Закон 713 о регистрации. Закон о регистрации по месту жительства с последними изменениями

Как сняться с регистрационного учета по месту жительства? Этих способов два , и оба вполне законны,так как регулируются правилами, включенными в Административный регламент проведения учетных действий (Приказ ФМС РФ от 11.09.2012 №288 (ред. от 19.01.2015 г.).

Суть снятия с регистрационного учета, согласно п.129 Админ. регламента, такова:

  • непосредственно перед выездом из прежнего пункта оформить аннулирование регистрации;
  • переехать на новое место жительства и одновременно с пропиской выписаться со старого адреса (так называемая выписка «по запросу»).

Удобнее второй способ снятия с регистрации: посещать регистрационные органы только ради снятия с учета не нужно, а самое главное, что в этом случае просрочка между прописками невозможна, так как предварительной выписки не было, и отсчет времени в 7 дней не начинается.

Дата аннулирования прописки будет та, которая зафиксирована в момент подачи бумаг на новую прописку (п. 133 Админ. регламента).

Куда обращаться?

Где снять с регистрации по месту жительства или по месту пребывания себя и своих родных? Куда идти?

Вне зависимости от способа, меняющему дислокацию гражданину нужно проделать ряд операций, которые быстрее реализовать , если точно знать, куда идти и что писать.

Снять с регистрационного учета человека можно в одном из органов, которые уполномочены производить такие действия:

  • паспортный отдел жилищной организации, обслуживающей дом.

Все специальные процедуры, а также принятие окончательного решения относительно регистрации и ее прекращения находятся в юрисдикции миграционной службы .

Остальные органы только собирают бумаги, передают работникам ФМС и, получив готовые результаты, выдают заявителям услуг.

При выписке до переезда, то есть по старому адресу, следует в произвольной форме написать заявление с просьбой аннулировать учет по месту жительства и указать подробный адрес своего нового нахождения (п. 135 Админ. регламента).

Нижняя отрывная часть бланка формы №6 называется «Заявление о снятии с регистрационного учета». Если процедура происходит одновременно с постановкой на учет, то заполнять нужно и верхнюю, и нижнюю части бланка.

В этом случае сотрудники органов, принявших бумаги в новом пункте обитания гражданина, отправят отрывной талон в ФМС по старому адресу (п. 129 Админ. регламента).

В адресный листок убытия сведения об отбывающем гражданине должны вписываться сотрудниками, но часто, чтобы уложиться в отведенные на прием одного заявителя 15 минут, бланк выдают самому переезжающему для заполнения граф собственноручно им.

Куда подавать документы? Бумаги примут в едином окне любого из органов, перечисленных выше.

Сроки и стоимость


Сколько длится аннулирование регистрации? Если человек обратится именно в подразделение ФМС, то снять его с учета обязаны в 3-дневный срок с даты принятия у него бумаг (п. 22 Админ. регламента).

При посещении других органов этот срок увеличится еще на 3 дня, которые даются для переправки документов в отделение Федеральной миграционной службы.

Если результат будет готов раньше, то сотрудники свяжутся с заявителем по телефону и проинформируют его о том, что учетные действия закончены, и паспорт можно забрать.

Сколько стоит снять с прописки? Госуслуга по прекращению прописки выполняется безвозмездно , госпошлина по такой услуге не предусмотрена.

Как понять, что ты снят с регистрационного учета? Какие документы выдаются? После окончания процедуры снятия с учета уезжающий человек получит обратно свой паспорт с оттиском штампа о прекращении регистрации по старому адресу (п. 18, 139 Админ. регламента).

Если проводились одновременно прописка и выписка, то в паспорт поставят сразу два штампа.

Особенности и нюансы

Законом разрешается после окончания учетных действий по прекращению прописки выдать на руки гражданину по его просьбе копию его заявления с оттиском штампа на обороте (п. 129 Админ. регламента).

Если человек выписался до переезда, а прибыв на новую квартиру, обнаружил, что листок убытия утерян , то отказать в прописке по новому адресу по этой причине не имеют права.

Интересно также и то, что граждан, которые в заявлении на прекращение регистрации вписали один адрес, а переехали жить в совершенно другую местность, наказывать никто не будет – это допустимо (п. 94 Админ. регламента).


Уведомить миграционные органы о перемене места жительства – обязанность , которая не доставляет никаких проблем.

Выписаться можно как до переезда, так и после, совместив прописку по новому адресу с выпиской по старому, при этом неважно, как далеко находится новая квартира, на соседней улице или в совершенно другом регионе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

27. Регистрация по месту пребывания граждан, обратившихся в Министерство внутренних дел Российской Федерации или его территориальные органы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, производится на основании выдаваемого указанными органами направления на временное поселение.

