Основные нормативно правовые акты трудового законодательства. Нормативные акты трудового законодательства

Полный текст ст. 5 ТК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 5 ТК РФ.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 5 Трудового Кодекса РФ

1. Название и содержание комментируемой статьи дает основание полагать, что законодатель предпринял попытку закрепить в ней систему источников российского трудового права. При этом источник понимается здесь в формальном смысле, то есть как форма внешнего выражения содержания правовых норм.

________________
См.: Трудовое право России: учебник для вузов / А.В.Завгородний, В.В.Коробченко, А.В.Кузьменко и др.; Под общ. ред. Е.Б.Хохлова, В.А.Сафонова. М.: ООО "Юрайт-Издат", 2008. С.164.

В статье зафиксирована система не только нормативных правовых актов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, но и определено место коллективных договоров и соглашений, а также локальных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Основу системы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений создает Конституция РФ:
- во-первых, Конституция РФ определяет систему нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, устанавливает их виды, сферу действия, относит трудовое законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, определяет место норм международного права в российской правовой системе и т.д.;
- во-вторых, Конституция РФ является нормативным правовым актом прямого действия, а права граждан, закрепленные в Конституции РФ, являются непосредственно действующими, о чем, в частности, говорится в постановлении Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия";
- в-третьих, Конституция РФ закрепляет основополагающие принципы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. К ним относятся:
1) принцип свободы труда, включая запрет принудительного труда и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 и ч.2 ст. 37);
2) принцип юридического равенства работников и запрет дискриминации в сфере труда (ч.4 ст. 13, ст. 19, ч.3 ст. 37);
3) право работников на необходимые условия труда, включая право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на справедливое вознаграждение за труд, обеспечивающее удовлетворительное существование человека и членов его семьи и не ниже установленного государством минимума (ч.3 и ч.5 ст. 37, ч.1 ст. 41);
4) всемерная защита семьи, материнства и детства (ст. 38);
5) право работников создавать профессиональные союзы (ч.4 ст. 13, ст. 30);
6) возможность защиты трудовых прав всеми предусмотренными Конституцией и законами способами, в том числе в судебном порядке (ст. 33, ч.4 ст. 37, ст. 45, ст. 46, ч.1 ст. 47, ч.1 ст. 48) и другие.

Кроме Конституции РФ основополагающее значение имеют федеральные конституционные законы. Правда, их значимость заключается не в особом учредительном характере, а в той юридической силе, которую им придает Конституция РФ. Для трудового права большое значение имеет, например, ФКЗ "О чрезвычайном положении", определяющий степень ограничения трудовых прав граждан в чрезвычайных обстоятельствах.

2. В ч.1 комментируемой статьи изложена система нормативных правовых актов в сфере труда, построенная по принципу уменьшения их юридической силы.

Нормативные правовые акты разделены на два вида - трудовое законодательство и подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Следует отметить, что Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ изменил подход к понятию "трудовое законодательство". В отличие от ранее действовавшей редакции, сегодня трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда), состоит из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Ранее эти нормативные акты не объединялись понятием "трудовое законодательство". При этом "понятие "трудовое законодательство" носит общий (сквозной) характер и используется в этом смысле во всех статьях ТК РФ.

________________
См.: Шаповал Е.А. О соотношении понятий "источники трудового права" и "трудовое законодательство" // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. N 3. С.16-21.

Первым среди основных источников трудового права является ТК РФ. Это четвертый отечественный кодифицированный акт о труде после КЗоТ РСФСР 1918 года, КЗоТ РСФСР 1922 года и КЗоТ РСФСР 1971 года (а если считать в качестве первого кодифицированного акта Устав о промышленном труде 1913 года, то ТК РФ - уже пятый подобный документ).

________________
См. подробнее об истории трудового законодательства: Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: Учебник / И.Я.Киселев, А.М.Лушников. Под ред. М.В.Лушниковой. Изд. 3-е, перераб. и. доп. М.: Эксмо, 2008. С.21-64.

Значение ТК РФ заключается в следующем. Во-первых, он имеет огромное социально-политическое и экономическое значение. Кодекс отразил основные изменения в социально-экономическом развитии страны - признание многообразия собственности, свободы предпринимательской деятельности и другие.

Во-вторых, велико юридическое значение ТК РФ:
- Кодекс регулирует весь спектр общественных отношений в сфере труда;
- Кодекс определяет систему трудового права и трудового законодательства, сферу действие правовых норм, единство и дифференциацию трудового законодательства;
- Кодекс указывает на необходимость принятия других нормативных правовых актов для регулирования отдельных общественных отношений в сфере труда.

