Допускается без согласия автора. Использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (свободное использование произведений)

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем;
4) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их использование в сборниках;
5) воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях;
7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.

2. Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) (специальных форматах), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством Российской Федерации.

Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения в ином формате экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми и слабовидящими.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении произведений, созданных в целях использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений.

3. Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом в целях облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями.

4. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Комментарий к статье 1274 Гражданского Кодекса РФ

1. Во всех случаях, приведенных в ст. 1274, обязательно указание имени автора и источника заимствования (т.е. должна быть указана работа, из которой взята цитата). Это не обязательно должно быть исходное произведение; не запрещается цитировать по иным работам, поскольку часто это просто неизбежно (например, если исходное произведение погибло или труднодоступно). Несоблюдение данного условия будет означать как нарушение личных неимущественных прав автора, так и, одновременно, исключительного права на произведение.

Способ указания источника заимствования должен позволять однозначно установить его.

2. Указанные в комментируемой статье условия, касающиеся целей и объема разрешенного использования, характера произведения и т.д., применяются, пока действует исключительное право на произведение. После перехода произведения в общественное достояние их можно не соблюдать. Однако и в этом случае действует охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения.

3. Во всех случаях, указанных в ст. 1274, разрешается не только воспроизведение, прямо указанное в соответствующем пункте, но и последующее распространение изготовленных экземпляров произведения.

Цитирование - разрешенный случай воспроизведения, допускаемый при выполнении указанных в законе условий. Если эти условия не выполнены, то налицо будет воспроизведение, осуществленное с нарушением исключительного права на произведение.

Цитировать рукопись произведения до ее обнародования нельзя. Интересно заметить, что в отношении авторефератов диссертаций цитирование на практике признается допустимым, несмотря на слова "на правах рукописи", помещаемые на автореферат. Это связано с тем, что подобное указание является скорее данью традиции, в действительности же рассылка автореферата по вузам и библиотекам позволяет рассматривать его как обнародованное произведение. При этом обнародование должно быть произведено правомерно, т.е. с согласия автора.

Объем цитирования должен быть оправдан его целью. Критический разбор стихотворения может предполагать его полное повторение, в научной работе для точной передачи мысли оппонента может потребоваться большая цитата и т.д. Учитываться должны и размер цитируемого произведения, и то произведение, в котором используется цитата.

Цитирование может относиться ко всем видам произведений. Хотя наиболее распространены цитаты письменных произведений, иногда встречается и цитирование произведений живописи, музыкальных произведений.

Указание в рассматриваемой статье обзоров печати имеет в виду не случай изложения существа произведения, а включение в обзор фрагментов соответствующих статей. Обзор печати нередко состоит преимущественно из фрагментов чужих произведений. Чтобы предупредить возможные споры, и введено данное уточнение.

4. Учебная цель второй формы использования произведения, указанной в ст. 1274, предопределяет и условия использования:
основная работа также должна носить учебный характер. При этом ее форма никак не ограничивается - это может быть и книга, и учебный фильм, и радио- или телепередача и т.д., посвященная любой области человеческой деятельности;
используемое произведение должно применяться в качестве иллюстрации, т.е. материала, поясняющего какие-то положения, раскрытые в учебной работе, или являющегося примером и т.д.;
объем использования произведения ограничивается именно его вовлеченностью в учебный процесс.

5. Использование опубликованных статей в информационных целях должно осуществляться с соблюдением следующих условий:
использоваться могут только произведения, опубликованные в газетах и журналах либо переданные в эфир. Указание на их опубликованность означает, что речь не идет об электронных вариантах газет и журналов, например, размещенных в Интернете;
перечень произведений ограничен статьями, поэтому сюда не будут относиться, например, повесть, публикуемая в журнале, фоторепортаж. Иллюстрации, графики, схемы и т.п. могут использоваться в случае, если они являются составной частью статьи, а не добавлены в качестве "иллюстрации на тему";
тематика используемых статей ограничена - только статьи по экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам;
основной темой статьи должны быть текущие вопросы, т.е. связанные с происходящими событиями, процессами и т.д. Поэтому публикация архивного материала, пусть даже и по той же теме, в рамках данного ограничения исключительного права является неправомерной;
указанные произведения могут использоваться в прессе либо путем сообщения в эфир или по кабелю. Доведение до всеобщего сведения, в частности, путем размещения в Интернете сюда не относится. Разрешение свободно воспроизводить статью в прессе означает и правомерность последующего распространения ее экземпляров;
такое использование не должно быть запрещено правообладателем. Запрещение может быть выражено как непосредственно в статье, так и в отношении номера журнала в целом. Исходя из сложившейся практики, в последнем случае в запрете должно быть ясно выражено, что он касается не только совокупности статей, опубликованных в данном номере журнала в целом, но и каждой статьи отдельно.

