Празднование державной иконы. Чудо обретения иконы

В ноябре 2015 года в Манеже с успехом прошла выставка «Православная Русь». Ее посетили десятки тысяч россиян, в том числе и Владимир Путин. Центром экспозиции был чудотворный Державный образ .

Обретение иконы

Третий год длилась Великая война. Страну сотрясали стачки и хлебные бунты. Поражения на фронтах следовали одно за другим. А крестьянке из слободы Перервинского монастыря Евдокии Адриановой привиделась в снах белоснежная церковь и восседающая над ней женщина. Говорила она, что должна Евдокия найти почерневший образ и сделать его красным.

Евдокия отправилась в село Коломенское и поведала о видениях настоятелю Вознесенского храма. Настоятель храма Николай Лихачев провел ее к иконостасу и показал все старые иконы . Но ни одна не походила на тот образ, что привиделся крестьянке Евдокии во сне и где находится эта икона никто не знал.

После продолжительных поисков в дальнем углу церковного подвала отец Николай обнаружил старую доску. Сквозь черную пелену с доски на пораженного настоятеля смотрели Божия Матерь и младенец Христос . Царица Небесная восседала на державном троне. В руках Божия Матерь держала скипетр и державу - символы императорской власти.

Обретение Державного образа случилось 2 марта 1917 года. В этот черный для страны день самодержец всероссийский Николай Романов подписал отречение. В трехсотлетней истории Дома Романовых была поставлена точка.

Весть об обретении иконы мигом облетела окрестности. Тысячи людей потянулись в Вознесенский храм, чтобы поклониться иконе Божией Матери. Многие люди увидели в обретении Державной иконы особый символ.

Стали считать, что гибель Романовых, пролетарская революция, красный террор — наказание народам России за тяжкие грехи. Но есть выход. Он в покаянии, в надежде на возрождение страны, возвращение ее законной власти. Ведь сама Матерь Божия взяла в свои руки символы власти.

Икона написана в конце восемнадцатого века . Вероятнее всего, для иконостаса одной из Вознесенского монастыря. Монастырь размещался в Московском кремле. Долгие годы был местом погребения женщин царского рода.

Церкви монастыря неоднократно перестраивались. Иконостасы менялись. Один из них перенесли в Коломенское. Доски старели, требовалась замена. Почерневшие части иконостаса упрятали в подвал.

После обретения икону отреставрировали. С нее изготовили не один десяток списков . Под руководством патриарха Тихона подготовили акафист и службу к иконе. Но воинственные безбожники уже бесчинствовали в храмах. Началась кампания по изъятию ценностей у церковников.

Однако Державная Божия Матерь уцелела. Годы Советской власти она провела в хранилищах Государственного исторического музея в Москве. После распада СССР, в 1990 году музейщики возвратили ее в Коломенское. Там она и хранится в храме в честь Казанской иконы Божией Матери.

Правда не всегда ее можно там увидеть. Божия Матерь много путешествует по миру.

В 2003 и 2014 годах она побывала в Португальском городке Фатима . В начале прошлого века этом городе трем детям неоднократно являлась Божья Матерь. Она передавала им религиозные сообщения и пророчества. Одно из них напрямую касалось России и стало знаковым для русской монархии.

Богородица предупреждала о возможном приходе к власти большевиков, о том, что Россия распространит свои прегрешения по миру, что это приведет к войнам и поруганию церкви. В городе действует православный храм в честь Успения Божией Матери, там и была выставлена реликвия.

В 2007 году она побывала во многих странах Европы, США, на Австралийском континенте . Тысячи людей приходили в православные приходы поклониться святыне.

В честь иконы построены храмы и соборы в Самаре, Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Гдове. Многие ее списки тоже способны творить чудеса, помогать людям. Празднование иконе совершается в день ее явления - 2 (15) марта.

