Кто такой судья кто работает в суде. Что делает судья? Преимущества профессии судьи

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Профессия судьи по праву считается одной из самых древних и ответственных. Многие функции судьи в свое время выполняли уважаемые люди, отдельные должностные лица, правители территорий, которые, помимо рассмотрения различных юридических споров, были наделены множеством других полномочий. Однако в данной статье мы рассмотрим судью именно как профессию.

Откуда произошло слово «судья»?

Эксперты проверят обоснованность Заключения.
Стоимость от 25 тыс., срок от 2 дней

На латыни данный термин звучит Judex, образован от слов ius (справедливость) и dex (десять), если переводить дословно, то получится справедливый десятикратно т.е тот, кто в 10 раз справедливее обычного человека. Таким образом, устанавливается особый и самый важный признак судьи как такового, а именно наличие очень тонкого чувства справедливости. Справедливость, как понятие, несет в себе принцип должного воздаяния деяниям человека и соразмерности преступлений и наказаний.

Какие функции у судей?

Во всех странах судья признается лицом, возлагающим на себя ответственность за решение конфликтов и имеющим исключительные полномочия на осуществление правосудия. В основном можно выделить две категории судей: судьи в странах с английским правом (США, Австралия) и судьи в странах с так называемым континентальным правом (Германия, Россия). Коренное различие состоит в требованиях, предъявляемых к судьям, и их полномочиях.

Например, в странах с континентальным правом судьи обязаны иметь юридическое образование и специальную подготовку в судебных органах, а также следовать букве закона и не превышать пределы применения закона, в странах с английским правом юридическое образование не является обязательным. Для того чтобы быть арбитром в простых категориях гражданских дел, достаточно быть уважаемым обществом человеком и иметь необходимый опыт в качестве одной из сторон, также они уполномочены следовать именно смыслу закона и осуществлять иные функции, классически не относящиеся к полномочиям судьи, а именно законотворческие, либо функции судебных приставов.

Какими личными качествами должен обладать судья?

Для адекватной оценки чужих поступков судья и сам должен быть человеком высоких моральных принципов. Независимость, беспристрастность и чувство справедливости — вот те качества, которые наиболее важны для специалиста, в обязанности которого входит разрешение споров. Решения судьи не являются его личными властными решениями, судья должен претворять в реальную жизнь принцип справедливости.

У судей иногда возникает конфликт интересов между моральными принципами и профессиональными, однако настоящий специалист должен всегда принимать собственные решения, какие бы колебания и терзания его не мучили. Одна из самых сложных задач в работе судей и состоит в том, чтобы примирить закон и правду, однако в реальности такое случается не всегда. Работа судей состоит в том, чтобы принимать правильные, законные решения руководствуясь юридическим и житейским опытом.

Какие требования предъявляются к судьям в России?

Порядок назначения на должность судьи РФ и те требования, которые предъявляются к судьям, прописаны в Законе "О статусе судей в Российской Федерации". Согласно данному закону судьей может стать гражданин Российской Федерации, который, во-первых, имеет высшее юридическое образование. Во-вторых, достиг определенного возраста: 25 лет для должности мирового судьи, судьи районного суда или арбитражного суда областного уровня; 30 лет для судей областных судов; 35 лет для судей Верховного Суда, и, наконец, 40 лет для судей Конституционного Суда. Ограничение по возрасту установлено для того чтобы человек накопил достаточно житейского опыта.

Так же установлены требования к юридическому стажу: для судей мировых и районных судей - не менее пяти лет. Стоит отметить, что данный срок начинает течь с момента получения диплома о высшем юридическом образовании. Именно с этого момента и исчисляется стаж работы по юридической специальности. Даже если человек работал во время учебы, то стаж все равно начнет засчитываться с момента получения диплома. Для того чтобы стать судьей областного уровня, требуется иметь семилетний юридический стаж.

Какие ограничения есть у судей?

В кодексе судейской этики закреплены основные ограничения, устанавливаемые в отношении судей, а именно:

Во внесудебной деятельности и во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти, вызвать сомнения в ее беспристрастности и справедливости. Как мы видим, судья обязан защищать не только свою честь как человека, но и авторитет всей судебной власти, поскольку является ее представителем. Судья может заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды, если это не причиняет ущерб интересам правосудия.

