Зимние подвижные игры и эстафеты. Игры на лыжах в начальной школе

Шестопалова Светлана
Занятие по укрепление здоровья учащихся «Лыжные эстафеты»

Тема. Лыжные эстафеты

Цель : укреплять здоровье учащихся .

Задачи : развивать быстроту, ловкость, точность движений; воспитывать желание заниматься спортом, испытывать чувство удовлетворения от достигнутых результатов.

Оборудование : лыжи, цветные флажки.

Ход занятия

I. Орг. момент

На ровной площадке размечают дорожки, прокладывают лыжню . По краям дорожки делают небольшие валики, которые заливают цветной водой (можно использовать раствор гуаши) .

II. Введение в тему

Учащимся напоминают правила безопасности во время проведения лыжных эстафет :

1. Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3 – 4 метра.

2. Начинать эстафеты и заканчивать их необходимо по сигналу судьи.

3. Не нарушать правила соревнований, строго выполнять все команды судьи.

4. Избегать столкновений с участниками эстафеты .

5. Не выставлять вперед лыжные палки .

III. Основная часть

Эстафеты :

«Линейная эстафета »

Каждый участник идет на лыжах до конца дорожки, объезжает флажок, затем возвращается к своей команде вдоль дорожки, передает эстафету следующему игроку и т. д. Побеждает та команда, игроки которой первыми закончили бег.

Играющие делятся на две команды по 4 – 6 человек в каждой и становятся в колонну по одному. Игра начинается по сигналу судьи. Первые игроки делают 4 – 6 шагов без помощи палок и скользят на обеих лыжах по инерции. С правой стороны от игроков ставят флажок. Вторые игроки начинают передвигаться с того места, где поставили флажок первые и т. д. Побеждает та команда, игроки которой, соблюдая правила, продвинулась дальше.

«Быстрый лыжник »

По сигналу судьи играющие передвигаются на одной лыже, отталкиваясь другой ногой, до линии финиша, обозначенной флажками. Игрок, раньше всех дошедший до линии финиша, считается победителем. Правила игры : играющим разрешается начать передвижение только по сигналу судьи. Если игрок потеряет лыжу, то должен ее прикрепить на том месте, где потерял, и продолжать передвижение.

«За мной!»

Играющие выбирают водящего, становятся в большой круг друг за другом и двигаются вперед. Водящий находится за кругом. По сигналу судьи водящий, передвигаясь за кругом, касается палкой лыж любого игрока, приглашая его за собой. Приглашенный игрок, воткнув одну палку в снег (поглубже, чтобы она не опрокинулась, выходит из круга и двигается за водящим. Водящий таким же образом приглашает следующего игрока, затем еще одного и т. д. Он водит за собой всех приглашенных игроков в колонне между палками, затем отводит колонну в сторону подальше от круга и говорит : «На месте!» . Играющие стараются поскорее вернуться в круг к своим палкам. Игрок, прибывший на место последним, становится водящим.

«Пустое место»

Выбирают водящего и дают ему свисток. Играющие выстраиваются по кругу в колонну по одному. Водящий находится за кругом (лыжней ) . Играющие передвигаются по кругу. Водящий, передвигаясь на лыжах, скользит вне круга параллельно ему и, дав свисток, салит кого-либо из находящихся в кругу прикосновением по лыже. По свистку играющие останавливаются. Осалив, водящий делает поворот переступанием в сторону, противоположную первоначальному скольжению. Осаленный игрок выходит из круга, передвигаясь в направлении первоначального движения играющих в кругу. Каждый их них стремится как можно быстрее обежать круг и встать на пустое место, которое оставил осаленный. Не успевший занять место становится водящим, получает свисток, и игра продолжается тем же порядком, как и вначале, только играющие, сделав поворот, движутся в противоположную сторону. Расстояние между играющими, передвигающимися по кругу, не менее трех метров.

IV. Итог. Награждение победителей.

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья Проблема психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и его сохранения в современном обществе стоит очень.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников Люди должны осознать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого. Президент РФ В. В. Путин. В соответствии с ФГОС дошкольного.

Корригирующая гимнастика. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний Корригирующая гимнастика Выступление на общем родительском собрании «Ознакомление родителей с организацией воспитательно-образовательного.

Массажные коврики,изготовленные моими руками, для профилактики и укрепления здоровья детей. Коврики выполнены из подручных средств,много.

Охрана и укрепление здоровья детей в летний период Охрана и укрепление здоровья детей. Забота о здоровье детей наряду с их всесторонними развитием – приоритетное направление в организации.

Презентация «Сохранение и укрепление здоровья детей» Презентация «Сохранение и укрепление здоровья детей в МБДОУ ДС «Колокольчик» п. Усть-Уда». Составила: Былинина Ю. И Главная задача детского.

