Законы. Законодательная база российской федерации Статья 15 закона 28 о гражданской обороне
12 февраля 1998 года N 28-ФЗРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ
Принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года Одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года
(в ред. Федерального закона от 09.10.2002 N 123-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также силы и средства гражданской обороны.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Служба гражданской обороны - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Гражданские организации гражданской обороны - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально - производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Статья 2. Задачи в области гражданской обороны
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
Проведение аварийно - спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
Срочное захоронение трупов в военное время;
Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Статья З. Правовое регулирование в области гражданской обороны
1. Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Принципы организации и ведения гражданской обороны
1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально - производственному принципу.
2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Статья 5. Полномочия Президента Российской Федерации
Президент Российской Федерации:
Определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны; (абзац введен Федеральным законом от 09.10.2002 N 123-ФЗ)
Утверждает План гражданской обороны Российской Федерации;
Вводит в действие План гражданской обороны Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;
Утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск гражданской обороны, утверждает Положение о войсках гражданской обороны;
Осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации:
Обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;
Руководит организацией и ведением гражданской обороны;
Издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;
Определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций - к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;
Определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; (абзац введен Федеральным законом от 09.10.2002 N 123-ФЗ)
Определяет порядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; (абзац введен Федеральным законом от 09.10.2002 N 123-ФЗ)
Определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
Осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.
Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
Принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций и контролируют их выполнение;
Разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;
Осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
Создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; (в ред. Федерального закона от 09.10.2002 N 123-ФЗ)
Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствующих территориях:
Организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны;
Осуществляют меры по поддержанию сил гражданской обороны, органов управления гражданской обороной в состоянии постоянной готовности;
Организуют подготовку гражданских организаций гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и объекты гражданской обороны; (в ред. Федерального закона от 09.10.2002 N 123-ФЗ)
Проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
Проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
Создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
Осуществляют контроль за состоянием гражданской обороны.
Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны
1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
Планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
Проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
Осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
Создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
2. Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают гражданские организации гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. Порядок определения таких организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны
Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 утверждено Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны.
Проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
Оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.
Глава IV. РУКОВОДСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ
Статья 11. Руководство гражданской обороной
1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций.
3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.
4. Начальники гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях.
5. Начальники гражданской обороны в пределах своих полномочий и в установленном порядке имеют право:
Вводить в действие соответствующие планы гражданской обороны;
Принимать решения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
Издавать приказы по вопросам гражданской обороны.
Статья 12. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной
1. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:
Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и его территориальные органы, созданные в установленном порядке;
Структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;
Структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. По согласованию между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и субъектом Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут создаваться органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации, территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне.
Указанные органы комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, средства на содержание которых выделяются из федерального бюджета, и гражданским персоналом, средства на содержание которого выделяются из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Руководители указанных органов назначаются руководителем федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих войск гражданской обороны по согласованию с начальниками гражданской обороны субъектов Российской Федерации, территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны
В целях осуществления государственной политики в области гражданской обороны Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и возлагает на него осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, имеет свои территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.
Полномочия федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 14. Службы гражданской обороны
1. Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы гражданской обороны, а также службы гражданской обороны организаций.
2. Решения о создании служб гражданской обороны принимаются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций в соответствии с их полномочиями.
Положения о службах гражданской обороны утверждаются соответствующими начальниками гражданской обороны.
КонсультантПлюс: примечание.
Приказом Минздрава РФ от 03.07.2000 N 242 утверждено Положение о федеральной медицинской службе гражданской обороны.
Глава V. СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Статья 15. Силы гражданской обороны
1. Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.
2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.
3. Аварийно - спасательные службы и аварийно - спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Основы деятельности войск гражданской обороны
1. На вооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.
2. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.
3. Военнослужащие войск гражданской обороны могут проходить службу в федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны, и иных органах, осуществляющих управление гражданской обороной, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Деятельность войск гражданской обороны, комплектование их военнослужащими войск гражданской обороны и гражданским персоналом, социальная защита военнослужащих войск гражданской обороны и членов их семей, а также финансирование деятельности войск гражданской обороны осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ.
