«Нет такой национальности — вепсы»: как живут малые народы Ленобласти. Вепсы (народы России) Кто такие вепсы
Вепсы - малочисленный финно-угро язычный народ, живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России. С апреля 2006 года входят в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Самоназвание - вепс (бепс), также называют вепсов и соседние народы (ф. veps?, рус. вепс и т.д.). Происхождение слова неясно: возможно, мы имеем здесь дело с каким-то старым этнонимом, восходящим к довепсскому населению Межозерья. Впервые встречается, как принято считать, ещё у Иордана (VI век н.э., информация относится к более раннему периоду) в виде первой части загадочного названия народа Vasinabroncas. Др.-рус. Весь ‘вепсы’ используется в «Повести временных лет» при описании событий IX века. Не очень ясно, следует ли соотносить с вепсами далёкий народ вису, живущий на север от Волжской Булгарии в краю, где бывают белые ночи, о котром повествуют сочинения арабских и персидских средневековых географов (уже у ибн Фадлана в нач. X века). В западноевропейских источниках вепсы впервые упомянуты под именем Wizzi у Адама Бременского (конец XI века).
Старые русские названия вепсов: Чудь (примерно с XII века употребляется вместо Весь), чухари (от чудь) и кайваны (также - название карел) - последнее связано, вероятно, с названием финско-скандинавской племенной группировки квенов: рус. (помор.) каяны ‘квены; норвежцы», ф. kainuu).
Судя по широкой известности этно- и топонимов, производных от veps, в источниках IX-XIII веков, по той роли, которую играла Весь в ранней истории Древнерусского государства, это был весьма многочисленный и сильный народ. Нестор-летописец указывает на Белоозеро как на центр, где первоначальным населением была Весь. Вероятно, судя по археологическим памятникам (культура курганов приладожского типа) и топонимике, древнейшей территорией обитания вепсов было Межозерье -треугольник между Ладожским, Онежским и Белым озёрами, куда, как следует думать, они продвинулись ещё во второй половине I тыс. н.э. с запада или северо-запада, вытеснив или ассимилировав более древнее население, оставившее топонимы, которые можно рассматривать как саамские. На достаточно дальние связи вепсов в прошлом на востоке (если не о проникновении каких-то их групп на восток вплоть, возможно, до Северной Двины и Мезени) указывают, во-первых, упомянутые выше известия о них в трудах арабских географов, писавших о Волжской Булгарии: по крайней мере Абу Хамид аль-Гарнати (род. в 1070 г.) сообщает о том, что лично встречал группу купцов из народа вису - беловолосых и голубоглазых, одетых в меховые одежды и пьющих пиво, в Булгаре. Во-вторых, либо на былое проникновение заметных групп населения, говоривших на прибалтийско-финских языках, скорее всего - карельском или вепсском, либо на систематические торговые связи средневекового населения бассейнов рек Мезени, Вашки и Вычегды с этими народами указывают достаточно многочисленные прибалтийско-финские заимствования в коми-зырянских диалектах, прежде всего в самом западном из них, удорском, и прибалтийско-финская этимология др.-рус. Перьмь. О возможном наличии каких-то относительно крупных прибалтийско-финских анклавов в районе устья Северной Двины свидетельствуют и сообщения скандинавских саг о Биармии (Bjarmaland), которую викинги посещали в течение IX-XIII веков, и локализация которой сдвигалась на восток по мере продвижения всё дальше на восток походов викингов: от южного побережья Кольского полуострова в IX веке до устья Северной Двины в более поздний период.
Как уже было сказано, Весь принимала участие в самых ранних событиях русской истории, в частности в «призвании варягов» в IX веке. По-видимому, с XI века земли вепсов начинают захватываться новгородскими феодалами и здесь начинает распространяться православие. В XI-XII веках часть вепсов, очевидно, смешалась с переселявшимися в Прионежье карелами, была ассимилирована ими и вошла в состав карел-людиков. Процесс ассимиляции вепсов карелами в Прионежье продолжался и в более поздние эпохи.
Примерно с XIII-XIV веков, когда, с одной стороны, старые торговые связи Восточной Европы, в которых вепсы играли важную роль (путь «из варяг в греки», торговля по Волге через Волжскую Булгарию), оказались разрушены вследствие монголо-татарского нашествия, а, с другой стороны, между Новгородом и Швецией устанавливается более или менее твёрдая государственная граница, территория обитания вепсов - Межозерье становится своего рода медвежьим углом, и Весь перестаёт быть одной из важнейших этнополитических единиц Северной Руси. На севере своей этнической территории вепсы постепенно включаются в состав карел-людиков, значительная часть их, живущая в более оживлённых местах вдоль дорог и водных путей, по-видимому, ассимилируется русскими. Всё это приводило, с одной стороны, к сокращению территории обитания вепсов и их численности, с другой - к сохранению у них более консервативного уклада жизни.
Традиционное занятие вепсов - пашенное земледелие (трёхполье с сильными пережитками подсечной системы), животноводство и охота играли подсобную роль. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со 2-й половины 18 века развилось отходничество - лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева и др. На реке Оять бытовал гончарный промысел. В советское время у северных вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление. Многие вепсы работают в лесозаготовительной промышленности, 49,3% живёт в городах.
Традиционные жилища и материальная культура близки к северорусским; отличия: Т-образная планировка связи жилой части с крытым двухэтажным двором; так называемое финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы. Особенность женской традиционной одежды - бытование юбочного (юбка и кофта) наряду с сарафанным комплексом. Традиционная пища - кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки - пиво (олуд), хлебный квас.
До 1917 сохранялись архаичные социальные институты - сельская община (суйм) и большая семья. Семейные обряды сходны с северорусскими; отличия: ночное сватовство, ритуальное съедание молодыми пирога-рыбника в составе свадебной церемонии; два типа похорон - с причитаниями и с «веселением» покойника.
В 11-12 веках среди Вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись дохристианские верования, например, в домового (пертьижанд), в обереги (одним из них служила челюсть щуки); больные обращались за помощью к знахарю (нойд).
В фольклоре Вепсов оригинальны предания о древней чуди, сказки сходны с северорусскими и карельскими.
К XIX веку вепсы представляли собой в основном крестьянское население (государственные и помещичьи крестьяне), часть их была приписана к Олонецким заводам, прионежские вепсы занимались каменотёсным промыслом, работая в качестве рабочих-отходников и в Финляндии, и в Петербурге. Уже в этот период в публикациях о вепсах отмечается падение авторитета родного языка и распространение русского, особенно – среди молодёжи.
В 1897 г. численность вепсов (чуди) составляла 25,6 тыс. чел., в том числе 7,3 тыс. проживало в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь. В 1897 г. вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии. С 1950-х гг. ускорился процесс ассимиляции вепсов. Согласно переписи населения 1979 г. в СССР проживало 8,1 тыс. вепсов. Однако, по оценкам карельских учёных, реальная численность вепсов была заметно больше: около 13 тыс. в СССР, в том числе 12,5 тыс. в России (1981 г.). Около половины вепсов обосновалось в городах. Согласно переписи населения 1989 г. в СССР проживало 12,1 тыс. вепсов, но только 52 % их называло вепсский язык родным.
Наибольшая по площади часть этнической территории вепсов располагается в Ленинградской области на стыке границ трёх административных районов (Подпорожского, Тихвинского и Бокситогорского).
По названию бывших административных районов, а также рек и озёр, вепсы делятся на ряд групп: шелтозерские (прионежские) в Карелии, шимозерские и белозерские в Вологодской области, винницкие (оятские), шугозерские и ефимовские в Ленинградской области.
Общая численность в России - 8 240 человек согласно переписи 2002 года, но эта цифра представляется заниженной.
