Если лицензия на алкоголь закончилась. Как поступить с остатками алкоголя, купленными по старой лицензии? Сроки действия лицензии на алкоголь

Оборот алкогольной продукции в Российской Федерации — дело законодательного уровня. Для регулирования его производства и оборота еще в 1995 году принят Федеральный закон №171-ФЗ от 22.11.95 , действующий и по сей день, правда, со множеством поправок и изменений.

Для того, чтобы все требования, предписанные законом, выполнялись надлежащим образом, существует специальный контролирующий орган — Федеральная служба «Росалкогольрегулирование» .

Главная задача Службы, как и всего Федерального Закона — предотвратить распространение на рынке некачественной алкогольной продукции для того, чтобы защитить потребителей от подделок и просто низкокачественного продукта, защитить их от преступных сбытчиков подпольно произведенной продукции, содержащей этиловый спирт.


Прежде всего, закон дает четкий перечень понятий и определений, чтобы не возникало разночтений при его толковании:

Понятие Толкование
Оборот алкогольной продукции Закупка, поставка (экспорт), продажа в розницу, хранение, транспортировка
Круг лиц, участвующий в обороте продукции Все виды организаций, вне зависимости от , участвующие в производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; ИП, занимающиеся продажей в розницу непищевой продукции, содержащей спирт, пива и пивных напитков, яблочного сидра, медовухи; физлица, которые находятся в трудовых отношениях с перечисленными субъектами хоз. деятельности; потребители
Алкогольная продукция Продукция (пищевая), которая в конечном объеме готового продукта которой содержит более 0,5% этилового спирта — водка, вина (виноградные, ликерные, фруктовые, игристое), сидр, пиво,

Когда нужна лицензия

Итак, какие же виды продукции подвергаются государственному лицензированию? В случае, если содержание этилового спирта в продукте не превышает 15%, лицензия на такую алкогольную продукцию не требуется и ее можно производить и реализовывать на общих основаниях.

Однако, производитель должен помнить, что упомянутый выше Федеральный Закон делит продукцию с содержанием спирта, превышающим 15%, на пищевую (полуфабрикаты для алкопродукции — виноматериал, эмульсия, сусло) и непищевую (парфюмерия, лакокрасочные вещества), и предписывает, что не требуют лицензирования:

  • продажа (розничная) спиртосодержащей продукции непищевого назначения;
  • производство, закупка и распространение пива и пивных напитков;
  • закупка и транспортировка жидкостей, содержащих спирт, который используется в качестве сырья либо для технужд, однако годовой объем не должен превышать 2000 литров.

Вывод: для осуществления предпринимательской деятельности по поставке, производству и продаже алкогольной продукции пищевого назначения с содержанием спирта свыше 15%, необходимо получение государственной лицензии.

Виды и цена

Продажа спиртосодержащей продукции, подверженная лицензированию, делится на:

  • оптовую — при получении таких лицензий выдвигаются дополнительные требования по наличию складских помещений достаточной площади и соответствующих технических характеристик;
  • розничную — для предприятий общепита, кафе, баров, ресторанов, магазинов.

Для малого бизнеса получение лицензии на торговлю алкоголем имеет слишком высокую цену. Объясняется столь высокая планка стремлением государства допустить на рынок только тех поставщиков, которые смогут обеспечить потребителя по-настоящему качественным продуктом.

Тем бизнесменам, для которых сумма государственной пошлины за оптовую торговлю еще слишком высока, следует начать с розницы и лицензии за 65 000 рублей.

Требования для получения лицензии на алкоголь в 2019 году

  1. Решение о создании Учредителя (для 1 участника) или Договор о создании и Протокол собрания Учредителей (для 2 и более участников)/
  2. Последняя
  3. Государственная регистрация (свидетельство выдается ЕГРЮЛ)/
  4. постановка на учет в налоговой (ИНН)/
  5. документ, подтверждающий право собственности на здание или его часть, где будет производиться оборот алкогольной продукции/
  6. санэпидемзаключение Службы по надзору прав потребителей.


