Что такое ономастика: определение. Ономастика – что это за наука? Как называется наука изучающая имена собственные

Эта статья попытается ответить на вопрос о том, что такое ономастика. Здесь мы рассмотрим ее общее определение с точки зрения языкознания. Также внимание будет уделено определению направлений этого раздела. Более детально будет изучена историческая ономастика.

Введение

Ономастика - что это такое?

Под данным термином подразумевают один из разделов языкознания, изучающий любые вопросы, связанные с собственными именами (с. и.), а также историей их возникновения или трансформацией вследствие долгосрочного употребления в языке, из которого они были заимствованы. В более узком значении, это понятие можно определять как набор для изучения собственных имен, пришедших из другого языка-источника. Предметом для изучения выступают с. и.

Синонимическими разделами служат: ономастика, ономасиология и ономатология.

Детальнее об искусстве и его анализе

Ономастика как наука о собственном имени появилась очень давно. Перевод с греческого языка, определяет ее как "искусство именовать". Говоря научным языком, можно сказать, что данный раздел лингвистики специализируется на собственных именах и историческими свидетельствами, раскрывающими их суть и значение.

В данный раздел входит несколько подразделов, среди которых выделяют: топонимику, антропонимику, астронимику, зоонимику, космонимику, хрематонимику, прагмонимику, карабонимику и теонимику. Ниже мы остановимся на их общем описании.

Направления

Ономастика - это наука, включающая в себя следующие разделы:

  • Антропонимику - раздел об изучении собственных имен и фамилий людей, а также их происхождении и преобразовании, произошедшем вследствие их длительной эксплуатации, географической распространенности, изменении социальной функции и т. д.
  • Астронимику - раздел, анализирующий названия любых небесных объектов, как в общем числе, так и отдельных единиц (Солнце или Луна, множество звезд и комет и т. д.)
  • Космонимику - изучение наименований объектов, пребывающих, исключительно в космическом пространстве.
  • Топонимику - раздел, занятый анализом с. и. объектов географии, и ее образований. Примером может служить: река Нил, Египет, гора Джомолунгма и т.п.
  • Зоонимикой именуют раздел, изучающий с. и. и клички животных.
  • Хрематонимика - это раздел о предметах, относящихся к культуре человека.
  • Карабонимика - это раздел о собственных именах, которыми называют катера, корабли и прочие судна.
  • Теонимикой именуют раздел о собственных именах богов и различного ряда божеств.
  • Прагмонимика - подраздел ономастики, изучающий наименование продукции и товаров. Примером может служить понятие «чоконимы» - шоколадный вид продукции.

Предназначение

Все вышеупомянутые разделы ономастики создают общую базу для исследования собственного имени. Исследования этого раздела позволяют человеку прослеживать миграционный путь и места, где расселялись разнообразные народы. Это возможно благодаря анализу языковых и культурных контактов, отслеживаемых в языках, а также определению специфики закономерностей хранения и передачи собственных имен.

Наличие определенной социальной функции - быть индивидуализирующим средством определения и выделения объектов и субъектов, а также городов, явлений и т. д. - позволяет собственному имени также сохранять свое этимологическое значение, которое очень часто упускается и/или затмевается при наличии определенных причин. Важно уметь отслеживать подобную информацию и верно ею пользоваться. С. и. обладают огромной устойчивостью, которая сохраняется даже при значимых революционных событиях.

Исторические факты

Что такое ономастика? Определение этого слова пришло к нам из греческого языка. Ономастика дает нам ценную информацию об истории посредством установления мест поселений, путей миграции (особенно важно для изучения народов, что исчезли), анализа местных мифов и т. д. Общий объем данных позволяет человеку получить представление о типе поселения, об его общественном и семейном устройстве, а также отношениях.

Примером ономастики, а именно ее деятельности, служит анализ географ. названий, южного участка Восточно-Европейской равнины. Он позволяет положительно решить вопрос о вкладе скифов в развитие государственного языка РФ. Анализируя наименования городов, расположенных на водных путях (например, «Вышний Волочек»), можно получить заключение об особенностях транспорта, применяемого на воде. Это также помогает узнавать эпоху эксплуатации и многое другое.

Суть ономастики

Что такое ономастика, и в чем ее суть?

Главной задачей ономастического исследования, как и говорилось ранее, является выявление и понимание миграционного маршрута различных народов. Также этот раздел языкознания уделяет немало внимания изучению культурного ряда контактов, произошедших в ходе смешения языков.

Ономастические исследования сосредоточены на древних диалектах и изначальном устройстве и состоянии языка. Самое важное место среди подразделов ономастики занимает антропонимика.

Изучаемый раздел языкознания включает в себя некоторые аспекты, среди которых выделяют: описательную (анализ филологических и лингвистических вопросов и проблем), теоретическую (выведение законов и принципов функционирования любой ономастической системы), историческую (историю имен), художественную и этническую.

Исторический раздел

Что изучает ономастика, а именно ее исторический раздел?

Аспект истории занимается анализом ономастических данных. С. и. являются частью языка и, следовательно, входят в лингвистику. Однако наличие закономерностей, которые отслеживаются в развитии собственных имен, отличается от «эволюции», например, апеллятивов.

Возникновение с. и. и их изменение подчиняется не только фонетическому и морфологическому своду законов и правил, но и обуславливается прогрессом общества или особыми явлениями в нем. Примером может служить принадлежность престола трем разным Александрам и двум Николаям, что в будущем обусловило тенденцию к распространению данных имен среди русских дворян. Основываясь на внешнеполитических планах, Екатерина II назвала своего внука Константином, что соответствует имени императора византийской империи. Также, по подобным причинам были присвоены наименования городам, таким как: Одесса, Никополь, Севастополь и т. д. В данном случае ориентация названия исходит из географического расположения города, его населения и т. д.

Таким образом, историки могут сказать в ответ на вопрос: «что изучает ономастика?», что она анализирует собственные имена, посредством применения исторических фактов и использует с. и. как ценный источник информации, который может служить дополнительным материалом для исследователя или ученого.

