Работа с проблемой концентрации внимания. Для повышения концентрации не нужны никакие пищевые добавки

Каждый — гениален. Но если вы будете судить рыбу по ее способности лазать по деревьям,
она всю жизнь проживет с верой в свою глупость.

Альберт Эйнштейн

Лень — это привычка отдыхать до того, как ты устанешь.

Жюль Ренар

Проблемы с концентрацией внимания? Внешнее воздействие сбивает с толку? Кажется, что все кругом рушится? Не получается запоминать вещи? Выход есть. Чтобы все было нормально, надо только чуть-чуть помочь. Надо принять себя и научиться с этим жить.

Решительно сократить количество проблем можно, придерживаясь следующих рекомендаций:

  1. В голове держать не больше трех-пяти вещей за раз, объединив действия в большие смысловые блоки.
  2. Раз и навсегда выбрать решение по ежедневному набору мелочей: вносить дела к календарь, проверять утюг и т.п.
  3. Разложить все вещи по своим местам и поддерживать заведенный порядок.
  4. Дублировать необходимые и часто используемые вещи; разложить их по всем углам.
  5. Умело пользоваться календарем, мобильником и другими инструментами интернет-века.
  6. И самое главное: НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ ПО МЕЛОЧАМ!

1) Объединение действий

Необходимо стремиться к тому, чтобы оперировать за раз только тремя-пятью предметами. Для этого необходимо объединить мелкие предметы и действия в смысловые блоки, а их в свою очередь — в более крупные и т.д. Дело в том, что человеческая память конечна. У большинства людей объем оперативной памяти составляет 3-5, реже 7 смысловых единиц. Если превысить данное "магическое" число, становится нехорошо. Можно даже пойти на маленькую хитрость и попытаться ужать количество предметов до двух-трех, оставляя как можно больше места внешним раздражителям. В таком случае риск отвлечься до такой степени, чтобы забыть что-то важное, минимален.

Примеры смысловых блоков и их возможного укрупнения:

  • Рюкзак+папка, ключи+кошелек, документы, зонты+куртки+дождевики.
  • Бумажка/Билет/Документ/Блокнот -> Папка -> Рюкзак
  • Карточка/СНИЛС/ВУ/ПАСПОРТ -> Лопатник -> Рюкзак
  • Машина, Гараж, Ворота, Дом, Флешка -> Связка ключей в кармане
Тот же принцип необходимо использовать и в виртуальной сфере — не больше 3х цветов в календаре, не больше 3х смарт-папок в почте. Если их больше, значит плохо разбиты. Можно и нужно укрупнить.


Чтобы не перегружать объединенные связки лишними предметами, их можно разбивать по месту применения или действию. Например: машина, пешая прогулка, командировка и т.д. Таким образом вполне логично иметь две связки, каждая из которых содержит частично пересекающийся набор предметов, но предназначенный для конкретной цели.

Главное — чтобы общее количество одновременно используемых блоков составляло от трех до пяти шт. Больше в голове уместить трудно, а ведь надо еще оставить место на внешний мир.

Данное правило работает отменно, т.к. эксплуатирует особенности функционирования кратковременной памяти человека.

2) Однократный выбор для часто повторяющихся, мелких и незначительных действий

Воспользуемся советом из книги Т. Лимончелли: для всех незначительных действий, на которые каждый день тратятся умственные усилия, надо принять решение раз и навсегда. Если решить для себя, как поступать в выбранных ситуациях, во-первых, высвободится время думать над чем-то более важным, а во-вторых, сократится количество ошибок. Не составит труда всегда вносить дела в календарь, проверять перед выходом из дома утюг и т.п. Тратить силы на ежедневные раздумья о зонте или ежедневнике того не стоит.

Рассмотрим подробнее несколько жизненных ситуаций на примере того, как их решаю я.

  • Чтобы не мучиться без зонта под проливным дождем, я решил вопрос, одновременно разместив зонты дома, в машине и на работе. Единственной и обязательной задачей в таком случае является непременное возвращение предмета в исходное место после использования. Заметьте, мук выбора больше нет, ошибок тоже. Больше не надо гадать на прогнозе погоды.
  • Брать или не брать iPad? Брать! Лишним не будет даже если не пригодится.
  • Заносить или не заносить в календарь всякую мелочь, понадеявшись на память? Заносить обязательно! Не стоит себя переоценивать, лишние 3 минуты тыканья в смартфон потом возместятся сторицей. И, опять же, голова совершенно свободна.
  • Класть ли документ/файл в Dropbox или оставить локально? Обязательно класть! Очень "весело", умчавшись за 900 километров, вдруг обнаружить, что флешка с диссертацией мирно лежит дома на столике у зеркала. Dropbox — сила.
  • Заводить ли таймер, если надо что-то сделать в ближайшее время? Однозначно да! И молоко не убежит, и шефу не забудешь перезвонить.
  • Не отвечать на телефонные звонки за рулем. Совсем-совсем. Единственное исключение — настолько скучная и невообразимо длинная пробка, в которой можно не только успеть решить все вопросы, но и пару-тройку серий доктора Хауса посмотреть.
Объединение, описанное в п.1, тоже весьма способствует однократному выбору. Например можно не думать, что взять с собой, если на связке с ключами, к примеру, есть и дом, и машина с гаражом, и флеш-накопитель.

3) Всему свое место

Работать за столом, кушать на кухне, спать в кровати. То же касается и местоположения вещей — определив места для предметов, необходимо выработать в себе привычку постоянно их поддерживать. Со временем организм привыкает к определенному окружению и сам включается на привычные раздражители. Не стоит надеяться на свою память и потом лихорадочно переворачивать все вокруг, когда вдруг понадобится. Увидел что-то не на своем месте? Сразу встал и положил куда следует.

