Оперативный план пожаротушения. Оперативный план тушения пожара Как составить план тушения пожара

Оперативный план пожаротушения (ОПП) представляет собой документ, в котором спрогнозирована обстановка на объекте при возникновении пожара и намечены организационные мероприятия по его тушению.

Разработкой плана занимаются специализированные организации.

При его написании учитывается множество СНиПов (своды правил), технических нормативов, а также конструктивные, планировочные, архитектурные особенности самого здания.

Поскольку оперативный план по пожаротушению обязательно проходит утверждение в Главном управлении Министерства внутренних дел РФ, в документации не должно быть никаких погрешностей, нарушений законодательства или необоснованных решений. Поэтому доверить составление ОПП лучше квалифицированным и опытным специалистам ООО «РосТехПроект».

Состав и содержание оперативного плана пожаротушения

Любой план пожаротушения имеет текстовую и графическую части.

В тексте ОПП описывают:

  • краткую информацию по объекту;
  • пожарный расчет;
  • обязанности сотрудников при пожаре;
  • способы сотрудничества сотрудников, ответственных за пожаротушение на объекте, с пожарной охраной.

Графический раздел плана пожаротушения объекта – это схематическое изображение здания и окружающей местности. На схеме отображают входы и выходы из здания, места расположения в нем средств пожаротушения. Если вблизи объекта располагаются водоемы и дороги, их также наносят на план. При необходимости к графической части прилагают схемы ВПВ (), АУПТ (установок пожаротушения), а также планы каждого этажа в здании.

Как правило, графическую часть ОПП чертят на больших листах белой бумаги (не меньше, чем 1м×2м). Либо вместо этого допускается использовать стенды, размещаемые на видных для персонала местах.

В ОПП должны быть описаны все первичные и передвижные средства тушения огня, которые есть в здании, а также устройство и особенности системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения. Перечисляется весь пожарный инвентарь, имеющиеся средства защиты людей от факторов пожара, средства связи с оперативником пожарной охраны.

Что такое оперативные карточки действий при пожаре

На тех объектах, где при пожаре развивается особенно сложная и опасная ситуация, на основании ОПП разрабатывают оперативные карточки для персонала. В них пошагово описывают, какие действия должны быть предприняты сотрудниками в случае возгорания на объекте.

Обязательно разрабатываются карточки для технологических установок, кабельных сооружений, электрооборудования. Их согласуют с главным инженером предприятия, и передают на хранение руководителю подразделения, начальнику смены и дежурному.

Как выглядит оперативная карточка:

  1. На лицевой стороне представлена краткая характеристика установки или помещения, для которой подготовлен документ, наименование устройства сигнализации и пожаротушения.
  2. Четкое описание действий при пожаре.
  3. Подписи и печати.
  4. На оборотной стороне наносят чертеж помещения (установки) с необходимыми условными обозначениями.

Оперативные карточки могут быть составлены отдельно для разных категорий персонала.

Разработка оперативного плана пожаротушения

Подготовка ОПП осуществляется в 2 этапа:

  1. Написание текстового раздела. Для этого изучаются и анализируются все особенности конструкции и функционирования объекта. На основе полученных данных составляется прогноз развития пожара. Для того чтобы учесть и предотвратить все возможные риски, специалист просчитывает самый неблагоприятный сценарий, и разрабатывает пошаговый план мероприятий по ликвидации опасной ситуации.
  2. Подготовка и оформление графического раздела. На схеме обязательно отмечают:
    • пожарные водоемы;
    • все входы и выходы из здания, включая запасные;
    • оконные проемы;
    • планировку помещений поэтажно;
    • подъезды к зданию.

Схему делают максимально доступной и достоверной, поскольку на ее основании будут действовать при пожаре сотрудники МЧС.

Разрабатывая план пожаротушения, необходимо описать какие именно способы борьбы с пожаром можно применять на данном объекте с учетом его отраслевых особенностей и категории пожароопасности здания.