В 1994 году образована Вепсская национальная волость в Прионежском районе Карелии (с 01.01.2006 г. упразднена). Население Вепсской национальной волости проживает в 14 населённых пунктах, объединённых в три сельсовета. Бывший центр волости - село Шёлтозеро - расположено в 84 км от Петрозаводска. Существует Общество вепсской культуры в Петрозаводске, пользующееся значительной помощью со стороны властей Карелии, и Вепсское общество в Санкт-Петербурге.
Не так далеко от Петрозаводска живут вепсы - малочисленный финно-угорский народ. Когда-то их ещё называли весь или чудь. Познакомиться с ними поближе можно в селе Шёлтозеро (Šoutjärv") Прионежского района Карелии.
1. Если поехать от Петрозаводска вдоль Онежского озера в сторону Свири и Ленинградской области, через какое-то время на привычных дорожных указателях будут появляться жёлтые таблички с непонятными на первый взгляд названиями и переводом.
До 2005 года в этой части Карелии была Vepsän rahvahaline volost’ - Вепсская национальная волость (ВНВ). В 1920-х годах вепсы здесь составляли почти 95 % населения. В целом тогда их насчитывалось более 30 тысяч, но потом численнность вепсов резко упала.
Теперь в Карелии их живёт чуть более 3 тысяч человек и ещё примерно столько же в других регионах - Санкт-Петербурге, Ленинградской и Вологодской обалстях.
2. В бывшем центре ВНВ - селе Шёлтозеро (Šoutjärv") - сохранился дом Мельникова начала 19-го века
3. Сейчас в нём Шелтозерский вепсский этнографический музей. Здесь собраны материалы о традициях и культуре вепсов
4. Вепсы бывают
Северные (прионежские), живущие на юго-западном побережье Онежского озера в бывшей Вепсской национальной волости,
Средние (оятские) вепсы из верхнего и среднего течения реки Оять (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области),
Южные (с востока Ленинградской области и северо-запада Вологодской).
Сами себя они называют vepsä, bepsä, vepsläižed, bepsaažed, lüdinikad (вепсь, бепся, людиникад, вепслайне)
5. У вепсов есть свой язык, более всего близкий к финскому, карельскому и почти уже не существующему ижорскому (на нём говорил народ ижора из Ленинградской области)
6. Алфавит на основе латиницы
7. Азбука, книги для учения.
В 1937 году советская власть нанесла удар и по вепсам. Вепсская культура и язык запрещены, вепсские школы, учебники сожжены, интеллигенция оправлена в лагеря. Началась принудительная ассимиляция вепсов, результат которой хорошо виден в падении численности населения и забытии традиций
8. Слева - Элиас Лённрот, финский лингвист и фольклорист. Больше всего он известен как собиратель и составитель карело-финского эпоса "Калевала", но он же был и первым учёным, изучавшим вепсский языка.
Отрывок из мифа. Вообще, в отличие от большинства других прибалтийско-финских народов, у вепсов не сохранилось эпосов и сказаний, похожих на карельскую "Калевалу" или эстонский "Калевипоэг"
10. Наиболее ранние упоминания вепсов известны с 6 века. Сведения о вепсах сохранились в арабских источниках, русских летописях (с 9 века), Повести временных лет. Вепсы входили в союз со словенами и кривичами, ставший основой для формирования Древнерусского государства
12. В фольклоре вепсов много волшебных, бытовых и сатирических сказок, разнообразных пословиц, поговорок и крылатых выражений
13. Свадебные традиции. До 1917 сохранялись древние социальные институты - сельская община (суйм) и большая семья. До 1930-х годов вепсы жили большими, 3-х - 4-х поколенными семьями. Всей хозяйственной и обычной жизнью большой семьи руководил её глава - старейший мужчина, дед или отец - ižand (хозяин). Его жена - emag (хозяйка) - ухаживала за скотом (кроме лошадей), домом, готовила пищу, ткала и шила одежду
14. Традиционные заниятия - земледелие, охота и рыболовство
15. Рыба (различные блюда и пироги-рыбники) входила в традиционную пищу вепсов. Кроме неё, это кислый хлеб, пирог курник и "калитки" - ржаные ватрушки. Из напитков были распространены пиво (олуд) и хлебный квас
16. Традиционные жилища похожи на северорусские, но у вепсов финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы
20. У вепсов есть свой флаг. Жалко, не висит на домах, как у их родственников - малочисленного народа , близких к эстонцам
21. С конца 1980-х интерес к вепсам повышается. Люди начинают назвать себя вепсами, появляются вепсские конференции и Общество вепсской культуры. В школах началось изучение вепсского языка, изданы букварь, учебники и словари на вепсском языке. Сейчас в Карелии на вепсском языке издаются СМИ, художественная и учебная литература. Создана вепсская фолк-группа "Noid", исполняющая традиционные песни.
По словам работников музея, у вепсов сейчас есть интерес к родной культуре. Многие с удовольствием учат язык, а в отдельных сёлах сохранились отголоски традиций. Например, после посещения кладбищ бабушки до сих пор могут помыть руки
22. Один из вепсских символов - вепсский петух
23. Кстати, сами работники музея - вепсы. Они разговаривают между собой на вепсском языке.
Вепс в национальном костюме - экскурсовод музея Евгений
24. Одна из основных периодическим вепсских газет - "Kоdima". Издаётся уже 25 лет
Культура Ленинградской области. Электронная энциклопедия
ВЕПСЫ (устар., , чухари, кайваны; самоназв. у В. Лен. обл.: вепся/бепся/вепсь, вепсляйжет/вепслаажед/бепслаажед, людиникад, чухарид), этническая общность. Веппский яз. относится к подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи.
Вепсы. Жених в свадебном наряде
В. сформировались на терр. между , Онежским и Белым озерами (в Межозерье) в результате взаимодействия пришлых прибалт.-фин. групп и местного нас., родственного предкам совр. саамов. С конца I тыс. н. э. началось этнокультурное взаимодействие предков В. (летописная весь) со славянами. Этническая терр. В. со II тыс. н. э. неуклонно сокращалась в результате ассимиляции. В наши дни проживают на смежных терр. Ленингр., Вологодской обл. и Республики Карелия. Делятся на сев., среднюю и юж. этнографические группы. В Лен. обл. В. населяют сев. и сев.-вост. часть Бокситогорского р-на (юж. группа), сев.-вост. часть Тихвинского, юго-вост. часть Лодейнопольского и юж. часть Подпорожского р-нов (средняя группа) . Общая числ. В. в России 8240 чел., в т. ч. в Лен. обл. - 2019 (по данным переписи населения 2002 г.). Осн. занятия в ХХ в.: земледелие, скотоводство. Подсобную роль играли охота и рыболовство, собирательство, лесозаготовительный и иные промыслы: гончарный, катовальный, скорняжный, сапожный, бондарный. Для поселений В. характерна свободная планировка, небольшие размеры и расположение у водоемов. Жилища близки к сев. среднерус. типу. Основой соц. ор-ции являлась сел. община, большое значение имели родственные отношения. Традиционный костюм был сходен с одеждой севернорусского нас.
Традиционный орнамент вепсского полотенца из Музея в Доме творчества юных поселка Шугозеро Тихвинского р-на
Основу пищевого рациона составляли мучные продукты. Сохр. богатый фольклор. Письменность на осн. латиницы. Вепсский яз. преподается факультативно в школах, на нем издается литература и газ. «Kodima» («Родная земля»). Нар. иск-во представлено резьбой по дереву, плетением из бересты, глиняной скульптурой малых форм (на р. Ояти), вышивкой, ткачеством. В традиционном мировоззрении В. сохранялись нек-рые языческие элементы: почитание деревьев и животных, вера в духов-хозяев. Верующие В. - православные. В наст. время среди В. осуществляется миссионерская деятельность представителями протестантских направлений.
