Участие прокурора в арбитражном процессе. Прокуроры об актуальном в законодательстве По иску прокурора в арбитражный суд

Главной задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов в формах и по основаниям, предусмотренным арбитражным процессуальным законодательством. Участие прокурора в арбитражном процессе представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов.

При этом защита публичных интересов прокурором не означает, что одновременно прокурором не могут защищаться и иные интересы, что вытекает из содержания ч. 4 ст. 52 АПК РФ.

В ст. 52 АПК РФ предусмотрены 2 формы участия прокурора в арбитражном процессе.

Во-первых, возбуждение дела по основаниям, предусмотренным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ . В этом случае прокурор занимает процессуальное положение истца, защищающего публично-правовые интересы.

Во-вторых , согласно ч. 5 ст. 52 АПК РФ по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности .

Прокурор согласно ч. 1 ст. 52 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд 1 инстанции в следующих случаях:

- с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов , ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- с иском о признании недействительными сделок , совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

- с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки , совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

Прокурор не может обращаться в арбитражный суд с исками , связанными с недействительностью сделок должника по специальным основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", в том числе и в случаях, когда должник или кредитор относятся к категориям лиц, поименованным в абзацах третьем и четвертом ч. 1 ст. 52 АПК РФ. Прокурор также не вправе оспаривать сделки, охваченные арбитражным соглашением, поскольку не является стороной такого соглашения, которое предусматривает подведомственность соответствующих споров международному коммерческому арбитражу.

Полномочия прокурора на участие в арбитражном процессе реализуют только определенные должностные лица в системе органов прокуратуры. В частности, согласно ч. 2 ст. 52 АПК РФ в арбитражный суд субъекта Российской Федерации вправе обращаться прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

Прокурор вправе инициировать вопрос о рассмотрении дела в надзорном производстве. Представление в Высший Арбитражный Суд РФ о пересмотре дела в порядке надзора направляет Генеральный прокурор РФ или заместитель Генерального прокурора РФ.

Порядок участия прокурора в случае возбуждения дела в арбитражном процессе

Заявление прокурора оформляется в соответствии с требованиями, установленными гл. 13 АПК РФ; его копии и копии приложенных к нему документов должны быть направлены всем лицам, участвующим в деле. Заявление прокурора в суд должно быть исключительно мотивированным и обоснованным, так как составляется лицами, имеющими юридическое образование. Прокурор освобожден от возмещения каких-либо судебных расходов.

Необходимо соблюдение и других общих правил обращения в арбитражный суд, например, подсудности, субъектного состава участников спора.

Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело в арбитражном суде, характеризуется следующим . Обратившись в арбитражный суд с иском, прокурор в ходе судебного разбирательства первым дает объяснения по делу по существу заявленных требований. Прокурор участвует в исследовании всех материалов дела, вправе участвовать в осмотре на месте, осмотре вещественных доказательств, задавать вопросы всем участникам процесса, в том числе свидетелям, экспертам и т.д.

Если прокурор установит в ходе судебного разбирательства, что дело возбудил необоснованно, то он вправе отказаться от него . Однако такой отказ прокурора от поданного им иска не лишает истца права требовать продолжения процесса.

Порядок участия прокурора в рассмотрении дела, начатого другими лицами

Круг дел, в которые прокурор вправе вступать, ограничен указанными в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 135 АПК РФ при подготовке дела к судебному разбирательству судья рассматривает вопросы о вступлении в дело других лиц, в том числе и прокурора. Вместе с тем АПК РФ не обязывает судью извещать прокурора о возбуждении другими лицами дел, указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, что, однако, на наш взгляд, могло бы быть целесообразным.

Поскольку прокурор не является истцом, то он наделяется общими процессуальными правами и обязанностями, предусмотренными в ст. 41 АПК РФ. В этом случае прокурор вправе знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, участвовать в судебном разбирательстве и разрешении различных вопросов, возникающих по делу.

Лица, участвующие в деле, наделяются правом представления доказательств. Поэтому прокурор, вступающий в уже начатый процесс, также вправе представлять доказательства, но, очевидно, с учетом тех ограничений, которые установлены АПК РФ, например, в ч. 3 и 4 ст. 65 АПК РФ о необходимости раскрытия доказательств и заблаговременного ознакомления с ними других лиц, участвующих в деле.

В отличие от участия в арбитражном процессе путем возбуждения дела прокурор при участии на основании ч. 5 ст. 52 АПК РФ не дает объяснений суду в качестве истца, не имеет специальных прав, указанных в ст. 49 АПК РФ.


32. Представительство в арбитражном процессе: понятие и виды.

К числу участников арбитражного процесса относятся и представители . Они не отнесены к числу лиц, участвующих в деле, поскольку целью их участия в арбитражном суде является защита не собственных интересов, а представляемых ими лиц. Представительство в арбитражном процессе - это выполнение процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица.

Цель представительства в арбитражном суде заключается в необходимости обеспечить защиту прав и законных интересов организаций и граждан как участников арбитражного процесса. Лицо, поручающее представителю ведение дела, называется доверителем или представляемым. В качестве судебного представителя выступает представитель или поверенный, которому поручена защита интересов другого лица.

В соответствии со ст. 59 АПК РФ граждане вправе вести свои дела в арбитражном суде лично или через представителей. Ведение дела лично не лишает гражданина права иметь представителей.

Представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица .

Представителем организаций в арбитражном суде может быть любое дееспособное лицо с надлежаще оформленными и подтвержденными полномочиями на ведение дела, за исключением лиц, указанных в ст. 60 АПК РФ.

Наиболее понятной является классификация в зависимости от оснований возникновения представительства в арбитражном процессе: законное и договорное.

Законное представительство основывается непосредственно на прямом указании закона при наличии определенного фактического состава. Законное представительство возможно в ряде случаев. Во-первых, права и законные интересы недееспособных граждан защищают в арбитражном процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны или попечители. При этом законные представители могут поручить ведение дела в арбитражном суде другому избранному ими представителю.

Согласно ст. 23, 26 и 27 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте с 16 лет наделены дееспособностью (неполной) и могут самостоятельно совершать ряд гражданско-правовых сделок, в том числе в качестве предпринимателей, а также быть членами кооперативов. В этой связи они могут быть сторонами и третьими лицами в арбитражном суде по искам, связанным с их предпринимательской деятельностью (при условии регистрации в качестве предпринимателей) без представителей.

Во-вторых, законное представительство возникает в других случаях, указанных в законах , в частности, в сфере предпринимательских отношений. Так, законное представительство возникает в отношении ликвидируемых организаций , а также организаций, в отношении которых рассматриваются дела о несостоятельности (банкротстве). Так, в соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица в силу ч. 4 ст. 59 АПК РФ выступает в арбитражном суде.

