Плюсы и минусы миграции для страны. Плюсы и минусы иммиграции

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями для работы в народном хозяйстве. Это понятие включает как наличие, так и «запас» рабочей силы. Географические перемещения значительной части лиц трудоспособного возраста принято называть трудовыми миграциями, а участников этого процесса - мигрантами. Страну, принимающую мигрантов, называют страной-резидентом, импортером рабочей силы, а въезжающих в нее мигрантов - иммигрантами. Страна, из которой выезжает рабочая сила, называется страной-донором, экспортером рабочей силы, а выезжающие из нее в поисках работы граждане - эмигрантами.

Причины: экономические; военно-политические; социальные.

Плюсы и минусы: повышается конкурентоспособность производимых товаров вследствие уменьшения издержек производства (более дешевая рабочая сила); иностранные рабочие, обеспечивая дополнительный спрос на товары, стимулируют рост объемов производства; экономия затрат на образование и профессиональную подготовку рабочих; иностранные рабочие не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации социальных программ.

11. Рынок природных ресурсов и рентные отношения. Дифференцированная и абсолютная рента.

Рынок природных ресурсов включает два тесно взаимосвязанных сектора: рынок запасов и рынок потоков.

Запас ресурсов - это объем ресурсов, существующий в природе и почти не зависящий от хозяйственной деятельности людей.

Поток ресурсов - тот их объем, который реально вовлекается в хозяйственную деятельность в течение определенного периода времени (например, года).

Важным фактором производства и природным ресурсом вялятся земля. Земли (для сельскохозяйственного производства) делятся на лучшие, худшие и средние.

Рента – это доход, получаемый владельцем земли.

Рентные отношения - это отношения, возникающие по ценообразованию и распределению доходов от использования земли.

Виды ренты:

Абсолютная - берёт своё начало с монополии частной собственности на землю. При этом происходит плата арендатором собственнику земли за право пользования землёй;

Дифференциальная рента – бывает 2-х видов:

а) первого порядка определяется многообразным плодородием земляных участков, возникает на лучших и средних землях и принадлежит собственнику земли

б) второго порядка определяется дополнительными капиталовложениями, может принадлежать как собственнику так и арендатору.

Монопольная – этот вид ренты создаётся монопольной ценой на редчайшие товары, выпуск которых ограничен и по принадлежности относится к собственнику земли.

Экономическая рента - стоимость земли, которую платит арендодатель её собственнику за использование как фактора производства и получения прибыли от неё.

12. Валютные отношения и валютные системы. Национальная валютная система. Мировая валютная система. Этапы формирования мировой валютной системы.

В связи с этим исторически сформировались международные валютные отношения - совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве. Они обслуживают взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств.

По мере развития внешнеэкономических связей была создана валютная система - государственно-правовая форма организации валютных отношений. регулируемая национальным законодательством или межгосударственным соглашением. Вначале сложилась национальная валютная система.

Национальная валютная система - совокупность экономических, денежно-кредитных отношений, предполагающих функционирование валюты для обеспечения внешнеэкономических связей страны.

Мировая валютная система - это совокупность экономических отношений в мировой хозяйственной сфере, связанных с функционированием валюты.

Мировая валютная система в своем развитии прошла следующие этапы:

1. Парижская валютная система (1816-1914 гг.). В ее основу был положен золотомонетный стандарт. Золотомонетный стандарт - это собственная (классическая) форма золотого стандарта, связанная с использованием золота и золотых монет в качестве денежного товара.

2. Генуэзская валютная система (1922-1944 гг.). Золотодевизный (золотовалютный стандарт) - урезанная форма золотого стандарта, предусматривающая обмен кредитных денег на девизы в валютах стран золотослиткового стандарта и затем на золото.

3. Бреттон-Вудская валютная система (1944-1976 гг.). В ней сохранялось некоторое подобие золотодевизного стандарта, особенность которого в том, что был, во-первых, золотодевизный стандарт только для центральных банков, а во-вторых, при этом только доллар США обменивался на золото, т. е. это был золотодолларовый стандарт.

4. Ямайская валютная система (1976 г. - по настоящее время), соглашением стран - членов МВФ был пересмотрен статус золота и введены плавающие валютные курсы.

С теоретической точки зрения доходы страны – экспортера рабочей силы далеко не ограничиваются переводами эмигрантов из-за рубежа, хотя они и составляют их основную долю. В числе прочих доходов, которые увеличивают совокупный ВНП и благоприятно сказываются на платежном балансе, - налоги, накладываемые на фирмы по трудоустройству за рубежом, прямые и портфельные инвестиции эмигрантов в экономику родной страны, сокращение расходов на обучение, здравоохранение и других расходов социального характера, которые покрываются для эмигрантов другими странами. Возвращаясь на родину, мигранты, по оценкам, привозят с собой еще столько же накоплений, сколько ими было переведено через банки. Более того, приобретя опыт работы за рубежом и повысив свою квалификацию, мигранты привозят этот опыт домой, в результате чего страна бесплатно получает дополнительные квалифицированные кадры.

Эмиграция оказывает весьма ощутимое положительное воздействие на экономику трудоизбыточных стран, поскольку отъезд работников за рубеж сокращает масштабы безработицы. Так в 70-е годы египетское правительство, принимая программы борьбы с безработицей, специально закладывало в них стимулирование эмиграции в страны Персидского залива. В Пуэрто-Рико закон о минимальной зарплате исходил из того, что по меньшей мере треть рабочей силы переедет в США. Какое влияние оказывает миграция рабочей силы на страны, импортирующие и экспортирующие рабочую силу?

Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом 1едуюгцие преимущества:

Повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы;

Иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос, а товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;

При импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и професси-1альную подготовку;

Иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они пор­ами могут быть уволены;

Иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.

Организация экономического сотрудничества и развития ЭСР утверждает, что иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляется в семьях переселенцев. В Швейцарии - 24%, а в Люксембурге - почти 38%. Вместе с тем, хотя замедляется общий темп старения населения страны, на соотношение рождаемости смертности коренных жителей эта статистика не влияет никаким образом.

Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести

возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональная неприязнь и др.

Для стран, экспортирующих рабочую силу, в свою очередь, также имеется целый ряд преимуществ.

Основные из них следу­ющие.

1. Экспорт рабочей силы рассматривается как важный источ­ник поступления СКВ в страну.

По данным МВФ, средняя норма прибыли при экспорте това­ров составляет 20%, услуг - 50%, а от экспорта рабочей силы значительно выше. Так, бывшая Югославия в 80-е годы име­ла поступления от экспорта товаров и услуг ежегодно около 10 млрд. долл., фактическая прибыль от этого экспорта соста­вляла примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта же рабочей силы только в виде переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой из-за рубежа еще столько же. В итоге, фактические поступления достигали 7 млрд. долл. Экс­порт рабочей силы являлся фактически главным источником ва­люты для Югославии.

