Росфиннадзор расформирование. Упразднение росфиннадзора

Указ об упразднении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) президент подписал 2 февраля. Предполагается, что служба будет объединена с Федеральным казначейством, а функцию органов валютного контроля, выполняемую Росфиннадзором, получат Федеральная налоговая служба (ФНС) и Федеральная таможенная служба (ФТС). О причинах очередной реорганизации, о ее последствиях, а также о том, чем запомнится омичам Росфиннадзор, обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ поговорил с руководителем ТУ Росфиннадзора в Омской области Юрием МИЛЕЩЕНКО.

– Юрий Степанович, многие говорят, что решение о ликвидации Росфиннадзора путем передачи его функций Федеральному казначейству, ФТС и ФНС появилось как-то неожиданно...

– Для нас, честно говоря, появление этого указа тоже стало в значительной степени неожиданностью. Я бы даже сказал, что он был как гром среди ясного неба. Мы знали из СМИ, что в правительстве обсуждаются вопросы реорганизации контролирующих служб, озвучивались, насколько я помню, планы по объединению Роспотребнадзора и Россельхознадзора, функционал которых частично пересекается. Но упразднение Росфиннадзора не кажется мне логичным. Думаю, жулики сейчас в ладоши хлопают. Только за 2015 год в ходе проведения контрольных мероприятий по соблюдению бюджетного законодательства мы выявили нарушений бюджетного законодательства на сумму более 5 млрд рублей. На один рубль потраченных на нас средств мы возвращаем от 10 до 20 рублей в бюджет. По фактам выявленных нарушений в правоохранительные органы в прошлом году передано 88 материалов ревизий. По этим материалам правоохранительными органами возбуждено 6 уголовных дел, органами прокуратуры вынесено 23 представления. Это к вопросу об эффективности нашей службы.

– По поводу валютного контроля хотелось бы уточнить. Коллеги пишут, Росфиннадзор только назначает штрафы по протоколам, оформленным таможней. Мол, на протоколы ФТС приходится 95% проверок, а на материалы самого Росфиннадзора – только 4%.

– Дело в том, что за некоторое время до указа президента в некоторых СМИ появилась информация, в которой давалась не совсем объективная оценка нашей деятельности. Какие цели преследовались – я могу только догадываться. Но писали все что угодно. Во многих публикациях даже отсутствовала информация о том, что наш основной вид деятельности – осуществление полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере. Во многих публикациях был сделан упор на то, что служба занимается в основном тем, что выписывает штрафы после проверок налоговых и таможенных органов. Эта информация не соответствует действительности. Во-первых, обработка протоколов об административных правонарушениях, поступающих из таможенных и налоговых органов, требует, как правило, проведения дополнительных контрольных мероприятий. Во-вторых, если говорить конкретно о нашем управлении, то у нас работа с протоколами ФТС и ФНС занимает менее 10% от общего количества проверочных мероприятий. Основную долю проверок и вынесенных протоколов в сфере валютного законодательства составляют самостоятельные контрольные мероприятия, проводимые службой. Более того, в 2015 году территориальным управлением составлено протоколов за нарушения в сфере валютного законодательства на сумму более 30 млн рублей.

– Судя по тексту распоряжения федерального правительства, Росфиннадзор как таковой должен быть ликвидирован к 1 сентября 2016 года. Когда ваши сотрудники будут переведены в Федеральное казначейство?

Нам не все еще до конца понятно, кроме указа президента и распоряжения правительства № 153-р, мы других документов еще не имеем. Сегодня у нас больше вопросов, чем ответов. Какое количество сотрудников перейдет в Федеральное казначейство – пока не могу сказать. Сейчас этот вопрос решается. Думаю, что большая часть. Некоторые перейдут и в Федеральную налоговую службу. Мы с огромным уважением относимся к казначейству, мы прекрасно с ним взаимодействуем, но при объединении все равно будет усеченный вариант. Финансово-бюджетный надзор потеряет самостоятельность. И это удручает. Несмотря на то, что уровень оплаты труда у нас оставляет желать лучшего, мы смогли сохранить кадровый костяк управления. Люди понимали, что выполняют важную государственную задачу.

В Федеральном казначействе есть свои контрольные функции ?

