Глоссофобия – страх сцены и публичных выступлений. Боязнь публики и сцены: как бороться

Вы – в центре внимания. От одной мысли об этом у вас отказывают руки, ноги, голос, память. Вы забываете слова, пальцы теряют подвижность, зубы стучат, ноги подкашиваются и дрожат мелкой дрожью...

Знакома ли вам такая ситуация? Впереди концерт, ваш отчет о проделанной работе, а вы за полгода начинаете переживать, как все пройдет. У вас уже сейчас стынут руки и перехватывает дыхание при одной мысли, что вы окажетесь на сцене. Потому что когда вы выходите на нее, вы словно проваливаетесь в параллельную реальность, где слышите только громкий стук собственного сердца и, как сомнамбула, двигаетесь к своей голгофе.

Все остальное кажется нереальным. Звуки как будто вязнут в плотном тумане. Все плывет перед глазами, как в ночном кошмаре. Вас слепит яркий свет осветительных приборов, а там, в черной яме зрительного зала, сидят те, кого вы боитесь больше всего – зрители. Вы стараетесь не смотреть туда, но вы же знаете, что они будут слушать и смотреть только на вас. Вы – в центре внимания. От одной мысли об этом у вас отказывают руки, ноги, голос, память. Вы забываете слова, пальцы теряют подвижность, зубы стучат, ноги подкашиваются и дрожат мелкой дрожью.

Все! Вы уже опозорены, потому что все видели, как вам страшно. Вы еще ничего не сделали, но вам уже стыдно, потому что вы не на высоте, вы не совершенны, не идеальны. А если вы еще и ошибку совершили, то это позор на всю оставшуюся жизнь! Вы больше никогда не выйдете на сцену. Вы уже не сможете сказать людям то, что было для них так важно. Вы не сможете разбудить их сердца поэмой, музыкой или пламенной речью. Вы не выполните свое предназначение в этой жизни.

Страх, который мешает реализации

Страх сцены и публичных выступлений – это не шутка. Это крест на реализации таланта. А что может быть для человека важнее, чем реализация своих свойств? Ведь только это дает ему ни с чем несравнимое ощущение счастья и удовольствия от жизни. Отказаться от реализации – все равно, что не жить.

Когда люди испытывают страх сцены, они часто рационализируют, что «раз у меня это не получается, значит, это не мое». Но почему-то все равно хочется оказаться там, испытать сумасшедший подъем от всеобщего внимания и последующей за выступлением благодарности, которая может выражаться по-разному – в виде цветов, восхищения талантом, уважения. В конце концов, хочется почувствовать, что жизнь прожита не зря, что все то, что наполняет вас, может быть разделено с другими людьми.

Мы живем среди людей и, так или иначе, должны уметь находиться в центре внимания, доносить до окружающих свои мысли. Можно сказать, что в какой-то мере вся жизнь – это сцена. Поэтому проблема страха перед публичными выступлениями для многих людей становится настоящим камнем преткновения. Можно ли помочь в этом случае? Системно-векторная психология Юрия Бурлана утверждает, что это возможно.

Эмоциональность внутрь и наружу

Системно-векторная психология говорит, что существует восемь векторов – наборов врожденных психических свойств человека, которые определяют его желания и способности. Как объясняет системно-векторная психология, прежде всего, страх сцены характерен для людей со . Это очень эмоциональные люди, экстраверты, которые, к тому же, в определенных состояниях очень любят себя показывать, имеют склонность к публичности, демонстративности. То есть это как раз те люди, которые при правильном развитии своих свойств чувствуют себя на сцене наиболее органично, выступают с удовольствием, раскованно, свободно, заражая своими эмоциями зрителей, пробуждая в них сопереживание.

Однако свойства зрительного вектора могут быть не развиты в детстве. Это означает, что ребенка с богатым эмоциональным потенциалом не научили выносить свои эмоции наружу, проявлять свои чувства. Например, зрительному мальчику запрещали плакать, потому что «мужчины не плачут». Или у родителей просто не было времени, чтобы проявлять внимание к ребенку, в то время как маленький зрительник особенно сильно нуждается в нем, гораздо больше, чем другие дети. Ему обязательно нужно выражать свои эмоции, а родителям некогда. Ситуации бывают разные, а вот результат всегда один – закупоривание эмоций внутри.


Обладая огромнейшей эмоциональной амплитудой, зрительные люди часто попадают в крайние ее состояния – переживание невероятной любви на одном конце и страх смерти на другом. У последнего есть корень в нашем коллективном бессознательном. Кожно-зрительная женщина была дневной охранницей древней человеческой стаи. Она первая своим зорким зрением замечала в саванне притаившегося хищника и пугалась, выделяя феромоны страха. Сильнейший страх смерти, который могла испытывать только эта женщина с большим чувственным потенциалом, спасал жизнь стае. Тогда он был оправдан, однако и сейчас он по-прежнему присутствует в психике зрительных людей.

Зрительники от рождения подвержены страху смерти, а он, в свою очередь, является причиной множества других страхов, в том числе, и страха сцены. Развитие чувств, вынос их наружу, на других людей помогают избавиться от этого коренного страха, а заодно и от всех других страхов разом.

Бесполезно уговаривать себя и представлять, что в зале вместо людей сидят тыквы. Бесполезно обивать пороги ораторских курсов, пытаясь регулярной тренировкой избавиться от онемения, которое охватывает тебя при виде зрителей. Нужно осознать свои свойства и научиться направлять их в правильное русло. Страх сцены уходит, как только удается забыть о себе и сосредоточить свои чувства на тех, кому они предназначены – на зрителях.

Как я выгляжу?

Есть еще один фактор, который мешает зрительным людям почувствовать себя свободно на сцене – это зацикленность на собственном внешнем виде. Они могут подолгу смотреться в зеркало. Их приводит в отчаяние маленький прыщик на носу. Посадив пятно на одежду, они пробираются «по стеночке», чтобы кто-нибудь не заметил, что с ними что-то не так. Мятые брюки, испортившаяся прическа, грязные туфли вызывают у них чувство физического дискомфорта. Представьте теперь, что трясущиеся руки такого человека, мертвенную бледность и подкашивающиеся ноги видят десятки людей. Это же ужас!

Но чаще всего неудачи, связанные с фиксацией на том, как он выглядит, проявляются у человека при наличии анально-зрительной связки векторов. Как говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана, именно способствует тому, что человек хочет видеть себя совершенным, без изъянов и недостатков, а также чтобы и другие люди видели его таким. Так проявляется анальный перфекционизм, стремление к совершенству.

Сцена часто обнажает внутренние зажимы человека. Человек теряет естественность, поэтому не всегда выглядит привлекательно. И человеку с анальным вектором это бывает очень сложно принять. Редко ему удается простить себе минуты позора. И хотя с точки зрения зрителей позора может и не быть (бывает, что они и не замечают, что человек сильно волнуется), но зрительный вектор человека уже расписал все происходящее в самых мрачных тонах. Выступающий уже уверен, что был безнадежно плох на сцене. Все пропало! Финита ля комедия! Зрительники - большие фантазеры, склонные «делать из мухи слона».

