Соглашение между правительством российской федерации и правительством республики южная осетия о международном автомобильном сообщении. Особенности доставки грузов в спорные регионы – Крым, Приднестровье, Южную Осетию и Абхазию


Планируете путешествие по закавказским странам (Грузия, Армения, Азербайджан) или по “спорным” территориям – Абхазии и Южной Осетии? В Грузию после Абхазии? Из Сочи в Батуми? В Азербайджан после Армении (или наоборот)? В Грузию не через Верхний Ларс? Об основных “пограничных” ньюансах в этой статье.

Популярность стран Закавказья сегодня стремительно растёт среди туристов и самостоятельных путешественников. В Грузии уже побывал чуть ли ни каждый второй Россиянин, который где-нибудь вообще побывал. Армения тоже постепенно набирает “обороты”, обладая огромным потенциалом для развития туризма. Азербайджан пока не столь часто посещается нашими соотечественниками, но в последние годы о путешествиях в эту страну тоже всё чаще и чаще говорят. Абхазия , будь она независимым государством (признаным Россией), или же “спорной территорией” в составе Грузии (как считает сама Грузия), тоже весьма посещаема Россиянами в силу своей близости, красивой природы и наличием морского побережья. Правда то, что происходит (и то, что не происходит) в Абхазии в последние несколько лет, на мой взгляд делает перспективу дальнейшего развития (или, хотя бы сохранения текущих позиций) туризма здесь весьма туманной. Южная Осетия – во многом похожа в этом плане на Абхазию, с той лишь разницей, что Южная Осетия и так не слишком популярна среди путешественников.

Все вышеперечисленные государства (и/или регионы) Закавказья с точки зрения пересечения их границ объединяет одно: для их посещения Россиянам не нужна виза . Граждан Украины и Беларуси, я практически уверен, это касается в равной степени. Но у каждой из этих стран (территорий) есть свои ньюансы пересечения границ. Об этом очень много уже отрывчато написано в интернете – во всяческих блогах и форумах. Настолько много, и часто противоречиво, что можно запутаться. Задача же этой статьи – систематизировать всю актуальную информацию для получения общей картины для путешествия по странам Закавказья в 2017 году (как, например, ).

Чтобы не пропустить новые материалы, подпишитесь на обновления:

Карта Закавказья и границы Грузии, Армении, Азербайджана, Абхазии и Южная Осетии

Традиционно для нашего сайта, мы подготовили подробную карту стран Закавказья с указанием мест пересечения границ (открытых и закрытых) и возможных маршрутов (правильных и неправильных).

На карте разными цветами обозначены:

  • Зеленым – пограничные пункты, открытые для пересечения на автотранспорте. Пересечение данных границ в установленном порядке не является нарушением законодательства ни одной из стран.
  • Желтым – пограничные пункты “спорных территорий” (Абхазии и Южной Осетии). Взгляды на порядок пересечения данных границ существенно отличаются у Грузии, России и самих Абхазии и Южной Осетии. Их пересечение возможно при определённых условиях, и не факт что без последствий (в рамках поездки, или даже в долгосрочной переспективе). Обратите внимание что популярные навигационные и картографические программы и сервисы (в том числе Google Maps), этих ньюансов при построении маршрутов не учитывают и прокладывают путь “в лоб” через эти границы. Доверившись им, в лучшем случае вам придётся перекраивать маршрут в последний момент, в худшем же можно нарваться на более серьезные проблемы.
  • Красным – закрытые границы. Хоть по карте в этих точках дорога и проходит из одной страны в другую, но пересечь границу здесь путешественники легально и без последствий (скорее всего, весьма серьезных) не смогут. Лучше даже не пытаться.

Грузия сегодня является самой посещаемой туристами страной из всех Закавказских государств. Кроме того, Грузия является самой “открытой” с точки зрения границ с соседними странами. На границе Грузии есть легальные пункты пересечения (КПП) с Россией (Верхний Ларс) , Арменией (4 пункта), Азербайджаном (3 пункта) и Турцией (2 пункта) . Кстати, почти все КПП (кроме двух второстепенных КПП на границе с Арменией и Азербайджаном, в стороне от основных маршрутов) в 2017 году имеют 24-часовой режим работы, то есть открыты для проезда круглые сутки.

Тем не менее, это не означает, что на пересечение границ с Грузией нет никаких ограничений. Причём, в силу территориальных разногласий по Абхазии и Южной Осетии и некоторых других разногласий с Россией (по статусу Крыма, например), вопросы “пустят/не пустят”, “можно/нельзя” ли в Грузию – одни из самых запутанных и обсуждаемых в сети.

Из России в Грузию: через Верхний Ларс и альтернативные маршруты

В большинстве материалов в интернете говорится, что единственный легальный путь из России в Грузию “по земле” – это маршрут через КПП “Верхний Ларс” и Военно-Грузинскую дорогу с её непредсказуемым Крестовым перевалом. Это – недостоверная информация. Вернее, не совсем точная.

Существует ли в 2017 году альтернатива Верхнему Ларсу для путешествия в Грузию из России на автомобиле ? Да, существует, причём не одна! Но не спешите радоваться преждевременно, или обвинять меня в незнании ситуации. Всё не так просто.

Действительно, КПП “Верхний Ларс” – это единственная на сегодняшний момент легальная точка пересечения непосредственно границы Россия-Грузия. И самый короткий из доступных на сегодняшний день вариант. Так, расстояние от Москвы до Тбилиси через Верхний Ларс составляет около 1960 км (25 часов в дороге, в среднем), до Батуми – 2280 км или около 32 часов в пути. Про сам Верхний Ларс и Военно-Грузинскую дорогу в интернете огромное множество материалов, только на нашем сайте их уже три:

  • Руководство по переходу границы Россия-Грузия в КПП “Верхний Ларс”

Однако, что делать, если вдруг Верхний Ларс и Крестовый перевал закрыты по метеоусловиям (что довольно часто случается зимой и реже летом)? Как попасть в Грузию, или вернуться из Грузии обратно в Россию, минуя Верхний Ларс ? Варианты здесь есть, правда крюк получается немаленьким:

1) Через Азербайджан (Баку). Да, в Грузию из России можно проехать через Азербайджан! А заодно можно и еще на одно море (Каспийское) посмотреть и искупаться летом. Маршрут Москва-Тбилиси через Баку имеет протяженность 2890 км (если ехать через Кизляр и Волгодонск), либо 3000 км по более привычному маршруту по России – через Ростов на Дону, Пятигорск и Владикавказ (далее через Грозный и Махачкалу). Оба варианта через Азербайджан добавляют около 1000 километров пути и лишних 12-15 часов в дороге. Плюс, нужно будет пройти две границы вместо одной (Россия-Азербайджан и Азербайджан-Грузия), на каждую из которых нужно заложить по 2 часа в среднем. Правда, учитывая непредсказуемость скорости перехода границы Грузия-Россия в Верхнем Ларсе, данные две границы могут быть пройдены, в общей сложности, даже быстрее, чем одна из России в Грузию.

Таким образом, если вы, вдруг оказались перед закрытым Верхним Ларсом или Крестовым перевалом на пути в Грузию из России, или на пути домой в Россию из Грузии – не отчаивайтесь. Вариант объезда есть, хоть он и потребует лишнего дня в пути. Так же, путь через Азербайджан позволяет “закольцевать” маршрут путешествия в Грузию, если вы не любите ездить по одной и той же дороге. Важно отметить, что данный вариант не требует от путешественника дополнительных формальных приготовлений – въезд в Азербайджан для Россиян так же безвизовый, поэтому решение зделать данный “крюк” может быть принято, в принципе, в любое время, даже уже находясь в дороге. Причём, несмотря на то, что данный маршрут проходит по областям с “пугающими” названиями (Ингушетия, Чечня, Дагестан), в последние пару лет многие путешественники по этому маршруту проезжали без каких-либо неприятных ситуаций.