Статья 17. Гражданские организации гражданской обороны
1. Гражданские организации гражданской обороны создаются организациями, указанными в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона. Порядок создания и деятельности гражданских организаций гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
2. В гражданские организации гражданской обороны могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II или III группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 18. Финансирование мероприятий по гражданской обороне
1. Финансирование мероприятий по гражданской обороне осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, в том числе на создание и содержание запасов материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны
Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Вернутся в раздел
организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
В пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны;
Организуют подготовку населения в области гражданской обороны;
Создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
Планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
Планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
Создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
Определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
Проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
Проводят подготовку населения в области гражданской обороны;
Создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
Проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
Проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
Создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;
Обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
В пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения;
Определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
Судебная практика по статье 8 ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ
Решение от 22 апреля 2019 г. по делу № А58-1134/2019
Арбитражный суд Республики Саха (АС Республики Саха)
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) улица Курашова, дом 28, бокс 8 , г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ город Якутск 22 апреля 2019 года Дело № А58-1134/2019 Резолютивная часть решения объявлена 17.04....
Решение от 22 апреля 2019 г. по делу № А31-9660/2018
Арбитражный суд Костромской области (АС Костромской области)
Гражданской обороне отнесены мероприятия по подготовке и защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий и возникновении чрезвычайных ситуаций. В силу части 1 статьи 8 Федерального закона «О гражданской обороне» создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных...
Решение от 25 марта 2019 г. по делу № А04-10300/2018
Арбитражный суд Амурской области (АС Амурской области)
28-ФЗ) установлено, что обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования. Пунктом 2 статьи 8 Закона N 28-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образование поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещение населения об опасностях, ...
Решение № 2А-475/2019 2А-475/2019~М-225/2019 М-225/2019 от 19 марта 2019 г. по делу № 2А-475/2019
Решение № 2А-490/2019 2А-490/2019~М-233/2019 М-233/2019 от 19 марта 2019 г. по делу № 2А-490/2019
Моршанский районный суд (Тамбовская область) - Гражданские и административные
Закона «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципе приоритета мер предупреждения терроризма. В соответствии с ч. 7.1 и ч.1 8 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся участие в...
Решение от 4 марта 2019 г. по делу № А39-9460/2018
Арбитражный суд Республики Мордовия (АС Республики Мордовия)
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Согласно пунктам 1 и 7 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены...
Постановление от 1 марта 2019 г. по делу № А60-70688/2017
Арбитражный суд Уральского округа (ФАС УО) - Гражданское
Суть спора: Купля-продажа - Недействительность договора
2015 № 2592/46/36, а также положения Устава МДОУ - Детский сад компенсирующего вида № 233, утвержденного приказом управления образования администрации г. Екатеринбурга от 20.01.2006 № 8 - у, и действующего в период заключения оспариваемого договора, установил, что таких ограничений в нем не имеется. Напротив, заключение оспариваемого договора, предусматривающего обязательства образовательного учреждения сохранять защитные сооружения, ...
О гражданской обороне
Настоящий Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также силы и средства гражданской обороны.
Глава I. Общие положения
Основные понятия
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
служба гражданской обороны - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий;
гражданские организации гражданской обороны - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Задачи в области гражданской обороны
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
срочное захоронение трупов в военное время;
разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Правовое регулирование в области гражданской обороны
1. Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Принципы организации и ведения гражданской обороны
1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально-производственному принципу.
2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Глава II. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны
Федеральным законом от 9 октября 2002 г. N 123-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 5. Полномочия Президента Российской Федерации
Президент Российской Федерации:
определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны;
утверждает План гражданской обороны Российской Федерации;
вводит в действие План гражданской обороны Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;
утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск гражданской обороны, утверждает Положение о войсках гражданской обороны;
осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия Правительства Российской Федерации
Федеральным законом от 9 октября 2002 г. N 123-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
Правительство Российской Федерации:
обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;
руководит организацией и ведением гражданской обороны;
издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;
определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций - к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;
определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
определяет порядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны
Федеральным законом от 9 октября 2002 г. N 123-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального закона внесены изменения
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций и контролируют их выполнение;
разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;
осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Глава III. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны
Федеральным законом от 9 октября 2002 г. N 123-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствующих территориях:
организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны;
осуществляют меры по поддержанию сил гражданской обороны, органов управления гражданской обороной в состоянии постоянной готовности;
организуют подготовку гражданских организаций гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и объекты гражданской обороны;
проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
осуществляют контроль за состоянием гражданской обороны.
Полномочия организаций в области гражданской обороны
1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
2. Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают гражданские организации гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. Порядок определения таких организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны
Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.
Глава IV. Руководство гражданской обороной
Руководство гражданской обороной
1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций.
3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.
4. Начальники гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях.
5. Начальники гражданской обороны в пределах своих полномочий и в установленном порядке имеют право:
вводить в действие соответствующие планы гражданской обороны;
принимать решения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
издавать приказы по вопросам гражданской обороны.