Регистрация вынужденных переселенцев по месту жительства осуществляется на основании документов, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил.

28. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.

29. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних граждан с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания.

29.1. Регистрация граждан, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, по месту пребывания в общежитиях производится органами регистрационного учета на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, заверенного должностными лицами организации, осуществляющей образовательную деятельность, указанными в пункте 4 настоящих Правил, и документа, удостоверяющего личность заявителя.

Документы в органы регистрационного учета представляются должностными лицами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, ответственными за регистрацию, в течение 3 дней со дня предоставления гражданину места в общежитии.

Информация об изменениях:

г) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;

д) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;

ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда;

Информация об изменениях:

36. Наниматель (собственник) жилого помещения вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте проживания гражданина без регистрации при личном обращении, по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал.

37. Нарушение срока уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина без регистрации влечет за собой ответственность нанимателя (собственника) жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. N 72 Правила дополнены разделом VII

VII. Особенности взаимодействия между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и органами регистрационного учета

38. При наличии технической возможности взаимодействие между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры) и органами регистрационного учета в электронной форме осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Взаимодействие органа регистрационного учета и многофункционального центра в электронной форме по вопросу регистрации и снятия с регистрационного учета граждан по месту пребывания или по месту жительства осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и соглашением о взаимодействии (далее - соглашение). Соглашение заключается органом регистрационного учета и уполномоченным многофункциональным центром субъекта Российской Федерации.

В случае отсутствия технической возможности взаимодействие между многофункциональными центрами и органами регистрационного учета осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 11 и настоящих Правил. При этом сторона, не имеющая технической возможности для организации взаимодействия в электронной форме, принимает меры, направленные на обеспечение такой возможности, а также определяет дату перехода к взаимодействию в электронной форме, которая фиксируется в соглашении.

39. Состав и формат сведений, передаваемых с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия органом регистрационного учета и уполномоченными должностными лицами многофункциональных центров, устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

40. Многофункциональный центр не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения гражданина, направляет в электронной форме сведения, содержащиеся в документах, указанных в пунктах 9 и настоящих Правил, в орган регистрационного учета.

41. В случаях, предусмотренных абзацем пятым пункта 9 или абзацем седьмым пункта 16 настоящих Правил, уполномоченное должностное лицо многофункционального центра в день поступления заявления о регистрации по месту пребывания либо по месту жительства запрашивает в электронной форме в государственных органах, органах местного самоуправления информацию о документах, указанных в абзаце пятом пункта 9 или абзаце седьмом пункта 16 настоящих Правил соответственно.

Сведения, содержащиеся в документах, необходимых для регистрации гражданина, включая информацию, полученную в ответ на предусмотренный абзацем первым настоящего пункта запрос, направляются многофункциональным центром в электронной форме в орган регистрационного учета не позднее следующего рабочего дня после получения ответа на запрос, но не позднее 6 рабочих дней со дня обращения гражданина.

При отсутствии у многофункционального центра технической возможности для направления запроса, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, документы передаются в орган регистрационного учета в порядке, предусмотренном пунктами 11 и настоящих Правил, для направления запроса в государственные органы, органы местного самоуправления.

42. Указанные в пунктах 40 и настоящих Правил необходимые для регистрации гражданина сведения, включая сведения, содержащиеся в заявлении установленной формы, и сведения, содержащиеся в документе, являющемся основанием для временного проживания гражданина, или документе, являющемся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица многофункционального центра и вместе со сведениями, необходимыми для заполнения адресных листков прибытия и форм статистического учета, направляются с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в орган регистрационного учета.

43. Орган регистрационного учета регистрирует гражданина не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления сведений из многофункционального центра.

44. Сведения о регистрации гражданина, свидетельстве о регистрации по месту пребывания, свидетельстве о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью

45. Свидетельство о регистрации по месту пребывания и свидетельство о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, оформляются многофункциональным центром в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 250 "Об утверждении требований к составлению и выдаче заявителям документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, направленных в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, и к выдаче заявителям на основании информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, документов, включая составление на бумажном носителе и заверение выписок из указанных информационных систем", по формам, установленным Министерством внутренних дел Российской Федерации.

46. Отметка о регистрации в паспорте гражданина, а также выдача свидетельства о регистрации по месту пребывания, свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, производятся уполномоченным должностным лицом многофункционального центра не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от органа регистрационного учета сведений о регистрации, свидетельстве о регистрации по месту пребывания, свидетельстве о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста.

