Круглый стол, дискуссия, дебаты. Круглый стол: методика организации круглого стола

Круглый стол по теме «Эффективные формы работы с семьей»

Цель: рассмотрение системы взаимодействия «семьи и школы» с позиции психолого-педагогического сопровождения учащихся и их родителей.
Задачи:
познакомиться с классификацией форм и методов работы с семьей ученика;
рассмотреть и обсудить проблематику обозначенного вопроса; проанализировать актуальное состояние процесса сотрудничества семьи и школы;
наметить пути построения эффективной работы педагогического коллектива школы с контингентом родителей учеников;
использовать полученные теоретические знания на практике.

Категория участников: педагоги-психологи школ города.
Форма проведения: «круглый стол».
Продолжительность работы: 55 минут.
Методы работы:
- метод работы в группах;
- метод проекта;
- метод групповой дискуссии.
Принципы работы:
- принцип активности;
- принцип партнерского общения;
- принцип концентрации присутствия;
- принцип обратной связи.
Используемый материал:
- чистые листы ватмана;
- маркеры или фломастеры;
- мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.

Структура мероприятия:
1. Организационный момент (ритуал приветствия, эмоциональный настрой на работу);
2. Теоретическая часть (введение в тематическую часть вопроса, ознакомление участников с новой информацией);
3. Практическая часть – работа «круглого стола» (использование техник коллективной работы: «Интервью»; «Обмен мнениями»; работа в малых группах);
4. Подведение итогов, рефлексия.
5. Ритуал прощания.

Ход работы.
I.Приветствие и эмоциональный настрой участников на предстоящую работу.
Упражнение «Ассоциации».
Время работы: 6 минут.
Ведущий называет последовательно три понятия: «ребенок», «школа», «семья». Задача первого участника назвать собственную ассоциацию к предложенному слову. Далее по кругу, следующий участник называет ассоциацию к предыдущему слову (например: «ребенок» - «малыш» - «коляска» - «сон» и т.д.).

II.Теоретическая часть.
Время работы: 12 минут.

Плох тот воспитатель детей,
который не помнит своего детства.
Эбнер-Эшенбах.


Несомненно, все понятия, которые были произнесены: «ребенок», «школа», «семья» имеют непосредственное отношение к нашему сегодняшнему разговору. Все они тесно связаны с процессом воспитания. Эффективность воспитательного процесса зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Семья рассматривается как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединенные усилия родителей и педагогов создают благоприятные условия для развития ребенка. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный путь человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родитель, в ответе за то, чтобы ребёнок научился преодолевать проблемы, с которыми встретится на своём пути.
На сегодняшний день огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Психолого-педагогическое сопровождение родителей учащихся можно организовать посредством как индивидуальных, так и групповых форм работы.
К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, анкетирование, экспресс-диагностика, переписка с родителями, анализ детских работ, посещения на дому.
К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, круглые столы, вечера вопросов и ответов, роди-тельские университеты, родительские клубы, педагогические дискуссии (диспуты), ролевые игры, родительские тренинги. Самой распространённой формой групповой работы с родителями является родительское собрание.
Индивидуальные формы работы с семьей.
Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах, об отношении к родителям и т.д.
Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, рекомендации по вопросу воспитания детей.
Индивидуальные тематические консультации - проводятся по вопросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, педагог же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем ученика. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий учитель может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных специалистов (психолога, социального педагога) к поиску решения в трудной ситуации.
Групповые формы работы с семьей.
Родительские собрания - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Родительские собрания могут быть:
- организационными;
- текущими или тематическими;
- итоговыми;
- общешкольными и классными.
Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.
Родительские университеты - это достаточно интересная и продуктивная форма работы с родителями. Назначение родительских университетов в школе - психолого-педагогическое просвещение родителей. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия в которых проводятся в параллели классов. Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться.
Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.
Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.
Конференции могут быть: научно-практическими, теоретическими, читатель-скими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конферен-ции.
Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.
Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм по-вышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа - за и против», «Выбор профессии - чье это дело?».
Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Родители и дети», «Ребенок пришел из школы» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Ещё одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги.
Родительские тренинги - это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении школьного психолога. Классный руководитель беседует с учащимися и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей.
Родительские ринги - готовятся в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные по-зиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, работающие в школе. Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече, или за классным ру-ководителем, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определенной позиции. Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными:
«Плохие привычки: наследственность или влияние социума?»
«Что вы делаете, если у вашего ребенка возникают проблемы с дисциплиной?
«Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?»
«"За" и "против" школьной формы».
«Трудности школьного урока. В чем они состоят?»
Подводя итог сказанному, следует заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, но, применяя любую воспитательную технологию, необходимо помнить заповедь: "Прежде всего, не навреди".