Значение и фото

В чтимой Русской Православной Церковью чудотворной символизм и история ее обретения связаны с русской монархической традицией. Икона признана главной святыней русских монархистов. Последователи монархии трактуют обретение иконы, как своеобразную передачу власти над страной от Романовых к Божией Матери. Недаром она восседает на троне и держит в руках символы царской власти.

Из этого следует, что со дня отречения последнего Романова ни одна власть в стране не может называться легитимной. Значит и законы, по которым Россия жила до Февральской революции продолжают действовать на ее территории.

Все чаще звучат призывы к покаянию за грех цареубийства. В 1993 году патриарх Алексий Второй произнес покаяние от лица Церкви. Он призвал к покаянию весь народ, независимо то взглядов на политическое устройство страны, исторических воззрений, принадлежности к различным религиям.

Такое покаяние символизирует ежегодный крестный ход из Петербурга в Екатеринбург, к месту расстрела Николая Второго. Тесно связана с образом Божией Матери и событиями 1917 года католическая доктрина «Обращения России». Существуют пророчества Лаврентия Черниговского и монаха Авеля о возвращении монархии.

Патриарх Кирилл, выступая на открытии выставки «Православная Русь», рассказал о значении иконы для русских людей и всех россиян сегодня.

Он сказал, что когда был найден образ Богоматери восседающей на царском престоле, когда стало понятно, что икона именуется Державная, то в далеком 1917 году лучшими умами это было воспринято как Божий знак. Знак того, что после ухода царя, Богородицы не снят со страны, что Богородица сама встала во главе России. Что мы всегда под ее защитой и покровительством.

О чем просят у образа Божьей Матери?

Есть немало свидетельств того, что молитва у чудотворного лика Державной иконы Божьей Матери помогает людям справиться с проблемами и недугами.

Божьей Матери молятся:

  • чтобы обрести спутника жизни
  • чтобы наставила на верный путь
  • о здравии родных , о восстановлении после болезни
  • чтобы обрести правду и сердечную радость
  • чтобы помогла решить серьезные финансовые проблемы

Молитвы иконе исцеляют физические и душевные раны, даруют уверенность и покой.

Ей молятся о мире, о том, чтобы беды и войны обошли нашу страну стороной. Ее просят об усмирении злобы врагов, о всепрощении . Любой человек, нуждающийся в помощи и защите, может от души, искренне помолиться лику. Божья Матерь обязательно поможет.

Молитва

Мира Заступнице, Мати всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии, и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит святую церковь нашу православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево; Ты еси всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчая, избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарно воспевающе величие Твое, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная».

В Государственном архиве Тульской области, в фонде «Тульская палата древностей», на хранении есть удивительный документ. Внешне похож на листовку и представляет собой один стандартный лист формата А4, текст на котором набран типографским способом. Как свидетельствует подстрочник - по заказу Варваринского народного Общества трезвости в Москве в типографии «Т.ва Рябушинских». Документу сто лет. Содержание, составленное современниками, невольно вызывает и сейчас душевный трепет, так как возвращает нас в начало трагических для православной России дней - отречения Государя Императора Николая II от престола и явления иконы Божией Матери «Державная».

Молитва «Державной» иконе, напечатанная на отдельном листе в 1917 г. Внизу под текстом надпись: «Издание Варнавинского Народного Общества Трезвости. Москва. Семеновская застава на площади, тел. 1-73-53, трамвай № 22». Под рамкой указана типография, в которой была отпечатана молитва: «Тип. “Победа” Г. Антонова. Москва. Тел. 5-58-72». Собрание московского музея «Наша Эпоха».

На одной стороне документа помещено «Краткое сказание о новоявленной в с. Коломенском под Москвой «Державной» Иконе Божией Матери», на второй - .

Храм Вознесения Господня в Коломенском, 20-е годы XX века

Явление Державной иконы Божией Матери в 1917 году не было неким обновлением, а обнаружением старой иконы в подвале церкви Вознесения в селе Коломенском.