Подготавливается 2 одинаковых экземпляра ОПП, из которых один должен быть передан на пожарный пост, а другой – оставаться на объекте.

Для каких объектов нужен оперативный план пожаротушения

План тушения пожара в первую очередь должен разрабатываться на объектах с массовым нахождением людей, а также на взрыво- и пожароопасных производствах. Позаботиться о наличии на объекте ОПП должны руководители таких учреждений:

  • детских садов;
  • школ;
  • больниц;
  • санаториев;
  • кинотеатров;
  • библиотек;
  • клубов;
  • музеев,

а также следующих предприятий следующих отраслей промышленности:

  • нефтяной;
  • газовой;
  • металлургической;
  • машиностроения;
  • деревообрабатывающей;
  • грузо- и пассажироперевозок.

Мы осуществляем разработку оперативных планов пожаротушения для объектов любой сложности и направленности. Обеспечим дальнейшее согласование документации в надзорных инстанциях.

Быстрое подавление огня на объекте возможно лишь при слаженной работе сотрудников предприятия, пожарных служб и оставшихся внутри посетителей. Не всегда только функционирование автоматических систем пожаротушения обеспечивает устранение огня. Правильно скоординированные действия персонала зачастую помогают не меньше тушильного оборудования.

Оперативный план тушения огня - полноценный документ, в котором прогнозируется обстановка и решаются основные вопросы по организации подавления распространяющегося пожара.

План пожаротушения представляет собой утвержденный в установленном порядке документ, характеризующий порядок действий, принципы и технические мероприятия по устранению возгораний на предприятиях, в организациях или учреждениях.

Основная задача оперативного плана тушения огня заключается в организации максимально эффективной взаимосвязи пожарной бригады и сотрудников объекта для сгруппированного тушения пожара.

Структура оперативного плана пожаротушения

Оперативный план пожаротушения составляется в двух экземплярах в письменном виде. Один из документов передается на пожарную станцию, второй находится на объекте.

План тушения огня должен включать такие разделы:

  1. Титульный лист.
  2. Подробное содержание (обязательно требуется, если объем плана более 10 страниц).
  3. Основная часть.
  4. Приложения и дополнения.

Документ состоит из графической и текстовой частей.

Текстовая половина содержит описание особенностей объекта, места его расположения, обязанности и последовательность взаимодействия дежурных команд. Для прибывших пожарных бригад также имеется отдельный раздел.

В текстовой части обязательно указывается степень пожароопасности объекта и прилегающих участков.

Разработчик плана, опираясь на сведения о предприятии, его конструкции, материалах строительства и отделки, функциональное назначение и другие факторы, вырабатывает оптимальный алгоритм тушения огня.

Графическая часть представлена детальной схемой размещения наиболее важных элементов предприятия с анализом их значения в случае аварийной ситуации.

Также в этой половине плана отражаются такие данные:

  • расположение пожарных водоемов;
  • все имеющиеся входы, выходы и оконные проемы;
  • планировка помещений;
  • схема земельного участка.

Для оформления графической части используют условные обозначения. Схемы должны быть легкочитаемыми, доступными и достоверными.

Объекты, требующие разработки плана пожаротушения

План тушения пожаров обязательно составляется для таких объектов:

  • пожаровзрывоопасных с наличием радиоактивных и взрывчатых веществ;
  • технически и конструктивно сложных, с уникальными технологическими процессами;
  • высших органов власти;
  • являющихся культурным наследим страны;
  • детских и медицинских учреждениях;
  • транспортных компаний;
  • металлургических и машиностроительных заводов.

Обеспечение противопожарной защиты на таких объектах крайне важно, поэтому к составлению оперативного плана пожаротушения следует относиться внимательно.

Ответственный за разработку плана пожаротушения

Согласно закону корректировка плана тушения огня возлагается на специальные подразделения Федеральной противопожарной службы (ФПС), которые охраняют (обслуживают) конкретную организацию.

