Правовые режимы в российском праве. Правовые режимы

УДК 340.11

Страницы в журнале: 14-18

А.В. Малько,

доктор юридических наук, профессор, директор Саратовского филиала Института государства и права РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации Россия, Саратов [email protected]

А.П. Лиманская,

старший преподаватель кафедры гражданского права Ростовского филиала Российской академии правосудия Россия, Ростов -на-Дону

Рассматриваются различные основания классификации правовых режимов; анализируются особенности основных видов правовых режимов.

Ключевые слова: правовой режим, критерии для классификации, виды правовых режимов, правовые средства.

Важное место в правовой науке исследования правовых режимов отводится вопросу их классификации, поскольку она позволяет не просто констатировать факт уже имеющегося знания, но и выполняет методологическую функцию. Осуществляя систематизацию определенной предметной области, классификация задает общее направление ее дальнейшего целенаправленного исследования , позволяет определить наиболее вероятные участки возникновения противоречий в терминологическом дефинировании тех или иных правовых феноменов .

Классификация правовых режимов может происходить по различным критериям. Вместе с тем при выделении тех или иных правовых режимов необходимо помнить, что оснований для систематизации этого явления более чем достаточно. Но не все критерии классификации способны подчеркнуть специфику данной категории. Более того, с развитием знаний об исследуемом объекте происходит уточнение и модификация классификации .

В этой связи мы остановимся на характеристике следующих оснований классификации правовых режимов.

По предмету правового регулирования (отраслевой принадлежности) режимы делятся на конституционные, административные, гражданско -правовые , трудовые, финансовые, налоговые, земельные, таможенные и т. д. При этом каждый отраслевой режим обладает той или иной спецификой, обусловленной отраслевым методом правового регулирования, комплексом правовых средств, объединенных однородными нормами права. Особенности отраслевого метода правового регулирования выражаются не только в приемах правового регулирования, но и в способах формирования прав и обязанностей участников отраслевых правоотношений, характере юридических санкций, юридическом положении субъектов и т. д. Немаловажную роль играют и правовые средства, которые во всем своем отраслевом комплексе позволяют на практике правильно оценить жизненную ситуацию и квалифицировать юридическое дело, точно определив, какой здесь должен быть применен правовой режим: гражданского или семейного, административного или налогового права.

По юридической природе выделяют материальные и процессуальные правовые режимы. Материальные правовые режимы определяют права и обязанности субъектов правоотношений, предметы правового регулирования. Но, как известно, формой жизни закона является процесс его применения. Соответственно, материальным правовым режимам так или иначе должны корреспондировать процессуальные правовые режимы, устанавливающие порядок разрешения конкретных юридических дел в определенной сфере общественных отношений. Материальные режимы носят более статичный характер, тогда как процессуальные отражают динамику юридической деятельности.

Вместе с тем процессуальные режимы возможны лишь при наличии одновременно материальных режимов. Материальные правовые режимы здесь как бы играют роль юридического факта. В этой связи можно сделать вывод о том, что процессуальные правовые режимы носят вспомогательный, обслуживающий, организационно -управленческий характер . Таким образом, задача процессуального правового режима - обеспечить реализацию материального режима, и потому процессуальные режимы выступают в качестве средства соответствующих материальных режимов.

В обозначении материальных правовых режимов, как правило, используются словосочетания «правовой режим» объекта правового регулирования, в отношении которого у различных субъектов права имеются определенные полномочия . Например, режим континентального шельфа, режим закрытого административно -территориального образования.

Процессуальные режимы обеспечивают правоохранительную деятельность, судопроизводство и иные разновидности юридической деятельности, например, режим ответчика в гражданском судопроизводстве, режим прокурора в уголовном процессе и т. д.

По соотношению правовых стимулов и ограничений выделяются общедозволительные, разрешительные и обязывающие правовые режимы. Правовые режимы общедозволительного профиля характеризуются диспозитивными, децентрализованными началами, т. е. равенством сторон и, как правило, используются в отраслях частного права. Здесь дозволения выступают ключевым средством правового регулирования, обеспечивающим высокую степень свободы и активности субъектов. Соответственно, ограничения, запреты и обязывания, являясь исключением из этого общего правила, должны находить четкую внешнюю формализацию в законодательстве1 .

Правовые режимы разрешительного профиля построены на принципе «разрешено только то, что прямо закреплено в законе». То есть субъекты обладают только теми правами, которые четко установлены нормативным правовым актом. Данный вид правового режима свойственен всем отраслям права. Рассматриваемые правовые режимы сопряжены в основном с разрешениями и запретами.

Обязывающие правовые режимы основаны, соответственно, на позитивных обязываниях, распространяющихся на всех субъектов. В таких правовых режимах законодатель четко определяет систему позитивных обязанностей, что, в конечном счете, обеспечивает высокий уровень законности и дисциплины в обществе. Такие режимы свойственны в основном публичным отраслям права. Например, правовой режим для осужденных.