Крестьянке Бронницкого уезда, Жирошкинской волости, деревни Починок, Евдокии Андриановой, проживавшей в слободе Перерве, были 2 сновидения - 13-го февраля (на этот день пришелся первый понедельник Великого поста в 1917 г.) и 26-го февраля.

13-го февраля во сне ей был голос: “Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся”. Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний. Спустя 2 недели, 26-го февраля, как бы в ответ на усердную молитву, в другом сне она увидела белую церковь, в которой величественно восседала Женщина. В этой Женщине Евдокия Адрианова сердцем почувствовала Царицу Небесную, хотя лика Ее и не видела. 2-го марта она отправилась в село Коломенское, чтобы исповедаться и причаститься, и, увидев , сразу же узнала виденную во сне белую церковь. Вознесенская церковь была построена в 1532 году великим князем Московским Василием III в благодарность Богу за рождение наследника—будущего царя Ивана IV Грозного.

Настоятелем церкви Вознесения Господня был священник Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Андрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета как поступить. Отец Николай собирался служить вечерню и пригласил Андрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но Андрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением.

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Державная»

Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду - на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. Именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда ее промыли от многолетней пыли, то всем присутствующим в храме представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире на зеленой подкладке, с короной на голове и скипетром и державой в руках (отчего и произошло название: “Державная”). На Ее коленях находился благословляющий Богомладенец. Лик Богоматери был необычайно строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.

В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня.

Об обретении иконы управляющий Московской епархии епископ Дмитровский Иоасаф (Каллистов) доносил митрополиту Московскому святителю Тихону (Белавину) (будущему Патриарху), а тот в донесении от 13 октября 1917 г.—Святейшему Синоду. В своем донесении митрополит Тихон писал: “По сведениям, данным членом комиссии от церковно-археологического отдела при Московском обществе любителей духовного просвещения протоиереем Страховым, икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Божией Матери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего”.

Вознесенский монастырь в Кремле

По некоторым сведениям было установлено, что Державная икона Божией Матери принадлежала Вознесенскому женскому монастырю в Москве. Скорее всего, она осталась от прежнего иконостаса Вознесенской церкви, замененного в XIX веке. В 1812 г. во время эвакуации из Москвы при нашествии Наполеона, икона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского и, вероятно, забыта там на 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время. (Вознесенский монастырь являлся усыпальницей великих княгинь и русских цариц до XVIII века и был взорван вместе с Чудовым монастырем в Кремле в 1929 г.)

Вскоре после обретения образ был отреставрирован в иконописной мастерской московского Алексеевского девичьего монастыря и вставлен в новый иконостас Георгиевской церкви, находящейся рядом с Вознесенской церковью.

“Державная” икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2 (15) марта 1917 г. - в самый день отречения от престола государя-императора страстотерпца царя Николая II. Всю Россию облетело известие о том, что в этот трагический день произошло чудесное явление новой иконы. В Коломенское толпами стекались богомольцы. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни.

Царская семья и великая княгиня Елизавета Феодоровна

В «Сергиевских листках» описано прибытие Державной иконы Божией Матери в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где икона была торжественно встречена настоятельницей - будущей преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой Федоровной и другими сестрами. В том же году печатные сведения о обретенной иконе появились в журнале «Душеполезный собеседник» за октябрь. Скоро почти в каждом храме появился список с “Державной”, были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие будущий патриарх Тихон (иная служба составлена Владимиром Васильевичем Богородицким).

Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя от Престола быстро стала распространяться по всей России и расценивалась верующими как знак того, что Царица неба и земли взяла в Свои руки управление Россией. Большое количество богомольцев стекалось в село Коломенское, и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов.

А. Алексеевич. Николай II накануне отречения. 2005 год.

В одной из книг, посвященных иконе, говорилось: “Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей “Дом Богородицы” в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа”.

После революции в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования Ее “Державной” иконы в 1925 г. был освобожден из тюрьмы настоятель храма свт. Николая в Плотниках прот. Владимир Воробьев, который особо чтил “Державную” и до своего ареста по воскресеньям часто ходил со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист.

