Виды наказаний за земельные правонарушения.

Земельное правонарушение являет собой общественно опасное действие или бездействие, которое заключается в нарушении земельного законодательства и приводит к негативным последствиям или создает угрозу их возникновения. Предметом посягательства в подобных преступлениях выступает земля. Уголовная ответственность за земельные правонарушения предусмотрена в нескольких статьях УК, а непосредственно в ст. 170, 254, 247-249 и 262.

Земельные преступления могут квалифицировать не только по уголовному законодательству, за них показана ответственность и в Административном, и в Гражданском кодексе.

Под земельными правоотношениями принято подразумевать социально-правовое взаимодействие государства с частными собственниками земельных наделов, обычными гражданами. Земельные отношения являются разновидностью общественных взаимоотношений не только по тому, что земля − составная часть окружающей среды, но и потому что ее использование людьми, а также присвоение продуктов ее функционирования и полезных свойств определяют экономическое, социальное и экологическое развитие страны.

Земельные взаимоотношения являются также одним из видов имущественных взаимоотношений, они возникают, прекращаются и изменяются в процессе использования и передачи земли.

Земельные взаимоотношения могут разделяться по следующим показателям:

  • по виду владения;
  • по направленности эксплуатации;
  • по виду управления хозяйством;
  • по способу регулирования земельных вопросов.

Каждый из видов взаимоотношений имеет свои особенности. К примеру, по виду владения можно определить, на каких основаниях, и как именно владелец распоряжается участком. Направленность эксплуатации отображает цели владения, ведь существуют участки для ведения сельского хозяйства, земли, которые используют под дачный коттедж и застройку.


Земельные правонарушения определяют несколько элементов:

  1. Субъект − участник правоотношений, им может выступать физическое и юридическое лицо, муниципальные образования, субъекты РФ и сама РФ. Субъекты могут исполнять роль собственника надела, землепользователя, землевладельца, а также арендатора и обладателя сервитута.
  2. Объект – земля, как природный ресурс, земельные наделы и части участков.
  3. Содержание правоотношения − права и обязанности всех участников, связанные с кадастровой оценкой, с учетом потребностей развивающегося земельного рынка, а также собственности.

Регулирование земельных отношений основывается на признания равенства всех участников. И государственные органы, и частные предприниматели, и обычные граждане несут одинаковую ответственность за нарушение установленного земельного закона.

Для привлечения к ответственности обязательно должен быть четко сформирован состав преступления. Исходя из обстоятельств совершения злодеяния, законодатель будет определять, к какой из форм ответственности привлечь виновного.

Виды ответственности за земельные правонарушения

Законодатель выделяет за земельные преступления несколько видов ответственности. Они отличаются материальным признаком и разделяются на:

  • гражданско-правовую;
  • административную;
  • уголовную и дисциплинарную ответственность.

Привлекают к этим формам ответственности на основании конкретного нормативно-правового акта.

Административная форма ответственности наступает за нарушение законодательства по ст.7.1. КоАП РФ, за экологические преступления, не влекущие серьезных последствий, а также за нарушения, которые возникли вследствие мелиорации земель. Административные взыскания могут назначаться исключительно должностными лицами и государственными органами, оговоренными в законе.


Дисциплинарная ответственность может применяться только к человеку, в чьи рабочие обязанности входит соблюдение утвержденных земельно-правовых норм. Взыскания дисциплинарного характера назначают только нарушителю, который в период своего рабочего времени совершил правонарушение. К дисциплинарной ответственности привлекают по статье 75, ч.3 УК РФ.

Гражданско-правовая форма ответственности наступает, когда имело место нарушение чьих-то прав, и лицо понесло определенный материальный ущерб. Наказание по Гражданскому кодексу может назначаться, если был причинен вред землям, находящимся в частной собственности или используемым на договоре аренды.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за посягательство на землю, как на элемент собственности и общественное благо. Также в УК показана ответственность за нарушение правил борьбы с болезнями растений, использования недр, незаконную рубка деревьев, а также за нарушения режима охраняемых территорий и объектов .

Уголовная ответственность за злодеяние

Основанием для назначения уголовного наказания является совершение активного действия, которое имеет признаки преступления, описанного в УК РФ. Лица, совершившие земельные правонарушения, равны перед законом вне зависимости от половой и расовой принадлежности, национальности, имущественного и должностного положения. Уголовная ответственность за земельные преступления наступает только за те запрещенные действия, в отношении которых была доказана вина.


Чаще всего злоумышленников привлекают по таким статьям:

  • ст. 167 − умышленное повреждение чужого имущества;
  • ст. 168 − порча имущества по неосторожности;
  • ст. 170 − незаконное проведение сделок с землей;
  • ст. 254 − порча, загрязнение и отравление земли вредными продуктами хозяйственной деятельности;
  • ст.247 − нарушение методики обращения с опасными для экологии отходами и веществами;
  • ст. 248 – не соблюдение правил использования биологически активных токсинов;
  • ст. 249 – нарушение норм борьбы с болезнями растений;
  • ст. 262 − предусматривает ответственность за несоблюдение режима охраны специализированных территорий.

Санкция за каждое из нарушений будет отличаться, ведь напрямую зависит от тяжести последствий и обстоятельств совершения злодеяния. Если сказать в общих чертах, то земельные нарушения предполагают штраф в размере до 200 тысяч рублей, исправительные работы и ограничение свободы сроком до двух лет, а также лишение свободы до пяти лет. Иногда может быть назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать высокопоставленные должности и компенсации ущерба потерпевшему.

В особых случаях производится изъятие земельного участка, в отношении которого собственник нарушил земельное законодательство. При этом государство не возмещает ущерб и стоимость убытков, связанных с изъятием. Важно, что прекращение права собственности на участок не освобождает виновных в нарушении законодательства от возмещения ущерба потерпевшим.

Порядок привлечения к уголовной ответственности

За преступления, связанные с землей, к уголовной ответственности привлекают редко, чаще злодеяние квалифицируют, как административное правонарушение. Конечно, встречаются ситуации, когда виновный отвечает за земельное преступление по всей строгости закона.

Порядок привлечения к ответственности за злодеяние, связанное с землей, несколько отличается от привычного ведения досудебного расследования. После обращения в полицию с заявлением или жалобой, необходимо не только провести опрос соседей и непосредственно заявителей, но и осуществить оценку почвы и грунтовых вод на участке.

В этом деле полицейским не обойтись без участия экологов и других экспертов в данной области. На основании проведенных анализов будут составлены протоколы и заключения. Вместе с собранными материалами заключения передаются для следственной оценки, на основании которой будет вынесено решение о возбуждении уголовного дела или отказ.

Результат должен быть не позже 15 дней, если дело возбуждено, его передают в прокуратуру и в суд. На заседании будут допрошены стороны конфликта, а также примутся во внимание доказательства вины и заключения экспертов. Судьей учитываются смягчающие и отягощающие обстоятельства, и выносится вердикт. Вступает решение суда в силу через 10 дней. Привлечение к административной ответственности происходит в той же последовательности, но имеет немого упрощенную схему вынесения приговора.

Земельным правонарушением признается действие или бездействие физического или юридического лица, нарушающее требование земельного законодательства. Обязательными признаками такого правонарушения являются: деяние лица (действие или бездействие), виновность лица, противоправность деяния. По факту совершения земельного правонарушения наступает ответственность, которая состоит в возложении на нарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия личного и имущественного характера.