2) Есть ещё один вариант путешествия в Грузию из России. Правда, это уже совсем для фанатов, задумывающихся о “кругосветке”, но пока на неё не решившихся. Если вы готовы ехать до Тбилиси четыре тысячи километров вместо двух (из Москвы), то можно заехать в Грузию со стороны Турции , проехав по пути через Украину, Молдову, Румынию и Болгарию. Ну а если неохота ехать по не очень хорошим дорогам Украины и Румынии, то можно проложить маршрут через Беларусь, Польшу, Словакию, Венгрию, Сербию и Болгарию (в данном случае путь до Тбилиси составит почти 4800 километров). Правда, по любому из этих вариантов без визы не проедешь. Но в обоих случаях достаточно многократной Шенгенской визы. По “Шенгену” можно проехать по Румынии, Болгарии, Польше, Словакии и Венгрии, а для посещения Беларуси, Украины, Молдовы, Сербии и Турции туристам из России виза не нужна. Как бы там ни было, данный вариант подходит только для заранее спланированного путешествия (достаточной продолжительности) и больше из соображений интереса посмотреть заодно перечисленные страны, но никак не в качестве альтернативы маршрута в Грузию в случае закрытия “Верхнего Ларса”.

Маршрут через Украину, Молдову, Румынию, Болгарию и Турцию:

Маршрут через Беларусь, Польшу, Словакию, Сербию, Болгарию и Турцию:

Кстати, в последнем варианте маршрута, количество границ с контролем документов (а, соответственно, и с возможными задержками) меньше: нужно пройти Беларусско-Польскую, Венгерско-Сербскую, Сербско-Болгарскую, Болгарско-Турецкую и Турецко-Грузинскую границы (всего – 5 КПП), против 6 КПП в варианте через Украину, Молдову и Румынию (Российско-Украинская, Украинско-Молдавская, Молдавско-Румынская, Румынско-Болгарская, Болгарско-Турецкая и Турецко-Грузинская границы)

Можно ли проехать из России в Грузию через Абхазию или Южную Осетию?

Нет. С точки зрения Грузинского законодательства, Абхазия и Южная Осетия являются оккупированными территориями Грузии. Поэтому, даже если вам удасться проехать из России через Абхазию или Южную Осетию в Грузию (насчёт такой возможности в интернете сведения разнятся – кто-то говорит, что контроля нет вообще; другие пишут, что контроль осуществляется полицейскими патрулями, а не пограничниками), в вашем загранпаспорте не будет штампа о въезде на территорию Грузии, что является грубым преступлением, за которое грозит тюремный срок от двух до шести лет (в лучшем случае, по решению суда, можно отделаться штрафом в 1200 долларов…) . В любом случае, даже если “прокатит” отделаться штрафом, то въезд в Грузию в будущем вам будет закрыт. Либо на всегда, либо до изменения отношения Грузии к данному вопросу, или до какой-либо официальной “амнистии” по данному нарушению.

Обратно (из Грузии в Россию) через Абхазию или Южную Осетию ехать нельзя по той же причине, так как в данном случае у вас в паспорте будет отсутствовать штамп о выезде с территории Грузии. Проехать вы, может быть, и сможете (на сей счёт информация в сети, опять таки, противоречива), но въезд в Грузию после этого вам будет закрыт и при попытке в будущем въехать в Грузию, вам опять же грозит вышеупомянутое наказание.

Подробно про позицию России и Грузии по Абхазии и Южной Осетии, в частности о легальных способах их посещения с точки зрения обеих стран можно почитать в этой статье .

Можно ли проехать из Сочи в Батуми (или наоборот)?

Можно. Но только ни в коем случае не напрямую через Абхазию (см. выше) . Без проблем и последствий можно проехать только в объезд через КПП Верхний Ларс. Ну или в ещё более длинный объезд – через Азербайджан.

Кстати, многие навигаторы и картографические сервисы (тот же Google Maps) влёгкую прокладывают прямой маршрут из Сочи до Батуми через Абхазию:

Ни в коем случае не стоит пытаться так проехать! Правильный маршрут (через Верхний Ларс) выглядит следующим образом:

Да, “крюк” получается довольно большой, но здесь явно не тот случай, когда стоит попытаться “срезать” и проехать напролом.

Так же, в летнее время и в хорошую погоду из Сочи в Батуми (и обратно) раз в неделю ходит “Комета” по морю. Вариант вряд ли многим покажется удобным (тем более, что это не паром и с машиной переправиться на комете нельзя), но если интересны детали, можете почитать .

Пустят ли в Грузию после посещения Абхазии (и Южной Осетии)?

Как мы уже писали выше, с точки зрения Грузии, Абхазия и Южная Осетия являются оккупированными территориями самой Грузии. Поэтому, их посещение по грузинским законам легально только со стороны Грузии. Однако, посетить эти страны (регионы) со стороны России большого труда не составляет: граждане России могут въезжать в Абхазию (через КПП “ПСОУ” / МАПП “Адлер”, находящийся в 10 километрах от Адлера и 37 км от Сочи) и Южную Осетию со стороны России без визы, причём как по внутреннему, так и по загранпаспорту. Чем наши соотечественники активно пользуются – в особенности Абхазия ввиду своей близости к Сочи является весьма популярным местом отдыха Россиян. Тем не менее, с точки зрения Грузии любое посещение Абхазии и Южной Осетии со стороны России является уголовным преступлением (как незаконное пересечение государственной границы)!

Так можно ли ехать в Грузию после посещения Абхазии или Южной Осетии? Пустят ли на границе?

В интернете и турагентствах все в один голос твердят: если вы посещали Абхазию и Южную Осетию по внутреннему российскому паспорту, то можете ехать в Грузию спокойно. Ибо в российском паспорте не ставится штамп о пересечении границы Абхазии (или Южной Осетии) со стороны России, и Грузинские пограничники никак не узнают о вашем посещении этих мест (так как отсутствует официальный обмен информацией между спецслужбами этих стран). На практике оно, вроде бы, так и происходит – по отчётам туристов, ранее бывавших в Абхазии и Южной Осетии по Российскому паспорту, проблем на Грузинской границе не возникает .

Однако, то, что проблем не возникает, отнюдь не означает, что с точки зрения Грузии, вы не нарушали их законов при посещении Абхазии и Южной Осетии! Нельзя дать 100% гарантии, что если вы, например – “публичная персона” (общественный деятель, артист, или даже известный блогер) и ваш факт посещения Абхазии или Южной Осетии “засветился” в СМИ или активно освещался/обсуждался в соцсетях, то этого не заметили Грузинские спецслужбы и не внесли вас в какой-нибудь “черный список”. О существовании (или отсуствии) подобных чёрных списков никто достоверно не знает, но исключать этого не стоит. Да и обычный человек чисто теоретически может попасть в подобный список – мало ли какие “разведывательные” операции спецслужбы Грузии могут проводить – или базу какую “выкрасть”, или соцсети “прошерстить”… Так что, любое посещение Абхазии и Южной Осетии даже по Российскому паспорту чисто теоретически может “аукнуться” при въезде в Грузию! Тем более, что время от времени в сети проскакивают сообщения о том, что кому-то отказали во въезде в Грузию без объяснения причин. Возможно, это и есть “чёрные списки”.

Если же вас угораздило съездить в Абхазию или Южную Осетию по загранпаспорту, то до замены паспорта в Грузию лучше вообще не соваться.

Пускают ли в Грузию на автомобилях с номерами 82 и 92 регионов?

Нет, не пускают. Дело в том, что Грузия не признаёт принадлежность Крыма России, поэтому номера 82 и 92 регионов (которые в основном выдавались в Крыму) Грузинские пограничники считают нелегальными. По многочисленным отчётам в интернете, путешественников на автомобилях с такими номерами поголовно разворачивают на границе и не пускают в Грузию. Причём, даже если эти номера выдавались в другом регионе России и были предъявлены соответствующие документы, это не помогает.

Выхода два: либо отказаться от поездки в Грузию, либо заменить номера на другой регион. По сообщениям путешественников, если вы уже находитесь в пути и вдруг осознали данную проблему, поменять номера можно достаточно быстро непосредственно во Владикавказе.

Про границы Грузии с Арменией и Азербайджаном поговорим далее в разделах соответствующих стран. Ну а границы Грузии с Турцией выходят за рамки данной статьи (возможно, мы раскроем эту тему в будущем).