В основе договорного представительства лежит договор поручения (ст. 971-979 ГК РФ), а в определенных случаях - агентский договор (ст. 1005-1011 ГК РФ). Таким образом, договорное представительство возникает только на основании соглашения сторон. В основном договорное представительство интересов граждан и организаций осуществляют адвокаты. При этом в качестве адвокатов в арбитражном процессе могут выступать только лица, получившие статус адвокатов в соответствии с Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

Представителем в арбитражном суде может быть дееспособное лицо с надлежащим образом оформленными и подтвержденными полномочиями на ведение дела, за исключением лиц, указанных в ст. 60 АПК РФ.

Представителями в арбитражном суде не могут быть лица , не обладающие полной дееспособностью либо состоящие под опекой или попечительством. Представителями в арбитражном суде не могут быть судьи, следователи, прокуроры и работники аппарата суда. Данное правило не распространяется на случаи, когда указанные лица выступают в процессе в качестве уполномоченных соответствующих судов, прокуратуры или как законные представители.

Объем полномочий представителя зависит от двух фактических обстоятельств: объема полномочий доверителя и от того, какими полномочиями доверитель наделил поверенного.

Общие полномочия - это такие процессу­альные действия, которые вправе совершать любой представитель, выступая от имени доверителя, независимо от того, оговорены ли они в доверенности. К их числу относятся полномочия по знакомству с материалами дела, снятию копий с материалов дела, заявлению от­водов. представлению доказательств, участию в исследовании дока­зательств и иные (ст. 41 АПК).

Специальные полномочия - это такие полномочия, которые представитель вправе совершать только при указании на них в дове­ренности. Их перечень содержится в ч. 2 ст. 62 АПК.

Полномочияруководителей организаций , действующих от име­ни организаций в пределах полномочий, предусмотренных феде­ральным законом, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами , удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.

Полномочия законных представителей подтверждаются пред­ставленными суду документами, удостоверяющими их статус и пол­номочия.

Полномочия адвоката на ведение дела в арбитражном суде удос­товеряются ордером на исполнение поручения, выдаваемым соот­ветствующим адвокатским образованием в случаях, предусмотрен­ных федеральным законом. Поскольку ст. 61 АПК прямо не требует представления ордера, то согласно п. 2 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской дея­тельности и адвокатуре в РФ» адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Указанный федеральный закон запрещает требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления адвоката в дело.

Полномочия других представителей на ведение дела в арбит­ражном суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором РФ или ФЗ, в ином до­кументе. Полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого, сделанном в судебном заседании, на что указывается в протоколе судебного заседания.


33. Распорядительные действия лиц, участвующих в арбитражном процессе…

Распорядительные действия, осуществляемые участниками процесса , включают в себя как действия по распоряжению предметом иска, так и действия, не направленные непосредственно на распоряжение предметом иска (например, заявление ходатайств, ознакомление с материалами дела).

Право на иск. Право на предъявление искового заявления принадлежит каждому процессуально правоспособному лицу. Оно закреплено в абз. 2 ст. 4 АПК РФ, и отказ от этого права недействителен.Право же на удовлетворение иска принадлежит не всем лицам, а лишь тем, у которых возможности защиты субъективного материального права и удовлетворения иска предусмотрены законодательством.

К числу таких лиц относятся и те, кто имеет материальную заинтересованность в исходе дела (правда, в теории процессуальной науки вопрос о правовых последствиях наличия или отсутствия материальной заинтересованности в исходе дела является спорным).

Эти два элемента, необходимые для удовлетворения исковых требований, должны обязательно присутствовать в совокупности.

Материальная заинтересованность , представляющая собой ожидание правовой выгоды в виде защиты субъективного материального права, присуща не всем лицам, участвующим в деле. Такая заинтересованность присуща только надлежащим истцу и ответчику, а также третьим лицам, заявляющим самостоятельные требования на предмет спора, т.е. таким участникам процесса, которые материально заинтересованы в исходе дела и вправе на законных основаниях ожидать либо удовлетворения исковых требований, либо претерпевания неблагоприятных последствий удовлетворения таких требований. От материальной заинтересованности по делу следует отличать процессуальную заинтересованность , которую имеют все лица, участвующие в деле, и которая состоит в вынесении решения, в отправлении правосудия по конкретному делу.

Действующее арбитражное процессуальное законодательство закрепляет право лица обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав и интересов (ст. 4 АПК РФ), а ст. 34 АПК определяет истца как лицо, предъявляющее иск в защиту своих интересов или в интересах которого предъявлен иск.

Таким образом, отсутствие материальной заинтересованности в исходе дела является основанием для прекращения производства по делу . Отсутствие такого основания в ст. 85 действующего АПК можно считать упущением законодателя. Думается, отсутствие материальной заинтересованности является также препятствием и для участия в деле, поскольку участие в нем ненадлежащего истца должно влечь за собой замену его на надлежащего истца либо на вступление надлежащего истца в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования.

Изменение элементов иска.

Согласно буквальному толкованию ч. 1 ст. 37 АПК истец вправе изменить основание или предмет иска. Изменение предмета или основания иска - качественное изменение, не имеющее с ранее существовавшим большой доли сходства, это новое требование по существу или новое обоснование требования. Изменяя одну часть иска, невозможно полностью изменить другую его часть, поскольку это уже не изменение, а заявление нового иска. Следовательно, другая часть иска просто дополняется или исправляется.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации под изменением элементов иска также понимает качественное их изменение: под изменением предмета иска - изменение материально - правового требования истца к ответчику, а под изменением основания иска - изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику.

В законе не содержится указаний на время , в течение которого истец может реализовать свое право на изменение иска в суде первой инстанции. Следовательно, можно согласиться с существующим мнением о том, что такое право должно быть предоставлено истцу уже в процессе подготовки дела к судебному разбирательству.
Истец вправе изменять элементы иска сколько угодно раз на всем протяжении рассмотрения дела по существу, до принятия арбитражным судом решения по делу. Количество возможных изменений основания или предмета иска законодателем не ограничено.

Отказ истца от иска не прекращает материального требования истца к ответчику, но означает, что истец по каким-либо причинам отказывается от дальнейшего производства по делу, от удовлетворения в принудительном судебном порядке, обеспеченном силою государства, своего притязания (на которое он предположительно имеет право), от взыскания с ответчика причитающегося ему (истцу) по делу. Истец, отказываясь от иска, отказывается не от своего материального права и не от права на обращения в суд за судебной защитой, а от взыскания в конкретном случае причитающегося ему по делу . Можно даже сказать, что прекращается спор между сторонами в пользу ответчика.
Необходимо обратить внимание и на процессуальную форму, в которую должен облекаться отказ истца от иска. Действующий АПК обоснованно предусматривает оформление отказа истца от иска постановлением о прекращении производства по делу.

Суд не принимает отказ от иска , если это противоречит законам и иным нормативным актам или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 4 ст. 37 АПК). Думается, что ответчик, интересам которого не соответствует отказ истца от иска, вправе в судебном заседании заявить о своем несогласии с осуществлением истцом такого распорядительного действия, и суд обязан в этом случае рассмотреть дело по существу согласно ч. 4 ст. 37 АПК. Отказаться от иска истец может в любой инстанции арбитражного суда , причем отказ может последовать как от основного, так и от встречного иска.

