Законодательные требования к разработке проекта административного регламента. Административные регламенты

Описание презентации Лекция 2. Разработка административных регламентов исполнения государственных функций по слайдам

Лекция 2. Разработка административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. Структура и требования к их содержанию. Часть 2. Девятова Н. С. к. э. н. , кафедра Экономики и государственного управления БГУЭП

Раздел «состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах» юридические факты, являющиеся основанием для начала административного действия сведения о должностном лице, ответственном за выполнение административного действия продолжительность и (или) максимальный срок выполнения действия критерии и (или) процедуры принятия решения. результат административного действия и порядок передачи результата способ фиксации результата выполнения действия, в том числе в электронной форме

Административная процедура — официально установленное действие органа (должностного лица), которое имеет определенное (фиксируемое) начало – юридический факт или иной установленный факт, установленные стадии и сроки и включает критерии и варианты принятия решений и юридически фиксируемый результат в виде стандарта исполнения

Процессный подход 4 Построение модели делового процесса можно представить в виде следующей последовательности действий: определяется исходная информация для выполнения функции (вход функции) определяются исполнители функции и их роли определяется внешний пользователь функции (ее выход)

Описание процедур Описание каждой административной процедуры содержит следующие обязательные элементы: исполнитель – лицо, ответственное за исполнение процедуры; описание действий (например, прием и проверка комплектности, подготовка проекта документа, согласование, визирование) или перечень решений, которые могут или должны быть приняты исполнителем и условия их принятия (например, принятие решения о предоставлении лицензии или отказе в предоставлении); результат действия, исходящий документ или резолюция (утверждение, согласование, отказ); максимальный срок исполнения процедуры и порядок его исчисления (например, не более 12 рабочих дней, включая день подачи заявления); передача результата получателю услуги (кому направляется). В начале указанного раздела указывается исчерпывающий перечень административных процедур, содержащихся в этом разделе. Блок-схема исполнения государственной функции и услуги приводится в приложении к регламенту.

Подготовка раздела административного регламента «Административные процедуры» При анализе процесса предоставления услуги выделяются и фиксируются этапы предоставления услуги. Если услуга предоставляется одним органом власти (схема 1), то процесс предоставления услуги рекомендуется разделить на этапы в той последовательности, в которой документы (решения) рассматриваются или разрабатываются исполнителями (подразделениями и руководителями).

В случае разработки проекта административного регламента, в котором услуга предоставляется с участием более чем одного органа власти или организации, исполнителями этапов будут органы власти и организации. Стрелки означают последовательность этапов и передачу документов (схема 2).

В случае если на каком-либо этапе предоставления услуги участвуют несколько подразделений или руководителей одновременно, то их наименования указываются друг под другом в столбик, а расходящиеся и параллельные стрелки означают одновременность участия нескольких исполнителей на упомянутом этапе (схема 3).

2. Далее описываются действия (работы), которые осуществляют подразделение, руководитель органа власти, либо орган власти или организации в целом (схема 4). Например, прием и регистрация заявления, выдача расписки о приеме заявления и документов, направление заявления и документов в соответствующее подразделение и т. п. Работы указываются внутри каждого прямоугольника, помещенного под названием органа или подразделения.

Между прямоугольниками, означающими работы, рекомендуется указывать результаты этих работ. Результаты работ указываются в прямоугольниках, расположенных уровнем ниже (схема 5). Например, подписанное заявление, выданное заключение, выписка из реестра и т. п. Под обращением заявителя указываются входящие документы.

Внизу каждого прямоугольника, обозначающего работу, необходимо указать предельный срок, в течение которого подразделение или руководитель ее выполняет (схема 6).

ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК ПРИ ОПИСАНИИ ДЕЙСТВИЯ Инициирующее событие Примеры: поступление поручения от начальника отдела; передача главным специалистом копии письма лично в руки; поступление в базу данных обновлений по перечню мероприятий, относящихся к данному структурному подразделению; 30 -го числа каждого месяца и т. д. Максимальный срок выполнения действия Примеры: дней; рабочих дней; часов; минут; Не позднее; Не ранее и т. д. Содержание работ в рамках действия Примеры: выбор исполнителя; назначение ответственного; внесение предложений; проверка комплектности; подготовка проекта документа и т. д. Способ фиксации результата выполнения действия Примеры: внесение соответствующей отметки в графе «Контрольные отметки» Карты контроля поручений; введение в АИС «Кадры» ; внесение в систему автоматизированного делопроизводства и документооборота; занесение в регистрационную книгу и т. д. Результат и порядок передачи результата Примеры: направляет поручение начальнику отдела; передает завизированный документ в канцелярию; отправляет лист согласований согласно перечню участвующих в согласовании и т. д. Варианты возможных решений, критерии и\или процедуры выбора решений Примеры: При поступлении из канцелярии пакета документов проводится проверка комплектности в соответствии с перечнем документов (ПП №…, статья …). В случае соответствия пакет документов регистрируется и передается начальнику отдела. В случае несоответствия комплект документов возвращается в канцелярию с актом о некомплектности, подписанным по форме №№.

Пример схемы предоставления услуги Выдача повторного свидетельства (справки) о регистрации акта гражданского состояния. Прием документов, регистрация заявления, проверка документов, поиск документа, выдача квитанции для оплаты госпошлины, подготовка повторного свидетельства (справки) или извещения об отсутствии записи акта гражданского состояния Подписание повторного свидетельства (справки) или извещения об отсутствии записи Регистрация и выдача повторного свидетельства (справки) или извещения об отсутствии записи. Отдел информации и выдачи документов Начальник управления Принятые документы, зарегистрированные заявления, искомый документ квитанция для оплаты госпошлины, повторное свидетельство или извещение об отсутствии записи Подписанные повторное свидетельство или извещение об отсутствии записи Обращение с документами и с заявлениями Заявитель 1. Заявление на выдачу повторного свидетельства о регистрации акта гражданского состояния. 2. Свидетельство о смерти если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло. 3. Нотариально удостоверенная доверенность от лица, имеющего право на получение повторного свидетельства. 4. Документ удостоверяющий личность заявителя Отдел информации и выдачи документов 27 минут 1 минута

15 При разработке административного регламента должны быть решены следующие управленческие задачи оптимизация показателей исполнения функции, в том числе в интересах граждан и организаций, реализация прав и обязанностей которых обеспечивается исполнением государственной функции упрощение административных процедур, включая устранение избыточных административных действий и процедур, стадий их исполнения уменьшение сроков исполнения административных действий и процедур устранение необоснованных обременений для граждан и организаций сокращение затрат граждан и организаций в связи с исполнением функций доступность для граждан и организаций информации об исполнении функции возможность оперативного контроля исполнения функции возможность установления персональной ответственности должностных лиц за соблюдением требований административных регламентов по каждой административной процедуре или действию при исполнении функции

Раздел «Формы контроля за исполнением административного регламента»: порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением положений административного регламента порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления услуги ответственность служащих органа власти и иных должностных лиц за решения и действия, принимаемые в ходе предоставления услуги положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за предоставлением услуги

Раздел «Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих» информация для заявителей об их праве на досудебное обжалование предмет досудебного (внесудебного) обжалования перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы основания для начала процедуры досудебного обжалования права заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы вышестоящие органы власти и должностные лица, которым может быть адресована жалоба заявителя в досудебном порядке сроки рассмотрения жалобы результат досудебного обжалования применительно к каждой процедуре сроки обжалования и юрисдикция суда, в который подается соответствующее заявление

Глава 2. 1 210 -ФЗ. ст. 11. 1. Предмет досудебного (внесудебного) обжалования: 1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги; 2) нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги; 3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги; 4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, у заявителя;

Глава 2. 1 210 -ФЗ. ст. 11. 1. Предмет досудебного (внесудебного) обжалования: 5) отказ в предоставлении государственной или муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами; 6) затребование с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами; 7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Глава 2. 1 210 -ФЗ. ст. 11. 2. Жалоба должна содержать: 1) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются; 2) фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю; 3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего; 4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

По результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, принимает одно из следующих решений: 1) удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, либо органом, предоставляющим муниципальную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также в иных формах; 2) отказывает в удовлетворении жалобы.