Здесь ответ неоднозначный. По Грузинской версии (это, кстати, к Азербайджану тоже относится), жители Крыма должны путешествовать по Украинскому загранпаспорту (в котором должна быть соответствующая отметка о пересечении границы Украина-Россия). Однако, напрямую по вашему загранпаспорту, о том что вы живёте в Крыму никак не узнать. Место рождения – единственная “наводка”, но напрямую о вашем гражданстве и месте проживания оно не говорит. Поэтому, при пересечении любой границы (и Грузинской в частности) в наше время, а факте вашего проживания в Крыму лучше не распространяться. А внутренний Российский паспорт лучше спрятать подальше и никому за границей не показывать (требовать его предъявить за границей и на границе никто не имеет права). Конечно, 100% гарантии отсутствия проблем при прохождении границ жителям Крыма дать невозможно, но при грамотном подходе и “правильном” ответе на вопросы, с большой долей вероятности, проблем можно избежать.

Границы Армении

Однако, с точки зрения границ, Армения является самой “закрытой” страной из всего Закавказья. Въехать и выехать из Армении можно только в Грузию (4 КПП) и в Иран (1 КПП). Границы Армении с Азербайджаном и Турцией – закрыты.

В Армению по внутреннему (Российскому) паспорту

с 23 февраля 2017 года граждане России могут посещать Армению по внутренним (Российским) паспортам только в том случае, если прибывают в страну через международные аэропорты в Ереване и Гюмри. Пересечении наземной границы возможно только по загранпаспорту.

Из России через Грузию в Армению

Оптимальный маршрут из России на машине в Армению проходит через Грузию. Ещё, чисто теоретически, можно проехать через Иран (и до этого Азербайджан), но это уже “экзотика”, выходящая за рамки данной статьи.

От Москвы до границы с Арменией (до самого популярного КПП “Садахло-Баграштен”, что на пути в Ереван или на Озеро Севан) – 2030 километров. Это всего 70 километров от Тбилиси, кстати. Про маршрут от Тбилиси до границы с Арменией, а так же первый отрезок пути по самой Армении (монастыри Ахпат и Санаин) мы уже писали в этой статье .

В принципе, ничего сложного в прохождении Грузинско-Армянской границы нет, за исключением пары ньюансов: на границе нужно оформить разрешение на временный ввоз автомобиля и страховку (заплатив в сумме около 2600 рублей за среднестатистическую “легковушку”), а так же невозможности для россиян пересечь границу из Грузии в Армению на арендованной в Грузии машине. Подробно про наш опыт прохождения границы Грузии с Арменией я уже писал:

Кроме КПП “Садахло-Баграштен” и “Бавра-Ниноцминда”, через которые мы въезжали из Грузии и выезжали из Армении, на Армяно-Грузинской границе есть ещё два, менее популярных КПП: “Гогован (Ташир) – Гугути” и “Привольное-Ахкерпи”. Режим работы всех КПП Армения-Грузия – круглосуточный, кроме Привольное-Ахкерпи, который работает только в светлое время суток. Кстати, в сети говорят, что через КПП Привольное-Ахкерпи могут проехать только граждане Армении и Грузии, но официального подтверждения этой информации я нигде не нашел.

Между тем, поговаривают, что разрешение на временный ввоз автомобиля в Армению, возможно, в скором времени отменят. Было бы логично – Армения, всё же, является членом Евразийского Таможенного Союза..

Можно ли в Армению после Азербайджана?

Можно. Если Армянские пограничники увидят у вас в паспорте штамп Азербайджана, больших проблем не возникнет, хоть и могут задать вопросы о целях посещения Азербайджана.

Нагорный Карабах – как попасть и стоит ли соваться?

Нагорный Карабах – ещё одна спорная территория в Закавказье. Юридически (и на карте) относится к Азербайджану. Фактически контролируется про-Армянским правительством. Попасть сюда можно, говорят, только с территории Армении на основании специального разрешения, получаемого в Ереване. Но с точки зрения Азербайджана, посещение Нагорного Карабаха это – тяжкое преступление. Причем, как пишут в сети, спецслужбы Азербайджана действительно следят за посещением этого района по “неофициальным каналам”, в частности по соцсетям. И заносят в “черные списки” для посещения самого Азербайджана. Плюс здесь временами продолжают случаться вооруженные конфликты.

По отчётам в интернете, путешественники (вернее сказать, искатели приключений на свою “опу”) время от времени всё же наведываются в Нагорный Карабах, больше чтобы услышать/увидеть эхо войны, нежели чтобы насладиться местными красотами (коих в Закавказье и так хватает). На мой взгляд, это крайне недальновидный подход, я предпочитаю держаться от таких мест подальше.

Азербайджан, как и Армения, пока существенно уступает Грузии в популярности. А автопутешественниками в более-менее массовом порядке данная страна стала осваиваться и вовсе не так давно. В принципе, на то были свои причины – за въезд на машине требовали большой залог (возвращаемый при выезде), пограничники были крайне нелояльны к автопутешественникам, а для местных ДПСников машины из России были любимой “наживой”.

Сегодня вроде все эти неприятности постепенно сглаживаются. Залог за въезд на автомобиле больше не нужен (хотя всё равно нужно заплатить налог и купить страховку – в общей сложности на среднестатистическую легковушку получается около 1500 рублей). На границе, хоть и продолжают часто заставлять все вещи из машины доставать и отправлять на сканер, но хотя бы общаются уже гораздо более дружелюбно. Инциденты с дорожной полицией тоже больше не выходят на первый план отчётов о путешествии по Азербайджану.

Азербайджан граничит и имеет пропускные пункты с Россией (2 пункта, правда оба – рядом), с Грузией (3 пункта), с Ираном (3 пункта, один из которых в Нахичеванской Автономной Республике) и Турцией (1 пункт в Нахичеванской Автономной Республике).

Из России в Азербайджан

Оба пропускных пункта Азербайджана с Россией – КПП “Самур” и КПП “Ханоба” имеют круглосуточный режим работы. Причем, находятся они в нескольких километрах друг от друга и обычно используется КПП “Самур”, т.к. он находится на основной дороге. Зачем нужен второй КПП (Ханоба) для меня, если честно – загадка.

Из Азербайджана в Грузию

Из Азербайджана в Грузию можно попасть через три КПП: Красный Мост, Лагодехи (Цодна) и Вахтангиси-Садихли. В основном используются первые два и они имеют круглосуточный режим работы. КПП Вахтангиси-Садихли работает только в светлое время суток, но находится он рядом с Красным Мостом, поэтому особого смысла в нём проде как и нет.

Кстати, в Нахичеванскую Автономную Республику, в силу её расположения отдельно от остального Азербайджана и отсутствия границы с Россией, по земле можно попасть только через Турцию или Иран. С другой стороны, вряд ли данная территория представляет большой интерес для большинства путешественников.

Можно ли после Армении в Азербайджан?

Можно. По отчётам путешественников, штампы Армении в загранпаспортах хоть и нервируют Азербайджанских пограничников, но к отказу во въезде в страну не приводят (если только у них не будет оснований полагать, что вы посещали Нагорный Карабах). Но будьте готовы к дополнительным вопросам, могут даже начальство позвать.

Про Абхазию и Южную Осетию, которые Россия признала независимыми государствами, а Грузия считает своими (оккупированными) территориями уже достаточно написано выше. Я не буду здесь развивать дальше тему путешествий по этим местам.

Возможно, это вызовет много несогласий и недовольств, но я считаю, следующее. По совокупности факторов:

  • сложностей и потенциальных проблем в будущем, связанным с посещением Абхазии и Южной Осетии,
  • в среднем не очень хороших отзывов (выражаясь весьма политкорректным языком) о степени развитости инфраструктуры (вернее, её разрушенности и запущенности), качестве сервиса и несоотвествующих этому высоких цен,
  • участившихся сообщений о конфликтах с туристами, в том числе и с самыми серьезными последствиями,

Я считаю, что до улучшения обстановки, от посещения в туристических целях Абхазии и Южной Осетии лучше пока воздержаться . Мест с красивой природой в регионе и так хватает, с гораздо более понятной и безопасной обстановкой и отличным соотношением цена-качество.

Ну вот и всё на этот раз. Если вы заметили какие-либо ошибки или неточности – пишите пожалуйста комментарии. Мы так же будем признательны услышать ваши истории о пересечении границ и посещении стран Закавказья.

