Общественная реакция на поведение человека или группы. Социальное поведение

Введение……………………………………………………………………4

Формы социального поведения человека……………………………….5

Социальный порядок в обществе…………………………………………7

Социальные системы……………………………………………………..10

Социальное действие……………………………………………………..11

Заключение………………………………………………………………..13

Список использованной литературы……………………………………16

Введение

Понятие «поведение» пришло в социологию из психологии. Смысл термина «поведение» иной, отличающийся от смысла таких традиционно философских понятий, как действие и деятельность. В случае если под действием понимается рационально обоснованный поступок, имеющий ясную цель, стратегию, выполняющийся с привлечением конкретных осознанных методов и средств, то поведение - ϶ᴛᴏ всего исключительно реакция живого существа на внешние и внутренние изменения. Именно такая реакция может быть и осознанной, и неосознанной. Так, чисто эмоциональные реакции - смех, плач - также будут поведением.

Социальное поведение — ϶ᴛᴏ совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа. Тот минимум врожденных инстинктов, кᴏᴛᴏᴩым обладает человек как биологическое существо, одинаков у всех людей. Поведенческие различия зависят от приобретенных в процессе социализации качеств и в какой-то степени - от врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей.

Социальная норма поведения - ϶ᴛᴏ такое поведение, кᴏᴛᴏᴩое полностью ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует статусным ожиданиям. Благодаря существованию статусных ожиданий общество заранее с достаточной вероятностью может прогнозировать действия индивида, а сам индивид - координировать ϲʙᴏе поведение с принятым обществом идеальным образцом, или моделью .

Формы социального поведения человека

Люди по-разному ведут себя в той или иной социальной ситуации, в той или иной социальной среде. К примеру, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи провоцируют массовые столкновения. Эти различные действия факторов социального взаимодействия можно определить как социальное поведение. Следовательно,социальное поведение-϶ᴛᴏ форма и способ проявления социальными факторами ϲʙᴏих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии. По϶ᴛᴏму социальное поведение можно рассматривать как качественную характеристику социального действия и взаимодействия.

В социологии социальное поведение трактуется как: о поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм; о внешнее проявление деятельности, форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам; о приспособление человека к социальным условиям ϲʙᴏего существования.

Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа социального поведения - естественное и ритуальное, различия между кᴏᴛᴏᴩыми имеют принципиальный характер.

Естественное» поведение, индивидуально-значимое и эгоцентричное, всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно данным целям. По϶ᴛᴏму перед индивидом не стоит вопрос о ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии целей и средств социального поведения: цель может и должна быть достигнута любыми средствами. «Естественное» поведение индивида социально не регламентируется, по϶ᴛᴏму нетрадиционно аморально или «бесцеремонно». Такое социальное поведение носит «натуральный», природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей .

В обществе «натуральное» эгоцентрическое поведение «запрещено», по϶ᴛᴏму оно всегда базируется на социальных конвенциях и взаимных уступках со стороны всех индивидов.

Ритуальное поведение («церемонное») - индивидуально-неестественное поведение; благодаря именно такому поведению общество существует и воспроизводится. Ритуальное социальное поведение будет средством обеспечения стабильности социальной системы, и индивид, реализующий различные формы такого поведения, участвует в обеспечении социальной устойчивости социальных структур и взаимодействий. Благодаря ритуальному поведению человек достигает социального благополучия, постоянно убеждаясь в незыблемости ϲʙᴏего социального статуса и сохранении привычного набора социальных ролей.

Общество заинтересовано в том, ɥᴛᴏбы социальное поведение индивидов носило ритуальный характер, но общество не может отменить «естественного» эгоцентричного социального поведения, кᴏᴛᴏᴩое, будучи адекватным по целям и неразборчивым в средствах, всегда оказывается более выгодным для индивида, нежели «ритуальное» поведение. По϶ᴛᴏму общество стремится преобразовать формы «натурального» социального поведения в различные формы ритуального социального поведения, в т.ч. через механизмы социализации с использованием социальной поддержки, контроля и наказания .

На сохранение и поддержание общественных отношений и в конечном счете на выживание человека как homo sapiens (человека разумного) направлены такие формы социального поведения, как:

  • кооперативное поведение, включающее в себя все формы альтруистического поведения - помощь друг другу во время природных катаклизмов и технологических катастроф, помощь маленьким детям и пожилым, помощь последующим поколениям посредством передачи знаний и опыта;
  • родительское поведение - поведение родителей по отношению к потомству.

Читайте также:

Социальная санкция - реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации

Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм, либо наказывая за отклонение от них.

Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Такие отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Но в большинстве случаев отклоняющееся поведение оценивается негативно, часто приносит вред обществу.

Преступные действия индивида образуют деликвентное (преступное) поведение.

Социальный статус и роли

Статус - это определенная позиция индивида в обществе, характеризующаяся совокупностью прав и обязанностей.

Личный статус - положение человека, которое он занимает в малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.

Социальный статус - общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Может быть:

- предписанный (национальность, место рождения, социальное происхождение)

- приобретенный (достигнутый) - профессия, образование и др.

Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Критерии престижности:

А) реальная полезность тех социальных функций, которые выполняет человек;

Б) система ценностей, характерная для данного общества.

Предыдущая14151617181920212223242526272829Следующая

Обществознание

Учебник для 10 класса

§ 7.2. Социальное поведение и социализация личности

Для обозначения поведения человека в обществе одним из основоположников научной социологии - М. Вебером (1864-1920) было введено понятие «социальное действие». М. Вебер писал: «Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер; социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения - последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта - является уже «социальным действием». Иными словами можно сказать, что социальное действие, как и социальное поведение, проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей. При этом нередко социальное поведение протекает под влиянием внешних условий.

Социальное поведение человека в обществе

Анализируя типы социального поведения, М. Вебер установил, что в их основе лежат принятые в обществе образцы. К таким образцам относятся нравы и обычаи.

Нравы - такие установки поведения в обществе, которые складываются внутри определенного круга людей под влиянием привычек. Это своего рода социально предписанные стереотипы поведения. В процессе становления личности происходит освоение общественных нравов через отождествление себя с другими людьми. Следуя нравам, человек руководствуется соображением, что «так поступают все». Как правило, нравы - особо оберегаемые и почитаемые в обществе массовые образцы действий.

Если же нравы фактически укоренялись в течение длительного времени, то их можно определить как обычаи. Обычай состоит в неуклонном следовании предписаниям, воспринятым из прошлого. Обычай выступает как средство социализации человека, передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению, выполняя функции поддержания и укрепления внутригрупповой сплоченности.

Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.

Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением, называют социализацией. Она охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Некоторые из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, например средства массовой информации, другие - на отдельных стадиях жизни.

В социальной психологии социализация понимается как процесс социального научения, для которого необходимо одобрение группы. При этом человек развивает качества, нужные для эффективного функционирования в обществе. Многие социальные психологи выделяют две основные стадии социализации. Первая стадия характерна для раннего детства. На этой стадии преобладают внешние условия регулирования социального поведения. Вторая стадия социализации характеризуется тем, что происходит замена внешних санкций внутренним контролем.

Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и самосознания. В сфере деятельности осуществляется как расширение ее видов, так и ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. д. В сфере общения происходит обогащение круга общения человека, углубление его содержания, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки и пр.

Используются три термина, близких по значению: деструктивное поведение, отклоняющееся или девиантное.

Такое поведение обычно объясняется сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек.

В то же время оно в значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих развитию отклонений.

Отклоняющееся поведение может быть нормативным, т. е. иметь ситуативный характер и не выходить за пределы серьезных нарушений правовых или моральных норм.

Опасным является такое поведение, которое не только выходит за пределы допустимых индивидуальных вариаций, но и задерживает развитие личности или делает ее крайне односторонней, затрудняя межличностные отношения, хотя внешне оно не находится в противоречии с правовыми, морально этическими и культурными нормами.

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских выделили семь вариантов отклоняющегося поведения: аддиктивное, антисоциальное, суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое.

Многие варианты отклонений имеют своей основой акцентуации характера.

Демонстративность при чрезмерном развитии приводит к нарциссическому поведению; застревание – к фанатическому; гипертимность в сочетании с возбудимостью – к антисоциальному и т. д.

Любое отклонение в своем развитии проходит ряд этапов.

Социальное поведение

Аддиктивное поведение является одним из наиболее распространенных отклонений.

Его развитию способствуют как объективные (социальные), так и субъективные (феноменологические) факторы виктимизации. Однако начало отклонения часто приходится на период детства.

Способность человека преодолевать препятствия и справляться с периодами психологического спада служит гарантией предотвращения развития отклоняющегося поведения.

Сущность аддиктивного поведения состоит в стремлении человека уйти от реальности, изменяя свое психическое состояние с помощью приема некоторых веществ (алкоголя, наркотиков) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитие минтенсивных положительных эмоций.

Чаще всего процесс развития аддикции начинается, когда человек переживает ощущения необыкновенного подъема, связанного с определенными действиями.

Сознание фиксирует эту связь.

Человек осознает, что существует определенный способ поведения или средство, которое относительно легко улучшает психическое состояние.

Второй этап аддиктивного поведения характеризуется появлением аддиктивного ритма, когда вырабатывается определенная последовательность прибегания к аддикции.

На третьем этапе аддикция становится обычным способом реагирования в неблагоприятной ситуации.

На четвертом этапе происходит полное доминирование аддиктивного поведения вне зависимости от благополучия или неблагополучия ситуации.

Пятый этап – катастрофа. Психологическое состояние человека – крайне неблагоприятное, так как само аддиктивное поведение уже не приносит прежнего удовлетворения.

Человек является субъектом социализации, ее объектом, но он также может оказаться и жертвой социализации.

Изначально понятие виктимизации было использовано в рамках юридической психологии для обозначения различных процессов, обусловливающих превращение человека в жертву обстоятельств или насилия других людей.

Понятие социально педагогической виктимологии введено в связи с проблемами изучения неблагоприятных обстоятельств социализации человека.

А. В. Мудрик определяет социально-педагогическую виктимологию как отрасль знания, являющуюся составной частью социальной педагогики, изучающей различные категории людей – реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.

Виктимогенность – наличие условий, которые способствуют процессу превращения человека в жертву социализации, сам процесс и результат такого превращения – виктимизация.

Среди условий, способствующих виктимизации человека, можно выделить социальные и феноменологические условия (факторы).

Социальные факторы виктимизации связаны с внешними воздействиями, феноменологические условия – с теми внутренними изменениями в человеке, которые происходят под влиянием неблагоприятных факторов воспитания и социализации.

Важным социальным фактором является влияние особенностей социального контроля в том обществе, в котором проживает человек.

Низкий уровень жизни, безработица, загрязнение окружающей среды, слабая социальная поддержка со стороны государства – все это факторы виктимизации населения.

Ученые демографы выделяют три преобладающих фактора виктимизации в современной жизни: усилившееся повсеместное загрязнение окружающей среды, снижение адаптации людей в связи с быстро меняющимися условиями жизни, значительные психологические стрессы.

Особым фактором виктимизации населения выступают катастрофы, поскольку они ведут к нарушению нормальной социализации очень больших групп населения.

Специфические виктимогенные факторы обусловлены нестабильностью социальной, экономической и политической жизни общества и государства.

Японский ученый С. Мураяма отмечает резкое огрубление детей, их нечувствительность по отношению к другим людям.

Не все дети могут адаптироваться к социуму, не прилагая чрезмерных усилий, которые могут вести к эмоциональным расстройствам, агрессии и антисоциальному поведению.

Антисоциальное поведение проявляется в ущемлении или игнорировании прав других людей, преобладании гедонистической мотивации, капризах, демонстративном поведении, отсутствии чувства ответственности и долга.

К факторам виктимизации человека можно отнести все факторы социализации: микрофакторы – семья, группы сверстников и субкультура, микросоциум, религиозные организации; мезофакторы – этнокультурные условия, региональные условия, средства массовой коммуникации; макрофакторы – космос, планета, мир, страна, общество, государство (классификация А. В. Мудрика).

Подавляющее число отклонений социального поведения вызвано сложным взаимодействием множества факторов.

Основы теории социального поведения

Предыдущая12345678Следующая

Место теории поведения в социологии

Идея в том, что надо изучать не сознание, а поведение. Сознание субъектвно и его не возможно обобщить, человек может наврать да и сам себя по-идее не знает. Полагают, что методы социологии не отличаются от методов естественных наук, например, физики. Хотя их объекты - общество и социальное поведение отличаются от объектов физического мира, но их поведение подчиняется общим законам.

Глава 28. Социальное поведение

Задача социологии, подробна задаче физики - поиск общих законов социального поведения. Для теоретиков поведения, как и для физиков, важнейшее значение имеет дедуктивно-номологическая модель объяснения.

Теоретические источники социологии поведения

· Философия эмпиризма Ф. Бекона

· Социальная философия Т. Гоббса (применение "геометрического" метода к исследованию поведения и выдвижение схемы "стимул — реакция")

· Философия морали Д. Юма и А. Смита, в которой обосновывается инструментальная роль разума в поведении.

· Бихевиоризм 20 века

· Философия позитивизма и американский прагматизм

· Русская школа физиологии

Виды научения и гипотезы теоретико-поведенческой социологии

Классическое условное научение

Классическое научение основано на том, что нейтральный стимул соединяется с безусловным, вызывает определенную реакцию и приобретает характер условного стимула. Модель классического условного научения исследована русским академиком И. П. Павловым (1849-1936), является общепризнанной, не вызывает полемики. Однако эта модель не объясняет процесса селекции поведения.

Инструментальное (операндное) условное научение

Американский социолог Э. Торндайк (1874-1949) обнаружил роль случайных реакций в формировании поведения. Случайные реакции, которые поощрялась средой (такое поощрение принято называть усилителем или операндом), закреплялись в поведении, входили в социальный опыт по закону «проб и ошибок». Центральной идей Торндайка является «закон успеха» ― зависимость упрочения реакции от ее последующего поощрения или наказания. Идеи и работы Торндайка составляют основу бихевиоризма как общей науки о поведении.

