Задачи и предмет изучения общего землеведения. Землеведение

Мильков Ф.Н. Общее землеведение: Учеб. для студ. географ. спец. вузов. - M.: Высш. шк., 1990. - 335 c.
ISBN 5-06-000639-5
Скачать (прямая ссылка): obsh_zemleveden.pdf Предыдущая 1 2 > .. >> Следующая
Общее землеведение принадлежит к числу фундаментальных географических наук. Его нельзя рассматривать как введение в физическую географию.
По существу, это методологическое вступление в мир географии в целом. Учение о географической оболочке - та призма, которая помогает определить географическую принадлежность изучаемых предметов, процессов и целых научных дисциплин. Например, земная кора, если изучать только ее физические свойства, представляет собой предмет геофизики; земная кора с точки зрения ее состава, строения и развития изучается геологией; и та же земная кора как структурная часть географической оболочки исследуется географией, точнее, общим землеведением. To же самое относится к атмосфере, изучением которой занимается геофизическая наука метео-
1 Гагарин Ю. Вижу Землю. M., 1971. С. 56.
5

рология. Однако ее нижние слои (тропосфера), входящие в географическую оболочку, служат носителями климата и изучаются одной из отраслевых географических дисциплин - климатологией. Принципы и методы изучения географической оболочки как целостной динамической системы являются сквозными для всех других физико-географических наук - страноведческих и отраслевых. Системный же подход с анализом взаимосвязей между структурными частями объекта, широко используемый при установлении закономерностей общего землеведения, сохраняет свое значение во всех подразделениях не только физической, но и экономической географии.
Современная география, подобно биологии, химии, физике и другим фундаментальным наукам, представляет сложную систему обособившихся в разное время научных дисциплин. Какое же место занимает общее землеведение в системной классификации географических наук? Отвечая на этот вопрос, сделаем одно пояснение. У каждой науки различаются объект изучения и предмет изучения. При этом предмет изучения науки становится объектом изучения целой системы наук на более низкой классификационной ступени. Таких классификационных ступеней - таксонов - четыре: цикл, семейство, род, вид (рис. 1).
Вместе с географией в цикл наук о Земле входят биология, гео-югия, геофизика, геохимия. У всех этих наук один объект изучения- Земля, но каждая из них имеет свой предмет изучения. У биологии это органическая жизнь, у геохимии - химический состав Земли, у геологии - ее недра, а у географии - земная поверхность как неразрывный комплекс естественного и социального происхождения. На уровне цикла мы видим предметную сущность единства географии, о чем давно уже писал В. А. Анучин (1960). Географию обособляет в цикле наук о Земле не один предмет изучения, но и основной метод - описательный. Старейший и общий для всех географических наук описательный метод продолжает усложняться и совершенствоваться вместе с развитием науки. В самом названии география (от греч. ge-Земля и grapho - пишу), заключен и предмет и основной метод исследования этой науки.
География на уровне цикла - это нерасчлененная география, родоначальница всех других географических наук. Она изучает наиболее общие закономерности и нерасчлененной называется потому, что ее выводы одинаково распространяются на все последующие подразделения географической науки.
Семейство географических наук образуют физическая и экономическая география, страноведение, картография, история и методология географической науки. Все они имеют один объект изучения - земную поверхность, предметы же изучения -разные. Предметом изучения физической географии служит географическая оболочка Земли, экономической географии - хозяйство и население в форме территориальных социально-экономических систем. Науки
6

[,Ландшафтная] сфера
Ландшафтное страноведение Общее ландшафт оведение Морфология ландшафтов Картирование ландшафтов Геофизика ландшафта Геохимия I ландшафта 1 Биофизика ландшафта
Вид ландшафтоведч еоких наук
Рис. 1. Место общего землеведения в системной классификации географических
наук
7

географического семейства в той или иной мере связаны с науками других семейств цикла наук о Земле. Физическая география немыслима без знания основ геологии, биологии, геофизики. Особенно далекие «внецикловые» взаимосвязи свойственны экономической географии - общественной науке, опирающейся во многом на законы политической экономии. И все же теснее всего она связана с физической географией, своей «соседкой» по семейству наук. Приходится сожалеть, что в недалеком прошлом было затрачено много усилий не на поиски системных взаимосвязей физической географии с экономической, а на их различия, даже противопоставление, что вело к разрыву этих близких наук.
Наиболее полное выражение синтез физической географии с экономической находит в страноведении. На уровне семейства оно имеет общегеографический - триединый (природа, население, хозяйство) - характер. Одни из лучших страноведческих монографий этого типа - «Киргизия» (1946) С. Н. Рязанцева, «Центральная Европа» Э. Мартонна (1938), «Северная Америка» А. Боли (1948), «Индия и Пакистан» О. Спейта (1957).
В семействе географических наук особое место занимает история и методология географической науки. Это не традиционная история географических открытий, а история географических идей (разумеется, на фоне расширявшихся географических открытий), история становления современных методологических основ географической науки. Первый опыт создания лекционного курса по истории и методологии географической науки принадлежит Ю. Г. Ca-ушкину (1976).

1. Понятие о географической оболочке. Важнейшие интегральные свойства и закономерности географической оболочки

Общее землеведение изучает строение, развитие и пространственное расчленение географической оболочки.

Географическая оболочка - сложное комплексное образование, состоящее из ряда компонентных оболочек (литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы), между которыми происходит обмен веществом и энергией, объединяющий эти разнокачественные оболочки в новое целостное единство, в особую планетарную систему. Следствием этого взаимодействия являются разнообразные формы рельефа, осадочные породы и почвы, возникновение и развитие живых организмов, в т. ч. человека.

Важнейшими интегральными свойствами географической оболочки являются:

  • 1. Способность аккумулировать и трансформировать солнечную энергию.
  • 2. Насыщенность различными видами свободной энергии, обеспечивающими многообразие протекающих в ее пределах природных процессов.
  • 3. Способность продуцировать биомассу и служить природной средой для существования и развития человеческого общества.

Частными свойствами географической оболочки являются:

  • -пребывание вещества в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном;
  • -присутствие всех химических элементов, существующих на планете Земля;
  • -разнообразие форм движения вещества;
  • -усвоение и преобразование материи и энергии, поступающих как из внутренних частей планеты Земля, так и из Космоса, преимущественно от Солнца;
  • -наличие феномена жизни - живых организмов и их колоссальной энергии;
  • -наличие условий, делающих возможным существования человека и развитие общества.

Географическая оболочка характеризуется также определенными законами и закономерностями.

В философии и географии принято четко различать понятия «закон» и «закономерность». Закон - это устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Закономерность - совокупность законов. В географии мы имеем дело преимущественно с закономерностями, имеющими системную обусловленность.

Основными закономерностями географической оболочки являются: целостность, ритмичность, круговорот веществ и широтная зональность (высотная поясность), развитие (нарастание сложности структуры).

Остановимся на развитии географической оболочки более подробно. С философской точки зрения, развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава и структуры. Различают следующие две формы развития: 1) эволюционное развитие (постепенность) и 2) революционное развитие (скачок). Выделяют также две линии развития: а) прогрессивное (восходящее) развитие и б) регрессивное (нисходящее) развитие.

История развития географической оболочки насчитывает несколько миллиардов лет. Возраст планеты Земля определяется величиной в 4,5 - 5 млрд. лет.

Отмеченные свойства и закономерности географической оболочки характеризуют ее как самостоятельную целостную систему, свойства которой не сводятся к сумме свойств ее частей. Однако целостность этой системы отнюдь не означает ее внутреннего однообразия.

земной рельеф циркуляция галактика

2. Вертикальная и горизонтальная дифференциация географической оболочки

Географическая оболочка характеризуется чрезвычайно сложной структурой, являясь неоднородной как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении.

