Акт обследования жилищно бытовых условий. Акта обследования жилищно бытовых условий — его назначение, кто участвует, правила составления
АКТ обследования жилищно-бытовых условий
г. _______________
Комиссия в составе: ________________________________________ проверила жилищно-бытовые условия гражданина _________________________________ .
(ФИО )
работающего в __________________________________ в должности __________________________, проживающего в доме № _________________________________ квартира № _____ по улице __________________________________________ на жилой площади __________________________.
Дом принадлежит _________________________________.
Обследованием установлено:
жилая площадь, на которой проживает _________________________________, состоит из комнат _____ кв. м, размер каждой комнаты: _____ кв. м, _____кв. м на _____этаже в _____ этажном доме.
Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.п. в нормальном состоянии, ветхий, аварийный комнаты сухие, светлые, проходные, количество окон и прочее) __________.
Благоустройство дома и данной жилплощади (водопровод, канализация, какое отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т.д.) ____________________.
Акт обследования жилищно-бытовых условий проживания при наличии в семье несовершеннолетних детей, которые посещают какие-либо учебные заведения.
Дата обследования: _____________________ г.
Ф.И.О. должность специалистов, проводивших обследование:
_____________________________________________________________________________________
Проводилось обследование условий проживания несовершеннолетнего:
Ф.И.О, дата рождения, ученика класса ____ МБ(А)ОУ " СОШ № ___ "
1. Сведения о родителях (опекунах)
Мать: Ф.И.О. дата рождения, место работы
Отец: Ф.И.О. дата рождения, место работы
2. Сведения о несовершеннолетних
2.1 Состояние здоровья: физическое развитие детей соответствует возрасту, внешних признаков наличия заболевания не выявлено (выявлено). Признаки физического или психического насилия над детьми отсутствуют (присутствуют).
2.2 Внешний вид: дети чистые, ухоженные, имеют необходимую одежду и обувь для дома, посещения образовательного учреждения, прогулок. Все вещи в хорошем состоянии, соответствуют возрасту детей, имеется верхняя одежда по сезону и времени года.
2.3 Социальная адаптация: во время посещения дети (ребенок) спокойны, доброжелательны, заинтересованы (безразличны) визитом постороннего человека. Во время беседы идут на контакт (стесняются), ответы на вопросы полные (односложные). Отношения с членами семьи хорошие, доброжелательные (напряженные, конфликтные). Характер отношений построен на доверии или на обидах, замкнутости. Помогаю или нет в домашних делах, отношение к поручениям родителей ответственное, проявляют инициативу (выполнение обязанностей формальное, без инициативны).
2.4 Воспитание и образование: успеваемость хорошая (если низкая, чем объясняется: пед.запущенностью, отсутствием условий, недостатком развития познавательных процессов или других нарушений). Какие имеются трудности, что предпринимается для исправления и коррекции. Отношение к трудностям других членов семьи.
3. Жилищно-бытовые условия:
3.1 Семья проживает в ____ квартире улучшенной планировки (хрущевка , " гостинка "), приватизирована или нет, общая площадь ____ кв.м
3.2 Дом, в котором проживают несовершеннолетние в хорошем состоянии, подъезд чистый, отремонтированный (ремонт проводился давно, в подъезде не убирают).
3.3 В квартире чисто, уютно, отсутствуют неприятные запахи (грязно, не убрано, накурено, запах алкоголя, ацетона или др.) Имеется у детей (ребенка) отдельная комната, место для учебы и отдыха, школьно-письменные принадлежности (мягкая мебель, уголок школьника, ремонт в квартире и в комнате детей, шкаф для хранения одежды).
4. Приблизительный доход семьи, требуется ли оказание материальной помощи, в каком виде.
Выводы:
1. Жилищно-бытовые условия удовлетворительные (неудовлетворительные)
2. кем осуществляется уход и надзор над детьми, выполнение родительских обязанностей осуществляется в полном объеме (частично, не выполняются родительские обязанности)
3. Отмечены недостатки семейного воспитания и обучения (конфликты в семье между родителями, конфликты с ребенком, стили родительского воспитания, контроль за выполнением дом.заданий, информированность родителей об успехах ребенка в школе, внеурочной занятости ребенка, семейных праздниках, традициях).
