Практика отмаливания рода псалмами. Псалтыри

К вере люди приходят по-разному. Кого-то Господь ведёт долгие годы через болезни и скорби, я тому пример, в кого-то вера заходит как шило, здесь уместно привести в пример моего мужа. Есть и такие, которые веруют, пока им хорошо, для них вера и церковь, как помошница во всех делах, и стоит только начаться полосе невезения, испытания веры на прочность, люди без всякого сожаления отходят навсегда или до времени, это уж как Бог положит. Для новичков, делающих первые шаги в вере, а таковой я и являлась, все кажется таким сложным и простым одновременно. Сложность в том, что многое не знаешь, а « простота» в том, что почитать, например псалмы или молитвы, казалось совсем «нетрудным», слава Богу все грамотные. Правда язык староцерковный не совсем понятен, но это ничего, зато помощь какая для моих умерших родных, которые мне снились каждую ночь, ничего не говоря, но смутное ощущение, что они просят молитв не покидало меня. Мой первый опыт чтения псалтири останется навсегда в моей памяти. «Проконсультировавшись» даже не с приходским священником, а просто со знакомым прихожанином Г., я твёрдо решила для себя, что буду читать псалтирь, тем более, в голове засели слова Г, «очень действенное средство». Новички всегда доверяют безоговорочно тем словам, которые звучат от "знающих прихожан". Это сейчас, спустя больше тринадцати лет моего нелёгкого пути в вере, я вижу свои ошибки, и ошибки Г.., а тогда всё казалось простым и очень даже выполнимым. А ведь без благословения священника, невоцерковленному приступать к чтению псалтири лучше не стоит, тем более о усопших. Почему не знал этого «не новенький» в вере Г., для меня и по сей день непонятно. Но тогда моё решение было железным и я, даже не обратила внимания на фразу, что «мне будут мешать». Никто мне мешать не будет, подумала я тогда, своих мальчишек (муж и сын) я уложу спасть, и тишина ночи будет мне только в помощь. Каждый день по кафизме, осилю, но не тут -то было... Второй час ночи, первый псалом позади, начала второй... В ночной тишине, если кто успел заметить слышимость необыкновенная и расстояние в четыре этажа, разделяющие мою квартиру с подъездной дверью на первом этаже, кажутся ничтожными, поэтому продолжая читать псалмы, я услышала, как хлопнула подъездная дверь. В голове автоматически пробежало, «странно, кто это может быть?» Немцы народ дисциплинированный, на улице редко кого увидишь в десятом часу вечера, а для второго часа ночи это было вообще необъяснимым. Не отрываясь от чтения, одновременно подумалось, оказывается, что это не так легко, как казалось и шаркающие звуки по перилам смешанные с мужским грубым бурчанием особо меня не настораживали, но они становились всё громче и громче, пока в мою дверь не раздались удары от кулачища мужской руки. И вот тут я похолодела....Жуткий страх.., понимание слов «что тебе будут мешать» и осознание "кто мешать", молниеносно сложилось в ясную картину. Удары в дверь становились сильнее, непрошенный гость ломился, как к себе домой и невнятное бурчание и недовольство выражалось всё громче и громче. Муж не проснулся, но из другой комнаты выглянул испуганный сын. Ещё бы не испугаться, это вообще невозможно было объяснить. Я махнула ему рукой,чтобы он шел спасть и приложила палец ко рту, показывая ему «тихо». Дверь в спалюню за сыном закрылась. Я отходила от жуткого цепенеющего страха сидя на диване, даже не поднявшись и не изъявив желания, посмотреть на непрошенного гостя в глазок. Сколько минут прошло, не знаю, но звуки за дверью затихли.... Как ни странно, но я не слышала больше никаких звуков в подъезде, не слышала открывающейся двери, кого-то из соседей, не слышала больше недовольного мужского хрипа, не слышала удаляющегося непрошенного гостя. Я просто понимала, что продолжить читать не смогуот этого жуткого оцепенения. Нет, я не отказалась читать псалтирь, но читать псалмы ночью, больше не хотелось. И в светлое время дня, когда бы я ни начинала чтение псалтири, мне «мешали». Это были и телефонные звонки, с «не туда попали», это были какие-то шорохи, как будто что-то падало, или мои мужчины неожиданно твозвращались, если учесть, что они только ушли. Сейчас уже трудно спомнить, но мешали конкретно и целенаправленно. Всё же 150 псалмов были прочитаны мной, с молитвенным прошением за моих родных. Спустя столько лет, прочитав уже много хороших духовных книг и поучений духоносных отцов, имея какой-то свой маленький молитвенный опыт, я поняла, как трудно молиться и что такое настоящая молитва, но псалмов бесы точно трепещут, даже если ты ничего не понимаешь в них, зато бесы хорошо понимают. Может этим и объясняется присутствие псалмов во всех церковных богослужениях, а в монастырях неусыпаемая псалтирь звучит круглосуточно. админ группы.