Расчеты зарубежных специалистов показывают, что роль частных переводов особенно велика для стран со средним уров­нем развития. Для этих стран экспорт рабочей силы представля­ет значительный источник валютного дохода, в отдельные годы превышающий поступления по остальным видам внешнеэконо­мических связей.

За последние 15 лет экспорт рабочей силы наиболее сильное влияние оказывает на экономику Пакистана. Переводы из-за ру­бежа в эту страну от работающих за рубежом больше поступ­лений от экспорта товаров и услуг в 5 раз.

Поступления от экспорта рабочей силы в 90-е годы возраста­ют у развивающихся стран наиболее высокими темпами - 10% в год. Получая ежегодно значительные суммы от этого источника, многие развивающиеся государства стали специализиро­ваться на трудовых услугах, экспорт которых стал важнейшим источником валютных доходов. Так, например, для АРЕ экс­плуатация Суэцкого канала в конце 80-х годов давала прибыль 970 млн. долл. в год, туризм - 600 млн. долл., переводы эми­грантов - более 3 млрд. долл. В Йемене переводы эмигрантов в отдельные годы в 30 раз превышали поступления от экспор­та. По данным на начало 90-х годов, около 40 стран мира имели в своих поступлениях из-за рубежа не менее 100 млн. долл. от мигрантов, а 10 стран - более 1 млрд. долл. По данным МВФ, частные переводы, включаемые в доходную часть платежных балансов, на 90% состоят из поступлений от эмигрантов.

2. Экспорт рабочей силы означает уменьшение давления из­быточных трудовых ресурсов и, соответственно, социального на­пряжения в стране.

3. Бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей си­лы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и др.

В то же время страны-экспортеры капитала сталкиваются и с некоторыми негативными явлениями. Главное - это «утечка умов», отток квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной экономике.

«Утечка мозгов» является серьезной проблемой для большинства развивающихся стран, особенно в Африке (Малави, Судан, Заир, Замбия). Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшись на родину после того, как они несколько лет работали в высокотехнологичных американских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.

Экономические эффекты иммиграции зачастую упрощенно описываются как отрицательные, поскольку рабочие, приезжающие из-за рубежа, сокращают количество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренного населения. Не отрицая существования такой проблемы, необходимо, однако, отметить, что иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки. США, Канада и Австралия – страны, возникшие в результате иммиграции. В других странах иммигранты привносят динамизм в экономическое развитие целых отраслей. Примером могут служить китайские промышленные рабочие в Индонезии и Малайзии, предприниматели из Гонконга в Канаде, индийские и ливанские бизнесмены в Африке, иорданские и палестинские служащие в нефтедобывающих странах Персидского залива. Более того, иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые все равно нет претендентов среди местного населения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60 – 80% иммиграции в Германию, Францию. На тяжелую работу охотно нанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии. Боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие, в том числе экспортный доход для стран, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров – горнорудная промышленность ЮАР. Сельскохозяйственные плантации Доминиканской Республики, Малайзии и Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии.


Федеральное агентство по образованию
Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П. Астафьева

Институт психологии, педагогики и управление образованием

Курсовая работа.

Причины миграции: плюсы и минусы.

По дисциплине:
Экономическая теория.

Выполнила:
Студентка 2 курса
Специальность:
Менеджмент организации

Проверила:

Красноярск 2010
План работы:
Введение. Стр. 3 - 5

    Сущность и виды международной миграции. Стр. 6 - 10
    Интеллектуальная миграция. Стр. 10 - 12
    Государственное регулирование иммиграции рабочей силы:
      3.1. Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия для стран- реципиентов. Стр. 13 - 17
      3.2. Государственное регулирование международной трудовой миграции в странах-донорах. Стр. 17 - 20
    4. Россия и международная трудовая миграция. Стр. 20- 21
    5. Плюсы и минусы миграции. Стр. 21- 22
Заключение. Стр. 23 - 24
Список используемой литературы. Стр. 25

Введение.
Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты, характер и структуру, последствия, которые они вызывают. Исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др.
Миграция является одной из важнейших проблем народонаселения и рассматривается не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни.
Международная трудовая миграция становится все более заметным явлением в мирохозяйственных процессах.
Для мировой миграции характерен резкий рост численности. Так, число мигрантов всех видов по данным ООН достигло в мире 125 млн. человек к середине 90-х годов против 25 млн. в середине 80-х годов и продолжает постоянно увеличиваться. По оценкам специалистов Организации Объединенных Наций около 25 млн., т.е. примерно одна пятая всех мигрантов являются легальными трудовыми мигрантами.
Заемные трудовые ресурсы стали заметной чертой жизни любого цивилизованного общества на земном шаре.
Для России остался открытым вопрос о том, в каких параметрах это участие будет наиболее эффективным и отвечающим интересам социально-экономического и политического развития нашей страны, так как до сих пор не решен нашей наукой. Наиболее важным нам представляется внешнеэкономический аспект этого явления. Позиция страны в международном трудовом обмене определяется эффективностью участия в этой сфере международных экономических связей.
Основными проблемами данного аспекта являются проблема внедрения на мировой рынок рабочей силы и использование наиболее эффективных форм деятельности на нем.
Для этого требуется изучить основные тенденции на мировом рынке иностранной рабочей силы и миграционную политику зарубежных стран. Следует найти зависимость основных черт внешней миграционной политики стран мира от основных показателей их участия в мировом рынке труда и их позицией на этом рынке. Разрабатывается в мире с 1919 года и механизм международного правового регулирования трудовых миграций, однако он не получил комплексной оценки с точки зрения его влияния на эффективность международного трудового обмена.
Важным направлением в изучении международных трудовых миграций является проблема импорта и эффективного использования иностранной рабочей силы.
В настоящее время во многих странах мира резко обострилась проблема вынужденных мигрантов (беженцев и вынужденных переселенцев). Вопрос приема и адаптации, которых не связан, по крайней мере, в первоначальной стадии с экономической выгодой для принимающего государства. Однако заставляет страны-участницы этого процесса вступать в международные, в том числе экономические связи для решения целого ряда проблем, связанных с мигрантами. Не избежала этой участи, и Российская Федерация поток беженцев с начала 90-х годов стихийно усиливался и никак не регулировался принимающей стороной. Использование трудового потенциала беженцев и вынужденных переселенцев, и их влияние на рынок труда различных регионов Российской Федерации анализировались недостаточно, а в практике государственных органов соответствующие научные рекомендации находили воплощение еще реже.
Устойчивой тенденцией за последние 30 лет стал экспорт рабочей силы в мире, ежегодно приносящий государствам-экспортерам суммы в миллиарды долларов в доходную часть платежных балансов этих стран.
Целью контрольной работы является предоставление цельного и системного понимания процессов международной трудовой миграции и участие в ней России.
Сегодня в условия мирового экономического кризиса международная трудовая миграция и участие в ней России является как никогда актуальной проблемой, т.к. перенасыщение товаров на рынке предложения и резкого падения спроса на них, создает большие напряженности на рынке труда во всем мире.
В своей работе я поставила задачи: изучить процессы проблемы миграции, её плюсы и минусы, и участие в ней России, используя свежие учебные пособия по мировой экономике, а также информацию, находящуюся на экономических порталах всемирной сети Интернет.

