Федеральная служба войск национальной гвардии правительство. Новая форма Национальной гвардии РФ (Росгвардии)

Национальная Гвардия России (полное название Федеральная служба войск национальной гвардии РФ) представляет собой орган исполнительной власти, сформированный на основании ВВ МВД РФ. НГ призвана обеспечивать надлежащий уровень государственной и общественной безопасности, стоять на страже правопорядка, законности и конституционного строя. Президентский Указ №157, в котором содержалось постановление о формировании войск Национальной гвардии РФ, вступил в силу 5 апреля 2016 года.

Национальная гвардия России – новая сила на страже общественного порядка

В России НГ как таковая никогда не существовала. Первое упоминание о возможности её образования возникло в 2002 году. Тогда было сказано, что НГ должна стать правопреемницей ВВ МВД. А в 2012 году в печати появилась информация, что в Минобороны уже началось обсуждение концепции создания НГ и планируется, что в её состав будут входить войска МВД, ВДВ, ВВС, ВМФ и МЧС.

В 2014 году предложение относительно образования Нацгвардии РФ появилась на интернет-портале РОИ – Российской общественной инициативы. В опросе принимали участие все желающие граждане РФ, и результат был многоговорящим – большинство поддержало предложение.

Мнение народа и государства совпало, тем более что, по словам Президента РФ, реформирование ВВ МВД РФ обсуждалось уже давно. Результатом подобной работы стало принятие Президентского Указа от 05.04.2016, согласно которому в России создавалась новая государственная силовая структура из состава ВВ МВД. Данный правовой акт содержит основные положения относительно формирования, структуры и полномочий Нацгвардии РФ.

Подобное решение было целесообразно и вполне закономерно, ведь аналогичные войсковые образования имеются во многих странах, среди которых США, Латвия, Испания, Украина, Грузия и др. Появление НГ в России было вопросом времени. Кроме того, принципиальным значением обладает тот факт, что гвардия пребывает в непосредственном подчинении у Президента страны, а не у главы МВД, как прочие направления внутренних войск.

Состав и структура Национальной Гвардии РФ

Виктор Васильевич Золотов (Генерал армии) — Директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (с 5 апреля 2016 года)

Сергей Викторович Бунин (Генерал-Полковник) — Начальник Главного штаба войск национальной гвардии Российской Федерации (с 5 апреля 2016 года)

В. Путин в своих комментариях относительно принятого Указа отметил, что НГ создалась с целью борьбы с терроризмом и организованной преступностью, и будет работать в тесном взаимодействии с МВД РФ, а также выполнять функции, которые ранее были возложены непосредственно на ОМОН и СОБР.

Во главе войск Национальной гвардии РФ поставлен В. Золотов, который до момента вступления в новую должность занимал пост главнокомандующего ВВ МВД РФ. Его новое назначение тождественно статусу федерального министра.

Целью Росгвардии является оптимизация и повышение эффективности деятельности МВД РФ, а также рационализация бюджетных средств на содержание силовых структур. Последний факт обусловлен тем, что для формирования отрядов Нацгвардии не требуется набор дополнительных войск. Они образуются из сотрудников действующих подразделений силовых структур МВД РФ.

Помимо СОБРа и ОМОНа в состав НГ России входят:

Вневедомственная охрана МВД РФ;
Авиация МВД РФ;
ФГУП «Охрана»;
Подразделения МВД по контролю над оборотом оружия и охранной деятельностью частного порядка.

Численность НГ РФ может составить 400 тыс. человек. Переход сотрудников МВД в ряды Нацгвардии осуществляется при полном сохранении имеющихся у них наград и социальных гарантий. Примечательно, что дабы уравновесить подобный отток людей из структуры МВД, глава государства принял решение перевести ФМС и службу наркоконтроля, которые ранее являлись обособленными структурами, в состав МВД.

Функции и полномочия Росгвардии

Функции у Нацгвардии РФ весьма широкие:

Поддержание общественного порядка;
Ведение полномасштабной борьбы с террористическими и экстремистскими группировками и образованиями;
Территориальная оборона страны;
Защита государственных объектов и особо важных грузов;
Помощь ФСБ при организации защиты пограничных территорий;
Регулирование и контроль частной охранной деятельности;
Ведение вневедомственной охраны;
Противостояние организованной преступности;
Реализация политики государства в сфере оружейного оборота;
Пресечение несанкционированных масштабных акций и др.

