Отпевание усопшего: порядок и правила. Кого не отпевают в церкви

Строка поиска: самоубийство

Найдено записей : 86

Здравствуйте, 23 сентября будет 40 дней, как умерла моя подруга. Причина смерти - падение с высоты с непонятными намерениями, до сих пор не готовы результаты следственного эксперимента. Ведется следствие, батюшка отказался ее отпевать. Я ее хорошо знала и уверена, что это не самоубийство. Она мне снится постоянно, куда обратиться, чтобы ее согласились отпевать?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Сначала дождитесь официального заключения следствия. А уже по его результатам будете действовать. Если будет доказано, что ей никто не помог упасть, а она сделала это сама, то отпевание невозможно, самоубийц не отпевают. Исключения составляют те случаи, когда есть доказательства невменяемости человека на этот момент жизни. Для этого понадобится соответствующее медицинское заключение и благословение архиерея. Если следствие докажет, что имело место убийство или смерть от несчастного случая, то любой священник совершит отпевание и без специального разрешения архиерея.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Сложилась такая ситуация. Я крестился в 16-летнем возрасте 25 лет назад. Крестный погиб, по официальной версии - самоубийство, хотя для родных и близких, а также очевидцев, это не так. Крестная не то, что общаться не хочет, а даже судилась со всей моей родней и периодически угрожала мне. Крестный был мне родным дядей. Ну, да Бог ей судья. Как поступить мне, я не могу вспомнить своего имени, под которым крестился, под настоящим тогда не крестили. Креститься дважды нельзя, а в церкви я должен знать свое имя, спросить не у кого. Заранее благодарен.

Анатолий

Анатолий, во время крещения имя меняют только в том случае, если оно не православное. Так было всегда. У Вас – имя православное. Так что, я думаю, Вас крестили с тем именем, которое у Вас есть, Анатолий, и не надо ничего придумывать.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! скажите пожалуйста, для чего проводят обряд отпевания? Ведь если человек при жизни жил вне Христа, то он в Рай не попадет, то есть этот обряд бесполезен? Спасибо.

Сергей

Сергей, отпевание - это молитва родственников, близких и Самой Церкви, в лице священника, о прощении грехов усопшего. Это прошение, обращенное к милосердию Божию, чтобы Господь упокоил душу усопшего в местах радости и не помянул его злых дел, содеянных при жизни. Конечно, для посмертной участи души определяющую роль играет то обстоятельство, прожил ли человек на земле жизнь благочестивую или нет, и отталкиваясь от этого старообрядцы, например, отказывали в отпевании тем, кто не ходил в церковь, но на самом деле не наше дело уже здесь вершить суд над человеком - Божие милосердие огромно, а Его премудрость превосходит всякое человеческое рассуждение. Поэтому отпевать надо всех усопших, принадлежавших к Церкви, за исключением тех, кто сознательно покончил жизнь самоубийством, и тем самым восстал на промысел Божий о себе и попрал все Его благодеяния, содеянные для спасения души человека. Для всех душ молитва, совершенная на отпевании, приносит утешение и облегчение.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. В 1997 году моя бабушка совершила самоубийство в доме моего дедушки. Он спокойно живет там один, а я, когда приезжаю, постоянно чувствую присутствие некой третьей сущности из-за чего не могу там оставаться ночевать. Для меня проще влезть в котел с кипящим маслом, чем пережить ночь в таком доме. Однако по стечению обстоятельств я должен жить там порядка трех недель. Что делать?

Всеволод

Всеволод, жилище христианина, конечно же, должно быть освящено, поэтому, если дом не освящали, то пригласите священника, пусть он сделает это. Я думаю, уже благодаря этому Вы увидите большие перемены в духовной атмосфере дома, а возможно, и навсегда избавитесь от неприятного ощущения.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, если совершить самоубийство на Пасху,то что?

Инна

Если совершить самоубийство в день, когда все празднуют освобождение от смерти, то получится еще больший грех. Поверие, что умерший на Пасху автоматически попадает в рай, не соответствует действительности.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! Можно ли подпускать к себе, ходить вместе в церковь, в музеи и общаться с молодым человеком, у которого есть девушка? "Встречается" он с ней 1,5 года. Меня зовет в тайне от нее, и мне за ее спиной говорит о своей влюбленности. Девушку очень жалко, так как она ничего не подозревает. Молодой человек очень хороший, просто слабовольный. Сердечно благодарю!