Чувство, с каким было воспринято здоровой частью русского общества обретение «Державной» иконы, прекрасно выразил в 1934 году в своем стихотворении Сергей Бехтеев:

Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
“Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю”.
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница…
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит

Список иконы Божией Матери «Державная» в подклете храма Вознесения

В советское время подлинник иконы на долгое время был сокрыт от лица верующих. Как впоследствии стало известно, икона хранилась в Государственном историческом музее.

Второе обретение иконы Божией Матери именуемой «Державная»

Документально установлено, что после запрещения богослужений в храме Вознесения в селе Коломенском икона вместе со всеми другими иконами храма была помещена в хранилище филиала Государственного Исторического музея «Село Коломенское» (в обезглавленную в те годы церковь во имя вмч. Георгия Победоносца). После 1929 года икону передали в основное хранилище музея, в здание на Красной площади. Ее перемещение отражено в Книге поступлений в Государственный Исторический музей (регистрационный № 67494). Затем икону поместили в хранилище экспонатов Отдела изобразительного искусства и соответственно вписали в инвентарную книгу Отдела (регистрационный № 1399).

15 апреля 1988 года икону временно передали на выставку в Издательский Отдел Московского Патриархата, где святыня пребывала в течение двух лет в алтаре домового храма во имя Преподобного Иосифа Волоцкого.

Икона Божией Матери “Державная” в Казанском храме в Коломенском

В соответствии с известным постановлением правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам, по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, икону было решено перенести в Коломенское. Согласно Акту Государственного Исторического музея от 23 июля 1990 года и Приказу Министерства культуры Российской Федерации, образ был передан в церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

27 июля 1990 года, в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, духовенство и прихожане храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском торжественно встретили Державную икону Божией Матери. Икона была установлена у правого клироса храма. Перед ней происходит чтение Акафиста, составленного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском.

Явленная икона изграфлена на выщербленной доске поблекшими от времени красками. Создается впечатление, что в свое время масло было наложено на “голую” древесину, без грунта.

В марте 1917 года произошли два важнейших события в жизни России. Первым из них было отречение от престола государя Николая II, в корне изменившее весь дальнейший ход не только отечественной, но и мировой истории. Вторым - чудесное обретение Державной иконы Божией Матери, история которой неразрывно связана с потрясениями, выпавшими в те годы на долю нашей многострадальной Родины.

Видения рабе Божьей Евдокии

Обстоятельства, при которых этот чудотворный образ был явлен людям, весьма удивительны. Как свидетельствовали очевидцы тех давних событий, некой благочестивой женщине, имя которой - Евдокия Андрианова, в ночь после праздника, установленного в честь чудотворного образа Иверской Божьей Матери, было видение. В тонком сне сподобилась она узреть Пречистую Деву, повелевшую ей отправиться в подмосковное село Коломенское и там, в Вознесенской церкви, отыскать Её, забытый всеми и почерневший от времени, образ.

Восстав поутру, изумлённая женщина долго молилась перед образом Спасителя, прося вразумить её для исполнения воли Его Пречистой Матери и даровать необходимые к тому силы. В случае же, если ночное видение было лишь дьявольским искушением (что тоже нередко случается) - оградить её от нечистой силы. «Спаси Господи и ниспошли благословение рабе Твоей Евдокии!», - неустанно повторяла она.

На следующую ночь, едва забывшись сном, женщина вновь увидела Царицу Небесную, повторившую ей своё прежнее повеление и прибавившую, что образ следует не только отыскать, но и, удалив с него пыль и копоть, поместить в церкви для всеобщего поклонения. Когда сновидение рассеялось, а вместе с ним ушли последние сомнения, Евдокия почувствовала необыкновенный прилив сил и жажду немедленно исполнить волю Пресвятой Девы.