Внесение изменений в административные регламенты осуществляется в случае изменения законодательства Российской Федерации, регулирующего предоставление услуги (исполнение функции), изменения структуры органов публичной власти, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей функции (предоставление услуги), по предложениям органов публичной власти, основанным на результатах анализа практики применения административных регламентов.

Внесение соответствующих изменений может проводиться по итогам проводимого мониторинга: соответствия требованиям к качеству и доступности услуги. При этом подлежит установлению: оценка потребителями услуги характера взаимодействия с должностными лицами, качества и доступности соответствующей услуги (срок оказания, условия ожидания приема, порядок информирования о государственной услуге и т. д.); обоснованность отказов в предоставлении услуги и др. ; выполнения требований к оптимальности административных процедур. При этом подлежит установлению: отсутствие избыточных административных действий, возможность уменьшения сроков исполнения административных процедур и административных действий; соответствия должностных регламентов (инструкций) ответственных должностных лиц, участвующих в предоставлении услуги (исполнении функции), административному регламенту в части описания в них административных действий, профессиональных знаний и навыков; ресурсного обеспечения исполнения административного регламента.

Административный регламент определяет порядок деятельности по предоставлению услуги, оказанию функции, обеспечивающий законность, качество, эффективность, отсутствие (ограничение) коррупции, понятность (прозрачность) для потребителя. Не может порождать правовые обязанности заявителя и предоставлять права. Это технология!

Межведомственное информационное взаимодействие осуществляется только между Органами государственной власти Государственными внебюджетными фондами Органами местного самоуправления Подведомственными им организациями МФЦ

Административный регламент по каждой услуге является единым. В нем описываются различные возможные способы оказания публичной услуги и соответствующие действия: А) при оказании услуги в органах публичной власти традиционным способом; Б) при оказании услуги в электронном виде; В) при оказании услуги через МФЦ. Заявитель вправе выбрать любой способ оказания услуги!

При разработке регламента проводится оптимизация оказания услуги (выполнения функции) Упорядочение административных процедур; Устранение избыточных процедур (действий); Сокращение количества документов, предоставляемых заявителем, внедрение новых форм документов; Снижение количества взаимодействий с заявителем, использование межведомственных согласований без заявителя; Установление ответственности предоставляющих услуги Предоставление услуги в электронном виде

Формула оптимизации системы исполнения полномочий: «одна функция (услуга)» = «один результат» = «один административный регламент» Оптимизация процесса предоставления услуги

№ Группа Наименование метода 1. Формализованные универсально-принципиальные методы (ФУП — методы) Метод «пяти вопросов» Метод параллельного выполнения работ Метод устранения временных разрывов Моделирование и оценка вариантов оптимизации государственных функций Метод уменьшения количества входов и выходов в рамках выполнения функции Согласование результатов с требованиями Интеграция деятельности ответственного исполнителя с заявителями Минимизация устной информации Организация процедур контроля 2. Методы бенчмаркинга основанные на изучении, анализе, адаптации и последующем внедрении элементов процессов успешных организаций, занимающихся схожими видами деятельности. 3. Методы групповой работы Метод «мозгового штурма»

Метод «пяти вопросов» позволяет провести инвентаризацию деятельности ОИВ (ОМС) по реализации государственных (муниципальных) функций, устранить ненужные и улучшить нужные элементы функций, разрешить многие существующие проблемы. Далее, в настоящем разделе приведено подробное описание технологии использования этого метода. Метод «пяти вопросов» предлагает экспертной группе по оптимизации государственных (муниципальных) функций на основе разработанной совокупности моделей ее текущего состояния последовательно по каждой административной процедуре, составляющей функцию, задать пять следующих групп вопросов.

№ Группа Вопросы 1. «Цель» Зачем выполняется эта процедура? Для достижения какого результата выполняется эта процедура? 2. «Люди» Кто выполняет эту процедуру? Почему именно он выполняет эту процедуру? Кто еще мог бы выполнить эту процедуру? Кто мог бы выполнить эту процедуру более эффективно? 3. «Место» Где эта процедура выполняется сейчас? Почему эта процедура выполняется именно здесь? Где еще можно выполнять эту процедуру? Где наиболее эффективно выполнять эту процедуру? 4. «Время» Когда выполняется эта процедура? Почему эта процедура выполняется именно в это время? Какие есть альтернативы? Какая альтернатива лучше? 5. «Технология» Как эта процедура выполняется сейчас? Почему эта процедура выполняется именно так? Какими еще способами можно выполнить эту процедуру? Какой способ выполнения процедуры лучше?

Метод устранения временных разрывов По данным статистики, что в современных организациях на реальное выполнение работы уходит только 20% времени. 80% времени — это простои. Приведенные цифры показывают, насколько применение данного метода позволяет повысить эффективность государственных (муниципальных) функций. В ходе применения метода устранения временных разрывов, экспертная группа по оптимизации функций должна выполнить следующую последовательность шагов. Разработать целевую модель государственной (муниципальной) функции. Определить длительность выполнения функции как совокупность длительностей выполнения всех административных процедур, ее составляющих. Сравнить с фактической длительностью выполнения данной функции. Определить суммарное время «временных разрывов» как разность между результатами п. 3 и п. 2. Определить источники возникновения «временных разрывов» . Разработать несколько вариантов целевой модели государственной муниципальной функции (услуги). Выбрать наиболее приемлемый вариант, используя методы групповой работы.

Моделирование и оценка вариантов оптимизации государственных функций Методом уменьшения количества входов и выходов функции (услуги) , а также уменьшение его «ветвистости». Если модель текущего состояния государственной (муниципальной) функции получилась достаточно сложной, запутанной, содержащей много входов и выходов, — можно с большой долей вероятности утверждать о не оптимальности организации выполнения данной функции. Объясняется это тем, реализовывать такую функцию, а также управлять ее реализацией будет сложно, что в свою очередь может приводить к ошибкам и нестыковкам. Суть метода уменьшения количества входов и выходов состоит в том, что, построив модель текущего состояния государственной (муниципальной) функции (услуги), нужно провести ее анализ на предмет избыточности входов и выходов. После чего нужно разработать целевую модель процесса выполнения государственной (муниципальной) функции, содержащую меньшее количество входов и выходов каждой административной процедуры (кроме первой и последней). Такое уменьшение возможно как за счет отказа от некоторых промежуточных входов и выходов, так и за счет их группировки в пакеты. Особенно внимательно необходимо проанализировать межведомственное взаимодействие, т. к. большинство «узких» мест возникает именно на этих стадиях.