Мария

Знаете, Мария, все блудники "обаятельные" и "хорошие", но от этого общение с ними не перестает быть духовным самоубийством. И еще, человек, вступающий в предосудительную связь, уже предполагает в скором времени предательство. И с каждым разом, с каждой новой связью, будет только укрепляться в этом качестве. То, что Вы назвали "слабовольностью", на самом деле элементарная безнравственность. Предавший однажды, будет предавать всегда, если только не раскается и не возьмется всерьез за свое спасение. Выводы делайте сами.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Я русская, вышла замуж за мусульманина, прожила с ним 2 года. Его посадили в тюрьму на 14 лет. Я была некрещеная, но и мусульманство не принимала. 7 лет, видит Бог, я не видела других мужчин, ездила по возможности с детьми к нему. Год назад на работе я стала общаться с мужчиной (работаю в детском доме), он на 16 лет старше меня, воцерковленный. Я стала задумываться о своей жизни, и поняла, что должна и хочу покреститься, что живу не правильно. Уговорила мужа (не хотела без его разрешения) и покрестилась. И с этим человеком я продолжала общаться, сначала это общение было абсолютно непорочным, чистым. Со временем стали понимать, что мы друг для друга не просто коллеги. Наши пороки сделали свое дело и мы согрешили. Каялись много раз. Спустя полгода мой муж покончил жизнь самоубийством, находясь в тюрьме (к сожалению, он и там продолжал заниматься преступной деятельностью). И вот теперь прошло полгода, как он умер, мы общаемся с тем человеком (конечно, близости между нами теперь нет) и хотим обвенчаться. И вот какой у меня вопрос, не будет ли это узакониванием блуда, ведь когда-то мы согрешили? Спасибо.

Ольга

Дорогая Ольга, то, что Вы согрешили прелюбодеянием, не должно препятствовать Вашему вступлению в брак с этим человеком. А вот разница в возрасте может серьезно помешать нормальному браку. Подумайте серьезно, помолитесь и примите решение. Помоги Вам Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Почему у церкви такая принципиальная позиция по поводу отпевания самоубийц? Мне кажется, что это не совсем справедливо. Например, как родители подростка, покончившего жизнь самоубийством, могут поверить в Бога, если церковь отказывает им даже в отпевании? Если православие считает себя религией добра, оно должно бороться за душу каждого православного человека.

Никита

Никита, а вот раньше таких вопросов, скорее всего, не задавали, люди в Бога верили, и на Церковь не роптали, сами понимали, что дело в таком случае – плохо. А сейчас уж и не знаешь, как наших одичавших людей привести ко Христу, тем более, если у них в семье такое горе. Вот и снисходит Церковь, видя все это. Снисходит почти уже до невозможного. И если есть хоть какая-то мало-мальская возможность оправдать этот поступок, если есть хоть какая-то малая зацепка, чтобы сказать, что человек тот не хотел, да так вот получилось, и сделал это в состоянии аффекта или болезни, то Церковь спешит отпеть, надеясь на бесконечное снисхождение Божие к усопшему и чтобы родные его, действительно, утешились.

игумен Никон (Головко)

Почему самоубийство признается церковью грехом? И что ожидает человека, совершившего этот поступок? Какая участь в посмертии?

Матвей

Матвей, самоубийство является грехом, потому что это восстание на промысел Божий, сознательный отказ от вечной жизни и всех даров милости Божией. Участь таких душ после смерти самая печальная.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Моя душа хочет мистики... Меня уже 5 лет не покидает мистическое чувство. Мне хочется колдовать, играть с зеркалами и свечами. Но Библия, как известно, все это отвергает. И поэтому я постоянно разрываюсь между верой и сладострастными желаниями души. Иногда они бывают сильнее моей веры. Подскажите, что делать в такой ситуации? Вся надежда на Вас.

Сергей

Здравствуйте Сергий. Мистицизм - это влезание в форточку, когда рядом есть открытая дверь. Это даже еще очень оптимистическая картинка. В действительности же это - духовное самоубийство. Добровольное и осознанное вручение своей души в руки демонов- мучителей. Мир сотворен Богом. Бог основа и фундамент всего бытия. Святитель Григорий Палама называет Бога даже природой всего сущего. Бог есть фундаментальный закон всей природы, и нашей, и окружающего мира. Но Он не есть мир, мир не тело Божие. Магическое сознание исходит как раз из того, что оно представляет себе Бога пантеистически, безличностно, как некую силу или энергию мира. И эту силу стремится заклясть, заговорить, подчинить себе, чтобы комфортнее устроиться в этой жизни. Другими словами, мистицизм - это извращение природы сотворенной Богом, нарушение закона бытия, которым является сам Бог. Вот почему христианство категорически отвергает магизм и мистицизм во всех их проявлениях, а не потому, что это где-то написано. Хотите познать Истину, хотите пережить реальность присутствия Господа Бога в вашей жизни? Входите в дверь, не лезьте в окно. Церковь как раз и есть эта дверь. В Церкви есть все средства, и научение, и законные, безопасные для души способы, чтобы осуществить высшее предназначение человека: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5.48) . И, самое главное, из области средств - как раз, прежде всего, не теория, а практика. Т. е. жизнь по заповедям Евангельским. Это средство доступно всем, и грамотным, и не грамотным, и старым, и юным. Ставьте перед собой маленькие задачи на каждый день. Например, прочитали Вы небольшой отрывок Евангелия, а там говорится: "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф.7.1) . Понятно, значит весь день буду жить по этой заповеди. Вот тут-то и происходит соприкосновение с самим собой, таким, каков я есть на самом деле, а не таким, какого я себе себя изобразил. Начинается познание своей духовной болезни, а вместе с тем и понимание того, что без Бога я ничто, и если Он не придет мне на помощь, то я неизбежно пропаду в бездне своих страстей и грехов. Начинается искреннее обращение человека к Богу с покаянием, с молитвой о помощи: "Господи, помилуй меня, избавь меня от постыдных моих страстей". "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Бедный я человек! (Рим.7.19,24)". И Бог приходит. И это не чувственное мистическое переживание, а простая реальность, как глоток свежего воздуха после смрадной душегубки. Какие карты, какие зеркала со свечами! Ничто не может сравниться с реальностью переживания присутствия Бога в жизни человека.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, я нахожусь в блуждении, не знаю, что делать. Я недавно встретил девушку, у нее другая вера "свидетели Иеговы", но мы любим друг друга очень сильно, и она меня тоже, но мы не знаем, как быть, она говорит, что хочет быть со мной, но для нее очень важно, чтобы и я был в ее вере. Но я православный, крещеный, я не могу! Посоветуйте, как нам быть? Но и она не может принять мою веру, потому что она сильно верующая, и для нее очень важно это.