Псалтырь - книга священных гимнов или псалмов, большая часть которых написаны царем Давидом по наущению Духа Святого. В каждом псалме мы видим ту боль, радость, смятение или торжество, которые испытывал Великий Псалмопевец, когда создавал эти священные тексты.

Псалмы используются в богослужениях еще с ветхозаветных времен. И в наше время на службах мы слышим хоровое пение или чтение псалмов. Чтение Псалтыри в храме регламентируется Типиконом - богослужебным уставом.


Чтение Псалтыри дома:

В Православной церкви существует добрая традиция чтения Псалтыри келейно (дома). Читают Священную книгу или по соглашению - несколько верующих, прочитывая за день всю Псалтырь, или индивидуально, по кафизме (разделу Псалтыри) в день. Взяв на себя правило прилежно и внимательно читать Псалтырь дома христианин совершает малый подвиг, это и трудно, и одновременно приносит огромное успокоение душе.

Устава для чтения Псалтыри дома не существует. Но со временем сложились определенные правила, выполнение которых желательно.

*Без благословения, взятого у батюшки, приступать к чтению псалтыри нельзя.

*Прежде чем начать чтение, зажигается свеча или лампада. Огонь при чтении не зажигается только, если в данный момент находитесь в дороге.

*Следуя совету преп.Серафима Саровского, читать Псалтырь надо вслух, негромко. Это облегчает восприятие священного текста не только разумом, но и слухом. «Слуху моему даси радость и веселие» (Пс.50,10).

*Нельзя неправильно расставлять ударения в словах. Это грех. От неправильной расстановки ударений меняется смысл слова, искажается фраза.

*Если сложно стоять, то разрешается читать Священную книгу сидя. Необходимо вставать, когда читается «Слава» и молитвы, с которых начинается и заканчивается чтение Псалтыри или кафизмы.

*При выполнении правила не следует предаваться излишней страстности. Пусть чтение будет немного монотонным, лишенным театральности.

*Не стоит унывать от того, что вначале непонятно, о чем говорится в псалмах. Постепенно раскрывается красота древних текстов, и смысл их становится понятен.

Порядок чтения Псалтыри дома:

*Вначале читаются « Молитвы перед началом чтения Псалтыри «.

*Псалтырь делится на двадцать кафизм , те делятся на части тремя Славами . На Славах при домашнем чтении Псалтыри поминаются живые и усопшие .

*Прочитав кафизму , обязательно чтение тропарей и молитвы .

*Заканчивается Псалтырь чтением « Молитв по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтыри «.

*Не стоит страшиться ошибиться в чем-то или прочитать что-то неправильно, не по уставу. Искреннее покаяние, благодарность за все сделают молитву живой, невзирая ни на какие ошибки.

По мере чтения и нашего духовного взросления будет открываться всё глубже и ярче глубинный смысл псалмов.