Органы, осуществляющие управление гражданской обороной
1. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:
федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и его территориальные органы, созданные в установленном порядке;
структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;
структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 51-ФЗ в пункт 2 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения
2. По согласованию между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и субъектом Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут создаваться органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации, территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне.
Указанные органы комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы, средства на содержание которых выделяются из федерального бюджета, и гражданским персоналом, средства на содержание которого выделяются из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Руководители указанных органов назначаются руководителем федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих войск гражданской обороны, лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы по согласованию с начальниками гражданской обороны субъектов Российской Федерации, территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны
В целях осуществления государственной политики в области гражданской обороны Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и возлагает на него осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, имеет свои территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.
Полномочия федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, определяются Правительством Российской Федерации.
Службы гражданской обороны
1. Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы гражданской обороны, а также службы гражданской обороны организаций.
2. Решения о создании служб гражданской обороны принимаются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций в соответствии с их полномочиями.
Положения о службах гражданской обороны утверждаются соответствующими начальниками гражданской обороны.
Глава V. Силы гражданской обороны
Силы гражданской обороны
1. Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.
2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.
3. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основы деятельности войск гражданской обороны
1. На вооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.
2. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.
3. Военнослужащие войск гражданской обороны могут проходить службу в федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны, и иных органах, осуществляющих управление гражданской обороной, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Деятельность войск гражданской обороны, комплектование их военнослужащими войск гражданской обороны и гражданским персоналом, социальная защита военнослужащих войск гражданской обороны и членов их семей, а также финансирование деятельности войск гражданской обороны осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Гражданские организации гражданской обороны
1. Гражданские организации гражданской обороны создаются организациями, указанными в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона. Порядок создания и деятельности гражданских организаций гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
2. В гражданские организации гражданской обороны могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II и III группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.
Глава VI. Заключительные положения
Финансирование мероприятий по гражданской обороне
1. Финансирование мероприятий по гражданской обороне осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, в том числе на создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны
Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль
Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ(ред. от 29.06.2015)"О гражданской обороне"
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ
Государственной Думой
Советом Федерации
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 09.10.2002 N 123-ФЗ,
От 19.06.2004 N 51-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
От 19.06.2007 N 103-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ,
От 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 23.12.2010 N 377-ФЗ,
От 02.07.2013 N 158-ФЗ, от 28.12.2013 N 404-ФЗ,
От 29.06.2015 N 171-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
(преамбула в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне - формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Управление гражданской обороной - целенаправленная деятельность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, по организации подготовки к ведению и ведению гражданской обороны;
Система управления гражданской обороной - составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной.
(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 171-ФЗ)
Статья 2. Задачи в области гражданской обороны
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 171-ФЗ)
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
Подготовка населения в области гражданской обороны;
Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
Срочное захоронение трупов в военное время;
Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Статья 3. Правовое регулирование в области гражданской обороны
1. Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 171-ФЗ)
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Принципы организации и ведения гражданской обороны
1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
3. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Статья 5. Полномочия Президента Российской Федерации
Президент Российской Федерации:
Определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны;
Утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
Вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Утверждает структуру, состав спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала указанных воинских формирований и положение о спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 23.12.2010 N 377-ФЗ)
Осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации:
Обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;
Руководит организацией и ведением гражданской обороны;
Издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;
Определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций - к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;
Определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
(абзац введен Федеральным законом от 09.10.2002 N 123-ФЗ)
Определяет порядок подготовки населения в области гражданской обороны;
(в ред. Федеральных законов от 19.06.2007 N 103-ФЗ, от 29.06.2015 N 171-ФЗ)
Определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
Осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.
Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
Принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;
Разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств;
(в ред. Федеральных законов от 19.06.2007 N 103-ФЗ, от 28.12.2013 N 404-ФЗ)
Осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
(в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)
Создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
Определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.
(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 171-ФЗ)
Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРАВА
И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
Организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
В пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 404-ФЗ)
Организуют подготовку населения в области гражданской обороны;
(в ред. Федеральных законов от 19.06.2007 N 103-ФЗ, от 29.06.2015 N 171-ФЗ)
Создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 158-ФЗ, от 29.06.2015 N 171-ФЗ)
Планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
Планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
Создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
Определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.