Кроме того, ТК РФ обладает приоритетом над всеми другими нормативными правовыми актами, коллективными договорами и соглашениями в сфере труда.

Кроме ТК РФ трудовые отношения регулируют и другие федеральные законы, некоторые из которых были приняты еще до его вступления в силу.

Ряд законов регулирует отношения, непосредственно связанные с трудовыми. Это, например, Закон РФ "О занятости населения в РФ", определяющий государственную политику в области занятости и защиты от безработицы, правовой статус безработного, органов занятости и другие вопросы.

ФЗ "О профсоюзах" фиксирует правовое положение профсоюзов в нашей стране, их права в сфере представительства и защиты прав работников, гарантии деятельности.

Достаточно много федеральных законов содержат нормы, направленные на регулирование трудовых отношений с участием отдельных категорий работников.

Примерами могут служить Закон РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" и другие.

Ю.П.Орловский подчеркивает неприменимость к трудовым отношениям норм гражданского законодательства.

________________
Орловский Ю.П. Реформа трудового законодательства // Трудовое право. 2012. N 5. С.5-18.

Иллюстрацией к этому является определение Московского городского суда от 2 марта 2011 года по делу N 33-5504/2011, которым установлено, что трудовой договор недействительным признать нельзя, поскольку трудовое законодательство не содержит механизма признания трудового договора недействительным, а нормы ГК РФ не могут быть применимы к трудовым правоотношениям (см. также постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20 марта 2012 года по делу N А32-14952/2011).

Особенностью системы источников трудового права является достаточно широкое применение регионального законодательства. Более подробно об этом говорится в комментарии к ст. 6 ТК РФ.

3. Существенная роль при регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений отведена подзаконным нормативным правовым актам. Наибольшей юридической силой среди них обладают указы Президента РФ.

Следует отметить, что в последнее время данный источник права используется для регулирования трудовых отношений реже, чем раньше, однако, их значение все равно велико. В частности, посредством указов утверждаются многие программные документы (например, Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"), а также регулируется труд государственных служащих.

Огромное значение среди источников трудового права имеют постановления Правительства РФ. В ряде случаев ТК РФ прямо предусматривает необходимость регулирования отношений Правительством РФ.

Другой комментарий к ст. 5 ТК РФ

1. Система источников норм трудового права включает три блока: 1) нормативно-правовой, создаваемый российскими органами публичной власти и конкретным работодателем, включающий также законодательные и подзаконные акты бывшего Союза ССР; 2) договорно-правовой, создаваемый работниками совместно с работодателями; 3) международно-правовой, образуемый общепризнанными принципами и нормами международного права (см. ст. ст. 8 - 10, 423 ТК и комментарии к ним).

В ч. 1 ст. 5 ТК приведен перечень источников норм трудового права, которые содержатся в актах, создаваемых российскими органами публичной власти и работодателем. Перечень выстроен в иерархическом порядке в зависимости от юридической силы входящих в него актов, в числе которых юридическим верховенством обладает наряду с Конституцией РФ трудовое законодательство, включающее ТК РФ и иные федеральные законы, содержащие нормы трудового права. Низшую же ступень в этом перечне занимают нормативные правовые акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты работодателя. Перечень актов, наполняющих договорно-правовой блок, приведен в ч. 1 ст. 9 ТК (см. ст. 9 ТК и комментарий к ней).

2. Юридическое верховенство, принадлежащее ТК в системе нормативных правовых источников трудового права, проявляется в том, что нормы трудового права, содержащиеся в любом другом нормативном правовом акте, должны всегда соответствовать ТК (ч. 3 ст. 5), все другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, подлежат приведению в соответствие с ТК (ч. 2 ст. 422), при противоречии норм ТК нормам иных федеральных законов применяются нормы ТК (ч. 4 ст. 5), если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК, то он применяется лишь при условии внесения соответствующих изменений в Кодекс (ч. 5 ст. 5). Тем самым нормам ТК в системе российского законодательства придан приоритет в регулировании социально-трудовых отношений в сравнении с любыми другими законами федерального или регионального значения.