III. Практическая часть – работа «круглого стола».
Упражнение «Интервью».
Время работы: 5 минут.
Участников просят в течение одной минуты подумать и ответить на вопрос - «Каким формам работы с семьей Вы отдаете предпочтение в своей профессио-нальной деятельности?». Заслушивается мнение каждого из присутствующих. По завершению упражнения делается вывод о частоте использования тех или иных форм и методов взаимодействия с родителями учащихся.
Упражнение «Обмен мнениями».
Время работы: 7 минут.
Задача участников в течение двух минут на небольших листочках постараться сформулировать тематику актуальных (проблемных) вопросов и тем, используемых в работе с родителями учеников. После этого присутствующие делятся своими мнениями. По завершению обсуждения, на доске (флип-чарте) фиксируется список наиболее «популярных и злободневных» тем.
Упражнение «Три видения».
Время работы: 15 минут.
Все участники делятся на три группы и в течение пяти минут создают совмест-ный проект видения одной заявленной проблемы в трех различных ракурсах.
Тема обсуждения – эффективные формы работы с семьей с позиции:
- тесного сотрудничества психолога с классным руководителем;
- тесного сотрудничества психолога с социальным педагогом;
- тесного сотрудничества психолога с административным корпусом.
По истечению времени представители каждой группы самопрезентуют собственные проекты. В завершении работы делается вывод о приемлемых формах работы педагога-психолога с детско-родительским контингентом и о «западающих» направлениях в деятельности психологической службы.

V.Ритуал прощания.
Время работы: 2 минуты.
Ведущий благодарит всех присутствующих за активное и творческое участие.

Список используемой литературы:
1. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига, 1989.
2. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.
3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.
4. Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991.
5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

01 / 06

Круглые столы. Организация, проведение и техническое сопровождение мероприятий

Организационный комитет Агентства «НБФ» предлагает Вашему вниманию принципиально новый формат участия в деловых мероприятиях, в формате Круглого стола.

"Круглый стол" - уникальная площадка для диалога между всеми представителями прогрессивной части населения России: бизнесом, чиновниками, СМИ и заинтересованными лицами. Мероприятие такого формата создает определенную атмосферу для налаживания деловых отношений между участниками и контактов. Формат круглого стола идеально вписывается под задачи заказчика для решения любых стратегических вопросов.
Агентство НБФ предлагает Вам во время проведения программы круглого стола, организовать и провести ряд рабочих встреч с представителями - участниками мероприятия: из финансового сектора экономики РФ, банковской отрасли, страховых компаний и иных финансово-кредитных организаций, заинтересованных в продвижении своих продуктов и услуг на рынке. Не менее эффективным инструментов ведения диалога на круглом столе считается приглашение к участников со стороны предпринимательской активности России и от имени НБФ. У нас обширная база подписчиков и мы предлагаем Вам воспользоваться приглашением к участию: владельцев и руководителей крупных и средних предприятий, а также субъектов МСП.
Для подготовительной работы таких встреч привлекаются юристы и аудиторы с обязательным обсуждением взаимовыгодных и интересных предложений. Освещение мероприятий происходит ведущими финансовыми и аналитическими СМИ, что позволит Вам воспользоваться проработанными контактами. Чтобы подготовить рабочие встречи в формате круглых столов, мы предложим Вам подготовить актуальный материал по конкурентоспособности товаров и услуг, продуктов Вашей организации, которые Вам необходимо презентовать участникам круглого стола - потребителям, экспертам и конкурентам в рамках формата небольшого мероприятия.