47. Многофункциональный центр направляет в электронной форме сведения, содержащиеся в заявлении о снятии с регистрационного учета по месту жительства, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица многофункционального центра, вместе со сведениями, необходимыми для заполнения адресных листков убытия и форм статистического учета, в орган регистрационного учета с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения гражданина.

Орган регистрационного учета снимает гражданина с регистрационного учета по месту жительства не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления сведений от многофункционального центра.

Сведения о снятии гражданина с регистрационного учета по месту жительства подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа регистрационного учета и направляются органом регистрационного учета с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в многофункциональный центр.

Отметка о снятии с регистрационного учета по месту жительства в паспорте гражданина производится уполномоченным должностным лицом многофункционального центра не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от органа регистрационного учета сведений о снятии с регистрационного учета.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2014 г. N 809 Правила дополнены приложением

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам регистрации и снятия
граждан Российской Федерации
с регистрационного учета по месту
пребывания и по месту жительства
в пределах Российской Федерации

(форма)

УВЕДОМЛЕНИЕ
о проживании гражданина Российской Федерации в жилом помещении

/--\ /--\ | | Уведомление о проживании гражданина Российской Федерации по | | \--/ месту пребывания / по месту жительства (ненужное зачеркнуть) \--/ В орган регистрационного учета ______________________________________ 1. Сведения о лице, подлежащем постановке на регистрационный учет /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ Фамилия | || || || || || || || || || || || || || || || || || || || | | || || || || || || || || || || || || || || || || || || || | \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ Имя | || || || || || || || || || || || || || || || || || || || | | || || || || || || || || || || || || || || || || || || || | \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ Отчество | || || || || || || || || || || || || || || || || || || || | | || || || || || || || || || || || || || || || || || || || | \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ Гражданство | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ /-\/-\ /-\/-\ /-\/-\/-\/-\ Дата число | || | месяц | || | год | || || || | рождения | || | | || | | || || || | \-/\-/ \-/\-/ \-/\-/\-/\-/ /-\ /-\ Пол мужской \-/ женский \-/ /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ Место | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | рождения: | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | государство \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ область, /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ край, | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | республика, | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | автономный \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ округ /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ район | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ город или | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | другой | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | населенный \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ пункт /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ /-\/-\/-\/-\ /-\/-\/-\/-\ Документ, вид| || || || || || || |серия| || || || | N| || || || | удостоверяющий | || || || || || || | | || || || | | || || || | личность \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ \-/\-/\-/\-/ \-/\-/\-/\-/ /-\/-\ /-\/-\ /-\/-\/-\/-\ Дата выдачи число | || | месяц | || | год | || || || | | || | | || | | || || || | \-/\-/ \-/\-/ \-/\-/\-/\-/ /-\/-\ /-\/-\ /-\/-\/-\/-\ Дата прибытия число | || | месяц | || | год | || || || | | || | | || | | || || || | \-/\-/ \-/\-/ \-/\-/\-/\-/ 2. Сведения о месте пребывания / месте жительства (ненужное зачеркнуть) Область, /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ край, | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | республика, | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | автономный \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ округ /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ Район | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ Город или | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | другой | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | населенный \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ пункт /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ Улица | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ /-\/-\/-\/-\ /-\/-\/-\/-\ /-\/-\/-\/-\ /-\/-\/-\/- Дом| || || || |Корпус| || || || |Строение| || || || |Квартира| || || || | || || || | | || || || | | || || || | | || || || \-/\-/\-/\-/ \-/\-/\-/\-/ \-/\-/\-/\-/ \-/\-/\-/\- Тел. _______________________ 3. Сведения о лице, предоставляющем жилое помещение /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ Фамилия | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ Имя | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ Отчество | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ Подпись ___________________ "___" ______________ _____ г.

Настоящим подтверждается, что гражданин (фамилия, имя, отчество)
в установленном порядке уведомил о проживании по адресу: ___________
гражданина (фамилия, имя, отчество) ________________ без регистрации.
"___" ______________ _____ г.
(фамилия, имя, отчество, подпись лица, принявшего уведомление)

Перечень
лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713)
(в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 2014 г. N 809)

1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.

2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.

3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами.

4. Уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.

Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, а также другие особенности миграции и смены места проживания, предусматривается Федеральным законом № 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”.

Поправки, внесенные в закон о регистрации граждан РФ по месту жительства

Федеральный закон № 5242-1, предусматривающий права граждан РФ на свободу перемещений и правила прописки по месту жительства, был подписан президентом и вступил в силу 25.06.1993 года.