1. Обеспечить уход за детьми
2. Уборка квартиры, комнаты ребенка
3. Помощь в подготовке дом.заданий
Психолого-педагогическая служба
МБОУ СОШ №38
г. Норильск
Акт обследования жилищно-бытовых условий проживания
дата обследования: _____________________ г.
Ф.И.О. должность специалиста (специалистов), проводивших обследование:
________
____________________
Проводилось обследование условий проживания несовершеннолетнего:
Ф.И.О, дата рождения, ученика класса ____ МБ(А)ОУ "СОШ № ___ "
1. Сведения о родителях (опекунах)
Мать: Ф.И.О. дата рождения, место работы
Отец: Ф.И.О. дата рождения, место работы
2. Сведения о несовершеннолетних
2.1 Состояние здоровья: физическое развитие детей соответствует возрасту, внешних признаков наличия заболевания не выявлено (выявлено). Признаки физического или психического насилия над детьми отсутствуют (присутствуют).
2.2 Внешний вид: дети чистые, ухоженные, имеют необходимую одежду и обувь для дома, посещения образовательного учреждения, прогулок. Все вещи в хорошем состоянии, соответствуют возрасту детей, имеется верхняя одежда по сезону и времени года.
2.3 Социальная адаптация: во время посещения дети (ребенок) спокойны, доброжелательны, заинтересованы (безразличны) визитом постороннего человека. Во время беседы идут на контакт (стесняются), ответы на вопросы полные (односложные). Отношения с другими членами семьи хорошие, доброжелательные (напряженные, конфликтные). Характер отношений построен на доверии, доброте (обидах, замкнутости). Помогаю или нет в домашних делах, отношение к поручениям родителей ответственное, проявляют инициативу (выполнение обязанностей формальное, без инициативны).
2.4 Воспитание и образование: успеваемость хорошая (если низкая, чем объясняется: пед.запущенностью, отсутствием условий, недостатком развития познавательных процессов или других нарушений). Какие имеются трудности, что предпринимается для исправления и коррекции. Отношение к трудностям других членов семьи.
3. Жилищно-бытовые условия:
3.1 Семья проживает в ____ квартире улучшенной планировки (хрущевка, "гостинка"), приватизирована или нет, общая площадь ____ кв.м
3.2 Дом, в котором проживают несовершеннолетние в хорошем состоянии, подъезд чистый, отремонтированный (ремонт проводился давно, в подъезде не убирают).
3.3 В квартире чисто, уютно, отсутствуют неприятные запахи (грязно, не убрано, накурено, запах алкоголя, ацетона или др.) Имеется у детей (ребенка) отдельная комната, место для учебы и отдыха, школьно-письменные принадлежности (мягкая мебель, уголок школьника, ремонт в квартире и в комнате детей, шкаф для хранения одежды).
4. Приблизительный доход семьи, требуется ли оказание материальной помощи, в каком виде.
1. Жилищно-бытовые условия удовлетворительные (неудовлетворительные)
2. кем осуществляется уход и надзор над детьми, выполнение родительских обязанностей осуществляется в полном объеме (частично, не выполняются родительские обязанности)
3. Отмечены недостатки семейного воспитания и обучения (конфликты в семье между родителями, конфликты с ребенком, стили родительского воспитания, контроль за выполнением дом.заданий, информированность родителей об успехах ребенка в школе, внеурочной занятости ребенка, семейных праздниках, традициях).
1. Обеспечить уход за детьми
2. Уборка квартиры, комнаты ребенка
3. Помощь в подготовке дом.заданий
4. Оформление материальной помощи (по необходимости)
Акт обследования жилищно-бытовых условий (Образец заполнения)
обследования жилищно-бытовых условий Савицкого А.Г.
Основание: п. 9 Положения об условиях труда работников-надомников, утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 11.04.2000 N 48.
Настоящий акт составлен о нижеследующем:
Савицкий Андрей Георгиевич, подавший 10.05.2011 заявление о приеме на работу на дому по должности переводчика, имеет на праве собственности однокомнатную квартиру (свидетельство о праве собственности N 200D/105 от 31.12.2010), расположенную по адресу: г. Витебск, ул. Советская, д. 25, кв. 10. Кроме собственника жилого помещения в указанной квартире никто не зарегистрирован (справка с ЖЭУ от 10.05.2011 N 234).