Подобное использование предполагает использование статьи полностью. Использование фрагментов статьи возможно в рамках правил цитирования произведения.

6. Близок к рассмотренному и случай свободного использования публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений. Обязательно соблюдение требования публичности произнесения речи: если речь произнесена в частном кругу, на закрытом мероприятии и т.д., ее воспроизведение допустимо только с согласия правообладателя.

Любые речи, обращения, интервью и т.п., не имеющие политического характера, не будут подпадать под данный случай свободного использования произведений.

Подпункт 4 п. 1 не допускает свободного использования произведения полностью для всех случаев - объем использования определяется информационными целями.

7. Подпункт 5 п. 1 ст. 1274 разрешает включать в состав репортажа, посвященного определенному событию, целиком или частично произведения, которые можно увидеть или услышать в ходе этого события. Например, в репортаже с фестиваля зрители услышат фрагменты исполнявшихся музыкальных произведений и т.д.; в репортаже об открытии выставки увидят какие-то из картин, представленных на ней.

Репортаж должен быть посвящен событию, происходящему в настоящее время. Рассказ о событиях прошлого (пусть и недавнего) не может рассматриваться как "обзор текущих событий".

В отличие от ст. 1276 ГК, здесь нет запрета делать соответствующее произведение основным объектом использования. В репортаже о выставке можно уделить определенное внимание представленным там экспонатам, а не показывать лишь общий план выставки, однако при этом основной темой репортажа все же остается выставка, а не экспонаты. Показ таких экспонатов должен быть в каждом случае оправдан информационными целями.

8. Воспроизведение произведений специальными способами для слепых разрешается, если речь идет именно о специальных способах (например, использовании рельефно-точечного шрифта); сюда не должно включаться воспроизведение аудиокниг.

При этом требуется соблюдать два условия: воспроизведение должно осуществляться без извлечения прибыли (т.е. цена, по которой будут распространяться изготовленные экземпляры, может лишь покрывать расходы на их изготовление и распространение или быть ниже); не должны также свободно использоваться произведения, специально созданные для воспроизведения специальными способами для слепых.

9. По общему правилу безвозмездное предоставление экземпляров произведений библиотеками во временное пользование своим читателям не требует согласия правообладателя или выплаты ему вознаграждения. Но с произведениями в цифровой форме все сложнее: здесь происходит фактическое создание нового экземпляра произведения и проконтролировать его уничтожение после использования не всегда легко. В этой связи закон ограничивает предоставление библиотеками произведений в цифровой форме только случаем, когда библиотека может в полной мере контролировать такое использование в своем помещении. Библиотека не вправе без согласия правообладателя давать читателю возможность пользоваться произведением в цифровой форме дома или скопировать это произведение в библиотеке, не может разместить его в компьютерной сети - не только в Интернете, но даже локальной сети библиотеки.

В тех случаях, когда произведение в цифровой форме предоставляется библиотекой в пользование в порядке межбиблиотечного обмена, это должно осуществляться путем передачи носителя с записанным произведением с запретом получающей библиотеке создать его копию. Передающая библиотека также не должна на время предоставления такого экземпляра создавать для себя другую копию произведения - предоставление экземпляров в порядке межбиблиотечного обмена не должно приводить к увеличению числа экземпляров.

10. Гражданский кодекс разрешает создавать и использовать пародии и карикатуры на другие произведения без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Имеется в виду случай переработки произведения, когда создается особый его вариант, показывающий произведение в комичном виде. Наличие в п. 3 ст. 1274 одновременно слов "создание" и "использование" позволяет ограничить как исключительное право на произведение, так и право на неприкосновенность. Автор оригинального произведения не может запрещать создание пародии на том основании, что меняется текст произведения и, возможно, наносится определенный ущерб репутации этого лица.

Создание и использование пародии или карикатуры на чужое произведение требует соблюдения только одного условия: оригинальное произведение должно быть обнародовано с согласия автора. Ни объем использования, ни вид пародии законом не ограничиваются. В то же время пародия не должна носить характер оскорбления.