Состав земельного правонарушения включает в себя следующие обязательные элементы:

  • объект земельного правонарушения, на который совершено посягательство, (например, земельный участок, при его самовольном захвате, захламлении и т.п., прочно связанные с землей объекты);
  • субъект земельного правонарушения, каковым могут быть: собственник или арендатор земельного участка, землевладелец, землепользователь, а также иное лицо, не являющееся правообладателем земельного участка, но причинившее вред его владельцу, нарушившее требования законодательства об охране земель; государственный орган и орган местного самоуправления, их должностное лицо в случае нарушения ими требований законодательства по распоряжению землей, по выдаче правоустанавливающих документов на землю и т.п. Субъект правонарушения должен отвечать признакам, без наличия которых не может считаться таковым: достижение необходимого возраста, вменяемость, подпадание под действие норм об ответственности по занимаемому им положению;
  • объективная сторона земельного правонарушения состоит в том, что поведение нарушителя является противоправным, противоречащим требованиям законодательства;
  • субъективная сторона земельного правонарушения выражается в наличии вины субъекта правонарушения в совершенном им деянии. Это могут быть как умысел (например, самовольный захват земельного участка), так и неосторожность (в частности, нерациональное использование земли вследствие недостаточных агротехнических знаний).

Юридическая ответственность наступает только при наличии в деянии лица всех четырех перечисленных выше элементов состава правонарушения. Так, к ней нельзя привлечь за самовольный захват земли в случае самовольного занятия брошенного жилого дома (отсутствует объект земельного правонарушения - занят дом, а не земельный участок). Нельзя привлечь за неиспользование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства в течение первых 3 лет после приобретения прав на него, поскольку отсутствует объективная сторона правонарушения (ответственность наступает лишь за неиспользование участка в течение 3 и более лет подряд). Нельзя привлечь к уголовной ответственности юридическое лицо, так как в этом случае отсутствует субъект правонарушения по уголовным составам, каковым является только физическое лицо. Также нельзя привлечь к ответственности за неиспользование земельного участка, который законсервирован в установленном порядке, - отсутствует вина.

Юридическая ответственность представляет собой государственное принуждение к исполнению требований права. Это такое правоотношение, одна из сторон которого (правонарушитель) обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной (государством). Возможность привлечения к юридической ответственности придает праву как нормативному регулятору общественной жизни должную эффективность, позволяя специфическими методами воздействовать на общественные отношения.

Юридическая ответственность выражается в системе применяемых к правонарушителю принудительных мер, которые могут иметь характер не только пресечения неправомерных действий (бездействий) или наказания за их совершение, но и предупреждения правонарушений (поддержания субъектов земельных правоотношений в рамках правомерного поведения).

Общими признаками юридической ответственности являются:

  • обязательность неблагоприятных последствий юридического характера для правонарушителя;
  • дифференциация юридической ответственности, критерием которой служит степень общественной опасности правонарушений, подразделяемых в зависимости от их характера и тяжести на проступки и преступления. Проступок - это такое правонарушение, которое не является общественно опасным. Различают дисциплинарные проступки (например, загрязнение земель как результат ненадлежащего выполнения должностных или трудовых обязанностей), административные (например, уничтожение межевых знаков границ земельного участка), гражданские (например, причинение имущественного вреда правообладателю земельного участка). Преступление же является общественно опасным правонарушением, предусмотренным УК РФ;
  • такая ответственность представляет собой не только наказание за совершенное правонарушение, но и профилактику его предупреждения в будущем, устранение его последствий, поэтому, например, органы госземнадзора, вынося предупреждение, устанавливают срок для исправления выявленных правонарушений;
  • необходимость своевременности ее применения (в пределах срока давности применения юридических мер). Так привлечение к дисциплинарной ответственности не осуществляется после 2 месяцев со дня обнаружения правонарушения (по ряду правонарушений этот срок больше - до 6 месяцев). Сроки привлечения к уголовной ответственности дифференцированы в зависимости от видов преступлений;
  • такая ответственность наступает за конкретное нарушение закона и основанием к ее привлечению обязательно является полный состав земельного правонарушения;
  • юридическую ответственность влечет за собой только доказанное правонарушение. Таким доказательством являются: протокол об этом нарушении (например, в случае самовольного занятия земли), показания свидетеля, иные доказательства;
  • привлечение к юридической ответственности осуществляется с соблюдением установленной законом процедуры. Так, до наложения дисциплинарного наказания от виновного работника должны быть истребованы объяснения по совершенному им проступку. Применение административных наказаний осуществляется с соблюдением положений, закрепленных в КоАП РФ и в Кодексе административного судопроизводства РФ . Привлечение к уголовной ответственности по земельным преступлениям осуществляется в порядке, предусмотренном УПК РФ;
  • лицо считается привлеченным к юридической ответственности и наказанным лишь в определенный ограниченный промежуток времени. Поэтому ранее подвергнутое дисциплинарному взысканию за земельные правонарушения или наказанное в административном порядке лицо, считается автоматически не подвергнутым ему, если в течение года после наложения взыскания оно не подвергалось новому наказанию. Для лиц, подвергавшихся уголовному наказанию, предусмотрено погашение судимости.

В современном праве в зависимости от степени общественной опасности совершенных правонарушений и причиненного ими вреда, а также круга лиц, наделенных правом применять наказания, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства дифференцирована и вписывается в традиционно применяемые виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая .

При этом спецификой земли как объекта правонарушения (объект природы, элемент экосистемы, средство производства в сельском и лесном хозяйстве) обусловлено то, что ответственность за земельные правонарушения тесно переплетена с ответственностью за правонарушения в отношении других природных объектов (леса, недра), а также с имущественными правонарушениями (земельный участок - недвижимость).

Кроме того, существуют специальные виды ответственности, например, принудительное прекращение прав на землю, которое также носит характер санкции . Такое прекращение прав часто относят к гражданской ответственности, поскольку именно диспозиции норм гражданского законодательства, предусматривают возможность изъятия земельного участка в качестве меры ответственности за соответствующие правонарушения (ст. 284-287 ГК РФ). Но указанные нормы носят бланкетный характер, отсылая в свою очередь к земельному законодательству. Определенное сходство это прекращение прав на землю имеет с административной ответственностью (например, в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения), тем более, что такому прекращению прав в обязательном порядке предшествует наложение административного наказания в виде штрафа. Вместе с тем среди видов административных наказаний

Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей. При этом в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству - Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях.

Юридическая ответственность - система принудительных мер, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения правонарушений и восстановления нарушенных прав. Это также одна из мер охраны земель, нацеленная на поддержание порядка землепользования, защиту субъективных прав на землю.

Юридическая ответственность имеет множество видов, каждый из которых имеет свой режим применения. Законодательство РФ предусматривает ряд видов (форм) юридической ответственности, которые действуют и в рассматриваемой области законодательства. К ним относится дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая (имущественная) ответственность и специальная земельно – правовая ответственность.

Каждая из этих правовых форм ответственности применяется за совершение соответствующего правонарушения: дисциплинарного проступка, административного проступка, уголовного преступления, гражданско-правового нарушения. Понятие, виды, составы, содержание, меры ответственности предусмотрены в соответствующих отраслях законодательства: трудовом, административном, уголовном, гражданском. Важное практическое и научное значение имеет вопрос о правильном разграничении правонарушений.