Отказу истца от иска соответствует право ответчика признать иск полностью или частично (ч. 2 ст. 37 АПК). Проблема признания иска также долгое время являлась спорной. В результате дискуссий ученых - процессуалистов был сделан вывод, что необходимо разграничивать признание иска как распорядительный акт и признание как доказательство . Данная позиция нашла свое отражение и в действующем арбитражном процессуальном законодательстве путем закрепления двух институтов признания: распорядительного акта только ответчика (ст. 37 АПК) и признания фактов лицами, участвующими в деле (ст. 70 АПК).

Главной задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов в формах и по основаниям, предусмотренным арбитражным процессуальным законодательством.

Участие прокурора в арбитражном процессе представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов наряду с защитой таких интересов государственными органами и органами местного самоуправления. При этом защита публичных интересов прокурором не означает, что одновременно прокурором не могут защищаться и иные интересы, что вытекает из содержания ч. 4 ст. 52 АПК РФ.

Следует иметь в виду, что участие прокурора в арбитражном процессе полностью подчиняется регламенту, установленному АПК РФ, и происходит в соответствии с ним. Прокурор в суде не осуществляет функций надзора, а выступает в качестве одного из лиц, участвующих в деле. Об этом прямо сказано в ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации"*(76), согласно которой полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством.

2. Формы участия прокурора в арбитражном процессе

В ст. 52 АПК РФ предусмотрены 2 формы участия прокурора в арбитражном процессе.

Во-первых, возбуждение дела по основаниям, предусмотренным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. В этом случае прокурор занимает процессуальное положение истца, защищающего публично-правовые интересы.

Во-вторых, согласно ч. 5 ст. 52 АПК РФ по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности. Здесь речь идет о тех случаях, когда прокурор не является истцом по делу, а вступает в уже начатый другим лицом арбитражный процесс. В доктрине процессуального права и по аналогии с ГПК РФ (ч. 3 ст. 45) можно говорить о даче прокурором заключения по делу. В этом случае прокурор наделяется всеми правами лица, участвующего в деле, указанными в ст. 41 АПК РФ, однако не имеет специальных прав сторон, указанных в ст. 49 АПК РФ.

Еще по теме § 4. Прокурор в арбитражном процессе 1. Задачи и цели участия прокурора в арбитражном процессе:

  1. § 1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ АДВОКАТУРЫ И АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. § 4. Прокурор в арбитражном процессе 1. Задачи и цели участия прокурора в арбитражном процессе
  3. Если процесс может быть уподобляем работе механизма, то рукоятью этого механизма является иск. Н.Н.Полянский
  4. Участие в арбитражном процессе прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих в защиту прав других лиц, и иных заинтересованных лиц

Рассмотрение дел в первой инстанции означает разрешение экономических споров и иных дел по существу. Перечень дел (неисчерпывающий) по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, установлен ст. 27-33 АПК РФ. Судами первой инстанции могут быть арбитражные суды низшего и высшего звеньев системы федеральных арбитражных судов: арбитражные суды субъектов РФ и Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 34 АПК РФ).

Участие прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами урегулировано в ст. 40 и 52 АПК РФ. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

  • с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований:
  • с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований.

Обращение в Высший Арбитражный Суд РФ направляет Генеральный прокурор РФ или его заместитель, в арбитражный суд субъекта РФ направляют также прокурор субъекта РФ или его заместитель и приравненные к ним прокуроры или их заместители (ч. 1-2 ст. 52 АПК РФ). Других форм участия прокуратуры в арбитражном процессе арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено. В этой связи в юридической литературе высказывались суждения о том, что лишение прокуратуры возможности вступить в арбитражный процесс для дачи заключения по делу «выглядит более чем странным на фоне провозглашения принципа законности одним из основных принципов в деятельности арбитражных судов» 1 Гражданский процесс: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.А. Мусина, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота. М.: ПРОСПЕКТ, 1999. С. 399. .

Однако, на наш взгляд, ничего странного здесь нет, поскольку прокуратура при рассмотрении дел в арбитражных судах не осуществляет функции надзора, на что мы уже неоднократно обращали внимание читателя.

В арбитражный суд субъекта РФ исковое заявление подается прокурором или заместителем прокурора субъекта РФ и приравненными к ним прокурорами или их заместителями.

Генеральный прокурор РФ или его заместитель вправе подать исковое заявление также в Высший Арбитражный Суд РФ. В информационном письме «О документах, подтверждающих полномочия прокуроров на участие в заседании арбитражного суда по рассмотрению дел, возбужденных по искам прокуроров» от 9 июля 1996 г. № С1-7/ОП-403 2 Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. № 11. С. 89. практика представления доверенностей руководителей прокуратур на участие прокуроров в заседаниях арбитражных судов была признана не соответствующей действующему законодательству. Было разъяснено, что для участия прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами первой инстанции достаточно иметь служебное удостоверение. Если же прокурором предъявлен иск в арбитражный суд иного субъекта РФ, «то указанный прокурор извещает соответствующего прокурора и уведомляет об этом арбитражный суд. На основании такого извещения и служебного удостоверения указанные выше прокуроры участвуют в заседании».

В юридической литературе высказано суждение о том, что прокурор не только наделен правом участия в заседаниях арбитражных судов, но и в некоторых случаях даже должен «принимать участие в арбитражных процессах, следить за законностью и обоснованностью принимаемых решений» 3 См.: Радченко М.Ю. Арбитражные споры: Справочник практикующего юриста. М.: Новый Юрист. 1998. С. 55. .

Подобный вывод практически получил подтверждение в приказе Генерального прокурора РФ «О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе» № 59 от 24 октября 1996 г., определившим, что безусловно необходимо вмешательство прокурора для защиты государственных и общественных (публичных) интересов в случаях:

  • выявления правонарушений, для устранения которых законодательство обязывает прокурора обратиться с иском:
  • занятия запрещенными видами деятельности либо занятия коммерческой деятельностью, на осуществление которой необходимо специальное разрешение (лицензия), когда оно отсутствует или просрочено;
  • наличия данных о недействительности оспариваемых сделок и о ничтожности сделок, не соответствующих требованиям закона, а также совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности;
  • нарушений природоохранительного законодательства, связанных с причинением ущерба здоровью людей и окружающей природной среде;
  • невыполнения обязательств в пользу государства, если это привело или могло привести к срыву крупных инвестиционных проектов, целевых программ;
  • несоответствия учредительных документов юридических лиц требованиям законодательства и нарушения установленного порядка их образования и государственной регистрации.

Основание для такого суждения содержится и в Арбитражном процессуальном кодексе РФ 2002 г. В частности, в ч. 5 ст. 52 Арбитражном процессуальном кодексе РФ указано, что прокурор вправе участвовать в арбитражном судопроизводстве «в целях обеспечения законности». Данный прием законотворчества представляется несовершенным и вступает в противоречие с положениями ст. 5 АПК РФ.