О закономерностях

Что означает ономастика для историка, в общих чертах нам известно уже. Однако важно понимать, что данный раздел науки включает в себя закономерности, которые разделяют ее по разделам. Деэтимологизация - это одна из причин такого разграничения по подтипам. В процессе использования собственного имени, из него выветривается этимологическое значение и происхождение. Например, упоминая Любовь Львовну, субъекты не думаю о чувстве влюбленности или опасном хищном животном. Также, когда речь идет о Пушкине, мы не вспоминаем артиллерийские орудия. Человек чаще всего ощущает этимологию при знакомстве с малознакомыми названиями.

Разделение исторической функции

В историческом аспекте ономастики происходит раздел на два пласта. Один из них является доономастическим. Таки называет его один из крупнейших ученых в ономастической области исследований В. А. Никонов. Примером служит название города Парижа, значение которого указывает на принадлежность территории паризиеву племени. Как видите, данное с. и. служит ценным источником информации, но определить это бывает крайне сложно или вовсе невозможно.

2-е значение пласта - ономастическое. Данная «платформа» крайне проста. Рассмотрим на примере: Пекин - столица Китая, Копенгаген - столица Дании. Давыдов Николай Алексеевич - мой сосед, лаборант одной из лабораторий моего брата.

Отвечая на вопрос о том, что такое ономастика в исторической практике, важно знать также о двояком предназначении всех имен.

Во-первых, оно необходимо для отличия одних географических объектов, людей и т. д. от других. То есть выделять кого-либо или что-либо из общего ряда. При этом имя вводит единицу речи в границы определенной темы (городов, кличек животных, имен людей и т. п.). Выводы об именах делают с применением различных дополнительных средств, например, изучая имя человека, используют форманты.

В Азербайджане и Турции ребенку давали два имени - одно из них было ложным, второе настоящим, - все в той же, что и у россиян, надежде ввести в заблуждение недобрых духов. У некоторых народов детям дают заведомо плохие имена - Сын Шлюхи, Собачий Хвост и т. п. - отталкивая этим злых духов. Обычай скрывать свое имя историки и этнографы находят почти у всех народов мира.

Древние были уверены, пишет кандидат исторических наук Александр Горбовский, что судьба человека, города и даже государства предначертана его именем С этим представлением, по его мнению, связан и сегодняшний обычай перемены имени. Как и у древних, он предполагает и перемену в судьбе. Именно в этом смысл того, что, вступая в брак, женщина берет новое имя (фамилию) мужа. Так поступают писатели и актеры, сочиняя себе псевдоним; меняя имя, принимая пострижение или церковный сан, вступая в тайное общество.

О поражающей однородности характеров и свойств носителей одного и того же имени писал в начале нашего века русский исследователь С. Р. Минцлов. Основываясь на анализе имен выдающихся личностей прошлого, он пришел к выводу, что среди Алексеев чаще всего встречаются расчетливые люди, Александры, как правило, весельчаки, а Петры в большинстве - люди тихие, негромкие, но с твердым и упрямым характером. Сергее, считает Минцлов, очень часто являются отцами выдающихся людей: Пушкин, Грибоедов, Тургенев, Даргомыжский были Сергеевичами. С последним трудно не согласиться, если вспомнить, что из небольшого числа руководителей Советского государства, сыгравших наиболее заметную роль в его истории, двое - Хрущев и Горбачев - тоже были Сергеевичами.

Павел Флоренский, выдающийся русский ученый и философ, полагал, что имя Александр соответствует в своей основе сангвиническому, с уклоном к холерическому характеру. Александры в отношении к женщинам предупредительны и любезны, но чувство к женщине у них редко “взрывает плугом внутреннюю жизнь ” и чаще ограничивается легким флиртом. С Алексеями хорошо сейчас и нужно быть довольным этим, не рассчитывая особенно на то, что так же хорошо будет и в будущем. Имя Елена знаменует женскую природу, Николай по складу характера очень добр, Василии обычно прячут нежные чувства в себе. Константин отличается непостоянством.

Касаясь мистики имен, В. А. Никонов, специалист в области антропонимики - науки об именах, вспоминает в своей книге “Имя и общество” рассказ Джека Лондона, в котором одна женщина называет своих сыновей именем погибшего любимого брата Самуила, и их всех четверых, одного за другим, уносит смерть. Интересны наблюдения Г. Эйса, который проанализировал триста современных детективных романов и нашел связь между именами и судьбами героев.

По данным газеты “За рубежом” (№ 39, 1986 год), психиатры из США провели исследование и нашли, что люди с забавными и странными именами в четыре раза больше остальных предрасположены к разного рода психическим комплексам, а ребенок с именем, вызывающим насмешки, с самого детства находится в оборонительной позиции, он вынужден бороться за нормальное отношение к себе , что формирует определенные черты его характера. Специалисты из университетов Сан-Диего и Джорджии установили, что учителя в школах упорно ставят низкие оценки учащимся с одними именами, высокие - с другими. Девушки с привлекательными именами плохо продвигаются по службе в деловом мире, но зато могут достичь заметных успехов в шоу-бизнесе. Английский терапевт Тревор Уэстон определил, что лица, чьи имена начинаются с букв последней трети алфавита, в три раза чаще подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям.

Не отрицает связи между именем человека и его личностными особенностями академик А. А. Бодалев. Он считает, что имя, как часто слышимое слово, субъективно очень значимо для формирования комплекса форм и способов проявления личностных особенностей.

Существует несколько теорий, объясняющих, каким образом имя человека может влиять на его характер .

Социальная теория. С социальной точки зрения имя человека представляет собой сгусток социальной информации о его носителе. Прасковья, Октябрина, Оксана, Гурам, Исаак, Николай... Зная лишь одно имя, мы уже имеем представление о происхождении, национальности, возможном вероисповедании, основных свойствах характера и темперамента человека. Представления зги приблизительно одинаковы у разных людей, что, в свою очередь, определяет приблизительно одинаковое отношение к носителю данного имени. Ну а когда тысячи людей встречают человека “по имени”, то это не может не формировать у разных носителей одного имени схожих черт характера. Социальность имени была сильнее выражена в прошлом веке, когда имена давали по святцам и за каждым именем стояла история жизни святого с вполне конкретными формами поведения, чертами характера, отношением к окружающей действительности и т. п. - житие. “По имени и житие” - гласила стереотипная формула житий, и этой формуле церковь и православный люд следовали, воспитывая будущего христианина.

