«Безлимитная» миграция как угроза национальной безопасности России. Миграциология Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности рф

(Смирнова В. А.) («Миграционное право», 2009, N 1)

НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. А. СМИРНОВА

Смирнова В. А., советник Управления иммиграционного контроля ФМС России, кандидат юридических наук.

В современном мире в эпоху глобализации вопросы регулирования иммиграционных процессов приобретают важнейшее значение, поскольку позитивные и негативные стороны этого явления оказывают весомое воздействие на развитие любого государства мира. Умение наладить управление этими процессами является сегодня одним из основных показателей эффективности деятельности органов государственной власти. Каждое государство так или иначе испытывает на себе действие упомянутых процессов, рассматривая их в качестве одного из важнейших аспектов национальной безопасности. При этом очевидно, что оценка миграционной ситуации, выработка способов ее решения могут быть различны, поскольку они обусловливаются такими исторически определенными факторами, как состояние экономики, правовое обеспечение миграции, социальной сферы, демографическая ситуация, а также политическими установками государства. В зависимости от этого государство вырабатывает соответствующую программу по регулированию миграционных процессов <1>. ——————————— <1> Попов Г. Г. Миграционная безопасность России: институционально-правовой анализ: Автореферат к. ю.н. М., 2006.

В связи с этим проблема обеспечения миграционной безопасности как составного структурного элемента национальной безопасности государства представляется сегодня весьма актуальной. Миграционная безопасность — это состояние юридической защищенности интересов личности, общества и государства, которые могут быть подвержены угрозам в результате въезда в Российскую Федерацию, выезда из нее, пребывания и проживания на территории страны как иностранных граждан и лиц без гражданства, так и граждан Российской Федерации, институционально предполагающее систему правовых норм, обеспечивающих доминанту национальных интересов в сфере регулирования миграционных процессов <2>. ——————————— <2> Там же.

Несомненно, что незаконная (нелегальная) миграция определяется как основная угроза в сфере миграционной безопасности, достигающая в российском варианте высоких показателей опасности. Незаконность — это юридическая форма миграционного процесса, которая может предполагать очень широкое и разнообразное содержание. Иначе говоря, многие общественные явления и процессы могут протекать в форме незаконной миграции, значительно отличаясь друг от друга. Это объясняет разноплановость воздействия незаконной миграции на общество и государство. Незаконная миграция как явление затрагивает многие сферы жизнедеятельности общества. В политической сфере она выступает непосредственной угрозой безопасности страны, ее геополитическим интересам и международному имиджу; в экономической — способствует расширению масштабов теневой экономики, развивающейся вне налогового и другого экономического законодательства, изъятию из финансового оборота значительной доли денежных средств, в том числе путем вывоза их за рубеж, обострению ситуации на рынке труда и вытеснению с него российских фирм и работников; в социальной — приводит к усилению социальной напряженности и ксенофобии, в значительной степени осложняет криминальную ситуацию. Полагаем возможным согласиться с мнением ряда исследователей, которые считают, что незаконная миграция — это въезд в определенную страну, пребывание на ее территории и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан <3>; произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на ее территории, а также выезд с территории страны ее граждан с нарушением законодательства, регулирующего порядок их выезда <4>. ——————————— <3> Магеррамов М. А. Нелегальная миграция: понятие, общественная опасность, уголовно-правовое и криминологическое противодействие (по материалам России и Азербайджана). <4> Баранник М. И. Криминологические и правовые проблемы борьбы с незаконной миграцией // URL: http://www. crime. vl. ru/index. php? p=1102&more;=1&c;=1&tb;=1&pb;=1.

Незаконная миграция — это общественно опасное, динамично развивающееся явление, угрожающее интересам национальной безопасности России и международного сообщества в целом. В системе данного явления можно выделить: 1) нелегальную миграцию и незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации; 2) общеуголовную преступность мигрантов; 3) организованную национал-этническую преступность мигрантов; 4) терроризм; 5) наркобизнес; 6) торговлю людьми <5>. ——————————— <5> Джафаров С. А. Национальная безопасность России (аспекты: гражданство, иностранцы, транснациональная незаконная миграция). М., 2007.

В целом незаконная миграция выступает в качестве одной из существенных детерминантов международной преступности в ее наиболее прибыльной сфере. По уровню доходности бизнес, обеспечивающий незаконное перемещение мигрантов, занимает третье место после контрабанды наркотиков и оружия. Незаконная миграция поэтапно превратилась в отлаженный криминальный бизнес с разветвленной структурой, миллионным количеством вовлеченных лиц и огромным оборотом финансового капитала. Серьезность проблемы незаконной миграции связана, во-первых, со сложностью определения количественных параметров явления; во-вторых, с неоднозначностью и разноплановостью вызываемых ею последствий; в-третьих, с концептуальной непроработанностью проблемы нелегальной миграции в условиях глобальной реструктуризации мировой экономики; и, наконец, в-четвертых, с чрезвычайной сложностью борьбы с указанным явлением. В структуре незаконной миграции на территорию Российской Федерации наибольший удельный вес принадлежит гражданам и лицам без гражданства из стран, ранее входивших в состав бывшего СССР и ряда других государств, как правило, отличающихся нестабильностью политических режимов и экономик, а также низкой емкостью рынков труда. В общем потоке незаконной миграции, направленном на территорию Российской Федерации из стран Содружества Независимых Государств, преобладают выходцы из Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Армении и Киргизии. Кроме стран СНГ к числу основных государств-доноров незаконной миграции в Россию можно отнести Китай, Вьетнам, Афганистан, Иран, Пакистан, Анголу и Шри-Ланку. Среди трех составляющих незаконной миграции — незаконный (нелегальный) въезд, незаконное пребывание и нелегальная трудовая деятельность — наиболее характерным для Российской Федерации является осуществление трудовой деятельности с нарушением действующего законодательства. Решение проблемы требует не только карательных действий в отношении правонарушителей, применения к ним мер государственного принуждения, но и комплекса мер по предотвращению и борьбе с незаконной миграцией. В этой связи в условиях происходящих процессов мировой глобализации, существующих в Российской Федерации проблем совершенствование правовых основ противодействия незаконной миграции должно быть направлено на решение следующих задач: с одной стороны, на ужесточение ответственности за нарушение миграционного законодательства, а с другой — максимально возможное упрощение процесса приобретения иностранными гражданами правового статуса пребывания на территории Российской Федерации. Представляется, что меры, предусмотренные действующим законодательством, оправданны и своевременны, они соответствуют сложившейся мировой практике борьбы с нелегальной миграцией. За последнее время совместными усилиями органов законодательной и исполнительной власти был разработан и принят ряд законодательных актов, которые направлены на решение указанных задач. Так, 18 июля 2006 г. были обнародованы Федеральные законы: N 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; N 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции». Внесенные в законодательные акты изменения упростили процедуру приобретения иностранными гражданами правового статуса на территории Российской Федерации. Это выразилось в изменении характера учета иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации: ранее существовавший разрешительный порядок учета был заменен на уведомительный. Кроме этого, были предоставлены преимущества в трудоустройстве гражданам иностранных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан. Была упрощена процедура получения разрешения на работу иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Одновременно была усилена ответственность за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: существенно увеличен размер административных штрафов за нарушение правил пребывания, проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации. Принятие нового миграционного законодательства, в значительной степени упростившего процедуру приобретения иностранными гражданами правового статуса на территории Российской Федерации, позволило в несколько раз увеличить количество иностранцев, законно осуществляющих трудовую деятельность. Например, в 2008 г. сотрудниками территориальных органов ФМС России составлено более 2 млн. протоколов по фактам нарушения российского миграционного законодательства (ст. 18.8 — 18.17, ч. 3 ст. 19.3, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, 19.6, 19.7, 19.15 — 19.18, 19.27 КоАП РФ), что на 8,6% больше по сравнению с 2007 г. По итогам 2007 г. на нарушителей миграционного законодательства Российской Федерации были наложены штрафные санкции в размере 4 млрд. 605 млн. 248 тыс. руб., из которых реально взыскано 2 млрд. 537 млн. 9 тыс. руб. Для сравнения: в 2006 г. было наложено административных штрафов на сумму 2 млрд. 733 млн. 953 тыс. руб., из которых взыскано 1 млрд. 632 млн. 730 тыс. руб. За 12 месяцев 2008 г. за совершение административных правонарушений в сфере миграции наложено штрафных санкций на сумму 6 млрд. 80 млн. 164,4 тыс. руб., из которых взыскано 3 млрд. 256 млн. 166,6 тыс. руб. Еще одним этапным шагом в деле противодействия незаконной миграции было внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации. В 2004 г. Кодекс был дополнен новой нормой, установившей уголовную ответственность за организацию незаконной миграции, максимальный размер которой составляет пять лет лишения свободы. За 12 месяцев прошедшего года территориальными органами Службы направлено 973 материала для возбуждения уголовных дел по ст. 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации — «Организация незаконной миграции». Возбуждено 373 уголовных дела по фактам совершения данного правонарушения. К уголовной ответственности привлечено 74 человека. Необходимо отметить, что в настоящее время наиболее эффективными механизмами противодействия незаконной миграции являются административное выдворение и депортация. В соответствии со ст. 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение — это мера административного наказания, устанавливаемая в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, нарушавших режим пребывания на территории Российской Федерации, и назначаемая судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российской Федерации — соответствующими должностными лицами. Решения об административном выдворении в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства принимаются в судебном порядке (за исключением случаев, когда такие решения могут принимать представители пограничных органов) на основании материалов, подготовленных уполномоченными на это должностными лицами. В 2008 г. за совершение административных правонарушений в сфере миграции судебными органами было вынесено 22 402 постановления об административном выдворении. В отличие от административного выдворения, депортация — это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации <6>. ——————————— <6> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