Тщетные поиски

Едва дождавшись утра и помолившись Богу, она отправилась в путь. Дорога предстояла неблизкая, поскольку до Коломенского от их села было вёрст десять, а то и поболе. Придя, наконец, в село и отыскав настоятеля местной Вознесенской церкви отца Николая, она поведала ему о своих ночных видениях и просила помочь ей в столь необычном деле.

Добрый батюшка, внутренне усомнившись в истинности слов Евдокии, счёл, однако, своим долгом открыть запертую на тот момент церковь и вместе с ней тщательно осмотреть все имевшиеся внутри иконы. Их совместные поиски ни к чему не привели, поскольку все образа, украшавшие стены и иконостас церкви, хоть и были весьма древними, но не походили на ту почерневшую и покрытую копотью икону, о которой говорила Евдокия.

Случайность или Божье знамение?

Лишь после того, как, тщательно осмотрев трапезную, алтарь, притвор и колокольню, они спустились в подвал, там, среди отжившей свой век церковной утвари, удалось найти старую, потемневшую от времени доску с едва различимыми на ней чертами Пресвятой Богородицы и Её Предвечного сына, украшенных царскими регалиями.

Случилось это 2 (15) марта 1917 года, и в этот же день произошло отречение от престола помазанника Божьего, последнего царя династии Романовых - государя Николая II. Люди, далёкие от религии, видят в этом лишь совпадение, но истинно верующие усматривают Божье знамение и в его свете истолковывают значение чудотворного образа Пресвятой Богородицы.

Заступница земли русской

Сразу же после чудесного обретения иконы Божией Матери (Державной), описание которой митрополит Тихон (будущий Патриарх Московский и всея Руси) вскоре направил святейшему Синоду, началось её всеобщее почитание. Люди, внезапно лишившиеся всех устоев привычной жизни, верили, что Господь не бросил на произвол судьбы православный народ и, попустив отречение Своего помазанника, даровал им надежду, вручив скипетр и державу в руки Своей Пречистой Матери. Даже не ведая о том, в чем помогает Державная икона Божией Матери, но веря в несокрушимую силу Царицы Небесной, в Коломенское устремились тысячи людей.

Этой вере способствовала и сама композиция иконы, на которой Божья Матерь была изображена в виде самодержицы, восседающей на троне с символами высшей государственной власти и благословляющим Богомладенцем на руках. Она стала залогом попечения Вышних Сил о существовании и дальнейшем духовном возрождении богохранимого народа России.

Вскоре после обретения и всенародного прославления иконы для неё была составлена особая служба и написан акафист. В работе над ними активное участие принимал высокопреосвященный Тихон, занявший к тому времени патриарший престол. Тогда же молитва Державной иконе Божией Матери была включена в Православный молитвослов. Сам же образ пребывал в Вознесенской церкви Коломенского до тех пор, пока её не закрыли в конце 20-х годов, на волне одной из многочисленных антирелигиозных кампаний.

Судьба иконы в XX веке

В то время воинствующими атеистами было уничтожено много святых икон, но на этот раз Господь не попустил случиться беде. После закрытия церкви богородичный образ «Державная» был надёжно укрыт в запасниках Московского исторического музея, где и провел весь период лихолетья. В Коломенское он вернулся уже в 1990 году, когда перестроечные процессы в корне изменили отношение государства к религии. Находится он там и сегодня, но не в Вознесенской церкви, как это было в прежние времена, а в Казанской.

Существует поверье, согласно которому Россия преодолеет все трудности и вновь воссияет своим величием, когда, наконец, икона её державной правительницы займёт своё прежнее место. Что ж, недалёк этот день, и надежда не покидает сердца россиян.

Поездки за рубеж

В последние десятилетия чудный образ трижды побывал за границей. В 2007 году, после объединения Русской Православной Церкви с её заграничной сестрой, икона совершила путешествие по русским приходам Америки, Европы и Австралии. Кроме того, в 2003 и 2014 гг. она дважды посетила португальский город Фатиму, где в 1917 году трое жителей сподобились видения Божьей Матери, изрекшей пророчества о судьбах мира и катастрофе, надвигавшейся на Россию.