Помимо этого, очевидно, что в случае введения военного положения на гвардию будет возложены задачи по организации тыловой защиты и охраны коммуникаций страны, противодействие диверсионно-разведывательным группам, несение гарнизонной службы и т.д. Проще говоря, главной задачей НГ является защита страны от внешних и внутренних врагов и охрана конституционного порядка, а также прав и свобод граждан России.

Исторический экскурс

Интересным является тот факт, что в нашем государстве уже предпринималась попытка образования Нацгвардии. В нелёгком для страны 1991 году, Б. Ельциным на августовской сессии Верховного Совета была выдвинута инициатива создания Российской гвардии с целью обеспечения защиты конституционного строя и предоставления обществу гарантий законности и правопорядка. Для разработки концепции будущей структуры была сформирована комиссия из народных депутатов, представителей силовых структур и государственных комитетов под руководством вице-президента А. Руцкого.

Разработчики делали упор на параллельное существование нового вида войск с ВС СССР, правоохранительными структурами СССР и РСФСР и другими органами госвласти. Работа над проектом длилась 2 месяца, после чего комиссия представила Б. Ельцину общую структуру будущей гвардии, которая включала в себя организационные основы, места дислокации, состав штаба управления, спецотделов, бригад и проч. Планировалось, что формирование войск будет осуществляться из оперативных частей ВВ МВД РСФСР.

На Верховном Совете представленные разработки были одобрены большинством присутствующих. Однако до официального утверждения дело так и не дошло. Напряжённая ситуация в стране и противостояние оппозиций отодвинули на задний план проект по созданию народной гвардии. Тем более что очень быстро внимание государственных деятелей переключилось на новую структуру – МЧС.

Как бы там ни было, всему своё время. Тогда создание подобных войск было преждевременно и нецелесообразно ввиду нестабильной обстановки внутри страны. Теперь время для организации новой силы, которая будет стоять на страже правопорядка и справедливости, настало. Теперь у России есть своя Национальная гвардия.

5 апреля вышел Указ президента России Владимира Путина о создании в РФ Национальной гвардии на базе Внутренних войск МВД, который сразу стал одной из самых обсуждаемых тем в российском Интернете.

По мнению многих обозревателей, создание Нацгвардии отражает степень обеспокоенности Кремля среднесрочными перспективами, которые требуют усиления силового контроля внутри страны, отсюда и создание подобной структуры с весьма высокими полномочиями (гораздо выше, чем у Внутренних войск).

На встрече с главой МВД Владимиром Колокольцевым, главой ФСКН Виктором Ивановым и командующим Внутренними войсками МВД Виктором Золотовым президент сказал, что Национальная гвардия создается в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Ее приоритетной задачей станет борьба с терроризмом и организованной преступностью. Она будет работать в тесном контакте с МВД и продолжит исполнять те функции, которые исполняли подразделения ОМОНа и СОБРа.

В Нацгвардию включены органы управления и подразделения МВД, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности; вневедомственная охрана, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны МВД (ЦСНВО); специальные отряды быстрого реагирования (СОБР); отряды мобильные особого назначения (ОМОН); центр специального назначения сил оперативного реагирования МВД, а также, авиационные подразделения МВД. ФГУП «Охрана» МВД России указом президента также передается в ведение Национальной гвардии.

Преобразовывая в Нацгвардию, президент одновременно принял решение о подчинении МВД Федеральной миграционной службы (ФМС) и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). То есть, аппаратный вес глав ФМС и ФСКН немного снижается, в то время как вес будущего главы Нацгвардии увеличивается и становится сопоставимым с министерским, хотя, с учетом близости Виктора Золотова к президенту, его аппаратный вес был очень серьезным и ранее. Золотов занимал пост начальника службы безопасности президента РФ с 2000 года, то есть с первого года прихода Владимира Путина к власти.

Данный статус главы Нацгвардии подтвержден и указом президента: «Директор Федеральной службы войск Национальной гвардии, его первые заместители и заместители приравниваются по статусу, размерам оплаты труда, условиям социального и медицинского обеспечения к федеральному министру, его первому заместителю и заместителям». Назначенный на пост главы Нацгвардии Виктор Золотов, также стал постоянным членом Совета безопасности России.