Подписывайтесь на новые интересные статьи нашего сайта.

Здравствуйте. Сотрудники МВД, в том числе и ГИБДД, не входят в перечень органов, которые осуществляют контроль за ввозом продуктов из ЕС, а тем более за вывозом из РФ.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2014 г. N 778
О МЕРАХ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 6 АВГУСТА 2014 Г. N 560, ОТ 24 ИЮНЯ 2015 Г. N 320
И ОТ 29 ИЮНЯ 2016 Г. N 305
2. Федеральной таможенной службе обеспечить контроль за выполнением пункта 1 настоящего постановления.
3.Правительственной комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков совместно с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить сбалансированность товарных рынков и недопущение ускорения роста цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие.
4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации организовать осуществление ежедневного оперативного мониторинга и контроля за состоянием соответствующих рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
5. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием объединений товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на увеличение предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с целью недопущения роста цен.
6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службе с участием объединений торговых сетей и торговых организаций обеспечить координацию деятельности в целях сдерживания роста цен.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 31.07.2015 N 519, утвержден перечень должностных лиц территориальных управлений, уполномоченных принимать решения об изъятии и уничтожении санкционной продукции.

Максимум их могут привлекать в целях остановки транспортных средств, т.к. сотрудник Россельхознадзора, вряд ли сможет остановить транспортное средство.

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

    • получен
      гонорар 36%

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате
      • 8,2 рейтинг

      Здравствуйте, Давид!

      Меня интересует, сегодня в России запрет на ввоз фруктов и овощей из Европы и Америки. Но если этот же товар поступает на тереторию России как будто из третьих стран не попавших под запрет Р.Ф.
      Давид

      Да, Постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320 и от 29 июня 2016 г. N 305» (с изменениями и дополнениями).

      Значение имеет страна происхождения товара. Можно конечно «переклеивать» ярлыки и ввозить на территорию РФ эти товары, например, из Швейцарии или Монако, и тогда формально это нарушением не будет. Пойди и докажи, что сыр не из Монако, а из Италии.

      1. Имеют ли сотрудники ГИБДД, право на такие поступки?
      Давид

      Да. На основании п. 2.1. ПДД водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки - в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов. В случае, если у инспектора будут подозрения относительно соответствия грузу документов, он вправе задержать груз.

      Полномочия проверять документы на перевозимые грузы предусмотрены п. 20 ч. 1 ст. 13 ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

      2. Если я купил товар на терретории Р.Ф. и ввезу его в Южную Осетию (другое гос-во) имеют ли тогда сотрудники ГИБДД снимать пломбу и досматривать автомобиль и выявлять контрабанда это или нет. Если конечный пункт реализации этого товара не Россия.?
      Давид

      Если ввезёте в Осетию и там Вас остановят - то это уже другой разговор.

      Что касается вывоза из РФ, то если на товар есть все документы, то вывезти должны дать. И это не транзит. Транзитом это было бы в том случае, если бы Вы везли товар из Казахстана через Россию в Осетию, и то - условный, потому что таможенная территория в ЕАЭС теперь единая.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 27%

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате

      Дополню. Мой ответ выше, касается действий только в отношении продукции связанной с указанными санкциями.

      Что касается действий сотрудников ГИБДД на внутренних дорогах, то они вправе проверять на дорогах любой груз, находящийся в транспортном средстве.

      Приложение
      к Приказу МВД России
      от 02.03.2009 N 185
      АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
      МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ
      ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ УЧАСТНИКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ
      В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ <1>
      4. Исполнение государственной функции осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения <1>, а также участковыми уполномоченными полиции <2>.
      31. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
      осмотр транспортного средства и груза;
      проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
      82. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении <1>, за исключением документов на перевозимый груз, являются выявление нарушения правил дорожного движения, ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, осуществление контрольных мероприятий на стационарном посту ДПС.
      Основаниями для проверки документов на перевозимый груз являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий.
      Кроме того, проверка документов на перевозимый груз включает установление соответствия транспортной накладной и прилагаемых к ней документов путевому листу, лицензионной карточке, фактически перевозимому грузу (в сочетании с проведением осмотра транспортного средства и груза, досмотра транспортного средства).

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

    • получен
      гонорар 36%

      Юрист, г. Самара

      Общаться в чате

      Здравствуйте!

      имеют ли тогда сотрудники ГИБДД снимать пломбу и досматривать автомобиль
      Давид

      Приказ Министерства внутренних дел РФ от 20 апреля 1999 года №297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел РФ»

      Сотрудники ДПС при несении службы имеют право: «Осуществлять в порядке, установленном законодательством РФ, административное задержание и личный досмотр граждан, досмотр транспортных средств (подпункт Н пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ).
      Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы , производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях.

      Статья 27.9. Досмотр транспортного средства

      [Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 27] [Статья 27.9]
      1. Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
      2. Досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса,в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
      3. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица.
      4. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
      5. О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
      6. В протоколе о досмотре транспортного средства указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средства, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре транспортного средства.
      7. В протоколе о досмотре транспортного средства делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении досмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
      8. Протокол о досмотре транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лицом, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лица, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о досмотре транспортного средства вручается лицу, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру.

      Из всего выше сказанного можно сделать выводы: Сотрудник ГИБДД имеет право:

      останавливать транспортное средство, перевозящее определенный груз.

      проверить необходимые документы,

      сотрудник ГИБДД может досмотреть перевозимый груз, при этом если прицеп опломбирован отправляющей организацией, сотрудник ГИБДД обязан просит водителя либо экспедитора снять пломбу, которая является помехой для досмотра перевозимого груза. В свою очередь водитель (экспедитор) решает вопрос о снятии пломбы, дабы не препятствовать досмотру. Отказать в снятии пломбы сотруднику ГИБДД водитель не может, так как данное действие будет являться неподчинением законному праву сотрудника ГИБДД.

      В протоколе досмотра транспортного средства сотрудник ГИБДД не указывает факт снятия пломбы, так как данные действия были осуществлены не им, поэтому требовать от сотрудника ГИБДД указания данного действия в протоколе незаконно.

      Многие водители боятся вскрывать пломбы из-за пункта договора о сохранности груза в опломбированном прицепе. По данному вопросу можно сказать следующее,

      Устав автомобильного транспорта РСФСР от 08.01.1969 года №12 г

      Автотранспортные предприятия и организации освобождаются от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случаях, когда:
      а) груз прибыл в исправном автомобиле (контейнере)за исправными пломбами грузоотправителя, а штучный груз - с исправными защитной маркировкой, бандеролями, пломбами грузоотправителя или изготовителя;
      б) недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на открытом подвижном составе;
      в) груз перевозился в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя);
      г) недостача груза не превышает норм естественной убыли.
      В указанных случаях автотранспортное предприятие или организация несет ответственность за не сохранность груза, если предъявитель претензии докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли по вине автотранспортного предприятия или организации

      Соответственно п. «а» если пломбы неисправны, то вся ответственность за утрату, недостачу, порчу, повреждение груза ложится на транспортную организацию, занимающуюся перевозкой груза. Однако факт снятия пломбы будет обоснован протоколом досмотра. Поэтому во избежание неприятных последствий о досмотре опломбированного прицепа следует оповестить грузоотправителя.

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      Все услуги юристов в Москве

  • Компания «ТРАЕКТОРИЯ» предлагает широкий спектр услуг по перевозке грузов в различные уголки России, стран СНГ и Таможенного союза. У нас вы можете заказать доставку в Южную Осетию.

    Услуги по транспортировке грузов востребованы среди представителей как крупного, так и малого бизнеса. А процесс перевозки в Южную Осетию и другие труднодоступные регионы требует не только наличия надежной техники, но и опыта в проработке оптимального маршрута, а также возможностей использования различных транспортных средств.

    Сотрудничество с нами будет выгодно для организаций, занятых в различных сферах. Мы осуществляем доставку товаров, материалов, крупногабаритной техники, негабаритных грузов и других объектов, используя наиболее оптимальные виды транспорта. Так как территория Южной Осетии не имеет прямых выходов к морю, чаще всего используются железнодорожные и автомобильные перевозки. После того как клиент оформляет заявку, наши специалисты приступают к разработке маршрута с учетом особенностей конкретного случая.