Депортация применяется, если иностранному гражданину, например, отказано в удовлетворении ходатайства о признании его беженцем, отказано во временном пребывании, у него истек срок временного пребывания, он лишен вида на жительство, отбыл срок наказания в уголовно-исполнительном учреждении. Также депортирован может быть иностранец, в отношении которого органами власти принято решение о нежелательности его пребывания в связи с угрозой общественной безопасности, здоровью населения и т. д. Принятие решения о депортации или отказе от применения этой процедуры — прерогатива директора ФМС России. Однако законом не регламентирован механизм депортации, что создает большие сложности в определении важнейших элементов процедуры: сроков административного задержания, порядка содержания граждан, которых решено депортировать, в местах лишения свободы, допуска адвокатов, механизмов обжалования. А между тем вопросы, связанные с депортацией, существенно затрагивают права человека. Единственный на сегодняшний день нормативный правовой акт, регулирующий порядок депортации, — Приказ МВД России от 26.08.2004 N 533 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства». Стоит не согласиться с мнением юристов, предлагающих разрешить проблему, внеся соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, — именно потому, что депортация не является наказанием, не предполагает в качестве своего основания какого-то правонарушения. В этой связи в целях законодательного урегулирования указанной процедуры был разработан проект Федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В нем в полном объеме прописана процедура депортации. Проект закона, в частности, включает в себя описание оснований, по которым к гражданину может быть применена депортация, описывает разделение ответственности за процедуру между разными органами государственной власти, предусматривает материальную часть процедуры, устанавливает сроки задержания лица, подлежащего депортации, и сроки рассмотрения необходимых документов. Необходимо еще раз подчеркнуть, что административное выдворение и депортация являются действенными механизмами противодействия незаконной миграции на территорию Российской Федерации. Эффективность применения этих процедур, с учетом безусловного обеспечения прав человека, напрямую зависит от полноты и четкости нормативного правового регулирования их механизма. Несмотря на тенденцию сокращения незаконной миграции, ее масштабы останутся все еще значительными. По-прежнему проникновение на территорию страны иностранцев по недействительным или поддельным въездным документам или вообще без них — достаточно распространенное правонарушение. К тому же до 5% мигрантов являются носителями опасных инфекций, в том числе СПИДа, туберкулеза, гепатита. В этих условиях ставится задача — в самое ближайшее время обеспечить полномасштабный контроль за исполнением законодательства в сфере миграции. От подразделений иммиграционного контроля требуется максимально полный охват всех крупных строительных, жилищно-коммунальных и промышленных объектов, где используется преимущественно иностранная рабочая сила. Наряду с этим постоянное внимание должно уделяться так называемым средним и мелким работодателям-частникам, у которых на неформальной основе заняты гастарбайтеры. Анализируя перспективы дальнейшего сокращения уровня нелегальной занятости мигрантов, необходимо отметить, что в Москве, других крупных городах сложился относительно новый сектор рынка труда — сектор домашних услуг, включающий ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, ремонт квартир и дач, т. е. привлечение иностранных работников физическими лицами. Именно данная категория мигрантов в большинстве своем по-прежнему находится вне правового поля. И для решения этой проблемы готовятся изменения в законодательство, которые позволяют мигрантам осуществлять трудовую деятельность у физических лиц путем приобретения патента, уплачивая в бюджет ежемесячно определенную сумму <7>. ——————————— <7> Из выступления директора Федеральной миграционной службы на расширенном заседании коллегии ФМС России.

Необходимо подчеркнуть, что все большее значение в сфере противодействия незаконной миграции приобретает международное сотрудничество. Данное сотрудничество государств затрагивает ту область интересов, где общая заинтересованность в предотвращении и борьбе с указанным явлением обусловливает и совместные действия, и широкое использование международных механизмов. 15 ноября 2000 г. Резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи были приняты Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и Дополнительные протоколы к ней. Цель данной Конвенции заключается в содействии сотрудничеству в деле более эффективного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней. Особое значение имеет Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию и специально посвященный вопросам борьбы с незаконной миграцией. До принятия данного Протокола, главная цель которого состоит в предупреждении незаконного ввоза мигрантов и борьбе с ним, не было универсального документа, регулировавшего все аспекты незаконного ввоза мигрантов. В Протоколе даются основные термины, касающиеся данного преступления. Так, под незаконным ввозом мигрантов понимается обеспечение с целью получения, прямо или косвенно, какой-либо финансовой или иной материальной выгоды незаконного въезда в какое-либо государство-участник любого лица, которое не является его гражданином или не проживает постоянно на его территории. В ст. 6 Протокол устанавливает обязанности государств-участников принять законодательные акты и другие меры, предусматривающие уголовную ответственность за незаконный ввоз мигрантов, создание условий для незаконного ввоза мигрантов, изготовление поддельных документов на въезд-выезд или удостоверений личности, приобретение, предоставление и владение такими документами, предоставление возможности пребывания в государстве без соблюдения законных требований пребывания в нем. Кроме данного международного договора, существует также ряд документов, принятых в рамках Международной организации труда, касающихся миграции и прав мигрантов. Так, в Конвенции N 97 о трудящихся-мигрантах (1949 г.) закреплено, что всякое лицо, способствующее тайной или незаконной иммиграции, подлежит соответствующему наказанию. В Конвенции N 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения (1975 г.) установлена уголовная ответственность, включая тюремное заключение, для организаторов нелегальной миграции лиц, пытающихся найти в других странах работу, и предпринимателей, незаконно использующих их труд. В рамках своей юрисдикции государства взяли на себя обязательства пресекать эти преступления и привлекать к ответственности преступников независимо от страны их совершения. Федеральная миграционная служба осуществляет свою деятельность по пресечению незаконной миграции в тесном взаимодействии с миграционными ведомствами различных государств. В частности, взаимодействие с компетентными органами стран — участниц Содружества Независимых Государств основано на заключенном 6 марта 1998 г. Соглашении о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией и принятых в его развитие документах, таких, как: — Концепция сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции, одобренная решением Совета глав государств СНГ 16 сентября 2004 г. в г. Астане; — Программа сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции на 2006 — 2008 гг., утвержденная решением Совета глав государств СНГ 26 августа 2005 г. в г. Казани. В 2008 г. была разработана новая Программа сотрудничества государств — участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2009 — 2011 гг. В настоящее время функционируют Советы руководителей миграционных ведомств СНГ и ОДКБ, в центре внимания которых — решение проблемы борьбы с незаконной миграцией. 30 января 2009 г. в г. Москве состоялось совещание руководителей органов государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества по вопросам борьбы с незаконной миграцией и по вопросам миграционной политики, аппаратов советов безопасности и профильных комитетов парламентов государств — членов ОДКБ и ЕврАзЭС, а также четвертое заседание Координационного совета руководителей компетентных органов государств — членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией. По итогам состоявшихся мероприятий выработаны конкретные меры, направленные на повышение координации и эффективности взаимодействия компетентных органов по снижению остроты, минимизации негативных последствий возможного обострения миграционной ситуации и обеспечение должного правового и социально-экономического положения трудящихся-мигрантов. В частности, принято решение о создании «горячей линии» между ФМС России и компетентными органами государств — членов ОДКБ и ЕврАзЭС для оперативного обмена информацией об осложнении обстановки в местах массового пребывания (проживания) трудящихся-мигрантов и осуществления ими трудовой деятельности <8>. ——————————— <8> URL: http://www. fms. gov. ru/press/news/news_detail. php? ID=26930/.