Таким образом, Владимир Путин, с одной стороны, вывел из системы МВД силовые структуры, аналогично тому, как это сделано в тех же США, с другой — отдал в МВД те два направления, которые, так или иначе, связаны с обеспечением общественной безопасности, - миграционный учет и борьбу с наркотиками.

Стоит отметить, что по численности вооруженных бойцов Нацгвардия станет второй после армии силовой структурой страны: во Внутренних войсках служит около 170 тыс. человек, в отрядах ОМОНа и СОБРа - около 30 тыс. человек, а численность вневедомственной охраны, ФГУП «Охрана» и лицензионно-разрешительных подразделений - порядка 200 тыс. человек. Что, естественно, говорит о весе Нацгвардии среди других силовых структур страны.

Как отмечает бывший главком Внутренних войск, бывший глава МВД Анатолий Куликов, важным дополнением к функциям Внутренних войск у создаваемой Нацгвардии будет функция оперативно-розыскной деятельности: «Внутренние войска не являлись субъектом оперативно-розыскной деятельности (ОРД), поскольку не было закона на этот счет. Но она использовалась, например, при проведении контртеррористических операций, операций по поиску и ликвидации ДРГ, преступных групп, вооруженных преступников. Сейчас, естественно, войсковая разведка Национальной гвардии станет субъектом оперативно-розыскной деятельности, потому что в борьбе с экстремизмом, терроризмом без этого нельзя. Это сделает гвардию полноценной спецслужбой».

Таким образом, можно отметить, что реформа МВД с образованием новой и самостоятельной спецслужбы в лице Федеральной службы войск национальной гвардии России (ФСВНГ) стала самой крупной за последнее десятилетие реформой силовых структур в России. В результате, в случае каких-либо чрезвычайных событий (или при введении ЧП), президент не будет зависеть в принятии решений от фигур силовиков, а получает прямой рычаг воздействия на ситуацию, что, несомненно, должно положительно повлиять на внутреннюю стабильность в стране, а не только на безопастность презедента. Ну, дай Бог!

3 июля 2016 года вступил в силу закон о войсках национальной гвардии. Инициатива принятия закона исходила от Президента РФ. Нацгвардия пришла на смену внутренним войскам, входившим в систему МВД, а также забрала некоторые полномочия у полиции. Для чего Президенту понадобилась новая структура?

ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ НАЦГВАРДИИ



Логическая структура определения задач, полномочий войск национальной гвардии отличается от структуры основных направлений деятельности, обязанностей и прав полиции. Это затрудняет сопоставительный анализ законов « О войсках национальной гвардии РФ » и « О полиции ». Также это вызывает вопросы с точки зрения законодательной техники: законы, принятые с интервалом в пять лет, не единообразно используют терминологию.

Статья 2 закона о нацгвардии называет восемь основных задач войск нацгвардии. Практически все они перешли из аналогичной статьи 2 закона о внутренних войсках, утратившего силу с принятием закона о нацгвардии. Две задачи перешли от полиции (контроль оборота оружия, контроль частной охранной деятельности). Во многом задачи нацгвардии пересекаются с задачами полиции: участие в охране общественного порядка, участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом, участие в обеспечении специальных режимов, оказание содействия погранслужбе.

Полиция по закону не участвует в «территориальной обороне », в отличие от внутренних войск и нацгвардии. Однако в законе о полиции есть норма о задействовании сил полиции при отражении вооруженных вторжений на территорию России, а также норма, согласно которой по решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (миротворческие операции). Если по закону об обороне Вооруженные Силы РФ создаются в целях обороны, то нацгвардия лишь привлекается к обороне.

Вместо конструкции прав и обязанностей, которая используется в законе о полиции, закон о нацгвардии применяет понятие полномочий. В законе дается классификация полномочий нацгвардии (статья 8): общие; специальные; полномочия, связанные с обеспечением специальных режимов; иные полномочия.