– У них есть предварительный контроль. А что происходит с бюджетными средствами дальше – этим вопросом и занимался Росфиннадзор. У нас в 1998 году было 106 человек. Мы тогда проверяли исполнение и областного бюджета, и городского бюджета. А сейчас расходование средств городского и областного бюджетов контролируют те же, кто ими распоряжается. Соответствующую имеем и реакцию на выявленные нарушения. В настоящее время у нас численность вдвое меньше. Когда наши специалисты вольются в структуру казначейства, я думаю, тоже будут сильные потери в численном составе, что может отрицательно сказаться на качестве контрольных функций.

– Не очень понятно, кто будет проводить проверки в тот период, когда происходит ликвидация Росфиннадзора...

– На этот вопрос указ президента дает нам такой ответ: необходимо сохранить непрерывность контрольно-надзорной деятельности. Работу мы сегодня не прекращаем. Как это будет происходить в дальнейшем – узнаем в ближайшее время, когда состоится коллегия Минфина. У нас утвержден план работы на 2016 год, но он верстался для территориального управления Росфиннадзора, поэтому он будет, естественно, пересматриваться. Кроме того, еще необходимо внести изменения в нормативную базу, которой мы руководствовались. Необходимо внести изменения во все нормативные акты, в Кодекс об административных правонарушениях, Бюджетный кодекс и так далее. На все это нужно время. В указе сказано, что пакет документов должен быть подготовлен до 1 мая 2016 года, потом этот пакет уйдет в Госдуму РФ, которая летом уходит на каникулы.

– Какие негативные моменты вам запомнились за долгие годы вашей работы в сфере бюджетно-финансового надзора? В каких направлениях было трудно работать?

– Человек имеет свойство со временем забывать негатив. Мне чаще вспоминается хорошее. Я вспоминаю с теплотой и благодарностью всех коллег, с которыми мне довелось работать в управлении, они всегда полностью отдавали себя работе. Я думаю, эти люди, сохранившие в значительных объемах средства бюджета, заслуживали большего внимания со стороны государства. Если говорить о проблемах, то самая главная – это законодательство в сфере бюджетного надзора, которое не всегда было однозначным. Я думаю, те люди, которые принимали законы, не всегда хотели, чтобы они применялись одинаково для всех, вне зависимости от персоналий. Не буду лукавить, мы далеко не сразу выстроили рабочие взаимоотношения с правоохранительными органами и силовыми структурами. И даже когда по нашим материалам возбуждались уголовные дела, то в СМИ редко когда упоминалось, что это именно мы выявили преступление. Впрочем, мы на это не обижались. Нам нужен был не пиар, а результат, чтобы недобросовестные бюджетополучатели ответили по закону за свои действия. Кстати, принятые меры по нашим материалам увеличились в разы, когда в регионе сменилась власть и ушла команда экс-губернатора.

– У меня складывается такое впечатление, что желающих обогатиться за бюджетный счет становится с каждым годом только больше, несмотря на работу всех правоохранительных и надзорных органов...

– Я бы сказал, что их точно не становится меньше. К сожалению, в 90-е годы в наш регион был привнесен правовой нигилизм. Иногда даже удивляешься. Вроде бы все знают, что будет спрос, и Росфиннадзор периодически вспоминают в региональном правительстве в качестве страшилки, а все равно люди преступают черту закона.

Резонансные дела, появившиеся в результате проверок ТУ Росфиннадзора в Омской области

ФГУ «Омскмелиоводхоз»

В результате проверки ТУ Росфиннадзора в Омской области было установлено, что в учреждении, которым руководил депутат Законодательного собрания Омской области Анатолий СНИЦАРЬ, имели место факты заключения фиктивных договоров с подрядными организациями. Вскрылась схема, по которой бюджетные деньги выплачивались за работы, которые на самом деле не проводились. Через подконтрольную структуру деньги обналичивались и присваивались. В результате были возбуждены уголовные дела, и Анатолий СНИЦАРЬ после долгого судебного разбирательства получил реальный приговор в виде двух лет лишения свободы.

Омский государственный педагогический университет

На протяжении нескольких лет ревизоры ТУ Росфиннадзора в Омской области выявляли нарушения бюджетного законодательства в Омском педагогическом университете. После очередной проверки выяснилось, что в вузе исчезли деньги, полученные из МИД России на организацию курсов повышения квалификации для преподавателей из стран СНГ. По факту хищения УФСБ по Омской области возбудило уголовное дело. После судебного разбирательства к уголовной ответственности были привлечены проректор вуза Александр ШИРЯЕВ и начальник управления экономического развития Татьяна ФИЛИМОНОВА. Ректор ОмГПУ Константин ЧУРКИН вынужден был уйти со своего поста.