Священник Антоний Игнатьев советует желающим читать Псалтирь: «Для чтения Псалтыри на дому желательно взять благословение у батюшки. При чтении дома строго устава, как читать нет, гораздо важнее настроиться на молитву. Существуют разные практики чтения Псалтири. Мне кажется наиболее приемлемым чтение, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве – Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку».

Если миряне прибавляют к келейному молитвенному правилу один или несколько избранных псалмов, то читают только их текст, как, например, пятидесятый псалом в утреннем правиле.

Если же читается кафизма, или несколько кафизм, то перед ними и после них прибавляются особые молитвословия.

Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм:

Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царю Небесный. Трисвятое. И по Отче наш…

Господи помилуй (12 раз)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

На «Славах»

Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза)

Господи, помилуй. (3 раза)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу

Молитвы о здравии и упокоении на Славах:

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя ), родителей моих (имена ), сродников (имена ), начальников, наставников, благодетелей (имена ) и всех православных христиан.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена ) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.]

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

После чтения кафизмы читают молитвы и тропари, указанные в кафизме.

Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз.

Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

И в конце всего молитвословия:

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй. (3 раза)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Как это работает, и к каким результатам можно прийти, читая Псалтырь:

1. Очищение работает, как и любая православная молитва, через звуковую вибрацию. Поэтому Псалтырь читается вслух.

2. За счет звукового вибрационного воздействия происходит энергетическая чистка.

3. Процесс чтения вслух требует сосредоточения и переключения внимания на незнакомый текст и ударения, что приводит к выравниванию баланса между процессами возбуждения и торможения головного мозга. Таким образом, ум успокаивается.

4. После чтения Псалтыри улучшается ясность восприятия, а, соответственно, из контекста перестают «выпадать» куски текста и слова. Поэтому у человека появляется способность видеть и воспринимать смысл, который изначально был заложен в текст. На фоне этого понимания возрастает доверие к Богу и Пространству, что приводит к улучшению качества жизни.

Прежде, чем приступить к чтению Псалтыри, нужно учесть некоторые особенности работы интерпретатора, с которыми придется столкнуться в процессе.

1. Как только начинается чтение, интерпретатор сразу же пытается вывести информацию на уровень понимания для мозга. Наличие в тексте большого количества незнакомых слов или знакомых слов, которые «никак не связаны по смыслу», на начальной стадии вызывает внутреннее сопротивление (из-за некорректной работы интерпретатора) и отторжение.

2. Если продолжать чтение, то происходит переход на другую стадию: «неинтересный текст», который не может расшифровать интерпретатор, читаемый вслух, вызывает переход к автоматическому чтению с листа, без попыток понимания. Это, в свою очередь, приводит к тому, что появляется большое количество мыслей, которые «наскакивают» друг на друга. Не стоит пытаться остановить этот мыслепоток. Нужно продолжать чтение вслух, стараясь переключать внимание с текста на произносимые звуки и обратно.

3. Энергетическое очищение иногда ощущается, как головокружение или легкая тошнота. Интерпретатор, пытаясь как-то это «прояснить», рано или поздно приходит к выводу, что чтение Псалтыри пагубно сказывается на здоровье. На фоне этих выводов появляется желание отказаться от данного занятия. На этом просто не нужно концентрироваться.

Существуют определенные правила чтения Псалтыри для достижения максимально возможного результата.

2. Существуют «Молитвы перед началом чтения Псалтыри». Это небольшой цикл молитв, который помогает настроить тело и интерпретатор, включая их в процесс очищения. Поэтому есть смысл начинать чтение именно с них. Делается это в самом начале, один раз.

3. Читать Псалтырь можно по одному псалму в день или кафисмами. Кафисма – объединение нескольких псалмов по смыслу с последующими «завершающими» молитвами. Чтение одного псалма следует начинать и заканчивать «Молитвой Господней» («Отче наш»).