В письме Высшего Арбитражного Суда РФ «Об исках прокуроров государств, входивших в СССР» от 7 июля 1993 г. № С-13/ОП-218 разъяснено, что право прокуроров государств, входивших ранее в СССР, на предъявление исков в арбитражные суды РФ арбитражным процессуальным законодательством не установлено. Поэтому при поступлении исковых заявлений прокуроров государств, ранее входивших в СССР, в принятии их к рассмотрению следует отказывать, а по принятым исковым заявлениям прекращать производство по делам 4 Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. М.: Юристъ. 1998. С. 106. . В.М. Шерстюк в этой связи считает, что следует отказывать в принятии исковых заявлений по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 107 АПК РФ 1995 г. (нужно было бы сослаться на подп. 1 п. 1.), а уже возбужденное производство прекращать на основании п. 1 ст. 85 АПК РФ 5 В.М. Арбитражный процесс в вопросах и ответах (комментарии, рекомендации, предложения по применению Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). М.: Городец, 2000. С. 83-84. . На это же указывает и В.С. Анохин 6 Анохин В.С. Арбитражное процессуальное право России: Учебник. М.: ВЛАДОС. 1999. С. 177-178. . В действующем Арбитражном процессуальном кодексе РФ аналогичные отношения урегулированы в п. 1 ч. 1 ст. 129.

Исковое заявление подается прокурором в арбитражный суд в письменной форме. В исковом заявлении должны быть указаны (ч. 2 ст. 125 АПК РФ):

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин - его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;
  • требование истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;
  • обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
  • цена иска, если иск подлежит оценке;
  • расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
  • сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
  • сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;
  • перечень прилагаемых документов.

К исковому заявлению прилагаются: уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования; копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска и другие документы (ст. 126 АПК РФ).

Прокурор, подавший исковое заявление, несет обязанности и пользуется правами истца, кроме права на заключение мирового соглашения (ч. 3 ст. 52 АПК РФ). В юридической литературе указывается, что прокурор является «особым истцом», так как он «не участник спорного материальною правоотношения. Поэтому к прокурору не может быть предъявлен встречный иск, он не вправе заключать мировое соглашение, его отказ от иска не влечет прекращения производства по делу. У прокурора особый интерес к возбуждению дела, определяемый его должностным положением и необходимостью защиты публично-правовых интересов в арбитражном суде». Кроме того, к иску прокурора не применяются требования об уплате государственной пошлины и принятии мер к непосредственному урегулированию спора. Поэтому отсутствует необходимость в приложении к исковому заявлению документов, подтверждающих уплату государственной пошлины. На прокурора, предъявившего иск, возлагается обязанность направления другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют (ч. 3 ст. 125 АПК РФ).

До рассмотрения судьей вопроса о принятии искового заявления прокурор вправе отказаться от предъявленного им иска. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу. Отказ истца от иска, который был предъявлен в его интересах прокурором, влечет оставление иска без рассмотрения (ч. 4 ст. 52 АПК РФ). В юридической литературе высказано суждение, что норма, закреплявшаяся в ч. 4 ст. 41 АПК РФ (аналогичная норма закреплена в ч. 4 ст. 52 АПК РФ 2002 г.), являлась «неудачной новеллой в процессуальном законодательстве: если прокурор предъявляет иск самостоятельно и независимо от воли заинтересованных лиц, то распоряжаться предметом спора может только он» 7 Арбитражный процесс: Учебник для юридических вузов и факультетов. - 4-е изд., испр. и доп. / Под ред. М.К. Треушникова и В.М. Шерстюка. М.: Королей. 2000. С. 127. .

Вопрос о принятии искового заявления судья решает единолично в пятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд. О принятии искового заявления арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу (ст. 127 АПК РФ).

Арбитражный суд первой инстанции после принятия заявления к производству выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и указывает действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле (в том числе и прокурору), и сроки их совершения. На подготовку дела к судебному разбирательству может быть указано в определении о принятии заявления к производству (ч. 1 ст. 133 АПК РФ). Подготовка дела к судебному разбирательству проводится судьей единолично по каждому делу, находящемуся в производстве арбитражного суда первой инстанции, в целях обеспечения его правильного и своевременного рассмотрения (ч. 2 ст. 133 АПК РФ). Подготовка дела к судебному разбирательству должна быть завершена в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, проведением предварительного судебного заседания (ст. 134 АПК РФ). Судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству. Копии определения о назначении дела к судебному разбирательству направляются лицам, участвующим в деле, в том числе и прокурору (ст. 137 АПК РФ).

Дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу, если Арбитражным процессуальным кодексом РФ не установлено иное (ст. 152 АПК РФ). Разбирательство дела осуществляется в заседании арбитражного суда, которое открывает председательствующий в нем судья (ст. 153 АПК РФ). Лица, участвующие в деле (в том числе и прокурор), обращаются к арбитражному суду со словами «Уважаемый суд!» стоя и дают свои объяснения и показания стоя (ст. 154 АПК РФ). Прокурор вправе обращаться с заявлениями и ходатайствами об истребовании новых доказательств, а также по другим вопросам.

После исследования всех доказательств, председательствующий судья выясняет у лиц, участвующих в деле (в том числе и у прокурора), имеются ли у них дополнительные материалы по делу. При отсутствии таких заявлений председательствующий судья объявляет исследование дела законченным и арбитражный суд удаляется для принятия решения (ст. 166 АПК РФ). Решение принимается арбитражным судом при разрешении спора по существу (ст. 167 АПК РФ). Решение суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если прокурором не подана апелляционная жалоба. В случае подачи прокурором апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. Решения Высшего Арбитражного Суда РФ и решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов вступают в законную силу немедленно после их принятия (ст. 180 АПК РФ).

Решения арбитражного суда, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы прокурором в арбитражный суд апелляционной инстанции, а решения, вступившие в законную силу, - в арбитражный суд кассационной инстанции (ст. 181 АПК РФ).

В соответствии со ст. 17 АПК РФ дела в арбитражных судах апелляционной инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей. При коллегиальном рассмотрении дел один из судей председательствует в судебном заседании. Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции регламентировано в ст. 257-272 (глава 34) АПК РФ.

В заседании арбитражного апелляционного суда могут участвовать на основании служебного удостоверения прокурор соответствующего субъекта РФ или его заместитель, а также старший помощник, помощник прокурора, старший прокурор, прокурор управления, отдела, на что было обращено внимание в упоминавшемся выше информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 1996 г. № С1-7/ОП-403.

Апелляционная жалоба может быть подана прокурором в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. До истечения срока для подачи апелляционной жалобы дело не может быть истребовано из арбитражного суда (ст. 259 АПК РФ).