Авторское право. Вводный курс Козырев Владимир

Использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (свободное использование произведений)

Из буквального толкования Закона следует, что использование любых охраняемых в соответствии с ним произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения допускается только в специально предусмотренных законодательством случаях ограничений исключительных прав. Основные ограничения установлены ст. 18–25 Закона, положения которых далеко не всегда могут быть истолкованы однозначно.

Интересно отметить, что, если в Закон не будут внесены новые изменения, то большинство установленных Законом ограничений авторских прав после 1 сентября 2006 г. оказываются неприменимыми при использовании произведений в Интернете или иных цифровых сетях в связи с вступлением в силу положений, относящихся к новому праву на доведение до всеобщего сведения, к которому рассматриваемые ограничения не применяются.

Для практических целей может быть предложен следующий перечень допускаемых Законом случаев свободного использования охраняемых произведений.

Копирование гражданами полностью книг и нотных текстов (разумеется, отследить случаи подобного копирования чаще всего невозможно);

«копирование» (строительство) зданий без согласия обладателей прав на произведение архитектуры;

Воспроизведение компьютерных программ и баз данных, кроме случаев, специально предусмотренных ст. 25 Закона.

Допускается только при условии соблюдения требований, предусмотренных ст. 19 Закона. Так, обязательно должны указываться имя автора и источник.

Многие понятия (например, «цитирование», «иллюстрация» и др.) не имеют общепризнанных определений. Объемы допускаемого свободного использования отчетливо в Законе не определены, судебная практика не развита. Представляется возможным рекомендовать придерживаться ограниченного толкования любых установленных Законом ограничений авторских прав.

Ограничения авторских прав распространяются только на отдельные случаи копирования произведений библиотеками, архивами и образовательными учреждениями (п. 2 ст. 19 и ст. 20 Закона). Во всех остальных случаях использование произведений должно осуществляться ими на общих основаниях, т. е. в соответствии с договором, заключенным с правообладателем, или лицензионным соглашением, заключенным с организацией по коллективному управлению авторскими правами.

Данное ограничение авторских прав действует в отношении произведений архитектуры, скульптур, картин и иных произведений изобразительного искусства, которые постоянно расположены на улицах, в парках и иных местах, открытых для свободного посещения, и могут случайно попасть в объектив кинокамеры или фотоаппарата. Иной подход формально сделал бы невозможным почти любую кино– или фотосъемку в современном городе.

Однако данное ограничение не применяется, если охраняемый авторским правом объект является основной частью изображения или его изображение используется для коммерческих целей. В этих случаях для использования произведения необходимо получать согласие от правообладателей.

На практике подобное ограничение применяется в отношении любых действий, совершаемых в рамках гражданского или уголовного судопроизводства, а также для целей рассмотрения административных дел.

В подобных случаях действие публичного права подавляет действие частного права. Правоохранительные органы в соответствии с регламентирующими их деятельность законодательными актами могут воспроизводить или иным образом использовать произведения при выполнении своих функций.

Радио– и телевещательные организации, получившие право на передачу в эфир каких-либо произведений, вправе, уже не спрашивая согласия у правообладателей, делать для своих передач так называемые записи краткосрочного пользования, «эфемерные записи», таких произведений. Предполагается, что создание подобных «эфемерных записей» произведений является необходимым для нормального осуществления вещания. Отсутствие такого исключения сделало бы незаконным преобразование формата записи, отложенную трансляцию и т. д.

Хотя в Законе речь идет только об организациях эфирного вещания, на практике подобные действия часто совершают и организации кабельного вещания.

Дополнительно можно отметить, что создание и хранение российскими вещательными организациями записей передач является обязательным в силу действия законодательства о средствах массовой информации и законодательства об обязательном экземпляре документов.

Особые ограничения авторских прав устанавливаются в отношении компьютерных программ и баз данных. Допускается, в частности, внесение в компьютерную программу изменений, необходимых для ее функционирования, а также создание резервной копии такой программы.

Вопросам охраны прав на компьютерные программы посвящен также отдельный Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который предусматривает аналогичные исключения.

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

Использование произведения с согласия правообладателя и с выплатой вознаграждения Согласно общему правилу правомерное использование произведений должно осуществляться с согласия обладателей исключительных прав, относящихся к соответствующему способу

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Использование произведения без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения В специально установленных Законом случаях допускается использование произведения без согласия правообладателей, но предусматривается необходимость выплаты им особого

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого

Из книги автора

Статья 1275. Свободное использование произведения путем репродуцирования 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования

Из книги автора

Статья 1306. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений

Из книги автора

СТАТЬЯ 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого

Из книги автора

СТАТЬЯ 1275. Свободное использование произведения путем репродуцирования 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования

Из книги автора

СТАТЬЯ 1306. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений

Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (статьи 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279), а также в иных случаях, предусмотренных настоящей главой.