Игры на лыжах

Игры для освоения техники катания на лыжах

«Накаты». Участники этой игры должны иметь примерно одинаковую подготовку - тогда интереснее будет проходить состязание. Необходимо выбрать снежную полянку и организовать 2-3 команды по 5-10 человек. Для каждой команды нужно проложить отдельную лыжню метров 50-100 и отметить линию старта, таким образом на полянке будет 2-3 лыжни на расстоянии 8-10 м одна от другой. В руках играющих вместо лыжных палок - флажки. У одной команды - зеленые, у другой - красные, у третьей - синие. Разноцветные флажки покажут, как далеко продвинулась та или иная команда. От линии старта каждый лыжник по очереди делает 10 накатистых. шагов (ходьба на лыжах без палок: отталкиваясь, например, правой ногой, рекомендуется выдвигать левую ногу и скользить на ней как можно дольше; переходя в скольжении на правую лыжу, повторить то же движение). Цель - оказаться возможно дальше от линии старта. После 10-го, завершающего шага, лыжник втыкает в снег свой флажок.

Игру можно проводить по-разному. Первый вариант: у кого 10 шагов окажутся самыми длинными. Каждый участник по сигналу выбранного капитана или судьи начинает скольжение (с любой ноги) и считает «раз, два, три» - до десяти. На десятом шаге у того места, где остановилась лыжа, он втыкает в снег флажок своей команды. Следующий участник начинает с той же стартовой линии и, если проскользнул дальше первого флажка, ставит свой, если не доехал до него, то возвращается к своей команде. Другой вариант - игру можно проводить и с палками, и без них. Каждый участник делает 6 шагов от линии старта - это так называемый разгон. Сделав шестой шаг, играющий скользит на лыжах до полной остановки. Здесь рядом с лыжней он втыкает в снег флажок, если же игра проводилась с палками, - то лыжную палку. Следующий участник, разбежавшись, делает 6 шагов уже от этой отметки. Побеждает команда, участники которой пройдут по подготовленной ими лыжне большее расстояние. Самое главное в этой игре научиться делать накатистые шаги, используя силу инерции.

«Сороконожки». Для игры требуются веревки - по числу команд. Длина их должна соответствовать длине разомкнутой в лыжном строю колонны. Все участники распределяются на 2-3 команды. Держась одной рукой за веревку, они выстраиваются в колонну по одному. В голове колонны становится лыжник, у которого хороший шаг. По сигналу команды двигаются к линии финиша (обязательно в ногу, не расцепляя при этом руки). Гонка считается законченной, когда последний в колонне пересечет линию финиша. Команда, игроки которой пересекут финиш, побеждает.

«Веер». Для проведения игры надо выбрать широкую поляну- на ней должна разместиться шеренга в 10-12 человек на расстоянии 3-4 м друг от друга. Все участники стоят спиной или боком к финишу, по команде выполняют поворот переступанием, стараясь чтобы лыжи оставили на снегу четкий отпечаток (след должен остаться в виде веера). Причем заранее оговаривается, какой поворот нужно делать - на 90, 180 или 360°. Все зависит от того, как расположатся участники на старте. Если под углом к финишу, то на 90, если спиной - на 180, если же лицом к финишу - на 360°. В последнем случае после сигнала в начале игры участники сначала совершают полный оборот на месте, а затем, дойдя до линии финиша, совершают поворот на 180° и возвращаются к линии старта. Судьи выставляют оценки в зависимости от ловкости поворота от 1 до 5 баллов. Кроме того, дополнительный балл ставят за то, насколько быстро игрок возвратился на линию старта. Поворот веером - лыжник поворачивается влево - поднимает левую ногу носком вверх, а пятку оставляет на месте. В этот момент тяжесть всего тела сосредоточена на правой ноге. Как только левая лыжа поставлена на снег, тяжесть тела переносят на нее и приставляют правую. Затем еще одно переступание и т. д.

«Зигзаги». В основе игры - повороты махом. Вся тяжесть переносится на одну лыжу, например, правую, а другую поднимают, разворачивают носком вверх и ставят в обратном направлении. Необходимо следить чтобы палки не преграждали путь во время поворота.

В основе данной игры - поворот махом на 150, 160° или еще меньше, чтобы можно было скользить под углом. Игра проводится между 2-5 командами. Ее можно проводить и как эстафету. Перед началом соревнования от линии старта до финиша, на дистанции 50-100 м, ставятся 10-15 флажков на расстоянии 8-10 м один от другого. Задача участника - пройти на лыжах от флажка до флажка, каждый раз делая повороты махом. Дойдя до последнего флажка, игрок должен вернуться таким же образом на линию старта. Здесь он передает свои лыжные палки как эстафету товарищу по команде. Следующий номер продолжает гонку по этому же маршруту.