В апелляционной жалобе должны быть указаны:

  1. наименование арбитражного суда, в который подается апелляционная жалоба;
  2. наименование лица, подавшего жалобу, и других лиц, участвующих в деле;
  3. требования лица, подающего жалобу, и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты;
  4. обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства;
  5. перечень прилагаемых к жалобе документов. Апелляционная жалоба подписывается прокурором.

Прокурор, подавший апелляционную жалобу, направляет другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционной жалобы и приложенных к ней документов, которые у них отсутствуют (ст. 260 АПК РФ).

Апелляционная жалоба принимается к производству арбитражного апелляционного суда (ч. 1 ст. 261 АПК РФ). Прокурор, подавший апелляционную жалобу, вправе отозвать ее до начала судебного заседания (ст. 262 АПК РФ).

Арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу на решение арбитражного суда первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие судебного акта, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Если апелляционная жалоба поступила в арбитражный суд апелляционной инстанции до истечения срока подачи, срок ее рассмотрения исчисляется со дня истечения срока подачи апелляционной жалобы. Установленный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

Арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу на решение арбитражного суда первой инстанции в срок, не превышающий месяца со дня поступления жалобы в арбитражный суд апелляционной инстанции, включая срок на подготовку к судебному разбирательству и принятие судебного акта (ст. 267 АПК РФ).

Арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело, вправе:

  • оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу прокурора без удовлетворения;
  • отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт;
  • отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части (ст. 269 АПК РФ).

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы принимается постановление, которое подписывается всеми судьями (ст. 271 АПК РФ).

Правовую основу участия прокуратуры в рассмотрении дел арбитражными судами кассационной инстанции составляют Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 273-291 АПК РФ.

Арбитражными судами кассационной инстанции являются только суды среднего звена системы федеральных арбитражных судов - федеральные арбитражные суды округов (ст. 26 ФКЗ РФ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и ст. 274 АПК РФ).

В заседании федерального арбитражного суда округа при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт, принятый по иску, предъявленному прокурором, участвует прокурор, предъявивший иск, или прокурор субъекта РФ по месту нахождения федерального арбитражного суда округа, либо старший помощник, помощник прокурора, старший прокурор, прокурор управления, отдела этих прокуратур (информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 1996 г. № С1-7/ОП-403).

Кассационная жалоба подается прокурором в арбитражный суд в письменной форме. Кассационная жалоба подписывается прокурором (ч. 1 ст. 277 АПК РФ).

В кассационной жалобе прокурором должны быть указаны:

  1. наименование арбитражного суда, в который подается кассационная жалоба;
  2. наименование лица, подающего жалобу, с указанием его процессуального положения, а также других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
  3. наименование арбитражного суда, принявшего обжалуемое решение, номер дела и дата принятия решения, предмет спора;
  4. требования лица, подающего жалобу, о проверке законности обжалуемого судебного акта и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение;
  5. постановление со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства; перечень прилагаемых к жалобе документов (ч. 2 ст. 277 АПК РФ).

Кассационная жалоба подписывается прокурором. Прокурор, подавший кассационную жалобу, направляет ее копии вместе с приложенными иными документами другим лицам, участвующим в деле. К кассационной жалобе прилагаются: копия обжалуемого судебного акта; документы, подтверждающие направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копии кассационной жалобы и документов, которые у них отсутствуют (ч. 4 ст. 277 АПК РФ).

В соответствии со ст. 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции вправе.

  • оставить решение арбитражного суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу прокурора без удовлетворения;
  • отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой или апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяются арбитражным судом кассационной инстанции;
  • отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменены или изменены, если этим судом нарушены нормы процессуального права, являющиеся основанием для отмены решения, или выводы, содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам;
  • отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение другого арбитражного суда первой или апелляционной инстанции в пределах одного и того же судебного округа, если указанные судебные акты повторно проверяются арбитражным судом кассационной инстанции и содержащиеся в них выводы не соответствуют установленным фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам;
  • оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений;
  • отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы прокурора арбитражным судом кассационной инстанции принимается постановление, которое подписывается всеми судьями, участвующими в заседании арбитражного суда (ст. 289 АПК РФ).

Правовую основу участия прокуратуры в пересмотре судебных актов арбитражных судов в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам составляют Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и главы 36 и 37 АПК РФ.

В юридической литературе высказано суждение, что «сохранение надзорного производства в системе обжалования судебных постановлений арбитражных судов носит временный характер», так как в связи «со стабилизацией судебной системы, материального и процессуального законодательства, судебной практики необходимость в надзорном производстве отпадает, поскольку наличие апелляционного и кассационного обжалования судебных постановлений позволит в полной мере гарантировать заинтересованным лицам право на судебную защиту».

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в России могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ по представлению прокурора .

Лица, участвующие в деле, в том числе и прокурор, и иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права.

Лицо, полагающее, что нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, вправе в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора также изложить требование о присуждении ему компенсации.

Представление прокурора о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта (ст. 292 АПК РФ).

Арбитражным судом, рассматривающим дела в качестве надзорной инстанции, является только один элемент состава Высшего Арбитражного Суда РФ как высшего звена системы федеральных арбитражных судов - Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Надзорное производство возбуждается на основании представления прокурора, а также на основании заявлений иных лиц, участвующих в деле (ч. 1 ст. 293 АПК РФ).

Представление прокурора должно быть в письменной форме и в нем должны быть указаны:

  • наименование лица, подающего представление, с указанием его процессуального положения, наименования других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
  • данные об оспариваемом судебном акте и наименование принявшего его арбитражного суда; данные о других судебных актах, принятых по данному делу; предмет спора;
  • основания, предусмотренные ст. 304 АПК РФ и доводы лица, подающего представление, с указанием оснований для пересмотра судебного акта со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, подтверждающие, по мнению заявителя, нарушение или неправильное применение норм материального права и (или) норм процессуального права, повлекшее за собой существенные нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • перечень прилагаемых к представлению документов (ч. 2 ст. 294 АПК РФ).

В представлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты лиц, участвующих в деле, и их представителей и иные сведения, необходимые для рассмотрения дела.

Представление прокурора о пересмотре судебного акта в порядке надзора направляется непосредственно в Высший Арбитражный Суд РФ. Вопрос о принятии представления прокурора к производству рассматривается единолично судьей Высшего Арбитражного Суда РФ в пятидневный срок со дня поступления в Высший Арбитражный Суд РФ (ч. 2 ст. 293 и ст. 295 АПК РФ).

Высший Арбитражный Суд РФ вправе возвратить представление прокурору.

Представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора рассматривается коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда РФ в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле, в срок, не превышающий месяца со дня поступления представления в Высший Арбитражный Суд РФ или со дня поступления в Высший Арбитражный Суд РФ дела, если оно было истребовано из арбитражного суда.

При рассмотрении представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора арбитражный суд определяет, имеются ли основания дня пересмотра оспариваемого судебного акта и присуждения компенсации, исходя из доводов, содержащихся в представлении, а также из содержания оспариваемого судебного акта.