Документ согласовывается с руководством объекта и утверждается начальником Специального управления ФПС. После этого оперативный план пожаротушения изучается представителями администрации.

Ответственность за разработку документа, его качество и достоверность, налагается на руководителя и назначенного сотрудника.

Чтобы план пожаротушения был разработан качественно и грамотно, можно обратиться в специализированную организацию.

Квалифицированный специалист работает поэтапно:

  • тщательно изучает объект;
  • исследует нормативную литературу, аналитические и другие материалы, раскрывающие тонкости тушения пожаров на подобных объектах;
  • оценивает пожарные риски;
  • проводит экспертизу документов предприятия;
  • прогнозирует вероятные места возникновения наиболее сложных пожаров и варианты их развития;
  • разрабатывает альтернативные методики подавления пожаров.

В составленном плане разработчик обязан описать методы борьбы с возгораниями на конкретном объекте, указать категорию пожарного риска, а также уточнить самые опасные в отношении возникновения пожара участки.

Ув. pivhom. Я так понимаю Вы не сотрудник МЧС и Ваше возмущение мне с одной стороны понятно, но как говориться- есть что ответить. Попробую объяснить на пальцах.

"Супер! Директор детского сада разрабатывает ПТП??? Это как? Он специалист? у него есть диплом? "

Вот смотрите, ежели Вы строите лично для себя бумажный дом к Вам никто не придет. Ежели Вы являетесь руководителем организации(любой от маленького магазина(или как Вы привели пример,детского сада) до крупного завода) именно Вы должны (и будете) нести ответственность за пожарную безопасность на своем объекте. И именно руководитель обязан выполнить необходимые требования всех существующих нормативно-правовых актов в отношении организации.
Федеральным Законом 69(ст.21) определена обязанность производств(!) в обязательном порядке разрабатывать планы тушения пожара. Все остальные по согласованию. И если Вы директор детского сада и не желаете разрабатывать ПланТП- просто сообщите в письменном виде начальнику пожарно-спасательного гарнизона в отсутствии необходимости разработки данного документа. И никто ничего Вам не скажет и не предъявит! Потому что(повторюсь) в первую очередь ПТП нужен собственнику!

"А зачем МЧС? Только контролировать за бабло? Разогнать надо всю эту кормушку и сделать нормальную структуру которая будет отвечать за пожарную безопасность. слов просто нет! Наплодили 2000 документов, сами не помнят уже что в 1000 написано."

Если Вы думаете, что в Пожарной охране существуют специальные штатные должности для разработки ПТП- Вы ошибаетесь. Это в 99% ложится на начальника караула.(поясню для гражданских- НК это руководитель, в подчинении которого 3-14 человек, пожарные и водители) А так так дежурные сутки НК расписаны по минутам и ответственность высока!(страшный пример НК Сергей Генин в Кемерово, И ЕСЛИ УПОМЯНУЛ ТОВАРИЩА, НАПОМНЮ КОЛЛЕГАМ О ПЕТИЦИИ https://www.change.org/p/следственны...). То НК придется заниматься обеспечением Вашей пожарной безопасности в свое свободное от службы время. Я также понимаю, что Вам безразлично- в какое время: рабочее-нерабочее, должен заниматься обеспечением Вашей безопасности наш сотрудник. Если так, то "спасибо за вопрос".

"И сбагрили на граждан ответственность за пожарное состояние!"

По Вашему нести ответственность за Вашу безопасность дома, на даче, на рабочем месте должны МЧС?

"Вы еще армейцев научите контролировать граждан, что бы они свои дома и заводы умели защищать: правильно копать. расставлять мины... "

Видимо Вы не являетесь даже небольшим руководителем, ибо Вы бы знали, что для военных(или сил ГО)существует перечень обязательных документов для категорированных и некатегорированных объектов. В которых перечислены обязательные документы для организаций. И это список внушителен.

Ув. zvygin1964, если прочитали вышенаписанное, то надеюсь я ответил на Ваш вопрос.

