Почему нападают бесы когда читаешь псалтырь. Как правильно читать псалтырь дома

Молитесь друг за друга (Иак.5:16).

Псалтирь — священная книга псалмов, или Божественных гимнов, записанных Царем Давидом по внушению Духа Святаго. Чтение Псалтири привлекает помощь Ангелов, изглаживает грехи, напитывает душу дыханием Святаго Духа.

Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения.

В православной аскетической практике до ныне существует благочестивый обычай чтения Псалтири по соглашению, когда группа верующих раздельно друг от друга прочитывает за одни сутки всю Псалтирь целиком. При этом каждый читает одну определенную ему кафизму дома, келейно и поминает имена тех, кто молится вместе с ним по соглашению. На следующий день Псалтирь снова прочитывается целиком, при этом каждый читает уже следующую кафизму. Если кому-то в один из дней не удалось прочитать положенную ему кафизму, она читается назавтра плюс следующая за ней по порядку.

Так в течение Великого поста вся Псалтирь прочитывается не менее 40 раз. Одному человеку такой подвиг не под силу.

Псалтирь не читается в период от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно. Во всех остальных случаях Псалтирь читается мирянами.

Советы начинающим

1. Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Молиться «без огонька» принято только в пути, вне дома.

2. Псалтирь, по совету преп. Серафима Саровского, необходимо читать вслух — вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).

3. Особое внимание следует обратить на правильную расстановку ударений в словах, т.к. ошибка может изменить смысл слов и даже целых фраз, а это — грех.

4. Читать псалмы можно сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» — «не сидя»). Вставать нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».

5. Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев — бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести.

6. Не следует унывать и смущаться, если смысл псалмов непонятен. Пулеметчик не всегда понимает, как стреляет пулемет, однако его задача — бить по врагам. Относительно Псалтири существует утверждение: «Ты не понимаешь — бесы понимают». По мере нашего духовного взросления будет открываться и смысл псалмов.

В келейном чтении принято деление кафизм на три Славы. Перед и после кафизмы читаются особые молитвословия.

Молитвы перед чтением кафизмы

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Царю Небесный.

Трисвятое по Отче наш.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Затем читается очередная кафизма с поминанием имен на каждой «Славе».

На «Славах»

Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза).

Господи, помилуй (3 раза).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Спаси, Господи, и помилуй Патриарха (имя рек), далее — поминается имя правящего архиерея и имена по списку, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и их святыми молитвами меня, недостойнаго, прости и помилуй! (После этой молитвы можно класть земные поклоны в зависимости от усердия верующего).

На первой и второй «Славе» поминаются имена о здравии, на третьей Славе — имена о упокоении: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (по списку) и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Твое Небесное!» (и земные поклоны).

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

После третьей «Славы» читаются написанные в очередной кафизме тропари и молитвы. Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз — по пальцам или четкам.

Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

После чтения кафизмы — «Достойно есть» и заключительные молитвы.

О чтении Псалтири

Схиархимандрит Иоанникий: «Читайте Псалтирь, Апостол, Евангелие — здесь все. Кто читает Псалтирь ночью две кафизмы — за весь Псалтирь идет. Вслух Псалтирь читать ценнее, про себя по необходимости. Поднимайте ночной Псалтирь — отмолите себя и тех, кого и не знаете до седьмого колена. Дневной тоже ценно. Как листья спадают по осени с дерева, так и грехи с человека читающего Псалтирь. Читайте 17-ю кафизму — отмолите свои грехи и грехи родных до 7-го колена. 17-ю кафизму обязательно вечером в пятницу читайте. 17-ю кафизму по умершему читайте каждый день. Вымолите в Царствие небесное.»

Рассказ сельского священника: «Одна девяностолетняя старушка рассказала, что ей на сороковой день после своей смерти явился во сне знакомый псаломщик. При жизни, она помогала ему по хозяйству: мыла полы, посуду, стирала. Он с грустью сказал: “Отчего вы так мало молитесь, а ведь для нас нет лучшей помощи, чем чтение Псалтири”.

Из книги «Жизнеописание старца схиигумена Саввы. С любовью о Господе, ваш Д.О.С.» (М.,1998): «Мы жили с мужем вдвоем, но мира и тишины в доме не было. Я мужу не уступала, а он, в свою очередь, доказывал свою правоту, и так долго продолжалось. Наконец мне все это надоело, и я решила вести себя по-другому. Муж мне скажет обидное слово, чувствую, что начинаю раздражаться, — беру Псалтирь и начинаю читать. Муж немного пошумит, потом замолчит. И так мало-помалу у нас в доме водворились тишина и спокойствие. Пришла я в храм, мимо проходит отец, остановился около меня и говорит: «Вот давно бы так!».

Старица схимонахиня Антония: «Семнадцатая кафизма – это основа Псалтири, её нужно читать обязательно целиком, она неделимая… Помните семнадцатую кафизму! Чтобы семнадцатая кафизма была прочитана каждый день! Не сможете вечером прочитать, значит, днём, в дороге, где угодно, но семнадцатую кафизму нужно читать ежедневно. Это ваша сберкнижка духовная, это ваш капитал за ваши грехи. На мытарствах семнадцатая кафизма будет уже в защите за вас». Некоторые думают, что 17 кафизма читается только тогда, когда до ней доходит очередь и по-другому нельзя. Это не совсем так. Ее хорошо читать каждый день и многие благочестивые миряне так и делают. -- Для усопших — это великая помощь!»