Сопоставление общих полномочий нацгвардии (статья 9) с полномочиями внутренних войск и полиции позволяет сделать вывод о том, что во многом эти полномочия пересекаются. Есть и особенные полномочия нацгвардии, которые возникли в связи с передачей ей полномочий полиции в части деятельности, касающейся оружия (включая выдачу лицензий на оружие), а также лицензирования частных охранников.

Прочитать перечень общих полномочий может каждый, поэтому остановимся лишь на некоторых деталях. Одним из отличий нацгвардии от внутренних войск, которым она пришла на смену, является возможность привлечения войск нацгвардии для пресечения несанкционированных массовых мероприятий, даже если они не перерастают в массовые беспорядки . В законе о внутренних войсках (статья 18) был прямой запрет привлекать соединения и воинские части оперативного назначения и специальные моторизованные соединения и воинские части для пресечения несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования ненасильственного характера. Для нацгвардии такого запрета нет.

Интересно сравнение формулировок законов в части использования войск и полиции для спасения людей. В законе о полиции (статья 12) принятие при чрезвычайных ситуациях неотложных мер по спасению граждан названо обязанностью полиции. В статье 15 закона о нацгвардии неотложные меры по спасению людей названы лишь правом нацгвардии. Как это понимать? Хотим – спасаем, не хотим – не спасаем? Кто это будет решать? В законе о внутренних войсках участие совместно с органами внутренних дел в принятии неотложных мер по спасению людей было названо среди задач войск (статья 18).

Статья 22 закона о нацгвардии называет случаи применения боевой и специальной техники, в том числе для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях. При этом в статье 22 даже нет оговорки, как в части 5 статьи 21 про использование оружия: «военнослужащий войск национальной гвардии не имеет права применять оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица ». Это значит, что боевую технику можно применять для спасения граждан, даже если при этом могут пострадать случайные лица.

Наличие описанных формулировок и внутренних противоречий позволяет сделать вывод, что в целом спасение людей (в условиях чрезвычайных ситуаций и массовых беспорядков) не является какой-то значимой целью для нацгвардии . Это косвенно подтверждается и перечнем случаев использования техники (в статье 22): спасение людей указано на последнем месте после освобождения заложников, освобождения захваченных объектов, охраняемых гвардией, защиты органов госвласти и др. Понятно, что спасение людей – прерогатива МЧС, однако по Конституции РФ человек высшая ценность для всех, логично было бы расставить соответствующие приоритеты в законе о нацгвардии в соответствии с Конституцией.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ НАЦГВАРДИИ



Специальные полномочия нацгвардии перечислены в статье 8 закона, это меры принуждения: задержание; вскрытие транспортного средства; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории); оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах.

Для каждого специального полномочия есть отдельная статья с правилами его применения. Аналогичные положения имеются в законе о полиции, однако там отсутствует отдельная статья о вскрытии транспортного средства.

Задержание . Военнослужащий нацгвардии имеет право задерживать граждан в определенных случаях. Перечень этих случаев меньше, чем для полиции. Правила задержания для полиции расписаны подробнее, чем в законе о нацгвардии. Есть и любопытные нюансы. Например, в законе о нацгвардии сказано, что «в каждом случае задержания военнослужащий войск национальной гвардии обязан разъяснить задержанному лицу основания задержания». Для полицейского правил гораздо больше: он должен представиться и разъяснить гражданину его права.

Вскрытие транспортного средства . В отличие от задержания перед вскрытием сотрудник нацгвардии обязан представиться и предъявить удостоверение, объяснить причину и основания вскрытия и разъяснить права граждан. В законе есть оговорка – «за исключением случаев, когда это не представляется возможным». Логично предположить, что если дело доходит до вскрытия транспортного средства (помимо воли находящихся там граждан), то все предварительные реверансы с правами будут «не представляться возможными». Если граждане внутри отсутствуют или убиты/ранены/без сознания, то предъявлять удостоверение гвардейцам тоже нет смысла.

Вскрывать машину можно и без присутствия собственника, но его надо будет поставить в известность о вскрытии в течение суток. Основания для вскрытия, которые есть в законе, по большому счету позволяют вскрыть и осмотреть любую машину. Например, в статье 11 закона указано такое основание: «если имеются основания полагать, что в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособны е». Откуда должны появиться «основания полагать », какие это должны быть основания, закон не говорит.