Кроме этого, постоянно расширяется международная договорная база в части сотрудничества в противодействии незаконной миграции. 22 декабря 2006 г. в Киеве было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о реадмиссии. 21 ноября 2008 г. указанное Соглашение вступило в силу. В июле 2007 г. были подписаны Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реадмиссии и Протокол о порядке его реализации. С узбекской стороной были подписаны Соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией и о трудовой деятельности и защите прав мигрантов. В 2006 г. был подписан меморандум между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Финляндской Республики о взаимодействии в борьбе с незаконной миграцией на приграничных территориях. 5 декабря 2008 г. были подписаны два Соглашения между Федеральной миграционной службой и Министерством внутренних дел Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере миграции и о взаимодействии компетентных органов в сфере миграции приграничных регионов в области борьбы с незаконной миграции. 27 октября 2008 г. в Москве подписано Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Социалистической Республикой Вьетнам о реадмиссии. Названное — это лишь отдельные примеры международного сотрудничества ФМС России в сфере противодействия незаконной миграции. В целом все это позволило, даже в условиях нарастания негативных последствий мирового финансового кризиса, обеспечить результативную работу по целому ряду ключевых направлений. Прежде всего, по реализации миграционного законодательства, прогрессивный характер которого убедительно доказан правоприменительной практикой. Предстоит проделать еще значительный объем работы по совершенствованию правовой и организационной базы противодействия незаконной миграции на территорию Российской Федерации.

——————————————————————

  • Становление миграционной системы России
    • Генезис миграционной системы России
    • Сущность миграционной системы России
    • Закономерности, противоречия и основные тенденции развития миграционной системы России
    • Государственно-правовые основы регулирования миграционной системы России
    • Миграция как социально-экономическое явление, объект познания и государственно-правового регулирования
    • Современные подходы к определению сущности понятия «миграция»
    • Сущность, функции и факторы миграции людей
    • Виды миграции людей
    • Информационное обеспечение сферы миграции в России
    • Правовые основы обеспечения информационной безопасности России в сфере миграции
    • Автоматизированные системы управления миграционными процессами и обеспечения информационной безопасности в сфере миграции
    • Обеспечение безопасности в сфере миграции на основе создания единого информационно-правового пространства
  • Сравнительно-правовой анализ миграционных процессов в России и за рубежом
    • Угрозы безопасности России в сфере миграции
    • Концепция основных стадий миграционного процесса
    • Субъекты миграционных правоотношений
    • Зарубежный опыт государственно-правового регулирования миграционных процессов и его приемлемость для совершенствования миграционной политики России
    • Роль международных организаций (ГФММ, MOM, МОТ, УВКБ ООН) в выработке глобальной миграционной политики
    • Характеристика международных конвенций
    • Историко-правовой и сравнительно-правовой анализ, тенденции и перспективы развития МС США, Франции, ФРГ
    • Состояние и основные тенденции развития миграционной системы США
    • Состояние и основные тенденции развития миграционной системы ФРГ
    • Состояние и тенденции развития миграционной системы Франции
    • Особенности решения задач экономической безопасности в сфере регулирования миграционных процессов за рубежом
    • Федеральные органы исполнительной власти в сфере государственно-правового регулирования миграционных процессов
    • Генезис органа управления миграционной системой
    • Место, роль и перспективы развития МВД России и ФМС России в сфере миграционных процессов и обеспечения государственной безопасности
    • Взаимодействие ФМС России с международными и межведомственными органами, организациями и учреждениями, общественными объединениями
    • Основные этапы формирования правовой базы миграционной политики Российского государства
    • Федеральное законодательство в сфере миграции
    • Региональное законодательство в сфере миграции
    • Федеральные и региональные миграционные программы как механизм реализации миграционной политики России
  • Формирование и реализация отечественной миграционной политики
    • Дореволюционная миграционная политика России
    • Советская миграционная политика
    • Миграционная политика современной России
    • Основные этапы формирования и механизм реализации государственной миграционной политики
    • Место, роль и особенности правоотношений органов, организаций и учреждений в миграционной системе России
    • Институциональная структура реализации государственной миграционной политики
    • Общая характеристика деятельности органов государственной власти в сфере миграции
    • Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере миграции
    • Сущность и содержание миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в России
    • Органы миграционного учета, их место и роль в сфере обеспечения безопасности России
    • Регистрация иностранных граждан по месту жительства и их учет по месту пребывания
  • Государственно-правовое регулирование миграционных процессов в России
    • Государственное регулирование правоотношений с соотечественниками в России и за рубежом
    • Основания признания и подтверждение принадлежности к соотечественникам
    • Особенности правоотношений с соотечественниками
    • Полномочия государства в области отношений с соотечественниками
    • Механизм конституционно-правового регулирования процесса переселения в Россию соотечественников
    • Правовое регулирование внешней трудовой миграции в системе обеспечения государственной безопасности России
    • Внешняя трудовая миграция в России: минимизация экономических потерь, обеспечение безопасности
    • Правовое регулирование порядка привлечения иностранных работников и трудоустройства иностранцев в России: правовой статус трудовых мигрантов в России
    • Особенности трудоустройства иностранных граждан в России и российских граждан за рубежом
    • Становление и развитие института российского гражданства как инструмента обеспечения безопасности
    • Политика Российской Федерации в отношении двойного гражданства и обеспечения безопасности
    • Обеспечение государственной безопасности в области производства по делам оформления и выдачи основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации
    • Субъекты правоотношений в вынужденной миграции
    • Механизм конституционно-правового регулирования вынужденной миграции в России
    • Состояние и тенденции государственно-правового регулирования вынужденной миграции в России
    • Основные причины возникновения негативных явлений в сфере миграции
    • Субъективный состав юридической ответственности в сфере миграции
    • Обеспечение безопасности России в части ответственности за нарушение порядка въезда, выезда, транзитного проезда, проживания (пребывания) на территории Российской Федерации
    • Правоприменение в сфере миграции
  • Взаимосвязь миграционных и демографических процессов в системе безопасности России
    • Правовые основы обеспечения демографической безопасности России
    • Государственно-правовые основы обеспечения миграционной безопасности России
    • Миграционный контроль в Российской Федерации как элемент системы государственной безопасности
    • Основные угрозы безопасности России
    • Система иммиграционного контроля России: состояние и перспективы
    • Особенности организации правоохранительной деятельности в сфере миграции в интересах обеспечения безопасности России
    • Перспективы правоохранительной деятельности в сфере миграции в интересах обеспечения государственной безопасности России
    • Влияние демографических процессов на государственно-правовое регулирование сферы миграции
    • Демографическая ситуация в современной России
    • Угрозы государственной безопасности из сферы демографических процессов
    • Взаимосвязь демографических и социально-экономических процессов
    • Модели экономико-демографических процессов
    • Особенности регулирования демографических процессов в России
    • Механизм реализации демографических процессов
    • Государственно-правовые основы становления и развития системы профессионального миграционного образования в России

Угрозы безопасности России в сфере миграции

Государственно-правовое регулирование сферы миграции осуществляется в системе государственной безопасности (конституционная категория в отличие от термина «национальная безопасность», хотя последний более распространен). Наибольшие угрозы государственной безопасности России исходят от нелегальной миграции - глобального явления, в которое вовлечены практически все государства в качестве стран исхода, приема, пребывания, выезда и транзита «нелегалов». Международное сообщество считает Россию страной с неблагоприятной иммиграционной обстановкой. Сотни тысяч незаконно пребывающих на российской территории мигрантов создают реальную угрозу не только для нее, но и для других стран, поскольку многие мигранты используют ее территорию как транзитную для легального и нелегального проникновения в зарубежные страны.

Основными каналами нелегальной миграции на территорию России считаются российско-украинский, российско-казахстанский и российско-китайский (соответствующие участки госграницы). Нелегальные мигранты (до 80%) проникают в страну через российско-казахстанскую границу (протяженность 7591 км), а также с закавказского и западного направлений. Нелегалы концентрированно пребывают в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Приморском, Краснодарском и Хабаровском краях, Амурской, Иркутской, Новгородской и Калининградской областях, республиках Бурятия и Карелия, в Северо-Кавказском регионе. В столичном регионе существуют общины выходцев из Абхазии, Азербайджана, Армении, Афганистана, Вьетнама, Индии, Казахстана, Киргизии, Китая, Нагорного Карабаха, Нигерии, Южной Осетии и других стран.

Остроту проблеме противодействия нелегальной миграции придаст прибытие в Россию нелегальных работников, использующих вполне легальные пути въезда. Создание системы иммиграционного контроля (СИК) призвано обеспечить прозрачность миграционных процессов, снизить масштабы нелегальной миграции, обеспечить реализацию заключенных Россией реадмиссионных соглашений 1 Несмотря на выполнение Плана мероприятий по созданию СИК в России в 2003-2005 ГГ. (21 из 33 мероприятий выполнялись на постоянной основе), такая система в стране не создана. От Плана создания СИК в России в 2006 г., по существу, решено отказаться. . Для противодействия нелегальной миграции систематически организуются и проводятся оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции.