Омская картографическая фабрика

Как установила проверка ТУ Росфиннадзора в Омской области, было выявлено огромное количество финансовых нарушений, связанных со строительством нового здания фабрики по улице Куйбышева. В частности, исчезли значительные суммы, которые выделялись на приобретение оборудования и мебели. Но самое главное, что в частной собственности оказались земельные участки в центре Омска, которые выкупались за федеральные деньги подрядчиком строительства (ООО «Строительный трест № 1») с целью формирования санитарно-защитной зоны вокруг предприятия. После возбуждения уголовного дела по признакам мошенничества и вмешательства прокуратуры руководство картфабрики, к тому времени уже сменившееся, решило добиваться в суде от ООО «Строительный трест № 1» возврата исчезнувших бюджетных денег.

ФГУП «Профилактика»

В ходе проверки госпредприятия было установлено, что 13 объектов недвижимости, которые являлись федеральным имуществом (эти здания раньше занимали районные санэпидстанции), были реализованы некой фиктивной фирме в счет погашения искусственно созданной задолженности. По материалам проверки было возбуждено уголовное дело. После долгого разбирательства и громкого судебного процесса были признаны виновными экс-директор ФГУП «Профилактика» Александр ПАВЛОВИЧ и известный омский предприниматель Роман КАНУШИН. Кроме того, за превышение должностных полномочий осужден экс-руководитель ТУ Росимущества по Омской области Вячеслав ШИШКИН. В настоящее время 12 из 13 объектов возвращены в госсобственность.

ООО «Русантон»

Известный омский предприниматель Михаил ПТИЦЫН, как выяснили ревизоры, присвоил бюджетные деньги, которые выделялись Омской области в качестве субсидии на частичное возмещение затрат по капитальному строительству инженерной инфраструктуры для нового левобережного микрорайона Новая Чукреевка. Оказалось, что в региональный минстрой для получения субсидии предпринимателем представлены документы на инженерные сети не для Новой Чукреевки, а для здания торгового центра «МЕГА Омск». Причем эти сети уже были оплачены шведским заказчиком. По материалам проверки было возбуждено уголовное дело, которое потом стало еще одним эпизодом в списке уголовных дел Михаила ПТИЦЫНА.

Омский государственный университет

По результатам двух выездных проверок, которые проводились в Омском государственном университете специалистами ТУ Росфиннадзора в Омской области на предмет правомерности и эффективности использования в 2013 – 2014 годах средств федерального бюджета, выделенных университету на строительство будущего главного корпуса на улице Фрунзе, стало известно, что за невыполненные строительные работы оплачено 108 млн рублей. Эти деньги под видом оплаты за выполненную работу переводились на фирмы-однодневки, а потом обналичивались и исчезали в неизвестном направлении. Направление, в котором исчезли деньги, сегодня выясняют правоохранительные органы. Возбуждено уголовное дело. Под арестом находится бывший проректор университета по капитальному строительству Владимир ДОМРАЧЕВ. Именно его подписи стоят под фиктивными актами выполненных работ, которые были выявлены ревизорами.

Красногорский водоподъемный гидроузел на Иртыше

Выездные проверки по поводу Красногорского гидроузла проводились в КУОО «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» дважды – в 2013-м и 2015 годах. В это время КУОО «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» по очереди руководили Олег ИЛЮШИН, Валерий ЛЯШЕВ и Владимир ПЛЕХАНОВ. В целом в ходе двух проверок были установлены финансовые нарушения на общую сумму 958,6 млн рублей. Самые распространенные – оплата еще фактически не выполненных работ и завышение смет за счет неправомерного применения более высоких расценок. Самое масштабное нарушение – списание в декабре 2012 года дебиторской задолженности на сумму 482 млн рублей по расчетам с НПО «Мостовик» при отсутствии первичных документов, подтверждающих проведение работ.

Насколько в действительности эффективно работала служба все это время с момента своего создания, и воспринимаете ли Вы такой шаг в качестве некоего послабления регулирования (или все наоборот, контроль станет более жестким)?

Денис Зайцев , советник адвокатского бюро DS Law :

Росфиннадзор существует более 11 лет, и решение о ликвидации службы представляется неожиданным. Ранее Минфин (как курирующее министерство) с негативными оценками деятельности службы не выступал. Однако связывать принятие такого решения только с желанием сократить издержки бюджета вряд ли возможно.