Модель объясняет появление новых образцов поведения через комбинацию случайных реакций, их поощрения или наказания со стороны окружающей среды. Так как усиливаются лишь определенные образцы поведения, инструментальное научение означает селекцию поведения.

Модельное научение (или имитационное научение)

Модельное научение (имитация) состоит в наблюдении и имитации поведение другого, особенно его сложных форм. Иными словами, для формирования поведения человека имеет большое практическое значение конкретный окружающий мир человека, который он усваивает вместе с реально практикуемыми в нем поведенческими комплексами. Теория модельного научения имеет большое значение для исследования социализации.

Когнитивное научение

Теория когнитивного научения восходит к трудом и экспериментам швейцарского психолога Ж. Пиаже (1896-180). Пиаже разработал модель «эквилибристик» активного индивида, с его «внутренних условий» и внешними воздействиями окружающей среды, которые индивид впитывает, как губка, переходя от одной стадии развития поведения к другой. Переход от одной стадии развития ребенка к другой осуществляется благодаря указанной «эквилибристике», суть которой состоит в четырех принципах:

1. качественные различия стадий. Пока не исчерпан потенциал одной стадии развития. Перехода к другой стадии не происходит.

2. Инвариантность последовательности стадий, то есть нельзя ни пропустить, ни перескочить какую-либо стадию развития.

3. Структурная целостность стадий, т. е. каждая из них представляет собой фундаментальную организацию мышления, важную для всех аспект­ов отношения индивида к окружающей среде.

4. Иерархическая интеграция. Социальный опыт, приобретенный на предшествующих стадиях, включается в структуру последующих.

На основе этих принципов когнитивного научения Пиаже создал широко известную теорию 4-х стадий развития логического мышления ребенка (сенсомоторная, преоперациональная, стадия конкретного оперирования, стадия формального оперирования).

Значение принципов когнитивного мышления Пиаже выходя далеко за пределы изучения развития логического мышления. Они нашли применение в изучении способности усвоения ролей, нравственного развития (Кольберг), социального понимания, религиозного сознания, половой социализации ― то есть в широком спектре изучения проблем социального поведения.

Общие гипотезы теоретико-поведенческой социологии

Теоретико-поведенческая социология стремиться сформулировать свои результаты в форме универсальных законов поведения, которые по традиции называются «гипотезами». Примером упорядоченной системы таких законов является обобщение теоретическое обобщение результатов поведенческой социологии, предпринятое западногерманским социологом К.-Д. Оппом (1972 г.).

Гипотеза успеха.

Чем чаще поощряется определенное поведение, тем выше вероятность того, что оно будут повторяться.

Гипотеза раздражения

Если поведение, сопровождавшееся определенным раздражителем или несколькими раздражителями, поощрялось в прошлом, то человек выберет это поведение тем вероятнее, чем больше современные раздражители похожи на прошлые раздражители. «Раздражителями» называются условия ситуации (обстоятельства, в которых действует человек)

Гипотеза ценности

Отражает тот факт, что на выбор вариантов поведения влияет различная ценность поощрения.

Чем более ценным является поощрение, тем вероятнее человек выберет поведение, приводящее к такому поощрению. Гипотеза справедлива, если вероятность получения всех поощрений одинакова.

Гипотеза потребности и пресыщения

Чем чаще в недалеком прошлом человек получал определенное поощрение, тем меньшей ценностью обладает для него такое же дополнительное поощрение. Важно подчеркнуть, что речь идет о недалеком прошлом.

Гипотеза фрустрации и агрессивности

Если действие человека не сопровождается ожидаемым вознаграждением или сопровождается неожиданным наказанием, то человек приходит в состояние фрустрации, в котором находит выход его агрессивность.

Хоманс подчеркивает, что во всех гипотезах речь идет не врожденном, а о заученном поведении.

Пять гипотез не исчерпывают теорию поведения, но они вместе образуют минимальный набор, необходимый для объяснения социального поведения людей.

Критика бихевиоризма

Видный представитель бихевиоризма американский социолог Б. Скиннер в книге «Что такое бихевиоризм» собрал, «расхожие суждения о бихевиоризме, которые по его словам, являются ложными. Скиннер составил целый «каталог» негативных высказываний о бихевиоризме, которые он оспаривает в своей книге. Бихевиоризм, по мнению его критиков, обладает следующими чертами:

1. игнорирует наличие категории сознания, чувственных состояний и душевных переживаний;

2. опираясь на тот аргумент, что все поведение приобретается в течение индивидуальной истории, он пренебрегает врождёнными способностями человека;

3. под человеческим поведением понимает просто совокупность ответных реакций на определённые раздражители, таким образом индивид описывается как автомат, робот, марионетка, машина;

4. не пытается учесть когнитивные процессы;

5. не отводится места для изучения намерений или целевых установок человека;

6. не может объяснить творческие достижения в изобразительном искусстве, музыке, литературе или точных науках;

7. не отводится место индивидуальному ядру личности или его самочувствию;

8. он по необходимости является поверхностным и не в состоянии обращаться к глубинным слоям души или индивидуальности;

9. ограничивается прогнозом и контролем поведения человека, и не касается на этом основании сущности человека;

10. работает с животными, особенно с белыми крысами, а не с человеком, поэтому его картина поведения человека ограничивается теми чертами, которые человек разделяет с животными;

11. результаты, полученные в лабораторных условиях, не применимы к повседневной жизни. То, что высказывается по поводу поведения человека, поэтому есть лишь необоснованная метафизика;

12. наивен и излишне упрощён. То, что выдаётся в качестве действительных фактов, является либо тривиальным, либо уже давно известным;

13. выглядит скорее наукообразным, нежели научным, и скорее подражает естественным наукам;

14. его технические результаты (успехи), достижимы и посредством использования здорового человеческого рассудка;

15. если утверждения бихевиоризма должны иметь силу, то они должны относиться и к бихевиористски ориентированным исследователям. Отсюда, следует то, о чём они говорят, является неверным, поскольку их высказывания обусловлены лишь их способностью делать такие высказывания.

16. «дегуманизирует» человека, он релятивирует всё и разрушает человека как человека;

17. занимается лишь общими принципами, пренебрегая уникальностью каждого индивида;

18. по необходимости антидемократичен, поскольку испытуемые подвергаются манипуляции со стороны исследователя, поэтому его результаты могли бы быть использованы скорее диктатором, чем благонамеренными государственными деятелями;

19. рассматривает абстрактные идеи, например, мораль или правосудие исключительно как фикций;

20. безразлично относится к теплу и многообразию человеческой жизни, несовместим с творческой радостью в изобразительном искусстве, музыке и литературе, а также с истинной любовью к ближнему.

Перечисленные утверждения, полагает Скиннер, представляют собой удивительно неправильное понимание значения и достижений данной научной парадигмы.