Судье не следует заниматься теми видами внесудебной деятельности и участвовать в тех публичных мероприятиях, которые создают препятствия судье для исполнения им своих профессиональных обязанностей, оказывают негативное влияние на независимость и беспристрастность судьи, приводят к частым заявлениям об отводе или самоотводе судьи. Данный пункт особо интересен тем, что он прямо не устанавливает запрет на занятие этими видами деятельности, а устанавливает деяния, совершение которых, в единичном случае не влечет последствий, но имеет значение при повторении.

Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации.

2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами.

3. Судья не вправе:

1) замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;

2) принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;

3) публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;

4) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

5) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда (для мировых судей - председателя соответствующего районного суда, для председателей судов - президиумов соответствующих судов, а в случае отсутствия таких президиумов - президиумов вышестоящих судов). При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1) открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети судьи также не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";

(см. текст в предыдущей редакции)

6) быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц;

7) допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;

8) использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;

10) получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные судьей в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Судья, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

11) принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

12) выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

(см. текст в предыдущей редакции)

СУДЬЯ СУДЬЯ - должностное лицо государства, являющееся носителем судебной власти. Согласно Закону РФ "О статусе судей в РФ" от 28 июня 1992 г. С. являются лица, в конституционном порядке наделенные полномочиями осуществлять правосудие ; исполняют свои обязанности на профессиональной основе. Все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются федеральными законами РФ, а в случаях, ими предусмотренных, - также законами субъектов РФ. Согласно ст. 119 Конституции РФ С. могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к С. судов РФ. Конституция РФ устанавливает следующие принципы статуса С.: независимость и подчинение только Конституции РФ и федеральному закону, несменяемость, неприкосновенность. С. высших судебных органов РФ (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ) назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, а С. других федеральных судов - непосредственно Президентом РФ.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "СУДЬЯ" в других словарях:

    Судья Российской Федерации это лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющий свои обязанности на профессиональной основе. На судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей:… … Википедия

    Сущ., м., ж., употр. часто Морфология: (нет) кого? судьи, кому? судье, (вижу) кого? судью, кем? судьёй, о ком? о судье; мн. кто? судьи, (нет) кого? судей и судей, кому? судьям, (вижу) кого? судей, кем? судьями, о ком? о судьях 1. Судьёй… … Толковый словарь Дмитриева

    Профессия * Врач * Историк * Менеджер * Офицер * Персонал * Солдат * Торговец * Ученик * Ученый * Учитель * Финансист * Юрист Юрист (Адвокат, Законодатель, Нотариус, Судья) Правоведы единственная категория людей, которым незнание законов ничем не … Сводная энциклопедия афоризмов

    Ценитель. Ср … Словарь синонимов

    СУДЬЯ, судьи, мн. судьи (судьи устар), судей и (редк.) судей, судьям и (прост.). Судьям, муж. 1. Тот, кто судит, высказывает мнение, заключение по поводу чего нибудь, дает оценку кому чему нибудь. « А дамы?… Судьи всему везде, над ними нет… … Толковый словарь Ушакова

    И; мн. судьи, судей, судьям; м. 1. Должностное лицо, разрешающе дела в суде. Справедливый с. Неправедные судьи. Выборность судей. Что ты допрашиваешь меня, как с. Мировой с. (в России до 1917 г.: должностное лицо, разбиравшее мелкие уголовные и… … Энциклопедический словарь

    судья - СУДЬЯ1, и, мн судьи, судей и судей, судьям, м и ж В спортивных играх, состязаниях: человек, который судит, следит за соблюдением правил игры и разрешает возникающие споры. Главный судья матча, судья международной категории Радик Хазеев, поднял… … Толковый словарь русских существительных

    По законодательству РФ СУДЬЯМИ являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и имеющие свои обязанности на профессиональной основе. В своей деятельности поосуществлению правосудия СУДЬИ подчиняется… … Финансовый словарь