И так, зимние игры на улице (свежем воздухе)
1) Накаты

От линии старта каждый лыжник по очереди делает десять накатистых шагов. Цель игры - оказаться как можно дальше от линии старта. После десятого завершающего шага, лыжник втыкает в снег свой флажок, который держал в руке. Победитель тот, у кого десять шагов окажутся самыми длинными, накатистыми. Так же возможна командная игра.

2) Шире шаг

Игра проводится по хорошо накатанной лыжне, с палками или без. Задача: сделать с разгона в 4 шага от линии старта до линии финиша как можно меньше скользящих шагов.

3) Лисий след

Соревнуются 2-3 команды. Для каждой прокладывается извилистый путь, размеченный цветными флажками, с препятствиями в виде ворот из лыжных палок. Его надо преодолеть, поворачивая вправо, влево, назад и нагибаясь. Дистанция должна быть одинаковой для всех команд. Выигрывает команда, пришедшая к финишу первой.

4) Спустись со склона

Игра проводится на склоне между отдельными лыжниками или между командами. Задания при спуске: спустится со склона в наклоне на полусогнутых ногах, спустится с горы глубоко присев и в высокой стойке.

5) Круговая эстафета

Дети становятся в колонну по одному, располагаясь как спицы колеса в кругу, ограниченном лыжней. По сигналу первые игроки каждой колонны бегут по окружности влево. Оббежав круг, они передают эстафету вторым игрокам и становятся в конце колонны. Побеждает команда, окончившая эстафету первой.

6) Самокат

Отрезок лыжни 50-100 метров, лыжник должен преодолеть без палок, отталкиваясь только одной ногой, как на самокате. Выигрывает тот, кто сделает меньше отталкиваний. Игра может проводиться между командами.

7) К своим палкам

Ребята рассчитываются по порядку номеров и передвигаются по кругу. Ведущий, двигаясь внутри круга, называет номер одного из игроков. Тот, оставляя палки у лыжни, становится за водящим. Постепенно на лыжне остаются одни палки. По сигналу все лыжники и ведущий должны подбежать к палкам и взять их в руки. Тот, кто без палок - становится ведущим. Выигрывает тот, кто ни разу не остался без палок.

На дистанции 50-100 метров с двух сторон от лыжни втыкают в снег палки, верхние концы которых соединяют. Ворота на расстоянии 10-20 метров. Лыжники без палок должны пройти все ворота, не свалив их, и, обогнув флажок, возвратится к месту старта, передать эстафету следующему. Если лыжник задел ворота и они упали, он должен поставить их и лишь тогда продолжить игру.

9) Быстрый лыжник

Игра проводится на хорошо накатынных отрезках лыжни длиной 60-100 м. Все участники разбиваются на группы по 3-4 человека. Каждая по сигналу стартует, стараясь как можно быстрее преодолеть отрезок. Победители забегов соревнуются в финалах и полуфиналах. Победителем становится самый сильный лыжник. Проигравший тоже соревнуются между собой.

Игра проводится на укатанной площадке. Водящий галит играющих, касаясь своими лыжами задних частей лыж детей. Игрок, которого коснулся водящий, становится и громко объявляет всем что теперь он водящий. Игра продолжается.

11) Гонка с выбиванием

Проводится на круговой лыжне длиной 200-300 м. На каждом круге лыжник, пришедший к финишу последним, выбывает из соревнований. Если в соревновании участвует много лыжников, то можно условится, что после каждого круга выбывает по два гонщика.

12) Старт с выбыванием

Дистанция 80-120 м. делится флажками или линиями на рубежи через каждые 20 м. На рубежах выставляются судьи. Лыжники становятся на линию старта. По команде дети бегут по своим лыжням стараясь не оказаться последними на рубеже. Судья на рубеже следит, кто последний, и выводит его из игры. На следующем рубеже выбывает тот, кто также оказался последним и т.д. Пришедшие на последний рубеж становятся победителями.

13) Быстрые тройки

Прокладываются три замкнутые лыжни. Дети разбиваются на тройки, которые становятся каждый на свою лыжню. По сигналу все устремляются по своей лыжне. Ребята каждой тройки стараются как можно быстрее проскользить по кругу. Отмечаются самые быстрые тройки (не отдельные игроки).

Игры в обучении передвижению на лыжах.

Цель:
Совершенствование способов передвижения на лыжах и развитие двигательных качеств.
Задачи:
познакомить учащихся с положительным воздействием занятий физическими упражнениями на свежем воздухе в зимнее время года;
стимулировать желания к самостоятельным прогулкам на лыжах;
формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни.