Методы оптимизации организационной структуры ответственных исполнителей государственных функций Оптимизация процессов выполнения государственных (муниципальных) функций не даст ожидаемого эффекта, если будет происходить в отрыве от оптимизации структуры ОИВ (ОМС) – ответственных исполнителей. В качестве методов оптимизации структуры ответственных исполнителей предлагается использовать следующие широко применяемые на практике методы: метод ликвидации дублирования ответственности и «точек безответственности» ; метод эффективного выполнения работы; метод единственной точки контакта; метод ценности и измеримости результатов; метод соответствия полномочий и ответственности; метод минимизации организационных разрывов.

Оптимизация процесса предоставления услуги Прежде чем приступить к описанию административных процедур, необходимо проверить все ли возможности оптимизации процесса предоставления услуги реализованы. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: Можно ли сократить время исполнения услуги за счет: — использования электронных технологий для автоматизации входящих в процедуру операций; — перераспределения обязанностей в подразделении; — повышения квалификации задействованного персонала; — исключения не влияющих на результат услуги операций или процедур (например, дополнительной регистрации в журнале).

Можно ли исполнять одновременно две (или более) процедуры, входящие в процесс предоставления услуги (готовить документы, проводить согласования)? Представляет ли услуга или ее процедуры коррупционную опасность (например, имеется, но не всегда используется, возможность сокращения сроков)? Все ли возможности создания удобств получателям услуги реализованы? Часы приема должны обеспечивать доступность работающим заявителям. Удобства исполнителей должны учитываться во вторую очередь. Являются ли перечни входящих документов и причин отказа исчерпывающими? Для этого целесообразно проанализировать все отказы за значительный период времени. Может ли исполнитель услуги самостоятельно получить информацию, которую обычно представляет заявитель? Это особенно важно на современном этапе, характеризующимся развитием электронного взаимодействия между органами публичной власти и формированием единых информационных центров. Оптимизация процесса предоставления услуги

Типовые рекомендации: − на операцию (или несколько операций), не требующую принятия управленческих решений, не должно затрачиваться непропорционально большое время по отношению к процессу в целом («пробка»); − в рамках административного процесса не должны иметь место «пустые» операции, в которых не производится изменения или генерации информации (трансформации документа); − при разрешительных процедурах взаимодействия с гражданами и организациями одна операция не должна включать в себя и контроль комплектности документов, и контроль их содержания (то есть осуществляется соединение операций формального и содержательного характера, что приводит к размытости критериев принятия положительного или отрицательного решения, неясности причин отказа (произведен ли отказ по формальным основаниям или в связи с содержательными недостатками); − не осуществляется повторный сбор информации по вопросам, в отношении которых это уже было сделано ранее (при условии неизменности информации);

− не допускается, что время на создание или трансформацию информации в ходе процесса не пропорционально объему созданной информации (например, вспомогательные операции (визирование, регистрация входящих / исходящих документов) занимают больше времени, чем основная содержательная работа (процедуры по анализу информации и подготовке заключения по принятию решения); − не допускается добавление информации к информационному потоку без добавления ответственности (например, выполняется административное действие по визированию документа, не влекущее ответственности визирующего лица). − не допускается переложения обязанностей органа управления на клиентов; − не допускается медленное реагирование при дистанционном взаимодействии с клиентами; − удобный физический интерфейс взаимодействия с клиентами; − минимальное использование устаревших технологий обмена информацией; − не допускается избыточное количество инстанций, обязательных при сборе документов; − не допускается несоблюдение установленных сроков выполнения административного процесса.

Порядок обжалования (судебный) : сроки обжалования юрисдикция суда, в который подается соответствующее заявление, в соответствии с законодательством Российской Федерации

Административный регламент является одним из основных способов правового закрепления административных процедур. Административные регламенты обеспечивают практически все виды административных процедур. Однако, несмотря на широкое распространение административных регламентов в законодательной и правоприменительной практике, природа и сущность такого вида правового акта и при наличии многочисленных научных исследований в этой сфере остается до конца не определенной.

Административный регламент вошел в правовую систему России в связи с проведением очередного этапа современной административной реформы. Начало административной реформы было обусловлено серьезными проблемами, низкой эффективностью исполнения государственных функций, включением в компетенцию исполнительных органов избыточных и дублирующих государственных функций, неопределенностью показателей результативности исполнения государственных функций, неоправданно высокой долей дискреционных полномочий, чрезмерной и иногда намеренной усложненностью административных процедур.

Эти проблемы во многом порождены слабым развитием в законодательстве процессуальных норм, регулирующих организацию осуществления функций органов исполнительной власти, и, соответственно, бессистемностью, неупорядоченностью нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти, устанавливающих процедурные аспекты их деятельности.

Важным направлением административной реформы стало административно-правовое регулированием механизма реализации полномочий органов исполнительной власти.

Очевидно, что органы исполнительной власти, осуществляя свою деятельность, должны подчиняться единым правилам, установленным законом. Недопустимо отдавать на откуп ведомствам регламентацию столь важных вопросов, как процедуры принятия административных актов; заключение административных соглашений; осуществление контрольно-надзорных, регистрационных, координационных и иных полномочий; совершение иных юридически значимых действий (выдача справок, свидетельств и др.); совершение организационных действий; выполнение материально-технических действий, не влекущих правовых последствий .

Административная процедура стала инструментом структуризации процесса принятия и исполнения управленческих решений. Наряду с понятием «административная процедура» в законодательстве и юридической литературе стало применяться понятие «административный регламент».

Понятие «регламент» на законодательном уровне стало использоваться с принятием Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 47 которого упоминала о должностном регламенте гражданского служащего, определяющем его служебную деятельность, и административном регламенте государственного органа, составной частью которого является должностной регламент.

Однако единого законодательного определения термин «административный регламент» до настоящего времени не получил.

С принятием Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг» получил лишь новое развитие и наиболее детальную законодательную регламентацию один из видов административных регламентов - административный регламент предоставления государственной или муниципальной услуги. Терминологически именно данный вид официально определен как «административный регламент».

Однако в науке административного права сформировалась так называемая триада видов административных регламентов органов исполнительной власти - регламенты внутренней организации органа исполнительной власти, регламенты взаимодействия органов исполнительной власти и непосредственно административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

Все административные регламенты, за исключением регламента Правительства РФ, должны быть разработаны на основе типовых регламентов каждого вида и предъявляемых к ним требований, которые утверждены Правительством РФ.

Структура и содержание названных видов административных регламентов определены в постановлениях Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»; от 28 июня 2005 г. № 452 «О типовом регламенте внутренней организации федерального органа исполнительной власти»; от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

Система административных регламентов является многоуровневой. Она представлена актами федерального, регионального и муниципального уровня.

Все эти регламенты устанавливают внутренние процедуры организации и деятельности, обеспечивают исполнение норм законодательства и иных правовых актов. Их основной функцией является детальное и системное подзаконное регулировании деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц путем закрепления четких административных процедур, административных действий и требований к их совершению.

