Чем отличаются права граждан от их свободы. Чем права отличаются от свободы

Свобода понимается как отсутствие внешних препятствий, которые могут лишить человека возможности делать то, что он хотел бы делать.

Однако, следует иметь в виду, что у человека, живущего в обществе нет и не может быть абсолютной свободы, поскольку свобода одного ограничена аналогичной свободой другого.

И это ограничение должно быть четко определено правом. Поэтому свобода человека, живущего в обществе - есть свобода его действий в рамках права. В этом смысле право человека неотделимо от его свободы.

В условиях демократического правового государства права и свободы человека совпадают, в недемократических режимах права и свободы граждан значительно ограничены, либо они вовсе отсутствуют. Здесь наиболее наглядно видна тесная связь свободы и права, поскольку тоталитарное «право» может лишить человека свободного поведения, запрещая свободно мыслить, высказывать свое мнение, создавать политические партии, заниматься политической деятельностью, предпринимательством, и т.д.

Однако между терминами «право» и «свобода» имеются и некоторые различия. Так, право всегда предполагает указание в законе или ином нормативном правовом акте точного перечня правомерных действий человека, в то время как при определении свобод может быть указана только сфера или форма деятельности, Например, в п. 7 ст. 29 Конституции РФ сказано, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Действительной свободой в данной формулировке является свобода мысли, поскольку мыслительная деятельность человека законом не регулируется, а значит и не ограничивается. В то же время свобода слова урегулирована правом, а значит и ограничена, то есть по своей сущности является не свободой, а правом.

95. Что такое гражданское общество?

Гражданское общество - это сообщество граждан и не граждан, законно проживающих на территории данного государства, а также создаваемые ими различные самоуправляющиеся общности людей - общественные организации, политические партии, религиозные, национальные и иные формирования, предпринимательские структуры, которые действуют независимо от государства.

Гражданское общество взаимодействует с государством следующим образом: 1.

Вмешательство государства в сферу гражданского общества происходит только в том случае, если субъекты гражданского общества не могут сами разрешить свои споры и противоречия, и когда они обращаются к государственным органам, в первую очередь судебным, которые на основе закона решают их вопрос. 2.

Государство вмешивается в жизнь гражданского общества в случае совершения правонарушений его субъектами. В этом случае государство властно восстанавливает законность и правопорядок, нарушенные права того или иного субъекта гражданского общества, а виновных правонарушителей привлекает к юридической ответственности. 3.

Субъекты гражданского общества действуют на основе и в соответствии с правовыми и не правовыми нормами и правилами - моральными, нравственными, религиозными, нормами общественных организаций, обычаями, традициями и другими без вмешательства со стороны государства.

Еще по теме 94. Какая разница между правом человека и его свободой?:

  1. Разница между экономической и фискальной устойчивостью
  2. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СВОБОДА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Л.С. Соловьёва
  • 20. Подведение итогов голосования на референдуме рф.
  • 2. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
  • 21. Юридическая сила решений, принятых на референдуме.
  • 1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
  • 8. Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.
  • 22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые
  • Организационно-правовые формы Общественных объединений, виды, формы общественных организаций
  • Различают следующие виды общественных объединений:
  • Общественная организация
  • Общественный фонд
  • 24. Принципы экономической основы конституционного строя рф.
  • 25. Принципы социальной основы конституционного строя рф.
  • 26. Принципы правового статуса личности.
  • 27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод
  • 28. Политические права и свободы граждан рф: общая характеристика.
  • 29. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина рф.
  • 30. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и
  • 33. Понятие гражданства и подданства, двойное гражданство,
  • 35. Принципы российского гражданства.
  • 36. Основания и порядок приобретения гражданства рф.
  • 37. Органы, решающие вопросы гражданства.
  • 38. Прием в гражданство рф в общем порядке.
  • 39. Прием в гражданство рф в упрощенном порядке.
  • 40. Гражданство детей при различном гражданстве родителей.
  • 41. Восстановление в гражданстве рф, оптация.
  • 42. Основания и порядок прекращения российского гражданства.
  • 45. Право и порядок въезда и выезда из рф иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 46. Беженцы: понятие, статус.
  • 47. Вынужденный переселенец: понятие, статус.
  • 48. Понятие и формы государственного устройства.
  • 49. Принципы федеративного устройства рф.
  • 50. Компетенция Российской Федерации.
  • 51. Образование нового субъекта в составе Российской Федерации.
  • 52. Республика в составе рф, ее правовое положение.
  • 53. Область, край как субъекты рф.
  • 56. Система органов местного самоуправления.
  • 57. Принципы избирательной системы Российской Федерации.
  • 58. Понятие и виды избирательных систем.
  • 59. Избирательный процесс в рф: понятие и основные стадии.
  • 60. Голосование как основная стадия избирательного процесса.
  • 61. Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса:
  • 62. Правовой статус Президента рф.
  • 63. Порядок избрания Президента рф.
  • 64. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф.
  • 65. Компетенция Президента рф.
  • 66. Правительство Российской Федерации в системе органов
  • 67. Законодательный процесс в рф: понятие, основные стадии.
  • 68. Состав и структура Государственной думы рф.
  • 69. Право и порядок выдвижения кандидатов в депутаты
  • 70. Определение результатов выборов в Государственную думу рф.
  • 71. Компетенция Государственной думы рф.
  • 72. Гарантии деятельности депутата Государственной думы рф.
  • 73. Помощник депутата Государственной думы: порядок назначения,
  • 74. Постоянные комитеты Государственной думы: состав,
  • 75. Совет Государственной думы: состав, полномочия. Полномочия совета государственной думы Глава 2 Регламента Государственной Думы:
  • 76. Право и основания роспуска Государственной думы рф.
  • 78. Порядок формирования Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 79. Компетенция Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 80. Постоянные комитеты Совета Федерации: состав, компетенция.
  • 81. Правовое положение члена Совета Федерации фс рф.
  • 82. Парламентское расследование Федерального собрания рф.
  • 83. Счетная палата Федерального собрания рф: порядок формирования, состав, полномочия. Статус
  • Структура и порядок формирования
  • 84. Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации.
  • 85. Принципы деятельности Конституционного суда рф.
  • 86. Полномочия Конституционного суда рф.
  • 87. Акты Конституционного суда рф, их юридическая сила.
  • 88. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда рф.
  • 89. Правовой статус судьи Конституционного суда рф.
  • 90. Гарантии деятельности судьи Конституционного суда рф.
  • 26. Принципы правового статуса личности.

    Статья 2 Конституции РФ раскрывает важнейшую сторону характеристики России как правового государства: высшей ценностью провозглашаются человек, его права и свободы. Все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Данное положение является принципиальной новеллой российского конституционализма: ранее приоритет всегда имели государственные интересы (отождествляемые с общественными).

    Признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что в случае коллизии прав человека и других конституционно защищаемых ценностей, в том числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного строя, приоритет следует отдавать правам человека. Глава 2 Конституции РФ, содержащая открытый перечень прав и свобод человека и гражданина, как и гл. 1 и 9, является, как отмечалось, «защищенной», «более жесткой» и не может быть изменена Федеральным Собранием РФ.

    Важным является то, что основные права и свободы человека и гражданина рассматриваются как естественные, принадлежащие каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ), т. е. они существуют объективно, а не по воле законодателя, являются не октроированными, не дарованными государством (государство должно их не устанавливать, а лишь признавать, соблюдать и защищать как уже существующие), а дозаконотворческими и внезаконотворческими.

    Естественный характер основных прав и свобод означает также, что они не могут быть не только приобретены, но и переданы кому-либо, т. е. являются неотчуждаемыми (и даже отказ от них является ничтожным). Государство не может обладать полномочиями, приобретенными за счет основных прав и свобод человека.

    Характеризуя конституционно-правовой статус личности, важно иметь в виду следующее. Если правовой статус – это совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности соответствующего субъекта правоотношений, то конституционно-правовой статус личности – это совокупность лишь основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; нормы конституционного права устанавливают основы правового статуса личности.

    Конституционные права и свободы человека и гражданина имеют следующие особенности:

    Они являются исходным пунктом для установления других прав, свобод и законных интересов в отраслевом (специальном) законодательстве;

    Для них характерна высокая степень обобщения и распространения;

    В основе их возникновения лежат не конкретные юридические факты, а само существование (рождение) человека, состояние его в гражданстве Российской Федерации;

    Они обеспечиваются повышенной правовой охраной.

    27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод

    гражданина РФ.

    Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы. Причины, по которым одни права закрепляются конституционно, а другие - в текущем законодательстве, не произвольны. Можно выделить следующие факторы, от которых зависит выбор той или иной формы.