В жилом помещении Савицкого А.Г. есть электричество, водоснабжение и канализация, отопление, телефонная связь, высокоскоростной Интернет. У Савицкого А.Г. также есть личный компьютер, лицензионное лингвистическое программное обеспечение (программы Промт 8.0 и Лингво 14).
Жилое помещение как рабочее место переводчика отвечает требованиям по охране труда, санитарно-эпидемиологическим нормам и противопожарной безопасности.
Таким образом, жилищно-бытовые условия Савицкого А.Г. позволяют выполнять работу по должности переводчика на дому.
Акт составлен в двух экземплярах:
1-й экземпляр - в дело N 1-7
2-й экземпляр - Савицкому А.Г.
Поиск
обследования жилищно-бытовых условий
____________________________________________
(название учреждения образования)
от «_____» _____________________________20___г.
Данная методика предложена методистом Центра методического обеспечения воспитательной работы УО РИПО Капелевич Т.С. Методика помогает изучить условия проживания учащегося в семье. В основу исследования положены данные наблюдений, бесед. Предназначена методика для учащихся, оказавшихся в неблагоприятной жизненной ситуации, семей, находящихся в социально опасном положении. Проводится куратором группы, социальным педагогом, заместителем директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе совместно с инспектором по делам несовершеннолетних по мере необходимости.
Методика предназначена для куратора группы, мастера производственного обучения, социального педагога, педагога-психолога, председателя профкома учащихся. Обязательным условием является согласование совместно с инспектором по делам несовершеннолетних и родителями или родственниками учащегося посещения семьи. Составляется акт после посещения семьи и дается заключение комиссии об условиях проживания учащегося и оказании ему необходимой помощи.
Комиссия в составе ________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
обследовала жилищно-бытовые условия учащегося:
Фамилия _________________________________________________________________
Имя
Отчество _________________________________________________________________
Дата рождения ____________________________________________________________
Домашний адрес ___________________________________________________________
Сведения о родителях
Отец ______________________________________________________________________
Мать ______________________________________________________________________
Место работы ______________________________________________________________
Должность _________________________________________________________________
Другие родственники ________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Материальное положение семьи
Условия проживания:
Сведения о состоянии здоровья учащегося ______________________________________
_____________________________________________________________________________
Сведения о состоянии здоровья родственников _________________________________
_____________________________________________________________________________
Выводы комиссии ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Акт обследования жилищно-бытовых условий
АКТ обследования жилищно-бытовых условий
г. _______________
Комиссия в составе: ________________________________________ проверила жилищно-бытовые условия гражданина _________________________________
(фамилия, имя, отчество полностью)
работающего в __________________________________ в должности __________________________, проживающего в доме № _________________________________ квартира № _____ по улице __________________________________________ на жилой площади __________________________.
Дом принадлежит _________________________________.
Обследованием установлено:
жилая площадь, на которой проживает _________________________________, состоит из комнат _____ кв. м, размер каждой комнаты: _____ кв. м, _____кв. м на _____этаже в _____ этажном доме.
Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.п. в нормальном состоянии, ветхий, аварийный комнаты сухие, светлые, проходные, количество окон и прочее) __________.
Благоустройство дома и данной жилплощади (водопровод, канализация, какое отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т.д.) ____________________.
На данной площади проживают:
Акт контрольного обследования жилищно-бытовых условий
от______________________
(дата обследования)
Несовершеннолетнего (их)______
_________________________________________________________________________________________________________________
(ф.и.о. дата рождения, занятость)
Адрес проживания_________________________________________________________________________________________________
Место прописки___________________________________________________________________________________________________
Состав семьи (указать, где родители несовершеннолетнего, ф.и.о. год рождения, место работы)_____________________________
_______________________________________________________________________________________________________________
Состояние здоровья несовершеннолетнего(их)_______________________________________________________________________
Где провел(и) летний отдых_______________________________________________________________________________________
Орган опеки и попечительства должен планово обследовать жилищно-бытовые условия как детей, так и лиц, которые их воспитывают. В дальнейшем он передается суда по существу. В спорах о детях акты по обследованию условий жилищных помещениях несовершеннолетних и их семей считаются важными аргументами. Подобные доказательства позволяют принимать суду своевременные решения.