Молитвы об Отечестве

Вера в благодатную помощь, ниспосылаемую через этот святой образ, не иссякла и по сей день, несмотря на все беды, попущенные Господом на протяжении XX века. Перед многочисленными её списками, имеющимися сегодня в большинстве православных храмов, неугасимо горят свечи и лампады. В чем помогает Державная икона Божией Матери и о чём возносят перед ней молитвы?

Об этом нетрудно догадаться, взглянув на образ. Прежде всего у Небесной Самодержицы, наделённой атрибутами высшей земной власти, просят оградить государство Российское от войн и внутренних потрясений, сохранить его в целости, избавить от территориального распада и междоусобиц.

В случае вооружённых конфликтов перед ним же испрашивают победы православному воинству и избавления от гибели его честных ратников. Главной же является молитва о мире и вразумлении политиков, толкающих страну на грань новой катастрофы. В наше наполненное тревогами время она как нельзя актуальна. Обо всём этом говорится в приведённой ниже молитве Державной иконе Божией Матери. Просят Царицу Небесную также об укреплении нашей святой Православной Церкви и избавлении её от ересей, расколов и неверия, столь укоренившегося в прошедшие годы, когда атеизм был возведён в ранг государственной идеологии.

Ещё в чем помогает Державная икона Божией Матери?

Несмотря на то что образ Богоматери, наделённой регалиями верховной власти и исторически связанный с важнейшим моментом российской истории, направляет мысли предстоящих перед ним в область, связанную с судьбами всего народа, молиться перед ним принято и обо всех житейских нуждах. Так же как и перед любым иным богородичным образом, перед ним возносят молитвы о здравии своих родных, о благоприятном решении бытовых проблем, об устройстве личной жизни и чадородии.

Следует всегда помнить, что, перед какой бы иконой ни совершался молебен, обращения наши направлены не к ней, а к тому, чей образ она несёт в себе. Не доска, покрытая живописным слоем, внемлет нашим словам, и не она дарует нам благодать. Икона является лишь связующим звеном между человеческой душой и Вышними силами, через которую Они ниспосылают свою помощь. Возглашая: «Спаси, Господи!», мы просим заступничества не у рукотворного произведения, сколь бы ни был высок его художественный уровень, а у Отца Небесного, запечатленного на нём.

Чудотворные иконы и их тайна

Известно, что есть немало икон, прославившихся обилием чудес, свершившихся по молитвам перед ними. Их за это величают чудотворными и окружают особым почитанием. В чем же тут дело? Отцы церкви учат, что именно через них Спасителю, Пресвятой Богородице или иным Небесным Силам угодно являть людям своё заступничество.

Причина, по которой это происходит, лежит за гранью человеческого познания, и найти её нам не дано. Например, вознося молитву о здравии и получая желаемое, мы не вправе помышлять о том, как именно было ниспослано исцеление недугов. Эти пути сокровенны для нас.

Не имея возможности перечислить всего, в чем помогает Державная икона Божией Матери, напомним лишь, что молитва перед ней благотворно влияет на решение таких проблем, как избавление от душевных и телесных травм, поиски спутника или спутницы жизни и, что также немаловажно, устранение финансовых неурядиц. Всё это было многократно отмечено ещё в те давние послереволюционные годы, когда она пребывала в церкви села Коломенское.

Православные иконы обладают чудесными свойствами, которые не поддаются описанию. Икона Божьей Матери «Державная» относится к таким. Она является одной из самых почитаемых святынь на Руси.

Икона «Державная» выступает символом защиты всех православных христиан от зла. Ее чудотворная сила привлекает миллионы людей. Перед ней молитвы Богородице возносят все, кому нужна помощь и поддержка. Ее просят об избавлении от финансовых проблем, о здоровье родных и близких, молятся об обретении душевного спокойствия, о мире на всей Земле. Любая просьба, высказанная от чистого сердца и с добрыми намерениями, будет услышана. Сейчас эта святыня находится в Казанском храме Коломенского музея-заповедника.