      Общие требования к разработке планов тушения пожаров.

План пожаротушения – документ, прогнозирующий возможную обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара, на наиболее важных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектах.

Разработка плана пожаротушения позволяет в спокойной обстановке проиграть развитие пожара на объекте. Следовательно, еще до пожара проанализировать и учесть особенности возможной обстановки, рассчитать силы и средства для тушения развившегося пожара, определить порядок их быстрого сосредоточения, разработать типовые схемы действий ПП.

Основное назначение плана – помочь руководителю тушения пожара быстро сориентироваться в обстановке, правильно определить решающее направление, использовать силы и средства с учетом специфических особенностей развития пожара и предупредить тяжелые последствия, возможные в результате пожара, ускорить и облегчить постановку задач руководителям прибывающих подразделений и работникам, назначенным на отдельные участки работ на пожаре.

Планы пожаротушения позволяют всему личному составу более тщательно изучить объект в оперативно-тактическом отношении, выработать у начальствующего состава при проведении занятий и учений тактические навыки тушения пожаров на данном объекте.

ПТП и КТП предназначены для:

Обеспечения руководителя тушения пожара (далее – РТП) информацией об оперативно-тактической характеристике объекта;

Предварительного прогнозирования возможной обстановки в объекте при пожаре;

Планирования основных действий по тушению пожаров;

Повышения теоретической и практической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований и их органов управления к действиям по тушению пожаров;

Информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету ПТП и КТП возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.

В обязательном порядке ПТП составляются на:

    объекты нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности: нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резервуарных парков 10 тыс.м 3 и более, газокомпрессорные станции; нефтегазоперерабатывающие заводы; сооружения для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе; нефтебазы общей вместимостью резервуарных парков 20 тыс.м 3 и более; станции хранения газа; объекты добычи и подготовки нефти и газа;

    объекты химической и нефтехимической промышленности: предприятия по производству синтетического каучука; химической продукции с применением взрывопожароопасных веществ и материалов; шин и резинотехнических изделий; по переработке и получению сжиженных углеводородных газов; производству минеральных удобрений;

    объекты электроэнергетической промышленности: тепловые электростанции независимо от их мощности; гидроэлектростанции мощностью 20 МВт и выше; стационарные дизельные электростанции и газотурбинные установки мощностью 10 МВт и выше; подстанции 500 КВт и выше районные станции теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Г. кал; резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных);

    объекты машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической промышленности независимо от их производственной мощности;

    отдельно стоящие технологические установки и терминалы с взрывопожароопасной технологией производства.

    Предприятия по хранению, переработке древесины и производству целлюлозы мощностью:

    по распиловке древесины – 100 тыс.м. 3 в год и более;

    по производству целлюлозы и бумаги – 100 тыс. тонн в год и более.

    Организации транспорта:

    автомобильного (автовокзалы, автокомбинаты и автопарки, трамвайно–троллейбусные парки, технические центры и станции технического обслуживания и ремонта технических средств);

    многоярусные подземные автостоянки;

    железнодорожного (станции метрополитенов и железнодорожные станции);

    авиационного (аэропорты и аэровокзалы, авиационно-технические базы);

    водного (морские и речные порты, терминалы).

    Лечебные учреждения на 150 и более койко-мест, лечебно-профилактические, оздоровительные учреждения на 200 и более койко-мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 250 посетителей в смену, дома соцобеспечения на 200 и более человек.

    Общественно-административные здания и сооружения:

    административно-управленческого и конторско-канцелярского назначения с численностью 250 и более работающих;

    торговые центры, супермаркеты, универмаги, крытые рынки с поэтажной площадью 2000 м 2 и более;

    гостиницы, общежития, мотели (кемпинги) от 150 койко-мест и более;

    повышенной этажности (более 9 этажей);

    культовые сооружения.