В то же время в юридической литературе встречается расширенная, углубленная классификация правовых режимов в зависимости от того, какие средства правового регулирования доминируют в правовом режиме. Он может быть стимулирующим либо ограничивающим. Причем среди первых выделяют дозволительные, рекомендательные, льготные, поощрительные правовые режимы, в которых, соответственно, превалируют дозволения, рекомендации, льготы и поощрения. А среди вторых - обязывающий, запрещающий, наказывающий и другие режимы .

В несколько модифицированной форме данную классификацию некоторые авторы представляют следующим образом. В зависимости от соотношения общих дозволений и запретов правовые режимы делятся на жесткие и мягкие .

Можно также классифицировать правовые режимы в зависимости от того, к какой отрасли - публичного или частного - права отнесен правовой режим. В публичных отраслях правовой режим направлен в первую очередь на обеспечение законности и правопорядка. В этой связи все его элементы подлежат более четкой детальной правовой регламентации все его элементы подлежат в нормативном правовом акте. Это происходит потому, что в публично -правовой сфере «имеются в виду нормальные фиксированные режимы функционирования государственных и иных институтов, позволяющие успешно решать стратегические и тактические задачи» , например, обеспечивать государственную и общественную безопасность.

В публичных отраслях права субъект как бы ставится в известность о том, что он должен действовать в четко обозначенных законом рамках, следуя установленным принудительным велениям . Вместе с тем несмотря на властную природу публичного правового режима, в определенных случаях участникам правоотношений предоставляется возможность самостоятельно выбрать какой -либо вариант поведения, но из исчерпывающего перечня возможных статусов.

Кроме того, публичный правовой режим основан на позитивных обязываниях и запретах как первичных приемах правового воздействия, характеризуется императивностью, наделением одного из субъектов специальными полномочиями в рамках его компетенции и как следствие неравенством субъектов и построением отношений по типу «власть-подчинение».

В частном праве задачи правового режима не определяются так глобально, а ориентированы на частные конкретные ситуации, например, обеспечение социально -культурных прав конкретного человека. В этой связи правовая основа частноправового режима существенно расширяется, так как включает в себя не только законы и подзаконные акты, исходящие от публичных органов власти либо ими санкционированные, но и нормативные договоры (например, коллективные соглашения), судебные прецеденты и даже индивидуальные соглашения, выступающие своего рода прообразом закона для договаривающихся сторон .

Применительно к территориальным масштабам деятельности можно выделить международно -правовые и внутригосударственные правовые режимы. К первым относятся такие порядки регуляции и охраны, в установлении и осуществлении которых участвуют два и более государства. Например, режим открытого моря, режим территориальных вод, режим нераспространения ядерного оружия.

Внутригосударственные режимы устанавливаются государством с целью защиты внешних границ, обеспечения общественной, экономической, информационной и иной безопасности и т. д. При этом в рамках внутригосударственных режимов выделяются такие подвиды, как федеральные, региональные, муниципальные и локальные режимы.

По времени установления правовые режимы можно систематизировать на постоянные и временные. Постоянные режимы - это те, срок действия которых не установлен, и действуют они вплоть до отмены. Постоянным, например, является режим закрытого административно -тер риториального образования. К временным режимам относятся те, которые вводятся на определенный срок1 .

В зависимости от типа правового регулирования правовые режимы делятся на первичные и вторичные. Первичные, или общие, представляют собой «комплекс правовых средств, которые выражают общие и исходные соотношения способов правового регулирования на должном участке социальной жизни» . Вторичные (специальные) правовые режимы - это своего рода модификации общих режимов, характеризующиеся либо особыми льготами и преимуществами, состоящими в дополнительных правах, либо особыми ограничениями, выражающимися в дополнительных запретах или позитивных обязываниях . Например, ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации 1998 года (далее - НК РФ) устанавливает общий режим налогообложения, тогда как ст. 18 НК РФ предусматривает и специальный налоговый режим , который может включать в себя особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Существуют и иные основания классификации. Например, по содержанию регулируемых отношений выделяют пошлинный, таможенный, валютный режимы; в зависимости от формы выражения - законный, договорный и определенный административно -правовым актом . Более того, в рамках конкретных отраслей права можно наблюдать иные подходы ученых к систематизации режимов. Это обусловлено разнообразием видов отраслевых правовых режимов, стоящих перед ними целей, задач и средств по достижению.

Вместе с тем основная масса перечисленных способов классификации правовых режимов носит условный характер. Ведь при всем многообразии оснований группировки рассматриваемой категории во главу угла должно ставиться ее предназначение, чтобы при помощи систематизации подчеркнуть главные качественные характеристики .

Список литературы

1. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. - М., 1989.

2. Афанасьева О.Р. Классификация способов совершения преступления. Актуальные вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях. - М., 2004.