    Благодаря богатому опыту работы мы поможем вам:

    • существенно сэкономить на доставке грузов за счет использования наиболее подходящих транспортных средств;
    • переправить товары в целости и сохранности в Южную Осетию;
    • избежать проблем на таможнях (оформлением документов занимаются специалисты).

    Помимо перевозки мы готовы предложить клиентам множество сопутствующих услуг – упаковку грузов, экспедирование, погрузку, доставку «до двери». Компания «ТРАЕКТОРИЯ» выполняет доставку негабаритных и крупногабаритных грузов.

    Главным преимуществом сотрудничества с нами является выполнение мультимодальных перевозок – логисты разработают оптимальный маршрут, с использованием различных типов транспорта.

    Доставка грузов в Цхинвал

    Мы осуществляем транспортировку товаров в Цхинвал автомобильным и ж/д транспортом в установленные по договору сроки. Работаем как с физическими, так и юридическими лицами. Оформляем все необходимые документы на грузоперевозки. При транспортировке негабарита мы разрабатываем и согласовываем маршрут, получаем разрешение в соответствующих органах. Обеспечиваем сопровождение ГАИ в случае, если габариты перевозимого оборудования, конструкций, техники, резервуаров превышают допустимые. Выполняем погрузочно-разгрузочные и такелажные работы с применением подъемно-транспортных механизмов, погрузочной техники, в том числе и кранов большой грузоподъемности.

    Компания «ТРАЕКТОРИЯ» гарантирует сохранность перевозимых товаров. Мы несем материальную ответственность. Транспортировка выполняется до склада или «до двери». Если в пути следования необходима погрузка-разгрузка в нескольких пунктах, то вы можете указать это требование в договоре.

    Обращаясь к нам, вы можете быть уверены – поставка товаров будет выполнена точно в срок. Рассчитать стоимость наших услуг вы можете прямо сейчас, воспользовавшись нашим удобным онлайн калькулятором или обратившись к менеджеру.

    2017-07-26 Vadim Volovoj 715 0

    Такие непризнанные или спорные территории, как Крым, Приднестровье, Южная Осетия и Абхазия, являются исключительным практическим, и самое главное, юридическим случаем. Жителям этих территорий нужно жить, как и всем остальным, а перевозчикам – в особенности международным – важно не только обеспечивать их всеми необходимыми товарами , но и сделать это в соответствии с законом, чтобы впоследствии у них не возникли юридические проблемы ни с одной из вовлечённых в конфликт из-за этих территорий сторон. Поэтому редакция CargoNews.lt решила выяснить, как перевозчики легально могут добраться до этих непризнанных, но потенциально привлекательных в плане предпринимательской деятельности, регионов.

    Сразу следует отметить, что в данном случае какого-то универсального рецепта нет и быть не может, потому что географическое положение и статус этих территорий отличаются. С другой стороны, если говорить о конфликтах на пространстве бывшего СССР, так или иначе приходится учитывать роль России. Например, Москва считает Крым «своей» территорией, а Южную Осетию и Абхазию, в отличие от Приднестровья, независимыми государствами, хотя Украина и Грузия с такой позицией категорически не согласны.

    Если вернуться к перевозкам, то, скорее всего, самый лёгкий способ избежать проблем с доставкой грузов в эти регионы – довезти заказанный сепаратистами груз до определённой точки и там передать его перевозчику, который может легче попасть на непризнанную территорию (например, грузинской, молдавской или украинской транспортной компании). Однако, не факт, что такой схемой будет доволен заказчик. Кроме того, нельзя забывать, что любой перевозчик хочет получить максимальную выгоду, поэтому он будет прилагать все силы для того, чтобы самому доставить груз.

    Поэтому придётся углубиться в детали, и к каждой ситуации нужно подходить отдельно. Редакция CargoNews.lt решила рассмотреть возможности легальных перевозок в Крым, Приднестровье, Южную Осетию и Абхазию, как в регионы, которые представляют или могут представлять потенциальный интерес для литовских перевозчиков.

    В Крым через Россию?

    Если посмотреть на карту, то кратчайший маршрут перевозок из Европы в Крым проходит через Украину. Для того, чтобы перевозки выполнялись в соответствии с «буквой закона», перевозчикам, планирующим осуществлять перевозки в Крым, необходимо учитывать как украинские, так и российские требования.

    Начнём с Украины. Кроме стандартных правил осуществления международных перевозок в эту страну, перевозчикам следует обратить внимание на содержание двух украинских документов: закона «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины», в котором, помимо всего прочего, говорится, что иностранцы могут попасть на территорию Крыма и покинуть её только через определённые ППК и при наличии специальных разрешений, и закона «О создании свободной экономической зоны „Крым“ и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины».

    Всё бы ничего, да только эти законы были, по сути, перечёркнуты постановлением правительства Украины от 16.12.2015, которым был запрещён экспорт товаров, услуг и работ в Крым, «за исключением экспорта личных вещей, социально значимых продуктов питания и гуманитарной помощи». Позднее кабинет министров уточнил определение «социально значимых продуктов питания» (представил расширенный список), но главное – была ограничена общая стоимость (до 10 000 гривен/ 340-350 евро) и вес (до 50 кг на одного человека) таких товаров. Это означает, что никакой речи о крупных перевозках быть не может.

    По этим причинам, как CargoNews.lt сообщили источники в Украине, какое-то время грузоперевозки из Украины в Крым практически не осуществлялись – за исключением грузов весом до 3 тонн с обязанностью доказать, что это личные вещи (наверное, каким-то образом можно «доказать» и то, что в автомобиле находится гуманитарная помощь, но тут начинается так называемая «серая зона», которая вряд ли совместима с принципами законности).

    Однако, перевозчики не тот народ, который сдаётся в сложных ситуациях. Они стали выполнять перевозки по следующей схеме: под завязку загруженный автомобиль отправляется в Россию (например, по документам, в Ростов или Краснодар), где груз проходит таможенную очистку и на том же автомобиле отправляется дальше в Крым. Конечно, говорить о законности такой схемы не стоит: если бы украинские службы потребовали у перевозчиков документы, подтверждающие непрерывность перевозки, им бы не поздоровилось вплоть до тюремного заключения. Но никто эти документы не показывает.

    Итак, совсем недавно в Крым, согласно украинскому законодательству, можно было доставлять только личные вещи, социально значимые продукты питания и гуманитарную помощь. Если говорить о России, то неформально через её территорию в Крым можно возить любые грузы (естественно, за исключением тех, в отношении которых Москва применяет санкции). Чисто теоретически у Украины нет возможности отследить, каким образом грузы попадают в Крым, но нужно иметь ввиду, что в юридическом смысле данная схема – нелегальная, поэтому каждый перевозчик должен понимать, с какими последствиями он может столкнуться.

    На этом можно было бы закончить, однако в середине июня нынешнего года Апелляционный административный суд Киева отменил вышеупомянутое постановление правительства. Это решение можно было бы считать достижением, но никто не может сказать, как долго продлится эта победа, потому что кабинет министров может в любой момент принять новое постановление – другое по содержанию, но аналогичное по сути. Кроме того, не понятно, как очередное изменение порядка будет работать на практике – вполне вероятно, что несмотря на решение суда, отменённое постановление будет соблюдаться на границе Украины с Крымом чисто по инерции, или исходя из политических соображений (это могут делать и гражданские активисты, и государственные учреждения). В данном контексте можно было бы воспользоваться российским маршрутом, но ни в юридическом, ни в политическом смысле мы не советуем это делать.

    В Южную Осетию и Абхазию – тоже через Россию?

    Ситуация с сепаратистскими регионами Грузии отличается от ситуации с Крымом. Южную Осетию и Абхазию Грузия считает своими территориями, а Россия признаёт их как независимые государства. В географическом смысле в эти регионы можно попасть как с территории Грузии, так и с территории России. Сотрудники посольства Грузии в Литве пояснили, что основным правовым документом, устанавливающим порядок попадания на эти спорные территории, является «Закон Грузии об оккупированных территориях» .