При разделении службы неминуемо появятся трудности, которые в целом могут повлиять на качество выполнения государственной функции. В частности, распределить компетенции службы только между ФНС и ФТС не удастся: к кому-то должны отойти остальные функции, в том числе в части контроля в сфере госзакупок , а также в сфере исполнения бюджета .

Само по себе решение о ликвидации не предопределяет формирования для бизнеса льготного или более жесткого контроля. Однако на практике передача полномочий от одного ведомства к другому часто сопровождается увеличением числа претензий к бизнесу, что, в числе прочего, связано с тем, что вновь назначенные контролеры принимают дела, “набивают руку”.

Анна Кунегина , заместитель генерального директора ООО «Нексиа Пачоли» :

Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались лики,
Надгробные там воют клики,…
Г. А. Державин

Слухи о моей смерти несколько преувеличены
Марк Твен

На мой взгляд, выносить окончательный вердикт о «полезности» или «вредности» принятого решения рано. Упразднение Росфиннадзора не означает отказа государства от исполнения функций и осуществления контроля, которым занималась эта служба. Согласно Указу Президента, все эти функции переданы Федеральному Казначейству , за исключением валютного контроля , который поделили между собой налоговики и таможенники.

Про “плюсы” этого решения нам уже рассказали его инициаторы. Попробуем разобраться в “минусах”. Возможно, упразднение Росфиннадзора будет означать всего лишь переподчинение его сотрудников другим федеральным службам. В этом случае ни о каком ослаблении госконтроля , введении саморегулирования не может быть и речи.

Что касается внешнего контроля аудиторских организаций, осуществляющих аудит так называемых общественно-значимых хозяйствующих субъектов (т.е. компаний, перечисленных в пункте 3 статьи 5 Федерального Закона “Об аудиторской деятельности”), которым Росфиннадзор занялся сравнительно недавно (в 2012 году), то, несмотря на ежегодные бравые отчеты об эффективности проводимого им контроля, пользователи отчетности вряд ли почувствовали повышение качества аудиторских услуг . И виноваты в этом отнюдь не только сами аудиторы, которым теперь приходится отвлекаться на подготовку и предоставление документов не только для контроля в саморегулируемую организацию, членами которой они являются, но и чиновникам госслужбы. При этом саморегулируемые аудиторские организации неоднократно отмечали задвоение функций внешнего контроля , усиление давления на аудиторов.

Тем не менее, обязанность проходить внешний контроль качества со стороны не только саморегулируемой организации, но и уполномоченного федерального органа по контролю и надзору остается в российском законодательстве об аудите (статья 10 части 2 и 9). А это значит, что среди государственных органов будет найден тот, которому поручат и дальше контролировать качество аудита .


Артем Денисов , управляющий партнер юридической компании “Генезис” :

На мой взгляд, в положении о Росфиннадзоре закреплено много функций, которые дублируются с функциями других ведомств. В частности Росфиннадзор :

  • осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля , а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
  • осуществляет в установленном Службой порядке анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), а также направление в Министерство финансов Российской Федерации докладов и предложений о совершенствовании методического обеспечения деятельности указанных органов (должностных лиц) по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля;
  • осуществляет в установленном Службой порядке анализ проведения главными администраторами средств федерального бюджета и, а также направление главным администраторам бюджетных средств рекомендаций по организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ;

Указанные функции так же присущи Федеральной налоговой службе и Казначейству. Поэтому нет никакого смысла дублирования.

Их специфических можно выделить лишь две:

  • осуществлять внешний контроль качества работы аудиторских организаций в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";
  • утверждать общие требования к осуществлению органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

Однако из-за этих двух функций содержать лишний аппарат службы крайне накладно.


Дмитрий Коваленко , руководитель департамента бухгалтерских услуг BDO Unicon Outsourcing :

С недавнего времени основные функции Росфиннадзора , а именно контроль соблюдения валютного и бюджетного законодательства , перешли к ФНС и ФТС . Таможенники и налоговики отныне будут самостоятельно заниматься взысканием штрафов по выявленным валютным нарушениям .

Пока остается подвешенным вопрос, какие ведомства возьмут на себя надзорные функции . В связи с этим последствия ликвидации Росфиннадзора для бизнеса оценить непросто.