В доктрине российского административного права общепризнано, что административные регламенты являются разновидностью правовых актов управления. Им присущи те же сущностные признаки, что и всей совокупности этого типа нормативных правовых актов.

Административный регламент представляет собой правовой акт, устанавливающий стандарты исполнения государственных функций, т. е. обязательные требования к показателям, содержанию, порядку совершения, качеству управленческих действий, процедур и процессов, обеспечивающие эффективную реализацию государственных функций исполнительным органом государственной власти в пределах его компетенции в интересах государства, граждан и юридических лиц. Административными регламентами должно быть урегулировано исполнение государственных функций и отдельных процессов, обеспечивающих их исполнение.

Особенностью административного регламента является то, что он представляет собой административный акт, устанавливающий административные процедуры. Административный регламент не может порождать новые права и обязанности, не может вводить какие-либо ограничения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Он содержит нормы, определяющие лишь условия, порядок, сроки и последовательность действий органа исполнительной власти по реализации его компетенции, исполнению законов и административных актов. В административный регламент не могут включаться предписания, имеющие материальный характер. Он носит процедурный характер.

Регламентом должно быть исчерпывающим образом установлено, как исполняется функция, как реализуется задача, как предоставляется государственная услуга.

Административный регламент должен содержать правовые предписания, устанавливающие исключительно административные процедуры, посредством которых орган исполнительной власти исполняет возложенные на него функции государственного управления или предоставляет государственные услуги, а также осуществляют свои полномочия другие правоспособные субъекты, участвующие в деятельности органа исполнительной власти.

Административные регламенты вторичны по отношению к актам, устанавливающим полномочия органов исполнительной власти. Содержащиеся в регламентах административные предписания регулируют общественные отношения, правовая регламентация которых обусловлена нормативными правовыми актами о правовом статусе и компетенции органов исполнительной власти, но она ими непосредственно не регулируется. Регламенты регулируют отношения, возникающие в процессе практической правореализационной деятельности органов исполнительной власти.

Представляется, что административный регламент можно считать комплексным документом, который, во-первых, является нормативным правовым актом, во-вторых - документом, включающим в себя содержание ряда положений из нормативных актов более высокой юридической силы, в-третьих - документом, содержащим справочную информацию.

Регламенты существуют не только у органов исполнительной власти. Многие органы государственной власти - и законодательной, и судебной - руководствуются в своей деятельности положениями регламента об этом органе, регулирующими вопросы его внутренней организации и деятельности.

  • См.: Ноздрачев А. Ф. Системная регламентация административной деятельности: отечественная доктрина и практика // Законодательство и экономика. 2011. № 8. С. 5-41.

Статья 13. Общие требования к разработке проектов административных регламентов

1. Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее в настоящей статье - орган, являющийся разработчиком административного регламента).

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, государственные корпорации, являющиеся разработчиками административных регламентов, размещают проекты административных регламентов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальные государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, являющиеся разработчиками административных регламентов, размещают проекты административных регламентов на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. В случае отсутствия официального сайта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, являющегося разработчиком административного регламента , проект административного регламента подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации.

4. В случае отсутствия официального сайта органа местного самоуправления, являющегося разработчиком административного регламента, проект административного регламента подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте муниципального образования, а в случае отсутствия официального сайта муниципального образования - на официальном сайте субъекта Российской Федерации.

5. С даты размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на соответствующем официальном сайте проект административного регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления.

6. Проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления.

7. Предметом независимой экспертизы проекта административного регламента (далее - независимая экспертиза) является оценка возможного положительного эффекта, а также возможных негативных последствий реализации положений проекта административного регламента для граждан и организаций.

8. Независимая экспертиза может проводиться физическими и юридическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств. Независимая экспертиза не может проводиться физическими и юридическими лицами, принимавшими участие в разработке проекта административного регламента, а также организациями, находящимися в ведении органа, являющегося разработчиком административного регламента.

9. Срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, указывается при размещении проекта административного регламента на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, и не может быть менее пятнадцати дней со дня его размещения.

10. По результатам независимой экспертизы составляется заключение, которое направляется в орган, являющийся разработчиком административного регламента. Орган, являющийся разработчиком административного регламента, обязан рассмотреть все поступившие заключения независимой экспертизы и принять решение по результатам каждой такой экспертизы.

11. Непоступление заключения независимой экспертизы в орган, являющийся разработчиком административного регламента, в срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, не является препятствием для проведения экспертизы, указанной в части 12 настоящей статьи, и последующего утверждения административного регламента.

12. Предметом экспертизы проектов административных регламентов, проводимой уполномоченными органами государственной власти или уполномоченными органами местного самоуправления, является оценка соответствия проектов административных регламентов требованиям, предъявляемым к ним настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а также оценка учета результатов независимой экспертизы в проектах административных регламентов.

13. Экспертиза проектов административных регламентов, разработанных федеральными органами исполнительной власти, а также органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, проводится уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке , установленном Правительством Российской Федерации. Экспертиза проектов административных регламентов, разработанных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и проектов административных регламентов, разработанных органами местного самоуправления, проводится в случаях и порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

1. Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее в настоящей статье - орган, являющийся разработчиком административного регламента).

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, государственные корпорации, являющиеся разработчиками административных регламентов, размещают проекты административных регламентов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, в порядке , установленном Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальные государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, являющиеся разработчиками административных регламентов, размещают проекты административных регламентов на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. В случае отсутствия официального сайта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, являющегося разработчиком административного регламента, проект административного регламента подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае отсутствия официального сайта органа местного самоуправления, являющегося разработчиком административного регламента, проект административного регламента подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте муниципального образования, а в случае отсутствия официального сайта муниципального образования - на официальном сайте субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. С даты размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на соответствующем официальном сайте проект административного регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления.

7. Предметом независимой экспертизы проекта административного регламента (далее - независимая экспертиза) является оценка возможного положительного эффекта, а также возможных негативных последствий реализации положений проекта административного регламента для граждан и организаций.

8. Независимая экспертиза может проводиться физическими и юридическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств. Независимая экспертиза не может проводиться физическими и юридическими лицами, принимавшими участие в разработке проекта административного регламента, а также организациями, находящимися в ведении органа, являющегося разработчиком административного регламента.

9. Срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, указывается при размещении проекта административного регламента на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, и не может быть менее пятнадцати дней со дня его размещения.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. По результатам независимой экспертизы составляется заключение, которое направляется в орган, являющийся разработчиком административного регламента. Орган, являющийся разработчиком административного регламента, обязан рассмотреть все поступившие заключения независимой экспертизы и принять решение по результатам каждой такой экспертизы.

11. Непоступление заключения независимой экспертизы в орган, являющийся разработчиком административного регламента, в срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, не является препятствием для проведения экспертизы, указанной в части 12 настоящей статьи, и последующего утверждения административного регламента.

12. Предметом экспертизы проектов административных регламентов, проводимой уполномоченными органами государственной власти или уполномоченными органами местного самоуправления, является оценка соответствия проектов административных регламентов требованиям, предъявляемым к ним настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а также оценка учета результатов независимой экспертизы в проектах административных регламентов.