Консультации юриста по ст. 1306 ГК РФ

    Алла Дмитриева

    Что такое свободное воспроизведение фонограмм?

    • Ответ юриста:

      По общему положению, это использование объектов смежных прав (одним из которых является право на фонограмму) без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения. Допускается: в личных целях, но только с правомерно обнародованным произведением и с учетом действующих положений законодательства (ст. 1273 ГК РФ) ; в информационных, научных или культурных целях, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования (ст. 1274 ГК РФ) ; исполнение во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером церемонии (ст. 1277 ГК РФ) и т. д. См. ст. ст. 1279, 1325, 1343, 1344 ГК РФ.

    Марина Зайцева

    в настоящее время частенько на рабочих местах работодатели устанавливают камеры видеонаблюдения. а если работник, оставшись один, одной рукой стихи строчил- это может, и неплохо. но а если он, забыв о камерах другой рукой ХЕР *****л и это увидел работодатель, то это есть нарушение трудовой дисциплины?

    • Ответ юриста:

      нельзя снимать людей без их согласия, т. е. в данном случае – охранников, продавцов и т. п. , но только если речь идет о их частной жизни, если же речь идет о нерадивом исполнении профессиональных обязанностей, снимать можно. Т. е. если вы делаете фото низко наклонившейся продавщицы в короткой юбке – вы вмешиваетесь в ее частную жизнь и делать этого не вправе; а если Вы делаете фото того, как продавщица переклеивает этикетки на просроченном товаре, чтобы ввести в заблуждение потребителей – делать это вы имеете полное право. Данные принципы основаны на Конституции РФ, согласно ст. 29 которой Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (кроме государственной и коммерческой тайны) и согласно ст. 24 которой сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Впрочем, часто магазины утверждают, что все что у них есть – это объекты авторского права и снимать их нельзя. Вот пример такого объявления: Уважаемые Торговые Агенты и посетители!! ! Доводим до Вашего сведения, что в ОРГАНИЗАЦИИ прайс-лист, политика ценообразования, оформление торговых залов являются авторскими работами сотрудников компании, собственностью – коммерческой тайной владельцев торговой марки ОРГАНИЗАЦИИ В соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, Федеральными Законами РФ: 1. «Об информации, информатизации и защите информации» . 2. «О коммерческой тайне» . 3. «Об авторском и смежных правах» ЗАПРЕЩЕНО** Фото и видеосъемка объектов авторских и смежных прав и сотрудников компании; аудиозапись; переписывание ассортимента и цен, являющихся коммерческой тайной организации. Руководство магазина оставляет за собой право на ВЫДВОРЕНИЕ из торгового зала лиц, занимающихся фото и видеосъемкой, аудиозаписью, а так же сотрудников конкурирующих и др. организаций, переписывающих товарный ассортимент и цены (занимающихся коммерческим шпионажем) без дополнительного уведомления вплоть до вызова охраны. Просим Вас соблюдать установленные правила. Администрация ОРГАНИЗАЦИИ * логотипы ОРГАНИЗАЦИИ являются зарегистрированными товарным и знаками и охраняются законодательством РФ. ** Разрешение на проведение фото и видеосъемки, аудиозаписи и копирование (переписывание) цен на ассортимент продукции можно получить у администрации компании по письменному запросу. Оставляем за собой право отказать в таком разрешении. __________________ Однако, в данном случае магазин не прав. Хотя ценники, к примеру, можно признать объектами авторского права (особенно, если они содержат логотип магазина) , тем не менее, не всякое воспроизведение объектов авторских прав является противоправным. Так, допускает свободное использование (без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения) произведения в информационных, научных, учебных и культурных целях. Тем более разрешается это делать в целях сбора необходимых доказательств для защиты своих прав потребителя (в том числе – в органах полиции, прокуратуры и суде) . Кроме того, часто магазин ссылается на право частной собственности как основание для запрета фото- и видеосъемки. Однако ст. 10 ГК РФ запрещает злоупотребление правом в любых формах. Вводя подобные запреты, магазин препятсятвует гражданам в сборе доказательств о нарушенных их потребительских правах. Подобными запретами магазин покрывает свою противоправную деятельность, поскольку несоотвествие ценников фактическим продажным ценам – это введение потребителей в заблуждение на грани с мошенничеством.