При совершении нарушения земельного законодательства, являющегося общественно опасным, к виновным применяется уголовная ответственность. Эта ответственность наступает только за уголовно наказуемые действия или бездействие, которые признаются таковыми в УК РФ. Субъекты РФ не вправе устанавливать уголовные наказания, так как эти вопросы отнесены ст. 71 п. "о" Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации. Следовательно, к уголовной ответственности лицо может быть привлечено лишь в том случае, если за нарушения земельного и иного законодательства предусмотрена такая ответственность в УК РФ.

УК РФ включает в перечень преступлений такие нарушения земельного законодательства, как:

1. порча земли. В соответствии со ст. 254 УК РФ отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, а также повлекшие по неосторожности смерть человека, признаются уголовными преступлениями, так как посягают на общественные отношения по поводу обеспечения сохранности земли от загрязнения.

Цель данной статьи - охрана земли как ценнейшего национального достояния, средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей хозяйства путем предотвращения ее от порчи, то есть ухудшения качественного состояния земель вследствие нарушения правил хозяйственной или иной деятельности, объектом которой является земля.

Объект преступления - земли любого назначения: сельскохозяйственных, населенных пунктов, лесного фонда и т.п. Земля рассматривается как любые виды земельных участков, освоенных или неосвоенных, не зависимо от субъектов и видов, прав на землю.

Объективная сторона преступления - отравление, загрязнение, иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. Например, приведение земли в негодность вследствие применения ядохимикатов с нарушением правил, уничтожения плодородного слоя почвы и т.п.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет, осуществляющее хозяйственную или иную деятельность, связанную с обращением с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами.

Субъективная сторона. Нарушение правил обращения с указанными в ст. 254 УК РФ веществами может быть совершено как умышленно (косвенный умысел), так и по неосторожности (легкомыслие и небрежность). При косвенном умысле виновный сознает опасность нарушения соответствующих специальных правил, предвидит загрязнение, отравление или иную порчу земли и безразлично относится к наступлению таких последствий. При легкомыслии он также предвидит возможность таких последствий нарушения им правил, однако самонадеянно рассчитывает, что здоровье кого-либо или окружающая среда не пострадают. Нарушение правил в этих случаях обычно совершается осознанно. При небрежности виновный не предвидит наступления указанных в ст. 254 УК РФ последствий нарушения им определенных правил, однако должен и может их предвидеть.

2. регистрация незаконных сделок с землей. Ст. 170 УК РФ устанавливает ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно и умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Общественная опасность - его совершение способствует необоснованной концентрации земельной собственности в руках узкого круга лиц, ведет к нерациональному использованию ценных сельскохозяйственных угодий, а также к возможному нарушению законных прав и интересов собственников и иных владельцев земельных участков. Кроме того, в результате совершения данного преступления (при занижении размеров платы за землю) причиняется вред финансовым интересам государства.

Статья предусматривает три самостоятельных состава преступления, имеющих общие признаки, но различающихся по объективной стороне. Общими признаками составов преступления являются: их совершение должностным лицом, т.е. наличие специального субъекта; прямой умысел, корыстная или иная личная заинтересованность; использование своего служебного положения.

Преступление признается оконченным с момента совершения любого из рассмотренных выше деяний.

Субъективная сторона - прямой умысел, при котором субъект осознает противоположность своих действий и желает их осуществить. Обязательным признаком субъективной стороны преступления является мотив - корыстная или личная заинтересованность.

Дисциплинарная ответственность - это одна из основных правовых форм воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, в том числе и за правонарушения в области охраны и использования земель.

Дисциплинарная ответственность наступает при наличии определенных условий и обстоятельств:

1) дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения может наступать в том порядке и тогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах - ТК РФ, уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организации;

2) дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение мероприятий по охране и рациональному использованию земельных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей среды и требований законодательства;

3) основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является нарушение работником или должностным лицом трудовой дисциплины - совершение дисциплинарного проступка, которым признается виновное неисполнение трудовой обязанности во время работы.

Дисциплинарные взыскания могут применяться за нарушение земельного законодательства только к тем работникам, в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. Объект правонарушения здесь двойной: правила внутреннего распорядка и правила использования земель, и чтобы возложить на виновного дисциплинарную ответственность за нарушение земельного законодательства, необходимо идеальное совпадение дисциплинарного проступка и земельного правонарушения, то есть неисполнение работником трудовой обязанности одновременно было бы нарушением им земельного правопорядка (неисполнение земельной обязанности, возложенной законом на собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя).

В ст. 75 ЗК РФ закреплена дисциплинарная ответственность должностных лиц и работников организаций, виновных в совершении земельных правонарушений в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами. Речь идет о двух видах земельных правонарушений, таких как, проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, и загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Под проектированием, размещением и вводом в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель понимаются действия, повлекшие нарушение нормативов, стандартов, режимов использования земель, заключение государственных экологических экспертиз и т.д., при принятии решений на указанных стадиях хозяйственного процесса. К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены как непосредственные исполнители работ, так и вышестоящие должностные лица, понуждавшие их к нарушению природоохранных требований.

Загрязнение земель можно рассматривать как проникновение в почву веществ, оказывающих отрицательное воздействие на ее химический состав. Помимо, загрязнения земель химическими и радиоактивными веществами, дисциплинарная ответственность предусматривается также за загрязнение земель производственными отходами и сточными водами. Земли подвергаются загрязнению отходами промышленных предприятий; атомных станций или других установок; при разведке и разработке нефти, угля и других полезных ископаемых. Под отходами понимаются непригодные для производства данной продукции виды сырья, его неупотребимые остатки или возникающие в ходе технологического процесса вещества (твердые, жидкие, газообразные). Под сточными водами понимаются воды, использованные в промышленности, сельскохозяйственном производстве, для хозяйственно-бытовых и коммунальных нужд и характеризующееся изменением их первоначальных химических, биологических и физических свойств.

Согласно п. 2 ст. 75 ЗК РФ привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется на основании трудового законодательства, законодательства о государственной и муниципальной службе, законодательства о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральных законов и иных нормативно правовых актов РФ и субъектов РФ.

Согласно ТК РФ к дисциплинарной ответственности могут привлекаться должностные лица или работники организации, совершившие дисциплинарный проступок.

К лицу, совершившему дисциплинарный проступок, применяются дисциплинарные взыскания. Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка работодатель может применять к работнику следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Земельно-правовая ответственность применяется в форме принудительного изъятия у лица земельного участка, принадлежащего ему на праве землепользования или землевладения, за совершение земельного правонарушения, являясь отдельным, самостоятельным видом юридической ответственности. Суть закрепления законодательством принудительного прекращения прав на земельные участки состоит в том, чтобы установить специальную меру воздействия на поведение собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в целях обеспечения стабильного и надлежащего землепользования с учетом особенностей и особой социальной, экономической и экологической роли земли.

Ст. 45 ЗК РФ устанавливает основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, которыми являются использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неустранение совершенных умышленно следующих земельных правонарушений: отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде; нарушение установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв; систематическая неуплата земельного налога; неиспользование в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

Ст. 54 ЗК РФ регламентирует условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лица, не являющегося его собственником, ввиду ненадлежащего использования земли. В ней изложена процедура принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в случаях его ненадлежащего использования по предусмотренным законом основаниям. Принудительное прекращение прав на земельный участок у лиц не являющихся его собственником осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

В рамках данной процедуры исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного контроля, одновременно с наложением штрафа на виновное лицо выносит предупреждение относительно допущенных земельных правонарушений и необходимости их устранения. Если этого не сделано, орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы в органы власти, указанные ст. 29 ЗК РФ, которые направляют в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

По истечении 10-дневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.