    Большой Энциклопедический словарь

    СУДЬЯ, и, мн. судьи, судей и судей, судьям, муж. 1. Должностное лицо, разрешающее дела в суде (в 1 знач.). Народный с. Выборность судей. 2. (судей). В спортивных играх, состязаниях: человек к рый судит (в 4 знач.). С. международной категории. 3.… … Толковый словарь Ожегова

    Должностное лицо в судебной системе, избранное или назначенное в состав судебного органа. Во многих странах судья назначается главой государства и сохраняет свою должность пожизненно или до достижения определенного возраста (т. н. принцип… … Политология. Словарь.

Книги

  • Судья , Гранкин Игорь Васильевич. Судья Ирина Головина, уступая внешнему давлению, приговорила успешного бизнесмена к длительному сроку лишения свободы. Осознав последствия вынесенного приговора, она добивается его отмены.…

Кандидат на должность судьи: проблемы при отборе

Е. А. Мартынов,
председатель судебной коллегии по гражданским
делам Архангельского областного суда,
член Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Ключевой фигурой судопроизводства является Судья. От его деловых, моральных, нравственных качеств в значительной мере зависит защита прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в судебном процессе.

Установив в статье 119 Конституции РФ и статье 12 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» единство статуса всех судей Российской Федерации, законодатель предусмотрел различие между ними только в полномочиях и компетенции, тем самым подчеркивая, что требования к претендентам на должность судьи являются неделимыми как для мирового судьи, так и для судей высших судебных органов России.

Конституция РФ и федеральные законы содержат формальные требования к кандидату на должность судьи, касающиеся гражданства, возраста, образовательного ценза и стажа работы.

Согласно статье 119 Конституции судьями могут быть только граждане Российской Федерации не моложе 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Указав, каким общим требованиям должен отвечать кандидат на должность судьи, закон вместе с тем оставил ряд неразрешенных вопросов.

Судьей может быть только гражданин Российской Федерации.

Это кажется всем понятным и ясным, однако Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» допускает у граждан Российской Федерации наличие двойного гражданства, то есть право иметь гражданство (подданство) иностранного государства.

К сожалению, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей.

В статье 14 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности, действующий судья приобретает гражданство иностранного государства, оставаясь гражданином Российской Федерации.

В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четко определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе.

Такое же ограничение следовало бы установить в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий.

Судья при осуществлении правосудия независим и подчиняется только Конституции РФ и федеральному закону. Так записано в статье 120 Конституции РФ. Судья обеспечивает исполнение федерального законодательства. Это обязывает его иметь принадлежность к одномугосударству - Российской Федерации. Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса.

Вместе с тем это требование не должно касаться судей, пребывающих в отставке, так как оно в определенной мере необоснованно ограничивало бы их гражданские права. Судья, пребывающий в отставке, сохраняет принадлежность к судейскому сообществу, но у него отсутствуют полномочия по осуществлению правосудия и предпосылки для возникновения конфликта интересов, что не препятствует иметь двойное гражданство.

Вторым общим требованием, которое предъявляется законом к кандидату на должность судьи, является наличие высшего юридического образования.

Казалось бы, такая формулировка диспозиции статьи 119 Конституции РФ и статьи 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не должна вызывать никаких сложностей, но на практике возникли проблемы.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в статье 6 предусматривает три ступени высшего профессионального образования: бакалавр, дипломированный специалист и магистр, установив разные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования: соответственно не менее чем четыре года, пять и шесть лет.

Право на занятие в государственной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему предоставляется только лицу, получившему высшее профессиональное образование в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, и подтвержденное документом государственного образца.

Высшая квалификационная коллегия судей РФ в своих разъяснениях от 15-18 июля 2002 года отметила, что претендент на должность судьи должен представить в квалификационную коллегию судей в подтверждение юридического образования диплом государственного образца высшего учебного заведения, в котором аккредитована специальность «Юриспруденция» или «Правоведение».

Однако в бланке диплома о высшем профессиональном образовании не содержится отметки об аккредитации этих специальностей. В нем содержится только отметка о том, что диплом является документом государственного образца.