Прошитые, пронумерованные и печатью соискателя копии:

    • план помещения (выдается в проектно-инвентаризационном бюро (экс-БТИ);

  • договор аренды/субаренды объекта (бар, магазин, ресторан, кафе).
  • договор со специализированной организацией на монтаж пожарной сигнализации либо акт обследования существующей пожарной сигнализации, с приложением актов приема-передачи и лицензии организации, выполнявшей работы по ее монтажу;
  • договор о техобслуживании пожарной сигнализации с лицензией обслуживающей организации;
  • регистрация контрольно-кассовой машины (карточка);
  • в случае оплаты уставного капитала денежными средствами прилагается подтверждающая из банка.

Документы в оригинале:

  • подтверждение соответствия помещения нормам пожарной безопасности (Федеральная противопожарная служба);
  • справка, подтверждающая отсутствие у соискателя лицензии задолженности по уплате налогов и сборов (справка имеет ограниченный срок действия).

Как получить лицензию: порядок оформления 2019

2018 год стал во многом революционным для предпринимателей, связанных с торговлей и производством спиртного. В том числе претерпели изменения и предъявляемые к кандидату на получение лицензии требования.

Сегодня ее выдачу осуществляет Федеральная служба Росалкогольрегулирования .

Для упрощения нелегкой участи предпринимателей на рынок вышли негосударственные компании-посредники, получившие лицензионные сертификаты на осуществление услуг по получению лицензий на торговлю алкоголем для физических и юридических лиц. Они содействуют своим клиентам, консультируют их, продляют действующие и получают для них новые лицензии.

Подача заявления для получения права осуществлять розничную торговлю алкоголем осуществляется в департамент развития предпринимательства и торговли по месту регистрации субъекта хозяйственной деятельности. Сама же лицензия выдается строго «Росалкогольрегулированием».

Между подачей заявления и получением лицензии должно пройти не более 30 календарных дней.

Возможные причины отказа в получении лицензии

Может случиться так: собран огромный пакет документов, часть из них заверена нотариально (что тоже стоит денег!), наконец найдены средства на госпошлину для получения вожделенной лицензии. Казалось бы, дело за малым: положи все это на стол чиновнику и жди установленного законом срока, чтобы начать получать баснословную прибыль.

А на деле выходит немного иначе — все так, но до момента получения лицензии.

В получении лицензии часто отказывают и вот почему. На рассмотрение подаются просроченные уставные документы, ошибочно оформленные, указанные фиктивно либо вовсе неуказанные данные о соискателе, требования об уставном капитале и его оплате игнорируются заявителем, помещение непригодно к эксплуатации, задолженности по налогам не погашены. Все бы ничего, можно повторно подать документы.

Но! Ни государственную пошлину, ни пакет документов, в случае отказа никто не вернет. Поэтому следует отнестись к их подаче максимально серьезно и ответственно.

Сроки действия лицензии на алкоголь

Получить лицензию на продажу алкоголя (оптовую или розничную) придется не единожды. Если планируется дальнейшая реализации продукции, то лицензию со всем пакетом документов придется оформлять один раз в год, или же оформить ее сразу на 5 лет с уплатой соответствующей госпошлины.

Выгода от алкогольного бизнеса в 2019 году

Одним из самых прибыльных видов предпринимательской деятельности, отличающейся высокой рентабельностью, всегда считалась розничная торговля алкогольной продукцией.

Невзирая на высокие затраты при подготовке документации, доведения помещения до соответствия техническим требованиям, все они с лихвой окупятся уже в первые несколько месяцев работы торговой точки. Для достижения более высоких показателей в получении прибыли следует соблюдать несколько основных условий, чтобы бизнес стал выгоден уже с первых дней своей работы.

Поскольку для торговли алкопродукцией в розницу требуется торговая площадь квадратурой не менее 50 м 2 , лучше, если на такой большой площади будут продаваться не исключительно алкогольные напитки, а и продукты питания, кулинария, бакалея, табачные изделия.