Наиболее уязвимыми по-прежнему остаются импортеры и компании, основным видом деятельности которых является внешняя торговля. Штрафы за нарушения валютного законодательства несоизмеримо высоки: как правило, они могут доходить до нескольких десятков тысяч рублей за каждую транзакцию.

С этим напрямую связана большая задолженность Росфиннадзора (по данным Счетной палаты, служба – рекордсмен по дебиторской задолженности). На момент ликвидации Росфиннадзора размер его невозвратного долга составлял 83,6%.

Выходом из сложившейся ситуации может стать не только оптимизация процессов, но и пересмотр величины штрафов . Если эта величина будет соразмерна издержкам, связанным с причиной наложения взысканий, большее количество компаний будут в состоянии их выплачивать. Это положительно повлияет и на бизнес, и на состояние государственного бюджета. Остается ждать информации о том, изменятся ли размеры штрафов в будущем, и насколько ощутимо это будет.

Катя

Вопрос про выплаты пособий. Работала в фин учреждении. Отозвали лицензию (началась ликвидация), вручили уведомление о сокращении. Я встала в ЦЗН и в течении 12 месяцев забеременнела. Полагаются ли мне пособия по биР в соот со ст 6 81ФЗ и сколько


Всего ответов: 1

Можно и лучше Устраивает Нравится

Вам положены выплаты после рождения ребенка, которые производит ФСС, размер выплат зависит от Вашего дохода на протяжении последних двух лет.

Любовь

Работала в колледже, педагогический стаж 21 год, имею высшую квалификационную категорию по должности преподаватель. Колледж закрыли(ликвидация), устраиваюсь на работу воспитателем в детский сад и получается, что должна работать с нуля как выпускница училища? Т.Е. категории нет, пед стаж тоже не учитывается? Что делать? На что кормить детей собственных буду?


Всего ответов: 1

Ответ юриста (Дежурный юрист)

Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравствуйте! Законодательством РФ не предусмотрены меры социальной защиты работников образовательных учреждений при их ликвидации. Трудоустраиваться Вам придется в общем порядке.

лия

Здравствуйте! У меня такой вопрос. Работала в 2 работах, по совместительству. Вышла на декрет. Когда ребенку исполнился 2 года, хотела выйти на работу. Но в основной работе была ликвидация организация и нас сократили всех декретниц, во второй работе не берут на прежнее место. Я там работала бухгалтером берут пекарем. Что мне делать? И как мне быть?


Всего ответов: 1

Ответ юриста (Дежурный юрист)

Ваш вопрос находится на рассмотрении, в ближайшее время с Вами свяжется юрист

Ответ юриста (Варвара Витальевна Ганотченко)

Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравствуйте! При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией (ч. 1 ст. 179 ТК РФ).
Производительность труда принято оценивать по совокупным показателям различных факторов. Как правило, работодатель учитывает качество сделанной работы и скорость ее выполнения. Кроме того, могут быть учтены и затраты на производство.
Сопоставляя квалификацию работников, работодатель оценивает уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работы (ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ).
При равной производительности труда и квалификации преимущественное право на оставление на работе отдается, в частности (ч. 2 ст. 179 ТК РФ):
- семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);
- лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
- лицам, получившим в период работы в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание;
- инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
- работникам, направленным работодателем на курсы повышения квалификации без отрыва от работы.
Указанный перечень лиц не является исчерпывающим, и коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации (ч. 3 ст. 179 ТК РФ).
Если все работники имеют преимущественное право остаться на работе, то оставить на работе должны того из них, кто одновременно подпадает под несколько названных выше категорий.
В ситуации, когда преимущественного права на оставление на работе не выявлено, работодатель может отдать предпочтение любому из работников.
Решение работодателя может быть оспорено в судебном порядке (ч. 2 ст. 352 ТК РФ

Василий

Место моей работы - обособленное структурное подразделение осталось лишь на бумаге, всех сотрудников, кроме меня уволили, предложили и мне, но я отказался, ссылаясь на необходимость увольнения по статье "ликвидация предприятия" с гарантированными выплатами, ответом на это был отказ и через две недели приказ на командировку сроком 30 дней с размытым служебным поручением "организация деятельности сотрудника по доставке". Причем на месте мне вменяют в обязанность должность экспедитора, отягощенную переносом грузов. Моя должность в трудовом договоре - ведущий специалист по операциям. Что делать в данной ситуации?


