Уголовно-процессуальное право и механизм его реализации. Методы регулирования уголовно-процессуального права Уголовно процессуальное регулирование понятие содержание значение

Каждая отрасль права отличается своим методом регулирования. Метод правового регулирования - это способы, средства, приемы регулирования общественных отношений, используемые в данной отрасли права. В процессуальных отраслях используются импера- тивный или диспозитивный методы регулирования. Императивный метод (impero - предписывать, приказывать) характерен для отраслей публичного права, в число которых входит и уголовно-процессуальное право. Этот метод отличается строгостью и обязательностью право- вых предписаний. Уголовно-процессуальная деятельность может осуществляться только в тех формах, которые прямо предписаны нормами уголовно-процессуального права. В силу императивного метода регулирования в уголовном процессе могут участвовать только те субъекты, которые прямо указаны в законе, и только в пределах предоставленных им прав и исполнения возложенных на них обязан- ностей. Должностные лица и государственные органы, осуществляю- щие процесс, выполняют публичную функцию. Поэтому их правовое положение регулируется методом определения их правомочий, т. е. совокупности прав-обязанностей. Предоставляя им право совершить какое-либо действие, законодатель одновременно возлагает на них и обязанность совершать его всякий раз, когда они устанавливают соответствующие основания и условия. Выполняя свои обязанности, они одновременно вправе совершать любое необходимое для этого действие. Например, следователь, установив достаточные данные, свидетельствующие о признаках преступления, возбуждает уголовное дело (ч. 1 ст. 146 УПК). Это одновременно и его право, и его обязан- ность.

Императивность регулирования в уголовно-процессуальном праве обеспечивается и тем, что на субъектов процесса, наделенных властью, возлагается обязанность и им дается право обеспечивать неуклонное соблюдение процессуальных норм и всеми иными субъектами процес- са. Этим обусловлен такой элемент метода уголовно-процессуального права, как сочетание убеждения и принуждения . По общему правилу обязательные правовые предписания ориентируются на добровольное исполнение их всеми субъектами этих отношений. Однако всякий раз, когда норма не выполняется добровольно, императивность правового регулирования предполагает правовой механизм принуждения к ее не-


уклонному исполнению. Принудительное исполнение императивных предписаний обеспечивается мерами процессуального принуждения. Кроме того, каждая процессуальная норма обеспечена особыми ви- дами санкций, применяемых в случае ее нарушения.

В уголовном судопроизводстве активно участвуют и субъекты, не имеющие властных полномочий, но при этом наделенные значи- тельным объемом процессуальных прав для защиты своих законных интересов. Они активно участвуют в уголовно-процессуальных отношениях, и им предоставляется ряд прав, которыми они могут пользоваться по своему усмотрению. В этом случае речь идет о дис-



позитивном методе регулирования: в указанных в законе случаях

властные действия и решения должностных лиц зависят от согласия или действий, решений заинтересованных субъектов процесса. На- пример, дело частного обвинения может быть возбуждено по общему правилу не иначе как по заявлению потерпевшего (ч. 2 ст. 20 УПК). Если такого заявления нет или потерпевший отказывается от подачи такого заявления, уголовное дело частного обвинения не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК), за исключением случаев, прямо указанных в законе (ч. 4 ст. 20 УПК). Диспозитивный метод регулирования применяется законода- телем и при регулировании вопросов об использовании участниками процесса своих процессуальных прав. Например, по усмотрению сторон они могут участвовать в рассмотрении их жалоб в кассаци- онной инстанции. Их неявка в судебное заседание, если они были должным образом извещены, не препятствует рассмотрению жалобы (ч. 2 ст. 401.12 УПК). Гражданский иск в уголовном деле может иметь место только в том случае, когда гражданский истец его заявит, но он может отказаться от иска, и это повлечет прекращение производства по гражданскому иску (п. 11 ч. 4 и ч. 5 ст. 44 УПК).

Системность уголовно-процессуального регулирования обусло- вила включение в метод регулирования еще и такого элемента, как система процессуальных гарантий.



Процессуальные гарантии - это предусмотренные уголовно-

процессуальным правом средства, обеспечивающие достижение процессуальных целей. В литературе выделяются различные виды уголовно-процессуальных гарантий: гарантии, обеспечивающие выполнение назначения уголовного судопроизводства; гарантии правосудия и правосудности приговора; гарантии процессуальных прав участников процесса и др.

Например, гарантией защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК),


является вся процедура возбуждения уголовного дела. Если она не выполняется и права остаются незащищенными, потерпевшим предо- ставлено право обжаловать действия (бездействие), решение следова- теля, дознавателя в суд в порядке ст. 125 УПК. Гарантией правосудия и правосудности приговора являются все формы проверки приговора и право заинтересованных участников процесса обжаловать приговор, используя соответствующую форму проверки приговора.

Гарантии процессуальных прав участников требуют особого внимания в силу современного назначения уголовного судопроиз- водства. Поэтому процессуальное право построено таким образом, что каждому праву субъекта процесса соответствует целая система гарантий. Например, право обвиняемого знать, в чем он обвиняется, гарантируется обязанностью следователя своевременно вынести по- становление о привлечении лица в качестве обвиняемого, указать в этом постановлении все фактические обстоятельства, которые вменяются ему в вину, и квалификацию данного деяния. Не позднее трех суток следователь обязан предъявить это постановление, разъ- яснить существо предъявленного обвинения, вручить обвиняемому его копию (ст. 172 УПК). Система гарантий построена таким образом, что они дополняют друг друга; одна норма служит гарантией другой нормы, а сама гарантируется следующей нормой. Изучая содержание уголовно-процессуальной нормы необходимо понимать и оценивать и гарантийное значение каждой из них.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ:

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО И МЕХАНИЗМ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

План

Введение

1. Норма уголовно-процессуального права

2. Уголовно-процессуальные отношения

3. Уголовно-процессуальные функции и уголовно-процессуальная форма

4. Уголовно-процессуальные документы

Введение

Важнейшим источником уголовно-процессуального права является Конституция Российской Федерации, которая содержит ряд норм уголовно-процессуального права. В частности, в ней названы важнейшие принципы, нашедшие отражение в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (принят 1 июля 2002 года): принцип законности, осуществления правосудия только судом, уважения чести и достоинства личности, тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и иные.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2002 года является основным источником уголовно-процессуального права. Основная масса норм, регулирующих порядок уголовного судопроизводства, содержится именно в данном кодифицированном акте. Однако существуют и иные федеральные законы, входящие в систему уголовно-процессуального законодательства, например, федеральный закон от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Действие уголовно-процессуального законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц урегулировано статьями 2-4 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Так, из анализа данных норм можно заключить, что производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления, а также производство по уголовному делу о преступлении, совершенном на судне (водном или воздушном), находящемся за пределами территории Российской Федерации под флагом Российской Федерации, если указанное судно приписано к порту Российской Федерации, ведется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, ведется в соответствии с правилами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Процессуальные действия, предусмотренные данным актом, в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации. При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

1. Норма уголовно-процессуального права

В самом общем виде содержание уголовного процесса можно определить как способ реализации норм уголовного права и привлечения виновного лица к ответственности за нарушение уголовно-правовых запретов, а его форму - как структуру уголовно-процессуальной деятельности, механизм ее организации, который отражает источник движения, развития судопроизводства и процессуальный статус его участников.