4. Существуют также «Молитвы по окончанию чтения Псалтыри». Они помогают завершить процесс очищения тела и интерпретатора. Читаются они тоже один раз, после прочтения всех псалмов или кафисм

Однажды в 1983 году, приехав в Троице-Сергиеву Лавру и зайдя к Ф., я застал у него двух мужчин из Молдавии. Одного из них звали мош-Василий. Он о чем-то с чувством рассказывал Ф. Я понял, что речь идет о каком-то деле и что Ф. пытается помочь этому человеку.
Мы познакомились. За чаем кто-то сказал слова из какого-то псалма. Мош-Василий подхватил их и наизусть прочитал этот псалом до конца, назвав потом его номер, чему я очень удивился. Видя мое удивление, он сказал, что Псалтырь знает почти наизусть и что случилось это по необходимости. Мош-Василий рассказал мне свою историю.
Он из одного небольшого села Молдавии. Не так давно он и его взрослая дочь были очень больны. Он не мог долго находиться на ногах (не более получаса), сильно уставал и был инвалидом, т.к. от постоянного недомогания ничего толком не мог делать. Врачи, где он ни лечился и к кому ни обращался, ничем не смогли помочь, только признали его нетрудоспособным и выдали ему инвалидность. Дочь также была нетрудоспособна и получила инвалидность еще в подростковом возрасте. Она также испытывала постоянное недомогание, а иногда могла вдруг все забыть и ничего не могла вспомнить из того, что ее окружало, т.е. была еще и психически ненормальной. Когда он был в состоянии, он возил дочь к светилам науки и в Москву и в другие медицинские центры страны, но безрезультатно.
Испытав все средства, какие могла дать медицина, и ничего не добившись, он стал обращаться к помощи церкви. Стал посещать богослужения, молиться. Из-за недомогания отстоять всю службу у него не получалось, но он старался, как мог. Кто-то из прихожан во время разговора с ним рассказал ему о прозорливом старце из какого-то монастыря (кажется, с.Александровка). Они вместе с дочерью поехали туда. Внимательно выслушав их жалобы, старец сказал, что дает им послушание: один псалом в день из Псалтыри. А когда они выходили, то вдогонку им старец сказал, что Псалтырь их исцелит. Отец с дочерью серьезно восприняли слова старца и неукоснительно читали по одному псалму в день. Русский язык они знали плохо, но достать Псалтырь на родном молдавском языке они не смогли, поэтому с великим трудом читали псалмы по-русски.
Через год они уже свободно могли читать псалтырь по-русски, но особенная радость была в том, что чувствовать себя они стали лучше. Мош-Василий уже мог что-то делать дома по хозяйству, а дочь - помогать матери. Еще через год они были уже настолько здоровы, что обратились к врачам с просьбой о снятии их с инвалидности. Их отправили на врачебную комиссию и, действительно, признали совершенно здоровыми.
"Посмотри на меня, Николай - говорил он мне - ведь трудно поверить сейчас, что я был полным инвалидом, неспособным находиться на ногах более получаса? А, вот, я только пришел из богослужения в Лавре, где простоял на ногах более трех часов и - хоть бы что: я, как ни в чем ни бывало, могу сейчас и работать и еще, если понадобится, простоять на ногах столько, сколько будет нужно. Я вполне здоров". Мош-Василий был высокого роста и мощного телосложения.
"Теперь я работаю механизатором и водителем, содержу семью и другим помогаю. После такого чуда, которое я на себе испытал, я загорелся идеей, во что бы то ни стало, найти Псалтырь на родном языке и размножить ее и для себя и своих близких, и для тех, кто в ней будет нуждаться. А ведь Псалтырь имеет огромную силу! Но где я только ни искал ее, ни у кого не было такого экземпляра, с которого можно было бы снять копию. Были либо очень ветхие, либо с недостающими страницами. Я объехал всю Молдавию и вот, наконец, я нашел одного священника, который услышав мою историю, одолжил мне свой экземпляр на некоторое время, чтобы я мог снять с него копию. Время это на исходе. Скоро я должен вернуть Псалтырь, а у меня ничего не получается с ее тиражированием. К кому я ни обращался, все говорят, что это почти невозможно. Наконец, здесь через знакомых Ф. и других людей мне удалось выйти в Москве на типографию и они уже готовы мне ее напечатать, но официально они не имеют права выполнять заказы менее пятисот экземпляров. Вот такую информацию мне там сообщили сегодня и теперь я не знаю, что и делать. Стоит это около пяти тысяч рублей, а у меня от силы две тысячи наберется. Если продать корову, кое-что из хозяйства - и то денег не хватит", - с сокрушением сказал мош-Василий.