Евгений

Вы знаете слова Господа: "если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную". (Мф.18.9) Отречение от веры по сути духовное самоубийство. Не Бога вы обидете этим, а себя убьете, причем без всякой надежды: "хула на Духа не простится человекам" (Мф.12.31). Попытка построить отношения на паритетных началах вряд ли будет удачной. Знаю несколько семей, где супруги принадлежат к разным христианским конфессиям, и им очень непросто. А иеговисты и вовсе не христиане, причем к православию относятся крайне враждебно. Зачем Вам дома Сталинград? Помолитесь Господу, выскажите все, что наболело. Скажите: "Господи, в руки Твои вручаю душу мою". Доверьтесь Богу. Если Ему будет угодно, чтобы девушка эта спаслась через Вас, она придет к Вам. Храни Вас Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка. Мой отец в 1971г. покончил жизнь самоубийством. Мама, по молодости, тайно отпела его в церкви. Мой старший брат всю жизнь страдает болезнями и в личной жизни большие проблемы. Младшая сестра в браке всю жизнь очень несчастна, и ее дети болеют серьезными болезнями. Я несчастливый в личной жизни и начал серьезно болеть. Скажите, связано ли это с тайным отпеванием и что надо делать? Спасибо.

Николай

Нет, Николай, никак не связано, причины этих неприятностей нужно искать в собственном духовном несовершенстве: Господь через болезни и скорби учит нас не прилепляться к земным вещам, а думать о небесном и уповать на Него. Мы же, к сожалению, этих уроков не принимаем и ропщем на свою "горькую" участь.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. У меня большое горе, мой сын покончил жизнь самоубийством в 34 года, в последние годы уже все знали, что он душевно болен, но пойти к психиатру никак не могли уговорить. Так как нет справки, его не отпевали, я постоянно читаю молитву о погибшей душе, всегда подаю милостыню, птичек кормлю. Но ведь Бог все видит, ему же справка не нужна, он же знает, что сыночек мой болен был. А недавно, через неделю после 40 дней, мужу сон приснился как наяву, что мы втроем (Сережа между нами, мы его за руки держим) смотрим в окно, а к нам приближается женщина, очень большая, в красном, и они с Сереженькой улыбаются друг другу, а за ней еще одна женщина, добрая, светлая очень, будто прозрачная, а потом будто собака наша залаяла мы отвернулись на секунду, и все пропали, кроме меня и мужа. Мой муж не разбирается в иконах, но точно показал на Валаамскую Пресвятую Богородицу, только другую не узнал. Батюшка, могу я верить, что Господь увидел болезнь и простил раба грешного Сергея, что Божья Мать ему помогла, что не будет он обречен на муки? Что я еще могу сделать? Простите меня, пожалуйста, если что не так, заранее благодарна за ответ.

Елена

Конечно, Елена, Бог все видит и знает, и болезнь Им была учтена. Молитесь за усопшего с надеждой. Помоги вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Я хотела бы узнать, грешно ли, что у меня появляются такие помыслы. Когда в Евангелии я дохожу до места, где говорится, что к этому времени сатана уже вселился в Иуду, мне становится жалко Иуду, ведь наверное до этого он был не самым плохим человеком, раз Господь избрал его в число 12 своих учеников. А тут получается, что он уже действовал не от себя, а от вселившегося в него сатаны, совершил страшное предательство, самоубийство. Наверное, он никогда бы не сделал этого, но ему "не повезло", т. к. по мимо его воли им управлял сатана и погубил его. На его месте, наверное, мог оказаться и кто-нибудь другой из учеников. Я, конечно же, осуждаю его поступок, но мне жаль его загубленной сатаною души.Такие рассуждения грешны, нельзя испытывать жалость к Иуде? Мне надо каяться и рассказывать на исповеди все эти мои "философствования"?

Татьяна

Да, Татьяна, расскажите об этом на исповеди. Да и потом, Иуда добровольно впустил в себя сатану, здесь нельзя говорить, что ему "просто не повезло" или он явился какой-то жертвой истории. Все что он сделал, он сделал осознанно. И Господь это предвидел.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! У меня 14 дней назад умер отец. Он шел с дня рождения друга в очень пьяном состоянии (любил выпить), упал и умер. Все, кто его нашел, и скорая, сказали, что он захлебнулся рвотными массами (простите за подробности), т. к. лежал на спине и не смог перевернуться. Мы его отпели, подали сорокоусты, раздаем милостыню и читаем Псалтирь. Спустя две недели нам выдали заключение о смерти. Причина смерти - отравление этиловым спиртом. Получается, что он умер от алкоголя. Я слышала, что таких людей в церкви не отпевают и не молятся там за них, а приравнивают к самоубийцам. Скажите, пожалуйста, как теперь быть? Отец никогда не отвергал Бога, он даже три года назад обвенчался с мамой, о самоубийстве не помышлял. Подскажите, можно ли подавать за него записки в церкви и считается ли он самоубийцей? Спаси Господи!