Круглые столы с участием представителей государственных органов власти, министерств, ведомств и руководителей Департаментов Правительства Российской Федерации, Правительства Москвы и Московской области, Губернаторов субъектов РФ и руководителей местных администраций, по существу поставленных задач по организации и проведению подобного формата мероприятий, довольно распространены на территории России. Агентство «Национальные Бизнес Форумы» предлагает Вам ознакомиться с принципиально новым форматом участия в деловых мероприятиях - «Круглый стол». Круглый стол - это уникальная в своем роде площадка для диалога между представителями бизнеса, чиновниками и иными заинтересованными лицами. Неформальность мероприятия создает необходимую атмосферу для установки деловых контактов и пристального обсуждения самых важных вопросов, стоящих перед российским бизнесом. Данный формат идеально подходит для решения конкретного вопроса с определенным респондентом. НБФ предлагает в ходе программ конференций организовать и провести ряд рабочих встреч представителей финансового сектора бизнеса, банков, страховых компаний и других кредитных организаций, заинтересованных в продвижении своих продуктов в сектор реального потребителя. В свою очередь, со стороны реального сектора от имени НБФ будут приглашены владельцы и руководители предприятий. Для подготовки такого рода рабочих встреч будут привлечены юристы и аудиторы для детального обсуждения взаимно интересных предложений. Освещение мероприятий ведущими финансовыми СМИ позволит Вам неоднократно воспользоваться наработанными контактами. Для подготовки вышеуказанных рабочих встреч предлагаем Вам подготовить материал по конкурентоспособным продуктам Вашей кредитной организации, которые Вы желаете презентовать потребителям, экспертам и конкурентам в рамках формата круглых столов.


Уникальностью круглых столов является - узкий круг приглашенных участников по профилю своей деятельности.
Круглые столы с участием представителей государственной власти, руководителей Департаментов Правительства РФ, Москвы и Московской области, Губернаторов Субъектов России (85 регионов) по организации и техническому сопровождению подобного формата мероприятий, широко применяются в Российской Федерации.

Круглый стол, в основном, рассчитан на маленькое количество приглашенных участников. Их количество может составляет от 10 до 150 человек одновременно. Таким небольшим количеством гостей, мы, организаторы круглого стола, преследуем цель - добиться максимум эффективности в реализации поставленных круглым столом задач, предоставить слово максимальному количеству выступающих из зала и успеть обсудить ряд важных вопросов и тем, путем обращения к собравшемуся Президиуму нашего Круглого стола.

Региональные власти обожаю формат круглого стола! Это доказано, удобно и оперативно!
Данный формат наиболее плодотворен в руках профессиональных организаторов. Поэтому уделите подбору исполнителя / подрядчика - особое внимание! Ведь необходимо разработать эффективную программу, соблюсти регламент предоставления материалов и четко формулировать свои вопросы в ходе обсуждения к модератору и выступающим круглого стола.


Смета круглого стола довольно не прихотлива и проста.
Достаточно обратиться к руководителям проекта нашего Агентства и Вы сразу получите предварительный результат.
Формат площадки мероприятия может быть любым:
- конференц-зал отеля, фойе в гостинице, дом культуры / актовый зал / государственный зал приемов / сцена дома офицеров / территория концертного зала / специализированные бизнес-центры и т.д.
Себестоимость круглого стола и основные элементы:

  • подбор и утверждение площадки круглого стола, конференц-зала;
  • оформления площадки, цветочные узоры, живые цветы, скатерти на столах и креслах;
  • техническое оснащение и сопровождение: конференц-связь, радиомикрофоны, звукоусилительное оборудование, мини и скрытые микрофоны, теле- оборудование: проектор и экран, компьютер с презентациями на экране докладов выступающих, система голосования - актуальный инструмент;
  • световое оборудование, как всей площадки круглого стола, так и частичное освещение спикеров и участников;
  • услуги кейтеринговых служб или кухни при отеле и ресторане, обслуживающий персонал, определенная посуда и заранее утвержденное наполнение меню Вашего мероприятия;
  • изготовление фирменного стиля круглого стола, производство баннерных конструкций и полотна с люверсами, пресс-волы, ролл-аппы, задники президиума, утверждение раздаточных и рекламных материалов круглого стола: ручка, блокноты, папки, пакеты, буклеты, лифлеты и все что угодно на вкус заказчика и опыт организатора;
  • услуги по фото и видео съемке мероприятия, протоколирование с предоставлением тезисов и пресс-релизов, запись на диктофон и стенографирование аудио материалов с литературной обработкой и редактированием, а при необходимости - перевод на любой иностранный язык;
  • разработка и производство приглашений участников с обзвоном по согласованному с заказчиком списку участников и спикеров;
  • портфолио модератора или ведущих Вашего мероприятия;
  • изготовление и производственные работы по тиражированию отчетных материалов прошедшего круглого стола, получение обратной связи участников, их комментариев, отзывов, дальнейшая рассылка гостям и участникам комплектов пост-материалов, написание текстов грамот и благодарственных писем.