Последние изменения в законодательстве о миграции и прописке были введены 6.04.2017 года с принятием закона № 65-ФЗ. Редакция коснулась изложения пятой статьи. Помимо этого, Госдумой вносились корректировки в Федеральный закон №224. Подробнее об этом читайте

Статья 5 предусматривает следующие условия осуществления регистрации гражданина по месту проживания и снятия его с учёта:

  • Регистрация по месту нахождения производится в течении 90 дней с момента прибывания гражданина на новое жилое место. Снятие с регистрационного учёта по месту жительства для данной процедуры не требуется;
  • Если квартира или жилой дом находится в том же населённом пункте, где гражданин зарегистрирован по месту жительства, он вправе не производить запись о пребывании;
  • Также регистрирование о пребывании можно не оформлять в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, если запись по месту жительства оформлена в одном из населённых пунктов соответствующего федерального округа;
  • Регистрация по месту пребывания производится органами миграционного учёта в течение трёх дней с момента предоставления гражданином необходимых для данной процедуры документов, и в течение восьми дней, если бумаги отправляются в электронном формате;
  • В ряде учреждений (санаторий, пансионат, гостиница, медорганизации, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.) процедура регистрации и снятия с места проживания производится управляющими лицами организации по дате прибытия и убытия;
  • При выявлении нарушений правил регистрации по месту проживания, миграционные органы снимают гражданина с учёта и применяют к нему штрафные санкции.

Гражданин может быть освобождён от обязанности постоянной регистрации по месту проживания, если срок его пребывания составляет меньше 90 дней. В этом случае необходимо оформить временную прописку.

Порядок регистрации граждан РФ по месту жительства

Процедура осуществления прописки по месту проживания для российских граждан состоит из следующих шагов:

  • Составление заявления о снятии с регистрационного учёта с текущего места прописки.
  • Далее необходимо пройти процедуру снятия с учёта. Для этого требуется явиться с необходимыми документами в федеральную миграционную службу или другой компетентный орган, осуществляющий данные процедуры по месту жительства. На базе предоставленных бумаг составляется лист выбытия, после чего гражданин заполняет форму для прописки, которая подтверждает факт снятия с регистрационного учёта.
  • Следующим шагом является подача документов в соответствующие органы для регистрации по новому месту долгосрочного пребывания. Помимо пакета документов, в регистрационное учреждение ФМС должны прийти все члены семьи от 14 лет, которые участвуют в перерегистрации. После проверки бумаг, если они правильно заполнены, их передают главе отделения, который осуществляет прописку и указывает в какой срок можно забрать документы;
  • Оформленные бумаги выдаются любому члену семьи, проходящему процедуру регистрации, под роспись.

Правила регистрации по месту жительства устанавливаются следующими законодательными актами:

  • Законом № 5242-1 “О праве граждан на свободу передвижения”;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Жилищный кодекс РФ;
  • Постановление правительства РФ № 713 от 17.07.1995 “Об утверждении правил регистрирования”.

В субъектах Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные особенности процедуры регистрации, однако перечисленные шаги являются основными и действуют на территории всей страны и её субъектов.

Читайте также о последних изменениях в ФЗ № 181

Сроки

Согласно законодательству № 5242-1, регистрационные органы службы миграции обязаны в течение трёх дней произвести регистрацию гражданина на новом месте и выдать в течение этого срока его паспорт с соответствующей пометкой о месте прописки.

Для регистрации можно обратиться в следующие учреждения:

  • Отделение Федеральной миграционной службы;
  • Отделение МВД, которое осуществляет функции ФМС, если она отсутствует в населённом пункте;
  • Паспортный стол;
  • Многофункциональный центр;

В соответствии с законом о прописке, граждане вправе выбирать на своё усмотрение организацию для осуществления прописки.

В соответствии со статьёй 19.15.1 КоАП РФ, проживание без временной или постоянной регистрации — недопустимо. Прописка является обязательной для всех.

При выявлении отсутствия регистрации, административным кодексом предусматриваются следующие штрафные санкции:

  • 3 тысячи рублей для проживающего;
  • 5 тысяч рублей для хозяина жилой площади;
  • в Москве и Санкт-Петербурге штраф составляет 5 и 7 тысяч рублей соответственно.

В соответствии со статьёй 322.2 УК РФ, в случае фиктивной прописки гражданина РФ или иностранца, для владельца квартиры или другого лица, совершившего правонарушение, устанавливаются следующие меры наказания:

  • штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей или трёхгодичной заработной платы;
  • исправительные работы на протяжении до трёх лет с ограничениями на отдельные виды деятельности;
  • заключение на срок до 3 лет.