    Станислав Попугаев

    Разрешена ли трансляция видео с лицензионных носителей в здании Негосударственного пенсионного фонда. В отделе для заключения договоров НПО, где бывает много народу установлен телевизор для трансляции роликов о НПФ, возможно ли не нарушая законодательства транслировать там же мультфильмы, юмористические ролики или что-то подобное? Возможно ли это с лицензионных дисков или же с флешки?

    • На ЧАСТНОЙ. ВАШЕЙ территории вы можете транслировать что угодно НО бесплатно!!!

    Евдокия Кузнецова

    • Я чту закон, поэтому указываю источник процитированных мною слов, но, как мне кажется, далеко не все понимают, что цитирование без указания источника - это серьёзное нарушение закона. Я не особенно интересуюсь "золотыми вопросами" на...

    Антон Урядкин

  • Вадим Хахамович

    плата за использование фонограмм, музыки в кафе и ресторанах. за использование музыки в кафе организация платит в РАО (авторское право), должна ли организация платить и зи использование смежных прав? и на каком основании

    • Ответ юриста:

      Фонограмма, т. е. любая звуковая запись исполнения или иных звуков - это объект смежного права. Как правило она создается на обнародованное музыкальное произведение после его перехода в общественное достояние. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в том случае, когда оригинал или экземпляр правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот путем их продажи или иного отчуждения (ст. 1325 ГК РФ) . Исключительное право на фонограмму принадлежит ее изготовителю независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. При использовании фонограммы лицом, не являющимся ее изготовителем, должны соблюдаться права авторов произведений и права исполнителей. Иными слова, использование фонограммы в коммерческих целях допускается с выплатой вознаграждения ее правообладателя. Получателями вознаграждения являются исполнители и изготовители фонограмм, чьи исключительные права на фонограммы и исполнения действуют (признаются) в РФ в соответствии со ст. 1321 и 1328 ГК РФ .

    • А еще надеялась, что умные в Думе сидят. Оказывается- народ прав. дураки-дураками! Ответственность за несанкционированное скачивание всегда существовала, просто иногда более понятно прописывают, чтобы тупым тоже понятно было. Антон Шумских...

  • Валерия Максимова

    Про авторское право. Ситуация: я какое-то время проработал дизайнером в фирме, делающей сайты. Потом я от туда уволился, через какое-то время сделал свой сайт, в котором выложил портфолио -- в том числе и скриншоты нарисованных мной сайтов для этой фирмы. Сегодня я получил письмо от директора той фирмы с требованием убрать работы, сделанные в период моей работы у него для этой фирмы, со своего сайта, с ссылкой на часть 4 ГК РФ .Вопрос: насколько законно его требование и есть ли способ оставить эти работы в моём портфолио? В коммерческих целях эти работы не используются, они просто размещены для того, чтобы дать потенциальным клиентам и работодателям представление об их уровне. Спасибо!з.ы. со времени моего увольнения до получения письма прошло 2 года, если это имеет какое-то значение.

    • Ответ юриста:

      Попробуйте мотивировать свои возражения этой нормой:Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;2) воспроизведения баз данных или их существенных частей;3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса;4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275) книг (полностью) и нотных текстов;5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

    Евдокия Максимова

    Господа юристы и просто знающие закон, подскажите пож-та.... В нашем ВУЗе в библиотеке запретили ксерокопировать учебники и книги, ссылаясь на закон о защите авторских прав. Правомерны ли такие действия? (И если можно по конкретнее, привелите ссылку из документа, пож-та.)При этом статьи из журналов разрешают ксерокоприровать.

    • Ответ юриста:

      Вступившая в силу IV часть Гражданского кодекса Российской Федерации запретила библиотекам делать копии произведений в ЦИФРОВОМ формате, а также запрешено репродуцирование книг полностью (ст. 1273 ГК РФ) . НО, в статье 1275 указано: "Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единственном экземпляре без извлечения прибыли: ...2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) - библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий.2. Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой) , оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.Принисите в бибилиотеку IV часть ГК и проведите мини лекцию))

    Алена Кудрявцева

    снял фильм, и хочу его сделать официальным... как это возможно сделать?