Уголовно-процессуальное право - отрасль российского права, которая содержит систему норм, определяющих основания и порядок возбуждения уголовных дел, расследования преступлений, судебного разбирательства, проверки законности и обоснованности приговоров, определений, постановлений суда.

Норма уголовно-процессуального права - установленное государством правило поведения, регулирующее общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства.

Как и любая иная отрасль права, уголовно-процессуальное право регулирует общественные отношения и объектом этого регулирования являются взаимоотношения, возникающие в связи с производством по уголовному делу, т.е. непосредственно относящиеся к возбуждению уголовного дела, предварительному расследованию, рассмотрению уголовного дела в суде, исполнению приговора и т.д.

В уголовно-процессуальном законе большинство норм являются обязывающими, т.е. предписывающими совершение определенных действий. Такие нормы еще называют императивными, содержащими властные предписания, которые являются обязательными для исполнения субъектами уголовно-процессуальных отношений.

Для обеспечения выполнения обязанностей подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, субъектами уголовного процесса (судьей, прокурором, следователем, органом дознания) применяются меры превентивного принуждения, т.е. предупреждающие действия, направленные на исключение например, избрание в отношении обвиняемого меры пресечения в виде содержания под стражей с целью исключения возможности продолжения им преступной деятельности), Кроме того, за неисполнение обязанностей, могут применяться штрафные санкции (например, денежное взыскание, в случае неисполнения поручителем своих обязательств, или штраф за нарушение порядка в зале судебного заседания).

Нормы уголовно - процессуального права регулируют отношения между субъектами процессуальной деятельности, устанавливают порядок производства (процессуальную форму), содержат процессуальные гарантии.

2. Уголовно -процессуальные отношения

Уголовно-процессуальные отношения (правоотношения) - отношения, возникающие в связи с производством по уголовному делу между всеми участниками уголовного судопроизводства, регулируемые нормами уголовно-процессуального права, отличительной особенностью которых является обязательное наличие государственного органа (дознание, следствие, прокуратура, суд) как участника этих правоотношений.

Таким образом, объектом уголовно-процессуальных отношений являются отношения, возникающие между субъектами уголовного судопроизводства по поводу осуществления ими своих прав и обязанностей, связанных с процессуальной деятельностью, в том числе и отношения, возникающие между участниками уголовного процесса и лицами, таковыми не являющиеся (например, направление субъектом уголовного судопроизводства запросов в различные государственные и общественные организации с целью получения характеризующего материала на обвиняемого и т.д.).

Субъекты уголовно-процессуальных отношений:

Государственные органы и должностные лица, осуществляющие производство по уголовному делу (органы дознания и предварительного следствия, прокуратуры и суда). Это лица, наделенные властными полномочиями, которые обязаны обеспечивать, в пределах своей компетенции, решение задач уголовного процесса, обеспечивать права и законные интересы личности в уголовном процессе, участвовать в доказывании. Данные лица вправе принимать решения, постановления, определения, суд также вправе выносить приговор;

Участники уголовного процесса (подозреваемый, обвиняемый и подсудимый, адвокат, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик и их представители).

Из всего вышесказанного следует, что деление субъектов уголовного процесса происходит в зависимости от наличия у них прав принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции. Есть субъекты, имеющие право самостоятельно принимать решения по уголовному делу (выносить постановления, определения, а суд в том числе - приговор) и есть субъекты, таким правом не обладающие, т.е. реализующие свои права через заявление ходатайств субъекту уголовного судопроизводства, в производстве которого находится конкретное уголовное дело, и от воли которого зависит удовлетворение этого ходатайства.

3. Уголовно-процессуальные функции и уголовно-процессуальная форма

Уголовно-процессуальные функции определяют как направления уголовно-процессуальной деятельности. Под основными функциями понимают обвинение, защиту и разрешение дела.

Функция защиты представляет собой направление деятельности по защите прав и законных интересов лица, в отношении которого решается вопрос о привлечении его к уголовной ответственности. Ее выполняют подозреваемый, обвиняемый, подсудимый и их защитник.

Функция обвинения большинством процессуалистов определяется как направление уголовно-процессуальной деятельности по изобличению лица, виновного в совершении преступления, а также поддержание предъявленного ему обвинения в суде. В основном данную функцию исполняет прокурор, но при рассмотрении уголовного дела мировым судьей, функцию обвинения выполняет частный обвинитель, одновременно являющийся потерпевшим.

Функция уголовного преследования представляет собой направление уголовно-процессуальной деятельности субъектов уголовного судопроизводства (органа дознания, следователя, прокурора) по расследованию уголовного дела. В свою очередь уголовное преследование делится на виды: публичное, частно-публичное и частное (ч. 1 ст. 20 УПК РФ).

Уголовные дела частного обвинения возбуждаются только по заявлению потерпевшего (частного обвинителя) и могут быть прекращены в связи его примирения с обвиняемым.

Дела частно-публичного обвинения возбуждаются также только по заявлению потерпевшего, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат, за исключением случаев, когда обвиняемый не только примирился с потерпевшим, но и полностью загладил причиненный ему вред (ст. 76 УК РФ и ст. 25 УПК РФ).

Дела публичного обвинения возбуждаются от имени государства прокурором (органом дознания, следователем с согласия прокурора) и прекращению в связи с примирением сторон не подлежат (к данной категории относится большинство уголовных дел).

Вышеуказанные три вида уголовных дел делятся в зависимости от тех начал или принципов, которые действуют при их возбуждении и дальнейшем производстве, т.е. публичные начала (государственные органы, осуществляющие уголовное преследование, обязаны, независимо от воли потерпевшего, возбудить уголовное дело и привлечь к уголовной ответственности виновное лицо, вплоть до назначения ему уголовного наказания) либо начала диспозитивные, ставящие возбуждение уголовного дела и его дальнейшую судьбу в зависимость от волеизъявления потерпевшего.

Таким образом, уголовно-процессуальные функции - основные направления деятельности участников уголовного процесса, осуществляемые ими в связи с возникающими правоотношениями в сфере уголовного судопроизводства.