В вертикальном направлении географическая оболочка распадается на ряд компонентных (частных) оболочек, в каждой из которых преобладает вещество в определенном агрегатном состоянии или форме ее организации. Эта дифференциация вещества произошла в процессе развития Земли как одной из планет Солнечной системы. Вещество частных оболочек формирует различные компоненты природы: рельеф с образующими его горными породами, почвы с корой выветривания, сообщества растений и животных (биоценозы), водные и воздушные массы и т.д.

Горизонтальная неоднородность географической оболочки обусловлена прежде всего территориальной дифференциацией энергии, связанной с формой и происхождением планеты Земля: различным количеством лучистой энергии, поступающей из Мирового пространства, и внутренней энергии Земли, получаемым тем или иным участком оболочки. Она образовалась в процессе длительного развития географической оболочки и выражается в существовании природных территориальных и природных аквальных комплексов (соответственно - ПТК и ПАК) - исторически обусловленных и территориально ограниченных закономерных сочетаний взаимосвязанных компонентов природы. Эти комплексы и являются основным объектом комплексных физико-географических исследований.

Как вертикальная, так и горизонтальная неоднородность географической оболочки возникли в процессе ее формирования и развития. Однако вертикальная неоднородность обусловлена исключительно дифференциацией вещества, а горизонтальная - связана главным образом с пространственной дифференциацией энергии. Так как подавляющая часть энергии поступает в географическую оболочку извне и подвержена значительным изменениям в пространстве и во времени, горизонтальная дифференциация менее устойчива, более динамична и постоянно усложняется в процессе эволюции географической оболочки. В результате длительного развития в пределах географической оболочки сформировалось большое количество ПТК разной величины и различной степени сложности, как бы вложенных друг в друга и представляющих собой систему соподчиненных единиц, т.е. определенную иерархическую лестницу, так называемую единую таксономическую систему.

3. Единая таксономическая система природных комплексов

В единой иерархической системе таксономических единиц намечаются три уровня организации ПТК: планетарный (глобальный), региональный и топологический (локальный), обусловленные разными закономерностями дифференциации географической оболочки на каждом из этих уровней.

Топологические (локальные) природные комплексы. Каждый более мелкий комплекс возникает и обособляется в процессе развития вмещающего его более крупного ПТК. Поэтому, чем мельче комплекс, тем он моложе, тем проще устроен и тем более динамичен.

Простейшим, элементарным ПТК является фация. Основным диагностическим признаком фации служит пространственная однородность слагающих ее компонентов. Фация обладает в своих пределах одинаковой литологией слагающих пород, однообразным рельефом, получает одинаковое количество тепла и влаги на всем своем протяжении. Это обусловливает на всем ее пространстве господство однообразного микроклимата, а следовательно, и формирование одного коренного биоценоза. На местности фации обычно занимают часть формы микрорельефа. Примерами фаций могут служить: вершина песчаного вала на речной террасе с бором-беломошником на среднеподзолистых песчаных почвах; верхняя часть склона моренного холма северной экспозиции с ельником-зеленомошником на среднеподзолистых среднесуглинистых почвах; наклонная поверхность междуречья, сложенная покровными с дерново-слабоподзолистыми среднесуглинистыми почвами и т.д.

Обычно фации закономерно сменяют друг друга по профилю рельефа. Сочетание фаций, приуроченных к одному элементу рельефа, характеризуется некоторыми общими признаками: определенным единством и направленностью современных процессов (гравитационных, поверхностного стока, оподзоливания и т.д.), сходным гидрологическим режимом, сходством в отношении поступающей солнечной энергии и т.д. Это позволяет группировки фаций, объединенных общностью местоположения на каком-либо элементе формы мезорельефа, выделить в качестве самостоятельного, более сложного ПТК - подурочища. Примерами подурочищ могут служить группировки фаций, расположенных на склоне оврага, холма или балки, на вершинной поверхности холма или на днище балки, на поверхности поймы или надпойменной террасы и т.д.

Более сложным ПТК является урочище, представляющее собой определенную систему генетически, динамически и территориально взаимосвязанных фаций и подурочищ. Как правило, урочища бывают четко обособлены в пространстве; каждое из них обычно целиком занимает всю форму мезорельефа. В связи с тем, что каждая форма мезорельефа служит причиной обособления занимающего ее ПТК от соседнего, в равнинных условиях каждый овраг, холм, западина, пойма, речная или озерная терраса - это не только геоморфологические образования, но обязательно и отдельные ПТК, чаще всего урочища. Урочища могут быть 1) простыми, состоящими из одних лишь фаций, и 2) сложными, в которых хотя бы один элемент рельефа занят подурочищем. Характерные сочетания закономерно повторяющихся урочищ образуют более крупные ПТК - ландшафты.

Ландшафт - это генетически однородный природный территориальный комплекс, имеющий одинаковый геологический фундамент, один тип рельефа, одинаковый климат и состоящий из свойственного только данному ландшафту набора динамически сопряженных и закономерно повторяющихся в пространстве основных и второстепенных урочищ. Основным диагностическим признаком ландшафта является его морфологическая структура, т.е. набор и пространственное размещение слагающих его более мелких ПТК (морфологических единиц). Морфологическая структура ландшафта раскрывается через различные морфологические единицы.

Представляя собой систему взаимосвязанных сравнительно простых ПТК, ландшафт в то же время сам является составной частью более сложных ПТК и в конечном счете - частью географической оболочки.

Ландшафт, с одной стороны, венчает ряд ПТК топологического уровня, с другой - ландшафтом начинается ряд единиц регионального уровня.

Таким образом, в единой иерархической системе таксономических единиц вычленяются следующие три уровня организации ПТК: планетарный (глобальный), региональный и топологический (локальный).

Транскрипт

1 1 Министерство образования Республики Беларусь Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь А.И.Жук Регистрационный ТД- /тип. ОСНОВЫ ОБЩЕГО ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: Биология; Биология. Дополнительная специальность; Биология. Валеалогия СОГЛАСОВАНО Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию П.Д. Кухарчик СОГЛАСОВАНО Начальник Управления высшего и среднего специального образования Ю.И. Миксюк Первый проректор Государственного учреждения образования Республиканский институт высшей школы И.В.Казакова Эксперт-нормоконтролер Минск 2008

2 2 СОСТАВИТЕЛИ: О.Ю.Панасюк, доцент кафедры физической географии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат географических наук, доцент; А.В.Таранчук, доцент кафедры физической географии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат географических наук, доцент РЕЦЕНЗЕНТЫ: Кафедра общего землеведения Белорусского государственного университета; В.С.Хомич, заместитель директора по научной работе государственного научного учреждения Институт проблем использования природных ресурсов и экологии Национальной академии наук Беларуси, доктор географических наук, доцент РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ: Кафедрой физической географии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол 12 от 2 апреля 2008 г.); Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол 3 от 24 апреля 2008 г.); Научно-методическим советом по естественнонаучному образованию Научно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию (протокол 4 от 19 мая 2008 г.) Ответственный за выпуск: Н.Л.Стреха

