Земли печален вид история создания. Анализ стихотворения тютчева еще земли печален вид

Кратко анализ стих-я "Еще земли печален вид"

  1. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ "ЕЩЕ ЗЕМЛИ ПЕЧАЛЕН ВИД" ТЮТЧЕВА

    Стихотворение, "Еще земли печален вид", написанное в жанре этюда-зарисовки,
    поражает своей глубиной и скрытой идеей. Тютчев, как поэт-философ, выражает
    свои глубокие мысли о связанности окружающего мира и человеческой души
    в пейзажной лирике.
    Тема этого произведения приход весны. Этого радостного события для всех
    без исключения. Поэт очень красочно и с чувством описывает этот прекрасное
    время года:
    А воздух уж весною дышит
    Еще природа не проснулась
    Но сквозь редеющего сна
    Весну послышала она,
    И ей невольно улыбнулась

    В создании картины прихода весны помогают образы стебля, земли, елей:

    И мертвый в поле стебль колышет,
    И елей ветви шевелит
    Здесь создается странный контраст слов мертвый колышет,
    он олицетворяет борьбу жизни и смерти, живительной силы весны
    с губительным опустошением зимы. Это же подчеркивает
    противопоставление в начале стихотворения:
    Еще земли печален вид,
    А воздух уж весною дышит
    Композиционно стихотворение разделено на две части.
    Первая описание природы. А во второй части
    описание состояние души человека:
    Душа, душа, спала и ты
    Но что же вдруг тебя волнует,
    Твой сон ласкает и целует
    И золотит твои мечты?...
    Природа и человеческая душа испытывают одинаковые чувства,
    и они оба спят зимой и просыпаются с приходом весны:
    Но сквозь редеющего сна,
    Весна послышала она,
    И ей невольно улыбнулась
    .
    Душа, душа, спала и ты.
    Природа улыбается весне, радуясь жизни и веселья всего живого.
    Даже воздух и тот дышит весною, настолько велика ее сила:
    А воздух уж весною дышит
    Главная идея стихотворения душа и природа очень похожи,
    они испытывают одинаковые чувства в связи с приходом весны,
    оба пробуждаются от долгой спячки, а значит, они единое целое.
    Они неотделимы друг от друга, так как душа и природа живут
    в гармонии с друг другом, сливаясь друг с другом.
    Образ души очень тонко проработан писателем и описывается
    через риторические вопросы и явления природы:
    Твой сон ласкает и целует
    И золотит твои мечты?
    Блестят и тают глыбы снега,
    Блестит лазурь, играет кровь
    Или весенняя то нега?...
    Или то женская любовь?...
    Частые риторические вопросы во второй части стихотворения
    притягивают внимание, будят мысли, рождают образы и идеи
    в голове читателя, настраивая его на философский лад или
    заставляя думать о родстве души и природы. Многоточие придает
    картине незаконченность, позволяя читателю домыслить ее.
    Для создания более полного и красочного образа весны автор
    использует олицетворение (воздух дышит, еще природа не проснулась,
    послышала она и ей улыбнулась), эпитеты (редеющего сна,
    весенняя нега, женская любовь, мертвый стебль), метафоры
    (золотит твои мечты, играет кровь).
    Стихотворение Тютчева Еще земли печален вид имеет яркую
    самобытную идею, которая раскрывается во всей лирике поэта.
    Стремление понять человека через природу и увидеть их сходство
    было использовано многими писателями еще до Тютчева, но столь
    широкое раскрытие данная поэтическая идея получила только
    в лирике Тютчева.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Фёдор Иванович Тютчев

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

Впервые стихотворение «Еще земли печален вид…» было опубликовано уже после смерти Тютчева — в 1876 году. Точная дата его создания неизвестна. Литературоведам удалось выяснить, что произведение написано не позднее апреля 1836-го. Соответственно, оно относится к раннему периоду творчества поэта.

Основной прием, на котором строится «Еще земли печален вид…», — это психологический параллелизм, то есть человеческая душа сопоставляется с природой. Стихотворение можно разделить на две части. Сначала поэт рисует пейзаж. Перед читателями предстает природа конца февраля — начала марта. Уже в первых строках Тютчеву удается очень точно описать раннюю весну. Многие исследователи творчества Федора Ивановича отмечали его удивительную способность изобразить при помощи буквально пары деталей полную картину. Печальный вид еще не проснувшейся после зимы земли передается едва ли не через одну-единственную строку: «И мертвый в поле стебль колышет». При этом создается своеобразное противопоставление. Несмотря на то, что природа спит, воздух уже дышит весной.

Мартовское пробуждение после долгой зимы ждет и человеческую душу. Об этом Тютчев говорит во второй части стихотворения. Весна — пора любви, возрождения, радости, время ликования для души. Подобные мысли встречаются не только в рассматриваемом произведении Федора Ивановича, но и в некоторых других («Нет, моего к тебе пристрастья…», «Весна»). Стоит обратить внимание на глаголы, употребленные поэтом: «целует», «ласкает», «золотит», «волнует», «играет». Все они ассоциируются с нежностью, любовью. В финале стихотворения образы человеческой души и природы сливаются воедино, что характерно для лирики Тютчева. Последние четыре строки явно пересекаются с «Весенними водами»: тот же блестящий на солнце, практически растаявший снег, то же ощущение счастья, полноты бытия, радости от пробуждения после долгого сна.