Предыдущая12345678Следующая

Человеческое поведение в обществе – это сложное понятие, которое отражает взаимодействие конкретного человека с другими людьми. Это понятие отражает реакцию человека на события, ситуации и поведение других людей. Любой тип человеческого поведения базируется на потребностях человека в общении с социумом, взаимодействии с людьми для того, чтобы достичь своих целей.

Психологи делят поведение человека в обществе на 3 типа: агрессивное, пассивное, и ассертивное. При этом человек может поменять тип поведения, если он захочет измениться. Чаще всего у человека преобладает один тип поведения, который помогает ему проходить через трудности и решать конфликты. Давайте рассмотрим каждый из типов человеческого поведения.

Агрессивное поведение

Агрессивность – это поведение, при котором человек выбирает такие методы для достижения результата, которые нарушают права других людей. Агрессивный человек навязывает свои убеждения и не учитывает интересы остальных. Агрессивное поведение требует больших эмоциональных усилий и энергии.

Такое поведение свойственно людям, которые любят все брать под свой контроль. Отношения с другими людьми построены на негативе. Обычно, люди с агрессивным поведением – это неуверенные и слабые духом личности, целью которых является принижение других людей, чтобы на их фоне стать лучше и увереннее.

Пассивное поведение

Пассивность – это поведение, при котором человек жертвует своими интересами и позволяет остальным нарушать свои права. Пассивный человек не выражает публично свои мысли, эмоции, убеждения. Он постоянно извиняется, оправдывается, говорит тихо и неуверенно. Чужие интересы они ставят выше собственных убеждений.

Чаще всего пассивные люди принимают роль Жертвы и чувствуют себя беспомощными и слабыми. Пассивное поведение, как и агрессивное – это признак неуверенности в себе. Но, в отличие от агрессивного поведения, пассивный человек не берет на себя ответственность за свои действия. Он дает право другим людям принимать за него решения, даже если он точно уверен, что это решение принесет вред.

В основе пассивного поведения лежит страх перед жизненными трудностями, страх принимать решения, страх выделиться из толпы и боязнь ответственности.

Целью пассивного поведение является предотвращение любого конфликта еще на стадии его появления, а также облегчение своей жизни перекладыванием ответственности на других.

Ассертивное поведение

Ассертивность – это выражение своих мыслей и эмоций прямо и уверенно.

Основы социологии и политологии: учебник

Ассертивность – это поведение свойственное уверенным в себе людям. Это «золотая» середина между агрессивным и пассивным поведением.

Ассертивный человек способен отстоять свои права и решать жизненные трудности, при этом, не вступая в конфликт. Он знает то, что ему нужно и говорит об этом открыто, он может с легкостью отказать другому человеку, в ситуации, когда это будет необходимо. Ассертивный человек уважает себя и мнение других людей, но в то же время он не зависит от мнения остальных.

Это способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством социально-нормативного и правового регулирования. Стабилизирующая функция социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Целевая функция системы социального контроля, ее содержание и направленность зависят от исторически обусловленных, социально-экономических, социально-политических, социально-правовых характеристик данной социальной системы, ее места в процессе исторического развития сменяющих друг друга типов общества. Проблема социального контроля составляет часть, аспект центрального вопроса — о взаимоотношении индивида и общества, гражданина и государства.

В процессе социального контроля складываются отношения индивида и общества, которые, однако, более сложны, чем «подгонка» индивидуальных качеств под социальный стандарт. Здесь необходимо учитывать принципиальную особенность функционирования индивидуального сознания в механизме социального управления. Если на уровне общественного сознания социальная информация, ориентирующая действия людей в обществе, передается в виде целостных, внутренне недифференцированных стереотипов нормативно ориентированного поведения, его образцов, то на уровне индивидуального сознания появляется возможность расчленения целостного блока социальной информации (образца поведения) на информацию о целях действия, предлагаемых средствах их достижения. Следовательно, появляется возможность их сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения.

В силу этого на уровне индивидуального сознания формируется возможность таких инноваций (новых позиций, ценностных ориентаций), которые, будучи включены в цикл функционирования социального контроля, могут изменить его характер. Это становится возможным в случае, если индивидуальная инновация получает общественное признание, завоевывает место в системе социальных ценностей. Социальное отношение, существующее в рамках механизма социального контроля между индивидом и обществом, не есть отношение контролирующего субъекта к контролируемому объекту, социальный контроль не есть лишь воздействие общества на индивида, но всегда и неизменно — процесс активного взаимодействия этих, хотя и взаимосвязанных, но различных по характеру элементов.

Индивид и общество (индивид и социальная группа) представляют собой исходные взаимодействующие составные элементы системы социального контроля. Социальный контроль — это процесс взаимодействия этих элементов. Соответственно в схему механизма социального контроля включаются два вида действий, а именно контролируемая деятельность индивидов и контролирующая деятельность общества, его социальных институтов и групп. Государственный (правовой, формальный) контроль определенным образом соотносится с социальным контролем, но не сводится к нему. Социальный контроль представляет собой регулирование социального поведения индивидов с позиций не только политических, правовых, но и других социальных институтов (образования, культуры, морали) иных общностей и групп.

Взаимодействие индивида и общества с точки зрения социального контроля выявляет внутреннюю противоречивость этого взаимодействия. Так. с одной стороны, человек не может обрести индивидуальность, приобрести, сформировать свои социальные качества и свойства вне или помимо общества, только усвоение социальных смыслов и значений позволяет сформироваться личности человека. Если индивид не является продуктом социальной и социокультурной среды, значит он — не человек. С другой стороны, индивидуальность — столь же неотъемлемое свойство человека как и его социальность, он не сможет сохранить и развить свою индивидуальность, если он всего лишь автоматически приспосабливается к образцам культуры. Если человек представляет собой лишь слепок социокультурной среды, значит он — не личность.

Элементы социального контроля

Динамическая модель социального контроля включает в себя следующие основные элементы: индивид; социальная общность (группа, класс, общество); индивидуальное (контролируемое) действие; социальное (контролирующее) действие. Индивидуальное действие и социальное действие соотносятся между собой как контролируемое и контролирующее действия, причем речь идет именно о взаимодействии, а не об однонаправленном контроле без обратной связи. Акт социального (группового) контролирующего действия, выступая в системе социального контроля в виде реакции на индивидуальное (контролируемое) поведение, в свою очередь сам выполняет функцию социального стимула (позитивного или негативного), предопределяющего характер последующих актов индивидуального действия, в силу чего теперь уже эти последние служат реакцией на социальные (контролирующие) действия.

Если индивид (индивидуальное действие) и (социальное действие) служат исходными взаимодействующими элементами системы социального контроля, то особенности такого взаимодействия зависят от ряда важных промежуточных социально-психологических переменных, характеризующих как индивида, так и противостоящую ему социальную группу. В их числе: социальная перцепция, установка восприятия, сквозь призму которой воспринимают социальную реальность, с одной стороны, индивид (индивидуальная перцепция) и, с другой стороны — социальная группа (групповая перцепция). От характера восприятия и оценки ситуации зависит далее формирующаяся на этой основе самооценка индивида и самооценка соответствующей социальной группы.