    1. Сущность и виды международной миграции.
Миграция населения – объективный социально-экономический процесс, экономической основой которого является развитие и размещение производительных сил и связанное с ним территориальное перераспределение населения и трудовых ресурсов.
Стремление к перемене мест является одной из основных характерных особенностей человека. Миграция существовала во все времена и сопровождала развитие человечества. В современном мире, вместе с появлением летательных аппаратов и новых информационных технологий, миграция населения приобрела невиданные в прошлом масштабы. Люди получили возможность в считанные часы добраться до любой точки мира, а продолжающаяся интернационализация производства вызвала масштабные перемещения и рабочей силы. Если в прошлом, миграция преимущественно была связана с переменой места жительства, то сейчас миллионы людей пересекают границы в поисках временной работы.
В настоящее время в мире сложился международный рынок рабочей силы. Это качественно новое явление, которое характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы.

Международная миграция рабочей силы - представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну (иммигранты), и, уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны (эмигранты), из одной страны в другую.

В свою очередь внешняя миграция делится на:

    межконтинентальную;
    внутриконтинентальную .
Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию:
Эмиграция - выезд из страны на постоянное место жительства,
Иммиграцией - въезд, в страну на постоянное место жительства.
Международная миграция включает также процесс репатриации - возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.
В зависимости от долговременности каждого перемещения, миграция населения делится на:
· постоянную , или безвозвратную (имеет характер межконтинентальная миграция, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства, и миграция из села в город из одних населённых пунктов в другие).
·эпизодическую , представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и не обязательно по одним и тем же направлениям;
· сезонную, связанную с ежегодными поездками на заработки или кочевники. Сезонные миграции населения - это перемещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства, обычно на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в место постоянного жительства.
· маятниковую, предусматривающую ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населённых пунктах, и их нельзя рассматривать как миграции населения в чистом виде.
В зависимости от правового статуса миграция может быть:
    легальной;
    нелегальной.
Нелегальные мигранты - это лица, которые в поисках роботы въезжают в страну нелегально или прибывают в неё на законных основаниях и нелегально трудоустраиваются.
Можно выделить два основных вида международной миграции рабочей силы:
    международная переселенческая миграция - исторически первоначально преобладала переселенческая миграция населения, т.е. такая миграция, в результате которой сформировалась значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых других стран. Она предполагала перемещение мигрантов через границы государств и перемену места жительства навсегда.
    международная трудовая миграция - международная трудовая миграция - это перемещение трудоспособного населения между государствами под влиянием сугубо экономических причин, то есть в поисках заработка. В отличие от переселенческой миграции, она предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной.
Причины международной трудовой миграции имеют, в основном, экономический характер. К ним относится следующее:
1) различия в уровне экономического развития отдельных стран.
2) наличие национальных различий в размерах заработной платы.
    3) существование органической безработицы в развивающихся странах (в последнее время это явление распространено и в постсоциалистических странах).
    4) международное движение капитала и функционирование международных корпораций.
Наибольшую долю участников международной трудовой миграции составляют представители рабочих специальностей, но в ней принимают участие и служащие .
Одним из мотивов участия в международной трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только "не умереть с голода". Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. Она имеет место в основном из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США и Канаду, из Южной и Восточной Европы в более развитые страны Западной Европы. Но, наряду с этим, существует и миграция в поисках более высокой заработной платы, более комфортабельных условий труда и жизни. Эти обстоятельства также связаны с неравномерным экономическим развитием стран. Такой вид миграции связан, прежде всего, с миграцией квалифицированных специалистов, ученых.
Рассматривая мировое хозяйство в целом можно выделить следующие основные потоки трудовой миграции:
1) из развивающихся стран в развитые;
2) между развитыми странами.
3) между развивающимися странами.
4) из постсоциалистических стран в развитые страны.
    5) миграция научных работников и квалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся.
Наибольшую роль в развитии мировой экономики международная трудовая миграция начала играть после Второй мировой войны. В настоящее время в общем объеме современной международной миграции преобладает трудовая миграция. Согласно оценкам специалистов, в начале 90-х годов за пределами своих государств проживало около 25 млн. временных мигрантов, а с учетом членов семей, сезонных и приграничных работников общее число трудовых мигрантов составляло порядка 100 млн. человек.
Первоначально международная трудовая миграция имела стихийный характер. Но затем принимающие страны попытались ввести ее в организационные рамки. Так, уже в конце 19-начале 20 вв. в Германии, Франции, Швейцарии широко был распространен временный найм иностранных рабочих на определенный срок, предусматривающий их обязательную депортацию, т.е. их выезд обратно на родину. В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.
Страна - реципиент - государство, на территории которого находится объект инвестирования.
Страна-донор - государство, предоставляющее помощь другим государствам.

        2. Интеллектуальная миграция.