    • Сомневаюсь, что любительское кино можно протолкнуть в кинотеатры, тем не менее умные мудаки устраивают фестивали любительского кино, стремитесь попасть туда

    Раиса Медведева

    использование логотипа других компаний на сувенирах. скажите пожалуйста такой вопрос - мне нравятся самолеты Владивосток авиа, так могу ли изготавливать модели самолетов в данной окраске, без согласования с компанией?

    • Для своего личного пользования можете хоть подпись президента подделать, а в прочих целях надо знать, какие части дизайна защищены. Просто цвет использовать скорее всего можно, а вот именно логотип - другое дело.

    Любовь Маркова

    смежные права тест

    • ебу дал сука

    Дмитрий Мячков

    что вы думаити о тех чиновниках которые приняля вот эти поправки

    • пашли они нахер. качали и будем качать

    Евгений Краснощек

    Нужна информация о Законе Российской Федерации Об авторском праве и смежных правах. Вопрос о авторских правах. Допустим есть радио станция, и эта станция крутит музыку очень популярную. И на сайте этой радио станции есть список исполнителей, что будет играть и в какое время в эфире. Будет ли считаться не правомерное использование материала без согласия автора. эта статья

    • А на фиг Вам эта информация? Вынужден Вас огорчить - данный закон утратил силу в связи с вступлением в силу части 4 Гражданского Кодекса РФ .. . (ФедеральныЙ закон от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф3) - Так что теперь все об авторских и смежных правах ищите в ГК РФ .

    Владимир Белоконев

    музеи мне как наследнику должны выплачивать компенсацию???. Суть вопроса такова: прадед мой был личность творческая работы его представлены во многих музеях Москвы и Питера, мне подсказали, что музеи мне как наследнику должны выплачивать компенсацию. Так ли это

    • Ответ юриста:

      Прадед.. . Сколько лет прошло после смерти? Срок охраны не истек? Вы не написали, о каких произведениях идет речь. Это картины, книги, скульптура, фото, декоративно-прикладные произведения? 1. Надо точно знать, какие права были переданы музеям. Нужно смотреть договоры. 2. Если оригиналы выставлены в музеях, но оставались собственностью автора (маловероятно, но вдруг?) , то после смерти автора все права на них перейдут наследникам и наследники могут распоряжаться произведениями и изменить при желании договор с музеем на их использование. 3. Если оригиналы произведений были ПРОДАНЫ или безвозмездно переданы музею в собственность, то надо определить, передавалось ли при этом исключительное право (только на основании договора в письменной форме!) Если нет договора о передаче исключительного права, то по закону РФ при отчуждении автором оригинала произведения исключительное право сохраняется за автором (ст. 1291 ГК РФ) . При этом музей вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать оригинал произведения и и публиковать в каталогах и изданиях, а также передавать для демонстрации на других выставках. Однако в этом случае вы наследуете исключительное (имущественное) право, которое кроме вышеописанного права свободно демонстрировать произведение на выставках и печатать в каталогах, которое не требует разрешения в силу ст. 1291, включает использование иными способами, которые являются самостоятельными и требуют разрешения правообладателя, в частности, создание копий, сообщение в эфир или по кабелю (телевидение) , доведение до всеобщего сведения (интернет) , переработку (различные производные произведения) . Например, создание коллажей из фото - это переработка. Музей должен просить у вас разрешения на такие действия и тут возможна компенсация. Хотя если произведения отчуждались музеям предыдущими наследниками до вас, то исключительное право перешло музею на основании п. 2 ст. 1291 и этот вопрос закрыт. Таким образом, пойдете вы к юристу или сами будете решать вопрос, надо для начала понять, на каких условиях произведения попали в музеи, какие у музеев права. Нужны договоры. Кстати, договор об отчуждении исключительного права должен быть в письменной форме. Если у вас их нет в наличии, требуйте у музея подтверждения их прав на произведения (исключительных или неисключительных) . Если их нет вообще и произведения в музей передавал сам дедушка, то можно уверенно заявлять, что вы наследница исключительного права на произведения (с ограничением абзаца 2 п. 1. ст. 1291) и у вас должны получать разрешение на создание копий, публикации в инете, показ по телевидению, другое использование, не являющееся демонстрацией на выставках (например, включение как иллюстрацию) . Это относится и к произведениям, переданным в музей во времена СССР (если исключительное право еще действует - 70 лет со дня смерти автора) . В любом случае, перешли права к музею или остались за автором, вы наследуете право следования (ст. 1293 ГК РФ - при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи) Размер компенсации в данном случае определяет правительство РФ. Говорят, что в РФ прецедентов применения права следования пока не было, но в законе это написано, а закон есть закон. Еще у вас есть право на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ) . Вы можете запрещать искажения и защищать честь и достоинство автора.