Как заполнить акт обследования бытовых условий семьи?
Документ осмотра жилищно-бытовых условий рассматривается отдельно. Он составляется в течение трех суток с момента окончания проведения исследования. Создаются две копии. Каждый из экземпляров должен быть заверен руководителем учреждения, который стал инициатором этого обследования. Один документ должен быть направлен в орган опеки и попечительства, а второй остается на сохранении в учреждении. Копия текущего акта заверяется руководителем учреждения или органами опеки. После этого в течение трех суток отправляется по адресу пребывания родителей.
Как составить акт осмотра по жилищно-бытовым условиям?
Могут быть выявлены ненадлежащие жилищные условия. Об этом уведомляются органы опеки и попечительства. В составленном документе указываются следующие данные:
- Количество членов комиссии, включая фамилию, имя, отчество и должность;
- Объект обследования, как семья и проживающие родственники по указанному адресу;
- Данные о жилом помещении с указанием конкретного вида, а также наличия удобств и число комнат;
- Состав семьи, в том числе лица, которые совместно проживают с ребенком;
- Наличие питомцев;
- Иная информация по списку;
- Заключение предстоящей комиссии;
- Подписи;
- Дата проведения текущего исследования.
Образец акта обследования технического состояния объекта
Подобный документ составляется при обнаружении неправомерных действий. Кроме того, он может быть составлен, если присутствуют недостатки семейного обучения и воспитания. Например, это конфликты с несовершеннолетним, родителями, неправильное родительское воспитание, контроль по выполнению домашних заданий и прочее.
Осмотр жилого помещения
При общем осмотре помещения проверяются также:
- Фундаменты и помещения подвального типа;
- Внешний вид территории, на котором находится многоквартирный дом;
- Элементы благоустройства и озеленения;
- Проведение межевания земельного участка;
- Крыши, кровли, вентиляционные устройства и другие;
- Строительные конструкции и несущие элементы.
Собственники также должны заранее согласовать время для осмотра санитарного и технического состояния. Образец акта осмотра помещения можете скачать .
Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего
Процедура исследования условий жизни и воспитания помогут выявить несовершеннолетних, которые воспитываются в неблагополучных семьях. Исследование осуществляется соответствующей комиссией. В ее состав может входить:
- Педагог-психолог;
- Педагог социальный;
- Классный руководитель;
- Заместитель директора по учебно-воспитательной работе и другие.
Нужно отметить, что классный руководитель лучше всего знает семьи учеников класса. Так как он тесно общается не только с детьми, но и с их родителями на общем собрании. Специалисты должны руководствоваться показателями и соответствующими критериями по социально опасному положению ребенка вместе с приложенной инструкцией.
Акт обследования и категорирования места массового пребывания людей
Межведомственная комиссия осуществляет исследование и категорирование места массового пребывания людей. Как правило, определяется в зависимости от количества людей, которые находятся в ней. После проведения исследования оформляется паспорт безопасности. Однако он должен быть предварительно согласован с территориальным органом защиты, МВД России и других организаций, которые защищают от чрезвычайных происшествий.
Акт первичного обследования пожарной сигнализации
Существующий документ формирует права и обязанности по обслуживанию и ремонту опасных для жизни установок, дымоудаления, пожаротушения, пожарной, охранной сигнализации и так далее. Документ первичного исследования пожарной сигнализации составляется исключительно после тщательного осмотра. Сюда входит и акт обследования газового оборудования и межведомственная принадлежность. Образец его можете скачать .
Не секрет, что в нашей стране есть семьи, дети в которых находятся в социально неблагоприятных и опасных условиях: не имеют собственного «угла» (места для отдыха, игр и выполнения домашних заданий), не имеют возможности вести нормальный образ жизни, в силу условий жизни не соблюдают режим дня, неправильно питаются, живут в антисанитарных условиях и т.д. Обследование жилищных условий неблагополучных семей призвано оказать воздействие на родителей с целью улучшения жизни детей в семье или изъятия детей из этих условий.Также обследование жилищно-бытовых условий может проводиться в семьях, которые планируют усыновить ребенка или взять в опеку. В этом случае комиссия проверяет наличие необходимых условий для полноценной жизни ребенка.