Отпева́ние – совершаемый священником заупокойный чин; , посредством которого провожает усопшего в мир инобытия, молитвенно ходатайствуя о нём, испрашивая у Бога прощения его и дарования ему упокоения в . Отпевание – народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что большая часть молитв в нем поется. В отпевание именуется «последованием мертвенным».

Богослужебные книги Русской Православной Церкви содержат 6 видов последования мертвенного:
1. младенцев - для христиан не достигших 7-летнего возраста;
2. мирских человек;
3. монашеское - для монахов (в том числе иеромонахов);
4. иерейское - для лиц в иерейском сане, а также епископов;
5. архиерейское — по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963);
6. в первую седмицу Пасхи.

В чём смысл отпевания?

В службе погребения есть три основных темы: тема обязательной молитвы за усопшего, тема памяти смертной и - надежда на воскресение. Евангельское чтение на отпевании и апостольское - говорят именно о воскресении!

На какой день совершается отпевание?

Отпевание cовершается в храме, обычно на третий день после ; первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.

В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.

Как совершается отпевание?

Совершается отпевание усопшего единожды, в день его погребения. Если точно не известно – был отпет или нет умерший когда-то человек, то возможно заказать заочное отпевание. В состав чинопоследования входят , чтение и . Отпевание должно совершаться в храме. С давних времен, по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь (см. ).

Приходя в храм, следует помнить, во-первых, о том, что отпевание и нужны для молитвы. А искренне молятся обычно те, кому покойный был по-настоящему дорог, то есть близкие ему люди, те, которые переживают за душу умершего. Во-вторых, было бы хорошо, если бы стоящие в храме люди брали текст чинопоследования (можно скачать заранее в Интернете) и понимали, что поет хор. Понимание происходящего усилит молитву и поможет душе близкого.

У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в её Святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Бумажный венчик на голове покойного – символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани.

Все провожающие усопшего молятся с зажженными свечами, знаменующими Невечерний Свет вечности. При прощании целуется иконка на груди и чело () усопшего. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

Кого нельзя отпевать?

Священник может отказать в отпевании нецерковного человека или . Неверующие, атеисты, агностики, оккультисты сделали свой выбор еще при жизни. И мы должны уважать этот выбор, пусть даже он кажется нам ужасным. Встреча со Святым Богом принесёт им только мучение.

Не отпеваются некрещеные (в том числе и младенцы), инославные и иноверные, также убитые при совершении преступления и самоубийцы.

В последнем случае усопший может быть отпет, если покончил с собой в состоянии невменяемости или сумасшествия. Для этого родственники могут испросить письменное разрешение у правящего , подав ему прошение с приложенным медицинским заключением о причине смерти их близкого.

Можно ли отпеть в морге?

Можно ли отпеть заочно?

Возможно, но только в исключительных случаях (когда тело не найдено, погребено другими людьми, или до обращения желающих отпеть к Богу).

Даёт ли отпевание гарантию спасения?

Бессмысленно отпевать человека, который при жизни не исповедовал . Отпевание не является «пропуском в Рай», магическим актом, при котором усопшему автоматически прощаются грехи или его душа обязательно попадёт в Царство Божие. Одновременное отпевание нескольких покойных не является нарушением богослужебных правил.

Чем ещё можно помочь душе усопшего?

Чем отпевание отличается от «обыкновенной» молитвы за усопшего?

В наше время нередко приходится сталкиваться с недоумением: если Бог слышит и отвечает на наши молитвы вообще, то конечно же, отвечает и на молитвы об усопших; для чего же тогда существует чин отпевания? неужели Богу недостаточно «простых» молитв?

Следствием недопонимания смысла и важности отпевания умерших является то, что многие относятся к этому действу всего лишь как к формальному, старинному, народному обряду, не более значимому, чем, например, поминальное застолье или обычай бросать мелочь в могилы.

Другие, напротив, подходят к этому действию механически или магически, полагая, что коль скоро отпевание совершено, то усопший автоматически удостоится высших Небесных Даров.

В действительности ни первое, ни второе суждение не отвечает подлинному характеру и целям христианского отпевания.

По большому счёту отпевание является таинством (хотя и не именуется Церковным в строгом значении этого слова). Как таинство оно включает в себя последовательный ряд символических действий и молитв. Кроме того, во время отпевания читаются псалмы, Апостол, Евангелие.

Это помогает участникам таинства лучше настроиться на молитвенный лад, способствует более искреннему, сосредоточенному, напряженному молению. Этому же способствует и присутствие (перед собравшимися родными, близкими, знакомыми…) гроба с телом покойного.

В отличие от частных молитв, молитвы при отпевании, подразумевающем множество прощающихся (провожающих), носят соборный характер. А где хотя бы двое или трое собраны во имя Христово, там Он посреди них ().