В плену плохого опыта

Анально-зрительный человек, совершивший хоть раз ошибку на сцене в состоянии сильнейшей зрительной экзальтации, может больше никогда на нее не выйти. Он будет долго переживать собственную неудачу, вплоть до того, что постарается оборвать связи с людьми, которые видели его позор. По-зрительному он будет драматизировать ситуацию. По-анальному постоянно прокручивать свою неудачу в голове, не в состоянии простить себе того, что случилось. Для этого есть предпосылки – у анального человека очень хорошая память, но, к сожалению, он долго помнит не только хорошее, но и плохое.

Плохой опыт может стать для него ориентиром в жизни, и он навсегда поставит крест на том, что у него не получилось однажды.


Страх опозориться

Есть еще категория людей, которые принципиально не хотят рисковать выступать на сцене. Это чисто анальные люди. Выступление на сцене не входит в область их желаний. Они являются интровертами и гораздо более комфортно ощущают себя дома, в кругу семьи, или занимаясь скрупулезной, точной работой, а не под светом рампы. Они не рвутся на сцену. Она для них стрессовый фактор. А в стрессе анальный человек может впадать в ступор, вплоть до неспособности двигаться (когда отказывают руки и ноги). Но будучи ученым, аналитиком, преподавателем, он вынужден бывает выступать перед публикой. И здесь ему также может мешать его родной страх опозориться, природу которого раскрывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Стресс вызывает у такого человека сжатие всех сфинктеров в организме. Именно анальный человек от стресса теряет на сцене голос, так как сжимается горловой сфинктер. Но больше всего страдает самая чувствительная его зона – анальный сфинктер. Поэтому состояние длительного стресса ведет к запорам у такого человека. А вот внезапный стресс может привести к потере контроля над анальным сфинктером и вызвать диарею. Это случается не всегда, но подсознательно анальный человек всегда боится этого, боится опозориться.

Наши свойства даны нам на счастье

Природа не создает дефекта. Это мы неверным использованием наших свойств превращаем нашу жизнь в сплошное страдание. Просто потому, что не понимаем, почему мы созданы такими и для чего в нас вложены те или иные качества. Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет нам глубже понять себя.

Мы начинаем видеть, что наши эмоции имеют два полюса – страх и развитая чувственность, любовь. И чтобы не бояться, надо любить. Причем не себя, а другого человека. Мы осознаем, что анальный вектор дается нам для передачи опыта следующим поколениям, для выполнения качественной и нужной обществу работы. Поэтому и память у людей с анальным вектором хорошая, и перфекционизм идет в дело.

И это осознание бесценно, потому что оно меняет жизненные ориентиры, и плохие состояния, в том числе и любые страхи, уходят мягко и естественно. Так, что мы даже не замечаем, как стали другими. Не верите? Почитайте отзывы тех, кто прошел тренинг:

«Начну с того, что постепенно начали уходить страхи, которые очень мешали жить! Огромная благодарность Юрию за эти бесценные знания! В особенности снизился страх публичных выступлений, на сцене начала чувствовать себя свободнее. Видение мира кардинально изменилось, начинаю чувствовать людей не как раньше (через призму своих убеждений), а по-настоящему понимаю мотивы их поступков! Это невероятно!»

Если вам мешает страх перед публичными выступлениями, начните с познания самого себя на бесплатных вводных онлайн-лекциях по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Зарегистрироваться на них можно по ссылке:

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Каждому человеку хотя бы раз приходилось выступать на публике – у некоторых с этим связана профессиональная обязанность, например, у педагогов, политиков, артистов, менеджеров, юристов. Сейчас появилась даже отдельная специальность – спикер.

Согласно статистике психологов, уровень боязни сцены развит настолько, что ее ощущают около 95% всего населения . Страх публичных выступлений является одним из наиболее распространенных страхов, который причиняет множество неудобств, а также ухудшает состояние человека. Рассмотрим, как побороть страх перед выступлением, и какое лечение предлагает современная медицина.

Описание фобии

Страх публичных выступлений называется медицинским термином глоссофобия, и в некоторых случаях его действительно следует лечить. Такая боязнь публичных выступлений была знакома и многим выдающимся людям. Среди знаменитостей сцены боялись Фаина Раневская, музыкант Гленн Гульд, певец Дитрих Фишер-Дискау.

У многих страх выступления перед аудиторией становится серьезным стрессовым ударом, при котором отсутствие какого-либо лечения и правильной терапии приводит к развитию полноценного психического расстройства и социофобии.

Под воздействием страха, человек вырабатывает так называемое защитное поведение. Такое поведение помогает избавиться от стресса только в первое время, а если проблема не решается и в дальнейшем, человек не может справиться с боязнью и защитное поведение становится его нормальной ежедневной моделью.

Такое поведение начинает мешать личностному и карьерному росту, формирует психические проблемы и искаженное восприятие действительности.

Вот почему страх перед выступлением должен быть распознан на начальных этапах, не стоит бояться прибегнуть и к помощи специалиста, который определить в каждом индивидуальном случае, как не бояться выступать.

Типичный и атипичный страх

Рассмотрим, как проявляется фобия, так как преодолеть страх публичного выступления без точной идентификации патологии, невозможно. Помимо глоссофобии существует еще одно название – пейрафобия. Стоит отличать от нее обыкновенное волнение, которое испытывает человек перед тем, как выступать перед аудиторией, и патологический страх перед публичными выступлениями.

Вполне адекватной является реакция, когда человек волнуется перед устным вступительным экзаменом, выступлением с музыкальным номером. В кругу знакомых такие люди запросто справляются со страхом и спокойно демонстрируют свои таланты.

Психологи утверждают, что небольшая тревога перед публикой имеет и свои плюсы. Перед предстоящим выступлением человек концентрирует внимание, становится более собранным и энергичным, в результате, ход любых общественных выступлений держится под контролем и проходит хорошо.

Человек, который страдает боязнью сцены, испытывает истинный страх как до выступления, так и после него, кроме того, он боится и после окончания выступления, не может справиться со страхом, даже если выступил хорошо.

Такая боязнь остается как перед незнакомой, так и перед знакомой аудиторией, ее не удается перебороть, независимо от численности слушателей и степени знакомства с ними.

Симптоматика

Фобия может быть вызвана различными причинами, но почти всегда вызывает одинаковые симптомы. Перед выступлением, только увидев будущих слушателей, человек моментально ощущает сильное эмоциональное напряжение.

  • Активизируется кора головного мозга, железы внутренней секреции, симпатическая система, в результате чего работа внутренних органов изменяется в таком ключе – напрягаются мышцы, мимика и жестикуляция изменяются, наблюдаются и изменения речи, с которыми трудно справляться – изменение тембра голоса, скорости речи.
  • Вегетативная система отвечает повышенной потливостью, частым сердцебиением, скачками артериального давления, головной болью и сдавливающими ощущениями в грудной клетке.
  • Когда люди панически боятся выступления, ощущается сухость во рту, дрожание и сбивчивость голоса, полная утрата способности членораздельно говорить, кроме того, даже непроизвольное мочеиспускание.
  • Иногда при высокой нервной возбудимости человек может даже падать в обморок, а перед этим ощущать тошноту, слабость, головокружение, кожа его становится бледной, покрытой испариной.