В ГК РФ вопросы принудительного прекращения прав на землю за земельные правонарушения нашел свое разрешение в главе 17. Так, согласно ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или в виду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Согласно ст. 285 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника, если использование земельного участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Однако необходимо заметить, что осуществление рассматриваемой процедуры, предусмотренной в ГК РФ, на практике в настоящее время невозможно по ряду причин. Так, ГК РФ не устанавливает порядок изъятия у собственников земельного участка по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285, а отсылает к земельному законодательству. Однако действие нормы ЗК РФ в части прекращения прав на землю как санкции за земельное правонарушение (ст. 54) на собственников земельных участков не распространяется, поскольку в данной статье упоминаются только землевладельцы и землепользователи. Способ прекращения права собственности, предусмотренный п. 2 и 3 ст. 286 ГК РФ, в известной степени противоречит ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, устанавливающей, что лишение любого лица принадлежащего ему имущества возможно только в судебном порядке. Вопреки данному принципу ст. 286 ГК РФ допускает возможность осуществления изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования путем издания соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о таком изъятии и последующего получения согласия собственника на его исполнение. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что положения п. 2 и 3 вышеназванной статьи в части принятия решения органом государственной власти (не являющегося судебным органом) или органом местного самоуправления об изъятии земельного участка у его собственника не подлежат применению.

Таким образом, статьи ГК РФ, регламентирующие основания о порядок принудительного прекращения прав собственников на землю требуют значительной корректировки в целях возможности их применения на практике.

Административная ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель - один из видов юридической ответственности, заключающийся в применении в установленном процессуальном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами к правонарушителям мер административного воздействия сформулированных в карательных (штрафных) и восстановительных санкциях административно - правовых норм.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок).

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Субъектами земельных правонарушений, за которые применяются меры административной ответственности, могут быть граждане, должностные лица и юридические лица. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

В п. 1 ст. 74 ЗК РФ, в отличие от ЗК РСФСР 1991 г., не содержится ни состав земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, ни санкций, которые применяются за их совершение. Говорится, что виновные лица несут административную или уголовную ответственность за земельные правонарушения в порядке, установленном законодательством.

Кодекс РФ об административных правонарушениях РФ 2001 г. предусматривает штрафы за следующие виды земельных правонарушений:

Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности (ст. 7.1);

Уничтожение межевых знаков границ земельных участков (ст. 7.2);

Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8);

Самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9);

Самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом, а равно самовольный обмен земельного участка, участка недр, участка лесного фонда, участка леса, не входящего в лесной фонд, или водного объекта (ст. 7.10);

Проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия (ст. 7.14);

Незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16);

Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя; уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ст. 8.6);

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей (ст. 8.7);

Использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель (ст. 8.8);

Нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков или сокрытие информации о наличии свободного земельного участка (ст. 19.9).

Приведенный выше перечень правонарушений в области охраны и рационального использования земель не является исчерпывающим. Иные виды правонарушений могут закрепляться в законах субъектов РФ.

Важное значение имеет вопрос об органах управления и должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны земель. Согласно Положению о государственном земельном контроле (утв. постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. N 833) государственный земельный контроль осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы совместно с Министерством природных ресурсов, Министерством сельского хозяйства, Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (в пределах их компетенции) и во взаимодействии с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, а также гражданами. Органы управления, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1, ч. 1 ст. 7.2, ст. 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования землей), ст. 8.5 (в части информации о состоянии земель), ст. 8.6-8.8 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени данных органов вправе:

1) главный государственный инспектор РФ по использованию и охране земель, его заместители;

2) главные государственные инспектора субъектов РФ по использованию и охране земель, их заместители;

3) главные государственные инспектора городов и районов по использованию и охране земель, их заместители (ст. 23.21 КоАП РФ).

Порядок наложения и взыскания штрафов установлен КоАП РФ и иными нормативными правовыми актами, в том числе Постановлениями Правительства и ведомственными актами. Следует сразу отметить, что наложение штрафов и других видов административных взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, состоящем в нарушении санитарных правил и норм, согласно п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ являются:

Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

Поступившие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

Сообщения и заявления физических лиц и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

О совершении административного правонарушения согласно ст. 28.2, как правило, составляется протокол лицами, перечисленными в ст. 28.3, немедленно после выявления такого правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или сведений о лицах, в отношении которых оно возбуждается, - в течение двух суток с момента выявления (ст. 28.5).

Лицу, подозреваемому в совершении правонарушения или его законному представителю предоставляется возможность ознакомиться с протоколом. Эти лица имеют право представить замечания и объяснения, приложив их к протоколу (п. 4 ст. 28.2), и получить под расписку его копию (п. 6 ст. 28.2). Если указанные лица отказываются подписать протокол, в нем делается соответствующая запись.

Далее протокол направляется лицу, правомочному рассматривать дело об административном правонарушении. Срок рассмотрения - 15 дней с момента получения указанным лицом (но не составления) протокола, причем в отдельных случаях этот срок может быть продлен еще на месяц, о чем выносится мотивированное определение. Как правило, основанием продления является необходимость выяснения дополнительных обстоятельств дела, но может быть и поступление ходатайств от участников производства по делу (ст. 29.6).

Дело об административном правонарушении обычно рассматривается по месту его совершения, но в случае ходатайства лица, в отношении которого возбуждено дело, оно может быть рассмотрено и по месту его жительства. Это особенно важно в связи с тем, что правонарушитель может не проживать на том земельном участке, в отношении которого им нарушены санитарные нормы и правила или в непосредственной близости от него.

Для приглашения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном нарушении, составляется определение о вызове и направляется ему таким способом, чтобы было доказано его получение адресатом (почтой или нарочным с уведомлением о вручении).

Как правило, лицо, в отношении которого возбуждено дело, стремится присутствовать на его рассмотрении. При неявке дело в большинстве случаев может быть рассмотрено в его отсутствие, но при этом должны быть данные о надлежащем извещении такого лица, о том, что от него не поступало ходатайство о переносе времени рассмотрения, или о том, что ходатайство оставлено без удовлетворения. В отдельных случаях лицо, рассматривающее дело, вправе признать обязательным присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу (ст. 25.1).

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по нему (ст. 29.9). Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, и его копия вручается лицу, в отношении которого оно вынесено. В ряде случаев по результатам рассмотрения дела выносится определение.

Если при установлении обстоятельств административного правонарушения были выявлены условия и причины, подлежащие устранению, соответствующим организациям и должностным лицам направляются представления о принятии мер. В свою очередь, названные организации и должностные лица обязаны рассмотреть представления в течение одного месяца со дня их получения и сообщить о принятых мерах.

Иногда нарушители уклоняются от уплаты штрафа. В таких случаях, если нарушитель - физическое лицо, постановление направляется по месту работы. Если юридическое лицо - постановление должно направляться в банк и в безусловном порядке взыскиваться штраф со счета, но для этого надо знать номер банковского счета юридического лица. А поскольку он, как правило, неизвестен, судебному исполнителю направляется протокол.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права , а также нормами соответствующих процессуальных отраслей. При этом в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству — Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях .

В некоторых случаях отношения юридической ответственности за земельные правонарушения регулируются прямо земельным законодательством. К примеру, Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы» устанавливает меры административной ответственности за земельные правонарушения. Однако эта практика не получила распространения, и доминирует тенденция правового регулирования юридической ответственности за любые правонарушения, включая земельные, консолидированно в рамках специальных нормативных актов .