Лит.: Пименов В.В. Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965; Косменко А.П. Народное изобразительное искусство вепсов. Л., 1984; Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989; Винокурова И.Ю. Календарные обычаи, обряды и праздники вепсов (кон. XIX - нач. ХХ в.). СПб., 1994; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 324-467; Современная наука о вепсах: Достижения и перспективы (памяти Н.И. Богданова). Петрозаводск, 2006.
С.Б. Егоров
ВЕ́ПСЫ (самоназвания - vepsläine, bepsläine и др.), народ прибалтийско-финской группы на северо-западе России. Численность 7,1 тыс. чел. (2010, перепись, в т. ч. 1,2 тыс. чел. говорящих по-вепсски и назвавших себя русскими), в т. ч. в - 3,7 тыс. чел., Ленинградской обл. - 2,1 тыс. чел., Вологодской обл. - 0,5 тыс. чел.
Вепсская баня. Село Шелтозеро. Фото С. А. Макарьева. 1930. Архив З. И. Строгальщиковой
Более половины (56 %) вепсов живут в городах (в осн. в Петрозаводске и Санкт-Петербурге. Выделяются 3 диалектные группы: северные (прионежские, или шелтозёрские) - на зап. побережье Онежского оз. (Прионежский р-н Карелии); средние - на северо-востоке Ленинградской обл. (Подпорожский, Лодейнопольский и Тихвинский р-ны) и северо-западе Вологодской обл. (Бабаевский и Вытегорский р-ны); южные (Бокситогорский р-н Ленинградской обл.). Говорят на вепсском языке (им владеют 48,6% вепсов, в т. ч. 82% В. в Ленинградской обл., 32% в Карелии и 84% в Вологодской обл.; все В. владеют рус. языком). Верующие - православные.
Дом крестьянина И. Мелькина в селе Шелтозеро (ныне Этнографический музей). 1814.
В. счи-та-ют-ся по-том-ка-ми ве-си и чу-ди ; по ар-хео-ло-гич. ис-точ-ни-кам, пред-ки В. жи-ли в Ме-жо-зе-рье (ме-ж-ду Онеж-ским, Ла-дож-ским и Бе-лым озёра-ми). С кон. 19 в. учи-ты-ва-лись офиц. ста-ти-сти-кой как чудь (в Пет-ро-за-вод-ском, Ло-дей-но-поль-ском и Вы-те-гор-ском уез-дах Оло-нец-кой губ.) или чу-ха-ри (в Тих-вин-ском и Бе-ло-зер-ском уез-дах Нов-го-род-ской губ.), в пе-ре-пи-си 1926 впер-вые на-зва-ны В. В 1926 на-счи-ты-ва-ли 32,8 тыс. чел. Cу-ще-ст-во-вали Вин-ниц-кий (1931-37) в Ле-нингр. обл. и Шел-то-зёр-ский (1927-56) в Ка-релии вепс-ские нац. рай-оны, нац. сельсове-ты. С 1929 в Шел-то-зёр-ском нац. рай-оне бы-ло вве-де-но обу-че-ние в шко-лах на фин. яз., с 1932 в Ле-нингр. обл. вво-дит-ся пре-по-давание на вепс-ском яз. В 1937-38 обу-че-ние на вепс-ском яз. пре-кра-ще-но, ак-тив-ные пред-ста-ви-те-ли вепс-ской ин-тел-ли-ген-ции, в т. ч. ав-то-ры учеб-ни-ков, под-верг-лись ре-прес-си-ям. С 1989 по ини-циа-ти-ве Об-ва вепс-ской куль-ту-ры вепс-ская пись-мен-ность воз-ро-ж-да-ет-ся (газ. «Ко-ди-ма», пе-ре-вод Биб-лии), ве-дут-ся пре-по-да-ва-ние в Ка-ре-лии и Ле-нингр. обл., те-ле- и ра-дио-пе-ре-да-чи на вепс-ском язы-ке. В 1988 соз-дан вепс-ский Куй-ский нац. сель-со-вет в Во-ло-год-ской обл., в 1994-2005 су-ще-ст-во-ва-ла Вепс-ская нац. во-лость в Ка-ре-лии. В 2006 В. по-лу-чи-ли ста-тус коренно-го ма-ло-чис-лен-но-го на-ро-да Се-ве-ра.
Тра-диц. куль-ту-ра ти-пич-на для на-ро-дов лес-ной зо-ны Се-ве-ро-За-па-да Рос-сии (см. ста-тью На-ро-ды и язы-ки в то-ме «Рос-сия»). Осн. тра-диц. заня-тие - под-сеч-но-ог-не-вое зем-ле-де-лие (рожь, яч-мень, овёс), тра-диц. ору-дия - со-ха (адр) и бо-ро-на-су-ко-ват-ка (ягез). Бы-ли раз-ви-ты камено-тёс-ный про-мы-сел в При-оне-жье (до-бы-ча ма-ли-но-во-го квар-ци-та, или «шок-шин-ско-го пор-фи-ра»), от-ход-ни-че-ст-во (В. из-вест-ны как строите-ли Санкт-Пе-тер-бур-га). Тра-диц. ма-ло-двор-ные по-се-ле-ния об-ра-зо-вы-ва-ли ско-п-ле-ния. Жи-ли-ще у сев. В. - дом-двор на вы-со-ком, у ср. и юж. В. - на не-вы-со-ком под-кле-те; из-ба с кры-тым дво-ром со-еди-ня-ет-ся пе-ре-хо-дом, для ср. и юж. В. ха-рак-тер-на по-пе-реч-ная (Т-об-раз-ная) связь. На-вер-шия рез-ных на-лич-ни-ков ук-ра-ша-лись жен-ски-ми фи-гу-ра-ми, с 18 в. - во-лю-та-ми. Пла-ни-ров-ка из-бы у юж. и ср. В. - сев.-среднерус-ско-го ти-па (печь об-ра-ще-на усть-ем к фа-сад-ной сте-не, стол - в крас-ном уг-лу); у сев. В. печь об-ра-ще-на усть-ем к вхо-ду, стол - у фасад-ной сте-ны (т. н. фин-ская пла-ни-ров-ка). У пе-чи со-ору-жа-ет-ся ящик (кар-жин), ве-ду-щий в под-клет. Оде-ж-да у ср. и юж. В. близ-ка к сев.-рус-ской, в При-оне-жье бы-ту-ет юбоч-ный ком-плекс. Го-лов-ной убор у де-ву-шек - по-вяз-ка-лен-та, у жен-щин - за-кры-тые со-ро-ка, ки-ка, по-вой-ник, сбор-ник. Жен-ские ру-ба-хи ук-ра-ша-лись по по-до-лу крас-ной или бе-лой вы-шив-кой; изо-бра-зит. мо-ти-вы близ-ки к сев.-рус-ским. Осн. пи-ща - ржаной хлеб, ры-ба, на-пи-ток - квас из ре-пы, по празд-ни-кам - пи-во. До 1930-х гг. со-хра-ня-лись боль-шие пат-ри-ар-халь-ные се-мьи (3-4 по-коления). Обы-чаи «пив-ных празд-ни-ков» (ти-па брат-чин ), мо-ло-дёж-ных по-си-де-лок (но-риш-техт), ря-же-ния и га-да-ния на Свят-ки и , сва-деб-ный и ка-лен-дар-ные ритуалы, обряд оплаки-ва-ния умерших близ-ки к рус-ским; при по-гре-бе-нии де-ву-шек и не-же-на-тых - об-ряд «веселения» по-кой-ни-ка. На мо-ги-лу в те-че-ние 40 дней (ино-гда до го-да) вме-сто кре-ста ста-ви-ли две жер-ди от по-гре-баль-ных но-си-лок, ве-ря, что че-рез них под-дер-жи-ва-лась связь умер-ше-го с род-ст-вен-ни-ка-ми. Бытовала ве-ра в кол-ду-нов (нойд) и пред-ска-за-те-лей (ар-буй). Сохраняется тра-ди-ция обет-ных празд-ни-ков.