13. Экспертиза проектов административных регламентов, разработанных федеральными органами исполнительной власти, а также органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, проводится уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке , установленном Правительством Российской Федерации. Экспертиза проектов административных регламентов, разработанных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и проектов административных регламентов, разработанных органами местного самоуправления, проводится в случаях и порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Поиск в тексте

Действующий

Название документа:
Номер документа: 146-ПП
Вид документа:
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 17 апреля 2012
Дата начала действия: 17 апреля 2012
Дата редакции: 06 декабря 2016

О порядке разработки и утверждения в городе Москве административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов осуществления муниципального контроля

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О порядке разработки и утверждения в городе Москве административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов осуществления муниципального контроля*

________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный портал Мэра и Правительства Москвы, www.mos.ru, 27.12.2012);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 16.03.2016);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 07.12.2016).

________________
* Название в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2012 года N 837-ПП ..

В целях реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" , в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" , в целях упорядочения и обеспечения регламентации контрольной (надзорной) деятельности органов исполнительной власти города Москвы Правительство Москвы и органов местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве.
(Преамбула в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2012 года N 837-ПП .

постановляет:

1. Утвердить:

1.1. Порядок разработки органами исполнительной власти города Москвы административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) (приложение 1).

1.2. Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления городских округов, поселений в городе Москве административных регламентов осуществления муниципального контроля (приложение 2).
(Пункт 1 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2012 года N 837-ПП .

2. Установить, что:

2.1. Административные регламенты исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) утверждаются нормативными правовыми актами Правительства Москвы.

2.2. Перечни должностных лиц органов исполнительной власти города Москвы, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), утверждаются правовыми актами данных органов исполнительной власти и размещаются на официальных сайтах органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

2.3. После утверждения административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) органы исполнительной власти города Москвы в недельный срок разрабатывают и утверждают своими правовыми актами методические рекомендации по применению указанных административных регламентов.

2.4. Органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие контроль (надзор), не являющийся региональным государственным, при подготовке административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению контроля (надзора), утверждении перечней должностных лиц, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), разработке методических рекомендаций по применению административных регламентов руководствуются пунктами 1.1, 2.1, 2.2, 2.3 настоящего постановления.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2012 года N 837-ПП .

2.5. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 16 марта 2016 года N 90-ПП ..

2.6. Перечень органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих контроль (надзор), и осуществляемые ими виды регионального государственного контроля (надзора), а также сведения о государственных функциях по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) (далее - функции) размещаются в Реестре государственных и муниципальных услуг города Москвы (далее - Реестр).
(Пункт 2.6 дополнительно включен с 18 декабря 2016 года постановлением Правительства Москвы от 6 декабря 2016 года N 838-ПП)

2.7. Состав сведений, указанных в пункте 2.6 настоящего постановления, подлежащих внесению в Реестр, определяется структурой электронных форм Реестра.
(Пункт 2.7 дополнительно включен с 18 декабря 2016 года постановлением Правительства Москвы от 6 декабря 2016 года N 838-ПП)

2.8. Формирование сведений, указанных в пункте 2.6 настоящего постановления, и представление их для размещения в Реестре осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, исполняющие соответствующие функции.
(Пункт 2.8 дополнительно включен с 18 декабря 2016 года постановлением Правительства Москвы от 6 декабря 2016 года N 838-ПП)

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы Ракову А.В.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение. Порядок разработки органами исполнительной власти города Москвы административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора)

Приложение 1. Порядок разработки органами исполнительной власти города Москвы административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора)

____________________________________________________
Приложение предыдущей редакции считается приложением 1 настоящей редакции - постановление Правительства Москвы от 26 декабря 2012 года N 837-ПП .
____________________________________________________

Порядок разработки органами исполнительной власти города Москвы административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора)

1. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает требования к разработке органами исполнительной власти города Москвы административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора).

2. Административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) (далее - административный регламент) устанавливаются сроки и последовательность административных процедур (действий) органа исполнительной власти города Москвы при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) (далее - государственная функция).

Административным регламентом также устанавливается порядок взаимодействия органа исполнительной власти города Москвы с органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями и предприятиями, а также юридическими и физическими лицами при исполнении государственной функции.

3. Проект административного регламента разрабатывается органом исполнительной власти города Москвы, к полномочиям которого отнесено исполнение государственной функции, на основе законодательства Российской Федерации, законов и иных правовых актов города Москвы.

Для территориальных органов исполнительной власти города Москвы проект административного регламента разрабатывается органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере территориального управления, территориального устройства города Москвы, организации и государственной поддержке местного самоуправления.

4. Разработка проекта административного регламента осуществляется на вид регионального государственного контроля (надзора), осуществляемый органом исполнительной власти города Москвы.

Допускается разработка единого административного регламента на несколько связанных между собой видов регионального государственного контроля (надзора).

5. Исполнение органами исполнительной власти города Москвы, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора), отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных им на основании федерального закона с предоставлением субвенций из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном регламентом, утвержденным соответствующим федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральным законом.

6.1. Изменения правовых актов Российской Федерации, правовых актов города Москвы, регламентирующих исполнение государственной функции.

6.2 Изменения структуры органов исполнительной власти города Москвы.

6.3. Необходимости совершенствования административных процедур (действий).

1. На первом этапе:

1.1. Определяется перечень правовых актов Российской Федерации, правовых актов города Москвы, регулирующих исполнение государственной функции.

1.2. Осуществляется анализ правовых актов Российской Федерации, правовых актов города Москвы, регулирующих исполнение государственной функции.

1.3. Осуществляется анализ существующего порядка осуществления государственной функции.

2. На втором этапе:

2.1. Производится описание существующего процесса (с выделением юридически значимых действий и решений) исполнения государственной функции.

При разработке регламентов органы исполнительной власти города Москвы предусматривают оптимизацию исполнения государственных функций, в том числе:

а) упорядочение административных процедур (действий);

б) устранение избыточных административных процедур (действий);

в) сокращение срока исполнения государственной функции, а также сроков выполнения отдельных административных процедур (действий) в рамках исполнения государственной функции по отношению к соответствующим срокам, установленным законодательством Российской Федерации;

г) ответственность должностных лиц органа исполнительной власти города Москвы, исполняющих государственную функцию, за несоблюдение ими требований административного регламента при выполнении административных процедур (действий);

д) осуществление отдельных административных процедур (действий) в электронной форме.

2.2. Разрабатываются текст административного регламента и при необходимости приложения к нему.

3. На третьем этапе осуществляются подготовка проекта нормативного правового акта Правительства Москвы об утверждении административного регламента и внесение его на рассмотрение Правительства Москвы в установленном порядке.

1. В административный регламент включаются следующие разделы:

а) общие положения;

б) требования к порядку исполнения государственной функции;

в) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;

г) порядок и формы контроля за исполнением государственной функции;

д) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также его должностных лиц.

1(1). В случае, если федеральными законами, принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами города Москвы исполнение государственной функции по осуществлению государственного регионального контроля (надзора) предусмотрено в форме систематического наблюдения, в административные регламенты дополнительно подлежат включению положения, устанавливающие:

1(1).1. Предмет систематического наблюдения.

1(1).2. Мероприятия, проводимые при осуществлении систематического наблюдения.

1(1).3. Основания для начала систематического наблюдения.