Сила симптоматики и комплекс симптомов является индивидуальным, зависит от особенностей человека и его характера, состояния организма и настроения.

Причины развития фобии

Основные причины развития данной фобии заключаются как в генетической предрасположенности, так и в социальных факторах.

  • Наблюдается генетическая склонность к определенным разновидностям страха, например, к социофобии, либо врожденной повышенной тревожности. Человек постоянно пытается соответствовать определенным нормам, боится быть непонятым и непринятым, несправедливо оцененным, изолированным от общества. Среди характеристик, передающихся наследственно, отмечают темперамент, уровень тревожности и эмоционального восприятия. Родители и дети в этом могут быть очень похожи, имея одинаковые страхи.

  • Наиболее серьезными, глубинными причинами фобии становятся социальные условия. Развитию фобий способствует чрезмерно строгое воспитание, запугивания и угрозы в детстве со стороны родителей, избыточная восприимчивость к мнению окружающих.
  • Способствовать развитию фобии может также негативная оценка своих способностей и возможностей, отрицательный опыт в детстве, который подвергался яркой критике, искажение стрессовой ситуации и ее преувеличение.
  • Патология может развиться из-за низкой самооценки, недостатка уверенности в себе при слушателях, плохой подготовкой к выступлению и недостатком знаний. У многих фобия развивается именно по той причине, что опыта выступлений было очень мало.
  • С другой стороны, глоссофобия нередко возникает на фоне постоянного стремления к совершенству, часто сопровождает перфекционистов и людей, дорожащих общественной оценкой.

Методы преодоления

Как избавиться от боязни сцены, и какое лечение показано при такой патологии? Специализированная помощь необходима только в том случае, когда страх становится паническим и неврозным, переходя все грани. В остальных случаях преодоление страха публичных выступлений возможно с помощью аутотренингов.

Основные пути того, как побороть боязнь сцены, заключаются, в первую очередь, в осознании данной проблемы, а затем в анализе причин, которые привели к развитию патологии. Затем вырабатываются пути решения и проверяются на практике.

Устранение фактора неизвестности

Чтоб побороть страх перед публичным выступлением, следует избавиться от фактора неизвестности сидящей перед вами публики. Проанализируйте, с какой целью они собрались, чего ожидают от услышанного и какую реакцию аудитории вы хотели бы получить. Анализ ситуации позволяет избежать неизвестности и перестать бояться неизвестной реакции людей.

Устранение иллюзий

Нервное возбуждение усиливается, когда человек концентрируется на отрицательных чертах публики. Среди таких черт обычно отмечаются скептические улыбки, неодобрительные жесты, невнимательность, шепот во время выступления.

Изменить собственное состояние можно, мысленно наделяя людей положительными качествами, обращая внимание не на отрицательные, а на положительные черты – одобрительные жесты, заинтересованные и внимательные взгляды.

Еще один хороший способ устранить иллюзию того, что все в зале настроены против вас, сконцентрироваться на положительном результате проделанного труда.

Планирование выступления

Один из главнейших советов по поводу того, как побороть страх сцены и как справиться с нервозностью, является тщательная подготовка к выступлению. Уверенность в собственной подготовке и достаточности информации позволяет несколько расслабиться и настроиться на качественное выступление.

Например, при подготовке доклада, следует, в первую очередь, проанализировать и изучить исходные данные, полученные из разных авторитетных источников. Затем создать уникальный текст и записать основные тезисы своего доклада, составить план выступления – что и когда говорить. Подберите веские аргументы в свою пользу и не упускайте их из вида на протяжении всего доклада, предугадайте возможные вопросы и подготовьте ответы на них.

Пути преодоления страха лежат и в основательной репетиции – чтоб перестать заикаться и запинаться во время речи, прорепетируйте доклад перед зеркалом, либо прочитайте его своим близким. Так как перестать бояться без определенного опыта нельзя, репетиция перед самыми близкими будет хорошей тренировкой.

Признание неидеальности

Перед тем как бороться со своими страхами, примите тот факт, что значимость других людей может быть очень преувеличена. Не придавайте избыточного значения критике, скептицизму и сарказму, осознайте, что каждый имеет право сделать ошибку. Также помните и о том, что даже доброжелатели могут выдавать желаемое за действительное, потому ни одно мнение вокруг не может быть истиной в последней инстанции.

Изучите техники, повышающие самооценку и чувство собственного достоинства, ощутите собственную ценность и уникальность своей личности. Также придется принять и тот факт, что другие личности так же уникальны и имеют право ошибаться ровно так же, как и вы.

Настройтесь на положительный результат

Эффективно преодолевать страх можно в том случае, если сосредоточиться именно на процессе достижения цели, а не на результате. Фиксируйте свои действия в настоящем, как бы смотря на себя со стороны без преувеличения и преуменьшения. Представьте себе положительные стороны вашего пребывания на сцене – это позволит победить боязнь и в будущем избавляться от нее с каждым разом быстрее.

Лечение патологии может включать физическую нагрузку, изучение техники правильного дыхания, тренировка работы левого полушария мозга, например, работа с математическими вычислениями или другой точной наукой. Одним из приятных способов борьбы является напевание любимой мелодии, медитации, тренировка позы тела, для достижения более открытых и сдержанных положений.

Подробное и практичное руководство по публичным выступлениям от эксперта с мировым именем. Умение выступать уверенно и проводить убедительные презентации помогает быстрее развивать карьеру, завоевывать уважение и добиваться своих целей. Многие люди не осознают, что стать великолепным спикером может каждый - это такой же развиваемый навык, как вождение автомобиля или езда на велосипеде.

Уверенность в себе и мастерство владения эмоциями во время публичных выступлений

Когда вы выходите к публике, первоочередная ваша задача выглядеть уверенно. И не только выглядеть, но и быть таковыми. Ощущать и излучать позитивный настрой, спокойствие и бодрость. В идеале вы должны чувствовать себя просто счастливыми оттого, что оказались на этом месте. Почти такими же счастливыми, как на семейном новогоднем празднике.

Но вот вопрос: как достичь состояния спокойствия, ясности мысли и уверенности в себе перед лицом любой аудитории? Ответ вы узнаете из этой главы.

Начнем с того, что вам нужно осознать одну вещь: волнение перед выходом на сцену - нормальное, естественное состояние даже для профессионалов, которые выступали на публике тысячи раз. Британский актер Дэвид Нивен признавался, что даже после тысячного спектакля его все еще мутит от напряжения перед каждым выходом на сцену.

По данным авторов «Книги списков»*, 54 процента взрослых боятся публичных выступлений больше смерти, но и они считают, что нет ничего плохого в том, что при мысли о выступлении по спине пробегают мурашки. Самое важное - заставить этих «мурашек» двигаться строем в нужном направлении.