Осн. жанр фольк-ло-ра - при-чи-та-ния (по-хо-рон-ные, по-ми-наль-ные, сва-деб-ные). Ис-пол-ня-ют-ся обыч-но на вепс-ском яз., так же как колыбельные («бай-ки») и час-туш-ки. Сва-деб-ные, про-тяж-ные и пля-со-вые пес-ни (боль-шая часть - мно-го-го-лос-ные) по-ют-ся в осн. на рус. языке. Муз. ин-ст-ру-мен-ты: кан-те-лет (ти-па цит-ры), на-ту-раль-ные тру-бы (пист, торд), флей-ты, удар-ные, мир-ли-то-ны (из бе-ре-сты, стеб-ля лу-ка и др.), гар-мо-ни-ка. Сю-же-ты ска-зок (сар-над, ста-ри-над) близ-ки к ка-рель-ским и се-вер-но-рус-ским.
Лит.: Пес-ни на-ро-дов Ка-ре-ло-Фин-ской ССР. Сбор-ник ка-рель-ских, вепс-ских и рус-ских пе-сен / Сост. В. П. Гуд-ков, Н. Н. Ле-ви. Пет-ро-за-водск, 1941; Пи-ме-нов В . В . Веп-сы. Очерк эт-ни-че-ской ис-то-рии и ге-не-зи-са куль-ту-ры. М.; Л., 1965; Про-бле-мы ис-то-рии и куль-ту-ры вепс-ской на-род-но-сти. Пет-ро-за-водск, 1989; Веп-сы // При-бал-тий-ско-финские на-ро-ды Рос-сии. М., 2003.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Вепсы | |
Современное самоназвание |
vepsläižed , vepsä , lüdinikad |
---|---|
Численность и ареал | |
Всего: 6400 |
|
Археологическая культура | |
Язык |
вепсский, русский |
Религия |
преимущественно православие |
Входит в |
Финно-угорские народы |
Родственные народы | |
Происхождение |
весь, чудь заволочская |
Ве́псы (вепс. vepsläižed ; официально до 1917 — чудь ) — малочисленный финно-угорский народ, традиционно проживающий на территории Карелии, Вологодской и Ленинградской областей в России.
В апреле 2006 года народность была включена в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Названия и этногруппы
Самоназвания — vepsä , bepsä , vepsläižed , bepsaažed , lüdinikad . До 1917 года вепсы официально именовались чудью . Этноним «вепсы» распространяется уже в современное время. В деревнях в бытовой русской речи также употреблялись названия «чухари», «кайваны» (которые часто имели шутливо-иронический оттенок).
Выделяются три этнографические группы вепсов:
- северные (прионежские) вепсы — на юго-западном побережье Онежского озера (на юге Карелии (бывшая Вепсская национальная волость со столицей в селе Шёлтозеро) на границе с Ленинградской областью);
- средние (оятские) вепсы — в верхнем и среднем течении р. Оять , в районе истоков рек Капша и Паша (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области)
- южные вепсы — на южных склонах Вепсовской возвышенности (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области).
Язык и письменность
Генезис и история
Основная статья: весь (племя)
В настоящее время учёные не могут окончательно решить вопрос о генезисе вепсского этноса . Полагают, что по происхождению вепсы связаны с формированием других прибалтийско-финских народов и что они обособились от них, вероятно, во 2-й половине 1 тысячелетия н. э., а к концу этого тысячелетия расселились в юго-восточном Приладожье . Курганные могильники X—XIII веков можно определить как древневепсские.
Полагают, что наиболее ранние упоминания вепсов относятся к VI веку н. э. (остготский историк Иордан пишет о племени вас ). Арабская историческая традиция, начиная с Ибн Фадлана (X век), упоминает этноним вису . Русские летописи с IX века называют, вероятно, этот же народ весью. Русские писцовые книги , жития святых и другие источники чаще знают древних вепсов под именем чудь.
Основными источниками по ранней истории вепсов являются сведения древнерусских летописей о племенах чуди и веси, которых наука считает их предками. В Повести временных лет летописец Нестор сообщает о расселении чуди и веси, указывая, что «чудь сидят близ моря Варяжского» (так славяне именовали Балтийское море). « также сидят по Варяжскому морю, но здесь они находники… а на Белоозере сидит весь, которые здесь первонасельники…» Сказание о призвании варягов в «Повести временных лет» начинается с краткого сообщения летописи: «В год 6367 (859) варяги из заморья взимали дань с чуди, словен, мери, веси и с кривичей».
Древние вепсы сыграли важную роль в исторических событиях образования Древнерусского государства, создав, по данным летописи, вместе со славянскими племенами: словенами и кривичами — военно-политический союз, ставший основой для его формирования. Их участие в таком союзе было обусловлено расселением древних вепсов на важнейшем для мировой торговли северном отрезке Великого волжского торгового водного пути — от Ладожского до Онежского озера.
В межозерье между Онежским и Ладожским озёрами (на своей основной этнической территории) вепсы жили с конца 1 тысячелетия, постепенно перемещаясь на восток. Некоторые группы вепсов покидали межозерье и сливались с иными этносами (например, в XII—XV веках вепсы, проникнувшие в районы севернее р. Свирь , стали частью карельского этноса — людиками и ливвиками . В отличие от них, северные вепсы являются потомками более поздних переселенцев, не смешанных с карелами.
Миграции вепсов на северо-восток — в Обонежье и Заволочье — привели к возникновению вепсских групп, совокупность которых в русских исторических источниках названа заволочской чудью. Наиболее восточные из этих групп приняли участие в формировании западных коми . Остальные были ассимилированы в ходе славянской колонизации.
Основная часть вепсов до последней трети XV века жила в границах Обонежской пятины Земли Новгородской . После присоединения Новгорода к Московскому государству вепсы были включены в число государственных (черносошных) крестьян . В начале XVIII века северные вепсы оказались приписанными к Олонецким (Петровским) металлургическим и оружейным заводам, а оятские — к Лодейнопольской судостроительной верфи.
Численность вепсов в России впервые была определена академиком П. И. Кёппеном по материалам VIII ревизии (1835). По его подсчётам, в Европейской России на этот момент проживало 15617 вепсов, в том числе в Олонецкой губернии — 8550, в Новгородской — 7067.
В 1897 году численность вепсов составляла 25,6 тысяч чел., в том числе 7,3 тысяч проживало в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь. В 1897 году вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии.
В 1920—1930-е годы в рамках политики коренизации в местах компактного проживания народа были созданы вепсские национальные районы (Винницкий в Ленинградской области и Шелтозерский в Карельской АССР), а также вепсские сельские советы и колхозы. В начале 1930-х годов началось внедрение преподавания вепсского языка и ряда учебных предметов на этом языке в начальной школе, появились учебники вепсского языка на основе латинской графики.
В 1937 году этническая территория вепсов на Вепсовской возвышенности была поделена между Ленинградской и Вологодской областями, тогда же Винницкий национальный район был преобразован в обычный, а в 1957 году был упразднён Шелтозерский район в Карелии. Также предпринимались попытки массового переселения вепсов, например, в 1959 году шимозерские вепсы Вологодской области были переселены в Подпорожский и Винницкий районы Ленинградской области.
С 1950-х годов в результате усиления миграционных процессов и связанного с ними распространением экзогамных браков ускорился процесс ассимиляции вепсов. Согласно переписи населения 1979 году в СССР проживало 8,1 тысяч вепсов. Однако по оценкам карельских учёных реальная численность вепсов была заметно выше: около 13 тысяч в СССР, в том числе 12,5 тысяч в России (1981 год). Около половины вепсов обосновалось в городах. Согласно переписи населения 1989 года в СССР проживало 12,1 тысяч вепсов, но только 52 % их называло вепсский язык родным.