В 30-годах прошлого века, когда США получили монопольную возможность отбора учёных - беженцев из фашистской Германии, появилась своеобразная миграция населения в результате переманивания высококвалифицированных специалистов, т.н. интеллектуальная миграция или ”утечка мозгов”.
Понятие “интеллектуальная миграция” включает миграцию не только научно-технических специалистов, но и творческой интеллигенции, подразумевает весь комплекс миграционных потоков квалифицированных кадров, более одного года работающих за рубежом. Особенностями интеллектуальной миграции является исключительная роль, которую в этом процессе играют профессиональный и этнический факторы.
Под этнической миграцией понимается миграция, в основе которой лежат не экономические факторы, а факторы, связанные с самосохранением этноса или его части как самостоятельного социально–экономического и этнокультурного организма.
Миграция специалистов обусловлена теми же факторами, что и неквалифицированной рабочей силы. Ученые и специалисты покидают свою страну в пользу другой, если находят там более высокое материальное вознаграждение, неограниченные возможности для творчества и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование, более комфортные бытовые условия, больше гражданских прав и демократических свобод.
Миграция специалистов имеет отличные от миграции неквалифицированных рабочих последствия для стран. Миграция неквалифицированных рабочих достаточно благоприятна для страны-донора, т. к. позволяет уменьшить безработицу и связанные с ней социальные издержки и расходы, снабжают отечественную экономику валютными ресурсами.
При эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет самые «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях НТР.
Развитые индустриальные страны привлекают иностранных специалистов в количестве, намного превышающем реальные потребности. Создается конкуренция не только между местными и вновь прибывшими работниками, но и среди самих иммигрантов. Все это способствует снижению оплаты труда и повышению интенсивности труда иностранных специалистов. Оставшаяся невостребованной часть ученых и специалистов вообще не используется в соответствии с их профессией. Многие мигранты артисты, врачи, ученые не могут устроиться по специальности и работают таксистами, сторожами, официантами. Печальный опыт ряда соотечественников, тем не менее, не служит фактором, сдерживающим дальнейшую эмиграцию, в частности из стран Восточной Европы и бывшего СССР. Как ни прискорбно это констатировать, но даже неквалифицированная работа не по специальности в чужой стране часто оплачивается выше, чем труд физика-ядерщика, врача, инженера, профессора у себя на родине.
Что касается географии современной российской “интеллектуальной эмиграции”, то если раньше 40% всех выехавших составляли жители Москвы и Санкт-Петербурга, то теперь их доля в общем потоке интеллектуальной миграции составляет не более 10%. На первом месте среди стран, в которые направляются основные потоки этнической миграции из России, находится ФРГ, за ней следуют Израиль, США, Канада, Австрия. При этом по доле российских иммигрантов, имеющих высшее образование, лидирует Австрия (60%), за ней следуют Канада (48%) и Израиль (32%).
Интеллектуальная эмиграция наносит существенный удар по функционированию и воспроизводству научных школ в России. Это происходит, прежде всего, в силу “классического” принципа формирования российских научных школ, основанного на жесткой специализации, (в случае отъезда лидера научной школы разваливается вся школа), в противовес “проточной” системе, господствующей в западной науке. В настоящее время в России наиболее эффективно развиваются те научные отрасли, которые не требуют больших материальных затрат. Причем это развитие идет как бы “снизу”, минуя формальные научные структуры, и происходит, как правило, на основе самоорганизации молодых ученых.
    3. Государственное регулирование иммиграции рабочей силы.
Регулирование импорта рабочей силы преследует две основные цели:
    1. Защита национального рынка труда от стихийного потока трудящихся-мигрантов, так как он обостряет проблему занятости.
    2. Обеспечение рационального использования иностранных работников, то есть применение их труда именно в тех областях, которые не могут быть обеспечены за счет внутренних трудовых ресурсов.
3.1. Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия для стран-реципиентов.
К положительным последствиям можно отнести следующее:
    1. Занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. При отсутствии иностранных рабочих объемы производства в этих отраслях были бы значительно меньше.
    2. Расширение внутреннего рынка принимающей страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими.
    3. Снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет.
Трудовые мигранты не только не требуют, социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.
К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как правило, относят следующее:
    1. Рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не хотят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране.
    2. Рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции.
В настоящее время в странах- импортерах рабочей силы сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции.
На международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития).
В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов. Иммиграционные службы стран контролируют, прежде всего, въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок.
и т.д.................

Очередной раз узрев на улицах людей неславянской внешности, россияне продолжают недовольно ворчать, мол: «понаехали тут всякие», «Москва нерезиновая» и т.д. Однако изрыгая проклятия в сторону приезжих, мы забываем, что именно они обеспечили столице и многим другим городам массовую застройку, порядок на улицах, рост сферы услуг и выполнение многих работ. Самим россиянам не особо нравится вкалывать на дорожных работах, заниматься уборкой улиц или месить бетон на стройках, поэтому те, кто «понаехали», представляются весьма выгодной и дешевой рабочей силой. Но сам факт того, что «понаехали» вызывает агрессию.

Но все может измениться – в условиях нависающего над Россией кадрового дефицита, гражданам России в скором времени придется посмотреть на неквалифицированных экспатов ближнего зарубежья по-другому. Нехватка рабочих рук наверняка повысит лояльность даже к нелегальным трудовым мигрантам, а тем, кому это не нравится, придется потерпеть. Обусловлено это двумя негативными демографическими явлениями: снижение численности экономически активного населения, которое уже к 202о году, по оценкам Минтруда, уменьшится на 3,5 млн человек, и сокращение трудовой миграции. В первую очередь из стран ближнего зарубежья – работать в Россию все меньше едут украинцы, узбеки, белорусы, таджики и многие другие.

Потоки тают

Украинцы до недавних пор были одними из самых массовых трудовых мигрантов России, на них приходилось около 60% всей рабочей силы, приезжающей в нашу страну. Сегодня поток трудовых мигрантов из Украины тает, на что есть множество причин. Во-первых, кто хотел, тот уже давно приехал – сказывается нагнетаемая внутри страны антироссийская истерия. Во-вторых, на заработках мигрантов существенно отразилось падение рубля и стремительно взлетевшие цены. В-третьих, Украине дали «безвиз» в Европу. И хоть данный режим не дает украинцам права на работу в ЕС, многие пренебрегут подобного рода запретами и все же поедут на нелегальные заработки. Или, по крайней мере, воспользуются режимом для поиска официального работодателя, что также достаточно широко распространено. А там, между прочим, куда более высокие зарплаты, чем в РФ, да и соцобеспечение присутствует . В России же, максимум, на что могут надеяться мигранты – нелегальная работа и сравнительно невысокая зарплата.

Падает количество рабсилы и из других стран, но темпы снижения потоков куда менее стремительные. И тут, вполне логично, что действуют совершенно другие причины. Сказывается жесткая миграционная политика российского правительства по отношению к соседям. Раньше ее вполне можно было оправдать: граждане близлежащих стран выстраивались в очередь, лишь бы попасть на работу в Россию, поскольку на родине кроме безработицы и нищеты их ничего не ждало. Но экономика стран-соседей постепенно восстановилась, появилась потребность во внутренней рабочей силе и как итог, мигранты стали куда более привередливыми.

Теперь, чтоб привлечь внешнюю рабочую силу, мигрантам нужно пообещать не только более-менее стабильный доход и койку в подсобке. Теперь им нужна белая зарплата, возможность переехать вместе с семьей, шанс на легализацию и прочие «плюшки», доступные, в лучшем случае, лишь высококвалифицированным экспатам . Но даже при наличии всего этого, многих трудовых мигрантов откровенно настораживает угроза негативных взаимоотношений между «понаехавшими» и коренными россиянами. Но при всем этом, дабы быть объективным, нужно откровенно признать, что мигранты сами часто провоцируют подобного рода конфликты, игнорируя местные культурные и бытовые традиции и обычаи. А ведь без этого интегрироваться невозможно ни в одно общество.