Практика показывает, что «алкогольные бутики», где ведется торговля исключительно спиртными напитками, еще не слишком популярны на территории РФ.

Важно учесть, что процент наиболее востребованных напитков: водки, коньяка, пива и виски должен составлять 70% от общей доли продукции спиртного. Однако в преддверии новогодних или женских праздников, когда спрос на вина и шампанское резко возрастает, запас их должен быть достаточным, чтобы обеспечить в полной мере, а торговую точку хорошей выручкой.

Штрафы

И без того немалую степень ответственности перед потребителем заметно ужесточил принятый в декабре 2013 года Федеральный Закон № 365-ФЗ .

В соответствии с его статьями, нерадивому предпринимателю надлежит выплатить в размере до 15 000 рублей, а организации — до 300 000 рублей. Помимо уплаты штрафа, контролирующий орган должен конфисковать всю алкогольную продукцию, реализуемую без лицензии.

В случае несоответствия объекта лицензионным требованиям, даже при наличии лицензии, торговля в магазине или работа кафе или бара будет прекращена на срок до 3 месяцев.

Реализация товара с фиктивными акцизными марками карается штрафом до 300 000 рублей и полной конфискацией всей партии продукта. Причем, неведение не освободит от ответственности и прикрыться тем, что алкоголь в таком виде был получен от поставщика не удастся.

Ну а самой громкой «новинкой» 2018 года для тех, кто занимается розничной продажей алкоголя, стало внедрение с января Единой государственной автоматизированной информационной системы.

Что же предписывает законодательство? С 1.01.2016г. все, кто производит, продает алкоголь оптом и в розницу, должны подключиться к ЕГАИС , чтобы с 1.07.2016 направлять информацию о своих продажах в Службу Росалкогольрегулирования.

Иными словами, система будет содержать данные о том, кем, когда произведена каждая бутылка алкогольной продукции, каков ее состав, объем и крепость.

Так что вот и еще один потенциальный штраф для предпринимателя: неподключение к системе обойдется до 15 000 рублей для физических лиц и до 200 000 рублей для юридических лиц.

Как получить лицензию на алкоголь узнайте из видео.

Вконтакте

"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 7

Разъяснения, приведенные в Информации Росалкогольрегулирования "Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы", являются уже не первыми после внесения Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ многочисленных изменений в Федеральный закон N 171-ФЗ <1>. Ознакомим заведения общественного питания с наиболее интересными из них.

<1> Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Продление срока для выполнения предписания (вопрос 1). Если организация не успевает в установленный срок устранить нарушения условий действия лицензии, Росалкогольрегулирование рекомендует до истечения данного срока представить ему заявление о его продлении с указанием даты его выполнения, обоснования причин продления, приложив подтверждающие документы.

Если закончился срок действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (вопрос 4). Контролирующий орган отмечает, что в такой ситуации возврат продукции от организации, у которой закончился срок действия лицензии на розничную продажу, организации, у которой есть лицензия на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, Федеральным законом N 171-ФЗ не предусмотрен.

Запреты на продажу пива (вопрос 9). Росалкогольрегулирование напоминает, что действие Федерального закона N 171-ФЗ распространяется теперь и на деятельность по производству и обороту пива. Соответственно, в силу п. 2 ст. 16 данного Закона не допускается его розничная продажа:

  • в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;
  • в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания;
  • на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;
  • на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях;
  • на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;
  • несовершеннолетним;
  • без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 данного Закона), без информации, установленной п. 3 ст. 11, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии (в силу ст. 12).

Если организации розничной торговли необходимо вернуть алкогольную продукцию поставщику, лицензию на поставку продукции получать не нужно (вопрос 10). Такой вывод Росалкогольрегулирование сделало на основании ст. 506 ГК РФ, в силу которой по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. При этом норма ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ в части, касающейся административной ответственности за осуществление поставки алкогольной продукции без соответствующей лицензии, может применяться только в том случае, когда действия субъекта квалифицируются как поставка в соответствии с нормами ГК РФ.