Проникновение в помещения и на территории . Правила проникновения в помещения для полицейских и гвардейцев в целом сопоставимы. Для полиции есть оговорка об особом порядке проникновения в жилые помещения (подразумевается также необходимость судебного санкционирования проникновения в жилище), а для нацгвардии есть общая оговорка о том, что проникновение допускается в случаях, предусмотренных законодательством, особый порядок не упоминается.

Оцепление местности . Правила оцепления практически идентичны для полиции и нацгвардии, за исключением того, что в законе о нацгвардии специально прописано оцепление акваторий.

Формирование и ведение банков данных о гражданах . Если перечень лиц, в отношении которых банки данных ведутся полицией, насчитывают более 40 позиций, то нацгвардия учитывает всего две категории данных – о частных охранниках и о владельцах оружия. Полномочия нацгвардии при обеспечении специальных режимов (в том числе режима КТО, статья 15) в целом идентичны полномочиям полиции. Для внутренних войск также прописывались возможности участия в обеспечении режима КТО и других режимов, однако полномочия были рассредоточены по всему закону о внутренних войсках.

ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И СПЕЦСРЕДСТВ



В главе 3 закона о нацгвардии подробно расписывается, когда и как можно использовать физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику. В законе о полиции есть аналогичная глава 5, однако там речь идет об использовании огнестрельного оружия, а не «оружия, боевой и специальной техники ». Боевую технику также можно использовать войскам ФСБ. В части использования физической силы и спецсредств правила для полиции и для нацгвардии идентичны. Перечень спецсредств различается в одном пункте: нацгвардия в отличие от полиции может использовать ударно-шоковые средства.

Случаи использования оружия нацгвардией и полицией совпадают. Но и тут есть нюансы: одним из случаев использования оружия нацгвардией является «защита граждан, военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления» . В отличие от закона о полиции тут нет оговорки о том, что защита производится «от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья».

Отсутствие массовых беспорядков в перечне случаев использования оружия не должно сбивать с толку: такое основание есть среди случаев для применения боевой техники. А согласно части 2 статьи 21 закона о нацгвардии военнослужащий войск национальной гвардии имеет право применять оружие во всех случаях, когда законом разрешено применение боевой и специальной техники.

При этом закон содержит двойную оговорку о том, что сотрудник нацгвардии не имеет права применять оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица. Вторая часть оговорки звучит так: «за исключением случаев применения оружия в целях предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового или вооруженного нападения на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, охраняемые войсками национальной гвардии, и на собственные объекты войск национальной гвардии ». Аналогичные права и оговорки действуют в отношении сотрудников ФСБ.

Перечень случаев применения боевой и специальной техники в целом сопоставим со случаями использования оружия. Но в нем есть и несколько новых пунктов: пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований; подавление сопротивления вооруженных лиц, отказывающихся выполнить законные требования военнослужащего войск национальной гвардии о прекращении противоправных действий; спасение жизни граждан и (или) их имущества, обеспечение безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях.

Пожалуй, тут заключается одно из отличий полномочий нацгварди от полиции: во время массовых беспорядков можно использовать боевую технику . В законодательстве нет четкого понятия массовых беспорядков. В этом вопросе следует ориентироваться на статью 212 Уголовного кодекса РФ, согласно которой массовые беспорядки уголовно наказуемы, если они сопровождаются насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.

Другим важным отличием полномочий нацгвардии является сокращенный перечень ограничений на использование спецсредств. Например, полиции запрещается использовать спецсредства при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций. Для нацгвардии такого запрета нет. Полиции запрещено наносить человеку удары палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца. Нацгвардии это не запрещено . Специальные средства нацгвардии можно использовать для пресечения административных правонарушений, а незаконный митинг как раз является таковым (статья 20.2 КоАП РФ).

УПРАВЛЕНИЕ НАЦГВАРДИЕЙ



Статья 6 закона о нацгвардии гласит, что руководство войсками национальной гвардии осуществляет Президент РФ. Такое руководство включает в себя: определение задач нацгвардии, утверждение структуры и состава войск нацгвардии, утверждение штатной численности нацгвардии, назначение на должность главнокомандующего войсками нацгвардии и другие полномочия. Аналогичные полномочия были у Президента РФ в отношении внутренних войск, однако есть и различия.