Динамика численности вепсов в СССР и Российской Федерации
Республики и области | 1926 | 1937 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
СССР | 32 785 | 29 842 | 31 679 | 16 374 | 8281 | 8094 | 12 501 | ... | ... |
РСФСР / Российская Федерация | 32 783 | 29 585 | 31 442 | 16 170 | 8057 | 7550 | 12 142 | 8240 | 5936 |
Республика Карелия | 8587 | 9007 | 9388 | 7179 | 6323 | 5864 | 5954 | 4870 | 3423 |
Ленинградская область | 17 290 | 15 146 | 15 343 | 8026 | 650 | 774 | 4273 | 2019 | 1380 |
Вологодская область | 6888 | 5432 | 4976 | 117 | 282 | 65 | 728 | 426 | 412 |
Санкт-Петербург | 5 | 0 | 198 | 848 | 154 | 208 | 368 | 318 | 271 |
прочие регионы | 13 | 0 | 1316 | 648 | 639 | 819 | 607 | 450 | |
остальные союзные республики | 2 | 257 | 237 | 204 | 224 | 544 | 359 | … | … |
По сведениям переписи населения 1897 года в Российской империи проживало 25 820 вепсов (по данным о родном языке).
Современное расселение и численность
Общая численность в России — 5936 человек согласно переписи 2010 г. (8240 человек согласно переписи 2002 года, 1989 — 12 142 человека; в 1959 — около 16 170).
В Карелии проживает 4870 вепсов (2002 г., в 1989 г. — 5954 чел.), что составляет более половины от общей численности этого народа. До середины XX в. вепсы проживали почти исключительно в юго-восточной части республики, в основном по западному берегу Онежского озера южнее и юго-восточнее села Шокша . В пределах существовавшего здесь до 1957 года Шелтозерского района вепсы в 1926 году составляли почти 95 % населения. В дальнейшем в результате миграционных процессов резко возросла концентрация вепсов в столице Карелии. Если в 1926 году в Петрозаводске проживало 1,2 % карельских вепсов, то уже к 1939 году этот показатель возрос до 25,2 % и в дальнейшем он продолжал непрерывно увеличиваться (1970 год — 44,1 %, 1989 год — 51,7 %). По данном переписи 2002 г. в Петрозаводске проживало уже 55,7 % вепсов Карелии. Процесс «перетекания» вепсов в столицу...
Вепсы не имеют единой этнической территории, а расселены тремя группами. Одна из них-северные или шелтозерские вепсы - занимает юго-западное побережье Онежского озера в пределах Прионежского- района Карельской АССР. Другая (средние вепсы) - верхние течения рек Ояти и Капши с их притоками (в Виницком, Капшинском, Лодейно- польском районах Ленинградской обл.). В Вытегорском районе Вологодской обл. есть также ряд пунктов, населенных средними вепсами, значительная часть которых, однако, за последние годы переселилась отсюда на южный берег Онежского озера (сел. Ошта, Мегра). Кроме того, в 70 км на запад от Белого озера (Бабаевский район Вологодской обл.) есть два крупных гнезда вепсских деревень. Третья группа вепсов (южные) обитает в северной части Ефимовского района Ленинградской обл. Значительное число вепсов живет в Петрозаводске, Ленинграде, Подпорожье и Вытегре.
Территория расселения вепсов прежде была шире, захватывала, в частности, западное побережье Онежского озера до Петрозаводска, верхнее течение Свири, ряд местностей в Лодейнопольском районе и некоторых других местах.
Вепсами (бепся) называют себя только южные вепсы. Все прочие пользуются самоназванием людиникад (ед. ч. - людиник), которое аналогично самоназванию карел-людиков (см. главу «Карелы»). Русские в прошлом называли вепсов «чудью», «чухарями», «кайванами». Теперь повсеместно распространяется название «вепсы».
По данным Всесоюзной переписи 1959 г., численность вепсов 16,4 тыс. человек.
Язык вепсов бесписьменный, он принадлежит к прибалтийско-финской ветви финно-угорской семьи языков. Различают три диалекта вепсского языка - северный, средневепсский и южный. Названия диалектов имеют чисто научное происхождение: сами вепсы его не знают. Наиболее близкое родство вепсский язык обнаруживает с карельским, особенно с его южными диалектами.
Проблема этногенеза вепсов еще не решена окончательно. Область формирования этого народа лежала в юго-восточной Прибалтике вне пределов их теперешнего расселения, и появление вепсов как отдельного народа связано с общим процессом складывания народов прибалтийско-финской языковой группы. Постепенно продвигаясь на восток, предки современных вепсов во второй половине I тысячелетия н. э. заселили область между Ладожским, Онежским и Белым озерами в бассейнах рек Паши, Сяси, Свири, Ояти и Капши. Здесь они ассимилировали более древнее",’ протоев- ропейское, возможно, лопарское население, памятники культуры которого известны по стоянкам мезолитического и неолитического времени. Выделение древних вепсов из общей массы прибалто-финнов, можно думать, зафиксировано готским хронистом Иорданом (VI в. н. э.), который упоминает племя vas или vasina . В более поздних источниках этот народ упоминается много раз: русские летописи называют его весь, западноевропейские писатели vizzi (Адам Бременский, около 1070 г.) или visinnus (Саксон Грамматик,около 1220 г.).Арабоязычные восточные писатели, начиная с Ибн-Фадлана (921 -922 гг.), пишут о народе вису, ису или весу, в котором следует видеть предков современных вепсов.
Конец IX - начало XII в. -период, когда древними вепсами была создана весьма высокая и самобытная культура, известная по раскопкам курганов приладожского типа. В течение всего средневековья весь продолжала обитать примерно на той же территории, что и прежде, хотя некоторые перемещения ее - в частности на север и восток - все же происходили. Часть веси, продвинувшаяся в X-XI вв. по западной окраине Олонецкого перешейка в прибрежье Ладожского озера, вошла в состав группы карельского народа, именующей себя ливвиками. Вероятно, позднее другая группа веси продвинулась на восточную половину перешейка в Прионежье. На основе этой группы, видимо, сложились карелы- людики. Наконец, третья группа веси, пройдя значительные пространства в северо-восточном направлении, достигла бассейна Двины, вплоть до ее устья, а также р. Удоры, где она известна по русским источникам под именем Заволочской Чуди, а по скандинавским - как Биармия (Bjarmaland, Beormas). Наиболее восточные ответвления этой группы веси приняли участие в этногенезе западных коми-зырян, а остальные ассимилировались в мощном потоке славянской колонизации. Об этом же свидетельствуют многочисленные предания о чуди, широко бытовавшие у русских, вепсов, саамов и коми (зырян и пермяков).
Хотя упоминания о веси с XII в. в источниках прекращаются, основная масса этого народа не растворилась в окружающем населении и продолжала существовать, но была известна уже под именем чуди. Чудью вепсы названы в ряде документов (например, в писцовых книгах Обонеж-. ской пятины, «Словаре» Ричарда Джемса и т. п.). В 1824 г. А. И. Шег рен впервые посетил вепсов с исследовательской целью и, таким образом, открыл их для науки.
Краткий исторический очерк
Возникновение на территории вепсов начиная, вероятно, с XI-XII вв. боярщин новгородских феодалов было одной из особенностей феодальных отношений у вепсов, а после присоединения Новгорода и его пятин к Русскому централизованному государству основная масса вепсов превратилась в черносошных (позднее государственных) крестьян. В начале XVIII в. значительная часть вепсов (северные) была приписана к Петровским заводам и (средние) к Лодейнопольской судостроительной верфи. Северные вепсы приняли участие в широком антифеодальном движении приписных крестьян, охватившем в конце 60 - начале 70-х годов XVIII в. многие погосты Олонецкого наместничества (Кижское восстание). Складывание капиталистических отношений в венской деревне, элементы которых можно уловить уже на рубеже XVIII и XIX столетий, шло медленнее, чем в соседних русских районах.