В книгах по борьбе со стрессом и бессонницей настоятельно советуют не пользоваться кроватью в качестве места для еды и работы. Это нужно для того, чтобы организм мог расслабиться в привычном, проверенном гнездышке.

Кстати! Если в голову пришла неподходящая по местоположению мысль (напр. рабочий вопрос дома и наоборот), неплохо это дело конспектировать в Evernote, который открываешь и там и там. Практика показала, что мне, к примеру, мысль приходит в одном и том же месте, посему возможны казусы — на работе задумываешь что-то сделать дома, дома планируешь, чем заняться на работе, а в итоге и там и там делаешь совсем другое, вспоминая о планах только в конце дня. Списки дел с легкостью рвут этот порочный круг.

4) Дублирование

Для того, чтобы удобно оперировать блоками, можно продублировать между ними некоторые предметы. Это нужно для оптимизации количества крупных блоков, используемых для решения повседневных задач. Если есть шанс забыть предмет, лучше всего постараться сделать так, чтобы он всегда был под рукой. Этого легко добиться, разложив одинаковые предметы по разным уголкам.

Как это делаю я:

  • Три зонта: дома, в машине и на работе. Оказаться застигнутым врасплох в такой ситуации довольно непросто.
  • Ключи от дома — и в бумажнике и на автомобильной связке: выходя на прогулку берешь бумажник, в автомобиль — свои ключи и никогда не окажешься перед запертой дверью.
  • Очки дома, в рюкзаке и в пара в машине (темные/светлые). "Очкарику"довольно неприятно оказаться за рулем или в незнакомой обстановке в состоянии "перманентного бокэ".
  • Таймер в компьютере, в наручных часах и, заодно, отдельный механический на кухне. Как народ вообще без них обходится, не понимаю!
  • Dropbox + Evernote дома, на работе, планшете и смартфоне — не надо задумываться о ручной синхронизации файлов и заметок между площадками и в поездках.
Ничего не забудется, ничего не потеряется.

5) Технические помощники

Все дела и напоминания сроком больше, чем через час, должны быть отражены в календаре . Видно свободные дни, можно решить когда и что делать. Никогда не надо держать в голове массу вещей, когда для этого есть отличный помощник. А если в календарь заносить не только планы, но и постфактум сделанную работу, потом при необходимости можно легко составлять необходимые отчеты о проделанной работе с точностью до часа.

Надо позвонить человеку в пятницу в 11.15 утра через 2 года? Нет проблем! Как сказал Петр Диденко — те, кто понимает фишку с календарями, всегда глумятся над теми, кто еще нет.

Evernote — гениальное изобретение и незаменимый помощник во всех видах структурирования и сохранения информации. Ну да про него отдельно много-много чего написано.

Wiki удобно использовать для описания рабочих процессов. Во-первых, позволяет в случае чего отвлечься от дела и вернуться к нему через некоторое время вновь. Хоть отвлекаться есть лютое зло, но на айтишной работе это происходит, к сожалению, постоянно. Во-вторых, в случае, если над задачей работает несколько человек, Wiki автоматически становится инструментом коллективной работы: видно кто чем занимается, у кого какие трудности, на страницах обсуждения можно вести дискуссии по задачам, прикладывать файлы и все-все-все. Заодно в качестве бонуса сама собой собирается документация.

Мобильный телефон для человека XXI века фактически то же самое, что церковный собор для средневекового горожанина. Он — окно в мир, центральное место в системе ценностей и просто масса возможностей. При должной настройке, телефон способен неплохо облегчить жизнь своему владельцу.

Технические "фишки" логично использовать на все 100%. Во всех контактах необходимо при первой возможности заполнять имена, фамилии, должности и фото. Иначе зачем покупался-то? Стоит воздержаться от кличек, аватарок и контактов трудной судьбы наподобие "123 перезвонить". Ночью будет неплохо, если телефон сам отключит звук и будет пропускать только важные звонки. Удобно заранее подготовить набор СМС-шаблонов на типовые ситуации, чтобы не тратить время на повторяющиеся сообщения.

Если среди коллег есть особо талантливые и надоедливые личности, на них вместо мелодии звонка можно установить звук тишины — остальным не помешает, а на этих друзей внимание будет переключаться когда реально есть возможность, а не по сотне раз на дню. Необходимо автоматически синхронизировать календарь с ПК или Облаком. Владельцам современных смартфонов этот совет покажется банальным, но еще в 2007 году для обычных телефонов это было не так-то просто организовать.

6) НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ!

Надо научиться не поддаваться внешним воздействиям и работать не отклоняясь от намеченной цели. Необходимо избавиться ото всех лишних раздражителей, которыми незаметно, но довольно плотно окутано наше внимание.


В первую очередь надо постараться отказаться от ICQ, Jabber"a, Skype, выплывающих нотификаторов Growl. Взять за правило проверять электронную почту по удобному расписанию, а не по уведомлению нотификатора. Уведомления не особо ускоряют скорость решения вопроса, чаще всего — сбивают с толку, прийдя не вовремя. Если надо пообщаться в реальном времени, всегда можно договориться по почте и выделить конкретное время в календаре.

Затем необходимо отключить второй телефон и(или) вторую линию. Проку мало, а проблем — вагон и маленькая тележка. Какой толк, решая важный вопрос, узнать, что звонят еще? Будут потрачены нервы и лишние деньги, разговор затянется, абонент с той стороны тоже будет нервничать. Игнорирование сигнала от второй линии выглядит нехорошо со стороны звонящего. Оставленный без ответа звонок психологически тяжелее неудачи при дозвоне. Вторая линия — с глаз долой, из сердца вон!

К минусам подхода можно со всей смелостью отнести напрочь отсутствующую у некоторых людей культуру элементарного планирования. Мобильные технологии не исправляют, а наоборот усугубляют данный феномен. Все крепко-накрепко становится завязано на сиюсекундную доступность удаленного абонента. Если до него ВНЕЗАПНО невозможно дозвониться или услышать ответ онлайн, множество народа банально впадает в ступор.