Оценка ситуации и самооценка — важные социально-психологические показатели, во многом определяющие содержание и направленность актов как индивидуального, так и социального действия. В свою очередь, специфика восприятия социальной ситуации, формирование на этой основе самооценки зависят от характера тех критериев социальных оценок, которые применительно к индивиду образуют индивидуальную шкалу оценок, а к социальной группе — социальную шкалу оценок. Преломляясь через призму этих шкал, группа оценивает действия индивида, а индивид в свою очередь на основе своей шкалы оценивает адресованные ему действия группы (класса, общества).

Полный перечень элементов , образующих систему социального контроля (в его нормативно-психологическом аспекте), включает в себя:

  • индивидуальные действия , проявляющиеся в ходе активного взаимодействия индивида с социальной средой, — акты познавательного и адаптивного характера; эти акты закрепляются или устраняются из поведения в связи с реакцией на них социальной среды (группы, класса, общества в целом). Изначально, взятые сами по себе индивидуальные акты не содержат социальных свойств, качеств. Такими социальными качествами наделяет эти акты социальное целое. Таков первоначальный этап социального контроля;
  • объективно существующая в обществе (в морали, нраве, идеологии, религии) социальная шкала оценок , на основе которой социальное целое оценивает индивидуальные действия. Названная шкала является производной от системы ценностей, идеалов, жизненных устремлений, интересов социальной группы, класса, общества в целом. От этой шкалы оценок зависит реакция общества на индивидуальное действие;
  • социальная категоризация индивидуального акта. Она выступает результатом функционирования социальной шкалы оценок, следствием отнесения этого акта к определенной категории действий (социально одобряемого или социально порицаемого характера);
  • самооценка группы: социальная категоризация индивидуального акта произвол на от характера общественного самосознания, от того, как общество (социальная группа) оценивает себя. Эта самооценка производна от оценки группой социальной реальности, условий се существования, от социальной (групповой) перцепции;
  • результат оценки и категоризации индивидуального действия - социальное действие , т. е. реакция общества, социальной группы на оцененное и категоризированное индивидуальное действие. Такие социальные действия выполняют роль негативных или позитивных санкций;
  • индивидуальная шкала оценок. Она является производной от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида, и от нее зависит реакция индивида на указанные социальные действия;
  • результат функционирования индивидуальной шкалы оценок - самокатегоризация индивида (принятие роли, отождествление себя с определенной категорией лиц);
  • индивидуальное самосознание, в том числе индивидуальная самооценка , оценка индивидом ситуации, в которой он действует (индивидуальная перцепция), определяемые сам о категоризацией. Самооценка, индивидуальная перцепция (восприятие ситуации) предопределяют последующий акт индивидуального действия, служащего теперь уже реакцией лиц определенных категорий на групповое социальное действие (см. рис. 1).

Рис. 1. Механизмы социального контроля

Обратная связь в системе социального контроля

Основная функция социального контроля — поддержание социальной системы в состоянии равновесия путем приведения в норму постоянно возникающих в системе возмущений, отклонений от господствующих ценностей и норм. Если социальный контроль складывается в ходе взаимодействия общества и индивида, то само это взаимодействие принимает форму системы с прямой и обратной функциональными связями. По линии прямой связи осуществляется воздействие на человека социального целого; ответная реакция индивида (индивидов) воздействует на общество, социальное целое по линии обратной связи. Существенным в этом взаимодействии является характер прямой и обратной связей: нейтральный (система сохраняет свои основные характеристики); снижение уровня социальных отклонений; усиление социальных отклонений.

Социальный контроль не может функционировать, отказавшись от дихотомий «добро-зло», «почетно-позорно», «законно- преступно» и т. д. Таков неизбежный элемент общественного сознания, так как поляризуя названные категории, очерчивая и клеймя «зло», наказывая за него, прославляя «добро» и поощряя его, система социального контроля тем самым конкретизирует, подтверждает и укрепляет значимость доминирующих ценностей, охраняемых системой социальных (в том числе правовых) санкций. Ослабление эффекта поляризации, размывание границ между добром и злом, законным и преступным отрицательно сказывается на общественном сознании, может привести в конечном счете к распространению состояния без- нормативности («аномии»).

Вместе с тем действуя в условиях подобной поляризации, система социального контроля может стать контрпродуктивна в случае преобладания в ней завышенной, максимально ригористичной системы оценок социальных отклонений. Это связано с тем, что социальные оценки формируют самосознание, ведут к принятию социально приписываемой роли и к соответствующему такой роли поведению. Обратные связи в социальной системе могут быть отрицательными и положительными. Обратная отрицательная связь в системе социального контроля образуется в случае, когда регулирующее воздействие социальной группы (общества, государства) ведет к снижению уровня социальных отклонений. Положительная обратная связь налицо в случае, когда регулирующее воздействие не только не снижает, но, напротив, усиливает уровень социальных отклонений. Именно такая ситуация возникает в условиях жесткого максимального ригоризма, возникающего в системе социального контроля.

В таких условиях возникает следующая система социального контроля с положительной обратной связью:

  • все более строгая оценка поступков определенного рода ведет ко все более отрицательной самооценке человека;
  • это провоцирует его к совершению поступков, соответствующих его представлению о своей роли;
  • это, в свою очередь, ведет к выработке в сфере морали, права и т. д. еще более строгих определений для таких поступков и, соответственно, к более строгой оценке совершающих их лиц;
  • это вновь ведет к формированию у таких лиц все более негативной самооценки, и т. д.

Система замкнулась. Она функционирует, но, как это понятно, вовсе не в желательном направлении. С каждым новым ее циклом тяжесть и количество отклонений нарастают, что в конечном счете может привести к слому социальной системы данного вида. Система усиления социальных отклонений возникает в случае, когда отклонениям пограничного (маргинального) характера противопоставляется догматическая или экстремистская мера социального реагирования (максимально отрицательная оценка, применение неоправданного насилия). Формула здесь: «применять насилие всегда, когда это только возможно».

Такого рода меры усиливают уровень социальных отклонений, активизируют догматические, экстремистские отклонения, что ведет к росту социальных возмущений, дестабилизации системы социального контроля. Система выравнивания социальных отклонений возникает тогда, когда на имеющиеся отклонения проявляется реакция терпимости: поддерживается тенденция избежать крайних оценок, идет поиск компромисса и минимизация насилия. Такое реагирование помогает стабилизировать ситуацию, ведет к сохранению равновесия в системе социального контроля. Формула здесь: «применять насилие только тогда, когда невозможно не применить его».

Любое общество, стремящееся к процветанию, к тому, чтобы сделать максимально счастливыми максимально большое число своих граждан, обязано подавлять порок, карать за преступления и вознаграждать за добродетель, от чего, в конечном счете, зависит общее благополучие. Там же, где все внимание, вся энергия направлены на подавление пороков, а вознаграждение за добродетель незначительно или отсутствует, там порок неистребим, а общее благополучие недостижимо.

Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов, определяются понятием «социальный контроль».

Социальный контроль - механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. В узком смысле социальный контроль - это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Соц. контроль включает в себя два главных элемента : социальные нормы и санкции. Санкции - любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.

Виды: Неформальный (внутригрупповой) - основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации.