В послеоктябрьский период классовая структура вепсского общества изменилась. Появились вепсы-рабочие и вепсы-интеллигенты. В результате проведения коллективизации иным стало и крестьянство. Основная масса вепсов в настоящее время - крестьяне-колхозники, из числа северных вепсов часть жителей селений Рыбрека и Шокша - каменотесы (в этих пунктах имеются довольно крупные разработки строительного камня- диабаза и гранитопесчаника). Значительные группы средних и южных вепсов превратились в профессиональных рабочих - лесозаготовителей, работающих на организованных здесь лесопунктах, а также на сплаве.
Структура общественных организаций у вепсов та же, что и повсюду в нашей стране: созданы и активно работают партийные, комсомольские, профсоюзные и другие общественные организации. Большую общественную роль играют производственные коллективы (колхозы, совхозы, лесопункты). Завоевали авторитет добровольные народные дружины и товарищеские суды.
Хозяйство
Местные природные условия этого края благоприятны для развития лесозаготовительной промышленности, но позволяют также вести и сельское хозяйство.
В прошлом основным занятием вепсов было земле делие, однако оно было экстенсивным и отсталым. Характерно, что наряду с пашенным земледелием (двухполье, позднее трехполье) до конца 20-х годов XX в. сохранялись подсеки (пал). Своего хлеба на весь год вепсам, как правило, не хватало. После коллективизации открылась реальная возможность внедрения многопольных севооборотов, машинной обработки полей и уборки урожая. К традиционным культурам -ячменю, овсу, ржи, репе, льну -прибавилось много новых; большие площади отводятся под картофель, горох, а также кормовые - турнепс, свеклу; внедряется выращивание кукурузы на силос. На смену примитивным коловым сохам (адр), боронам-суковаткам (ягез) г цепам (чеп) пришли современные сельскохозяйственные машины.
Наиболее перспективной отраслью сельского хозяйства в местных условиях является животноводство молочно-мясного направления. Вепсы издавна разводят коров, овец, а из домашней птицы -кур. Молочный скот вепсов прежде был мелкий и малопродуктивный. Сейчас ведется большая работа по улучшению породности скота (в частности, путем приобретения колхозами коров холмогорской породы) и повышению его продуктивности. Входит в быт электродойка. За последние тридцать лет у вепсов появились козы и свиньи, которых прежде почти не разводили.
Важную роль в хозяйстве вепсов со второй половины XIX в. стали играть лесозаготовки, дававшие местным крестьянам дополнительный заработок, необходимый для покупки хлеба и уплаты податей. Основными орудиями труда при этом были топор (кирвез) и пила, которая стала широко использоваться лишь в начале XX в. Лесорубы жили в лесу неделями, ночуя в примитивных избушках (мапертъ, мецпертъ), которые рубили из дровяного леса. Посередине избушки устраивали открытый очаг, по стенам - нары, в крыше - вытяжное отверстие. Рядом с избушкой строили навес для лошадей.
Весной вепсы работали на сплаве. Сопровождая лес, плывший россыпью (молевой сплав), сплавщикам приходилось постоянно ликвидировать заломы, действуя багром, переправляться с одного берега реки на другой, стоя на бревне, часто не спать по трое-четверо суток.
Организация труда на лесозаготовках и на сплаве была различной. Сплавщики объединялись в артели, избиравшие старосту и кашевара, а лесорубы работали обычно посемейно: от каждой семьи на заработки отправлялось два или чаще три человека, из которых двое занимались валкой, а один вывозкой леса. В одной лесной избушке могло помещаться до четырех таких «семейных коопераций».
В настоящее время лесозаготовки превратились в механизированную отрасль промышленности с постоянным составом рабочих, среди которых много вепсов. Здесь применяются бензино-моторные пилы, трелевочные тракторы, лесовозные автомобили, погрузочные механизмы.
Промышленная разработка строительного камня (диабаза в Рыбреке и гранитопесчаника в Шокше) началась в 1924 г. Добываемый вепсами строительный и декоративный камень известен далеко за пределами края: Красная площадь в Москве вымощена рыбрекским диабазом, а шокшин- ский порфир (гранитопесчаник) использован при облицовке Мавзолея В. И. Ленина.
Такие виды промыслов, как рыболовство, охота, собирание грибов и ягод, по сравнению с прошлым играют теперь значительно меньшую роль.
Охотн&ки-любители теперь почти не применяют капканов, не говоря уже о ловушках старого типа (с самострелом, давящим бревном и т. п.). Охотятся в основном с ружьем и собакой, главным образом зимой, отправляясь в лес на лыжах. До сравнительно недавнего времени непременной принадлежностью охотника, отправляющегося в лес, была особого рода палка около полутора метров длиною, один конец которой представлял собою изогнутую лопату, а другой был обработан таким образом, что, будучи воткнут в снег, оставлял отпечаток, напоминающий след какого-либо животного. Такой палкой пользовались при постановке капканов.
Собиранием грибов и ягод продолжают заниматься повсеместно, частью заготавливая их впрок для собственного потребления, частью сдавая на кооперативные заготовительные пункты.
Поселения
Основными типами вепсских поселений в настоящее время являются деревни (кюля, пагаст) и лесные рабочие поселки. Последние появились лишь в середине 30-х годов текущего столетия.
По наиболее ранним сведениям, до XVI в. у вепсов преобладали однодворки или поселения в два-три двора. Позже возникают деревни, причем более ранний тип заселения - речной и озерный, что отразилось и в названиях деревень (Шимозеро, Ярьвьозеро, Рыбрека, Гимрека).
С XVIII в., а особенно с середины XIX в. возникает водораздельный или сележный (от селъг - хребет, спина, возвышенность) тип заселения (деревни строились «при колодцах»), что связано с развитием дорожной сети и гужевого транспорта. В XIX в. возникла, а за последние десятилетия особенно усилилась тенденция к образованию сросшегося гнездового типа расселения, когда ряд деревень сливается в единое поселение, которое имеет обычно название с характерными суффиксами-прибалто-фин- ским -ла или русским -чи, - ичи (ср. Корвала, Нойдала, Корби- ничи).
Значительная часть вепсских деревень отличается беспорядочной планировкой жилых и хозяйственных построек. В прибрежных деревнях преобладало рядовое расположение дворов, что определялось географическими условиями. Со второй половины XIX в. начинается перепланировка многих поселений, в результате которой они приобретают уличную форму. Особенно интенсивно этот процесс идет уже в годы Советской власти.
Жилище
Древние вепсские постройки, вероятно, возводились столбовой техникой. Пережитком их являются распространенные у некоторых групп вепсов и карел-ливвиков постройки для детских игр - кода (ср. финск. kota \ саамск. kata ; ливск. koda ; морд, kudo и т. д.- термины, которыми в финских языках обозначаются наиболее архаичные, иногда шалашевидные постройки). На следующей ступени жилищем служили срубные постройки полуземляноч- ного типа. Дальнейшее развитие, видимо, пошло по линии выделения специализированных построек: с одной стороны, жилой черной избы (муст пертъ) с очагом, а затем с печью без дымохода, а с другой стороны - отдельных хозяйственных строений (риги - ригъ, бани - кюлъ- бет.ъ, амбара - айт).
В конце XIX - начале XX в. у вепсов прочно утвердились еще две разновидности жилых построек, усложненного плана: «брус» и пятистенок (висиняйне пертъ), в которых, кроме избы, выделяется чистая горница.
Жилые постройки вепсов в наши дни представлены четырьмя типами: а) традиционные дома в деревнях; б) новые дома в деревнях и рабочих лесных поселках, обнаруживающие черты сходства с традиционными; в) стандартные дома сборно-щитовой конструкции и г) дома-бараки (последние два типа распространены только в лесных поселках).