Из вышесказанного следует, что к функциям относятся:

Расследование (органы дознания и предварительного следствия)

Обвинение (прокуратура)

Защита (обвиняемый или подсудимый и его защитник)

Разбирательство дела в суде (суд)

Уголовно-процессуальное право устанавливает порядок производства по уголовным делам: последовательность стадий и условий перехода дела из одной стадии в другую, условия, характеризующие производство в конкретной стадии, основания, условия и порядок производства следственных и судебных действий, содержание и форму решений, которые могут быть вынесены. Этот порядок производства по делу в целом или отдельных процессуальных действий принято называть процессуальной формой.

Процессуальная форма (порядок) совершения отдельных процессуальных действий регламентирована законом (например, порядок производства выемки и обыска - ст. 182, 183 УПК РФ, порядок очной ставки - ст. 192 УПК РФ, порядок допроса обвиняемого - ст. 173 УПК РФ). Регламентация процессуальной формы включает указание на цель действия, его участников, их права и обязанности, последовательность действий, закрепление производственного действия в соответствующем документе и его реквизите.

Нельзя недооценивать важность процессуальной формы, т.к. ее несоблюдение влечет за собой определенные правовые последствия, в том числе признание доказательства недопустимым (например - проведение обыска без понятых), что может привести к вынесению оправдательного приговора, основанного не на установленной невиновности подсудимого, а на недоказанности его вины вследствие исключения признанных недопустимыми доказательств обвинения из списка доказательств по рассматриваемому уголовному делу.

Таким образом, значение процессуальной формы, ее социальная ценность состоят в том, что она обеспечивает режим законности в процессе, создает условия для достоверных выводов по делу, содержит гарантии защиты прав и законных интересов участвующих в деле лиц, способствует воспитательному воздействию процесса.

4. Уголовно-процессуальные документы

Документ - деловая бумага, удостоверяющая какое-либо обстоятельство, подтверждающая право на что-нибудь, один из процессуальных источников доказательств.

Документ в уголовном процессе служит в первую очередь для фиксации информации, служащей средством доказывания.

Таким образом, все уголовно-процессуальные действия и решения должны быть изложены определенным образом в определенных уголовно-процессуальным законом документах.

Документы могут быть в виде протоколов процессуальных действий, удостоверяющих факт их производства, содержание и результат (протокол обыска, выемки, освидетельствования, осмотра, допроса, опознания, следственного эксперимента, проверки показаний, судебного заседания и т.д.), а также в виде процессуальных решений (постановление, определение, вердикт, приговор).

Процессуальные решения как акты применения уголовно-процессуального права, характеризуются рядом признаков:

Решения выносятся только уполномоченными на то государственными органами, должностными лицами, присяжными, в пределах их компетенции;

Выражают властное веление, подтверждают, изменяют или прекращают уголовно - процессуальные отношения;

Подтверждают наличие или устанавливают отсутствие материально-правовых отношений;

Принимаются в установленном порядке и выражаются в определенной законом форме.

Решение в уголовном судопроизводстве - это облеченный в установленную форму правовой документ, в котором орган дознания, следователь, прокурор, судья или суд в пределах своей компетенции в предусмотренном законом порядке делают вывод об установленных фактических обстоятельствах и на основе этих обстоятельств и закона дают ответы на правовые вопросы и выражают властное волеизъявление о действиях, вытекающих из установленных обстоятельств и предписаний закона.

Любое уголовно-процессуальное решение состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

Вводная часть содержит указания на то, кем вынесено решение, когда и где, в отношении кого или по какому факту, а также ссылки на нормы процессуального права, регламентирующих принятие подобного решения.

Описательно-мотивировочная часть содержит изложение юридического факта, по поводу которого принимается решение, а также мотивы принятия именно такого, а не какого-либо иного решения, т.е. должны быть приведены доводы, подтвержденные доказательствами, обосновывающими однозначный вывод по делу.

Резолютивная часть содержит указание на тот факт или конкретное лицо в отношении которых принимается решение и властные указания на то, каким образом и кому необходимо поступить.

Данные требования распространяются на все уголовно-процессуальные решения, включая приговор, что еще раз говорит об единстве процессуальной формы, обеспечивающий максимально благоприятный правовой режим уголовного судопроизводства, направленный на защиту и охрану прав и законных интересов участников уголовного процесса, а также обеспечения режима законности при производстве процессуальных действий и принятии процессуальных решений.

Подобные документы

    Теория и нормы уголовно-процессуального права. Зконодательство РФ об уголовно-процессуальных отношениях. Участники уголовного процесса. Установление юридического факта. Временное соответствие уголовно-процессуальных и уголовно-правовых отношений.

    реферат , добавлен 01.11.2007

    Законы - источники уголовно-процессуального права. Конституция РФ. Уголовно-процессуальный кодекс РФ - основной законодательный акт, комплексно регламентирующий уголовно-процессуальные отношения. Обязательность решений Конституционного Суда.

    реферат , добавлен 01.03.2007

    Понятие, задачи, стадии и функции уголовного процесса. Понятие и задачи уголовного процесса. Стадии. Функции. Типы уголовного процесса. Уголовно-процессуальное право и другие отрасли права. Уголовно-процессуальные акты и правовые гарантии.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2005

    Источники уголовно-процессуального права и место Конституции РФ в их системе. Российское уголовно-процессуальное законодательство. Нормативно-правовые акты по вопросам уголовного процесса. Общепризнанные принципы и нормы международного права.

    статья , добавлен 23.10.2006

    Изучение понятия, предмета, метода уголовно-процессуального права. Обзор оснований отказа в возбуждении уголовного дела, прекращении уголовного дела и уголовного преследования. Доказательства в уголовном судопроизводстве. Меры процессуального принуждения.

    презентация , добавлен 12.06.2013

    Место Конституции РФ в системе источников уголовно-процессуального права. Изменения, касающиеся процессуального статуса прокурора, следователя. Особенности использования и применения норм международного права субъектами уголовно-процессуальных отношений.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2013

    Понятие и основные элементы уголовно-правовых отношений. Основные нормы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. Привлечение к мерам уголовно-правового воздействия. Характер и степень общественной опасности преступления.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2012

    Общая характеристика мер уголовно-процессуального принуждения. Классификация мер уголовно-процессуального принуждения. Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения. Меры уголовно процессуального пресечения.

    курсовая работа , добавлен 08.09.2006

    Понятие и сущность субъектов уголовно-правовых отношений. Подозреваемый и обвиняемый (подсудимый) в уголовно-правовых отношениях, их процессуальное положение в уголовном процессе. Правовое положение следователя, органов дознания, прокурора и судьи.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2013

    Сущность уголовно-процессуального права и взаимосвязь с другими отраслями юридической науки. Основные уголовно-процессуальные понятия. Уголовно-процессуальные нормы, их виды и структура. Источники уголовного права. Значение международных договоров.