Яма на яме

То, что Россия вплотную подошла к демографической яме, обсуждают на протяжении последних нескольких лет достаточно активно. Но для нашей страны, как ни странно, такое явление возникает не впервые – провалы рождаемости наблюдались на протяжении всего XX века. Хотя еще каких-то 100 лет назад российских женщин считали чуть ли не рекордсменками по рождаемости – в крестьянских семьях не в диковинку вовсе было иметь по 5-6 детей. Но потом последовали революции, голод, гражданские и мировые войны, политические репрессии и т.д. Последним из таких событий стал распад Советского Союза, в результате которого вначале 90-х население было растеряно и не понимало, что ждет страну дальше. Куда там рожать в этот период детей, там и себя-то прокормить было нечем. А ведь для поддержания демографического равновесия мало даже одного ребенка в семье – чтоб избежать ямы, нужно было «производить» по 2-3 ребенка.

В итоге «дно» было нащупано в 1999 году, когда россиянки родили меньше всего детей за всю современную историю . В правительстве тех времен были уверены, что негативные демографические тенденции компенсируются за счет вернувшихся на родину русских. И ради справедливости отметим, что многие таки вернулись – до начала 00-х в Россию приехало около 8 млн человек, которых, однако, было недостаточно для компенсации снижения рождаемости 90-х. Потом, правда, многие из «возвращенцев» вернулись обратно, на вторую родину – достижения в вопросах демократии и повышения благосостояния населения их не порадовали.

После нулевых, власть решилась на отчаянные меры – материальное стимулирование рождаемости. Тут тебе и разовые выплаты при рождении ребенка, и материнский капитал, за счет которого можно попытаться решить жилищный вопрос, и много других возможных региональных программ. Но рожать никто не спешит – за потерянные 20 лет у молодых семей изменились представления о семейном быту. Теперь мало кто заводит семьи лишь для воспроизводства и решения демографических проблем страны. Теперь семьи, это и свое собственное гнездо – комнаты в общежитии уже давно недостаточно даже студентам. Теперь семьи, это собственный автомобиль и ежегодный отдых хотя бы в Турции или Египте. Детей оставляют «на потом», пока молодые, будущим папам и мамам не до них.

Надежда на мигрантов

Трудоспособное население, как мы уже сказали, продолжает снижаться, по самым скромным оценкам к 2020 году падение составит 3,5 млн человек. Даже если правительство придумает что-то новое и таки сможет стимулировать рождаемость, новое поколение российских тружеников «засучит рукава» не раньше, чем через 18-20 лет . По идее, компенсировать такую численность трудоспособных граждан за счет мигрантов не так уж и сложно – по данным МВД, в Россию ежегодно приезжает работать 3,5-3,8 млн иностранцев, причем большинство из них – граждане безвизовых стран. Однако, только за первые 6 месяцев 2017 года их поток снизился на 27%, что серьезно бьет по надеждам российской власти. Но еще больше сомнений в этой связи вызывает новая миграционная политика, концепцию которой на будущие 7 лет разработали в МВД.

Согласно ей, основные потоки мигрантов будут каким-то странным образом распределяться по всей территории РФ, препятствуя их сосредоточению в столице и прочих центрах. Наиболее приоритетными направлениями для них выбрана, прежде всего, Сибирь и Дальний Восток. Но такие желания правоохранителей не подкреплены официальными цифрами: сколько туда планируют направить мигрантов, куда девать коренное русское население, проживающее там, не вызовет ли это серьезных межнациональных конфликтов и вообще не превратят ли эти регионы в потенциальные миграционные зоны отчуждения?! Но больше всего интересует вопрос, учтены ли будут потребности указанных регионов в рабочей силе и ее квалификации?

Вообще среди россиян бытует стереотип, будто «понаехали» в основном необразованные «чурбаны», имеющие крайне слабые представления о высокой квалификации и умственном труде. Такие себе Равшаны и Джамшуты из известного всем скетч-шоу. Но все не так просто – до 20% из приехавших в Россию трудяг имеют высшее образование . Естественно, что по специальности они не работают, пополняя армию дворников, работников супермаркетов и кафе, строителей и даже курьеров. В целом приезжие повышают образовательный уровень российской нации, но какого-либо вклада они не делают, так как работают не по специальности. Основные сферы их трудоустройства – это торговля, ЖКХ и строительство, в то время как специализация имеющегося у них образования – это медицина, инженерия, юриспруденция, педагогика, металлургия и т.д.

При наличии образованных кадров остро встает вопрос рационального использования имеющегося у мигрантов потенциал а – они могут помочь избежать кадрового кризиса и разогнать отечественную экономику, получив шанс легализоваться в российском обществе. Но для реализации таких планов нужен как минимум комплексный подход к проблеме. Вместо него, мы видим лишь халатность системы, которая в итоге работает лишь в пользу необразованных гастарбайтеров.

У населения России вызывает тревогу состояние здоровья значительной части прибывающих мигрантов. По данным СМИ около 11% приезжих мигрантов страдает различными инфекционными заболеваниями, в том числе и имеющими крайне тяжёлые последствия.

Например, в связи с массовыми миграционными потоками в июле 2002 году в Москве впервые произошел случай массового заболевания малярией. При этом, по данным специалистов Центра Госсанэпиднадзора г. Москвы, малярию к нам, в основном, везут граждане Азербайджана и Таджикистана. По сообщению главного государственного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко – около 2,7 тысяч трудовых мигрантов, прибывших в Россию в первой половине 2007 года больны ВИЧ и туберкулёзом, а более 4,5 тысячи имели инфекции, передающиеся половым путём.

За 7 месяцев 2007 года было выборочно обследовано около 90 тысяч иностранцев, при этом у них были выявлены следующие заболевания:

Из 88150 обследованных на ВИЧ вирус иммунодефицита – выявлен у 165 человек.

Из 88150 обследованных на сифилис – выявлен у 2158 человек.

Из 78913 обследованных на туберкулёз – выявлено у 387 человек.

Только за семь месяцев 2007 года у 7248 иностранцев обнаружили вирусный гепатит типа В, несвоевременное лечение которого приводит к инвалидности или смерти. В целом доля больных гепатитом среди мигрантов достигает 8%. Кроме того, в этом году в России завозили брюшной тиф их Дагестана, Таджикистана, Бангладеш и Индии.

При этом у представителей некоторых национальных групп количество заражённых некоторыми видами опасных болезней может значительно превышать средний уровень. Например, по результатам проверки московских рынков было выявлено, что 80%(!) торговцев-индусов ВИЧ инфицированы.