Возникает вопрос, а следует ли полностью доверять такому документу?

В настоящее время подготовкой юристов занимаются любые высшие учебные заведения: не только специализированные юридические, но и педагогические, экономические, технические, сельскохозяйственные и т.п. Имея государственную аккредитацию высшего учебного заведения в целом, открывая юридические факультеты, учебные заведения получают лицензию на ведение образовательной деятельности по специальности «Юриспруденция» и, не пройдя государственной аккредитации по указанной специальности, выдают своим выпускникам дипломы государственного образца, ссылаясь на то, что высшее учебное заведение в целом имеет государственную аккредитацию.

Учитывая, что такие случаи являются частыми, следовало бы предусмотреть обязанность для кандидатов на должность судьи представлять не только диплом, подтверждающий наличие у них высшего юридического образования, но и заверенные копии документов, подтверждающих прохождение высшим учебным заведением, выдавшим диплом, государственной аккредитации непосредственно по специальности «Юриспруденция».

Поскольку действующее законодательство предусматривает три ступени высшего профессионального образования, логичны вопросы: какая же из них дает право на занятие должности судьи? Или любая? Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит каких-либо регламентаций по этим вопросам.

Министерство образования РФ, основываясь на толковании статьи 7 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», как следует из письма от 1 сентября 2003 года № 14-52-101ИН/15, полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении ему степени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентом высшего юридического образования и предоставляет право на занятие должности судьи.

Однако с такой позицией трудно согласиться, исходя из статуса судьи и характера его деятельности. Она связана с применением и толкованием огромного числа правовых актов. Судья должен свободно ориентироваться в действующем законодательстве и должен быть готов к рассмотрению любых правовых споров в области гражданского, семейного, трудового, уголовного права, включая процедурные вопросы, а также вопросы доказательственного права.

Такой уровень знаний человек не может получить на первой ступени высшего профессионального образования, так как срок освоения основных образовательных программ для получения квалификации «бакалавр» составляет всего четыре года, что явно недостаточно при осуществлении правосудия судьей по гражданским, уголовным и административным делам. Углубленное изучение разных отраслей права осуществляется только на последующих ступенях высшего профессионального образования при подготовке дипломированного специалиста и магистра, и поэтому только при наличии диплома о присуждении степени дипломированного специалиста или магистра юриспруденции лицо может претендовать на занятие должности судьи.

Данной позиции придерживается и Высшая квалификационная коллегия судей РФ, давая разъяснения в январе 2003 года и 18 марта 2004 года по данному вопросу.

Однако положение, когда вопрос о трактовке понятия «высшее юридическое образование, необходимое для занятия должности судьи», законодательно не урегулирован, не может сохраняться долго, так как такая неопределенность дает основания для сомнения в обоснованности заключений квалификационных коллегий судей, отказавших в рекомендации на должность судьи ввиду отсутствуя у претендента высшего юридического образования требуемой ступени.

Следовало бы в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закрепить, что кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное присвоением ему квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальности «Юриспруденция».

Определив основные единые требования к кандидату на должность судьи, Конституция РФ предусмотрела возможность установления дополнительных требований к судьям различных судов Российской Федерации.

Дополнительные требования в соответствии со статьей 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» касаются только возраста и стажа работы по юридической профессии.

Для занятия должностей судей высших судебных органов, в частности, для Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ минимальный возраст установлен в 35 лет и обуславливается наличием у претендента стажа работы по юридической профессии не менее 10 лет, для судей судов на уровне субъектов Российской Федерации - возраст претендента снижен до 30 лет и стаж работы по юридической профессии - до семи лет.

Такие требования оправданны, так как судьи данных судебных инстанций в основном разрешают наиболее сложные уголовные и гражданские дела, а сами судебные инстанции проверяют правильность принимаемых нижестоящими судами решений, а их указания по толкованию норм права являются обязательными для нижестоящих судов.

Вместе с тем наличие только двух дополнительных требований вряд ли является достаточным.