В связи с этим возврат товара, полученного по договору поставки, осуществленный по основаниям, предусмотренным законом или договором, в рамках гражданских правоотношений не может квалифицироваться как новый договор, в котором организация, которая приобрела товар для последующей розничной продажи, является поставщиком по отношению к организации, от которой она получила этот товар. Соответственно, организация, осуществляющая деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, вправе вернуть товар поставщику в соответствии с законом или договором без получения иной лицензии.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. Возврат некачественной алкогольной продукции помимо документов, предусмотренных ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, должен сопровождаться документами, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132:

  • Актом об установленном расхождении по количеству и (или) качеству продукции, являющимся юридическим основанием для предъявления претензии поставщику или грузоотправителю (форма ТОРГ-2 - в отношении продукции отечественного производства или форма ТОРГ-3 - в отношении продукции импортного производства);
  • Товарной накладной на возврат (форма ТОРГ-12).

Утилизация слабоалкогольной продукции с истекшим сроком годности (вопрос 11). Росалкогольрегулирование сообщает, что процедура утилизации слабоалкогольной продукции действующим законодательством не регламентирована. При этом отмечается, что в случае принятия решения об уничтожении пищевой продукции владелец такой продукции в силу п. 12 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263, обосновывает возможные способы и условия ее уничтожения, которые согласовываются с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Также п. 17 данного Положения установлено, что уничтожение пищевой продукции осуществляется любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится в присутствии комиссии, образуемой владельцем продукции совместно с организацией, ответственной за ее уничтожение. Если уничтожаемая продукция представляет опасность возникновения и распространения заболеваний, отравлений людей, животных и загрязнения окружающей среды, в состав комиссии обязательно включаются представители органов государственного надзора и контроля.

Порядок снятия остатков алкогольной продукции в случае прекращения действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (вопрос 14). Отмечается, что в силу абз. 2 п. 2 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ лицензирующий орган в срок не более чем 14 дней со дня установления факта прекращения действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях недопущения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. При этом исключений для розничной продажи алкогольной продукции не установлено. Формулировка "в срок не более чем 14 дней со дня установления факта прекращения действия лицензии" учитывает норму п. 14 ст. 19 указанного Закона, согласно которой до переоформления лицензии лицензиат или его правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии.

Документы, подтверждающие наличие стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (вопрос 15). Такие документы требуются для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Согласно разъяснению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в качестве них могут выступать:

  • свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, их копии, заверенные органом, осуществившим государственную регистрацию прав, или лицензирующим органом при предъявлении оригинала либо нотариально (в силу абз. 1 п. 1 ст. 130, ст. 131 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним");
  • договор аренды, удостоверенный штампом регистрационной надписи на документах, или его копия, заверенная органом, осуществившим государственную регистрацию права, или лицензирующим органом при предъявлении оригинала либо нотариально (в силу ч. 2 ст. 651 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Федерального закона N 122-ФЗ, п. 77 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219);
  • договор субаренды, соответствующий указанным выше требованиям к договору аренды.

Напомним, что для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организацией при оказании услуг общественного питания в нестационарных торговых объектах, представление таких документов не требуется, поскольку в силу п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ на таких организаций не распространяется запрет на розничную продажу алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции при оказании ими услуг общепита. Это Росалкогольрегулирование разъяснило в п. 14 Информационного сообщения <2>.

<2> Информационное сообщение Росалкогольрегулирования "Разъяснения по вопросам применения в отношении розничной продажи алкогольной продукции норм Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ".

Н.В.Лебедева

Редактор журнала

"Предприятия общественного питания:

бухгалтерский учет и налогообложение"

1 октября 2016 года стало очередной вехой в работе ЕГАИС в розничном сегменте. С этого момента процесс постановки на баланс неучтенных остатков алкоголя стал обязательным для всех. Как это изменит работу предприятий и что ждет отрасль в будущем? Как разобраться в тех крупицах информации, которая есть на эту тему в официальных источниках? Ответы на эти вопросы больше напоминает гадание. Давайте попробуем погадать вместе.

