Может ли учреждение продать данные материальные производственные запасы без разрешения учредителя, и если да, то как данная операция должна отражаться в бухгалтерском и налоговом учете учреждения? Покупка и продажа ос, бывших в употреблении Продажа имущес.

Какие документы мы должны оформить или конкурсы провести для процедуры продажи иного движимого имущества бюджетного учреждения. Мы например решили продать мотор, первое, что мы должны сделать- попросить разрешение у учредителей на продажу, второе выставить мотор на торги в системе госзаказа?

Ответ

Отвечает Нина Бешнова, эксперт

Для бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципалитета) порядок согласования выбытия недвижимого (особо ценного движимого) имущества устанавливается , принятыми на региональном (местном) уровне.

В частности, для получения согласия на продажу имущества учреждению нужно представить:

После получения разрешения учредителя приступают к торгам.

Для проведения торгов продавец привлекает компанию-организатора. Она должна владеть необходимой электронной площадкой, на которой будет проводиться реализация, и входить в перечень, утверждаемый Правительством РФ.

Обмен документами между претендентами, участниками, организатором и продавцом осуществляется в электронной форме через электронную площадку. Организатор размещает на площадке сообщение о проведении продажи имущества, форму заявки, проект договора купли-продажи и другие сведения. Минимальный срок приема заявок – 25 календарных дней. Протокол об итогах продажи не позднее следующего дня после его подписания размещается на официальных интернет-ресурсах для опубликования информации о торгах и на сайте продавца.

После этого подписываете договор купли-продажи.

Реализацию основных средств в бухучете отражайте на основании акта (). Но форма такого акта, которая обязательна к применению, не утверждена. Поэтому вы можете сами закрепить в учетной политике, какой акт нужно составить. Это могут быть:

Отметку о выбытии основного средства укажите в инвентарной карточке учета нефинансовых активов () ( , утвержденные ).

Из рекомендации Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как оформить выбытие недвижимого и движимого имущества

Все имущество закреплено за учреждениями на праве оперативного управления. Исключение установлено для объектов культурного наследия (культурных ценностей). Такие объекты используются учреждением в особом порядке, как правило, на основе охранно-арендных договоров или на праве безвозмездного пользования. Об этом сказано в статьи 123.21 статьи 296 Гражданского кодекса РФ, частях , статьи 3 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Имущество учреждений подразделяют на следующие группы:

Распоряжение имуществом и его списание

Перечень имущества, выбытие которого необходимо согласовывать с собственником, и порядок получения согласия на его списание зависят от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться:

Остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления (в т.ч. особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств от деятельности, приносящей доход после изменения типа учреждения), бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Исключение – совершение и .

Такие правила следуют из положений статьи 298 Гражданского кодекса РФ, пунктов , статьи 9.2, статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и .

Внимание: средства, вырученные от продажи недвижимости, нужно перечислить в доход соответствующего бюджета ().

Перечислить средства нужно независимо от того, из какого уровня бюджета финансируется учреждение. Это связано с тем, что доходы от продажи недвижимого имущества бюджетных учреждений являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета. Так установлено в статьи 41, статьи 51, статьи 57, статьи 62 Бюджетного кодекса РФ.

Письменной форме. Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами (п. 1 ст. 160 ГК РФ).

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 7 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157), предусмотрено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству Российской Федерации правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти .

При этом документы , формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты , перечисленные в п. 7 Инструкции N 157.

Согласно п. 12 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее - Инструкция N 174н, продажа объектов основных средств в случае и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, отражается на основании первичного учетного документа - Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001).

Реализация имущества, имущественных прав согласно действующему налоговому законодательству является объектом обложения налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль организаций. При этом под имуществом в данном случае понимаются объекты, учитываемые согласно п. 22 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, в составе нефинансовых активов, в том числе и в составе основных средства.

Бюджетные учреждения, как российские организации , являются плательщиками НДС и налога на прибыль (п. 1 ст. 48 , ст. 120 ГК РФ, ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", п. 2 ст. 11 , п. 1 ст. 143 , п. 1 ст. 246 НК РФ). Поэтому при реализации имущества эти организации госсектора исчисляют и уплачивают налоги в общеустановленном порядке с учетом отдельных особенностей, которые обусловлены спецификой их правового положения.

В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров, передаче имущественных прав организация должна выставить покупателю соответствующий счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая день отгрузки товара или передачи имущественных прав.

В учете реализация транспортного средства может быть отражена следующими корреспонденциями:

Дебет 0 104 25 410 Кредит 0 101 25 410

Списана начисленная амортизация по реализуемому транспортному средству;

Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 101 25 410

Списана остаточная стоимость реализуемого транспортного средства;

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

При продаже автомобиля, который находится в распоряжении муниципального образования, следует руководствоваться положениями Закона № 178-ФЗ. Т.е. в данном случае, заказчик (бюджетным учреждением) не вправе применять положения Закона № 44-ФЗ . Положения Закона № 44-ФЗ определяют порядок заключения контрактов на закупку (а не на продажу) товаров, работ, услуг для нужд заказчика.