Преобладают пока постройки традиционной формы. Жилище вепсов (коди) представляет собой одну из разновидностей северновеликорусского «дома-двора», т. е. строительный комплекс, объединяющий и собственно жилище, и хозяйственные постройки.
Изба (пертъ) рубится обычно «в угол» или более старым приемом «койран каглу» (собачья шея), который напоминает рубку «в охряпку». Сруб устанавливают на подложенных под углы валунах. У северных и средних вепсов изба имеет высокий подклет, который иногда превращают в нижний жилой этаж, а раньше (во второй половине XIX в.) подчас использовали в качестве хлева. Двухскатная крыша имеет самцо- вую или более новую стропильную конструкцию. Кровельным материалом служат тес, дранка, иногда железо и шифер, а прежде, в особенности у южных и средних вепсов, крыши крыли соломой (некоторые хозяйственные постройки - риги, дворы - и сейчас покрыты соломой). Потолки в избах делают из толстых плах, иногда в домах южных вепсов встречаются потолки из круглого накатника; раньше они были широко распространены у всех групп вепсов.
В избе слева или справа от входа на рубленном «в лапу» опечье складывается кирпичная русская печь (пяч), обращенная устьем (пячен су) к фасадной или боковой стене. Над шестком имеется крюк для подвесного котелка. За последние годы вошли в быт плиты, которые встраивают в шесток или складывают рядом с печью. В наше время черных изб нигде на территории расселения вепсов нет, глинобитные печи с дымоходом еще встречаются.
Южные вепсы до сих пор парятся с веником в печи (прежде этот обычай знали и средние вепсы). Рядом с печью устраивается вход в подполье (карзип), который имеет либо конструкцию рундука, либо (теперь чаще) простого люка.
Традиционная обстановка вепсской избы состояла из стола, который обычно стоял у фасадной стены, лавок, деревянной кровати, колыбели, привешенной на очепе, лохани с рукомойником у двери и т. п. За последние три десятилетия в быт широко вошла современная мебель (столы, стулья, кровати, комоды, шкафы и пр.).
Сени (пертидез, сенчад) связывают жилое помещение с двором (тан- хут). У вепсов встречается связь дома с двором однорядная и Т-образная, которая образуется путем пристройки к сеням двухизбного дома сзади под прямым углом двора. Дома этого последнего типа несколько десятилетий тому назад бытовали у всех вепсов, а сейчас встречаются у южных и иногда у средних.
Двор возводится двухэтажный (Прионежье и Пооятье)или - у южных вепсов - одноэтажный. Нижний этаж - собственно двор, где расположен хлев и пр., верхний этаж - сарай - помещение для хранения сельскохозяйственного и иного инвентаря, а также сена. На сарай снаружи обычно ведет взъезд (портахад); теперь взъезды почти исчезли.
Средства передвижения и транспорт
Сообщение между вепсскими поселениями, а также с соседними районами осуществляется по преимуществу при помощи автомобильного транспорта. Поселения средних вепсов с Лодейным Полем и Ленин градом связывает авиационное сообщение. Южные вепсы для поездок до станции Заборье пользуются узкоколейной железной дорогой местного лесокомбината. В некоторых местах в осеннюю распутицу для перевозки грузов и пассажиров приходится применять трактора с прицепами. В качестве местного транспорта используется гужевой. Если еще в конце 1920-х годов широко использовались различного вида волокуши (ретукаду ретхудед), то теперь они встречаются как исключение: их вытеснили двуколка и четырехколесная телега. Запряжка русская. Различные должностные лица, чья работа связана с постоянными разъездами (почтальоны, бригадиры колхозов и т. п.), ездят верхом. Раньше плохое состояние путей сообщения делало этот способ передвижения единственно возможным. Из прочих средств передвижения заслуживают внимания лыжи (суксед). Хорошо развиты водные средства сообщения. У прионежских вепсов распространены шитые килевые лодки-кижанки с прямым парусом. Своеобразна манера гребли: один человек, сидящий на корме лицом по движению, правит лодкой и помогает грести основному гребцу, работая веслами от себя. На Ояти и небольших речках широко пользуются долблеными осиновыми лодками, а также челноками (хон- гой) с прикрепленными к бортам вплотную бревнами-поплавками.
Одежда
Изготовление традиционной вепсской домотканой одежды прекратилось в начале 1930-х годов. Повсеместно широко распространился общегородской тип костюма. Прежде, отправляясь на работу, вепсы поверх белья (портов с узким шагом - каддят - и рубахи - пайд) надевали штаны и короткий кафтан, сшитые из толстой полушерстяной ткани; женщины носили такие же по покрою и материалу кафтаны, надетые поверх рубахи (ряццин) и юбки (юпк).
Праздничная одежда была наряднее. Женщины носили кофты-казачки (казакк) и юбки с фартуками, сшитые из ярких покупных тканей. Головными уборами служили платки (пайк), а замужние женщины под платком носили еще повойник (сорокк). Обувь (кенъгят) была по преимуществу кожаная, но для работы пользовались также и берестяными лаптями (вирзут).
Хотя традиционная вепсская народная одежда по покрою и материалу была весьма близка к северновеликорусской, она имела и довольно много самобытных черт. Так, сарафаны зафиксированы лишь у южных и отчасти средних вепсов, а женщины Прионежья, частью по Ояти и в некоторых других местностях носили не сарафаны, а продольно-полосатые юбки, сходные с юбками, бытовавшими у других прибалтийско-финских народов. Интересной деталью является ношение женихом на свадьбе особых свадебных штанов из белой льняной ткани с вышивкой и бахромой по низу штанин. Своеобразны были мужские зимние шапки из заячьего меха. Характерно ношение мужчинами шейного платка (каглан пайк).
Ныне народную одежду не носят, лишь отдельные предметы старых нарядов сохраняются в сундуках старух. Из традиционных элементов одежды продолжают бытовать женские головные платки, шерстяные рабочие юбки, в меньшей мере полусуконные кафтаны, а также толстые теплые вязаные изделия (например, варежки - алыйжед, связанные при помощи костяной иглы).
Пища
В пище вепсов наблюдается сочетание новых и традиционных блюд» Хлеб пекут кислый ржаной, круглой формы (лейб). В последнее время хлеб все больше покупают в магазинах. Пекут также пироги с рыбой (курник), открытые пирожки продолговатой формы (калитад) с начинкой из пшенной каши или картофельного пюре, различные колобки, ватрушки из кислого теста, а также блины - овсяные и гороховые (кюрзъ) - и оладьи. Из похлебок распространены щи, супы, уха. Варят каши из ржаной крупы (пудр) и овсяный кисель. Из сладких блюд характерен брусничный сок с добавлением солодовой ржаной муки (уттудбол) и солодовое тесто (имелъ тахтаз). Из напитков довольно популярен хлебный (раньше - репный) квас и-у южных вепсов - ржаное и ячменное пиво (олуд), которое обычно варят два-три раза в год к праздникам. Самым распространенным повседневным напитком является крепкий чай.
В наши дни вепсы получили возможность приобретать в местной торговой сети такие продукты, которые раньше считались деликатесом (сахар, конфеты, печение, колбаса) либо вовсе не были им известны (консервы, макароны, фрукты и проч.). Особенно много покупных продуктов употребляет население рабочих лесных поселков. В вепсских семьях сейчас готовят такие новые блюда, как борщ, пельмени, гуляш, винегрет и т. п.
Самоназвание - вепс (бепс)
, также называют вепсов и соседние народы (ф. veps?