3 .4. «КРУГЛЫЙ СТОЛ»

Методика беседы за "круглым столом" строится, как извест­но, на основе принципа коллективного обсуждения проблемы. Эта форма проведения семинарского занятия привлекает, прежде всего, тем, что дает возможность каждому на равных изложить свою точку зрения. Важно создать доброжелательную обстановку. Уважительное отношение преподавателя к студентам и студентов друг к другу - очень важное условие успеха беседы "круглым столом". Итак, беседа за "круглым столом"- по своей природе требует стро­гого следования принципам равенства и демократизма.

Прин­цип равенства означает отсутствие каких-либо привилегий у одних участников бесе­ды перед другими, отказ от какой бы то ни было субординации меж­ду участниками. Никто не довлеет, в споре все равны.

Соблюдение принципа демократизма должно исключать на встречах за "круглым столом" любые проявления авторитаризма, зажима критики, навязы­вания собственных взглядов и убеждений. Недопустимы любые формы запретов, а также конформного отношения со студентами.

Преподавателю очень важно следить за тем, чтобы беседа не носила схоластический характер. Главная и наиболее сложная задача- уме­ние соединить доказательность и убежденность в ходе дискуссии.

Беседа за "круглым столом" может быть пред­ставлена в упрощенном виде как цепочка, состоящая из последова­тельно соединенных постановочного тезиса в виде вопроса, его доказательства, возможных и реальных контраргументов, их опро­вержения, превращения тезиса в итоге дискуссии в убеждение участ­ников.

Готовясь к проведению семинарского занятия в форме "кругло­го стола", преподаватель должен подумать о формулировке темы, на­полнении ее таким содержанием, которое имеет не только теорети­ческое, но и практическое значение, а также затрагивает интере­сы студентов и волнует их.

Подготовка "круглого стола " требует серьезной работы всех будущих участников беседы.

Очень важна организующая функция преподавателя. Дискуссией надо управлять. Преподаватель продумывает логику изложения, намечает узло­вые вопросы, последовательность их рассмотрения, выбирает веду­щего. Им должен быть наиболее подготовленный студент, пользую­щейся большим авторитетом в группе.

Ведущему отводится наиболее ответственная роль. Он, как ди­рижер, направляет ход спора. Ему приходится проявлять последо­вательность, твердость и принципиальность, чтобы защитить свои убеждения, умение сопоставлять точки зрения всех участников дис­куссии и утверждать в сознании студентов идеалы научного миро­воззрения.

Ведущий должен изучить всю имеющуюся обязательную и допол­нительную литературу, продумать вместе с преподавателем логику раскрытия материала, последовательность проведения беседы; зара­нее заготовить блоки проблемных вопросов, естественно, продумать и ответы на них, разработать сценарий проведения беседы.

Преподавателю необходимо заранее, сориентировать всех студен­тов на те конкретные проблемы, которые планируется обсудить, дать консультацию по всем возникшим вопросам. Студенты изучают тему по первоисточникам, наиболее интересным монографиям, статьям.

Во время беседы желательно посадить всех студентов за один стол, чтобы они смотрели не в спину, а в лицо друг другу. Это расширяет круг участников, как бы раскрепощает собеседников, содействует свободному обмену мнениями.

Следующий важный этап методической работы - построение беседы за «круглым столом».

Сценарий проведения беседы за "круглым столом":

1)вступительная часть,

2)постановка проблемных вопросов,

3) дис­куссия по ним,

4)подведение итогов обсуждения,

5) разработка рекомен­даций или информационного материала для последующего использова­ния участниками встречи.

Вступительная часть может состоять из информации о предме­те дискуссии, плане ее проведения, регламенте. С нею связана и постановка проблемных и поисковых вопросов. Важно их формулиро­вать так, чтобы вызвать дискуссию и стимулировать постановку новых вопросов.

В беседе за "круглым столом" могут возникнуть тупиковые си­туации, дискуссия не разгорается, аудитория не принимает предложения к обмену мнениями. В таких случаях нужно принять меры по активизации участников беседы, но при этом, ни в коем случае не следует обращаться к призывам, требовать от аудитории активности. Если не "работает" одна проблема, можно предложить к обсуждению другую, близкую ей по содержанию.

Исключительно ценным качеством для выхода из тупиковых ситу­аций является способность преподавателя и ведущего к импровиза­ции. Умение перестроить план беседы по ходу встречи, проявить на­ходчивость и смелость в изложении острых проблем, продемонстриро­вать методическое мастерство в трудной ситуации - означает прео­долеть неблагоприятное течение дискуссии, придать ей динамизм, вернуть в русло плодотворного обмена мнениями.