Эмоциональная теория. Согласно этой теории, имя человека рассматривается в качестве эмоционального раздражителя. Одни имена звучат мягко, ласково и вызывают у окружающих своим звучанием чувство приятного, нежного, возвышенного, другие, наоборот, вызывают неприятные эмоции, заставляют внутренне съежиться, напрячься, похолодеть. Это так называемая “музыка имен”. От того, какова она, будет во многом зависеть изначальное отношение окружающих к носителю имени. В дальнейшем это отношение может коренным образом измениться, но когда неприятно звучащее имя вызывает у тысячи человек однотипную негативную реакцию, то это скажется, конечно же, на особенностях характера человека.

Звуковая теория. Имя представляет собой набор звуков разной высоты и тембра. Разные имена - разные наборы звуков, неодинаковые для мозга звуковые раздражители. А разные раздражители, как известно, приводят в возбуждение разные структуры мозга. И поэтому у ребенка с именем Вася, который в течение всего доречевого периода своего развития тысячекратно слышит “вас” в словах “Вас-я”, “Вас-илек”, “Вас-ютка”, происходит тысячекратное возбуждение мозговых структур, связанных с отражением звуков “в”, “а” и “с”. Совсем иначе происходит дело у мальчика с именем Коля. У него мозговые структуры, связанные с отражением звуков “в”, “а” и “с” находятся в состоянии относительного покоя, зато постоянно возбуждаются структуры, связанные с восприятием звуков “к”, “о” и “л”. Звуковая нагрузка на одни мозговые образования у одногоребенка и совершенно другая по своему физиологическому рисунку нагрузка у другого не может, на наш взгляд, не сказаться на формировании различий в психике этих детей. Оригинальное подтверждение этой теории нашел инженер-электрик харьковчанин Владимир Санжаревский. Через каскад усилителей он соединил микрофон с мембраной, на которой был насыпан металлический порошок. После этого в микрофон несколько раз подряд произносилось имя. И выяснилось: одному и тому же имени всегда соответствует строго определенный рисунок на мембране.

Есть еще один механизм возможного влияния имени на формирование характера. Как мы полагаем, он действует на уровне бессознательных ассоциаций и ощущений человека. К такому выводу мы пришли в результате исследований, в ходе которых просили людей ответить на вопрос, с каким цветом у них ассоциируются разные имена. Оказалось, что у статистически преобладающего большинства исследованных имя “Татьяна” вызывает представление о красном (и близких к нему) цветах, имя же “Елена” обычно ассоциируется с голубым (и близким к нему) цветами. Из психологии цвета известно, что красный цвет пробуждает у человека состояние тревоги, опасности, страдания, голубой же, напротив, вызывает чувство успокоения и умиротворенности. По данным Хигира, Татьяны в основном натуры властные, несколько грубоватые и несдержанные, упрямые, стараются в чем-то походить на мужчин и присваивать их функции. Елены же, наоборот, - и об этом писал еще Флоренский - есть олицетворение мягкости и нежности. Мы предполагаем, что Татьяны, вызывая своим именем чувство бессознательной тревоги и опасности, принуждены с самого детства испытывать к себе настороженно-отрицательное отношение людей я быть потому в постоянной “глухой защите”. Отсюда - такой тип характера. Девочки же с именем Елена, получив от родителей в подарок имя, вызывающее у окружающих бессознательную реакцию покоя, растут и формируются в обстановке более благоприятного психологического комфорта.

Не знаю, как кого, но меня вышеприведенные данные, наблюдения, исследования, теории убедили, что связь между именем человека и его психическими особенностями есть. Разумеется, нельзя абсолютизировать эту связь, разумеется, она не является жесткой, разумеется, на формирование психического склада личности влияет множество других факторов, но это не значит, что имя не влияет на характер человека.

ИМЯ И ОБЩЕСТВО. МЕСТО ОНОМАСТИКИ СРЕДИ ДРУГИХ НАУК: ИЗ КНИГИ «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ИМЕНИ СОБСТВЕННОГО»

Термин ОНОМАСТИКА имеет два значения. Во-первых, им обозначается комплексная наука об именах собственных; во-вторых -- сами имена собственные; в последнем значении употребляется также термин онимия .

Выделение специальных ономастических проблем из общего круга лингвистических оправдывается положением имен собственных в языке. Собственные имена -- часть языка, демонстрирующая наиболее парадоксальные ситуации, анализ которых должен способствовать возникновению новых, более углубленных общелингвистических концепций.

Широкий интерес к проблемам ономастики, сопровождающийся появлением многочисленных работ, посвященных ее отдельным, частным явлениям, требует создания работ общих, которые, с одной стороны, обобщали бы разрозненные факты и, в частности, уточняли и унифицировали ономастическую терминологию, а с другой стороны, -- выявляли бы изученные и неизученные области этой комплексной дисциплины, указывая направления дальнейших исследований. Эмпирические работы требуют создания работ теоретических. Собиранию фактического материала также должно предшествовать изучение ряда основных положений общей ономастики с тем, чтобы исследователь мог знать, где, что и с какой целью искать в необъятном море собственных имен.

Существует ряд наук, особенно заинтересованных в ономастическом материале (история, география и др.), представители которых считают ономастику своей вспомогательной дисциплиной. Однако собственные имена -- слова, и как таковые они принадлежат прежде всего лингвистике. Правда, в составе географической или исторической номенклатуры имеется немало редких названий, почти не употребляющихся в повседневной практике. Это накладывает особый отпечаток на значительные пласты онимии, делая их принадлежностью узкого круга специалистов, но все же не превращая в географическую или историческую категорию.