Юридическая ответственность — система принудительных мер, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения правонарушений и восстановления нарушенных прав . Это также одна из мер охраны земель, нацеленная на поддержание порядка землепользования, защиту субъективных прав на землю.

Одним из основных свойств юридической ответственности является ее государственный принудительный характер, выражающийся в праве государства возлагать на соответствующего субъекта обязанность нести неблагоприятные последствия. Неблагоприятные последствия личного, имущественного, организационного и иного характера называются санкциями. Санкции включают дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения, административные и уголовные штрафы , прекращение или приостановление права землепользования, возложение обязанности компенсировать нанесенный ущерб и др.

Одновременно юридическая ответственность — это правоотношение , одной из сторон которого выступает государство в лице уполномоченных органов. Другим участником этих отношений являются граждане , должностные лица либо организации, состав которых уточняется применительно к видам правонарушений . Таким образом, юридическая ответственность — государственное принуждение к исполнению требований права; правоотношение, одна из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной — обществом, государством.

Учитывая, что отношения юридической ответственности носят конфронтационный характер, в законодательстве большое внимание уделяется разработке гарантий равноправной защиты участвующих в данных отношениях сторон.

Такими гарантиями служат детально разработанные процедуры привлечения к ответственности, нарушение которых со стороны государственных органов и должностных лиц является основанием для признания действий по привлечению к ответственности незаконными. Дополнительно в интересах защиты прав граждан и организаций активно развиваются институт адвокатуры , механизмы обжалования решений о привлечении к ответственности в административном и судебном порядке. Процессуальные отношения также регулируются консолидирование и преимущественно находятся за пределами земельного права. Так, при привлечении к уголовной ответственности за земельные преступления применяются нормы Уголовно-процессу-ального кодекса. В земельном законодательстве данные отношения не регулируются совсем. Однако имеются исключения. К примеру, порядок наложения административных штрафов установлен как административным законодательством — Кодексом РФ об административных правонарушениях, так и земельным — Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, Инструкцией о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения делится на виды по материальному признаку, который позволяет определить принадлежность того или иного вида ответственности к той или иной отрасли права . Соответственно выделяется уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность . Прекращение прав собственности или пользования земельным участком за нарушение некоторых положений земельного законодательства не считается мерой ответственности, хотя оказывает сильное воздействие на физических и юридических лиц, допускающих правонарушения. Юридическая ответственность наступает при наличии условий, именуемых в праве юридическими и фактическими основаниями. Они включают: наличие нормы, запрещающей поведение или обязывающей предпринять то или иное действие; факт несоблюдения требований норм права , или правонарушение, имеющее негативные последствия либо создающее угрозу возникновения таких последствий; наличие вины правонарушителя; наличие причинной связи между негативными последствиями и совершенным правонарушением.

Понятие и состав земельного правонарушения

Состав правонарушения может быть материальным и формальным. При материальном составе действие признается правонарушением при наступлении предусмотренных законом последствий. Речь может идти о применении агрохимикатов в нарушение установленных правил, вызвавшем загрязнение земель. Искажение сведений о состоянии и использовании земель также будет земельным правонарушением, так как в нем есть признаки формального правонарушения, которое признается таковым с момента его совершения независимо от наступивших опасных последствий.

Составы правонарушений или те действия, которые влекут применение к совершившим их лицам мер юридической ответственности, определены законодательством. Применяются положения уголовного, гражданского, административного, трудового законодательства. Порядок прекращения прав на землю за ненадлежащее использование или другие нарушения установлен Земельным и Гражданским кодексами. Для характеристики правонарушений применяется метод их классификации, которая проводится по различным признакам.

Однако наиболее важное практическое значение имеет классификация по видам ответственности. В соответствии с данной классификацией выделяют уголовные преступления , административны и гражданско-правовые правонарушения, дисциплинарные проступки.. Земельные преступления определяются как уголовно наказуемые посягательства на земли как объект земельных правоотношений . Административные правонарушения — такие действия или бездействие, которые влекут наказание виновных лиц в административном порядке. От уголовного преступления административное правонарушение отличает меньшая степень общественной опасности. Степень общественной опасности определяется путем выяснения обстоятельств, характеризующих составы правонарушений, последствия противоправного деяния, размеры причиненного ущерба. Дисциплинарные проступки, нарушающие нормы земельного законодательства, влекут применение разного рода взысканий по службе со стороны нанимателя, вышестоящего начальника или руководящего органа. Гражданские правонарушения сопряжены с причинением имущественного вреда либо вреда здоровью граждан.

Уголовная ответственность за земельные правонарушения

Большую группу административных правонарушений составляют нарушения требований в области охраны земель. КоАП, к примеру, устанавливает административную ответственность за самовольное снятие, перемещение или уничтожение плодородного слоя почвы, порчу земли в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, проведение мелиоративных работ с нарушением проекта, невыполнение обязанностей по рекультивации земель, требований охраны особо ценных земель.

В отличие от уголовной ответственности , субъектами административной ответственности могут быть не только физические лица (граждане и должностные лица), но и юридические лила (организации). За административные земельные правонарушения в качестве меры наказания предусмотрен штраф . Меры административной ответственности в различных случаях применяются Минсельхозом России, МПР России, органами гос-земконтроля, а также путем вынесения судом постановления по делу об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами, либо судьей в 5-дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Денежные средства взыскиваются с иностранных-и международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица , должностных лиц и граждан на основании решения арбитражного суда либо суда общей юрисдикции.

Штраф может быть наложен в течение Двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — в течение двух месяцев со дня его обнаружения. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение 10 дней со дня его вынесения в вышестоящий орган либо в суд. Решение коллегиального органа (комиссии) либо иного л органа может быть обжаловано только в суд. Подача жалобы приостанавливает решение о наложении штрафа. Штраф подлежит уплате в течение 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от устранения допущенного нарушения и возмещения причиненных убытков и вреда. Допущенное правонарушение подлежит устранению в течение срока, определенного в постановлении об административном правонарушении. Дисциплинарная ответственность наступает за нарушения земельного законодательства в процессе выполнения работниками предприятий или учреждений своих трудовых обязанностей. Составы таких правонарушений устанавливаются внутриведомственными или внутрипроизводственными нормативными актами и по характеру не являются особо опасными. Меры дисциплинарной ответственности применяются в обязательном порядке к лицам — работникам организаций, по вине которых такая организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, негативно воздействующих на состояние земель.

Возмещение имущественного вреда, причиненного земельным правонарушением

Вред, причиненный нарушением земельного права , подлежит возмещению причинителем вреда в соответствии с нормами земельного, а также гражданского права о деликтной и договорной ответственности.