На первом уроке по лыжной подготовке создаю двигательное представление об изучаемом способе передвижения. Затем ученики пытаются его выполнить вначале на месте, потом в движении. В конце урока даю игру или игровое задание. На следующих уроках возвращаюсь к игре для закрепления и совершенствования двигательного действия. Помимо преодоления монотонности выполнения упражнения в игре дети активно подключают сознание к решению той или иной задачи. Например, в 3 классе даю игровое задание:

«Кто сделает меньше скользящих шагов на 30 м (без палок)».

У ребят появляется два варианта решения: пройти дистанцию быстрыми, сильными толчками или преодолеть дистанцию, сильно отталкиваясь, но максимально используя скольжения. Дети сами находят ответ: при сильном отталкивании и максимальном использовании скольжения число скользящих шагов меньше.


В подвижных играх как бы незаметно учащиеся приобретают многие умения и навыки, которые облегчают овладение учебным материалом. Кроме того, родственные по структуре движения в игре на этапе ознакомления с двигательным действием предупреждает ошибки в его выполнении. В играх двигательное действие тесно сочетается с развитием двигательных качеств. А сформированные навыки отличаются гибкостью, приспособляемостью к изменяющимся условиям.

Предлагаю коллегам несколько игр для уроков лыжной подготовки .

«Куда укатишься за два шага»

(Для скользящего шага)
Первые номера всех команд должны от стартовой линии сделать два шага, стараясь полностью использовать скольжение на лыже (до остановки). На месте, где остановился лыжник после второго шага, учитель ставит флажок. Второй участник разбегается от стартовой линии до этого флажка и делает свои два шага. Флажок переставляют к скобе крепления остановившегося второго лыжника и т.д. Победительницей считается команда, флажок которой оказался впереди остальных после того, как все участники сделают по два скользящих шага.

«На одной лыжи»

(Для одновременного бесшажного хода).
Игроки делятся на равные команды и выстраиваются в колонну по одному, стоя каждый на одной лыже у стартовой линии. В 30 – 40 м очерчивается линия поворота (отмечается флажками). По сигналу участники команд скользят на одной лыже, отталкиваясь палками, до линии, поворачивают и скользят обратно, передавая эстафету следующему игроку. Выигрывает команда, первой пришедшая к финишу.

«Прокатись между воротами»

(Для поворота упором)
Учащиеся выстраиваются в одну шеренгу на вершине склона. На выкате со склона устанавливаются два кубика. Расстояние между ними 15-20 сантиметров. Задача учеников – выполнить по очереди поворот упором так, чтобы лыжа, не делающая поворот, прошла между кубиками и не сбила их. Задание можно усложнять или упрощать, меняя угол поворота и число ворот.

«Длинные бусы»

(Для торможения плугом)
Учащиеся выстраиваются на вершине склона в одну шеренгу. Их задача – при спуске сделать как можно больше торможений плугом. После спуска остаются следы, словно бусы, а самые «длинные бусы» будут у того, у кого «бусинки» маленькие. Выигрывает ученик, которому удалось нарисовать самые «длинные бусы» и по длине и по количеству «бусинок».

«У кого прямее линия»

(Для торможения упором)
Учащиеся выстраиваются в одну шеренгу на вершине склона. Задача играющих - выполнить торможение упором. Отмечают игроков, у которых после спуска остается прямая линия от лыжи, не выполняющей торможение. Варианты: кто дальше прокатится при торможении упором; кто быстрее остановиться после торможения упором.

«Дружные пары»

(Для торможения упором)
Игроки выстраиваются парами на вершине склона у хорошо укатанной лыжни. В 5 м ниже от вершины рядом с лыжней по обе стороны ставят флажки. Один игрок встает правой лыжей на левую лыжню, другой располагается рядом. Второй игрок встает левой лыжей на правую лыжню. Игроки берутся за руки. По сигналу пара начинает спуск и, проехав флажок, выполняет торможение упором - один лыжник правой, другой левой ногой, стараясь прокатиться как можно дальше. Выигрывает пара, которая прокатится дальше всех. Вариант: какая пара ближе всех остановится.

«Не задень»

Играющие построены на вершине склона в шеренгу с интервалом 2 м. Каждый, спускаясь по своей лыжне, должен пропустить предмет, лежащий на лыжне, между разведенными лыжами. Лыжи следует развести непосредственно перед лежащим на снегу предметом, затем тотчас свести. Учитель отмечает лучших лыжников.


Стремясь к прочности приобретенных навыков, необходимо повторять игры систематически. Следует придерживаться и определенных требований: правильно подбирать игры по структуре изучаемого двигательного действия, по уровню развития и силам учащихся; четко формулировать содержание игры, ее задачи и правила; определяя результат игры, учитывать не только быстроту, но и качество выполнения задания; постепенно переходить от знакомых игр к незнакомым, от простых к сложным.