3 3 Пояснительная записка В системе педагогического образования курс «Основы общего землеведения» является своеобразным связующим звеном между природоведческими знаниями, навыками и представлениями, полученными в школе, и глобальным естествознанием. Ускоренное развитие научной мысли и наличие нового фактического материала требуют внедрения их в сферу обучения для совершенствования её содержательной части и подготовки специалистов на современном уровне. Новые данные, полученные во всех отраслях человеческих знаний, появление и активная разработка идеи устойчивого развития общества, коэволюции (сотворчества) человека и природы привели к необходимости отразить эти моменты в процессе рассмотрения вопросов возникновения и развития нашей планеты, существования и изменения на ней жизни. Программа по дисциплине «Основы общего землеведения» разработана в соответствии с образовательным стандартом «Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень» для специальностей Биология; Биология. Дополнительная специальность, Биология. Валеология. Целью изучения дисциплины «Основы общего землеведения» является изучение общих закономерностей строения, функционирования и развития географической оболочки в единстве и взаимодействии с окружающим пространством на разных уровнях его организации (от Вселенной до атома), установление путей создания и существования современных природных (природно-антропогенных) ситуаций и тенденций их возможного преобразования в будущем. Задачи дисциплины: изучение состава географической оболочки (её геосфер и компонентов); изучение структуры географической оболочки характера связей между компонентами геосфер, и процессов, обеспечивающих эти связи; выяснение причин и способов образования структуры географической оболочки; выявление закономерностей развития географической оболочки (её компонентов и всей в целом); выявление пространственных закономерностей формирования структуры географической оболочки (её компонентов и всей в целом); формирование знаний о строении, происхождении и современной динамике процессов, происходящих в атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере; изучение географической номенклатуры «Основы общего землеведения» является интегрированной дисциплиной, включающей знания по частным дисциплинам, таким как астрономия, геология, климатология, гидрология, геоморфология, почвоведение. При отборе материала в первую очередь учитывалась необходимость обеспечить наиболее полное раскрытие предмета изучения и задач данной

4 4 дисциплины. Основными методами (технологиями) обучения дисциплины являются проблемное обучение, коммуникативные и игровые технологии. Данная дисциплина логично связана с другими дисциплинами учебного плана по специальностям Биология; Биология. Дополнительная специальность. К числу дисциплин, изучение которых студентами необходимо для успешного изучения «Основ общего землеведения» относятся специальные дисциплины «Основы современного естествознания», «Ботаника», «Зоология». Сам курс является базовым для других дисциплин природоведческого профиля: «Эволюционное учение», «Основы сельского хозяйства», «Биогеография», «Зоология», «Ботаника». В соответствии с требованиями образовательного стандарта в результате изучения дисциплины «Основы общего землеведения» выпускник должен: знать: общие черты Вселенной и её эволюции, особенности строения и происхождения Солнечной системы и планеты Земля, космическое воздействие на Землю; общие особенности Земли как планеты, закономерности её внутреннего строения, происхождения, движения, свойства Земли и их географические следствия; структуру географической оболочки, состав и свойства ее основных частей; общие географические закономерности развития и функционирования географической оболочки; экологические проблемы, возникающие в географической оболочке; минимум географических названий, понятий и терминов; уметь: применять знания об основных понятиях, концепциях, теориях, закономерностях в отношении к конкретным объектам; объяснять основные природные явления, происходящие в сферах географической оболочки; объяснять взаимосвязи между компонентами географической оболочки и процессами, происходящими в ней; формулировать основные географические закономерности и определять границы их проявления; анализировать тематические карты, графики, диаграммы; составлять по различным источникам (учебным пособиям, тематическим картам, атласам) климатические, гидрологические и другие природные характеристики территорий; пользоваться литературными и другими источниками географической информации, иметь навыки их реферирования. Всего на изучение дисциплины «Основы общего землеведения» максимально отводится 162 часа, из них 68 аудиторных (36 лекции, 24 лабораторные занятия, 8 семинарские занятия).

5 Наименование разделов 1. Введение. Место курса «Основы общего землеведения» в системе наук о Земле 5 Примерный тематический план Количество аудиторных часов Всего 2 2 в том числе лекций лабораторных занятий семинарских занятий 2. Земля во Вселенной План и карта Внутреннее строение и состав Земли. Литосфера Рельеф Земли Атмосфера Гидросфера Биосфера Географическая оболочка Географическая среда и человеческое общество Итого:

6 6 Содержание учебного материала Раздел 1. Введение. Место курса «Основы общего землеведения» в системе наук о Земле Предмет и задачи курса «Основы общего землеведения». Земля и Вселенная. Современные представления о строении Вселенной. Галактика «Млечный путь» и место в ней Солнечной системы. Влияние дальнего Космоса на процессы, происходящие на Земле. Строение Солнечной системы. Влияние тел Солнечной системы на географическую оболочку Земли. Луна, как спутник Земли и ее характеристика. Гипотезы о происхождении Солнечной системы. Раздел 2. Земля во Вселенной Общая характеристика Земли как планеты. Форма Земли и ее географические следствия. Вращение Земли вокруг оси и его следствия. Вращение Земли вокруг Солнца. Смена пор года. Раздел 3. План и карта План и карта, отличия между ними. Градусная сеть и географические координаты. Масштаб, его виды. Условные знаки карты. Способы отображения рельефа. Глазомерная съёмка местности. Способы ориентирования на местности. Раздел 4. Внутреннее строение и состав Земли. Литосфера Оболочечное строение Земли. Земная кора, мантия, ядро, их физические свойства и химический состав. Типы земной коры. Образование, миграция и дифференциация вещества. Минералы и горные породы, их происхождение и классификация. Литосфера составная часть географической оболочки. Современные представления о литосфере. Геохронология. Основные эпохи горообразования в истории Земли. Теория новейшей глобальной тектоники литосферных плит (неомобилизма). Раздел 5. Рельеф Земли Энергетические источники и процессы рельефообразования. Эндогенные процессы, их роль в деформации земной коры (тектонические движения, землетрясения, вулканизм). Рельефообразующая роль тектонических движений земной коры: складкообразовательные, разрывные, колебательные движения и их проявление в рельефе. Основные типы морфоструктуры Земли. Платформы, их строение, географическое распространение. Геосинклинали, их строение, эволюция. Географическое распространение горных систем разного возраста. Эпигеосинклинальные и возрожденные горы. Равнины. Генетические типы равнин. Географическое распространение крупнейших равнин. Современные тектонические проявления. Вулканизм, землетрясения. Географическое распространение и причины. Экзогенные процессы: выветривание - физическое, химическое, органогенное, денудация и аккумуляция. Проявление в литосфере экзогенных процессов. Морфоскульптура. Деятельность текучих вод. Формы

7 7 флювиального рельефа, созданные временными и постоянными водотоками. Карстовый и суффозионные рельеф, условия его образования и формы. Рельефообразующая деятельность ледников. Области современного развития гляциальных рельефообразующих процессов. Формы высокогорного рельефа, созданные ледником. Рельеф областей плейстоценового оледенения. Криогенные процессы, условия их проявления и формы рельефа в областях многолетней мерзлоты. Геоморфологические процессы, связанные с деятельностью ветра (дефляция, корразия, транспортировка, аккумуляция). Условия способствующие развитию эоловых форм рельефа. Формы рельефа характерные для аридных областей. Береговые процессы и рельеф морских побережий. Географические закономерности распространения экзогенного рельефа. Рельеф дна Мирового Океана. Антропогенный и биогенный рельеф. Раздел 6. Атмосфера Атмосфера. Состав и строение. Солнечная радиация, радиационный баланс. Температура воздуха, её суточный и годовой ход. Влажность воздуха. Осадки. Давление атмосферы и его измерение. Особенности распределения атмосферного давления. Ветер, скорость и направление ветра. Общая циркуляция атмосферы. Ветры местной и общей циркуляции. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погода и климат. Погода, её типы. Прогноз погоды. Климат, факторы климатообразования. Изменение климата под влиянием техногенных факторов. Охрана атмосферы. Раздел 7. Гидросфера Понятие о гидросфере как одной из оболочек Земли. Важнейшие свойства природной воды. Происхождение воды на Земле. Круговорот воды в природе и его роль в географической оболочке. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Физико-химические свойства морской воды: солёность, прозрачность, температура, плотность. Морские течения и их классификация. Географическое значение морских течений. Жизнь в Мировом океане. Биологические и минеральные ре6сурсы океана. Охрана морских вод. Подземные воды и их классификация по происхождению, условиям залегания, температуре, минерализации. Источники. Роль подземных вод в природе и хозяйственной деятельности. Охрана подземных вод. Реки. Водное питание рек и водный режим. Скорости течения, сток и расход воды в реках. Формирование продольного и поперечного профиля речной долины. Охрана рек. Озёра, классификация озёр по происхождению водной массы, озёрных котловин, минерализации. Водный и температурный режим озёр. Эволюция озёр. Значение озёр в природе и их охрана.