(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 171-ФЗ)
2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
Проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
Проводят подготовку населения в области гражданской обороны;
(в ред. Федеральных законов от 19.06.2007 N 103-ФЗ, от 29.06.2015 N 171-ФЗ)
Создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 158-ФЗ, от 29.06.2015 N 171-ФЗ)
Проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
Проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
Создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;
Обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 158-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 171-ФЗ)
В пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения;
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 404-ФЗ)
Определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 171-ФЗ)
Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны
1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
Планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
Проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
Осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;
(в ред. Федеральных законов от 19.06.2007 N 103-ФЗ, от 29.06.2015 N 171-ФЗ)
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 404-ФЗ;
Создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
2. Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 404-ФЗ)
3. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.
(п. 3 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 404-ФЗ)
Статья 10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны
Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
Проходят подготовку в области гражданской обороны;
(в ред. Федеральных законов от 19.06.2007 N 103-ФЗ, от 29.06.2015 N 171-ФЗ)
Принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
Оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.
Глава IV. РУКОВОДСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ
Статья 11. Руководство гражданской обороной
1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 19.06.2007 N 103-ФЗ)
5. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Статья 12. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;
2) территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются военнослужащими спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, лицами начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданским персоналом.
Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих спасательных воинских формирований этого федерального органа исполнительной власти, лиц начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданского персонала, за исключением лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 223-ФЗ)
3) структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;
4) структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
В целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.
Статья 14. Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Глава V. СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Статья 15. Силы гражданской обороны
1. Силы гражданской обороны - спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 28.12.2013 N 404-ФЗ)
2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.
3. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
(п. 4 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 404-ФЗ)
5. Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
(п. 5 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 404-ФЗ)
Статья 16. Основы деятельности спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 223-ФЗ)
1. На вооружении спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.
2. Военнослужащим спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.
3. Военнослужащие спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, могут проходить службу на воинских должностях или не на воинских должностях в указанном федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и организациях.
4. Деятельность спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, комплектование их военнослужащими и гражданским персоналом (федеральными государственными гражданскими служащими и работниками), социальная защита военнослужащих и членов их семей, а также финансирование деятельности указанных воинских формирований осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 377-ФЗ)
5. Деятельность спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Статья 17. Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 18. Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
1. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе содержание спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, является расходным обязательством Российской Федерации.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 223-ФЗ)
2. Обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
3. Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.
4. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.
(п. 4 введен Федеральным законом от 19.06.2007 N 103-ФЗ)
Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны
Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
Гражданская оборона (ГО) представляет собой совокупность мер, направленных на подготовку к защите и на обеспечение охраны гражданам России, материальных и культурных ценностей страны. Охрана и проводится от различного рода опасностей, возникающих из-за:
- военных действий;
- чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Данная организация является важной составляющей частью обороны страны, регулируются ее действия Федеральным Законом № 28 « «.
Закон РФ «О гражданской обороне» был принят 26 декабря 1997 года депутатами Государственной Думы. Члены Совета Федерации одобрили законопроект 28 декабря того же года. А в законную силу документ вступил 12 февраля 1998 года.
Состоит закон из 6 глав и 20 статей:
- Глава 1 — описывает общие положения закона — основные понятия, правовое регулирование и т.д.;
- Глава 2 — описывает сферу деятельности государственных органов власти, участвующих в гражданской обороне, а также и их полномочия;
- Глава 3 — указывает на перечень полномочий органов исполнительной власти;
- Глава 4 — обуславливает руководящие посты по гражданской обороне;
- Глава 5 — содержит положения и силах ГО;
- Глава 6 — характеризует заключительные положения.
Данный закон регламентирует задачи, исходя из которых осуществляется правовая защита жителей РФ. Также регулирует правовые основы и полномочия органов государственной власти.
Во 2-ой статье настоящего закона «О гражданской обороне» содержатся следующие задачи:
- подготовить людей к гражданской обороне;
- производить меры, направленные на оповещение граждан о надвигающейся угрозе, вследствие возникновения военного конфликта или из-за природной катастрофы;
- при возникновении риска, для благополучия граждан и материальных ценностей, следует немедленно осуществлять эвакуацию в другие районы, находящиеся вне опасности;
- предоставить всем гражданам средства индивидуальной защиты;
- выполнение мер, направленных на световую и иные маскировки;
- при случившейся чрезвычайной ситуации (военный конфликт, стихийное бедствие), осуществить аварийно-спасательные работы;
- срочность первоочередного жизнеобеспечения пострадавших жителей;
- обязанность бороться с пожарами, возникающих из-за военных действий;
- выявление и проставление маркировки на районы, подвергшиеся радиоактивному, химическому, биологическому заражению;
- разработка и проведение мероприятий по санитарной обработке жителей, зданий, сооружений, техники, территорий;
- разрабатывать способы восстановления и поддержания порядка в местах, пострадавших от стихийных бедствий и военных конфликтов;
- проводить своевременные восстановительные работы для надлежащего функционирования коммунальных служб в военное время;
- проводить захоронение убитых людей при действиях военного характера;
- приведение к работоспособности организаций, необходимых для выживания населения;
- обеспечивание в постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Федеральный Закон № 28 «О гражданской обороне» в 4 статье описывает принципы организации гражданской защиты. В качестве принципов выступают:
- проведение мер по гражданкой охране — составляет одну из самых важных функций государства для обеспечения безопасности страны в целом;
- государство подготавливается к потенциальному наступлению чрезвычайных ситуаций заблаговременно в мирное время. Делается это для того, чтобы при неожиданном возникновении опасности государство смогло предоставить защиту;
- гражданская оборона начинает свою охранную деятельность после объявления Президентом РФ военного положения или с наступлением чрезвычайных ситуаций.