Подвижные игры на лыжах

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №1

Подвижная игра на лыжах «Занять место»

Играющие передвигаются на лыжах в 1,5 – 2 м друг за другом по замкнутому кругу. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону, подаёт команду «Стой!» Дотрагивается до палки одного из лыжни-ков и продолжает быстро двигаться по кругу. По сигналу все останавливаются, а игрок, осаленный водящим, быстро бежит по кругу в том же направле-нии. Каждый стремится занять свободное место. Не успевший занять свободное место становится водя-щим, игра продолжается.
Правило. При перебежке нельзя мешать играющим.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №2

Подвижная игра на лыжах: «Нападение акулы»

Игра проводится на ограниченной площадке. Из чис-ла наиболее сильных участников выбирается «аку-ла» (водящий). Все остальные участники (рыбки) снимают палки, ставят их в центре площадки и раз-бегаются. По сигналу «акула» начинает ловить «рыбу». Тот, кого осалит «акула», становится «аку-лёнком». Он берёт свои палки и тоже начинает ло-вить «рыбу». Игра заканчивается, когда поймают последнюю «рыбку». Салить игроков можно только рукой.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №3

Подвижная игра на лыжах «Слалом с воротами».
На склоне горы устанавливаются две пары ворот из легких планок или лыжных палок. Расстояние между воротами – 10–15 м. Прово-дится соревнование между командами лыжников: нужно, спускаясь с горы, проехать под воротами, не задев их. Лыжники одной и дру-гой команды спускаются с горы поочередно, по одному. Следующий лыжник начинает путь тогда, когда предыдущий достиг подножия горы.
Побеждает команда, большее количество игроков которой правиль-но выполнило задание. Лыжник, сваливший ворота, должен поста-вить их на место.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №4

Подвижная игра: "Охотники и утки на лыжах"

Содержание. Игра проводится на ограниченной площадке, за пределы которой выезжать нельзя. Выбирается несколько охотников, остальные – утки. По сигналу утки «разлетаются» по площадке. По второму сигналу – охотники выходят на «охоту». У одного игрока в руках мяч. Бросать его можно толь-ко с места. Другой игрок подъезжает к отскочившему мячу и с этого места бросает мяч. Игра продолжается до тех пор, пока не «перестреляют» всех уток. Оса-ленная утка уходит за пределы площадки.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА № 5

Подвижная игра на лыжах «Все по местам»


Эта игра проводится зимой на лыжах ребятами среднего и старшего школьного возраста. В нее можно играть только на большой снежной поляне или на реке, замерзшей и покрытой снегом. Количество участников - от 5 до 40 человек.
Описание:Все играющие на лыжах с палками размещаются по большому кругу, размер которого зависит от количества участников. Расстояние между лыжни-ками - 3-4 м. Один участник - водящий. Он становится на лыжах без палок в стороне от круга. Все медленно двигаются один за другим по кругу. Водящий подъезжает к ним и по своему выбору приглашает кого-нибудь: "За мной!" Приглашенный оставляет палки на месте, воткнув их в снег, и следует за водя-щим. Так постепенно водящий приглашает всех лыжников, и они двигаются за ним в колонне по одному. Водящий отводит колонну в сторону от круга, на ко-тором остались воткнутые палки игроков. Неожиданно он подает команду: "Все по местам!" (или свистком), и лыжники стремятся быстрее возвратиться в круг и взяться за любые воткнутые палки. Водящий также занимает место у любых палок. Тот, кто останется без палок, становится водящим.
Правила:
1. Лыжники идут за водящим только после приглашения.
2. Двигаясь за водящим в колонне, нельзя никого обгонять.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №6

Оборудование. Четыре малых мяча, лыжи у каждого иг-рока.
Описание. Дети выстраиваются в четыре колонны по од-ной линии. Впереди колонны, на расстоянии 6-8 м одна от другой, проводятся несколько линий. У каждого из стоя-щих первыми в колоннах в руках мяч. По сигналу учителя дети бросают свои мячи на дальность, отмечая, кто даль-ше всех его кинет. Бросившие мячи бегут на лыжах за ни-ми и передают их вторым игрокам, а сами встают в конец колонны.
Выигрывает колонна, в которой окажется большее коли-чество мячей, закинутых за самую дальнюю линию.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №7

«На одной лыже»

Оборудование. Лыжа и пара лыжных палок у каждого участника игры.
Описание. В игре принимают участие 4-5 человек. Они идут 15-20 м на одной лыже, отталкиваясь палками.
Победителем считается тот, кто придет быстрее, не насту-пив ни разу свободной ногой в снег.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №8

Подвижная игра на лыжах «Гусеница»