    Клавдия Воробьева

    что вы думаите о тех чиновниках которые приняли вот эти поправки

    • Данная норма направлена не против тех, кто качает контент из Сети и смотрит его сугубо на своём домашнем компьютере. Она будет применяться к тем, кто пишет указанный контент на болванки без лицензии на такую деятельность, а потом получает...

    Олег Одинцов

    могу ли я привлечь к ответственности человека, который под своим именем выкладывает в социальную сеть мои песни?

    • Ответ юриста:

      Можете. И знайте, что 1. оформлять авторские права не надо. Ни регистрировать, ни получать какие-то документы. Никаких формальностей, потому что авторское право возникает в момент создания произведения (песни) . "Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей" (ч. 4 ст. 1259 ГК РФ) . 2. "само по себе авторское право, нарушается.. " не только если человек использует их для коммерческих целей. Если человек присвоил себе Ваши песни, то это нарушение личных неимущественных прав автора. Плюс к тому же он их выложил в соцсеть, а это еще дополнительное нарушение, а именно исключительных прав автора. Первое, что можете предпринять - потребовать у пользователя и администрации сайта удалить песни с сайта. Если реакции нет, то можно подавать в суд иск о нарушении авторских прав.

    Даниил Берденниов

    • Ну слова-то вы переделали, а музыку-то просто слямзили. Исключительное право на фонограмму 1. Изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму в соответствии со статьей 1229 настоящего...

    Борис Раскошных

    Депутаты хотят ограничить смежные права музыкантов из-за претензий Земфиры. а лицо не треснет?

    • Этих правообладателей надо самих заставить слушать свое

    Полина Давыдова

    Авторское право. Здравствуйте!Есть идеи создать сайт с пословицами, поговорками, загадками, частушками, тостами, поздравлениями и тд.Наполнение сайта планируется брать из различных книг.В книгах написано: "Охраняется законом об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения редакции.... "Можно ли как-то безболезненно использовать материалы из книг?Ведь пословицы, тосты и тд составляли явно не издатели.. .Подскажите, пожалуйста, как быть?Спасибо!

    • Ответ юриста:

      пословицы, поговорки, загадки и частушки и т. п. можете тиражировать сколько Вашей душе угодно. Это произведения народного творчества и авторским правом не охраняютсяГражданский кодекс Российской ФедерацииСтатья 1259. Объекты авторских прав 6. Не являются объектами авторских прав:3) произведения народного творчества (фольклор) , не имеющие конкретных авторов;

    Валентина Васильева

    • Ответ юриста:

      Само по себе скачивание песни из Интернета ничьих прав затронуть не может и юридической ответственности не влечет. Другое дело - воспроизведение этой (скаченной) песни.В соответствии со статьей 1273 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ правомерно обнародованного произведения.Если же Вы захотите публично воспроизвести песню (например, на дискотеке) , то Вам необходимо будет получить согласие автора или иного правообладателя.Ответственность за нарушение этого правила будет зависеть от наличия у Вас цели получения дохода при воспроизведении песни. Если такая цель была, то Вы можете понести ответственность по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения) .Если же цели извлечения дохода нет, то ни административной, ни уголовной ответственности за такое нарушение авторских прав не будет.

(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;

4) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

6) воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.

2. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем;

4) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их использование в сборниках;

5) воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях;

7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.

2. Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) (специальных форматах), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством Российской Федерации.

Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения в ином формате экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми и слабовидящими.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении произведений, созданных в целях использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений.

3. Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом в целях облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями.

4. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Комментарий к Ст. 1274 ГК РФ

1. Новеллой данной статьи по сравнению со ст. 19 Закона об авторском праве и смежных правах является указание на возможность создания пародий или карикатур без согласия автора оригинального произведения и без выплаты вознаграждения. Как отмечается в п. 35 Постановления Пленума N 5/29, автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным в п. 3 настоящей статьи способом. В случае, если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе защищать их в порядке, установленном .

Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать) — сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создается преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями. Пародия — произведение искусства, намеренно повторяющее уникальные черты другого, обычно широко известного произведения или группы произведений, причем в форме, рассчитанной на создание комического эффекта.