Молитва иконе «Державная» о здравии

«Богородице Дева! Тебе молимся и уповаем на защиту Твою и всемилость. Упаси нас, грешных, от болезней и скорбей душевных и телесных. Дай нам выздоровления скорейшего, нашим чадам, родителям и всем людям, под Небесами находящимся. Уповаем на Тебя, Богоматерь. Испроси у Господа нашего покровительства и помощи, а мы будем молить о вечном прощении и приближении душ к Царствию Небесному. Аминь».

Молитва о милости и мире на Земле

«Святая заступница мира нашего! К тебе взываем! С открытыми сердцами и душами молимся перед ликом святым, уповая на защиту и покровительство. Не дай супостатам разрушить то, что по крупицам собирали мы, наши предки и пращуры. Избавь от лихих войн и захватчиков, вразуми их своей волей. Да не будет на всей Земле браней междоусобных, брат не пойдет на брата, прекратятся насилия и убийства. Да будет покой между ними. Вразуми и наставь на путь грешников сиих, дай ума неразумным, чтобы не оскорбляли они суть человеческую корыстью, злобой, мыслями неуместными. Укрой их от лукавого, что чернит души и не дает покоя. Дай нам чистого неба над головами, чтобы могли мы растить детей своих в мире и покое. Возносим Тебе молитвы наши праведные, от всего народа, каждого верующего. Да будет так во веки веков. Аминь».

Молитва Божьей Матери о любви

«Богоматерь, дева невинная! Во чреве твоем созрел плод и вышел из тебя, даруя нам спасение и милость вечную. Твоя любовь искренняя, вера праведная и нам, грешным, перейдет. Зажги в груди нашей свет любви истинной , светлой и чистой. Ниспошли нам милость свою в поиске суженого, небесами на всю жизнь посланного. Дай нам прожить в мире и благочестии со своими любимыми, дай возможность зачать и родить потомство здоровое. Да принесем мы его Господу на поклон, защиту и покровительство. Пред тобой, «Державная», головы покорно склоняем, прося милости безграничной. Аминь».


Молитва об избавлении от проблем

«Святой милостью Твоей не надышимся, о Пречистая Богородица! Молим тебя о заступничестве. Беды лихие вошли в нашу жизнь незваные, непрошеные. Избави нас от алчности, злобы и зависти. Искорени в душах черноту, нас отравляющую. Да и мы простим всех, нас обидевших. Уповаем на волю Господа, справедливый суд совершающего. В его милости наказать грешников и даровать прощение праведникам. Направь на нас свой взор, помоги своей любовью безграничной, избавь и от долгов, и от мыслей грешных. Аминь».

Каждый просящий должен искренне раскаиваться в своих грехах, быть честным перед собой, ибо несет он ответ перед Господом за все свои деяния. и своих родственниках, но и обо всех живущих, праведных и грешных. Сила молитвы способна очистить каждое сердце, направить помыслы в нужное русло и дать возможность исцелиться от множества болезней, скорбей и печалей. Желаем вам мира и радости, и не забывайте нажимать на кнопки и

15.03.2017 02:19

Считается, что молитвы Деве Марии о семье и о даровании защиты имеют особую силу 14 ...

Память иконы Божией Матери «Державная» совершается в Русской Православной Церкви 15 марта по новому стилю.