Задачи и принципы Закона «О гражданской обороне» периодически подвергались изменениям, дополнениям и внесением поправок. Последняя редакция законопроекта была принята 30 декабря 2015 года.
Обязанности граждан РФ в соответствии с ФЗ «О гражданской обороне»
При возникновении опасных ситуаций военного или природного характера, каждый человек обязан выполнять некоторые действия. Законные права и обязанности жителей РФ указаны в 10-ой статье ФЗ №28. По закону, граждане обязаны:
- пройти полную подготовку в сфере ГО;
- стать участником мероприятий по ГО;
- оказать помощь и содействие органам гос. власти при организации и реализации задач по ГО.
Гражданская оборона состоит из трех ступеней:
- 1 ступень — подготовление. Суть состоит в создании убежищ и резервов, в донесении обучающей информации до специалистов и рядовых граждан, организовываются системы предупреждения связи;
- 2 ступень — реагирование. Данная стадия наступает в случае возникновения опасности, заключается она в экстренном оповещении, эвакуации и в предоставлении медицинской помощи;
- 3 ступень — восстановление. Она заключается в проведении мер, направленных на устранение последствий от военного конфликта или стихийного бедствия.
Скачать 28 ФЗ «О гражданской обороне»
По закону о гражданской безопасности, в качестве мероприятий по защите страны, граждан и экономических объектов РФ, выступают:
- своевременное донесение до населения информации об угрозе нападения противника, о стихийных бедствиях и о совершении необходимых действий в чрезвычайной ситуации;
- предоставление населению укрытия в специальных сооружениях для их защиты;
- проведение действий с населением — эвакуация, рассредоточение и перевоз граждан на безопасные территории;
- проводить защитные меры, направленные на защиту продовольствия, сооружений на системах водоснабжения, на охрану сельскохозяйственных животных;
- предоставить населению инструкцию по способам защиты в чрезвычайной ситуации;
- охранять жизнь, здоровье и свободу граждан на всей территории РФ;
- проведение дифференцированной защиты с учетом природного и экономического характера и степени возникновения опасности;
- заранее составлять планы по защите и устранению опасности в кратчайшие сроки.
Чтобы знать каким образом проводятся мероприятия по защите населения, необходимо обратиться к полной версии закона. Скачать последнюю редакцию ФЗ «О гражданской обороне» можно по
Последние изменения
Все законы требуют периодического пересмотра с целью внесения в них изменений, дополнений и поправок. В закон «О гражданской обороне» последние изменения были внесены 30 декабря 2015 года.
Ст 1 Федерального Закона «О гражданской обороне»
Положения первой статьи настоящего закона указывают на перечень основных понятий. В тексте статьи рассматривается значение фраз — гражданская оборона, мероприятия по ГО, система управления ГО и т. д. В декабре 2015 в 1 статью были внесены дополнения. В новой редакции появились определения следующим понятиям — подготовка населения в области ГО, организации, отнесенные к ГО.
Ст 4.1 Федерального Закона № 28 об обороне
До 30.12.15 статьи 4.1 не существовало. При издании новой редакции первая глава была дополнена данной статьей. Общее содержание нововведения заключается в координации деятельности органов управления ГО. На уровне Федерации координацию осуществляет Национальный центр управления в кризисных ситуациях.
Статья 12 Федерального Закона № 28
Положения данной статьи описывают органы, которые управляют гражданской обороной. Управляющими органами являются:
- фед. орган исполнительной власти, имеющий соответствующие полномочия;
- территориальные органы — региональные центры, отвечающие за ведение гражданской обороны;
- фед. подразделения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, имеющие компетенцию в гражданской обороне;
- работники организаций, которые вправе принимать решения по задачам гражданской обороны.
Изменения были внесены в п 3 ст 12. При новой редакции 3 пункт был дополнен фразой «и органов местного самоуправления».