Эти данные неоднократно появляются как в СМИ, так и в научной и научно-популярной литературе (посвященным сферам миграции, межнациональным отношениям и. т. п.), что связанно как с существующей в России свободой слова, так и со стремлением предоставить населению наиболее «сенсационную» информацию. Естественно, что такого рода информация также оказывает крайне негативное влияние по отношению к приезжим. Однако значительная часть таких сведений является официальными фактами, которые не могут не вызывать тревоги у населения России.

…В связи с обилием приезжих существенно изменился конфессиональный и внешний вид населения России. С начала 90-х годов столицу России – Москву накрыла настоящая «кавказская волна». По сравнению с 1995 годом численность мигрантов из республик Закавказья выросла в 20 раз.

Например, армянская диаспора в Москве за последние 10 лет увеличилась с 40 тысяч до приблизительно 500 тысяч (то есть более чем в 10 раз), грузинская – с 25 до 70 тысяч. Численность национальных диаспор быстро растет и в самой России. Только за период 1993-1994 годов в Россию въехало около миллиона грузин, из которых 650 тысяч получили российские паспорта.

Изменения состава населения сегодня видны очень явно. Если к концу 80-х годов прошлого века численность этнических меньшинств не превышала в столице 10% от общего числа москвичей, то сегодня благодаря выходцам из южных республик СНГ ситуация резко изменилась. По некоторым данным, только «лиц кавказкой национальности» в Москве – около 30%. Социологи между тем бесстрастно сообщают, что мусульманские диаспоры теперь наряду с остальными москвичами и градообразующие (не менее 1% от общего числа жителей), и градоопределяющие (не менее 10% горожан).

По прогнозам ведущего научного сотрудника института общей генетики им. Вавилова, кандидата биологических наук Ольги Леонидовны Курбатовой – «В 2025 г. доля русских в Москве составит 73-75%. Резко возрастет процент выходцев с Кавказа и из Закавказья. Изменится соотношение представителей религиозных конфессий. Если в 1994 г. количество христиан и мусульман соотносилось как 37: 1, то в 2025 г. оно будет выглядеть как 5: 1 ».

Кроме того, по данным ученых за последнее десятилетие уровень генетического разнообразия населения Москвы стал «зашкаливать». Из-за возросшего числа межнациональных браков значительно увеличилось так называемое «брачное расстояние» – дистанция между местами рождения супругов. Сейчас этот показатель зачастую превышает 1200 км. Сами мигранты привносят в город не только свои обычаи и диалекты, но и гены. Столичным медикам надо быть готовыми к тому, что вскоре изменится спектр наследственных болезней.

Так, у жителей Закавказья и Средней Азии чаще, чем у представителей средней полосы России, встречаются наследственные заболевания крови, вызванные мутациями гена гемоглобина. В последнее время проводятся исследования некого гена устойчивости к СПИДу. Оказывается, у закавказских народов он встречается реже, чем у славян. Эти факторы, хоть и в незначительной мере, способны привести к накоплению так называемого «генетического груза» московской популяции. По словам О.Л. Курбатовой «Генетический груз -это аномальные гены, снижающие приспособленность популяции». Наука пока не может достоверно сказать, какую роль в накоплении генетического груза играют миграционные процессы. Их последствия мало изучены. Можно только сделать вывод, что московская популяция в настоящее время не соответствует критериям нормальности генетического процесса. Намечается модель «чёрной дыры»: Москва всасывает генетическое разнообразие близлежащих и удалённых популяций, при этом не воспроизводит его в поколениях (естественный прирост отрицательный) и к тому же порождает генетический груз.

Однако при прогнозировании генетических изменений российского населения необходимо учесть то, что значительная часть населения России уже сейчас крайне отрицательно относиться к самой идее смешанного межнационального брака.

…Надо отметить, что рост национализма и ксенофобии может быть вызван и самими настроениями этнического большинства, на которое в огромной мере оказывают воздействия этнические и связанные с ними демографические процессы, происходящие в России. Уже несколько десятилетий на территории России продолжается процесс снижения процентной доли (в общем составе населения) коренного населения принадлежащего к численно преобладающей славянской этнической группе. Одновременно происходит устойчивый рост этнических общностей, которые условно можно объединить под общим названием – «народов, исторически связанных с исламской традицией», или так называемых «исламских народов». И эти тенденции воспринимаются представителями этнического большинства весьма болезненно.

По расчетам Центра демографии и экологии человека А. Вишневского, численность (условно славянской) этнической общности с 1989 по 1999 г. в целом сократилась почти на 2 млн. человек. Удельный вес её в 1994-1999 годах уменьшился с 82,9 до 80,6%. Таким образом, за исключением короткого периода в начале 1990-х годов (после распада СССР, где доля русских составляла не более 52% населения), доля русских в составе населения Российской Федерации неуклонно сокращалась.

На фоне сокращения доли русских (и других славянских народов) в Российской Федерации особенно впечатляюще выглядит значительное увеличение доли других народов, не относящихся к славянской этнической группе. Эти народы можно условно объединить в одну группу под названием «народы, исторически связанные с исламом» или «исламские народы». В период с 1959 по 1999 годы доля этих народов возросла на 2/3, причём интенсивнее всего в последнее десятилетие 20-го века.

Изменение соотношения русских и «исламских народов» в составе населения России (1959-1999 годах) в %.

Русские 83,3 82,8 82,6 81,5 80,6

Исламские народы 6,1 7,0 7,3 8,1 9,0

Наиболее заметно изменение соотношения русских и других народов России при изучении их расселения по территории страны. Русские уже сегодня являются этническим меньшинством в подавляющем большинстве республик Северного Кавказа. Причём их отток из этих регионов начался ещё в 1970-х годах.

…Вооружённые конфликты в регионах, и особенно, чеченский вооружённый конфликт 1994-1996 годов, существенно ускорили эти процессы. В настоящее время в некоторых регионах северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария) русские, а шире – славянские этнические группы практически не существуют. Численность русского населения сокращается в некоторых республиках Сибири (наиболее сильно в Туве, Бурятии и Якутии), Поволжье (Чувашии, Башкирии, Татарстане). Если прогнозы дальнейшего уменьшения доли русских в Поволжье и Сибири действительно сбудутся, то уже в ближайшие годы русские станут этническим меньшинством почти на половине территории Российской Федерации.