Адрес официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов определен www.torgi.gov.ru.

Нужно ли проводить конкурентную процедуру для продажи муниципального имущества (автомобиль, остаточная цена 500 тыс. руб.) или можно заключить прямой договор купли-продажи?

В статье 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон № 178-ФЗ) установлено, что под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Следовательно, при продаже автомобиля, который находится в распоряжении муниципального образования, следует руководствоваться положениями Закона № 178-ФЗ.

Приватизация муниципального имущества может осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона № 178-ФЗ, согласно которой для продажи государственного имущества, помимо акций и имущественных комплексов унитарных предприятий, используются следующие способы:

  • аукционе ;
  • продажа муниципального имущества на конкурсе ;
  • продажа муниципального имущества посредством публичного предложения;
  • продажа муниципального имущества без объявления цены.

Приватизация муниципального имущества, помимо акций и имущественных комплексов унитарных предприятий, может быть осуществлена иным, помимо аукциона или конкурса, способом, только если аукцион или конкурс по продаже муниципального имущества был признан не состоявшимся в силу отсутствия заявок либо участия в нем одного покупателя (п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 24 Закона № 178-ФЗ).

По мнению же Минэкономразвития России, изложенному в письме от 18.11.2011 № Д08-4644, такой способ приватизации как конкурс применим только в случае, когда он прямо предусмотрен законом, а именно ст. 20 Закона № 178-ФЗ: в отношении акций (доли) в уставном капитале открытого акционерного общества (общества с ограниченной ответственностью), которые составляют более чем 50% уставного капитала указанных обществ, если в отношении такого имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия. Продажа иного имущества на конкурсе Законом № 178-ФЗ не предусмотрена.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в данном случае приватизация муниципального имущества (автомобиля) возможна только путем продажи на аукционе, который может быть проведен в электронной форме (ст. 32.1 Закона № 178-ФЗ). Порядок организации и проведения продажи в электронной форме установлен в разделе II «Проведение продажи имущества на аукционе» Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 № 860.

Решение об условиях приватизации муниципального имущества принимает орган местного самоуправления (п. 4 ст. 14 Закона № 178-ФЗ).

Также отмечаем, что согласно ч. 2 ст. 15 Закона № 178-ФЗ информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети Интернет, сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети Интернет, официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено Законом № 178-ФЗ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 адрес официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов определен www.torgi.gov.ru.

Журнал - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.

Вопрос. Имеет ли право автономное учреждение продавать муниципальное имущество (в частности автомобили) без проведения торгов?

Ответ юриста.

В отличие от бюджетного учреждения автономное учреждение вправе не проводить торги при продаже движимого имущества (обязанность продавать имущество через торги имеется у автономных учреждений только в отношении недвижимости, часть 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"). Вносить какие-то изменения в учредительные документы автономному учреждению для этой продажи также не требуется - продажа имущества не является каким-либо отдельным видом деятельности учреждения. Однако имущественные права и обязанности учреждения должны быть отражены в его уставе в соответствии с положениями федерального законодательства об автономных учреждениях (ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

Необходимо отметить, что для продажи движимого имущества, отнесенного к категории особо ценного, автономному учреждению необходимо согласие учредителя (ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ). Федеральное законодательство не определяет точную процедуру получения этого согласия, однако по общему правилу учреждению нужно обратиться к своему учредителю с письменным официальным запросом на продажу имущества, обосновав в нем целесообразность продажи, и получить на данный запрос письменный официальный ответ.

{Вопрос: У автономного учреждения в оперативном управлении находится автомобиль, отнесенный к особо ценному движимому имуществу. Как учреждению правильно провести продажу автомашины? Например, нужно ли вносить изменения в устав учреждения в части разрешенных видов деятельности, если продажа транспортного средства имеет разовый характер? ("Руководитель автономного учреждения", 2015, N 2) {КонсультантПлюс}}

Вопрос: Автономное учреждение владеет на праве оперативного управления легковым автомобилем, не пригодным к эксплуатации. Автомобиль не отнесен к категории особо ценного движимого имущества. Машину планируется продать. Нужно ли запрашивать разрешение учредителя (профильного министерства или департамента имущественных и земельных отношений)? Поступят ли доходы от продажи автомобиля в собственное распоряжение учреждения? ("Руководитель автономного учреждения", 2014, N 3) {КонсультантПлюс}

Вопрос: Автономное учреждение реализует транспортное средство по решению учредителя с предварительного одобрения наблюдательного совета. Необходимо ли проводить аукцион в случае, когда транспортное средство входит в перечень особо ценного имущества, и в случае, когда не входит в данный перечень? ("Бюджетный учет и отчетность в вопросах и ответах", 2013, N 4) {КонсультантПлюс}

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, март 2017 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ ().

Порядок получения согласия на реализацию имущества определяется собственником (учредителем) (подп. «л» п. 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 537).