При наличии оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, суд выносит определение о передаче дела для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора, а также для решения вопроса о присуждении компенсации и в пятидневный срок со дня вынесения определения направляет его в Президиум ВАС РФ вместе с заявлением или представлением и истребованным из арбитражного суда делом (ст. 299 АПК РФ).

В случае, если при рассмотрении представления будет установлено, что при отсутствии предусмотренных ст. 304 АПК РФ оснований имеются иные основания для проверки правильности применения норм материального права или норм процессуального права, суд может направить дело на рассмотрение в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что данный судебный акт не пересматривался в порядке кассационного производства.

Президиум Высшего Арбитражною Суда РФ принимает дела к своему рассмотрению в порядке очередности их поступления, в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Лицо, обратившееся с представлением в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, может участвовать в его заседании. Дело докладывается судьей Высшего Арбитражного Суда РФ - докладчиком по данному делу. Лица, участвующие в деле, вправе давать устные объяснения после выступления судьи-докладчика. Первым дает объяснение лицо, обратившееся с представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

По результатам рассмотрения дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ вправе:

  • оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а представление - без удовлетворения;
  • отменить судебный акт полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд, судебный акт которого отменен или изменен;
  • отменить судебный акт полностью или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение;
  • отменить судебный акт полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения полностью или в части;
  • оставить без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов;
  • присудить компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или отказать в ее присуждении (ст. 305 АПК РФ).

Таким образом, производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора фактически состоит из двух этапов. Первый этап - от момента поступления представления прокурора в Высший Арбитражный Суд РФ до его рассмотрения коллегиальным составом судей ВАС РФ в судебном заседании. Рассмотрение дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ будет составлять содержание второго этапа. Подобный порядок надзорного производства присущ и иным видам судопроизводств (гражданскому, уголовному).

Еще одной формой пересмотра судебных актов арбитражных судов является пересмотр судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу по вновь открывшимся обстоятельствам , который урегулирован главой 37 АПК РФ.

Основанием дня пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам являются (ст. 311 АПК РФ):

  • существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
  • установленные вступившим в законную силу приговором суда фальсификация доказательства, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;
  • установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного дела;
  • отмена судебного акта арбитражного суда, или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу;
  • признанная вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда или суда общей юрисдикции недействительной сделка, повлекшая за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;
  • признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд РФ;
  • установленное Европейским судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения, по которому заявитель обращался в Европейский суд по правам человека.

Заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам подается в арбитражный суд в письменной форме и подписывается подающим его лицом или его представителем, уполномоченным на подписание (ст. 313 АПК РФ). Это заявление арбитражный суд рассматривает в судебном заседании в срок, не превышающий месяца со дня его поступления в арбитражный суд.

Заявитель и другие лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для рассмотрения заявления (ст. 316 АПК РФ).

По результатам рассмотрения заявления о пересмотре вступивших в законную силу решения, постановления, определения по вновь открывшимся обстоятельствам арбитражный суд или принимает решение, постановление об удовлетворении заявления и отмене ранее примятого им судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, или выносит определение об отказе в удовлетворении заявления (ст. 317 АПК РФ).

Ряд направлений, по которым прокурорам следует предъявлять иски, отмечен в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 24 октября 1996 г. № 59 «О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе». Участие прокуроров в арбитражном процессе в данном приказе рассматривается Генеральной прокуратурой РФ как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деятельности. Поэтому предлагается использовать обращение с исками в арбитражные суды в целях оперативного и реального пресечения и устранения правонарушений, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и затрагивающих государственные и общественные интересы, а также для возмещения причиненного ущерба, привлечения виновных к установленной законом ответственности.

Согласно п. 2 данного приказа при решении вопросов о подготовке и предъявлении исков предлагается считать безусловно необходимым вмешательство прокурора для защиты государственных и общественных (публичных) интересов в случаях:

  • выявления правонарушений, для устранения которых законодательство обязывает прокурора обратиться с иском (по делам приватизации, несостоятельности);
  • занятия запрещенными видами деятельности либо занятия коммерческой деятельностью, на осуществление которой необходимо специальное разрешение (лицензия), когда оно отсутствует или просрочено;
  • наличия данных о недействительности оспоримых сделок и ничтожности сделок, не соответствующих требованиям закона, а также совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности;
  • нарушении природоохранительного законодательства, связанных с причинением ущерба здоровью людей и окружающей природной среде;
  • невыполнения обязательств в пользу государства, если это привело или могло привести к срыву крупных инвестиционных проектов , целевых программ;
  • несоответствия учредительных документов юридических лиц требованиям законодательства и нарушения установленного порядка их образования и государственной регистрации .

При подготовке исков в интересах предприятий, организаций и граждан-предпринимателей предлагается предъявлять подобные иски в первую очередь в защиту интересов государственных и муниципальных предприятий, в том числе федеральных казенных предприятий, когда они сами по объективным причинам не могли обратиться с иском либо такое обращение не последовало из-за недобросовестности руководителей и других должностных лиц . Иски в интересах иных юридических лиц следует предъявлять в случаях нарушения не только прав истцов, но и ущемления государственных и общественных (публичных) интересов (срывы выпуска социально значимой продукции, нарушение нормальной эксплуатации объектов транспорта энергетики, оборонного комплекса, медицинских, образовательных учреждений, создание предпосылок экологических катастроф, серьезных социальных конфликтов и др.).

В качестве субъектов, имеющих право обращаться с иском в арбитражные суды субъектов РФ, в ст. 41 АПК названы только прокуроры либо заместители прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры и их заместители. Согласно ст. 11 Федерального забавна «О прокуратуре в Российской Федерации» ряд специализированных прокуратур приравнен по статусу к прокуратурам субъектов РФ. В этой связи в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 июня 1994 г. № С1-7/ОП-460 «О предъявлении специализированными прокуратурами исков в арбитражные суды» разъяснено, что Генеральный прокурор РФ может образовывать специализированные Прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей. Так, действующие в единой централизованной системе прокуратуры Российской Федерации органы военной прокуратуры относятся к категории специализированных прокуратур. Помимо военных прокуратур к специализированным прокуратурам, наделенным правами областных, относятся ряд природоохранных и транспортных прокуратур. Возглавляющие их прокуроры и их заместители пользуются правами прокуроров областей и их заместителей.

В то же время в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 июля 1993 г. № С-13/ОП-218 «Об исках прокуроров государств, входивших в СССР » разъяснено, что право прокуроров государств, входивших ранее в СССР, на предъявление исков в арбитражные суды Российской Федерации АПК не установлено. Такое право в отношении прокуроров стран– участниц СНГ не установлено и Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, подписанным в Киеве 20 марта 1992 г. В настоящее время до заключения соответствующих соглашений указанные иски не подлежат рассмотрению в арбитражных судах Российской Федерации. При поступлении исковых заявлений прокуроров государств, ранее входивших в СССР, в принятии их к рассмотрению следует отказывать, а по принятым исковым заявлениям прекращать производство по делам.