Старец Иероним (Санаксарский) советовал тем, у кого родственники курят, каждый день за курящего читать 108 псалом. Если погибает родственник (духовно) — читать Псалтирь и Акафист Божией Матери «Взыскание погибших». За мужчину сильно бес борется, говорил он, в семь раз сильнее, чем за женщину, потому что мужчина — образ Божий (имелось в виду, что в мужском образе приходил на землю Господь Иисус Христос и первым человеком был Адам). На жалобы батюшка отвечал: — Читай Псалтирь! — Батюшка, в семье большие ссоры. — Читай Псалтирь. — Батюшка, на работе неприятности. — Читай Псалтирь. Я недоумевала, как это может помочь? Но начинаешь читать - и все устраивается.

Иерей Андрей Углов: После молитвы ‘Отче наш’ читать Тропари сия, глас 6:

Помилуй нас. Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.
Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поём Ти: Аллилуиа.
И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная. Господи, помилуй, 40 раз.

И поклонися, елико ти мощно.

Таже молитва Святей Живоначальней Троице: Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мiра, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

КАК ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ДЕМОНИЧЕСКИХ СИЛ

Прп. Варсонофий Оптинский говорил, что для каждого православного христианина нужно читать хотя бы Славу в день. Я хочу сказать, что прп. Александр, начальник обители Неусыпающих, ввёл Чин Неусыпаемой Псалтири в монастырях. О нём очень хорошо написано в в Четьи-Минеях. Некоторые духовные исполины читали и всю Псалтирь в день на постоянной основе. Как, например, Симеон Дивногорец, Парфений Киевский, и др. Ефрем Сирин говорит о псалмах, чтобы они были непрестанно на наших устах. Это такая сладость — слаще меда и сот. Благ нам закон Господень паче тысящ злата и сребра. Возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия (Псалом 118, 127). Действительно, читаешь и не можешь умилиться. Это прекрасно! При чтении не всё понятно. Но Амвросий Оптинский говорит, что понимание приходит со временем. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Псалом 118, 18). Будем надеяться, действительно, что откроются наши духовные очи.

Многие подвижники, например праведный батюшка Николай Рагозин. Или например Блаженная старица Пелагия — Рязанская подвижница — советовали для защиты от тёмных сил почаще читать 26 псалом. Блаженная Полюшка говорила: «Кто будет читать этот псалом хотя бы три раза в день — тот будет ездить среди колдунов как на танке» — вот такое образное выражение. Ещё Блаженная Полюшка советовала, что если человек одержим нечистым духом или занимался колдовством, — то есть демоны насилуют этого человека, — то очень полезно взять благословение у хорошего священника и в течении 40 дней по 40 раз в день прочитать 26 псалом. Конечно это большой подвиг, но многие люди через это получают исцеление. Этот псалом по словам Блаженной Полюшки — имеет огромную силу. Это самый сильный псалом во всей Псалтири.

Дополнительная информация:

Текст Псалтири на церковнославянском языке гражданским шрифтом с параллельным переводом — https://www.molitvoslov.com/psaltir

Псалтирь на всякую потребу , составленная по советам и наставлениям святых отцов — https://www.molitvoslov.com/text154.htm

И тексты и аудио включи

Строка поиска: псалтир

Найдено записей : 236

Здраствуйте. Я парализован, воды самостоятельно выпить не могу. Какой плод я могу принести во спасение души? Какие молитвы нужно читать во время чтения Псалтыри?

Иван

Здравствуйте, Иван. Чтение Псалтири уже само по себе - молитва. Есть такая техника чтения псалмов, которая называется "псалмопение". Это не пение в собственном смысле, а очень медленное, протяжное чтение, без выкрутасов голосом, негромко, вслух себе. Внимание надо стараться удерживать в словах псалма. Рекомендую Вам почитать или послушать в аудиоварианте книгу свт. Игнатия Брянчанинова "Аскетические опыты". Она есть тут: http://predanie.ru/audio/jitija_i_tvorenija_svjatih/svjatitel-ignatii-brjanchaninov/

иерей Александр Белослюдов

Батюшка, мой сын, 15 лет, заболел, психическое заболевание, врачи говорят, шизофрения, но мнения разные и окончательного диагноза нет. Скажите, можно ли вымолить душевнобольного, и как, Псалтырью? Я точно знаю, за мои грехи. Все неправильно я сделала в моей жизни. Вышла замуж, видела, что не туда иду, плохо будет. Вот результат. Что-то конкретное в искупление нужно делать? Да я же теперь привязана. И такое уныние, и нет покоя и выхода. Кажется, все так сложно и безвыходно. Сын мой не сказать, что совсем "ку-ку". Но дома все сидит за компьютером. И как-то будет жить? За границей таких как-то адаптируют врачи к жизни, а у нас такого нет, только ПНД.Или деньги большие и частная клиника, которые только возникли. Приходится только на Бога надеяться нам. Но сидеть сложа руки тоже нельзя. Дайте совет, батюшка, и помолитесь об ИРИНЕ и отроке ЕВГЕНИИ. Спасибо.

Ирина

Да поможет Господь Вам, Ирина, и Евгению. Когда будет окончательный диагноз, тогда врач назначит соответствующее лечение. Режим, лекарства, – все что надо по земным соображениям сделать, тогда будете применять. А молиться, конечно, необходимо. "Просите, и дастся вам" (Матфея 7, 7) – сказал нам Господь. Только "вымолить Псалтирью" - не совсем правильное понятие. Неотступность и вера делают возможным чудо Божие, а не читаемый текст. Посоветую Вам читать Евангелие по одной-две главе, как будет по силам, предваряя чтение молитвой своими словами об исцелении сына, о Вашем укреплении, чтобы Господь устроил все по своей святой воле. На исповеди в храме спросите священника, что он посоветует Вам добавить; при личном общении ему будет это сделать легче. Да поможет Вам, да укрепит Вас Христос!