8 8 Водохранилища, пруды и их роль. Болота, особенности их образования. Типы болот, их распространение. Роль болот в географической оболочке. Охрана. Раздел 8. Биосфера Понятие о биосфере, ее состав, строение, границы. Учение В.И. Вернадского о биосфере, ее эволюции, ноосфере. Роль живого вещества в атмосфере, гидросфере, литосфере, педосфере (почвенная сфера). Формирование почвенного покрова в разных природных зонах. Биологический круговорот вещества и энергии в биосфере. Роль организмов в круговороте основных элементов в биосфере. Жизненные сообщества организмов. Систематика живых организмов. Видовое многообразие растений и животных. Распространение живых организмов на суше и в океане. Характеристика биоценоза. Биогеоценоз. Биологическая продуктивность и биомасса. Пищевые (трофические) цепи живых организмов. Экологнческие пирамиды. Раздел 9. Географическая оболочка Представление о возникновении географической оболочки, ее границах. Основные этапы развития географической оболочки (добиогенный, биогенный, антропогенный, ноосферный). Общие закономерности географической оболочки: круговороты вещества и энергии, единство и целостность, ритмичность, зональность, азональность. Секториальность (секторность). Вертикальная поясность. Географические пояса и природные зоны. Дифференциация географической оболочки по зональным и азональным признакам. Общая и компонентная зональность. Природные комплексы. Значение системного подхода при изучении природных комплексов. Понятие о ландшафтах, как основных природно-территориальных комплексах. Динамика ландшафтов. Антропогенные и культурные ландшафты. Раздел 10. Географическая среда и человеческое общество Географическая среда и ее роль в развитии общества. История взаимодействия человека и природы. Расширение и углубление процесса техногенеза в эпохи научно-технического прогресса и его последствия в географической оболочке. Глобальные изменения в географической оболочке, вызванные естественными (внутренними и внешними) и искусственными (антропогенными) факторами. Негативные антропогенные изменения природной среды (опустынивание, изменение ландшафтов суши, нефтяное загрязнение океана, исчерпание минерального сырья, парниковый эффект, разрушение озонового слоя, проблема кислотных осадков, модели изменения климата, Чернобыльская авария и др.). Глобальные проблемы регионального масштаба (появление новых болезней, разрушение коралловых рифов, появление чуждых биологических видов, разрушение многолетней мерзлоты, таяние наземных ледников и др.). Мониторинг окружающей среды. Проблемы сохранения биологического разнообразия.

9 Основная 9 Список основной и дополнительной литературы 1. Бобков А.А., Селиверстов Ю.П. Землеведение. М., Боков В.А., Селиверстов Ю.П., Черванев И.Г. Общее землеведение. СПб., Кудло К. К. Землязнаўства і краязнаўства, Мн., Лісоўскі Л. А. Землязнаўства і краязнаўства. Мазыр, Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение. М Мильков Ф.Н. Общее землеведение. М., Неклюкова Н.П. Общее землеведение. М.,1974, Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Землеведение и краеведение. Мн., Савцова Т.М. Общее землеведение. М., Шубаев Л.П. Общее землеведение. М., Дополнительная 1. Богословский Б.Б. Озероведение. М., Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. М., Долгушин Л.Д., Осипова Г.Б. Ледники. М., Донской Н.П. Основы экологии и экономика природопользования. Мн., Завельский Ф.С. Время и его измерение. М., Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М., Казначеев В.П. Проблемы экологии города и экологии человека. М., Калесник С.В. Общие географические закономерности Земли. М., Кац Н.Я. Болота земного шара. М., Леонтьев О.К., Рычагов Г.И. Общая геоморфология. М., Маврищев В.В. Основы экологии. М., Марцинкевич Г.И., Клицунова Н.К. и др. Ландшафты Белоруссии. Мн., Никонова М.А.Землеведение и краеведение. М., Панасюк О.Ю., Е.В.Ефременко, Вагнер Н.М. Вопросы и задания по изучению географической номенклатуры карты в курсе «Общее землеведение». Мн., Панасюк О.Ю., Н.М.Вагнер. Рельеф земной поверхности. Формы рельефа, созданные эндогенными процессами. Мн., Погосян Х.П. Общая циркуляция атмосферы. Л., Погосян Х.П., Туркетти З.А. Атмосфера Земли. М., Сладкопевцев С.А. Землеведение и природопользование. М., Степанов В.Н. Мировой океан. М., 1974.

10 Степанов В.Н. Планетарные процессы и изменения природы Земли. М., Чилидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. М., Шубаев Л. П. Воды суши. М., Якушко О.Ф. Основы геоморфологии. Мн., 1997.


География 6 класс Содержание раздела (темы) Планируемые результаты изучения раздела (темы) Раздел «Географическое познание нашей планеты» Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни

2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: -называть методы изучения Земли; -называть основные результаты выдающихся географических

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «География», входящего в перечень вступительных испытаний по основной образовательной программе высшего образования. Программа составлена

Рабочая программа по географии 6 класс. Пояснение Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе: Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого 17.12.2010г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Дунаевская основная общеобразовательная школа. Согласовано на заседании МО Учителей-предметников Протокол от «Утверждаю» Приказ от Рабочая программа предмета

География. (10 класс, 68 часов) Пояснительная записка Рабочая программа создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. На изучение географии в

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «География» составлена для учащихся 6 класса на основании следующих нормативно правовых документов: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской

Содержание образования по географии в 6 9 классах Изучение географии направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы,

Рабочая программа по географии составлена на основе: Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в последней редакции), Федерального государственного образовательного стандарта основного

Урока Количество часов Календарно-тематическое планирование в 6 классе Тема Дата проведения Характеристика основных видов деятельности обучающихся ТСО, ИКТ, наглядность По кален Факт дарю Введение (1 час)

СОДЕРЖАНИЕ 1. Дополнения и изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы 2. Цели и задачи освоения дисциплины «Гидрология» 3. Место дисциплины «Гидрология» в структуре основной

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ 1. Стандарт общего образования по географии для поступающих в вузы. 2. Основание: подготовка предэкзаменационных материалов. 3. Цели: Изучение географии на

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях,

Короновский Н.В. Геология: Учебник для эколог. специальностей вузов / Н.В.Короновский, Н.А.Ясаманов. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 448 с. В книге рассмотрены форма, строение

Тестовые задания для проведения вступительных испытаний по географии разработаны на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по

Развитие географических знаний о Земле. Введение. Что изучает география. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

1 Название раздела, темы урока Срок Вид урока Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки учащихся Практические работы Формы контроля Домашнее задание 2 1 География как наука.

Практические работы по географии в 6 классе Наименование видов работы 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть (количество) (количество) (количество) (количество) Практические работы 2 2 3 1 Пояснительная

Тестовая работа по теме: «Биосфера. Географическая оболочка» Базовый уровень 1. Оболочка жизни 1) географическая оболочка 2) биосфера 3) литосфера 4) гидросфера 5) атмосфера 2. Первым (нижним) высотным

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 163 Центрального района Санкт-Петербурга РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ГЕОГРАФИЯ» для 6 классов (базовый уровень) всего 35

Аннотация по географии 6 класс. Рабочая программа составлена в соответствии со ст. 12 «Образовательные программы» и ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»

Приказ от «29» августа 206 г.. 43 Рабочая программа География 6 класс на 206 207 учебный год Козлов А.Е. Первая квалификационная категория г. Скопин, 206г. Предметным результатом изучения курса «География»

ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ для поступающих в Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова в 2014 году Пояснительная записка Содержание вступительных испытаний определяется на основе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии 6 класс Кудинова Татьяна Михайловна, учитель географии и химии, I ая квалификационная категория 2016 год Пояснительная записка Рабочая программа по географии разработана

Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта общего образования; Фундаментального ядра содержания общего