В целом можно отметить, что обследование жилищно-бытовых условий педагогами проводится в случаях :
- Систематическое нарушения ребенком дисциплины, правил поведения в школе, прогулов, драк, появления в школе в нетрезвом состоянии и т.п. Обследование условий жизни такого ребенка может носить предупреждающий характер: педагоги, поняв причины поведения, смогут принять меры для оказания помощи или воздействия на семью ребенка.
- Постановка ребенка на учет в полицию или комиссию по делам несовершеннолетних.
- Ребенок был изъят из семьи и решается вопрос о дальнейшем месте жительства ребенка (дом, детский дом и т.п.).
- Ребенок усыновляется. В этом случае проводится проверка жилищно-бытовых условий потенциальной семьи ребенка.
- Семья меняет место жительства (необходимо выяснить и обезопасить ребенка от ухудшения условий жизни ребенка в новой квартире).
- Жалоба на родителей от соседей, педагогов и т.п. о ненадлежащем обращении с ребенком, на жестокое поведение и т.п.
- Обращение ребенка (в т.ч. с родителями) за медицинской помощью при получении бытовых травм. В этом случае проверка условий может помочь понять, была ли травма случайной или является следствием .
- На ребенка было написано заявление в полицию или ребенок находится под следствием.
- инспектор по делам несовершеннолетних
- представитель органов опеки и попечительства
- участковый полиции
- врач, представитель медицинского учреждения
- работники Санэпиднадзора (СЭС), Бюро технической экспертизы (БТИ)
- и др. лица в зависимости от целей осмотра условий жизни ребенка.
- материальное положение семьи
- состояние жилого помещения (дома, квартиры)
- количество совместно проживающих людей в доме
- санитарное состояние жилья
- наличия обособленного места для ребенка (для полноценного сна, игр, времяпрепровождения)
- в случае приема в семью ребенка - готовность родителей к этому и возможность полноценного проживания ребенка в доме.
В какое время проводится обследование ЖБУ?
Проверка жилищно-бытовых условий ребенка может быть как без предупреждения семьи, спонтанной, так и заранее оговоренной.6. При проведении обследования выявляются:
6.1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка.
6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком.
6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и так далее.
6.1.3. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и так далее.
6.1.4. Воспитание и образование: форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды;
6.1.5. Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома.
6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.
6.2. Семейное окружение ребенка.
6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.
6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями.
6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия.
6.3.2. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и так далее).
6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.Приказ Министерства образования и науки РФ
от 14 сентября 2009 г. N 334
"О реализации постановления Правительства РФ
от 18 мая 2009 г. N 423". Вступает в силу: 9 января 2010 г.
Приложение №2.
На что обратить внимание при проверке ЖБУ?
- Общее состояние квартиры (пол, потолок, стены, отопление, проветривание и т.п.).
- Наличие своего «угла» ребенка: места для сна, приготовления уроков, игр, свободного времяпрепровождения.
- Наличие продуктов и полноценной еды для ребенка.
- Наличие игрушек (пусть самых простых), школьных принадлежностей, средств личной гигиены (дезодорант, мыло).
- Санузел (чистота).
- Наличие одежды (как теплой, так и легкой, для разных сезонов).
- Наличие домашних животных, чистота их содержания (аквариум, террариум, клетка и т.д. - все должно быть чисто и убрано), безопасность для ребенка.
- Свободный вход и выход из квартиры.
- Состояние, внешний вид родителей и совместно проживающих родственников.
- Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома.
Акт осмотра жилищно-бытовых условий семьи
Сроки составления акта и уведомленийПо итогам обследования жилищно-бытовых условий составляется акт осмотра жилищно-бытовых условий, в которых проживает (планируется проживание) ребенок. Акт составляется в течение 3-х дней со дня проведения обследования, в двух экземплярах. Каждый экземпляр заверяется руководителем учреждения, сотрудники которого проводили обследование. Один экземпляр направляется в орган опеки, второй остается в учреждении. Копия акта, заверенная органами опеки или руководителем учреждения, направляется родителям в течение 3-х дней, если известен адрес пребывания родителей.