    1. Значимость данного конституционного права и свобод для человека и общества. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и социально значимы как для отдельного человека, так и для общества в целом. Для человека они являются необходимыми предпосылками обеспечения его чести и достоинства, присущих свободной человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; экономических и социальных условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно насущных материальных и духовных потребностей.

    Для государства, общества значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает претворение в жизнь объявленных сущностных свойств государства как демократического и правового. Само существование государства объективируется совокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности - политической, экономической, духовной. Так, без существования права на свободный труд, на свободу предпринимательства не могла существовать экономическая среда, без реализации избирательных прав граждан невозможно формирование структур управления обществом. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие его существования.

    2. Изначальный или произвольный характер принадлежности человеку данного права и свободы.

    Ст. 17 Конституции РФ устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и закрепляются конституционно. 1224

    3. Присущие основным правам и свободам особые юридические свойства, специфика их реализации. Эти свойства проявляются в следующем:

    а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод;

    б) основные права и свободы закрепляются за каждым человеком и гражданином. Все другие (неосновные права и свободы) связаны с обладанием лицом различными

    статусами - рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой

    площади, покупателей и т. п.;

    в) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является их

    всеобщность. Они равны и едины для всех без исключения. Для признания того или иного права основным государство исходит из возможности осуществления его всеми;

    г) основные права и свободы граждан Российской Федерации отличаются от других прав и обязанностей основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации;

    д) основные права и свободы гражданина Российской Федерации не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина. Они принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от правового статуса;

    е) основные права и свободы отличаются механизмом их реализации. Основные права выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения;

    ж) характерной чертой основных прав и свобод представляется особая юридическая форма их закрепления. Они фиксируются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, - в Конституции.

    Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его необъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности. Конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные; политические; социально-экономические. Именно такая последовательность в классификации прав и свобод человека и гражданина присуща Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948г.

    В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 г.

    "

    Права человека -

    Права гражданина,

    граждан и правам трудящихся.



    обязанности человека обязанности гражданина позитивные моральные

    7. Конституционное формулирование прав, свобод и обязанностей в зарубежных странах, понятия привилегии и дискриминации, включая “позитивную дискриминацию”

    Права и обязанности человека и гражданина. Начиная с француз­ской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство кон­ституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению обоих этих субъектов. Лишь конституции тоталитарных со­циалистических стран, а также некоторых других тоталитарных режи­мов говорят только о правах гражданина, выдвигая их на первый план и считая их дарованными государством.

    Права человека - это естественные, неотчуждаемые права, принад­лежащие ему в силу рождения как личности. Под лозунгами неотчужда­емых прав человека передовые представители «третьего сословия», рево­люционной буржуазии, выступали против произвола абсолютных монар­хов и закрепощения личности средневековой церковью. Требование за­щиты прав человека выдвигается и в настоящее время различными дви­жениями, направленными против авторитаризма и тоталитаризма.

    К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психичес­кую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.

    Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, при­надлежности лица к определенному государству, политическому сооб­ществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение в по­литические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (на­пример, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиций и других обстоя­тельств. Однако нет непреодолимой грани между правами человека и правами гражданина, не всегда между ними можно провести различия, их разделение имеет преимущественно общетеоретический характер. И те, и другие, будучи записаны в конституциях, должны обеспечиваться государством, его органами.

    В странах тоталитарного социализма, где, как уже отмечалось, не принято различать права человека и права гражданина, особое значение придается другому различию - правам граждан и правам трудящихся. В некоторых конституциях (например, в китайской) отдельные социаль­но-экономические права (право на отдых, на образование и др.) предо­ставляются только трудящимся гражданам. Последние могут обладать и другими преимуществами (иногда «эксплуататоры» лишались избира­тельных прав, государственные гарантии права на охрану здоровья за­креплялись только за трудящимися).

    Конституции многих стран различают также обязанности человека (например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). Иногда в науке некоторые права и обязанности характеризуются как позитивные (например, избирательные права гражданина или та же обязанность лю­бого лица соблюдать конституцию и законы). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государственным принуждением, в том числе судебным. Другие права и обязанности, хотя они и записаны в конституции, рассматриваются как моральные и непосредственно не защищаются судом; защищаются лишь производные от них, более кон­кретные права и обязанности. К числу моральных относят, например, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депута­тов отдавать все силы служению народу (как это зафиксировано в китай­ской конституции).