Формальный (институциональный) - основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образо­вание и т. д)

В социологической науке известно4 принципиальные формы социального контроля:

Внешний контроль (Совокупность институтов и механизмов, гарантиру­ющих соблюдение обще­принятых норм поведения и законов)

Внутренний контроль (самоконтроль);

Контроль через отождествление с референтной группой;

Контроль через создание возможностей добиться социально значимых целей средствами, наиболее подходящими для данного человека и одобряемыми обществом (так называемое "множество возможностей").

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, муки совести.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. Выделяют следующие механизмы социального контроля :

изоляцию - изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);

обособление - ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);

реабилитацию - комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

Б.46 Гражданское общество и государство.

Гражданское общество - это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. Признаки гражданского общества: наличие в обществе свободных владельцев средств производства; развитая демократия; правовая защищённость граждан; определённый уровень гражданской культуры, высокий образовательный уровень населения; наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

самоуправление; конкуренция образующих его структур и различных групп людей; свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм; сильная социальная политика государства; многоукладная экономика; большой удельный вес в обществе среднего класса. Состояние гражданского общества, его потребности и цели определяют основные черты и социальное назначение государства . Качественные перемены в структуре гражданского общества, содержании основных сфер его деятельности, неизбежно приводят к изменению характера и форм государственной власти. В то же время государство, обладая относительной самостоятельностью по отношению к гражданскому обществу, может существенно влиять на его состояние. Это влияние, как правило, позитивно, нацелено на поддержание стабильности и прогрессивное развитие гражданского общества. Хотя история знает и противоположные примеры. Государство как особое явление социальной власти имеет качественные признаки. Оно организованно в виде государственного аппарата; осуществляет управление обществом через систему функций и определенными методами. Внешне государство представлено в различных формах. Признаки государства - его качественные черты, выражающие особенности государства по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-управленческие функции в обществе. К основным признакам государства относятся: суверенитет, территориальный принцип осуществления власти, особая публичная власть, неразрывная связь с правом

Б. 47 Массовое сознание и массовое действие. Формы массового поведения.

Массовое сознание - база массовых действий, поведения. Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными (демонстрация, революция, война). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли лидеры, способные возглавить остальных.

Массовое поведение (в том числе и стихийное) - это термин политической психологии, которым обозначают различные формы поведения больших групп людей, толпы, циркуляции слухов, паники и прочих массовидных явлений.

К формам массового поведения относят : массовую истерию, слухи, сплетни, панику, погром, бунт.

массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами (средневековая "охота на ведьм", послевоенная "холодная война", процессы над "врагами народа" в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы "третьей мировой войны" в 60-70 годы, массовая нетерпимость к представителям иной национальности.)

слухи - совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам.

паника - такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Они действуют независимо, как правило, мешая и травмируя друг друга.

погром - коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности.

бунт - собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.

Б. 48. Культура как система ценностей

культура – это система ценностей, накопленная человечеством за многолетнюю историю своего развития. включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Основные элементы культуры: язык,обычаи,традиции,нравы,законы,ценности.

Ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, любовь, дружба. Без ценностей не обходится ни одно общество. Именно ценности являются определяющим элемент культуры, ее ядро. Они выступают как а) желательное, предпочтительное для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д.; б) критерий оценки реальных явлений; в) они определяют смысл целенаправленной деятельности; г) регулируют социальные взаимодействия; д) внутренне побуждают к деятельности. В систему ценностей соц. субъекта могут входить различные ценности:

1 ) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

2 ) универсальные: а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок и т.д.); б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.); в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т.д.);

3 ) партикулярные: а) привязанность к малой родине, семье; б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).

— механизм поддержания общественного порядка посредством нормативного регулирования, подразумевающий действия общества, направленные на предотвращение отклоняющегося поведения, наказание девиантов или их исправление.

Понятие социального контроля

Важнейшим условием и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость социальных действий и социального поведения людей, в отсутствие которой социальную систему ждут дезорганизация и распад. Общество располагает определенными средствами, с помошью которых обеспечивает воспроизводство существующих социальных отношений и взаимодействий. Одним из таких средств является социальный контроль, основная функция которого заключается в создании условий для устойчивости социальной системы, сохранения социальной стабильности и в то же время для позитивных социальных изменений. Это требует гибкости от социального контроля, в том числе способности распознавать позитивно-конструктивные отклонения от социальных норм, которые следует поощрять, и негативно-дисфункциональные отклонения, к которым надо применять определенные санкции (от лат. sanctio — строжайшее постановление) негативного характера, в том числе правовые.

— это, с одной стороны, механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а с другой — социальная практика их использования.

В целом социальное поведение личности протекает под контролем общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида правилам социального поведения в процессе социализации, но и выступают агентами социального контроля, наблюдая за правильностью усвоения образцов социального поведения и их реализации на практике. В этом плане социальный контроль выступает как особая форма и способ социальной регуляции поведения людей в обществе. Социальный контроль проявляется в подчинении индивида социальной группе, в которую он интегрирован, что выражается в осмысленном или спонтанном следовании социальным нормам, предписанным этой группой.

Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных норм и социальных санкций.

Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.

Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальные нормы

Социальные нормы — это социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Поэтому социальные нормы разделяют на правовые нормы, нормы морали и собственно социальные нормы.

Правовые нормы - это нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания.

Нормы морали — неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание или общественное одобрение.

К социальным нормам обычно относят:

  • групповые социальные привычки (например, «не задирай нос перед своими»);
  • социальные обычаи (например, гостеприимства);
  • социальные традиции (например, подчинение детей родителям),
  • общественные нравы (манеры, мораль, этикет);
  • социальные табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство и т.д.). Обычаи, традиции, нравы, табу называются иногда общими правилами социального поведения.

Социальная санкция

Санкция признается основным инструментом социального контроля и представляет собой стимул для соблюдения , выраженный в форме поощрения (позитивная санкция) или наказания (негативная санкция). Санкции бывают формальные, налагаемые государством или специально уполномоченными организациями и лицами, и неформальные, выраженные неофициальными лицами.

Социальные санкции - это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. В этом плане социальные санкции можно назвать охранником социальных норм.

Социальные нормы и социальные санкции представляют собой неразрывно целое, и если у какой-то социальной нормы отсутствует сопровождающая ее социальная санкция, то она теряет свою социально-регулирующую функцию. Например, еще в XIX в. в странах Западной Европы социальной нормой считалось рождение детей только в законном браке. Поэтому незаконнорожденные исключались из наследования имущества родителей, ими пренебрегали в повседневном общении, они не могли заключать достойные браки. Однако общество по мере своей модернизации и смягчения общественного мнения относительно незаконнорожденных стало постепенно исключать неформальные и формальные санкции за нарушение данной нормы. В результате данная социальная норма вообще перестала существовать.

Выделяют следующие механизмы социального контроля:

  • изоляцию — изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);
  • обособление — ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);
  • реабилитацию — комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

Типы социальных санкций

Хотя официальные санкции кажутся более эффективными, на самом деле для человека более важными бывают неформальные санкции. Потребность в дружбе, любви, признании или боязнь насмешек и стыда часто оказываются действеннее, чем ордена или штрафы.