Оборудование. Лыжи и лыжная палка у каждого участни-ка игры.
Описание. На площадке отмечаются линии старта и фи-ниша. Расстояние между ними 20-25 м. Играющие делятся на группы (по 6-8 человек в каждой) и выстраиваются у линии старта в колонны по одному. У каждого игрока - по лыжной палке, свободный конец которой он протягивает следующему игроку своей команды, так что получается одна длинная цепь - гусеница.
По команде все гусеницы начинают двигаться к финишу.
Побеждает та команда, чья гусеница придет первой.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №9

Подвижная игра на лыжах «Пустое место»

Оборудование. Лыжи без лыжных палок у каждого участника игры.
Описание. Играющие выбирают водящего. Затем они образуют круг и встают лицом к центру, заложив обе руки за спину. Водящий бе-жит на лыжах снаружи круга и, коснувшись рукой одного из иг-рающих, продолжает движение на лыжах, а тот, до кого дотрону-лись, должен бежать в противоположную сторону. Каждый старает-ся обежать круг и вернуться поскорее на пустое место. Не успевший занять пустое место становится водящим.
Правила.
1.Запрещено бежать через круг.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №10

Подвижная игра на лыжах «Займи место»

Оборудование. Лыжи и лыжные палки у каждого участника игры.
Описание. Дети делятся на две равные по количеству игроков ко-манды. Затем они, стоя на лыжах, выстраиваются в колонну по два, но каждая из колонн представляет собой отдельную команду. Иг-рающие начинают медленно двигаться вперед, все время поддержи-вая равнение в парах.
По сигналу руководителя игроки первой пары быстро поворачива-ют в разные стороны и бегут на лыжах вдоль своих колонн (снару-жи) в хвост колонны. Затем они снова поворачивают и каждый из них старается поскорее занять место за последним игроком своей команды. После первой пары, опять по сигналу руководителя, бе-жит вторая, за ней третья, потом четвертая и т.д. до последней пары.
За каждого игрока, прибежавшего на свое место первым, команда получает одно очко.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
2.Обегая круг, нельзя дотрагиваться до игроков.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №11

Подвижная игра на лыжах «Догонялки»

На снежной полянке проложите лыжню в виде овала, круга или в крайнем случае прямоугольника. Длина лыжни – не более 600 мет-ров: тогда все поле игры хорошо видно. В каждом заезде одновре-менно участвуют четыре лыжника. Однако можно стартовать и шестерым, но прокладывают заранее только одну лыжню. Стар-тующие располагаются не на одной линии, а в четырех (или более) точках лыжни, на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый играющий старается развить предельную скорость и догнать того, кто идет впереди. При равных силах это непросто. Как только кос-нешься концом своей лыжной палки лыжи идущего впереди, он должен сойти с лыжни, выбыть из игры.
Игра заканчивается, когда останется на лыжне один самый быст-рый лыжник.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №12

Подвижная игра на лыжах «Пятнашки»

Можно играть и с палками, и без палок. Проще, конечно, без палок – меньше возможности столкнуться. Этот вариант реко-мендуется самым юным лыжникам, которые настолько увле-каются, что забывают вовремя затормозить, чтобы избежать прямого столкновения. Один игрок становится «пятнашкой» по жребию. Ему надо до¬гнать кого-то из своих товарищей. Иг-рок, которого он коснулся, останавливается, поднимает руку и громко объявляет: «Пятнашка – я!».
Запрещается «давать сдачи». Если же играют с лыжными пал-ками, то не разрешается касаться ими друг друга. Водящему достаточно коснуться своей палкой лыжи игрока.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №13

Подвижная игра на лыжах «Слалом на равнине»

Не только на горке можно устроить слалом. Расставьте на дистанции флажки или лыжные палки. Огибая их то сле-ва, то справа, надо пройти дистанцию туда и обратно. Кто быстрее?

Бывают в жизни случаи, когда надо дойти до финиша на одной лыже... А мы из этого устроим забаву. Дистанция – 20 метров. Лыжа – одна, лыжных палок – две. Ногой, сво-бодной от лыжи, наступать на снег нельзя.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №14

Подвижная игра на лыжах «Воротца»

На дистанции 50–100 метров в двух местах лыжные палки втыкают в снег по две, верхние их концы соединяют. Пер-вые воротца – в 20–30 метрах от старта, еще через 15–20 метров ставят вторую арку из палок.
Двигаясь по лыжне, надо опуститься на одно колено и, продолжая отталкиваться палками, проскользнуть сквозь воротца, стоящие на пути. И до следующих воротец лыж-ник должен двигаться в полуприседе. Пройдя их, рас-прямляйся и скорее беги к финишу. Если воротца упали, надо поставить их и лишь потом продолжать бег.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №15

Подвижная игра на лыжах «На одной лыже»

Бывают в жизни случаи, когда надо дойти до финиша на одной лы-же... А мы из этого устроим забаву. Дистанция – 20 метров. Лыжа – одна, лыжных палок – две. Ногой, свободной от лыжи, наступать на снег нельзя.