*«Книга списков» - серия книг, каждая из которых содержит списки людей, мест, событий, объединенных необычной темой, например: список людей, умерших во время секса, или людей, процитированных Рональдом Рейганом неверно, или самых кусачих пород собак, или самых громких процессов по делу о клевете и т.д. Прим. пер.

Все страхи - приобретенные

Дети появляются на свет, не ведая страха. С этим чувством не рождаются - ему учатся. Все страхи, которые мучают вас в зрелом возрасте, являются результатом детского опыта и его негативного закрепления, которому, возможно, поспособствовали и окружающие. Но так как всем своим страхам, в том числе и боязни выступлений на публике, вы научились, то вы можете от них и избавиться.

Основная причина страха сцены у взрослых - деструктивная критика, объектом которой они стали в детском возрасте. Когда родители ругают ребенка по любому поводу, в нем зарождается и развивается страх провала и отвержения. А в зрелой жизни это приводит к сверхчувствительности к мнению окружающих.

Психологи утверждают, что почти все психические и эмоциональные проблемы возникают от недостатка любви в детстве. В стремлении контролировать ребенка или манипулировать им родители нередко используют любовь как инструмент воздействия на малыша, как награду, которую можно вручить за хорошее поведение, а можно и попридержать за непослушание. В результате ребенок очень быстро приходит к выводу: «Если я буду делать то, что нравится маме и папе, то буду в безопасности. Если же поступать так, как им не нравится, меня ждут неприятности».

Чувствительный ребенок - сверхчувствительный взрослый

Ребенок, который в детстве становился объектом деструктивной критики или «сдержанной» любви, в зрелом возрасте бывает чрезмерно озабочен мнением окружающих и их отношением к нему. В более сложных случаях человек становится настолько неуверенным в себе, что не решается ни на какие поступки, пока не удостоверится, что все значимые для него люди одобрят задуманное им.

Некоторых травмирует одна только мысль о необходимости выйти к публике и выступить перед ней.

В подобной болезненной реакции проявляется страх провала и отвержения, внушенного в самом раннем детстве, еще до достижения пятилетнего возраста. Но эти чувства могут быть заменены другими - чувствами уверенности в себе, спокойствия, компетентности и самоконтроля.

Многие из лучших современных спикеров когда-то тоже боялись сцены. Их бросало в дрожь каждый раз, когда приходилось говорить на публике, даже если ее составляли только сослуживцы. Один мой друг, который сегодня уверенно выступает перед многотысячными аудиториями, во время первого выступления даже намочил штаны и был вынужден сбежать за кулисы.

Начните со своего послания

Для того чтобы уверенно выступать на публике, в первую очередь вам необходимо иметь послание, которое люди действительно захотят услышать. Это, пожалуй, наиважнейшее условие.

Говорите от чистого сердца

Несколько лет назад мне довелось слушать выступление Уолли Эймоса, основателя компании - производителя печенья Famous Amos. Его речь была посвящена борьбе с неграмотностью среди взрослых. Сам Эймос жертвует довольно много времени и денег, помогая пожилым людям научиться читать. Всем собравшимся - а в зале сидело более 600 человек - было ясно: он говорит от души. Ему явно не хватало специальной ораторской подготовки, но Уолли выстроил свои мысли и идеи в четкой логической последовательности и говорил искренне и страстно. Он доказывал, как важно для взрослых уметь читать и как это умение может изменить их жизнь. По завершении выступления все слушатели встали и проводили его бурными аплодисментами, ведь Эймос говорил от чистого сердца о том, в чем разбирался и что глубоко его волновало.

Аудитория на вашей стороне

Чтобы избавиться от страхов и преодолеть нервозность при публичных выступлениях, необходимо также осознать следующее: когда вы выходите на сцену, все люди, сидящие в зале, желают вам успеха. Примерно то же самое происходит и тогда, когда люди приходят в кинотеатр. Разве вы сами когда-нибудь отправлялись на сеанс в надежде на то, что фильм окажется плохим и вы потеряете время? Конечно нет! Вы надеетесь на обратное: что посмотрите классное кино, которое оправдает ваши затраты времени и денег.

То же самое можно сказать и об аудитории, которая пришла послушать ваше выступление. Она болеет за вас и искренне желает вам добиться успеха и получить приз «киноакадемии». Посмотрите на своих слушателей: они ваши болельщики. Они всей душой переживают за вас и надеются, что ваше выступление окажется удачным и забавным.

Иными словами, когда вы только начинаете свою речь, у вас в «дневнике» уже стоит «пятерка»: раз зрители пришли, значит, они уже поставили вам отличную отметку. Ваша задача - в течение выступления сохранить эту оценку. Вспомните метод «Тостмастерс» по систематической десенситизации. С каждым новым выходом к публике, с каждой новой речью вы будете все больше освобождаться от страха и волнения. Ничто так не укрепляет уверенность в своих силах, как повторение испытания.

Как стать увереннее в себе и компетентнее

Существует несколько приемов, с помощью которых можно преодолеть страх и волнение перед выступлением. Лучшие в мире спикеры применяют их постоянно.

Вербализация

Ваши эмоции на 95 процентов зависят от того, что вы говорите себе. То есть ваши мысли, чувства и действия во многом контролирует внутренний диалог. А ведь слова, которые протекают через ваше сознание, полностью в вашей власти.

Самые сильные по воздействию слова, которые вы можете сказать себе, чтобы морально подготовиться к выступлению или другому мероприятию, - это «Я себе нравлюсь!».

Прежде чем выйти на сцену, повторяйте про себя снова и снова: я себе нравлюсь! Я себе нравлюсь! Я себе нравлюсь! Эти слова оказывают замечательное воздействие на человека, повышают его самооценку и подавляют страх. Чем больше вы будете себе нравиться, тем увереннее будете становиться. Чем больше вы будете себе нравиться, тем спокойнее и расслабленнее будете себя чувствовать. Чем больше вы будете себе нравиться, тем больше вам будут нравиться и те люди, перед которыми вы выступаете. И наконец, чем больше вы будете себе нравиться, тем лучше получится ваше выступление.

Если вы нервничаете и чего-то боитесь, заглушите звук голоса страха, повторяя про себя: «Я смогу! Я смогу! Я смогу!». Страх провала и отвержения выражается в убеждении, что «Я не могу! Я не могу! Я не могу!». Когда же вы говорите себе «Я смогу!», вы нейтрализуете влияние негативного послания и выключаете страх, как будто устраиваете ему короткое замыкание. Опробовав эту технику впервые, вы будете удивлены, насколько лучше себя почувствуете и насколько увереннее станете говорить.

Визуализация

Все улучшения во внешнем проявлении ваших чувств и поведении начинаются с изменения картин, которые вы рисуете себе в уме. Когда вы создаете четкий, позитивный и волнующий мысленный образ себя самих, эффективно выступающих, ваше подсознание воспринимает это послание как команду и начинает предлагать те слова, чувства и жесты, которые согласуются с вашей умозрительной картиной.