3. Юридическое верховенство ТК распространяется на все подзаконные нормативные правовые акты, включая указы Президента РФ (ч. 6 ст. 5), постановления Правительства РФ (ч. 7 ст. 5), нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ч. 8 ст. 5), нормативные правовые акты субъектов Федерации (ч. 9 ст. 5), акты органов местного самоуправления (ч. 10 ст. 5) и локальные нормативные акты работодателя. Особенностями данного блока источников норм трудового права являются присутствующие в нем региональные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, обладающие согласно ч. 9 ст. 5 ТК меньшей юридической силой, нежели федеральные законы, указы Президента РФ и другие федеральные нормативные акты, включая постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также локальные нормативные акты, принимаемые непосредственно самим работодателем (см. ст. 8 ТК и комментарий к ней).

Консультации и комментарии юристов по законодательной системе РФ

Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
- трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
- иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс. Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Общее представление о нормативных актах трудового законодательства

Характерные признаки нормативного акта трудового законодательства:

  • властно-волевой характер;
  • является общеобязательным;
  • регулирует трудовые и связанные с ними правоотношения;
  • имеет четкую структуру;
  • отражают специфику отрасли;
  • его действие обеспечивается государством;
  • в создании могут принимать участие работодатели и работники;
  • нарушение нормативного акта влечет за собой юридическую ответственность.

Нормативные акты трудового законодательства представлены законами, указами, постановлениями, приказами, распоряжениями, инструкциями, соглашениями, договорами.

Нормотворческая деятельность осуществляется федерльными органами законодательной и исполнительной власти, региональными органами власти, ведомственными структурами, муниципалитетами, работодателями.

Все нормативные акты трудового законодательства взаимосвязаны и образуют систему трудового законодательства, для которой характерны такие признаки, как наличие нескольких уровней, большое количество нормативных актов подзаконного характера.

Виды нормативных актов трудового законодательства

Среди нормативных актов трудового законодательства могут быть выделены:

  • законодательные акты,
  • подзаконные нормативные акты;
  • коллективные оговоры и соглашения;
  • локальные нормативные акты.

Основным видом трудового законодательства являются законы. Конституция РФ является основным законом страны, имеющим прямое действие . В ней предусмотрены нормы, регулирующие права граждан России в области труда.

Высшей юридической силой в рамках трудового законодательства наделен Трудовой Кодекс Российской Федерации.

Определение 2

Трудовой Кодекс РФ – кодифицированный правовой акт, систематизирующий нормы трудового права, целью которого является регулирование трудовых правоотношений и отношений, непосредственно с ними связанных.

Замечание 1

Все прочие правовые акты, входящие в состав трудового законодательства, не должны противоречить положениям ТК РФ.

Важное место в структуре трудового законодательства РФ занимают федеральные законы. Например, «О занятости населения в Российской Федерации». Действие этих законов распространяется на всю территорию Российской Федерации.

Регионы России наделены правом принимать законы, регулирующие трудовые отношения на территории субъекта РФ. Содержание этих законов не должно противоречить федеральному законодательству.

К подзаконным актам, входящим в состав трудового законодательства относятся Указы Президента РФ, Постановления Правительства России и правовые акты муниципальных органов управления. Среди подзаконных актов высшей силой обладают президентские указы. Постановления Правительства и различных ведомств (министерств и служб) в области трудового права издаются в соответствии с их компетенцией. Постановления Правительства, как правило распространяются на всю страну, а правовые акты министерств и ведомств имеют отраслевой характер.

Правовые акты в сфере трудовых отношений, принимаемые муниципалитетами, действуют только на территории конкретных муниципальных образований.

Специфика трудового законодательства заключается в наличии такого уровня регулирования, как конкретная организация.

Определение 3

Локальные нормативные акты – это вид трудового законодательства, направленный на регулирование трудовых отношений в рамках одной конкретной организации.

Их значение заключается в том, что регулирование трудовых отношений на уровне одного отдельного предприятия, позволяет конкретизировать нормы трудового законодательства и тем самым повысить уровень правовой защиты работников.

  • Профессиональный стандарт "Специалист по управлению персоналом" утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.10.2015 № 691н
  • По приему на работу

    • Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы , перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29
  • По трудовым книжкам и кадровому делопроизводству

    • Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225
    • Инструкция по заполнению трудовых книжек утвержденная Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69
    • ГОСТ Р 6.30-2003. УНИФИЦИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ. УНИФИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ Обратите внимание, скоро взамен ГОСТа 6.30-2003 начнет действовать ГОСТ Р 7.0.97-2016. Дата введения его в действие переносится, отследить ее можно на официальном сайте Росстандарта gost.ru
    • Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 №1
    • Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 N 477
    • ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст)
  • О персональных данных и коммерческой тайне работодателя