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ» ФАКУЛЬТЕТ БИОТЕХНОЛОГИИ КАФЕДРА БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА вступительных

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (ВятГУ) УТВЕРЖДАЮ Председатель

Наименование видов работы 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть (количество) (количество) (количество) (количество) 2. Календарно-тематическое планирование урока Тема 1 Введение. Что изучает география.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9» города Абакана Республики Хакасия "Рассмотрено" "Рекомендована" "Утверждаю" на заседании ШМО к реализации педагогическим

Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12г. 273-ФЗ; федеральным государственным образовательным стандартом

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 10» РАССМОТРЕНО: ПРИНЯТО: Приложение к приказу На заседании МС на педагогическом совете МБОУ «Школа 10» От «23»

Аннотация рабочих программ по географии (6-9 классы) Составители: Мастаченко Н.Ф. Рабочие программы по географии для 6-9-х классов разработаны на основе Федерального компонента государственного стандарта

Рабочая программа по географии для обучающихся 6 общеобразовательного класса на 2015/2016 учебный год Учитель: Лебедева Л.В. Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 22 г. Орла РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя высшей квалификационной категории Шишковой Марины Альбертовны ПО ГЕОГРАФИИ 6 класс (базовый уровень) 2014-2015

6 класс География. Природа и люди. (35 ч; 1 ч в неделю; 4 ч резервное время) Пояснительная записка. Данная рабочая программа базового уровня по географии на 2016-2017 учебный год предназначена для учащихся

Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова ПРОГРАММА вступительного испытания по ГЕОГРАФИИ Архангельск 2011 Экзамен по географии проводится в письменном виде. На экзамене по географии,

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» Педагогический институт имени В.Г. Белинского ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ Пенза,

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 6» г.о. ТРОИЦК «Утверждаю» «Утверждаю» Согласовано РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС УЧИТЕЛЯ БУСЛЕНКО ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ 204 205 УЧЕБНЫЙ ГОД Пояснительная записка

Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка МБОУ «СОШ 41» Утверждаю Директор МБОУ «СОШ 41» Фиц С.Н. Приказ 265 от 31.08. 2016г. Рекомендовано к работе Педагогическим советом школы Протокол

Приказ от «29» августа 2016 г.. 143 Рабочая программа География 5 класс на 2016 2017 учебный год г. Скопин, 2016г. Исмаилова М.Н. Первая квалификационная категория Пояснительная записка Основное содержание

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛАМБАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Заринского района Алтайского края РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ПО ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание Сокращения... 16 Аббревиатуры... 17 Введение... 19 Часть I. Физическая география... 20 Раздел 1. Общие сведения о Земле... 20 1.1. Земля одна из планет Солнечной системы... 20 1.2. Формирование

Содержание: Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета в учебном плане Содержание тем учебного предмета Календарное тематическое планирование Список литературы

1 I. Рабочая программа утверждена на заседании ПЦК: Протокол от 0 г. Зав. ПЦК Шилакина Н.А. (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании ПЦК: Протокол от 0 г. Зав. ПЦК (подпись)

УДК 551.1.14 ББК 26.0073 К49 Рецензенты: кафедра «Технологии и инженерные средства защиты окружающей среды» ГОУВПО «Пензенская государственная технологическая академия»; доктор биологических наук, профессор,

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 50 Рассмотрена на педагогическом совете Протокол 1 от 29.08.2016 «Утверждаю» В. И. Гулидова

Рассмотрено на заседании м/к протокол 5 от «J 4» / Л 20^ председатель м/к г. «Школа УТВЕРЖДАЮ: Директор АНО СПО сического танца» JI. А. Ледях Автономная некоммерческая организация среднего профессионального

Программа ФГОС география 5 класс Пояснительная записка Рабочая программа по географии в 5 классе составлена на основе программы: 5-9 классы авторы-составители: А.А. Летягин, И.В.Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя.-

Календарно-тематическое планирование Физическая география. Материки и океаны. 7 класс Название темы урока Содержание темы Характеристика видов учебной деятельности Дата п/п план факт примечание Раздел

Тематическое планирование уроков географии в 6 классе (68 часов/2 часа в неделю) А.А. Летягин Программа «География. Начальный курс» для общеобразовательных учреждений Москва, «Вентана-Граф», 2010 г. урока

Пояснительная записка 6 класс Данная рабочая программа по географии в6 -х классах составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

Пояснительная записка 1. Статус документа. Рабочая программа составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии, утвержденного Приказом Министерства

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 33 СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По географии Класс 6«Б»,

Краснодарский край Курганиниский район х. Свобода муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 21 муниципальное образование Курганинский район УТВЕРЖДЕНО решение

Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебному предмету «География» в 6 классе КОД Проверяемые умения 1. РАЗДЕЛ «ГИДРОСФЕРА

ПРОГРАММА география 8 класс Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом Примерной программы по географии. В сборнике нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев.-

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Российской Федерации Номер государственной регистрации Л.С.Гребнев 2003г. ЕН /СП/1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СОДЕРЖАНИЕ 1. Дополнения и изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы 2. Цели и задачи освоения дисциплины «Климатология с основами метеорологии» 3. Место дисциплины «Климатология

Рабочая программа Дополнительного образования «Школа будущего абитуриента» (география) 9 класс. Пояснительная записка. Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА 2 гор. Гвардейска муниципального образования «Гвардейский городской округ» 238210, Калининградская область, тел/факс:

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРИ ПОСОЛЬСТВЕ РОССИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ Рассмотрено: председатель МО / / ФИО Протокол 1 от «28» августа 2015 г. Согласовано: зам. директора по УВР /Мигланова О.В./ ФИО

Курс предназначен для желающих получить начальные сведения о том, чем занимается географическая наука в целом.

Землеведение - раздел науки естествознания, в которую входят геология и биология. Изучает наиболее общие закономерности строения и развития географической оболочки Земли, её пространственно-временную организацию, круговорот вещества и энергии и т. д.

Данный термин был введен немецким географом К. Риттером в первой половине XIX века.

Введение, определение предмета

Землеведение - одна из фундаментальных географических наук. Задачей общего землеведения является познание географической оболочки как динамической структуры, ее пространственная дифференциация. Следует понимать, что по сути своей землеведение это прелюдия к «настоящей» географии. Учение о географической оболочке - та призма, которая позволяет определить принадлежность тех или иных предметов и явлений к сфере интересов географии. Так, составные части географической оболочки изучаются отраслевыми науками, в частности земная кора - геологией, однако как составная часть географической оболочки она является предметом изучения землеведения; итак, землеведение - наука о наиболее общих закономерностях географической оболочки. Общее землеведение тесно связано с ландшафтоведением, поскольку предметом изучения ландшафтоведения является ландшафтная сфера Земли - наиболее активная часть географической оболочки, состоящая из природно-территориальных комплексов (ПТК) различного ранга. Объединение идей землеведения и ландшафтоведения возможно при применении регионального подхода, ввиду избранного масштаба (не отдельный ландшафт, но и не вся географическая оболочка) - это нашло отражение в появлении физико-географического страноведения (к примеру, С. Н. Рязанцев «Киргизия» (1946 г.), А. Боли «Северная Америка» (1948 г.) и др.).

Литература по курсу

  1. Бобков В. А., Селиверстов Ю. П., Черванев И. Г. Общее землеведение. С.Петербург, 1998.
  2. Геренчук К. И., Боков В. А., Черванев И. Г. Общее землеведение. М.: Высшая школа, 1984.
  3. Ермолаев М. М. Введение в физическую географию. Л.: Изд. ЛГУ, 1975.
  4. Калесник С. В. Общие географические закономерности Земли. М.: Мысль, 1970.
  5. Калесник С. В. Основы общего землеведения. М.: Учпедгиз, 1955.
  6. Мильков Ф. Н. Общее землеведение. М.: Высшая школа, 1990.
  7. Шубаев Л. П. Общее землеведение. М.: Высшая школа, 1977.