Поскольку одной из основных задач вышестоящих судов является проверка законности и обоснованности принимаемых нижестоящими судами актов, для этого требуется не только хорошее знание законов, но и знание специфики, опыт рассмотрения определенных категорий дел. Особенно это касается уголовных дел, когда судья вышестоящего суда должен понять, почему нижестоящий суд принял или отверг то или иное доказательство, почему избрал именно такую меру наказания.

В этой ситуации заслуживает внимание предложение о том, чтобы на должность судьи, начиная с судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, могло претендовать только лицо, которое проработало на должности судьи нижестоящего суда определенный срок, в частности, не менее трех лет. Эта мера только повысит авторитет вышестоящих судебных органов в глазах действующих судей и будет в полной мере способствовать профессиональному росту судьи, даст возможность проверить кандидата на реальной работе.

Вместе с тем это правило не должно быть определяющим для высших судебных органов.

Одной из задач, стоящих перед Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, является регулирование, определение развития судебной практики, дача разъяснений по ее вопросам. Для решения этих задач требуются глубочайшие познания в конкретных областях права, и поэтому следовало бы предусмотреть возможность назначения на должности судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации лиц, обладающих высокой квалификацией в области права, что и осуществляется в Высшем Арбитражном Суде, а в последнее время и в Верховном Суде Российской Федерации. При этом для таких лиц возможно было бы предусмотреть зачет в стаж работы в должности судьи времени работы по юридической профессии, но связанной только с научной деятельностью.

Закон содержит только формальные требования к лицам, претендующим на должность судьи, но уровень осуществления правосудия и доверия к органам правосудия зависит не только от квалификации судьи, правильности разрешения дела, но и морального облика судьи. Безответственное и недостойное поведение судьи подрывает доверие общественности ко всему судейскому сообществу, вызывает неуважение к судебным актам, которые выносятся от имени государства.

От судьи граждане ожидают не только знания закона, но и порядочности, честности, вдумчивости, уравновешенности, объективности и неподкупности. И поэтому личностные качества претендента на должность судьи должны быть в центре внимания при отборе кандидата на должность судьи.

Но ни Конституция РФ, ни федеральные законы не содержат требований к личностным качествам претендента на должность судьи.

Складывается парадоксальная ситуация: судьей может стать любое лицо, отвечающее законодательно закрепленным требованиям, и только после назначения на должность к нему могут быть предъявлены требования по соблюдению Кодекса судейской этики.

Только Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» содержит указание на личностные требования к кандидату в судьи и самостоятельную ответственность за их нарушение. В нем указывается, что судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин с безупречной репутацией и, в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, его полномочия могут быть прекращены.

К сожалению, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» таких конкретных норм не содержит.

Учитывая, что статус судей в Российской Федерации един, следовало бы указанные нормы закрепить и в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Законодательное закрепление личностных требований к кандидату на должность судьи позволит на правовом основании шире и глубже изучить личность и образ жизни претендента, так как содержащееся в статье 5 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» право квалификационной коллегии судей на проведение проверки кандидата касается достоверности документов и сведений, относящихся к формальным требованиям для занятия должности судьи.

Следовало бы законодательно закрепить обязанность кандидата на должность судьи при подаче документов сообщать обо всех судимостях, в том числе погашенных и снятых, а также фактах привлечения к уголовной и административной ответственности как самого претендента, так и его близких родственников, представлять в квалификационную коллегию судей рекомендации с прежних мест работы за последние пять лет.

Повышение требований к претендентам на должность судьи позволит сформировать достойный судейский корпус, повысит авторитет суда в глазах общественности и уважение к суду.

Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Федеральный конституционный закон от 31.12.96 N 1-ФКЗ, ст.11

Отличное определение

Неполное определение ↓

Судья (в оперативно-розыскной деятельности)