Если правонарушитель самолично сообщает о фиктивной регистрации, он может быть освобождён от штрафных санкций.

Проживание без прописки допускается только в случае, если жилец является близким родственником хозяина квартиры или зарегистрирован в том же городе.

Список документов

Перечень документов, необходимых для регистрации по новому месту жительства, устанавливается статьёй 6 настоящего законодательства.

Список требуемых бумаг:

  • Удостоверение личности;
  • Заявление;
  • Листки о выбытии и прибытии;
  • Документы, которые подтверждают право прописки (договор аренды или собственности).
  • Разрешение на регистрацию, если гражданин не является собственником жилья.

В заявлении на регистрацию необходимо указать следующую информацию:

  • Полное название организации, в которую оно подаётся;
  • Контактные данные заявителя и собственника жилья (фамилия, имя, отчество, номер телефона);
  • Адрес квартиры или дома;
  • Основания для прописки;
  • Сведения о выселении с предыдущего жилья;
  • Подпись владельца жилого помещения.

Образец заявления (форма № 6) можно скачать .

Скачать действующую редакцию закона

Для детального ознакомления с положениями закона № 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” можно скачать актуальную редакцию документа

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 1

В соответствии с российским законодательством регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства - это государственная услуга. Оказание данной услуги возложено на государственные органы, а именно на территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС). Тем не менее и управляющие многоквартирными домами должны выполнять функции по ведению регистрационного учета. В настоящей статье рассмотрим, какие права и обязанности есть у ТСЖ, управляющих организаций и самих собственников в сфере регистрационного учета граждан.

Нормативная база и основные понятия

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:

  • Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее - Закон о свободе передвижения);
  • Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
  • Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее - Регламент регистрации).

Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 - только территориальные органы ФМС).

Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Таким образом, понятия "органы регистрационного учета" и "ответственные за регистрацию граждан" не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Ответственные за регистрацию лица

Приведем этот Перечень.

  1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
  2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
  3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
  4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

Исходя из представленного Перечня, можно сделать вывод, что за регистрационный учет граждан, проживающих в многоквартирном доме, отвечает управляющий этим домом либо сами собственники (в случае непосредственного управления). Остается вопрос, кто же конкретно осуществляет предусмотренные Законом действия по регистрационному учету граждан. В управляющей организации это может быть паспортист, отвечающий только за регистрационный учет. Это особенно актуально, если в управлении организации находится не один многоквартирный дом. Что касается ТСЖ, представляется нецелесообразным нанимать специального человека, который будет отвечать за учет граждан. В одном многоквартирном доме с такими функциями может справиться, например, бухгалтер или сам председатель товарищества. Зачастую именно бухгалтер товарищества является уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства.

Принципиальное отличие органов регистрационного учета от лиц, ответственных за регистрацию, заключается в возложенных на них обязанностях. Лица, ответственные за регистрацию, осуществляют лишь первичный сбор документов для последующей регистрации граждан, в то время как органы регистрационного учета непосредственно совершают действия по регистрации и выдают соответствующие документы. Лица, ответственные за регистрацию, являются своеобразным связующим звеном между гражданами и государственными органами регистрационного учета.

Обратите внимание! Должностные лица управляющей организации и ТСЖ являются своеобразными посредниками между гражданами и отделами ФМС.

При непосредственной форме управления самим собственникам помещений следует обращаться в органы регистрационного учета. Необходимо отметить, что в Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию названы именно собственники, а не лица, уполномоченные ими на управление домом, на представление их интересов. Таким образом, при непосредственной форме управления посредник между гражданами и органами регистрационного учета отсутствует. Возникает вопрос: могут ли собственники заключить договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета? Исчерпывающий ответ на него дает судебная практика. Из Определения Нижегородского областного суда от 07.07.2006 N 33-3466 следует, что коммерческие организации вправе выполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан, если они наделены полномочиями по распоряжению жилищным фондом. Кроме того, деятельность по обеспечению регистрационного учета предполагает обладание информацией конфиденциального характера, круг лиц, имеющих доступ к которой, ограничен (персональные данные физических лиц). Таким образом, собственники не вправе заключать договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета без передачи всех функций по управлению многоквартирным домом. Данный вывод подтверждается и в Определении ВС РФ от 22.10.2008 N 9-ВПР08-20.

Рассмотрим подробнее обязанности лиц, ответственных за регистрацию.

Обязанности лиц, ответственных за регистрацию

Как следует из п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, осуществляют:

  • первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
  • подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов;
  • ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства.