Порядок участия прокурора и ведения дела в арбитражном процессе

Порядок участия прокурора и ведения дела в арбитражном процессе. Заявление прокурора должно быть оформлено в соответствии с требованиями, установленными гл. 14 АПК; его копии и копии приложенных к нему документов должны быть направлены всем лицам, участвующим в деле. При этом прокурор должен отразить в заявлении не только фактические основания для возбуждения дела, но и правовые основания, т.е. сослаться на конкретные нормы материального и процессуального права. Заявление прокурора в суд должно быть исключительно мотивированным и обоснованным, так как составляется лицами, имеющими юридическое образование. Прокурор освобожден от возмещения каких-либо судебных расходов. В соответствии с ч. 2, 3 ст. 4 АПК прокурор имеет право обращаться в арбитражный суд без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров.

Необходимо соблюдать и другие общие правила обращения в арбитражный суд. Необходимо соблюдать все правила подведомственности, в том числе и связанные с субъектным составом участников спора. Так, если иск прокурора подается одновременно в защиту прав организации, то она должна быть наделена правами юридического лица. На прокуроре лежит бремя доказывания в арбитражном суде обоснованности его требований, поскольку такая обязанность возложена на него в силу состязательного характера процесса.

От имени прокуратур субъектов РФ в арбитражном процессе могут выступать различные должностные лица. Данное положение разъяснено в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 1996 г. № С1-7/ОП-403 «О документах, подтверждающих полномочия прокуроров на участие в заседании арбитражного суда по рассмотрению дел, возбужденных по искам прокуроров». В заседании арбитражного суда субъекта РФ (в первой и апелляционной инстанциях) на основании служебного удостоверения могут участвовать прокурор субъекта РФ или его заместитель, предъявившие иск, старший помощник, помощник прокурора, старший прокурор, прокурор управления , отдела. Если прокурором предъявлен иск в арбитражный суд другого субъекта РФ, то указанный прокурор извещает соответствующего прокурора и уведомляет об этом арбитражный суд. На основании такого извещения и служебного удостоверения указанные выше прокуроры участвуют в заседании.

В заседании федерального арбитражного суда округа при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт, принятый по иску, предъявленному прокурором, участвуют прокурор, предъявивший иск, или прокурор субъекта РФ по месту нахождения федерального арбитражного суда округа, либо вышеуказанные работники этих прокуратур.

Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело в арбитражном суде, характеризуется следующим. Обратившись в арбитражный суд с иском, прокурор в ходе судебного разбирательства первым дает объяснения по делу по существу заявленных требований. Прокурор участвует в исследовании всех материалов дела, вправе участвовать в осмотре на месте, осмотре вещественных доказательств , задавать вопросы всем участникам процесса, в том числе свидетелям , экспертам и т.д.

Если прокурор в ходе судебного разбирательства установит, что дело возбудил необоснованно, то он вправе отказаться от него. Однако такой отказ прокурора от поданного им иска не лишает заинтересованное лицо права требовать продолжения процесса. Согласно ч. 4 ст. 41 АПК отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истцa права требовать рассмотрения дела по существу. Только отказ самого истца (стороны в спорном материальном правоотношении) от иска, который предъявлен в его интересах прокурором, влечет оставление иска без рассмотрения (ч. 5 ст. 41 АПК).

Таким образом, прокурор является особым истцом. Он не участник спорного материального правоотношения. Поэтому к прокурору нe может быть предъявлен встречный иск, он не вправе заключить мировое соглашение, его отказ от иска не влечет прекращения производства по делу. У прокурора особый интерес к возбуждению дела, определяемый его должностным положением и необходимостью защиты публичноправовых интересов в арбитражном суде.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе


Утратил силу на основании
приказа Генпрокуратуры России от 7 июля 2017 года N 473
____________________________________________________________________


В целях обеспечения полного и эффективного решения органами прокуратуры задач в арбитражном процессе, руководствуясь п.1 ст.17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" ,

приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и иным специализированным прокурорам рассматривать участие прокуроров в арбитражном процессе как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов.

2. Считать, что основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в арбитражном процессе, являются:

участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) прокуроров, в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, в том числе по заявлениям о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

рассмотрение обращений о вступлении в дела, производство по которым возбуждено по указанным в ч.1 ст.52 АПК РФ искам (заявлениям) иных лиц;

участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) иных лиц, в случае принятия Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем, прокурором субъекта Российской Федерации (его заместителем), военным прокурором военного округа (флота) (его заместителем) решения о вступлении в дело в порядке ч.5 ст.52 АПК РФ в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;

участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено на основании заявлений прокуроров о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам, указанным в ст.52 АПК РФ , от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлечённых к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях;

апелляционное, кассационное обжалование судебных постановлений по арбитражным делам, перечисленным в ст.52 АПК РФ , и иным делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор, а также внесение представления о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора.

3. Участвующим в арбитражном процессе прокурорам работу по поддержанию исков (заявлений) в арбитражных судах строить в тесном взаимодействии с подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним прокуратур, а также прокурорами городов и районов, приравненными к ним военными прокурорами, подготовившими проект иска (заявления) и обеспечившими его направление в суд.

Считать обязательным предварительное согласование исков (заявлений), подготовленных структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним прокуратур, со структурным подразделением соответствующей прокуратуры, обеспечивающим участие прокуроров в арбитражном процессе.

4. Прокурорам, участвующим в рассмотрении дел арбитражными судами, тщательно готовиться к судебному заседанию. До начала судебного разбирательства детально изучать материалы, послужившие основанием для обращения в суд с иском (заявлением), оценивать имеющиеся в них доказательства на предмет их достаточности и необходимости представления дополнительных доказательств.

5. Обязательно участвовать в предварительном заседании на стадии подготовки к судебному разбирательству дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) прокуроров, а также в судебном разбирательстве указанных дел в первой, апелляционной и кассационной инстанциях.

6. Участие в судебных заседаниях, за исключением процессов по делам по заявлениям прокуроров городов и районов о привлечении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, обеспечивать, как правило, соответствующему структурному подразделению прокуратур субъектов Российской Федерации, военных и иных приравненных к ним прокуратур по месту нахождения арбитражного суда, рассматривающего дело.

С учётом положений ст.153_1 АПК РФ прокурору, инициировавшему иск (заявление) в арбитражном суде другого субъекта Российской Федерации, при наличии в соответствующем арбитражном суде технической возможности осуществления видеоконференцсвязи своевременно ходатайствовать перед судом об участии в судебном заседании путём использования систем видеоконференцсвязи.

При обращении Генерального прокурора Российской Федерации либо его заместителя, прокурора субъекта Российской Федерации с иском (заявлением), апелляционной либо кассационной жалобой в арбитражный суд другого субъекта Российской Федерации (если в деле не будет обеспечено непосредственное участие либо участие путём использования систем видеоконференцсвязи представителя прокуратуры, направившей иск (заявление) в арбитражный суд) копии представленных в суд материалов направлять соответствующему прокурору субъекта Российской Федерации с извещением о необходимости участия в процессе представителей данной территориальной прокуратуры, о чём также информировать арбитражный суд.