3. Беляева Г.С. Классификация правовых режимов // Ценности и нормы правовой культуры: сборник научных статей международного круглого стола, посвященного дню рождения И.А. Ильина, русского философа и юриста. - Курск, 2011.

4. Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2001. № 9.

5. Правовые режимы: общетеоретический и отраслевые аспекты: монография / под ред. А.В. Маль ко и И.С. Барзиловой. - М., 2012.

6. Родионов О.С. Механизм установления правовых режимов российским законодательством: дис. … канд. юрид. наук. - Саратов, 2001.

7. Рубченко С.О. Процессуально -правовой режим юридической деятельности: вопросы теории и практики: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Казань, 2012.

8. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824.

9. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 23. Ст. 2277.

10. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

11. Субботин А.Л. Классификация. - М., 2011.

12. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. - М., 2011.

13. Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы (теоретический аспект): дис. … канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2001.

Правовой режим - это:

1) совокупность средств, мероприятий, норм, необходимых для достижения какой-либо цели;

2) специфический вид механизма правового регулирования, который выражается в своеобразном комплексе правовых стимулов и правовых ограничений.

Признаки:

Установлен законодательно;

Обеспечивается гос. принуждением;

Специфическим образом регламентирует конкр. области общественных отношений;

Создает конкр. степень благоприятствования/неблагоприятствования в процессе реализации права;

Состоит из совокупности юрид. средств и характеризуется их опред. сочетанием.

Примеры режимов: режимы земель в земельном праве, режимы отбывания наказания по УИП.

Режимы в международном праве: режим наибольшего благоприятствования, режим введения особых экономических зон. Пограничные режимы.

Персональные режимы: правовой режим иностранцев, правовой режим бывших президентов.

1) В зависимости от доминирующих в правовом режиме средств:

а) стимулирующий;

б) ограничивающий;

2) В зависимости от времени действия:

а) общие временные;

б) специальные временные;

3) В зависимости от территории действия:

а) общетерриториальный;

б) специально территориальный;

4) В зависимости от отрасли права:

а) общеотраслевые;

б) специально отраслевые;

в) особо отраслевые;

г) межотраслевые;

5) В зависимости от предмета правового регулирования:

а) конституц.;

б) гражд. и т.д.;

6) В зависимости от содержания:

а) валютный;

б) таможенный и т.д.

7) В зависимости от субъектов, в отношении которых он устанавливается:

а) беженцев;

б) переселенцев и т.д.

Правовой режим в целом расширяется, правовое регулирование охватывает новые виды деят-ти, отношения людей (космическое право, режим Антарктики и др.).

Вопрос 46. Правовые средства: понятие, виды

Правовые средства - это юрид. инструменты, с помощью кт удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

Признаки правовых средств:

1) выражают собой юрид. способы обеспечения интересов субъектов права, способы достижения поставленных целей;

2) выполняют роль основных элементов действия механизма правового регулирования и правовых режимов;

4) имеют юрид. силу и обеспечиваются гос. принуждением.

В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания и т. п..

Виды правовых средств.

1) В зависимости от характера:

Материально-правовые;

Процессуальные;

2) В зависимости от того, в каком правовом акте они содержатся:

Нормативные;

Правоприменительные;

3) В зависимости от функциональной роли:

Регулятивные;

Охранительные.

4) По значению:

· основные, применяемые для осуществления своих прав или их защиты;

· вспомогательные, т.е. обслуживающие процессы осуществления субъектами их прав и обязанностей;

5) В зависимости от информационно-психологической направленности (т.е. чьим интересам отдается предпочтение):

Стимулирующие (поощрение, льготы, субъективные права и т. д.);

Ограничивающие (наказание, запреты, обязанности и т. д.).

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юрид. средств и со­здающий желаемое социальное состояние и конкретную степень бла­гоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются го­сударством;

2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкрет­ные области общественных отношений, выделяя во временных и про­странственных границах те или иные субъекты и объекты права;

3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определен­ным их сочетанием;

4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

В зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционный, административный, земельный режимы;

В зависимости от их юридической природы - материальные и процессуальные режимы;

В зависимости от содержания - валютный, таможенный, пошлинный режимы;

В зависимости от субъектов, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства;

В зависимости от функций права - режим особого регулирования и особой охраны;

В зависимости от формы выражения - законный и договорный;

В зависимости от уровня нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;

В зависимости от сфер использования - внутригосударственные и межгосударственные (режимы территориальных вод, экономических санкций).

108. Правовые стимулы и огранечения.Правовые поощоения и правовые льготы.

Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Общие признаки реализации правовых стимулов:

1) они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей;

2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;

3) обозначают положительную правовую мотивацию;

4) предполагают повышение позитивной активности;

5) направлены на упорядоченное изменение общественных отно­шений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.

Виды правовых стимулов:

В зависимости от элемента структуры нормы права можно вы­делить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, за­конный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);

В зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционные, гражданские, экологические и другие стимулы;

В зависимости от объема выделяют основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота) стимулы;

В зависимости от времени действия выделяют постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия) стимулы;

В зависимости от содержания выделяют материально-правовые (заработная плата) и морально-правовые (благодарность) стимулы.

Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозакон­ного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.

Общие признаки реализации правовых ограничений:

1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или Лише­ние определенных ценностей) для осуществления собственных инте­ресов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественной потребности в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а зна­чит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запре­тов, наказаний и т.п.;

3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

4) предполагают снижение негативной активности;

5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.

Виды правовых ограничений:

В зависимости от элемента структуры нормы права можно выде­лить юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязан­ность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция);

В зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционные, гражданские, экологические и подобные ограничения;

В зависимости от объема выделяют полные (ограничение дее­способности детей) и частичные (ограничение дееспособности несо­вершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет) ограничения;

В зависимости от времени действия выделяют постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении) ограничения;

В зависимости от содержания выделяют материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор) ограничения."

Правовые поощрения - это форма и мера юридического одобрения \ добровольного, заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

5) выступают в качестве юридического стимула, как правило, самого действенного по сравнению с субъективными правами, реко­мендациями, льготами.

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение поло­жения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интере­сы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Правовым льготам присущи следующие признаки.

1) они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интере­сов. При установлении льгот законодатель ставит цель социально за­щитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удов­летворения их интересов в более благоприятный режим.

2) правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентиру­ет конкретные вопросы общественной жизни.

3) правовые льготы выступают правомерными исключе­ниями, законными изъятиями, установленными компетентными орга­нами в нормативных актах в соответствии с демократическими про­цедурами правотворчества.

Правовые льготы выполняют две основные функции: компенсаци­онную и стимулирующую.

Компенсационный характер правовых льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для развития лиц, находя­щихся в неравных условиях в силу биологических и социальных при­чин.

Наряду с компенсационной, льготы выполняют и стимулирующую функцию: должны побуждать к отдельным видам общественно-полез­ной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворе­ния собственных интересов лица. Это прежде всего налоговые льготы, установленные в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности и пр.

Категорию «льгота» нужно отличать от категории «гарантия», ко­торая является более широкой по своему объему, ибо включает в себя кроме льгот и другие юридические средства: поощрения, наказания, обязанности, запреты.

"

ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ: СОСТАВ И ОСОБЕННОСТИ

Юго-Западный

государственный

университет

Г.С. БЕЛЯЕВА

В статье рассматриваются отдельные вопросы состава и особенностей отраслевых правовых режимов. Анализируются особенности закрепления правовых режимов частных и публичных отраслей права в российском законодательстве. Определенное внимание уделено особенностям состава правовых режимов публичных отраслей права.

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: отраслевой правовой режим, метод правового регулирования, механизм правового регулирования, правовые принципы.

Отечественная юридическая доктрина, прошедшая через ряд дискуссий о системе права, пришла, в итоге, к выводу о том, что отрасли права - это «не просто зоны юридического регулирования, не искусственно скомпонованные совокупности норм, а реально существующие и юридически своеобразные подразделения в самом содержании права»1.

Соответственно, специфика каждого отдельного структурного подразделения (отрасли) права выражается в особом режиме правового регулирования через его основные элементы: метод правового регулирования, механизм правового регулирования (как комплекс правовых средств), правовые принципы. Тем самым правовой режим олицетворяет тесное единство комплекса правовых средств с содержанием регулируемых отношений. Отраслевые правовые режимы являются режимами наиболее высокого уровня, имеющими в праве императивное и направляющее значение.

В чем же заключаются особенности правовых режимов различных отраслей права?

Поскольку система российского права состоит из достаточно большого числа различных отраслей права, и характеристика их особенностей является предметом скорее отраслевых правовых наук, попробуем ответить на этот вопрос с позиции деления права на частное и публичное.

Надо сказать, что в отраслях публичного права буквальное указание на правовой режим встречается довольно часто. Например, режимам посвящен подраздел 2 Таможенного кодекса РФ, часть 2 Налогового кодекса РФ содержит раздел УШЛ «Специальные налоговые режимы», глава 18. Кодекса РФ об административных правонарушениях именуется «Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации».

Таких примеров можно приводить много, однако они, как и собственно отсутствие в тексте нормативного акта словосочетания «правовой режим» или слова «режим», отнюдь не свидетельствуют о том, что данная юридическая конструкция не применима к другим отраслям права. Справедливо замечено С.С. Алексеевым, что из правовых режимов складываются все отрасли законодательства, это «основное комплексное составляющее звено правовой материи: из всех явлений правовой действительности он один снабжен всеми необходимыми элементами самостоятельного существования и эффективного функционирования»2.

По нашему мнению, с учетом сказанного выше, следует, что в публичных отраслях российского законодательства правовой режим выделяется просто «рельефнее», о нем как бы «сообщается» адресату. Это происходит потому, что в рамках правового регулирования в публично-правовой сфере «имеются в виду нормальные фиксированные режимы функционирования государственных и иных институтов, позволяющие успешно решать

1 См.: Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. - С. 190.