Происхождение Земли и Солнечной системы

Солнечная система

Согласно современным научным представлениям, формирование Солнечной системы началось около 4,6 млрд лет назад с гравитационного коллапса небольшой части гигантского межзвёздного молекулярного облака. Большая часть вещества оказалась в гравитационном центре коллапса с последующим образованием звезды - Солнца. Вещество, не попавшее в центр, сформировало вращающийся вокруг него протопланетный диск, из которого в дальнейшем сформировались планеты, их спутники, астероиды и другие малые тела Солнечной системы.

Земля сформировалась около 4,54 млрд лет назад из протопланетарного диска пыли и газа, оставшегося после формирования Солнца.

Ядро планеты стремительно сжималось. Из-за ядерных реакций и распада радиоактивных элементов в недрах Земли выделялось так много тепла, что образующие её горные породы плавились: более легкие вещества, богатые кремнием отделились в земном ядре от более плотных железа и никеля и образовали первую земную кору. Спустя примерно миллиард лет, когда Земля существенно охладилась, земная кора затвердела и превратилась в прочную внешнюю оболочку нашей планеты, состоящую из твердых горных пород.

Остывая, Земля выбрасывала из своего ядра множество различных газов. В состав первичной атмосферы входили пары воды, метан, аммиак, углекислый газ, водород и инертные газы. В состав вторичной атмосферы - метан, аммиак, углекислый газ и водород. Часть водяных паров из атмосферы конденсировалась при охлаждении, и на Земле начали возникать океаны.

Предположительно 4 млрд лет назад, интенсивные химические реакции привели к возникновению самовоспроизводящихся молекул, и в течение полумиллиарда лет появился первый живой организм - клетка. Развитие фотосинтеза позволило живым организмам напрямую накапливать солнечную энергию. В результате в атмосфере стал накапливаться кислород, а в верхних слоях - формироваться озоновый слой. Слияние мелких клеток с более крупными привело к развитию сложных клеток. Настоящие многоклеточные организмы, состоящие из группы клеток, стали всё больше приспосабливаться к окружающим условиям.

Поверхность планеты постоянно менялась континенты появлялись и разрушались, перемещались, сталкивались и расходились. Последний суперконтинент распался 180 миллионов лет назад.

Общие статистические сведения

Площадь Земли:

  • Поверхность: 510,073 миллионов км²
  • Суша: 148,94 миллионов км²
  • Вода: 361,132 миллионов км²

70,8 % поверхности планеты покрыто водой, и 29,2 % занимает суша.

Строение Земли

Модель Земли в разрезе

Земля имеет слоистое внутреннее строение. Она состоит из твёрдых силикатных оболочек и металлического ядра. Внешняя часть ядра - жидкая, а внутренняя - твёрдая. Геологические слои Земли по глубине от поверхности:

  • Земная кора - это верхний слой Земли. От мантии она отделена границей с резким повышением скоростей сейсмических волн - границей Мохоровичича. Толщина коры колеблется от 6 км под океаном, до 30-50 км на континентах, соответственно, различают два типа коры - континентальная и океаническая. В строении континентальной коры выделяют три геологических слоя: осадочный чехол, гранитный и базальтовый. Океаническая кора сложена преимущественно породами основного состава, плюс осадочный чехол.
  • Мантия - это силикатная оболочка Земли, сложенная преимущественно перидотитами - породами, состоящими из силикатов магния, железа, кальция и т. д. Мантия составляет 67 % всей массы Земли и около 83 % всего объёма Земли. Она простирается от глубин 5 - 70 километров ниже границы с земной корой, до границы с ядром на глубине 2900 км.
  • Ядро - наиболее глубокая часть планеты, находящаяся под мантией Земли и, предположительно, состоящая из железо-никелевого сплава с примесью других сидерофильных элементов. Глубина залегания - 2900 км. Средний радиус сферы - 3,5 тыс. км. Разделяется на твердое внутреннее ядро радиусом около 1300 км и жидкое внешнее ядро радиусом около 2200 км, между которыми иногда выделяется переходная зона. Температура в центре ядра Земли достигает 5000 °C, плотность около 12,5 т/м3,давление до 361 ГПа. Масса ядра - 1,932·10 24 кг.

Географическая оболочка

Географическая оболочка - целостная и непрерывная оболочка Земли, в пределах которой соприкасаются, взаимно друг в друга проникают и взаимодействуют литосфера, гидросфера, нижние слои атмосферы и биосфера или живое вещество. Географическая оболочка включает в себя всю толщу гидросферы, всю биосферу, в атмосфере простирается до слоя озона, в земной коре охватывает область гипергенеза. Наибольшая мощность географической оболочки - около 40 км (ряд ученых за верхнюю границу принимает тропопаузу, за нижнюю - подошву стратисферы. Географическая оболочка отличается от других частей планеты наибольшей сложностью состава и строения, наибольшим разнообразием в степени агрегированности вещества (от свободных элементарных частиц через атомы, ионы до сложнейших соединений) и наибольшим богатством разными видами свободной энергии. На Земле только в географической оболочке есть организмы, почвы, осадочные породы, разные формы рельефа, концентрируется солнечное тепло, существует человеческое общество. Понятие географической оболочки сформулировал А. А. Григорьев. Близкими по значению понятиями являются ландшафтная оболочка (Ю. К. Ефремов), эпигеосфера (А. Г. Исаченко). Следует отметить, что в последнее время ряд ученых выдвигает тезисы о фактическом отсутствии географической оболочки, ее теоретическом характере (ввиду якобы обнаруженного отсутствия поверхности Мохоровичича (анализ данных с Кольской сверхглубокой скважины) и некоторых других свидетельств), однако это мнение не является устоявшимся и представляется не вполне удовлетворительно обоснованным.

Структура географической оболочки - внутренняя организация вещественного состава и энергетических процессов географической оболочки, проявляющаяся в характере взаимосвязей и сочетаний между различными ее компонентами, в первую очередь в соотношении тепла и влаги. Важнейшей структурной чертой географической оболочки в целом является её территориальная географическая дифференциация, подчиненная законам зональности, секторности, высотной поясности.

Составные части географической оболочки:

  • Литосфера - внешняя сфера планеты, включающая земную кору до поверхности Мохоровичича.
  • Гидросфера - прерывистая водная оболочка Земли, располагающаяся между атмосферой и земной корой и представляющая совокупность океанов, морей, континентальных водных масс. Гидросфера покрывает 70,8 % земной поверхностей. Объем гидросферы - 1370,3 млн км³, что составляет 1/800 общего объема планеты. Из общей массы гидросферы 98,31 % сосредоточено в океанах и морях, 1,65 % - в материальных льдах приполярных областей и лишь 0,045 % в пресных водах рек, озер, болот. Химический состав гидросферы приближается к среднему составу морской воды. Гидросфера находится в постоянном взаимодействии с атмосферой, земной корой и биосферой.
  • Атмосфера - воздушная оболочка, окружающая земной шар и связанная с ним силой тяжести; принимают участие в суточном и годовом вращении Земли. Состав, движение и физические процессы в атмосфере являются предметом изучения метеорологии. Атмосфера не имеет четкой верхней границы; на высоте около 3000 км плотность атмосферы приближается к плотности вещества в межпланетном пространстве. В вертикальном направлении атмосферу подразделяют на: нижний слой - тропосферу (до высоты в 8-18 км), вышележащие - стратосферу (до 40-50 км), мезосферу (до 80-85 км), термосферу, или ионосферу (до 500-600 км, по другим данным - да 800 км), экзосферу и земную корону. Система движений атмосферы в общепланетном масштабе называется общей циркуляцией атмосферы. Практически единственный источник энергии атмосферных процессов - солнечная радиация. Из атмосферы, в свою очередь, уходит в космическое пространство длинноволновая радиация; между атмосферой и земной поверхностью происходит постоянный обмен теплом и влагой.
  • Биосфера - совокупность частей земных оболочек, находящихся под воздействием живых организмов и занятая продуктами их жизнедеятельности.