Дискуссия завершается, когда возможности новых убедительных выступлений исчерпаны и у студентов уже сложилось представление об истине, однако объективная оценка позиций должна быть сделана преподавателем. Весьма полезно отметить положительные и отрица­тельные моменты в аргументации обеих сторон, выделить позицию, к которой склоняется большинство. Хорошо, когда беседа за "круглым столом" приведет большинство участников к единому мнению. Однако этого нельзя требовать, поскольку дискуссия призвана не только давать ответы, но и содействовать поиску истины, процессу поста­новки новых вопросов, а тем самым стимулировать разработку новых проблем.

Итоги встречи подводятся в кратком заключительном слове преподавателя, намечаются вопросы к обсуждению на следующем занятии.

Анализируя работу ведущего, следует подчеркнуть его силь­ные и слабые стороны (например, плохо, если проявлялось стрем­ление навязать свое мнение). Оценка выступлений дается исхо­дя из общей подготовленности студента по теме и с учетом его активности в дискуссии, искусности в ведении спора, мастерства полемики, умения аргументировать отстаиваемые положения.

Обычно такая форма проведения семинарского занятия способствует развитию творческой инициативы студентов, формированию у них навыков самостоятельного мышления.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА «КРУГЛЫХ СТОЛОВ»

Тема 1. Экологическая проблема. Угроза глобальной экологичес­кой катастрофы

Литература

Тема 2. Глобализация и взаимодействие цивилизаций

Литература:

    Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М.1999.

    Вавилов А.М. Экологические последствия гонки вооружений. М. 1984

    Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003.

    Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

    Глобальные проблемы цивилизации. – М., 1987.

    Глобальный эволюционизм. Философский анализ. – М., 1994.

    Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М., 2000.

    Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. – М.,2000.

    Тоффлер Э.Третья волна. – М.1999.

    Уткин А.И. Философия глобальных проблем. – М., 2000.

    Уткин А.И.Американскаястратегия для XXI века. – М..2000.

    Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?//Полис. -1994. - № 1.

    Чумаков А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. – М., 2006.

    Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. – М. 1994.

Тема 3. Современные философские и научные гипотезы

происхождения человека

Литература

    Адлер А. Понять природу человека. СПб.,1997.

    Андреев И.Л. Происхождение человека и человечества. М., 1988

    Поршнев В.Ф. О начале человеческой истории. – М., 1974.

    Стевенсон Л. Десять теорий о природе человека. – М., 2004.

    Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

    Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991.

    Человек в системе наук. М., 1989.

    Это человек. Антология.М: Высшая школа.1995.

Круглый стол «Я и моя ответственность»

(в рамках проведения профилактики безнадзорности)

Дата и время проведения : 23.04.13

Место проведения : кабинет №32

Участники: Обучающиеся ГБОУ СО НПО «Профессиональное училище №39»

Ведущий: Умбеткалиева Т.К., мастер производственного обучения

Эксперты : студенты

Регламент: вся программа длится до 1 ч. - из них 50 мин – рабочее время, 10 мин. – орг. моменты начала и окончания мероприятия.

Оформление:

  • «Правила ведения дискуссии» (на проекторе)
  • плакат с названием круглого стола «Я и моя ответственность»
  • результаты опроса «Я и моя ответственность» (на проекторе)
  • Вопросы «круглого стола»

План игры

  1. Встреча и размещение гостей и участников
  2. Вступительное слово ведущего.
  3. Представление гостей и участников
  4. Итоги по проведенному анкетированию
  5. Обсуждение вопросов игры
  6. Выполнение заданий.
  7. Высказывания мнений и пожеланий по игре.

Цель:

  1. помочь учащимся понять важность правовых знаний
  2. обогатить знания учащихся по их правам и обязанностям.
  3. Выяснить, какую ответственность люди несут друг перед другом;
  4. Развивать умение высказывать своё мнение.