Вам следует видеть себя на сцене выступающими спокойно, уверенно, расслабленно, с улыбкой на лице. Видеть, как аудитория тянется к вам, жадно ловит каждое ваше слово, как она улыбается, смеется, наслаждается вашей речью, восторгается идеями, как будто все, что вы говорите, поразительно умно и забавно. Ознакомьтесь со следующими двумя приемами визуализации, которые можно успешно применять в своей практике.

Внутренняя и внешняя визуализация

В случае с внешней визуализацией вы представляете себя на сцене, как будто сами являетесь неким третьим лицом, человеком из зала, который смотрит на все со стороны. Вы видите себя стоящим прямо, спокойно, уверенно, расслабленно, и все в вас говорит, что вы прекрасно владеете темой и ситуацией. Вы видите себя глазами зрителя. В другом случае, варианте внутренней визуализации, вы наблюдаете за собой и аудиторией собственными глазами, представляя себе, что аудитория реагирует на ваши слова радостно и позитивно.

Можете поочередно менять варианты визуализации, смотреть на себя своими глазами и со стороны, но в обоих случаях этот взгляд должен быть позитивным. Так вы насытите свое подсознание картинами блестящего выступления, и в ответ подсознание будет снабжать вас мыслями и чувствами, соответствующими этим вашим видениям.

Программирование мозга

Существует и другой способ придания себе уверенности и хладнокровия во время публичных выступлений. Для этого необходимо представить себя произносящим блестящую речь. Особенно хорошо заниматься этим на сон грядущий. Подсознание человека лучше всего поддается перепрограммированию в последние несколько минут перед засыпанием и в первые несколько минут после пробуждения.

Засыпая, вообразите, как устраиваете прекрасную презентацию для аудитории, с которой вам в скором времени предстоит встретиться. Эта картина войдет в ваше подсознание и окажет существенное влияние на глубочайшие слои вашей психики - и все это произойдет, пока вы спите. Чем чаще вы будете проделывать это упражнение, тем спокойнее и увереннее будете себя чувствовать, когда придет время произносить речь перед аудиторией. Это исключительно эффективный метод психологической тренировки.

Эмоционализация

На самом деле вы способны по-настоящему почувствовать, каково это - быть уже состоявшимся, успешным и популярным спикером. Иными словами, вы можете вызвать в себе эмоции счастья, радости, гордости, возбуждения и уверенности еще до того, как состоится выступление. Добиться этого можно, представив себе, что вы только-только завершили свою потрясающую речь и все слушатели встают, улыбаются, хлопают в ладоши и кричат «браво!». А затем представьте собственный восторг и удовлетворение от прекрасно выполненной работы.

Оставшись один, попробуйте вызвать в себе желанные ощущения, как будто выступление уже состоялось и прошло именно так, как вам хотелось. Проникнитесь этими эмоциями и объедините их с утверждением: «Я всегда выступаю на ура». Подкрепите их умозрительной картиной, которую вы создали о себе самих и на которой вы производите впечатление красноречивого и компетентного профессионального спикера.

Известный психолог и философ Уильям Джеймс говорил: «Лучший способ испытать определенное чувство: начать вести себя так, как будто оно в вас уже возникло». Действия поддаются контролю со стороны воли намного лучше, чем чувства. Если вы будете вести себя так, словно уже почувствовали то, что хотите чувствовать, ваши поступки могут сыграть роль спускового крючка и действительно пробудят в вас это самое переживание. Данный прием является ключевым для сценического успеха.

Еще один замечательный метод эмоционализации называется «Конец фильма». Чтобы понять, как он работает, представьте себе, что вы отправились в кинотеатр посмотреть новую ленту. Но получилось так, что пришли раньше времени и предыдущий сеанс еще не закончился. Тем не менее вы решили зайти и посмотреть последние 10 минут фильма. Вы видите, как конфликт героев уже разрешается и все для всех кончается хорошо.

Экран гаснет, зрители выходят на улицу, а вы возвращаетесь в фойе и заходите вместе с новыми посетителями на свой сеанс. Теперь смотрите фильм с самого начала. Но вы уже знаете, чем он закончится. Знаете, что в конце все будет прекрасно и, несмотря на перипетии и зигзаги, судьба героев сложится удачно. Поскольку вы уже в курсе, каков финал, вы наблюдаете за развитием сюжета намного спокойнее. Наслаждаетесь различными сценами, не переживая за героев, так как знаете: все у них сложится замечательно.

Точно так же вы можете применить прием «Конец фильма» и к своему выступлению. Представьте себе, что вы дошли до финала презентации и все вам улыбаются и аплодируют. Вы замечательно справились со своей задачей. Вас распирает от гордости и волнения. Ваши друзья, сидящие в зале, одобрительно улыбаются. Вообразите себе такую концовку выступления, прежде чем начнете говорить.

Упражняйтесь в применении этого метода снова и снова, и вы удивитесь, как часто презентация будет завершаться именно так, как вы себе представляли.

Актуализация

Сейчас вас ждет важное открытие. Ваше подсознание не делает разницы между настоящими событиями и событиями, которые вы себе живо представляете. Например, если вы провели триумфальную презентацию, оно зафиксирует этот случай как факт успешного опыта. И в следующий раз, когда вы окажетесь в подобной ситуации, а точнее, соберетесь выступить со следующей презентацией, воспоминание об этом придаст вам уверенности.

Однако если вы визуализируете, эмоционализируете и представите в своем воображении аналогичный успешный опыт, даже если он еще не воплотился в реальности, подсознание тоже примет его как факт. Так что повторяйте этот прием визуализации успешного опыта выступления раз десять, двадцать или пятьдесят, и подсознание внесет в свои анналы десять, двадцать или пятьдесят успешных выступлений, каждое из которых заканчивалось бурными аплодисментами восторженной аудитории.

Если вы будете практиковать этот метод, снова и снова вызывая в уме картинку успеха, то подсознание настолько уверует в ваши ораторские способности, что в конечном итоге вы и вправду начнете испытывать чувства спокойствия, ясности сознания и уверенности в себе, которые приходят к человеку после достижения высочайшего уровня профессионализма.

Объединив же все три метода - вербализацию, визуализацию и эмоционализацию, - вы действительно запрограммируете себя на успех и подготовитесь к яркому выступлению перед любой аудиторией.

Как усилить уверенность в себе в последний момент

Большинство методов психологической подготовки к публичному выступлению требуют времени. Но существует несколько приемов для снятия нервного напряжения, которые спикер может применить непосредственно перед выходом на сцену и тем самым повысить свои шансы на успех.

Когда наступит день выступления, постарайтесь приехать пораньше и осмотреть зал. Поднимитесь на сцену, постойте за кафедрой. Спуститесь вниз, пройдитесь между рядами и прикиньте, как вы будете смотреться из зала.

Поговорите с первыми зрителями и узнайте, откуда они и чем занимаются. Спросите, как их зовут, сообщите им свое имя. Чем больше времени вы проведете с участниками мероприятия до выхода на сцену, тем спокойнее будете себя чувствовать во время выступления. У вас будет ощущение, что вы находитесь среди друзей.