Можно ли ставить на баланс остатки алкогольной продукции после 01.10.16?

Методология ведения остатков продукции организациями розничной торговли в системе ЕГАИС (с правками от 25.04.2016) , которая сейчас является единственным официальным документом, опубликованным ФСРАР по этой тематике требует, чтобы остатки продукции, полученные до 01.01.2016 и не реализованные до 01.10.2016, должны быть зафиксированы в системе ЕГАИС после 01.10.2016 перед розничной продажей . А с учетом создания нового регистра «Торговый зал» для учета в ЕГАИС это означает, что ставить на баланс такие остатки можно по факту их продажи. В самой методологии нет никаких ограничений на количество продукции, которую можно таким образом поставить на баланс. Однако 19.07.16 на сайте ФСРАР было опубликовано информационное сообщение , в котором сказано, что начиная с 01.10.2016 в отношении электронных документов постановки на баланс продукции будут введены количественные ограничения, которые не позволят ставить на баланс большие объемы продукции, приобретенные до момента введения ЕГАИС. В некоторых источниках, близких к ФСРАР сказано, что ограничение будет на единовременную постановку на баланс более 100 позиций. В этом случае для постановки на баланс такого количества неучтенной в ЕГАИС алкогольной продукции придется написать обращение в территориальные отделения ФСРАР, которые рассмотрят такое заявление и после проверки легальности продукции примут решение о постановке ее на баланс. Но в официальных источниках пока ничего подобного не опубликовано.

Нужно ли общепиту ставить на баланс остатки алкогольной продукции?

Этот вопрос также рассмотрен в методологии ведения остатков продукции организациями розничной торговли в системе ЕГАИС (с правками от 25.04.2016). В этом документе в части постановки на баланс алкогольной продукции перед ее продажей с 01.10.16 не делается никаких различий между видами деятельности организаций. Это означает, что ставить на баланс алкогольную продукцию обязаны все, и розница и общепит и ИП с пивом. Однако общепит и ИП с пивом не обязаны регистрировать в ЕГАИС розничные продажи. Для них это остается рекомендацией. И проверить точность выполнения методики ведения остатков ФСРАР сможет только сверив постановку на баланс в ЕГАИС и закупки с журналом учета объема розничных продаж, а сделать это будет очень проблематично, т.к. почти все ведут его в бумажном виде.

Для розницы такая проверка может быть осуществлена простым контролем остатков, т.к. магазины обязаны фиксировать свои продажи в ЕГАИС с 01.07.16. И если розница не будет ставить на баланс остатки, то при их продаже по регистрам ЕГАИС будет формироваться отрицательный остаток.

Маркированный и не маркированный алкоголь. Учет пива.

С недавних пор ФСРАР был переведен в подчинение Министерства Финансов. И теперь часть регламентирующих ЕГАИС документов принимаются и утверждаются напрямую этим ведомством. Так 15 июня 2016 года был выпущен приказ N 84н с «простым» и «понятным» названием «Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе » (ссылка). В данном приказе закреплены формы документов, которые нужно направлять в уполномоченные органы при различных операциях с алкогольной продукцией для фиксации этих операций в ЕГАИС, а также сроки, в которые данные документы должны быть оформлены.

Важно отметить, что этот приказ не выделяет продажу алкоголя при оказании услуг общественного питания из прочей розничной торговли алкоголем. Также в данном документе выделена «маркированная» и «не маркированная» алкогольная продукция.

«Заявка о фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции, представляемая организациями с каждого фактического места осуществления деятельности (торговой точки), направляется в момент оформления кассового чека, содержащего в качестве товара маркированную алкогольную продукцию »

Про «не маркированную алкогольную продукцию» (разливное пиво, сидры и т.д.) в приказе нет никаких упоминаний. Можно предположить, что дальнейшее развитие ЕГАИС будет идти именно в направлении тотальной регистрации продаж маркированной алкогольной продукции, в том числе и для общепита и ИП с пивом.