Всего ответов: 3

Ответ юриста (Нина Бойкова)

Можно и лучше Устраивает Нравится

Процесс увольнения сотрудников, который проходит во время процедуры ликвидации, допускает прекращение трудовых отношений сразу со всеми сотрудниками, даже с теми, которые находятся на больничном и пребывают в отпуске. Вне зависимости от обстоятельств, все сотрудники без исключений, должны быть уведомлены в письменной форме о предстоящем расторжении договоров с ними. Сотрудники должны расписаться в соответствующем бланке, НЕ МЕНЕЕ чем через два месяца до увольнения.Закон обязывает предприятию, которое будет в скором времени ликвидировано, выплатить уволенным сотрудникам заработную плату за отработанный период, а также дополнительную сумму компенсации, которая будет насчитана за неиспользованные отпуска и выходные пособия.
Заключительным этапом процедуры увольнения сотрудника в связи с ликвидацией предприятия, является непосредственное увольнение и запись в трудовой книжке. Соответственно, в трудовой книжке должны быть указаны причина увольнения, отмечены должность и сроки пребывания на ней сотрудником. После внесения соответствующих записей в трудовую книжку, в службу занятости официально посылается уведомление об увольнении.
Ваш работодатель действует не правомерно, для того чтобы урегулировать с ним вопросы вам нужно пройти досудебный порядок, для этого обратитесь за помощью к юристам.

TREASURY EXECUTION OF THE FUNCTIONS OF THE LIQUIDATED ROSFINNADZORA (LEGAL ASPECT)

Leonid Rodionov

phD, Assistant Professor, Professor of civil law and procedure of the Samara branch of the Moscow city Pedagogical University, Chief specialist-expert Federal Treasury on the Samara region, Adviser to State civil service class 1, the excellent financial performance,

Russia, Samara

АННОТАЦИЯ

Актуальность данной статьи состоит в ознакомлении многих бюджетополучателей об организационно-правовом процессе ликвидации Росфиннадзора и перехода контрольных функций на органы Федерального казначейства России. Для достижения цели автор методом анализа рассматривает действующие нормативно-правовые акты, а также необходимость внесения в них изменений.

ABSTRACT

The purpose of this writing and its relevance is to acquaint many budget recipients of institutional Rosfinnadzora liquidation and transition of control functions on the organs of the federal Treasury of Russia. To achieve the goal the author analysis examines existing taken normative legal acts and make necessary changes.

Ключевые слова: актуально; казначейство; росфиннадзор; контрольные функции; финансово-бюджетный; бюджетные средства; контроль и надзор.

Keywords: true; the Treasury; fiscal supervision service; control functions; financial and budget; budgetary funds; control and supervision.

Контроль за расходованием бюджетных средств, в текущих непростых условиях в экономике должен осуществляться очень эффективно. Проводимые в стране мероприятия по оптимизации органов исполнительной власти предусматривают упразднение Росфиннадзора с передачей их полномочий Росказне (Федеральному казначейству России и его территориальным органам). Казначейство должно до конца текущего года полностью выполнять эти функции упраздняемого Росфиннадзора.

Премьер Министр РФ Дмитрий Медведев подчеркнул, что объединение Росфиннадзора и Федерального казначейства было предложено самим Минфином. Это предложение актуально, тем более, что две структуры «исполняют близкие задачи – надзор за финансовой дисциплиной, исполнением бюджета, казначейское исполнение бюджета, контроль за бюджетными проводками – так что все связано и может эффективно делаться внутри одной структуры и позволит сделать надзорную систему министерства финансов «более компактной» .

Президент России Владимир Путин 2 февраля 2016 года подписал Указ № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» . В целях совершенствования государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти Президент РФ указал:

  1. Упразднить Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.
  2. Передать функции упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора:
  1. по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», – Федеральному казначейству .
  1. Установить, что Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба являются правопреемниками упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Реформирование государственных органов исполнительной власти повлекли за собой и существенные организационно-правовые преобразования. Проведение ликвидационных процедур должно обеспечить непрерывность осуществления передаваемых Федеральному казначейству функций упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, предусмотреть сохранение кадрового потенциала упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в целях реализации функций, передаваемых Федеральному казначейству.

Приказом Министерства Финансов РФ от 10.02.2016 г. № 47 председателями ликвидационных комиссий территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора назначены Руководители Управлений Федерального казначейства по субъектам РФ, принимающие ликвидируемые территориальные органы Росфиннадзора .