После того как вас представят и вы начнете свою речь, поищите глазами людей, с которыми только что познакомились, и улыбнитесь им, как будто собираетесь беседовать лично с ними, вашими старыми товарищами. Это поможет вам еще больше расслабиться и почувствовать контроль над ситуацией.

Сделайте дыхательные упражнения для разрядки

В последние минуты перед выходом на сцену постарайтесь расслабиться и подготовиться к произнесению блестящей речи, сделав несколько глубоких вдохов. Лучше всего попробовать дыхательную методику, которую я называю «7 х 7 х 7». Итак, вам нужно сделать как можно более глубокий вдох, не останавливаясь, пока медленно не сосчитаете до семи. Затем задержите дыхание, пока снова не досчитаете до семи, после чего медленно выдохните - правильно! - до счета семь.

Несколько раз медленно повторите упражнение: вдыхаете, задерживаете дыхание, выдыхаете. Вдох и задержка дыхания ненадолго погружают мозг в альфа-ритм, очищая мысли, успокаивая нервы и готовя вас к хорошему выступлению.

Вдохновите себя

Перед тем как вас представят аудитории, скажите себе:

«Это будет великолепное выступление! Мне не терпится начать! У меня получится прекрасная речь!» И повторите про себя несколько раз: «Я себе нравлюсь! Я себе нравлюсь! Я себе нравлюсь!»

Произнесите эти слова с чувством, как будто пытаетесь убедить человека, сидящего в другом конце зала, в том, что вы говорите совершенно искренне. Чем эмоциональнее вы будете разговаривать с собой, тем сильнее будет позитивное влияние, которое вы окажете на свое подсознание и поведение.

Пошевелите пальцами ног

Существует еще один способ повысить уверенность в себе и подавить страхи - пошевелить пальцами ног перед самым выходом на сцену. Такое обычно происходит, когда человек искренне счастлив, весел и воодушевлен, особенно часто в детском возрасте. Пошевелив пальцами на ногах перед выступлением, вы настроитесь на позитив, улыбнетесь и действительно почувствуете себя более счастливыми и жизнерадостными. Помните: действия порождают эмоции точно так же, как эмоции порождают действия.

Сделайте вращательные движения плечами

Напряжение, которое человек обычно испытывает перед выступлением, как правило, сгибает его спину и плечи. Поэтому вы можете попробовать от него избавиться, несколько раз покрутив плечами. Затем расслабьте руки и потрясите ими, как будто стряхиваете капли воды с пальцев. Это движение также помогает сбросить напряжение и стресс. Если выполните весь комплекс - сделаете несколько глубоких вдохов, несколько вращательных движений плечами, встряхнете руками и пошевелите пальцами ног, - то почувствуете, как на душе становится спокойнее и радостнее: вы готовы к выступлению.

Встаньте прямо

Выйдя на сцену, распрямите плечи, вытяните голову и держите ее прямо. Представьте себе, что от макушки вашей головы к потолку тянется невидимая нить, на которой вы висите. Когда человек думает о том, что нить держит его голову, он и в самом деле вытягивает и распрямляет свое тело, принимая позу уверенного в себе и наделенного властью человека.

Подумайте о своей аудитории

Найдите способ мысленно поставить себя в позицию силы по отношению к слушателям. Например, прежде чем начать говорить, представьте себе, что ваша аудитория сплошь состоит из людей, которые заняли у вас деньги. Они все пришли, чтобы просить вас позволить им еще некоторое время потянуть с выплатой.

Вы можете также представить себе, что слушатели сидят в зале в одном белье. Такая картина заставит вас улыбнуться, разрядит напряжение и позволит вам выступить эффективнее. Если думать о своей аудитории в подобном ключе, вы будете говорить с ней намного свободнее и раскрепощеннее.

Будьте благодарны

Уверенность в себе можно повысить и другим замечательным способом - выражением благодарности за возможность выступить перед публикой. Скажите себе: «Я так благодарен, что мне выпал шанс провести презентацию для этих людей. Спасибо! Спасибо! Спасибо!» Представьте себе, что вас действительно заботит благополучие слушателей. Повторяйте: «Я люблю эту аудиторию! Я люблю эту аудиторию! Я люблю эту аудиторию!»

Чем искреннее вы будете болеть и радоваться за своих слушателей, тем увереннее станете себя чувствовать. Чем больше вы будете воспринимать их как своих друзей, которым вы симпатичны и которые приятны вам, тем расслабленнее будете себя вести.

Перестаньте думать о себе

И наконец, вспомните, что мероприятие устраивается не ради вас, а ради слушателей. Перестаньте думать о себе и беспокоиться о том, что именно слушатели подумают о вас. Лучше настройтесь мысленно и эмоционально на одну волну с ними и думайте исключительно о своей аудитории.

Мой друг, Каветт Роберт, основатель Национальной ассоциации спикеров США и замечательный человек, однажды признался, что в молодости он обычно выбегал на сцену с мыслью «Вот он я!», а становиться хорошим спикером начал только тогда, когда в корне изменил свое отношение к делу. Теперь, выходя к слушателям, вместо «Вот он я!» он думал: «Ух ты! А вот и вы!»

Когда вы начнете воспринимать свою аудиторию как собрание замечательных, исключительных, очаровательных, интересных и сердечных людей, вы станете относиться к ним так же: «Ух ты! А вот и вы!» - и ваши страхи отступят. Вы начнете чувствовать себя намного спокойнее и увереннее, станете щедрее и дружелюбнее. Но и это не все! Такая внутренняя трансформация будет означать: вы на пути к тому, чтобы стать одним из лучших спикеров в своей области знаний.

Резюме

Хорошая психическая форма сродни хорошей физической форме - и та и другая обретаются и поддерживаются постоянными упражнениями. Если вы будете применять описанные в этой книге методы и приемы для успокоения нервов и овладения своими эмоциями перед выступлением, то вскоре почувствуете себя спокойными, уверенными и полностью контролирующими положение.

© Бр. Трейси. Убеждение. Уверенное выступление в любой ситуации. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
© Публикуется с разрешения издательства

Выступление перед публикой – целое искусство. Но что делать, если вы не просто не умеете выступать перед аудиторией, но и боитесь этого? Глософобия, или страх публичных выступлений (страх сцены) находится на втором месте по популярности после страха смерти. Его причины могут иметь самые разные корни: от до детства. Но преодолеть глософобию можно. И это доказали такие известные люди, как Джим Керри, Бенедикт Кембербэтч, Меган Фокс. Да-да, они тоже боялись сцены. И далеко не только они.

Самая популярная причина – . Если вы еще никогда не выступали публично, то страх вполне понятен. Просто вам это незнакомо, это пока лежит за границами вашей . Другого варианта нет, кроме как пробовать, заставлять себя выступать публично, расширять зону комфорта. Всегда бросайте себе вызов, сами напрашивайтесь на публичные выступления, раз решили, что вам нужно научиться этому. Чем чаще вы будете выступать, тем проще это будет происходить. Вы накопите опыт. В итоге страх уйдет, останется только приятное волнение и эмоциональный подъем.