Например, в 2005 г. такие мероприятия проводились в 28 субъектах Федерации МВД России и ФМС России совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами стран СНГ. Выявлено 393 552 нарушения, привлечено к административной ответственности за нарушения правил привлечения и использования иностранных работников - 17 699 чел., режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России - 192 697 чел., за иные правонарушения - 183 156 чел. 2 Прудников А.С., Самойлов B.Л. Деятельность Федеральной миграционной службы: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2007. С. 65-66.

Угрозы государственной безопасности России.

Неуменьшающийся приток иностранцев из стран Юго-Восточной и Средней Азии, Ближнего Востока на территорию России, постепенно изменяющий национальный состав населения ряда регионов страны, ставящий под угрозу ее этническую, культурную и территориальную целостность и, как следствие, наносящий серьезный удар по состоянию безопасности страны.

В районах концентрированного проживания иммигранты нередко выступают за создание национально-культурных автономий, активно внедряются во властные структуры регионального и муниципального уровней, контролируют и управляют ключевыми субъектами хозяйственной, банковской и финансовой деятельности, способствуют процветанию в стране коррупции - одной из угроз государственной безопасности.

Транснациональный размах деятельности экстремистских организаций, широкомасштабный терроризм, тесно связанный с нелегальной миграцией (вербовка и обучение наемников, готовых за деньги участвовать в вооруженном конфликте в любой стране). Так, в вооруженном конфликте России и Грузии (8-12 августа 2008 г.) против российского воинского контингента действовали наемники из Украины, Болгарии, стран Балтии и др.

В политической сфере большую роль играют национальные диаспоры с устойчивыми отношениями сотрудничества и взаимопомощи с этническими криминальными структурами, «подпитываемыми» нелегальными мигрантами. Организованные этнические преступные сообщества вторгаются во многие сферы жизни российского общества на отдельных территориях страны.

В экономической сфере нелегалы - неотъемлемая часть структуры криминального бизнеса . Их влияние сказывается на состоянии экономических отношений, влечет криминализацию российской экономики, расширяет ее теневую составляющую, развивается вне налогового и иного экономического законодательства. Особенности действий нелегалов проявляются через их внедрение в наиболее доходные сферы коммерческой деятельности с выраженным этническим характером (на основе национальных диаспор, созданных на территории России).

Нерегулируемая массовая миграция создает предпосылки для усиления социальной напряженности , обострения отношений между иммигрантами и местным населением. Возникают общины и анклавы, которые, не ассимилируясь, сохраняют свою самобытность, порождая сознательную отчужденность и противопоставление другим этносам. Часто эти люди не знают русского языка, не могут и не хотят адаптироваться к местной культуре, традициям и обычаям живут компактно и замкнуто. Иногда этнические общины предъявляют определенные требования или диктуют их местным жителям с доминантной культурой. Все это встречает стихийный отпор со стороны местных жителей, вызывает социальную напряженность, всплески шовинизма расизма и иных проявлений экстремизма.

Нелегальная миграция иностранных граждан и лиц без гражданства в Россию оказывает существенное влияние на здоровье россиян . Проникая на территорию России нелегально (по недействительным, поддельным, чужим или просроченным въездным документам), легально в целях трудоустройства или законного транзита через территорию страны, иммигранты в большинстве своем не имеют страховых медицинских документов либо срок их действия прекращается почти одновременно с окончанием законного пребывания. Так как часть нелегальных мигрантов вовлечена в сферу торговли либо сферу обслуживания, то при отсутствии должного медицинского обеспечения они превращаются в источники распространения различных заболеваний. До 4,5% мигрантов, как показали выборочные проверки органов здравоохранения, являются носителями опасных инфекций (СПИДа, туберкулеза, гепатита).

Потенциал нелегальной миграции криминогенный, поскольку мигранты, попадая в новые жизненные условия, испытывают естественные социально-бытовые, психологические трудности и образуют специфическую группу повышенного криминогенного риска. Тем не менее, по данным ФМС России, с 2005 г. число преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства имеет неуклонную тенденцию снижения и в 2010 г. составляло в целом по России примерно 3,5% 3 По итогам 2008 г. число иностранцев, имеющих право работать законно, возросло в 4 раза, количество виданных разрешений на работу превысило 2.1 млн.. По расчетам, объем нелегальной трудовой миграции снизился как минимум в два раза. См. выступление директора ФМС России на заседании расширенной коллегии Федеральной миграционной службы 31 января 2009 г. . Максимальный размер штрафных санкций за каждого незаконно работающего мигранта достигает 800 тыс. руб. Для некоторых видов нарушений предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Негативное влияние нелегальной миграции на безопасность страны связано с воздействием на систему миграционного учета функционирование которой должно распространяться и на российских граждан, и на иностранных граждан, и на лиц без гражданства. Причем на необходимость создания системы персонального учета населения напоминает так и нереализованный в России нормативный правовой акт 4 Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2005 г. №748-р «О создании системы персонального учета населения в Российской Федерации». .

Противодействие нелегальной миграции осуществляется совместными усилиями государств . Согласно решению Совета глав правительств СНГ от 16 апреля 2004 г. создана Совместная комиссия государств - участников Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 г. (ее первое заседание состоялось в Минске 5-6 октября 2004 г.).

Основные направления взаимодействия России и Евросоюза (ЕС) в противодействии нелегальной миграции:

  • включение в Концепцию ОБСЕ в области безопасности границ и пограничного режима положений о совершенствовании и усилении миграционного контроля на границе;
  • активизация деятельности по заключению соглашений о реадмиссии между отдельными странами СНГ, между странами СНГ и государствами дальнего зарубежья, между Россией и странами ЕС;
  • введение в практику регулярного обмена информацией между Россией и странами ЕС по изменениям в национальном миграционном законодательстве и миграционной обстановке;
  • проработка вопроса о возможности проведения совместных операций по предупреждению (пресечению) нелегальной миграции во взаимодействии с заинтересованными органами правоохраны стран ЕС;
  • проработка вопроса об организации взаимных стажировок сотрудников правоохранительных органов стран ЕС.

Лица, ищущие убежище в России, прибывают на ее территорию из неблагополучных стран со сложной социально-политической ситуацией. Часть иностранцев приобретает правовое убежище, чтобы незаконно остаться в стране. Международная практика показывает, что уголовные преступники и террористы используют институт предоставления убежища для того, чтобы уйти от правосудия. Некоторые иностранные граждане, задержанные на территории России в связи с объявлением в международный розыск за совершение тяжких преступлений на родине и подлежащие экстрадиции, обращаются с ходатайствами о признании их беженцами.

При этом, прибывая на территорию России, как правило, по каналам нелегальной миграции с документами на чужое имя или даже без документов, они заявляют о намерении получить убежище в России. В отличие от нелегальных мигрантов они не могут быть не допущены на территорию России или возвращены на родину без рассмотрения их ходатайств в установленном порядке (срок рассмотрения ходатайств составляет 3-6 месяцев). Кроме того, примерно 90% заявителей отрицательные решения по ходатайствам в ФМС России обжалуют в суде (срок рассмотрения жалоб может растянуться до трех лет). До вступления в силу отрицательного решения заявитель пребывает на территории России. Иногда за это время невозможно установить личность заявителя. До вступления в силу отрицательного решения по его ходатайству невозможно для установления личности заявителя использовать потенциал семи действующих загранучреждений ФМС России.

Российское законодательство не предусматривает ограничения свободы передвижения для лиц, ищущих убежище, даже если личность не установлена, что может создавать угрозу для государственной безопасности. Часто заявители умышленно представляются гражданами других государств, где, по их мнению, легче получить убежище на территории России.

Проведение лингвистических и страноведческих экспертиз действующим законодательством не предусмотрено (нет механизма привлечения соответствующих специалистов, отсутствует детальная информация по странам происхождения). МИД России на запросы ФМС России о странах происхождения лиц, ищущих убежище в России, в основном ограничивается справкой о социально-политической ситуации в стране. ФМС России использует также информацию из других источников (например, УВКБ ООН).

В то же время Федеральный закон «О беженцах» не предусматривает основания для отказа лицу в предоставлении убежища, если его пребывание на российской территории угрожает государственной безопасности. Между тем международное право позволяет вводить такие ограничения в отношении лиц, ищущих убежище.

Однако отношение к иммиграции в России неоднозначно. В условиях демографического кризиса вследствие продолжающейся с 1992 г. естественной убыли людей иммиграция рассматривается в качестве компенсирующего источника для стабилизации численности населения страны. Вместе с тем много проблем порождают сложность селекции и привлечения в страну благонадежных иммигрантов, эффективность их интеграции в общество и нейтрализации возможных негативных последствий увеличения доли иммигрантов и их потомков в общей численности населения России.

Безусловно, Россия заинтересована в соответствии объема и направленности миграционных процессов ее государственным интересам: для противодействия нелегальной миграции в стране периодически совершенствуется законодательство; осуществляется международное и приграничное сотрудничество; создана система учета иностранных граждан и лиц без гражданства; под контролем пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России; проводятся оперативно-профилактические мероприятия; осуществляется административное выдворение и депортация правонарушителей; увеличивается количество заключенных соглашений о реадмиссии; введены процедуры квотирования и привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов, патентования трудовой деятельности иностранцев; применяются ПВД НП с электронным носителем информации.