Если в ходе обследования было выяснено, что ребенок не имеет надлежащего попечения со стороны родителей, в течение 1 дня со дня проведения обследования, организация должна уведомить об этом органы опеки по месту фактического пребывания ребенка.
В акте указывается:
- Состав комиссии (ФИО, должность)
- Объект обследования (семья …, проживающая по адресу…)
- Характеристики жилого помещения (вид жилья: дом, квартира, площадь, количество комнат, наличие удобств (электроэнергия, газ, отопление, водоснабжение, телефон, интернет, лифт и т.д.)
- Состав семьи, лица, совместно проживающие с ребенком (мать, отец, другие дети и родственники - ФИО, место работы, иногда доход, наличие заболеваний и т.д.)
- Наличие домашних животных
- Другие сведения по списку «На что обратить внимание при проверке ЖБУ» - в свободной форме.
- Заключение комиссии.
- Подписи всех членов комиссии.
- Дата проведения обследования.
Характеристика жилищных условий
Характеристика жилищных условий состоит из следующих показателей: жилищный фонд и его изменения, улучшение жилищного фонда, капитальный ремонт, модернизация и реконструкция, обеспеченность населения жильем. Разберем элементы групп показателей, которые перечислены выше.
Жилищный фонд:
1) общая площадь жилищного фонда, м 2 ;
2) жилая площадь, м 2 ;
3) удельный вес жилой площади в общей, %;
4) общее число квартир – всего (единиц), в т.ч. отдельных, коммунальных;
5) распределение квартир по числу комнат, %;
6) распределение квартир по среднему размеру, %;
7) распределение жилищного фонда по принадлежности (муниципальный фонд, ведомственный, общественный, частный), %;
8) распределение жилищного фонда по времени постройки, %;
9) распределение жилищного фонда по степени износа, %.
Согласно НК РФ жилой площадью признается площадь жилых комнат в жилых домах и помещениях, т. е. изолированных помещениях, которые являются недвижимым имуществом и пригодны для постоянного проживания граждан, отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Общая (полезная) площадь жилого помещения определяется как сумма площади всех частей такого помещения и подсобных помещений, расположенных внутри квартир: кухонь, передних, внутриквартирных коридоров, ванных или душевых, санузлов, гардеробных комнат, кладовых, встроенных шкафов, а также мансард, мезонинов, крытых лоджий, веранд, отапливаемых и пригодных для проживания. Подсобными помещениями в общежитиях, помимо рассмотренных, являются помещения медицинского обслуживания и культурно-бытового назначения.
При оценивании комфортабельности жилищного фонда также значение имеет и соотношение жилой и общей площадей: высокий удельный вес жилой площади указывает на низкую комфортабельность жилища, низкий – может указывать как на плохую планировку, недостаточность жилой площади, так и на высокую комфортабельность жилищного фонда.
Жилищный фонд учитывается по видам жилых помещений:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
Жилой дом - ϶ᴛᴏ индивидуально-определенное здание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения людьми бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в данном здании (п. 2 ст. 16 ЖК РФ).
Квартира - ϶ᴛᴏ структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивает вероятность прямого доступа к помещениям общего пользования в данном доме и состоит из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения людьми бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (п. 3 ст. 16 ЖК РФ).
Комната - ϶ᴛᴏ часть жилого дома или квартиры, которая предназначена для использования в качестве места непосредственного проживания людьми в жилом доме или квартире (п. 4 ст. 16 ЖК РФ).
Учёт жилищного фонда ведется по видам собственности (ст. 19 ЖК РФ):
1) частный жилищный фонд – фонд, который находится в собственности граждан и юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), в т.ч. жилищно-строительных кооперативов (ЖСК);
2) государственный жилищный фонд – фонд, который находится в собственности Российской Федерации и в собственности субъектов РФ;
3) муниципальный жилищный фонд – фонд, который находится в собственности района, города, а также ведомственный фонд, который находится в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;
4) общественный жилищный фонд – фонд, который состоит в собственности общественных объединений;
5) жилищный фонд в коллективной собственности – фонд, который находится в совместной или долевой собственности различных субъектов, частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.
Классифицироваться жилищный фонд также может и по видам расселения: жилищный фонд в домах коридорного типа, жилищный фонд с поквартирным расселением, жилищный фонд в бараках, жилищный фонд в общежитиях коечного типа, жилищный фонд в подвалах и полуподвалах.