Цель курса
Задачи курса


Развитие естествознание в античный период истории.

Очень трудно выделить точку зарождения естествознания. Уже в далекой древности люди пытались понять и объяснить себе природный мир. Знание его закономерностей было необходимо им прежде всего в практическом плане (подготовка к смене времен года, к сезонам засухи, дождей и разлива рек, знание признаков плодородности почв, климатических особенностей и так далее). Так, «необходимость вычислять периоды подъема и спада воды в Ниле создала египетскую астрономию, а вместе с тем господство касты жрецов как руководителей земледелия».

Были накоплены значительные знания в механике, медицине, ботанике, зоологии. Особое же место среди наук о природе занимала астрономия, удовлетворявшая в одинаковой степени как практические потребности, так и мировоззренческие запросы пытливого разума. Уже 1800 г. до н.э., при правителе Хаммурапи, в Вавилоне существовал обширный каталог звезд, а в VIII в. до н.э. была создана регулярная астрономическая служба.

Особое место астрономии было обусловлено тем, что в ее задачи входили также астрологические прорицания, имевшие соответствующую «идейную базу». Для мышления древних народов характерны представления о единосущности всех элементов окружающего мира – людей, растений, животных, небесных тел.

Не в меньшей степени, чем практическим потребностям, происхождение и развитие науки обязано и мировоззренческим стимулам. Будучи не менее, если не более любознательными, чем сейчас, люди далекой древности пытались возместить недостаток знаний полетом воображения, смелыми домыслами, нашедшими воплощение в красивых мифологиях Египта, Вавилона и Шумера, Китая, Индии, античной Греции. В сознании той эпохи имело место причудливое переплетение научных наблюдений, мифологии и религии; вместилищем знания служили мифы, сказки, эпос, многие компоненты которых теряются в попытках «перевода» содержащегося в них знания «на наш язык».

Условия аристократической Греции, с относительно мягким и гуманным рабовладельческим строем, были уникальными для создания натурфилософских систем, осмысливающих и описывающих мир как единое целое. Конечно, в них недостаток научных данных восполнялся полетом воображения. Этот путь породил не только «трех китов», на которых держится Земля, но и такие догадки, как представление об атомах.

В античных представлениях о природе отчетливо прослеживается путь «от мифа к логосу», к поискам внутренних закономерностей и механизмов природных явлений, логики их взаимосвязей.

Так если у Гомера и Гесиода многие природные явления происходят по капризам и прихотям мстительных богов, то уже у философа Анаксимандра присутствует мотив «господства в мире космической справедливости, умеряющей борьбу противоположностей».

Закон высотной биоклиматической поясности А.Гумбольдта (1850-е гг.)

Внимание естествоиспытателей и географов издавна привлекала смена почв и растительности по мере подъема в горы. Первым обратил внимание на это как на всеобщую закономерность немецкий естествоиспытатель А.Гумбольдт. Высотная поясность - это закономерная смена природных условий, природных зон, ландшафтов в горах.

В отличие от равнин в горах и растительный, и животный мир в 2-5 раз богаче видами. Число высотных поясов в горах зависит от высоты гор и от их географического положения.

Характер высотной поясности меняется в зависимости от экспозиции склона, а также по мере удаления гор от океана. В горах, расположенных близ морских побережий, преобладают горно-лесные ландшафты. Для гор в центральных районах материка типичны безлесные ландшафты.

Каждый высотный ландшафтный пояс окружает горы со всех сторон, но система ярусов на противоположных склонах хребтов может резко отличаться.

Географический закон К.Бэра (1860-е гг.)

Закон К.Бэра - положение, согласно которому реки, текущие в направлении меридиана, в Северном полушарии смещают русло вправо (подмывают правый берег), а в Южном – влево (подмывают левый берег). Сформулировано К. М. Бэром в 1857 г., связавшим это явление с вращением Земли вокруг своей оси. Известно, что тело, движущееся поступательно во вращающейся системе, испытывает ускорение Кориолиса. На экваторе оно равно нулю. Наибольшие его значения у полюсов. Поэтому закон Бэра сильнее проявляется в средних и высоких широтах. Эффект закона Бэра прямо пропорционален массе движущейся воды, поэтому наиболее выражен на таких крупных реках, как Волга, Днепр, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Дунай и Нил, которые на многих участках имеют высокий правый и низкий левый берег. В долинах малых рек эта закономерность практически не проявляется.

Природные ресурсы.

Природные ресурсы – компоненты природы, которые используются человеком на данном уровне развития цивилизации в хозяйственной деятельности.

Строение Земли.

25. Особенности плана местности, географической карты, глобуса, аэрокосмического снимка, как пространственных моделей Земли.

План местности – чертеж небольшого участка местности в крупном масштабе и в условных знаках, построенный без учета кривизны земной поверхности.

Географическая карта – уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, построенное по определенным математическим законам в системе условных обозначений. Карта показывает размещение явлений природы, их свойства, взаимосвязи, техногенную среду. Географическая карта не является уменьшенной копией местности, в отличие от плана. Возможно искажение и нанесение только необходимых важных объектов.

Глобус – уменьшенная модель Земли, отражающая ее шарообразную форму. На глобусе сохраняются геометрические свойства изображенных объектов, их линейные и площадные размеры, углы и формы, принятый масштаб одинаков во всех частях глобуса, а градусная сеть построена без искажений.

Аэрокосмический снимок – это двумерное изображение реальных объектов, которое получено по определенным геометрическим и радиометрическим (фотометрическим) законам путем дистанционной регистрации яркости объектов и предназначено для исследования видимых и скрытых объектов, явлений и процессов окружающего мира, а также для определения их пространственного положения.

Атмосфера Земли.

Атмосфера - газовая оболочка (геосфера), окружающая планету Земля. Внутренняя её поверхность покрывает гидросферу и частично земную кору, внешняя граничит с околоземной частью космического пространства. Толщина атмосферы - примерно 120 км от поверхности Земли.


Погода.

Погода - совокупность значений метеорологических элементов и атмосферных явлений, наблюдаемых в определенный момент времени в той или иной точке пространства.

Выделяют периодические и непериодические изменения погоды. Периодические изменения погоды зависят от суточного и годового вращения Земли. Непериодические обусловлены переносом воздушных масс. Они нарушают нормальный ход метеорологических величин (температура, атмосферное давление, влажность воздуха и т.д.). Несовпадения фазы периодических изменений с характером непериодических приводят к наиболее резким изменениям погоды.

Климат.

Климат - многолетний режим погоды, характерный для данной местности в силу её географического положения.

Климатообразующие факторы:

Положение Земли;

Распределение суши и моря;

Циркуляция атмосферы;

Океанические течения;

Рельеф земной поверхности.

Ветер.

Ветер - поток воздуха. На Земле ветер является потоком воздуха, который движется преимущественно в горизонтальном направлении. Ветры классифицируют, в первую очередь, по их силе, продолжительности и направлению. Таким образом, порывами принято считать кратковременные (несколько секунд) и сильные перемещения воздуха. Сильные ветры средней продолжительности (примерно 1 минута) называются шквалами. Названия более продолжительных ветров зависят от силы, например, такими названиями являются бриз, буря, шторм, ураган, тайфун. Продолжительность ветра также сильно варьируется: некоторые грозы могут длиться несколько минут, бриз, который зависит от разницы нагрева особенностей рельефа на протяжении суток, длится несколько часов, глобальные ветры, вызванные сезонными изменениями температуры - муссоны - имеют продолжительность несколько месяцев, тогда как глобальные ветры, вызванные разницей в температуре на разных широтах и силой Кориолиса, дуют постоянно и называются пассаты. Муссоны и пассаты являются ветрами, из которых слагается общая и местная циркуляция атмосферы. Ветры могут влиять и на формирование рельефа, вызывая эоловые отложения, которые формируют различные виды грунтов (например, лёсс) или эрозию. Они могут переносить пески ипыль из пустынь на большие расстояния. Ветры разносят семена растений и помогают передвижению летающих животных, которые приводят к расширению видов на новой территории. Связанные с ветром явления разнообразными способами влияют на живую природу. Ветер возникает в результате неравномерного распределения атмосферного давления и направлен от зоны высокого давления к зоне низкого давления. Вследствие непрерывного изменения давления во времени и пространстве скорость и направление ветра постоянно меняются. С высотой скорость ветра меняется из-за убывания силы трения.