Правила закупки алкоголя для общепита

3 июня 2016 года ФСРАР опубликовало «Информационное сообщение об особенностях реализации алкогольной продукции отелями, барами и ресторанами », в котором разъяснило что алкогольная продукция, реализованная в розницу, не может использоваться для целей предпринимательской деятельности. В соответствии с положениями Федерального закона №171-ФЗ розничный магазин, либо предприятие общественного питания имеет право закупать алкогольную продукцию только у оптовика, или непосредственно у производителя, имеющего соответствующие лицензии.

Таким образом, предприятие общепита не имеет права покупать алкоголь в розничном магазине для последующей продажи в целях оказания услуг общественного питания.

В этом же письме ФСРАР еще раз подтвердило, что в соответствии с положениями Федерального закона №171-ФЗ, с 1 января текущего года, организации, оказывающие услуги общественного питания, в том числе в минибарах, обязаны передавать в ЕГАИС информацию только о закупках алкогольной продукции и освобождены от передачи сведений в ЕГАИС о розничной продаже алкогольной продукции.

Когда отменят декларирование для тех, кто ведет учет в ЕГАИС

26 сентября 2016 года должно было завершиться обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». В текущей версии законопроекта предлагается:

  • для видов производства и оборота, в отношении которых информация в ЕГАИС передается – декларирование объемов отменяется, производится только учет и фиксация сведений в ЕГАИС;
  • для видов производства и оборота, в отношении которых ЕГАИС не применяется, остается и учет и декларирование.

Речь идет не о конкретных предприятиях, работающих или не работающих с ЕГАИС, а о видах деятельности , которые обязаны или не обязаны передавать данные в ЕГАИС. «Общественное питание» данные о продажах в ЕГАИС передавать не обязано, а значит, для всех предприятий этого вида деятельности останется и декларирование и учет в ЕГАИС. Это же касается и ИП с пивом. А вот розница уже скоро может быть освобождена от декларирования алкоголя.

Текущая ситуация с учетом алкоголя показывает, что Министерство Финансов и ФСРАР пытаются всячески обойти №171-ФЗ и ввести тотальный учет алкоголя через ЕГАИС. Как быстро они это сделают и каким образом пока не понятно. Скорее всего, этот процесс будет происходить поэтапно и начнется с учета маркированной алкогольной продукции. Кроме того большим вопросом остается введение с 01.01.17 обещанного контроля остатков. Чтобы эта норма не застопорила всю розничную продажу алкоголя в стране ФСРАР нужно как-то радикально упрощать механизмы наведения порядке в учете в ЕГАИС. А пока этого не происходит.

1. Закончилась лицензия на алкоголь почти 3 месяца назад продукция осталась что делать.

1.1. Правильнее утилизировать.

2. Закончилась лицензия на алкоголь. Можно ли продовать пиво?

2.1. Здравствуйте, пивные напитки можно продавать без лицензии, успехов вам!

3. Скажите если в магазине закончилась лицензия на алкоголь можно ли продавать пиво?

3.1. Нет,нельзя, надо обновлять лицензию.

4. Закончилась лицензия на алкоголь, можно ли его убрать на склад или надо вообще из магазина увозить, чтобы при проверке не было вопросов.

4.1. Здравствуйте.
Алкоголь надо увезти из магазина, как можно скорее.

5. В кафе стоял на выставке алкоголь а лицензия при этом закончилась. Сотрудники полиции сделали фото полок но не составили никаких актов и протоколов. На месте был только бармен. Теперь угрожают директору. Как быть?

5.1. В прокуратуру обратиться, ст.10 Закона о прокуратуре и изложить угрозы. Алкоголь мог быть и личным, им же не торговали. И продажи не было.

5.2. --- Здравствуйте уважаемый посетитель сайта! Да ни как не быть, пусть угрожают, уберите алкоголь с витрины и оформляйте лицензию на него, в чём проблема? Если вымогают деньги, жалуйтесь с службу собственной безопасности и в прокуратуру. Порядок оформления письменных обращений регламентирован Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, введенной в действие приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45. Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений [Закон "О Прокуратуре РФ"] [Статья 10] 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

5.3. Фото при отсутствии протоколов об административном правонарушении бесполезны. Они не могут быть приобщены к материалам административного дела. Согласно ст. 26.2 КОАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

На действия сотрудников полиции жалуйтесь в управление собственной безопасности.