2 Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. - С. 182

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ | | Серия Философия. Социология. Право. 125

IШ " 2012. № 20 (139). Выпуск 22

стратегические и тактические задачи»3 (например, обеспечение конституционных прав и свобод граждан, общественной безопасности и другие).

В частном же праве задачи правового режима ориентированы на частные ситуации, связаны со сравнительно узкой сферой регулирования (например, обеспечение трудовых прав конкретного гражданина или отдельного трудового коллектива в трудовом праве).

Отсюда вытекает повышенное внимание государства (в лице законодателя) к публичным отраслям права. В публичных отраслях права (в большей мере по отношению к частным) субъект права «оповещается» о том, что он попадает в сферу действия правового режима и должен действовать в определенных рамках, как правило, точно следуя установленным предписаниям.

Отдельные авторы по этому поводу отмечают, что четкая детальная регламентация всех элементов правового режима в нормативно-правовом акте помогает придать ему устойчивость, восприимчивость со стороны адресата, высокую эффективность, обеспечить бесперебойную работу механизма правового регулирования. Отсутствие основных структурных элементов правового режима превращает его в недостроенную, нерабочую конструкцию4.

Заметим, что в силу ограниченности объема настоящей работы и невозможности рассмотрения всех проблемных аспектов рассматриваемой темы остановимся подробнее на особенностях состава правовых режимов публичных отраслей права.

Концепция отраслевого правового режима, устоявшаяся в общей теории права5, раскрывает особенности данной категории через ее основные элементы: метод правового регулирования, механизм правового регулирования (как комплекс правовых средств), правовые принципы. Рассмотрим их характеристику подробнее.

Метод правового регулирования публичных отраслей права является императивным6 (методом власти и подчинения7, субординационным8, методом централизованного регулирования9).

Следует сказать, что в теории права имеются попытки отдельных ученых более подробно охарактеризовать публично-правовой метод, проанализируем их точки зрения.

Так, Н.М. Вагина считает, что метод публичного права - это обусловленная предметом правового регулирования и волей законодателя система правовых средств, установленных централизованно в процессе официального правотворчества, среди которых основными являются средства-требования (обязывания и запреты) и средства-ограничения, применяемые вне зависимости от участников регулируемого общественного отношения10. С нашей точки зрения, при использовании данного подхода, как представляется, имеется определенная опасность сведения метода публичного права к механизму публично-правового регулирования, поскольку, как известно, метод к правовым средствам не сводится, а должен на них основываться. В то же время нельзя не отметить внимание автора к способам установления соответствующих правовых предписаний, что ценно для характеристики механизма публично-правового регулирования - самостоятельной составляющей публично-правового режима.

3 Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001. - С.251.

4 См., напр.: Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве / / Журнал российского права. 2001. № 9. - С. 22.

5 См., напр.: Алексеев С.С. Общая тория права в 2 томах. Т. 2. М., 1981., Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы (теоретический аспект). Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001; Султыгов М.М. Конституционно-правовой режим ограничения государственной власти. Дис. ... докт. юрид. наук. СПб, 2005.

6 См.: Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. - С. 46.

7 См.: Иоффе О.С. О гражданско-правовом и административно-правовом методах регулирования хозяйственной деятельности // Правоведение. 1959. № 3. - С. 53.

8 См.: Витченко А.М. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений. Саратов, 1974- - С. 118.

9 См.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 332; Поляков А.В. Общая теория права. СПб., 2004. - С. 156.

10 См.: Вагина Н.М. Принципы публичного права. Самара, 2004.

К.М. Маштаков определяет публично-правовой метод в качестве основанного на позитивных обязываниях и запретах как первичных приемах правового воздействия способ регулирования общественных отношений, который характеризуется императивностью, наделением одного из субъектов специальными полномочиями - компетенцией и обеспечивает построение отношений по схеме «власть - подчинение»11. С данной характеристикой следует согласиться, поскольку учитываются особенности методов правового регулирования подавляющего числа отраслей публичного права.

В свою очередь, Ю.А. Тихомиров так раскрывает сущностные моменты метода публичного права. По его мнению, это: а) властеотношения формируются по принципу «команда-исполнение»; б) субъекты публичного права строго связаны законом и пределами предоставленных законом полномочий; в) правовое регулирование основано на позитивном обязывании общенормативной ориентации (например, когда утверждается положение об органах власти, устанавливаются их цели, задачи, функции, полномочия) или в форме конкретного предписания, поручения совершить то или иное юридически значимое действие, либо на запрещении каких-либо действий; г) обеспечивается сочетание убеждения и принуждения12. Такой подход к определению метода публичного права разделяется и нами, поскольку он позволяет определить его сущность.