Наряду с редкими (обычно иноязычными) словами в онимию каждого языка входят слова частотные, созданные на базе родного языка. Совмещение в одном лексическом разряде слов, столь непохожих, усложняет ономастические исследования. Тем не менее эти непохожие слова имеют и общие черты, объединяющие их в класс собственных имен.

Построение общей теории имени собственного -- это выявление общих закономерностей, присущих данной лексической категории, это поиски закономерных свойств имен (о н о м а), независимо от языка, в котором они созданы или употребляются. Попытка создания такой теории делается в предлагаемой монографии.

Деление наук на «чистые» и «прикладные» условно, поскольку оно отражает не столько проблематику самих наук, сколько темы, над которыми работают отдельные ученые. Ономастика возникла как прикладная наука, необходимая историкам, географам, этнографам, литературоведам и не выходила за рамки «вспомогательной научной дисциплины», пока ею занимались представители этих специальностей. Когда к изучению данной проблематики подключились лингвисты, принесшие с собой методы структурного и семантического анализа, ономастика выделилась в самостоятельную дисциплину, анализирующую лингвистический материал лингвистическими методами.

Ономастика изучает основные закономерности истории, развития и функционирования собственных имен. Обладая своим материалом и методикой изучения его, ономастика не может не быть самостоятельной дисциплиной. Поскольку она возникла «на стыке» наук, она отличается чрезвычайной комплексностью предмета исследования. Доминирует в ономастике лингвистический компонент не только потому, что каждое имя -- это слово, развивающееся по законам языка, но и потому, что информация каждого имени «добывается» с помощью лингвистических средств.

Однако, если бы ономастика ограничивалась лишь лингвистическим компонентом, не было бы основания выделять ее в особую дисциплину. Специфика изучаемого предмета состоит в том, что лингвистический в своей основе, он включает также этнографический, исторический, географический, социологический, литературоведческий компоненты, которые помогают лингвисту выделять специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именованием. Кроме того, в ономастических исследованиях используются данные археологии, истории материальной и духовной культуры, биологии, теологии, философии, логики, психологии и т.д. Все это выводит ономастическую проблематику за рамки одной лишь лингвистики и придает известную самостоятельность комплексу составляющих ее компонентов. Обретая автономность и превращаясь в известных своих аспектах в «чистую» науку, ономастика продолжает оставаться вспомогательной, прикладной для историков и географов. Чтобы понять соотношение ономастики с другими науками и ее место как комплексной, самостоятельной области человеческого познания, располагающей своим материалом, методами и целями исследования, необходима конфронтация ее с теми областями, с которыми она связана теснее всего.

Место ономастики среди других наук

Науки, имеющие в качестве объекта своего изучения человека во всех его проявлениях, имеют ряд точек соприкосновения. Теории и практике сотрудничества представителей различных дисциплин, изучающих как физическое строение, функционирование и биологическую природу человеческого организма, так и духовную деятельность человека и человечества, было посвящено несколько международных симпозиумов. Поскольку язык -- первейший признак человечества, в этот комплекс входит и языкознание (Zgusta, 1962, 173). Поскольку, как мы отмечали выше, все эти дисциплины так или иначе связаны с ономастикой, для ономастических исследований необходима координация со всем комплексом.

Однако ономастика не исчерпывает этим «поле своей деятельности». Собственные имена даются любым географическим объектам, а не только созданным руками человека; имена даются и объектам, находящимся за пределами земного шара. Кроме этого, непременным компонентом ономастических исследований является логика, которая по отношению к указанному комплексу служит скорее методом исследования, нежели составной частью.

Ономастика и лингвистика.

Взаимоотношение ономастики и лингвистики в первом приближении может быть охарактеризовано как отношение части и целого. Лингвистика как широко развитая наука о языке изучает своими методами и ономастический материал. Выделение имен собственных из имен вообще производится средствами лингвистики с привлечением логики и при участии компонентов тех дисциплин, к ведению которых относятся именуемые объекты. Однако, поскольку в ономастических исследованиях непременно участие этих экстралингвистических дисциплин, а в исследовании неономастического лингвистического материала -- необязательно, взаимоотношение ономастики и общей лингвистики оказывается более сложным. Ономастика -- часть лингвистики, но часть -- «не вполне укладывающаяся» в рамки целого. Выход за пределы лингвистики осуществляется за счет экстралингвистических компонентов ономастики, которые для нее обязательны. Этим же объясняется и возможность изучения ономастического материала не только лингвистическим, но и иными методами, что в случае общей лексики едва ли возможно.

Преобладает изучение ономастического материала лингвистическими методами. Это -- установление языковой принадлежности имен, выявление фонетических и фонематических закономерностей, морфологических чередований, структурных типов и т.д. Важное значение имеет текстологический анализ письменных памятников, атрибуция их к определенной эпохе и диалекту, выявление разнописаний, отнесение их к формам достоверным и ошибочным, определение языковых влияний, которым подвергался пишущий и т.д. При экстралингвистическом анализе ономастического материала изучают историю возникновения объектов, изменение их названий, перенесение названий известных объектов на другие, хронологию географических открытий и передвижения племен и народов и т.д. Все эти изыскания, основные для историков или географов, являются для ономастики вспомогательными, так как способствуют выяснению причин возникновения и смены имен, тенденций именующих и традиций, связанных с присвоением имен. Наоборот, для историков и географов лингвистика играет вспомогательную, прикладную роль, помогая «извлекать» из слов нелингвистическую информацию.

Собственные имена могут изучаться вместе (параллельно) с нарицательными. Тогда между ними может и не делаться принципиальной разницы, и одни и те же явления (фонетические, грамматические) могут прослеживаться на тех и на других. В таком исследовании роль собственных имен вспомогательная -- они просто материал для изучения какого-либо лингвистического явления, при этом сам факт, что это имена собственные, не так важен.

Может быть анализ отдельно собственных и отдельно нарицательных имен с выявлением их различий (фонетических, фонологических, грамматических и т.д.). Такой чисто языковой анализ может дать важный материал логику и психологу, интересующемуся проблемами номинации.