Задачи:

  1. Определить степень знакомства участников конституцией РФ, Уголовным кодексом, Административным кодексом и т.д.
  2. познакомить подростков с основными правовыми понятиями
  3. помочь учащимся понять связь между правами и обязанностями

Предполагаемый результат:

  1. Понимание, что права человека – это путь к улучшению собственной жизни и жизни других людей.
  2. Знание ребенком своих прав и обязанностей и умение их исполнять.
  3. Знание того, что существуют документы по защите прав граждан всего общества;

Ход круглого стола с элементами правовой игры

Приветствие

Ведущий: Добрый день. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы провести правовую игру на тему: «Я и моя ответственность» . Родившись, человек приобретает по закону права, а со временем и обязанности: конституционные, семейные, гражданские и т.д. Однако, реальное осуществление прав и обязанностей возможно лишь по мере взросления ребенка. Многие дети не знают или забывают, что по мере взросления в соответствии с законом постепенно увеличивается объем прав и обязанностей ребенка. Эти изменения закреплены законом.

Мы собрались за нашим круглым столом для того, чтобы поговорить об ответственности и безответственности, а также о последствиях безответственности.

Тема нашего разговора: «Я и моя ответственность» выбрана не случайно. Об этом можно долго говорить и даже спорить. Поэтому мы приглашаем Вас к диалогу. И, прежде всего мы хотим представить вам наших гостей и участников нашего круглого стола.

Гости:

Смирнов Георгий – эксперт по юридическим вопросам из Саратова;

Ульин Алексей - эксперт по административным правонарушениям из Новоузенска;

Лобза Матвей - эксперт по юридическим вопросам из Красноармейска;

Кручинин Роман – кандидат социальных наук из Красноармейска

Кисилев Даниил – эксперт по уголовным правонарушениям Энгельса

Букатин Роман – кандидат социальных наук из Саратова

Рудаков Дмитрий – эксперт по уголовным правонарушениям Саратова

Чуков Артем – кандидат социальных наук из Вольска

« От тюрьмы и от сумы не зарекайся!» - это суровое предупреждение пришло
в наш быт из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы. Ведь путь за решётку не только злостных преступников, но и людей, не знающих удержу в выпивке, и кураже, был давно известен: напился, ударил, заснул. Очнулся в камере. Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в годы юности подросток сам протаптывает тропинку к высокому забору с колючей проволокой. Не успев ещё узнать радости жизни, он уже в кабинете у следователя, с трудом осознавая, что наступает ответственность. Не папина, не мамина, а его ответственность.

« Не знал, не думал, не хотел», этот лепет нам часто приходиться слышать. Поэтому одна из наших задач – предупредить Вас об опасностях игры с законом.

Детская пьянство и бродяжничество, детская наркомания и токсикомания – это наша беда на сегодня.

Именно об этом мы и хотим поговорить сегодня .

Правила ведения дискуссии

Ведущий: Перед тем как мы перейдем к обсуждению вопросов, мы познакомимся
с правилами ведения дискуссии и регламентом

1. Соблюдать принцип доброжелательного отношения к собеседнику.

2. Когда один говорит – другой должен слушать.

3. Обсуждать мнение, а не личность выступающего.

4. Говорить нужно от своего имени и свое мнение.

5. Соблюдать регламент - не более 2 минут выступающему.

Перед началом обсуждения вопросов круглого стола, предлагаем вам ознакомиться с результатами анкетирования, который был проведен среди учащихся 11, 12, 14 группы.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

«Я И МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Количество участников – 28 учащихся

(Демонстрация презентации)

1. Назови свои права:

  • Право на образование – 11 ч.
  • Право на фамилию – 1 ч.
  • Право на жизнь – 1 ч.
  • Право на свободу слова – 3 ч.
  • 14 учащихся не ответили на данный вопрос

Видно, что наши учащиеся довольно неплохо знают свои основные права. Право на образование – одно из ключевых прав людей, не только детей. Среди специфических детских прав можно назвать следующие: право на жизнь, на имя, на гражданство,
на безопасные условия жизни, на общение с родителями и другими родственниками,
на медицинское обслуживание, на отдых и досуг и др. Большинство из этих прав учащиеся не назвали – значит, не знают и не имеют представление.

2. Назови свои обязанности:

  • Охранять природу – 4 ч.
  • Платить налоги – 2 ч.
  • Соблюдать законы – 7 ч.
  • Служить в армии – 7 ч.
  • Выполнять гражданский долг – 2 ч.

Обязанность в понимании учащихся – это то, что от тебя требуют взрослые, родители. Нужно понимать, что нет прав без обязанностей и нет свободы без ответственности. Зато есть уважение прав других людей, взаимопомощь, охрана природы, соблюдение чистоты, самообслуживание, учебный труд и др.

3. Как ты считаешь, что важнее – исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?