Я, к примеру, всегда, если не могу дозвониться до человека по срочному делу, сразу же дублирую вопрос по СМС и, по возможности, по электронной почте. Отменный результат достигается в 99,9% случаев. Или перезванивают или решают вопрос и перезванивают.

Телевизор, RSS-рассылки — смело в мусор! Необходимо оставить только нужное. Следует читать всякие сайты только тогда, когда есть время. Неудобно без ридера пролистывать 100500 сайтов? Дружищще, не многовато ли ты времени ты проводишь, читая шлак?

Для тех, кто никак не представляет себе жизни без агрегаторов, в книге Т. Лимончелли есть отличный совет: каждый месяц надо обязательно отписываться от одной rss-рассылки, usenet-группы или email-рассылки. Выбрать из общего списка самую ненужную и избавиться. Это позволит держать только актуальные вещи.

Заключение

Подытожим написанное выше. Если держать в голове не больше трех-пяти вещей за раз, то риск отвлечься и забыть что-то невелик. Не стоит отлынивать по мелочам и раздумывать о том, вносить ли дела к календарь, использовать ли dropbox и т.п. Необходимо раз и навсегда принять решение и не задумываясь следовать ему как ритуалу. Неплохо бы разложить все вещи по своим местам и поддерживать заведенный порядок. Особенно хорошо будет, если часто используемые и нужные предметы будут размножены и разложены во все возможные места и дома, и на работе. Пользоваться календарем! Хорошо бы содержать мобильный телефон в порядке: не держать мусорные контакты, заполнять фото, должности и адреса, синхронизировать с облаком. Не стоит отвлекаться на мелочи — не надо становиться рабом нотификаторов и информеров.
  1. Томас Лимончелли. Тайм-менеджмент для системных администраторов. (

Врачи выделяют несколько разновидностей патологии, которые классифицируются в зависимости от проявлений, механизмов возникновения и возрастной группы, для которой они характерны.

Истинная рассеянность

При таком типе расстройства пациент полностью отвлекается от всего важного в окружающей среде, от своих дел и планов. Его внимание не сконцентрировано ни на одном объекте и долгое время блуждает. Состояние часто возникает после бессонницы , головной боли , длительной однообразной и скучной работы. В эту группу расстройств входит феномен дорожного гипноза, когда после долгого управления машиной в спокойном трафике человек впадает в полудрёму и не ощущает времени в дороге.

Мнимое снижение внимания

  • Развивается как следствие затруднений в распределении внимания: когда человек не может сконцентрироваться на определённом предмете и отвлекается на разные объекты. Специалисты называют проблему следствием глубокой внутренней концентрации: человек думает о какой-либо проблеме и не может полностью сосредоточиться ни на чем другом. К этой группе нарушений относятся:
  • профессорская рассеянность, при которой размышления упорядочены, но направлены на решение только сложных задач;
  • поэтическая рассеянность, когда человек постоянно мечтает и не обращает внимания на окружающую реальность.

Ученическая рассеянность внимания

Как следует из названия, проблема возникает у детей школьного возраста, иногда сохраняется у студентов. При расстройстве внимание ребёнка становится чрезвычайно подвижным, он постоянно отвлекается и переключается с одного предмета на другой. Перемещение внимания происходит самопроизвольно, и в итоге ребёнок не может полноценно сконцентрироваться на одной задаче. Проблема чаще всего наблюдается при синдроме дефицита внимания, реже сопровождает различные виды психопатий.

Старческая невнимательность

При расстройстве пожилому человеку сложно сконцентрироваться на каком-либо деле и переключать внимание с одной задачи на другую. Это нарушение развивается вследствие естественных процессов старения и требует активной врачебной помощи только при выраженной степени, когда проблема с концентрацией мешает вести привычный образ жизни.

У многих родителей складывается впечатление, что их ребенок способен на большее, ему нужно только научится лучше концентрироваться.

Различают два вида нарушений концентрации: «активно-импульсивный» и «пассивно-замкнутый». Дети первого типа хотят все делать быстро, им часто не хватает терпения, учебный материал они воспринимают поверхностно. Такой ребенок заранее не думает, чего он, собственно, хочет достигнуть, он с большим воодушевлением приступает к выполнению заданий, однако очень быстро теряет интерес, особенно если возникают какие-то сложности. Домашние задания дети с этим типом нарушения концентрации часто не записывают, на договоренности с ними и на их обещания полагаться невозможно. На уроках эти дети легко отвлекаются и занимаются чем угодно, только не тем, что просит учитель. Такие дети не хотят принимать на себя никакой ответственности, имеют обыкновение перекладывать вину на других и быстро впадают в состояние ярости, истерики или даже агрессии, если у них что-то не получается.

Дети с «пассивно-замкнутым» типом нарушения концентрации, наоборот, кажутся рассеянными и обычно долго возятся с любым, даже самым простым заданием. Если при выполнении домашней работы у них возникают трудности, они могут запросто перевернуть лист и начать рисовать. На уроках эти дети погружены в собственные мысли, они витают в облаках. Как правило, у них отсутствует чувство времени, поэтому они постоянно опаздывают. Часто это люди творческого склада, но они не способны воплотить в жизнь свои таланты, так как сами теряются в мире своих фантазий. Они хотят всего одновременно и не умеют расставлять приоритеты.