Прокурору, получившему такое извещение, обеспечить участие представителя органов прокуратуры в процессе при рассмотрении арбитражных дел, возбуждённых по инициативе Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителя или прокурора другого субъекта Российской Федерации. При этом принять во внимание, что правом на изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска обладает прокурор, предъявивший иск. В этой связи прокурору, участвующему в деле по иску (заявлению) другого прокурора, при возникновении обстоятельств, указывающих на необходимость совершения перечисленных процессуальных действий, незамедлительно информировать об этом прокурора, инициировавшего иск (заявление). После получения указанной информации прокурору, предъявившему иск (заявление), совершать данные процессуальные действия самостоятельно либо в письменной форме предоставлять полномочия на их совершение прокурору, участвующему в деле.

7. Участие прокурора в рассмотрении арбитражным судом дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям), правовым основанием для предъявления которых явились нарушения законодательства о противодействии коррупции либо законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, обеспечивать сотрудникам соответствующих структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации, военной прокуратуры военного округа (флота), подготовивших иск (заявление) в суд.

8. Прокурорам городов и районов (их заместителям), приравненным к ним военным прокурорам, возбудившим дело об административном правонарушении, подведомственное арбитражному суду, одновременно с направлением в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности и прилагаемых к нему документов высылать копии заявления и документов в прокуратуру субъекта Российской Федерации, военную прокуратуру округа (флота) для обеспечения участия прокурора в процессе, а также информировать об этом арбитражный суд.

9. Обеспечить участие прокурора по делам об оспаривании нормативных правовых актов во всех судебных инстанциях независимо от того, кем подано заявление в арбитражный суд - прокурором или иными лицами (чч.1 , 2 ст.52 АПК РФ).

10. Принять во внимание, что по делам, указанным в ч.1 ст.52 АПК РФ , прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

При решении вопроса о вступлении в дело исходить из его актуальности и сложности.

11. Прокурорам, участвующим в арбитражном процессе, в целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, во всех необходимых случаях ставить перед судом вопрос о принятии обеспечительных мер, заявлять ходатайства о приостановлении действия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, если такие ходатайства не были заявлены на стадии предъявления иска (заявления).

12. Участвующим в деле прокурорам своевременно реагировать на допущенные судом ошибки. Обжаловать в апелляционном и кассационном порядке незаконные и необоснованные судебные решения. Требования в жалобах формулировать с учётом полномочий судов апелляционной и кассационной инстанций, предусмотренных ст.269 , 287 АПК РФ .

При необходимости заявлять перед арбитражным судом кассационной инстанции ходатайство о приостановлении исполнения решения, постановления, принятых судами первой и апелляционной инстанций.

Во всех случаях обжалования судебных постановлений другими участниками арбитражного процесса и отсутствия оснований для принесения жалобы (представления) участвующему в деле прокурору направлять в суд соответствующей инстанции отзыв на жалобу.

13. Прокурору, участвующему в деле, надлежащим образом формировать наблюдательное производство, в котором должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов: иска (заявления), отзывов на него, документов, подтверждающих обоснованность заявленных требований, протоколов судебных заседаний, состоявшихся судебных актов, апелляционных, кассационных жалоб и отзывов на них, а также копии материалов дела, на которые имеются ссылки в жалобе (представлении) прокурора.

14. Копии вступивших в законную силу судебных актов по искам (заявлениям) прокурора для контроля за их исполнением незамедлительно передавать должностному лицу прокуратуры, осуществляющему организацию надзора за деятельностью судебных приставов по исполнению судебных актов.

15. При рассмотрении обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по делам, предусмотренным ч.1 ст.52 АПК РФ , руководствоваться требованиями ст.273 , , , 304 АПК РФ , судебной практикой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, решениями Конституционного Суда Российской Федерации и судебной практикой Европейского Суда по правам человека.

При отказе в удовлетворении обращения составлять мотивированное заключение, о принятом решении сообщать заявителям.

При наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора обращаться с проектом представления к Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю. Проект представления составлять с учётом требований чч.2 и 3 ст.294 АПК РФ . В подтверждение доводов, изложенных в представлении, прилагать к нему надлежащим образом сформированное наблюдательное производство.

16. Проект представления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре судебного акта в порядке надзора по искам (заявлениям) прокурора направлять Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия по делу последнего судебного акта. Иметь в виду, что данный срок не является пресекательным, однако преследует цель обеспечить соблюдение процессуальных сроков при подаче представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

17. Подготовку и направление в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора по арбитражным делам осуществлять управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора).

18. При наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора по арбитражным делам по заявлениям прокурора о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности прокурору, направившему такое заявление в арбитражный суд, самостоятельно обращаться как лицу, участвующему в деле, в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

19. При отсутствии оснований для пересмотра в порядке надзора судебного акта прокурору, которому отказано в удовлетворении требований, составлять мотивированное заключение.

20. Принять во внимание, что в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации участвует Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместитель или по их поручению представители управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо управления обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора).

Учитывать, что в силу положений процессуального законодательства прокурор, предъявивший иск (заявление) в арбитражный суд, вне зависимости от участия в деле представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации вправе ходатайствовать перед Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об участии в заседании по пересмотру состоявшихся по делу судебных актов в порядке надзора, переданных в высшую судебную инстанцию как по своему заявлению (представлению), так и по заявлениям иных лиц, участвующих в деле, посредством использования систем видеоконференцсвязи.

21. При получении прокурором, участвовавшим в деле, определения о передаче арбитражного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора по жалобе лиц, участвующих в деле, незамедлительно направлять в управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо в управление обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора) надлежащим образом сформированное наблюдательное производство, а также копии указанного определения и извещения о дате заседания.

22. Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры, отраслевым управлениям и отделам прокуратур субъектов Российской Федерации при осуществлении общего руководства деятельностью нижестоящих прокуроров по реализации полномочий в арбитражном процессе регулярно (не реже одного раза в полугодие) анализировать практику участия прокуроров в арбитражном процессе, в том числе качество участия прокуроров в рассмотрении судами дел в различных судебных инстанциях, обоснованность поданных жалоб (представлений).

Использовать результаты анализа для совершенствования деятельности подчинённых прокуроров, обеспечивать их материалами организационно-методического характера, распространять положительный опыт работы по реализации полномочий в арбитражном процессе. Проводить учебно-методические занятия по повышению деловой квалификации работников нижестоящих прокуратур, их стажирование.

23. Оценивать деятельность прокуроров по участию в арбитражном процессе исходя из качества поддержания в суде предъявленных прокурором исков (заявлений), эффективности апелляционного и кассационного обжалования судебных актов по арбитражным делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор, обоснованности представлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов.

26. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, военным прокурорам, прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчинённых работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.Чайка

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Законность,
N 7, 2012 год

Похожие публикации