Уменьшение численности этнического большинства. По словам известного учёного, доктора медицинских наук, профессора И.А. Гундарова – в России величина ежегодной депопуляции устойчиво сохраняется около 0,6-0,7% от общей численности населения. Следовательно, каждый год коренное население сокращается на 800-900 тысяч жителей. Такой темп означает, что через 80 лет страна потеряет 50% своего этнического состава. При этом, по мнению И.А. Гундарова данный период определяется как – «время полураспада нации». Естественно, что его величина различается в разных субъектах Российской Федерации. Однако существуют регионы, где угроза прямого вымирания коренного населения происходит наиболее быстрыми темпами. К ним относятся северо-западные территории, откуда берёт истоки российская государственность: Новгородская, Псковская, Тверская, Ленинградская области. Здесь уровень депопуляции достигает 1-1,3%, а время полураспада нации уменьшается до 35-50 лет.

Эти настроения в значительной степени усилены ситуацией, сложившейся в стране. За последние 10 лет произошло весьма сильное усовершенствование и развитие системы информационных технологий, способных к быстрой передаче какой-либо информации значительной группе населения – интернет, копировальная и множительная техника.

Одновременно с этим произошло и существенное снижение влияния государства на распространение и особенности подготовки такого рода информации. Таким образом, негативная информация об этнических и демографических процессах, происходящих в России доступна весьма широкой группе населения.

Причём способы подачи этой информации весьма разнообразны – от сенсационной подачи материала в многотиражной «бульварной», «жёлтой» прессе, до проведения конференций, телевизионных передач и серьёзных научных исследований. Например, в 2004 году был выпущен сборник научных статей под названием «Почему вымирают русские» с участием таких авторитетных российских учёных как академик РАО И.В. Бестужев – Лада, профессоров Л.Л. Рыбаковского, А.И. Антонова, И.А. Гундарова.

Или научных статей В.А. Башлачёва. В этот же период осуществлялись и публиковались исследования ряда иных известных учёных и общественных деятелей, исследующих данное явление.

Из их работ можно сделать вывод о том, что когда этническое большинство ощущает угрозу утраты своего статуса или реально теряет его на некоторых территориях – это обычно значительно усиливает позиции этнического национализма. Можно отметить, что в начале прошлого века наиболее воинственное направление русского национализма (организации «Чёрной Сотни») зарождались именно на тех территориях Российской империи, где русское население было в меньшинстве и проигрывало в приросте местному (в Молдавии и на Украине). Именно там была впервые сформирована и опробована на массах наиболее радикальная трактовка лозунга «Россия – для русских». Именно там происходили многочисленные случаи противоправных действий, совершаемых по мотивам национальной и религиозной розни – погромы, межнациональные столкновения.

В связи с этим можно провести прямую аналогию с нынешнем временем на основе анализа ситуации, сложившейся в Южном Федеральном округе России. Именно в этом регионе процессы изменения соотношения между этническим большинством и этническими меньшинствами проявляются в особенно заметной форме. На фоне продолжающегося сокращения этнического большинства (славянской этнической группы) продолжается процесс резкого увеличения численности этнических меньшинств частично в связи с ростом рождаемости, частично – в результате слабого регулирования миграционных потоков, в том числе из ряда зарубежных государств.

По словам губернатора Кубани Александра Ткачева – «По статистике, мы занимаем одно из первых мест в России по числу нелегальных мигрантов. И по числу «просто» мигрантов, кстати, тоже каждый пятый житель края сегодня – мигрант. Мало того, каждый год десятки тысяч человек получают регистрацию в крае. Но именно незаконная миграция создает множество проблем, дестабилизирует ситуацию. Растет криминал, незаконные мигранты отжимают местное население от выгодных сфер бизнеса, их дети даже не желают учить русский язык в школах».

Именно в этих регионах охотнее всего воспринимается националистическая пропаганда, представляющая демографические сдвиги (наряду с распадом СССР, федерализацией и экономическими реформами), как прямой результат сознательных мер по «геноциду русского народа» или по «геноциду славян». Именно в этих регионах с 1991 года до настоящего времени наблюдается существенный поступательный рост этнонационализма, мигрантофобии, религиозного экстремизма, шовинизма и отчасти расизма.

Такие настроения среди населения региона приводят к тому, что численность региональных националистических организаций военизированного толка часто превышает численность центральных организаций. Например, ставропольское отделение РНЕ (до периода раскола) насчитывало около 5000 человек, и по своим действиям было значительно активнее московской организации. А количество шовинистически настроенного казачества в южных регионах России составляет не менее нескольких десятков тысяч человек.

…Ещё одним существенным фактором роста национального сознания населения (в том числе и в его негативных формах) можно считать распад СССР, произошедший в начале 90-х годов. В результате этого распада на территории бывшего СССР образовался ряд суверенных государств. Что существенно повлияло на ситуацию, связанную с межнациональными отношениями народонаселения России.

Ещё в 1991 году русские, проживающие на территории СССР, осознавали себя хозяевами всего государственного образования. По своей национально-государственной идентификации они значительно отличались от подавляющего большинства так называемых «титульных народов» (то есть народов давших название одной из республик) бывшего СССР. Представители многочисленных «титульных» национальностей – узбеки, грузины, эстонцы и представители иных народов и этносов обычно считали своей родиной одноимённую республику. Однако подавляющее большинство русских (почти 80%), проживающих как в России, так и в союзных республиках называли своей родиной весь Советский Союз.

Особенно сильно эти действия сказались на наиболее крупных славянских народностях, входящих в состав этнического большинства – русских, украинцах и белорусах. В период существования советского строя национальное самосознание народностей, входящих в славянскую этническую группу, понизилось до предельно низкого уровня.

Первые социологические исследования этнического сознания русского населения были проведены ещё в период 1970-1980-х годов в разных республиках СССР. При этом межнациональные установки русской этнической общности того временного периода можно охарактеризовать как этнический нигилизм, безразличие. В 1970-х годах более 90% опрошенных русских не придавали значения тому, с представителями каких национальностей они вместе работают. Эти межэтнические установки почти в равной мере проявлялись как в городах центральной России, так и в других национальных республиках.

При этом даже в особо чувствительной к этническим различиям сфере брачных отношений русские демонстрировали наибольшую толерантность в сравнении с другими народами страны, особенно представителями народов Средней Азии и Кавказа. Представители этих народностей крайне редко проявляли готовность к вступлению в межнациональные браки – особенно женщины. Так, в Тбилиси и в Ташкенте не более 10-15% представителей титульных национальностей заявляли о своей терпимости к межнациональным бракам, тогда как среди русских таких было более 50%.

Однако в последние годы существования СССР в стране нарастало межнациональное напряжение. Эффективность этнонациональной политики, проводившейся в СССР, резко понизилась уже на рубеже 70-х 80-х годов в результате ряда негативных тенденции в самой советской социально-политической и идеологической системе. В результате, хотя последняя советская Конституция и констатировала создание новой исторической общности «советского народа», ситуация в области межнациональных отношений резко ухудшилась: начался рост национализма, местничества, клановости и связанной с ним коррупции.