Право - одно из самых сложных общественных явлений. История юридической науки знает множество теории о праве. Ни одна из них не раскрывает до конца сущности права. Можно лишь констатировать, что все представления о праве опираются на общую основу: право всегда выступало как определенный порядок в обществе. С точки зрения общесоциалыгот предназначения право является средством разрешения практически значимых задач общества. Право в целом как система общеобязательных, формально определенных правил поведения играет роль социального регулятора. Понимание права как регулятора общественных отношений является традиционным. Основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором2. И именно в этом своем качестве оно наиболее значимо и ценно.

Уголовно- процессуальное право - одна из отраслей российского права, призванная надлежащим образом регулировать общественные отношения, возникающие в сфере уголовного судопроизводства. Влияние уголовного процесса на различные сферы общественных отношений, составляющих его предмет, служит поводом для исследования механизма уголовно-процессуального регулирования. Основными компонентами уголовно-процессуального регулирования являются уголовно-процессуальное право и общественные отношения, которым присущи все признаки правоотношения, поскольку они появляются в связи с ооздеиствием норм права т поведение участников уголовного процесса, возникают посредством наличия у них прав, юридических обязанностей и оберегаются государством.

Правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих элементов. Каждый из этапов и юридических элементов правового регулирования функционирует в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание. Понятие, обозначающее данную стадийность юридического управления и одновременно участие в нем совокупности юридических средств, получило в литературе наименование «механизм правового регулирования» Именно через призму понятия механизма уголовно-процессуального регулирования такое специфическое правовое явление, как правовое регулирование в сфере уголовного судопроизводства, проявляется наиболее отчетливо,

В задачи нашего исследования не входит подробный анализ особенностей, стадий и собственно содержания механизма уголовно-процессуального регулирования. Нам важно лишь выработать единообразный подход к его пониманию в диссертации. Поэтому предлагается следующее видение проблем.

По своему определению механизм правового регулирования, представляет собой систему юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений1. Из вышеназванного определения можно выделить цель и признаки, характеризующие механизм правового регулирования, средства ее достижения и результативность.

Цель механизма правового регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной правовой категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни и доведение процесса управления до логического результата.

Изучение механизма правового регулирования важно для того, чтобы установить, с помощью каких правовых средств достигаются цели упорядочения общественных отношений. Указанный механизм позволяет понять, как происходит трансформация требований норм права, правовых установлений в правомерное поведение субъектов, из каких стадий состоит этот процесс, на каких именно этапах происходят сбои, препятствующие реализации права, и как можно устранить эти препятствия.

Категория «механизм правового регулирования» емка и многогранна, поэтому возможны различные подходы к ее пониманию, можно рассматривать разные структурные элементы в ее составе. К теме «механизм правового регулирования» отечественная юридическая наука проявляет повышенный интерес. Разработка механизма правового регулирования как самостоятельной научной проблемы началась в 60-х годах прошлого столетия. Первым среди ученых-юристов выдвинул идею воздействия права на общественную жизнь Н.Г. Александров1. Наиболее значимой для исследования данной проблемы стала работа С.С Алексеева, который определил методологическое значение механизма правового регулирования в исследовании права. Механизм правового регулирования СС.Алекссевым понимается как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения3.

По мнению М.И. Матузова, механизм правового регулирования можно различать в узком и широком смыслах. В узком смысле этот механизм включает только то, без чего невозможно регулирование общественных отношений, а именно - императивное, властное их нормирование государством» В широком смысле - вся совокупность правовых явлений, действующих в обществе и оказывающих влияние на сознание и поведение субъектов, то есть механизм юридической настройки. Следовательно, под механизмом правового регулирования в узком смысле понимается собственно механизм правового регулирования, а в широком смысле - механизм правового воздействия1.

А.В. Малько считает механизмом правового регулирования систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права, которые без их своевременного устранения снижают эффект правового регулирования. К ним относятся правонарушения, пробелы в законодательстве, коллизионность правовых норм и актов и т.д.2

1. Уголовно-процессуальное право, его источники и производство по уголовным делам.

2. Механизм уголовно-процессуального регулирования. Уголовно-процессуальная норма, ее толкование и применение. Особенности уголовно-процессуальных отношений.

1. Уголовно-процессуальное право является одной из отраслей российского права. Она относится к отраслям публичного права и регулирует отношения между государством, обществом и личностью, возникающие в деятельности по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел. По своему содержанию эта отрасль представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм (систему норм), согласованность между которыми предопределяется их соответствием социальной и юридической природе уголовного процесса. Эти нормы описывают производство по уголовным делам. Оно ведется в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством, основывается на положениях общего характера (принципы, процессуальный статус, доказывание, принуждение, ходатайства и жалобы, сроки, издержки и реабилитация невиновных) (часть первая УПК РФ), подразделяется на досудебное производство (часть вторая УПК РФ) и судебное производство (часть третья УПК РФ). Досудебное производство состоит из деятельности по возбуждению уголовного дела (раздел VII УПК РФ) и предварительного расследования (раздел VIII УПК РФ). Судебное производство – из производства в суде первой инстанции (с особенностями рассмотрения уголовных дел при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением, у мирового судьи и с участием присяжных заседателей) (раздел IX-XII УПК РФ), производства в суде второй инстанции (раздел XIII УПК РФ), исполнения приговора (раздел XIV УПК РФ), пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу (раздел XV УПК РФ), производства по отдельным категориям уголовных дел и производства в отношении отдельных категорий лиц (часть четвертая УПК РФ). Кроме того, нормы уголовно-процессуального права описывают порядок международного сотрудничества (часть пятая УПК РФ), в части шестой УПК содержатся бланки процессуальных документов.

Порядок производства по уголовным делам обязателен для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных субъектов, вовлеченных в него или принимающих участие в нем (ст. 1-4 УПК РФ).

Уголовно-процессуальное право внешне выражено (закреплено) в целом ряде законодательных источников. Принято считать, что к ним относятся международные правовые акты (общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры), Конституция РФ, федеральные конституционные законы, УПК РФ, другие федеральные законы и подзаконные нормативные акты (А.И. Александров, Т.В. Трубникова, Ю.К. Якимович и др.).

Наряду с законодательством некоторые авторы (А.Д. Прошляков и др.) значение ненормативных источников права придают решениям Европейского Суда по правам человека, постановлениям и определениям Конституционного Суда, Постановлениям Пленума Верховного Суда РФ и указаниям Генерального прокурора РФ. Другие, хотя и не придают, (Л,Б. Алексеева и др.) но подчеркивают важность для уголовно-процессуального регулирования.

Используя знания теории права Вам необходимо проанализировав указанные выше подходы обосновать вывод о том, что следует рассматривать в качестве источника уголовно-процессуального права.