Вместе с тем нелегалы дополняют «иммиграционную составляющую» криминальной обстановки, ибо СИК в России не создана, а Управление иммиграционного контроля ФМС России в существующей организационно-штатной структуре не обладает возможностями по созданию такой системы. Более обоснованным вариантом решения данной проблемы могло быть стать принятие решения на разработку СИК. охватывающей не только процессы иммиграции и нелегальной миграции, но и другие миграционные процессы: внешнюю трудовую миграцию (в Россию и из России), вынужденную миграцию, переселение соотечественников в Россию, реадмиссию.

Руслан Устраханов о миграционном нашествии и его последствиях …

I. Иммиграционный «коллапс» . «По количеству мигрантов можно всегда определить уровень экономического развития любого региона России». Евгений Романов, генеральный директор ОАО «Концерн Росэнергоатом», несколько лет назад сделал такое поразительно точное наблюдение. Экс-руководитель Кольской ГМК лаконично, но объективно отразил реальную и неприглядную картину миграционной ситуации в России. Наследие «славной» эпохи Бориса Ельцина. Статистика подтверждает сказанное.

Согласно опубликованному докладу ООН, Россия находится на втором месте (после США) по числу законных и нелегальных иммигрантов, проживающих на территории страны. По оценке Федеральной миграционной службы в России находится до 14 млн. нелегальных иммигрантов. Ежегодно в Россию на заработки приезжает 20 млн. трудовых мигрантов, десять миллионов из которых трудятся нелегально (информация директора ФМС РФ).

Цифра астрономическая в соотношении с количеством трудоспособных граждан России. Их, по данным Федеральной службы госстатистики, 89 млн человек с уменьшением к 2020 году до 79-ти. Российская Федерация опередила здесь даже Соединенные Штаты. Хотя пересчитать точно мигрантов вряд ли возможно.

Поезда, автомобили с Центральной Азии и республик Закавказья ежедневно доставляют в Россию иммигрантов. Проникают на территорию Российской Федерации из стран СНГ и без всякого учета. «Дыр» хватает. Сухопутные границы с Украиной и Белоруссией (более 2,5 тысячи километров), с Закавказьем (свыше тысячи километров). Граница с Казахстаном (около 7 тысяч километров). Они «прозрачны», часто вообще открыты. 90 процентов мигрантов-нелегалов прибывают из Центральной Азии: таджики, узбеки, киргизы. Десятки миллионов нелегальных и легальных мигрантов. Последствия такого «нашествия» для Российской Федерации крайне опасны.

Главный акцент иммигрантского «негатива» стоит почему-то только на криминале. Свыше сорока тысяч преступлений в 2012 году, потоки марихуаны и героина. Есть и другая, стратегически подрывная сторона миграционного процесса - в качественном составе приезжающих, адресности их оседания.

Основной поток мигрантов идет из Центральной Азии. Приезжающие оттуда в Россию - это не выходцы из Азербайджана. Тех привыкли «склонять». Хотя вклад их в экономику Российской Федерации, особенно на Северо-Западе, очевиден. Поставка и реализация необходимых северянам овощей и фруктов, с исчезновением советской торговли - их трудовых рук дело. «Претензия» к народам Азербайджана на бытовом уровне ограничивалась одним - торгуют. Без намека на воинственность и агрессивность. Современный Азербайджан - республика политически стабильная, экономически процветающая. Тенденция тут иная: возвращение на родину уехавших из республики.

Таджикистан, Узбекистан, Киргизия к государствам с развитой экономикой не относятся. Влияние исламских фундаменталистов в них велико. Не только за счёт территориальной близости и общих границ Узбекистана и Таджикистана с Афганистаном. Таджики в Афганистане - вторая по численности этническая группа. Известные полевые командиры, воевавшие с советскими войсками, были таджиками. (Ахмад Шах Масуд, Исмаил-хан, Абдул Халид Басир, Устад Фарид).

Узбеки - третья по численности этническая афганская группа. Ахмад Хан Самангани - этнический узбек, в 1980-х годах был одним из известных полевых командиров моджахедов. «Файзабадские» войсковые операции - свидетельство того, как воевали афганские узбеки против Советской армии.

Они связаны, таджики и узбеки Афганистана, Таджикистана и Узбекистана, не только узами родоплеменных отношений и верой. Вот информация декабря прошлого года. В афганской провинции Фарьяб убит полевой командир Исламского движения Узбекистана. ИДУ - террористическая организация. Его боевики не раз вторгались в Киргизию, Таджикистан. Многочисленные теракты в Узбекистане тоже за ними. Угрожающее обилие исламских экстремистских организаций в данном регионе. Вместе с ИДУ, в Узбекистане запрещены ещё 26 подобных организаций, в Таджикистане - 10, в Киргизии - 4. Но запреты не означают исчезновение. Они действуют и активно - спонсоров из арабского мира, Пакистана хватает.

Изложенное - акцентирование внимания на потенциальную опасность значительной части выходцев из указанных выше республик. Менталитет их сформирован под воздействием непрекращающихся вооруженных конфликтов и экспансии идеологии радикальных исламистов.

Миллионами оседают они в крупнейших политических центрах Российской Федерации: Москве, Санкт-Петербурге, других городах. Визитная карточка Санкт-Петербурга: «бледный, худой, евроглазый прохожий» из песни Юрия Шевчука сменился на низкого роста с раскосыми глазами, загорелого таджика. Представители Центральной Азии в «Северной столице», как и в Москве, заполнили собой сферу услуг, строительство и прочее.

Кого из местных можно заставить работать за 15 тысяч рублей? А они работают, - так нередко оправдывают обилие азиатов петербуржцы и москвичи.

Но «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Платить за труд меньше чем, россиянам, забирать часть того, что даешь. Выгодно это лишь кучке бизнесменов и тем, кто их покрывает. Врагам Российской Федерации - назовём вещи своими именами. Дешёвая рабочая сила мигрантов развращает и разлагает отечественный бизнес, контрольные службы. Лишаются рабочих мест граждане России.

Оговоримся: речь не идет о народах в целом. Мигранты - группа «социального риска». Лица, меняющие свои отечества на материально-привлекательные с их точки зрения страны. Республики Узбекистан, Таджикистан и Кыргызтан, как и народы в них проживающие, представлять не могут, только самих себя.

«Сейчас в России происходит ослабление позиций этнических русских на фоне усиления позиций нерусских. Это объективный процесс, обусловленный многими факторами, в числе которых - низкая рождаемость у русских и высокая рождаемость у нерусских, миграция из стран Центральной Азии в комплексе ведущий к резкому падению процентной доли этнических русских в общей численности населения России», - говорит Пол Гобл, аналитик из Соединенных Штатов. Прислушаемся к американцу. Когда подобное излагают отечественные патриоты, их сразу обвиняют в национализме, лишь бы заткнуть рот.

«Ослабление позиций этнических русских» следует читать как ослабление российского государства. Государствообразующая нация разрушается изнутри тем, что господин Гобл называет «усилением позицией нерусских из Центральной Азии и Южного Кавказа». С «Южным Кавказом» согласимся частично. Сегодня основная масса мигрантов из центральноазиатских республик.

Государство существует только тогда, когда имеет национальную идентификацию. Когда она исчезает, исчезает государство, либо преобразуется в иную форму с господством победившего этноса. Примеров достаточно. Судьбы народов американских континентов сложились трагично потому, что «ветер истории» занес корабли Христофора Колумба в их сторону. Посмотрим на мир. Германская этноязыковая общность верховенствует веками в абсолютном большинстве стран Западной Европы и США вне зависимости от цвета кожи глав государств. Обеспечивается оно в первую очередь жесткой миграционной политикой.

Это принцип жизнеспособности государства никакими догмами толерантности и интернационализма не заменить. Попытки привели к распаду сначала Российской империи, затем СССР. Тост Иосифа Сталина в мае 1945-го: «За русский народ» - из осознания этого принципа. Поэтому миграция в нынешней форме несёт угрозу национальной безопасности России как возможный результат "ослабления" государствообразующей нации.

II. Что делать? Концепция миграционной политики чётко выражена в поручении Президента России Владимира Путина к Правительству Российской Федерации.

«Разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий упрощение процедур и сокращение сроков рассмотрения заявлений о приёме в гражданство Российской Федерации от соотечественников - носителей русского языка, родственники которых по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации и СССР, при условии их переезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию».

Закон должен определить «носителей русского языка». Ими следует признавать представителей славянского этноса, членов их семей, а также иных граждан, кому на 26 декабря 1991 года (Верховным Советом СССР принята декларации о прекращении существования СССР) исполнилось 16 лет. Это был возраст получения паспорта гражданином Советского Союза.