иерей Сергий Осипов

20 ноября годовщина смерти моей тещи. Нужно ли чтение Псалтири по усопшей в годовщину смерти, и каков порядок чтения?

Владимир

Здравствуйте, Владимир. Хорошо будет почитать Псалтирь по усопшей, как это сделать, подробно описано тут: http://azbyka.ru/dictionary/15/poryadok_chteniya_psaltiri_po_usopshim-all.shtml Можно почитать не обязательно в день смерти, ведь Вы, наверное, сначала в храм пойдете, на могиле помолитесь и можете устать. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Читаю по усопшей бабушке 17 кафизму, но несколько дней пропустила по разным причинам. Скажите, что в таких случаях делать? Собираюсь сказать об этом на ближайшей исповеди, а до этого дополнительно прочитать Покаянный канон к Господу Иисусу Христу. Но, возможно, в таких случаях ещё что-то надо делать? Спаси Бог!

Мария

иерей Владимир Шлыков

В июле погиб мой единственный сын в возрасте 14 лет. Мне очень тяжело жить без него. В нашем населённом пункте нет храма, подскажите, какие молитвы я могу читать дома для моего сына. Спасибо.

Надежда

Дорогая Надежда, примите мои соболезнования! Без священника можно читать последование литии (опуская ектению). Вот пример: http://www.molitvoslov.com/text233.htm Можно читать дома канон о усопшем: http://mkirill.ru/molitvy-zaupokojnye/160-kanon-o-usopshem-usopshej Очень хорошо будет читать святое Евангелие, предваряя и завершая чтение молитвой, которая указана в этом чине: "Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго..." Можно читать Псалтирь, по силам – по одной кафизме в день или по одной "славе" (три части в кафизме, разделяемые славословием "Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу... Аллилуиа (трижды), тоже с этой же молитвой. Да поможет и укрепит Вас Господь!

иерей Сергий Осипов

Мария

Чтение Псалтири - занятие, в основном, монашеское. Какого-то особого устава для чтения псалтири нет. Можно читать по одному псалму или по кафизме, прочитав перед ней начальные молитвы (с Царю Небесный... по Отче наш). Лучше всего побеседовать на эту тему с батюшкой в храме, определившись с количеством и взяв благословение. Во время занятий физическим трудом можно читать краткие молитвы, которые Вы знаете наизусть: Иисусову молитву, Богородице Дево, радуйся... и т.п.).

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Заказала Неусыпаемую Псалтирь в монастыре. Достаточно в одном, или нужно в нескольких? Спасибо.

Виктория

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли заказать неусыпаемый Псалтырь за всю свою семью, просто потому,что хочу, чтобы за нас лишний раз помолились? И если можно, то скажите, как часто можно заказывать. И еще, мне сказали, что Псалтырь следует заказывать в трех монастырях сразу. Так ли это?

Кристина

Кристина, все зависит о Вашего усердия. Можно заказывать поминание на Псалтири сколько угодно часто, в одном или нескольких монастырях. Это очень хорошо. Но и сами не оставляйте храм Божий, молитесь за себя и близких.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! О какой молитвенной помощи говорится в Неусыпаемой Псалтири? Если можно, поподробнее. Например: я заказала эту молитву для себя, значит ли это, что и моих детей тоже будет оберегать она?

Анна

Здравствуйте, Анна. Неусыпаемой Псалтирью называется круглосуточное чтение Псалтири монахами в монастыре с молитвенным поминовением жертвователей – тех, кто подает записочки для поминовения на определенный срок. Поэтому, если Вы хотите, чтобы и о Ваших детях помолились, впишите их в записку тоже. Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. Я читаю Псалтырь за живых, и хочу начать читать Псалтырь за усопших. Как правильно это делать? Ведь нужно читать тропари. А какой мне читать, за здравие или за упокой? Спасибо.

Галина

Галина, лучше всего Вам посоветоваться с батюшкой, который благословлял Вас на чтение псалтири. Особо четких указаний устава по этом поводу нет, поэтому можно поминать и живых, и усопших после каждой кафизмы, либо читать одну кафизму о здравии, а другую за упокой попеременно.

иерей Владимир Шлыков

При чтении Псалтири за здравие, обязательно ли говорить: "болящего"?

светлана

Светлана, Господь все видит, и уточнять, что человек болящий, не обязательно.

иерей Владимир Шлыков

Батюшка, разрешите задать несколько вопросов! 1) Если, например, застолье или общая трапеза с нецерковными сродниками, нужно ли молиться при них, или читать молитву перед едой мысленно? И как тогда перекрестить еду, чтобы никого не смутить? 2) При чтении молитвенного правила дома (вечерних и утренних молитв, акафистов и т.д.) нужно читать вслух? Голова должна быть покрыта? Всегда нужно зажигать лампадку? 3) Сколько кафизм в день читается о здравии? 4) Мой папа душевно болен, можно ли о нём читать Псалтирь? 5) Как молиться за человека, который сильно сквернословит?