Тютчев — мастер пейзажной лирики. Добиться поразительной точности в описаниях поэту удавалось благодаря бесконечной любви к природе. Он искренне считал ее одушевленной. Согласно философским идеям Федора Ивановича, человек должен пытаться постичь и понять природу, но сделать это практически не представляется возможным. Взгляды Тютчева формировались в основном под влиянием немецкого мыслителя Фридриха Шеллинга с его восприятием природы как живого организма.

Стихотворение, "Еще земли печален вид", написанное в жанре этюда-зарисовки, поражает своей глубиной и скрытой идеей. Тютчев, как поэт-философ, выражает свои глубокие мысли о связанности окружающего мира и человеческой души в пейзажной лирике.

Тема этого произведения – приход весны. Этого радостного события для всех без исключения. Поэт очень красочно и с чувством описывает этот прекрасное время года:

А воздух уж весною дышит…

Еще природа не проснулась

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась…

В создании картины прихода весны помогают образы стебля, земли, елей:

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит…

Здесь создается странный контраст слов “мертвый” – “колышет”, он олицетворяет борьбу жизни и смерти, живительной силы весны с губительным опустошением зимы. Это же подчеркивает противопоставление в начале стихотворения:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит…

Композиционно стихотворение разделено на две части. Первая – описание природы. А во второй части – описание состояние души человека:

Душа, душа, спала и ты…

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?...

Природа и человеческая душа испытывают одинаковые чувства, и они оба спят зимой и просыпаются с приходом весны:

Но сквозь редеющего сна,

Весна послышала она,

И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты….

Природа улыбается весне, радуясь жизни и веселья всего живого. Даже воздух и тот дышит весною, настолько велика ее сила:

А воздух уж весною дышит…

Главная идея стихотворения – душа и природа очень похожи, они испытывают одинаковые чувства в связи с приходом весны, оба пробуждаются от долгой спячки, а значит, они единое целое. Они неотделимы друг от друга, так как душа и природа живут в гармонии с друг другом, сливаясь друг с другом. Образ души очень тонко проработан писателем и описывается через риторические вопросы и явления природы:

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь…

Или весенняя то нега?...

Или то женская любовь?...

Частые риторические вопросы во второй части стихотворения притягивают внимание, будят мысли, рождают образы и идеи в голове читателя, настраивая его на философский лад или заставляя думать о родстве души и природы. Многоточие придает картине незаконченность, позволяя читателю домыслить ее. Для создания более полного и красочного образа весны автор использует олицетворение (“воздух дышит”, “еще природа не проснулась”, “послышала она и ей улыбнулась”), эпитеты (“редеющего сна”, “весенняя нега”, “женская любовь”, “мертвый стебль”), метафоры (“золотит твои мечты”, “играет кровь”).

Стихотворение Тютчева “Еще земли печален вид” имеет яркую самобытную идею, которая раскрывается во всей лирике поэта. Стремление понять человека через природу и увидеть их сходство было использовано многими писателями еще до Тютчева, но столь широкое раскрытие данная поэтическая идея получила только в лирике Тютчева.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Еще земли печален вид..."

Ода единству с природой

Федор Иванович Тютчев - известный поэт, который в своем творчестве часто обращался к глубоким философским размышлениям, в особенности во взаимоотношениях между душой человека и окружающим миром. Стихотворные пейзажи Тютчева очень символичны, в них отчетливо отражаются философские мысли, а изображение природы неразрывно с внутренними переживаниями самого автора. Стихотворение «Еще земли печален вид…» - яркое тому подтверждение. В первой половине этого стихотворения автор описывает состояние природы ранней весной, ее пробуждение. А во второй - о пробуждении души человеческой.

Природа ранней весны, в описании Тютчева, показана в самом начале своего пробуждения:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит

Весна еще не пришла, «…еще природа не проснулась», но весть о ее приходе уже наполняет все вокруг. Ее дыхание уже близко. Сон, которым спит все вокруг, уже не столь крепкий каким был зимою. Здесь автор использует сравнение «редеющий» сон, сквозь который немного слышится то, что происходит вокруг. Весенний ветерок, легким дуновением пытается коснуться каждой веточки, каждого стебелька, чтобы пробудить ото сна и сообщить радостную весть - приход весны. И природа отвечает взаимностью, эта новость ее радует:

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Во второй части стиха автор обращается к своей душе, которая подобно зимней природы, тоже спала, но общее пробуждение коснулось и ее. Пробуждение своей души, Тютчев описывает очень романтично и нежно, используя такие глаголы: волнует, ласкает, целует, золотит. Душа человеческая, как и сама природа, с приходом весны обретает некое особенное состояние мечтательности и романтичности - она оживает. Душа чутко отзывается на приход весны, ожидая изменений в лучшую сторону, ожидая чего-то светлого и чистого. Здесь автор использует сравнение весеннего обновления природы, и человека, указывает на живую связь между ними. Несколько раз, используя многоточие, Тютчев призывает поразмыслить, увидеть и понять ту неразрывную нить, которая соединяет воедино все живое. Идея единства человека и природы проходит через все творчество поэта.

Похожие публикации