Необходимо ввести визовый режим для стран СНГ (за исключением Белоруссии, Украины и Казахстана) с одновременным укреплением государственной границы. Относится прежде всего к Республике Казахстан - большая часть нелегалов оттуда.

Нахождение на территории РФ в нарушении действующего законодательства должно влечь задержание с последующей депортацией по решению органов ФМС. Исключить из юрисдикции судов дела подобной категории. Никаких штрафов и судебных процедур. Только задержание и депортация с запретом на въезд в Российскую Федерацию в течение 5 лет. (Где покончил собой оппозиционер из «Другой России» Александр Долматов? Правильно! В вонючей камере тюрьмы для мигрантов в Нидерландах. Защищать себя «евродемократы» от нежелательных пришельцев могут. И никакого тебе «Списка Долматова» от конгресса США).

Предложить негражданам России, находящимся на территории РФ без визы, в определенный срок после введения визового режима, покинуть территорию Российской Федерации. Задерживать и депортировать лиц, уклонившихся. Мера должна касаться всех неграждан России, вне зависимости от наличия разрешения на работу.

Предоставление рабочих мест для мигрантов Центральной Азии и Закавказья в Москве и Санкт-Петербурге запретить. Как исключение: если это связано с научной или культурной деятельностью, либо обусловлено государственными интересами в отношении адресных персон. Наши столицы должны быть лицом России, а не рабочими центрами для иммигрантов.

Перечень мер, конечно, не полный. Они должны устранить опасные для Российской Федерации иллюзии о бывшем Советском Союзе. Приезжающие в Россию в абсолютном большинстве - не знающие, либо плохо владеющие русским языком. Никакого отношения к СССР не имеют, о нём вряд ли слышали. От ностальгический романтики пора освободиться.

«Кто не жалеет о распаде Советского Союза, у того нет сердца; кто хочет воссоздать его в прежнем виде, у того нет головы». Слова Президента России в каких-то дополнительных комментариях не нуждаются. Отношения Российской Федерации с другими государствами должны строиться только из интересов собственно России и её граждан. Иной альтернативы нет.

Руслан Устраханов , публицист, Мурманск

Учебные вопросы 1)Понятия миграции и незаконной миграции. 2)Угрозы безопасности, связанные с незаконной миграцией. Основные направления противодействия незаконной миграции.

План семинара по теме Вопросы для докладов, презентаций и обсуждения: 1)Основные понятия (миграция, иммиграция, эмиграция, незаконная миграция). 2)Незаконная миграция в России: причины, направления, состояние. 3)Угрозы национальной безопасности, связанные с незаконной миграцией. 4)Основные направления противодействия незаконной миграции. 5)Опыт ЕС в борьбе против незаконной миграции.

Литература Бородушко И. В. Миграция и национальная безопасность России: монография / И. В. Бородушко, Э. К. Васильева, Е. С. Янковская; Санкт-Петербург: НОУ СЮА, 2013 - 151 с. Лынник, А. А. Незаконная миграция: уголовноправовые и криминологические аспекты: монография / А. А. Лынник; науч. ред. Н. Г. Рахматулина; Пятигорск: РИА-КМВ, 2013 - 123 с. Лянной, Владимир Анатольевич: Миграционная безопасность: отечественный и зарубежный опыт обеспечения. М. : Спутник+ , 2013 - 311 с.

Дополнительная литература Ахунова З. Ф. Актуальные проблемы государственного регулирования миграции рабочей силы: монография / "Башкирская акад. гос. службы и упр. при Президенте Республики Башкортостан", Уфа: [б. и. ] , 2014 - 113 с. Актуальные проблемы миграции: аналитический обзор / [О. А. Герасимова и др. ] ; Домодедово, Московская обл. : ВИПК МВД России, 2014 - 26 с. Ежова М. Ю. Миграционные установки таджикской молодежи. Резервы интеграции Москва: Академический проект, 2014 - 131 с.

Актуальность темы Данные на 24. 10. 2013 г Всего на территории России находились 11. 280. 975 иностранцев. Больше всего среди них граждан Узбекистана - 2. 621. 843 ч. , Украины - 1. 605. 085 ч. , (Патрушев – 6 млн) Таджикистана - 1. 193. 589 ч. , Кыргызстана - 671. 716 ч. , Азербайджана - 629. 931 человек. (Эксперты – 1, 8 – 3 млн) граждане Казахстана - 615. 190 ч. , Молдовы - 561. 155 ч. , и Армении - 492. 278 человек.

Актуальность темы 377. 617 граждан Белоруссии, 335. 156 граждан ФРГ и 27. 240 граждан Туркменистана. 68, 7% граждан Армении находящихся в РФ составляют мужчины, а 31, 3% - женщины. Аналогичная ситуация и у граждан Азербайджана – на долю мужчин приходится 68, 6% от общего числа. Таджикистан – 991 тыс мужчин и 175 тыс. женщин.

Цели лекции Познакомиться с проблемами, связанными с незаконной миграцией. Рассмотреть угрозы для национальной безопасности, связанные с незаконной миграцией населения. Определить направления противодействия незаконной миграции в России.

Что такое миграция? Миграция населения (лат. migratio - переселение) - перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой. Признаки миграции: 1)территориальное перемещение с пересечением внешних или внутренних административных границ; 2)цель - смена постоянного места жительства или временное пребывание на другой территории для учебы или трудовой деятельности. Факторы, способствующие миграции, разделяются на притягивающие и выталкивающие.

Основные понятия Мигранты - люди, совершающие миграцию. Внешняя и внутренняя миграция. Эмигранты - лица, переселившиеся за пределы страны. Иммигранты – лица, переселившиеся в данную страну. Миграционное сальдо - разница между численностью эмигрантов и иммигрантов.

Сальдо миграции в 2008 году: положительное (синий), отрицательное (оранжевый), близкое к нулю (зелёный), нет данных (серый)

ТОП-10 стран по количеству мигрантов (по данным на 2013 год) Страна Количество мигрантов (млн. чел.) США 45, 8 Россия 11, 2 Германия 9, 8 Саудовская Аравия 9, 1 ОАЭ 7, 8 Великобритания 7, 8 Франция 7, 4 Канада 7, 3 Австралия 6, 5

Категории нелегальных мигрантов 1)Иностранцы, въезжающие в страну или находящиеся на ее территории без документов или же с поддельными документами. 2)Иностранцы, незаконно пресекшие границу государства, а также те, чье право на въезд является сфабрикованным. 3)Иностранцы, находящиеся на территории государства с просроченной визой (студенты по истечению срока учёбы, рабочие с просроченными трудовыми договорами). 4)Дети, рожденные иностранными гражданами на территории государства (зависит от законодательства страны: в частности, в России ребенок признается гражданином, если, по крайней мере, один из родителей является россиянином).

Виды нелегальной иммиграции 1)Контрабанда людей. 2)Торговля людьми или трафик. Контрабанда людей – действия по облегчению въезда, проживания и найма на работу с нарушением существующих стране правил и условий с целью финансового обогащения. Данный вид нелегальной иммиграции включает: снабжение иммигранта фальшивыми въездными документами и видами на жительство; обеспечение транспортировки к месту назначения.

Причины нелегальной иммиграции 1)Выталкивающие факторы; 2)Притягивающие факторы. Выталкивающие факторы: Конфликты; Политическая нестабильность, революция, распад государства; Экологические проблемы; Дискриминация; Тяжелая экономическая ситуация. Деятельность организованных преступных группировок, которые уговаривают людей совершить нелегальную иммиграцию.

Притягивающие факторы Это факторы, благодаря которым страна назначения представляется привлек 4 ательной. К ним относятся: 1)Потребность в иностранной рабочей силе; 2)Экономическая, политическая и социальная стабильность; 3)Культурные и родственные связи между странами; 4)Экономический фактор – является определяющим.

Торговля людьми или трафик Торговля людьми или трафик – второй вид нелегальной иммиграции. В Протоколе ООН против незаконной миграции по суше, морю и воздуху торговля людьми определяется как: «Осуществление с целью эксплуатации: вербовки, перевозки, передачи, сокрытия или получения людей путем угрозы силой, или ее применения, или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью, или уязвимостью положения, или путем подкупа в виде платежей или выгод для получения согласия лица, которое контролирует другое лицо» . (Безопасность Европы. С. 618).

Особенности торговли людьми Торговля людьми включает: Вербовку, Транспортировку, Укрытие, передачу контроля над людьми другим лицам, Использование силы, или ее угрозы, Обман, мошенничество, злоупотребление властью, Принудительный труд, Сексуальную эксплуатацию, Рабство, подневольное состояние.