Катерина

Екатерина, можно прочитать краткую молитву перед едой и перекрестить ее. Этим Вы никого не смутите. 2. При чтении молитвенного правила дома голову женщине нужно покрывать. Читать можете вслух или про себя – как Вам удобнее. Зажженная лампада символизирует милость Божию к нам и наше молитвенное горение к Богу, поэтому хорошо, если Вы будете молиться с зажженной лампадой или свечой. 3. Чтение Псалтири обсудите со своим духовником. Особого устава для домашнего чтения кафизм нет, поэтому лучше взять благословение у батюшки в Вашем храме и посоветоваться, в каком объеме это будет для Вас по силам и на пользу. 4. Можно и нужно молиться о душевнобольных, в том числе читать Псалтирь. 5. Молиться о сквернословящем нужно как о болящем (духовно) человеке.

иерей Владимир Шлыков

Тамара

Здравствуйте, Тамара. При чтении Псалтири о здравии после каждой славы добавляем молитву, например, из утренних молитв: "Спаси, Господи, и помилуй..." и поминаем отца духовного и всех, о ком хотим помолиться. Потом: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь", - и следующую славу. По третьей "Славе" читаются Трисвятое по Отче наш, тропари и молитва, положенные после каждой кафизмы. Если в Вашем храме прихожане читают Псалтирь, то хорошо присоединиться к ним. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Недавно услышала, что при чтении Псалтири пропускают 15 кафизму, и вместо нее 2 раза читают 20 кафизму. 15 кафизма читается только когда в доме покойник. Так ли это?

Марина

Марина! Церковный устав не имеет четких указаний порядка чтения псалтири дома. Есть традиция. Традиционно об усопших читается 17-я кафизма (а не 15-я), но это не значит, что ее можно читать только за упокой. Можно читать подряд.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Скажите мне пожалуйста! В воскресенье я причастился, но после этого на меня напала леность. Сохранил ли я полученного Христа? У меня душевное психическое заболевание. Начал заново читать псалтирь.

Антон

Дорогой Антоний, не переживайте, что после службы отдохнули. Она требует большой концентрации сил, и если Вы не смогли после службы сделать то, что задумывали до нее, не отторгает Вас от Господа. Хорошо будет на следующий раз запланировать отдых после Божественной Литургии. Благослови Вас Бог.

Иерей Сергей Осипов

Любовь

Здравствуйте, Любовь. Есть молитва для келейного (только домашнего, личного) чтения преподобного Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Попробуйте спросить благословения духовника заменить чтение Псалтири этой молитвой. Благослови Вас Бог!

иерей Сергей Осипов

Здравствуйте, батюшка! Дайте, пожалуйста, совет, как правильно молиться о упокоении людей разного пола, в Псалтири о усопших говорится: "Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (или: усопшия рабы Твоея) (имя)... Молитву читать, сначала упоминая всех одного пола, а потом всю молитву заново, упоминая всех другого пола, или как?

Людмила

Людмила, во время поминовения называйте имя того, за кого вы хотите помолиться, и совсем не важно, какого он пола. Заново читать не нужно. Читайте один раз.

иеромонах Викторин (Асеев)

Благословите! Подскажите, пожалуйста, у меня проблемы с детьми и хочется усиленно молиться. Кроме акафиста "Воспитание" читаю Псалтирь, Евангелие. Читала,что можно читать канон молебный Богородице и другие каноны Богоматери из Богородичника, Псалтирь Богородице, акафист. Но меня смущает то, что во всех этих молитвословиях молишься о себе, нет конкретно, чтобы о о детях. Как это понимать? Хочешь о детях молиться, а там все о себе.

Многие православные читают Псалтирь (это может быть несколько псалмов или более). Кро­ме того, существует благочестивый обычай, когда человек читает кафизму и на Славах поминает о здравии и о упокоении. И это уже можно считать дополнительной молитвенной нагрузкой. Такое по­миновение очень эффективно. Во многих монасты­рях читается Неусыпаемая Псалтирь и происходит поминовение как о здравии, так и о упокоении. Но при келейном поминовении на Псалтири тоже есть свои искушения. Приведем краткий обзор.

Когда мы молимся за кого-то, следует прекрас­но понимать, что будет месть от врага, будет иску­шение и надо быть всегда готовым отразить удар! Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сир. 2,1).

Обычная молитва за других имеет большую силу. Молитва же на Псалтири особо дерзновенна и имеет особую силу. Прп. Амвросий Оптинский говорит, что всякая молитва сильнее псаломским словом. И, следовательно, раз идет особая помощь за тех, за кого мы молимся, то идут и особые напа­дения. Демоны как бы снимают свой процент с на­ших хороших дел. Если мы мало приносим пользы другим, то обычно бывают и небольшие искуше­ния. Если мы хотим жить богоугодно и тем более еще помогать своим ближним, то демоны особенно восстают на такого человека. Надо это понимать и быть готовым к искушениям и не брать чрезмер­ных подвигов, в том числе когда речь идет о чте­нии Псалтири.

Нападения могут быть различного характера. Если человек уже пожилого возраста, то обычно это произведение гнева и раздражения в человеке, нападки ближних. Если человек молодой и зрелого возраста, то при поминовении других на Псалтири, демоны очень часто воздвигают жесточайшую блуд­ную брань на человека. При этом они стараются про­извести скверные ночные мечтания. Если человек, который поминает на Псалтири, молится усердно, то тогда духовная брань происходит обычно ночью, когда демоны используют многоразличные козни, о которых так подробно говорят святые и старцы.