    Этот документ очень строго регламентирует экономическое сотрудничество с непризнанными республиками. В статье 6 говорится, что «на оккупированных территориях запрещается <…> любая экономическая (предпринимательская или непредпринимательская) деятельность, независимо от того, осуществляется ли она с целью извлечения прибыли, дохода или компенсации <…>», и международные перевозки дорожными транспортными средствами. В исключительных случаях, если экономическая деятельность соответствует государственным интересам Грузии, способствует деокупации, мирному урегулированию конфликта, восстановлению доверия между потерпевшими от последствий войны жителями или если экономическая деятельность носит гуманитарный характер, Тбилиси может выдать специальное разрешение на осуществление экономической деятельности. Предприниматели, которые хотят получить такое разрешение, должны сообщить об этом правительству Грузии до начала своей деятельности, а если это невозможно – после её завершения с изложением всех деталей содеянного. В случае перевозчиков это означает, что они должны сообщить – кто вёз, что вёз, когда вёз и т.д. За нарушение установленного порядка грозит уголовная ответственность.

    Таким образом, перевозки в Южную Осетию и Абхазию можно осуществлять двумя способами. Первый – с помощью специального разрешения от грузинских властей. На сегодняшний день отношения между Литвой и Грузией носят дружеский характер, поэтому, возможно, грузинское руководство будет благосклонно к литовским предпринимателям. Второй – отправляться в непризнанные республики через Россию, без уведомления Тбилиси.

    Как редакции CargoNews.lt сообщили в Торгово-промышленной палате Республики Абхазия , в Абхазию можно возить любые товары, за исключением запрещённых (наркотиков и т.п.). Документы, необходимые для импорта товаров, должен подготовить импортёр. Иными словами, после заключения договора все связанные с ним вопросы будет решать абхазская сторона. Следует отметить, что при оформлении документов в качестве кода страны нужно использовать код Грузии, так как у Абхазии нет собственного кода. Основной пункт перехода границы со стороны России – ППК Псоу.

    Северную Осетию и признанную Россией Южную Осетию сегодня соединяет Рокский тоннель. Если говорить о документах, необходимых для перевозок в Южную Осетию, то, как сказано на официальном российском Консульском информационном портале : «Лица, транспортные средства, грузы и иное имущество, следующие через государственную границу Республики Южная Осетия, подлежат пограничному и таможенному контролю. В соответствующих случаях осуществляется также санитарно-карантинный, ветеринарный и фитосанитарный контроль, контроль над вывозом из Республики Южная Осетия культурных ценностей и иной контроль. Контроль организуют и осуществляют компетентные органы Республики Южная Осетия в порядке, установленном законодательством Республики Южная Осетия (сходным с российским). Таможенный контроль регламентируется Таможенным кодексом РЮО, составленным на основе Таможенного кодекса Российской Федерации, и проводится должностными лицами таможенных органов Республики Южная Осетия». Иными словами, в Южной Осетии по сути действует российское транспортное законодательство. Если литовским перевозчикам интересно узнать дополнительные детали перевозок в эту республику, то, как показал опыт CargoNews.lt, с этими вопросами лучше обращаться к российским коллегам, а не в её официальные учреждения.

    Однако, ещё раз обращаем внимание наших читателей на то, что в контексте «Закона Грузии об оккупированных территориях» поездки в сепаратистские регионы Грузии через Россию без ведома грузинских властей считаются незаконными. Несмотря на то, что до 2016 года Грузия возбудила лишь несколько дел по поводу незаконной экономической деятельности на оккупированных территориях, это не значит, что грузинские власти смотрят на ситуацию сквозь пальцы. Кроме того, нужно иметь ввиду, что выявленные нарушения указанного законодательного акта могут отрицательно повлиять на дружеские политические отношения между Литвой и Грузией. В этой ситуации единственным приемлемым решением для тех литовских перевозчиков, которые намерены установить деловые связи с южноосетинскими или абхазскими предпринимателями, может быть перевозка грузов в ближайшие к этим спорным территориям регионы России с последующей их передачей российским транспортным компаниям, потому что попытки получить специальное грузинское разрешение на сотрудничество с оккупированными территориями, скорее всего, потребуют куда больше сил и времени, чем предложенная схема.

    В Приднестровье – через Молдову

    В непризнанной республике Приднестровья (ПМР) действует один простой принцип – только везите. Как CargoNews.lt сообщили в Министерстве промышленности и регионального развития ПМР , специальных разрешений на осуществление международных грузоперевозок нет, а если они и появятся, то, скорее всего, будут бесплатными. Действующие правила грузоперевозок – очень благоприятные (минимум требований). Подробная информация о документах, необходимых для таможенного контроля, изложена в Таможенном кодексе ПМР . С другими интересующими вопросами можно обращаться в местный Государственный таможенный комитет , причём не только по телефону или в письменной форме, но и в «онлайн» режиме (проверено CargoNews.lt!).

    В сепаратистский регион можно попасть двумя способами – через Молдову (въезжая на её территорию со стороны Румынии или Украины) или через Украину (о других особенностях доставки грузов в Приднестровье и из него можно ). Преимущество второго варианта заключается в том, что он позволяет избежать молдавских таможенных и других формальностей, однако, нужно понимать, что этот путь – незаконный. Кроме того, если до недавнего времени на доставку грузов в Приднестровье через Украину украинские власти закрывали глаза, то сейчас Киев разрешает перевозки туда, например, продуктов питания только по согласованию с Кишинёвом .

    Так или иначе, но лучше не искать приключений на свою голову – попытка проехать в Приднестровье транзитом через Украину без ведома Молдовы может закончиться печально (например, конфискацией транспортного средства, когда оно появится в Молдове). При необходимости лучше ехать в этот сепаратистский регион через территорию той страны, которой он официально принадлежит, и иметь с собой все необходимые документы (в первую очередь, подтверждающие таможенную очистку). Кроме того, как редакции CargoNews.lt сообщили в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Молдовы AITA , грузоперевозки в Приднестровье не являются обычным делом (например, для их осуществления необходимо получить разрешение в Молдавском национальном агентстве автомобильного транспорта), поэтому в данном случае AITA посоветовала обращаться к услугам местных перевозчиков, так как они лучше других знают особенности экономического сотрудничества с «проблемной» республикой.

    Может быть, к совету молдавских коллег стоит прислушаться. С другой стороны, вполне возможно, что, давая такой совет, AITA просто хочет обеспечить прибыль молдавским перевозчикам. Официальный порядок грузоперевозок в Приднестровье установлен постановлением правительства Молдовы № 1001 «О декларировании товаров экономическими агентами восточных районов Республики Молдова» от 19.09.2001. Согласно этому постановлению, товары, предназначенные для Приднестровья, должны быть задекларированы на внутренних таможенных постах Молдовы. После декларации, как установлено в приказе Таможенной службы Молдовы № 500 от 27.11.2012, доставка груза производится в опломбированных транспортных средствах на основании импортной таможенной декларации и транспортной накладной. Кроме того, важно знать, что, если выбирать себе в партнёры перевозчиков из Приднестровья, необходимо проверить, зарегистрированы ли они в Молдове – в противном случае сделка будет незаконной (тоже самое касается и заказчика).

    В заключение следует сказать, что грузоперевозки в регионы со спорным статусом могут быть физически небезопасными и, как уже говорилось, не вполне законными. Конечно, можно придумать различные схемы, позволяющие избежать дополнительных финансовых расходов. Однако, перевозчики должны понимать, что, прибегая к незаконным схемам, они могут столкнуться с неприятными правовыми последствиями (уже не говоря о собственной репутации и политической репутации своей страны). Поэтому приоритетом для транспортной компании, которая хочет доставлять грузы в такие места, как Крым, Приднестровье, Южная Осетия и Абхазия, должно стать тщательное выполнение всех требований тех государств, которым формально принадлежат эти территории. Ответ на вопрос, в какой степени в таких случаях должна учитываться политическая ситуация, а в какой – экономика и здравый коммерческий смысл, оставляем на усмотрение самих перевозчиков. Другой – не самый плохой выход – привезти груз в «страну-хозяйку» и там передать его в руки местных перевозчиков, которые зачастую лучше других знают, как доставить его заказчику, находящемуся на проблемной территории.


    Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Южная Осетия, в дальнейшем именуемые Сторонами,

    развивая торговые и экономические отношения между двумя государствами,

    учитывая необходимость защиты окружающей среды и обеспечения безопасности движения,

    руководствуясь стремлением к развитию автомобильного пассажирского и грузового сообщения между двумя государствами и транзитом по их территориям, а также желая облегчить это сообщение,

    согласились о нижеследующем:

    Статья 1

    1. В соответствии с настоящим Соглашением осуществляются регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров и грузов между государствами Сторон и транзитом по их территориям, а также в третьи государства (из третьих государств) автотранспортными средствами, зарегистрированными в Российской Федерации или Республике Южная Осетия.

    2. Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств каждой из Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых являются Российская Федерация и Республика Южная Осетия.

    3. Отношения, не урегулированные настоящим Соглашением, а также международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и Республика Южная Осетия, регулируются законодательством государства каждой из Сторон.

    Статья 2

    Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают следующее:

    1) "компетентные органы":

    в Российской Федерации - Министерство транспорта Российской Федерации, а в части контроля выполнения условий, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 3 и статьей 6 настоящего Соглашения, - Министерство внутренних дел Российской Федерации;

    в Республике Южная Осетия - Министерство экономического развития Республики Южная Осетия, а в части действия статьи 6 настоящего Соглашения - Министерство внутренних дел Республики Южная Осетия.

    В случае изменения своих компетентных органов Стороны информируют об этом друг друга по дипломатическим каналам;

    2) "перевозчик" - любое физическое или юридическое лицо, зарегистрированное на территории государства одной из Сторон и допущенное в соответствии с законодательством каждого из государств Сторон к выполнению международных автомобильных перевозок пассажиров или грузов;

    3) "автотранспортное средство" - находящийся в распоряжении перевозчика на праве собственности либо на основании договора аренды или лизинга:

    при перевозке грузов - грузовой автомобиль, грузовой автомобиль с прицепом, автомобильный тягач или автомобильный тягач с полуприцепом;

    при перевозке пассажиров:

    автобус, то есть автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее не менее 9 мест для сидения, не считая места водителя;

    легковое такси, то есть автотранспортное средство, предназначенное для коммерческой перевозки пассажиров и имеющее не более 8 мест для сидения, не считая места водителя, оборудованное в соответствии с законодательством государства той Стороны, в котором оно зарегистрировано;

    4) "разрешение" - документ, предоставляющий право на проезд автотранспортного средства перевозчика государства одной Стороны по территории государства другой Стороны;

    5) "специальное разрешение" - разовое дополнительное разрешение на проезд принадлежащего перевозчику государства одной Стороны автотранспортного средства с тяжеловесным, крупногабаритным или опасным грузом по территории государства другой Стороны, а также разовое разрешение на проезд принадлежащего перевозчику государства одной Стороны автотранспортного средства с территории государства другой Стороны на территорию третьего государства или с территории третьего государства на территорию государства другой Стороны;

    6) "приграничное сообщение" - пассажирское сообщение между населенными пунктами, расположенными на приграничных территориях государств Сторон;

    7) "регулярные перевозки пассажиров" - перевозки пассажиров автобусом, осуществляемые по согласованным между компетентными органами государств Сторон маршруту следования, расписанию движения, тарифам и пунктам остановок, на которых перевозчик производит посадку и высадку пассажиров;

    8) "нерегулярные перевозки пассажиров" - перевозки пассажиров автобусами и легковыми такси, не подпадающие под понятие "регулярные перевозки пассажиров";

    9) "санитарный контроль" - санитарный, ветеринарный и фитосанитарный контроль.

    Статья 3

    1. Перевозки, предусмотренные настоящим Соглашением, могут выполняться только перевозчиками, которые согласно законодательству своего государства допущены к осуществлению международных перевозок.

    2. Автотранспортные средства перевозчиков государств Сторон, осуществляющих международные перевозки, должны иметь регистрационные и отличительные знаки своего государства.

    3. Прицепы и полуприцепы могут иметь регистрационные и отличительные знаки других государств при условии, что грузовые автомобили, автомобильные тягачи и автобусы имеют регистрационные и отличительные знаки государств Сторон.

    Статья 4

    Перевозчику государства одной Стороны не разрешается осуществлять перевозки пассажиров и грузов между пунктами, расположенными на территории государства другой Стороны.

    Статья 5

    1. В случае если габариты, весовые нагрузки на ось или вес автотранспортного средства (с грузом или без груза) перевозчика государства одной Стороны превышают установленные на территории государства другой Стороны нормы, перевозчик должен предварительно получить специальное разрешение у компетентного органа государства другой Стороны до начала осуществления перевозки.

    2. Перевозки опасных грузов по территориям государств Сторон осуществляются в соответствии с законодательством каждого из государств Сторон, регулирующим такие перевозки.

    В случае если осуществление перевозки опасных грузов в соответствии с законодательством каждого из государств Сторон требует наличия специального разрешения, перевозчик государства одной Стороны должен получить такое разрешение у компетентного органа государства другой Стороны до начала осуществления перевозки.

    3. В случае если указанные в пункте 1 или 2 настоящей статьи специальные разрешения предусматривают движение автотранспортного средства по определенному маршруту, перевозка должна осуществляться по этому маршруту.

    Статья 6

    1. Перевозчики и экипажи автотранспортных средств государств Сторон обязаны соблюдать законодательство и правила дорожного движения государства той Стороны, по территории которого осуществляется перевозка.

    2. Водитель автотранспортного средства должен иметь национальное или международное водительское удостоверение (при условии, что оно сопровождается соответствующим национальным водительским удостоверением) и регистрационные документы на автотранспортное средство, соответствующие требованиям Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года.

    3. Разрешение и другие документы, которые требуются в соответствии с настоящим Соглашением, должны находиться у водителя автотранспортного средства и предъявляться по требованию компетентных органов государств Сторон, уполномоченных осуществлять контроль на автомобильном транспорте.

    Статья 7

    1. Компетентные органы государства одной Стороны, на территории которого зарегистрировано автотранспортное средство, обязаны в случае серьезных или повторных нарушений положений настоящего Соглашения, совершенных перевозчиком на территории государства другой Стороны, или по требованию компетентного органа государства другой Стороны принимать следующие меры:

    сделать перевозчику предупреждение;

    временно или полностью лишить перевозчика права на выполнение перевозок на территории государства той Стороны, где допущено нарушение.

    2. Компетентные органы государств Сторон уведомляют друг друга о мерах, принятых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

    3. Положения настоящей статьи не исключают применения к перевозчику и экипажу автотранспортного средства государства другой Стороны санкций, предусмотренных законодательством государства, где совершено нарушение.

    Статья 8

    Перевозчики государств Сторон освобождаются на взаимной основе от сборов и платежей, связанных с владением или использованием автотранспортных средств при перевозках пассажиров и грузов (кроме тяжеловесных и крупногабаритных) в рамках настоящего Соглашения, использованием или содержанием автомобильных дорог государства другой Стороны, за исключением сборов за пользование платными автомобильными дорогами, автомагистралями, мостами и тоннелями, если такие сборы подлежат взиманию на недискриминационной основе с автотранспортных средств перевозчиков государства как одной, так и другой Стороны.

    Статья 9

    1. При выполнении перевозок с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны в соответствии с настоящим Соглашением взаимно освобождаются от таможенных сборов, налогов и пошлин ввозимые на территорию государства другой Стороны:

    1) горючее, находящееся в предусмотренных заводом-изготовителем для каждой модели автотранспортного средства емкостях, технологически и конструктивно связанных с системой питания двигателя, а также горючее, находящееся в емкостях, установленных заводом-изготовителем на прицепах и полуприцепах и предназначенных для работы отопительных или охладительных установок указанного автотранспортного средства;

    2) смазочные материалы в количествах, необходимых для эксплуатации автотранспортного средства во время перевозки;

    3) инструменты и запасные части, предназначенные для ремонта поврежденного в пути автотранспортного средства, осуществляющего международную перевозку.