При этом ответственные лица не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятии их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (п. 7 Регламента регистрации).

Регламент устанавливает требования к графику работы сотрудников, участвующих в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету. Более того, в п. 24 Регламента регистрации указано, что график приема граждан должностными лицами, ответственными за регистрацию, максимально совмещается с графиком приема граждан органом регистрационного учета. В ТСЖ, где функции паспортиста осуществляет бухгалтер, на которого возложены и другие обязанности, эта норма наименее выполнима. Главное в такой ситуации - чтобы собственники наверняка знали, когда могут обратиться за соответствующей услугой.

Регистрация граждан по месту пребывания

Из п. п. 16 и 46 Регламента регистрации следует, что лица, ответственные за регистрацию, принимают от граждан:

  • заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (Приложение 1);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина по указанному адресу (договор найма (поднайма), заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение).

В присутствии заявителя указанные лица проверяют комплектность представленных документов и в 3-дневный срок передают их вместе с адресными листками прибытия (в двух экземплярах) в орган регистрационного учета. Свидетельства о регистрации по месту пребывания и документы, удостоверяющие личность граждан, в этот же день или не позднее следующего за днем их оформления дня передаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующего их вручения зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам (п. 49 Регламента регистрации).

Также на лиц, ответственных за регистрацию, возлагается обязанность ежемесячно направлять в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики листки статистического учета прибытия по форме N 12П (Приложение 12) на граждан, которые зарегистрированы по месту пребывания на срок один год и более (п. 50 Регламента регистрации).

Регистрация граждан по месту жительства

В соответствии с п. 56 Регламента регистрации должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (Приложение 9), поквартирную карточку по форме N 10 (Приложение 10) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (Приложение 11), адресные листки прибытия по форме N 2 (Приложение 2), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (Приложение 12).

Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета (п. 57 Регламента регистрации).

По истечении 3-дневного срока лица, ответственные за регистрацию, вправе забрать подготовленные органами регистрационного учета документы для последующей передачи гражданам.

Снятие граждан с регистрационного учета

В случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность (п. 94 Регламента регистрации).

Должностные лица, ответственные за регистрацию, заполняют в двух экземплярах адресный листок убытия по форме N 7 (Приложение 7). На лиц, подлежащих статистическому наблюдению, оформляются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (п. 96 Регламента регистрации).

Согласно п. 97 Регламента регистрации адресные листки убытия и листки статистического учета выбытия вместе с карточками регистрации по форме N 9, поквартирными карточками по форме N 10 или домовыми (поквартирными) книгами по форме N 11, а также документами, удостоверяющими личность, и заявлениями о снятии с регистрационного учета должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня их получения от граждан передают в орган регистрационного учета. Сотрудники органа регистрационного учета в 3-дневный срок со дня получения документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства (п. 98 Регламента регистрации).

Примечание. Регистрационный учет - это государственная услуга, которая предоставляется бесплатно (абз. 3 ст. 3 Закона о свободе передвижения, п. 8 Регламента регистрации). Следовательно, ТСЖ и управляющие организации не вправе взимать с граждан плату за оказание этой услуги (точнее, части данной услуги - ведение первичного учета).

Учиться никогда не поздно!

Для осуществления действий, предусмотренных п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, должны обладать определенными знаниями. Кроме того, согласно п. 110 Регламента регистрации руководители органов регистрационного учета проводят проверки соблюдения Правил регистрации и Регламента регистрации лицами, ответственными за регистрацию. При выявлении нарушений в деятельности должностных лиц, ответственных за регистрацию, информация направляется главе администрации (органа местного самоуправления) для принятия мер по их устранению, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - прокурору (абз. 2 п. 113 Регламента регистрации).

Необходимую информацию можно получить в отделах УФМС. Так, согласно п. 32 Регламента регистрации на информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, и интернет-сайтах ФМС и ее территориальных органов размещается в том числе следующая информация:

  • извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся вопросов регистрационного учета;
  • текст Регламента регистрации с приложениями;
  • перечень документов, необходимых для осуществления регистрационного учета, и предъявляемые к ним требования;
  • образцы оформления документов, необходимых для получения государственной услуги, и требования к ним;
  • месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса интернет-сайтов и электронной почты органов, в которых заявители могут получить бланки документов, необходимых для осуществления регистрационного учета;
  • порядок получения консультаций.

Таким образом, в УФМС лица, ответственные за регистрацию, могут получить и бланки документов для регистрационного учета, и консультации специалистов по вопросам регистрационного учета.