1(1).4. Результаты и порядок использования результатов систематического наблюдения.

1(1).5. Сроки, периодичность и иные особенности осуществления государственного регионального контроля (надзора) в форме систематического наблюдения.
(Пункт 1(1) дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 16 марта 2016 года N 90-ПП)

1(2). В случае, если федеральными законами, принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами города Москвы исполнение государственной функции по осуществлению государственного регионального контроля (надзора) предусмотрено в двух и более формах, раздел административного регламента, указанный в подпункте "в" пункта 1 настоящего раздела, включает в себя подразделы, регламентирующие состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, для каждой из форм исполнения государственной функции по осуществлению государственного регионального контроля (надзора).
(Пункт 1(2) дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 16 марта 2016 года N 90-ПП)

2. Административный регламент разрабатывается в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы на основе Типового административного регламента исполнения органами исполнительной власти города Москвы государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора), являющегося приложением к настоящему Порядку.

Приложение к Порядку. Типовой административный регламент исполнения органами исполнительной власти города Москвы государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора)

Приложение
к Порядку

1. Общие положения

1.1. Настоящий административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению

(указывается наименование государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с формулировкой соответствующего положения правового акта Российской Федерации, правового акта города Москвы, которым предусмотрена соответствующая государственная функция) (далее - государственная функция)*

________________

* Здесь и далее принятые сокращения используются для целей настоящего Типового административного регламента и не являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы при разработке административных регламентов.

устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) по исполнению государственной функции, а также порядок взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями и предприятиями, юридическими и физическими лицами при исполнении государственной функции (далее - Регламент)

1.2. Исполнение государственной функции осуществляется

(указывается наименование органа исполнительной власти города Москвы, исполняющего государственную функцию) (далее - орган власти, исполняющий государственную функцию)

на основании

(указывается правовой акт, в соответствии с которым орган власти, исполняющий государственную функцию, наделен полномочиями по ее осуществлению, с указанием реквизитов (вид, дата принятия, номер, наименование)

1.3. В целях, связанных с исполнением государственной функции, используются документы и информация, обрабатываемые, в том числе посредством межведомственного запроса, с использованием межведомственного информационного взаимодействия с:

(указываются органы исполнительной власти, государственные учреждения и организации, в том числе обладатели сведений, используемых при исполнении государственной функции, а также основания межведомственного взаимодействия (правовые акты, регламентирующие взаимодействие (сотрудничество), заключенные действующие соглашения о взаимодействии (сотрудничестве)

1.4. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с

(указывается перечень правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции, с указанием реквизитов (вид, дата принятия, номер, наименование)

1.5. Предметом государственной функции является

(указывается предмет государственной функции)

(указываются объекты, в отношении которых проводятся мероприятия, связанные с исполнением государственной функции в случае, если исполнение государственной функции осуществляется посредством систематического наблюдения, не требующего взаимодействия с юридическими лицами, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями)

1.7. Государственная функция осуществляется уполномоченными должностными лицами

(указываются формы осуществления государственной функции)

1.8. Уполномоченные должностные лица

(указывается орган власти, исполняющий государственную функцию)

(указываются права должностных лиц при исполнении ими государственной функции, установленные правовыми актами Российской Федерации)

1.9. Уполномоченные должностные лица

(указывается орган власти, исполняющий государственную функцию)

при исполнении государственной функции имеют право:

(указываются обязанности должностных лиц при исполнении ими государственной функции, установленные правовыми актами Российской Федерации)

при осуществлении

имеют право:

(указываются права лиц, в отношении которых проводятся мероприятия, связанные с исполнением государственной функции, установленные правовыми актами Российской Федерации)

(указываются лица, в отношении которых проводятся мероприятия, связанные с исполнением государственной функции)

при осуществлении

(указывается наименование государственной функции)

(указываются обязанности лиц, в отношении которых проводятся мероприятия, связанные с исполнением государственной функции, установленные правовыми актами Российской Федерации)

1.12. Результатом исполнения государственной функции является:

(указываются все возможные результаты исполнения государственной функции)

2. Требования к порядку исполнения государственной функции

2.1. Информация по вопросам исполнения государственной функции предоставляется

(указываются способы информирования, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте в сети Интернет, информационных стендах, посредством устного консультирования, по телефону, электронной почте, письменным сообщением на устное или письменное обращение, а также порядок получения информации заинтересованными лицами по вопросам исполнения государственной функции)

2.2. Местонахождение

(указывается наименование органа власти, исполняющего государственную функцию):

(указываются адрес местонахождения органа власти, исполняющего государственную функцию (территориальных подразделений): фактический и почтовый адрес для отправления документов и обращений)

2.3. График работы

(указывается наименование органа власти, исполняющего государственную функцию)

(указывается график работы органа власти, исполняющего государственную функцию (территориальных подразделений), в том числе приемные дни и часы по вопросу исполнения государственной функции (если он не совпадает с общим графиком работы)

(указываются справочные телефоны, телефоны "горячей линии", телефон приемной руководителя органа власти, исполняющего государственную функцию, наименование официального сайта организации в сети Интернет, адрес электронной почты)

2.5. Срок исполнения государственной функции составляет

(указывается общий срок исполнения государственной функции, установленный правовыми актами Российской Федерации и (или) правовыми актами города Москвы)

2.6. Срок исполнения государственной функции может быть продлен

(указываются случаи и продолжительность продления срока исполнения государственной функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) правовыми актами города Москвы)

2.7. Срок исполнения государственной функции может быть приостановлен

(указываются случаи, основания и срок приостановления исполнения государственной функции, если исполнение государственной функции может быть приостановлено в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и (или) правовыми актами города Москвы)

3. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме

3.1. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

(указывается исчерпывающий последовательный перечень административных процедур)

Могут быть указаны:

а) принятие решения о проведении мероприятий, связанных с исполнением государственной функции;

б) осуществление информирования лиц, в отношении которых будут проводиться мероприятия, связанные с исполнением государственной функции;

в) организация и проведение мероприятий, связанных с исполнением государственной функции;

г) формирование результатов мероприятий, связанных с исполнением государственной функции;

д) принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы мер по результатам проведения мероприятий, связанных с исполнением государственной функции.

(указывается наименование административной процедуры) (далее - административная процедура)

3.2.1. Основанием начала выполнения административной процедуры является

(указывается основание начала выполнения административной процедуры)

3.2.2. Должностным лицом, ответственным за выполнение административной процедуры, является

(указывается должность лица, ответственного за выполнение административной процедуры)

(указываются последовательные административные действия и решения с учетом требований к исполнению государственной функции, установленных соответствующим правовым актом Российской Федерации и (или) правовым актом города Москвы)

Могут быть указаны:

а) взаимодействие с иными органами и организациями, в том числе с учетом межведомственного электронного взаимодействия;

б) взаимодействие с лицами, в отношении которых проводятся мероприятия, связанные с исполнением государственной функции;

в) особенности совершения административных процедур (действий).