    Учебные и детские заведения:

    общеобразовательные школы и школы-интернаты на 150 и более учащихся, учебные учреждения среднего и высшего образования;

    детские сады (комбинаты) на 100 мест и более;

    летние спортивные и оздоровительные лагеря и детские дачи на 100 мест и более.

    Культурно-зрелищные сооружения:

    киноконцертные залы, кинотеатры, цирки и театры;

    музеи, картинные галереи, аппаратно–студийные комплексы телерадиокомпаний, выставочные залы, парки культуры и отдыха, зоопарки;

    дворцы, дома культуры и другие зрелищно-развлекательные комплексы.

    Спортивные комплексы и сооружения закрытого и открытого типа (стадионы, манежи, бассейны, ипподромы, велотреки и др.).

    Объекты культурного наследия народов Российской Федерации.

    Предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбного хозяйства, предприятия торговли, склады и базы, независимо от назначения.

    Сельскохозяйственные организации:

    мелькомбинаты, комбикормовые заводы, производительностью 300 т/сутки и более;

    мельницы производительностью 200 т/сутки и более;

    элеваторы и хлебоприемные пункты емкостью 5000 т и более;

    животноводческие комплексы с количеством крупного рогатого скота на 2000 голов и более; свиней на 12000 голов и более; конюшни на 2000 голов и более; кошары на 15000 голов овец и более; птицеводческие комплексы на 500000 птиц и более.

    Жилые дома высотой более 70 метров.

    Иные объекты, на усмотрение начальника гарнизона пожарной охраны.

В обязательном порядке КТП составляются на:

    технологические установки;

    электроподстанции напряжением от 110 кВ до 500 кВ с постоянным пребыванием обслуживающего персонала;

    кабельные отсеки энергетических объектов организаций;

    на детские ясли, сады и комбинаты, пришкольные интернаты, школы;

    лечебные, культурно-зрелищные учреждения, общественно-административные здания, жилые здания повышенной этажности (свыше 9 этажей);

    отдельные единицы изделий (суда, самолеты, колонны, установки и т.п.);

    сельские населенные пункты.

Решение по разработке ПТП на каждый объект принимается начальником гарнизона пожарной охраны по письменному согласованию с его руководителем (собственником). В случае отказа руководителя (собственника) объекта ПТП не составляется.

Перечень объектов, на которые должны быть разработаны планы, определяет начальник гарнизона ГПС и по его указанию дополняется и корректируется ежегодно.

Перечень разрабатывается начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником органа местного самоуправления муниципального образования.

ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, представляемой соответствующими органами управления специальными подразделениями ФПС.

Перечень корректируется по мере необходимости, но не реже чем раз в год.

По результатам корректировки начальником местного гарнизона пожарной охраны вносятся соответствующие изменения в Перечень (при необходимости), в случае отсутствия изменений – отметка о проделанных мероприятиях.

Выписка из Перечня направляется в пожарные подразделения местного гарнизона пожарной охраны (в части их касающейся). В пожарных подразделениях выписка из Перечня хранится на пункте связи пожарной части, при его отсутствии на центральном пункте пожарной связи (далее – ЦППС), ЕДДС органа управления подразделениями пожарной охраны.

Копия Перечня направляется в территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации для учета и использования в работе.

На основании Перечня начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения (приложение № 3 к Методическим рекомендациям).

План-график согласовывается с главами охраняемых муниципальных образований и руководством (собственниками) включенных в него объектов, утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны.

ФЗ «О пожарной безопасности» предписывает владельцам объектов недвижимости в обязательном порядке составлять план тушения пожара, представляющий собой документ, в котором описываются порядок действий при тушении пожара, как должны применяться размещенные на объекте средства пожаротушения и как должны взаимодействовать пожарные и персонал объекта.

Разработка ПТП должна осуществляться компетентными специалистами. Такую услугу предоставляет РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ. Наши специалисты, обладающие громадным опытом разработки документации в сфере пожарной безопасности, составят план тушения пожара в полном соответствии с действующими правовыми нормами и отраслевыми стандартами.