Оптимальные условия для концентрации ребенка

  • Обсудите со своим ребенком имеющиеся у него проблемы. Трудности в отношениях с учителями или друзьями снижают концентрацию внимания на учебном материале. Они также снижают мотивацию ребенка и внутренне постоянно его отвлекают.
  • Позаботьтесь о регулярном питании и достаточном времени для сна школьника.
  • Дети часто забывают достаточно много пить, доказано, что это ведет к нарушениям концентрации. Два литра жидкости в день, лучше всего чистой негазированной воды, идеальны для здоровья и бодрости духа.
  • Внешние раздражители, такие как музыка, телевизор или шум, создаваемый другими членами семьи, в непосредственной близости от занимающегося школьника должны быть устранены.
  • Если ребенок вымотан после школы, ему нужен отдых, прежде чем он сможет снова сконцентрироваться. Свежий воздух, спорт или общение позволяют детям относительно быстро восстановить свои силы.
  • Между работой над разными предметами необходимы 10 минут отдыха, чтобы только что изученное смогло уложиться в памяти и ребенок снова мог собраться.
  • Чтение прекрасно тренирует способность к концентрации!

Внешний порядок способствует внутреннему порядку

Есть дети, которые с раннего детства очень аккуратны, хотя родители не старались специально привить им это качество. Они системно подходят к использованию ящиков в своем шкафу и рабочем столе, аккуратно расставляют на полках своих любимые игрушки. Если к вашему ребенку это не относится, помогайте ему разбирать «творческий беспорядок» в детской. Внешний порядок, ясность и хороший обзор создают в ребенке внутренний порядок и дают ему ощущение безопасности. Ученикам дома необходимо организованное место для занятий. Под этим не подразумевается педантичный порядок на письменном столе, когда линейка, карандаши и бумага лежат под прямым углом друг к другу, как это бывает у взрослых фанатиков порядка. Организованное место для учебы воспитывает в ребенке самостоятельность и ответственность. Кроме того, дети, следящие за порядком, испытывают гордость за свое пусть и маленькое, но достижение. И они получают меньше порицаний и неприятных напоминаний от родителей вроде «Не забудь взять свою тетрадь!».

Обратите внимание на следующие моменты.

  • Каждому ребенку нужно свое постоянное рабочее место для занятий с подходящим для него стулом.
  • Обращайте внимание на хорошее освещение во время выполнения домашнего задания. Светлым головам нужно много света!
  • Расписание уроков в школе должно стать индивидуальным календарем ребенка дома. Таблицу с расписанием можно прикрепить в детской как постер и дополнить любой необходимой ребенку информацией. Это поможет школьнику не забывать вовремя делать домашние задания, готовиться к контрольным, соблюдать сроки сдачи рефератов, помнить про дни рождения друзей, время спортивных тренировок и дополнительных занятий. Оформите календарь вместе с ребенком красками, символами и рисунками. Благодаря ему ребенок постепенно научится правильно распределять свое время и планировать собственные задачи.
  • О контрольных работах, тестах и рефератах учителя сообщают, как правило, заранее. Если ребенок заблаговременно начнет готовиться к тесту или экзамену, он справится намного лучше. Эффективнее 8 раз учить что-либо по 1 часу, чем один раз в течение 8 часов. Написание шпаргалок, которыми, конечно, не стоит пользоваться при сдаче экзаменов, помогает составить основные вопросы по содержанию и собрать для этого необходимый материал.
  • Оборудуйте уголок для справочных пособий, которые всегда будут у ребенка под рукой.
  • Помогут также полка или ящики, в которых будут соответствующим образом разложены тетради и учебники по школьным предметам. Вечные поиски необходимых вещей для завтрашнего школьного дня отпадут сами собой. Кроме того, так дети реже забывают выполнять задания или брать с собой в школу нужные вещи.
  • Если нужно выполнить задания по математике, то на письменном столе должны лежать только тетради и книги по математике. Гора книг и тетрадей по другим предметам создает неразбериху и мешает концентрации.

Говоря честно, такие проблемы я испытываю уже лет 6. Бывают пики такого состояния, например, как сейчас, бывают и моменты избавления. Последние 2 месяца у меня начался просто пагубный застой, и в это время я как раз начал работать в своей (будущей) профессиональной сфере - журналистике; неспособность концентрироваться создаёт мне очень большие проблемы, и возможно вообще, как мне кажется, рождается из этих же проблем - рождается из страха.

Сейчас я попробую описать этот дефект более подробно, а затем попробую дать наиболее объективную картину своей нынешней жизни, общую картину своего психического состояния.

Невозможность концентрировать внимание попробую описать в нескольких примерах, имевших место недавно:

Мать гладит одежду и с гладильной доски упала майка. Я хочу сказать ей об этом, но вдруг останавливаюсь после слов "У тебя упала.." и не могу вспомнить, как называется эта вещь. Позже я целых 3 часа не мог вспомнить названия.

Подобные ситуации происходят со мной по раза 3-4 за день, только со словами более сложными.

Читаю Лермонтова. Он любитель порассуждать. Абзацы с его рассуждениями перечитываю порой по 10 раз каждый: не могу связать по смыслу несколько строчек, будто десятилетний ребёнок.

Радио вообще слушать не могу: не понимаю о чём говорит ведущий, улавливаю только некоторые отрывки из его речи.

Хочу заметить, что пишу столь сухо, ибо я любитель излить душу: начав, не могу остановиться; я решил подавить в себе эту черту характера.

Вот моя жизнь на данный момент. Мне 19 лет; сейчас сижу дома, почти без работы, иногда пописывая статьи; работы у меня нет из-за отсутствия военника, который, в свою очередь, стоит в военкомате под вопросом; учусь я на журналистике, заочке, и 2 недели назад сдал сессию.

Личной жизни нет, и никогда не было.
Мировоззрения мои чем-то подобны нигилизму, и основу свою берут в консистенции совокупности детерминизма и гуманизма, - Если подобно чуши, то уж простите: 4й час ночи, однако я надеюсь, что вы поймёте. - Я обратил на это внимание, ибо пытаюсь воплощать в себе этот идеал доброго циника и подсознательно себе его навязываю - невольно (а может быть и вольно) занимаюсь сублимацией.