В 1989 году, судя по данным ВЦИОМ, признаки открытой ксенофобии обнаруживали примерно 20% населения СССР, а её агрессивных форм, ещё меньшее количество населения – около 6-12%, в зависимости от региона. Однако уже в 1990 году социологические показатели острой этнической антипатии выросли до 35-40%, а в зонах этнических конфликтов охватывали практически всё население.

После того как СССР как целостное государственное образование распался, в ряде «независимых и суверенных государств» остались огромные, (в ряде государств – миллионные) этнические славянские диаспоры. И почти сразу, после того как славянское русскоязычное население лишается планомерной и активной поддержки со стороны метрополии в виде Российской Федерации, ему приходится очень плохо. В ряде среднеазиатских и кавказских республик распад СССР оборачивается вспышками национального шовинизма, в том числе и актами насилия, подчас переходящими в акты спонтанного насилия по отношению к угнетателям «не титульной национальности».

Например «семья Алферьевых бежала из Тбилиси в спешке. Всё бросили. Лишь бы спасти детей. Русским в те дни апреля 1990 г. было здесь жить опасно. Людей избивали только за то, что их лица были славянского типа».

По данным из различных источников с 1989 по 1999 г. численность русских в Казахстане с 6 миллионов сократилась до 4,4 миллиона, из Узбекистана за десять лет на историческую родину выехали свыше 300 тысяч, Киргизию покинули полмиллиона человек. Специалисты в области межнациональных отношений утверждают, что реальные цифры значительно превышают официальную статистику.

После распада СССР численность русского населения, а точнее – русскоязычных и европейских по менталитету диаспор (русские, украинцы, немцы, прибалты) в странах Закавказья и Центральной Азии существенно уменьшилась. Это сокращение произошло, главным образом, за счёт миграции членов данных диаспор в Россию (в меньшей мере – в иные страны: Европу, Канаду и. т. д.). За семь лет (1989-1995 г.) в результате миграции население России увеличилось почти на 3,7 млн. человек. Наибольший отток происходил из государств Закавказья и Центральной Азии: на пять русских, выезжавших оттуда, приходился лишь один въезжавший.

Отмеченную тенденцию обычно трактуют именно как последствие политики дискриминации и изгнания, своеобразного «выдавливания» русских из новых независимых государств.

При этом до представителей «не коренного» населения постоянно доводится информация о том, что они являются чужими в том государстве, на территории которого они находятся. При этом в качестве определяющей границы «свой – чужой» часто указываются не только культурные или языковые, но и антропологические отличия. Тем самым данные меры в отношении дискриминируемого меньшинства заставляют в той или иной мере обратить внимание на свои культурные, языковые, а зачастую именно на национальные или расовые отличия.

Однако, по словам академика РАН, директора института мировой экономики и международных отношений Нодари Симония – «Все эти разговоры, что Россия кому-то что-то навязывает, – абсурд. В Тбилиси русские (если не считать семью второго секретаря Компартии Грузии) в основном всегда жили хуже, чем большинство грузин.

Такая же ситуация складывалась и в других республиках. Везде и всегда русские были на положении старшего брата, который все отдает младшим, сам оставаясь нищим. Власть России, ее влияние на национальных окраинах были резко преувеличенны людьми националистического толка».

Тем не менее при реализации этих негативных мер (направленных на представителей «не титульного» населения) , представители этих групп начинают осознавать наличие трудностей в возможности социального, профессионального и экономического роста. В связи с этим, у представителей «не коренного» населения формируется негативная идентичность, основанная на принадлежности к дискриминируемой группе населения. В отличие от поведения «народных масс» действия властей всё же носят более-менее продуманный характер и направлены на создание у «чужаков» дискомфортного состояния, ощущения людей «второго сорта». При этом политика властей обычно в той или иной мере направлена на уменьшение количества «национальных меньшинств» путём их ускоренной ассимиляции или изгнания.

Необходимо учитывать тот фактор, что длительное время в Россию приезжали и продолжают приезжать до настоящего времени, относительно молодые и трудоспособные переселенцы. Степень социальной активности (в работе, учёбе, политической и общественной жизни) представителей таких групп достаточно высока.

Естественно, что приезжающее в Россию население не скрывает от соотечественников всего того, что им пришлось пережить. При этом люди могут испытывать различные негативные чувства в отношении жителей тех стран, по вине которых они были вынуждены оказаться на территории России в положении, как бесправных беженцев, так и людей «второго сорта», вынужденных осваивать новое место проживания.

И очень часто такого рода информация приводит ко вполне понятной неприязни к представителям целого ряда республик бывшего СССР. С помощью переселенцев формируется вполне определённое психологическое отношение к жителям бывших «братских республик», которые начинают восприниматься в качестве лиц, представляющих потенциальную опасность для этнического большинства.

… Зато нынешняя молодёжь демонстрирует, даже больший уровень этнофобий, чем представители самой пожилой из представленных в таблице групп. Это нельзя объяснить только большей возбудимостью молодёжи, поскольку такая, вполне естественная, особенность возрастной психологии проявлялась и раньше. Однако в начале 1990-х годов она обусловливала наибольший уровень этнической толерантности, а ныне – наибольшие этнические фобии и страхи.

В 2004 году по данным аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр) 66,5% респондентов в возрасте до 19 лет с раздражением, неприязнью, недоверием и страхом относятся к цыганам, 64,1% – к чеченцам, 48,9% – к азербайджанцам, 19,5% – к евреям.

Кроме того, рост этнофобии молодёжи сопровождается существенным ростом неприязни по национальному признаку и увеличением возможности участия в этноконфликтах на стороне своей национальной группы.

Возможное участие в этнокофликте на стороне своей национальной группы (учащиеся школ): 1998 г. – от 60 до 83%, 2001-2002 г, – от 73 до 89%, 2004-2005 г. от 66 до 91 %».

В заключение хочу отметить, пора научиться различать права меньшинств и их желание устроить свою жизнь за счет уменьшения благосостояния русского населения.

И специально для «правозащитников» информирую, что данный материал взят из книги, прошедшей экспертизу на «экстремизм».

В частности для экспертизы использовались Методические рекомендации «Об использовании специальных познаний по делам и материалам о возбуждении национальной расовой или религиозной вражды» НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Российской Федерации (№ 27-19-19 от 29 июня 1999 г ).

Эта книга информирует и очень подробно и аргументировано еще об одном явлении, порожденном миграцией – движении скинхедов. Название книги «БРИТОГОЛОВЫЕ. Все о скинхедах. Эксклюзивные материалы». Автор С. Беликов. Лично я очень благодарен автору за его действительно эксклюзивный материал. Ведь вопросы влияния миграции на нашу молодежь практически никто так системно не освещал. А ведь молодежь – это наше будущее.

Похожие публикации