В частности, главнокомандующего внутренними войсками Президент РФ назначал на должность только по представлению министра внутренних дел РФ. Теперь такого представления не требуется. Это также означает возможность смены главкома нацгвардии в любой момент по желанию Президента.

Управление нацгвардией отличается от управления полицией. Полиция входит в систему МВД, руководит полицией министр внутренних дел и руководители территориальных органов МВД, а также руководители подразделений полиции. Президент РФ определяет состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции. Прямого руководства полицией Президент РФ не осуществляет.

Схема управления нацгвардией сопоставима с подчиненностью ФСБ. Руководство деятельностью ФСБ также осуществляет Президент РФ, он назначает директора службы. Президент устанавливает численность сотрудников ФСБ. Президент РФ может принимать решение об использовании подразделений специального назначения органов ФСБ против находящихся за пределами России террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности России.

ВЫВОДЫ :

1. Национальная гвардия получает более широкие полномочия и возможности, чем полиция и внутренние войска. Однако эти более широкие возможности кроются в ряде деталей закона, а не в перечнях полномочий, которые можно считать во многом схожими.

2. В отличие от полиции нацгвардия может использовать спецсредства при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций. Нацгвардии в отличие от полиции не запрещается бить человека «палкой специальной» по любым частям тела.

3. В отличие от внутренних войск национальную гвардию можно использовать для пресечения несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования ненасильственного характера.

4. От полиции и внутренних войск нацгвардию отличает и прямое руководство Президента РФ. Президент РФ единолично назначает и увольняет главнокомандующего нацгвардией. Такая схема подчинения роднит нацгвардию с ФСБ. Таким образом, нацгвардия усиливает личную власть Президента РФ.

5. Пояснительная записка к законопроекту о нацгвардии не объясняла, почему понадобилось создавать новую силовую структуру, подконтрольную лично Президенту РФ, почему, например, вместо этого нельзя было полностью переформатировать внутренние войска, выведя их из-под МВД. Вероятно, нацгвардия должна получить какие-то новые принципиальные установки и руководства к действию. Ясно одно: нацгвардия «заточена» на охрану общественного порядка (видимо, в части противодействия массовым беспорядкам), охрану спецобъектов (их перечень разрабатывает Правительство РФ), борьбу с терроризмом и экстремизмом.

Фото с официального сайта национальной гвардии Российской Федерации/ Квалификационные испытания на право ношения крапового берета,Смоленская область; special-ops.org; govermentpolit.ru.

Любое государство представляет собой сложную социально-политическую структуру, которая имеет множество характерных особенностей. При этом главным элементом любой страны является общество. Этот факт говорит о том, что государство объединяет огромные массы людей. Как мы понимаем, общество нужно не только использовать для модернизации страны, но еще и защищать. Ведь без людей, по сути, не станет государств. Этот основополагающий принцип люди понимали во все времена, что повлекло создание военной сферы жизнедеятельности. Её представители всегда пользовались большим почетом в обществе, потому что все понимали важность осуществляемых ими функций. Позднее от военного сектора отделился более узкий, правоохранительный.

На сегодняшний день эти сферы человеческой деятельности достаточно сильно развиты во всех без исключения государствах. К примеру, в Российской Федерации существует масса всевозможных ведомств и структур, которые реализуют функции по обеспечению безопасности государственного и общественного характера. Одной из них являются войска национальной гвардии России. На эту структуру сегодня возлагается большое количество важных задач. Помимо этого, войска являются относительно молодой организацией, о чем пойдет речь далее в статье.

Войска национальной гвардии: понятие

Внутренняя а точнее, её обеспечение является приоритетной задачей большинства силовых структур. В связи с этим войска национальной гвардии России являются военной организацией, основное назначение которых - это поддержание безопасности, а также обеспечение свобод и прав граждан РФ. Следует отметить, что подобные структуры сегодня существуют во многих государствах, а именно: США, Украине, Азербайджане, Грузии, Казахстане, Хорватии и т. п. Долгое время во многих странах СНГ функционировали внутренние войска, которые стали прообразом современных подразделений национальной гвардии.