Основным законодательным источником уголовно-процессуального права является УПК РФ, действующий с 1 июля 2002 года. Он считается основным потому, что содержит большинство норм, которые систематизированы путем кодификации и детально регламентируют производство по уголовному делу.

УПК РФ относится к числу федеральных законов и, следовательно, по своей юридической силе равен другим федеральным законам. В то же время в сфере регулирования отношений, возникающих в ходе деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры и суда, УПК РФ имеет приоритет перед другими федеральными законами, но лишь в пределах конституционно-правового смысла соответствующих процессуальных норм (ч. 1, 2 ст. 7 УПК РФ). Иначе говоря, в случае возникновения коллизии между УПК РФ и другим федеральным законом может быть применен другой закон, если это конституционно оправдано (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 года № 13-П; Определение Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 года № 439-О). Проанализируйте эти решения Конституционного Суда, выявите и оцените их правовое основание.

Высшими по своей значимости и силе законодательными источниками уголовно-процессуального права являются международно-правовые акты и Конституция РФ.

Международно-правовые акты (общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры) рассматриваются в качестве неотъемлемой части российского уголовно-процессуального законодательства, по отношению к которому носят приоритетный характер (ч. 3 ст. 1 УПК РФ, ст. 15 Конституции РФ), но только в том случае если они подписаны государством и ратифицированы. В практическом отношении наиболее важным актом является Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ратифицирована РФ в 1998 году). Она непосредственно применима только в интерпретации Европейского Суда по правам человека, чьи решения являются обязательными для применения (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года).

Конституция РФ обладает верховенством по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам (ст. 15). Она имеет прямое действие и содержит в себе нормы-принципы, идеи, гарантии (например, осуществление правосудия только судом – ст. 118), имеющие непосредственное регулятивное значение для уголовно-процессуальной деятельности. УПК РФ (как и другие законы) основан на Конституции РФ (ч. 1 ст. 1 УПК РФ), конкретизирует ее и не должен вступать с ней в противоречие. Гарантом этого выступают Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ. Первый из них осуществляет конституционный контроль за соответствием уголовно-процессуального законодательства Основному закону страны, нередко придавая новый смысл действующим процессуальным нормам. Второй – обеспечивает единство практики применения этих норм путем толкования и разъяснения их содержания для разрешения конкретных правовых вопросов по уголовным делам. Акцентируем Ваше внимание на полномочиях, которыми обладает Верховный Суд РФ. Дает ли их анализ основание для утверждения, что его решения являются источниками уголовно-процессуального права?

К уголовно-процессуальной сфере относится ряд федеральных конституционных и федеральных законов (ФКЗ и ФЗ). В их числе ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года, ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года, ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года, ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года и некоторые другие законы.

Выше указывалось, что к числу источников уголовно-процессуального права отдельные авторы склонны относить подзаконные нормативные акты также, где, как они считают, содержатся нормы, направленные на регулирование процессуальных вопросов. Примером таких актов может служить Инструкция о порядке осуществления привода, утвержденная приказом МВД РФ от 21 июня 2003 года, Положение о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2002 года. Исходя из понимания сути уголовного процесса, можно ли подобного рода нормы относить к источникам уголовно-процессуального права?

Ряд авторов своеобразным источником уголовно-процессуального права считают указания Генерального прокурора РФ. Утверждая это, с одной стороны подчеркивается, что они имеют ведомственную нормативную природу и подобно иным подзаконным нормативным актам помогают решать отдельные процессуальные вопросы. С другой стороны, в них содержится толкование уголовно-процессуального закона, связанное с необходимостью обеспечения единства его применения в РФ (например, указание Генерального прокурора России от 13 марта 1997 года № 10/15 «О порядке прекращения по истечении сроков давности уголовных дел, приостановленных за неустановлением лиц, совершивших преступления»). Насколько приведенные аргументы убедительны, позволяют ли они указания Генерального прокурора отнести к источникам уголовно-процессуального права?

2. Механизм уголовно-процессуального регулирования складывается из ряда элементов: правовых норм, процессуальных актов (решений), процессуальных отношений и процессуальных действий (Л.Б. Алексеева и др.). Эти элементы взаимосвязаны и образуют систему правового воздействия, направленного на упорядочение отношений между определенными субъектами в ходе уголовного судопроизводства. Осуществление правового воздействия гарантируется возможностью применения или реальным применением процессуального принуждения (правоограничения), а также поощрением правомерного поведения.

Уголовно-процессуальные нормы – это правила поведения, в соответствии с которыми субъекты используют свои субъективные права, исполняют возложенные на них юридические обязанности, реализуют предоставленные им правомочия.

По сфере воздействия нормы уголовно-процессуального права могут быть общими и специальными. Общие нормы распространяются на все судопроизводство в целом. Это нормы-принципы, нормы доказательственного права, нормы, регламентирующие применение мер процессуального принуждения и др. К ним относятся, например, положения об уважении чести и достоинства личности (ст. 9 УПК РФ), охране прав и свобод человека и гражданина (ст. 11 УПК РФ) и др. Специальные нормы более конкретны, они распространяются только на определенный круг отношений. Например, положения ст. 46 УПК РФ определяют статус подозреваемого, положения ст. 66 УПК РФ – порядок отвода прокурора.

По характеру и содержанию правового воздействия процессуальные нормы могут быть запрещающими, дозволяющими, обязывающими. Так, например, норма-запрет содержится в ст. 63 УПК РФ: судье недопустимо повторно участвовать в рассмотрении уголовного дела. Норма-дозволение - в ст. 197 УПК РФ: следователь вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы. Обязывающая норма – в ст. 172 УПК РФ: обвинение должно быть предъявлено лицу не позднее 3 суток со дня вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого.

Нарушение правовых запретов и правовых обязываний влечет за собой негативные последствия, выражающиеся в тех или иных правоограничениях. К примеру, игнорирование потерпевшим, возложенной на него обязанности являться по вызову дознавателя, следователя и в суд (п. 1 ч. 5 ст. 42 УПК РФ), имеет своим последствием такое ограничение его свободы как привод (ч. 6 ст. 42 УПК РФ).

Для того чтобы перевести норму права в план деятельности, необходимо принять процессуальное решение. В уголовном процессе решение следует понимать как акт властного волеизъявления должностного лица органов предварительного расследования, прокуратуры и суда, направленный на достижение целей судопроизводства (Л.Б. Алексеева, П.А. Лупинская и др.) и отвечающий требованиям законности, обоснованности и справедливости (ч. 4 ст. 7 УПК РФ). Принятие процессуальных решений обеспечивает возникновение, изменение и прекращение процессуальных отношений.