В знак того, что почивший был верен (в той или иной мере) Христу и предал Ему свою душу, ему на грудь кладется святая . Это - символ и знамение того, что он пребывает под покровом Христа.

Такое же смысловое значение имеет покрытие тела покойного белым покровом - саваном. Опять же, белый цвет ассоциируется со светом Христовым, нравственной чистотой.

Бумажный венчик, располагаемый на голове почившего, символизирует венец воина Христова.

Всё это вкупе благоприятно отражается на участи усопшего, в том числе сказывается во время прохождения им (его душой) страшных испытательных .

В соответствии с церковной традицией, отпевание уместно совершать на третий день после смерти. По учению ряда святых отцов, в это время заканчивается срок пребывания отделившейся от тела души на земле. Однако, как правило, продолжительность мытарств доходит до сорока суток (в земном измерении) (в условиях нынешней жизни срок погребения умерших нередко отодвигается на несколько дней в силу различных причин, как то: затягивание со вскрытием, с составлением заключения о причине смерти и пр.).

При окончании отпевания ближние отдают покойному последнее целование и прощание. Затем священник посыпает тело покойного землей; гроб закрывается и предаётся земле (в случае, если гроб закрыт, целуется крест на его крышке).

Русские люди придавали большое значение таинству смерти в соответствии с канонами православия, по которым отпевание и отпущение грехов нужно было ещё заслужить. В состав ритуала отпевания входят строго определенные чередования стихир, канона, чтение Апостола и Евангелия. Значительная часть молитв не читается, а именно поётся, поэтому обряд носит название отпевания.

Экстремалы и самоубийцы

Церковь накладывала запрет на отпевание самоубийц. Считалось, что убивая себя, человек добровольно отринул дар Божий: жизнь. Причём мнение церкви в этом вопросе могло не совпадать с официальной версией. Так, по мнению следствия, Сергей Есенин наложил на себя руки, но его отпевали, и похоронен он на Ваганьковском кладбище в Москве.

Самоубийц не только не отпевали: их не хоронили на церковном кладбище, имена таких погибших нельзя было упоминать в панихиде. Однако рекомендовались домашние молитвы, раздача милостыни и творение добрых дел в помощь душе неправедно усопшего.

В наше время могут возникнуть проблемы с отпеванием экстремалов, погибших при реализации своих отчаянных предприятий, по той логике, что человек знал что может погибнуть, но сознательно пошёл на этот риск.

Не отпевали разбойников, убийц, и другие категории, ведущие с точки зрения православия нехристианский образ жизни. Однако Православная церковь считала основной задачей спасти души людей, поэтому в случае покаяния неправедные люди получали предсмертное напутствие, которое помогало пройти через испытания, ожидающие после смерти.

Православная церковь не отпевала иноверцев, атеистов и некрещёных, включая младенцев. Младенец, умерший некрещёным, был пятном на совести родителей, поэтому детей крестили как можно раньше. Особый обряд совершался над детьми до семи лет, умершими после крещения. Их души считаются безгрешными, детей отпевают только с молитвами о принятии в Царство Божие. Также священник молится об утешении родителей ребенка и о том, чтобы безгрешная душа стала заступником перед лицом Господа за души своих родных и близких.

Особые варианты отпевания

Считалось большим несчастьем умереть без церковного напутствия. Таким образом душа умершего лишалась посмертного покоя и возможности встречи в близкими в «горнем мире».

Благой милостью Господней считалась смерть в глубокой старости, в кругу семьи, после исповеди и отпущения грехов. Среди князей и аристократии было в обычае предсмертное пострижение в монашество. Схиму принимали с целью снискать покой своей душе. Похороны происходили не под тем именем, с которым человек прожил всю жизнь, а под монашеским, полученным на смертном одре. Этот обычай пришёл на Русь из Византии – считалось, что схима облегчает расплату за земные грехи, невольно совершаемые власть имущими.

Считалось, что за умерших «правильно», надо радоваться – ведь человек благодаря своей праведной жизни и смерти поднялся к Божественному престолу. Однако далеко не всегда имелась такая возможность. Внезапные смерти без покаяния и причащения на Руси случались довольно часто. Спустя какое-то время после сражений местные крестьяне находили останки погибших, нередко объеденных волками, но с нательными крестиками на шее или в полусгнившей руке… Крестики передавали в церковь, и по ним было возможно идентифицировать останки. По мертвецам служили заупокойную панихиду и хоронили: воин, погибший за отчизну, несомненно был праведником, и его христианское погребение было долгом, а не милостью. Эта традиция сильна до сих пор, и существуют отряды энтузиастов, которые по историческим документам разыскивают места гибели воинов Великой Отечественной, останки по возможности идентифицируются и захораниваются.

При взятии городов вражеской армией, во время эпидемий чумы или стихийных бедствий, люди массово умирали без покаяния, и даже имена их бывали неизвестны. Таких покойников складывали в общие могилы – скудельницы, и отпевали сразу всех, молясь за их души.

Возможно было заочное отпевание в случае, если человек пропал без вести, но шансов выжить у него было крайне мало: допустим, при кораблекрушении или в дальнем походе. Если говорить точнее, заочно о погибших служится панихида, ибо отпевание подразумевает церковный ритуал над телом, которое являлось вместилищем души.