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» в части сохранения кадрового потенциала упраздненной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в целях реализации функций, переданных Федеральному казначейству с 21 апреля 2016 года в центральном аппарате Федерального казначейства были образованы шесть новых Управлений: Контрольно-ревизионное управление в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности, судебной системе и оборонном комплексе; Контрольно-ревизионное управление в социальной сфере, сфере межбюджетных отношений и социального страхования; Контрольно-ревизионное управление в сфере развития экономики; Управление по надзору за аудиторской деятельностью; Управление планирования и отчетности контрольно-надзорной деятельности; управление по контролю в сфере контрактных отношений. 28 апреля 2016 года в Федеральном казначействе уже состоялось вручение первых приказов о приеме на работу сотрудников Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во вновь образованные Управления центрального аппарата Федерального казначейства. Такая работа проводится и на местах в субъектах РФ.

18 апреля 2016 года издан приказ Федерального казначейства России № 94 «Об организационно-штатной структуре Управлений федерального казначейства по субъектам РФ» , в котором утверждается организационно-штатная структура, утверждаются задачи и функции структурных подразделений. На УФК по субъекту РФ, возлагается осуществление в установленном порядке, внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в сфере экономики, в социальной сфере, в сфере межбюджетных отношений и социального страхования, в оборонном комплексе Российской Федерации; в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и судебной системы.

В данном приказе определяются группы Управлений федерального казначейства по субъектам РФ и в зависимости от группы УФК, создаются определенное количество структурных подразделений для осуществления полномочий Федерального казначейства по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. В УФК, отнесенных к первой группе, предусматриваются:

  • Контрольно-ревизионный отдел в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и судебной системы;
  • Контрольно-ревизионный отдел в оборонном комплексе;
  • Контрольно-ревизионный отдел в социальной сфере, сфере межбюджетных отношений и социального страхования;

Во второй группе предусматриваются уже 6 отделов:

  • Контрольно-ревизионный отдел в сфере развития экономики;
  • Организационно-аналитический отдел;
  • Отдел по контролю в сфере контрактных отношений;
  • Отдел по надзору за аудиторской деятельностью.

В третьей группе, отнесенных УФК, предусматривается 4 отдела:

  • Контрольно-ревизионный отдел в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы;
  • Контрольно-ревизионный отдел в социальной сфере;
  • Контрольно-ревизионный отдел в сфере развития экономики;

В четвертой группе предусматривается уже три отдела:

  • Контрольно-ревизионный отдел в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы;
  • Контрольно-ревизионный отдел в социальной сфере;
  • Организационно-аналитический отдел.

В пятую группу УФК вводится контрольно-ревизионный отдел в финансово-бюджетной сфере.

Остановимся на примере УФК по Самарской области, отнесенного к четвертой группе. В Управлении созданы: Контрольно-ревизионный отдел в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы, Контрольно-ревизионный отдел в социально-экономической сфере и Организационно-аналитический отдел Управления Федерального казначейства по Самарской области. Отделы являются структурными подразделениями Управления Федерального казначейства по Самарской области, и созданы в целях осуществления в установленном порядке внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации. Они осуществляют свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Управления. В своей деятельности сформированные отделы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Бюджетным Кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, приказами Федерального казначейства и Управления, а также действующими Положениями.

В рамках поставленных задач Отделы выполняет следующие функции:

организуют и осуществляют в установленном порядке посредством проведения плановых (внеплановых) ревизий (проверок) контроль и надзор в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе при исполнении бюджетных полномочий распорядителями и получателями средств федерального бюджета в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы; осуществляют контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий в установленной сфере деятельности; осуществляют контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, получателями средств федерального бюджета, государственных гарантий Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций в установленной сфере деятельности; осуществляют контроль за поступлением в установленные сроки информации о выполнении обязательных к рассмотрению представлений и обязательных для исполнения предписаний, за своевременным и полным устранением выявленных финансовых нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных организаций, а также возмещением ущерба; принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных актов. Осуществляют контроль за своевременностью и полнотой устранения нарушений в сфере закупок проверенных Отделами организаций, а также возмещения ими причиненного государству ущерба (по направленным предписаниям, представлениям).

На созданный Организационно-аналитический отдел возлагается организация в Управлении Федерального казначейства планирования деятельности контрольно-ревизионных отделов, документальное, техническое и информационно-аналитическое сопровождение их деятельности, контроль за реализацией материалов ревизий (проверок); осуществление организационно-аналитической работы, направленной на повышение эффективности контрольной и надзорной деятельности в УФК.