В любом случае, при поминовении других на Псалтири необходимы регулярное причастие и исповедь, участие в таинствах - все это дает силу человеку и позволяет противостоять дьявольским нападкам.

Более того, хорошо взять благословение свя­щенника на чтение Псалтири за ближних - это даст дополнительную крепость и уже защитит этого человека.

Если же не происходит явных нападок, то мо­жет происходить и следующее. Человек читает Псалтирь за других и чувствует усталость и у него нет сил и желания читать псалмы дополнительно, без поминовения других. Это тоже от лукавого, так как он специально нагоняет такую усталость. От чего происходит данная усталость? Обычно это от чрезмерной молитвенной нагрузки. Человек поминает других и тратит силы. И часто бывает так, что человек имеет огромный список имен, по­минает всех, появляется усталость и еще не пони­мает, откуда это все.

Естественно, это очевидно. Очень часто это именно от чрезмерной молитвенной нагрузки! Один опытный священник высказывал такую мысль, что если человек еще не окреп сильно (а та­ких большинство), то 10 имен уже достаточно. Так­же он предостерегал, что те, кого ты поминаешь, могут на тебя же ополчаться, просто демоны будут воздвигать брань на тебя также через тех, за кого ты молишься, и надо быть к этому готовым. В любом случае, желательно по этому поводу посоветовать­ся со священником, который знает ваше духовное устроение.

Важно, чтобы не было духовного истоще­ния от чрезмерной молитвенной нагрузки. Одно дело - просто читать Псалтирь и совсем другое поминать кого-то. Более того, если человек только начинает читать Псалтирь, то не желательно сразу брать список и поминать других, особенно если нет соответствующей духовной крепости. Это не очень желательно, так как может сломить человека. Ведь очень легко оказаться неготовым к новой чрезмер­ной молитвенной нагрузке! Хорошо вначале просто читать псалмы, вникая в смысл, изучая их, а только уже потом, со временем думать об интенсивном по­миновении.

Еще авва Маркелл предупреждал: «Поверьте мне, чада, ничто так не возмущает, не безпокоит, не раздражает, не уязвляет, не уничтожает, не оскор­бляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демо­ну, но ничто столь не сокрушает его, как Псалтирь».

И еще. Если кто собирается читать Псалтирь ночью, то здесь благословение брать надо непре­менно и еще очень много раз подумать. Этого не стоит делать ни в коем случае, если человек еще только приступает к духовной жизни или только начинает чтение Псалтири. Это очень важное пре­достережение. Просто молитва на Псалтири - осо­бенно сильная. Ночью любая молитва имеет мно­гократную силу. Об этом пишут многие святые и старцы. Но также не стоит забывать, что существу­ют многократные нападения. И вот простой при­мер, что произошло с человеком, который решил читать Псалтирь по другим самовольно, да еще к тому же отказавшись от послушания.

Из поучений прп. Варсонофий Оптинского:

«Старец предупредил одну молодую монахиню не быть самоуверенной. Но вскоре она сама вызвалась читать Псалтирь в церкви по умершему и отказа­лась от сотрудничества других монахинь. В пол­ночь она почувствовала страх, бросилась бежать и защемила дверью свою одежду. Утром ее нашли на полу в нервной горячке. Пришлось ее поместить в лечебницу, где она пробыла год и вернулась с седой головой».

Это еще вызвано тем, что за новопреставлен­ного человека идет особо сильная борьба.

Но, в общем, можно сделать вывод о том, что:

1. Молитва - это великий труд и особенно мо­литва на Псалтири.

3. При поминовении своих близких крайне же­лательно взять на это благословение.

4. Важно не делать длинные списки, которые могут создать чрезмерную молитвенную нагрузку. Признаки: усталость, утомленность, нежелание чи­тать псалмы дополнительно. А вообще молитва за близких - крайне полезна.

Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак. 5,16).

Когда мы молимся за ближних, мы проявляем нашу любовь. А истинная, нелицемерная, жертвен­ная любовь так угодна Богу! Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин.13,34).

5. Поминовение других ночью - крайне опас­ное дело и может создать множество искушений.

Если человек действительно думает об этом, то просто необходимо посоветоваться по этому пово­ду со священником или духовником.

Чтение Псалтири очень важно. Важно также и быть готовым отразить возможные искушения и не брать на себя чрезмерных подвигов.

Хорошо бы и Псалтирь читать по порядку, по кафизме, например, в известные времена. В ней най­дутся молитвы, наставления утешения, на разные случаи и состояния духа. При других... чтениях две кафизмы, может быть, и неудобно читать каждый день постоянно. Если и одну прочитаете неспешно, тихо прислушиваясь к духу Псалмопевца, и нечто, что ближе коснется сердца, постарайтесь и после чтения воспоминать в должную минуту, труд не бу­дет тощ пред Господом.

Свт. Филарет Московский

Псалтырь - книга священных гимнов или псалмов, большая часть которых написаны царем Давидом по наущению Духа Святого. В каждом псалме мы видим ту боль, радость, смятение или торжество, которые испытывал Великий Псалмопевец, когда создавал эти священные тексты.

Псалмы используются в богослужениях еще с ветхозаветных времен. И в наше время на службах мы слышим хоровое пение или чтение псалмов. Чтение Псалтыри в храме регламентируется Типиконом - богослужебным уставом.


Чтение Псалтыри дома:

В Православной церкви существует добрая традиция чтения Псалтыри келейно (дома). Читают Священную книгу или по соглашению - несколько верующих, прочитывая за день всю Псалтырь, или индивидуально, по кафизме (разделу Псалтыри) в день. Взяв на себя правило прилежно и внимательно читать Псалтырь дома христианин совершает малый подвиг, это и трудно, и одновременно приносит огромное успокоение душе.