Подвижная игра на лыжах «На трех ногах»

Можно устроить забег двух участников, у которых правая нога од-ного и левая другого связаны ремнем или шарфом. Дистанция – 50–60 метров. Такие гонки доставляют большое удо¬вольствие и участ-никам, и зрителям.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №16

Подвижная игра на лыжах «Выручалочки»

Особенность этой игры в том, что, как только водящий начинает настигать кого-то, любой игрок может выручить товарища, пробе-жав междуним и преследователем. Тем самым он «вызывает огонь на себя»: теперь преследовать будут его. Но и его могут выручить товарищи.

Подвижная игра на лыжах «Финские гонки»

Существует такой термин в спорте – «финский ход», когда лыжник, используя тяжесть тела, скользит на обеих лыжах одновременно, от-талкиваясь палками, не делая дополнительных шагов. В соревнова-ниях ноги выше коленей можно перевязать ремнями или шарфами для гарантии, что участники не сделают ни одного шага.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №17

Подвижная игра на лыжах «Помоги товарищу»

Во время лыжной прогулки может случиться так, что окажется необходимым помочь товарищу добраться до-мой. Надо быть готовым к такой ситуации. Итак, двое ве-зут одного. Каждый берет в одну руку обе свои палки (сце-пив их кольцами); ими можно отталкиваться. Свободной рукой везущие берутся за палки «потерпевшего». Его дело – лишь скользить. Можно отталкиваться и одной палкой, а вторую сцепить с палкой того, кого везешь.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №18

Подвижная игра на лыжах «Парный спуск»

Игру проводят на некрутых склонах. На одной паре лыж скользят двое: один на лыжах стоит, другой опустился на коленки или присел на корточки впереди или сзади парт-нера. Если устроить соревнования таких пар, то победив-шей надо считать ту, которая скатится с горы быстрее, но, конечно, при условии, что «пассажир» не соскочил с лыж.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №19

Подвижная игра на лыжах «Накаты»

Каждый лыжник делает фронтально от линии старта десять сколь-зящих шагов. Цель – оказаться как можно дальше. После десятого, завершающего шага лыжник втыкает в снег свой флажок, который держал в руке. Победитель тот, у кого 10 шагов окажутся самыми длинными.

Подвижная игра на лыжах «Быстрые лыжники»

Игра проводится на укатанной лыжне с отрезками длиной 50–100 м. Все участники делятся на группы по 3–4 человека. Команды пре-одолевают дистанцию в шеренгах, держась спереди за одну или две скрепленные лыжные палки. Победителями становятся самые бы-стрые лыжники.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №20

Подвижная игра на лыжах «Сороконожки»

Для игры необходимы веревки по коли¬честву команд. Длина веревки должна соответствовать длине разомк¬нутой в лыжном строю колонны. Игроки делятся на 2–3 команды. Держась одной рукой за веревку, вы¬страиваются в колонну по одному. В голове стано¬вится лыжник, у которого хороший шаг. По сигналу команды двигаются к линии финиша обязательно в ногу.
Гонка считается законченной, когда последний в колонне пересечет линию финиша. Команда, все иг¬роки которой пересекли финиш первыми, побеждает. Игра повторяется 3–4 раза.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №21

Подвижная игра на лыжах «Тревога»

Все участники игры пе¬редвигаются цепочкой друг за другом. Вы-бранный ка¬питан двигается сбоку по соседней лыжне. На груди ка-ждого игрока – номер (может быть напи¬сан мелом). По команде ка-питана общий строй по¬кидают те лыжники, номера которых назва-ли. Они сле¬дуют за капитаном, втыкая палки в снег в том месте, где покинули строй. Когда на лыжне останутся одни палки, подается сигнал тревоги (свисток или др.) Все участники бегут к лыжне, что-бы захватить свои палки. Капитан начинает игру без палок.
Если в игре участ¬вовали 15 человек, то на лыжне 14 пар палок. Кто не успел захватить палки, становится водящим. Побеж¬дает тот, кто ни разу не был водящим (первый не в счет).

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №22

ИГРЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ЛЫЖНИКОВ (6–7 ЛЕТ)

Подвижная игра на лыжах «У кого меньше шагов?»
На лыжне отмечается отрезок в 10 м. Надо пройти по прямой лыж-не, а на отрезке 10 м выполнить как можно меньшее количество на-катистых шагов. За лучший результат участнику начисляется 1 балл. Игра проводится 5–6 раз. Ученик, набравший большее количе-ство баллов, становится победителем.