Уголовно-процессуальные отношения – это урегулированные нормами уголовно-процессуального права конкретные отношения между субъектами-носителями процессуальных прав и обязанностей (В.П. Божьев). Следовательно, это такие отношения, которые имеют нормативную основу, правовую форму выражения и особый круг субъектов. Специфика этих отношений состоит в том, что они носят властный характер. Вступление в них и развитие всегда предполагает осуществление властных полномочий, без которых невозможно установление объективного уголовного правового отношения.

Уголовно-процессуальные отношения реализуются посредством процессуальных действий. Эти действия в ряде случаев могут осуществляться самостоятельно в рамках так называемых двухсторонних отношений между гражданами (М.С. Строгович и др.). Однако самостоятельность действий не означает самостоятельности отношений (Л.Б. Алексеева). Процессуальному субъективному праву гражданина, обращенному посредством действия к другому гражданину, всегда корреспондирует юридическая обязанность конкретного должностного лица содействовать воплощению данного права в жизнь (ст. 11 УПК РФ). Следовательно, и в этих случаях обязательным субъектом отношений является орган государства.

Итак, механизм уголовно-процессуального регулирования представляет собой систему властного нормативно-правового воздействия на отношения между определенным законом кругом носителей процессуальных прав и обязанностей путем принятия процессуальных решений и осуществления процессуальных действий.

Изучение материала данной лекции используйте для проверки правильности своего решения о природе российского уголовного процесса.

Контрольные вопросы:

· Каково соотношение понятий «уголовно-процессуальное право» и «производство по уголовному делу»?

· По каким критериям (основаниям) можно классифицировать источники уголовно-процессуального права?

· Выделение каких источников уголовно-процессуального права имеет практическое значение и почему?

· Можно ли рассматривать производство по уголовному делу (уголовно-процессуальную деятельность) в качестве предмета уголовно-процессуального правового регулирования?

· Как соотносятся публично-правовой и диспозитивно-правовой способы правового регулирования в уголовном процессе? Какой способ является ведущим и почему?

· Каким образом способы правового регулирования отражается в элементах механизма правового регулирования?

Лекция 3. Уголовно-процессуальный порядок и его дифференциация

1. Стадии уголовного процесса и уголовно-процессуальные производства.

2. Классификация уголовно-процессуальных производств. Упрощенные и усложненные производства по уголовным делам. Основные, дополнительные производства и производства с особым предметом правового регулирования в уголовном процессе.

1. В юридической литературе принято делить уголовный процесс на стадии, образующие систему взаимосвязанных между собой и последовательно осуществляемых элементов уголовно-процессуальной деятельности (М.С. Строгович, А.И. Александров, Ю.К. Якимович). Каждый из них обладает определенным набором признаков, позволяющих рассматривать стадии в качестве относительно самостоятельных, устойчивых структурных элементов уголовно-процессуальной деятельности. В этом своем качестве система стадий представляет собой структуру уголовного судопроизводства или общий порядок процессуальной деятельности.

Обычно к признакам стадии относят такие признаки как наличие специфических целей, особого состава субъектов-носителей прав и обязанностей и особенностей правовых отношений между ними, а также фиксированное начало и окончание, которое обычно оформляется итоговым процессуальным решением (А.И. Александров, Ю.К. Якимович).

Руководствуясь названными критериями, обычно принято выделять в уголовном процессе следующие стадии:

– возбуждение уголовного дела;

– предварительное расследование;

– подготовка к судебному заседанию или назначение дела к слушанию;

– судебное разбирательство;

– производство в суде второй инстанции (апелляционное и кассационное производство);

– исполнение приговора;

– надзорное производство.

В рамках возбуждения уголовного дела решается задача установления оснований для начала производства по уголовному делу. Субъектами данной стадии, имеющими полноценный статус, являются лишь должностные лица органов, ведущих уголовный процесс. Здесь нет и быть не может подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков, свидетелей и т.п. В то же время в круг субъектов стадии входят такие, которые отсутствуют в других стадиях (например, заявитель). Причем эти лица либо вообще не имеют статуса (например, лицо, опрашиваемое в порядке проверки поступившего сообщения о преступлении), либо их статус существенного ограничен. В данной связи в не меньшей степени ограничены и властные прерогативы органов государства, способы проверки сообщения о совершенном преступлении в основном носят не процессуальный характер Постановление о возбуждении уголовного дела как итоговый процессуальный акт содержит описание версии совершения преступления (в том числе конкретным лицом), обоснованное материалами соответствующей проверки, большинство из которых не могут рассматриваться в качестве доказательств. Все эти особенности позволяют отдельным авторам утверждать, что деятельность при решении вопроса о возбуждении уголовного дела не носит процессуального характера и в силу этого не может рассматриваться как стадия уголовного процесса (Л.М. Володина и др.). Сформируйте свое обоснованное суждение по этому вопросу.

Стадия предварительного расследования решает задачи исключения всех возможных версий, кроме – виновности или невиновности конкретного человека в совершении преступления, привлечения виновного в качестве обвиняемого, обеспечения ему полноценной защиты и выявления его отношения к содеянному для решения вопроса о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) или направлении его в суд.

Круг субъектов этой стадии четко очерчен законом, их процессуальный статус ясно определен. Более того, большинство субъектов уголовно-процессуальных отношений появляется (наделяется статусом) именно в этой стадии и в дальнейшем продолжает свою деятельность в других стадиях уголовного процесса. Речь идет о прокуроре, потерпевшем, обвиняемом, гражданском истце, гражданском ответчике, защитнике, представителях и законных представителях, а также свидетелях, понятых, переводчиках и специалистах и экспертах. Ряд субъектов существует только в данной стадии. Имеются в виду подозреваемый, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник органа дознания и дознаватель.

Предварительное расследование осуществляется в условиях тайного и письменного производства. Процессуальные отношения, возникающие в нем, характеризуются высокой степенью концентрации власти в руках органов уголовного преследования и отсутствием фактического равенства между стороной обвинения (имеющей преимущества) и стороной защиты. Лишь в какой-то мере отсутствие равенства процессуальных возможностей сглаживается надзорной деятельностью прокуратуры и контролем суда.

Обвинение как результат расследования уголовного дела формулируется в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительном заключении (обвинительном акте) – процессуальных документах, подводящих итог данной стадии и создающих правовую возможность перехода в судебные стадии на основании подтвержденного доказательствами достоверного вывода о виновности обвиняемого в совершении инкриминируемого ему деяния. Обвинительный вывод носит предварительный характер, определяет пределы судебной деятельности, но не предопределяет судебное решение.

Стадия подготовки к судебному заседанию и назначения дела к слушанию решает задачи определения наличия необходимых условий для успешного судебного разбирательства и выравнивания процессуальных возможностей сторон.

Основные субъекты этой стадии – основные участники процесса и суд. Участники обладают равными процессуальными возможностями и подчинены юридическому централизму суда. Отношения между ними характеризуются одноранговостью и опосредуются преимущественно организационно-распорядительной деятельностью суда, осуществляемой, как правило, единолично.