Должн. лицо гос-ва, являющееся носителем судебной власти в РФ; гр-н РФ (достигший 25 лет, имеющий высшее юр. образование и стаж работы по юр. профессии не менее пяти лет), в соотв. с Конституцией и ФКЗ «О судебной системе РФ» наделенный полномочиями осуществл. правосудие и исполняющий обязанности на профес. основе. С. в ОРД обладает соотв. полномо-чи-ями, в част., установленными ФЗ об ОРД. Предмет ведения С. в ОРД - рассмотрение материалов об ограничении конст. прав человека и гр-на при проведении ОРМ (ч. 2, 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 9 ФЗ об ОРД); последующая проверка законности решений и действий ОРО и его должн. лиц (ч. 3, 4 ст. 8); рассмотрение жалоб на ОРО (ч. 2, 3 ст. 5); разрешение споров между С. и ОРО в связи с отказом в проведении ОРМ (ч. 6 ст. 9). Обязанности С. в ОРД (ст. 9 ФЗ об ОРД): не вправе отказать в рассмотрении материалов в случае их представления (ч. 1); рассматривает материалы незамедлительно (ч. 1); обязан вынести мотивированное постановление по своему решению о возможности проведения ОРМ (ч. 4); рук- ли суда создают условия, обеспечивающие защиту сведений, содержащихся в представляемых им документах опер.-служебных (ч. 7). Права С. в ОРД (ст. 9 ФЗ об ОРД), по его требованию ему могут представ-ляться доп. материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ (ч. 3 ст. 9); вправе разрешить или отказать проведение ОРМ (ч. 4 ст. 9); вправе продлить срок действия постановления об ограничении конст. прав лица (ч. 5 ст. 9); в особом случае может обязать ОРО предоставить заявителю сведения, предусмотренные ч. 3 ст. 5 ФЗ об ОРД (ч. 5 ст. 5); вправе потребовать от ОРО предоставить ему опер.-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении кот. было отказано заявителю (ч. 4 ст. 5). См. Осуществл. ОРМ в отнош. судьи. ; ; Химичева О.В. Судебный контроль за процессуальными действиями и оперативно-розыскными мероприятиями (досудебное производство). - М„ 1998; ; ; Новый закон о статусе судей /Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. - М, 2002. Сурков Константин Викторович (р. 1956) - к.ю.н. (1995), д.ю.н. (1997), проф. (1998) [Москва]. Основная область науч. исследований - теория ОРД ОВД, опер.-розыск. зак-во. Опубл. св. 60 науч. и учебно-методич. работ. Защитил первую в РФ открытую (без грифа секретности) докт. дис. в области теории ОРД на тему «Опер.-розыск. зак-во России: пути совершенствования и развития» (шифр науч. специальности: 12.00.09). Основные труды: Принципы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: А.д. к.ю.н. - М., 1995; Принципы полицейской разведки. - СПб., 1995; Принципы оперативно-розыскной деятельности и их правовое обеспечение в законодательстве, регламентирующим сыск. - СПб., 1996; Оперативно-розыскное законодательство России: пути совершенствования и развития: А.д. д.ю.н. - М, 1997; (соавт.); (соавт.); (соавт.). «.

С. всех судов, их близкие лица и имущество подлежат государственной защите с применением установленных законом мер безопасности. С. представляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу.

С. Конституционного суда РФ назначаются по представлению Президента РФ СФ в индивидуальном порядке путем тайного голосования и приводятся к присяге. Предельный возраст пребывания в должности - 70 лет.

Председатель Верховного Суда РФ, Председатель ВАС назначаются на должность СФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов.

Заместители председателей и другие судьи ВС, ВАС назначаются на должность СФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении соответственно Председателей ВС, ВАС и заключении квалификационных коллегий С. этих судов.

С. военных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов. Председатели военных судов и их заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

С. федеральных арбитражных судов округов назначаются на должность Президентом РФ по представлению

Председателя ВАС, основанному на заключении квалификационных коллегий С. этих судов, с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов РФ. Председатели федеральных арбитражных судов округов и их заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВАС, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ, с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов РФ.

Аналогичный порядок действует при назначении С. других звеньев системы общегражданских судов.

С. арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВАС, основанному на заключении квалификационных коллегий С. этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ. Председатели арбитражных судов субъектов РФ и их заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВАС, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ.

Мировые С., а также С., председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Отбор кандидатов на должности С. осуществляется на конкурсной основе.

Полномочия С. федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не предусмотрено Конституцией РФ или ФКЗ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Похожие публикации