Солнечная радиация.

Солнечная радиация - электромагнитное и корпускулярное излучение Солнца. Солнечная радиация - главный источник энергии для всех физико-географических процессов, происходящих на земной поверхности и в атмосфере. Количество солнечной радиации зависит от высоты солнца, времени года, прозрачности атмосферы. Для измерения солнечной радиации служат актинометры и пиргелиометры. Интенсивность солнечной радиации обычно измеряется по её тепловому действию и выражается в калориях на единицу поверхности за единицу времени.

Солнечная радиация сильно влияет на Землю только в дневное время, безусловно - когда Солнце находится над горизонтом. Также солнечная радиация очень сильна вблизи полюсов, в период полярных дней, когда Солнце даже в полночь находится над горизонтом. Однако зимой в тех же местах Солнце вообще не поднимается над горизонтом, и поэтому не влияет на регион. Солнечная радиация не блокируется облаками, и поэтому всё равно поступает на Землю (при непосредственном нахождении Солнца над горизонтом). Солнечная радиация - это сочетание ярко-жёлтого цвета Солнца и тепла, тепло проходит и сквозь облака. Солнечная радиация передаётся на Землю посредством излучения, а не методом теплопроводности.

Литосфера Земли.

Литосфера Земли – каменная оболочка Земли, включающая земную кору и часть верхней мантии; простирается до атмосферы и имееттолщину 150-200км.

Она разбита глубинными разломами на крупные блоки (литосферные плиты). Они двигаются в горизонтальном направлении со средней скоростью 5-10 см/год. Крупных литосферных плит 7: Евразийская, Тихоокеанская, Африканская, Индийская, Антарктическая, Североамериканская и Южно-Американская.

Земная кора – первая оболочка твердого тела Земли, имеющая толщину 30-40 км. От мантии земная кора отделена сейсмическим разделением, называемым системой Мокко.

Классификация рельефа.

Классификация рельефа - систематизация форм рельефа по ряду признаков. Различают К. р.: 1) геотект., подчеркивающую зависимость рельефа от тект. режима, т. е. интенсивности и направленности новейших тект. движений (рельеф платформ, областей горообразования, геосинклинальных); 2) генетическую - по процессам и агентам морфогенеза - рельеф денудационно-тект. (высочайших, высоких, средних, низких гор и холмогорий) и вулканогенный, обусловленный гл. обр. эндогенными процессами; денудационный - цокольный, пластовый - и аккумулятивный, формирующийся под действием преимущественно экзогенных процессов - гравитационный речной, морской, озерный, ледниковый, водноледниковый, мерзлотный, эоловый, карстовый, биогенный, техногенный; 3) морфогенетическую по типам рельефа; 4) возрастную - по возрасту или этапам рельефообразования.

45. Факторы рельефообразования.

Рельеф формируется в результате взаимодействия внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) сил. Эндогенные и экзогенные процессы рельефообразования действуют постоянно. При этом эндогенные процессы в основном создают главные черты рельефа, а экзогенные пытаются выровнять рельеф. Эндогенные силы вызывают: движения литосферы, образование складок и разломов, землетрясения и вулканизм. Все эти движения отражаются в рельефе и приводят к образованию гор и прогибов земной коры. Экзогенные процессы связаны с поступлением на землю солнечной энергии. Но протекают они при участии силы тяжести. При этом происходит:

  1. Выветривание горных пород;
  2. Перемещение материала под действием силы тяжести (обвалы, оползни, осыпи на склонах);
  3. Перенос материала водой и ветром.

Гидросфера Земли.

Гидросфера – прерывистая водная оболочка Земли, состоящая из Мирового океана и внутриматериковых водоемов; это основная часть поверхности Земли (площадь более 75% от общей поверхности – 510 млн. км2).

Климат на Земле во многом зависит от состояния водяного пара в атмосфере. На больших высотах в атмосфере сохраняется только твердая вода или отдельные молекулы, что свидетельствует о нахождении в открытом космосе; в глубинах Земли она переходит в парообразное, затем в плазменное, а еще глубже в химически связанное состояние.

В гидросфере содержится 1554 млн. км3 воды.

Наука, изучающая гидросферы называется гидрология :

Общая гидрология:

o Гидрология суши (ледники, болота, реки и т.п.);

o Гидрология морей;

o Гидрология подземных вод;

Региональная гидрология (конкретные водные объекты);

Инженерная гидрология (методы расчета и прогноза гидрологических характеристик – приливов и отливов).

Биосфера Земли.

Биосфера - оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни».

· Верхняя граница в атмосфере: 15-20 км. Она определяется озоновым слоем, задерживающим коротковолновое ультрафиолетовое излучение, губительное для живых организмов.

· Нижняя граница в литосфере: 3,5-7,5 км. Она определяется температурой перехода воды в пар и температурой денатурации белков, однако в основном распространение живых организмов ограничивается вглубь несколькими метрами.

· Граница между атмосферой и литосферой в гидросфере: 10-11 км. Определяется дном Мирового Океана, включая донные отложения.

·

Методологические цели и задачи курса «Землеведение». Структура землеведения как естественной науки

Цель курса
Ознакомить студентов с основными знаниями об атмосфере, происходящими в ней физическими и химическими процессами, формирующими погоду и климат.
Задачи курса
Познакомить студентов со строением атмосферы; составом воздуха пространственным распространением на земном шаре давления, температуры, влажности; процессами образования солнечной радиации в атмосфере; тепловым и водным режимом; свойствами основных циркуляционных систем, определяющих изменения погоды в различных широтах.
Ознакомить с приборами и привить навыки простейших метеорологических, градиентных и актинометрических наблюдений.
Дать представление о климатической системе, взаимоотношении глобального и локального климатов, процессами климатообразования, системами классификации климатов, крупномасштабных изменениях климата и современном потеплении климата

Предметом землеведения является географическая оболочка - объем вещества разного состава и состояния, возникшего в земных условиях и сформировавшего специфическую сферу нашей планеты. Географическая оболочка в землеведении исследуется как часть планеты и Космоса, которая находится под властью земных сил и развивается в процессе сложного космическо-планетарного взаимодействия.
В системе фундаментального географического образования землеведение является своеобразным связующим звеном между географическими знаниями, навыками и представлениями, полученными в школе, и глобальным естествознанием. Этот курс вводит будущего географа в сложный профессиональный мир, закладывая основы географического мировоззрения и мышления.
Землеведение принадлежит к числу фундаментальных естественных наук. В иерархии естественного цикла наук землеведение как частный вариант планетоведения должно находиться в одном ряду с астрономией, космологией, физикой, химией. Следующий ранг создают науки о Земле - геология, география, общая биология, экология и др. В системе географических дисциплин землеведение занимает особую роль. Оно предстает как бы «наднаукой», объединяющей информацию о всех процессах и явлениях, происходящих после формирования планеты из межзвездной туманности. Землеведение служит теоретической базой глобальной экологии - науки, которая оценивает текущее состояние и прогнозирует ближайшие изменения географической оболочки как среды существования живых организмов с целью обеспечения их экологического благополучия. Основная задача землеведения - исследование глобальных изменений, происходящих в географической оболочке, для понимания взаимодействия физических, химических и биологических процессов, которые определяют экосистему Земли.

Похожие публикации