История организации

Войска национальной гвардии России имеют крайне интересную историю. Территория нашей державы, как мы знаем, во все времена была далеко не маленькой. Поддерживать порядок в стране было крайне сложно. Поэтому уже на ранних этапах развития страны начали появляться органы, которые осуществляли надзор за обществом и его деятельностью. К примеру, в имперский период существовали корпуса внутренней стражи. Подразделения занимались сбором податей и охраной общественного порядка. В 1836 году на основе внутренней стражи были созданы жандармские подразделения.

В период развития Советского Союза функции нацгвардии выполняли боевые отряды ЧК. После Великой Отечественной войны появляются специальные гвардейские соединения, ставшие впоследствии внутренними войсками МВД СССР. Они просуществовали вплоть до распада Советского Союза.

Внутренние войска и их отличие от национальной гвардии

Как уже указывалось ранее, современная военная организация национальной гвардии является относительно молодой. Она сформировалась лишь в 2016 году. До этого на территории РФ действовали внутренние войска, которые были «преемниками» аналогичных советских подразделений. На сегодняшний день многие считают, что национальная гвардия и ВВ - это одинаковые структуры с разными названиями. Данное утверждение является глубоким заблуждением. Суть в том, что внутренние войска - это Министерства внутренних дел РФ. В свою очередь, нацгвардия является военной организацией, которая подчиняется одноименному ведомству, которым является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации. Спектр задач в данном случае существенно расширяется. Если раньше основой деятельности были цели, поставленные МВД России, то на сегодняшний день организация имеет значительную свободу деятельности. Этот факт наглядно виден, если проанализировать задачи войск национальной гвардии.

Задачи организации

Войска национальной гвардии России реализуют на сегодняшний день достаточно широкий пакет различных функциональных задач. Все они направлены на обеспечение безопасности. Но также существуют некоторые специфические черты. Таким образом, основными задачами войск нацгвардии являются следующие:

Охрана правопорядка и обеспечение безопасности;

Охрана объектов, имеющих государственную важность;

Организация борьбы с экстремизмом и терроризмом на территории России;

Обеспечение военного, чрезвычайного положения в случае их непосредственного введения;

Оборона территории России;

Содействие в работе погран органам ФСБ;

Контроль за соблюдением законности в сфере оборота оружия и осуществления охранной деятельности;

Охрана объектов, на которых действует особый режим.

В соответствии с нормативными документами, которые будут представлены далее, на войска могут возлагаться иные задачи, на основе решений Президента РФ.

Правовая база организации

Любое формирование, деятельность которого осуществляется непосредственно на территории России, должно иметь собственную нормативную основу. В противном случае подобная структура будет попросту нелегальной. Войска национальной гвардии также подчинены закону. Основными нормативными источниками деятельности организации являются следующие:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон «О войсках национальной гвардии России»;

Подзаконные акты.

Таким образом, специальная нормативная структура обеспечивает легальность деятельности национальной гвардии как формирования вооруженного или же силового.

Структура войск национальной гвардии России

Любая силовая организация является системной. Хорошо организованная позволяет намного эффективнее выполнять весь массив функциональных задач. В целом система нацгвардии Российской Федерации заимствована от некогда существовавших ВВ РФ. При этом формирование является структурным элементом иной, более обширной организации. На сегодняшний день это Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, о которой уже было упомянуто ранее в статье. Этот орган относится к силам обеспечения безопасности, что приравнивает его к специальным службам.

Стоит отметить, что непосредственное реформирование структуры национальной гвардии России продолжается по сей день. Специальная программа изменений рассчитана до 2018 года. Основной целью является введение в состав войск нацгвардии таких подразделений МВД, как СОБР и ОМОН. Что касается компоновки личного состава, то он будет наполняться людьми с высшим образованием.

ОДОН: значение аббревиатуры

Как и в любой военной организации, в национальной гвардии присутствует специальное, элитное по своей сути подразделение. Отдельная дивизия оперативного назначения является старейшим формированием подобного типа. Численность её личного состава составляет более десяти тысяч человек. Дивизия активно используется в различных специальных и контртеррористических операциях. Следует отметить, что представители подразделения также осуществляют обеспечение общественной безопасности на территории города Москвы и Московской области совместно с полицией.