Устава для чтения Псалтыри дома не существует. Но со временем сложились определенные правила, выполнение которых желательно.

*Без благословения, взятого у батюшки, приступать к чтению псалтыри нельзя.

*Прежде чем начать чтение, зажигается свеча или лампада. Огонь при чтении не зажигается только, если в данный момент находитесь в дороге.

*Следуя совету преп.Серафима Саровского, читать Псалтырь надо вслух, негромко. Это облегчает восприятие священного текста не только разумом, но и слухом. «Слуху моему даси радость и веселие» (Пс.50,10).

*Нельзя неправильно расставлять ударения в словах. Это грех. От неправильной расстановки ударений меняется смысл слова, искажается фраза.

*Если сложно стоять, то разрешается читать Священную книгу сидя. Необходимо вставать, когда читается «Слава» и молитвы, с которых начинается и заканчивается чтение Псалтыри или кафизмы.

*При выполнении правила не следует предаваться излишней страстности. Пусть чтение будет немного монотонным, лишенным театральности.

*Не стоит унывать от того, что вначале непонятно, о чем говорится в псалмах. Постепенно раскрывается красота древних текстов, и смысл их становится понятен.

Порядок чтения Псалтыри дома:

*Вначале читаются « Молитвы перед началом чтения Псалтыри «.

*Псалтырь делится на двадцать кафизм , те делятся на части тремя Славами . На Славах при домашнем чтении Псалтыри поминаются живые и усопшие .

*Прочитав кафизму , обязательно чтение тропарей и молитвы .

*Заканчивается Псалтырь чтением « Молитв по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтыри «.

*Не стоит страшиться ошибиться в чем-то или прочитать что-то неправильно, не по уставу. Искреннее покаяние, благодарность за все сделают молитву живой, невзирая ни на какие ошибки.

По мере чтения и нашего духовного взросления будет открываться всё глубже и ярче глубинный смысл псалмов.

Священник Антоний Игнатьев советует желающим читать Псалтирь: «Для чтения Псалтыри на дому желательно взять благословение у батюшки. При чтении дома строго устава, как читать нет, гораздо важнее настроиться на молитву. Существуют разные практики чтения Псалтири. Мне кажется наиболее приемлемым чтение, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве – Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку».

Если миряне прибавляют к келейному молитвенному правилу один или несколько избранных псалмов, то читают только их текст, как, например, пятидесятый псалом в утреннем правиле.

Если же читается кафизма, или несколько кафизм, то перед ними и после них прибавляются особые молитвословия.

Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм:

Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царю Небесный. Трисвятое. И по Отче наш…

Господи помилуй (12 раз)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

На «Славах»

Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза)

Господи, помилуй. (3 раза)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу

Молитвы о здравии и упокоении на Славах:

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя ), родителей моих (имена ), сродников (имена ), начальников, наставников, благодетелей (имена ) и всех православных христиан.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена ) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.]

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

После чтения кафизмы читают молитвы и тропари, указанные в кафизме.

Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз.

Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

И в конце всего молитвословия:

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй. (3 раза)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Те, кто давно воцерковлены, без Псалтири не могут. Но не так легко даётся верующим путь к книге! Новокрещёные смотрят на Псалтирь со страхом: и это всё надо читать?! Где найти силы, время… желание, наконец?… Затем, по мере воцерковления, люди начинают интересоваться Псалтирью, пробуют читать… И вот тут практически каждого настигает искушение: чтение Псалтири оставляют. После многих лет хождения в храм, возвращаются к Псалтири… Начинают пробовать вновь читать, как положено – всю Псалтирь за неделю. Поначалу отмечают палочками, как Робинзон Крузо дни на острове, сколько раз прочли… Доходят до 40 – очень тяжек путь! Бывает, что не раз ещё Псалтирь перестают читать, потом снова возвращаются к ней… Наконец, когда прочтение книги перевалит за 40 раз, вдруг начинают ощущать в Псалтири сладость, покой, умиротворение, защиту… Псалтирь изгоняет страх и смятение в душе, Псалтирь даёт силы пережить трудные ситуации. Псалтирь, вычитанная враз, без перерыва за несколько часов, одолевает беду, приносит победу… И уже никто не помечает палочками прочитанные 20 кафисм: те, кто навыкли в чтении Псалтири, уже не представляют себе жизнь без этой книги; им палочки не нужны – читают всегда, всю жизнь, бессчётное количество раз.. Скорее солнце не взойдёт, чем оставит христианин Псалтирь!
Что же является камнем преткновения в Псалтири для тех, кто только начинает её читать? В чём искушение? Человек пугается жестокости. В недоумении приходит мирянин к батюшке: объясните, Христа ради, почему так жестоки Псалмы? Чего уж не прочтёшь! И пусть дети будут сиротами, а жена вдова, и младенцев разобьём о камень… Батюшки говорят, что во всём нужно видеть духовный смысл. То есть, то, что видишь своими глазами в книге — это совсем не то, что ты видишь… Ну, разбитые младенцы, это не младенцы, а грехи в своём зачатке… И так далее…
Новоначальные как-то не очень воспринимают: откуда берутся такие витиеватые объяснения? Ведь сказано же предельно ясно! Можно, конечно, 136 или 108 псалом как-то красиво объяснить, придумать, взять с потолка. Но ведь из текста видно же, о чём на самом деле идёт речь! И Псалтирь оставляют. Зачем читать такую жестокую книгу? И зачем именно она введена в ход православного богослужения?
Такие сложные моменты в книгах Ветхого завета за историю человечества не раз истолковывались превратно и породили много ересей. В принципе, манихейство берёт своё начало отсюда же – из превратного толкования малопонятных текстов. Что говорил основоположник манихейства Мани? В двух словах: было два равных первоначала – Добро и Зло. Они извечно борются друг с другом. А человек – заложник этой борьбы.
Православие учит нас иной картине мира: начало всему – Бог. Бог не имеет в себе зла. Зла вообще нет. То, что мы называем злом – это искажённое добро. Зло – это искажённое восприятие. Наши прародители не имели откровенного злого намерения, когда нарушили заповедь Божью. Они лишь по-своему, неверно оценили ситуацию… и получили зло! В человечестве вечно борются истинное и ложное восприятие событий. И в каждом из нас, при самых добрых намерениях, порою прорастает такое зло, что становится страшно от самих себя!
Вот самые простые примеры… Муж решил ходить в храм, а жена не собирается ходить по улице в косыночке, не перестаёт краситься… и вообще ей нравятся мини-юбки. Намерения у мужа самые добрые: пусть жена выглядит нормально! Но как отвратительны скандалы, которые он устроит дома! И уже жалко заплаканную жену, а не мужа! Или ребёнок не учит уроки. А вы его хотите во что бы то ни стало заставить их выучить и не приносить домой «двойку». Но дитя оказалось строптиво. И что в конце концов слышат соседи? Ну, что-то типа такого: я тебя породила, я тебя и убью! Мы извергнем из себя уйму бранных слов! И где наш православный облик? Что же с нами произошло? А то и произошло: мы хотели добра, но в погоне за добром, кое должно случиться немедленно, по нашему желанию и во что бы то ни стало, мы исказили добро. Добро начало размахивать кулаками, ремнём, хворостиной. И мы получили явное зло. Хотя можно, конечно, оправдать и его: если не наказывать, то вырастет плохим человеком… А в душе — … на душе гадко.
А кому не знакома ситуация, когда мы просили нашего близкого: не делай так! Но он не послушал. И случилась беда. И вот мы обличаем его: «Я тебе говорил(а) этого не делать? Вот теперь пожинай!» Но если мы прислушаемся к себе, заглянем в себя, мы почувствуем отвращение от самого себя: я ведь явно злорадствую! Как приятно чувствовать себя правым! Как приятно возвыситься над тем, кто уже и без нас унижен! Чехов писал, что человеку нужно всю жизнь выдавливать из себя раба по капле. Это не так сложно. Куда тяжелее из себя по капле выдавливать гордость! Зло ведь без гордости не стоит! Там, где проросло в нас зло, были посажены семечки гордости.
При чём тут Псалтирь, спросите вы? А при том, что в Псалтири – весь человек. Там все человеческие чувства. И добрые, и злые, и величественные, и низменные… Это вопль человека к Богу. Немецкий философ Ницше говорил о том, что «человеческое слишком человеческое». Что это значит? Человек утерял божественное величие. Он сильно приземлил себя. В нём появилось слишком много недобрых чувств. Даже там, где мы близки к истине и добру, есть опасность, что мы всё перепортим. Человек ощущает себя праведным перед людьми и Богом. Может, он действительно абсолютно прав. Но сколько зла может проснуться в нашей душе, когда нас неправедно, лживо укорят! Такая буря грянет в нашей душе, что самим в себя заглянуть страшно. Да, есть исповедь. Покаешься, поплачешь, но бывает так, что легче не становится. Отчего? На исповеди сказали: каюсь в гневе, ярости, брани, несправедливых обвинениях. Да с кем не бывает? Но вы и только вы знаете, как вам было мерзко осознавать, что это – вы: вот такой… яростно орущий своему родному ребёнку: «Я тебя прибью, скотина такая!» При этом, когда мы слышим, на улице подобные излияния, мы почти всегда родителей осудим: как кричит на ребёнка! Но после собственной гневной эскапады нам так противно от самих себя: и это я?! – вопрошаем мы себя…