    2. Инструменты и неиспользованные запасные части, указанные в пункте 1 настоящей статьи, подлежат обратному вывозу. Замененные запасные части должны быть вывезены обратно или помещены под таможенную процедуру уничтожения или иную таможенную процедуру в порядке, установленном таможенным законодательством государства Стороны, на территории которого происходит изменение таможенного режима в отношении этих запасных частей.

    Статья 10

    1. Регулярные перевозки пассажиров автобусами организуются по согласованию между компетентными органами государств Сторон.

    2. Компетентные органы государств Сторон согласовывают выполнение регулярных пассажирских перевозок на том участке маршрута, который проходит по территориям их государств, на срок до 5 лет.

    3. Предложения об организации регулярных перевозок пассажиров автобусами заблаговременно передаются друг другу компетентными органами государств Сторон и должны содержать следующие данные:

    1) наименование перевозчика (фирмы);

    2) маршрут следования;

    3) расписание движения и тарифы;

    4) намечаемый период и регулярность выполнения перевозок;

    5) пункты остановок, на которых перевозчик будет производить посадку и высадку пассажиров, и пункты пересечения границ государств Сторон;

    6) сведения о договоре в случае, если услуга оказывается совместно несколькими перевозчиками.

    Статья 11

    Порядок осуществления международных перевозок пассажиров автобусами в приграничном сообщении определяется по согласованию между компетентными органами государств Сторон.

    Статья 12

    1. Для осуществления перевозчиком государства одной Стороны нерегулярных перевозок пассажиров в двустороннем сообщении, за исключением перевозок, предусмотренных статьей 13 настоящего Соглашения, требуется разрешение, выдаваемое компетентным органом государства другой Стороны. Каждое разрешение дает право на выполнение одного рейса туда и обратно, если иное не предусмотрено в самом разрешении.

    2. Компетентные органы государств Сторон ежегодно на безвозмездной основе передают друг другу взаимно согласованное количество бланков разрешений для нерегулярных перевозок пассажиров. Эти бланки должны иметь подпись ответственного лица и печать компетентного органа, выдавшего разрешение.

    3. Разрешения действительны в течение 1 календарного года.

    Статья 13

    1. Разрешений не требуется для выполнения нерегулярных перевозок пассажиров автобусами или легковыми такси в случаях, если группа пассажиров одного и того же состава перевозится на одном и том же автобусе или легковом такси в продолжение всей поездки, при условии, что:

    1) эта поездка начинается и заканчивается на территории государства той Стороны, где зарегистрирован автобус или легковое такси;

    2) эта поездка начинается на территории государства Стороны, где зарегистрирован автобус или легковое такси, и заканчивается на территории государства другой Стороны, при условии, что автобус или легковое такси покидает эту территорию без пассажиров;

    3) автобус или легковое такси въезжает на территорию государства Стороны, чтобы осуществить перевозку доставленной ранее этим перевозчиком группы пассажиров.

    2. Разрешение не требуется при осуществлении нерегулярных транзитных перевозок пассажиров.

    3. При выполнении перевозок, предусмотренных пунктом 1 статьи 10, пунктами 1 статьи 12 и пунктами 1 и 2 настоящей статьи, водитель автобуса или легкового такси должен иметь список пассажиров. Форма списка согласовывается Смешанной комиссией, создаваемой в соответствии со статьей 20 настоящего Соглашения.

    4. Разрешение на выполнение нерегулярных перевозок пассажиров не требуется при замене неисправного автобуса или легкового такси другим автобусом или легковым такси.

    Статья 14

    1. Перевозки грузов в двустороннем или транзитном сообщении, за исключением перевозок, предусмотренных статьей 15 настоящего Соглашения, осуществляются на основании разрешения, выдаваемого компетентными органами государств Сторон.

    2. На каждую перевозку грузов выдается отдельное разрешение, дающее право на осуществление одного рейса туда и обратно, если иное не предусмотрено в самом разрешении. Разрешение требуется и для порожнего автотранспортного средства государства одной Стороны, въезжающего на территорию государства другой Стороны.

    3. Компетентные органы государств Сторон ежегодно на безвозмездной основе передают друг другу взаимно согласованное количество бланков разрешений на перевозки грузов. Эти бланки должны иметь подпись ответственного лица и печать компетентного органа, выдавшего разрешение.

    4. Разрешения действительны в течение 1 календарного года.

    Статья 15

    1. Разрешение, предусмотренное статьей 14 настоящего Соглашения, не требуется на перевозку:

    1) экспонатов, оборудования и материалов, предназначенных для ярмарок и выставок;

    2) транспортных средств, животных, а также различного инвентаря и имущества, предназначенных для проведения спортивных мероприятий и цирковых представлений;

    3) театральных декораций и реквизита, музыкальных инструментов, оборудования и принадлежностей для киносъемок, радиопередач и телевизионных передач;

    4) тел и праха умерших;

    5) почтовых отправлений;

    6) поврежденных автотранспортных средств и автомобилей технической помощи, предназначенных для ремонта или буксировки неисправных автотранспортных средств;

    7) движимого имущества при переселении;

    8) медикаментов, медицинских инструментов и оборудования, а также других грузов, необходимых при стихийных бедствиях и перевозке гуманитарной помощи, если их назначение достоверно подтверждено;

    9) грузов автотранспортными средствами, разрешенная максимальная масса которых, включая прицеп, не превышает 6 тонн или разрешенная грузоподъемность которых, включая прицеп, не превышает 3,5 тонны.

    2. Исключения, предусмотренные в подпунктах "1)", "2)" и "3)" пункта 1 настоящей статьи, действительны только в том случае, если груз подлежит возврату на территорию государства Стороны, где зарегистрировано автотранспортное средство, или если груз будет перевозиться на территорию государства третьей стороны.

    Статья 16

    1. Перевозчик государства одной Стороны может осуществлять перевозки пассажиров и грузов с территории государства другой Стороны на территорию государства третьей стороны, а также с территории государства третьей стороны на территорию государства другой Стороны, если он получил на это специальное разрешение компетентного органа государства другой Стороны.

    2. Компетентные органы государств Сторон согласовывают между собой порядок обмена бланками специальных разрешений, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Эти бланки должны иметь подпись ответственного лица и печать компетентного органа, выдавшего специальное разрешение.

    3. Специальные разрешения действуют в течение 1 календарного года.

    Статья 17

    1. В отношении пограничного, таможенного, транспортного и санитарного контроля применяются положения международных договоров, участниками которых являются государства Сторон, а при решении вопросов, не урегулированных этими договорами, применяется законодательство государства Стороны, на территории которого производится соответствующий контроль.

    2. Пограничный, таможенный, транспортный и санитарный контроль при перевозках лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, регулярных перевозках пассажиров автобусами, а также при перевозках животных, скоропортящихся и опасных грузов осуществляется в первоочередном порядке.

    Статья 18

    Перевозки пассажиров и грузов на основании настоящего Соглашения осуществляются при условии обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств ущерба, причиненного третьим лицам. Перевозчик обязан заранее застраховать каждое автотранспортное средство, выполняющее указанные перевозки.

    Статья 19

    По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься изменения.

    Статья 20

    1. Стороны разрешают спорные вопросы, которые могут возникнуть между ними в связи с толкованием и применением положений настоящего Соглашения, путем взаимных консультаций и переговоров, для чего компетентные органы государств Сторон создают Смешанную комиссию. Смешанная комиссия готовит предложения о внесении изменений в настоящее Соглашение. К участию в работе Смешанной комиссии могут приглашаться представители ассоциаций автомобильного транспорта государств Сторон.

    2. Компетентные органы государств Сторон согласовывают порядок ежегодного обмена бланками разрешений, предусмотренных статьями 12, 14 и 16 настоящего Соглашения, а также условия их использования.

    Статья 21

    1. Настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней со дня получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

    2. Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок и действует до истечения 6 месяцев со дня получения одной из Сторон по дипломатическим каналам письменного уведомления другой Стороны о намерении прекратить его действие.

    Совершено в г.Москве 24 октября 2012 года в двух экземплярах, каждый на русском и осетинском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

    За Правительство
    Российской Федерации

    За Правительство Республики
    Южная Осетия

    Электронный текст документа
    подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
    рассылка

    Похожие публикации