(Для справки. В СССР ксерокопирование производилось в специальных бюро, контролируемых КГБ. Для копирования требовалось специальное разрешение. Копирование текстов религиозного содержания наказывалось лишением свободы и конфискацией имущества).

Великий пост приближается. Именно к периоду Великого поста относится такой благочестивый обычай, как чтение Псалтири по кругу прихожанами. Об этом содержание данного материала, взятого мною с сайта "Православное Заволжье".

«Каждый, произнося псалмы, пусть будет благонадежен, что Бог скоро услышит просящих псаломским словом. Ибо скорбит ли кто — читая псалмы, великое увидит в них утешение. Терпит ли искушения и гонения — поя псалмы, явится благоискусным и будет покровительствуем Господом, Который покровительствовал изрекшего псалом; или обратит в бегство диавола и отразит демонов его. Если кто и согрешал, читая псалмы, придет в себя и перестанет грешить. А если кто не согрешил, увидит себя радующимся, что соревнует предварившим и, воспевая псалмы, превозмогает в борьбе, и он вовек не поколеблется в истине, но обличит обольщающих и намеревающихся ввести в заблуждение…»
Святитель Афанасий Великий

Псалтирь царя Давида

Великим постом во время богослужения мы слышим, что в храме очень много читают и гораздо меньше поют. Из-за этого человеку, незнакомому с содержанием православного богослужения, бывает трудно сосредоточиться, службы кажутся бесконечными. Но если постараться вникнуть в читаемое, то богослужение станет понятным, а молящийся извлечет большую пользу для души. О Псалтири ученикам нашей церковной школы расскажет иеромонах Спиридон (Савин).

Наименование Псалтири происходит от музыкального струнного инструмента, с игрою на котором соединялось пение псалмов при ветхозаветном богослужении. Авторами псалмов, судя по надписаниям, были пророк Моисей, цари Давид и Соломон, Асаф, Еман, Идифум и сыны Кореевы. Но так как 73 псалма надписываются именем Давида и многие из ненадписанных псалмов приписываются ему же, то и вся книга называется Псалтирью царя Давида.
Книга псалмов воспитывает благочестие, наставляет в вере, учит целомудрию. «Это такой инструмент, — говорит святитель Иннокентий Херсонский, — который издает различные звуки. В ней излагаются несчастья, лишения, покаяние, оправдание, многие частные отношения человека». О чтении Псалтири сказано очень много, и очень многих людей чтение псалмов не оставило равнодушным. На Руси, например, Псалтирь была настольной книгой, об этом говорится в книге «Ключ к Псалтири». По ней учили детей грамоте и страху Божию, ибо псалмопение возгревает молитвенный дух и любовь к своему Создателю. Все это, как бы в богатой сокровищнице, собрано в книге псалмов.
Псалтирь состоит из 20 частей — кафизм, или седальнов, т. е. таких отделений, после которых в древней Церкви позволялось сидеть. В это время читалось объяснение текстов псалмов. Каждая кафизма, в свою очередь, поделена на три части, так называемые славы.

