о включении (исключении) продукции в федеральный каталог, разрабатывают стандартные форматы описания продукции, направляют по указанию государственного заказчика информацию по соответствующим разделам федерального каталога другим государственным заказчикам, иным федеральным органам исполнительной власти и поставщикам продукции.

14. Головные отраслевые организации промышленности по каталогизации осуществляют для федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых они находятся, подготовку предложений о включении в федеральный каталог новой и исключению морально устаревшей продукции, участвуют в разработке стандартных форматов описания продукции, руководств и методик по оценке взаимозаменяемости продукции.

III. Разработка и применение федерального каталога продукции

15. Разработку предложений по формированию и реализации единой государственной политики в области каталогизации продукции осуществляет Межведомственный совет по каталогизации продукции для федеральных государственных нужд.

16. Федеральный каталог продукции применяется государственными заказчиками продукции при размещении заказов на поставки продукции с учетом требований нормативных правовых актов в области конкурсного размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.

17. Порядок разработки федерального каталога продукции устанавливается Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

IV. Финансовое обеспечение работ по каталогизации

18. Создание, обеспечение функционирования и развитие системы каталогизации осуществляются на основе бюджетного финансирования с привлечением внебюджетных средств.

19. Финансирование государственными заказчиками работ по каталогизации продукции осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых им на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также внебюджетных средств.

Положение
о Межведомственном совете по каталогизации продукции для федеральных государственных нужд
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 января 2000 г. N 26)

Похожие публикации