Психологическое состояние:
- меня со всех сторон окружат страхи - не найти работу, не получить военник и пойти в армию (тогда коту под хвост учёба) и подобное; самые сильны страхи - страх профессионально несоответствия, страх "отупеть".

- (немного откровения: хоть и я всем, в том числе и себе, говорил, что я глупый, у меня глубоко в подсознание хранилась мысль "я очень умный", которая держалась на мнениях других людей: я много судил о политике, о людях и получал похвалы от людей - " надо же, как глубоко ты заглядываешь, из тебя получится офигенный журналист", "как ты можешь только всё это знать".

Сейчас я начал писать в прессу и не могу написать примитивнейших статей (не знаю, может быть из-за страха, а может я и вправду тупой) и мой образ "я умный " рухнул)

Рухнул мой характер , а может быть и просто образ циника. Теперь я стал подобен какой-то безвольной амёбе. Я не могу ничего ответить, когда на меня морально давят, не знаю почему, просто не могу: то ли боюсь людей, то ли себя.

В моей голове "каша", энтропия. Я не понимаю, что вокруг меня происходит, всё так быстро меняется. Я не знаю, как описать это состояние, поэтому так сухо: стесняюсь.

Также всё это усугубляет ворчливая мать дома, которая постоянно пытается меня унизить, уверить в меня в том, что я никто, гав.. О. У неё щитовидная железа "хромает" и потому она постоянно выдаёт истерики, независимо от моего заработка и поведения.

Усугубляет и то, что часто не сплю ночами: раньше из-за работы не спал, потом из-за сессии.

Началось это всё после того, как меня бросила очередная девушка, но она была только запалом, для еле держащегося "психологической устойчивости".

Никита, здравствуйте.

Обратитесь вначале к невропатологу. Возможно, есть какие-то органические причины для таких нарушений, поэтому вначале надо исключить их, а уже потом разбираться с психологией. То, что Вы пишете - достаточно серьёзно, потому не тяните, и идите на приём к врачу, и, если надо, проходите полное обследование.

Онлайн консультация Не могу думать, концентрировать внимание

Проблемы с концентрацией внимания могут иметь совершенно объективную органическую причину. Чтобы ее исключить или подтвердить и вылечить, необходимо обратиться к невропатологу и принимать лекарства, которые он выпишет. Я не специалист в медицине, поэтому не могу провести данную диагностику.

Проблемы с концентрацией внимания могут иметь также и психологическую причину - так называемые эмоциональные проблемы (наличие которых не исключает, но может лишь усиливать проблему неврологическую). Похоже, что эмоциональные проблемы имеют место быть в вашей жизни.

От вашего рассказа создается впечатление неустроенности, неопределенности, разброда планов, неизвестность будущего и тупика. С другой стороны ваш возраст - это естественное становление профессионализма и определения в работе и карьере. Это окончание одного этапа в жизни (школы, учебы) и определения следующего этапа.

Поэтому большинство молодых людей в вашем возрасте испытывают трудности с определением того русла, профессионального и социального, по которому в течение многих последующих лет их жизни будет течь ваша энергия, и сублимировать ее не стоит.

Есть также впечатление, что вы убегаете от реальности, от реальный, практических, банальных, материальных, земных проблем - убегаете, закрываясь размышлениями, философствованиями, и прочей интеллектуальной деятельностью и сублимацией, которая "спасает", но лишь на время, вас от того давления, которое оказывает внешний мир со своими "примитивными" проблемами.

Мама судит о вас жестоко, но она ожидает, чтоб вы уже начали ПРЕДПРИНИМАТЬ ДЕЙСТВИЯ. Именно отсутствие действия - ваше слабое место. Такое ощущение, что вы парализованы бездействием, в то время, как внутри вас полно энергии и желания перемен.

По опыту знаю, что такое состояние тяжело преодолеть головой или сердцем, но оно может быть неплохо преодолено "через ноги". Ваше внимание "убегает" от реальности - оно хочет быть внутри, в своей скорлупке, в теплом гнездышке привычных философствований и рассуждений... Оставьте его там и не насилуйте!

А тело между тем займите делом. Спортом, например, бегом, писанием статей на уровне чтива - ремесла, а не творчества - то, что хочет толпа, выявлением бюрократических проблем с военкоматом, обзваниванием потенциальных работодателей или рассылкой резюме...

Не бойтесь деградации и отупения - когда вы добьетесь материальных, практических достижений, которые можно будет потрогать, придет и ощущение успеха. То, что вы усвоили и добились - уже ваше, и оно никуда не денется. Его всегда в дальнейшем вспомнить будет уже проще, легче и быстрее, чем изучать и познавать заново.

Зачастую сбой в концентрации внимания вызвано низким уровнем кислородного насыщения головного мозга. Гипоксия, так называется данное нарушение, влечет за собой дисфункцию. Ввиду этого все медикаменты, направлены на то, чтобы и концентрацию внимания, лишь возвращают в исходное состояние.

То, что дано природой с помощью лекарств улучшить невозможно. Поэтому тем у кого, стоит вопрос повысить уровень концентрации для улучшения трудовой деятельности и образа жизни, этот материал будет полезен.

В первую очередь подчеркнем, что внимание не является процессом, как, например, мышление. Внимание – это состояние, при котором происходит возбуждение в одной или нескольких областей коры головного мозга.

Когда есть необходимость в длительном удержании внимания, зачастую человек ощущает утомление, и внимательность снижается. Человек даже не может припомнить, что конкретно он слышал, например, на лекции.

Виды внимания

Существует два типа внимания: медленный и немедленный

Существует два вида внимания, которые зависят от времени:

  • Немедленный вид внимания, т. е. быстрая концентрация – позволяет мгновенно реагировать на окружающую реальность, анализировать информацию и, соответственно, концентрироваться на одной задаче или событии.
  • Медленный вид внимания необходим человеку во время обучения или трудовой деятельности. Эта способность дает возможность не спеша поразмыслить над проблемой или усвоить информацию во время образовательного процесса.