Чтение во время богослужения

В Православной Церкви, по примеру ветхозаветной, Псалтирь более всех других священных книг употребляется при богослужении, причем для каждого богослужения применены особые псалмы, которые поются или читаются либо в целом виде (например, на шестопсалмии и часах), либо по частям в так называемых прокимнах.
Вечерня, например, начинается пением или чтением 103-го псалма: здесь внимание автора обращено на творческое могущество Господа, на мудрость и благость Его управления Вселенной, которую Он создал. Псалмопевец представляет Бога простирающим над миром небеса, подобно шатру; на языке аллегорий воспевает он образование и «устроение» земли как места человеческого обитания. Водные источники, моря и горы и все, что населяет их, даже день и ночь — всё во власти Господа и всё живет и обновляется действием Духа Его. С воспоминания о творении мира начинается суточный круг богослужений.
Кроме того, за богослужением Православной Церкви постоянно совершается рядовое чтение Псалтири. По Уставу церковному вся Псалтирь должна быть прочитана по порядку в течение седмицы, а во время Великого поста — дважды за седмицу.
Как правило, большинство прихожан знают на память 50-й покаянный псалом, так как он входит в состав утренних молитв, и 90-й, начинающийся со слов «Живый в помощи Вышняго…» — его часто носят на специальных поясках. Но Псалтирь не ограничивается ими. Она представляет обильный источник нравоучительных правил и утешений в трудных и скорбных обстоятельствах жизни. Псалтирь есть превосходное руководство к возбуждению духа молитвы, к излиянию сокрушенной молитвы о грехах своих, к возношению прошений о ниспослании Небесной помощи среди скорбных обстоятельств жизни, к благодарению Бога за благодеяния и прославлению Его беспредельной милости. По слову преподобного Анастасия Синаита, без усердия и прилежания в молитвах и чтении Божественного Писания невозможно ни получить исполнения прошений, ни истинно познать Бога.

Чтение Псалтири прихожанами

Существует благочестивая традиция во время многодневных постов читать Псалтирь. Для этого прихожане объединяются в группы по 20 человек. Каждый прочитывает в день по одной кафизме, а все вместе — всю Псалтирь целиком. После первой «славы» читаются имена священнослужителей храма, прихожан, которые объединились для чтения Псалтири, а также их живых родственников (по несколько имен). После второй «славы» молятся об усопших родственниках, а после третьей «славы» каждый поминает всех своих близких.
Многие задаются вопросом: «Будет ли польза при чтении имен и как чтение псалмов может помочь нашим родственникам живым и уже отошедшим в мир иной?» Что происходит с душами тех, о ком мы молимся, знает только Господь, Который и может разрешить наши проблемы и трудности. Нам же, исследуя Священное Писание, следует подобно первым христианам прилежно молиться, и тогда Господь обязательно поможет, как помог, например, апостолу Петру выбраться из заточения, послав ему своего Ангела, чтобы провести через стражу (см.: Деян. 12, 1-23). Отчаянные прошения, слезы и пост — так можно описать состояние Церкви во время заключения апостола Петра. Христиане непрестанно молились о нем, ибо понимали, как нужен он для совершения дела Господня. В итоге сама только весть о том, что апостол чудесным образом освободился из темницы и от смерти, разнеслась по окрестным странам и многих привела к вере во Христа.
Святитель Афанасий Великий о Псалтири говорил так: «Каждый, произнося псалмы, пусть будет благонадежен, что Бог скоро услышит просящих псаломским словом. Ибо скорбит ли кто — читая псалмы, великое увидит в них утешение. Терпит ли искушения и гонения — поя псалмы, явится благоискусным и будет покровительствуем Господом, Который покровительствовал изрекшего псалом; или обратит в бегство диавола и отразит демонов его. Если кто и согрешал, читая псалмы, придет в себя и перестанет грешить. А если кто не согрешил, увидит себя радующимся, что соревнует предварившим и, воспевая псалмы, превозмогает в борьбе, и он вовек не поколеблется в истине, но обличит обольщающих и намеревающихся ввести в заблуждение…»
Нам нужно надеяться, что Господь освободит из плена страстей тех наших родственников и знакомых, за кого мы молимся. Едва начав духовную жизнь, мы любим давать советы, как жить духовно, забывая о самом главном: одна добрая, сердечная молитва обладает силой большей, чем тысячи слов. Старец Паисий Святогорец, например, считал своим настоящим приношением миру те полтора часа, в течение которых он читает Псалтирь, а не беседы с приходящими к нему за советами.
В сказании блаженного Августина о силе псалмов говорится: «Пение псалмов души украшает. Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тьмы, содевает святыню… диавола постыждает, Бога показует… гнев сокрушает, хвала Божия непрестанная есть. Подобно есть меду пение псалмов!»