В процессе социализации формы внешнего контроля усваиваются так, что они становятся частью его собственных убеждений. Формируется система внутреннего контроля, именуемая самоконтролем. Типичный пример самоконтроля — муки совести человека, совершившего недостойный поступок. В развитом обществе механизмы самоконтроля превалируют над механизмами внешнего контроля.

Типы социального контроля

В социологии различают два основных процесса социального контроля: применение позитивных или негативных санкций за социальное поведение индивида; интериоризация (от фр. interiorisation — переход извне внутрь) индивидом социальных норм поведения. В связи с этим выделяют внешний социальный контроль и внутренний социальный контроль, или самоконтроль.

Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля — формальный и неформальный.

Формальный социальный контроль , основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах — законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду прежде всего действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.

Неформальный социальный контроль , основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

В процессе социального контроля за нарушение одних социальных норм следует очень слабое наказание, например неодобрение, недоброжелательный взгляд, ухмылка. За нарушение других социальных норм следуют суровые наказания — смертная казнь, тюремное заключение, изгнание из страны. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов, мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.

Внутренний социальный контроль — самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой — в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.

Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.

- это индивидуальная форма психической репрезентации действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание позволяет индивиду рационшшзироватьсвое социальное поведение.

Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности, поступать и вести себя в обществе в соответствии со своими убеждениями.

В процессе социального поведения индивиду приходится постоянно бороться со своим подсознанием, придающим его поведению стихийный характер, поэтому самоконтроль является важнейшим условием социального поведения людей. Обычно самоконтроль индивидов за своим социальным поведением усиливается с возрастом. Но это также зависит от социальных обстоятельств и характера внешнего социального контроля: чем жестче внешний контроль, тем слабее самоконтроль. Более того, социальный опыт показывает, что чем слабее самоконтроль у индивида, тем жестче должен быть по отношению к нему внешний контроль. Однако это чревато большими социальными издержками, поскольку жесткий внешний контроль сопровождается социальной деградацией личности.

Кроме внешнего и внутреннего социального контроля социального поведения индивида выделяют также: 1) косвенный социальный контроль, основанный на идентификации с референтной законопослушной группой; 2) социальный контроль, основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

"Ичалковская средняя школа"

презентация по обществознанию

Социальный контроль

(вопросы кодификатора ЕГЭ)

Ганюшин М.Е.,

учитель истории

высшей квалификационной категории

с. Ичалки

Социальные отношения

Обществознание. Кодификатор вопросов ЕГЭ.

3.9. Социальный контроль

Социальный контроль – система способов воздействия общества на деятельность, поведение человека, социальных групп.

В широком смысле социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе: нравственный, государственный контроль и т.п.

В узком смысле это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Функции социального контроля: охранительная; стабилизирующая (заключается в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений, социальных структур); регулятивная.

Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей

Санкции –поощрение или наказание нацеленные на поддержание социальных норм

формальные и неформальные

формальные и неформальные

позитивные

негативные

правовые

обычаи, традиции

религиозные

моральные

политические

эстетические

этические

Социальный контроль- механизм отношений индивида и общества

    • Поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций (награждение, премирование и т.п.)

Формальные позитивные

    • Благодарность и одобрение неофициальных лиц: друзей, знакомых, коллег (похвала, аплодисменты и т.п.)

Неформальные позитивные

    • Наказание за нарушение правовых норм (штраф, лишение свободы и т.п.)

Формальные негативные

    • Общественное осуждение человека за проступок (брань, отказ подать руку и т.п.)

Неформальные негативные

Социальные санкции

Формы социального контроля

Внутренний (самоконтроль)

Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами

Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости, возникновение чувства вины и как следствие муки совести. Совесть – проявление внутреннего контроля.

Способы реализации социального контроля в группе и обществе:

– через социализацию (социализация, формируя наши желания, предпочтения, привычки и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе);

– через групповое давление (каждый индивид, являясь членом многих первичных групп, должен разделять определенный минимум принятых в данных группах культурных норм и вести себя подобающим образом, в противном случае могут последовать осуждение и санкции со стороны группы, начиная от простых замечаний и кончая изгнанием из данной первичной группы);

– через принуждение (в ситуации, когда отдельный индивид не желает выполнять законы, нормативные регуляторы, формализованные процедуры, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступить, как все).

В зависимости от применяемых санкций методы контроля:

а) прямые: жесткие (инструмент – политические репрессии) и мягкие (инструмент – действие конституции и уголовного кодекса);

б) косвенные: жесткие (инструмент – экономические санкции международного сообщества) и мягкие (инструмент – средства массовой информации);

в) в организациях осуществляется контроль: общий (если руководитель дает подчиненному задание и не контролирует ход его выполнения); детальный (такой контроль называют надзором).

Аномия –

1) состояние общества, при котором для его членов утрачена значимость социальных норм и предписаний, и потому относительно высока частота отклоняющегося и саморазрушительного поведения (вплоть до суицида);

2) отсутствие эталонов, стандартов сравнения с другими людьми, позволяющих оценить свое социальное положение и выбрать образцы поведения, что оставляет индивида в «деклассированном» состоянии, без чувства солидарности с конкретной группой

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для остальных понятий представленного ниже ряда.

1) право; 2) традиции; 3) мораль; 4) социальный контроль; 5) социальные санкции.

1. Запишите пропущенное слово в схеме.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

1) поощрение; 2) наказание; 3) социальная мобильность; 4) социальная норма; 5) социальная санкция; 6) социальная стратификация.

4. Заполните пропуск в таблице «Формы социального контроля»

Внутренний

5. Найдите в приведённом ниже списке формальные позитивные санкции.

1) правительственные награды

2) дружеская похвала

3) государственные премии

4) вручение почётных грамот

5) аплодисменты

6) доброжелательное расположение

6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) социальный контроль; 2) этикет; 3) правовые нормы; 4) поощрение; 5) наказание.

7. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальный контроль опирается на моральные и правовые нормы.

2) Социальный контроль – это совокупность санкций, применяемых к нарушителям социальных норм.

3) Поддержка и поощрение ближайшего окружения – важный механизм социального контроля.

4) Социальный контроль бывает только формальным, в неформальной среде он не действует.

5) Социальные санкции обеспечивают соблюдение социальных норм в обществе.

8. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются формальными негативными санкциями.

1) штраф; 2) предупреждение; 3) отказ подать руку при встрече; 4) выговор; 5) бойкот; 6) арест.

9. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Элементом социального контроля являются социальные нормы.

2) Социальный контроль осуществляют только государственные органы.

3) Социальный контроль служит важным средством предотвращения девиантного поведения.

4) Награждение государственным органом служит примером неформальной позитивной санкции.

5) Внутренний самоконтроль помогает личности выстраивать отношения с другими людьми.

10. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Неформальный социальный контроль осуществляется путём применения только позитивных санкций.

2) Социальный контроль необходим для поддержания стабильности общественной жизни.