, рус. вепс
и т.д.). Происхождение слова неясно: возможно, мы имеем здесь дело с каким-то старым этнонимом, восходящим к довепсскому населению Межозерья. Впервые встречается, как принято считать, ещё у Иордана (VI век н.э., информация относится к более раннему периоду) в виде первой части загадочного названия народа Vasinabroncas. Др.-рус. Весь
‘вепсы’ используется в «Повести временных лет» при описании событий IX века. Не очнеь ясно, следует ли соотносить с вепсами далёкий народ вису
, живущий на север от Волжской Булгарии в краю, где бывают белые ночи, о котром повествуют сочинения арабских и персидских средневековых географов (уже у ибн Фадлана в нач. X века). В западноевропейских источниках вепсы впервые упомянуты под именем Wizzi у Адама Бременского (конец XI века).Значительная часть вепсов (в основном - северные) называют себя l?di
или l?dnik
(ед.ч.), что совпадает с самоназванием карел-людиков, которых, в свою очередь, северные карелы могут называть veps?
‘вепс’. Это, очевидно, указывает на былое участие вепсов в сложении юго-восточной группы карел. Происхождение корня *l?di
- следует связывать с рус. люди, люд
(прежде всего в значении ‘простой народ, крестьянство’). Старые русские названия вепсов: Чудь
(примерно с XII века употребляется вместо Весь
), чухари
(от чудь
) и кайваны
(также - название карел) - последнее связано, вероятно, с названием финско-скандинавской племенной группировки квенов: рус. (помор.) каяны
‘квены; норвежцы", ф. kainuu).Судя по широкой известности этно- и топонимов, производных от veps, в источниках IX-XIII веков, по той роли, которую играла Весь в ранней истории Древнерусского государства, это был весьма многочисленный и сильный народ. Нестор-летописец указывает на Белоозеро как на центр, где первоначальным населением была Весь. Вероятно, судя по археологическим памятникам (культура курганов приладожского типа) и топонимике, древнейшей территорией обитания вепсов было Межозерье -треугольник между Ладожским, Онежским и Белым озёрами, куда, как следует думать, они продвинулись ещё во второй половине I тыс. н.э. с запада или северо-запада, вытеснив или ассимилировав более древнее население, оставившее топонимы, которые можно рассматривать как саамские. На достаточно дальние связи вепсов в прошлом на востоке (если не о проникновении каких-то их групп на восток вплоть, возможно, до Северной Двины и Мезени) указывают, во-первых, упомянутые выше известия о них в трудах арабских географов, писавших о Волжской Булгарии: по крайней мере Абу Хамид аль-Гарнати (род. в 1070 г.) сообщает о том, что лично встречал группу купцов из народа вису
- беловолосых и голубоглазых, одетых в меховые одежды и пьющих пиво, в Булгаре. Во-вторых, либо на былое проникновение заметных групп населения, говоривших на прибалтийско-финских языках, скорее всего - карельском или вепсском, либо на систематические торговые связи средневекового населения бассейнов рек Мезени, Вашки и Вычегды с этими народами указывают достаточно многочисленные прибалтийско-финские заимствования в коми-зырянских диалектах, прежде всего в самом западном из них, удорском, и прибалтийско-финская этимология др.-рус. Перьмь.
О возможном наличии каких-то относительно крупных прибалтийско-финских анклавов в районе устья Северной Двины свидетельствуют и сообщения скандинавских саг о Биармии (Bjarmaland), которую викинги посещали в течение IX-XIII веков, и локализация которой сдвигалась на восток по мере продвижения всё дальше на восток походов викингов: от южного побережья Кольского полуострова в IX веке до устья Северной Двины в более поздний период.Как уже было сказано, Весь принимала участие в самых ранних событиях русской истории, в частности в «призвании варягов» в IX веке. По-видимому, с XI века земли вепсов начинают захватываться новгородскими феодалами и здесь начинает распространяться православие. В XI-XII веках часть вепсов, очевидно, смешалась с переселявшимися в Прионежье карелами, была ассимилирована ими и вошла в состав карел-людиков. Процесс ассимиляции вепсов карелами в Прионежье продолжался и в более поздние эпохи.Примерно с XIII-XIV веков, когда, с одной стороны, старые торговые связи Восточной Европы, в которых вепсы играли важную роль (путь «из варяг в греки», торговля по Волге через Волжскую Булгарию), оказались разрушены вследствие монголо-татарского нашествия, а, с другой стороны, между Новгородом и Швецией устанавливается более или менее твёрдая государственная граница, территория обитания вепсов - Межозерье становится своего рода медвежьим углом, и Весь перестаёт быть одной из важнейших этнополитических единиц Северной Руси. На севере своей этнической территории вепсы постепенно включаются в состав карел-людиков, значительная часть их, живущая в более оживлённых местах вдоль дорог и водных путей, по-видимому, ассимилируется русскими. Всё это приводило, с одной стороны, к сокращению территории обитания вепсов и их численности, с другой - к сохранению у них более консервативного уклада жизни.Традиционное занятие вепсов - пашенное земледелие (трёхполье с сильными пережитками подсечной системы), животноводство и охота играли подсобную роль. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со 2-й половины 18 века развилось отходничество - лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева и др. На реке Оять бытовал гончарный промысел. В советское время у северных вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление. Многие вепсы работают в лесозаготовительной промышленности, 49,3% живёт в городах.Традиционные жилища и материальная культура близки к северорусским; отличия: Т-образная планировка связи жилой части с крытым двухэтажным двором; так называемое финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы. Особенность женской традиционной одежды - бытование юбочного (юбка и кофта) наряду с сарафанным комплексом. Традиционная пища - кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки - пиво (олуд
), хлебный квас.До 1917 сохранялись архаичные социальные институты - сельская община (суйм
) и большая семья. Семейные обряды сходны с северорусскими; отличия: ночное сватовство, ритуальное съедание молодыми пирога-рыбника в составе свадебной церемонии; два типа похорон - с причитаниями и с «веселением» покойника.В 11-12 веках среди Вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись дохристианские верования, например, в домового (пертьижанд), в обереги (одним из них служила челюсть щуки); больные обращались за помощью к знахарю (нойд).В фольклоре Вепсов оригинальны предания о древней чуди, сказки сходны с северорусскими и карельскими.К XIX веку вепсы представляли собой в основном крестьянское население (государственные и помещичьи крестьяне), часть их была приписана к Олонецким заводам, прионежские вепсы занимались каменотёсным промыслом, работая в качестве рабочих-отходников и в Финляндии, и в Петербурге. Уже в этот период в публикациях о вепсах отмечается падение авторитета родного языка и распространение русского, особенно – среди молодёжи.В 1897 г. численность вепсов (чуди) составляла 25,6 тыс. чел., в том числе 7,3 тыс. проживало в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь. В 1897 г. вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии. С 1950-х гг. ускорился процесс ассимиляции вепсов. Согласно переписи населения 1979 г. в СССР проживало 8,1 тыс. вепсов. Однако, по оценкам карельских учёных, реальная численность вепсов была заметно больше: около 13 тыс. в СССР, в том числе 12,5 тыс. в России (1981 г.). Около половины вепсов обосновалось в городах. Согласно переписи населения 1989 г. в СССР проживало 12,1 тыс. вепсов, но только 52 % их называло вепсский язык родным.Наибольшая по площади часть этнической территории вепсов располагается в Ленинградской области на стыке границ трёх административных районов (Подпорожского, Тихвинского и Бокситогорского).По названию бывших административных районов, а также рек и озёр, вепсы делятся на ряд групп: шелтозерские (прионежские) в Карелии, шимозерские и белозерские в Вологодской области, винницкие (оятские), шугозерские и ефимовские в Ленинградской области.Общая численность в России - 8 240 человек согласно переписи 2002 года, но эта цифра представляется заниженной.
В 1994 году образована Вепсская национальная волость в Прионежском районе Карелии (с 01.01.2006 г. упразднена). Население Вепсской национальной волости проживает в 14 населённых пунктах, объединённых в три сельсовета. Бывший центр волости - село Шёлтозеро - расположено в 84 км от Петрозаводска.
Существует Общество вепсской культуры в Петрозаводске, пользующееся значительной помощью со стороны властей Карелии, и Вепсское общество в Санкт-Петербурге.