Ничего не понятно

Преподобный Амвросий Оптинский на такое же заявление отвечал: «Ты не понимаешь, зато бесы прекрасно понимают и бегут прочь. Читай пока не понимая, а когда-нибудь и понимать начнешь». А святитель Иоанн Златоуст говорит нам: «Кто поет псалом, тот, хотя был бы крайне развратным, стыдясь псалма, обуздывает силу сладострастия, и хотя бы обременен был бесчисленными пороками и одержим унынием, услаждаясь удовольствием, облегчает свои мысли, окрыляет ум и возвышает душу».
Не понятно еще и потому, что Псалтирь — возвышеннейшая духовная книга. Об этом нам свидетельствует святитель Игнатий (Брянчанинов): «В ней глубоко и подробно описан внутренний подвиг воина Христова. Часто употреблены преобразовательные тени и иносказания, дающие книге таинственность и темноту. Не надо принимать ее буквально: буквальное разумение Писания убивает душу. Необходимо разумение духовное: оно оживотворяет, поставляет на стези правые, святые».
Для тех, кто не понимает смысла псалмов, рекомендуется читать толковую Псалтирь, там каждый стих псалма тщательно разбирается и истолковывается.

Непрестанно возноситься к Богу

Преподобный Серафим Саровский при жизни своей заповедал сестрам устроенной им Дивеевской общины читать Псалтирь денно и нощно. Он установил ежедневно читать в храме Псалтирь двенадцати сестрам, меняясь через каждые два часа, причем читать вслух непременно в течение всего года, кроме Пасхи. Преподобный желал, чтобы сестры подражали древним христианам, которые читали Псалтирь все, от мала до велика, и постоянно.
Сейчас во многих монастырях возобновлена практика чтения так называемой «неусыпаемой Псалтири». Например, Никольский скит Валаамского монастыря несет такое послушание. Братия попеременно читает Псалтирь, поминая на каждой «славе» духовенство, живых и усопших, о ком просят помолиться паломники. Существует такая практика и в обителях нашей митрополии.
Да и всякий желающий может испросить благословение на чтение Псалтири в любое время года, кроме Светлой седмицы. Вообще, ко всем своим ежедневным делам обязательно нужно прочитывать хотя бы несколько псалмов со вниманием и любовию, и только тогда почувствуем изменение внутри себя. Преподобный авва Исаия говорит о псалмопении: «Сколько можно, более упражняй душу твою в поучении псалмов: ибо это сохранит тебя от нечистой жизни».

Кафизмы — это музыка

Так говорил преподобный Анатолий Оптинский; когда за всенощным бдением начиналось чтение их, он не мог наслушаться. Наш урок хотелось бы закончить словами святителя Василия Великого, который советовал ни одного дня не оставлять без Псалтири. А если случится оставить это правило, то на следующий день обязательно вернуться к нему. «И аще исправиши реченная и научишися заповедям Божиим, то открыет Господь очи твои и уразумееши чудеса от Закона Его».

Похожие публикации