К сведению. Регламент регистрации регулирует взаимоотношения лиц, ответственных за регистрацию, с органами регистрационного учета. Тем не менее на практике возникают ситуации, не регламентированные правовыми актами. К таковым, например, относится обращение граждан за справками о составе семьи. И ТСЖ, и управляющая организация, получив такое обращение, вправе выдать выписку из домовой книги или поквартирной карточки в произвольной форме в виде справки, содержащей сведения, необходимые жильцу.

Передача документов регистрационного учета

Регламентом регистрации утверждены не только формы учетных документов, но и сроки их хранения (Приложение 15). Когда дом находится в управлении ТСЖ или управляющей организации, обязанность по хранению поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства лежит на должностных лицах этих организаций (п. п. 6 и 58 Регламента регистрации). При непосредственной форме управления документы должны хранить сами собственники помещений в многоквартирных домах. Поквартирная карточка хранится до снятия с регистрационного учета всех внесенных в нее лиц, а карточка регистрации по месту жительства - постоянно.

При выборе новой организации для управления домом обязанности по регистрационному учету переходят к ней. Ей должны быть переданы и документы. И здесь возможны различные затруднения и злоупотребления. Так, например, при смене непосредственного управления на управление ТСЖ или управляющей организацией документы необходимо собрать со всех собственников помещений в доме. Новый управляющий может столкнуться и со злоупотреблением прежней компании, удерживающей документы регистрационного учета.

Истребовать необходимые документы у прежнего управляющего можно только через суд. Не секрет, что решение проблемы в судебном порядке - способ не эффективный ввиду потери времени. Однако обратиться в суд все-таки придется. И не столько для того, чтобы получить документы, сколько для того, чтобы в дальнейшем при возникновении спора доказать, что в сложившейся ситуации было сделано все возможное.

А теперь о том, как получить столь необходимые сведения, не дожидаясь принятия и вступления в силу судебных актов. Кроме прежнего управляющего, информация о зарегистрированных гражданах имеется как минимум у самих собственников и у органов регистрационного учета. Прежде всего целесообразно обратиться в органы регистрационного учета, а если эта попытка ни к чему не приведет, то собирать информацию с собственников. На первый взгляд задача может показаться невыполнимой. Однако отметим, что еще при проведении общего собрания на предмет смены способа управления нужно обладать данными о собственниках помещений в доме. Хорошо выполненная работа на этом этапе - залог успеха в дальнейшем. Кроме того, приступать к управлению домом без необходимых документов представляется неразумным. Если решение о смене способа управления принимается действительно в соответствии с жилищным законодательством, то будущая управляющая организация находит союзников в лице как минимум половины собственников помещений в доме. В такой ситуации уже легче получить необходимые данные.

* * *

В заключение подчеркнем, что возложение на управляющих домами обязанности по осуществлению регистрационного учета обусловлено тем, что именно они находятся в тесных отношениях с собственниками (или предполагается, что должны находиться). И хотя четкой ответственности управляющей организации и ТСЖ за то, что они не ведут первичный регистрационный учет, законом не установлено, представляется, что отказ от выполнения данной обязанности затрудняет в первую очередь работу этих самых организаций.

Г.Ю.Шарикова

Юрисконсульт

НП "Нижегородская ассоциация ТСЖ"

Не действует Редакция от 22.12.2004

Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.07.95 N 713 (ред. от 22.12.2004) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА РЕГИСТРАЦИЮ"
Вид документа постановление, перечень, правила
Принявший орган правительство рф
Номер документа 713
Дата принятия 04.08.2010
Дата редакции 22.12.2004
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был -
  • (в ред. от 17.07.95 - "Российская газета", N 144, 27.07.95;
  • "Собрание законодательства РФ", 24.07.95, N 30, ст. 2939)
Навигатор Примечания

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.07.95 N 713 (ред. от 22.12.2004) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА РЕГИСТРАЦИЮ"

в пункте 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1992 г. N 2278-р слова: "МБ России и МВД России обеспечить с 1 января 1993 г. до особого распоряжения действие специального режима въезда и пропуска в административный район Забайкальска Читинской области" исключить.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

Приложения

Приложение

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 июля 1995 г. N 713

ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. - Постановлений Правительства РФ от 23.04.96 N 512 , от 14.02.97 N 172 , от 16.03.2000 N 231 , от 14.08.2002 N 599 , от 22.12.2004 N 825)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется - регистрационный учет).

Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

2. Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.

3. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница - приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом - интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

от 14.02.97 N 172 , от 14.08.2002 N 599)

4. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.

Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил возлагается на органы внутренних дел.

5. Документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации (далее именуются - документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации;

свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста;

паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

от 14.08.2002 N 599)

6. Формы заявлений, свидетельств и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации. Формы статистического учета, порядок обращения документов между органами регистрационного учета и органами статистического учета устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.

7. Регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства в пограничной зоне, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, осуществляется с учетом ограничений, устанавливаемых федеральным законом.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.04.96 N 512)

8. Нарушение требований настоящих Правил влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Регистрация граждан по месту пребывания

9. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2004 N 825)

заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;

документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма, жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.97 N 172 , от 14.08.2002 N 599)

10. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению:

с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними совершеннолетними гражданами, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;

С собственниками жилых помещений;

с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.08.2002 N 599)

11. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.

12. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей (усыновителей, опекунов) производится независимо от согласия лиц, указанных в абзацах втором - четвертом пункта 10 настоящих Правил.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.08.2002 N 599)

Пункт 13 - Утратил силу.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.08.2002 N 599)

14. Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность.

15. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

III. Регистрация граждан по месту жительства

16. Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

Абзац - Исключен.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.08.2002 N 599)

Заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия).

В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.

17. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.

18. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

Пункт 19 - Утратил силу.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.08.2002 N 599)

20. За регистрацию граждан по месту жительства взимается государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных Законом Российской Федерации "О государственной пошлине".

: В настоящее время порядок взимания государственной пошлины регулируется главой 25.3 Налогового кодекса РФ.

Пункты 21 - 22 - Утратили силу.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.08.2002 N 599)

IV. Регистрация некоторых категорий граждан по месту пребывания и по месту жительства

23. Регистрация военнослужащих осуществляется:

по месту их жительства - на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву);

по месту пребывания - при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения.

Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

24. Граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, регистрируются по месту пребывания в порядке, установленном настоящими Правилами.

25. Граждане, проживающие на территории монастырей, храмов и других культовых зданий, регистрируются в порядке, установленном настоящими Правилами, на основании заявления установленной формы и документов, удостоверяющих личность.

26. Граждане, связанные по условиям и характеру работы с постоянным передвижением (лица плавающего состава морского и речного флотов, работники геологических, поисковых и разведочных экспедиций, линейных строительно-монтажных, передвижных механизированных колонн и другие), регистрируются по месту дислокации соответствующих пароходств, флотилий, организаций и учреждений.

27. Регистрация по месту пребывания граждан, обратившихся в Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации или подразделения по делам миграции министерств внутренних дел, управлений и главных управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, производится на основании выдаваемого указанными органами направления на временное поселение.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.08.2002 N 599)

Регистрация вынужденных переселенцев по месту жительства осуществляется на основании документов, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.08.2002 N 599)

28. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов).

Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.

29. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей, опекунов) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних.

Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания.

V. Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства

30. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристских базах и в иных подобных учреждениях - по их выбытии.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.08.2002 N 599)

Снятие с регистрационного учета по месту пребывания граждан, которым отказано Федеральной миграционной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации или подразделениями по делам миграции министерств внутренних дел, управлений и главных управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации в признании вынужденными переселенцами, осуществляется на основании уведомления этими органами органов регистрационного учета.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.03.2000 N 231 , от 14.08.2002 N 599)

31. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:

А) изменение места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства. При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.08.2002 N 599)

Б) призыва на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;

в) осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда;

г) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;

д) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;

ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.

32. При снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами "в", "г", "д", "е" и "ж" пункта 31 настоящих Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.

33. Органы регистрационного учета на основании полученных документов в 3-дневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства. В паспортах граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), производятся отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства. Отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства граждан, зарегистрированных по иным документам, удостоверяющим личность, производятся в свидетельстве о регистрации граждан по месту жительства.

Пункт 34 - Утратил силу.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.08.2002 N 599)

УТВЕРЖДЕН
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 июля 1995 г. N 713

ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА РЕГИСТРАЦИЮ

Должностные лица:

жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов;

жилищно-строительных и жилищных кооперативов;

гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов - интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц - приютов и других учреждений социального назначения;

акционерных обществ и других коммерческих организаций;

других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.

На сайте «Zakonbase» представлен ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.07.95 N 713 (ред. от 22.12.2004) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА РЕГИСТРАЦИЮ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.07.95 N 713 (ред. от 22.12.2004) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА РЕГИСТРАЦИЮ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.07.95 N 713 (ред. от 22.12.2004) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА РЕГИСТРАЦИЮ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Похожие публикации