По целям использования жилищный фонд делится на (п. 3 ст. 19 ЖК РФ):
1) жилищный фонд социального использования – совокупность жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, предоставляемых гражданам по договорам социального найма;
2) специализированный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, предназначенных для проживания отдельных категорий граждан в предоставляемых жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов;
3) индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, используемых гражданами – собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами – собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
4) жилищный фонд коммерческого использования – совокупность жилых помещений, используемых собственниками этих помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставленных гражданам по иным договорам, предоставленных собственниками этих помещений лицам во владение и (или) в пользование.
Жилищный фонд обязательно подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ (п. 4 ст. 19 ЖК РФ).
Государственный учет жилищного фонда наравне с прочими формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в т.ч. его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (п. 5 ст. 19 ЖК РФ).
Движение жилищного фонда:
1) убыль жилищного фонда, всего м 2 , в т.ч. по причинам выбытия:
а) по ветхости и аварийности;
б) от стихийных бедствий;
в) в связи с переоборудованием жилых помещений под нежилые;
г) в связи с реконструкцией и отводом земель под новое строительство;
2) жилищное строительство:
а) ввод жилья (общая площадь, жилая площадь, м 2);
б) число построенных квартир – всего, ед., в т.ч. с количеством комнат: одна, две, три и т. д.;
в) средний размер построенных квартир, м 2 ;
г) ввод жилья по источникам финансирования, м 2 ;
д) структура нового жилищного строительства по этажности, %;
е) ввод в действие жилых домов по формам собственности;
ж) ввод в действие жилых домов в городской и сельской местностях;
з) ввод в действие домов-интернатов для престарелых, инвалидов и детей-инвалидов
Жилищный фонд распределяется по степени износа, т. е. выделяется общая площадь жилых помещений с износом свыше 70% – каменных и свыше 65% – деревянных и пр.; общая площадь аварийных строений. Данный показатель очень похож на показатель ʼʼвыбытие по ветхости и аварийностиʼʼ.
Жилищное строительство является ключевым источником пополнения жилого фонда. Оно реализовывается государственными и негосударственными предприятиями и организациями, индивидуальными застройщиками с помощью бюджетных средств, ипотеки, личных средств граждан и других источников финансирования. Год от года увеличивается удельный вес жилищного строительства за счёт средств населения и с помощью кредита.
Капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда:
1) капитальный ремонт, м 2 общей площади;
2) реконструкция жилищного фонда, м 2 ;
3) источники финансирования капитального ремонта.
Благоустройство жилищного фонда:
1) жилая площадь, которая оборудована: водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением, газом, напольными электрическими плитами, ванными, душем, % ко всей площади жилищного фонда;
2) % жилых домов с мусоропроводом;
3) % квартир с телефонами.
Обеспеченность населения жильем:
1) жилая площадь в среднем на одного проживающего, м 2 /чел.;
2) общая площадь в среднем на одного проживающего, м 2 /чел.;
3) численность населения, проживающего:
а) в отдельной квартире;
б) в коммунальной квартире;
в) в отдельном доме или его части:
г) в общежитии;
4) то же, в % ко всем жителям;
5) средняя площадь отдельной квартиры, м 2 /квартира;
6) среднее число жителей на одну комнату, чел./комната;
7) число домохозяйств, состоящих на учете для получения муниципального жилья (абсолютное и в % к общему числу домохозяйств);
8) число семей беженцев и вынужденных переселенцев, которые нуждаются в жилье.
В нашей стране по показателю ʼʼжилая площадь в среднем на одного проживающегоʼʼ вводится величина, которая определяет значение гигиенического норматива. При выполнении международных сопоставлений жилищных условий в основном применяется показатель ʼʼобщая площадь в среднем на одного проживающегоʼʼ (см. табл. 9).
Когда получается обеспеченность 20-25 м 2 жилой площади на человека, то в распоряжении каждого взрослого члена семьи оказывается отдельная жилая зона, появляется возможность обладать комнатой для общения, совместного приема пищи и т. д.
Рассмотрим расчет обеспеченности и доступности жилья.
Характеристика жилищных условий - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Характеристика жилищных условий" 2017, 2018.