История обретения иконы «Державная»
В русском церковном искусстве существует огромное количество икон, посвященных Богоматери, что неудивительно, поскольку русский народ всегда с большой любовью относился к Царице Небесной, видя в Ней свою Заступницу. Множество богородичных икон прославились как чудотворные: через них многие люди получали и получают быструю помощь. Однако есть такие иконы, которые играли важную роль не только в жизни отдельных людей, но и в истории всей страны. К таким образам относится икона Божией Матери, именуемая «Державной».
Обретение иконы Пресвятой Богородицы «Державная» было совершено в особо сложный для русского народа исторический период, когда император Николай II отрекся от престола. Падение монархии и начавшаяся революция повлекли за собой множество тяжелых и кровавых событий, которые изменили весь ход русской истории.
15 марта, в день отречения императора от престола, крестьянке Евдокии Адриановой, жившей в селе Коломенское неподалеку от Москвы, во сне было открыто, что Россию ждут тяжелые испытания, однако Царица Небесная не оставит русский народ. Женщине было сказано, что в сельском храме нужно найти икону Божией Матери. Евдокия рассказала об этом сне священнику, и после долгих поисков в подвале храма действительно был найден иконописный образ, однако он был так сильно покрыт слоем пыли и копоти, что не сразу смогли понять, Кто изображен на иконе. Когда же святой образ был очищен, то на нем увидели изображение Пресвятой Богородицы, держащей на коленях Младенца Христа, рука Которого была поднята в благословляющем жесте. Иконография этого образа была не совсем обычна, так как главу Царицы Небесной венчала корона, а в руках она держала символы царской власти – скипетр и державу. Крестьянка Евдокия Адрианова сразу же узнала в обретенном образе ту икону, которая была явлена ей во сне.
О чудесном явлении иконы стало широко известно, и многие стали посещать село Коломенское, чтобы поклониться этому удивительному образу. Комиссия, созданная Священным синодом для исследования обретенной иконы, установила, что она была написана в конце XVIII века. Большой размер иконописного образа и его закругленная верхняя часть дает основание предположить, что его создавали для храмового иконостаса. Существует мнение, что икона находилась изначально в Вознесенском монастыре в Москве, но во время нашествия Наполеона ее перенесли в Коломенское, чтобы сохранить от поругания. Однако со временем об иконе забыли, и она пролежала около столетия в подвалах храма.

Значение «Державной» иконы для России
Явление иконы Божией Матери «Державная» в день отречения императора Николая II и фактического прекращения монархии в России имело глубокий духовный смысл, словно указывая на то, что Царица Небесная не оставит русских людей в годы предстоящих испытаний. Те символы царской власти, которые держит в руках Пресвятая Богородица, символизируют то, что Она взяла на Себя хранение Русской земли.
Сразу после обретения иконы к ней стал стекаться народ, чтобы помолиться Божией Матери и попросить помощи. Вскоре при участии патриарха Тихона была написана служба и акафист иконе и, кроме того, множество храмов пожелало иметь список с этого образа. В настоящее время существует большое количество церквей и часовен, освященных в честь этой иконы.

Иконография образа Божией Матери «Державная»
В русском церковном искусстве изображение Божией Матери на троне не было широко распространено и пришло в иконографию из Византии, где она помещалась на иконостасе или в алтаре. «Державная» икона имеет ряд особенностей, отличающих ее от образов такого типа. Например, держава в руках Божией Матери не венчается крестом, как это было принято в византийском церемониале. Эта деталь приобретает на «Державной» иконе особое значение, указывая на гонения, которые предстояло пережить Русской Православной Церкви в XX веке. Показательно также, что Богомладенец благословляет молящихся слева, что символизирует милость Божию к падшим.

Тропарь, глас 8:
Ангелов лицы благоговейно Тебе служат и вся Небесныя силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево; усердно молим Тя, Владычице, да пребудет Божественная благодать на честней иконе Твоей "Державней", и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от Нея на всех с верою Тебе молящихся и вопиющих Богу. Аллилуиа.

Кондак, глас 8:
Взбранной Воеводе победительныя песни приносим,/ яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся,/ не от мира бо спасение наше,/ но Превознесенный Владычицы милосердием ограждаемся/ и тому днесь радуемся,/ яко прииде Заступница на стражу земли Своей.

Величание:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.

Молитва:
О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогший от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодарите Тя, со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под державою Твоею всегда храними, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианскаго во веки веков. Аминь.

Похожие публикации