  • Исполнять обязанности – 16 ч.
  • Требовать соблюдения прав – 0
  • И то и другое – 12 ч.

Большинство учащихся выбрали первый вариант ответа. Отрадно, что часть учащихся выбрали и третий вариант ответа, ведь соблюдения и прав, и обязанностей вносит в функционирование общества гармонию и стабильность, а перекос – неуправляемые реакции.

4. Назови главный Закон нашей страны

  • Конституция РФ – 12 ч.
  • Другое – 16 ч.

Обидно, что большинство учащихся не знают главного закона нашей страны.

5. С какого возраста, по твоему мнению, ребенок должен иметь такие же права и обязанности, что и взрослые?

  • С рождения – 4 ч.
  • С 14 лет – 2 ч.
  • С 16 лет – 11 ч.
  • С 16-18 лет – 2 ч.
  • С 18 лет – 9 ч.

Мнения ребят разошлись, Только 9 учащихся правильно назвали возраст,
с которого наступает полная дееспособность – 18 лет. При этом часть прав ребёнок получает и ранее – с 14, 16 лет.

6. Административная ответственность наступает с:

  • 13 лет – 0
  • 14 лет – 13 ч.
  • 15 лет – 0
  • 16 лет – 15 ч.

Большинство учащихся ответили верно, что административная ответственность наступает с 16 лет. Это радует.

7. К уголовной ответственности привлекают за:

  • Оскорбление – 2 ч.
  • Появление в общественном месте в нетрезвом состоянии – 1 ч.
  • Убийство – 21 ч.
  • Распитие спиртных напитков в общественном месте – 3 ч.

На седьмой вопрос верный ответ убийство (ст. УК РФ) и оскорбление (ст. 130 УК РФ).

8. Во сколько часов должен быть дома учащийся, которому 15лет:

  • 9 часов вечера – 0
  • 10 часов вечера – 24 ч.
  • 11 часов вечера – 4 ч.
  • 12 часов вечера – 0

Несовершеннолетние учащиеся должны быть дома не позднее 10 часов вечера. Отрадно, что многие учащиеся это знают, но проживающие в общежитии нарушают данный закон.

9. Как Вы считаете, нужно ли ужесточить ответственность за распитие спиртных напитков?

  • Да – 19 ч.
  • Нет – 8 ч.
  • Мне все равно – 1 ч.

Мнения учащихся разошлись, но большинство из них ответили что нужно ужесточить ответственность за распитие спиртных напитков.

10. Как Вы считаете, нужно ли ужесточить ответственность за курение?

  • Да – 16 ч.
  • Нет – 11 ч.
  • Мне все равно – 1 ч.

По мнению многих учащихся нужно ужесточит ответственность за курение.

Ситуации для обсуждения

(Видеоролик «Уголовный кодекс для подростков»)

№ 1

Учащийся 1-го курса, проживающий в общежитии, занимается в своей комнате за своим компьютером. Входит старшекурсник, грубо выгоняет и занимает его место.

Прокомментируйте данную ситуацию .

Вопросы для обсуждения:

№2

Во время перемены учащиеся спровоцировали драку с другими учащимися, в результате которой были нанесены телесные повреждения.

Вопросы для обсуждения:

Чьи и какие права были нарушены?

Наказуемо ли данное деяние уголовным кодексом?

Какое наказание следует за данное правонарушение?

№3

Учащаяся во время перемены написала оскорбительное слово на доске в адрес другой учащейся, что послужило поводом для конфликта.

Вопросы для обсуждения:

Чьи и какие права были нарушены?

Наказуемо ли данное деяние уголовным кодексом?

Какое наказание следует за данное правонарушение?

№4

Учащийся в отсутствие воспитателя зашел в его кабинет и взял со стола чужой телефон.

Вопросы для обсуждения:

Чьи и какие права были нарушены?

Наказуемо ли данное деяние уголовным кодексом?

Какое наказание следует за данное правонарушение?

№5

Учащийся получил стипендию. Двое других учащихся угрожая потребовали отдать деньги им, а затем силой их отняли.

Вопросы для обсуждения:

Чьи и какие права были нарушены?

Наказуемо ли данное деяние уголовным кодексом?

Какое наказание следует за данное правонарушение?

Завершение правовой игры

Заполнение гостями отзывов по круглому столу

Выводы по результатам обсуждения вопросов «круглого стола»

Детям вручаются буклеты.