Неправильные погребальные обряды с точки зрения Церкви

В соответствии с Православной традицией, неправильными похоронами можно повредить душе человека в её вознесении на небеса. В числе таких ошибок - отголоски языческих традиций в виде помпезных погребальных торжеств, обилие венков, алкоголь на поминках. Считается, что музыка и пышные похороны отвлекают душу усопшего от её задачи перехода в Царство Божие.

Что, по православной традиции, происходит с душой в результате неправильной смерти

Если человек был праведником, жил по совести, его душа и без отпевания попадёт в Царствие небесное. Но жизнь есть жизнь, и человек всегда грешит в той или иной степени. Эти грехи задерживают душу и причиняют ей страдания. Если же человек провёл свою жизнь, совершая злые поступки - обижал близких, тиранил слабых, способствовал их преждевременной смерти – его душа может стать неприкаянной и превратиться в упыря. Такие явления в русской традиции назывались «нежить», они питались энергией живых людей и становились врагами всего живущего.

По этой же теме:

Кого Русская Православная церковь не разрешала отпевать Кого запрещала отпевать Русская Православная церковь Почему Православная церковь запрещала держать в доме собаку

Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала самоубийство как грех к смерти (1 Ин. 5:16), потому что совершивший его не имеет возможности принести покаяния в содеянном. С древности святые отцы запрещали молиться за тех, кто самостоятельно отринул священный дар Божий - дар жизни. Но в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь идет навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров, совершает заочное отпевание. А как быть с теми, о ком неизвестно, в себе был человек или не в себе. Для этого Церковью составлен молитвенный и назидательно глубокий «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Это не отпевание. Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его родным и близким протянуть руку любви и молитвенной поддержки.
Об истоках и причинах, приводящих человека к добровольному уходу из жизни, помощи Церкви этим людям и их близким в скорби и утешении наша беседа с протоиереем Сергием Дерменжи, клириком кафедрального собора в честь Воскресения Христового.

Феномен самоубийств давно известен обществу. О нем упоминается в разные эпохи и на разных континентах. Какова мотивация людей, решившихся на такой шаг?

Думаю, что в жизни такого человека сначала появляются нерешенные проблемы, а пустота в душе, которую формирует современность, только усугубляет их. Человек пытается заполнить духовную пустоту - а ведь именно душа вырабатывает наши отношения с окружающим миром - и не может. В конце концов он приходит к выводу, что жизнь бессмысленна, не имеет никакой ценности ни для себя, ни для других, и решает ее закончить, наверное, убеждая себя, что это наилучший выход из создавшейся ситуации и для него, и для окружающих. По крайней мере, в этот момент человеку так кажется.

Часто бывает, что перед принятием такого решения он чаще всего успокаивается. Родственники и знакомые наблюдают улучшения в его поведении. Существовавшие бесконечные проблемы и беспокойства будто исчезают, человек раскладывает все по полочкам - что после его ухода будут делать родственники, дети, знакомые…
К сожалению, будущий самоубийца не думает об ужасных последствиях такого поступка для родственников, не осознает огромной психологической травмы для всех его близких и знакомых.

Трудно понять решимость к акту суицида. Ведь у человека есть инстинкт самосохранения, он боится иногда простых вещей - темного помещения, высоты, закрытого пространства… И вдруг приходит к выводу подняться на крышу дома, залезть в петлю, наглотаться таблеток, вскрыть вены… Почему это происходит?

- «Отключение» инстинкта самосохранения осуществляется поэтапно. У каждого из нас есть свой порог боли и страха. Маленькие дети, например, боятся того, что не пугает взрослых. Человек сам выбирает свой путь, направляет свою жизнь в определенное русло, рамки, выстраивает ее по своему плану и доводит себя до состояния, как говорят, «залезть в бутылку». Он идет далее, но для решения всех своих проблем находит единственный выход... Самое ужасное то, что в уходе из жизни он не усматривает ничего плохого. Это, на первый взгляд, его воля, его видение, что так будет лучше. Своеобразный способ решения какой-то проблемы. То есть человек, потеряв ценности, веру, поддержку близких, доходит до какой-то черты, которую решается, в конце концов, переступить. Но это не возникает в одночасье. Предшественниками являются стрессы, депрессии, проблемы…

- Могут дойти до такого состояния верующие люди?

Нужно сказать, что подобное состояние - это большое противостояние… Самоубийцы - люди, которые противятся воле Божией. Мы не созданы для того, чтобы лишать себя жизни, мы живем для спасения. Господь любит всех нас, как своих детей, и хочет, чтобы мы жили, а не допускали мысли о самоубийстве. Если человек верующий, он понимает свое жизненное предназначение и доверяет Богу свое бытие. Жизнь набожных людей не имеет границ, т. к. она вечная. Каждый из нас находится в начале пути к этой жизни, борется с грехами, мешающими ему двигаться к Господу. Такой человек не может сойти с нужного маршрута, совершить самоубийство, разве только утратив веру.

Но если человек доведен до предела своих сил тяжелой болезнью или обстоятельствами жизни, у него нет ни желания, ни возможностей исправить ситуацию или бороться с ней. Такие люди теряют душевное равновесие, их поведение не совсем адекватное, они, можно сказать, психически неуравновешенны, травмированы. Не является ли это состояние оправданием такого поступка? Ведь Церковь отпевает душевнобольных людей, покончивших с собой?