Собственник (учредитель) определяет перечень документов, необходимых для согласования реализации, порядок их представления и рассмотрения. Данный перечень включает:

  • сопроводительное письмо с пояснительной запиской о необходимости реализации и причинах нецелесообразности дальнейшего использования;
  • отчет об оценке рыночной стоимости имущества;
  • копию лицензии оценщика;
  • копию технического паспорта;
  • справку о балансовой стоимости объекта;
  • копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
  • сведения о прохождении последнего техосмотра.

Также при реализации актива выставляются счета-фактуры, которые регистрируются продавцом в книге продаж. Формы и правила их заполнения определены постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 .

Реализация автомобиля оформляется договором купли-продажи. Порядок его оформления регулируется положениями главы 30 Гражданского кодекса РФ. При этом казенное учреждение выступает непосредственно в роли продавца. В преамбуле договора купли-продажи целесообразно указать реквизиты документа, дающего разрешение на реализацию. Также необходимо предусмотреть обязательное проведение оценки независимыми оценщиками (ст. 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ).

Учреждение вправе заключить с контрагентом договор купли-продажи напрямую, то есть без проведения торгов, если иное не предусмотрено внутренними актами собственника имущества или самого учреждения. › |

При реализации амортизируемого имущества расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу, являются остаточная стоимость реализуемого имущества и расходы по продаже.

Если же реализуемое имущество приобретается за счет целевого финансирования либо получено от учредителя, то стоимость имущества не облагается налогом на прибыль. То же самое касается и расходов, связанных с реализацией.

Расчет НДС

Операции казенных учреждений по реализации подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 1 ноября 2012 г. № 03-07-11/474 , от 6 июня 2012 г. № 03-03-05/48 , от 5 апреля 2012 г. № 03-07-11/100).

Порядок определения налогооблагаемой базы по НДС при реализации имущества установлен Налогового кодекса РФ, налоговые ставки и порядок исчисления налога определены в статьях и Налогового кодекса РФ соответственно.

Как правило, казенные учреждения реализуют имущество, в первоначальную стоимость которого уже включен «входной» НДС, то есть налог еще не возмещался. В этом случае налоговая база определяется как разница между ценой реализации, исчисленной исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Налогового кодекса РФ, с учетом НДС, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) (п. 3 ст. 154 Налогового кодекса РФ). При этом остаточная стоимость определяется по данным бухгалтерского учета (письма Минфина России от 26 марта 2007 г. № 03-07-05/16 , от 9 октября 2006 г. № 03-04-11/120). Сумма НДС в этом случае определяется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ).

Если же разница между ценой реализуемого имущества и его остаточной стоимостью равна нулю либо получен убыток, налог не исчисляется (письмо Минфина России от 3 июля 2012 г. № 03-07-05/18).

В тех случаях, когда актив, подлежащий реализации, числится на балансе без учета НДС (налог был предъявлен к вычету), сумма НДС начисляется с цены реализации этого актива по ставке 18 процентов (п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ).

Для уплаты налогов на прибыль и НДС казенному учреждению доводятся лимиты по бюджетным обязательствам по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей» и подстатье 290 «Прочие расходы» Классификации операций сектора государственного управления (письмо Минфина России от 1 августа 2012 г. № 02-03-09/3040).

Порядок отражения в учете операций, связанных с продажей автомобиля, рассмотрим на примере.

Пример

На балансе казенного учреждения числится автомобиль первоначальной стоимостью 3 000 000 руб. Сумма начисленной амортизации составляет 2 000 000 руб. Учредитель дал согласие на реализацию автомобиля. В результате независимой оценки рыночная стоимость автомобиля – 2 118 000 руб. Стоимость услуг оценщика равна 3000 руб. По этой цене заключен договор купли-продажи. В соответствии с Инструкцией № 162н в учете необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Списан автомобиль с баланса учреждения
Списана сумма начисленной амортизации 1 104 35 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости транспортных средств – иного движимого имущества учреждения»
1 101 35 410
2 000 000
Списана остаточная стоимость автомобиля 1 401 10 172
1 101 35 410
«Уменьшение стоимости транспортных средств – иного движимого имущества учреждения»
1 000 000 (3 000 000 – 2 000 000)
Начислены расходы на независимую оценку 1 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
1 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
3000
Начислен доход от реализации с учетом НДС 1 205 71 560
1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
2 118 000
Начислен НДС с выручки 1 401 20 290
«Прочие расходы»
1 303 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
170 542,37 (2 118 000 – (3 000 000 – 2 000 000) x 18/118)
Начислен налог на прибыль с выручки 1 401 20 290
«Прочие расходы»
1 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
38 9491,53 (2 118 000 – 170542,37) x 20%
Отражено поступление в доход бюджета средств от продажи
Если учреждение является администратором доходов бюджета 1 210 02 410
«Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия основных средств»
1 205 71 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с основными средствами»
2 118 000
Если учреждение не является администратором доходов бюджета по кассовым поступлениям › |
Похожие публикации