5.4. Доброго времени суток Юлия

В вашем случае усматривается превышение должностных полномочий по ст.286
"Уголовного кодекса Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.07.2019)

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Статья 20. Приостановление, возобновление, прекращение действия лицензии и аннулирование лицензии

КонсультантПлюс: примечание.
С 28.11.2019 п. 1 ст. 20 излагается в новой редакции (ФЗ от 28.11.2018 N 448-ФЗ). См. будущую редакцию.
1. Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в следующих случаях:

невыполнение лицензиатом предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии;
непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии;
использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) алкогольной продукции и (или) их хранения, для производства и (или) хранения на том же оборудовании непищевой продукции, за исключением отходов основного производства;
использование основного технологического оборудования (за исключением оборудования для производства вина, игристого вина (шампанского) сельскохозяйственными товаропроизводителями из собственного винограда и оборудования, имеющегося у организаций, осуществляющих производство только вина, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения), предназначенного для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона) и не оснащенного автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему в соответствии с требованиями статьи 8 настоящего Федерального закона;
оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением требований, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона, а спиртосодержащей непищевой продукции, кроме того, с нарушением требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 10.1 настоящего Федерального закона, а также фальсификация сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и (или) оборота такой продукции (в том числе путем дублирования);
поставка, перевозка, закупка этилового спирта, в том числе денатурата, и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции без уведомления;

Нарушение требований пунктов 2.1 и 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона;
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.07.2017 N 278-ФЗ;

неуплата лицензиатом по данным Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах в установленный срок административного штрафа, назначенного за правонарушение, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенное в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 278-ФЗ, от 28.12.2017 N 433-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наличие поступившей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, информации о совершении налогового правонарушения в виде указания в налоговой декларации по акцизам на алкогольную продукцию недостоверных (ложных) сведений, повлекших занижение исчисленной суммы акциза;
выявление нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии.
Указанная в абзаце тринадцатом настоящего пункта информация представляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по межведомственному запросу лицензирующего органа.
Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений, но не превышающий шести месяцев, за исключением случая приостановления действия лицензии в связи с непредставлением в установленный срок заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, за исключением случая приостановления действия лицензии в связи с выявлением нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии. В случае выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, действие лицензии приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Лицензирующий орган в срок не более чем 14 дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
После получения от лицензиата заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение 14 дней обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае непринятия лицензирующим органом в указанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным.
Принятое лицензирующим органом решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в суд.
В случае непредставления лицензиатом в установленный срок заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган принимает решение о приостановлении действия лицензии лицензиата до принятия решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии.

5.5. Здравствуйте, пусть угрожают, что предъявляют то? Тот факт, что алкоголь стоит на витрине не означает, что его продают, для подтверждения факта правонарушения требуются доказательства КоАП РФ ст.26.2, которых у полиции нет, контрольную закупку провести должны были, составить протокол об административном правонарушении, прежде чем угрожать. А фотографии совершенно ничего не значат. Протокол не составляли, значит дело не возбуждали, да и не могли, поскольку нет для этого оснований. А если зафиксировать угрозы, то можно подать жалобу в прокуратуру.

5.6. Алкоголь с полок уберите и вообще из помещения это считается хранением алкогольной продукции, у вас лицензии нет на хранение алкогольной продукции. Это уже само по себе нарушение, если бы они поумнее были давно бы уже выписали вам кучу штрафов. Алкоголь весь из помещения убрали, потом на фиг их посылайте, сами по себе бутылки на фото не означают, что в них алкоголь. Ну и без лицензии алкоголь в помещении вообще находится не должен. .

6. У поставщика закончилась лицензия на алкоголь, имеют ли право изъять товар если он был приобретен до закрытия лицензии?