    • О персональных данных. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ. С последующими изменениями
    • О коммерческой тайне. Федеральный закон РФ от 29.07.2004 № 98-ФЗ. С последующими изменениями
  • Об отпусках и других видах времени отдыха

    • Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Постановление Правительства РФ от 11.12.2002 N 884
    • Постановление Правительства РФ о ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках от 14.05.2015 N 466
    • Постановление Правительства РФ о переносе выходных дней в 2015 году от 27.08.2014 N 860
    • Постановление Правительства РФ о переносе выходных дней в 2016 году от 24.09.2015 N 1017
    • Постановление Правительства РФ о переносе выходных дней в 2017 году от 04.08.2016 N 756
    • Постановление Правительства РФ о переносе выходных дней в 2018 году от 14.10.2017 N 1250
  • О рабочем времени

    • Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.08.2009 N 588н
  • О командировках

    • Положение об особенностях направления работников в служебные командировки утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749
  • Об оплате труда, средней заработной плате

    • О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время. Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 554
    • Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922
    • О минимальном размере оплаты труда. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
  • О материальной ответственности

    • утвержденные Постановлением Минтруда от 31.12.2002 N 85
  • Об архивной работе

    • Об архивном деле в Российской Федерации. Федеральный закон N 125-ФЗ от 22.10.2004
    • Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения" утвержденный Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558
    • Основные Правила работы архивов организаций одобренные решением Коллегии Росархива от 06.02.2002
    • Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях утвержденные приказом Минкультуры России от 31.03.2015 N 526
  • О должностных обязанностях

    • Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержденный Постановлением Минтруда от 21.08.1998 N 37
  • О воинском учёте в организации

    • Положение о воинском учете утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719
    • Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях
  • О работниках, занятых на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеющих особый характер работы

    • Инструкция о порядке применения списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. утв. Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 21.11.1975 N 273/П-20
    • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы. Приказ Минсвязи РФ от 08.09.2003 N 112
  • О вахтовой работе

    • Основные положения о вахтовом методе организации работ. Утв. постановлением от 31.12.1987 N 794/33-82 Минздрава СССР и Секретариатом ВЦСПС
  • О работе женщин, лиц с семейными обязанностями

    • Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 N 162
    • Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей. утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 N 1012н
    • Положение об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 N 1100
    • О государственных пособиях гражданам, имеющим детей. ФЗ РФ от 19.05.1995 N 81-ФЗ
    • О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, уволенных в связи с ликвидацией организации. Указ Президента РФ от 05.11.1992 N 1335
    • Порядок предоставления отпуска работникам, усыновившим ребенка. Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 N 719
    • Гигиенические рекомендации к рациональному трудоустройству беременных женщин" утв. Госкомсанэпиднадзором России 21.12.1993, Минздравом России 23.12.1993
    • СанПиН 2.2.0.555-96. 2.2. Гигиена труда. Гигиенические требования к условиям труда женщин. Санитарные правила и нормы" утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28.10.1996 N 32
    • О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе
  • О несовершеннолетних работниках

    • Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет. Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 N 163
  • О работе руководителей

    • О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий. Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 N 234
    • Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий. Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 2
  • О работниках районов Крайнего севера и приравненных местностей

    • О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-I
    • Разъяснение О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутско утв. Постановлением Минтруда РФ от 16.05.1994 N 37
  • О медицинских работниках

    • О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности. Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 N 101
    • О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа. Постановление Правительства РФ от 12.11.2002 N 813
    • Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сёстрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях. Постановление Правительства от 30.12.1998 N 1588
  • О педагогических работниках

    • Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Утв. приказом Минобразования РФ от 11.05.2016 N 536
    • Постановление Правительства РФ о ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках от 14.05.2015 N 466
    • Порядок предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года. Утв. приказом Минобразования РФ от 31.05.2016 N 644
    • Правила проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования утв. Приказом Минобрнауки России от 07.06.2017 N 500
    • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования". Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 N1н
    • О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя. Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2006 г. № 548. И постановление Правительства РФ от 30.12.2005 N 850
  • О работниках транспорта

    • Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2008 № 16 утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15
    • Положение о порядке регистрации в территориальных органах Федеральной службы по труду и занятости трудовых договоров, заключенных при посредничестве организаций по найму и трудоустройству моряков, с российскими гражданами, иностранными гражданами и лицами и лицами без гражданства для работы в составе экипажей морских судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации. Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 08.12.2009 N 962н
  • О работниках - иностранцах

    • Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства. Постановление от 14.12.2007 N 86 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ
    Похожие публикации