Еще одна возможная причина – неудачное выступление и как следствие – психотравма. С этим справиться сложнее, но попробуйте проанализировать предшествующий опыт. Что именно повлекло неудачу? Что именно случилось? Сравните старого себя и прежнего. Думаю, эти люди явно отличаются. Возможно, новый вы обладает всеми инструментами, чтобы предыдущий опыт не повторился.

Таким образом, причиной страха выступления может быть:

  • зацикливание на своих переживаниях, на своем страхе;
  • неудачный предшествующий опыт, воспоминания о нем;
  • плохая подготовка к выступлению;
  • недостаток опыта.

Ну и дополняет картину неуверенность в себе, робость, застенчивость, и много чего еще. Каковы ингредиенты вашего коктейля глософобии?

Как выступать перед аудиторией

В первую очередь измените свое отношение к страху. Перестаньте воспринимать его как преграду, а начните видеть в нем возможности. Дело в том, что страх и волнение заставляют наш организм на психофизиологическом уровне работать на полных мощностях. Мы становимся быстрее, сильнее, умнее и ловчее. Осознайте, что волнение разгоняет по организму кровь, за счет чего вы можете быстрее анализировать информацию, быстрее говорить, быстрее и точнее подбирать слова. Вы можете быть в разы продуктивнее, если позволите волнению помогать вам, а не будете относиться к нему с еще большим страхом.

Всегда выглядит приятнее тот оратор, который не прячется за трибуной и не читает по бумажке. Но это верх искусства и, конечно, пока жив страх выступления, достичь такого не получится.

Упражнения по преодолению страха

Подготовка – основной способ избавления от страха. Но неплохо дополнить его еще некоторыми методиками.

Для нормализации нейрогормонального состояния полезно нагрузить себя физически. Отожмитесь, поприседайте, пробегитесь, помашите руками. И телу полезно, и «антистрашин» выработается, проще говоря, эндорфины – гормоны антистресса и счастья. Но не делайте этого непосредственно перед выступлением, ваше дыхание должно нормализоваться, а вид быть опрятным.

Визуализация

Представьте и проиграйте в голове предстоящее выступление перед публикой. Прочувствуйте его каждым из основных чувств. Представляйте каждую деталь, чем точнее, тем лучше. Представьте внимательные взгляды слушателей, обмен энергией. Представляйте только успешное и приятное. Представьте самый удачный сценарий: как вы шутите, как положительно на это реагирует публика, как мастерски вы отвечаете на неожиданные и сложные, а то и каверзные, вопросы.

Самовнушение

Прежде чем выйти на сцену (выступить), проговорите несколько фраз:

  • Я рада, что я здесь.
  • Я рада, что вы здесь.
  • Я уверена в своих знаниях.
  • Я знаю и понимаю то, о чем хочу рассказать.
  • Вы мне нравитесь.
  • Я вам нравлюсь.

Преодолеть страх можно только одним путем – тренироваться. И, конечно, нужно помнить, что на 90 % успех выступления зависит от подготовки. с людьми, научитесь понимать их, научитесь владеть собой. Поработайте над своей уверенностью и Разложите ваш страх на подпункты и решите их.

Профессиональные обязанности многих людей включают регулярные публичные выступления и нахождение в непрерывном контакте с многочисленной аудиторией. Деятельность политиков, преподавателей, юристов, менеджеров, артистов непосредственно связана с пребыванием, взаимодействием, общением и нередко убеждением обширной группы людей.

В своей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуацией, когда возникает необходимость проявить свое ораторское искусство и выступить перед аудиторией. Согласно данным психологов, определенный уровень страха перед выступлениями присутствует у подавляющего большинства людей – свыше 95% населения. Боязнь сцены входит в число самых распространенных фобий, которая не только причиняет неудобства, ухудшает психическое самочувствие и физическое здоровье, но и затрудняет выполнение должностных обязанностей, препятствует дальнейшему карьерному росту.

С такими страхами знакомы многие выдающиеся артисты и музыканты, которые регулярно выступают перед большой аудиторией. Сильную патологическую боязнь сцены испытывали актриса Фаина Раневская, певец Дитрих Фишер-Дискау, музыканты Пабло Казальс, Гленн Гульд, Артур Рубинштейн.

Для многих людей страх сцены является значимой стрессовой ситуацией, несвоевременная, неправильная и неполная терапия и коррекция которой может стать фактором акцентуации личности и перейти в категорию психических расстройств. В результате воздействия страха, как травмирующего фактора, человек прибегает к так называемому защитному поведению. Этот механизм помогает только на некоторое время, и если проблема в дальнейшем не разрешается, и человек не в силах справиться с имеющей место боязнью, именно защитные механизмы становятся препятствием личностного роста. Они порождают новые эмоциональные проблемы, формируя стремление уйти от действительности в «искусственный мир упрощенности» и являются причиной психических заболеваний.

Поэтому вовремя распознать симптомы, проанализировать причину, дать откровенную и, в то же время, оптимистичную оценку происходящему, принять меры психологической коррекции крайне важно.

Проявление глоссофобии

В психологии патологическая боязнь публичных выступлений именуется глоссофобией или пейрафобией. Следует четко разделять естественное волнение, которое испытывает любой человек перед предстоящим сольным монологом, ориентированным на большое скопление людей, как знакомых, так и незнакомых. Так, вполне адекватная реакция организма – волнение, возникает перед предстоящим сольным выступлением начинающего танцора и музыканта, перед устными вступительными экзаменами в ВУЗ. В то же время, эта личность не будет испытывать тревоги, напряжения и страха, когда предстоит продемонстрировать свои таланты или прочитать доклад перед знакомой аудиторией: коллегами, однокурсниками, преподавателями.

Психологи подчеркивают, что умеренное количество тревоги и волнения имеет свои положительные стороны. В предвкушении ответственного события человек становится внимательнее, собраннее, энергичнее, в итоге – его выступление проходит успешно и качественно. А «соло» на публике у тех, кто совсем не испытывает волнений, зачастую получается провальным.

Индивид, страдающий глоссофобией, будет испытывать необъяснимый и неукротимый страх во время или перед выступлением даже перед хорошо знакомыми слушателями или перед незначительной по численности группой людей. Его боязнь – не избирательна, а постоянна при пребывании на публики.

Симптомы расстройства

Хотя факторы, вызывающие дистресс при фобических расстройствах различны, они все вызывают одинаковую по существу, неспецифическую биологическую реакцию. Перед или при наступлении неблагоприятной для индивида ситуации, в данном случае – в предвкушении пребывания на публике, возникает и нарастает эмоциональное напряжение. Высокий уровень активности субкортикальной системы, активизирующей кору головного мозга, двигательных центров, желез внутренней системы, симпатической автономной системы, изменяет работу внутренних органов. Так, распространенные проявления боязни сцены:

  • Увеличение и напряжение мышц;
  • Изменение жестикуляции и мимики;
  • Изменение тембра и тона голоса;
  • Вегетативные проявление: чрезмерное потоотделение, учащенное сердцебиение, «скачки» артериального давления;
  • Головная боль, неприятные, давящие ощущения в области сердца.