Способность растет до 25 лет и вплоть до 45 лет остается стабильной и даже может улучшаться. После 50 лет начинается постепенная деградация. И это заставляет многих людей начинать прием препаратов по лечению нарушения концентрации внимания. Такие медикаментозные препараты относятся к ноотропному виду. Заметим, что на деятельность психики влияет и образ жизни (пагубные пристрастия), развитие опухолей и заболевания в хронической форме.

Причины, способствующие ухудшению концентрации внимания

Кроме вышеупомянутой гипоксии, есть еще ряд причин, которые вызывают нарушение концентрации внимания у детей и взрослых. Попробуем разобраться, какие факторы влияют на снижение внимания и, по возможности, оперативно их ликвидировать.

Стрессы, плохой сон и вредные привычки могут стать причиной нарушения концентрации внимания

  • Вредные привычки. Курение, злоупотребление алкогольными напитками и многое другое не только снижают концентрацию, но и ухудшают память.
  • Информационная перегрузка. Если головному мозгу приходится обрабатывать большое количество материала, то нарушается фокусировка внимания на одном источнике и информация воспринимается поверхностно.
  • Неправильное питание. Для стимуляции работы клеток и ускорения биохимических процессов в головном мозге необходим набор витаминов и микроэлементов, которые поступают в организм со здоровой пищей.
  • Стрессовое состояние. Человек, которого беспокоит стресс, депрессия или плохое самочувствие, часто не может сконцентрироваться на информации.
    Дефицит сна. Стремительный темп современной жизни часто мешает здоровому сну. Недосыпания являются одной из доминирующих причин, способствующих ухудшению внимания.
  • Симптомы заболеваний. Ухудшение концентрации внимания может стать предвестником заболеваний центральной нервной системы. Чтобы исключить осложнения, стоит обратиться к специалисту.

Как повысить уровень концентрации у взрослых

Уровень концентрации внимания зависит от способности сосредоточиться на нужном стимуле. При хорошей концентрации человек способен блокировать отвлекающие факторы - посторонние звуки и даже свои мысли.

Препараты, улучшающие память и концентрацию внимания

Ноотропы способны стимулировать мозговую деятельность

Ноотропные препараты назначаются, если требуется медикаментозное лечение. Их название говорит о том, что они предназначены стимулировать мозговую деятельность. Чаще всего они рекомендованы школьникам или студентам в процессе интенсивного обучения, требующего постоянной концентрации внимания.

Однако не только школьники жалуются: «Не могу сконцентрироваться!». Аналогичная проблема возникает и у людей пожилого возраста, у которых деятельность мозга нуждается в регулярной стимуляции.

Видео: препараты, улучшающие кровоснабжение и обмен веществ

Перечислим лекарства, которые в аптеках можно приобрести без рецепта:

  • Нобен. Данный препарат имеет в своей основе синтетический коэнзим Q10. Основной способностью препарата является наращивание концентрации этого вещества в головном мозге, стимуляция памяти и способствуют улучшения концентрации внимания.
  • Билобил. Этот препарат основан на экстракте гинкго билоба. Данное растение известно положительным воздействием на работоспособность маленьких сосудов, также стимулирует нервные клетки и обладает небольшим антидепрессивным воздействием. Перед употреблением рекомендуется, как минимум внимательно прочитать инструкцию.
  • Глицин. Довольно популярные таблетки и относится к безопасным ноотропам. На нервную систему препарат оказывает седативное воздействие, снижает влияние стресса, повышает концентрацию внимания. Основным действующим веществом является аминокислота глицин. К преимуществам можно отнести быстрый вывод из организма естественным путем и отсутствие привыкания.
  • Аминалон. Таблетки, которые имеют основное действующие вещество гамма-аминомасляная кислота. Препарат способствует оптимальному ускорению по усвоению глюкозы. Часто назначают после инсульта, т. к. глицин способствует ускорению реабилитационного периода.
  • Биотредин. Комплексный витаминный препарат, состоящий из В6 и аминокислоты треонина. Воздействуя на нервную систему, укрепляет её, тем самым улучшая память и внимательность.
  • Интеллан. Препарат для снижения нервного напряжения и усталости. Как правило, назначают детям в качестве лечения при физической и умственной утомляемости. Медики рекомендуют принимать лекарство в виде сиропа.
  • Экстракты элеутерококка, родиолы розовой, лимонника китайского. Являются общеукрепляющими средствами не только для нервной системы и мозга, но и для иммунной системе. Перед применением необходима консультация с доктором, т.к. есть противопоказания.

Некоторые средства можно приобрести в аптеке без специального назначения врача

Теперь о лекарствах, которые должен выписывать врач, чтобы вы могли сконцентрировать внимание:

  • Пирацетам. (другие названия – луцетам, мемотропил, стамин, ноотропил, эскотропил). Выпускаются таблетки или растворы для инъекций. Лечение может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев.
  • Энцефабол. Таблетки, улучшающие память. Могут назначаться даже новорожденным.
  • Фенотропил. Основная форма выпуска – таблетки. Показания – лечение проблем мозгового кровообращения, имеет выраженный общеукрепляющий эффект, не назначается детям. Помогает тем, кто жалуется «не могу уснуть».
  • Фезам. Нельзя принимать детям в возрасте до шести лет. С его помощью проводится лечебные мероприятия при раздражительности, умственном отставании и при снижении концентрации.
  • Пикамилон. Эффективность доказана при лечении острых нарушениях кровообращения в головном мозге. Как правило, назначают пациентам при вегетососудистых заболеваниях и приступах тревожности. При правильном употреблении повышает выносливость организма, а также направлен на стимуляцию умственной деятельности.
  • Мемоплант. Препарат для стимуляции кровообращения во всем организме, включая кровоснабжение в мозгу и мелких сосудах. Рекомендовано для пациентов с нарушениями памяти и при низком развитии интеллектуальных способностей.
  • Фенибут. Препарат от бессонницы. Также улучшает физическую и интеллектуальную деятельность. Снижает приступы тревоги и панические атаки.
  • Витрум мемори. Комплекс витамин разработан для людей пожилого возраста. Способен улучшать память и концентрацию. Назначают в виде курсом от трех месяцев. Необходимо проконсультироваться с медицинским специалистом.