Методика

Подготовки и проведения круглого стола

Методические рекомендации по подготовке и проведению круглого стола предназначены для организаторов и участников профессионального конкурса «Учитель года г. Красноярска». При разработке методических рекомендаций использованы тексты Т.Г. Григорощук, к.э.н., Н.В. Матюхиной, Петрова А.В., материалы Википедии, сайтов http://www.kadroman.ru, http://www.inter-pedagogika.ru, http://www.vap-vdonsk.ru.


Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность и теоретическую подкованность специалиста, а его умение видеть суть проблемы и находить пути ее решения на основе практического применения имеющихся знаний. Как одна из организационных активных форм взаимодействия, позволяющих углубить и укрепить объективную позицию педагога, «круглый стол» имеет большие возможности для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Идея «круглых столов» заключается во встрече одиномышленников, стремящихся найти общее решение по конкретному вопросу в формате заданной тематики, а также в возможности для всех желающих вступить в дискуссию или полемику по интересующим вопросам. Обсуждение проблемы, обмен мнениями, ценным опытом, налаживание тесных контактов, поиск дополнительных возможностей и дискуссия при обсуждении особых, «горячих» вопросов придает «круглому столу» динамичность и эксцентричность.



Цель «круглого стола» - раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достичь консенсуса.

Задачей «круглого стола» является мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому «круглый стол» имеет специфические особенности:

1. Персофиницированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована. К подобной информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и реалистического, сопоставляя их с мнениями других участников (дискутантов)).

2. Полифоничность «круглого стола» (в процессе «круглого стола» может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Но именно это и затрудняет работу ведущего (модератора) и участников. Среди этого многоголосья ведущему необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью «круглого стола»).

Круглый стол предполагает:

1. готовность участников к обсуждению проблемы с целью определения возможных путей ее решения.

2. наличие определенной позиции, теоретических знаний и практического опыта.

Возможна организация такого круглого стола, когда в основу обсуждения преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.

Таким образом, неотъемлемые составляющие круглого стола:

1. неразрешённый вопрос;

2. равноправное участие представителей всех заинтересованных сторон;

3. выработка приемлемых для всех участников решений по обсуждаемому вопросу.

При проведении «круглого стола» для достижения положительного результата и создания деловой атмосферы необходимо:

  • Предусмотреть оптимальное количество участников (если круг специалистов большой, необходим не один ведущий, а два.
  • Обеспечить работу технических средств для аудио- и видеозаписи.
  • Установить регламент выступлений.
  • Обеспечить соответствующее оформление аудитории (желательно, чтобы «круглый стол» был действительно круглым и коммуникации осуществлялись «лицом к лицу», что способствует групповому общению и максимальной вовлеченности в дискуссию.)

Методика организации и проведения «круглого стола»

Обычно выделяют три этапа в организации и проведении «круглого стола»: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

I Подготовительный этап включает:

· выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;

· подбор модератора (модератор руководит «круглым столом», поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);

· подбор дискутантов. Состав участников «круглого стола» может быть расширен путем привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур;

· подготовка сценария (проведение «круглого стола» по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе «круглого стола»).

Сценарий предполагает:

Определение понятийного аппарата (тезауруса);

Перечень вопросов дискуссионного характера (до 15 формулировок);

Разработку «домашних заготовок» ответов, подчас противоречивых и неординарных с использованием репрезентативной выборки информации;

Заключительную речь модератора;

· оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы;

· консультирование участников (позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться);

· подготовка необходимых материалов (на бумажном или электронном носителях): это могут быть статистические данные, материалы экспресс-опроса, проведенного анализа имеющейся информации с целью обеспечения участников и слушателей «круглого стола»

II Дискуссионный этап состоит из:

1. выступления модератора, в котором дается определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме «круглого стола» и информирование об общих правилах коммуникации.

2. К общим правилам коммуникации относятся рекомендации:

· - избегай общих фраз;

· - ориентируйся на цель (задачу);

· - умей слушать;

· - будь активен в беседе;

· - будь краток;

· - осуществляй конструктивную критику;

· - не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.

· Ведущий должен действовать директивно, жестко ограничивая во времени участников «круглого стола».

3. проведения «информационной атаки»: участники высказываются в определенном порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.

4. выступления дискутантов и выявления существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирования внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы:

5. ответов на дискуссионные вопросы;

6. подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.

III Завершающий (постдискуссионный) этап включает:

· подведение заключительных итогов ведущим;

· установление общих результатов проводимого мероприятия.

Похожие публикации