    Многие права и обязанности человека и гражданина возникают толь­ко с достижением определенного возраста, например право на труд обыч­но с 16 лет, воинская обязанность - с 18-19 лет. Многие права возни­кают с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения: наследниками могут стать дети, родившиеся после смерти наследодателя.

    Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является свободное развитие личности (ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»),

    В древних памятниках XI и XII веков встречается лишь наречие в смысле прилагательного: свободъ, например, в Остромировом Евангелии первичного извода: въ истину свободъ будете.

    Свобода - идея, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной, и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами.

    Некоторые определяют свободу как господство над обстоятельствами со знанием дела, а другие, как Шеллинг, утверждают, что свобода - это способность делать выбор на основе различения добра и зла. Существует множество других определений свободы .

    В праве свобода - это закрепленная в конституции или ином правовом акте возможность определенного поведения человека (например, свобода образования, слова, вероисповедания и т.д.). Категория свободы близка к понятию права в субъективном смысле, она включает юридический механизм для реализации и соответствующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие. В «Декларации прав человека и гражданина» (Франция, 1789 год) свобода человека трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».

    Свобода человека - это возможность активной деятельности в соответствии со своими потребностями, намерениями, интересами, в результате которой человек достигает своих целей. Противоположной категорией свободе является несвобода (рабство). По данным «Российской газеты», в рабство были проданы один миллион женщин и детей, из них 250 тысяч - в Юго-Восточной Азии по 10 тысяч долларов за человека (Российская газета. 06.05.2000).

    Рабство - система общественных отношений, при которой допускается нахождение раба в собственности у другого человека: господина, рабовладельца, хозяина или государства. Прежде в рабы брали пленников, преступников и должников, позже и лиц, которых принуждали работать на своего хозяина. Рабство было широко распространено до XX века, а в некоторых арабских и африканских странах вплоть до его конца. В таких странах, как Судан, Нигер и Мавритания, рабство распространено и поныне.

    В Дигестах Юстиниана (Corpus iuris civilis ) рабство определяется как «установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владычеству вопреки природе» (Digest. 1.5.4.1).

    Конвенция «О рабстве», принятая Лигой Наций в 1926 году дала определения рабства и работорговли:

    • 1. Под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности.
    • 2. Под работорговлей понимаются все действия: связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; по продаже или обмену лица, приобретённого с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов.

    Рабство осуждено договором Лиги Наций в 1926 году и во от 1948 года, а также в других основных документах, касающихся прав человека.

    В 4 пункте Всеобщей декларации прав человека ООН расширила понятие раб до любого лица, которое не может по своей воле отказаться от работы. В Европе рабство запрещает Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

    Международная организация труда определяет рабское положение работника по следующему списку признаков: выполнение работы вопреки собственному желанию; нарушение законных трудовых прав; отсутствие возможности уволиться; ограничение физической свободы; наличие на рабочем месте надсмотрщиков; применение к работнику физического насилия.

    На протяжении последних 5000 лет рабство существовало почти повсюду. В российской литературе существовала традиция отождествлять крепостных крестьян с рабами, однако, несмотря на целый ряд сходных черт, у рабства и крепостничества были некоторые различия(И. Супоницкая, Раб и крепостной http://his.lSeptember. ru/2006/15/4.htm).

    По данным МОТ, общий доход, получаемый от незаконного использования принудительного труда, составляет не менее $ 150,2 млрд в год. Наибольшие доходы, порядка $99 млрд, приходятся на использование рабского труда в секс-индустрии. Около $34 млрд в год приносят рабы, занятые в строительстве, промышленности и на добыче полезных ископаемых, $9 млрд в год - сельскохозяйственные рабы, $8 млрд - домашняя прислуга.

    Наибольший доход приносит рабство в Азиатско-Тихоокеанском регионе - $51,8 млрд. В пересчете на одного раба доход составляет $5 тыс. в год. В европейских странах и США ежегодная прибыль с каждого раба выше в 6-7 раз, что даёт в совокупности $46,9 млрд в год (https://ru.wikipedia.org/wiki/Pa6cTBo).

    Свобода человека в образовательных отношениях в период раннего детства осуществляется им самим, но в большей степени ее осуществляют родители, законные представители с учетом интересов ребенка. Родители имеют право выбирать форму обучения, образовательного учреждения, защищают законные интересы и права ребенка, принимают участие в управлении образовательными организациями.