Вред, причиненный нарушением норм земельного права , — убытки, которые несут государство , физические и юридические лица в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых земельных требований либо в результате неправомерной нормотворческой деятельности государственных органов . Такой вред выражается в утрате, повреждении земель, их деградации, повреждении здоровья и имущества граждан . В экономическом аспекте этот вред трансформируется в стоимость утраченного или поврежденного имущества, вынужденных расходов на очистку или рекультивацию земель, расходов на восстановление здоровья, а также в стоимость неполученных доходов в результате утраты либо повреждения земель. Предусматриваются два способа возмещения вреда — реальное возмещение вреда путем восстановления физических и химических характеристик земель либо возмещение вреда в денежной форме в виде возмещения причиненных убытков, включая расходы на восстановление земель. Реальное возмещение вреда означает, что причинитель вреда обязан своими силами и за счет собственных средств очистить земельный участок от загрязнения, восстановить или рекультивировать земли (ст. 76 ЗК). На практике реальное возмещение происходит редко. Поэтому в большинстве случаев возникает необходимость денежной компенсации. Возмещаются убытки также в случаях причинения вреда гражданам или юридическим лицам изданием исполнительными органами государственной власти не соответствующего закону и нарушающего права на землю нормативного или ненормативного акта (ст. 61 ЗК). Размер причиненных убытков определяется при рассмотрении дел о земельных правонарушениях . Расчетным путем определяется сумма — стоимость причиненных убытков, а потом решается вопрос об их полной ил частичной компенсации потерпевшей стороне.

Применяются калькуляционный, таксовый и социально-алиментный способы расчета убытков. Методика расчета убытков с использованием калькуляционного способа установлена Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства.

Убытки, вызванные ухудшением качества земель, включают затраты на проведение почвенных, агрохимических и других специальных обследований и изысканий, а также мероприятий, обеспечивающих восстановление качества земель. Упущенная выгода является частью убытков, причиненных пользователям земли. Убытки в виде упущенной выгоды — недополученные денежные доходы землепользователей в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства.

В случае повреждения земель сельскохозяйственного назначения дополнительно к понесенным убыткам возмещаются потери сельскохозяйственного производства, которые выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижение плодородия почв под влиянием хозяйственной деятельности) и| возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйствен-! ных угодий и их качества.

Потери возмещаются в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по улучшению качества почв до уровня плодородия изымаемых земель.

Суммы компенсации вреда здоровью граждан устанавливаются на основе расходов на лечение, потерю трудоспособности и т. д.

Таксовый способ возмещения имущественного вреда применяется в случаях ухудшения качества сельскохозяйственных земель и устанавливается в виде нормативов стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд.

При социально-алиментном способе возмещения убытков их размер вообще не определяется, а компенсация осуществляется в виде льгот и специальных выплат (пособий). Социально-алиментный способ применяется в случаях, когда размер вреда невозможно или трудно определить путем калькуляции убытков или при помощи такс. Это чаще всего — крупные аварии, охватывающие большие территории и значительное число пострадавших. В области земельных правоотношений социально-алиментный способ компенсации вреда предусмотрен в случаях существенного ухудшения среды жизнедеятельности, вызванного нарушением законодательства о градостроительстве, включая правила землепользования в городах и других населенных пунктах.

При возникновении таких ситуаций органы государственной власти субъектов РФ , органы местного самоуправления могут принять решение о компенсации причиненного вреда, в том числе об установлении специальных льгот и пособий. Они могут включать предоставление жилых помещений в первоочередном или внеочередном порядке, выделение пособий для переселенцев. Средства на предоставление специальных льгот и пособий для определенной категории пострадавших граждан выплачиваются за счет соответствующих бюджетов и других источников. Компенсация вреда посредством установления специальных льгот и пособий не освобождает лиц, виновных в нарушении законодательства о градостроительстве, от обязанности возместить причиненный вред (ст. 70 Градостроительного кодекса РФ). Вред возмещается причинителем вреда собственнику либо пользователю земельного участка, понесшему убытки, в добровольном порядке либо по решению суда или арбитражного суда по искам граждан и организаций. Вопрос о возмещении материального вреда может быть решен судом самостоятельно независимо от предъявления иска на основании ст. 29 УПК.

Прекращение прав на землю за ненадлежащее использование

За нарушение отдельных требований земельного законодательства, выражающихся в ненадлежащем использовании предоставленного земельного участка, предусматривается применение такой санкции, как принудительное прекращение права на такой земельный участок. Ненадлежащее использование включает:

  • использование земельного участка не в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, установленным для соответствующих категорий земель (нецелевое использование); использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки (нерациональное использование);
  • неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет или более длительного срока , если это предусмотрено федеральным законом , за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий либо иных обстоятельств, исключающих такое использование;
  • неустранение совершенных умышленно следующих правонарушений : порча земли;
  • нарушение режима использования земель особо охраняемых территорий и других ценных земель; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране от деградации;
  • систематическая неуплата земельного налога .

Принудительное прекращение прав на земельные участки предусмотрено в качестве специальной меры воздействия на поведение собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в целях обеспечения стабильного и надлежащего землепользования с учетом особенностей и особой социальной, экономической и экологической роли земли.

Принудительное прекращение прав на земельные участки применяется в качестве дополнительной санкции после либо одновременно с применением мер административной или уголовной ответственности . К примеру, решение об изъятии земельного участка у владельца или пользователя за ненадлежащее использование земельного участка может быть принято только после наложени. административного взыскания в виде штрафа в соответствии о ст. 8.8 КоАП. В случае порчи земли, если это деяние квалифицируется как преступление , суд при рассмотрении уголовного дела, может одновременно вынести решение об изъятии земельного участка.

В принудительном порядке может быть прекращено право частной собственности , пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды , безвозмездного срочного пользования, хотя основания и порядок прекращения в каждом случае различаются.

Право частной собственности может быть прекращено в качестве санкции за совершенное преступление либо грубое нарушение земельного законодательства, выражающееся в ненадлежащем использовании земельного участка, в порядке уголовного судопроизводства либо после наложения административного взыскания в порядке, предусмотренном ЗК. В порядке уголовного судопроизводства право частной собственности прекращается путем конфискации земельного участка, т.е. безвозмездно. Конфискация производится только по решению суда по искам государственных либо муниципальных органов, наделенных полномочиями изымать земельные участки.

После наложения административного штрафа земельный участок изымается у собственника по решению органа государственной власти либо органа местного самоуправления , уполномоченного принимать решения об изъятии земельного участка, если собственник известил соответствующие органы о своем согласии на изъятие в письменном виде. В случае его несогласия государственные либо муниципальные органы имеют право требовать изъятия земельного участка в суде. В этих случаях земельный участок подлежит продаже, т. е. выкупается, а полученная от продажи стоимость компенсируется собственнику. Право изъятия земельных участков принадлежит органам, предоставившим такие участки, хотя до конца процедура, которая бы позволила проследить судьбу изымаемого земельного участка, неизвестна. К примеру, в чью собственность — РФ, субъектов РФ либо местных органов самоуправления перейдут земельные участки, если учесть, что в соответствии с ЗК РСФСР 1991 г. земельные участки в большинстве своем предоставлялись по решению органов местного самоуправления независимо от формы собственности , Да и сама государственная собственность в значительной степени вообще не была разграничена. Однако по смыслу ЗК 2002 г. принудительно изъятый земельный участок должен вернуться к первоначальному собственнику, а решения об изъятии, равно как и о Предоставлении участка по каждой форме собственности (федеральной, субъектной, муниципальной), могут приниматься только соответствующим собственником.

В соответствии со ст. 214 ГК земельные участки, не находящиеся в собственности граждан или юридических лиц , являются государственной собственностью. Однако как таковая она юридически Не существует, и по отношению к государственной собственности Действует режим разграничения собственности, установленный Федеральным законом от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Возможным решением этой проблемы может быть формула, по которой земельный участок независимо от органа, который принял решение о его предоставлении, после изъятия переходит в государственную собственность, а затем уже в соответствии с процедурой разграничения признается федеральной, субъектной либо муниципальной собственностью . Такая же проблема может возникнуть и с принудительным изъятием земель у владельцев и пользователей за ненадлежащее использование. Недостаточно ясна также легитимность административных решений о принудительном изъятии, даже при добровольном согласии на это собственника. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ граждане и организации не могут быть лишены своего имущества, к которому относится земельный участок, иначе как по решению суда.