Ссылаясь на Б. Л. Уорфа (1956, 252), Дж. Б. Касагранд (1966, 292) пишет, что формы человеческой мысли контролируются беспощадными законами образцов (моделей), о которых мы зачастую даже не подозреваем. Эти образцы систематизируют наш родной язык и вступают в противоречие с иностранными языками. Каждый язык -- широкая система образцов (моделей), отличающаяся от остальных систем. В ней организованы и систематизированы не только формы и категории, с помощью которых люди общаются, но и с помощью которых анализируют природу, замечают или игнорируют типы отношений и явлений, выводят суждения и строят здание своего познания. Касагранд (1966, 293) показывает, что универсальное в языках в значительно большей степени характеризует человеческое мышление, чем различное, индивидуальное.

Осгуд (1966, 300) отмечает, что языковое поведение -- часть поведения вообще. Он предлагает изучать речевое поведение на основе ряда психолингвистических генерализаций, проявляющихся на всех уровнях (Там же, 303--305). Ряд психолингвистических генерализаций, намечаемых Осгудом, важен и для ономастики. Так, например, одна из генерализаций гласит, что при выборе из конкурирующих альтернатив человек избирает некоторое количество высокочастотных и некоторое количество раритетных. Эта дистрибуция предпочтительности проявляется и при выборе имен, приводя к тому, что в ономастиконе любого коллектива бывает небольшое количество высокочастотных имен и значительное количество раритетных.

Другая психолингвистическая генерализация свидетельствует о том, что при наличии конкурирующих средств достижения определенных критериев коммуникации используется конверсивно компенсирующаяся система. Если х и у альтернативы, используемые для достижения определенной коммуникативной цели, с увеличением х уменьшается у . Эта закономерность также проявляется в ономастике. Например, если для именования одного объекта существует два имени, с увеличением частотности одного из них другое начинает употребляться реже и может совсем забыться. Если для именования объекта одного имени недостаточно, к нему добавляются дополнительные компоненты, а если объект именуется достаточно четко, длинное имя может подвергаться сокращению.

Ономастические исследования могут проводиться в плане синхронии и диахронии структурными и сравнительно-историческими методами. Возможны глобальные, ареальные и региональные ономастические исследования.

Глобальная ономастика занимается типологическим сходством собственных имен разных стран и народов, установлением общих закономерностей, свойственных именам, независимо от их языковой принадлежности, выведением ономастических универсалий, которые составляют известный параллелизм с универсалиями общелингвистическими, однако, в силу специфики объекта, на основе которого они выводятся, полностью не совпадают с ними. Результаты глобальных ономастических исследований представляют большой интерес не только для лингвистов, занимающихся типологией, но и для историков и этнографов.

Ареальная ономастика устанавливает ареалы отдельных ономастических явлений, которые обычно не совпадают с ареалами диалектологическими, отражая языковую картину, предшествующую современной. Выявленные в ономастических исследованиях ареалы помогают решению вопроса о субстрате, а вместе с тем и о расселении народов в предыдущие эпохи. Сохранившиеся в ономастике реликтовые слова позволяют восстановить хотя бы в самом приблизительном виде не дошедшие до нас древние языки, остатками которых являются некоторые имена или их части. Систематическая повторяемость их на определенной территории в связи с определенными объектами дает уверенность в том, что это действительно наделенные определенным смыслом элементы, а не случайно искаженные слова известного языка.

Региональная ономастика выявляет ономастические системы, в которые объединяются имена тех или иных территорий. Система известным образом влияет как на восприятие имен, уже существующих, так и на создание новых. В каждый исторический период система обладает внутренним равновесием и взаимно обусловленной "ценностью " составляющих ее компонентов. В то же время система непрерывно меняется и преобразуется. Особенно усиливаются эти процессы при сменах этнического и языкового состава населения данной территории, при смене идеологических и политических влияний и т.д.

Семиотичность ономастических систем замкнутых коллективов связывает имена как слова с очень широким кругом социальных, идеологических, биологических и прочих явлений, воспринимаемых лишь членами данных коллективов и не всегда понятных лицам непосвященным. В этом отношении имена собственные сближаются с терминами, а ономастика как наука -- с терминологией (терминоведением). Последняя, как и ономастика, будучи «частью» лингвистики, также не полностью "укладывается " в отведенные ей языковые рамки. Как и ономастика, терминология занимается специальным лексическим сектором. Как и онимы, многие термины активно употребляются лишь узким кругом специалистов, и установление их лингвистического статуса как слов невозможно без участия специалистов тех отраслей, к которым эти термины относятся.

Термины любой области образуют систему, внутри которой термин всегда понятен (ср. Реформатский 1959, Натансон 1967). Термин всегда член какой-нибудь терминологии, в пределах которой он однозначен, как и имя собственное всегда достояние какого-нибудь коллектива, внутри которого понятна не только его объектно-номинативная связь, но и связанная с ним информация.

Введение

Глава I. Имя и общество

Место ономастики среди других наук

Связь имени с жизнью человека

Глава II. Статус имени собственного

Из истории изучения собственных имен

Индивидуализация и обобщение

Типы слов

Способность быть собственным именем

Переход собственных имен в нарицательные и нарицательных в собственные

Связь слова с понятием и предметом

Глава III. Ономастическое пространство и классификация имен

Ономастическое пространство

Собственные имена людей (Пётр Николаевич Амехин, Иван Калита , Игорь Кио , Рюрик ) исследует антропонимика .

Этнонимика

Названия народов и племён.

Космонимика

Наименования зон космического пространства - созвездий, галактик, как принятые в науке, так и народные (Млечный Путь , Плеяды , Галактика Андромеды ) анализирует космонимика. Весьма часто термин космоним употребляют как синоним астрониму .

Астронимика

Названия космических объектов, или отдельных небесных светил (Солнце, Луна , Юпитер , комета Галлея , малая планета (астероид) Веста, карликовая планета Церера, звёзды Толиман или Сириус ) изучает астронимика.

Зоонимика

Собственными именами животных, их кличками (Шарик, Мурка, Квадрат, Звёздочка, Донгуз ) занимается зоонимика.