Главный итоговый документ – постановление о назначении судебного заседания, создающее юридическую предпосылку для рассмотрения дела по существу. Однако при наличии к тому оснований суд может прекратить уголовное дело или возвратить дело прокурору для устранения непреодолимых препятствий правосудию.

Судебное разбирательство – центральная стадия процесса. Задача суда – разрешить уголовное дело по существу.

В этой стадии принимают участие (или могут быть) почти все субъекты уголовно-процессуальных отношений. Участники активны, самостоятельны и равны в исследовании доказательств и отстаивании своих интересов друг перед другом и судом. Их процессуальные отношения характеризуются одноранговостью и гарантируются судом, несущим ответственность за ход и исход уголовного дела.

Правосудие составляет основное содержание данной стадии и осуществляется в условиях гласности, устности и непосредственности путем использования судом в отношении участников судебного разбирательства своих властных организационно-распорядительных, контрольных и следственных полномочий.

Итоговый процессуальный акт данной стадии – обвинительный или оправдательный приговор. Он провозглашается именем государства и означает окончательное (хот и не безусловное) признание обвиняемого (подсудимого) виновным или невиновным в совершении инкриминируемого ему деяния. Приговор имеет высшую юридическую силу, обязателен для всех и может быть оспорен (обжалован) только в установленном законом судебном порядке.

Производство в суде второй инстанции (апелляционное и кассационное производство) – контрольная судебная стадия. Ее задача – проверка не вступивших в законную силу решений, принятых судом первой инстанции. Основные субъекты – равные стороны, от волеизъявления которых (подачи жалоб и представлений) зависит возникновение юридической обязанности вышестоящего (апелляционного или кассационного) суда рассмотреть ранее состоявшееся решение нижестоящего суда первой инстанции.

Апелляционный суд действует в условиях очень близких к общим условиям судебного разбирательства. Кассационный суд по кругу субъектов, характеру и содержанию процессуальных отношений серьезно отличается от нижестоящего суда, что связано, главным образом с ограничением возможности непосредственно исследовать доказательства.

Апелляционное производство и кассационное производство завершаются принятием решений, в которых вышестоящие суды соглашаются или не соглашаются с законностью, обоснованностью и справедливостью результатов деятельности нижестоящих судов (путем исправления судебных ошибок либо направления уголовного дела на тот этап судебной деятельности, где они были допущены, в целях исправления).

К деятельности, осуществляемой при исполнении приговора нет однозначного отношения. Одни исследователи считают, что эта деятельность осуществляется в рамках стадии уголовного процесса, другие – что к этому моменту цели уголовно процессуальной деятельности достигнуты, и исполнение приговора происходит за рамками процесса. Краткое описание этой деятельности должно позволить Вам определиться в этом вопросе.

В рамках исполнения приговора решаются задача обеспечения вступления судебных решений в законную силу и обращения их к исполнению, задача реабилитации невиновных, а также задача определения необходимости продления, изменения или прекращения исправительного воздействия.

Эта деятельность не имеет сложного субъектного состава и сложной структуры процессуальных отношений. Специфическими субъектами этих отношений являются осужденные, учреждения и органы исполнения наказания, их представители, родственники осужденного.

Решение первой задачи не оформляется каким-либо актом. Другие задачи разрешаются по постановлению суда.

Надзорное производство определяется задачей пересмотра вышестоящими судами вступивших в законную силу решений нижестоящих судов. Содержательно и по форме оно сходно с производством в суде второй инстанции. Существенно эти стадии различаются лишь в том, что возникновение апелляционного и кассационного производства является результатом волеизъявления сторон (отношения порождаются фактом обжалования), а возникновение надзорного производства – результатом волеизъявления суда (отношения связаны, но не порождаются фактом обжалования).

Перечисленные выше стадии, взятые в совокупности, образуют, так называемое основное или обычное производство по уголовному делу (Ю.К. Якимович).

2. В зависимости от круга субъектов, степени структурированности их отношений, детализации процедур, количества этапов и стадий, а также тяжести совершенного преступления принято (по отношению к обычному производству) выделять упрощенные и усложненные производства (Ю.К. Якимович). Наряду с этим в литературе выделяют еще сокращенные и ускоренные производства (С.С. Цыганенко).

Ярким примером упрощенного производства служит производство по делам частного обвинения, где возбуждение уголовного дела практически сводится к волеизъявлению пострадавшего (частного обвинителя), а стадия предварительного расследования либо отсутствует вообще, либо сводится к оказанию помощи частному обвинителю органами дознания. Не менее ярким примером усложненного производства является производство в суде присяжных, судебное разбирательство в котором по своему субъектному составу, структуре процессуальных отношений, процедурам, количеству этапов существенно сложнее рассмотрения дел в порядке обычного производства.

В зависимости от круга и характера решаемых вопросов предметно различаются (по отношению к основному производству) дополнительные и особые производства (Ю.К. Якимович).

Предмет основного производства нормативно задан целями установления обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73 УПК РФ) и выражен в вопросах, подлежащих разрешению при постановлении приговора (ст. 299 УПК РФ). Эти вопросы в дополнительном производстве не ставятся, а в особом производстве - вообще не решаются (хотя частично фактически совпадают).

Примером дополнительного производства может служить производство, связанное c исполнением приговора (исполнительное производство - глава 47 УПК РФ). Предметом рассмотрения здесь являются вопросы, которые могут возникнуть только после и в связи с разрешением вопросов основного производства. Речь идет о замене наказания в случаях злостного уклонения от его отбывания, об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания и т.п. (ст. 397 УПК РФ).

Особым производством может быть названо производство по применению принудительных мер медицинского характера (глава 51 УПК РФ). Особым оно является потому, что указанные меры применяются к лицу, которое не обвиняется в совершении преступления. Это лицо не субъект преступления. Следовательно, вопросы, разрешаемые в данном производстве, не относятся ни к основному, ни к дополнительному производству.

Получив информацию по выделяемым видам производств сформулируйте критерии их выделения.

Контрольные вопросы:

· Каково соотношение понятий «стадия уголовного процесса» и «уголовно-процессуальное производство»?

· На какие этапы делит законодатель уголовный процесс?

· Существуют ли различия (и какие) между этапами уголовного процесса, выделенными законодателем, и стадиями уголовного процесса, выделенными учеными?

· Каково практическое значение деления уголовного процесса на стадии?

· Какие классификации уголовно-процессуальных производств существуют в науке, и чем они отличаются друг от друга?

Раздел 2. Принципы уголовного процесса.

Лекционных часов – 14. Самостоятельная работа – 14 часов.