Особые условия действуют для принудительного прекращения прав собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Так, заявление в суд в этом случае направляется органом государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления. Изъятый земельный участок поступает соответственно в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность. При этом принудительное изъятие возможно, если ненадлежащее использование земельного участка повлекло причинение экологического вреда, в том числе земле как природному объекту.

Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и безвозмездного срочного пользования за ненадлежащее использование производится во всех случаях без компенсации стоимости земельного участка и преимущественно в административном порядке. Судебные процедуры применяются только в случае неустранения земельных правонарушений после вынесения предупреждения о возможном изъятии. Применительно к безвозмездному срочному пользованию в случае, если земельный участок был предоставлен на один год, его неиспользование в течение трех лет не может быть основанием изъятия.

В соответствии с установленным ЗК административным порядком привлечения к ответственности при выявлении правонарушения органы государственного земельного контроля налагают административный штраф и одновременно выносят предупреждение об устранении допущенных правонарушений в установленный для этого срок. Предупреждение также содержит указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения правонарушения. Если правонарушение в установленный срок не было устранено, то органы госземконтроля направляют материалы в органы, уполномоченные выносить решения о принудительном изъятии земельного участка, которые на основании полученных материалов направляют в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

Право аренды, в отличие от иных прав на землю, прекращается по тем же основаниям, но только по инициативе арендодателя. Примечательно, что для изъятия земельного участка у арендатора достаточно в качестве основания только закона (ст. 46 ЗК), и арендодатель может прекратить право аренды за ненадлежащее использование, даже если такие условия пользования не были предусмотрены договором аренды . Земельное законодательство устанавливает ограничения на прекращение права аренды, которое не допускается в период полевых сельскохозяйственных работ и в иных установленных федеральными законами случаях.

Прекращение права на земельный участок подлежит государственной регистрации и может быть обжаловано в суд. При прекращении прав на земельный участок его основное целевое назначение сохраняется. При изъятии земельного участка сельскохозяйственного назначения земельный участок передается в фонд перераспределения земель (ст. 80 ЗК). Принудительное изъятие земельного участка не освобождает правонарушителя от возмещения причиненного вреда.

Под земельным правонарушением понимается виновное противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ, иными федеральными законами и законами субъектов РФ земельного строя, порядка управления и правил пользования землей, порядка охраны земель как природного объекта и природного ресурса, а также против земельных прав и интересов граждан и юридических лиц. Земельное правонарушение представляет собой негативное социальное явление, посягающее на существующий земельный правопорядок. Субъектами земельных правонарушений могут быть как российские, так и иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства. Часто субъектами земельных правонарушений выступают должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления. Объектами земельных правонарушений могут быть: порядок использования и охраны земель; право собственности на землю; иные вещные или обязательственные права граждан и юридических лиц. В качестве основания ответственности выступает наличие в законе прямого указания о применении соответствующих мер ответственности за противоправное поведение. Субъект правонарушения несет ответственность только в том случае, если закон признает его поведение (действие или бездействие) противоправным. Действующее законодательство не предусматривает применение мер уголовной и дисциплинарной ответственности к юридическим лицам (предприятиям, организациям, учреждениям). Применение мер гражданско-правовой ответственности обусловлено фактом наступления полной гражданской дееспособности. Возможность применения мер административной ответственности связана с достижением правонарушителем 16-летнего возраста. Возрастные ограничения уставлены и для граждан, совершивших уголовно-наказуемые деяния.

В зависимости от совершенного противоправного деяния выделяют следующие виды ответственности:

  • 1) гражданско-правовая;
  • 2) дисциплинарная;
  • 3) административная;
  • 4) уголовная. Гражданско-правовая ответственность имеет имущественное содержание, а ее меры носят имущественный характер. Такая ответственность выполняет функцию имущественного воздействия на правонарушителя и является одним их методов экономического регулирования общественных отношений. Так, И.А. Иконицкая предлагает различать: а) причинение вреда и убытков гражданам и юридическим лицам в результате нарушения земельного законодательства; б) возмещение вреда, причиненного земле как природному ресурсу, лицами, имеющими права на земельные участки Земельное право Российской Федерации: Учебник / И.А. Иконицкая, Академический правовой ун-т, Ин-т государства и права РАН. - М.: Юристъ, 2002. с. 67. . Так, при самовольном занятии земельного участка, находящегося в чьем-либо пользовании, землепользователю, как правило, причиняется имущественный вред, который в соответствии с требованиями гражданского законодательства должен быть возмещен причинителем вреда. Возмещение убытков пользователям земли (собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам) есть не что иное, как гражданско-правовая ответственность перед лицом, которому причинены эти убытки. Она предусматривается ст.15, 16, 329, 1064 и другими статьями ГК РФ. В них содержатся правила о возмещении убытков предприятиям, организациям, учреждениям, гражданам, которые причиняются последним вследствие совершенного правонарушения, а также неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств. В этой сфере следует выделить случаи причинения вреда землям источниками повышенной опасности, урегулированные ст.1079 ГК РФ. Ответственность собственников этих источников причинения вреда наступает без вины причинителя. Освобождение их от возмещения вреда наступит, если они докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы (ст.1083 ГК РФ). Кроме того, имеется специальное отраслевое - земельное, лесное, водное и экологическое законодательство, устанавливающее имущественную ответственность в области использования и охраны земельных и других природных ресурсов. Право собственности защищается прежде всего вещно-правовыми способами: предъявлением иска об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) и иска об устранении нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск). Эти иски предусмотрены ст.301, 304 ГК РФ. Такими же способами защищаются права владельцев, не являющихся собственниками, но владеющих имуществом на основании закона или договора. Подобные способы эффективны. Защита прав законных владельцев земельных участков, таким образом, осуществляется, если вред не причинен самим участкам. Сущностью правонарушения, как правило, выступает причиненный вред в виде убытков, причиненных субъектам земельных отношений, определение которых дано в ст.15 ГК РФ и ст.76 ЗК РФ. Причинителями вреда могут быть субъекты, связанные с владельцами земельных участков договорами (арендаторы, временные пользователи и пр.) и иными основаниями и не связанные с потерпевшей стороной. Тогда правонарушение выступает в виде договорной ответственности. В последнем случае оно выступает как внедоговорное правонарушение. Гражданское правонарушение, как правило, составляют следующие условия: противоправность действия, наличие вреда, причинная связь между противоправным действием и причиненными убытками и вина причинителя вреда. В статье 62 ЗК РФ говорится об ответственности виновных лиц, однако возможна и безвинная ответственность, установленная гражданским законодательством по отношению к владельцам источников повышенной опасности. Основанием здесь служат нормы статей гл.59 ГК РФ об обязательствах вследствие причинения вреда. Органам государственного контроля за правильным использованием и охраной земель необходимо различать правомерное причинение убытков и неправомерное, т.е. вследствие нарушения земельного законодательства. Для сторон, спорящих о размере возмещения убытков, различия могут заключаться в том, что при отсутствии нарушений законодательства, т.е. в тех случаях, когда убытки причиняются правомерно, на основании решения компетентных государственных органов (например, при изъятии земельного участка, при его резервировании) или в силу заключенного договора могут быть отступления от общего правила полного возмещения убытков. При неправомерном причинении убытков уменьшение объема их возмещения невозможно, так как в противном случае поощрялся бы правонарушитель, что, конечно, нелогично и несправедливо. Субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать ограничения в объеме возмещения убытков, например изменить содержание ст.15 ГК РФ и ст.76 ЗК РФ, так как решение этих вопросов отнесено к исключительному ведению органов Российской Федерации. В законах, принимаемых субъектами РФ, в соответствующих статьях делаются отсылки к гражданскому законодательству РФ. И хотя вопросы земельного законодательства отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ, последние не вправе устанавливать ограничения, противоречащие федеральному законодательству. По мнению автора, такая система является вполне логичной и обоснованной. Возмещение убытков является в соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты прав граждан и организаций. Убытки, причиненные нарушением прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков, а также арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, например восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств. Убытки представляют собой прежде всего экономический (материальный) урон. В состав убытков входят реальный ущерб, т.е. стоимость утраченного имущества и те затраты, которые лицо, чье право нарушено, понесло или должно будет понести для восстановления своего права (п.2 ст.15 ГК РФ). К числу убытков также относятся неполученные доходы, которые при обычных условиях могли быть получены. Такие доходы называют упущенной выгодой. Убытки могут быть причинены в результате как правомерных (например, в результате изъятия используемого для выращивания сельскохозяйственных культур земельного участка под строительство федеральной дороги), так и неправомерных действий (например, уничтожение имущества путем поджога).