Есть разные ситуации. Бывает, человек своей греховной жизнью доведен до состояния, когда он не понимает, что происходит, у него меняется восприятие реальности. Это состояние одержимости бесом, жертва не может видеть и адекватно оценивать свои поступки. Но развивается все, конечно же, не сразу - не за три секунды человек совершает суицид. Воля постепенно порабощается греховными страстями, и он принимает решение под действием темных сил.

Есть два пути, о которых нужно сказать.

Это путь человека неверующего, когда говорят, что он может распоряжаться своей жизнью. Например, если речь идет об аборте и от женщины зависит жизнь ребенка. Во время суицида якобы человек имеет право наглотаться таблеток или подписать документ об эвтаназии. Для таких людей словно наступает конец мира, в их понимании, что от жизни взято все, все испробовано, больше ничего нет и т. д.

Но есть и другой путь. Так, многие даже в сложнейших ситуациях уходили из жизни по-христиански. Например, мои знакомые, зная о смертельном, неизлечимом недуге, достойно закончили свою жизнь, решив все проблемы -дела на работе, в семье, дописав незаконченную книгу. Они покинули этот мир в тишине и спокойствии, так как знали, что для христианина конец жизни - это переход в вечность, где не темнота и ужас, а радость соединения с Богом, со своими родственниками и близкими. Конечно, мы понимаем, что по нашей греховности не сможем попасть в те места, где пребывают души наших родственников. Все боятся этого, но есть надежда на милость Божию.

Очень многих потряс такой случай: свела счеты с жизнью многодетная мать. Получается, что не только инстинкт самосохранения не спас ее, но и материнские чувства куда-то исчезли?

Случай этот довольно сложный, неоднозначный, многие о нем слышали. Учитывая биографию женщины, все факторы, которые предшествовали трагедии, нужно сказать, что в ее жизни были огромные ошибки, направлявшие ее по ложному пути. Поступки многодетной матери противоречили законам страны, законам морали, нравственности, что и привело к такому концу. Она имела множество мужей, некоторые браки не регистрировала или узаконивала ради получения денег от государства, попадала под акты насилия со стороны мужчин, имела финансовые проблемы, в которых была виновата и сама, и ее бывшие мужья.

И, конечно же, нарушала законы духовные. Была совершенно далека и от Церкви, и от заповедей Божиих. Безусловно, она пыталась как-то растить своих детей, жить по закону совести, но множество жизненных ошибок привели к такому печальному результату. Ее душевное, нравственное состояние оставалось незаметным для родственников, или же они ничего аморального не видели в ее жизни. В конце концов, родственники отказывались верить в самоубийство - они утверждали, что это убийство и она не виновата в том, что дошла до такого состояния. Действительно, решившись на это, женщина была совершенно спокойной - договорилась о крещении своих детей, наверное, позаботилась и о том, кто их возьмет на воспитание и т. д. Она обдуманно совершила этот ужасный поступок.

Поэтому хочется спросить: можно ли как-то заблаговременно предупредить намерение человека совершить подобное? Если вы говорите, что человек, наоборот, успокаивается, то получается, что остановить и помочь таким людям невозможно?

Думаю, что главная причина тех или иных поступков человека - в наборе его основных жизненных ценностей. Если для него заповеди Божии, страдание родственников, близких, детей, которые будут переживать после его ухода, не важны, то и сама жизнь не представляет для такого человека ценности. С юридической точки зрения, уход из жизни не является преступлением, но это злодеяние со стороны Закона Божьего. Возьмем, к примеру, людей, совершающих преступление. Если бы они знали последствия, скажем, ограбления, сроки пребывания в тюрьме, вряд ли решились на неблаговидный поступок.

Мы же, сделав что-либо, всегда ожидаем сиюминутного результата: украли - повеселились, обманули - получили какую-то выгоду, но о дальнейшей перспективе никогда не думаем.

Люди, совершая суицид, тоже не заботятся ни о жизни вечной, ни о родственниках.

Совсем недавно покончила с собой бабушка, получив квитанцию к счету по оплате газа. Почему в таком почтенном возрасте решаются на это? С другой стороны - выбросились из многоэтажки 12-летние подростки…

Основы те же. У молодых, может, еще не сформировались жизненные ценности, понятие о смысле жизни. Но, к сожалению, сейчас многие люди даже среднего возраста, с высшим образованием не задумываются о цели своей жизни, «плывут по течению».

Уместно, на мой взгляд, вспомнить слова владыки Никона (Рождественского), записанные в его дневнике еще в начале ХХ века: «Вследствие упадка веры вообще и озлобления, как нравов, так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики. Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением, и - человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в Промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние - смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать».
Посмотрите даже на тех людей, которые ходят в церковь. Множество прихожан, к глубокому сожалению, не понимают, что происходит на богослужениях, не осознают, зачем нужны Таинства, равнодушны к тому, как нужно правильно поступать в той или иной ситуации. Формальный приход на службу, на праздники, чтобы посвятить что-либо, формальное отношение к Таинствам и к жизни приводят к тому, что человек не задумывается о своей душе, о будущем, о смысле жизни.