Приступ глоссофобии может сопровождаться:

  • сухостью во рту,
  • дрожанием голоса,
  • утратой способности говорить,
  • непроизвольным мочеиспусканием.

В редких случаях у людей с повышенной нервной возбудимостью подобная фобия вызывает обмороки разной продолжительности. Потере сознания, как правило, предшествуют головокружение, слабость, тошнота, отмечаются бледность лица и губ, холодные конечности, слабый частый пульс.

Сила проявление и количество симптомов сугубо индивидуальны и зависят от особенностей характера человека, способу реагирования на сигналы тревоги, функционального состояния организма, настроения, утомления и характера деятельности в данный момент

Причины появления

Основные причины формирования глоссофобии:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Социальные факторы.

Генетическую наследственность имеет индивидуальная склонность к конкретным видам страха, боязнь общества вообще, врожденный уровень тревожности. Человек, как составляющая единица общества, боится быть не принятым, не понятым, не оцененным сообществом, боится быть социально изолированным. Среди наследственных психологических характеристик стоит выделить основу для дальнейшего формирования характера: темперамент, генетическая акцентуация и степень тревожности. Довольно похожи психологические характеристики родителей и потомков: они имеют схожие страхи, определенный способ их восприятия, одинаковую силу реакции и степень «застревания».

Наиболее значимыми источниками формирования фобии пред публичным выступлением, психологи считают социальные факторы:

  • неправильное, чрезмерно строгое воспитание;
  • неверное поведение родителей в семье: запугивания, запреты, угрозы в детском возрасте;
  • излишняя восприимчивость к критике окружающих и внутренняя «цензура», порождающие ананкастическую робость и покорность;
  • негативное отношение к собственному «Я», низкая самооценка, вследствие давления взрослых на детскую психику;
  • отрицательный детский опыт, который подвергся значимой для индивида критике;
  • искажение силы стрессовых факторов в сторону их усиления;

Пейрафобия может проявиться из-за отсутствия уверенности быть понятым аудиторией, что связано с плохой, недостаточной подготовкой и отсутствием необходимых знаний. Для многих выступления на сцене представляют сложность из-за отсутствия достаточного опыта.

Вероятным фактором появления боязни сцены является стремление к совершенству. Очень часто глоссофобия проявляется у людей- перфекционистов, стремящихся к идеалу и имеющих привычку дорожить общественным мнением.

Также пребывать у всех на виду боятся люди, чья тревожность сопровождается акцентуацией педантического типа.

Лечение: как бороться?

Разумеется, необходимо избавляться от этой фобии, причем соответствующими специалистами данные страхи ликвидируются успешно и полностью. Профессиональная помощь для избавления от глоссофобии необходимо лишь для тех, у кого страхи переходит в , определить четкую границу которых под силу исключительно психотерапевту. Для всех остальных ораторов, лекторов, актеров и музыкантов преодолеть фобию можно самостоятельно.

Шаги по преодолению страха выступать на публике включают четыре этапа:

  • осознание проблемы;
  • анализ причин появления;
  • выработка идей решения;
  • проверка идей на практике.

Остановимся подробнее на возможных методах разрешения, призванных снизить уровень тревожности, повысить самооценку и избавиться от глоссофобии.

Этап 1. Избавляемся от неизвестных

Тщательно анализируем публику: численность, социальный статус, возраст, жизненные позиции, интересы аудитории. Необходимо четко осознавать, что общество ждет от вашего выступления, и какую ответную реакцию вы предполагаете получить. Ваша информированность сведет на нет фактор неизвестности, станет прогнозируемым получение определенного результата.

Этап 2. Укрощаем «чудовище»

Ваша нервозность усиливается наделением публики отрицательными чертами и фиксацией на «минусах», таких как: якобы имеющие место в аудитории скептическая ухмылка, жесты неодобрения, критичный шепот и т.д. Изменить свое восприятие публики можно, сформировав мысли одобрения. Наделите объекты положительными чертами, обращайте мысленно внимание на исходящие из зала приятные мелочи: одобрительные жесты, ликующие голоса, заинтересованные взгляды. Отличный способ побороть боязнь сцены - визуализация, когда представляешь выдающийся результат своего труда в перспективе.

Этап 3. Не допускаем провала выступления

Если страх сцены вызывает боязнь провала и неудачи, лучшим средством будет тщательная подготовка. Когда человек уверен в своих знаниях и достаточной проработке темы, он будет значительно меньше волноваться.

Например, у вас предстоит доклад. Алгоритм ваших действий таков:

  • поиск, анализ и изучение исходных данных из нескольких источников,
  • создание уникального текста,
  • конспектирование главных тезисов,
  • составление плана выступления,
  • подбор веских аргументов,
  • заучивание или близкий пересказ составленного текста,
  • изучение возможных вопросов и составление ответов на них.

Отрепетируйте ваш доклад перед зеркалом или выступите перед близкими. Хороший эффект принесет прослушивание надиктованного своим голосом текста. Уделите особое внимание невербальной части: вашим жестам, мимики и внешнему виду. Такая предварительная презентация поможет выявить и исправить возможные ошибки, придаст уверенности в ваших ораторских способностях.

Этап 4. Признаем возможность на ошибку

Следует снизить зачастую преувеличенную значимость других людей, логично оценивать критику, признавать наличие у каждой личности недостатков, в числе которых: сарказм, цинизм, скептицизм, недоброжелательность и иные минусы. Осознание того, что любой может ошибаться, и не всегда из уст доброжелателей исходит справедливая критика, вселит в вас большую уверенность.

Необходимо регулярно заниматься техниками, направленными на формирование объективной самооценки и увеличения чувства собственного достоинства. Отличный результат дают аффирмации на тему ощущения собственной ценности и принятия себя уникальной личностью.

Этап 5. Фиксируемся на позитиве

Целесообразно сосредоточиться на самом процессе, а не на ожидаемом результате. Будет более продуктивным фиксация на протекании действия в настоящем, а не на пока иллюзорный будущий результат. Представьте все приятные аспекты вашего пребывания на публики, ваш успех и признание. Имеющийся негативный опыт необходимо трансформировать в позитив.

Кроме того, хорошими методами побороть страх сцены являются:

  • физические упражнения на разные группы мышц,
  • правильное дыхание,
  • активизация работы левого полушария, например: математические вычисления,
  • пение мысленно или вслух приятной мелодии,
  • изменение положения тела на более открытую позу,
  • регулярные медитации,
  • использование техник самовнушения.

Фантастической силой обладает улыбка. Искренняя улыбка снизит психическое напряжение и дискомфорт, обманет подсознание (ведь бояться и испытывать радость одновременно не возможно). Улыбнитесь публике и, получив улыбку в ответ, вы почувствуете, как ваши страхи вас покидают. Не избегайте выступлений и общения с публикой, уверенность придет с опытом!

Дополнительные материалы о боязни сцены

Аудио-лекция о техниках работы со страхом публичных выступлений.

Оценка статьи:

читайте также

Все статьи
Похожие публикации