6.1. Изъять и конфисковать можно только лишь ту продукцию, которая является предметом административного правонарушения.
Согласно ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Статья 20, пункт 5 - в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на ХРАНЕНИЕ остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.

Таким образом, если лицензия закончилась, естественно, алкогольную продукцию необходимо убрать с прилавка. Остатки можно хранить в течение 2 месяцев. Однако осуществлять деятельность направленную на возврат алкогольной продукции поставщику!

7. Я работала в павильоне без оформления в ООО. У работодателей закончилась лицензия на алкоголь, а продукция все-равно стояла под прилавком. В ночь рейда я продала бутылку водки, и то паленой. Был составлен протокол, насильно мной подписанный. Сегодня работодатель позвонил, спросил мои паспортные данные, в противном случае, ко мне явится участковый. Поможет ли мне прокуратура в данном случае?

7.1. Здравствуйте! Не давайте работодателю свои данные.

7.2. В данной ситуации Вас не следует представлять работодателю свои анкетные данные. В дальнейшем нужно оспаривать принятое по протоколу решение.

8. Жена работает заведующей в магазине. Лицензия на продажу алкоголя закончилась, о чём она неоднократно предупреждала руководство. Позже пришла проверка и арестовала алкоголь. Руководство повесили штраф на заведующую 50 т.р. за не вывешенную табличку о запрете продаж алкоголя. Хотя устно не разрешили убирать алкоголь, огораживать витрины и т.д.В момент проверки факта продажи алкоголя выявлено не было. Правомерен ли штраф моей жене и какие должны быть ее должностные действия.

8.1. В законе вы не найдете указаний как поступить с товаром на полке В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ в случае окончания действия лицензии.
Но по логике ващей - не лицензии не должно быть и алкоголя в зале, дабы не провоцировать страждущих. Либо закрыть алкоголь под занавес с информацией "НЕ ПРОДАЕТСЯ".
А по факту вашей проверки-убить и хотеть убить-разные вещи. ФАКТА продажи не было, соответственно за что наказывать?!
Протокол можно обжаловать!

9. Закончилась лицензия на алкоголь, Поставщик отказывается принять возврат алкоголя, хотя все оформили по ЕГАИС. Как вернуть?

9.1. Обратитесь в минэкономразвития Чувашии. Они помогут.

Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

Здравсвуйте Татьяна!

К сожалению, этот вопрос в практике правоприменения довольно спорен и не имеет однозначной регламентации. Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции , организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона. Статья: «Алкогольное» законодательство: комментируем и разъясняем (Тяпухин С.В.) («Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 7) Окончание срока действия лицензии У организации А закончилась лицензия на розничную продажу алкоголя. Вправе ли организация В, имеющая лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, принять возврат продукции, ранее поставленной организации А (вопрос 4)? Росалкогольрегулирование не дало прямого ответа на данный вопрос, при этом отметило, чтопорядок возврата алкогольной продукции организации, осуществляющей деятельность на основании лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, от организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции в случае, если срок действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданной данной организации, закончился, Законом о госрегулировании производства и оборота алкоголя не предусмотрен. Ранее это же ведомство по вопросу правомерности хранения и реализации остатков алкогольной продукции в случае аннулирования или прекращения действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции разъясняло: норма п. 5 ст. 20 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя не распространяется на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции. Вместе с тем согласно п. 4 ст. 14.17 КоАП РФ оборот (в том числе розничная продажа) алкогольной продукции без соответствующей лицензии влечет наложение штрафа, а также конфискацию такой продукции в рамках производства по делу о соответствующем административном правонарушении. Согласно ст. 25 Закона изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются: без соответствующих лицензий, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 20 настоящего Федерального закона. Таким образом, полагаю, что с момента прекращения лицензии на розничную продажу алкоголя любое действие с остатками продукции является нарушением, а их реализация является основанием для изъятия. PS: проще списать в «бой», утрату и т.п., на мой взгляд.

Похожие публикации