Таким образом, для метода правового регулирования публичных отраслей права характерны: а) императивность (неукоснительное соблюдение субъектами предписаний правовых норм), которая основана на позитивных обязываниях и запретах; б) наделение одного из субъектов полномочиями в рамках своей компетенции; в) и, как следствие неравенство субъектов, построение отношений по схеме «власть - подчинение» (или «команда - исполнение»).

Далее отметим, что механизм правового регулирования (юридический инструментарий) публичных отраслей права основывается на позитивных обязываниях: вначале возникает обязывающая правовая норма, затем относительное правоотношение и реализация юридических обязанностей, сводимая, по существу, к праву требования исполнения обязанностей. По верному замечанию С.С. Алексеева, в этом комплексе правовых средств энергетическую силу механизму юридического регулирования задает не столько собственная сила права, сколько государственная власть13.

Надо сказать, что в науке высказано мнение, что публичному праву не присущ специфический механизм правового регулирования, поскольку сам механизм воздействия на общественные отношения - явление общее для всего права в целом, безотносительно к природе его структурных элементов14. Не вступая в научную дискуссию, тем не менее, считаем необходимым высказать свою позицию по данному вопросу. Нас, прежде всего, механизм публично-правового регулирования интересует как составляющая соответствующих правовых режимов, их содержания. Правовой режим есть специфический механизм правового регулирования, направленный на конкретные виды объектов (субъектов), в рамках которого последние действуют. Он включает в себя несколько правовых блоков, каждый из которых реализуется через механизм правового регулирования. Скажем так: правовой режим - это проекция механизма правового регулирования на конкретную социальную ситуацию. Механизм правового регулирования в публичных отраслях права снабжает правовые режимы специфическим набором правовых средств, часто невостребованным частноправовыми отраслями. В связи с этим можно допустить действие специальных механизмов реализации прав и обязанностей в публичных отраслях права, тем более что специфичность публично-правовых средств учеными не оспаривается.

Продолжая, обратимся к правовым принципам публичных отраслей права как основополагающим началам, определяющим направления правового регулирования15, ко-

11 См.: Маштаков К.М. Теоретические вопросы разграничения публичного и частного права. Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2001. - С. 191.

12 См.: Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995- - С. 49-5°-

13 См.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. - С. 332.

14 См., напр.: Болгова В.В. Основы публичного права. Самара, 2009. - С. 234.

15 В философии принцип определяется как первоначало, руководящая идея, основное правило поведения, в логическом смысле принцип есть центральное понятие, основание системы, представляю-

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22

торые также находятся в прямой зависимости от метода правового регулирования, особенности которого нами уже выделены.

Здесь заметим, что относительно системы принципов публичных отраслей права мы придерживаемся традиционного деления их на три группы: общие, межотраслевые и отраслевые.

Общие, соответственно, характерны для всех отраслей права, как публичного, так и частного. Например, принципы справедливости, законности, гуманизма, равноправия граждан.

Межотраслевые принципы распространяют свое действие на несколько отраслей публичного права. К межотраслевым принципам публичного права относятся почти все межотраслевые процессуальные принципы: принцип осуществления правосудия только судом, принцип назначаемости судей, принцип независимости судей, принцип гласности, принцип состязательности, принцип процессуального равноправия, принцип публичности и другие, а также ряд материальных принципов, таких как принцип презумпции невиновности, принцип обеспечения эффективной социальной защиты населения и некоторые другие16.

И, наконец, отраслевые принципы, свойственные отдельным отраслям публичного права. Например, для земельного права России свойственны такие правовые принципы, как принцип множественности и правового равенства форм собственности на землю, принцип нахождения земли в гражданском обороте, принцип государственного управления землей и другие.

Таким образом, правовые режимы в публичном праве имеют следующие особенности: детально закрепляются в нормативно-правовых актах; носят императивных характер; основаны на позитивных обязываниях и запретах; отношения между субъектами правовых режимов построены по схеме «власть - подчинение»; используют в своем арсенале специфический набор правовых средств в рамках централизованного правового регулирования; основаны на действии специальной системы публично-правовых принципов.

В заключение следует подчеркнуть, что правовые режимы присущи все отраслям права, более того, специфика последних выражается в особом режиме правового регулирования через его основные элементы: метод правового регулирования, механизм правового регулирования, правовые принципы. Тем самым осуществляется тесная взаимосвязь комплекса правовых средств с содержанием регулируемых отношений, обусловливающая необходимую степень эффективности правового регулирования.

1. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989.

2. Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юрид. лит., 1975.

3. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М.: Юринформцентр, 2001.

4. Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2001. № 9. С. 19-25.

5. Алексеев С.С. Общая тория права в 2 томах. Т. 2. М.: Юрид. лит., 1981.,

6. Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы (теоретический аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001;

7. Султыгов М.М. Конституционно-правовой режим ограничения государственной власти. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб, 2005.

8. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.: БЕК, 1995.

9. Иоффе О.С. О гражданско-правовом и административно-правовом методах регулирования хозяйственной деятельности // Правоведение. 1959. № 3. С. 48-62.