Кроме термина "убытки" при нанесении урона в законодательстве используется термин "вред". Обычно о причинении вреда говорят, когда урон наносится жизни и здоровью человека (физический и моральный вред) и окружающей природной среде (экологический вред). Однако термин "вред" может быть использован в качестве общего для обозначения урона любого вида. Именно в таком значении он применяется в гл.59 ГК РФ. При причинении вреда возникают обязательства вследствие причинения вреда. Такие обязательства являются внедоговорными: они, как правило, возникают между лицами, не состоящими в договорных отношениях. Это является еще одним отличием вреда и убытков, которые причиняются друг другу сторонами в договорных отношениях. Вред может быть причинен в результате действия или бездействия.

Например, в результате загрязнения окружающей среды (действие) или при непринятии мер по предотвращению эрозии почв (бездействие). Вред обычно причиняется в результате совершения противоправных действий. Помимо противоправности деяния основаниями (условиями) для возмещения вреда служат: причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом (вредом), а также вина причинителя. При определении размера возмещения убытков применяется общее правило: размер вреда устанавливается по ценам, существовавшим на момент возмещения вреда (ст.393 ГК РФ). Положения гражданского законодательства о возмещении вреда находят свое отражение в земельном законодательстве. Согласно ст.62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, в том числе упущенная выгода, подлежат возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Статья 76 ЗК РФ предусматривает, что юридические лица и граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Следует отметить, что Земельный кодекс РФ в двух разных статьях (62 и 76) регулирует один и тот же вопрос: возмещения убытков и возмещения вреда, рассматривая эти понятия как различные. Между тем традиционно в гражданском праве считается, что термин "ущерб" является синонимом термина "вред". С понятиями "вред" и "ущерб" соприкасается понятие "убыток". Убыток - это денежная оценка имущественного вреда* (9).

Что касается гражданско-правовой (имущественной) ответственности за земельные правонарушения, то в ст.76 ЗК РФ в перечне лиц, обязанных возмещать причиненный ущерб, присутствуют только граждане и юридические лица. Гражданским кодексом РФ в составе субъектов гражданско-правовых отношений указываются не только граждане и юридические лица, но и РФ, субъекты РФ и муниципальные образования, которые Земельным кодексом РФ не включены в состав юридических лиц. В подтверждение этого приведем следующие доводы. В соответствии со ст.57 ЗК РФ государство и муниципальные образования обязаны возмещать ущерб, причиняемый изъятием земельных участков для государственных или муниципальных надобностей. Эти случаи определяются как правомерно причиняемый ущерб. Однако ущерб может причиняться не только правомерным изъятием, но и неправомерными государственными актами либо действиями должностных лиц государства и органов местного самоуправления. И в этих случаях государство и его органы выступают субъектами земельных правонарушений"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25. 10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28. 12.2013) Ст. 57 . Земельно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства выражается в принудительном прекращении прав на земельный участок собственника, владельца, пользователя, арендатора за совершение нарушений земельного законодательства, предусмотренных законом, путем его безвозмездного изъятия. В науке вопрос о самостоятельности земельно-правовой ответственности остается спорным.

Земельно-правовая ответственность самостоятельна, поскольку меры земельно-правовой ответственности наступают за нарушение земельного правопорядка, охраняемого нормами земельного права; содержание и порядок применения этих мер устанавливается земельным законодательством; они имеют принудительный характер, отличаются от мер иных видов юридической ответственности. Основанием для применения мер земельно-правовой ответственности является нарушение земельного законодательства. Все изложенное подтверждает самостоятельный характер земельно-правовой ответственности. В Земельном кодексе РФ присутствуют нормы, посвященные правовой специфике прекращения и ограничения прав на землю. В данном случае можно увидеть взаимодействие между ЗК РФ и ГК РФ. В частности, ст.44 ЗК РФ прямо отсылает к нормам, установленным гражданским законодательством, а ст.287 ГК РФ, в свою очередь, отсылает к нормам земельного законодательства. Дисциплинарная ответственность устанавливается Трудовым кодексом РФ "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30. 12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02. 04.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13. 04.2014) Ст. 195.

За нарушение трудовой дисциплины администрациями предприятий, учреждений, организаций накладываются по отношению к должностным и другим работникам следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. При наложении дисциплинарного взыскания следует учитывать тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он совершен. В соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными правовыми актами могут быть установлены для отдельных категорий работников и иные дисциплинарные взыскания. Дисциплинарный проступок совершается в форме действия и бездействия. Бездействие выражается в неисполнении работником своих трудовых обязанностей. Субъективную сторону дисциплинарного проступка образует вина в форме умысла или неосторожности. К дисциплинарной ответственности могут привлекаться работники организаций за невыполнение трудовых обязанностей, которые связаны с соблюдением земельного законодательства.

Дисциплинарная ответственность может быть наложена также на руководителей организаций в случае дачи ими противоправного распоряжения подчиненным, выполнение которого повлекло нарушение норм земельного законодательства.

Административная ответственность наступает за совершение административного проступка, т.е. противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Кодекс об административных правонарушениях РФ 2001 г. предусматривает штрафы за следующие виды земельных правонарушений в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы; уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей веществами и отходами производства и потребления (ст.8.6 КоАП РФ); невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей (ст.8.7 КоАП РФ) и т.д. Уголовная ответственность за нарушения земельного законодательства предусмотрена ЗК РФ, а установлена УК РФ.

Уголовная ответственность наступает за совершение преступления, которым признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ (объект преступления, объективная сторона, субъект преступления, субъективная сторона). Так, например, УК РФ предусматривает уголовную ответственность за порчу земли (ст.254 УК РФ) "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13. 06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03. 02.2014) Ст. 254, т.е. за отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, если данные деяния повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Цель данной статьи - охрана земли как ценнейшего национального достояния, средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей хозяйства путем предотвращения ее от порчи, т.е. ухудшения качественного состояния земель вследствие нарушения правил хозяйственной или иной деятельности, объектом которой является земля.

Похожие публикации