Хрематонимика

Собственные имена предметов материальной культуры (алмаз Орлов, меч Дюрандаль, пушка Гамаюн ) стали объектом изучения хрематонимики.

Теонимика

Собственные имена богов и божеств любого пантеона (Стрибог , Зевс ) изучает теонимика.

Карабонимика

Изучает собственные имена кораблей, судов и катеров (Аврора , Варяг , Бородино , Память Меркурия и т. д.). Термин предложил Алексушин в противовес предложенным ранее терминам наутонимика и каронимика.

Эргонимика

Изучает наименования деловых объединений людей. Например, эмпоронимы - названия магазинов, фирмонимы - названия фирм. Сюда же относятся названия парикмахерских, баров, кафе, бильярдных клубов, благотворительных организаций и др.

Прагматонимика

Изучает наименования товаров и других результатов практической деятельности людей. Например, парфюмонимы - названия парфюмерной продукции, ароматов (Chanel , J"adore, Lauren ), чоконимы - названия шоколадной продукции (Кара-Кум , Метелица, Ласточка ).

Функции ономастики

Ономастические исследования помогают выявлять пути миграций и места былого расселения различных народов, языковые и культурные контакты, более древнее состояние языков и соотношение их диалектов . Исследование имён собственных представляет огромную важность благодаря специфическим закономерностям их передачи и сохранения. Вследствие своей социальной функции - служить простым индивидуализирующим указанием на определённый предмет - имя собственное способно сохранять свою основную значимость при полном затемнении его этимологического значения, то есть при полной невозможности связать его с какими-либо другими словами того же языка (ср., например, такие названия рек в русском языке, как скифское «Дон», финно-угорские «Москва», «Волга» и т. д.).

Отсюда - огромная устойчивость имён собственных, сохраняющихся не только при революционных сдвигах в истории определенного языка, но даже при полной смене языка одной системы другим. Тем самым устанавливается возможность путем этимологического разъяснения тех или иных названий установить характер языка, на котором было впервые создано соответствующее наименование.

Историческая ономастика

Ономастика даёт, таким образом, ценнейший материал для истории, устанавливая места поселений и пути миграций часто исчезнувших народов, характеризуя местные мифы, давая представления о типе поселений, об общественных и семейных отношениях. Анализ географических названий южной части Восточно-Европейской равнины приводит к положительному решению вопроса о скифском вкладе в русский язык. Анализ названий русских городов по Великому водному пути (типа «Вышний Волочёк ») позволяет установить особенности речного транспорта соответствующей эпохи и т. д. Топонимика (особенно гидронимика) зачастую является единственным источником информации об исчезнувших языках и народах.

Литература

В России исследования по ономастике публикуются во всероссийском журнале «Вопросы ономастики », издаваемом и Уральским государственным университетом им. А. М. Горького , где создана крупнейшая научная школа в области топонимики .

См. также отдельные работы:

  • Алексушин Г. В. Имя твое неизвестно… // Таможня. - 2007. - № 17. - С. 30-31. (по таможенной карабонимике).
  • Алексушин Г. В. С самарскими именами на борту. История Самарской губернии - в названиях кораблей // Свежая газета. - Самара, 2007. - № 1. - С. 14. (по региональной карабонимике).
  • Алефиренко Н. Ф. О природе ономастической семантики // Ономастика Поволжья: Тез. докл. VIII междунар. конф. Волгоград, 8-11 сент. 1998 г. / Отв. ред. В. И. Супрун. - Волгоград: Перемена, 1998. - С. 165-168.
  • Баранов И. Ю . Русские женские имена в эргонимии // Ономастика Поволжья: Тез. докл. XII междунар. конф. - Казань, 2010.
  • Баранов И. Ю. // Слово и текст в культурном сознании эпохи: Сб. научных трудов. Часть 4. - Вологда: Легия, 2010.
  • Березович Е. Л. Топонимия Русского Севера: Этнолингвистические исследования. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. - 340 с.
  • Березович Е. Л. Этнолингвистическая проблематика в работах по ономастике (1987-1998) // Известия Уральского гос. ун-та. Гуманитарные науки. - 1999. - № 13. - Вып. 2.
  • Березович Е. Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. - 532 с.
  • Бондалетов В. Д. Русская ономастика: Учеб. пособие. - М .: Просвещение , 1983. - 224 с. - 45 000 экз.
  • Бояркин В. Д. Фразеологические единицы с ономастическим компонентом в современном русском литературном языке: Дисс. … канд. филол. наук. - Л. , 1987. - 220 с.
  • Веселовский С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. - М .: Наука, 1974. - 382 с.
  • Восточнославянская ономастика / Отв. ред. А. В. Суперанская. - М .: Наука, 1972. - 367 с.
  • Восточнославянская ономастика: исследования и материалы / Отв. ред. А. В. Суперанская. - М .: Наука, 1979. - 350 с.
  • Голомидова М. В. Искусственная номинация в русской ономастике. - Екатеринбург, 1998. - 375 с.
  • Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. I-IV. - М ., 1955.
  • Дмитриева Л. И., Щербак А. С. Ономастика Тамбовской области. Опыт энциклопедии: В 2 ч. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001-2002.
  • Ермолович Д. И. Имена собственные на стыке языков и культур. - М .: Р. Валент, 2001. - 200 с. - ISBN 5-93439-046-5 .
  • Историческая ономастика / Отв. ред. А. В. Суперанская. - М .: Наука, 1977. - 308 с.
  • Катанов Н. Ф. Указатель собственных имён к словарю В. В. Радлова. - СПб. , 1868.
  • Климкова Л. А. Диалектолого-ономастическая работа в вузе и школе (Методические рекомендации). - Арзамас, 1988. - 91 с.
  • Ковалёв Г. Ф. Инструкция по собиранию регионального ономастического материала // Край Воронежский: история и традиции. - Воронеж, 1996. - С. 64-65.
  • Кондратьева Т. Н. Метаморфозы имени собственного: Опыт словаря. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1983. - 111 с.
  • Крюкова И. В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности. - Волгоград: Перемена, 2004. - 288 с. - ISBN 978-5-86547-087-8 .
  • Курилович Е. Положение имени собственного в языке // Курилович Е. Очерки по лингвистике. - М .: Изд-во иностр. лит-ры, 1962. - С. 251-266.
  • Лебедева Е. С. Уроки ономастики: научный поиск и творчество учащихся // Русский язык в школе. - 2000. - № 2.
  • Лосев А. Ф. Философия имени. - М .: МГУ, 1990. - 269 с.
  • Матвеев А. К. Методы топонимических исследований. - Свердловск: УрГУ, 1986. - 100 с.
  • Матвеев А. К. Субстратная топонимия Русского Севера: В 3 ч. Ч. 1, 2. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001.
  • Намитокова Р. Ю. В мире имён собственных: Лингвистические беседы по краеведению. - Майкоп: Адыгейское кн. изд-во, 1993. - 184 с.
  • Намитокова Р. Ю. Региональная ономастика: Учебно-методическое пособие. - Майкоп, 2005. - 70 с.
  • Никонов В. А. Имя и общество. - М .: Наука, 1974. - 278 с.
  • Отин Е. С. Словарь коннотативных собственных имён. - Донецк: Юго-Восток, 2004. - 412 с. - ISBN 966-8278-87-9 .
  • Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. - М .: Наука, 1978. - 198 с.
  • Русская ономастика и ономастика России. Словарь / Под ред. О. Н. Трубачёва. - М .: Школа-пресс, 1994. - 288 с. - ISBN 5-88527-066-X .
  • Рут М. Э. Образная номинация в русском языке. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1992. - 144 с. - ISBN 5-7525-0223-3 .
  • Рут М. Э. Русская народная астронимия. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1987. - 67 с.
  • Рут М. Э. Звёзды рассказывают о Земле. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. - 47 с. - ISBN 5-7525-0137-7 .
  • Рут М. Э. Имена и судьбы. - Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1996. - 125 с. - ISBN 5-7529-0657-1 .
  • Сафаралиева Э. Я. Как тебя зовут? - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1994.
  • Севортян Э. В. Этимологический словарь тюркских языков. Т. 1-7. - М ., 1974-2003.
  • Суперанская А. В. Как Вас зовут? Где Вы живёте? - М .: Наука, 1964. - 94 с.
  • Суперанская А. В. Ударение в собственных именах в современном русском языке. - М .: Наука, 1966. - 360 с.
  • Суперанская А. В. Структура имени собственного. Фонология и морфология. - М .: Наука, 1969. - 206 с.
  • Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. - М .: Наука, 1973. - 366 с.
  • Суперанская А. В. Имя - через века и страны. - М .: Наука, 1990. - 190 с. - ISBN 5-02-011018-3 .
  • Суперанская А. В., Сталтмане В. Э., Подольская Н. В., Султанов А. Х. Теория и методика ономастических исследований. - М .: ЛКИ, 2007. - 256 с. - ISBN 978-5-382-00204-0 .
  • Супрун В. И. Краеведческая ономастика // Духовная культура: проблемы и тенденции развития. - Сыктывкар: Изд-во Сыкт. гос. ун-та, 1994.
  • Супрун В. И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал. - Волгоград: Перемена, 2000. - 172 с. - ISBN 5-88234-390-9 .
  • Ташицкий В. Место ономастики среди других гуманитарных наук // Вопросы языкознания . - М ., 1961. - № 2.
  • Унбегаун Б. Русские фамилии / Пер. с англ. Общ. ред. Б. А. Успенского. - М .: Прогресс, 1989. - 443 с. - ISBN 5-01-001045-3 .
  • Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. I-IV. - М ., 1964-1973.
  • Флоренский П. А. Имена. - СПб. : Авалонъ, 2007. - 332 с. - ISBN 978-5-94860-067-3 .
  • Чичагов В. К. Из истории русских имён, отчеств и фамилий (вопросы русской исторической ономастики XV-XVII вв.). - М .: Учпедгиз, 1959. - 130 с.

Примечания

См. также

  • Список российских ономастов

Ономастика программного обеспечения

Ссылки

  • «Ономастика России» (Проверено 25 августа 2012)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ономастика" в других словарях:

    - (от греческого onoma «имя») раздел языковедения, изучающий имена собственные: названия людей, животных, мифических существ, племен и народов, стран, рек, гор, людских поселений. Часть О., посвященная изучению географических названий, обычно… … Литературная энциклопедия

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    Ономатология Словарь русских синонимов. ономастика сущ., кол во синонимов: 7 антропонимика (2) … Словарь синонимов

    - (от греческого onomastikos относящийся к наименованию), 1) собственные имена различных типов антропонимы, топонимы и др. (смотри Антропонимика, Топонимика). 2) Раздел лексикологии, изучающий собственные имена … Современная энциклопедия

Фамилия - наследственное имя семьи, первичной ячейки общества. В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только горстки аристократов. А всей массе простого народа "предков не полагалось". Но миллионы людей вправе гордиться своими предками, их трудом.

Каждый день нам приходится слышать, читать, произносить или писать десятки фамилий наших друзей, родственников, знакомых, коллег и товарищей. Со страниц газет, из радио- и телеэфира мы принимаем их еще в большем количестве - сотни и даже тысячи. Это связано с важнейшей социальной функцией фамилий. Так как же появились российские фамилии?

Наука, изучающая личные имена людей, фамилии, отчества, псевдонимы, называется антропонимика. Основой этого термина являются греческие слова

Anatropous - "человек" и oputa - " имя". Антропонимика является одной из разновидностей специального раздела - ономастики, название которого переводится с греческого как "искусство давать имена". Ономастика изучает не только личные имена людей, но и названия населенных пунктов, рек, стран, звезд и другие имена собственные.

По мнению ученых, российские фамилии можно разделить на следующие основные группы:

1. Фамилии, образованные от канонических и различных народных форм крестильных христианских.