10. Витченко А.М. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974.

щей обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

16 См. подробнее: Захаров А.Л. Межотраслевые принципы права. дис. канд.....юрид. наук. - Казань, 2003.

Список литературы

11. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2001.

12. Поляков А.В. Общая теория права. СПб.: Издательский дом С. -Петерб. гос. ун-та, 2004.

13. Вагина Н.М. Принципы публичного права. Самара: Изд-во Самарского гос. ун-та, 2004.

14. Маштаков К.М. Теоретические вопросы разграничения публичного и частного права. дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2001.

15. Болгова В.В. Основы публичного права. Самара: Самарское отд-ние литфонда, 2009.

BRANH LEGAL REGIMES: THE COMPOSITION AND PECULIARITIES

South-West State University

The article describes the structure and peculiarities of branch legal regimes. The author analyses the peculiarities of the stipulation of legal regimes of private and public branches of law in the Russian legislation. Particular attention is paid to the peculiarities of the composition of the legal regimes of the public branches of law.

e-mail: [email protected]

Key words: branch legal regime, method of legal regulation, mechanism of legal regulation, legal principles.

Иванов В. А., Баранова Е. А.

ПОНЯТИЕ «ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ»

Иванов Виталий Алексеевич,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

E-mail: [email protected]

Баранова Екатерина Александровна,

магистрант ФГБУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]

В статье представлен анализ понятия «особый правовой режим». В процессе исследования автором широко использовано действующее законодательство, проанализированы труды видных советских и российских правоведов, теоретиков права. Автор не оставляет вне внимания и взгляды ученых-современников, подвергая их анализу, конструктивной критике.

Ключевые слова: особый правовой режим, социальный режим, правовое регулирование, правовая политика.

Происходящие в современной России динамичные социально-экономические, политические, культурные, национальные, демографические, информационные и иные процессы сказываются на изменениях в правовой сфере. Вслед за модификацией общественных отношений модифицируется и юридическая форма, все ее составные части. Одним из наиболее сложных и наименее исследованных является такой элемент этой формы, как правовой режим.

Научная и практическая значимость проблемы определяется тем, что сложившиеся условия требуют обновленных правовых режимов, отвечающих духу времени, связанных со становлением новых политических и государственных состояний, с появлением нетрадиционных для нас субъектов и объектов права, с интенсивным развитием различных форм собственности, частного права, предпринимательской деятельности, переориентацией на другие, более совершенные и свободные методы правового регулирования, сменой приоритетов в системе имеющихся юридических средств и ценностей.

Понятие правового режима все активнее используется в юридической литературе, все более прочно утверждается в качестве одной из важнейших категорий правоведения. Законодатель весьма часто употребляет такие словосочетания, как «таможенный, пошлинный режимы», «режим хозяйственной деятельности», «льготный режим», «валютный режим», «режим чрезвычайного положения», «режим особой охраны», «режим секретности», «режим наибольшего благоприятствования», не давая им определения. Используются эти понятия и в общественно-политическом лексиконе, в средствах массовой информации.

Что такое правовой режим? Правовой режим -разновидность социального режима. Главная его особенность состоит в том, что он создается, закрепляется, регулируется правом, основан на праве. Вне правовой сферы он немыслим - там действуют другие режимы, не опосредуемые юридическими нормами. Невозможно понять сущность правового режима и вне связи с политическими процессами и событиями, происходящими в определенное время в той или иной стране. Вообще политический подтекст многих юридических явлений, понятий, конструкций вполне очевиден . Трудно назвать такой правовой режим, который бы устанавливался вопреки политической воле государства. Иначе последнее - не суверенно.

В литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств; и как порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, которые характеризуют особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создают особую направленность регулирования; и как результат регулятивного воздействия на общественные отношения системы (определенного набора) юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных отношений .

Приведенные определения отражают наиболее существенные признаки рассматриваемого явления, однако содержат в себе некоторые погрешности, требующие пояснения. Так, в первом случае правовой режим определяется через понятие социального ре-

жима, которое, в свою очередь, тоже не отличается четкостью и требует соответствующих уточнений и интерпретаций.

Второе определение многословно, отдельные термины повторяются («регулирование»). К тому же правовой режим, как нам представляется, в большей мере характеризует не направленность правового регулирования (формальный признак), а степень его благоприятности или неблагоприятности для интересов различных субъектов права (материальный признак). Это косвенно признает и С. С. Алексеев, когда пишет, что «каждый правовой режим есть все же именно режим; следует принимать во внимание основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. Именно поэтому при рассмотрении правовых вопросов мы обычно говорим, например, о жестких или льготных правовых режимах» .

В третьем определении категорично делается упор на понимание правового режима только как результат нормативно-правового воздействия. На мой взгляд, правовой режим - это не столько результат, сколько система условий и методик осуществления правового регулирования, определенный «распорядок» действия права, необходимый для оптимального достижения соответствующих целей. Правовой режим призван обеспечить наступление желаемого социального эффекта, состояния, так как выражает собой прежде всего путь к подобному результату. Правовой режим -это функциональная характеристика права.