В Псалтири весь человек перед Богом. Вот какой уж есть: со всеми гадкими и величественными сторонами души. И когда мы читаем: «да облекутся оболгающие меня в срамоту…», «да не будет ему заступника», — мы вспоминаем себя в минуты падения.
Но в Псалтири есть главное: как бы ни вознёсся человек ввысь душою и как бы низко не пал в проклятиях – человек уповает только на Бога! Пусть порою он и Бога представляет неверно: Бог «шумен от вина»…Но псалмопевец любит Господа. И только к Нему очи его! И вот это конечное устремление — оно человека спасает. Без Бога я – ничто, – это есть конечная истина. Бог – последняя инстанция для человека. И человек, который только что клял своих врагов и желал им лютой смерти, уже и сам повержен к ногам Бога с одной молитвой: «Твой есмь аз… призри на мя и помилуй мя»… «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя»…
Пронеслась буря в нашей душе. А в Боге мы обрели покой. И вспоминается: совлеки с себя ветхого человека… Новое вино в новые мехи. Новый человек – божий человек. Он старается изо всех сил не пустить в себя зло. Читаем Псалтирь в обиде – плачем, просим вместе с авторами псалмов покарать наших обидчиков… Читаем далее – и расходятся тучи в нашей душе, и мы способны спокойно пережить обиду, уповая, что Господь Сам всё управит. Вот в этом сила Псалтири: человек в ней — без прикрас. Читая строки Псалтири, мы видим, сколько может (из абсолютно добрых намерений!) вырасти в нас зла! И мы становимся мудрее, осторожнее, спокойнее. Но как бы мы ни пали низко, мы видим по псалмам: человек может восстать, воспарить ввысь. Псалмопевец поднял себя – и мы поднимемся! Нет и не может быть никаких двух начал в мире, ибо зло – отвратительно. Есть только Бог. А зло – изуродованное нами добро.
Тогда становится понятен принцип исихастов: кто слишком настаивает, что он прав – не прав. Приходит на ум и другое изречение: Ницше… далёк он от православия со своим «сверхчеловеком»… далёк от истины. Но истина посещала и его. И там, где он прав, почему бы не послушать? Так вот Ницше говорил: «Кто сражается с чудовищем, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем». (Ницше. По ту сторону добра и зла. Минск, 2005, Харвест) Вдумайтесь! Всегда, когда вы правы и боретесь со злом, напоминайте себе эти слова!
Слова сии вспоминаются всякий раз, когда сталкиваешься с православными, очень озабоченными, какой-нибудь борьбой: против паспортов, СНИЛС, денежных карточек, ИНН… Давайте прислушаемся к себе; к тому, как мы говорим о людях: «Да это же быдло! Стадо баранов! Их будут резать, а они будут молчать»… Это о тех, кто паспорт имеет и в армии служит, кто закончил институт или университет… А почему, собственно говоря, мы так говорим о людях, трудами которых пользуемся? Представьте себе жизнь в России, если бы враз исчезли все полицейские, военные, спецназ, инженеры, медики и прочие люди с высшим образованием. Как бы мы тогда жили?! Если мы считаем себя правыми, а других видим погибающими и наследующими только ад, то, по вере христианской, мы с величайшим добром и слезами на глазах должны молиться о спасении погибающих. Но говорить: «Да так им и надо, быдлу!» — это не христианский взгляд на ближних, не православный. В нас, пышущих праведным гневом, новый человек куда-то уходит в глубину, а на поверхности оказывается человек ветхий… вот тот, который кричал Богу: «Да будет трапеза их пред ними в сеть… и ярость гнева Твоего да постигнет их… да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живый…»
Но это поправимо. Дай Бог, чтобы и мы, вслед за псалмопевцем, сказали смиренно: «Избави мя, яко нищ и убог есмь аз, и сердце моё смятеся внутрь мене…»
О чём надлежит помнить? Жизнь на земле жестока. Увы! Жестокость порождает в душе жестокость. Не устояв, впав в «праведный гнев», мы отравим себе душу злом. И выльем это зло на ближнего. Мы отравляем ядом зла сердце противника. И это наш грех! Не уберегли себя и толкнули в бездну тех, с кем нас свёл Господь. Слишком страшно, всю жизнь яростно воюя за Божью правду, прийти в ад, потому что на нашу озлобленную душу даже нам самим в конце концов станет страшно смотреть.
Псалтирь лечит. Читая чужие излияния яростных слёз, мы проходим эту беду и выбираемся на свет Божий. Пожар обошёл нас стороной, не тронув по-настоящему душу. Мы пережили своё огорчение на чужих чувствах и в чужих словах… и через них же обрели покой: «Твой есмь аз, спаси мя…» Вот потому так ценна Псалтирь. Это лекарство, которое лечит и очищает душу. И когда нам страшно читать: разобью младенцев о камень, — это слава Богу, что страшно. Но пора призадуматься: а не похож ли и я в своих чувствах? И вот к чему мы приходим? А к тому, что говорил нам батюшка, а мы не поверили: речь не о младенцах, а о зачатках греха, которые мы должны разбить о камень и не дать им гнездиться в нашей душе. То есть, читая псалмы, мы прошли весь круг: мы восприняли слова буквально, ужаснулись, стали искать в своей душе подобные злые настроения, ужаснулись им тоже и постарались их искоренить. И вышли на то, о чём нам говорили: искорени грехи в зачатке! Почему же не восприняли слова священника сразу? Это трудно. Но потом приходит понимание, что подобные объяснения псалмов не взяты с потолка! Они имеют под собою чужой опыт. И в следующий раз надлежит не отметать слова священника, а призадуматься над ними. Вы всё равно рано или поздно выйдете на этот опыт чужих обобщений: вы станете под воздействием святой книги искать в себе зло и будете его искоренять, и просить у Бога прощения, и умиротворитесь. Грех убит в зачатке. Вы ни на кого ещё не выплеснули его. Почувствовав бурю внутри души – уединились с книгой… и спасли себя и ближних от бесовской брани.
Каков бы ни был ход ваших размышлений, вы придёте к одному выводу: Псалтирь спасает! И слава Богу, что у нас есть эта дивная книга, по которой мы можем отслеживать все движения и порывы души и вовремя исправить своё сердце!
Просматривая иконы царя Давида, я нашёл в интернете два очень контрастных изображения. На одном – певец поёт, и вы видите всю мятежную его душу, пережившую много горя: здесь и враги, и воспоминания о собственных бедах, и ангелы… А другая – мирная пастораль. В душе – тишина и Божья благость. Полагаю, что в этих двух, столь разных по характеру иконах, вся наша жизнь, весь путь человеческий: через бурю и борьбу – к тишине, покою, умиротворению.

Похожие публикации