Лекция 4. Определение принципов уголовного процесса

1. Понятие и значение принципов уголовного процесса, их ценностно-правовое содержание, нормативно-правовое закрепление и практическое значение.

2. Соотношение принципов уголовного процесса с правами и свободами человека и гражданина. Уголовно-процессуальные принципы и процессуальная власть. Принципы уголовного судопроизводства и процессуальный порядок. Принципы уголовного процесса и доказывание по уголовным делам.

3. Вопрос о системе принципов уголовного процесса, их классификация.

В юридической литературе под принципами уголовного процесса понимают основные, руководящие, исходные положения, определяющие:

– построение уголовного судопроизводства, систему его процессуальных форм, стадий, институтов и отношений (М.С. Строгович, М.А. Чельцов, И.В. Тыричев);

– сущность производства по уголовным делам (Т.Н. Добровольская, И.Ф. Демидов);

– порядок организации и деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры и суда (В.З. Лукашевич);

– назначение уголовного судопроизводства и его построение (П.А. Лупинская);

– формирование системы уголовно-процессуального права (А.В. Гриненко).

Не смотря на видимые различия приведенных выше взглядов различных ученых, их подходы к пониманию принципов уголовного процесса близки. Все они сходны в том, что принципы, так или иначе, определяют (выражают) содержание и/или форму уголовного процесса. Тем не менее, понятие принципа, сложившееся в науке, требует некоторых уточнений.

Нужно иметь в виду, что в общефилософском смысле принцип представляет собой основополагающее положение, которое имеет значение предпосылки к действию. Это своего рода руководство, направляющее волю отдельных субъектов деятельности, или закон (в широком смысле) для всех и каждого. Он определяет условия, в которых эти субъекты осуществляют свою целенаправленную деятельность. При переходе с философского уровня на уровень конкретной деятельности следует заметить, что для нее принцип это требование к субъектам деятельности, реализация которого гарантирует достижение целей стоящих перед деятелем. Впервые такое понимание принципа было введено в уголовно-процессуальную науку Н.Н. Полянским, а позднее развито и обосновано В.Т. Томиным. А теперь сравните указанные подходы к определению принципа уголовного процесса и дайте ответ на вопрос о том, какое из них соответствует сущности российского уголовного процесса.

Понятие и значение уголовно-процессуального права

Определение 1

Уголовно-процессуальное право представляет собой социально обусловленную совокупность законных норм, отражающих работу по расследованию, обсуждению и разрешению уголовных дел с целью выполнения задач уголовного процесса. Данные нормы устанавливаются государством и воплощаются в издаваемых законах.

Уголовно-процессуальное право по своей природе выполняет следующие функции:

  • выражает задачи и основы уголовного процесса,
  • определяет права и гарантии их реализации для всех субъектов уголовно-процессуальной работы,
  • устанавливает систему стадий уголовного судопроизводства, а также порядок производства в любой из них и каждого процессуального действия;
  • определяет основания и порядок принятия решений по делу.

Социальная значимость и значение уголовно-процессуального права ориентируется тем, что оно:

  • обеспечивает использование уголовно-правовых норм, которые по своей сути ограждают личность, общество и государство в целом от беззаконных посягательств, используя метод регламентации работы органов дознания, следствия, прокуратуры, суда по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел;
  • устанавливает основания, условия и виды внедрения мер принуждения;
  • имеет гарантии личностных прав (например, обеспечивает обвиняемому конституционное право на защиту, неприкосновенность, тайну переписки, право на объективное правосудие и т.д.);
  • описывает порядок судебной защиты людей от посягательств на их жизнь и здоровье, имущество и индивидуальную свободу, на честь и достоинство;
  • оберегает права лиц, которым причинен какой-либо ущерб (моральный, физический или материальный);
  • позволяет создать порядок и условия работы, ограждающие невиновного от привлечения к ответственности и санкции, а в случае несправедливого привлечения к ответственности - отмену состоявшегося решения и реабилитацию данного лица;
  • имеет правовосстановительные и карательные наказания, которые обеспечивают соблюдение правовых предписаний.

Механизм уголовно-процессуального регулирования

Уголовно-процессуальная регулировка понимается как осуществляемое посредством уголовно-процессуального права и всей системы процессуальных средств, образующих его механизм, юридическое действие страны на социальные дела в области уголовного судопроизводства. Именно при помощи уголовно-процессуального регулирования осуществляется государственное управление работой компетентных органов и их должностных лиц по следующим направлениям:

  • возбуждению уголовного преследования,
  • привлечению к уголовной ответственности лиц, осуществивших преступные деяния;
  • освобождению от уголовной ответственности.

Правовая регулировка уголовно-процессуальной работы осуществляется при помощи специфического способа и особенностей механизма правового регулирования.

Так, ключевыми юридическими средствами механизма уголовно-процессуального регулирования выступают его составляющие элементы:

  1. нормы процессуального права;
  2. юридические прецеденты, опосредующие процессуальные правоотношения;
  3. процессуальные правоотношения, которые также именуются юридическим процессом.

Стадии механизма уголовно-процессуального регулирования

Замечание 1

Каждый элемент механизма правовой регулировки представляет наиболее подходящую для него стадию. Более того, конкретно в масштабах тех или же других стадий указанные элементы могут реализоваться. Вследствие этого 5 стадий механизма уголовно-процессуального регулирования тесно связаны с его элементами.

Итак, к стадиям механизма уголовно-процессуального регулирования относят:

  1. стадию формулирования единого правила поведения как модель, которая ориентирована на удовлетворение тех либо других интересов в области права и требующая их правосудного упорядочения (названная стадия отражается в механизме правовой регулировки через нормы права);
  2. стадию определения специализированных критериев перехода от совокупных инструкций к более детализированным (элементом для этой стадии служит юридический прецедент).

    Однако зачастую для этого нужна целая система юридических прецедентов, образующих фактический состав, где один из них должен быть непременно главным. В качестве такого главного юридического прецедента выступает правоприменительный акт (например, для получения пенсии по старости акт внедрения нужен уже тогда, когда наступает соответствующий возраст, есть стаж и утверждение, то есть имеются три предшествующих факта);

    стадию установления точной юридической взаимосвязи с разделением субъектов на управомоченных и обязанных (данная стадия имеет связь с элементом юридических правоотношений);

    стадию реализации субъективных прав и юридических прямых обязанностей. При этом правовая регулировка достигает собственных целей - дает возможность интересу субъекта удовлетвориться. Акты же реализации субъективных прав и прямых обязанностей могут быть выражены в 3 формах:

    • соблюдении,
    • выполнении,
    • использовании;
  3. стадию правоприменительной работы (возникновение правоприменения в таком случае уже связывается с жизненными обстоятельствами отрицательного характера, выражающимися в наличии угрозы нарушений закона или прямого правонарушения).

Похожие публикации