3.2.4. Максимальный срок выполнения административной процедуры составляет

(указывается максимальный срок выполнения административной процедуры)

3.2.5. Результатом выполнения административной процедуры является

(описывается каждый результат административной процедуры с указанием его формы, порядка (способа) передачи документов и (или) информации о нем, документов и информации, подтверждающих результат, которые могут являться основанием для начала исполнения следующей административной процедуры (действия) и (или) принятия решения)

3.2.6. Результат выполнения административной процедуры регистрируется (фиксируется) посредством

(указываются способы регистрации (фиксации) административных процедур (действий), в том числе в электронной форме, с использованием информационных систем и баз данных, оператором которых является орган власти, исполняющий государственную функцию)

4. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции

4.1. Контроль за исполнением государственной функции

(указывается орган власти, исполняющий государственную функцию)

осуществляется

(указывается орган власти и (или) должностное лицо, осуществляющий контроль за исполнением государственной функции)

4.2. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами

(указывается орган власти, исполняющий государственную функцию)

положений Регламента и иных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также принятием ими решений осуществляется руководителем

(указывается орган власти, исполняющий государственную функцию)

и уполномоченными им должностными лицами.

4.3. Перечень уполномоченных должностных лиц, осуществляющих текущий контроль, утверждается:

(указывается наименование правового акта органа, исполняющего государственную функцию)

4.4. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами

(указывается орган власти, исполняющий государственную функцию)

положений настоящего Регламента, иных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также принятыми в процессе исполнения государственной функции

решениями осуществляется путем

(указываются формы осуществления текущего контроля)

Могут быть указаны:

а) проведение правовой экспертизы проектов решений и документов, подготовленных в рамках исполнения государственной функции;

б) проведение проверок соблюдения последовательности действий, порядка принятия решений, определенных настоящим Регламентом.

4.5. Права и обязанности, перечень конкретных действий и решений в рамках осуществления государственной функции и персональная ответственность должностного лица органа власти, исполняющего государственную функцию, закрепляется в его должностном регламенте в соответствии с требованиями правовых актов Российской Федерации, правовых актов города Москвы.

4.6. При выявлении в ходе текущего контроля нарушений исполнения положений настоящего Регламента, иных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственной функции, должностные лица органа власти, исполняющего государственную функцию, ответственные за организацию работы по исполнению государственной функции, принимают меры по устранению таких нарушений, обеспечивают привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы.

5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия)

(указывается орган власти, исполняющий государственную функцию)

а также должностных лиц

(указывается орган власти, исполняющий государственную функцию)

5.1. Действия (бездействие) должностных лиц

(указывается орган власти, исполняющий государственную функцию)

а также принимаемые ими решения при исполнении государственной функции могут быть обжалованы в досудебном порядке.

5.2. Лица, в отношении которых проведены (проводятся) мероприятия, связанные с исполнением государственной функции (далее - заинтересованные лица), могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях (бездействии) должностных лиц органа власти, исполняющего государственную функцию, нарушении положений настоящего Регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики в орган власти, исполняющий государственную функцию, по телефонам, почтовым адресам, адресам электронной почты, при личном приеме в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы.

5.3. Ответ на жалобу (обращение) не дается в следующих случаях:

(указывается исчерпывающий перечень случаев, в которых ответ на жалобу (обращение) не дается)

5.4. Основанием для начала досудебного (внесудебного) обжалования является поступление в устной или письменной форме, в том числе в форме электронного документа, жалобы (обращения) от заинтересованного лица в

(указывается орган власти, исполняющий государственную функцию)

5.5. При рассмотрении жалобы (обращения) заинтересованные лица имеют право:

(указываются права заинтересованных лиц, установленные правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы)

5.6. Заинтересованные лица могут обратиться в досудебном (внесудебном порядке) с жалобой (обращением):

(указывается орган власти и (или) должностные лица, которым может быть направлена жалоба заинтересованных лиц)

5.7. Жалоба, поступившая в орган власти, исполняющий государственную функцию, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб (обращений),

в течение

со дня ее регистрации.

(указывается срок рассмотрения жалобы)

5.8. Срок рассмотрения жалобы (обращения) может быть продлен

(указывается исчерпывающий перечень оснований для продления срока рассмотрения жалобы (обращения)

5.9. По результатам рассмотрения жалобы (обращения) должностное лицо органа власти, исполняющего государственную функцию, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб (обращений), принимает одно из следующих решений:

(указываются решения, принимаемые должностным лицом органа власти, исполняющего государственную функцию, наделенным полномочиями по рассмотрение жалоб (обращений)

Приложение 2. Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления городских округов, поселений в городе Москве административных регламентов осуществления муниципального контроля

Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 17 апреля 2012 года N 146-ПП
(Дополнительно включено
постановлением Правительства Москвы
от 26 декабря 2012 года N 837-ПП)

Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления городских округов, поселений в городе Москве административных регламентов осуществления муниципального контроля

1. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает требования к разработке и утверждению администрациями городских округов, поселений в городе Москве (далее - администрация) административных регламентов осуществления муниципального контроля (далее - административный регламент).

2. Административным регламентом устанавливаются сроки и последовательность административных процедур (действий) администрации, органа администрации, уполномоченных на осуществление муниципального контроля (далее - администрация (орган администрации), а также порядок взаимодействия администрации (органа администрации) с органами государственной власти, иными органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и предприятиями, юридическими и физическими лицами при осуществлении муниципального контроля.

3. Проект административного регламента разрабатывается администрацией или по ее поручению органом администрации в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и настоящим Порядком.

4. Проект административного регламента разрабатывается на основе федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, муниципальных правовых актов, регулирующих порядок осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

5. Разработка проекта административного регламента осуществляется на каждый вид муниципального контроля, отнесенного законом города Москвы к вопросам местного значения городского округа, поселения в городе Москве.

6. Внесение изменений в административный регламент осуществляется в случае:

6.1. Изменения правовых актов Российской Федерации, правовых актов города Москвы, муниципальных правовых актов, регулирующих проведение муниципального контроля.

6.2. Изменения структуры администрации городского округа, поселения в городе Москве.

6.3. Необходимости совершенствования административных процедур (действий), основанной на результатах анализа практики применения административного регламента.

7. Внесение изменений в административный регламент осуществляется в порядке, установленном настоящим Порядком для разработки и утверждения административных регламентов осуществления муниципального контроля.

2. Этапы разработки проекта административного регламента

Разработка проекта административного регламента включает в себя три этапа.

1. На первом этапе:

1.1. Определяется перечень правовых актов Российской Федерации, правовых актов города Москвы, муниципальных правовых актов, регулирующих осуществление муниципального контроля.

1.2. Проводится анализ правовых актов Российской Федерации, правовых актов города Москвы, муниципальных правовых актов, регулирующих осуществление муниципального контроля.

1.3. Проводится анализ существующего порядка осуществления муниципального контроля.

2. На втором этапе:

2.1. Производится описание существующего процесса осуществления муниципального контроля (с выделением юридически значимых действий и решений).

2.2. Разрабатываются текст административного регламента и при необходимости приложения к нему. При разработке административного регламента предусматривается оптимизация осуществления муниципального контроля, в том числе:

1) упорядочение административных процедур (действий);

2) устранение избыточных административных процедур (действий);

3) сокращение сроков выполнения отдельных административных процедур (действий);

4) осуществление отдельных административных процедур (действий) в электронной форме.

2.3. Осуществляется подготовка проекта постановления администрации об утверждении административного регламента.