Подавляющее большинство русских фамилий образовано от христианских православных имен, содержащихся в церковном календаре - святцах. Религия требовала, чтобы ребенка называли не просто как-нибудь, а в честь того или иного святого, т.е. легендарного или исторического лица, почитаемого церковью в строго определенный день года. Христианская религия пришла на Русь в X веке из Византии. Византия заимствовала ее у Римской империи, в Рим же она проникла с Ближнего Востока. Поэтому большинство личных имен, т.е. имен христианских, заимствовано из древнееврейского, древнегреческого и латинского языков.

Очень часто в Древней Руси человека называли не только полным крестильным именем, а также одной из его производных форм, относящихся к типу имен, которые условно называются уменьшительными. В действительности такие имена были просто обиходными, или внутрисемейными. По традиции, после того как имя, крестильное или мирское, переходит в состав отчества и становится фамильным прозвищем, для окружающих во многих случаях становится непонятным смысл основы прозвища и нередко для толкования фамилии выбирается более понятная для современников основа. фамилия имя антропонимический

  • 2. Фамилии, сохранившие в своей основе имена мирские . Мирские имена пришли из языческих времен, когда имен церковных не существовало: многие из них были просто именами собственными, другие возникли как прозвища, но потом их основа забылась и они стали просто именами. Третьи имена суеверные родители давали своим чадам, дабы избавить их от разных житейских проблем: тут-то и появились князья по имени Батрак и Голик, священники по имени Черт и Сатана и, наконец, многочисленные Дураки и Оболтусы, которые таковыми не являлись. Одна была забота у родителей: пусть ребенок благополучно избежит тех бед, которые забирает на себя данное ему имя. Имея официальное христианское имя, люди получали также мирские древнерусские имена: Медведь, Кобыла (имя родоначальника царской династии), Ворона, Телега, Лопата, Дуб, Орех, Болото, Кисель, Солома, Мочало (размоченные волокна липы), Рогожа и т.д. Все они не отражали каких-либо качеств их носителя, а были, как правило, обособленными от их первоначального значения. Наличие второго имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности, требовавшей сокрытия основного, главного имени и употребления в быту имени другого, "ненастоящего", с целью уберечься от "злых сил", которые не должны были узнать истинного имени человека. Неудивительно, что очень часто отчество сына записывалось не от крестильного, а от мирского имени отца. Популярность мирских имен была столь высока, что в результате к середине XIX столетия, когда процесс формирования русских фамилий практически завершился, оказалось, что фамилии, образованные от нецерковных имен, составляют значительную их часть. Таким образом, несмотря на многовековое стремление церкви искоренить дохристианские традиции, многие из них дожили и до наших дней.
  • 3. Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков, рассказывающие, кто из них, чем занимался. Профессиональные прозвища существовали на Руси с незапамятных времен. После принятия христианства, то есть с появлением обязательных крестильных имен, выполняли функцию дополнительных прозваний, и в официальных документах помогали выделить конкретного человека в массе людей, носивших такое же крестильное имя, а в обиходе нередко полностью заменяя крестильные имена, которые были менее многочисленны и поэтому часто повторялись. Эти прозвища дополняли крестильные имена и, в некотором смысле, выполняли функцию фамилий до середины XVIII века. В условиях, когда основная часть хозяйств на Руси имела "натуральный" характер, а понятие "образованный" для большей части населения просто не существовало, мастера-ремесленники сильно выделялись из общей массы крестьян и пользовались в народе большим уважением, а потому и прозвище это быстро приживалось в применении к их потомкам. Естественно, фамилии такого типа возникали, прежде всего, в средних слоях общества - в среде купцов, ремесленников и мастеровых. Но иногда, причем уже в XVI веке "профессиональные" фамилии получали и представители дворянства.
  • 4. Фамилии, образованные от названия местности, родом откуда был один из предков (основой таких фамилий становились разные географические названия - городов, деревень, станиц, рек, озер и т.д.).

Во времена, когда фамилий не существовало, такой тип прозвищ наиболее четко обозначал нового человека, появившегося в среде местных жителей, поэтому именно такие прозвища раньше всего начали выполнять функцию фамильных, то есть семейных имен. Фамилии, восходящие к географическим названиям, принадлежат к одной из групп наиболее древних русских фамилий; некоторые из них прослеживаются вплоть до XV века. Доля дворянских и знатных фамилий в этой группе гораздо больше, чем в любой другой. Такие прозвища, как и нецерковные имена, выполняли долгое время роль второго, мирского имени.

5. Фамилии, принадлежавшие православному духовенству. Такие фамилии появлялись на протяжении XVII -XIX вв. в среде русского православного духовенства. Искусственные фамилии иногда давались вместо уже имеющихся или присваивались в духовных училищах ученикам, ранее не имевшим фамилий. Поскольку православные священники могли вступать в брак, то их искусственные фамилии наследовались детьми и таким образом получали дальнейшее распространение. Изобретательность людей, дававших фамилии, была практически неистощимой, и поэтому фамилии русского духовенства не только чрезвычайно разнообразны и необычны, но и нередко очень живописны. Зачастую они давались вопреки традициям русской языковой культуры, поэтому легко узнаваемы в общей массе российских фамилий. Такие фамилии образовывались от названия местности, города или села, откуда прибыл ученик, от имен святых, от названий церковных праздников, от экзотических животных и растений, от имен античных богов и героев и т.д. Кроме того, необычайно популярны были и фамилии, так или иначе отражавшие черты характера семинариста. Самую многочисленную группу семинарских фамилий составляют фамилии "географические". Сравнительно немногие фамилии из них произведены от имен епархиальных и вообще больших городов, так как не было оснований при большом числе учеников - уроженцев этих городов давать кому - либо одному из них фамилию, по имени общего для них всех города. Поэтому в основной массе семинарских "географических" фамилий, записанных в Российских Епархиальных Ведомостях, упоминается едва ли не больше половины общего числа российских сел и уездных городов; фамилии же, произведенные от названий губернских городов и просто крупных городов, означают большей частью пришельцев из других епархий.

После анализа и исследование происхождение имен и фамилий, мы хотим рассказать про историю и значение наших.

Похожие публикации