3) В зависимости от характера санкций принято различать прогрессивный и регрессивный социальный контроль.

4) Социальный контроль включает совокупность методов и способов, гарантирующих выполнение ролевых требований к индивиду.

5) Социальный контроль обеспечивают соблюдение определённых условий, нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы.

11. Установите соответствие между позитивными санкциями и иллюстрирующими их примерами.

12. Установите соответствие между проявлениями социального контроля и его формами.

13. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Социальный контроль представляет собой механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определённых ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы. (Б) Элементами социального контроля являются социальные нормы и социальные санкции. (В) Данные социологического опроса свидетельствуют о том, что почти 50% респондентов не нарушают норм из-за боязни наказания. (Г) Вызывает недоумение, что почти четверть опрошенных ждёт поощрений за следование нормам. (Д) Думается, социальный контроль эффективен лишь в том случае, когда граждане сознательно следуют принятым нормам.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

14. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется ______ (А). Другой элемент - _________ (Б), под которыми понимают реакцию общества на поведение человека или группы. Они означают либо одобрение и поощрение - ______ (В), либо неодобрение и наказание _______ (Г).

Наряду с внешним контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль, или _______ (Д), в процессе которого большую роль играет ________ (Е), т.е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам.

1) позитивные санкции 6) социальные нормы

2) самоконтроль 7) социальный контроль

3) честь 8) совесть

4) социальные санкции 9) негативные санкции

5) неформальные санкции

15. «Социологи подчёркивают, что социальный контроль может быть ________ (А) лишь в том случае, когда он придерживается "золотой середины" между свободой выбора и ________(Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности ________(В).

Следует также различать внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимается совокупность социальных ________(Г), которые регулируют деятельность людей. Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и ________(Д) при принятии решений. Поэтому важно формировать у людей внутренний контроль, или ________(Е)».

1) самостоятельность 6) общество

2) самоконтроль 7) гражданский

3) эффективный 8) механизм

4) властность 9) статус

5) ответственность

16. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля, и одно предложение, раскрывающее любую функцию социального контроля.

1) смысл понятия, например : социальный контроль – это система способов регулирующего воздействия общества, социальных групп на личность;

2) одно предложение с информацией о структуре социального контроля, например : «Социальный контроль включает социальные нормы и социальные санкции»;

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию социального контроля, например : «Социальный контроль служит поддержанию стабильности социальной системы».

17. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение с информацией о видах социального контроля, опирающейся на знания курса, и одно предложение, раскрывающее особенности одного из видов контроля.

:

1) смысл понятия, например : «механизм поддержания общественного порядка с помощью применения социальных санкций»;

2) одно предложение с информацией о видах социального контро ля: «К видам социального контроля можно отнести самоконтроль, осуществляющийся самим человеком, направленным на себя, и внешний контроль, осуществляемый социальными институтами, группами и отдельными личностями»;

3) одно предложение, раскрывающее особенности одного из видов социального контроля, например : «Внешний контроль бывает формальный, основанный на одобрении или осуждении официальных органов власти и администрации, и неформальный, основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, а также на общественном мнении, которое выражается через обычаи, традиции, средства массовой информации».

18. Несколько школьников вошли в трамвай и заняли все свободные места. Следом сошла пожилая женщина с тяжёлой сумкой. Никто из ребят не уступил ей место. Один из пассажиров трамвая сделал замечание школьникам. Какой вид социальных норм в данном случае стал основой социального контроля? Определите вид (тип) применённой социальной санкции. Приведите ещё один пример санкции этого вида (типа).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Дан ответ на первый вопрос : нормы морали;

2) Указан вид социальной санкции : неформальная негативная;

3) Приведён пример ещё одной подобной санкции : отказ от общения.

19. Коллеги обвинили Никифора в непорядочности и отказались от общения с ним. Какой вид социальных норм в данном случае стал основой социального контроля? Поясните своё мнение. Определите вид (тип) применённой социальной санкции (назовите две её характеристики). Приведите ещё один пример санкции этого вида (типа).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) вид социальных норм : моральные (нравственные);

2) пояснение, например : порядочность – категория морали; речь идёт о неформальной оценке поведения человека с позиций добра и зла;

3) две характеристики санкции :

Неформальная

Негативная;

4) дополнительный пример санкции, допустим : отказ подать руку.

20. Общество не может существовать и развиваться без социального контроля. Укажите две любые функции социального контроля, каждую из которых проиллюстрировав примером.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Указаны две функции социального контроля, а так же иллюстрирующие их примеры, допустим:

1) регуляция общественных отношений (например, моральный контроль регулирует поведение людей с точки зрения представлений о добре и зле)

2) противостояние асоциальному, деструктивному поведению членов общества (например, контроль посредством применения к правонарушителям мер юридической ответственности)

3) координация жизни людей, их групп, объединений (например, согласно нормам конституционного права, в государстве проводятся выборы в органы государственной власти)

4) поощрение социально одобряемого поведения (например, применение к людям, оказавшим волонтерскую помощь пострадавшим от наводнения, мер поощрения и общественного признания)

21. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о социальном контроле / Социальный контроль – совокупность способов воздействия общества на поведение личности и групп.

2) Признаки социального контроля:

б) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

в) коллективное осуществление контроля.

3) Функции социального контроля:

а) регулятивная (регулирование жизни людей);

б) охранительная (сохранение существующих в обществе ценностей и идеалов);

в) стабилизирующая (обеспечение поведения людей в стандартных ситуациях).

4) Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) социальные санкции.

5) Виды (круги) социального контроля:

а) формальный контроль посредством правовых норм;

б) неформальный контроль посредством моральных норм, обычаев, нравов;

в) социальный контроль в профессиональной деятельности;

г) социальный контроль в семье и частной жизни;

6) Неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля, осуществляемого личностью.

22. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль социального контроля в развитии общества».

Один из вариантов плана раскрытия данной темы :

1) Понятие «социальный контроль»

2) Элементы социального контроля:

а) социальные нормы

б) формальные и неформальные, позитивные и негативные санкции

3) Социальный контроль как условие социальной стабильности:

а) социализация индивидов – основная цель и функция социального контроля;

б) социальный контроль как способ обеспечения взаимодействия людей

4) Гибкость социального контроля – необходимое условие изменений в социальной системе

5) Девиантное и делинквентное поведение

Интернет-ресурсы

  • http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=756DF168F63F9A6341711C61AA5EC578 – ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ. Обществознание
  • http://soc.reshuege.ru/ - Решу ЕГЭ
  • https://elhow.ru/images/articles/4/44/4408/inner.jpg - изображение «совесть»
  • http://cs622424.vk.me/v622424569/42a2b/lIPRXgyAvRU.jpg - изображение «борьба добра и зла»
  • https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cffa0e8d12665406fd5e584551705f8b&n=33&h=190&w=272 – изображение «социальный контроль»

Литература

1) ЕГЭ 2016. Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.

2) Обществознание: ЕГЭ-учебник / П.А. Баранов, С.В. Шевченко / Под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2014.

3) Обществознание. 10 класс. Модульный триактив-курс / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014.

Похожие публикации