3. На третьем этапе осуществляются:

3.1. Независимая экспертиза проекта административного регламента.

3.2. Согласование проекта постановления администрации об утверждении административного регламента в порядке, предусмотренном для согласования проектов муниципальных правовых актов администрации.

3.3. Принятие постановления администрации об утверждении административного регламента.

3. Требования к административным регламентам

1. Наименование административного регламента формируется следующим образом: "Административный регламент осуществления ______________(указывается наименование администрации (органа администрации) муниципального_______________(указывается вид муниципального контроля в соответствии с формулировкой правового акта Российской Федерации и (или) правового акта города Москвы, устанавливающего данный вид контроля).

2. В административный регламент включаются следующие разделы:

1) общие положения;

2) информирование о порядке осуществления муниципального контроля;

3) административные процедуры при осуществлении муниципального контроля;

4) порядок и формы контроля за осуществлением муниципального контроля;

5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) администрации (органа администрации), а также ее (его) должностных лиц.

3. В разделе "Общие положения" указываются:

1) наименование вида муниципального контроля;

2) наименование администрации (органа администрации). Если в осуществлении контроля участвуют иные органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти города Москвы, а также организации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, то указываются все органы местного самоуправления, органы исполнительной власти и организации, участие которых необходимо при осуществлении муниципального контроля (далее - организации, участвующие в осуществлении муниципального контроля);

3) наименование и реквизиты правового акта, в соответствии с которым администрация (орган администрации) наделена полномочиями по осуществлению муниципального контроля;

4) перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих осуществление муниципального контроля, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования;

5) предмет муниципального контроля;

6) права и обязанности должностных лиц администрации (органа администрации) при осуществлении муниципального контроля;

7) права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по муниципальному контролю.

4. В разделе "Информирование о порядке осуществления муниципального контроля" указываются:

1) информация о месте нахождения и графике работы администрации (органа администрации), способы получения информации о месте нахождения и графиках работы организаций, участвующих в осуществлении муниципального контроля;

2) справочные телефоны администрации (органа администрации) и организаций, участвующих в осуществлении муниципального контроля;

3) адреса официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет администрации (органа администрации) и организаций, участвующих в осуществлении муниципального контроля, содержащих информацию о порядке осуществления муниципального контроля, адреса их электронной почты;

4) порядок получения заинтересованными лицами информации по вопросам осуществления муниципального контроля, сведений о ходе осуществления муниципального контроля;

5) порядок, форма и место размещения указанной в подпунктах 1-4 настоящего пункта информации, в том числе на стендах по месту нахождения администрации (органа администрации), а также на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет администрации (органа администрации) и организаций, участвующих в осуществлении муниципального контроля.

5. В разделе "Административные процедуры при осуществлении муниципального контроля" указываются:

1) исчерпывающий последовательный перечень административных процедур, исполняемых в рамках осуществления муниципального контроля;

2) описание каждой административной процедуры, исполняемой в рамках осуществления муниципального контроля.

6. Описание каждой административной процедуры содержит следующие обязательные элементы:

1) наименование административной процедуры;

2) основание для начала административной процедуры;

4) срок исполнения административной процедуры (при необходимости - сроки осуществления отдельных административных действий);

5) исчерпывающий перечень оснований для приостановления исполнения административной процедуры, сроки приостановления исполнения административной процедуры и порядок возобновления исполнения административной процедуры (при необходимости);

6) результат административной процедуры, способ его фиксации и порядок передачи результата, который может совпадать с юридическим фактом, являющимся основанием для начала исполнения следующей административной процедуры.

7. В разделе "Порядок и формы контроля за осуществлением муниципального контроля" указываются:

1) порядок и формы осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами администрации (органа администрации) положений административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению муниципального контроля, а также за принятием ими решений;

2) ответственность должностных лиц администрации (органа администрации) за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе осуществления муниципального контроля.

8. В разделе "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) администрации (органа администрации), а также ее (его) должностных лиц" указываются:

1) информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе проведения муниципального контроля;

2) предмет досудебного (внесудебного) обжалования;

3) перечень должностных лиц администрации (органа администрации), которым может быть направлена жалоба для рассмотрения в досудебном (внесудебном) порядке;

4) основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования;

5) исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается;

6) права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы;

7) сроки рассмотрения жалобы;

8) результат рассмотрения жалобы с указанием решений, принимаемых должностным лицом администрации (органа администрации) по результатам рассмотрения жалобы.

4. Организация независимой экспертизы проектов административных регламентов

1. Проекты постановлений администрации об утверждении административных регламентов, в том числе проекты, предусматривающие внесение изменений в административный регламент (далее - проект административного регламента), подлежат независимой экспертизе.

Предметом независимой экспертизы проекта административного регламента является оценка в инициативном порядке физическими и юридическими лицами возможного положительного эффекта, а также возможных негативных последствий реализации положений административного регламента для граждан и организаций.

Независимая экспертиза не может проводиться физическими и юридическими лицами, принимавшими участие в разработке проекта административного регламента, а также организациями, находящимися в ведении администрации (органа администрации), являющейся (являющегося) разработчиком административного регламента.

2. В целях проведения независимой экспертизы администрация (орган администрации), являющаяся (являющийся) разработчиком административного регламента, размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет проект административного регламента. При размещении проекта административного регламента указываются:

1) дата размещения на сайте проекта административного регламента;

2) дата окончания срока проведения независимой экспертизы;

3) почтовый адрес и адрес электронной почты для направления заключений независимой экспертизы.

3. Срок проведения независимой экспертизы составляет один месяц со дня размещения проекта административного регламента на официальном сайте администрации (органа администрации), являющейся (являющегося) разработчиком административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

4. В течение пяти рабочих дней, следующих за днем окончания срока проведения независимой экспертизы, администрация (орган администрации), являющаяся (являющийся) разработчиком административного регламента, обязана (обязан) рассмотреть поступившие заключения независимой экспертизы и принять решение по результатам каждой независимой экспертизы.

5. В случае принятия решения об учете (частичном учете) замечаний, указанных в заключениях независимой экспертизы, администрация (орган администрации), являющаяся (являющийся) разработчиком административного регламента, осуществляет доработку проекта административного регламента в течение недели после принятия решения.

5. Утверждение административных регламентов

1. После завершения процедуры независимой экспертизы и процедуры согласования, установленной для проектов муниципальных правовых актов администрации, административный регламент утверждается постановлением администрации и подлежит опубликованию (обнародованию) в порядке, предусмотренном для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов администрации.

2. Утвержденные административные регламенты подлежат размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и на информационных стендах администрации (органа администрации) в течение недели после даты их утверждения.


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О порядке разработки и утверждения в городе Москве административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов осуществления муниципального контроля (с изменениями на 6 декабря 2016 года)

Название документа: О порядке разработки и утверждения в городе Москве административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов осуществления муниципального контроля (с изменениями на 6 декабря 2016 года)
Номер документа: 146-ПП
Вид документа: Постановление Правительства Москвы
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Действующий
Опубликован: Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 25, 01.05.2012
Дата принятия: 17 апреля 2012
Дата начала действия: 17 апреля 2012
Дата редакции: 06 декабря 2016
Похожие публикации