Предоставление возможности составления плана тушения пожара компании или частному лицу, не являющемуся профессионалом в данной сфере, грозит нанесением крупного материального ущерба и даже гибелью людей. При выявлении нарушений частному лицу грозит вынесение предупреждения или наложение админштрафа в размере 1000-1500 рублей, должностное лицо может быть оштрафовано на 6000-15000 рублей, юрлицо – на сумму 150-200 тысяч рублей.

Разработка плана тушения пожара - ПТП является обязательным мероприятием для целого ряда объектов (предприятий разных сфер промышленности, агросектора, общественных зданий и т.д.).

ПТП разрабатывается в двух экземплярах, один из которых остается на объекте, а второй передается на ПОР (пост оперативного реагирования). ПТП состоит из текстовой и графической компонент.

В текстовой части указываются следующие сведения:

    Размещение и скорость реагирования близлежащих пожарных подразделений;

    Объемы наличия огнетушащих веществ на объекте;

    Места расположения пожароопасных участков, возможные сценарии распространения пожара;

    Наличие/отсутствие установок пожаротушения;

    Наличие/отсутствие пожарного водопровода, описание других доступных источников водоснабжения объекта, расположенные в зоне оперативной досягаемости;

    Наличие/отсутствие на объекте добровольной пожарной охраны, уровень ее оснащенности;

    Предложения пожарных органов в аспекте повышения противопожарной защиты.

В графической части указывается схема расположения объектов, тушение которых должно происходить в первоочередном порядке с указанием их предназначения и основных характеристик. Здесь же приводятся данные о входах/выходах, этажных планировках, пожарных водоемах, запасных выходах и других аналогичных сведениях.

Следует отметить, что процедура составление плана тушения пожара – одна из важнейших компонентов проектирования комплексной противопожарной защиты.

Замечания по составлению Плана тушения пожара

Согласно ГОСТ 12.1.033-81 ССБТ. «Пожарная безопасность. Термины и определения» план пожаротушения объекта – это документ, устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара на объекте.
Методическими рекомендациями МЧС России от 29.09.2010 года «По составлению планов и карточек тушения пожаров», утвержденных Главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником П.В. Платом определено:
1. Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учёту планов тушения пожаров (ПТП) возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.
2. ПТП на объект утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны, в районе выезда пожарного подразделения которого расположен объект и согласовывается с руководителем объекта.
3. ПТП составляется не менее чем в 3-х экземплярах, один из которых находится у собственника объекта.
Кроме того, по просьбе депутата Государственной Думы ФС РФ Н.А. Останиной в журнале «Охрана труда и социальное страхование» за 2011 год № 2 (февраль) был опубликован комментарий статс-секретаря - заместителя министра МЧС России В.А.Пучкова в котором он сказал: «Разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты) возлагается на подразделения пожарной охраны и их органы управления, в районе выезда которых находятся данные организации (объекты)».

Согласно ФЗ-69 «О пожарной безопасности»:
ФЗ-69 Статья 37. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности.
"Руководители организации обязаны:
...разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;"
ФЗ-69 Статья 21. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
"...Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей."
То есть, разработка планов пожаротушения является мерой пожарной безопасности и эта самая разработка является обязанностью руководителей организаций.

Получается, что в вышеупомянутых документах сказано о руководителях организаций которые обязаны разрабатывать ПТП и сказано о подразделениях пожарной охраны в лице начальников гарнизонов пожарной охраны, которые осуществляют общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учёту планов тушения пожаров (ПТП)

Но, руководителю организации по нашему мнению для разработки грамотного, полного и адекватного плана тушения пожара необходимы специальное пожарной образование, знание характеристик пожарной техники, знание конкретного района выезда близлежащей пожарной техники из местных пожарных частей согласно Расписанию выезда гарнизона пожарной охраны, который является документом для служебного пользования.

Похожие публикации