В итоге у людей из всего ряда ценностей остаются только сиюминутные эмоции и потребности. Если бы самоубийцы задумывались о последствиях, не говоря уже о родственниках и близких, число бы суицидов уменьшилось.

- Почему Церковь не отпевает самоубийц, ведь некоторые люди делают иногда это неосознанно, в помрачении ума?

Как бы ни возмущало это многих, но Господь не нарушает воли человека, поэтому и Церковь не должна этого делать. Священники не отпевают не потому, что не хотят совершать эти богослужения, а из-за того, что сам человек не возжелал такого. Его личное решение уйти из жизни противоречило идее создания человека Господом для жизни вечной. Бог никогда не насилует волю человека, Он не посылает насильно даже хорошее. Господь дает нам право выбора между добром и злом, между жизнью и смертью. В конце концов, мы осуществляем этот выбор всегда, каждую минуту. Если человек решил покончить жизнь самоубийством, а Церковь его будет отпевать, то мы, получается, насильно тащим жертву в Царство Небесное, даже если она этого не хочет и отреклась от самого большого дара жизни, который Господь даровал ей.

- А в принципе возможно ли отпевание самоубийц?

Только если есть какие-то доказательства того, что человек совершил самоубийство несознательно, не по своей воле, а в помрачении ума, например, в стадии психического нездоровья. К сожалению, епископ часто не имеет возможности детально разобраться в ситуации, чтобы принять решение об отпевании какого-то конкретного человека или об отказе. Иногда люди находятся, как говорят врачи, в пограничной стадии, т. е. человек еще не состоит на учете в психдиспансере, но уже ведет ненормальную жизнь, его действия неадекватны. И такие пограничные состояния всегда тяжелы для родственников, которые знают, что человек был нездоров, но документов, подтверждающих это, предоставить в милицию, священнослужителям не могут. Провести расследование у Церкви нет возможности, и в таком случае может приниматься решение об отказе отпевания.

Как помочь таким людям, как им молиться? Чем утешить родственников или близких, если в храме нельзя ни записку подать, ни свечку поставить? Как жить дальше с такой болью, с такой утратой?

В Церкви еще в 2011 году был принят «Чин утешения родственников самоубийц». Учитывая то, что человек сам для себя все решил, а для родственников это очень тяжелая травма, Церковь ввела чин такого утешительного молебна, который может послужить священник для родственников в их тяжелом состоянии.
За самоубийц не молится Церковь всей полнотой церковной, но за них, конечно же, нужно возносить молитву дома, например старца Льва Оптинского, в которой есть такие слова: «Взыщи раба такого-то и аще возможно, помилуй». Также можно просить знакомых, священника, знавшего усопшего, молиться о нем дома (и только дома!), не в храме, без привлечения церковной соборной молитвы.

Отпевание – это проводы покойного в загробный мир по пути, который будет предопределен его прижизненными поступками. Отпевание нельзя считать ключом, который откроет перед усопшим врата в Царствие Небесное, но отпустить грехи новопреставленному, в которых тот не успел исповедоваться, оно может. Разрешительная молитва в данном случае выступает как знак прощения.

Священник вкладывает в правую руку покойного свиток с молитвой. Если отпевание проходило заочно (например, когда человек умер из-за инфекционной болезни), то свиток также можно вложить в руку покойного, но при этом отпевание проходит дома или на кладбище. А если он был погребен без отпевания, то молитву можно закопать в могильный холм.

Если в вашей семье или коллективе случилось горе, то вы можете обратиться за помощью в специализированное ритуальное агентство, которое займется организацией похорон. Наше агентство предлагает полный спектр услуг в данной ситуации, а также все необходимые атрибуты для проведения похорон. На памятники и надгробия цены оптимальные, на всю остальную ритуальную продукцию тоже. В нашем лице вы найдете надежного помощника!

Кого нельзя отпеть в церкви?
Церковь позволяет отпевать не всех и руководствуется в данном случае общими православными канонами. Некоторые епархии также могут устанавливать определенные правила и не отпевать тех, кто умер в результате наркотического или алкогольного опьянения. Однако для всех епархий общим является запрет на отпевание приверженцев иной веры, а также христиан других конфессий и тех, кто не был крещен (даже маленького ребенка). Нельзя отпеть в храме мертворожденного и убитого во чреве матери младенца. За успокоение души некрещеных людей обращать молитвы к Богу могут только их родные у себя дома (келейно).

Широко известно, что не отпевают в церкви и самоубийц. Они не могут быть упомянуты ни во время церковной молитвы за Литургией, ни на панихиде. Кроме того, их даже запрещено хоронить на церковных кладбищах. Исключение архиереи могут сделать только для тех умерших, которые покончили с собой в состоянии психического расстройства либо в результате трагической ошибки (напр., человек случайно упал с высоты, отравился и проч.).

Люди, которые пожертвовали своей жизнью, чтобы спасти других, также могут быть отпеты церковью. Прошение об отпевании нужно подавать на имя архиерея. В нем нужно будет подробно рассказать об обстоятельствах смерти. Отпеть можно также и тех самоубийц, которые успели покаяться в содеянном перед смертью.

Похожие публикации