«Кто дальше проскользит?»
Дети строятся в шеренгу, затем по сигналу руководителя разбегают-ся (выполняя 5–6 шагов), с силой отталкиваются на последнем шаге и скользят на лыжах до полной остановки. Игра проводится на про-ложенной лыжне.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №23

Подвижная игра на лыжах «Буксиры».
Все участники распределяются по парам примерно равных по силам партнеров. Стоящий сзади подает концы лыжных палок впереди стоящему партнеру, другие – держит сам. Длина дистанции – 70 м. На старте выстраивается любое количество пар (до 20). Гонки начи-наются по сигналу руководителя. Чтобы быстрее разбежаться на старте, буксируемый делает 10–15 шагов, а дальше скользит по инерции по лыжне идущего впереди. Добежав до финиша (он обо-значается флажком), игроки – первые номера в паре – передают свои палки напарникам, меняются местами и уже без сигнала воз-вращаются к линии старта. Побеждает команда (пара), сумевшая быстрее всех пройти маршрут.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №24

ИГРА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (8–10 ЛЕТ)

Подвижная игра на лыжах «Гусеница».
Команды стоят в колоннах, в каждой по 8–10 человек. Первый в колонне опирается на одну палку, а вторую по-дает следующему за ним игроку, и тот держит ее за ниж-ний конец. Второй игрок свою палку протягивает сле-дующему игроку команды. Он уже не опирается на палки, обе руки его заняты. Получается длинная цепь лыжников, соединенных палками. По команде все одновременно на-чинают движение, стараясь, чтобы не была разорвана цепь. Побеждает команда, пришедшая к финишу первой.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №25

ИГРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ

Подвижная игра на лыжах «День и ночь». Играющие, разделившись на две равные команды, выстраиваются на лыжах (с палками) в две колонны по одному (промежуток между игроками в колоннах равен длине лыж) по обе стороны средней черты площадки на расстоянии 2 м от нее. Одна ко-манда называется «День», другая – «Ночь». В 25 м от средней черты с од-ной стороны площадки находится «город» команды «День», с другой – ко-манды «Ночь». «Города» ограничиваются линиями, параллельными сред-ней черте. Руководитель в любом порядке называет команды. Названная команда поворачивается к своему «городу» и бежит за его линию. Игроки другой команды, догоняя убегающих, стараются коснуться палкой их лыж. Настигнутые останавливаются. Руководитель подсчитывает количе-ство остановленных, после чего те присоединяются к своей команде и вновь занимают места у средней черты. После нескольких перебежек игра заканчивается. Побеждает команда, у которой окажется меньше останов-ленных игроков.
Правила. Игрок, вышедший за одну из сторон площадки, считается оста-новленным. За линией своего «города» салить убегающих нельзя.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №26

ИГРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ

Подвижная игра на лыжах «Эстафета-биатлон».
Биатлон – вид спорта, в котором сочетаются бег на лыжах и стрельба. В нашей эстафе-те стрельба заменяется метанием снежков в цель. На снежной площадке проводится линия старта. Впереди на расстоянии 10 м от нее устанавливают двое ворот высотой по 75 см. Расстояние между воротами – 2 м. В 10 м от каждых ворот заготавливают два снежных холмика для снежков. В 5 м за холмиками ставят вторую пару ворот высотой 1 м с подвешенным к перекладине квадратным щитом фанеры размером 30х30 см.
Две команды лыжников по 4–5 человек, рассчитавшись по порядку номеров, становят-ся за линией старта против своих ворот. По сигналу судьи первые номера стартуют и пробегают под первыми воротами. Достигнув холмика, они должны слепить снежок и попасть им в мишень (квадрат), затем объехать ворота с мишенью и вернуться к месту старта. Как только подбежавший лыжник пересечет линию старта, стартует следующий и т.д.
Выигрывает команда, лыжники которой скорее закончат перебежки.
Правила. Лыжник, стоя у холмика, мечет снежки до тех пор, пока не попадет 1 раз. Только после этого он может продолжать путь. Очередной лыжник становится на старт сразу же после того, как ушел со старта предыдущий лыжник его команды.
ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №27
ИГРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ
Подвижная игра на лыжах «Собери флажки».
На склоне горы (15–20°) зигзагообразно расставляются пять пар ма-леньких флажков. Рядом с каждым из них ставятся флажки боль-шого размера. Лыжники (без палок) делятся на две команды. Все нечетные номера каждой из команд становятся на верху горы, чет-ные номера – внизу.
По сигналу первые номера обеих команд, скатываясь вниз, собира-ют по дороге свои маленькие флажки и передают их вторым номе-рам своих команд; вторые номера, быстро поднимаясь в гору, рас-ставляют флажки на прежние места (около больших флажков); тре-тьи номера, скатываясь, снова собирают флажки, четвертые – опять расставляют и т.д., пока все не совершат спуски или подъемы.
Побеждает команда, раньше другой выполнившая задание. При по-вторном проведении игры четные и нечетные номера меняются местами и ролями.

Похожие публикации