Прежде чем начать принимать лекарственные препараты, можно попробовать упражнения, развивающие умение сконцентрировать внимание, а также простые средства, применение которых дает неплохой результат.

Сбалансированное питание поможет улучшить работу мозга

К их числу относятся некоторые продукты, а также травы:

  • Продукты на основе кофеина. Развивают быстрый тип концентрации. Но при длительном употреблении эффект значительно снижается. Проконсультируйтесь с врачом перед приемом, т. к. есть ряд противопоказаний.
  • Ежедневный рацион питания необходимо обогатить полезными продуктами: молочные, зерно, а также фрукты и овощи. Такие продукты, как банан, картофель и мука грубого помола 3-го сорта позволяют не только улучшить краткосрочной вид памяти при нарушении концентрации внимании, а также помогают быстрее просыпаться по утрам.
  • Сладости. Отметим, что черный шоколад является мощнейшим антиоксидантом, а сахар в сладком быстро насыщает энергетический запас при психических процессах. Однако следует руководствоваться правилом: всё хорошо в меру.
  • Орехи и семечки являются отличным источником витамина «Е», а также антиоксидантов, которые улучшают деятельность головного мозга, позволяя легко концентрироваться на насущных задачах.
  • Рыба. Рекомендуется включать в рацион минимум 2 раза в неделю, т.к. содержащиеся в ней жирные кислоты улучшают кровоснабжение мозга, стимулируя интеллектуальную деятельность.
  • Пряности и ароматические масла такие, как шафран, горчица, паприка, лаврушка не только придают блюдам аромат, но также улучшают память, умственную деятельность, борются с бессонницей и успокаивают нервную систему.
  • Черника и другие витамины. Отметим, что перед приемом витаминов, необходимо проконсультироваться с врачом и пройти диагностику, т.к. избыток тех или иных витаминов может привести к различных последствиям.
  • Травы. Народная медицина гласит, что девясил и сосновые почки – самые лучшие средства при нарушениях внимания. Можно применять как водные настои, так и спиртовые экстракты. И те, и другие улучшают память и внимание.

Видео: Как улучшить концентрацию внимания

Можно ли обойтись без лекарств

Избавиться от нарушений внимания не прибегая к помощи специалистов можно и другими доступными способами.

Медитации

Медитации позволят развить концентрацию внимания

Простая практика длительностью 5 минут поможет развить концентрацию внимания.

Фокусировка. Выбрать объект - любой предмет, который нужно поместить перед собой. Занять удобную расслабленную позу сидя с прямой спиной, руки опустить на колени, плечи расслабить. Сначала нужно просто смотреть на предмет, который перед вами. Очень скоро появятся отвлекающие мысли. Тогда нужно снова сфокусировать внимание на объекте, не оценивая и не анализируя. Теперь можно немного расширить фокус внимания, позволяя попасть в него тому, что окружает предмет. Затем снова сконцентрироваться на объекте. Повторить описанные шаги несколько раз.

Активный образ жизни

Голландские учёные провели эксперимент со школьниками 10-13 лет и доказали, что спорт повышает концентрацию внимания. Между уроками ученики делали перерывы по 20 минут для аэробных упражнений показали лучшие результаты в тестах, чем дети, которые занимались без перерыва.

Занятия динамичными видами спорта и подвижные игры помогают развить внимание, благоприятно влияют на наш мозг и способны повысить IQ.

Наиболее полезными из доступных видов физических нагрузок являются:

  • Гимнастика. Даже самая облегчённая гимнастика, выполняемая регулярно, усиливает питание мозга.
  • Плавание. Нагрузка на все группы мышц в сочетании с дыхательной нагрузкой значительно улучшают кровоснабжение мозга.

Несколько способов собраться с мыслями

Многие люди не имеют прогресса в жизни лишь потому, что они не знают как собраться с мыслями.

  1. Обозначить желаемый результат. Определив показатели завершенной задачи, можно не сомневаться в правильности своих действий в процессе реализации.
  2. Установить временные рамки. Установленное время для выполнения задачи поможет работать в нужном темпе.
  3. Убрать отвлекающие факторы. Чтобы максимально сфокусировать внимание, нужно оградить себя от лишних предметов и звуков.
  4. Большое дело разбить на несколько задач и составить план. Для наглядности можно нарисовать или написать план действий. Это помогает увидеть ситуацию более чётко.

Обустройство рабочего места

Хотите повысить производительность труда - наведите порядок на своём столе

Правильно организованное рабочее место помогает повысить производительность и эффективность труда. Чтобы не отвлекаться от трудового процесса, необходимо обеспечить рабочее место нужными средствами и предметами.

Тайм-менеджмент

Способность эффективно планировать рабочее время и правильно расставлять приоритеты поможет сконцентрировать внимание на главном. Грамотный тайм-менеджмент даёт возможности:

  • видеть общую картину и чувствовать себя целостно;
  • правильно выделять преимущества;
  • избегать стрессовых ситуаций;
  • повысить производительность.

Организация здорового сна

При нарушении сна погибают клетки нервной системы и мозга. Это ведёт к падению работоспособности, концентрации внимания, ослабляет мыслительные процессы и т.д. Средняя продолжительность сна для взрослого человека должна быть от 7 до 9 часов в сутки.