Торговля людьми в Европейском союзе По мнению исследователей, в последние годы увеличилось число жертв трафика в ЕС. Европол утверждает, что речь идет о сотнях тысяч человек, проданных в рабство в ЕС. Это главным образом женщины, но есть и мужчины, а также дети. Криминальный бизнес, основанный на торговле людьми, продолжает существовать.

Некоторые показатели нелегальной иммиграции в ЕС Точное число нелегальных иммигрантов в ЕС установить невозможно. По информации Европейской комиссии, на территории ЕС в 2008 г. насчитывалось от 4, 5 до 8 млн нелегальных мигрантов. Это число ежегодно увеличивается на 350 -500 тыс. человек. При этом легально в Евросоюз ежегодно въезжает около 600 тыс. мигрантов. Труд нелегальных иммигрантов широко используется в теневой экономике в области сельского хозяйства, в строительстве, в секторе обслуживания. Этот бизнес занимает от 7 до 16% ВВП. При этом труд нелегалов больше похож на подневольную работу рабов. (Безопасность Европы. М. , 2011. С. 621).

Способы проникновения в ЕС 1)При помощи организованных преступных группировок – подавляющая часть нелегальных иммигрантов. Услуги оцениваются примерно в 10 тыс. долларов за одного человека. 2)Просроченная виза. Это легальный способ. Иммигрант приезжает в европейскую страну по краткосрочной визе, но после ее окончания он не выезжает из страны. При этом могут использоваться услуги организованной преступности для подделки документов, для обращения в органы власти для получения убежища и т. п. 3)Фиктивное заключение брака.

Стратегия борьбы ЕС с нелегальной миграцией В Севильской декларации (2000) определены основные направления борьбы с НИ: 1)Введение более строгих правовых норм, регулирующих въезд и пребывание иммигрантов. Унификация визовых документов. 2)Усиление контроля над общими границами. 3)Проведение совместных операций вдоль границ. 4)Создание общей консульской системы и единой пограничной службы. 5)Создание общего банка въездных виз. 6)Разработка общего свода законов о порядке пересечения внешних границ.

7)Организация совместных полицейских сил берегового патрулирования. 8)Укрепление границ в горных и лесных районах. 9)Частичное восстановление границ между некоторыми странами (с 1996 г. введен контроль между Франции и странами Бенилюкса, между Испанией и Португалией). 10)Ужесточение мер против транснациональных преступных групп.

Значение опыта ЕС Опыт ЕС может быть полезен для России. Россия, как и ЕС, является страной, которая является привлекательной для миллионов иммигрантов. Интересен опыт ЕС в области законодательства и миграционной политики. Важен опыт ЕС в практической работе по регулированию миграции и борьбе с нелегальной иммиграцией.

Миграция в России Россия – страна, которая притягивает мигрантов из других государств. Факторы незаконной иммиграции: 1)Более прочное экономическое положение России, более высокий уровень жизни, спрос на рабочую силу. 2)Отсутствие эффективной системы миграционного контроля. 3)Наличие в России диаспор, готовых оказать помощь. 4)Географическое положение России, удобное для транзита нелегальных мигрантов в европейские страны.

Показатели иммиграции в России По данным Федеральной миграционной службы, за 2013 год на территорию России въехало свыше 17, 5 млн иностранных граждан, что на 11, 5 % больше, чем в 2012 г. Лидером по числу въехавших иностранных граждан является Московская область – около 3, 4 млн. человек. Большая часть въехавших иностранцев – граждане стран СНГ (72, 8%). Кроме этого значительное число въехавших составляют представители Китая (3, 8% от общего числа) и Германии (2, 8%). (См. : Актуальные проблемы миграции. С. 4).

По состоянию на 1 января 2014 г. На территории РФ находилось 10, 4 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства. За 2013 год на миграционный учет поставлено свыше 11, 9 млн иностранных граждан (+10, 8%), в 2012 г. – 10, 7 млн. Выдано 1, 27 млн. разрешений на работу. Наибольшая часть иностранных работников занята в строительной отрасли (34, 5%).

Тройку лидеров по официальным разрешениям на работу составляют Узбекистан, Таджикистан и Украина (свыше 70% от общего числа разрешений). (Актуальные проблемы миграции. Домодедово, 2014. С. 5 -6).

Нелегальная иммиграция в Россию По официальным данным, ежегодно в стране от 3 до 5 млн иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. (Международная жизнь. 2013. № 6. С. 94. Статья Волоха В. Противодействие незаконной миграции). Некоторые авторы считают, что нелегальная иммиграция составляет около одной трети от легальной.

Угрозы от нелегальной иммиграции Иммиграция имеет свои плюсы. Она способствует развитию экономики. Она дает рабочие руки, когда их не хватает. Она помогает решить проблемы с нехваткой рабочих рук в некоторых областях (в строительстве, в жилищно-коммунальной сфере, на черновой непрестижной работе). Но она имеет и свои минусы, особенно незаконная иммиграция.

1)Незаконная миграция связана с организованными преступными группами, она питает их финансами. 2)Незаконная миграция связана с торговлей людьми, что является тяжким преступлением против личности и государства. 3)Незаконная миграция может быть связана с международным терроризмом. 4)Незаконная миграция питает теневую экономику, уклонение от налогов. Государство не получает необходимые бюджету средства.

5)Незаконная миграция поддерживает коррупцию чиновников, способствует получению нетрудовых доходов. 6)Нелегальные мигранты часто проживают в антисанитарных условиях, работают на рабском положении. Их социальные права не обеспечиваются. 7)Часто нелегальные иммигранты интегрированы в криминальные структуры.

Преступления иммигрантов По данным Следственного комитета при Прокуратуре РФ, на протяжении последних десяти лет на территории РФ наблюдается устойчивый рост преступлений, совершаемых иностранцами и лицами без гражданства. 2000 г. – 35120 преступлений; 2001 г. – 37166; 2002 г. – 35712; 2003 – 40570; 2004 г. – 48927; 2007 г. – 50117; 2008 г. – 53876. (Ляной В. А. Миграционная безопасность. М. , 2013. С. 37).

Другие угрозы от иммиграции 1)Иммиграция в целом способна нанести ущерб экономическому и трудовому потенциалу региона. 2)Чрезмерная концентрация мигрантов в пределах конкретной территории способна вызвать резкое обострение социальных проблем (безработицы, проблем на рынке жилья, ухудшение социального положения населения и др. 3)Иммиграция может способствовать возникновению социального напряжения, возникновению межэтнических конфликтов. Примеры: Кондопога, Кировская область другие регионы.

Задачи в области миграционной политики в России После распада СССР в Россию хлынул поток иммигрантов в поисках работы, поток беженцев и переселенцев. Необходимо было регулировать миграционные процессы. Трудности: отсутствие опыта, отсутствие законодательства, отсутствие специальных органов, неопределенность статуса граждан бывшего СССР, отсутствие пограничного контроля, слабое материально-техническое оснащение органов, занимавшихся вопросами миграции.

Направления деятельности в области миграции Создание системы регулирования миграционных процессов. В 1992 г. разработана программа «Миграция» . В 1992 г. был создан специальный орган – Федеральная миграционная служба. Принятие закона «О беженцах» – 1993 г. Принятие закона «О вынужденных переселенцах» – 1993 г. Соглашения о переселенцах с Таджикистаном, Латвией, Эстонией, Туркменистаном (1992, 1993 гг.).

Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года (2012 г.) Главная цель – обеспечение национальной безопасности РФ. Направления государственной миграционной политики: 1)совершенствование правовой базы противодействия незаконной миграции; 2)совершенствование мер ответственности за нарушение миграционного законодательства; 3)создание и совершенствование системы иммиграционного контроля; 4)совершенствование системы гос. контроля въезда иностранных граждан на территорию РФ и пребывания на ней;

5)противодействие организации незаконной миграции; 6)создание инфраструктуры для осуществления процедуры реадмиссии иностранных граждан, подлежащих депортации; 7)совершенствование межведомственного взаимодействия; 8)разработка программ противодействия незаконной миграции; 9)работа с предпринимателями.

Выводы Незаконная иммиграция представляет собой въезд в страну иностнанных граждан с нарушением миграционного законодательства. Незаконная иммиграция представляет угрозу национальной безопасности России. Важнейшими направлениями миграционной политики России являются совершенствование системы контроля за въездом и пребыванием в России иностранных граждан и противодействие незаконной иммиграции.

В современных условиях глобализации и интеграции масштабы миграционных процессов в мире имеют тенденцию к постоянному увеличению – в них вовлекается все большее количество людей. По данным Международной организации по миграции (МОМ) в 2015 г. число международных мигрантов в мире стало самым высоким за всю историю наблюдений, достигнув 244 млн. человек. Выделяют три мировых центра притяжения мигрантов – страны Европейского Союза, США и Российская Федерация. Геополитическая привлекательность России, выражающаяся в низкой плотности населения, большой территории с богатыми природными ресурсами и особом характере экономического развития, обуславливает постоянный поток мигрантов в нашу страну.