В рамках поставленных задач Отдел выполняет следующие функции: осуществляет формирование плана контрольной работы на предстоящий год и контроль за его выполнением; осуществляет координацию деятельности контрольно-ревизионных отделов УФК .

Проводимое реформирование потребует внесения дополнения в Приказ Федерального казначейства № 297 от 17.12.2013 г. «О порядке правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориальных органов ФК» , где пункт 1 необходимо дополнить материалами по результатам контрольно-ревизионных проверок.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года № 813-р внесен в Государственную Думу законопроект об изменениях в Бюджетном кодексе в связи с упразднением Росфиннадзора. Ранее, 27 апреля 2016 года Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс .

В целях повышения эффективности организации и проведения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита предлагается закрепить в Бюджетном кодексе РФ за Минфином России полномочия по методическому обеспечению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета.

Законопроектом предусматривается определение в Бюджетном кодексе Федерального казначейства в качестве федерального органа исполнительной власти, исполняющего функцию по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, переданную этой федеральной службе в связи с упразднением Росфиннадзора .

Проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» подготовлен Минфином в целях реализации подпункта «е» пункта 5 Указа Президента России от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» . Таким образом, Бюджетный кодекс РФ приводится в соответствие с системой и структурой федеральных органов исполнительной власти в части системы органов внутреннего государственного финансового контроля на федеральном уровне. Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 28 апреля 2016 года .

Проведенная организационная работа позволить органам Федерального казначейства принять функции бывшего Росфиннадзора и без сбоя продолжить работу по финансовому контролю и соблюдению бюджетного законодательства. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил завершить ликвидацию Росфиннадзора до 1 сентября 2016 года .

Список литературы:

  1. Номенклатура дел отдела кадров УФК по Самарской области Дело № Д-17-06/2016, с. 217-230. (Не опубликована. Архив УФК по Самарской обл.)
  2. Официальный сайт Правительства РФ. Комиссия правительства по законопроектной деятельности // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://government.ru/activities/?dt.since=27.04.2016&dt.till=27.04.2016 (Дата обращения 04.05.2016 г.).
  3. Официальный сайт Президента РФ. // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://kremlin.ru/acts/bank/40487 (Дата обращения 04.05.2016 г.).
  4. Приказ Министерства Финансов РФ от 10.02.2016 г. № 47 «О ликвидации территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного контроля» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://docs.cntd.ru/document/420340655 (Дата обращения 04.05.2016 г.).
  5. Приказ Федерального казначейства России № 94 «Об организационно-штатной структуре Управлений федерального казначейства по субъектам РФ» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: roskazna.ru (Дата обращения 04.05.2016 г.).
  6. Приказ Федерального казначейства № 297 от 17.12.2013 г. «О порядке правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориальных органов ФК» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: roskazna.ru (дата обращения 04.05.2016 г.).
  7. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года № 813-р «О внесении в Государственную Думу законопроекта об изменениях в Бюджетном кодексе РФ в связи с упразднением Росфиннадзора» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: government.ru/docs (Дата обращения 04.05.2016 г.).
  8. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193262/ (Дата обращения 04.05.2016 г.).
  9. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://base.garant.ru/12164283/#ixzz47ktRmusy (Дата обращения 04.05.2016 г.).

Президент РФ Владимир Путин своим указом от 2 февраля 2016 г. № 41 " " упразднил Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Такое решение принято в целях совершенствования государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти.

При этом функции упраздненного ведомства переданы другим федеральным органам власти. Так, полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций теперь будет исполнять Федеральное казначейство. В свою очередь, функции Росфиннадзора как органа валютного контроля перейдут ФТС и ФНС России. Указанные ведомства станут правопреемниками упраздненной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Правительству РФ поручено обеспечить проведение ликвидационных процедур, непрерывность осуществления передаваемых функций, обеспечить решение организационных, финансовых, материально-технических и иных вопросов, связанных с реализацией указа. При этом планируется сохранить кадровый потенциал упраздняемой службы в целях реализации передаваемых функций. Также кабмину необходимо до 1 мая внести в Госдуму законопроект, направленный на реализацию указа.

Одновременно упразднено Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница). Функции ведомства переданы Минтрансу России.

Указы вступили в силу со дня их подписания – 2 февраля текущего года. В связи с их принятием скорректирована структура федеральных органов исполнительной власти.

Похожие публикации