    Обучающиеся приобретают право на самостоятельный выбор образовательной организации и формы образования только по достижении совершеннолетия, которое, согласно ст. 60 Конституции РФ, наступает в 18 лет. С этого возраста гражданин России может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности. В то же время право самостоятельно поступать на работу возникает у человека с 16 лет (ст. 63 ТК РФ). Важнейшим вопросом образовательного права является вопрос о динамике дееспособности обучающегося. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право в соответствии со ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

    • 1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
    • 2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации и т.д.

    Согласно ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования по согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

    У ребенка в процессе образования формируется понятие свободы человека. Человек был свободен полностью только тогда, когда он жил самостоятельно, свободно не в государстве или какой-то другой общности. Когда человек приобретает гражданство государства, он передает ему часть своих прав, т.е. ограничивает свою свободу. Государство ограничивает свободу человека, устанавливая запреты поведения, защищающие свободу личности, и устанавливает ответственность за их нарушения.

    Самые блестящие умы ищут пути, как сделать этот мир лучше. Но результат нередко расходится с целями, и иногда вместо свободы и процветания надвигается рабство и нищета. По словам Иммануила Канта и Вольтера, «человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, но закону».

    Цель общества или государства дать каждому человеку свободу, возможности, а он должен развивать присущие ему дарования. Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: 1) право как свобода (идея права);

    • 2) право как определенная ступень и форма свободы (особое право);
    • 3) право как закон (позитивное право). Таким образом, право на об- разоваание можно рассматривать: 1) как вид свободы; 2) как ступень образования; 3) как закон об образовании. Понятие «свобода» используется в Федеральном законе об образовании 45 раз.
    • http://ru.wikipedia.org/.

    1. Термин "свобода" призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчи­вая конкретного его результата: "каждому гарантируется сво­бода совести, свобода вероисповедания" (ст. 28); "каждому га­рантируется свобода мысли и слова" (ст. 29); "каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к тру­ду, выбирать род деятельности и профессию" (ст. 37). При наличии юридически признанной свободы количество вариантов по­ведения возрастает. Например, свобода мысли и слова может реализоваться в самых различных действиях; гражданин может высказывать свои мысли и письменно, и устно в самых различных формах и ситуациях; свобода предпринимательст­ва проявляется в разных его видах.

    В отли­чие от этого термин "право" определяет более конкретные действия человека (например, право участвовать в управле­нии делами государства, право избирать и быть избранным). Управомоченный (носитель права) имеет возможность выбора одного из двух вариантов поведения. Он может ис­пользовать или не использовать свое право

    2. Право гражданина постольку является его правом, по­скольку оно зафиксировано в позитивном праве (законах) со­ответствующего государства. Закон является непосредствен­ной основой права. Между тем свобода личности может су­ществовать и без государства и права. Она не вытекает из закона.

    3. Основному праву, зафиксированному в конституции, должна соответствовать позитивная, активная обязанность государства, направленная на создание условий реализации права, на саму реализацию. Ес­ли же отношения личности и государства урегулированы с помощью категории «свобода», то государство принимает на себя обязанности пассивные (негативные), не вмешивается в сферу свободы, оставленную законом. Активные действия предпринимает сам носитель свободы.

    4. В случае споров с государственным органом носитель права должен привести законное обоснование своего права. В случае споров, связанных с реализацией свободы, напротив, государственный орган должен привести обоснование огра­ничения свободы, вытекающее из закона.

    Гражданин – понятие юридическое, оно предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством.

    Максимальным объемом прав и свобод на территории государства обладают его граждане.

    Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав, обя­занностей и ответственности. Гражданство возникает по рожде­нию, в результате приема в гражданство и по другим законным основаниям. По законодательству большинства стран никто не может быть лишен гражданства или права изменить его. РФ о гражданстве 2001 г.

    Государство, гарантирует гражданину его законные права и интересы; защищает его и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин" обязан соблюдать законы другие предписания госу­дарства и выполнять установленные им обязанности.

    Права человека и гражданина. Права человека - это такие права, которые принадлежат каждому, независимо от его граж­данской принадлежности (право на жизнь, право собственности, право на создание семьи и др.).

    Права и свободы человека закреплены во Всеобщей деклара­ции прав человека, в Международном пакте о гражданских и по­литических правах и др.

    Человеку отводится автономное поле деятельности, где движущей си­лой выступают его индивидуальные интересы. Реализация та­кого интереса осуществляется в гражданском обществе, осно­ванном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека, принад­лежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства.

    Права гражданина охватывают сферу отношений индиви­да с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государ­ством - института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).

    Похожие публикации