Миграционные процессы носят достаточно противоречивый характер и сопровождаются рядом серьёзных проблем, угрожающих национальной безопасности России. И прежде всего, это проблема незаконной миграции.

Российское законодательство не даёт конкретного определения термина «нелегальная миграция». Из-за сложности рассматриваемого явления в научной литературе до сих пор не существует единого подхода. Согласимся с позицией Н.Н. Зинченко, который определяет нелегальную миграцию как «въезд в страну, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства данной страны, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории этой страны» .

К причинам, обуславливающим появление незаконной миграции можно отнести:

1) неравенство экономического развития государств;

2) проблемы дефицита трудовых ресурсов в развитых странах, где работодатели заинтересованы нанимать незаконных мигрантов;

3) низкий уровень жизни населения в развивающихся странах, жители которых готовы осуществлять трудовую деятельность за невысокое вознаграждение и без оформления трудового договора и социальных гарантий;

4) «прозрачность», «открытость» государственных границ;

5) недостатки миграционной политики государства.

Выделяют несколько элементов, входящих в состав нелегальной миграции :

1. Нелегальный въезд, который выражается в пересечении мигрантами границ государства, минуя пункты пограничного контроля. Осуществлять его они могут самостоятельно, с помощью местных жителей или сограждан, которые легально проживают в данной стране, или опираясь на поддержку организованных преступных группировок. Также нелегальный въезд может предполагать использование недействительных документов при пересечении границ через пункты пограничного контроля.

2. Незаконное пребывание, которое предполагает произвольное изменение мигрантами своего правового положения в период нахождения на территории страны- реципиента. Зачастую люди пересекают государственные границы легально, но остаются в государстве на незаконных основаниях. Это может выражаться в отсутствии регистрации в уполномоченных государственных органах, нарушении сроков действия визы или несоответствии целей их пребывания тем, о которых они заявили при въезде в страну.

3. Нелегальная занятость, предполагающая трудовую деятельность иностранцев на легальных рынках труда, которая не оформлена в соответствии с действующими на территории Российской Федерации правилами привлечения и использования иностранной рабочей силы. В эту категорию также относится осуществление предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности без оформления разрешений, лицензий, регистрации в государственных органах или по фальшивым и просроченным документам; деятельность в теневой экономике либо в сфере криминального бизнеса.

4. Незаконный выезд, т.е. выезд с территории страны мигрантов с нарушением законодательства, регулирующего порядок их выезда. В этом смысле к нелегальным мигрантам относят тех, кто при нарушении порядка выезда, задержан на территории Российской Федерации до пересечения границ. При этом мигрант мог въехать в Россию и пребывал на её территории на законных основаниях или прибыл в страну нелегально, но сумел узаконить своё пребывание в стране, однако нарушил законодательство при выезде.

А. П. Баранов отмечает, что субъектами незаконной миграции на территории Российской Федерации являются иностранные граждане и лица без гражданства:

1) находящиеся на территории Российской Федерации и нарушившие правила въезда в Российскую Федерацию, т. е. требования ст. 26 и 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;

2) нарушившие правила пребывания на территории Российской Федерации, т. е. находящихся в Российской Федерации по истечении сроков действия разрешения на временное проживание, вида на жительство, визы или при превышении 90 суток пребывания в Российской Федерации при безвизовом порядке въезда .

В настоящее время проблема нелегальной миграции представляет собой несомненную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, т.к. она создает опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства в целом. Сегодня на территории России находится более 4 млн. незаконных трудовых мигрантов. Несмотря на тот факт, что трудовые мигранты восполняют нехватку рабочей силы в стране, отрицательных последствий нелегальной миграции намного больше.

Во-первых, она является фактором, ухудшающим криминогенную ситуацию в государстве. По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России в период с января по сентябрь 2016 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 34,6 тыс. преступлений . Кроме того, незаконная миграция «питает» рабочей силой теневой сектор экономики. Действующие Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ устанавливают ответственность за совершение правонарушений и преступлений, связанных с миграционными процессами.

Во-вторых, нелегальная миграция оказывает негативное влияние на средний уровень оплаты труда в стране. Вследствие низкой стоимости труда нелегальных мигрантов средний уровень заработной платы падает, что приводит к недовольству среди населения и нарастанию социальной напряжённости.

В-третьих, происходит утечка из России финансовых, в первую очередь, валютных средств, вследствие неуплаты налогов и приобретения иностранной валюты для ее последующего перевода в страну гражданства.

Также одним из отрицательных последствий незаконной миграции можно считать ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в связи с распространением острых инфекций и не традиционных для России заболеваний. Это связано с тем, что многие иммигранты прибывают из стран, где распространены такие заболевания как чума, холера, малярия, ВИЧ-инфекция, брюшной тиф, туберкулез, педикулез, дифтерия, кожно- венерологические, желтая лихорадка, тропическая геморрагическая лихорадка Эбола и другие особо опасные инфекционные заболевания. Случаи поражения такими болезнями, регистрировались в Москве, Белгородской, Нижегородской, Смоленской, Иркутской, Новосибирской, Курганской, Курской областях .

П.В. Салов выделяет ещё одно негативное последствие – возникновение межнациональных конфликтов. По его мнению, это происходит из-за «существования и развития этнических сообществ иностранцев в тех регионах России, в которых нет недостатка в трудовых ресурсах. Из-за резкого увеличения трудовых мигрантов в них происходит осложнение ситуации на рынке труда» . Кроме этого, незаконная миграция является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.

Ещё одна угроза национальной безопасности России выражается в деятельности экстремистских и террористических организаций, неразрывно связанных с нелегальными мигрантами. Опасность выражается в том, что такие организации вербуют и обучают наемников - профессионалов.

Вышеперечисленные явления приводят к дестабилизации социально- экономической и политической ситуации как в отдельных регионах России, так и в стране в целом.

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Президентом РФ в 2012 году, предусматривает целый комплекс мер в области противодействия незаконной миграции. По нашему мнению, ключевыми из них являются:

совершенствование правовой базы (устранение неточностей и пробелов в миграционном законодательстве, принятие кодифицированного акта в этой сфере);

совершенствование мер ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации (ужесточение санкций за нарушение миграционного режима);

создание и совершенствование системы иммиграционного контроля (закрепление данного понятия в системе нормативных правовых актов РФ, определения компетентных органов и перечня соответствующих полномочий);

создание инфраструктуры для осуществления процедуры реадмиссии и обеспечение органами государственной власти субъектов Российской Федерации функционирования специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации;

разработка и принятие программ противодействия незаконной миграции, проведение совместных межгосударственных оперативно-профилактических мероприятий;

усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации .

Кроме того, необходимо создавать такие условия приёма на работу в сферах, пользующихся наибольшим спросом у иностранных граждан (торговля, строительство), чтобы работодателю было выгоднее нанимать гражданин России. Не лишними будут адаптационные центры для иностранных граждан, прибывающих в РФ как на постоянное место жительства, так и временно. Такие центры необходимы для разъяснения мигрантам вопросов, касающихся их прав и обязанностей, въезда, выезда, пребывания, транзитного проезда, трудовой деятельности и др.; предоставления первой медицинской помощи; просвещения иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам культуры, национальных обычаев, законодательства в принимающей стороне и др.

Подводя итог, можно констатировать, что противодействие незаконной миграции является одним из национальных интересов России на современном этапе. Об этом говорит принятие Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Сегодня перед государством стоит целый комплекс задач по превращению миграционных процессов в фактор, который способствовал бы развитию российского общества, а также по выработке наиболее адаптированной к современному политическому процессу миграционной политики, которая должна руководствоваться обеспечением национальной безопасности российского государства и сохранением социальной стабильности в обществе.

Список литературы

1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ) // Официальные сетевые ресурсы Президента России. [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/15635 (дата обращения: 13.11.16).

2. Баранов А.П. К вопросу о субъектах незаконной миграции // Миграционное право. - 2010. - №2. - С. 2-6.

3. Дубонос С. М., Ковалев А. А., Сороколет Д. А., Алпатиков В. В. Незаконная миграция как угроза национальной безопасности РФ и странам СНГ // Молодой ученый. - 2016. - №13. - С. 628-630.

4. Зинченко Н. Н. Международное миграционное право: основы теории и практики: Монография – М.: Научная книга, 2011. - 344 с.

5. Салов П.В. Незаконная миграция в России и меры борьбы с ней. // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». – 2015. - Том 6. - № 4. - С. 582 – 587.

6. Состояние преступности в России за январь-сентябрь 2016 года – М: ФКУ«ГИАЦ МВД», 2016. – 52 с.

7. Сумароков В.Н., Дорошина И.П., Москвитина Е.И. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации: понятие, содержание, причины возникновения, направления противодействия. // Транспортное дело России. - 2014. - № 1. - С. 90-92.

Похожие публикации