Положение личного состава в нацгвардии

Представленное в статье военное формирование имеет несколько путей комплектования. На сегодняшний день численность войск национальной гвардии России составляет примерно триста тысяч человек. При этом в организации предусмотрена как государственная гражданская, так и военная служба. Таким образом, для осуществления тех или иных функциональных задач предусмотрены совершенно разные типы сотрудников.

Снаряжение организации

В своей деятельности войска национальной гвардии используют разные технические средства. Если говорить непосредственно об оружии, то оно представлено экземплярами российского и советского производства. В деятельности нацгвардии используются следующие экземпляры:

Пистолеты: ПМ, ПММ, ГШ-18, ПСС;

Пистолеты-пулеметы: ПП-2000, АЕК-919К;

Автоматы: АК74, АКСУ74У;

Снайперские СВД, ВСС, АСВК и т. п.

Как мы видим, оснащение подразделения гвардии отлично подходит для выполнения всех функциональных задач. Помимо того, войска национальной гвардии России, форма одежды которой схожа с ВВ РФ, также имеют в своем ведении специальную технику, а именно бронемашины, автомобили, вертолёты и самолеты.

Следует отметить тот факт, что представленная в статье организация оснащается специальными средствами. К числу подобных можно отнести оружие для борьбы с диверсиями под водой.

Символика войск национальной гвардии России

На сегодняшний день нацгвардия РФ не имеет официальной символики, потому что она находится на стадии разработки. Но учитывая тот факт, что представленная в статье организация является «потомком» внутренних войск, то символика данных структур, скорее всего, будет схожа.

Национальной гвардии России сегодня существует в набросках. Она представляет собой золотого двуглавого орла с короной на голове.

Итак, мы попытались рассмотреть особенности, структуру и техническое оснащение войск национальной гвардии. Будем надеяться, что в данной военной организации закончится процесс реформирования и она станет всецело действующим звеном, которое будет охранять права и свободы граждан Российской Федерации.

Федеральная служба войск национальной гвардии РФ, Росгвардия - государственная военная организация, предназначенная для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. В структуру службы входят войска национальной гвардии РФ, созданные на базе ВВ МВД России. Основные задачи Росгвардии: участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности; обеспечение территориальной целостности и обороны России; выработка и реализация, регулирование в сфере: деятельности войск национальной гвардии; оборота оружия; частной охранной деятельности; вневедомственной охраны; контроль за деятельностью ведомственной охраны. Относится к военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое оружие. Служба образована 5 апреля 2016 года. Руководство Росгвардии осуществляется Президентом РФ.

Руководство Росгвардии

Золотов Виктор Васильевич - Директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, главнокомандующий

Меликов Сергей Алимович - Первый заместитель директора Росгвардии

Ченчик Сергей Михайлович - Начальник Главного штаба войск Росгвардии, первый заместитель директора

Захаркин Сергей Викторович - Статс-секретарь, заместитель директора Росгвардии

Борукаев Олег Борисович - Заместитель директора Росгвардии

Бабкин Юрий Александрович - Заместитель директора Росгвардии

Лебедев Сергей Анатольевич - Заместитель директора Росгвардии

Милейко Сергей Иванович - Заместитель директора Росгвардии

23 мая 2019 года Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении закон Президента России о совершенствовании службы в Федеральной службе войск национальной гвардии. Он позволит обеспечить сохранение и укрепление кадрового состава Росгвардии при переводе ее сотрудников на военную службу. Кроме того регулирует вопрос присвоения сотрудникам при поступлении на службу соответствующих специальных воинских званий, также сохранение и зачет сроков пребывания в званиях для присвоения очередных воинских званий. В частности сотрудники смогут переходить на службу без процедуры повторного прохождения квалификационных требований.

Структура Росгвардии

Внутренние войска МВД России

Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации, и авиационные подразделения

Специальные отряды быстрого реагирования (из территориальных органов МВД России)

Отряды мобильные особого назначения (из территориальных органов МВД России)

Органы управления и подразделения в сфере вневедомственной охраны МВД России (из МВД России)

Органы управления и подразделения, осуществляющие федеральный государственный контроль за оборотом оружия в сфере частной охранной деятельности УЛРР МВД России

Похожие публикации