Учёные из американского Национального общества изучения сна после проведённого исследования обнародовали такие данные:

Упражнения для концентрации внимания

  1. Внимание на точку. На этом занятии необходимо смотреть в точку на однотонном фоне, которая должна быть расположена на уровне взгляда. Заняв удобную позу на диване или в кресле нужно сосредоточить внимание только на точке, освобождаясь от посторонних мыслей. Как только в мозг начинают приходить мысли, упражнение заканчивается и фиксируется время сосредоточения. Действие выполняется несколько раз, каждый раз стараясь увеличить время фокусировки.
  2. Часы. Чтобы выполнить упражнение потребуются часы с секундной стрелкой. Часы разместить так, чтобы было удобно следить за идущим временем. Необходимо следить за стрелкой до тех пор, пока не возникнут посторонние мысли. Хорошие показатели концентрации - 2 минуты.
  3. Линия. Задача проста - на чистом листе бумаги мягко и неторопливо вести линию, сосредоточившись только на ней. Как только появляются посторонние мысли, делается маленький пик, как на кардиограмме. Вновь сконцентрировавшись, продолжить вести линию. Ни одной вершинки за 3 минуты - хороший уровень концентрации.
  4. Рефлексивное чтение. Человек, страдающий слабой концентрацией зачастую читает бегло, думая о чём-то постороннем. Улучшить внимание можно с помощью рефлексивного чтения. Для тренировки следует выбирать достойную литературу с глубоким смыслом. Суть упражнения в том, чтобы полностью углубиться в смысл текста, вчитываясь в каждое предложение. Если заметили, что отвлеклись - собрать волю и вновь сконцентрироваться на основной задаче.

Отдых и прогулки

Чтобы восполнить силы, нужно отдыхать

Пешие прогулки по улице имеют прекрасный эффект. Ходьба на свежем воздухе обогащает клетки кислородом. Кислородное голодание для мозга равноценно деградации. Без поступления кислорода мозг не может прожить долго. Часто во время такого променада приходят новые мысли, идеи и озарение.

Мотивация

Концентрация и удержание внимания происходит за счет сильной мотивации. Если человеком руководит индивидуальная потребность, есть стимул, то это продуктивно сказывается на деятельности и даёт хорошие результаты.

Как улучшить концентрацию внимания у детей и школьников

Дети так же, как и взрослые могут уставать. Нагрузки в школе, уроки, дополнительные занятия рано или поздно способны привести к переутомлению и как следствие, к ухудшению активности мозга.

Лекарственные средства для мозговой активности

Для успешного развития ребёнка необходимы внимание и память. Когда эти показатели не соответствуют нормам, назначаются ноотропы.

Медикаменты для улучшения стимуляции нервной системы отпускаются без рецепта, но принимаются строго под наблюдением врача. Самолечение может пагубно отразиться на здоровье ребёнка. Самыми назначаемыми препаратами являются глицин, пирацетам, фенибут, пантогам, тенотен.

Подсказки родителям

Чтобы ребёнок не переутомлялся, нужно обязательно делать перерывы

  • соблюдать норму сна;
  • уменьшить потребление сахара и увеличить уровень протеина, употребляя мясо, яйца и орехи;
  • организовывать перерывы для физических упражнений;
  • устранить элементы, влияющие на концентрацию: громкую речь, шум от бытовых приборов, голод и усталость;
  • создать в доме созерцательную и спокойную атмосферу. Этому способствует тихая релаксирующая музыка или наблюдение за рыбками в аквариуме.

Упражнения

Развивать внимание и повышать концентрацию можно с помощью специальных упражнений. Некоторые из них рассмотрим ниже:

  • Слежение за игрушкой. Для занятия понадобится игрушка небольшого размера. Нужно попросить ребенка следить за предметом глазами, не поворачивая головы. Скорость и траекторию перемещения можно менять, но не переусердствовать при этом. Ребенок должен успевать следить за перемещением игрушки.
  • Новый сосед. Поставить три игрушки перед ребенком и попросить запомнить их. Затем предложить ребёнку отвернуться или выйти из комнаты, а в это время поменять игрушки местами или добавить новую. Затем поинтересоваться, что изменилось.
  • Запомни предметы. Подготовить для упражнения несколько предметов, например канцтовары: карандаш, маркер, ластик, линейку и др. Дать ребенку от 3 до 5 секунд на то, чтобы запомнить их. Затем накрыть вещи тёмной тканью и попросить назвать то, что скрыто. С каждым разом можно добавлять по одному новому предмету.

Настольные игры

Настольные игры тренируют усидчивость и память

Заручившись поддержкой настольных игр и конструкторов можно весело тренировать внимание и память.

  • Новый вариант мозаики - настольная игра “Кванты” тренирует внимание и усидчивость.
  • Игра “Хамелеон” для детей 5-6 лет тренирует внимание с помощью цветов и цифр.
  • Семейная игра “Головоноги” с простыми правилами развивает не только внимание и память, но и фантазию.
  • Захватывает дух игра “Ратуки” для весёлой компании детей от семи лет.
  • Динамичная игра с простыми правилами “Доббль” развивает внимательность и реакцию.
  • Азартная и шумная игра “Дикие Джунгли” не имеет ограничений по количеству игроков.

Рукоделие

Занятия творчеством и рукоделием благоприятно влияют на усидчивость, развивают мелкую моторику рук, внимание, память и это далеко не весь список полезных эффектов.

Факт положительного воздействия рукоделия на развитие обоих полушарий мозга официально признан медициной.

Совместно с детьми, взрослые могут заниматься шитьём, вышивкой, вязанием, бисероплетением, мыловарением, лепкой из обычной или полимерной глины, делать декупаж и т. д.

Презентация: Развитие памяти и внимания

При появлении первых признаков нарушения концентрации внимания нужно пересмотреть режим, нагрузки и питание. Найдите время и на отдых, старайтесь высыпаться и больше бывайте на свежем воздухе.

Похожие публикации