Учитывая сказанное, правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовой режим - это проявление нормативности права, но на более высоком уровне. Следует согласиться с С. С. Алексеевым, что прежде всего правовой режим можно рассматривать как своего рода «укрупненный блок» в общем арсенале правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств. И с этой точки зрения эффективное использование правовых средств при решении тех или иных специальных задач в значительной степени состоит в том, чтобы выбрать оптимальный для решения соответствующей задачи правовой режим, искусно отработать его сообразно специфике этой задачи и содержанию регулируемых отношений .

Теория и история государства и права

Правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование группы общественных отношений, определенного участка социальной жизни, содействуют оптимальному использованию конкретных объектов. Это особенно важно в период экономических, политических и культурных преобразований, осуществляемых сегодня в России. Исключительное значение в наши дни приобретает режим выборов как специфическое, наиболее интенсивное и напряженное социально-правовое состояние.

И хотя правовые режимы характеризуются определенной стабильностью, известным постоянством, что, собственно, и гарантирует высокий уровень их нормативности, они тоже эволюционируют, развиваются, адаптируются к современным условиям и реалиям.

Так, если до недавнего времени в отношении предприятий малого бизнеса существовал режим сплошной отчетности (при постоянном росте их числа требовавший соответственного роста контролирующего аппарата), то начиная с 1996 г. режим упрощается, делается более гибким. В ст. 2 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. Госкомстату России поручено «осуществлять начиная с 1996 года текущее статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий в режиме выборочных квартальных обследований» .

Изменение, корректировка или даже замена тех или иных режимов могут быть связаны с процессами демократизации действующих государственных институтов, совершенствованием системы административного управления, усилением защиты прав граждан, необходимостью приведения российского законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов. Например, в настоящее время в стране вводится новый порядок «учета граждан», согласно которому традиционный режим прописки заменяется режимом регистрации. Коренное отличие между этими режимами заключается в том, что в основе прописки лежит разрешительный принцип, а в основе регистрации - уведомительный. Излишне говорить о том, насколько это важно для каждого отдельного индивида, семьи, общества в целом. Это не что иное, как переход к цивилизованным формам общежития.

Неточно определенный режим заставляет функционировать всю систему юридических средств ниже оптимума, вызывает падение количественных и особенно качественных показателей деятельности. Неоправданно льготный режим также не приносит пользы, ибо ведет к неэкономной трате материальных, кадровых, финансовых ресурсов, рабочего времени, гипертрофированию одних подсистем в ущерб другим .

Иванов В. А., Баранова Е. А.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Например, в ст. 15 (Режим особой охраны территорий национальных парков) Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» записано, что «на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей». По такой же схеме вводятся соответствующие режимы Постановлением Правительства РФ «О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 25 декабря 1992 г. и многими другими нормативными актами.

Правовые режимы непосредственно отражают важнейшие элементы правовой политики государства, о которой писали еще дореволюционные русские юристы (С. А. Муромцев, Л. И. Петражицкий, Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич и др.). Они определили правовую политику как прикладную науку, призванную оценивать действующее законодательство и способствовать выработке более совершенного права .

Сегодня можно обозначить правовую политику гораздо шире: как совокупность правовых средств,

целей, задач, установок, приоритетов, направленных на совершенствование общественных отношений, формирование правового государства, реализацию принципов демократии, гуманизма, справедливости, прав и свобод человека и гражданина. Правовой режим - неотъемлемое свойство власти, ее устройства, функционирования, социальной направленности.

Таким образом, понятие «правовой режим» нельзя отождествлять с понятием «механизм правового регулирования», которое означает систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Правовой режим реализуется через механизм правового регулирования, который представляет собой общий порядок, процесс действия права.

Литература

1. Исаков В. Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы // Проблемы теории государства и права. М., 1987.

2. Морозова Л. А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985. С. 123.

3. Алексеев С. С. Теория права. 2-е изд. М., 1995. С. 244.

5. Государство и право. 1995. № 10. С. 49.

6. Исаков В. Б. Правовые режимы и их совершенствование // ХХУ1 съезд КПСС и развитие теории права. Свердловск, 1982. С. 35.

V. A. Ivanov, E. A. Baranova

THE CONCEPT OF «SPECIAL LEGAL REGIME»

The article presents an analysis of the concept of "special legal regime". The study author widely used existing legislation, analyzed the works of prominent Soviet and Russian legal experts, legal scholars. The author does not leave out the attention and views of contemporary scientists, subjecting them to analysis, constructive criticism.

Key words: a special legal regime, social regime, legal regulations, legal policy.

IVANOV Vitally Alexeevich - Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mal: [email protected]

BARANOVA Ekaterina Aleksandrovna - Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mal: [email protected]

Похожие публикации