2. Условиями свободного использования произведения в соответствии с комментируемой статьей являются:

— обязательное указание источника заимствования. Под источником заимствования следует понимать название произведения, дату его опубликования или иной способ использования, номер страницы, если речь идет о книге или ином печатном издании.

Кроме того, отдельные способы свободного использования, предусмотренные комментируемой статьей, имеют специальные условия.

Так, в п. 1 комментируемой статьи названо в качестве первого способа свободного использования цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати. При этом под объемом, оправданным целью цитирования, понимается объем, не превышающий в общей сложности одного авторского листа из произведений одного автора.

В качестве второго способа допускается свободное использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью. В данном случае под объемом, оправданным целью, следует понимать цель познакомить школьников, студентов с произведениями или с отрывками из них, преследуемая цель — что-либо пояснить и правило подтвердить примером.

Еще два способа свободного использования произведений предусмотрены в положении подп. 3 и 4 п. 1 комментируемой статьи, которые касаются воспроизведения в прессе, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю правомерно опубликованных статей и публично произнесенных политических речей, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. Данное положение касается как известных политиков, так и иных докладчиков по политическим вопросам.

Пятый случай свободного использования произведения касается воспроизведения или сообщения для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем передачи в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. Таким образом, произведения, как правило, случайно попадающие в кадр, — это так называемый фон. У фотографа нет цели сфотографировать именно данный объект и в дальнейшем его использовать. Данное положение соответствует п. (2) ст. 10.bis Бернской конвенции, согласно которой законодательством стран Евросоюза определяются условия, на которых литературные и художественные произведения, показанные или оглашенные в ходе текущих событий, могут быть воспроизведены или сделаны доступными для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии или кинематографии либо путем передачи в эфир или по проводам сообщения для всеобщего сведения в объеме, оправданном информационными задачами.

Шестой случай касается воспроизведения правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами. К изданиям для слепых и слабовидящих в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» относятся издания, изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, рельефно-графические издания, «говорящие книги», крупношрифтовые издания для слабовидящих, электронные издания для слепых (адаптированные издания для чтения людьми с нарушенным зрением при помощи брайлевского дисплея и синтезатора речи). В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является обязательством Российской Федерации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных учреждений и библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, является обязательством субъектов Федерации, для муниципальных библиотек — обязательством органа местного самоуправления. Приобретение указанной литературы для федеральных образовательных учреждений и библиотек является обязательством Российской Федерации.

В некоторых случаях суды достаточно широко используют нормы комментируемой статьи. Так, например, со ссылкой на подп. 1 п. 1 настоящей статьи ФАС Московского округа отказал в удовлетворении иска о незаконном использовании аудиовизуального произведения ответчиком фильма «О не лети так, жизнь… Леонид Филатов» (отрывков из фильма продолжительностью 4 минуты) во вновь созданном фильме «Я не могу больше жить. Леонид Филатов» (продолжительностью более 40 минут), признав последнее самостоятельным аудиовизуальным произведением, а содержащиеся в нем заимствования из фильма «О не лети так, жизнь… Леонид Филатов» — цитированием, осуществленным ответчиком в соответствии с требованиями закона.

———————————
Постановление ФАС Московского округа от 27 октября 2008 г. N КГ-А40/6127-08 по делу N А40-6886/07-5-73. В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за нарушение имущественных прав и нанесение ущерба деловой репутации истца отказано правомерно, так как заимствование, произведенное истцом, носит характер цитирования и в соответствии с ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

3. Положения п. 2 комментируемой статьи были введены в Закон об авторском праве и смежных правах Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Данное положение затрагивает прежде всего электронные библиотеки и направлено на защиту прав автора. Согласно п. 1.1 ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле» (далее — Закон о библиотечном деле) в целях обеспечения сохранности и предоставления пользователям доступа к документам из библиотечных фондов национальные библиотеки Российской Федерации, к которым относятся Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина, Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека, осуществляют изготовление в электронной форме экземпляров:

———————————
Собрание законодательства РФ. 1995. N 1. Ст. 2.

— ветхих, изношенных, испорченных, дефектных документов;

— единичных и (или) редких документов, рукописей, выдача которых пользователям может привести к их утрате, порче или уничтожению;

— документов, которые записаны на машиночитаемых носителях и для пользования которыми отсутствуют необходимые технические средства;

— документов, которые имеют научное и образовательное значение.

При этом изготовление и предоставление пользователям экземпляров документов в электронной форме, в которых выражены охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, осуществляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены ГК РФ.

Похожие публикации